ЭЭГ корреляты решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.02, кандидат наук Лаврешина, Анастасия Юрьевна
- Специальность ВАК РФ19.00.02
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат наук Лаврешина, Анастасия Юрьевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСВЯЩЕННОЙ ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСТВА И ЮМОРА
1.1. Психологические представления о творчестве. Творчество как процесс
1.2. Роль инсайта в творческой деятельности. Понятие инсайта. Психологические модели инсайта. Мозговые корреляты творчества и инсайта
1.3. Креативность как способность к творчеству
1.4. Психологические представления о взаимосвязи творчества и юмора. Психофизиологические корреляты творчества и юмора
Выводы по Главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЭГ КОРРЕЛЯТОВ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АКТЕРОВ И АКТЕРОВ -ЛЮБИТЕЛЕЙ
2.1. Цель, задачи, предмет, объект, методы и методики эмпирического исследования
2.2. Процедура проведения эмпирического исследования
Выводы по Главе 2
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭЭГ КОРРЕЛЯТОВ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АКТЕРОВ И АКТЕРОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ
3.1. Результаты эмпирического исследования психологических характеристик профессиональных актеров и актеров-любителей
3.1.1. Результаты сравнительного анализа психологических характеристик профессиональных актеров и актеров-любителей
3.1.2. Результаты корреляционного анализа психологических характеристик профессиональных актеров и актеров-любителей
3.2. Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения творческих задач у актеров
3.2.1. Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения творческих задач у актеров на примере невербально предъявляемых заданий
3.2.2. Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения творческих задач у актеров на примере вербально предъявляемых заданий
3.2.3. Результаты эмпирического исследования ЭЭГ коррелятов решения юмористических творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей
3.3. Обсуждение результатов
Выводы по Главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психофизиология», 19.00.02 шифр ВАК
Психофизиологические корреляты музыкального творчества: на примере импровизации2015 год, кандидат наук Скиртач, Ирина Анатольевна
Психофизиологические корреляты изобразительного творчества у специалистов сферы искусства2016 год, кандидат наук Карпова, Виктория Викторовна
Психофизиологические и психологические особенности учащихся с признаками одаренности2010 год, кандидат психологических наук Кац, Евгения Борисовна
Мозговая организация вербального творческого мышления2018 год, доктор наук Старченко Мария Григорьевна
Психологические и психофизиологические особенности решения вербальных задач в ситуации смысловой инициации2019 год, кандидат наук Денисова Екатерина Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ЭЭГ корреляты решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение мозговых коррелятов творческой активности интенсивно развивается в последние десятилетия. Широкая вариативность предъявляемых испытуемым в таких исследованиях заданий (от дивергентных задач до музыкальной импровизации и создания продуктов изобразительного творчества) привела к многообразию и даже противоречию полученных результатов [Бехтерева Н.П., 2008; Дикая Л.А., 2011; Ермаков П.Н., Воробьева Е.В., 2010; Разумникова О.М. и др., 2017; Свидерская Н.Е., 2011; Старченко М.Г., 2014, 2018; Шемякина Н.В., Нагорнова Ж.В., 2017; Fink A., Benedek M., 2014 и др.].
Сравнение психофизиологических показателей при выполнении участниками исследования творческих и нетворческих заданий по принципу контрастного анализа, составляющее методическую основу большинства исследований мозговых коррелятов творчества, оказалось не достаточным для выявления роли различные участков мозга в реализации творческого процесса. В подобных исследованиях выявлены области мозга, специфичные для определенных видов творческой активности - музыкальной, художественной, поэтической и т.п. Поиску универсальных мозговых коррелятов творчества, независимо от сферы деятельности его субъекта, во многом может способствовать исследование других сложных форм психической активности, схожих с творческой. Поэтому необходимы новые дополнительные модели эмпирических исследований.
На наш взгляд, особое место среди форм творческой активности человека может занимать юмористическое творчество. Юмор представляет собой такую форму отражения объективного мира, при которой процесс познания протекает через разрешения противоречий и опосредуется интеллектуальной активностью [Мусийчук М.В., 2007]. Юмор получил широкое применение в повседневной жизни. Чувство юмора входит в список черт самоактуализирующейся личности [Киямова Р.З., 2013]. В наши дни большой популярностью пользуются юмористические передачи, которые заряжают позитивным настро-
ем, транслируют модели социального поведения, способствуют эмоциональной разрядке, как их участников, так и зрителей. Причем наибольший интерес зрителей обращен к юмористическим программам с элементами импровизации, участниками которых все чаще становятся не только профессиональные актеры, но и актеры-любители. В таких игровых юмористических передачах (например, «КВН», «Вечерний Ургант», «Импровизация» и др.) рождение новых идей, решение творческих задач у участников происходит экспромтом.
К неотъемлемым компонентам проявления творчества, в том числе, юмористического, можно отнести инсайт как внезапное нахождение решения творческой задачи. В последние годы значительно возрос интерес исследователей к изучению психологических и психофизиологических механизмов инсайта [Валуева Е.А., Ушаков Д.В., 2015; Владимиров И.Ю., Павлищак О.В., 2015; Коров-кин С.Ю., Никифорова О.С., 2014; Shemyakina N., 2018 и др.].
Степень разработанности проблемы. Современные психофизиологические исследования творческого процесса сконцентрированы преимущественно на поиске мозговых коррелятов решения дивергентных задач, на изучении нейрофизиологических механизмов инсайта и его роли в творчестве, на изучении особенностей функциональной мозговой организации специалистов сферы искусства. Исследователями получены противоречивые результаты относительно роли разных отделов мозга в осуществлении творческого акта [Вольф Н.В., Тарасова И.В., 2013; Дикая Л. А., Дикий И.С., 2015; Карпова В.В., 2016; Яшани-на А.А., Разумникова О.М., 2014; Arden R. et al., 2010; Fink A. et al., 2009; Starchenko M.G. et al., 2014]. При изучении феномена инсайта выделена предшествующая ему функциональная активность во фронтальных и темпоральных правополушарных областях коры мозга [Jung-Beeman М. et al., 2004; Sheth B.R., Sandkuhler S., Bhattacharya J., 2008]. Также исследователями обнаружены особенности мозговой организации музыкального, танцевального, образного творчества у специалистов сферы искусства [Карпова В.В., 2016; Нагорнова Ж.В., Шемякина Н.В., 2017; Родионов А.Р., Старченко М.Г., 2013; Скиртач И.А.,
2015; Fink A., Graif B., Neubauer A.C., 2009; Limb C.J., Braun A.R., 2008 и др.]. Эти специалисты характеризуются, как правило, высоким уровнем креативности как способности к порождению новых идей, к нахождению новых решений.
Психологическое сходство инсайта и юмора отмечается по ряду признаков: мгновенный характер понимания; сопровождение положительными эмоциями, связанными с пониманием задачи или шутки; внутренний конфликт -противоречие, по меньшей мере, двух когнитивных схем (реальная и невозможная, ожидаемая и неожиданная, вероятная и невероятная ситуация); нарушение запретов. Своим содержанием юмор связан с запретными темами и может приобрести характер нарушения запретов, их расшатывания. Для решения инсайтных задач характерен «выход за пределы», преодоление функциональной фиксированности [Мартин Р., 2009]. Качество созданного юмористического продукта можно легко оценить спонтанным смехом или высказанным суждением. Хотя смех и отражает субъективное состояние человека, его наличие или отсутствие легко фиксируются и может быть использованы для оценки юмористического продукта.
Если нейронные корреляты восприятия юмора на сегодняшний день в определенной степени изучены [Chan Y.C. et al., 2013; Goel V., Dolan R.J., 2001], то психофизиологические исследования создания юмористической творческой идеи носят единичный характер [Amir O., 2013, 2016]. Между тем, характер обсуждения проблематики сходства и различий психофизиологических коррелятов творчества и юмора в современных научных изданиях позволяет заключить о ней как о серьезном перспективном научном направлении.
Актуальность исследования вызвана противоречиями между высоким научным интересом к раскрытию психофизиологических коррелятов, мозговых механизмов создания новых идей и, в том числе, юмористических, с одной стороны, и недостаточным методическим уровнем организации таких психофизиологических исследований, недостаточным теоретическим обобщением полученных результатов, с другой; между декларированием учеными преиму-
ществ выявления мозговых коррелятов творчества в разнообразных его проявлениях и реальной исследовательской практикой их изучения.
