Экологическая безопасность горных территорий Республики Северная Осетия-Алания: Социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Цогоева, Фатима Бексолтановна
- Специальность ВАК РФ22.00.04
- Количество страниц 240
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Цогоева, Фатима Бексолтановна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
§1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
§2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ РЕГИОНОВ.
§3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.
§4. ПРИРОДООХРАННЫЕ ТРАДИЦИИ ОСЕТИН КАК
ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РСО-А (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ).
§1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЕ
В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ ГРАЖДАН.
§2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.
§3. ОТРАЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В МАТЕРИАЛАХ СМИ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Основания экологического образования: Филос. анализ1998 год, кандидат философских наук Ибрагимов, Ибрагим Мутелимович
Экологический императив в культуре информационного общества2003 год, кандидат философских наук Колосова, Ольга Юрьевна
Социально-философские аспекты стратегии устойчивого развития2000 год, доктор философских наук Зейналов, Гусейн Гардаш оглы
Экологическая составляющая национальной безопасности современной России: Региональный аспект2006 год, кандидат политических наук Артюхин, Олег Александрович
Коммуникативные основания устойчивого развития: Философский анализ2000 год, доктор философских наук Каландаров, Камилжан Хамутович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая безопасность горных территорий Республики Северная Осетия-Алания: Социологический анализ»
Актуальность темы. К середине шестидесятых годов минувшего века воздействие человека на природу достигло масштабов фактора эволюции. Антропогенные факторы стали преобладающей силой в изменении характеристик окружающей среды, что привело к экологическому кризису. При этом экологически опасные воздействия на природу порождены социальными механизмами, управляющими основными сферами деятельности общества. Всё чаще в научных и публицистических источниках поднимаются вопросы, так или иначе связанные с начинающей развиваться новой социально-политической концепцией обеспечения экологической безопасности человека, общества, государства, планеты. В особо экологически кризисном состоянии оказались горные территории. Происходящие природные бедствия (наводнения, сходы ледников, оползни и др.), деградация в связи с бедностью населения и отсутствием устойчивых экономических возможностей, а также нерациональная система развития - всё это негативные аспекты экологической ситуации в хрупких горных экосистемах.
Исследованию горных территорий в советские времена уделялось большое внимание со стороны академической науки. Однако комплексного интегрального подхода к вопросам развития горных территорий, по сути, не было. Этому феномену можно дать объяснение, но сейчас гораздо важнее найти пути ликвидации этого пробела, тем более что в последнее десятилетие в силу изменения общей политической и социально-экономической ситуации интерес к вопросам регионального развития и формирования реальных стратегий устойчивого развития резко возрос.
В общественном сознании Россия не воспринимается как горная страна, однако 43 субъекта РФ (из 89) имеют горные массивы и возвышенности, а общая площадь, занятая ими, составляет 53,6% всей её территории. При больших природных, исторических и социально-экономических различиях в горных регионах России сосредоточены огромные и разнообразные природные ресурсы. Многочисленные этносы, проживающие на горных территориях, демонстрируют образцы пластичной адаптации человека к сложным условиям окружающей среды. Кроме того, горные регионы обладают особой притягательностью для туристов, как российских, так и зарубежных.
В условиях глобализации рыночных отношений и активного развития транспортной доступности горные регионы испытывают всё большее давление со стороны развитых центров; типичны процессы маргинализации, депопуляции, деградации людских и природных ресурсов. Бедность и неразвитость социальной инфраструктуры, безработица - всё это создаёт условия для социальной напряжённости и конфликтов.
В настоящее время в России не существует научно обоснованной государственной политики по устойчивому развитию горных регионов. Общество не имеет объективной информации о реальных проблемах их развития и воспринимает горные страны и народы через призму карабахского, чеченского и таджикского конфликтов.
Актуальность проблемы экологической безопасности вообще и горных территорий в частности на современном этапе развития российской государственности переоценить трудно, поскольку угрозы глобальных и локальных экологических катастроф носят тотальный характер, выражающийся в ухудшении среды обитания человечества и её составляющих - земли, воды и воздуха.
Экологическую безопасность невозможно рассматривать в отрыве от социальных процессов, от деятельности государственных институтов. В свою очередь эффективность решения проблем повышения качества административно-правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности во многом зависит от детального анализа вопросов экологического обучения и воспитания граждан. Проблемы, связанные с формированием социальной экологии как особой (социологической) науки, должны решаться исходя из общественных потребностей.
В диссертационной работе обосновывается тезис о том, что наиболее рационально в условиях современной России использование элементов концепции перехода на модель устойчивого развития. Специфика такого перехода определяется особенностями российской духовности и менталитета, истории и национальных традиций, пониманием нравственных императивов и экогуманистических ценностей, своеобразием процессов демократизации общества и перехода к рынку, реализации идей национального единства, воплощения принципа социальной справедливости, нормализации экологической ситуации.
Вместе с тем переход России на модель устойчивого развития уже в ближайшее время может и не выдвинуть на приоритетное место экологические императивы, но всё же в основе его должны быть принципы, отражающие открытость вхождения в мировой процесс и, как необходимый вариант, ноосферную ориентацию, объединение человечества на рационально-гуманистических, нравственных, экологических началах.
Совокупность всех вышеперечисленных причин и обстоятельств обусловливает актуальность темы настоящего диссертационного исследования.
Социально-экологические факторы, влияющие на процессы экологической безопасности горных территорий Республики Северная Осетия - Алания являются предметом настоящего исследования.
Научная новизна работы заключается в выявлении и описании факторов, определяющих динамику и направленность процесса экологической безопасности горных территорий в РСО-А на современном этапе.
Исходя из этого, были обозначены основные направления исследования - общетеоретическое и методологическое. В общетеоретическом плане были уточнены и дополнены теоретические представления, имеющиеся в отечественной социальной экологии относительно экологизации общественного мнения. В методологическом аспекте были апробированы качественные методы исследования, позволившие скорректировать имеющиеся представления о состоянии социально-экологических интересов в регионе.
Таким образом, в предлагаемом исследовании выполнено следующее:
- раскрыто современное состояние экологической ситуации горных районов РСО-Алания, которое заключается в повышении антропогенной нагрузки на среду обитания человека и соответствующем росте отрицательных воздействий загрязненной среды, а также в социально-экономических противоречиях между стремлением местного населения к хозяйственному использованию природных ресурсов и теми ограничениями, которые необходимо соблюдать для охраны природы на данной территории;
- выявлены доминанты массового сознания, свидетельствующие о роли и значении экологической безопасности как основы национальной безопасности, характеризующие общественное мнение в РФ в целом и в РСО-А в частности;
- проанализирован процесс формирования экологического общественного сознания населения горных территорий в РСО-А с учетом социально-демографических показателей;
- обоснована важность экологизации материальной и духовной сферы деятельности населения горных районов, развития экологического сознания как части общественного и индивидуального сознания в условиях усугубляющегося обострения противоречий во взаимодействии общества и природы путём обращения к вековым традициям и опыту народной педагогики.
- рассмотрен социальный аспект обеспечения экологической безопасности страны как новая мировоззренческая доминанта в обществе, ведущий к формированию экологической культуры.
- разработаны практические рекомендации по нормализации социально-экологической ситуации в горных районах в рамках исследуемого региона.
Степень изученности темы. В научной литературе, посвященной изучению проблем экологической безопасности, накоплен достаточно интересный опыт исследования данного социального явления. Глобальные экологические проблемы уходят своими корнями в историю цивилизации и носят сложный социально-экономический характер, так как их возникновение неразрывно связано с человеческой деятельностью.
