Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Воронина, Елена Адольфовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Воронина, Елена Адольфовна
Введение.
Глава 1. Аксиологические основы духовно-нравственного просвещения учащихся
1.1. Духовно-нравственное просвещение учащихся с позиции аксиологии.
1.2. Ценностное единство народной, религиозно-духовной и светской композиторской русской музыки в духовно-нравственном просвещении учащихся.
1.3. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного просвещения учащихся младших классов в аспекте единства народной, религиозно-духовной и светской композиторской музыки.
Глава 2. Опыт духовно-нравственного просвещения младших школьников интегрированными средствами музыкального искусства
2.1. Анализ современной практики духовно-нравственного просвещения учащихся младших классов на материале музыки.
2.2. Экспериментальный процесс духовно-нравственного просвещения учащихся младших классов на основе единства народной, религиозно-духовной и светской композиторской музыки.
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков2004 год, кандидат философских наук Ноздрина, Ангелина Петровна
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях: На материале преподавания музыкально-теоретических дисциплин2000 год, кандидат педагогических наук Володина, Елена Евгеньевна
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета2001 год, доктор педагогических наук Макеева, Светлана Григорьевна
Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры подростков средствами интеграции гуманитарных знаний на уроке музыки2011 год, кандидат педагогических наук Чуб, Ольга Владимировна
Русская духовная певческая культура: философско-культурологические аспекты2007 год, кандидат философских наук Цуканова, Наталья Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки»
В настоящий момент Россия переживает глубокий кризис, отразившийся во всех сферах общественной жизни: распалась прежняя картина мира, изменились нравственные ориентиры, ценности, обострились противоречия между духовным и материальным, реально существующими потребностями в высших идеалах и господствующей тенденцией прагматического подхода к жизни. Самой чувствительной и уязвимой возрастной категорией в сложившейся ситуации являются дети. Духовная пустота подрастающего поколения неизбежно скажется на судьбах страны. Выход из кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации.
Понятие «духовность» является сложным и многогранным. Исторически сложились два принципиально различных взгляда на её воспитание: религиозный и научный.
Труды религиозных философов (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. JToc-ского, В.В. Розанова и др.) существенным образом повлияли на становление православной концепции воспитания духовности. Значительный вклад в её разработку внесли В.В. Зеньковский, Б.П. Ничипоров, А.И. Осипов, схиар-химандрит Иоанн (Маслов), священник Е. Шестун и др.
В науке исследованию феномена духовности в советское время посвящены работы философов, социологов, педагогов, психологов, (С.Ф. Аниси-мова, В.А. Бачинина, В.В Гречаного, И.В. Силуяновой, В.Г. Федотовой, Ю.В. Шарова и др.). «Духовное» трактовалось широко, как противоположное «материальному», зачастую отождествлялось с «нравственным», «эстетическим», «интеллектуальным». Многозначность трактовок, отсутствие содержательной специфики духовности и научных ориентиров в ее воспитании -вели к преимущественному отвержению понятия «духовного» педагогической наукой. В силу объективных причин в течение более чем полувека деятели науки исключали из сферы своих интересов религию, и православное воспитание в частности. Сохранялось резкое противопоставление сущности «духовного» в светской и религиозных сферах.
В настоящее время картина радикально меняется, становится более диалектической. Религиозный взгляд на проблему духовности остается, православная концепция воспитания сохраняет свои позиции, однако оценка социальной роли и функции религии в обществе становится иной. Она осмысливается как вечный, непреходящий институт, занимающий особое место в формировании духовно-нравственного мира человека, утверждающий приоритет духовного над материальным.
Необходимость духовного воспитания в светском понимании актуализируется в работах Б.З. Вульфова, В.Д. Иванова, Б.Т. Лихачева, Л.И. Маленковой, Н.Д. Никандрова, Н.Е. Щурковой и др.
Важное значение в свете интересующей нас проблемы имеют работы психологов, изучающих сущность духовной деятельности человека (Л.И. Божович, Б.П. Братуся, В.В. Знакова, М.Л. Рубинштейна и др.).