Цель исследования - изучение ЭЭГ-коррелятов решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей.
Объект исследования - профессиональные актеры и актеры-любители.
Предмет исследования - биоэлектрическая активность коры головного мозга при решении творческих задач у профессиональных актеров и актеров-любителей, их психологические характеристики.
Гипотезы исследования.
1. ЭЭГ-корреляты решения различного вида творческих задач у актеров профессионалов и любителей могут характеризоваться особой частотно-пространственной организацией биоэлектрической активности коры головного мозга и подразделяться на общие и специфичные.
2. Общие ЭЭГ-корреляты могут быть представлены у актеров независимо от уровня профессионализма и отражать импровизационный характер их деятельности.
3. Специфичные ЭЭГ-корреляты решения творческих задач у актеров профессионалов и любителей могут быть обусловлены видом творческого задания, способом нахождения решения и характером предъявления задания.
4. На психофизиологическом уровне особенности функциональной мозговой организации решения юмористических творческих задач у актеров могут быть опосредованы вовлеченностью в этот процесс участков коры мозга, функционально связанных с эмоциональными переживаниями человека.
5. На психологическом уровне взаимосвязь между уровнем креативности и чувством юмора у актеров может быть опосредована их эмоциональным интеллектом.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были выдвинуты теоретические, методические и эмпирические задачи.
Задачи исследования:
Теоретические
1. Проанализировать теоретическую базу психологических представлений о творчестве.
2. Провести теоретический анализ понятия инсайта в современной психологии и психофизиологии.
3. Провести анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной исследованию креативности как способности к творчеству.
4. Провести анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной изучению мозговых коррелятов творчества, юмора и инсайта как этапа творческого процесса.
Методические
5. Подобрать пакет психодиагностических методик в соответствии с задачами эмпирического исследования.
6. Разработать процедуру проведения эмпирического исследования ЭЭГ -коррелятов решения творческих задач у профессиональных актеров и актеров -любителей.
7. Разработать сценарий проведения ЭЭГ-исследования.
Эмпирические
8. Исследовать психологические особенности профессиональных актеров и актеров-любителей и взаимосвязи их психологических характеристик.
9. Изучить силу и характер распределения когерентных связей ЭЭГ у профессиональных актеров и актеров-любителей при нахождении оригинальных и юмористических решений творческих задач.
10. Изучить силу и характер распределения когерентных связей ЭЭГ у профессиональных актеров и актеров-любителей при нахождении решений творческих задач инсайтным и не инсайтным способом.
11. Изучить силу и характер распределения когерентных связей ЭЭГ у профессиональных актеров и актеров-любителей при нахождении оригинальных и юмористических решений вербальных и невербальных творческих задач.
12. Провести сравнительный анализ силы и характера распределения когерентных связей ЭЭГ у профессиональных актеров и актеров-любителей при выполнении оригинальных и юмористических творческих заданий, при нахождении решения инсайтным и неинсайтным способом, при вербальном и невербальном характере предъявления задания.
Теоретико-методологическими предпосылками исследования выступили представления отечественных и зарубежных психологов о творчестве и креативности (Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев); представления о психологических особенностях личности специалистов сферы искусства (Л.И. Губарева, Т. Любарт, В.С. Собкин, М.Г. Старченко, А.В. Толшин, G.J. Feist); представления о мозговых коррелятах творчества (Н.П. Бехтерева, Н.В. Вольф, Л.А. Дикая, С.В. Медведев, Ж.В. Нагорнова, О.М. Разумникова, М.Г. Старченко, Н.В. Шемякина, M. Benedek, A. Fink, С. Martindale, A.C. Neubauer, Н. Petsche), о психологических и психофизиологических характеристиках юмора (Е.М. Иванова, Р. Мартин, М.В. Мусийчук, O. Amir, A. Bartolo, H.G. Belanger, I. Biederman, Y.C. Chan, V. Goel, J.E. Roeckelein, D. Shibata, B. Wild) и инсайта (Е.А. Валуева, И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин, В.Ф. Спиридонов, Д. В. Ушаков, Н.В. Шемякина, E.M. Bowden, J. Bhattacharya, M. Jung-Beeman, A. Dietrich); принципы функциональной мозговой организации психической деятельности человека (В.В. Бабенко, Т.А. Брагина, Н.Н. Доброхотова, П.Н. Ермаков, А.Р. Лурия, Е.И. Николаева).
Методы исследования и методики.
1. Метод психологического тестирования (тест креативности Торренса; опросник стилей юмора Р. Мартина; тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо
«Эмоциональный интеллект»; Миннесотский многоаспектный личностный опросник; Личностный опросник Г. Айзенка EPQ).
2. Метод электроэнцефалографии (ЭЭГ).
3. Статистические методы обработки данных: корреляционный анализ по критерию Пирсона; сравнительный анализ с помощью t-критерия Стъюдента; дисперсионный анализ ДЫОУД/МДЫОУД и сравнительный post-hoc-анализ с помощью критерия Тьюки, Обработка осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ STATISTICA 13.0.
Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна.
Впервые определены психологические характеристики актеров профессионалов и любителей - участников юмористических программ, - профессиональная деятельность которых связана с юмористической импровизацией. Обоснована роль эмоционального интеллекта в опосредствовании взаимосвязи уровня креативности и проявления чувства юмора у них. Показано, что для актеров профессионалов характерна обращенность юмора на других, а для актеров-любителей - обращенность юмора на себя.
Впервые изучена функциональная организация коры мозга у актеров в процессе создания юмористических идей инсайтным и неинсайтным способом на примере решения творческих задач.
Выявлены общие и специфичные ЭЭГ корреляты создания оригинальных и юмористических идей у актеров профессионалов и любителей. Сходство этих психофизиологических коррелятов проявляется в выраженных внутри - и меж-полушарных когерентных связях в передних, префронтальных и в задних, ок-ципитальных отделах коры головного мозга и обусловлено психологическим механизмом инсайта, опосредствующим создание оригинальных и юмористических идей.
Исследована взаимосвязь мозговых коррелятов создания оригинальных и юмористических идей у актеров профессионалов и любителей со способом на-
хождения ими решения (инсайтный - неинсайтный) и характером предъявления задания (вербальное - невербальное).
Показано, что при инсайтном способе нахождения оригинального и юмористического решения творческих задач у актеров-любителей выражены функциональные связи, соединяющие передние области коры правого и задние области коры левого полушария мозга, а у профессиональных актеров выражены правополушарные функциональные связи в передних отделах коры мозга.
Выявлены различия когерентности ЭЭГ у актеров в процессе решения творческих задач в зависимости от характера предъявления заданий (вербальное - невербальное). Эти различия наиболее выражены в альфа-диапазоне в затылочных и височных отделах коры каждого из мозговых полушарий.
При выполнении заданий на основе невербальной (образной) информации высокая интеграция затылочных, височных и ассоциативных зон коры объясняется активным зрительным поиском, работой с воображаемыми образами. При выполнении заданий на основе вербальной информации ослабление когерентных связей в затылочных и височных зонах коры мозга отражает смещение фокуса внимания вовнутрь и торможение внешней информации.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие современных представлений о психологической и психофизиологической природе творчества, дополняют научные представления о его нейрофизиологических коррелятах. Полученные в исследовании результаты могут способствовать научному развитию психофизиологии, когнитивной психологии, дифференциальной психологии, психофизиологии профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования, сделанные выводы и разработанные рекомендации могут иметь широкое прикладное значение. Они могут быть применены в различных практических областях психологии и педагогики: при разработке новых методик и технологий
профессионального обучения актеров и повышения профессионального мастерства участников юмористических программ, в развитии их творческого потенциала, в психотерапевтической практике, при подготовке программ оптимизации функционального состояния актеров юмористического жанра; при отборе творчески одаренных студентов для поступления в учебные заведения профильного образования, ориентированные на актерскую подготовку.
Положения, выносимые на защиту.
1. ЭЭГ-корреляты решения творческих задач у актеров профессионалов и любителей характеризуются особой частотно -пространственной организацией биоэлектрической активности коры головного мозга и имеют схожие и отличительные характеристики, в соответствии с которыми дифференцируются на общие и специфичные.
