Духовно-нравственные основы творчества Л.И. Бородина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Еремеева Юлия Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат наук Еремеева Юлия Александровна
Введение
Глава 1. Формирование мировоззренческих и художественно-эстетических принципов Л.И. Бородина
1.1. Истоки и биографические предпосылки творчества писателя
1.2. Автобиографическое начало в повести «Год чуда и печали»
1.3. Исповедальный характер стихотворения «Я в плену высоты с детства»
1.4. Человек и время: мировоззренческое credo автора в его произведениях
1.5. Философский диалог с предшественником как форма
авторского самовыражения в стихотворении «Ты не стони и не кричи...» .... 54 Глава 2. Судьба России в творчестве Л.И. Бородина
2.1. Образ России в поэзии первого срока заключения
2.2. Малая родина как особый эстетический мир писателя
в стихотворениях периода «вольного существования» их автора
2.3. Поэтические лики Родины в стихотворениях второго срока
2.4. История и современность России в публицистике писателя
Глава 3. Христианские мотивы и образы в творчестве Л.И. Бородина
3.1. Символ креста в поэзии писателя
3.2. Молитва как форма лирического самовыражения автора
3.3. Проблема нравственной свободы в повести «Ловушка для Адама»
3.4. Литературное творчество
как особая «форма религиозности» (Л.И. Бородин)
3.5. Православие как национальная идея России в публицистике писателя
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Нравственно-философские искания автора и героев в прозе Леонида Бородина2007 год, кандидат филологических наук Нестерова, Любовь Алексеевна
Творчество Л.И. Бородина: особенности проблематики и поэтики2007 год, кандидат филологических наук Васильева, Татьяна Ивановна
Проза Л. И. Бородина1994 год, кандидат филологических наук Казанцева, И. А.
"Смятенный" человек в прозе Л. Бородина: к проблеме национального характера2009 год, кандидат филологических наук Дружинина, Вера Ивановна
Художественная модель мира в произведениях отечественных писателей конца ХХ – начала ХХI вв. в парадигме христианской духовности2020 год, кандидат наук Аванесян Инна Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственные основы творчества Л.И. Бородина»
Введение
Леонид Иванович Бородин (1938 - 2011) - русский писатель, поэт, публицист, лауреат российских и зарубежных литературных премий, с 1992 по 2008 гг. главный редактор литературно-публицистического журнала «Москва», а с 2009 по 2011 гг. его генеральный директор. Произведения писателя переведены на иностранные языки, в том числе английский, французский, немецкий, итальянский.
Жизненный путь Л.И. Бородина, много лет проведшего в тюрьмах и колониях для политзаключенных, но не предавшего свои убеждения, не сломленного, отразился в его художественных и публицистических произведениях. В них автор продолжал лучшие традиции русской национальной культуры, осмысливал судьбу России, ее историю и современность. «Солдатом Сопротивления», сильным, тонким, ярким писателем «сродни Бунину, Чехову и Леониду Андрееву»1 назвала Л.И. Бородина автор книги «Поэты и цари» В. Новодворская.
Творческий путь Л.И. Бородина начался во время пребывания первого срока заключения (1968 - 1973), полученного по статье 70 УК РСФСР («антисоветская агитация и пропаганда») за участие в подпольном Всероссийском социал-христианском союзе освобождения народа (ВСХСОН). Хотя пробой пера были рассказы, опубликованные еще до ареста в газете «Лужская правда» в период с 1965 по 1967 гг., по признанию самого Л.И. Бородина, «впервые начал писать всерьез»2 он именно в заключении.
Первыми произведениями Л.И. Бородина стали стихотворения, большинство из них впоследствии вошли в сборник «Изломы», вышедший в 1992
1 Новодворская В. Чужой среди своих (Валерия Новодворская о Леониде Бородине) [Электронный ресурс] // Медведь. 06 сентября 2012. URL: http://www.medved-magazine.ru/articles/Valeria_Novodvorskaya_o_ Leonide_Borodine.2262.html (дата обращения 19.08.2020).
2 Бородин Л.И. Без выбора. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6. М.: Издательство журнала «Москва», 2013. С. 110.
году в издательстве «Русло». По итогам почти полувекового писательского труда были изданы десятки книг, включающие прозу и поэзию, публицистические же статьи преимущественно печатались в журнале «Москва» в период работы в нем автора.
Раньше, чем на Родине, Л.И. Бородин стал известен за рубежом благодаря изданиям Народно-Трудового Союза «Грани» и «Посев». Так, в 1971 году в одноименном журнале издательства «Посев» был опубликован очерк Александра Петрова-Агапова3 «Россия, которой не знают»4, включающий фрагменты некоторых поэтических произведений Л.И. Бородина. В этом же издательстве позже вышли повести «Год чуда и печали» (1981), «Гологор» (1982), «Третья правда» (1984) и единственный роман писателя - «Расставание» (1984). В журнале «Грани» (№ 119) в 1981 году была опубликована повесть «Третья правда», в 1986 году повесть «Правила игры» (№ 140). Издательством «Gallimard» в 1989 году на французском языке выпущена повесть «Гологор», а в 1984 году повесть «Год чуда и печали», которая в этом же году вышла и в издательстве «Quartet Books» (Лондон - Мельбурн - Нью-Йорк) на английском языке.
Л.И. Бородин - лауреат двух европейских премий: «Свобода» (1983) французского ПЕН-клуба и итальянской «Grinzane Cavour» (1989) за роман «Расставание»5. Во время пребывания в тюрьме второго срока заключения (1982 -1987) писатель был заочно избран членом английского и французского отделений ПЕН-клуба6.
Признание за рубежом долгое время не находило отклика в России. Первыми публикациями на родной земле, тогда еще в СССР, стали рассказы, напечатанные в 1987 году в газете «Литературная Россия» с уточнением «в газете
3 Александр Александрович Петров-Агапов (настоящая фамилия Петров, 1921 - 1986) - поэт, прозаик, диссидент. В 1968 г. за самиздатовский сборник религиозных стихов он получил срок "за антисоветскую агитацию и пропаганду". Из зоны строго режима в Мордовии Петров-Агапов переправил на Запад очерк «Россия, которой не знают» - о деятельности антисоветской организации "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа".
4 Петров-Агапов. А.А. Россия, которой не знают. Посев. 1971. № 3. С. 20-27.
5 В переводе на итальянский язык роману «Расставание» было оставлено название, данное автором первоначально - «Другая жизнь», в дальнейшем, из-за уже существующего с таким названием романа Ю.В. Трифонова, Л.И. Бородин вынужден был дать своему сочинению другое - «Расставание».
6 Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. М.: Издательство журнала «Москва», 2013. С. 657.
7 8
публикуется впервые» . «Заметим, именно в газете, а не в стране» , - позже прокомментирует данную формулировку Л.И. Бородин в автобиографическом повествовании «Без выбора».
С 1989 году произведения Л.И. Бородина начинают печатать российские журналы. Так, в «Юности» (№ 11, 1989, предисловие В. Липатова) выходят рассказы «Встреча», «Вариант», «Посещение» (за которые в этом же году автору присуждена премия им. Бориса Полевого) и повесть «Женщина в море» (№ 1, 1990); в «Нашем современнике» (№ 1 - 2, 1990) повесть «Третья правда». Прозаические произведения писателя также были опубликованы в журналах: «Роман-газета», «Слово», «Кубань», «Странник», «Енисей».
Книги Л.И. Бородина выходили в издательствах: «Акме», «Андреевский флаг», «Дрофа», «Молодая гвардия», «Русло», «Синергия», «Современник», «Хроникер», «Художественная литература». Семитомное собрание было издано редакцией журнала «Москва» посмертно, в 2013 году.
Стоит отметить, что в 1975 году Л.И. Бородин стал составителем и редактором машинописного религиозно-философского и литературного альманаха «Московский сборник»9, который планировался продолжением русского патриотического журнала «Вече». Правда, удалось издать только три номера («без выпадов против режима, но на христианской и патриотической позиции»10), после чего писателю было сделано предупреждение в КГБ об антисоветской деятельности, и выпуск издания прекратился.
На Родине Л.И. Бородин награжден: дипломом лауреата Литературного конкурса Андрея Платонова «Умное сердце» за рассказ «Однажды в отпуске» (1997), дипломом победителя литературного конкурса короткого рассказа за произведение «Коровий разведчик» (1998).
Писателю были присуждены: премия Москвы в области литературы и искусства за произведения 1990-х годов («Повесть странного времени», «Музыка
7 Бородин Л.И. Без выбора. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6. М.: Издательство журнала «Москва», 2013. С. 151.