Наиболее прозорливые из ученых в поисках эффективных решений проблемы обращались и обращаются к веками складывающемуся в русском народе миру духовной культуры, традиционных духовных и нравственных ценностей (К.Д. Ушинский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, И.Д. Лушников, Н.Д. Никандров, В.В. Судаков, В.Ю. Троицкий и
ДР)
Глубокая взаимосвязь веры и культуры в истории Отечества подвигает все большее число педагогов к поиску путей взаимодействия светского и религиозного (православного) в современном образовании и воспитании учащихся (О.С. Барило, В.А. Беляева, А.А. Корзинкин, И.Д. Лушников, Н.Д. Никандров, В.Ю. Троицкий, Л.М. Федорова и др.).
Однако понятие духовности в педагогике остается во множестве интерпретаций, сохраняется противопоставление религиозного и светского, взаимное непризнание, что ведет к ослаблению возможности целенаправленного духовного развития человека и даже к потере самого смысла «духовного» в воспитании детей. Перед педагогической наукой встает задача — выработать единое общекультурное представление о духовности. Плодотворные результаты в этом направлении, на наш взгляд, могут быть достигнуты на путях согласования научных и религиозных взглядов, выявления общего, значимого в сущности духовного и на этой основе - целенаправленного по-^ ложительного воздействия на детей.
Понятие духовного исторически так или иначе связывалось с нравственным. Проблеме нравственного воспитания детей посвящено большое количество исследований (О.С. Богданова, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, А.И. Дулов, И.С. Марьенко, О.И. Рута, И.Ф. Свадковский, А.Д. Солдатенков, И.Ф. Харламов, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская и многие др.). Однако недостаточно обращалось внимание на выделение традиционно развивающихся нравственных ценностей в отечественных социокультурных условиях.
Часто встречающееся сочетание «духовно-нравственное» либо понимается как некий неподдающийся конкретному анализу симбиоз, либо отождествляется с понятием «нравственное». Значимость же как духовных, так и нравственных проблем делает необходимым установить достаточно ясную связь между «духовным» и «нравственным» в формировании человека и определить содержательную специфику «духовно-нравственного».
Сфера «духовного» затрагивает наиболее глубинные, тонкие слои человеческой сущности, и воздействие на них требует анализа наиболее адекватных педагогических процессов. К их числу мы относим процесс просвещения.
Просвещение», как педагогическая категория, уже давно перестало употребляться. Между тем это такое понятие, где особым образом сливаются обучение, воспитание и восприятие мира личностью, где затрагивается именно духовная составляющая человеческой сущности. Поэтому есть необходимость восстановить в педагогике понятие «просвещение» в его современном смысле, ввести его в научный оборот. Особенно это касается художественных средств воздействия на духовный и нравственный мир детей, и в частности, интересующей нас музыки.
Музыкальное искусство всегда признавалось мощнейшим источником духовно-нравственного развития личности. На младших школьников оно оказывает особое влияние в силу возрастных особенностей детей.
Русская музыкальная культура — величайшая сокровищница духовного опыта нации. Каждое из трех направлений (народное, религиозно-духовное, светское композиторское), по которым она развивалась, обладает огромными воспитательными возможностями и заслуживает внимания, как с точки зрения их музыкальных параметров, так и с позиций духовно-нравственного потенциала. Между тем, в духовно-нравственном просвещении роль музыки все еще не нашла достаточно полного отражения в педагогических исследованиях. Обоснование и конкретное содержательное раскрытие единства трех направлений русской музыки с духовно-нравственных позиций в педагогике и методике отсутствует. На практике это приводит к тому, что просвещенческий потенциал русского музыкального искусства используется не в полной мере. Опрос учителей музыки школ г. Вологды показал, что понимание духовно-нравственного просвещения в большинстве случаев (94%) неадекватно сущности данной педагогической категории. Необходимость разработки особого процесса духовно-нравственного просвещения на основе ценностей, отраженных в различных направлениях русской музыки, осознается лишь 6% педагогов. При этом тенденция к практической гармонизации содержания музыкального образования через включение всех направлений русской музыки незначительна (14% опрошенных).
Не случайно один из известных современных педагогов - И.П. Подла-сый - с тревогой пишет: «Нельзя допустить, чтобы вечная музыка оказалась непосильной для нашей молодежи. Необходимо срочно возрождать забытые музыкальные традиции.» (161, 606).
Анализ научной литературы и практики образования позволяет увидеть два важных для нашего исследования противоречия:
- между необходимостью просвещения как особого духовно ориентированного педагогического процесса и его научно-теоретической неразработанностью;
- между потенциальными ценностно-развивающими возможностями русской музыки в единстве всех ее направлений и отсутствием обоснованных педагогических условий реализации такого потенциала.