2. Общие ЭЭГ-корреляты проявляются в выраженных внутри- и межпо-лушарных когерентных связях в передних, преимущественно префронтальных, и в задних, преимущественно окципитальных, отделах коры головного мозга; они отражают импровизационный характер деятельности актеров и не зависят от их профессионализма.
3. Специфичные ЭЭГ-корреляты решения творческих задач у актеров профессионалов и любителей обусловлены видом творческого задания (оригинальное - юмористическое), способом нахождения решения (инсайтный - не-инсайтный) и характером предъявления задания (вербальное - невербальное) и проявляются преимущественно в силе длиннодистантных внутри- и межполу-шарных когерентных связей между передними и задними отделами коры головного мозга.
4. На психофизиологическом уровне сходство функциональной мозговой организации инсайта и создания юмористических идей обусловлено вовлеченностью участков коры мозга, функционально связанных с эмоциональными переживаниями человека, тогда как на психологическом уровне взаимосвязь меж-
ДУ уровнем креативности и чувством юмора у актеров опосредована их эмоциональным интеллектом.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2015-2018) и были представлены на XVIII Всемирном конгрессе по психофизиологии (Гавана, Куба, 2016), XIX Всемирном конгрессе по психофизиологии (Лукка, Италия, 2018), Европейском психологическом конгрессе (Амстердам, Нидерланды, 2017), Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017» (Москва, 2017), Международной научной конференции «Ананьевские чтения -2016, 2017 (Санкт-Петербург, 2016, 2017), VII Международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего» (Москва, 2017), V международной научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества» (Ростов-на-Дону, 2016), XXIII съезде Физиологического общества имени И.П. Павлова (Воронеж, 2017), на научных конференциях сотрудников, аспирантов и студентов ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2015-2018).
Материалы диссертации используются в учебном процессе Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), Южно-Российского гуманитарного института (Ростов-на-Дону), Северо-Кавказского государственного института искусств (Нальчик), Детской академии творчества «Солнечный город» (Нальчик).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 19 работ общим авторским объёмом 4,65 п.л., в том числе 3 работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ; 3 работы - в журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего изучения проблемы исследования; списка литературы, включающего 208 источников, из них - 73 на иностранных языках. Работа содержит 41 Рисунка, 1 Таблицы и 4 Приложений. Основной объем работы составляет 142 страницы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И
ЗАРУБЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПОСВЯЩЕННОЙ ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСТВА И ЮМОРА
1.1. Психологические представления о творчестве.
Творчество как процесс
Теория творчества занимает одно из центральных мест в современной психологии. Каждая психологическая концепция творчества предлагает свое определение, этапы и функции творчества.
В психологической литературе на сегодняшний день существует много определений термина «творчество», однако нельзя выделить из них какое-либо, которое считалось бы общепринятым.
Творчество - это не целенаправленная активность по созданию нового. Как правило, человек творит, не имея четкой цели произвести что-либо новое. Творчество непроизвольно по своей сути и мотивировано самим его процессом и удовольствием, которое личность получает в его ходе, а не результатом. Творческая деятельность самодостаточна и произвести нечто новое не становится ее главной целью. Таким образом, продукт творчества можно назвать побочным эффектом творческой активности [Ильин Е.П., 2012].
Представления о творчестве содержатся в научных трудах различных отраслей психологии. Круг психологических направлений не исчерпывается только лишь базовыми подходами (культурно -исторический, теория деятельности, психоанализ); феномен творчества также исследуется в экзистенциализме, бихевиоризме, гештальтизме, гуманистических течениях, когнитивной психологии.
Психология творчества тесно связана с разными научными дисциплинами (философия, социология, политология, менеджмент, маркетинга, педагогика), на стыке с которыми формируются новые концепции и представления о предмете изучения.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи занимаются проблемой творчества уже давно (расцвет изучения психологии творчества приходится на первую треть XX в.), поэтому современная психологическая наука пестрит разнообразными определениями понятия творчество. Эти определения образуют иерархию от кратких или философских размышлений, до обширных и глубоко научных описаний. Например, Н.А. Бердяев пишет, что «творчество есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире» [Бердяев Н.А., 2002, с. 421]. Соответственно, основная проблема творчества в концепции данного исследователя заключается в происхождении творческой новизны. Для него важно знать, как и почему возможно творчество. И здесь творчество выступает как некая тайна, заключающаяся в самой природе экзистенциальной деятельности человека, как деятельность субъекта, личности. Поэтому для ученого необходимо узнать историю происхождения нового вида деятельности, чтобы познать тайну творчества.
Важно подчеркнуть, что в настоящее время в науке не сформировался единый общепринятый подход к определению творчества.
Рассматривая феномен творчества в широком смысле Я.А. Пономарев пишет, что «Творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» [Пономарев Я.А., 1976, с. 43]. Исследователь подчеркивает, что творчество - это «развитие материи», свойственное как живой природе (человеку, обществу), так и неживой. В соответствии с этим подходом теряется специфика творческой деятельности как сознательного и преднамеренного процесса. Ученый приравнивает творчество вообще к любому развитию, что на наш взгляд не является целесообразными и верным решением.
Довольно полное и качественное определение понятия творчества можно найти в Большом энциклопедическом словаре: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью,
оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности» [Большой энциклопедический словарь, 2000].
В психологии существуют два основных направления определения творчества: в рамках первого направления основным критерием творчества выступает новизне его продукта, здесь акцент делается на оценке результата творческого акта; в рамках второго направления - особенности динамики творческого процесса, здесь акцентируется процессуальная сторона творчества [Савенков А.И., 2010; Дикая Л.А., Дикий И.С., 2015].
Согласно первому подходу творчеством может считаться всякая активность, в результате которой создается нечто новое. Однако, основным вопросом для психологии является внутренний мир личности, а не продукт ее активности. Так же, нет достаточно обоснованных критериев для определения того, что должно считаться новым. Для объяснения новизны существуют такие характеристики как «объективно новое» и «субъективно новое», но как, справедливо замечает А.И. Савенков, это лишь внешняя характеристика, и отношение к психике она имеет опосредованное [Савенков А.И., 2010].
В силу названных выше причин психологи признают, что критерий новизны продукта не может считаться необходимым и достаточным для определения творчества. Более того, ученые подвергают сомнению утверждение о том, что творчество представляет собой деятельность, так как с точки зрения психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева деятельность всегда це-ленаправлена. А продукт творчества часто оказывается побочным, т.е. не создается в результате целенаправленного действия. Он может появиться случайно, неожиданно, даже если первоначально цель создания этого продукта была осознана творцом. К тому же факт новизны продукта творчества сам по себе не вскрывает, не позволяет объяснить механизмы творчества [Дикая Л.А., Дикий И.С., 2015; Дружинин В.Н., 2007; Пономарев Я.А., 1976; Савенков А.И., 2010].
В рамках второго подхода творчеством может быть признан процесс, протекание которого не подчиняется алгоритмизации. И хотя в творческом процессе учеными выделяются определенные этапы, поток творчества не всегда предполагает последовательную их реализацию. Чем менее жесток алгоритм выполнения действий, тем более творческим считается процесс, т.к. он приводит к неизвестному, новому результату [Ильин Е.П., 2012; Савенков А.И., 2010; Хрящева Ю.Н. и др., 2006].
Неизбежно возникает вопрос о том, можно ли считать ли любую не алгоритмизированную активность творческой, приводящей к производству оригинального решения. Психологи сходятся во мнении относительно того, что не всякую, спонтанно развивающуюся, активность, не требующую сильного умственного напряжения, обширных знаний, мастерства, одаренности (того, с чем привычно ассоциируют творчество) можно назвать творческой [Дружинин В.Н., 2007].