8 Там же.
9 Московский сборник [Электронный ресурс] // Анталогия самиздата. URL: http://www.antology. igrunov.ru/after_75/periodicals/mosc_sb/ (дата обращения 19.08.2020).
10 Иванов И.Б. Русское подполье: Пути и судьбы социал-христианского движения. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 184.
моего детства», «Год чуда и печали», «Третья правда») (1992); Всероссийская Пушкинская премия «Капитанская дочка» за повесть «Царица Смуты» (1996); премия им. Г.Н. Гарина-Михайловского (премия «Роман-газеты») за «Повесть о любви, подвигах и преступлении старшины Нефедова» (2001); Литературная премия Александра Солженицына «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды»11 (2002); литературная премия «России верные сыны» («Молодая гвардия», 2003) и «Большая литературная премия России» Союза писателей России (2004) за автобиографическое повествование «Без выбора»; Литературная премия «Ясная Поляна» за повесть «Год чуда и печали» (2007).
В 2002 г. Л.И. Бородин удостоился чести быть награжденным орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени Русской Православной Церкви
«За православно-просветительскую и издательскую деятельность журнала
12
"Москва"» . Отличительной особенностью журнала в период работы в нем Л.И. Бородина стал раздел «Домашняя церковь», в котором публиковались
13
«разнообразные духовно-просветительские и церковно-исторические статьи» , а с 1998 г. издательством выпускалось приложение к журналу - «Благодатный Огонь». В ходатайстве архимандрита Тихона (Шевкунова) и других представителей Церкви на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II содержалась высокая оценка деятельности писателя: «Дважды репрессированный безбожной коммунистической властью в период с 1967 по 1987 г., [он] мужественно нес свой крест, находясь в тюрьмах и лагерях за Святую православную Русь, за возрождение русского самосознания»14.
11 Диплом лауреата литературной премии А. Солженицына. - 14 февраля 2002 г. // РГБ. Ф. 926. Картон 2. Ед. хр. 7. Л. 2.
12 Грамота о награждении Леонида Ивановича Бородина орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени // РГБ. Ф. 926. Картон 2. Ед. хр. 9. Л. 2.
13 Ходатайство на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о награждении Бородина Леонида Ивановича орденом РПЦ // РГБ. Ф. 926. Картон 2. Ед. хр. 6. Л. 2.
14 Там же.
Указом Президента РФ № 1138 Л.И. Бородин в 2005 году был утвержден членом Общественной палаты Российской Федерации первого состава и входил в нее с 2006 по 2008 гг.
Казалось бы, творчество Л.И. Бородина в конце XX - начале XXI века достигло заслуженного признания, однако в подавляющем большинстве современных литературоведческих трудов, в учебниках для школьников, студентов-филологов нет имени Л.И. Бородина. Небольшой раздел, посвященный прозе писателя, есть в книге литературоведа, богослова М.М. Дунаева «Православие и русская литература». Ученый, говоря о близости писателя к «деревенской прозе», тем не менее отмечает его особое положение в истории русской словесности, чему, по мнению литературоведа, способствовал «многосложный и нелегкий жизненный опыт», повлиявший на «своеобразие <...> воззрений»15. Упоминая и обзорно анализируя повести «Божеполье», «Ловушки для Адама», «Царицы смуты», роман «Расставание», автобиографическое повествование «Без выбора», ученый высказывает мысль о том, что главным содержанием творчества Л.И. Бородина является «философско-религиозное осмысление истории, бытия вообще»16.
В трехтомном словаре «Русская литература XX века» под редакцией Н.Н. Скатова перечисляются основные вехи биографии писателя, дается краткая характеристика прозаических произведений: «Перед судом», «Повесть странного времени», «Вариант», «Расставание», «Божеполье», «Царица смуты», «Трики, или Хроника злобы дней», «Ловушка для Адама», «Без выбора», «Женщина в море», отмечается эмоциональная сдержанность художественных произведений, обращение автора к глубинам национального сознания, говорится, что «в основе <. > культурной политики» писателя «лежат два основных постулата: православие и российская государственность как не подлежащие сомнению
17
ценности» .
15 Дунаев. М.М. Православие и русская литература в 6-ти частях. Ч. VI/1. М.: Христианская литература, 2004. С. 483.
16 Там же.
17 Скатов Н.Н. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: био.-библ. словарь в 3 т. Т. 1. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. С. 268.
Для автора данной работы особенно значимо, что основой мировоззрение Л.И. Бородина, духовным началом его художественных и публицистических произведений являлось религиозное восприятие человеческого бытия. Следуя
мысли русского философа И.А. Ильина, говорившего о необходимости «духовно
18
и религиозно» осмысливать «всю историю русской культуры» , Л.И. Бородин считал Православие духовным опытом народа, формирующим русскую культуру - «православную по ориентации, то есть по сути, то есть как раз по
19
содержанию» :
Мы с детства в Русь вколдованы -Лишь помни и носи! <...>
Но тропы опечатаны! Не тронь! Не воскреси!
Последние внучата мы
00
Несбывшейся Руси! 20.
И.Р. Шафаревич, говоря о творчестве Бородина, отмечал, что «Леонид
21
Иванович участвовал в создании духовного фундамента для будущей России» .
При анализе значения слова «духовность» обращает на себя внимание отсутствие единообразия словарных дефиниций этого понятия. Используемое в сфере разных наук: философии, литературоведения, богословия, педагогики и культурологии, в каждой оно имеет свою трактовку.
Обратимся к толкованию, данному более полутора века назад В.И. Далем:
22
«Духовность - состояние духовного»22, прилагательное же «духовный» объясняется им как «бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все
23
умственные и нравственные силы его, ум и воля» . В толковом словаре
18 Ильин И. Почему мы верим в Россию: Сочинения. М.: Эксмо, 2006. С. 6.
19 Бородин Л.И. Русская культура - рейтинг ноль? Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. М.: Издательство журнала «Москва», 2013. С. 71.
20 Бородин Л. Мы с детства в Русь вколдованы... Изломы. М.: Русло, 1992. С. 24. Далее ссылки на это издание приводятся в скобках, с указанием страниц после литеры И.
21 Шафаревич И. Создал духовный фундамент [Электронный ресурс] // Москва. январь 2012. URL: http://moskvam.ru/publications/publication_327.html (дата обращения 20.08.2020).
22 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. Т. 1. А-З. М.: Издательство АСТ; Издательство Астрель, 2004. С. 834.
23 Там же.
Д.Н. Ушакова понятие «духовность» трактуется как «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему
24
совершенствованию, высоте духа» .
В работах культурологической и педагогической направленности представления о духовности неразрывно связаны с процессами саморазвития и самореализации личности, отождествляются также с развитием интеллекта.
В философии «духовность» рассматривается как «высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; способность, играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души»25.
Внутренний, духовный рост человека в стремлении к «богоподобности», где каждый шаг направлен к Богу, к пребыванию в любви как высшем Его свойстве, чтобы вся жизнь была исполнена присутствием Святого Духа - все это являет собой шаги к достижению идеала христианской личности. Таким образом, традиционно источником духовности в христианском понимании считается высшее, божественное начало в человеке, искра Божия в душе.
С духовностью непосредственно связано понятие «нравственность». Нравственность толкуется как «один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса: мораль»26, заключающаяся «в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом»27. Таким образом, нравственность, с философской точки зрения, является внешним показателем качеств человека. В
24 Большой толковый словарь современного русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Альта-Принт, 2005. С. 204.
25 Философский словарь / Под редакцией И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 171.
26 Краткая философская энциклопедия [Текст]. М.: Прогресс, 1994. С. 309.
27 Там же.
христианском же понимании нравственность бесплодна без духовности, «нравственность имеет смысл только тогда, когда человек имеет заботу о состоянии своей души, которая должна уподобиться Богу»28.
Исходя из разных подходов в определении духовности и нравственности, мы будем придерживаться понимания, связанного с христианской, духовной традицией в русской литературе, сформулированной как «осмысление христианской сущности человека и православной картины мира в литературе,
29
имеющее трансисторический характер»29.
Основы нравственно-философского осмысления христианской направленности русской литературы были заложены мыслителями рубежа XIX -XX веков: Вл. Соловьевым, И.А. Ильиным, Н.А. Бердяевым. Их идеи активно используются в современном научном обороте. Еще в конце XIX века Вл. Соловьев в речи, посвященной памяти Ф.М. Достоевского (1881), сказал, что уже являются художники слова, «которые <...> доходят до религиозной истины, связывают с нею задачи своих произведений, из нее черпают свой общественный
30
идеал, ею освещают свое общественное служение» .