Противоречия определяют постановку проблемы исследования: какова педагогическая сущность духовно-нравственного просвещения учащихся интегрированными средствами музыки и условия его эффективного осуществления?
С проблемой связана тема исследования: «Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки».
Объект исследования: педагогический процесс в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс духовно-нравственного просвещения учащихся младших классов на материале музыки.
Решение проблемы исследования составляет его цель.
Задачи исследования:
1. Обосновать понятия «просвещение» и «духовно-нравственное просвещение».
2. В аспекте аксиологии вскрыть сущность единства народной, религиозно-духовной и светской композиторской музыки.
3. Обосновать педагогическую характеристику процесса духовно-нравственного просвещения интегрированными средствами русской музыки.
4. Экспериментально проверить действенность и условия эффективности духовно-нравственного просвещения на материале музыки.
Гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного просвещения учащихся средствами музыки возможен как особый, детерминированный духовными ценностями, педагогический процесс и эффективен, если:
- системным качеством процесса являются единые для всех направлений русской музыки духовные ценности;
- целостность процесса выступает во взаимосвязи всех важнейших характеристик педагогического процесса: цели, задач, принципов, содержания учебного материала, методов, этапов процесса, взаимодействия учителя и учащихся, диагностики результатов, где каждый компонент детерминирован ориентацией на единую для произведений всех направлений русской музыки духовную ценность;
- логика процесса заключается в движении познания от первично воспринятой духовной ориентации к осознанию конкретных нравственных ценностей-качеств, выраженных в музыкальных произведениях народной, религиозно-духовной и светской композиторской музыки, далее к абстрагированию общего нравственно-ценностного содержания в музыкальных произведениях и далее - к обобщенному духовно-ценностному смыслу;
- задачи духовно-нравственного развития учащихся решаются в единстве с задачами музыкального образования.
Методологическую основу исследования составляют: Аксиологический подход, требующий развить ценностное сознание ученика. Он необходим в разработке основополагающих категорий исследования проблемы; позволяет выявить и проанализировать ценности, нашедшие отражение в разных направлениях русской музыки; дает возможность конструировать на их основе процесс духовно-нравственного просвещения.
Культурологический подход, согласно которому русская музыкальная культура рассматривается как часть национальной культуры, содержащая в своих образцах коллективный, непрерывно обогащающийся духовный опыт нации. Культурологический подход к организации духовно-нравственного просвещения средствами музыки предполагает изучение музыкальных произведений во взаимодействии с общими культурными процессами, с опорой на систему традиционных национальных ценностей.
Светский (научно-исследовательский) подход к изучению проблемы. Он позволяет выделить наиболее прогрессивный компонент русского православия - нравственные ценности, вписанные в историю отечественной культуры. Выделение этого компонента открывает возможность постановки вопроса о его содержательном единстве с аналогичными ценностями как во ■ц всей русской культуре, так и в её отдельных сферах. Одновременно это освобождает от необходимости привлекать в образовательный процесс специфические религиозные идеи, каноны, заповеди.
Положения «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» о необходимости обеспечить историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, формирования бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитания патриотов России; воспитания у обучающихся духовности и нравственности.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой, православной литературы, программно-методических материалов по музыке; метод комплексного ценностно-содержательного анализа музыкальных произведений; моделирование; изучение и обобщение педагогического опыта по рассматриваемой проблеме; констатирующий и развивающий эксперименты; наблюдение; опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы с учителями и учащимися, тестирование).
Организация и этапы исследования.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе средней общеобразовательной школы № 28 города Вологды.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа и охватило период с 1999 по 2002 годы.
1 этап был посвящен вычленению проблемы, разработке исследовательского аппарата.
2 этап включал теоретическое конструирование процесса духовно-нравственного просвещения, организацию пробного эксперимента по проверке его действенности и анализ первичных результатов.
На 3 этапе был организован основной развивающий эксперимент, обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, оформлялась кандидатская диссертация.
Научная новизна исследования:
- обосновано с аксиологических позиций и вводится в научный оборот понятие «духовно-нравственное просвещение»;
- сконструирован, обоснован и экспериментально подтвержден процесс духовно-нравственного просвещения учащихся на материале музыки;
- выявлена закономерная связь между духовной (обобщенной) ценностью, её содержательной вариативностью и совокупностью нравственных ценностей-качеств, из которых вырастает духовная ценность;
- вскрыто единое ценностное содержание народной, религиозно-духовной, светской композиторской музыки как средство духовно-нравственного просвещения учащихся.
