Единство рационального и эмоционального как признак обучения младших школьников хоровому пению тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ряписова, А. Г.

  • Ряписова, А. Г.
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1995, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 233
Ряписова, А. Г.. Единство рационального и эмоционального как признак обучения младших школьников хоровому пению: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Новосибирск. 1995. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ряписова, А. Г.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

1.1. Философский и психологический аспекты изучения проблемы взаимосвязи рационального и эмоционального

1.2. Единство рационального и эмоционального как принцип обучения хоровому пению

1.3. Специфика взаимодействия рационального и эмоционального в музыкальном искусстве

1.4. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в аспекте проблемы . исследования

ВЫВОДЫ К ГЛаве I.:у'. ; .'.v.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЕДИНСТВА РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

2.1. Организация и ход экспериментальной работы

2.2. Методика исследования.

2.3. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация

2.4. Методические рекомендации по реализации принципа единства рационального и эмоционального при обучении младших школьников хоровому пению.

Выводы к главе II.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Единство рационального и эмоционального как признак обучения младших школьников хоровому пению»

Идея единства, диалектической взаимообусловленности рационального и эмоционального воплощена в одном из ведущих принципов теории познания. Однако на современном этапе развития педагогической науки и практики имеет место явно выраженная интеллектуальная направленность в процессе обучения с опорой на сознательное отношение учащихся к знаниям, на логическое овладение навыками и умениями с целью развития научно-теорети-ческого мышления. Чрезмерная интеллектуалистичность в педагогике, при которой редко учитывается эмоциональная сфера личности ребенка, способствует господству технократического мышления (В.П.Зинченко, А.В.Петровский), которое, из-за отсутствия переживаний провоцирует безнравственное отношение к семье, к труду, к природе, самому обществу, и проявляется в социальных катаклизмах современности. Исходя из этого, приоритетными задачами образования сегодня признаны развитие эмоциональной отзывчивости, воспитание культуры чувств (М. Н.Скаткин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер) для согласования их с рациональными свойствами личности. Таким образом, проблема единства рационального и эмоционального имеет не только педагогическое, но и большое социальное значение, ибо культура чувств в сочетании с развитым интеллектом детерминирует формирование разносторонне развитой гармоничной личности.

Особую значимость проблема приобретает в рамках эстетического воспитания, поскольку его конкретной целью и сверхзадачей является формирование эмоциональной отзывчивости личноети (В.Алексеева). Ведь первичный, древнейший смысл этого термина в переводе с греческого означает "ощущение", "чувство", "чувствующий". Среди других искусств музыку традиционно наделяют особой силой эмоционального воздействия, а хоровое пение -это наиболее активная, самая доступная и массовая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Полагаем, что музыкальная педагогика располагает достаточными средствами для разрешения проблемы соотношения эмоционального и рационального в процессе обучения детей пению в хоре. Если музыкальное произведение правильно понято, глубоко пережито и исполнение его приобретает личностный характер, то тогда можно считать, что такое общение с хоровым искусством является началом становления у ребенка гармонии между рациональной и эмоциональной сферами личности. Достижение относительной гармонии в отношении к музыкальному искусству может оказаться прочным навыком гармонии в отношении к миру в целом, без которой невозможна творческая деятельность ни в одной сфере человеческого бытия.

Длительное время проблема единства и взаимосвязи эмоционального и рационального являлась предметом рассмотрения различных областей знания. Ученые выделяют в ней самые разнообразные аспекты:

- взаимосвязь рациональной и эмоциональной сторон в отражении и познании действительности исследована А.Ф.Лосевым, В.В.Орловым, В.Г.Пановым, А.Г.Спиркиным, И.Т.Фроловым и др.;

- изучение физиологических механизмов эмоций и их взаимосвязь с мышлением осуществлено И.П.Павловым, П.К.Анохиным, П.В.Симоновым и конкретизировано применительно к певческой деятельности С. Роджером, М.П.Блиновой, В.П.Морозовым, Ю.П.Фроловым; - идея единства психических познавательных и эмоциональных процессов отражена в трудах психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева; изучению эмоций в структуре мыслительной деятельности посвящены работы В. Н.Вилюнаса, И.А.Васильева, Ю.Е.Виноградова, О.К.Тихомирова, В.Л.Поплужного и др.;

- в области возрастной и педагогической психологии вопросу взаимодействия эмоциональной и интеллектуальной сфер в формировании личности уделили внимание Л.И.Божович, Б.И.Додонов, А.В.Запорожец, К.З.Изард, А.Д.Кошелева, Д.Б.Эльконин, П.М.Якобсон и др.;

- в истории и теории педагогики взаимодействие эмоционального и сознательного как основы эффективности воспитательного воздействия в педагогике утверждается К.Д.Ушинским, П.П.Блонским, С. Т. Шацким, В. А.Су-хомлинским, Ю.В.Шаровым, Г.И.Щукиной и др.;

- становлению новых взглядов на систему педагогических принципов, концепции и развитию отдельных требований в аспекте взаимодействия сознательного и эмоционального способствовали идеи Ю. К.Бабанского, Ш.И.Ганелина, Б.С.Гершунского, В. И.Загвязинс-кого, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина;