Митрополит Антоний Сурожский отмечал: «Духовность - это не достижение, а путь. <.> Святой Дух действует нас, потому что мы Христовы, и в
31
силу этого мы возрастаем постепенно действием Святого Духа» .
Современный ученый И.А. Есаулов, рассматривающий русскую художественную литературу в русле православной веры, утверждает, что «отправной точкой при осмыслении и интерпретации художественных текстов должно быть духовное постижение глубины. Только тогда возможно целостное научное представление о созданной тем или иным мастером слова
28 Гришин С.Н. Мужество - дело духовное (герменевтика христианской добродетели). Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. Т. 8. № 1. Ч. 2. С. 131.
29 Есаулов И.А. Духовно-историческая школа. Литературная энциклопедия терминов и понятий / РАН, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. С. 254.
30 Соловьев В.С. Три речи памяти Достоевского. Первая речь [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека Алексея Комарова. URL: https://ilibrary.ru/text/63/p.2/index.html (дата обращения 20.08.2020).
31 Ступени. Беседы митрополита Антония Сурожского. О святости и духовности [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: http://litrus.net/book/read/141081?p=14 (дата обращения: 20.08.2020).
художественной картине мира» . Л.И. Бородин продолжал развивать «путеводную» духовно-нравственную линию русской литературы. Он, по мнению В.Н. Крупина, «при <...> таланте и знаменитости оставался верен единой своей
33
идее, единой любви - сильной, христианской России» .
Творчество Л.И. Бородина высоко оценено писателями, учеными, критиками. Так, А.Н. Варламов признавался, что был «ошеломлен», когда в начале 1990-х открыл для себя художественные произведения Л.И. Бородина: «психологически достоверные, уверенные <...> И очень религиозные, с той
34
жаждой духовного, что всегда отличало настоящую русскую прозу» .
Философ и литературовед В.В. Кожинов в книге «Грех и святость русской истории», уточняя, что «в идеале это действительно так», сказал, что для
35
Л.И. Бородина «духовность - понятие религиозное»35.
По мнению И.А. Есаулова: «Леонид Бородин делом <...> доказал искренность и своего патриотизма, и свою приверженность свободе, и свои христианские убеждения»36.
Творчество Л.И. Бородина, духовная высота его произведений оценены писателями: В.П. Астафьевым, А.Н. Варламовым, В.Г. Распутиным,
37
A.И. Солженицыным; учеными и критиками: П.В. Басинским ,
B.Г. Бондаренко38, К.А. Кокшенёвой39, Ю.М. Кублановским40, С.Ю. Куняевым41, В.Я. Курбатовым42, А.С. Немзером43, И.Р. Шафаревичем44.
32 Есаулов И.А. Христианский реализм как художественный принцип Пушкина и Гоголя // Гоголь и Пушкин: Четвертые Гогол. чтения: Сб. докл. / Под общ. ред. В.П. Викуловой. М.: Книжный дом «Университет», 2005. С. 108.
33 Крупин В. Пример всем нам [Электронный ресурс] // Москва. январь 2012. URL: http://moskvam.ru/publications/publication_188.html (дата обращения 20.08.2020).
34 Варламов А. Памяти Леонида Ивановича Бородина [Электронный ресурс] // Москва. январь 2012. URL: http://moskvam.ru/publications/publication_50.html (дата обращения 20.08.2020).
35
36
Кожинов В. Грех и святость русской истории. М.: Яуза, Эксмо, 2006. С. 5.
Памяти Леонида Бородина и Союза Освобождения Народа (ВСХСОН). Сайт профессора И.А. Есаулова
[Электронный ресурс] // URL: https://esaulov.net/blog/pamjati-leonida-borodin/ (дата обращения 20.08.2020).
37
Басинский П.В. Как сердцу высказать себя? // Новый мир. 2000. № 4. С. 185-192.; Басинский П.В. Четвертая
правда Леонида Бородина // Литературная газета. 2002. 24-30 апреля. № 17.
38
Бондаренко В.Г. Дети 1937 года. М.: ИТРК, 2001. С. 482-500; Бондаренко В.Г. Неожиданная проза Леонида
Бородина: К 60-летию со дня рождения // Наш современник. 1998. № 4. С. 247-249.
39
Кокшенёва К.А. Выпавший из поколения (Интеллигент и философия Родины в прозе Леонида Бородина) //
Литературная Россия. 1998. № 6.
42
Кублановский Ю.М. «Без выбора»: неволя, нищета, счастье. // Новый мир. 2004. № 3. С. 167-172. Куняев С.Ю. «Дон Кихоты» и «третья правда» // Литература в школе. 1991. № 2.
Курбатов В.Я. Третья правда: Рецензия на повесть Леонида Бородина «Ушел отряд» // Дружба народов. 2005. №
5. С. 143-152.
Актуальность темы данного исследования определяется масштабом личности Л.И. Бородина, значимостью его поэтического и публицистического наследия, остающегося до сих пор за пределами внимания ученых.
Интерес к творчеству писателя мотивирован нравственно-воспитательным потенциалом его книг, созвучием идейного содержания произведений Л.И. Бородина современным процессам духовного обновления общества.
Научная новизна предлагаемой диссертации определяется недостаточной степенью изученности творчества Л.И. Бородина: архивные материалы писателя, его поэзия и публицистика не являлись предметом литературоведческого исследования. В этой работе предпринята попытка провести комплексный анализ образно-эстетической системы Л.И. Бородина в литературном, философском и общественно-политическом контексте второй половины XX - начала XXI века; очертить религиозно-нравственный аспект творчества. Впервые в научный оборот вводятся многие поэтические и публицистические произведения писателя; активно привлекаются неопубликованные архивные материалы, не нашедшие осмысления в литературоведении. Литературоведческий анализ стихотворений писателя проводится впервые.
Объектом исследования в данной диссертации являются: архивные материалы Л.И. Бородина; повести, глубже, чем другие прозаические произведения, раскрывающие заявленную в диссертации тему исследования, что подтверждает высказывание их автора в одном из последних интервью. Так, писатель, соглашаясь с утверждением интервьюера, что повесть "Год чуда и
- 45
печали - одна «из самых христианских книг современной литературы» , сказал, что «проблема любой религии, а особенно православного мироощущения, - это вина, преступление, раскаяние или чувство вины, чувство покаяния, мести, долга - это все там есть. И это главное»46. И дополнил свое суждение тем, что «"Год чуда и печали" <...> больше всего перекликается» с его «базовой» повестью -
43 Немзер А.С. Сила и бессилие соблазна // Новым мир. 1991. № 9. С. 202-212.
44 Шафаревич И.Р. Прямой взгляд на мир // Наш современник. 1992. № 8. С. 136-137.
45 Васильева В. Печаль никуда не уходит (интервью с Л. Бородиным) [Электронный ресурс] // Русское поле. Содружество литературных проектов. иКЬ: http://podyom.ruspole.info/node/4240 (дата обращения 20.08.2020).
46 Там же.
"Ловушкой для Адама": «Это практически одна тема, только в другом варианте. Тема та же»47.
Впервые привлекаются для анализа стихотворения писателя, включенные в сборник «Изломы» (1992 г.), а позже во второй том собрания сочинений (2013 г.), а также лирика, опубликованная в журналах «Поиски», «Посев», хранящаяся в архиве РГБ. В диссертации анализируются публицистические статьи и эссе литературоведческого и философского характера, беседы с писателем на общественно-политические темы.
Предмет изучения - духовные и нравственные аспекты творчества Л.И. Бородина.
Степень разработанности темы.
Первая монография о творчестве Л.И. Бородина увидела свет в 2000 году. Исследователь И.Р. Штокман в своей книге «Леонид Бородин - человек и судьба» обращает внимание на творческую способность писателя, обеспечивающую его
48
произведениям «органическое слияние с Отчизной, с Родиной»48: «. отталкиваясь от собственного внутреннего мира, щедро раскрыться для мира
49
внешнего»49.
В 2013 году вышла книга В.Д. Серафимовой «Поэтика прозы Л.И. Бородина: диалог с культурным пространством»50, в которой анализируется проза писателя в литературном и философском контексте. В работе прослеживается художественная связь его произведений с русской классической литературой, в частности, рассматривается творческий диалог Л.И. Бородина с А.П. Платоновым, Ф.М. Достоевским.