Теоретическая значимость исследования:
- данное исследование с позиции педагогической аксиологии возвращает в тезаурус общей педагогики понятие «просвещение» и дополняет этот тезаурус новым понятием «духовно-нравственное просвещение»;
- исследование обогащает историю образования информацией о противоречиях и постепенно нарастающей тенденции интегративного подхода к использованию народного, религиозно-духовного и светского композиторского музыкального искусства в отечественном образовании;
- два теоретических положения диссертации - вывод о существовании закономерной связи между духовной ценностью, её содержательной вариативностью и совокупностью нравственных ценностей-качеств, из которых вырастает духовная ценность, а также вскрытие ценностного потенциала конкретного учебного предмета (музыки) - могут быть экстраполированы на любой учебный предмет гуманитарного цикла и на разные возрастные этапы школьников и послужить основой для разработки целостной теории духовно-нравственного просвещения;
- в содержание традиционных понятий этики «мораль» и «нравственность» вводится аксиологический аспект, что открывает новые возможности для щ теории нравственного воспитания.
Практическое значение диссертации заключается в возможности:
- использования полученных результатов для организации реального духовно-нравственного просвещения на уроках музыки в младших классах;
- разработки программы по музыке на основе выделенных духовных ценностей, единых для всех направлений музыки;
- использования критериев, показателей и уровней духовно-нравственного просвещения для мониторинга духовно-нравственного развития учащихся;
- использования материалов и выводов диссертации в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность исследования обеспечена методологической базой, совокупностью избранных методов изучения проблемы, взаимодополняющих друг друга и адекватных решаемым задачам исследования, двойной экспериментальной проверкой выдвинутых гипотетических суждений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в начальных классах общеобразовательной школы № 28 города Вологды.
Основные теоретические положения и практические результаты диссертации представлены в пяти статьях. Результаты исследования докладывались на международной конференции «Современное музыкальное образование» (Санкт-Петербург, 2002), региональных научно-практических конференциях: «Измерения в системе образования и управление качеством образования» (Вологда, 2000), «Духовность как основа межличностного и межэтнического общения в XXI веке: образование и культура» (Вологда,
2002), первых региональных чтениях молодых ученых (Вологда, 1999), на секционных заседаниях Димитриевских образовательных чтений (Вологда, 2000), на заседаниях кафедры общей педагогики и непрерывного педагогического образования Вологодского государственного педагогического университета и кафедры педагогики Вологодского института развития образования.
На защиту выносятся:
- общепедагогические характеристики понятий «просвещение», «духовно-нравственное просвещение;
- сущность ценностного единства народной, религиозно-духовной, светской композиторской музыки как средства духовно-нравственного просвещения учащихся;
- процесс духовно-нравственного просвещения интегрированными средствами музыкального искусства;
- педагогические условия эффективности процесса духовно-нравственного просвещения.
Структура диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 220 источников и 6 приложений. Кроме текстовых материалов, в диссертацию включены 18 таблиц, 1 модель. Объем диссертации - 166 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза2008 год, кандидат педагогических наук Столица, Александр Александрович
Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре1999 год, доктор педагогических наук Беляева, Валентина Александровна
Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков2006 год, кандидат педагогических наук Пугачева, Наталья Владимировна
Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами христианского и светского искусства2005 год, кандидат педагогических наук Базалий, Раиса Викторовна
Творческое наследие А.В. Никольского в контексте русской хорвой культуры первой половины ХХ века2011 год, доктор искусствоведения Малацай, Людмила Викторовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Воронина, Елена Адольфовна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Анализ современной практики музыкального образования показал, что духовно-нравственного просвещения как образовательного процесса, детерминированного духовными ценностями, в массовой практике не обнаружено. Констатирующий эксперимент выявил недостаточное осмысление данной проблемы учителями. Многогранность понятия «духовного» в науке и общественном сознании отразилась и в их практической деятельности: педагоги рассматривают «духовно-нравственное просвещение» неадекватно сущности данной категории, что ведет к называнию несущественных способов решения проблемы духовно-нравственного просвещения.
2. Тенденция к гармонизации содержания учебного материала через включение всех направлений русской музыки как в учебных программах, так и в практике образования незначительна.