- взаимодействие эмоциональной и рациональной сторон познания как основы формирования эстетического отношения исследовано М.С.Каганом, Ю.А.Кремлевым, М.Ф.Овсянниковым, В. А.Разумным, С. X.Раппопортом, В.К.Скатерщиковым;

- проблема единства эмоционального и сознательного в работах по художественному образованию и музыкальному воспитанию развивалась Б.В.Асафьевым, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, В.К.Белобородовой, Л.В.Горюновой, Ю.Б.Алиевым, Е.В.Квятковским, Б.Т.Лихачевым, Б.М.Неменским;

- взаимосвязь сознательного и эмоционального как основа построения методики обучения пению рассмотрена м. И.Глинкой, В.Ф. Одоевским, Д.Л.Локшиным, И.Пономарьковым, В. Г.Соколовым, Т.Н.Овчинниковой и др.

В этих же направлениях продолжаются диссертационные исследования. Некоторые подходы к решению вопросов взаимодействия эмоционального и рационального в процессе обучения предложены в диссертациях Т.Ф.Сигаевой(1984), Н.Н.Антоновой(1985), А.М.Белова(1969), Р.К.Питателевой(1975). В музыкальной педагогике данная проблема обозначена в исследованиях Н. П.Антонец, Т. В. Нагорной, Л.М.Седуновой, Э.А.Скрипкиной.

Как показал анализ, данная проблема привлекла внимание значительного числа ученых. Однако она не только сложна и многогранна, но до сих пор не имеет теоретического и практического осмысления, поскольку в названных выше диссертационных исследованиях рассматриваются с приоритетных позиций либо рациональный, либо эмоциональный аспекты и не уделено должного внимания вопросу характера их взаимодействия в процессе обучения хоровому пению; либо изучение проблемы не соотнесено с возрастными особенностями и певческими возможностями детей младшего школьного возраста. До настоящего времени названная выше проблема как самостоятельная не исследовалась, и до сих пор в теории педагогики отсутствует общепринятый подход в определении единства рационального и эмоционального, вследствие неясного представления о сущности каждого понятия и специфики их взаимосвязи при обучении пению в хоре, нет достаточно четких обоснований как дидактического принципа, отсутствует теоретическая модель данного принципа в процессе вокально-хоровой деятельности.

Неразработанность данной проблемы вызывает определенные трудности в работе учителей музыки, вынужденных сегодня руководствоваться при выборе методики работы с детским хором, преимущественно опытом эмпирико-интуитивного характера, необходимость приведения рациональных и эмоциональных свойств личности к единству в практической деятельности почти не осознается руководителями хоров, в связи с чем целенаправленно как педагогическая задача далеко не всегда реализуется. Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость в музыкальной педагогике определили актуальность данной работы и подтвердили необходимость исследования темы "Единство рационального и эмоционального как принцип обучения младших школьников хоровому пению".

Объект исследования - процесс обучения младших школьников хоровому пению.

Предмет исследования - единство рационального и эмоционального как условие эффективности обучения младших школьников хоровому пению.

В ходе исследования сделан акцент, главным образом, на сущности гармоничного взаимодействия рационального и эмоционального, т.к. без теоретического представления об их отношении и взаимосвязи в разных аспектах человеческой жизнедеятельности невозможно подойти к пониманию проявления их единства в конкретном виде деятельности - пению в хоре.

Данное исследование ограничено изучением проблемы в музыкально-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста, прежде всего, в связи с тем, что именно в этом возрасте начинается систематическое обучение детей пению в хоре и, кроме того, ряд психофизиологических особенностей и певческих возможностей детей данного возраста обусловливает специфику реализации принципа единства рационального и эмоционального при обучении хоровому пению.

Целью работы является разработка теоретических основ педагогического принципа единства рационального и эмоционального в процессе обучения младших школьников хоровому пению.

Реализация цели настоящего исследования обусловила постановку следующих задач:

- изучить характер взаимосвязи рационального и эмоционального в философском, психологическом, физиологическом аспектах и, трансформировав его в конкретном виде музыкальной деятельности (хоровое пение), теоретически обосновать закономерность единства рациональных и эмоциональных свойств личности;

- проанализировать становление системы принципов музыкальной педагогики в контексте общей дидактики и определить специфику и характер оптимального взаимодействия рационального и эмоционального как принципа обучения пению в хоре;.

- разработать методику изучения проявлений единства рационального и эмоционального в процессе обучения пению в хоре с учетом возрастных психофизиологических особенностей и певческих возможностей детей младшего школьного возраста и изучить состояние проблемы в практике работы школьных коллективов и детских хоровых студий;

- подготовить методические рекомендации по реализации принципа единства рационального и эмоционального в практике обучения младших школьников хоровому пению.

Гипотеза исследования: если процесс обучения пению в хоре осуществлять с целенаправленной ориентацией на принцип единства рационального и эмоционального как соответствующий жизнедеятельности ребенка и учитывающий специфику музыкального искусства, то это будет способствовать эффективности музыкаль-но-певческого развития учащихся и становлению гармонии между рациональными и эмоциональными свойствами личности.