Значимым можно назвать литературно-критический отклик А.И. Солженицына, опубликованный в журнале «Новый мир» в 2004 году, на повесть «Царица смуты». О Смуте XVII века Л.И. Бородин задумал писать во
47 Там же.
48 Штокман И. Леонид Бородин - слово и судьба. М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2000. С. 111.
49 Там же.
50 Серафимова В.Д. Поэтика прозы Л.И. Бородина: диалог с культурным пространством: Монография. М.: ИНФРА- М, 2014. 100 с.
время пребывания второго тюремного срока51, ведь «только такая отдаленная от
52
наших дней тема и могла быть не опасна заключенному» . А.И. Солженицын подмечает, что по выходу на свободу автор повести попал в третью в русской истории смуту, которая дала «новую подпитку» и звала Л.И. Бородина «к
53
углублению пониманий и обобщений» .
Автор «Архипелага ГУЛАГа» обращает внимание на то, что образ Марины Мнишек, созданный писателем XX века, не является противопоставлением образу «Марины-авантюристки» А.С. Пушкина, а служит ярким продолжением и развитием его: «Без этого бородинского закончания образ Марины и история ее были бы для нас менее полны»54. В заключение А.И. Солженицын с сожалением отмечает, что произведение Л.И. Бородина, представляющее собой ярчайшую историческую повесть, прошло «как бы и внезаметку»55 критиками-ценителями.
Начиная с 1994 года творчество Л.И. Бородина стало предметом диссертационных исследований.
В работе «Проза Л. Бородина» (Тверь, 1994 г.) И.А. Казанцевой56 изучаются мировоззренческие и эстетические основы прозаических произведений писателя, особенности их проблематики и поэтики, делается вывод, что желание автора восстановить духовные традиции определяет проблематику его прозы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина2004 год, кандидат филологических наук Белова, Ольга Павловна
Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины XX - начала XXI вв.2010 год, доктор филологических наук Серафимова, Вера Дмитриевна
Стиль поэзии Леонида Сафронова2011 год, кандидат филологических наук Пиотровская, Елена Павловна
Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов: В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова1999 год, кандидат филологических наук Федченко, Наталья Леонидовна
Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева: 1980-1990-е годы2010 год, кандидат филологических наук Малаховская, Мария Вячеславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Еремеева Юлия Александровна, 2021 год
Список литературы Источники
1. Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - 640 с.
2. Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - 624 с.
3. Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 3. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - 560 с.
4. Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 4. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - 640 с.
5. Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - 544 с.
6. Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - 592 с.
7. Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - 672 с.
8. Бородин Л.И. Изломы. - М.: Русло, 1992. - 76 с.
9. Бородин Л.И. Год чуда и печали. Тула: Ясная Поляна, 2008. - 215 с.
10. Бородин Л.И. Однажды в отпуске // Умное сердце: Платоновский сборник. М.: Фонд Андрея Первозванного (издательство «Андреевский флаг»), 2002. С. 114-121.
11. Бородин Л.И. Всматриваясь в красоту русских лиц. По поводу выставки И. Глазунова // Наш современник. - 1992. - №8. - С. 144-146.
12. Бородин Л. Год прошел - проблемы те же [Электронный ресурс] // Москва. - 1 октября 1994. - URL: http://moskvam.ru/borodin/post_34.html (дата обращения 21.08.2020).
13. Бородин Л.И. Еще о социализме // Москва. - 1994. - № 9. С. 3-7.
14. Бородин Л.И. Жизнь в России будет наполнена национальным действом // Наш современник. - 1992. - № 8. - С. 147-151.
15. Бородин Л. Кульминация или пролог // Москва. - 1993. - № 7. - С. 4-7.
16. Бородин. Л. На рубеже нового времени // Москва. - 1999. - № 1. - С. 3-7.
17. Бородин Л. О некоторых актуальных темах с вековым стажем // Москва. -1994. - № 11. - С. 3-7.
18. Бородин Л. О некоторых проблемах и парадоксах патриотического движения // Москва. - 1993. - № 1. - С. 4-8.
19. Бородин Л. И. О русской интеллигенции // Грани. - 1975. - № 96. - 231-264.
20. Бородин Л. Политические заметки о недавнем // Москва. - 2011. - №10. - С. 3-7.
21. Бородин Л.И. Преодолевая смуту // Москва. - 2007. - № 3. - С. 3-4.
22. Бородин Л. Путь к России // Москва. - 1993. - № 6. - С. 3-7.
23. Бородин Л. Пути христианского возрождения // Наш современник. - 1992. - № 8. - С. 143-144.
24. Бородин Л. «Способность понимать и вовлекаться в иное». Леонид Бородин беседует с Ириной Архиповой // Москва. - 1994. - № 8. - С. 3-7.
25. Бородин Л. Территория русского выбора // Москва. - 2001. - № 1. - С. 3-12.
26. Бородин Л. Что такое жить по-русски [Электронный ресурс] // Москва. - 1 июня 1997. - URL: http://moskvam.ru/borodin/post_40.html (дата обращения 21.08.2020).
27. Бородин Л. Эпоха новая - проблемы старые // Москва. -2000. - №2 1. - С. 3-12.
28. Аннинский Л.А. Контакты: Лит.-критич. ст. // Л. Аннинский. - М: Сов. писатель, 1982. - 328 с.: портр.
29. Бердяев Н.А. Душа России: сборник статей. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2016. - 255 с.
30. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. Главы из книги // Волна. - 1988. -С. 146-165.
31. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1997. - 624 с. (Серия «Антология мысли»).
32. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - 382, [1] с..: ил.; - (Мыслители XX века).
33. Бондаренко В. «Считаю себя русистом» (интервью с Бородиным Л.И.) / Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - С. 558-573.
34. Варламов А. Русские во время Смуты (интервью с Бородиным Л.И.) / Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - С. 524-531.
35. Виноградов Л. «В смутное время нужно делать ставку на идею» (интервью с Бородиным Л.И.) / Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - С. 574-583.
36. Волков. Е.В. «Образ каппелевцев в фильме братьев Васильевых «Чапаев» // Капель и каппелевцы. - М.: Изд-во «Посев», 2003. - С. 529-544.
37. Гиппиус З.Н. Стихотворения / Вст. ст., сост., подг. текста и примеч. А.В. Лаврова - СПб.: Академический проект. 1999. - 592 с.
38. Гоголь Н. В. История моей души. Книга третья: Петербургские повести. Духовная проза. Из незавершенного / Сост., коммент. В.А. Воропаева. - М.: Парад, 2007. - 664 с.
39. Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.: Наука, 1967. - 627 с.
40. Джон Дэнлоп. Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа. ВСХСОН. Программа. Суд. В тюрьмах и лагерях // УМСЛ-РКЕББ. -1975. - 218 с.
41. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 14. Братья Карамазовы. Книга Л^. - Л.: Наука, 1976. - 514 с.
42. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 15. Братья Карамазовы. Книги XI - XII. Эпилог. Рукописные редакции. - Л.: Наука, 1976. - 624 с.
43. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 18. Публицистика. Письма. Тома XVIII-XXX. Статьи и заметки 1845-1861. - Л.: Наука, 1978. -372 с.
44. Евсеев Б. «Одни шли в лагеря, другие писали раскаяния.» (интервью с Бородиным Л.И.) // Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. Публицистика. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - С. 540-546.
45. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в 7 т. Т. 1. - М.: Наука - Голос, 1995.
- 675 с.
46. Замятин Е.И. Современная русская литература. Вступительная лекция (Публикация Александра Стриженова) // М.: Литературная учеба. - 1988. - № 5. - С.130-143.
47. Замятин Е.И. Техника художественной прозы. О языке. Материалы из парижского архива писателя (Текст лекций подготовлен Александром Стриженовым) // М.: Литературная учеба. - 1988. - № 6. - С. 79-107.
48. Иванов И.Б. Русское подполье: Пути и судьбы социал-христианского движения. - СПб.: Нестор-История, 2014. - 312 с.
49. Иванов И. Русское подполье. Пути и судьбы социал-христианского движения.
- М.: ООО «Традиция», 2015. - 376 с.
50. Ильин. И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. - М.: Эксмо, 2006. - 912 с. (Антология мысли).
51. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Работы разных лет. - Спб.: Издательство «Библиополис», 2005. - 448 стр., илл.
52. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица / Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы. - М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2002. - 444 с.: ил.
53. Кожинов В.В. Грех и святость русской истории. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. - 480 с. - (Русская правда).
54. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. - М.: Современник, 1978. - 303 с.
55. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 8. Поэзия. Ораторская проза. Надписи 1732-1764 гг. - М.; Л.: Академия наук СССР, 1959. - 1281 с.