Предмет и статус социальной экологии на сегодняшний день в мировой науке является объектом дискуссии. Впервые определение социальной экологии дал Макензи (1925), который трактовал её как комплексную науку, исследующую взаимоотношения общества и природной среды с целью формирования в зависимости от конкретных обстоятельств оптимальной природо-образующей стратегии общества. В определении, сформулированном В.Д.Комаровым, обосновывается важность изучения законов взаимодействия и путей оптимизации отношений между обществом и природой.1
Вопрос об экобудущем человечества впервые в полную силу зазвучал в 70-х годах XIX века в размышлениях русского мыслителя Н.Ф.Федорова, поставившего задачу социоприродной регуляции, опередив почти на столетие человеческую мысль в этом вопросе. Очевидно, русским мыслителям больше бросалась в глаза трагическая природорасхитительная «плата» хозяйствования уже в XIX веке. Аналогичную ситуацию рассматривает в своём «Закате Европы» О.Шпенглер, вынося вердикт, лишающий будущего культуру Запада с её устремленностью к преобразованию природы. «Падение Запада» предстаёт как падение человеческой цивилизации. Близки к мрачным перспективам Шпенглера и датируемые этим же периодом времени и перспективы, описанные Н.А.Бердяевым, в которых он оценивает техногенную судьбу человечества как своеобразный техногенный Апокалипсис.
1 Комаров В.Д. Социальная экология - философские аспекты. - Ленинград. 1990.
2 Фёдоров Н.Ф. Сочинения / Общ.ред.А.В.Гулыга / Вст.статья С.Г.Семёновой. - М.: Мысль, 1982. 111 с.
В изложении В.И.Вернадского логика учения о ноосфере раскрывается в более оптимистичной тональности. С его именем связана разработка философских идей концептуального значения о взаимоотношениях человека и природы, месте человека в ноосфере. История человечества предстаёт как история становления ноосферы, где ноосфера является «восходящей фазой з развития биосферы, биосферой, ассимилированной человеческим разумом».
Первым серьёзным актом научной рефлексии по поводу перспектив развития цивилизации в западном, техногенном варианте стали научные доклады Римского клуба в конце 60-х и в течение 70-х годов (Форрестер, Печ-чеи, Медоуз, Месарович и др.). Впервые была предпринята системно-модельная попытка определения «пределов роста», подвергнута критике «экономическая философия» цивилизации как философия неограниченной экономической экспансии на Природу и неограниченного роста потребления. Впервые был поставлен под сомнение с экологических позиций идеал «общества потребления».
По мнению О.Н.Яницкого, социальная экология в своём развитии прошла три этапа: человеческая и городская экология в 1920-1930-х годах; социология экологических проблем, которые по-разному решались в США, Западной Европе, СССР - в 1960-1970-е годы. Собственно экологическая социология (социальная экология) возникла как осмысление идей Римского клуба, идей комиссии Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию («Наше общее будущее»), а также крупных глобальных или региональных изменений и событий (катастроф), появившихся под совокупным воздействием индустриализации, урбанизации и роста народонаселения.
Для социологического осмысления темы исследования большое теоретико-методологическое значение имеют работы общесоциологического характера. Таковы работы зарубежных социологов и философов: М.Вебера, О.Конта, Э.Дюргкейма, Т.Парсонса, а также российских учёных П.Сорокина,
3 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. - М.,1944.
В.Афанасьева, Н.Бердяева, В.Вернадского, В.Иванова, М.Острогорского, Г.Осипова, Р.Яновского и др.
В работах А.С.Богомолова, А.М.Каримского, Ю.К.Мельвиля, Н.Е.Покровского, Н.С.Юлиной исследованы те философские направления, которые стали мировоззренческой основой, идейным ориентиром для социально-экологического теоретизирования в социологии.
Рассмотрению общих вопросов взаимодействия общества и природы, специфики социальной экологии как самостоятельной дисциплины, её основных задач и перспектив развития уделяют внимание Э.В.Гирусов, А.А.Горелов, С.П.Баньковская, В.А.Лось, Д.Ж.Маркович, Н.Н.Моисеев, Н.Ф.Реймерс, И.А.Сосунова, Ж.Т.Тощенко, А.Д.Урсул и другие отечественные учёные. Э.В.Гирусовым была сформулирована необходимость соответствия социальной деятельности и экологических законов. Н.Н.Моисеевым выдвинуто понятие экологического императива. Н.Ф.Реймерс написал «Экологический манифест», в котором фактически обозначил проблему преодоления искажений в «картинах мира» информационного общества как экологическую.
В мировой научной литературе существует множество концепций, пытающихся объяснить механизмы взаимодействия общества и природы. Среди наиболее известных авторов можно назвать учёных, представляющих несколько течений: П.Диккенс, У.Бек (марксизм и неомарксизм), Д.Дюкло (символический интеракционизм), Ф.Боттэл (конструктивизм), а также представители постмодернизма самых различных направлений.
В данной работе первостепенное внимание уделяется тем реальным социальным процессам, из которых складывается жизнь сотен миллионов людей и без рассмотрения которых экологическую безопасность как важнейшую составляющую социальной экологии невозможно отделить от смежных дисциплин, рассматривающих эти проблемы. Поэтому структура диссертационного исследования наряду с общей характеристикой экологической ситуации с точки зрения безопасности включает изучение аспектов социопри-родной сущности человека, экологической морали и культуры, информационно-правового обеспечения, тенденций развития современного общества. Одним из наиболее действенных и необходимых инструментов регулирования соотношения интересов общества и природы являются экологические традиции общества, в частности североосетинского.
Современная российская реальность на этапе глобализации требует новых подходов к разработке актуальных проблем социально-экологического развития, новаторских предложений, исследовательских решений. К сожалению, пока ещё малоисследованными остаются механизмы взаимодействия общества и природы в период перехода к рыночной экономике. Сложность процесса формирования и функционирования социально-экологических отношений в условиях горных территорий предполагает использование системного подхода к изучению данной проблемы в сочетании с другими эффективными методами исследования.
Несмотря на имеющуюся обширную литературу, многие вопросы, особенно связанные с современным состоянием проблемы, нуждаются в постоянном обновлении позиций, усилении аргументации. Изменяющаяся ситуация требует всестороннего учёта новых обстоятельств, осмысления разнообразного опыта, выявления ключевых позиций. Исходя из этого формулируются цели и задачи настоящего исследования. Основная цель исследования заключается в изучении и анализе процессов экологической безопасности горных территорий в Республике Северная Осетия-Алания. Достижение поставленной цели возможно при решении следующих теоретических и практических задач, в числе которых:
- рассмотрение сущности и содержания процесса экологической безопасности PCO-Алания в современных условиях;
- изучение комплекса факторов, определяющих характер и направленность устойчивого развития горных территорий РСО-Алания;
- выявление особенностей характера и механизма воздействия социокультурного фактора на процесс экологической безопасности горных территорий в РСО-Алания;
- определение специфики природоохранных традиций осетин как основы формирования экологической культуры;
- исследование информационно-правового обеспечения экологической безопасности горных территорий в североосетинском обществе;
- разработка теоретико-методологические рекомендаций органам государственного управления по оптимизации процесса экологизации общественного мнения РСО-Алания с учётом объективных социальных условий в республике.
Указанными задачами определяется структура диссертации, которая строится по проблемному принципу и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Концепция устойчивого развития и перспективы государственности: Философско-методологический анализ2001 год, доктор философских наук Кушнаренко, Игорь Анатольевич
Управление социально-экологической средой в условиях современной общественной трансформации в России: Социологический анализ на примере РСО-Алания2003 год, кандидат социологических наук Урусова, Жанна Иссаевна
Экологическая культура как фактор устойчивого развития региона2005 год, кандидат культурологии Каргаполова, Олеся Евгеньевна
Основные проблемы и тенденции в развитии социальной экологии в современной России: 1990-2000 гг.2003 год, кандидат исторических наук Кулакова, Наталья Александровна
Коэволюционная парадигма формирования социоприродных систем: Философско-методологический анализ2004 год, кандидат философских наук Салов, Евгений Иванович
Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Цогоева, Фатима Бексолтановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная эпоха характеризуется всё более нарастающей необходимостью соблюдения экологического императива, то есть жесткой необходимости соблюдения природных экологических законов и ограничения хозяйственной деятельности человека пределами экологической емкости природных экосистем. Экологическая безопасность ориентирует международное сообщество на необходимость признания объективной реальности: природа планеты является не только физической средой, в которой развивается человечество, не только источником ресурсов для получения материальных и духовных ценностей, но в первую очередь основой существования жизни. Нарушение целостности природной среды, снижение уровня разнообразия компонентов биосферы неминуемо ведут к обеднению в целом биоразнообразия, к подрыву естественных условий развития человечества, к нарушению стабильности системы человеческих отношений.