Исследование данной проблемы потребовало междисциплинарного подхода с интеграцией фундаментальных гуманитарных наук -общей и музыкальной педагогики, психологии, физиологии, эстетики, музыкознания. В русле гуманитарно-системной ориентации методологической основой исследования являются диалектическая теория познания и деятельностный подход к человеку и процессам его онто- и филогенеза.

В ходе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психофизиологической, педагогической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; наблюдение; опрос (беседа, интервью, анкетирование учителей и учащихся); анализ продуктов деятельности учащихся; изучение и обобщение опыта работы учителей музыки и руководителей детских хоровых коллективов; педагогический эксперимент; методы качественной и математико-статистической обработки его результатов.

Диссертационное исследование проводилось с 1986 по 1994 годы и осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе изучалась философская, психофизиологическая, педагогическая и музыковедческая литература по проблеме исследования с целью получения представления о характере взаимосвязи эмоциональных и рациональных свойств личности. На основании этого сложилось обоснование единства рационального и эмоционального в качестве одного из основных принципов обучения пению в хоре.

На втором этапе создавалась методика изучения характера взаимодействия рационального и эмоционального в хоровой деятельности и проводилось констатирующее обследование детских хоров средних общеобразовательных школ и хоровых студий с целью выявления в нем соответствия принципу единства рационального и эмоционального в практике работы.

На третьем, заключительном этапе, обобщались полученные данные и оформлялись результаты исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Единство рационального и эмоционального, понимаемое как тесное, гибкое, непрерывное, гармоничное их взаимодействие, является закономерным для жизнедеятельности человека в целом и обязательно должно сопровождать процесс обучения.

2. Единство рационального и эмоционального соответствует самой природе музыкального искусства, предопределяет естественные пути обучения детей хоровому исполнительству в единстве эмоционального постижения музыкального образа и логического осмысления способов его воплощения.

3. Положение о единстве рационального и эмоционального имеет полное основание для возведения в статус педагогического принципа, поскольку учитывает специфику музыкального искусства и особенности детской психологии, действует в разнообразных учебных ситуациях, при разных условиях обучения, его реализация необходима и возможна на всем протяжении учебного процесса.

4. Опора на принцип единства рационального и эмоционального - одно из условий оптимальной организации вокально-хорового развития ребенка. Обучение с такой целенаправленной ориентацией имеет особое значение на начальном этапе обучения хоровому пению. В связи с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста реализация данного принципа имеет специфику.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проблема единства рационального и эмоционального в условиях вокально-хоровой деятельности младших школьников рассматривается как принцип обучения пению в хоре; разработана методика изучения проявлений единства рационального и эмоционального и предложен проект реализации данного принципа на практике.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что теоретическое обоснование педагогического принципа единства рационального и эмоционального поможет учителям музыки в построении методики обучения детей младшего школьного возраста пению в хоре; разработанная методика диагностирования единства рационального и эмоционального в процессе разучивания хоровых произведений может быть использована в практике работы с детским хоровым коллективом.

Апробация работы. Основные результаты и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории преподавания музыки в школе НИИ ХВ АПН СССР (1986 - 1990 г.г.), на конференции аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР (Москва, 1988). на XV научно-практической конференции аспирантов и младших научных сотрудников НИИ СиМО АПН СССР (Москва, 1988), на областной межвузовской научно-методической конференции "Совершенствование' подготовки специалистов на основе укрепления связи высшей школы с практикой" (Самара, 1988), на областной научно-практической конференции "Совершенствование духовной жизни села средствами культурно-просветительной работы"(Самара. 1988). на кафедрах дошкольной педагогики и психологии и педагогики начального обучения Новосибирского государственного педагогического университета (1988-1994). на Международной конференции по эстетическому воспитанию молодежи (Херсон, 1991), советско-датском симпозиуме "Содержание образования и методы обучения: проблемы, тенденции, перспективы" (Новосибирск, 1992). на региональной научно-практической конференции преподавателей педагогических вузов России (Екатеринбург, 1992), на юбилейной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Ю. В.Шарова (Новосибирск, 1992), на республиканской научно-практической конференции "Перспективные модели образования" (Новосибирск, 1993), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного педагогического университета (1992-1994 г).

Внедрение результатов исследования осуществлено в практику работы детских хоров через методические рекомендации для учителей музыки и руководителей детских хоровых коллективов "Пути реализации взаимодействия рационального и эмоционального в процессе работы с детским хором" и в разделе "Применение дидактических игр при обучении детей пению в хоре" методических рекомендаций для студентов факультета начальных классов. По теме исследования опубликовано 16 печатных работ.

Достоверность теоретических и практических результатов исследования обеспечена общим методологическим подходом, использованием комплекса методов педагогического исследования и их адекватностью поставленным задачам, репрезентативностью эмпирических материалов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ряписова, А. Г.

Основные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем.