56. Мандельштам О.Э. Полное собрание сочинений и писем в 3 т. Т. 1. Стихотворения / Осип Мандельштам. - М.: Прогресс-Плеяда. 2009. - 808 с.
57. Матятин О. Третья правда (интервью с Бородиным Л.И.) / Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. Публицистика. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - С. 514-523.
58. Меркулов А. «Жизнь России будет наполнена национальным действом». Беседа корр. А. Меркулова с Л. Бородиным. // Наш современник. - 1992. № 8. - С. 147 - 151.
59. Неверов А. «Добром вспоминаю свой лагерный опыт» (беседа А. Неверова) // Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - С. 506-513.
60. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 5. Кому на Руси жить хорошо. - Л.: Наука. - Ленингр. отд-ние, 1982. 687 с.
61. Никитин И.С. Стихотворения. - М.: Художественная литература., 1973. - 176 с.
62. Немзер А. Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х годов // Новый мир. - 2000. - № 1. - С. 199-219.
63. Николаевы Ольга и Александр. «Наше общество развращено неверие» (интервью с Бородиным Л.И.) / Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. Публицистика. - М.: Издательство журнала «Москва», 2013. - С. 591-600.
64. Полонский Я.П. Сочинения в 2 т. Т. 2. Признания Сергея Чаплыгина. Женитьба Атуева. Воспоминания. - М.: Художественная литература, 1986. -465 с.
65. Поэзия узников ГУЛАГа: Антология / сост. Виленский С.С. - М.: Межунар. фонд «Демократия»: Материк, 2005. - 990 с.
66. Преподобный Ефрем Сирин. О покоянии (II) [Электронный ресурс] Православная электронная библиотека // URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/795 (дата обращения 21.08.2020).
67. Пушкин А.С. Разговор книгопродавца с поэтом // Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 2. Стихотворения 1820-1826. - М.; Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 464 с.
68. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 2. Стихотворения 18201826. - М. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 463 с.
69. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. 3. Стихотворения 18271836 годов. - М. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 552 с.
70. Распутин В.Г. В поисках берега: повести, рассказы, статьи / Валентин Распутин. - М.: Русскш мiръ: Московские учебники, 2008. - 480 с.: ил. -(Литературная премия Александра Солженицына).
71. Распутин В.Г. Необходимость правды: Теоретический семинар «Литература и нравственность» // Литературная учеба. - 1984. - № 3. - С. 130-134.
72. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исайю [Электронный ресурс] // URL: https://azbuka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-proroka-isajju/28 (дата обращение 23.08.2020).
73. Солженицын А. «Русский вопрос» к концу XX века // Новый мир. - 1994. - № 7. - С. 135-176.
74. Солженицын А.И. Собрание сочинений в 9 т. Т. 7. Публицистика. В Советском Союзе 1967-74. На Западе 1974-89. - М.: ТЕРРА, 1999. - 512 с.
75. Соловьев. В.С. Три речи памяти Достоевского. Первая речь (Интернет-библиотека Алексея Комарова). [Электронный ресурс] // URL: https://ilibrary.ru/text/63/p.2/index.html (дата обращения 20.08.2020).
76. Сологуб Ф.К. Полное собрание стихотворений и поэм: в 3 т. Т. 2. - СПб.: Наука, 2014. - 871 с.
77. Стихи неизвестных (Вступление и комментарий В. Абрамкина). Автор - узник Владимирской тюрьмы. Психическая атака. Фрагмент поэмы «20-ый год» // М.: Свободный московский журнал «Поиски», 1981. - № 3. - С. 198-202.
78. Стихи о России. - М.: Олма Медиа Групп, 2014 - 224 с.
79. Ступени. Беседы митрополита Антония Сурожского. О святости и духовности. [Электронный ресурс] // URL: http://litrus.net/book/read/141081?p=14 (дата обращения: 20.08.2020).
80. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и письма. В 6-ти т. Т. 1. / Сост. В.Н. Касаткина. - М.: Издательский Центр «Классика». - 2002. - 528 с.: 16 с. ил.
81. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти т. Т. 2. / Сост. В. Н. Касаткина. - М.: Издательский Центр «Классика». - 2003. - 640 с.: 16 с.
82. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти т. Т. 3. / Сост. Б.Н. Тарасов. — М.: Издательский Центр «Классика», 2003. — 528 с.: 16 с. ил.
83. Федякин С.Р. Рахманинов. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2018. - 478[2] с. -(Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1727).
84. Хорошилова Т. Последний из диссидентов? (интервью с Бородиным Л.И.) / Бородин Л.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7. Публицистика. - М.: Издательство журнала «Москва». - 2013. - С. 460-466.
85. Шлет Г.Г. Сочинения / Г. Г. Шлет; [Ред. совет: В. С. Степин (пред.) и др.; Журн. "Вопр. философии" и др.; Предисл. Е. В. Пастернак]. - М.: Правда, 1989. - 6001,[1] с., [1] л. портр.
Архивные материалы
86. Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) Патриарх Московский и всея Руси. Грамота о награждении Леонида Ивановича Бородина орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 2. Ед. хр. 9.
87. Бородин Л.И. Блокнот с записями творческого характера // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 4. Ед. хр. 2.
88. Бородин Л.И. «Влияние литературы на жизнь минимально. Но присутствие писателя в мире необходимо», - интервью, данное корреспонденту газеты «Россия», без окончания // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 2. Ед. хр. 12.
89. Бородин Л.И. Диплом лауреата литературной премии Александра Солженицына «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды» // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 2. Ед. хр. 7.
90. Бородин Л.И. О Н.А. Бердяеве и особенностях русской философии - эссе // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 3. Ед. хр. 11.
91. Бородин Л.И. О поэзии - эссе // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 3. Ед. хр. 12.
92. Бородин Л.И. Письма к Бородиной Ларисе Евсеевне // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 4. Ед. хр. 22.
93. Бородин Л.И. Письма к Бородиным Валентине Иосифовне, Ивану Захаровичу, Александру Ивановичу // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 4. Ед. хр. 15.
94. Бородин Л.И. Письмо к Астафьеву Виктору Петровичу // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 4. Ед. хр. 23.
95. Бородин Л.И. Письмо к Ивану Захаровичу и Валентине Иосифовне, записанное Валерием Нагорным «со стука» Л.И. Бородина в тюремной камере // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 4. Ед. хр. 16.
96. Бородин Л.И. «Русское мировоззрение Леонида Бородина», - интервью, данное корреспонденту газеты «Весть» // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 2. Ед. хр. 13.
97. Бородин Л.И. «Царица смуты» - повесть, глава 1-я. Черновой автограф // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 3. Ед. хр. 5.
98. Прокуратура Владимирской области. Извещение Бородину Ивану Захаровичу о направлении на рассмотрение его жалобы на невручение Л.И. Бородину фотографий с видами озера Байкал // РГБ. Ф 926 (Л.И. Бородин). Картон 1. Ед. хр.16.
99. Распутин Валентин Григорьевич. Письмо к Бородину Леониду Ивановичу // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 5. Ед. хр. 12.
100. Тихон (Шевкунов Георгий Александрович), архимадрит, наместник Сретенского монастыря; Кречетов Николай, протоиерей, благочинный Москворецкого округа и др. Ходатайство на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о награждении Бородина Леонида Ивановича орденом Русской Православной Церкви к Светлому празднику Святой Пасхи и в связи с 10-летием его плодотворной деятельности на посту главного редактора журнала «Москва» // РГБ. Ф. 926 (Л.И. Бородин). Картон 2. Ед. хр. 6.
101. Кюхельбекер В.К. Тетрадь стихотворений и поэм 1831-1833 г. // РГБ. Ф. 449 (В.Г. Кюхельбекер). Картон 1. Ед. хр. 4.
Научные монографии, статьи
102. Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX века. - М.: Пашков дом, 2011. - 384 с.
103. Афанасьева Э. М. «Молитва» в русской лирике XIX в. // Русская стихотворная «молитва» XIX в.: Антология / Вступ. ст., сост., примеч., библиограф. Э.М. Афанасьева. - Томск, 2000. - С. 13.
104. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / Михаил Бахтин. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 416 с. - (Азбука-классика. Non-Fiction).
105. Бердникова О.А. Духовные проблемы русской литературы XX века: учебное пособие. Ч.1. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - 150 с.
106. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе / В.В. Виноградов // О теории художественной речи / В.В. Виноградов; посл. Д.С. Лихачева. - М.: Высш. шк., 1971. - С. 105-211.