Обеспечение экологической безопасности, как одного из ключевых условий развития государства, предполагает смену существующих приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики. А это невозможно без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и ответственного участия каждого человека в их решении.
На современном этапе истории особенно важно внедрить в практику развития общества нормы самоконтроля, самоограничения и осторожности при использовании научно-технических потенциалов для удовлетворения потребностей человека. В этом аспекте важным представляется осознание закономерностей формирования самих потребностей личности и общества, разумного ограничения их в связи с ограниченностью природных ресурсов и демографической ситуацией в мире и, в особенности в горных регионах.
Модель новой экополитикн государства представляется в виде многоуровневой иерархической структуры, в которой выделены следующие уровни. Первый представлен национальной философией и общественным сознанием, составляет ценностные ориентации, нравственные нормы, культурные и религиозные установки, определяющие бережное отношение к природе, гармоничное взаимодействие с ней, сохранение её ресурсов для грядущих поколений. Второй - экологическая стратегия, объединяющая приоритетные для страны долгосрочные экологические цели, совпадающие в основе с важнейшими приоритетами мирового сообщества: сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий, включая биосферные заповедники. Третий - система экологических задач, официально принятых к реализации государством, годичные и долгосрочные природоохранные программы и национальные планы действий по обеспечению экологической безопасности на пути к устойчивому социально-экономическому развитию. Четвёртый -система функциональных звеньев институтов законодательной, исполнительной и судебной власти, выполняющих задачи разработки и реализации национальной экополитики, а также органы, ответственные за экологические экспертизы, научно-исследовательские учреждения экологического профиля и учебные учреждения, отвечающие за подготовку профессиональных кадров. Пятый уровень представляет общественность страны в её восприятии экологических проблем и готовности участвовать в их решении. Экополити-ка государства, его участие в международном сотрудничестве по обеспечению экобезопасности и в программах содействия переходу к устойчивому развитию не могут быть реализованы без поддержки широких слоёв населения. Активная позиция формируется через личное и общественное владение природными ресурсами. Это в особой степени относится к горным экосистемам, которые развиваются в критических условиях, с потенциальной угрозой разрушения при чрезмерной вырубке горных лесов или подобных воздействий горнодобывающей индустрии. Северный Кавказ обладает естественнойсторическим потенциалом стать пионерным модельным регионом в решении этих задач.
Многие экологические процессы связаны с горами: управление водными ресурсами, биоразнообразие, влияние погодных условий, а также культурные, рекреационные и ландшафтные достоинства. Вмешательство человека может привести к изменению этих взаимосвязей, что может нанести ущерб (или принести выгоды) различным группам населения.
В Российской Федерации, к сожалению, не существует государственной политики по устойчивому развитию горных регионов, как и не существует законодательных актов или иных нормативных материалов, устанавливающих особый статус "горного" района. В ряде республик Северного Кавказа (Северная Осетия-Алания, Дагестан) этот термин широко используется в официальных документах, однако не имеет законодательного оформления, что, в частности, связано с неразработанностью базовых понятий. Этот вопрос не является академически абстрактным и приобретает реальное звучание при разработке социально-экономической политики развития горных районов.
В конце XX века горные регионы в России оказались в состоянии острейшего кризиса - экономического, социального, экологического и политического. Общество не имеет объективной информации о реальных проблемах их развития и воспринимает горные страны и народы через призму конфликтов. Горные территории не только заметно уступают равнинным по уровню социально-экономического развития, но и вместе с тем все сильнее различаются в данном отношении между собой. Поэтому важной и актуальной в практическом плане задачей надо считать выявление стагнирующих горных районов и их типологизацию на базе различных признаков. Предварительно среди таких районов можно выделить те, отсталость которых вызывается следующими факторами: ■ слабостью инфраструктуры; относительным избытком трудовых ресурсов и вытекающей отсюда неполной занятостью местного населения; резким нарушением экологического равновесия; комплексом указанных причин в их разных сочетаниях.96
Горы во все времена несли в себе неповторимые духовные и культурные ценности. Для осетин горы - понятие стержневое, фундаментальное, часть истории. Они всегда были надёжной обителью и защитой, природными щитами от врагов и иноземных завоевателей. Сегодня горы - это гавань для разнообразных древних культурных традиций, знаний о природной среде и опыта адаптации к горным условиям. Именно поэтому проблемы высокогорья должны стать предметом научных исследований как теоретического, так и прикладного характера.
Движение человечества к устойчивому развитию приведёт к формированию сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с природой. Устойчивое развитие возможно лишь в том случае, если все государства мира будут неукоснительно следовать следующим принципам: переход от беспредельного накопления материальных богатств за счёт разрушения Земли к сдержанному, лишь необходимому материальному достатку (принцип возвышения сферы разума); возвращение биосферы в устойчивое состояние; переход к новой социально-экономической модели производства и потребления; стабилизация численности населения Земли (не более двух детей в семье); придание заповедного статуса всей оставшейся девственной природе; отказ от войн и вооружённых конфликтов, неприменение силы;
96 Пуляркин В.А. Горные местности:специфика хозяйственного развития и современные структурные сдвиги в экономике // Изв.РАНа. Сер.геогр.1998, №6. перевод производства на замкнутые технологии; равноправие всех государств и народов, отказ от идеологии господства одного государства или группы государств над миром; сохранение и развитие самобытных культур народов мира, уважение их религий.
Осмысление специфики устойчивого развития начинается с усвоения того, что в центре такого развития находится человек, который имеет неотъемлемое право на здоровую и плодотворную жизнь, что охрана окружающей среды реально должна стать важнейшим элементом процесса устойчивого развития, что общество перейдет к коэволюционному способу взаимодействия с природой, когда усилия коллективного разума будут направлены на то, чтобы обеспечить безопасность человечества во всех отношениях и реализовать стремление человека к личному и социальному благополучию.
Национальная стратегия устойчивого развития Республики Северная Осетия-Алания обязана предусматривать сознательное и активное участие каждого гражданина в мероприятиях по сбережению, умножению и рациональному использованию природных ресурсов для обеспечения нормальных условий проживания и деятельности нынешнего и будущего поколений людей. Основополагающая роль в реализации такой модели развития общества принадлежит экологическому образованию и воспитанию населения, которое может быть эффективным лишь при условии систематического получения природоохранных знаний. Таким образом, обеспечение системного подхода в образовании является необходимым процессом для формирования экологического сознания и экологической культуры.
Социальная изолированность населения горных территорий позволяет сохранять неповторимую и уникальную традиционную культуру, способную подчас существовать только в конкретном природном окружении. В то же время социальная изолированность приводит к тому, что люди не в полной мере пользуются благами национального, экономического и социального развития. Удалённое от политических, административных и культурных центров население испытывает трудности в удовлетворении своих духовных и социально-экономических потребностей.
Современная напряжённая экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах.
В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.
Экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.
Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.
Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы — средством сохранения общества и человека как вида.
Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, продолжительно по времени, должно быть системным, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры людей всех возрастов, социальных слоев и профессиональных групп российского общества средствами непрерывного экологического образования и просвещения
Развитие нового экологического мышления как центральной подсистемы экологической культуры связано с нашим осознанием бесперспективности и, более того, гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфера истощена многовековой ее эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответствен за нее ровно также, как и за самого себя.
Экологизация материальной и духовной деятельности людей, дальнейшее развитие экологического сознания как части общественного и индивидуального сознания - это объективная необходимость современности. Для достижения этих целей необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести радикальную, гуманистическую переориентацию всей системы ее ценностей, в полной мере раскрыть непреходящую значимость природы для человеческого существования.
Важно обратить внимание на то, что подход к решению современных экологических проблем, в частности, горных районов определяется неустранимостью на данном этапе развития всех вызывающих их причин. Пока речь может идти о минимизации негативного воздействия на природу, о формировании экологического мышления как существенного компонента общественного сознания людей. Гуманистические цели должны определять основное направление развития и лежать в основе решения экологических проблем. Социальный аспект обеспечения экологической безопасности страны - это утверждение новой мировоззренческой доминанты в обществе, формирование экологической культуры.