1. Изучены и представлены методологические предпосылки исследования проблемы единства рационального и эмоционального. Анализ воззрений на проблему соотношения и взаимодействия рационального и эмоционального в различных аспектах выявил своеобразие путей становления современных концепций в философии, психологии, физиологии, эстетике, педагогике.

Эмоции наряду с ощущениями, восприятием, представлениями, воображением, образуют сложное диалектическое единство, именуемое в гносеологии чувственным познанием. Все его перечисленные формы неразрывно связаны с деятельностью разума. Каждая ступень познания имеет две стороны: чувственную и рациональную, которые находятся в гибком и тесном взаимодействии и неразрывны. А весь процесс познания в целом является единством чувственного и рационального - это всеобщая закономерность познавательного процесса, действующая, в том числе, в процессе познания мира в музыке.

Музыка не пользуется прямыми отражениями реальности, а особым образом преобразует, абстрагирует и обобщает эти отражения. В музыке каждый момент звучания имеет большое смысловое выразительное значение, это - искусство живой интонационно осмысленной речи. Специфической формой отражения и познания действительности в музыке выступает художественный образ произведения, являющий собой единство чувственного и рационального.

Методологической основой единства познавательных и эмоциональных процессов явились концепции Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, в аспекте музыкальной психологии -Б.М. Теплова, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского.

Анализ возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста доказал, что единство мышления и эмоций соответствует жизнедеятельности детей. Характерной чертой их мышления является "образность мысли" (А.Л.Венгер), которая рассматривается как в определенной степени противоречивое, диалектическое взаимодействие чувственного, конкретного, субъективного с одной стороны и рационального, абстрактного, объективного - с другой. Мышление младших школьников представляет собой целостную форму отражения познаваемого мира, но отличается преобладанием эмоциональных элементов. Своеобразие эмоциональности в младшем школьном возрасте заключается в ее ограниченном диапазоне, в неустойчивости и подвижности чувственных реакций, глубокой непосредственности, проявляющейся во внешней выразительности. Указанные возрастные особенности детей естественно преломляются в музыкальном развитии.

Восприятие и исполнение музыкальных произведений, в частности в процессе обучения пению в хоре, осуществляется сложной деятельностью мозга (в единстве одновременно всех инстанций), протекающей в коре больших полушарий и ближайшей к ним подкорке. Данные наук физиологии и нейропсихологии доказывают, что только при активности и полноценной работе второй сигнальной системы могут быть достигнуты определенные результаты в музыкальном обучении и воспитании.

Таким образом, на основе общих закономерностей познавательного процесса, учитывая специфику музыкального искусства и возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста, теоретически обоснована закономерность единства рационального и эмоционального в конкретном виде музыкальной деятельности - пении в хоре.

2. Проанализировано становление современной системы принципов музыкальной педагогики в аспекте общей дидактики. Показано, что дидактические принципы хорового обучения в русской школе формировались в процессе длительного исторического развития в прямой зависимости от педагогической теории и практики. Подход к рассмотрению принципов попарно, в синтезе противоположных частей утвердил отношение к ним как к рекомендациям о способах разрешения противоречий, как к регулятиву, позволяющему добиваться гармоничности педагогического процесса и его результатов.

Принципы музыкальной педагогики основаны В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Л.В.Горюновой, Д.Б.Кабалевским. Б.Т.Лихачевым. Принципы обучения в условиях школьного хора были выдвинуты Д.Л.Локшиным, Ю.Б.Алиевым, Т.Н.Овчинниковой, которые в том или ином контексте называли в числе основных принцип единства рационального и эмоционального.

Определена специфика и характер оптимального взаимодействия рациональных и эмоциональных свойств личности и обосновано, что реализация.данного принципа необходима и возможна на всем протяжении процесса обучения детей пению в хоре, в разнообразных учебных ситуациях, при любых условиях обучения. На этом основании положение о единстве рационального и эмоционального в процессе обучения школьников пению в хоре определено в статус педагогического принципа.

3. Разработана методика изучения проявлений единства рационального и эмоционального в процессе обучения пению в хоре с учетом психофизиологических особенностей и певческих возможностей детей младшего школьного возраста. В ней сочетаются индивидуальные и коллективные формы исследования: разработаны и составлены методики изучения индивидуальных особенностей детей по интересующим параметрам, изучения результатов певческой деятельности хора как целостного образования и изучение отношения руководителей детских хоров к проблеме исследования.