107. Гаспаров М.Л. Ясные стихи и "темные" стихи. - М.: Фортуна ЭЛ, 2015. -416 с.
108. Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.: Интрада, 1997. - 408 с.
109. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Изд. 2-е. Оформл. худож. Л. Яценко. - Л.: Художественная литература, 1976. - 448 с.
110. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. - Л.: Советский писатель, 1987. - 400 с.
111. Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования. - Л.: Сов. писатель, 1989. - 608 с.
112. Гришин С.Н. «Мужество - дело духовное (герменевтика христианской добродетели) // Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. Т.8. № 1. Ч. 2. - С. 131-134.
113. Дружинина В.И. Проблема человека и государства в повести Л. Бородина «Царица смуты» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2007. - № 1. - С. 133-137.
114. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. - 1056 с.
115. Дунаев. М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. VI/1. Издание второе, исправленное, дополненное. - М.: Христианская литература, 2004. - 512 с.
116. Еремеева Ю.А. Духовные ориентиры Л.И. Бородина // Ученые записи Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. -2019. - № 2. С. 1-4.
117. Еремеева Ю.А. Год чуда и печали в одноименной повести Л. Бородина // «Слово - образ - текст - контекст»: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. - Одинцово, Московская обл., Одинцовский гуманитарный университет, 24-25 мая 2015 г. - О.: АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет, 2015. - С. 9399.
118. Еремеева Ю.А. Иконичность слова в повести Л. Бородина "Ловушка для Адама" // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»): сборник статей по итогам II Международной научной конференции. - Москва, МГОУ, 22-23 января 2016 г. - М.: ИИУ МГОУ, 2016. - С. 196-199.
119. Еремеева Ю.А, Щедрина Н.М. Мировоззренческое credo автора в стихотворении Л. Бородина «Психическая атака» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Русская филология. -2017. - № 2. - С. 66-71.
120. Еремеева Ю.А. Мифопоэтическое начало в повести Л. Бородина «Год чуда и печали» // Научный филологический рецензируемый журнал «Вопросы русской литературы». - 2016. - № 2. - С.29-34.
121. Еремеева Ю.А. «Молитва в камере» Л.И. Бородина как форма лирического самовыражения автора // Вестник Московского государственного
областного университета. Серия Русская филология. - 2018. - № 2. - С.116-121.
122. Еремеева Ю.А. Проблема нравственной свободы в повести Л.И. Бородина «Ловушка для Адама» (материалы спецкурса «Традиции писателей XIX века в творчестве современных авторов». Ф. Достоевский и Л. Бородин: поиски параллелей) / Материалы XIV Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения» // Вестник НовГУ имени Ярослава Мудрого. Серия: Гуманитарные науки. -2015. - № 1(84) - С. 78-80.
123. Еремеева Ю. Свет русской духовности в произведениях Л. Бородина // Romanticism in Literature On the Cross-road of Epoques and Cultures (Dedicated to the 200th Birth Anniversary of Prominent Georgian Romantic Poet Nikoloz Baratashvilli) Proceedings of International Symposium: сборник статей по итогам XI Международного Научного Симпозиума. - Тбилиси, Грузия, TSU Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature, 2017. - С. 416-421.
124. Еремеева Ю.А. Человек и время в поэзии Л.И. Бородина // Союз писателей России. ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького»: Материалы научно-практической конференции I Всероссийские Бородинские чтения. - 2018. - С.26-37
125. Заграевский С.В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов [Электронный ресурс] // РусАрх. URL: http://www.rusarch.ru/zagraevsky1.htm (дата обращения 21.08.2020).
126. Зенкин С. Теория литературы: проблемы и результаты / Сергей Зенкин. -М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 368 с.
127. Есаулов И.А. Христианский реализм как художественный принцип Пушкина и Гоголя // Гоголь и Пушкин: Четвертые Гоголевские чтения: Сб. докл. / Под общ. ред. В.П. Викуловой. - М.: Книжный дом «Университет», 2005. - С. 100-108.
128. Икона в русской словесности и культуре. Сборник статей / Сост. В.В. Лепахин. - М.: Паломник, 2012. - 608 с.
129. Казанцева И.А. «Мир русского православия» в современной литературе: слово, пространство и время в художественном осмыслении писателей // Известия Самарского Научного Центра РАН. - 2009. - №4. - Т. 11. С. 15481555.
130. Калашникова А.Л. «Душевный микрокосм» в художественном мире Ф.И. Тютчева: «Silentium» и «Душа моя, элизиум теней.» // Вестник КемГу. -2012. - № 1. - С. 163-167.
131. Калус И.В. Игры «доброй неволи», или философия духовного бытия в прозе Леонида Бородина // Союз писателей России. ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького»: Материалы научно-практической конференции I Всероссийские Бородинские чтения. - 2018. - С. 37-59.
132. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
133. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов. Статья первая // Литература в школе. - 1994. - № 3. - С. 173-181.
134. Лейдерман Н.Л. С веком наравне. Русская литературная классика в советскую эпоху (моногр. очерки) / Н.Л. Лейдерман. - СПб: Златоуст, 2005. - 366 с.
135. Лепахин В.В. Богословие и поэзия [Электронный ресурс] // Международный клуб православных литераторов «Омилия». URL: https://omiliya.org/article/bogoslovie-i-poeziya-valeriy-lepahin (дата обращения: 23.08.2020).
136. Лукач Г. К истории реализма. - М.: Государственное издательство «Художественная литература», 1939. - 372 с.
137. Лукач Г. Современный буржуазно-демократический гуманизм и исторический роман // Литературный критик. Ежемесячный журнал литературной теории и критики и истории литературы. Книга восьмая. - М.: Гослитиздат, 1938. С. 51-96.
138. Малычева Н.В. Художественный текст в аспекте категории персональности // Современный русский язык: коммуникативно-функциональный аспект: учебное пособие. - Ростов н/Д.: РГПУ, 2003. - 180 с.
139. Моторин А.В. Теория русской словесности: монография / А.В. Моторин. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. - 300 с.
140. Нестерова Л.А. Современная Россия в прозе Леонида Бородина рубежа веков // Мир России в зеркале новейшей художественной литературы: Сб. науч. трудов. Саратов, 2004. - С. 64-67.
141. Титова Н.С. Традиции Ф.И. Тютчева в творчестве В.А. Сумбатова: к постановке проблемы // Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI веков. [Текст]: Сб. науч. трудов. Выпуск III. Сост., отв. редактор проф. А.И. Ванюков. - Срт.: Наука, 2010. -328 с.
142. Перевалова О.А. Жанр молитвы в творчестве Елизаветы Гадмер // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 6: Историко-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть / Ин-т истории и археологии УрО РАН. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011. - 476 с.
143. Серафимова В.Д. Поэтика прозы Л.И. Бородина: диалог с культурным пространством: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 100 с.: ил. -(Научная мысль).
144. Смирнова А.И. Литературные традиции и «эпистолярный дневник» В.П. Астафьева // Ученые записки ЗабГГПУ. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2011. - №2. - С. 100-105.
145. Сухих И. Структура и смысл: Теория литературы для всех / Игорь Сухих. -СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 544 с. - (Культурный код).
146. Федченко Н. Проблема нравственного самосохранения человека в повестях Л. Бородина и В. Крупина // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани. -Армавир, 1996. - С. 63-65.
147. Федченко Н.Л. Храм как духовный контекст для героев прозы Л. Бородина [Электронный ресурс] // Universum: филология и искусствоведение. - 2018.
- №7. URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/6137 (дата обращения 23.01.2021).
148. Хализев В.Е., Холиков А.А., Никандрова О.В. Русское академическое литературоведение. История и методология (1900 - 1960-е годы): Учебное пособие. - М.: СПб.: Нестор-История, 2015. - 176 с.
149. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 405 с.
150. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под редакцией Л. В. Чернец. - М.: Высшая шк., Издательский центр «Академия», 1999. - 556 с.
151. Штокман И. Леонид Бородин - слово и судьба». - М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2000. - 126 с.
152. Щедрина Н.М. «Повесть "Один день Ивана Денисовича" и концепция "сбережения народа" А. Солженицына» (к 50-летию выхода повести из печати) // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - М., 2013. - № 1. -С. 36-40.
153. Эпштейн М.Н. Поэзия и сверхпоэзия: О многообразии творческих миров / М.Н. Эпштейн. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 480 с. -(Культурный код).
154. Эпштейн. М. Слово и молчание в русской культуре // Звезда. - 2005. - № 10.
- С. 202-222.