3. Значимость проблемы и реальное положение с её практическим решением потребовало разработки нового для педагогики процесса - духовно-нравственного просвещения средствами конкретного учебного предмета (музыки).
4. Процесс духовно-нравственного просвещения сконструирован нами в форме системной модели и представляет целостное педагогическое явление, детерминированное духовными ценностями, включающее взаимосвязанные цель, задачи, принципы, содержание учебного материала, виды и методы деятельности, этапы процесса, характер взаимодействия учителя и учащихся, диагностику результатов.
5.Системным качеством модели являются единые для всех направлений русской музыки ценности (Человек, Родина, Семья, Труд, Природа). Это обусловливает характер целостного процесса просвещения и каждого его компонента: исходным моментом в развертывании процесса духовно-нравственного просвещения является ориентация его на единые духовные ценности; тематика учебного материала имеет конкретный духовно-нравственный смысл, где подбор музыкального материала осуществляется из области народной, религиозно-духовной и светской композиторской музыки на основе принципа их гармоничного сочетания; группировка музыкального материала осуществляется по подтемам, раскрывающим содержательные аспекты единой ценности; внутри целостного блока процесса просвещения выделяется ряд взаимосвязанных этапов, в ходе которых единая нравственная суть произведений постепенно переводится на уровень обобщенного ценностного смысла (духовной ценности).
6. Для проверки эффективности сконструированного и апробируемого педагогического процесса разработаны критерии, характеризующие духовно-нравственное развитие учащихся в единстве с музыкальным образованием.
7. Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу о действенности и педагогических условиях духовно-нравственного просвещения и выявил достаточную эффективность процесса духовно-нравственного просвещения. По совокупным критериям (при относительно равных условиях обучения) экспериментальный процесс духовно-нравственного просвещения средствами музыки оказался более продуктивным по сравнению с традиционным процессом обучения музыке.
8. Необходимыми педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса духовно-нравственного просвещения, являются:
- ориентация учителя на духовно-нравственное просвещение средствами преподаваемого учебного предмета;
- реализация целостного (в отличие от фрагментарного) процесса духовно-нравственного просвещения;
- решение задач духовно-нравственного развития в единстве с задачами музыкального образования учащих
140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном российском обществе отмечается усиление духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения. Кризисные социальные условия утверждают приоритет материальных ценностей над духовными. Выход же из кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, в освоении мира духовной культуры, веками складывающейся в нашем народе, религии, искусстве. В связи с этим духовно-нравственное просвещение учащихся является важнейшей и актуальной задачей педагогики.
Исследование духовно-нравственного просвещения требовало осмысления понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное», «просвещение» и связанных с ними семантических категорий.
Изучение литературных источников из разных сфер культуры приводит к выводу об отсутствии единого общекультурного понимания категории «духовность». Среди многообразия подходов к определению данного феномена выделяются научная и религиозная концепции. Актуальным является поиск общих знаний о «духовном». Анализ педагогической, психологической, философской, религиозной литературы позволил выделить ряд общих характеристик духовности: а) духовность оценивается как высшее проявление человеческой сущности; б) духовность носит аксиологический характер и связана с поиском основных ценностных ориентиров в жизни; в) духовность тесно связана с нравственностью; г) духовность - деятельное состояние личности, выражающееся в творческом опыте самосовершенствования.
На этой основе духовность с содержательно-смысловой стороны рассматривается нами как ценностная основа личности, как совокупность обобщенных ценностей, отрефлексированных личностью.
Аксиологический подход логически выступает ведущей методологической позицией в исследовании духовно-нравственного просвещения учащихся и определяет сущность связанных с ним основных категорий: «мораль», «нравственность», «духовно-нравственное», «просвещение», «духовно-нравственное просвещение».
Мораль» представляет собой форму общественного сознания, включающую в себя общественно значимые ценности, так же регулирующие поведение человека, как идеалы, принципы, правила.
Нравственность» есть результат осмысления моральных ценностей, общественных норм поведения личностью, выражающийся в нравственных ценностях-качествах.
Духовность и нравственность — это разные в смысловом отношении понятия, отличающиеся как объёмом содержания, так и обобщенностью смысловых образований. Духовное отражает обобщенные ценности по отношению к нравственным. В силу этого ценности духовного уровня регулируют все жизненные проявления личности.