Методика изучения проявлений единства рационального и эмоционального построена в зависимости от этапов разучивания хоровых произведений: первичное восприятие, начало разучивания, активная рабочая стадия, завершающая стадия, концертное выступление и с учетом построения общей структуры хорового занятия. Были определены следующие критерии и параметры изучаемого феномена: целостность эмоционально-осознанного восприятия художественного образа произведения, осознание идеи произведения и прочувствование его психологического содержания, общее представление о вокальной партии, восприятие слитности словесного текста с музыкальным, яркое и осмысленное проникновение в музыкальный образ произведения в процессе разучивания хоровой партитуры, наличие ассоциаций, проникновение в.художественный замысел композитора, осознанность используемых вокально-пев-ческих средств выразительности в передаче художественного образа произведения, умение аргументировать намеченный исполнительский план произведения, внешняя выразительность во время исполнения разучиваемого произведения, умение объективно оценить исполнение произведения, прочность вокально-хоровых навыков и умений. Используя прием поэлементного анализа, включающий характеристику основных составляющих хорового звучания, были выделены параметры проявления единства рационального и эмоционального при оценке качества коллективного хорового исполнения произведений: свобода певческого аппарата, развитость дыхания, естественность звучания, сила звука, звонкость и другие качества тембра, чистота интонирования, фразировка, дикция, ритмичность, выразительность мимики и пантомимики, напевность и другие качества голосоведения, строй, ансамбль, умение себя слушать,' управление творческим самочувствием, общая выразительность исполнения.

В целях повышения эффективности диагностики была использована большая группа методов психолого-педагогического исследования, включающая обсервационные (наблюдения), экспериментальные (лабораторный и естественный), праксиметрические (анализ процессов и продуктов деятельности), различные опросники (анкеты, интервью, беседы) и кроме того, был применен комплекс разнообразных конкретных методик, выявляющих степень выраженности определенных параметров.

В целях получения целостной характеристики взаимодействия эмоциональной и рациональной сфер, музыкально-певческого развития конкретных учащихся и хора в целом применялись вспомогательные методики, выявляющие творческие качества мышления и особенности эмоциональности у участников хоровых коллективов в других видах художественной деятельности. Например, использовались популярные графические методики проективного типа "Несуществующее животное", "Рисунок семьи", тест Люшера, тест Роршаха, создание и расшифровка пиктограмм, прием сочинения сказок, метод незаконченных рассказов, методики, выявляющие особенности чувства юмора в процессе восприятия; воспроизведения и творческой деятельности.

В период с 1987 по 1994 годы в городах Самаре и Новосибирске проводилось обследование детских хоров с целью изучения состояния проблемы в практике работы школьных хоровых коллективов и детских хоровых студий, которое охватило 115 педаго-гов-музыкантов и 14 хоровых коллективов, состоящих из 485 детей.

Созданная и апробированная методика экспериментального изучения проявлений единства рационального и эмоционального обеспечивала проведение диагностирующего этапа эксперимента, в котором приняли участие 138 детей из шести хоровых коллективов. Полученные в ходе экспериментальной работы данные ярко выявили преимущество и высокую эффективность подхода к организации процесса обучения пению в хоре с целенаправленной ориентацией и опорой на педагогический принцип единства рационального и эмоционального. Использованные методы математико-ста-тистической обработки полученных данных позволили наглядно иллюстрировать качественные и количественные результаты проведенного обследования шести детских хоровых коллективов, а примененный метод корреляционного анализа подтвердил достоверность итогов экспериментальной работы и выявил взаимосвязь между выделенными компонентами в методике исследования: развития музыкальных способностей и певческих навыков, качеством воплощения художественного образа произведений, уровнями развития эмоциональной отзывчивости и творческого мышления.

Результаты экспериментального изучения проявлений единства рационального и эмоционального в процессе обучения детей пению в хоре показали возможность и целесообразность применения созданной методики исследования в разнообразных условиях обучения младших школьников пению в хоре и практически подтвердили гипотезу исследования.

4. Разработаны и внедрены в практику методические рекомендации по реализации принципа единства рационального и эмоционального при обучении младших школьников пению в хоре. В проектировочной парадигме предложен подход к изучению теоретических понятий и музыкальных закономерностей, формированию во-кально-хоровых певческих навыков, необходимых для достижения художественного результата занятий хоровым пением.

С учетом психофизиологических особенностей младшего школьного возраста выделены факторы, способствующие возникновению у детей эмоционального отношения к певческой деятельности и обеспечивающие тесное взаимодействие эмоциональных и рациональных свойств личности.

Рассмотрены условия, обеспечивающие единство названных компонентов в процессе проведения распевания и вокально-хоро-вых упражнений, в паузах певческой деятельности и при переключении сознания детей с одного художественного образа на другой для работы над последующим хоровым произведением, включенным в содержание занятия.

В методических рекомендациях сформулированы основные требования к подбору репертуара детского хора в аспекте проблемы исследования. Предложены способы реализации обоснованного принципа на различных стадиях освоения хорового произведения с применением основных педагогических методов.

Анализ общих результатов исследования подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы.

Рассмотренная проблема не исчерпывается проведением данного исследования. Дальнейшая разработка может осуществляться в следующих направлениях: построении методики обучения пению в хоре с опорой на принцип единства рационального и эмоционального; изучении специфики его реализации в работе с учащимися других возрастов; рассмотрении организации принципа в других видах музыкальной деятельности и иных аспектах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ряписова, А. Г., 1995 год

1. Адамян А.А. Статьи по эстетике. - Ереван: Айастан, 1967. - С.133-202, 237-365.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990 -158 с.

3. И. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. статья Е.М.Орловой. Изд. 2-е.- Л.: Музыка, Ленингр. от-ние, 1973. 144 с.