Периодические издания
155. Архипов Ю. Ратоборец [Электронный ресурс] // Литературная газета. -2013. - № 15. URL: https://lgz.ru/article/15-6411-10-04-2013/ratoborets/ (дата обращения 24.08.2020).
156. Басинский П.В. «Как сердцу высказать себя?» // Новый мир. - 2000. - № 4.
- С. 185-192.
157. Басинский П.В. Четвертая правда Леонида Бородина. // Литературная газета. - 2000. 24-30 апреля. - № 17.
158. Бондаренко В.Г. Дети 1937 года. // М.: ИТРК. - 2001. - С. 482-500.
159. Бондаренко В.Г. Неожиданная проза Леонида Бородина: К 60-летию со дня рождения. // М.: Наш современник. - 1998. -№ 4. - С. 247-249.
160. Бородин Л.И. «Бог, Россия и любовь.» // Калуга: Калужский меценат. -2003. - № 8. - С.2.
161. Варламов А. Памяти Леонида Ивановича Бородина [Электронный ресурс] // Москва. - 2012. - № 1. URL: http://moskvam.ru/publications/publication_50.html (дата обращения 20.08.2020)
162. Васильева В. «Печаль никуда не уходит» (интервью с Л. Бородиным) [Электронный ресурс] // Русское поле. Содружество литературных проектов. URL: http://podyom.ruspole.info/node/4240 (дата обращения 20.08.2020).
163. Гагкуев Р.Г., Калиткина Н.Л, «Белый рыцарь - Владимир Оскарович Каппель в русской императорской армии» // «Каппель и каппелевцы». - М.: Посев, 2007 г. - С. 3-10.
164. Дудин Рюрик. Творчество и облик Леонида Бородина // Русское возрождение. Независимый русский православный национальный журнал. Нью-Йорк-Москва-Париж. - 1985. - № 29. - С. 90-98.
165. Еремеева Ю.А. Авторский курсив // Москва. - 2017. - №4. - С. 170-174.
166. Еремеева Ю.А. Год чуда и печали в одноименной повести Л.И. Бородина // Москва - 2015. - №4. - С. 15-21.
167. Еремеева Ю.А. Путь человека // Москва. - 2016. - №11. - С. 172-175.
168. Касаткина Т.А. Тайна «Братьев Карамазовых»: Алеша должен был стать революционером и убить царя? [Электронный ресурс] // Фома. - 17.09.2019. URL: http://foma.ru/tajna-karamazovyh-alesha-dolzhen-byl-stat-revolyuczionerom-i-ubit-czarya.html (дата обращения 21.08.2020).
169. Кокшенёва К.А. Выпавший из поколения (Интеллигент и философия Родины в прозе Леонида Бородина) // Литературная Россия. - 1998. - № 6.
170. Крупин В. Пример всем нам [Электронный ресурс] // Москва. - 2012. - № 1. URL: http://moskvam.ru/publications/publication_188.html (дата обращения 20.08.2020).
171. Кублановский Ю.М. «Без выбора»: неволя, нищета, счастье. // Новый мир.
- 2004. - № 3. - С. 167-172.
172. Куницина А. Повесть Л.И. Бородина «Год чуда и печали» // Литература в школе. - 1998. - № 2. С. 140-142.
173. Куняев С.Ю. «Дон Кихоты» и «третья правда» // Литература в школе. -1991. - № 2.
174. Курбатов В.Я. Третья правда: Рецензия на повесть Леонида Бородина «Ушел отряд» // Дружба народов. - 2005. - № 5. - С. 143-152.
175. Немзер А.С. Сила и бессилие соблазна // Новым мир. - 1991. - № 9. - С. 202-212.
176. Новодворская В. Чужой среди своих (Валерия Новодворская о Леониде Бородине) [Электронный ресурс] // Медведь. - 06.09.2012. URL: http : //www. medved-
magazine.ru/articles/Valeria_Novodvorskaya_o_Leonide_Borodine.2262.html (дата обращения 19.08.2020).
177. О. Сергий Булгаков. Из «Дневника» // Вестник русского христианского движения. Paris: Le Messager. - 1979. - № 129 (III). С. 237-268.
178. Петров-Агапов А.А. Россия, которой не знают // Посев (Frankfurt/Main). -1971. - № 3. - С. 20-27.
179. Распутин В. Из глубины в глубины // Наш современник. - 1989. - № 11. - С. 157-161.
180. Солженицын А.И. Леонид Бородин - "Царица смуты" // Новый мир. - 2004.
- № 6. - С.149-158.
181. Сухих О. Символика в повести Л. Бородина «Третья правда» // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Филология. -Н.Новгород, 2003. - Вып. I. - С. 21-28.
182. Шафаревич И. Прямой взгляд на мир // Наш современник. - 1992. - № 8. С. 136-137.
183. Шафаревич И. Создал духовный фундамент [Электронный ресурс] // Москва. - 2012. - № 1. URL: http://moskvam.ru/publications/publication_327.html (дата обращения: 20.08.2020).
184. Штокман И. Слово и судьба // Наш современник. - 1992. - № 9. - С. 178185.
185. Штраус Л. Путеводитель по повести Л.И. Бородина «Ловушка для Адама» [Электронный ресурс] // Москва. - 2013. - № 4. URL: http://moskvam.ru/publications/publication_864.html (дата обращения 23.08.2020).
Справочная литература
186. Большой толковый словарь современного русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова. - М.: Альта-Принт, 2005. - 1239 с.
187. Краткая философская энциклопедия [Текст]. - М.: Прогресс, 1994. - 574, [1] с.
188. Литературная энциклопедия терминов и понятий / РАН, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - 1600стб.
189. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - М.: издательство АСТ: Мир и Образование. 2018. - 736 с.
190. Русская литература XX века. Прозаика, поэты, драматурги: био-библ. словарь: в 3 т. / под. ред. Н.Н. Скатова. Т. 1. М.: ОЛМА-ПРЕММ Инвест, 2005. - 773 с.
191. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. Т. 1. А-З / В.И. Даль. - М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2004. -XXVI, 1155, [3] с., 1 портр.
192. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: В 4 т. Т. 2. И-О / В.И. Даль. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 1278, [2] с., 1 портр.
193. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
Авторефераты диссертаций
194. Васильева Т.И. Творчество Л.И. Бородина: особенности проблематики и поэтики: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Татьяна Ивановна Васильева. - Магнитогорск, 2007. - 19 с.
195. Бирюзова Н.А. Мотив «Второго Пришествия Христа» в русской литературе XIX - XX вв.: на материале произведений Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова, А. и Б. Стругацких, Б. Акунина: автореферат дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Бирюзова Надежда Александровна. - Москва, 2010. -18 с.
196. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (На материале православного вероучения): автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Бобырева Екатерина Валерьевна - Волгоград, 2007. - 45 с.
197. Дружинина В.И. "Смятенный" человек в прозе Л. Бородина: к проблеме национального характера: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Вера Ивановна Дружинина. - Воронеж, 2009. - 20 с.
198. Казанцева И.А. Проза Л. Бородина: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01/ Ирина Александровна Казанцева. - Тверь, 1994. - 19 с.
199. Калашникова А.Л. Образ души в художественном мире Ф.И. Тютчева: автореферат дисс. .канд. филол. наук: 10.01.01 / Калашникова Анна Леонидовна. - Екатеринбург, 2015. - 24 с.
200. Нестерова Л.А. Нравственно-философские искания автора и героев в прозе Леонида Бородина: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Любовь Алексеевна Нестерова. - Саратов, 2007. - 20 с.
201. Серафимова В.Д. Поэтика прозы Л.И. Бородина: диалог с культурным пространством: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 100 с.: ил. -(Научная мысль).
202. Т.В. Рябова. Проза Л. Бородина 1970-х - начала 90-х годов: автореф. дисс. .канд. филол. наук: 10.01.02 / Татьяна Викторовна Рябова. - Санкт-Петербург, 1996. - 20 с.
203. Сухих О.С. Художественное переосмысление "Легенды о великом инквизиторе" Ф.М. Достоевского в русской литературе XX-XXI веков: автореф. дисс. ... доктора филол. Наук: 10.01.01 / Ольга Станиславовна Сухих. - Нижний Новгород, 2013. - 40 с.
204. Федченко Н.Л. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов: В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Наталья Леонидовна Федченко. - Армавир, 2000. - 19 с.
Интернет ресурсы
205. Антология самиздата: Московский сборник [Электронный ресурс] // URL: http://www.antology.igrunov.ru/after_75/periodicals/mosc_sb/ (дата обращения 19.08.2020).