Понятие «духовно-нравственное» отражает те обобщенные ценности, отрефлексированные личностью, которые вырастают на базе конкретных нравственных ценностей-качеств. Духовно-нравственное рассматривается нами как положительно ценностное значение нравственных качеств, отреф-лексированных личностью на обобщенном (духовном) уровне.
Смысл просвещения не исчерпывает себя традиционной связью обучения и воспитания. В просвещении «нравственное» является исходным ориентиром педагогического процесса. «Просвещение» - это детерминированный нравственными ценностями педагогический процесс.
Духовно-нравственное просвещение» - это детерминированный духовными ценностями педагогический процесс, в котором на основе истинных знаний происходит превращение нравственных ценностей-качеств в обобщенные духовные ценности личности. Он представляет собой педагогический процесс наиболее высокого качественного уровня, затрагивающего наивысшую сферу человека - духовную.
Методологическим основанием нашего исследования явилось также положение о том, что процесс просвещения учащихся должен базироваться на традициях отечественного образования и культуры, на системе * ценностей, приобретенных нацией и находящих преемственное развитие. В связи с этим в качестве средств духовно-нравственного просвещения избрано русское музыкальное искусство, развивающееся по трем основным направлениям: народному, религиозно-духовному и светскому композиторскому.
Диссертационное исследование прежде всего направлено на абстрагирование и обоснование сущности единства указанных музыкальных направлений, ее роли в духовно-нравственном просвещении младших школьников и разработку педагогических основ духовно-нравственного просвещения учащихся интегрированными средствами русской музыки.
Анализ каждого направления русской музыки в двух аспектах - ценностного содержания и музыкальных параметров - показал:
1) аксиологическое единство музыкальных направлений, заключающееся в едином ценностном содержании. Среди многих общих духовных ценностей выделяются основополагающие: Человек, Родина, Семья, Труд, Природа;
2) специфику направлений по ряду музыкальных параметров, в числе которых стили, жанры, формы, исполнительские и композиторские традиции. Общими же музыкальными характеристиками являются мелодическое начало, интонационная взаимосвязь произведений русских композиторов с народной и религиозно-духовной музыкой; тематическое и образное
Ф взаимопроникновение направлений. Наличие общего ценностного содержания обусловливает взаимодополнение возможностей разных направлений русской музыки в духовно-нравственном просвещении.
Исследование выявило закономерную связь между духовной (обобщенной) ценностью, её содержательной вариативностью и совокупностью нравственных ценностей-качеств, из которых вырастает духовная ценность. Содержательная вариативность ценностей в музыкальных произведениях разных направлений отражает нравственные качества-ценности, обеспечивающие формирование обобщенных духовных ценностей.
Наше исследование показывает, что в истории отечественного музыкального образования не было достигнуто единства трех направлений музыки, что обусловило недостаток внимания к ценностно-содержательному ядру музыки и не позволяло анализировать духовное как совокупность обобщенных ценностей. Это закрывало путь к просвещенческому подходу в педагогическом процессе.
Подобная ситуация сохранилась и в современной практике музыкального образования: понимание педагогами духовно-нравственного просвещения средствами музыки неадекватно сущности данной категории; тенденция к практической гармонизации содержания образования через включение всех направлений русской музыки незначительна.
Изложенное обусловило необходимость разработки нового для педагогики процесса - духовно-нравственного просвещения средствами конкретного учебного предмета (музыки).
Процесс духовно-нравственного просвещения конструируется в форме модели, где системным качеством является единое для всех направлений русской музыки ценностное содержание. Процесс предстает как целостное педагогическое явление, ориентированное на духовную ценность и включающее взаимосвязанные цель, задачи, принципы, содержание учебного материала, виды и методы деятельности, этапы процесса, характер взаимодействия учителя и учащихся, диагностику результатов.
Цель процесса: достижение духовно-нравственного развития учащихся при овладении ими музыкальной культурой.
Задачи процесса связаны с синхронным обеспечением развития духовных ценностей и качественного предметного (музыкального) образования учащихся.
Основными принципами организации процесса духовно-нравственного просвещения являются следующие:
- учитель в организации педагогического процесса приоритетно ориентируется на единые духовные ценности (Человека, Семью, Родину, Труд, Природу);
- в отборе содержания образования признается равноправие трех начал (трех направлений русской музыки);
- ценностные ориентации являются исходным моментом в развертывании процесса духовно-нравственного просвещения;
- принцип гармоничного единства народной, религиозно-духовной и светской композиторской музыки в процессе духовно-нравственного просвещения.