4. Асафьев Б. О хоровом искусстве: Сборник. Л.: Музыка, Ленингр. от-ние, 1980. - 215 е., нот. ил.

5. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Моск. рабочий, 1971. - 440с.

6. Ахмедов Б.А. К вопросу о системе педагогических принципов. Сов. пед., 1981 N 5.- с. 80-85.

7. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 95 с. 16. Беренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. (Статьи и очерки). - Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974.- 336 с., нот. ил.

8. Безрукова В.С. Педагогика: Учеб. для инж.- пед. спец. / Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.- пед. ин-та, 1993. -320 с.

9. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3-х т. Т. 1 Статьи и рецензии (1834 1841). - М.: ОГИЗ, 1948, - 411 с.

10. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 4 Статьи и рецензии. -М.: Изд-во АН СССР, 1954. 674 С.

11. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 7 Статьи и рецензии. -М.: Из-ВО АН СССР, 1954. 739 с.

12. Белобородова В. К., РигинаГ. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное воспитание школьников / Под ред. М.А.Румер. М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

13. Белов A.M. Изучение литературно-художественного произведения в единстве эмоционального воспитания и логического осмысления: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1969. - 341с.

14. Бердяев Н.О русской философии / Сост., вступ. с. и прим. Б.В.Емельянова, А.И.Новикова. ч. 1. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 288 с.

15. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 классы) / Под общ. ред. Л.В. Занкова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961. - 216 с.

16. Блинова М. П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 1977. -^ 0 ♦

17. Боно Эдвард де Рождение новой идеи: 0 нешаблонном мышлении: Пер. с англ. / Под общ. ред. и с послесл. д-ра пси-хол. наук, проф. О.К.Тихомирова. М.: Прогресс, 1976. -143 с.

18. Ванслов В. Об отражении действительности в музыке: Очерки. М.: Госуд. музык. изд-во, 1953. - 235 с.• 29. Вартанян А. В. Возрастные особенности эмоционального состояния учащихся-исполнителей в процессе обучения музыке:

19. Дис. . канд. психол. наук. Ереван: 1982. - 181 с.

20. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. л.: Наука, Ленингр. отд-ние,1989. - 144 с.

21. Васильев И.А. Теоретическое и экспериментальное-исследование интеллектуальных эмоций: Дис. . канд. психол. наук. М.: 1976. - 219 с.

22. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихоморов O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.- 33. Василькевич X.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Дисс. . канд. психол. наук. Киев: 1982. 160 с.

23. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмо-ционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1980. - 15 С.

24. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989. - 639 с.

25. Веккер Л.М. Психологические процессы: В 3-х т. Т. 2: Мышление и интеллект. - 1976. - 342 с. Т. 3. - 1981. -326 с. Л.: Изд-во ЛГУ.

26. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики.

27. М.: Педагогика, 1982. 128 с.- 39. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. / Под ред. П.Г.Нежнова. Томск: "Пеленг", 1993. - 69 с.

28. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 274 С.

29. Вилюнас В.Н. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 142 с.-42. Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека. Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1972, - 14 с.

30. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Дра-гунова, Л.Б.Интельсон и др.: под ред. А. В-Петровского. -2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

31. Восприятие речи: вопросы функциональной асимметрии мозга / Ред. В. П. Морозов, И. А. Вартанян, В. И. Галунов и др. Л.: 1988. - 135 С.

32. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-BO АПН СССР, 1956.

33. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Гл. ред.

34. A.В.Запорожец. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред.

35. B.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - 504 е., ил.

36. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н.Леонтьева; Общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

37. Гаврилова Г.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детеймладшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974, N5. с. 107-114.

38. Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. М.: Изд-ВО АПН РСФСР, 1961. 222 с.

39. Гегель Г. Соч. Т. XI Лекции по истории философии. Книга 3-я со вот. ст. М.Б.Митина. М. -Л.: Соцэкгиз, 1935. -527 с.

40. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. Л. -М.: Искусство, 1967. - 296 с.

41. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - С.24-31.

42. Горюнова Л.В. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 8. М.: Музыка, 1972. - С.49-59.

43. Горюнова Л.В. Размышления о принципах художественной педагогики. В кн. // Человек в зеркале культуры и образования. - М.: Философское общество СССР, 1989. - 213 с.

44. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с., с ил.

45. Гранина Л.В. Влияние образно-эмоциональных приемов на повышение эффективности изучения истории в 4-7 классах: Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. Л.: 1986. 17 с.

46. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 156 с.

47. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 232 с. 62. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. -303 с.

48. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978.- 272 с.

49. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1985.- 192 с., ил.

50. Еременко Т.В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1971. - 204 с.

51. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

52. Загвязинский В.И. О современной трактовке принципов обучения // Советская педагогика, 1978, N10. С. 66-72.

53. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения (1-2 кл.). М.: 1963.

54. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С. 90-103.

55. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика миро-возренч. основ немарксист, диалектики) / Под общ. ред. Ю.Н.Давыдова, М.Б.Митина. М.: Политиздат, 1987. - 333с.