206. Наследие Леонида Бородина. Литературный журнал Москва. [Электронный ресурс] // URL: http://moskvam.ru/borodin/ (дата обращения 21.08.2020).
207. Сайт Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа (ВСХСОН). Огурцов И.В., Платонов В.М., Ивойлов В.Ф. и др. соратники и друзья. Через тюрьмы, мрак и смерть. (Памяти Леонида Ивановича Бородина) [Электронный ресурс] // URL: http://vshson.narod.ru/plb.html (дата обращения 20.08.2020).
208. Сайт профессора И.А. Есаулова. Памяти Леонида Бородина и Союза Освобождения Народа (ВСХСОН) [Электронный ресурс] // URL: https://esaulov.net/blog/pamjati-leonida-borodin/ (дата обращения 20.08.2020).
209. Вечер памяти Леонида Бородина [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. URL: https://www.yotube.com/watch?v=BIuGwBIx3xc (дата обращения: 23.08.2020).
Приложение
Фрагменты архивных материалов, приводимых в диссертации
№ п/п Архивный документ, его опись Название параграфа и номер страницы диссертации, на которой цитируется архивный документ Страницы приложения с изображением архивного источника
1 Бородин, Леонид Иванович. Письмо к Бородиным, Ивану Захаровичу и Валентине Иосифовне, записанное Валерием Нагорным «со стука» Л.И. Бородина из тюремной камеры. Фонд 926. Картон 4. Ед. хран. 16. 1.1. Истоки и биографические предпосылки творчества писателя. С. 27. С. 163 - 164.
2 Бородин, Леонид Иванович. Письма к Бородиной Ларисе Евсеевне. Фонд 926. Картон. 4. Ед. хран. 22. 1.2 Автобиографическое начало в повести «Год чуда и печали». С. 31 . С. 165 - 166.
3 Бородин, Леонид Иванович. «Царица смуты», - повесть, глава 1-я. Фонд 926. Картон. 3. Ед. хран. 5. 2.4. История и современность России в публицистике писателя. С. 91. С. 167 - 169.
4 Бородин, Леонид Иванович. О Н.А. Бердяеве и особенностях русской философии - эссе. Фонд 926. Картон 3. Ед. хран. 11. 3.4. Литературное творчество как особая «форма религиозности» (Л.И. Бородин). С. 124. С. 170 - 173.
5 Кюхельбекер, Вильгельм Карлович. Тетрадь стихотворений и поэм 1831 -1833 г. Фонд 449. Картон 1. Ед. хран. 4. 3.2. Молитва как форма лирического самовыражения автора. С. 110. С. 174 - 176.
ОГЮбИ/М 7У
/ Or ' " рукописей
Российской Гос.о-ки
Фонд № #Л6
Картон № у
Ед. хран. № /6
çy
^yào-Hnç S¿éaH(?JuA
о
0 y/^U-OôjAO
к и
•fjclMLfnte^L Маго/эыгис , со сгъука "ьб U. Ок>-/ждика, tig то-гюрt^ccH^u K&uusm.
/MS
Jb сукжо ГШ л С -ПО^Пас^Ю-
гУ/. I/. C^CpO^C¿H<Z
Жа OÖ. - с^эсоггОо/эс^ cl и 0 Q/^
а^ТУС^ь С^с/^Ь ^^ Uhu "
u туъсЛижа ¿fcite/ttzoto С crfvct
Ktieju ft Uêcw
f>o&uh /
НИО рукописей Российской Гос.б-ки. Общее кол-оо листов
№№ поступлений (Ждс/ъ ^-ЛООУг. /
й^КНаЭм (Х^ари* Ь Э(погг ¿¿мр Ъмл Ъэт: У 1и>4<} бы^ ¡¿их», строе (>ои г^и^и 1 Н« Счсип'1.' "и'^Я Ь/ш-их.^
ОпД>$ньч^мХ рош.ко^! г^ич'/.....т-ц>(> ,
^ СШс гг^/л был ( гч.г М1(Ч5 ЦиЮ'
Лии», р^ео" - Пропхкггт. >ост /
¡\UALU р^ссй ¿ю.хм^тъ - ¿оа гу^грхСди л^огь . 3 поВ |гитЛ тсисой. иллд. &!»<- де«и> и. Б(>с/1 т«Х>|еа »44^1! 7 | ^^ти
5 & Йи<а /улг1 т_ачс Хоте^ .
Но О&'ОЛЮ'уХсЛ е-м^/ .«.'-«Л. иа«ал).
3 Сго о/юь^/ ,
- О _(
-с?
в»1 О
о. £
4 0
«ОР р
-г р*
й-^Ь- <3 £
с
£ г
л
О < ¿уи. I
Мл*.
^ (X - (Со К<. ч - ♦ ,
чих О- пгпГажеI». Но ^ |--ОТ IигГтл)г\'цЦт+и. .
6 т*>М коиуе Т&ои го»*«^
1оМ>г-о С м Ьемл^И КАЛ< Ггицссср .
'к . "Т
От ^плх- и*' К£А_ и^^огЬ г
Сх>хАЛ*"* -"СА- уу^пи."
^Аеи^ Ь* Л и<иаг ''.¿щи*
Но гъохеюь ди^к+ии ~лМ ио;
^Лслкк*«'/ Луни /см ,
"С Р
*
«V <ог
£ 'Ь -
г -г О
$ « - оп • ^
- X Г О с б4^ ^ \ Л г
г»
9
Г.
5 5
1. Письмо к Бородиным Ивану Захаровичу и Валентине Иосифовне, записанное Валерием
Нагорным «со стука» Л.И. Бородина.
2. Письмо Бородина Леонида Ивановича к Бородиной Ларисе Евсеевне.
4* п <Г
С+ Ч р"^
лл с
? С Ссу 1 кл-оц^
1
п и
г+у и л &М<х т {
с МО ССчА^С
Ьсз '-»с
Л
'< 'I Й^сС^Г г* ^(¿ъ I /ССК (г
« у г» о гит £ /г»н4ссь*«д*«{ Гсз КА* с* ?
73* 4 "
Р^ЗГ^^С-Д СЖЪ^СНМ . (о с иг г хс. ^
X г» йодист ^-«г С:-«^Ь^^жкх/ 51.^144
.о< V»
* г. > сс^ин из ¿х
»14 (-,.»% к с; - ¿Ьь^укнс* й*.« с .» С ки 4 ¿¿.¿«о* л^т
ч^г* »>»: х' £ к Ь иЗ 1си с * С Ц*- - ^ КАпПорс Л"»
г«^»^ V ¿< (¿лия-и & (Пол ЬКС СИ, YYif.it Ы
К« и<пС
у Ъ- ,-»1 СС^С .ь^г^!1^ Сч «/V» С и
(»<•» и» ( ^о^^пии«)^ С $ 1 л Л»
С . д»« ^ С> ^ < оегпСи с <.>(Л и Сп л ^ ^ <
1*1 С ГЪ&уЬ V »'4 >К . . * ф Ссир + Я.-~сС'с. Л. 4 КГ и
^¿с¡-¿¿«г** п*линеЫ'«? ; <
Сои Г* £- -Л-ОСЧ
^ ^ - С от'Г><и , стд*./С, - аглс с го^-Л^ .е^Л
- .м -^иа^ен:«^ /1с ±\ъ<<Л41С Ст г<и/СС, ц(. ^'гус^* г/' ^ < »
л С - ~ -- .и^дч ^ »пмО!» С^'Ю V» ..«ыСсг Т/ч
3. Черновой автограф фрагмента первой главы повести Л.И. Бородина «Царица смуты».
С. 1 (в архивном документе Л.19).
•««* . ПС
С/
^а с-С с-^Ли^х^ ГУ?С е ^сгН^щ
«Г
. ¿/Л
п^с € ''-^гл^-ы
"Ьс*4Л>о1-< л .-¿-<-02 ~ ы-х САХЛЛ^^^Ъ «к^«-? А «у ¿с
/
3. Черновой автограф фрагмента первой главы повести Л.И. Бородина «Царица смуты». С. 2 (в архивном документе Л. 28).
4. Черновой автограф эссе Л.И. Бородина «О Н.А. Бердяеве и особенностях русской философии». С. 1 (в архивном документе Л. 24).
4. Черновой автограф эссе Л.И. Бородина «О Н.А. Бердяеве и особенностях русской философии». С. 2 (в архивном документе Л. 24-25).
4. Черновой автограф эссе Л.И. Бородина «О Н.А. Бердяеве и особенностях русской философии». С. 3 (в архивном документе Л. 26-27).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.