Экологическая культура в узком смысле слова, аналогично практическому возврату человека к единству с природой, должна быть формой теоретического возврата, с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самопознанию себя. В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.
Для поддержания именно нового типа экологической культуры общество также нуждается в специальных социальных институтах в широком понимании данного научного термина.
Социальные институты, в той или иной мере занятые проблемой взаимодействия общества и природы, - тот «механизм», который поддерживает и развивает экологическую культуру общества. Так же среди социальных экологических институтов важная роль отводится, безусловно, системе образования и воспитания - школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе. Без преувеличения можно утверждать, что от их успеха или неудачи зависит, справятся или нет с экологической проблемой будущие поколения.
Одним из наиболее существенных социальных механизмов, способствующих решению задач в этой области, является возможность закрепления некоторых целесообразных нововведений через новые традиции. Традиция это как раз тот социальный институт, который передаёт из поколения в поколение приобретённые обществом приспособительные реакции, используя при этом деятельность надстроечных институтов, систему обучения и воспитания. Во всех определениях традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению. Обычай же определяется как унаследованный, стереотипный способ поведения. И то и другое передаётся от поколения к поколению, наследуется от прошлого.
На всех этапах своего развития, с древнейших времён до современности, человечество теснейшим образом связано с окружающей его средой, -живой и неживой природой. Естественно, что природные условия, в которых развивалось то или иное общество, оказывали сильнейшее влияние на формирование его культуры и традиций. По мере развития человеческого общества в его отношении к природе, помимо утилитарно-рациональных, стали появляться и духовные, этические компоненты, находившие выражение в культе природы, её обожествлении.
Важным средством формирования нового экологического идеала может стать традиционная этноэкологическая культура осетинского народа, формировавшаяся в течение многих веков в условиях вынужденного замкнутого проживания в суровых горных ущельях Северного Кавказа. Исторически сложившийся уклад жизни выработал устойчивые стереотипы поведения осетин, направленные на достижение и сохранение равновесия между антропогенной активностью и природой. В процессе жизнедеятельности осетинских «обществ» сложилась «интравертная модель обеспечения экологических норм и жизнедеятельности», при которой усилия всего населения «обществ» направлялись на поддержание природохозяйственного равновесия. Такая модель обеспечивала гармоничное сосуществование природной и этносоциальной систем.
Национальная культура осетин, как и многих других народов, сформировалась под влиянием определяющей жизнь и быт связи человекприрода. Экстремальные условия горных территорий приучили народы Кавказа к подчинению законам среды, в которой они обитали. Именно поэтому национальная культура изначально строилась на таких фундаментальных основах как труд, бережное отношение к природе и разумное природопользование, нравственность и уважением к человеку как носителю народной мудрости, забота о его здоровье.
В осетинской культурной традиции о природе и человеке и образе их отношений писали и пишут давно и много в отечественном и зарубежном осетиноведении, но каждый новый период в истории с его новыми проблемами и новыми взглядами требует своего осмысления казалось бы уже давно изученных тем. Этого же требует и развитие научного знания.
Осетинская народная мудрость, являясь основой общей культуры нации, отражает непреложные общечеловеческие ценности - моральные нормы и принципы сосуществования человека с природой. Традиция взаимодействия с природой осетинского народа уходит корнями в далёкое прошлое. Для предков осетин природа была вторым домом, они всегда осознавали ценность природы и бережно относились к ней. В то же время она являлась воспитателем и покровителем народа, учила трудолюбию, наблюдательности, помогала выжить в трудных условиях. Весь традиционный образ жизни горцев определялся спецификой конкретных климатических и природно-географических условий, в которых протекала национальная жизнь. Многие стороны культуры, быта, психологии национально специфичны именно благодаря своеобразию окружающей природной среды.
Кроме того, частная тема «Природоохранные традиции осетин как основа формирования экологической культуры» является одним из звеньев большой, общей темы «Природоохранные традиции мира как основа формирования экологической культуры», и изучение её даёт возможность для познания её в категориях «общего», «особенного» и «частного» в культурном опыте человечества и, что особенно важно для нас, в сравнении с культурными традициями горных регионов зарубежья.
Экологическая нравственность, или мораль, экологическая этика - эти извечные темы всегда волновали человека осознанно или даже неосознанно. Несмотря на это, на ранних ступенях общественного развития знания законов природы нашли весьма ограниченный характер; тем не менее, всегда предварительно планировались природовосстановительные мероприятия. Анализ традиционной культуры РСО-Алания позволяет утверждать, что этнокультурная специфика и локальные её проявления всецело основывались на экологическом познании, и традиционная экологическая этика так же, как и мораль, играла далеко не второстепенную роль.
Традиционная экологическая этика, рассмотренная с сугубо теоретическим значением, имеет и большую практическую ценность. В народе на протяжении веков накопились огромное рациональное знание и опыт, которые в современных условиях почти полностью игнорируются, что зачастую приводит к непредсказуемым результатам.
Вместе с тем, важно осознание каждым народом уникальности своего культурного многовекового наследия, сохранение и оздоровление социокультурной и экологической среды обитания этноса и человека, свобода выбора каждым народом своего самобытного пути в цивилизованном, культурном процессе, ориентация на культурное сотворчество народов - эти и другие принципы должны быть учтены в политике национально-культурного развития и межнационального сотворчества культур.
В наши дни многое из наследия прошлого оказалось утраченным и процесс этот, к сожалению, продолжается. Тем более важным представляется сохранение для будущих поколений основополагающих начал, благодаря которым осетины выжили в самые суровые периоды своей истории, сохранили национальную самобытность и жизненные устои. Сегодня всё это исподволь подвергается сомнению, навязыванию чуждой осетинскому обществу идеологии, направленной на его деградацию.
Противопоставить этому можно лишь активную пропаганду славного наследия предков, внесших существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Хочется верить, что внимательное отношение к многовековому опыту алан-осетин даст возможность по-новому взглянуть на сегодняшний день и позволит по достоинству оценить мудрость наших старших, завещавших хранить и преумножать лучшие традиции своего народа.
Наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях как между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим.
Совершенствование системы экологического образования, просвещения и воспитания РСО-Алания видится в доработке вопросов нормативно-правового регулирования, создании эффективного государственно-общественного механизма управления, развитии материально-технической и научно-методической базы, адекватном финансовом и информационном обеспечении.
Важная роль в пропаганде экологических знаний, экологическом образовании и воспитании населения республики отведена общественным организациям. За последние годы вопросы охраны окружающей среды и сохранения природных богатств вызывают большую озабоченность со стороны населения республики, и это дает мощный импульс развитию общественного экологического движения.
В современной теории и практике природоохранной деятельности сложилось понимание того, что каждый регион - это экологическая и этнокультурная индивидуальность, требующая адекватного индивидуального подхода. Бесспорным является и то, что правовые аспекты охраны окружающей среды также имеют ярко выраженные особенности, обусловленные спецификой конкретных территорий: их природными условиями, этническими и религиозными особенностями, спецификой "традиционного права" (понятие "закон гор", заметим, носит не только расхожую бытовую нагрузку, но и реально отражает многовековой свод правил и норм жизни, отношение к природе и т.д.).
В России пока не существует легально оформленной национальной горной политики. Поэтому инициатива Республики Северная Осетия-Алания по формированию национальной политики развития горных территорий и разработке правового обеспечения ее реализации заслуживает серьезной поддержки. В настоящее время Северный Кавказ, как и большой Кавказ, не относится к числу регионов, привлекательных для развития массового туризма. Однако можно утверждать, что - явление временное и изменится, когда даст результаты начатая глобальная кампания с терроризмом. Поэтому уже сейчас необходимо вести активную работу по восстановлению туристической привлекательности Кавказа, хотя бы в его отдельных частях. Этот процесс невозможен без хорошей информационной обеспеченности.
Основные принципы устойчивого развития горных территорий могут быть реализованы лишь при использовании конкретных механизмов, составляющих согласованную систему действий. Этот процесс должен иметь постоянную и долгосрочную перспективу, являясь частью общей стратегии регионального развития страны и международного сотрудничества. Нельзя допустить, чтобы проблема развития горных территорий рассматривалась только в экологическом контексте, как это происходит в настоящее время, и оказалась забытой по завершению Международного года гор ООН.