56. Изард К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. / Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступ. ст. А.Е.Ольшанниковой.- М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.

57. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост.

58. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

59. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 184. - 496 с.

60. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады. / АПН СССР. М.: Педагогика. 1986. - 188с.

61. Кант И. Соч.: В 6-ти т. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса и др., Т. 3 / Ред. Т.И.Ойзерман, М.: Мысль, 1964. 799 с.- 79. Коротков Н.3. Соотношение рационального и эмоциональногов эстетическом восприятии: Дис. . канд. филос. наук. -Л.: 1965. 268 с.

62. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учеб. пособие для слушателей фак. по подгот. и повыш. квалификации организаторов нар. образования. М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

63. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 182 с.

64. Косма Т.В. Мышление младших школьников: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. Киев, 1971. - 49 с.

65. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

66. Крегжде С.П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися 5-7 классов средней школы: Дис. . канд. пед. наук (по психологии). Киев, 1959. - 195 с.- 85. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. М.: Музыка, 1970, 72 с.

67. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976.1. С. 58-70.

68. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

69. Кудрявцев А.Я. К проблеме принципов обучения. Сов. пед. 1981, N 8. - с. 100-106.

70. Лебедева Г.К. Проблема утомляемости и пути сохранения устойчивой работоспособности учащихся на уроках музыки в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1981. -157 с.

71. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983: Т. 1 - 391 с. Т. 2. - 320 с.

72. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с. с черт.

73. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, изд. 4-е, М.: ИЗД-ВО МГУ, 1981. 584 С.

74. Лернер И.Я. Дидактическая система методов. М.: Знание. 1976. - 64 с.

75. Лордкипанидзе Д.О. Принципы, организация и методы обучения. М.: Учпедгиз, 1957.

76. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927. -С.142-262.

77. Лосев А.Ф. философия. Мифология. Культура /Авт. вступ. ст. А.А.Тахо-Годи. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.

78. Лосев А.Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. М.: Наука, 1991. 221 с.

79. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание. 1982. - 175 с.

80. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Описание и рук-во к использованию / Отв. ред. А.Д.Кудряшов. Петразоводск: Петроком, 1992. - 318 с.

81. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1977. - 224 с.

82. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -С.304-330.

83. Математическая статистика: Учебник / Иванова В. М., Калинина В.Н., Нешумова Л. А. и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1981. - 371 е., ил.

84. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

85. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 262 с.

86. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: Музыка, 1965. - 86 С.

87. Музыка. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Изд. 3-е, доп. / Отв. ред. Т.Н. Овчи-никова. - М.: Просвещение, 1986. - 397 с.

88. Народное образование в СССР: Общеообразовательная школа: сб. документов 1917 1973 г. г. / Сост. А.А.Абакумов и др. - М.: Просвещение, 1974. - 559 с.

89. Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя. 2 изд., перераб. и доп. - М.: Прсвещение, 1987. - 255 е., 32 л. ил.

90. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С.103-133.

91. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. уч. заведений: В 2 кн. Кн 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

92. Никифорова 0.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 155 с.

93. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В.Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с., ил.

94. Овчинникова Т.Н. Некоторые особенности и методы воспитания певческого голоса детей, подростков и юношества в процессе работы с хором: Дис. . канд. пед. наук. М., 1968. - 231 с.

95. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. Статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. - С.148-169.

96. Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом школьников // Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. -С.39-44.

97. Овсянников М.Ф. Критика буржуазной эстетики: Сб. статей / Под ред. М.Ф.Овсянникова. -М.: Изд. МГУ, 1968. 118 с.

98. Основы дидактики: / Под ред. д-ра пед. наук проф. Б.П. Есипова. М.: Просвещение. 1967. - 472 с.

99. Основы марксистско-ленинской философии: Учебник для вузов / Ф. В. Константинов, А.С.Богомолов, Г.М.Гак и др. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 448 с.

100. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю.Б.Алиев, Г.Т. Ардаширова, -Л.П.Барышникова и др.; Под ред. Н.А. Кушева. М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

101. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917 1980) / Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой. - М.: Педагогика, 1986. - 288 с., ил.

102. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, изд. 7-е. М.: Медгиз, 1951. 507 е., ил.

103. Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 258 с.

104. Педагогика: Учеб. пособие для пед. высш. учеб. заведений и ун-тов. / Под ред. проф. И. А. Каирова. М.: Учпедгиз,1948. 462 с.

105. Педагогика: Курс лекций / Под ред. Г.И.Щукиной, Е.Я.Го-ланта и К.Д.Радиной. М.: Просвещение, 1966. - 648 с.

106. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. чл. -кор. АПН СССР Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1977. - 384 с.

107. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. проф. И.Т.Огородникова. М.: Просвещение, 1978. - 320 с.

108. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ / С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластенин. М.: Просвещение, 1981. - 367 с.

109. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

110. Педагогика / Под ред. Г.Нойнера, Ю.К.Бабанского. М.: Педагогика, 1984. - 368 с.

111. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, В.А.Сластенин и др. / Под ред. С.П.Баранова, В. А. Сластенина. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

112. Педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. N 2009 "Муз. воспитание" / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Л.Г.Семушина и др. , Под ред. Л.Р. Болотиной и др. М.: Просвещение 1987. - 288 с.

113. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин й др.; Под ред. Ю.К.Бабанского. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение. 1988 - 479 с.

114. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. / Пер. с франц. Предисл. В.А.Лекторского и др. М.: Просвещение, 1969. - 659 С. - С.61-221.

115. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М.: МИРОС, 1992. - 40 с.

116. Питателева Р.К. Развитие эмоционально-познавательной активности учащихзся в обучении (на материале уроков литературы в 5-8 классах): Дис, . канд. пед. наук. М., 1975. - 193 с.

117. Подгорных Е.М. Формирование у младших школьников представлений о художественном образе в процессе классных и внеклассных занятий. Атореф. дис. . канд. пед. наук., М., 1990. 17 с.

118. Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии, 1985, N 2, С. 105-117.

119. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

120. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. об. науч. тр. '/ Челяб. пед. инт; Отв. ред. А.В.Усова, Челябинск, 1985. - И с.

121. Проблема принципов обучения (Обзор материалов совещания "За круглым столом"). // Советская педагогика, 1980. N 12. - с. 54-62.

122. Проблемы музыкального мышления / Сб. статей. М.: Музыка, 1974.

123. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. М.: Изд -во МГУ, 1979.232 с.

124. Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. -М.: ИЗД-BO АПН РСФСР, 1960. 336 С.

125. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. - 240с.

126. Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилю-наса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. -304 с.

127. Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981. - 70 с.

128. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я.З.Неверович. М.: Педагогика, 1986. - 174 е., ил.

129. Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. 2-е изд. М.: Музыка, 1972. - 168 с.

130. Рациональное и эмоциональное в морали / Под ред. А. И.Ти-таренко, Е.Л.Дубко. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 156 с.

131. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польского. Вступ. статья В.К.Вилюнас; Общ. ред. О.В.Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979.-392 с.

132. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. - 256 с., ил.

133. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. -М.: Изд-во АН СССР, 1957.- 328 С.

134. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Отв ред. Е.В. Шорохова. Сб. статей. / Сост. и авт. коммент.

135. К. А. Абульханова Славская и А.В.Брушлинский. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

136. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - Т. 1 - 485 с., Т. 2с *

137. Рунин Б. Логика науки и логика искусства // Содружество наук и тайны творчества / Под ред. Мейлаха Б.С. м.: Искусство, 1968. - С. 98-118.

138. Румер М.А. Активизация мышления на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе: Сб. ст. / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 8. М.: Музыка, 1972. - С.86-95.

139. Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979. - 170 с.

140. Самохин В.Н. Эстетическое воспитание: Вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985. - 208 с.

141. Седунова Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре: Дисс. . канд. пед. наук. М. 1991. - 171 с.

142. Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. 137 с.

143. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. -М.: Наука, 1981. 215 с.

144. Скрипкина Э.А. Развитие сознательности и эмоциональности учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его подготовки в классе дирижирования музыкально-педагогического факультета пединститута: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 16 с.

145. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Выпуск 2.

146. Метод цветовых выборов модифицированный цветовой тест Лю-шера: Методическое руководство. М., 1990. - 88 с.

147. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600 с., ил.

148. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. -СПб.: "Дуэт", 1994. 752 с.

149. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. -М.: Политиздат, 1988. 592 с.

150. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1979. 335 с.-184. Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 197 с.

151. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

152. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. - 328 е., ил.

153. Ушинский К.Д. Собр. соч Ред. колл.: A.M. Еголин (гл. ред.) и др. В 11 т. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 8-9. М.: АПН РСФСР, 1950. 774 С.

154. Федоров Г.С. Хоровой коллектив основная форма организации работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников в условиях класса. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: 1974. - 30 с.

155. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. -5-е изд. -М.: Политиздат, 1986. 590 с.

156. Философский энциклопедический словарь / Ред. коллегия: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

157. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Пер. с франц. Выпуск V / Предисл. и общ. ред. А.Н.Леонтьева. -М.: Прогресс, 1975. - 284 с.

158. Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

159. Фролов Ю.П. Пение и речь в свете учения И.П.Павлова. -М.: Музыка, 1966. 100 с.

160. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд. переработ. и доп. М.: Высш. шк., 1090. - 576 с.

161. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.

162. А.И.Пискунов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. - 528 с.

163. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во МГУ, 19081. - 400 с.

164. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1983. 216 с.

165. Цуккерман В.А. Теория музыки и воспитание исполнителя // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1970. - вып. 1. - с. 351-408.

166. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

167. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся.- М.: Интерпракс, 1994. 384 с.

168. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. -М.: Просвещение, 1990. 128 е., ил.

169. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

170. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200 с. с нот. ил.

171. Шингаров Г.X. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971. - 223 с.

172. Шоломович С.X. Формирование восприятия музыки у детей 6-7-летнего возраста: Дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 209 С.

173. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В.Запорожец, Я.3.Неверовым, А.Д.Коше-лева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.