Похожие диссертационные работы по специальности «Психофизиология», 19.00.02 шифр ВАК
Психологическая специфика формирования художественного образа при реализации творческого замысла актера2024 год, кандидат наук Курсевич Наталия Ивановна
Роль подсистем рабочей памяти в процессе инсайтного решения2017 год, кандидат наук Чистопольская, Александра Валерьевна
Мыслительные схемы в инсайтном решении задач2021 год, доктор наук Коровкин Сергей Юрьевич
Особенности электрической активности мозга юношей и девушек с разным уровнем креативности2011 год, кандидат психологических наук Саакян, Оксана Сааковна
Динамика загрузки рабочей памяти во время решения инсайтных задач2020 год, кандидат наук Савинова Анна Джумберовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лаврешина, Анастасия Юрьевна, 2018 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова, И.В., Кара, Ж.Ю., Введенский, И.В. и др. Развитие творческих способностей: технологии интегрированного воздействия / И.В. Абакумова, Ж.Ю.Кара, И.В. Введенский и др. - М.: Изд-во «КРЕДО», 2012. - 92 с.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 ^
3. Апчел, В.Я. Физиология человека и животных: Учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / В.Я. Апчел, Ю.А. Даринский, В.Н. Голубев. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 448 ^
4. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребёнок и самооценка / К. Аспер. - М.: КДУ, 2013. - 366 а
5. Афтанас, Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ / Л.И. Афтанас. - Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. -126 ^
6. Бабенко, В.В., Явна, Д.В., Немченко, Е.И. Приоритетность пространственных частот в захвате / В.В. Бабенко, Д.В. Явнв, Е.И. Немченко // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 2015. - Т. 65. - № 6. - С. 706-710.
7. Базанова, О.М. Электроэнцефалографические корреляты музыкальных способностей / О.М. Базанова // Функциональная диагностика. - 2005. -№ 1. - С. 56-68.
8. Базанова, О.М., Бурзик, А., Гвоздев, А.В. Исполнение музыки во flow-состоянии: психофизиологические корреляты / О.М. Базанова, А. Бурзик, А.В. Гвоздев / Вестник кафедры ЮНЕСКО музыкальное искусство и образование. -М.: Из-во Московский педагогический государственный университет, 2013. -С. 48-54.
9. Барышева, Т.А., Жигалов, Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб., 2006.
10. Белова, С.С. Эмоциональная креативность и активационная парадигма в исследовании творчества / С.С. Белова / Психология человека в современном мире. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - Т. 2. - С. 299-307.
11. Бердяев, Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М., 2002. - 688 с.
12. Бехтерева, Н.П. Магия творчества и психофизиология. Факты, соображения, гипотезы / Н.П. Бехтерева / Когнитивные исследования: Сборник научных трудов / Под ред. В.Д. Соловьёва, Т.В. Черниговской. - М.: Изд-во ИП РАН, 2008. - Вып. 2. - С. 9-31.
13. Богоявленская, Д.Б. О природе инсайта / Д.Б. Богоявленская / Творчество: наука, искусство, жизнь. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я.А. Пономарева (24-25 сентября 2015). - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
14. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002.
15. Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. Одаренность: природа и диагностика / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М.: Изд-во «ЦНПРО», 2013. - 208 с.
16. Бойцова, Ю.А., Старченко, М.Г. Влияние цвета на творческую деятельность в разных группах испытуемых / Ю.А. Бойцова, М.Г. Старченко // Вестник психофизиологии. - 2014. - № 3. - С. 131-134.
17. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 ^
18. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.; СПб., 2000.
19. Боно, Э. Латеральное мышление / Э. Боно. - СПб.: «Питер», 1997. -
320 с.
20. Бороденко, М.В. Два лица Януса-смеха / М.В. Бороденко. - Ростов-на-Дону, 1995.
21. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование: (Логикопсихоло-гический анализ) / А.В. Брушлинский. - М.: Изд-во «Мысль», 1979. - С. 127.
22. Валуева, Е.А., Ушаков, Д.В. Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям / Е.А. Валуева, Д.В. Ушаков / Современные исследования интеллекта и творчества. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - С. 15-48.
23. Владимиров, И.Ю., Павлищак, О.В., Преодоление и фиксированности как возможный механизм инсайтного решения / И.Ю. Владимиров, О.В. Павлищак / Современные исследования интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - С. 53.
24. Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник / В.Н. Волкова. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 160 ^
25. Волынкина, Н.В., Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в высшей школе / Н.В. Волынкина. - Елец, 2012.
26. Вольф, Н.В., Тарасов,а И.В. Влияние вознаграждения на выполнение вербальных творческих задач и ЭЭГ-эффекты / Н.В. Вольф, И.В. Тарасова // Физиология человека. - 2013. - Т. 39. - № 3. - С. 87-95.
27. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М., 1968.
28. Галин, А.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин. - Новосибирск, 2001.
29. Губарева, Л.И., Соловьев, А.Г., Агаркова, Е.В., Гутко, Т.Н., Безнаева, К.С. Психофизиологические особенности музыкально одаренных учащихся 1220 лет / Л.И. Губарева, А.Г. Соловьев, Е.В. Агаркова, Т.Н. Гутко, К.С. Безнаева // Наука. Инновации. Технологии. - 2015. - № 4. - С. 181-194.
30. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 559 ^
31. Данько, С.Г., Старченко, М.Г., Бехтерева, Н.П. Локальная и пространственная синхронизация ЭЭГ при выполнении теста на инсайтную стратегию решения творческих вербальных задач / С.Г. Данько, М.Г. Старченко, Н.П. Бехтерева //Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - № 4. - С. 29-32.
32. Данько, С.Г., Старченко, М.Г., Шемякина, Н.В., Нагорнова, Ж.В., Сравнение воздействия субъективной сложности и творческого характера вербальной деятельности на спектральные показатели мощности ЭЭГ / С.Г. Данько, М.Г. Старченко, Н.В. Шмякина, Ж.В. Нагорнова // Физиология человека. -2009. - № 3. - С. 132-134.
33. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: КДУ, 2013. - 264 с.
34. Дащинская, Т.Н., Дащинский, В.Е. Технология развития творческих способностей / Т.Н. Дащинская, В.Е. Дащинский // СИСП. - 2012. - № 4.
35. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202 с.
36. Джебраилова, Т.Д., Коробейникова, И.И. Пространственная организация бета2-ритма и эффективность когнитивной деятельности человека / Т.Д. Джебраилова, И.И. Коробейникова // Журнал высшей нервной деятельности. -2013. - Т. 63. - № 6. - С. 667-676.
37. Дикая, Л.А. Динамика функциональной организации коры головного мозга у испытуемых с разным уровнем креативности на этапах решения невербальной творческой задачи / Л.А. Дикая // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2010. - № 2. - Т. 5. Психология. -С. 97-108.
38. Дикая, Л.А. Экспериментальное исследование функциональной организации коры головного мозга у испытуемых с разным уровнем креативности в процессе решения образных творческих задач / Л.А. Дикая / Современная экспериментальная психология / Отв. редактор В.А. Барабанщиков. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет; Институт психологии РАН, 2011. - Т. 1. - С. 449-462.
39. Дикая, Л.А., Дикий, И.С. Психофизиологические корреляты творчества в норме и при психопатологии: учебное пособие / Л.А. Дикая, И.С. Дикий. -Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2016. - 204 с.
40. Дикая, Л.А., Дикий, И.С. Творческий мозг: монография / Л.А. Дикая, И.С. Дикий. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. - 218 с.
41. Дикая, Л.А., Карпова, В.В. Влияние профессиональной художественной подготовки на особенности формирования функциональных связей коры головного мозга при выполнении образной творческой деятельности / Л.А. Дикая, В.В. Карпова // Российский психологический журнал. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 80-91.
42. Дикая, Л.А., Карпова, В.В., Дикий, И.С. ЭЭГ-корреляты изобразительного творчества у специалистов сферы искусства / Л.А. Дикая, В.В. Карпова, И.С. Дикий / Материалы XXIII съезда Физиологического общества имени И.П. Павлова. - Воронеж: Изд-во «ИСТОКИ», 2017. - С. 956-958.
43. Дикая, Л.А., Наумова, М.И., Наумов, И.В. Психофизиологические корреляты мысленного исполнения импровизированного танца / Л.А. Дикая, М.И. Наумова, И.В. Наумов // Российский психологический журнал. - 2015. -Т. 12. - № 4. - С. 110-126.
44. Драчкова, В.О. Профессиональная специфика образа мира актеров и преподавателей / В.О. Драчкова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. -2014. - Т. 23. - № 1. - С. 118-128.
45. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. -3-е изд. - СПб.: Изд-во «Питер», 2007. - 368 с.