На основе детального анализа результатов данного исследования можно сформулировать ряд выводов и рекомендаций, направленных на повышение качеств информационного обеспечения принятия решений в области экологии в регионе.
Главными проблемами информационного обеспечения природоохранной деятельности на сегодняшний день являются: оптимальная организация потоков информации, формирование федерального и региональных фондов государственных информационных ресурсов по природным ресурсам и охране окружающей среды; внедрение современных информационных технологий и систем в процесс принятия решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды; укрепление делового сотрудничества и взаимного доверия экологической общественности и органов власти; организация и осуществление всеобщего экологического просвещения населения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Цогоева, Фатима Бексолтановна, 2006 год
1. Абаева З.В. Осетинские пословицы и поговорки. Цхинвали: Мост, 1962
2. Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский A.M., Костин А.К. Лицей эколого-информационных технологий. Иркутск: Наука, 1998.
3. Авакян Г.Е. К определению горной территории и высотной поясности // Изв.Ереван.ун-та. Ереван: 1969. №1
4. Авакян Г.Е. Подходы к определению горных территорий // Проблемы горного хозяйства и расселения. М.: ИГ АН СССР. 1989.
5. Авдонин А.Н., Камаев Р.Б., Рыжевская Д.С. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности // Социологические исследования. М.: Наука, 1997. №8.
6. Агаджанян H.A. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. -М.: Наука. 1995.
7. Агаджанян H.A., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. -М.: Наука 1994.
8. Агесс П. Ключи к экологии. Л.: Нева. 1982.
9. Акаев А. Горы для человека, человек для гор // «Евразия», апрель 2002 г.
10. Акимова Т. А., Хаскин В.В. Экология. М.: Наука. 1998.
11. Аксёнова О.В. Генезис социально-экологической рефлексии на Западе во второй половине XX века // Социологические исследования. М.: Наука, 2004. №9.
12. Аксенова О.В. Экологический менеджмент в Голландии // Социологические исследования. -М.: Наука, 1995. №8.
13. Александрова P.A., Смолянов A.B. Экология и мораль. М.: Наука, 1984.
14. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука 1993.
15. Аликова З.Р., Шавлохова Ж.А., Бадоева З.А. Сравнительный анализ заболеваемости городского и сельского населения Республики Северная
16. Осетия-Алания за 1999-2003 гг. // Устойчивое развитие горных территорий: проблемы и перспективы интеграции науки и образования: Материалы V Международной конференции 21-23 сент.2004. Владикавказ: «Терек» СКГМИ, 2004.
17. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.И., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: Наука. 1997.
18. Астахов С.Х. Ритуальные действия народов Северного Кавказа. СПб., СПбГУ, 1996.
19. Баденков Ю.П. Устойчивое развитие горных территорий // Изв. РАНа. -М.: Сер.геогр. 1988. №6.
20. Баденков Ю.П., Котляков В.М., Лосев К.С. Решена ли проблема комплексных исследований гор? //Горные территории: рациональное природопользование, хозяйственное освоение и расселение. Итоги науки и техники. География СССР. М.: 1988. Т. 18.
21. Баденков Ю.П., Транин A.A. Горные территории России: социально-экономические, экологические и правовые проблемы (на примере Республики Северная Осетия-Алания) // Горные районы и горная политика. Европейский опыт. Государство и право. М.: 1997. №12
22. Баденков Ю.П., Транин A.A. Европейская горная политика. Социально-экономические и правовые аспекты развития. Аналитический обзор. -М.: ИГ РАНа, 1997.
23. Бадов А.Д. Формирование, развитие и функционирование расселения в Северной Осетии. Владикавказ, СОГУ, 1993.
24. Баньковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига: Зинатне, 1991.
25. Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. М.: Экое. 1989.
26. Батан Л.Дж. Загрязнённое небо. М.: Сфера. 1967
27. Бганба-Церера В.Р. Экология души: ненасилие путь в грядущее. -М.: Сфера, 1992.
28. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. -М.: Сфера, 1992.
29. Беджанов М.Б. Социально-культурные и духовные проблемы развития народов и их сотворчества // Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп, РИПО «Адыгея»,1997.
30. Бероев Б. Садон это не только производство, но и люди // «Северная Осетия» от 18.09.2002 г., №174
31. Бероев Б.М. Горы наше богатство. - Орджоникидзе, ИР, 1988 г.
32. Бероев Б.М. Горы служат людям. М.: Мысль, 1983 г.
33. Бероев Б.М. Кавказ родина туризма // Вестник Северо-Осетинского отдела Русского географического общества, Владикавказ, 2000. №7
34. Бесконтрольному обороту ГСМ пора положить конец // «Северная Осетия», от 5.09.2002 г. №165.
35. Бестужев-Лада И.В. Перспективы трансформации России. М.: МГУ, 1998.
36. Бзаров Р. Традиционная культура осетин: что в будущем? // «Северная Осетия» от 19.03.03 г. №51
37. Биджиева Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Дис. . канд. философ, наук. М., РАН 1981.
38. Богатов Б.А. Проблемы экологической безопасности горного производства // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы воссоздания социально-экологического пространства России и Беларуси» Мн.: БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ, 2003.
39. Борискин Д.А. Общественное экологическое движение России на пороге третьего всероссийского съезда по охране природы. М.: РЭФИА, НИА-Природа. 2003.
40. Будон Р. Место беспорядка: критика теорий социального изменения. -М.: Мысль, 1998.
41. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Наука, 1977.
42. Бухвалов В.А., Богданова Л.В. Введение в антропоэкологию. М.: Наука, 1995.
43. В.М.Соколов. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986.
44. Введение в экологию / Под ред. Ю.А. Казанского. М., Мысль,1992.
45. Вебер А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема (глобальный контекст и российская ситуация). М.: ИС РАН, 1999.
46. Вейденбаум Е.Г. Кавказские этюды, т.1. Тифлис. 1901
47. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. М.: Мысль, 1944.
48. Вестник Владикавказского научного центра. РАН, Прав-во РСО-Алания, Том 3, 2003. №1
49. Владикавказский парк лучший на Юге России // «Северная Осетия» от 18.06.03 г. №109
50. Владимиров В.В. Расселение и экология. М.: Сфера, 1996.
51. Воронцов H.H., Сухорукова JI.H. Эволюция органического мира. М.: Наука, 1991.
52. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону, ДОН, 1996.
53. Газаев М. Основные проблемы внутренней безопасности России на Кавказе // Евразийская панорама, 2004. №5.
54. Гвоздецкий H.A., Голубчиков Ю.Н. Горы. Природа мира. М.: Мысль, 1987.
55. Гидденс Э. Социология / Под ред. В.А.юЯдова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
56. Гидденс Э. Социология. М. Наука, 2003
57. Гизатуллин Х.Н., Троицкий В.А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма. // Общественные науки и современность. -М.: Наука, 1998. №5
58. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М.: Наука, 1998.
59. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. М.: Наука, 1989.
60. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Смёнов С.П. Экономическая география России. М.: Гарардарика, 1999
61. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М.: Наука, 1997.
62. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. -М.: Наука, 1990.
63. Голик В.И., Кокоев В.Т. Зависимость стабильности окружающей среды от взаимодействия техногенных природных факторов // «Вестник МА-НЭБ» Владикавказ. 2000 г. №5
64. Голубчиков Ю.Н. Горы в жизни народов // География в школе. 1988. №2
65. Горам помочь, объединив усилия // «Северная Осетия» от 5.10.2004 г. №192
66. Горелов А.А. Экология. Учебное пособие. М.: Центр, 1998.
67. Горелов А.А. Экология. Учебное пособие. М.: Центр, 2002.
68. Горная повестка дня на XXI век: новые формы международного сотрудничества по проблемам устойчивого развития горных территорий // Изв.РАНа.Сер.геогр. -М.: 1998. №6
69. Горные регионы Европейской части России: состояние и проблемы развития // Национальный доклад. М., ИГ РАНа, 1996,
70. Горы территория особого внимания // «Северная Осетия» от 25.09.2003 г. №186
71. Горы это фактор выживания экосистемы. Но как в них живётся человеку? // «Северная Осетия» от 11.11.2002 г. №210.71. «Горы Осетии»: итоги и проблемы // «Северная Осетия» от 12.01.03 г. №11.
72. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования. Орджоникидзе: ИР, 1990.
73. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды РСО-А в 2000 году». Владикавказ, 2001 г.
74. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды РСО-А в 2001 году». Владикавказ, 2002 г.
75. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды РСО-А в 2002 году». Владикавказ, 2003 г.
76. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды РСО-А в 2003 году». Владикавказ, 2004 г.
77. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды РСО-А в 2004 году». Владикавказ, 2005 г.
78. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды РСО-А в 2005 году». Владикавказ, 2006 г.
79. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания и деятельности Министерства охраны окружающей среды в 1998 году». Владикавказ, 1999.
80. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. А.Д.Ковалёва. -М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2000.
81. Гребер JI. Дикая природа как священное пространство. Киев: Мысль, 1999
82. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987.
83. Гуд Р., Грин Е. Теория политики. Кэмбридж, 1992.
84. Гудман Д. Экология и культура. Лондон, 1991.
85. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., Мысль, 1981.
86. Гусейнов A.A. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. -М., Наука, 1989.
87. Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С., Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: МНЭПУ, 2001 г.
88. Девятова C.B., Купцов В.И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. М., Наука, 1998.
89. Денисовский Г.М., Козырева П.М. Особенности экологического поведения населения России в период социально-экономических реформ: опыт социально-экологического мониторинга. М., 2000.
90. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на-Дону: ДОН, 1996.
91. Джиоева А.Р., Кочисов В.К., Гахова З.В. Этнопедагогический аспект воспитания младших школьников на уроках чтения. Владикавказ: Олимп, 2001
92. Дзагкоев Б. Предприимчивого горца нужно поддержать. Как? // «Северная Осетия» от 6.04.2004 г. №63
93. Дзанаев Х.Г. Национальная доктрина Алании. XXI век. М.: Наука, 2005.
94. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциальный анализ. -М.: РОССПЭН, 2001
95. Докторов Б.З. Сафронов В.В., Фирсов Б.М. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения // Социологические исследования. -М.: Наука, 1992. №12.
96. Дорст Ж. До того, как умрет природа. М.: Наука, 1968.
97. Дощицин Д.А., Лапин Н.Н. Проблемы экологии и вынужденного переселения // Социологические исследования. -М.: Наука, 1997. №12.
98. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Россия: трансформирующееся общество / под ред. В.А.Ядова. М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2001.
99. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.
100. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.
101. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. -М.: Мысль, 1996.
102. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер.с фр. А.Б.Гофмана. -М.: Канон, 1995.
103. Егорова JI.B. Обеспечение экологической безопасности России защита национальных экологических интересов страны. - М.: СОТИС, 2003. №1
104. Ермаков Д.С., Петров Ю.П. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников // Социологические исследования. М.: Наука, 2004. №9.
105. Закон «О культурном и природном наследии народа РСО-А», 1995 г.
106. Закон «О культурном и природном наследии РСО-А», 1996 г.
107. Закон РСО-Алания «Об охране атмосферного воздуха». №2-РЗ от 15.02.2000 г.
108. Захаров A.A. Религия и экологический кризис. М.: Мысль, 1990.
109. Захаров В.М. Приоритеты национальной экологической политики России. М.: Наука, 1999.
110. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. -М.: Мысль, 1991.
111. Защищая природу, защищаем самих себя // «Северная Осетия» от 6.08.03 г. №144
112. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: методы и средства обучения. М., Наука, 1993.
113. Зворыкин A.A., Осьмова Н.И., Чернышев В.И., Шухардин С.В. История техники. -М.: Наука, 1962.
114. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. № 3.
115. Известия Всемирной Сети Горных центров // Редакторы русского издания Баденков Ю.П., Мерзлякова И.И. - М.:ИГ РАНа, 1995.
116. Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. . канд. пед. наук.-М., 1998.
117. Ильичев Б.А. Географический анализ трансформации горных территорий // Горные территории: рациональное природопользование, хозяйственное освоение и расселение. Итоги науки и техники. География СССР. 1988. т. 18
118. Ионин Л.Г. Российские метаморфозы: культурная трансформация и социальные изменения. Торонто, 1999.
119. История философии. М., 1940. Т.1
120. Каберты Н.Г., Павловец Г.Г. Здоровье населения и демограическая ситуация в Северной Осетии // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ: 2003. №9.
121. Как провести социологическое исследование: в помощь идеолог.активу // Под ред.М.К.Горшкова и Ф.Э.Шереги. М.: Политиздат, 1985.
122. Калоев Б.А. Хетаджы дзуар. Мифы Мира. Энциклопедия. М.: т.2, 1992
123. Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. М., Экое, 1997.
124. Климов Е.А. Введение в психологию труда. -М.: Наука, 1988.
125. Козырев Н. «Горы Осетии»: финал или прелюдия? // «Северная Осетия» от 2.02.05 г., №18
126. Козырев Н. После нас хоть трава не расти? // «Северная Осетия» от 28.07.2004 г. №140
127. Комаров В.Д. Социальная экология философские аспекты. - Л.: 1990.
128. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.:,1974
129. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Зелёный мир. 1996. №2
130. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
131. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Наука, 1953.
132. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. -Новосибирск, 1987.
133. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ: СОГУ, 1995.
134. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. -М., Сфера, 1992.
135. Краткая философская энциклопедия. М.: Наука, 1994.
136. Краткий словарь по социологии // Под общ.ред.Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. -М.: Политиздат, 1989.
137. Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. 1998. № 1.
138. Кузнецов В.Н. Общенациональная цель как фундаментальная проблема социологии // Социологически исследования. М.: Наука, 2005. №4.
139. Кузнецов O.JI., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система Природа-Общество-Человек: устойчивое развитие. М.: Государственный научный центр Российской Федерации ВНИИгеосистем; Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2001 г.
140. Кузнецов О.Л., Щеулин A.C. и др. Методологические аспекты устойчивого развития регионов. М.: ВНИИгеосистем, 2001.
141. Культура и экология: поиск путей становления новой этики. М.: Наука, 1992.
142. Кунцевич И.В. Преемственность экологического образования как фактор педагогической эффективности. Вестник Северо-Осетинского отдела Русского географического общества, 2000 г., №7.
143. Кууси П. Этот человеческий мир. М., Сфера, 1988.
144. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах // ППКОО, кн.4.
145. Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л., 1991.
146. Лапин Н.М. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования, 2000, №7
147. Левашов В.К. Общество и глобализация // Социологически исследования. М.: Наука, 2005. №4.
148. Левин A.C. Глобальные проблемы современного мира: курс лекций. -Силламяэ: МЭТК, 1999.152. «Лёгкие» Владикавказа надо не урезать, а беречь // «Северная Осетия» от 2.04.03 г. №61.
149. Лесная отрасль: итоги, проблемы, перспективы // «Северная Осетия» от 9.12.03 г. №232.
150. Либишевска С., Бахлер Г. Конфликты в горных районах фактор, препятствующий устойчивому развитию // Горы мира. Глобальный приоритет. -М.: Ноосфера. 1999.
151. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А., Боев Б.В. Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон). М.: Наука, 1997.
152. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Наука, 1995.
153. Лицензионный тупик. Почему в нём оказалась сегодня вода из корин-ских источников? // «Северная Осетия» от 22.11.05 г. №217-218
154. Лосев A.B., Провадкин Г.Г. Социальная экология. -М.: Наука, 1998.
155. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии: В 2 т. -М., 1960.
156. Лухманов Д.Н. Географическое изучение сельского расселения для оценки экологической ситуации. Вестник Северо-Осетинского отдела Русского географического общества, 2000 г., №7
157. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. М., 1982; 2-е изд. 1986.
158. Магометов A.A., Макоев Х.Х. Устойчивое развитие горных регионов. Вестник Северо-Осетинского отдела Русского географического общества, 2000 г., №7
159. Максимова Л.В. Опыт выявления каркаса основных понятий общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. -М., Наука, 1994.
160. Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. -М., 1991.
161. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996,
162. Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995.
163. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1991.
164. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.З
165. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001.
166. Мелехова О.П. Экологическая безопасность и формирование единого образовательного пространства Беларуси и России. Минск: «БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ», 2003
167. Минин Б.А. Социально-экологическая доктрина России, июнь 2001 г.
168. Михеев A.B., Галушин В.М., Гладков H.A., Иноземцев A.A., Константинов В.М. Охрана природы. М., 1987.
169. Мозговая A.B. Экологически устойчивый образ жизни: факторы становления // Социологические исследования. №8. -М.: Наука, 1999
170. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. -М.: Наука, 1994
171. Моисеев H.H. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. -М.: Наука, 1996.
172. Музей живой природы // «Северная Осетия» от 9.10.02 г., №189
173. Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1986.
174. Мягков С.М. Пути к социально-экологической устойчивости России // Вестн.Моск.ун-та. Сер.Георг.1995, №5.
175. Мягков С.М. Социально-экологическая устойчивость территориальных хозяйственных комплексов // Вестн.Моск.ун-та. Сер.5. Геогр. 1996. №2.
176. На улицах грязь, около домов - мусор.// «Северная Осетия» от 14.03.2003 г. №48
177. Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1994.
178. Научное управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования. Новосибирск: Наука, 1980.
179. Национальный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Северная Осетия-Алания в 2003 году». Владикавказ, 2004
180. Национальный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РСО-Алания в 2004 году». Владикавказ, 2005 г.
181. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: В 2 т. М.: Наука, 1993.
182. Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социологические исследования. -М.: Наука, 1994. №3.
183. Никаноров A.M., Хоружая Т.А. Экология. М.: Наука, 1999.1880 чистоте ещё раз помечтаем.// «Северная Осетия» от 17.07.03 г. №137
184. Общественное сознание и его формы. Под ред. В.И.Толстых. М.: Политиздат, 1986.
185. Одум Ю. Экология. В 2 т. М.: Прогресс, 1986.
186. Одум Ю. Экология: В 2 т. М.: Прогресс, 1996.
187. Олисаев В.А., Вагин B.C. Об устойчивом развитии горных территорий // Вестник Северо-Осетинского отдела Русского географического общества, 2000 г., №7
188. Олисаев В.А., Сабеев А.Г. Культурное и природное наследие народа Республики Северная Осетия-Алания // «Вестник МАНЭБ», Владикавказ. 2000 г. №5
189. Основы национальных и федеративных отношений. Уч.пос. Под общ.ред Р.Г.Абдулатипова. М.: РАГС, 2001.
190. Основы национальных и федеративных отношений. Уч.пос. Под общ.ред. Р.Г.Абдулатипова. -М.: РАГС, 2001
191. Основы прикладной социологии. Уч-к для вузов. М.: Наука,1995, Т.1-2
192. От качества экологического образования к качеству жизни // «Северная Осетия», от 24.06.02 г. №134
193. От чего задыхаются водоёмы? // «Северная Осетия» от 5.03.2003 г. №43
194. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. -Ярославль МИР, 1998.
195. Петров K.M. Общая экология. М.: Наука, 1999.
196. Плечко О.М. Свинцовое загрязнение и мониторинг окружающей среды РСО-А. Вестник Северо-Осетинского отдела Русского географического общества, 2000 г., №7
197. Ппиев Г.И., Гогаев А.К. Современное экологическое состояние РСО-А. Вестник Северо-Осетинского отдела Русского географического общества, 2000 г., №7
198. Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа. M.-JI.: 1926.
199. Попов К.П. Священная роща Хетага. Владикавказ, ИР, 1995.
200. Постановление Правительства РСО-А «Экологическая безопасность Республики Северная Осетия-Алания на 1997-2000 годы», №11 от 23.01.1997 г.
201. Постановление ЦС ВООП «О национальном природном и природно-культурном наследии в системе особо охраняемых территорий и задачах Общества в его формировании», №3 от 10.12.1998 г.
202. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2100 годы)» от 07.12.2001 г. №860.
203. Почва, воздух и вода подают сигналы «SOS!» // «Северная Осетия» от 12.02.03 г., №28
204. Проблемы гор перестают быть локальными // «Северная Осетия» от 23.11.2005 г. №219
205. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы. Конференция в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Центр «За наше общее будущее». Женева, 1993
206. Программа социально-экономического развития горной зоны Республики Северная Осетия-Алания на 1995-2005 гг. Владикавказ, 1995.
207. Прохоров Б.Б. Прикладная антропоэкология. М.: Наука, 1998.
208. Прохоров Б.Б. Экология человека: эволюционный аспект // Эволюционная и историческая антропоэкология. М.: Наука, 1994.
209. Пуляркин В.А. Горные местности: специфика хозяйственного развития и современные структурные сдвиги в экономике // Изв.РАНа Сер.геогр. 1998. №6
210. Работает «Горячая зелёная линия» // «Северная Осетия» от 20.05.03 г. №90
211. Распоряжение Правительства РСО-А «О мерах по благоустройству и озеленению населённых пунктов РСО-Апания и операции «Отходы» в 2000 году», №148-р от 24.03.2000 г.
212. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. М.: Мысль, 1994.
213. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Мысль, 1991.
214. Реймерс Н.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. -М.: Мысль, 1994.
215. Российская газета. 1996. 9 апреля
216. Россия. Планетарные процессы / Под ред. В.Ю.Большакова. СПб: С.-Петербургский университет, 2002.
217. Россия: глобальные вызовы и локальные риски / Под ред.Г.В.Осипова. -М.: ИСПИ РАН, 2005.
218. Россия: риски и опасности «переходного» общества / Под ред. О.Н.Яницкого. — М.: НС РАН, 1998.
219. Россия: трансформирующееся общество / Под ред.В.А.Ядова. М.: КА-НОН-пресс-Ц», 2001.
220. Россия: Центр и регионы. Вып.4 / Под общ.ред. М.С.Гуцериева и В.Н.Иванова М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1999.
221. Рукавишников В.О. Факторная модель структуры общественного мнения и проблемы экологии в современной России // Социологические исследования. М.: Наука, 1992. №12.
222. Рязанцев С.Н. Проблемы комплексного экономико-географического анализа и характеристик районов СССР // Доклад о работах, представленных на соискание учёной степени доктора географических наук. М.: Моск.обл .пед.ин-т им.Н.К.Крупской, 1967.
223. Саламов А.Б. Рациональное использование горных земель Северной Осетии. Орджоникидзе, ИР, 1976.
224. Самойлова Г.С. Морфометрический анализ гор на территории России // Изв.РАНа Сер. геогр. 1999. №2.
225. Сафронов И.П. Формирование экологической культуры учителя. -М.: Мысль, 1996
226. Северная и Южная Осетия: из прошлого в настоящее / Справочная карта. Сост. Цуциев A.A. Владикавказ: Проект-Пресс. 2000
227. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Наука, 1997.
228. Сколько нас сегодня? А сколько нас будет завтра? // «Северная Осетия» от 5.03.2004 г. №42
229. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. М.: Наука, 1984.
230. Смелзер Н. Социология: пер.с англ. М.: Феникс, 1994
231. Смирнов C.B. Организационное поведение. -М.: Наука, 1997.
232. Создана общественная экологическая инспекция // «Северная Осетия» от 13.08.2003 г. №149.
233. Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1982.
234. Сосунова И.А. Здоровье россиян: состояние и тенденции // Россия: центр и регионы. Выпуск 8. 4.2. Отв.ред. чл.-корр.РАН Иванов В.Н., д.пол.н. Семигин Г.Ю. М.: ИСПИ РАН, 2002.
235. Сосунова И.А. Методология и методики социально-экологического. -М.: НИА «Природа», 1999.
236. Сосунова И.А. Цель экологизированная политика государства // «Реалист» от 3.12.1997 г. №32.
237. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Отв.ред. Л.М.Дробижева. М.: ИС РАН, 1998.
238. Социальная экология регионов России. Вып.3-4 / Под ред. И.А.Халий. -М., 2000.