Содержание учебного материала обеспечивается гармонией и равноправием всех направлений русского музыкального искусства. С этой позиции критериями отбора музыкального материала являются:
- включение в учебный материал произведений всех трех направлений музыки;
- представленность в произведениях каждого музыкального направления избираемой духовной ценности;
- количественная достаточность произведений для раскрытия единой духовной ценности.
Логика духовно-нравственного просвещения связана с выше-отмеченной закономерностью, отражается в этапах процесса и заключается в движении познания от первично воспринятой духовной ориентации к осознанию конкретных нравственных качеств-ценностей, выраженных в произведениях народной, религиозно-духовной, светской композиторской музыки, далее к абстрагированию общего нравственно-ценностного содержания в музыкальных произведениях и далее - к обобщенному ценностному смыслу (духовной ценности).
Целостный цикл процесса включает следующие этапы:
1 этап: ориентация на избранную ценность в процессе подготовки к восприятию музыкальных произведений;
2 этап: первичное усвоение нравственного содержания музыкальных произведений в процессе их восприятия;
3 этап: выявление общей нравственной ценности-качества в произведениях различных направлений русской музыки и её положительное оценивание;
4 этап: постижение общей нравственной ценности в вокально-хоровом исполнении музыкальных произведений;
5 этап: перевод нравственной ценности в духовную сферу;
6 этап: закрепление в сознании и практике учащихся единой ценности в процессе творческой деятельности;
7 этап: закрепление в сознании и практике единой ценности в процессе вокально-хоровой работы;
8 этап: контроль и оценка результатов духовно-нравственного просвещения.
Взаимодействие учителя и учащихся носит гуманистический характер, с использованием методов, приемов и средств, максимально учитывающих психо-физические, психо-этические, психо-эмоциональные, нравственно-эстетические, интеллектуальные особенности и возможности развития детей определенного возрастного периода.
Для проверки гипотезы, предусматривающей действенность и эффективность духовно-нравственного просвещения средствами музыки, выделена совокупность критериев, характеризующих единство духовно-нравственного развития и музыкального образования учащихся:
- знание и понимание духовной ценности в произведениях разных направлений русского музыкального искусства;
- развитость восприятия произведений народной, религиозно-духовной, светской композиторской музыки;
- развитость музыкального мышления;
- знание музыкальных характеристик народной, религиозно-духовной, светской композиторской музыки;
- усвоение ключевых и частных знаний о музыке.
Проведенный эксперимент показал, что сконструированный нами процесс оказался действенным в классах разного возраста на материале разных содержательных (духовных) ценностей.
Эксперимент выявил достаточную эффективность предложенного процесса духовно-нравственного просвещения. По совокупным критериям, характеризующим единство духовно-нравственного развития и музыкального образования учащихся (при относительно равных условиях обучения), экспериментальный процесс духовно-нравственного просвещения средствами учебного предмета (музыки) оказался более продуктивным по сравнению с традиционным процессом музыкального образования.
В эксперименте выявлены наиболее общие педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса духовно-нравственного просвещения:
- ориентация учителя на духовно-нравственное просвещение средствами преподаваемого учебного предмета;
- реализация целостного (в отличие от фрагментарного) процесса духовно-нравственного просвещения;
- решение задач духовно-нравственного развития в единстве с задачами музыкального образования учащихся.
Представленные обобщенные материалы диссертации позволяют заключить, что задачи исследования решены, гипотеза экспериментально проверена и подтверждает действенность и эффективность предлагаемого процесса духовно-нравственного просвещения средствами конкретного учебного предмета. Кроме этого можно сделать следующие выводы, носящие рекомендательную направленность:
1. «Просвещение» вообще и «духовно-нравственное просвещение», в частности, есть особый педагогический процесс, отличный от традиционного процесса воспитывающего обучения, достойный занять свое место в теории педагогики и в общеобразовательной школе.
2. На примере музыки очевидно следующее: несмотря на то, что учебный предмет может содержать в себе богатейший духовно-нравственный ценностный потенциал, он слабо проявляется и используется в традиционном образовании. Этот потенциал может достаточно полно проявиться только в специально организованном процессе духовно-нравственного просвещения в школе.