46. Дункер, К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем) / К. Дункер / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Пету-хова. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 258-268.
47. Ермаков, П.Н., Воробьева, Е.В. Индивидуальная профильная асимметрия у близнецов и спектральные характеристики ЭЭГ при выполнении арифметического счета и вербально-ассоциативной деятельности / П.Н. Ермаков, Е.В. Воробьева // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 1. - С. 8-24.
48. Ермаков, П.Н., Скиртач, И.А., Ковш, Е.М. Особенности частотно-пространственной организации коры мозга у музыкантов во время создания импровизации на основе стимульного материала с агрессивным и миролюбивым «Характерами» / П.Н. Ермаков, И.А. Скиртач, Е.М. Ковш // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12. - № 4. - С. 127-136.
49. Загаинова, А.Ю. Взаимосвязь конвергентного/дивергентного мышления и полушарных процессов селекции информации: значение моторной асимметрии: Дисс. ... канд. биол. наук / А.Ю. Загайнова. - Новосибирск, 2013. -153 с.
50. Иваницкий, А.М., Портнова, Г.В., Мартынова, О.В. и др. Картирование мозга при вербальном и пространственном мышлении / А.М. Иваницкий, Г.В. Портнова, О.В. Мартынова // Журнал высшей нервной деятельности. -2013. - Т. 63. - № 6. - С. 677-686.
51. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. - 2002. - № 1-2. - С. 76-87.
52. Иванова, Е.М., Митина, О.В., Зайцева, А.С., Стефаненко, Е.А., Енико-лопов, С.Н. Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р. Мартина / Е.М. Иванова, О.В. Митина, А.С. Зайцева, Е.А. Стефаненко, С.Н. Ениколопов // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2013. - Т. 6. - № 2. - С. 163175.
53. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
54. Кабрин, В.И. Транскоммуникативный подход в интерпретации личностной одаренности и креативности / В.И. Кабрин // Вестник Томского гос. унта. - 2013. - № 369.
55. Калошина, И.П. Большая теорема Ферма и психология творчества: Монография / И.П. Калошина. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 319 с.
56. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие / И.П. Калошина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 655 с.
57. Карпова, В.В. Психофизиологические корреляты изобразительного творчества у специалистов сферы искусства: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук / В.В. Карпова. - Ростов-на-Дону, 2016. - 23 с.
58. Келер, В. Исследования интеллекта человекообразных обезьян / В. Келер. - М., 1930.
59. Кирсанов, В.М., Шибкова, Д.З. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностей творческой личности / В.М. Кирсанов, Д.З. Кирсанова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-2. - С. 369-374.
60. Киямова, Р.З. Чувство юмора как фактор самоактуализации личности: Дисс. ...канд. психол. наук / Р.З. Киямова. - М., 2013. - 216 с.
61. Козленко, В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся / В.Н. Козленко / Вопросы психологии познавательной деятельности. - М., 1981. - С. 116-126.
62. Коровкин, С.Ю., Никифорова, О.С. Когнитивные и аффективные механизмы юмористической фасилитации решения творческих задач / С.Ю. Коровкин, О.С. Никифорова // Экспериментальная психология. - 2014. - ^ 7. -№ 4. - С. 37-51.
63. Косицкий, Г.И. Физиология человека: Учебник для вузов / Г.И. Ко-сицкий и др. - М.: Альянс, 2015. - 544 ^
64. Косовская, А.С., Дикий, И.С. Креативность и чувство юмора как факторы социально-психологической адаптации студентов / А.С. Косовская, И.С. Дикий / Психология XXI века: российская психология в контексте мировой науки. Материалы международной научной конференции молодых ученых. -СПб.: Скифия-принт. 2016. - С. 109-110.
65. Краткий психологический словарь / Под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
66. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 553 ^
67. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина / Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
68. Лаврешина, А.Ю., Дикая, Л.А. Психологические характеристики и психофизиологические корреляты творчества и юмора / А.Ю. Лаврешина, Л.А. Дикая // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2016. - № 14/1. - С. 3642.
69. Левочкина, А.В. Творчество в культуре повседневности / А.В. Левоч-кина // Аналитика культурологии. - 2012. - № 23.
70. Люсин, Д.В. Влияние эмоций на внимание: анализ современных исследований / Д.В. Люсин / Когнитивная психология: Феномены и проблемы. -М.: Ленанд, 2014. - С. 146-160.
71. Мазкина, О.Б. Освоение нравственных норм и ценностей подростками в детском творческом коллективе / О.Б. Мазкина / Экономические и гуманитарные исследования регионов. - Пятигорск, 2016. - № 3. - С. 36-40.
72. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
73. Маркина, Н.В. Загадки и противоречия творческого мозга, онлайн / Н.В. Маркина // Химия и жизнь. - 2008. - № 11.
74. Мартин, Р. Психология юмора / Р. Мартин. - СПб.: Питер, 2009. -
480 с.
75. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюш-кин. - Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003. - 700 с.
76. Мусийчук, М.В. Коммуникативный механизм юмора через призму иронии как приема остроумия / М.В. Мусийчук // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - № 1. - С. 68-72.
77. Мусийчук, М.В. Понимание имплицитного смысла как основа креативного механизма юмора / М.В. Мусийчук // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: философия. - 2007. - Т. 5. - Вып. 1. - С. 2226.
78. Нагорнова, Ж.В., Шемякина, Н.В. Изменения характеристик ЭЭГ при выполнении вербального творческого задания, требующего преодоления самостоятельно созданного стереотипа / Ж.В. Нагорнова, Н.В. Шемякина / Материалы XXIII съезда Физиологического общества имени И.П. Павлова. - Воронеж: Изд-во «ИСТОКИ», 2017. - С. 962-964.
79. Наумова, М.И., Дикая, Л.А., Наумов, И.В., Кулькин, Е.С. Психофизиологические корреляты представления движений творческого и не творческого характера у исследуемых с разным уровнем танцевального мастерства / М.И. Наумова, Л.А. Дикая, И.В. Наумов, Е.С. Кулькин // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 3. - С. 152-177.
80. Немов, Р.С. Общая психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата: в 3-х тт. / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - Т. 2. -302 ^
81. Николаева, Е.И. Связь одаренности с латеральными признаками у детей 7-8 лет / Е.И. Николаева / Психология и педагогика субъектов семейной и социальных систем. Материалы Международной научно -практической конференции / Под ред. И.А. Писаренко. - СПб., 2014. - С. 93-95.
82. Ожиганова, Г.В. Высшие творческие способности как ресурс жизнедеятельности / Г.В. Ожиганова / Современные исследования интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - С. 241-249.
83. Павлова, Е.В. Психологические и художественные особенности картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей / Е.В. Павлова // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 689-693.
84. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1992.
85. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - С. 23-63.
86. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин. - М.: Академический проект, 2006. - 496 с.
87. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М., 1976. - С. 43.
88. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 2002. - 122 с.
89. Пуанкаре, А. Математическое творчество / А. Пуанкаре. - СПб., 1909.
90. Разумникова, О.М. Особенности селекции информации при креативном мышлении / О.М. Разумникова // Психология. - 2009. - Т. 6. - № 3. - С. 134-161.
91. Разумникова, О.М., Вольф, Н.В., Тарасова, И.В. Стратегия и результат: половые различия в электрографических коррелятах вербальной и образной креативности / О.М. Разумникова, Н.В. Вольф, И.В. Тарасова // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. - № 3. - С. 31-41.
92. Разумникова, О.М., Кривоногова, К.Д., Яшанина, А.А. Вклад интеллекта, креативности и интуитивного когнитивного стиля в ЭЭГ корреляты дивергентного мышления / О.М. Разумникова, К.Д. Кривоногова, А.А. Яшанина / Материалы XXIII съезда Физиологического общества имени И.П. Павлова. -Воронеж: Изд-во «ИСТОКИ», 2017. - С. 974-976.
93. Разумникова, О.М., Яшанина, А.А Соотношение креативности, интеллекта и полушарной специализации и селекции информации / О.М. Разумникова, А.А. Яшанина // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33. - № 5. - С. 71-81.
94. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.
95. Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо. - СПб.: Тип. Ю.Н. Эр-лихъ, 1901. - 327 с.
96. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: «Прогресс», 1994. - 480 с.
97. Родионов, А.Р. Мозговые механизмы воображения при выполнении вербальных творческих задач / А.Р. Родионов // Физиология человека. - 2013. -№ 3. - С. 35-45.
98. Родионов, А.Р., Старченко, М.Г. Топографические характеристики при использовании равномерной и импульсной стратегий решения творческих задач актерами и не актерами / А.Р. Родионов, М.Г. Старченко // Вестник психофизиологии. - 2013. - Т. 1. - С. 30-37.
99. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
100. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков. -М.: Генезис, 2010. - 440 с.
101. Свидерская, Н.Е. Особенности пространственной организации ЭЭГ и психофизиологических характеристик человека при дивергентном и конвергентном типах мышления / Н.Е. Свидерская // Физиология человека. - 2011. -Т. 37. - № 1. - С. 36-44.
102. Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Ка-рузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V. 2.0). Руководство / Е.И. Сергиенко, И.И. Ветрова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
103. Сироткин, Л.Ю. Творчество и креативность: возможности понятийного компромисса / Л.Ю Сироткин // Вестник КазГУКИ. - 2015. - № 3.
104. Скиртач, И.А. Психофизиологические корреляты музыкального творчества (на примере импровизации): Автореф. дисс. .канд. психол. наук / И.А. Скиртач. - Ростов-на-Дону, 2015. - 24 с.
105. Скиртач, И.А. Частотно-пространственная организация биопотенциалов коры головного мозга у музыкантов при создании импровизаций различного качества / И.А. Скиртач // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - № 13/2. - С. 34-39.
106. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие / В.И. Слободчиков. - М.: ПСТГУ, 2013. - 400 ^
107. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие / В.И. Слободчиков. - М.: ПСТГУ, 2013. -360 с.
108. Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. Личностные особенности при профессиональном отборе студентов-актеров: гендерный аспект / // Национальный психологический журнал. - 2014. - Т. 15. - № 3. - С. 74-81.
109. Спиридонов, В.Ф. Реален ли инсайт? / В.Ф. Спиридонов / Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления: материалы Третьей конференции молодых ученых памяти К. Дункера / Под ред. В. Ф Спиридонова.
- М.: РГГУ, 2012. - С. 42-50.
110. Старченко, М.Г. Исследование нейрофизиологического обеспечения параметров вербальной креативности - беглости, гибкости, оригинальности. Сообщение 1. Данные электроэнцефалографического исследования / М.Г. Старченко // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - № 1-2 (67). - С. 84-87.
111. Старченко, М.Г. Психофизиология креативности / М.Г. Старченко // Наука и инновации. - 2014. - Т. 12. - № 142. - С. 15-19.
112. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столя-ренко. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007. - С. 170-219.
113. Таротин, И.В., Иваницкий, Г.А. Ритмы ЭЭГ, связанные с движением и пространственным мышлением: гомологичны ли они? // Журнал высшей нервной деятельности. - 2014. - Т. 64. - № 6. - С. 615-626.
114. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Т.А. Барышевой. - СПб., 2008.
115. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
- С. 123-132.
116. Триверс, Р. Обмани себя. Как самообман помогает нам выжить / Р. Триверс. - СПб.: Питер, 2012. - 432 с.
117. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса / Е.Е. Туник. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006. - а 121-158.
118. Фарбер, Д.А., Мачинская, Р.И., Курганский А.В. и др. Функциональная организация мозга в период подготовки к опознанию фрагментарных изображений / Д.А. Фарбер, Р.И. Мачинская, А.В. Курганский и др. // Журнал высшей нервной деятельности. - 2014. - Т. 64. - № 2. - С. 190-200.
119. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник / Н.И. Федюкевич. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 510 с.
120. Федорова, А.А. Может ли положительный подпороговый прайминг препятствовать решению инсайтных задач? / А.А. Федорова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 29. - № 3. - С. 76-81.
121. Хилл, П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования и научное обоснование решений / П. Хилл. - М.: «Мир», 1973. - 264 с.
122. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / П. Хилько. - М.: Юрайт, 2013. - 200 с.
123. Холодная, М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей / М.А. Холодная // Психологический журнал. - 2007. - № 1. - С. 28-37.
124. Хрящева, Ю.Н., Макшанова, С.И., Сидоренко, Е.В. Психогимнастика в тренинге / Ю.Н. Хрящева, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006. - С. 106-132.
125. Чернецкая, Н.И. Проблема соотношения творческого и дивергентного мышления в современной психологии / Н.И. Чернецкая // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 11. - С. 105-107.
126. Чиксентмихайи, М. Поток: психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи. - М.: Смысл: Альпина Паблишер, 2012. - 461 с.
127. Шемякина, Н.В., Нагорнова, Ж.В. Динамика частотной структуры ЭЭГ при решении вербальных творческих задач и в сессиях нейробиоуправле-ния, проводимых с целью оптимизации творческой деятельности / Н.В. Шемя-
кина, Ж.В. Нагорнова / Материалы XXIII съезда Физиологического общества имени И.П. Павлова. - Воронеж: Изд-во «ИСТОКИ», 2017. - С. 966-968.
128. Юнг, К.Г. Психология и литература / К.Г. Юнг / В кн.: Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - Пер. с англ. - М.: REFL-book, К. Вак-лер, 1996. - Стр. 30-54.
129. Юревич, А.В. Социальная психология научной деятельности / А.В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 447 с.
130. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии: Искусствознание и психология художественного творчества / М.Г. Ярошевский. - М., 1988. - С. 31-50.
131. Яшанина, А.А., Разумникова, О.М. Полушарные особенности интерференции информации у лиц с преобладанием рационального или иррационального когнитивного стиля / А.А. Яшанина, О.М. Разумникова // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2014. - Т. 34. - № 5. - С. 11-16.
132. Amabile, T.M. The social psychology of creativity: A componential conceptualization / T.M. Amabile // Journal of personality and social psychology. -1983. - V. 45. - № 2. - P. 357.
133. Amir, O., Biederman, I. The Neural Correlates of Humor Creativity / O. Amir, I. Biederman // Frontiers in Human Neuroscience. - 2016. - V. 10. - Article 597.
134. Amir, O., Biederman, I., Wang, Z., Xu, X. Ha Ha! Versus Aha! A Direct Comparison of Humor to Nonhumorous Insight for Determining the Neural Correlates of Mirth / O. Amir, I. Biederman, Z. Wang, Х. Xu // Cerebral Cortex. - 2013. -V.51 - Рр. 2198-2206.
135. Annett, M. A classification of hand preference by association analysis / M. Annett // British Journal of Psychology. - 1970. - Vol. 61. - № 3. - Рр. 303-321.
136. Arden, R., Chavez, R.S., Grazioplene, R., Jung, R.E. Neuroimaging creativity: a psychometric view / R. Arden, R.S. Chavez, R. Grazioplene, R.E. Jung // Behavioural Brain Research. - 2010. - Vol. 214. - Issue 2. - Рр. 143-156.
137. Aspinwall, L.G., Staudinger, U.M. A psychology of human strengths: Fundamental questions and future directions for a positive psychology / L.G. Aspinwall, U.M. Staudinger. - Washington, DC: American Psychological Association, 2003.
138. Ash, I.K., Wiley, J. The nature of restructuring in insight: An individualdifferences approach / I.K. Ash, J. Wiley // Psychonomic Bulletin & Review. - 2006. - V. 13. - № 1. - Pp. 66-73.
139. Aziz-Zadeh, L., Kaplan, J.T., Iacoboni, M. "Aha!": the neural correlates of verbal insight solutions / L. Aziz-Zadeh, J.T. Kaplan, M. Iacoboni // Hum. Brain Mapp. - 2009. - № 30. - Pp. 908-916.
140. Barr, N., Pennycook, G., Stolz, J.A., Fugelsang, J.A. Reasoned connections: a dualprocess perspective on creative thought / N. Barr, G. Pennycook, J.A. Stolz, J.A. Fugelsang // Thinking & Reasoning. - 2014. - V. 21 - Pp. 61-75.
141. Barron, F. Creativity to Work / F. Barron / The Nature of Creativity / R.J. Ed. By Sternberg. - Cambridge: Univ. Press, 1988.