239. Социальное согласие в современном мире / Отв.ред.Г.М.Денисовский. -М.: «Центр общечеловеческих ценностей», 2000 г.
240. Социология и проблемы социального развития. М.: Наука, 1978.
241. Справочник необходимых познаний. Пермь: Весть, 1995.
242. Станкевич В.А., Кунцевич И.В. НТР и экология // «Вестник МАНЭБ» -Владикавказ. 2000 г. №5.
243. Студенческая наука экологии России // «Северная Осетия» от 28.05.03 г., №96.
244. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. Уч-к для вузов M.: NOTA BENE, 1999.
245. Теоретическая и прикладная социальная психология. Под ред. Уледова А.К.-М.: Мысль, 1988.
246. Тменов В.Х., Гонобоблев E.H. Пантеон и религиозные праздники осетин // (Моя Осетия) Владикавказ: ИПП им.В.Гассиева, 2005.
247. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
248. Уникальный дендропарк на грани исчезновения // «Северная Осетия» от 25.05.03 г. №92
249. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция устойчивого развития цивилизации. М.: Наука, 1993.
250. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов, рост и качество жизни // Доклад о мировом развитии 2003 г. М: «Весь Мир», 2003.
251. Федоренко Н.П., Реймерс Н.Ф. Экология и экономика эволюция взаимоотношений: от «экономики природы» до «большой» экологии // Философские проблемы глобальной экологии. - М.: Наука, 1983.
252. Фёдоров Н.Ф. Сочинения / Общ.ред.А.В.Гулыга. М.: Мысль, 1982.
253. Философский словарь / Под ред.И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991.
254. Фолта Я., Новы JI. История естествознания в датах. М.: Мысль, 1987.
255. Фомичёв С.Р. Крайне зелёные // Социологические исследования. М.: Наука, 1995. №8.
256. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Наука, 1990.
257. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Наука, 1990.
258. Халий И.А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре // Социологические исследования. М.: Наука, 1992. №12.
259. Халий И.А. Экологическое и национально-патриотическое движение в России: союзники или противники // Социологические исследования. -М.: Наука, 1995. №8.
260. Ханмагомедов X.JI. Топонимия и экология горных территорий // «Вестник МАНЭБ» Владикавказ. 2000 г. №5.
261. Харчева В.Г. Социология. М.: Логос, 2000.
262. Хосе Ортега-и-Гассет. Камень и небо: пер.с исп. М.:Грант,2000.
263. Цель сохранить природу для потомков // «Северная Осетия» от 30.01.03 г., №240.
264. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания Л.: Наука, 1982.
265. Человек: образ и сущность: Ежегодник. М.: РАН. ИНИОН. Центр гу-манит.научн.-информ.исслед. 1999.
266. Человек-наука-природа. Диалектико материалистические основы научного миропонимания / Под ред.В.С.Сдобниковой. JL: ЛГУ, 1986.
267. Чибиров Л.А. Осетинский аул и его традиции. Владикавказ, Ир, 1995.
268. Чтобы не превратились горные реки в сточные канавы // «Северная Осетия» от 26.09.2002 г., №180.
269. Шевалдина Е.И. Социально-экологические факторы здоровья детей // Социологические исследования. -М.: Наука, 1997. №8.
270. Шилин К.И. Экософии религии и этноса. М.: Наука,1997.
271. Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. СПб.: СПбГУ, 1997.
272. Эволюционная и историческая антропоэкология. М.: Наука, 1994.
273. Экологическое образование и воспитание в Северной Осетии: Состояние, проблемы развития и перспективы // Тезисы докладов научно-практических конференции. Владикавказ: СОГУ, 1993.
274. Экологическое похмелье // «Северная Осетия» от 25.06.03 г. №114.
275. Экология через призму экономики // «Северная Осетия» от 27.01.04 г., №15.
276. Экология и общество: пробл.-темат.сб. / Отв.ред. С.Л.Зарецкая. М.: РАН. ИНИОН., 1999.
277. Экология и религия. М., 1994.
278. Экология: Учебное пособие. М.: Наука, 1997.
279. Экономика. Общество. Человек. Сборник научных трудов кафедры экономической теории БелГТАСМ,- Выпуск 3. Белгород: Белаудит,
280. Энциклопедический словарь географических терминов. М.: Наука, 1968.
281. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипова Г.В. -М.: ИСПИ РАН, 1995.
282. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание, 1999 www.i-u.ru/biblio.
283. Яницкий О.Н. Альтернативная социология // Социологический журнал, 1994, №1.
284. Яницкий О.Н. Индустриализм и инвайронментализм: Россия на рубеже культур// Социологические исследования. -М.: Наука, 1994. №3.
285. Яницкий О.Н. Методологические проблемы исследования социально-экологических проблем // Вопросы философии. М.: Наука, 1982. №3.
286. Яницкий О.Н. Эволюция экологического движения в современной России // Социологические исследования. -М.: Наука, 1995. №8.
287. Яницкий О.Н. Экологическое движение и контекст: становление гражданского общества в посттоталитарной среде. Социологические исследования. М.: Наука, 1992. №12.
288. Яницкий О.Н. Энвайронментальная социология вчера и сегодня // Общественные науки и современность. -М.: Наука, 1993. №2.
289. Яновский Р.Г, Шилин К.И. Социальная экология как отрасль социологии // Социологические исследования. -М.: Наука, №1, 1997.
290. Яновский Р.Г. Глобальная безопасность устойчивого развития человечества // Всероссийская научная конференция «Будущее России и новейшие Социологические подходы. Тезисы докладов. Москва 10-12 февраля 1997 г.
291. Яновский Р.Г., Шилин К.И. Социальная экология как отрасль социологии // Социологические исследования. -М.: Наука, 1997. №1.
292. Яо Л.М. Опыт создания модели экологического сознания российского общества // Социологические исследования. М.: Наука, 2004. №9.
293. Яо Л.М. Экология, здоровье, нравственность // Россия: центр и регионы. Выпуск 8. Отв.ред. В.Н.Иванов, Г.Ю.Семигин. М.: ИСПИ РАН, 2002. 4.2.
294. Список населённых пунктов горной территории Республики Северная Осетия-Алания1. Алагирский район
295. Унальская администрация (Биз, Верхний Унал, Дагом, Зинцар, Инд-жынта, Нижний Унал, Урсдон, Цамад)
296. Мизурская администрация (Архон, Бад, Верхний Мизур, Дейкау, Ксурт, Мизур, Ногкау, Нузал)
297. Садонская администрация (Верхний Галлон, Верхний Садон, Верхний Ход, Галлон, Курайта, Садон)
298. Згидская администрация (Верхний Згид)
299. Буронская администрация (Абайтыкау, Бурон, Верхний Цей, Ел гона, Зригатта, Кесатикау, Нар, Нижний Цей, Ногкау, Потифаз, Саубын, Ре-гах, Газат (Бабиат), Сахсат, Семса, Слас, Тапанкау, Хукали
300. Зарамагская администрация (Варце, Верхний Зарамаг, Камсхо, Лисри, Нижний Зарамаг, Сатат, Тбилиси-Гори, Тиб, Цми)
301. Холстинская администрация (Холст)
302. Фиагдонская администрация (Барзикау, Верхний Фиагдон, Горная Карца, ГРП, Гусыра, Даллагкау, Дзивгис, Дзуарикау, Лац, Урикау, Ха-рисджин, Цмити, Южный)1. Ирафский район
303. Задалесская администрация (Донифарс, Задалеск, Лезгор, Мацута, Нар)
304. Стур-Дигорская администрация (Кусу, Моска, Одола, Стур-Дигора)
305. Гуларская администрация (Ахсау, Дзинага, Ногкау)
306. Махческая администрация (Вакац, Казахта, Калнахта, Камата, Мах-ческ, Фараскатта, Фаснал)
307. Галиатская администрация (Галиат, Дунта, Камунта)1. Пригородный район
308. Кармадонская администрация (Горная Саниба, Кани, Кармадон, Нижнее Кани, Тменикау)
309. Даргавская администрация (Даргавс, Джимара, Какадур, Ламардон, Фазикау)
310. Кобанская администрация (Кобан)
311. СХЕМА ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РСО-АЛАНИЯю
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.