142. Bartolo, A., Benuzzi, F., Nocetti, L., Baraldi, P., Nichelli P. Humor comprehension and appreciation: an FMRI study / A. Bartolo, F. Benuzzi, L. Nocetti, P. Baraldi, P. Nichelli // Journal of Cognitive Neuroscience. - 2006. - V. 18. - № 11. -Pp. 1789-1798.
143. Belanger, H.G., Kirkpatrick, L.A., Derks, P. The effects of humor on verbal and imaginal problem solving / H.G. Belanger, L.A. Kirkpatrick, P. Derks // Humor: International Journal of Humor Research. - 1998. - V. 11 (1).
144. Benedek, M., Jauk, E., Fink, A., Koschutnig, K., Reishofer, G., Ebner, F., Neubauer, A.C. To create or to recall? Neural mechanisms underlying the generation of creative new ideas / M. Benedek, E. Jauk, A. Fink, K. Koschutnig, G. Reishofer, F. Ebner, A.C. Neubauer // NeuroImage. - 2014. - Vol. 88. - Pp. 125-133.
145. Biederman, I., Vessel, E. Perceptual pleasure and the brain a novel theory explains why the brain craves information and seeks it through the senses / I. Biederman, E. Vessel // Am. Sci. - 2006. № 94. - Pp. 247-253.
146. Bolte, A., Goschke, T., Kuhl, J. Emotion and intuition effects of positive and negative mood on implicit judgments of semantic coherence / A. Bolte, T. Goschke, J. Kuhl // Psychol. Sci. - 2003. - № 14. - Pp. 416-421.
147. Bowden, E.M., Beeman, M.J. Getting the right idea: semantic activation in the right hemisphere may help solve insight problems / E.M. Bowden, M.J. Beeman // Psychol. Sci. - 1998. - № 9. - Pp. 435-440.
148. Bowers, K.S., Regehr, G., Balthazard, C., Parker, K. Intuition in the context of discovery / K.S. Bowers, G. Regehr, C. Balthazard, K. Parker // Cogn. Psychol. - 1990. - № 22. - Pp. 72-110.
149. Chan, Y.C., Chou, T.L., Chen, H.C., Yeh, Y.C., Lavallee, J.P., Liang, K.C., Chang, K.E. Towards a neural circuit model of verbal humor processing: An fMRI study of the neural substrates of incongruity detection and resolution / Y.C. Chan, T.L. Chou, H.C. Chen, Y.C. Yeh, J.P. Lavallee, K.C. Liang, K.E. Chang // Neurolmage. - 2013. - Vol. 66. - P. 169-176.
150. Dietrich, A., Kanso, R. A review of EEG, ERP, and neuroimaging studies of creativity and insight / A. Dietrich, R. Kanso // Psychol. Bull. - 2010. - № 136. -Pp. 822-848.
151. Dikaya, L.A., Dikiy, I.S., Skirtach, I.A. Neurophysiological correlates of musical improvisation / L.A. Dikaya, I.S. Dikiy, I.A. Skirtach // International Journal of Psychophysiology. - 2016. - Vol. 108. - P. 158.
152. Dikaya, L.A., Skirtach, I.A. Neurophysiological correlates of musical creativity: the example of improvisation / L.A. Dikaya, I.A. Skirtach // Psychology in Russia: State of the Art. - 2015. - V. 8 (3). - Pp. 84-98.
153. Dikiy, I.S., Dikaya, L.A., Karpova, V.V. Brain Correlates of the Artistic Image Creation by Artists and Actors / I.S. Dikiy, L.A. Dikaya, V.V. Karpova // International Journal of Psychophysiology. - 2016. - Vol. 108. - P. 131.
154. Dietrich, A., Kanso, R. (2010). A review of EEG, ERP, and neuroimaging studies of creativity and insight // Psychol. Bull. - 2010. - № 136. - Pp. 822-848.
155. Feldman, D.H. Creativity: dreams, insights and transformation / D.H. Feldman / Eds. by R. Sternberg, T. Tardif / The nature of creativity. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - Pp. 271-297.
156. Fink, A., Benedek, M. EEG alpha power and creative ideation / A. Fink, M. Benedek // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. - 2014. - V. 44. - Pp. 111123.
157. Fink, A., Graif, B., Neubauer, A.C. Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice dancers / A. Fink, B. Graif, A.C. Neubauer // Neurolmage. - 2009. - V. 46. - №3. - Pp. 854-862.
158. Fink, A., Neubauer, A.C. EEG alpha oscillations during the performance of verbal creativity tasks: differential effects of sex and verbal intelligence / A. Fink, A.C. Neubauer // International Journal of Psychophysiology. - 2006. - V. 62 (1). -Pp. 46-53.
159. GOEL, V., Dolan, R.J. The functional anatomy of humor: segregating cognitive and affective components / V. Goel, R.J. Dolan // Nature neuroscience. -2001. - Vol. 4. - № 3. - Pp. 237-238.
160. Gonen-Yaacovi, G., de Souza, L.C., Levy, R., Urbanski, M., Josse, G., Volle, E. Rostral and caudal prefrontal contribution to creativity: a meta analysis of functional imaging data / G. Gonen-Yaacovi, L.C. de Souza, R. Levy, M. Urbanski, G. Josse, E. Volle // Frontiers in human neuroscience. - 2013. - V. 6 (7). - Pp. 465.
161. Isen, A.M., Daubman, K.A., Nowicki, G.P. Positive affect facilitates creative problem solving / A.M. Isen, K.A. aubman, G.P. Nowicki // Journal of personality and social psychology. - 1987. - V. 52. (6). - Pp. 1122-1131.
162. Jauk, E., Benedek, M., Neubauer, A.C. Tackling creativity at its roots: Evidence for different patterns of EEG alpha activity related to convergent and divergent modes of task processing / E. Jauk, M. Benedek, A.C. Neubauer // International Journal of Psychophysiology. - 2012. - V. 84. - № 2. - Pp. 219-225.
163. Jung, R.E., Mead, B.S., Carrasco, J., Flores, R.A. The structure of creative cognition in the human brain / R.E. Jung, B.S. Mead, J. Carrasco, R.A. Flores // Frontiers in human neuroscience. - 2013. - V.7. - P. 330.
164. Jung-Beeman, M., Bowden, E.M., Haberman, J et al. Neural activity when people solve verbal problems with insight / M. Jung-Beeman, E.M. Bowden, J. Haberman et al. // PLoS Biology. - 2004. - V. 2 - № 4. - Pp. 500-510.
165. Kaplan, C.A., Simon, H.A. In search of insight / C.A. Kaplan, H.A. Simon / C.A. Kaplan, H.A. Simon // Cognitive psychology. - 1990. - V. 22. - № 3. -Pp. 374-419.
166. Kizilirmak, J.M., Thuerich, H., Folta-schoofs, K., Schott, B.H., Richard-son-klavehn, A. Neural correlates of learning from induced insight: A case for reward-based episodic encoding / J.M. Kizilirmak, H. Thuerich, K. Folta-schoofs, B.H. Schott, A. Richardson-klavehn // Front. Psychol. - 2016. - № 7. - P. 1693.
167. Klimesch, W., Sauseng, P., Hanslmayr, S. EEG alpha oscillations: The inhibition timing hypothesis / W. Klimesch, P. Sauseng, S. Hanslmayr // Brain Research Reviews. - 2007. - Vol. 53 (1). - Pp. 63-88.
168. Koestler, A. The act of creation / A. Koestler. - London: Hutchinson,
1964.
169. Korovkin, S.Y., Nikiforova, O.S. Cognitive and affective mechanisms of creative problems solving facilitation by humor / S.Y. Korovkin, O.S. Nikiforova // Experimental Psychology. - 2015. - V. 7. - № 4. - Pp. 37-51.
170. Kounios, J., Beeman, M. The cognitive neuroscience of insight / J. Kounios, M. Beeman / Psychology. - 2014. - V. 65(1). - P. 71.
171. Langly, P., Johns, R. A computational model of scientific insight / P. Langly, R. Johns // Eds. by R. Sternberg, T. Tardif. The nature of creativity. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - Pp. 177-201.
172. Lewis, M.E., Mishkin, M., Bragin, E., Brown, R.M., Pert, C.B., Pert, A. Opiate receptor gradients in monkey cerebral cortex: correspondence with sensory processing hierarchies / M.E. Lewis, M. Mishkin, E. Bragin, R.M. Brown, C.B. Pert, A. Pert // Science. - 1981. - № 211. - Pp. 1166-1169.
173. Limb, C.J., Braun, A.R. Neural substrates of spontaneous musical performance: an fMRI study of jazz improvisation / C.J. Limb, A.R. Braun // PLoS ONE. - 2008. - № 3. - P. 1679.
174. Liu, S., Chow, H.M., Xu, Y., Erkkinen, M.G., Swett, K.E., Eagle, M.W., et al. Neural correlates of lyrical improvisation: an fMRI study of freestyle rap / S. Liu, H.M. Chow, Y. Xu, M.G. Erkkinen, K.E. Swett, M.W. Eagle et al // Sci. Rep. -2012. - № 2. - P. 834.
175. Liu, S., Erkkinen, M.G., Healey, M.L., Xu, Y., Swett, K.E., Chow, H.M., Braun, A.R. Brain activity and connectivity during poetry composition: toward a multidimensional model of the creative process / S. Liu, M.G. Erkkinen, M.L. Healey, Y. Xu, K.E. Swett, H.M. Chow, A.R. Braun // Human Brain Mapping. - 2015. -Vol. 36. - № 9. - Pp. 3351-3372.
176. Man, K., Kaplan, J., Damasio, H., Damasio, A. Neural convergence and divergence in the mammalian cerebral cortex: from experimental neuroanatomy to functional neuroimaging / K. Man, J. Kaplan, H. Damasio, A. Damasio // J. Comp. Neurol. - 2013. - V. 521. - Pp. 4097-4111.
177. Metcalfe, J. Premonitions of insight predict impending error / J. Metcalfe // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. - 1986. -V. 12. - № 4. - Pp. 623.
178. Passingham, R.E., Bengtsson, S.L., Lau, H.C. Medial frontal cortex: from self-generated action to reflection on one's own performance / R.E. Passingham, S.L. Bengtsson, H.C. Lau // Trends Cogn. Sci. - 2010. - № 14. - Pp. 16-21.
179. Petsche, H. Approaches to verbal, visual and musical creativity by EEG coherence analysis / H. Petsche // International Journal of Psychophysiology. - 1996. - V. 24 (2). - Pp. 145-159.
180. Prerost, F.J. Humor as an intervention strategy / F.J. Prerost // The use of humor in psychotherapy. - 1994. - Pp. 139-148.
181. Ridderinkhof, K.R., Ullsperger, M., Crone, E.A., Nieuwenhuis, S. The role of the medial frontal cortex in cognitive control / K.R. Ridderinkhof, M. Ullsperger, E.A. Crone, S. Nieuwenhuis // Science. - 2004. - V. 306. Pp. 443-447.
182. J.E. Roeckelein, The psychology of humor: A reference guide and annotated bibliography / Roeckelein. - Westport, CT: Greenwood Press, 2002.
183. Sandkühler, S., Bhattacharya, J. Deconstructing insight: EEG correlates of insightful problem solving / S. Sandkühler, J. Bhattacharya // PLoS One. - 2008. -V.3 (1). - Pp. 1-12.
184. Sauseng, P., Klimesch, W., Doppelmayr, M., Pecherstorfer, T., Freunberger, R., Hanslmayr, S. EEG alpha synchronization and functional coupling during top-down processing in a working memory task / P. Sauseng, W. Klimesch, M. Doppelmayr, T. Pecherstorfer, R. Freunberger, S. Hanslmayr // Human Brain Mapping. - 2005. - V. 26. - Pp. 148-155.
185. Schlegel, A., Alexander, P., Fogelson, S.V., Li, X., Lu, Z., Kohler, P.J., et al. The artist emerges: visual art learning alters neural structure and function // Neuroimage. - 2015. - № 105. - Pp. 440-451.
186. Seligman, M.E.P., Csikszentmihalyi, M. Positive psychology: An introduction / M.E.P. Seligman, M. Csikszentmihalyi // American Psychologist. - 2000. -V. 55(1). - Pp. 5-14.
187. Shemyakina, N. Neurophysiological markers of insight and original remote associations / N. Shemyakina // International Journal of Psychophysiology. -2018. - V. 131. - Pp. 36.
188. Sheth, B.R., Sandkühler, S., Bhattacharya, J. Posterior beta and anterior gamma oscillations predict cognitive insight / B.R. Sheth, S. Sandkühler, J. Bhattacharya // Journal of Cognitive Neuroscience. - 2009. - V. 21. - № 7. - Pp. 1269-1279.
189. Shibata, D., Zhong, J. Humour and Laughter: localization with Fmri / D. Shibata, J. Zhong // NeuroImage. - 2001. - № 13. - P. 476.
190. Sowden, P.T., Pringle, A., Gabora, L. The shifting sands of creative thinking: connections to dual-process theory / P.T. Sowden, A. Pringle, L. Gabora // Thinking and reasoning. - 2014. - V. 8 (21). - Pp. 40-60.
191. Starchenko, M.G., Kireev, M.V., Medvedev, S.V. Brain organization in creative thinking / M.G. Starchenko, M.V. Kireev, S.V. Medvedev // International Journal of Psychophysiology. - 2014. - № 94 (2). - P. 160.
192. Sternberg, R.J., Lubart, T.I. The concept of creativity: Prospects and paradigms / R.J. Sternberg, T.I. Lubart // Handbook of creativity. - 1999. - V. 1. - Pp. 315.
193. Taylor, C.W. Creativity: Progress and potential / C.W. Taylor. - N.Y.: McGraw-Hill, 1964. - 178 p.
194. Taylor, C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity / C.W. Taylor / The Nature of Creativity / Ed. R.J. Sterberg. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.
195. Torrance, E.P. Creativity and futurism in education: Retooling / E.P. Torrance // Education. - 1980. - V. 100. - Pp. 298-311.
196. Torrance, E.P. Rewarding creative behavior / E.P. Torrance. - Prentice-Hall, 1965.
197. Torrance, E.P. The Search for Satori and Creativity / E.P. Torrance. -Buffalo., N.Y.: Creativity Education Foundation, 1979.
198. Torrance, E.P. Torrance test of creative norms: Technical manual / E.P. Torrance. - Princeton, NY.: Personnel Press, 1966.
199. Torrance, E.P. Torrance test of creative thinking: Directions manual and scoring quide / E.P. Torrance. - Lexington, 1974.
200. Volz, K.G., Von Cramon, D.Y. What neuroscience can tell about intuitive processes in the context of perceptual discovery / K.G. Volz, D.Y. Von Cramon // J. Cogn. Neurosci. - 2006. - № 18. - Pp. 2077-2087.
201. Vrticka, P., Black, J.M., Reiss, A.L. The neural basis of humour processing / P. Vrticka, J.M. Black, A.L. Reiss // Nat. Rev. Neurosci. - 2003. - № 14. -Pp. 860-868.
202. Walles, G. The Art of Thought / G. Walles. - N.Y., 1926.
203. Weisberg, R. Problem solving and creativity / R. Weisberg /. The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives / Eds. R.J. Sternberg, T. Tardif. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
204. Weisberg, R.W. Toward an integrated theory of insight in problem solving / R.W. Weisberg // Thinking & Reasoning. - 2013. - V. 21 (1). - Pp. 5-39.
205. Wessel, J.R. A neural mechanism for motor inhibition after errors, surprise, and during conflict / J.R. Wessel // Psychophysiology. - 2016.
206. Wild, B., Rodden, F.A., Grodd, W., Ruch, W. Neural correlates of laughter and humour / B. Wild, F.A. Rodden, W. Grodd, W. Ruch // Brain. - 2003. - № 126. - Pp. 2121-2138.
207. Yue, X., Vessel, E.A., Biederman, I. The neural basis of scene preferences / X. Yue, E.A. Vessel, I. Biederman // Neuroreport. - 2007. - № 18. - Pp. 525-529.
208. Zhang, Z., Lei, Y., Li, H. Approaching the Distinction between Intuition and Insight / Z. Zhang, Y. Lei, H. Li // Front. Psychol. - 2016. - № 7. - P. 1195.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.