2. Основными средствами музыки в духовно-нравственном просвещении явились: а) единое ценностное содержание произведений всех направлений музыкального искусства; б) общие и специфические для разных направлений музыкального искусства музыкальные параметры. Это открывает возможность для экстраполяции данного вывода на весь спектр гуманитарных учебных предметов с их духовно-ценностным содержанием и специфическими предметно-научными способами его раскрытия.
4. Методы духовно-нравственного просвещения должны быть адекватны природе духовного, нравственного и художественно-содержательной (научно-содержательной) специфике учебного предмета.
Проведенное исследование не исчерпывает проблемы духовно-нравственного просвещения в целом и средствами музыки, в частности. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы как: подготовка педагогов к духовно-нравственному просвещению учащихся; разработка научно обоснованной программы музыкального образования младших школьников, ориентированной на духовно-нравственное просвещение интегрированными средствами русской музыки; разработка процесса духовно-нравственного просвещения на основе единства народной, религиозно-духовной и светской композиторской музыки в классах подросткового возраста.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Воронина, Елена Адольфовна, 2002 год
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. М., 1983. - 109 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Адаева, Н.А. Музыка и нравственное развитие человека (к истории и теории проблемы): Дисс. . канд. филос. наук / Н.А. Адаева. Саранск, 2000. -167 с.
4. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе / Под ред. Л.В. Горюновой; МГЛУ. М.: Прометей, 1991. - 87 с.
5. Алексий II (Патриарх) Приветствие участникам чтений / Алексий II // Духовное наследие Глинкинской пустыни в современной системе образования. -М.: САМШИТ, 1999.-С. 10-12.
6. Алиев, Ю.Б. Музыка 1-8 классы: Программа для сред, общеобразовательных учебных заведений / Ю.Б. Алиев. М., 1993. - 79 с.
7. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
8. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. — М.: Мысль, 1988. 253 с.
9. Анохина, Е.Ю. Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства: Дисс. . канд. пед. наук / Е.Ю. Анохина. Оренбург, 2000. - 165 с.
10. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII веков / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985.-363 с.
11. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. - 480 с.
12. Аплетаев, М.Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Автореф. дисс. .докт. пед. наук/ М.Н. Аплетаев.- М., 1989. 35 с.
13. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 224с.
14. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе / О.А. Апраксина. М.; JL: АПН РСФСР, 1948. - 148 с.
15. Апраксина, О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе / О.А. Апраксина. — М., 1956. 224 с.
16. Архангельский, JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / JI.M. Архангельский. — М.: Знание, 1987. 64 с.
17. Асафьев, Б.М. Великие традиции русской музыки / Б.М. Асафьев // Асафьев Б.М. Избранные труды. Т. IV / Б.М. Асафьев. - М.: АПН СССР, 1955.-С. 63-68.
18. Асафьев, Б.М. О музыкально-творческих навыках у детей / Б.М. Асафьев // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С. 106 - 107.
19. Балашова, С.С. Музыкальный фольклор и школа / С.С. Балашова, Т.С. Шенталинская // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. М., 1993.-С. 126-228.
20. Барило, О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Дисс. . канд. пед. наук / О.С. Барило. Кострома, 1999. - 193 с.
21. Батуринская, Т.Н. О музыкально-педагогической деятельности С.В. Смоленского / Т.Н. Батуринская // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - С. 38 — 42.
22. Бачинин, В.А. Духовная культура личности: Философские очерки / В.А. Бачинин. М.: Мысль, 1986. - 175 с.
23. Бачинская, Н.М. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия / Н.М. Бачинская, Т.В. Попова. М.: Музыка, 1973. - 302 с.
24. Белозерцев, Е.П. О национально-государственном образовании в России / Е.П. Белозерцев // Педагогика. 1998. - №3. - С. 30 - 35.
25. Беляева, В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дисс. . докт. пед. наук / В.А. Беляева. М., 1999. — 37 с.
26. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. — М., 1994. — 478 с.
27. Бесова, А.К. Духовно-нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классов: Дисс. . канд. пед. наук / А.К. Бесова. М., 2000. - 230 с.
28. Богатов, В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки: Дисс. . канд. пед. наук / В.В. Богатов. М., 1995. — 262 с.
29. Богданова, О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дисс. . докт. пед. наук / О.С. Богданова. — М., 1975. — 55 с.
30. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учит. / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
31. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
32. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
33. Бокачев, И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа: Дисс. . докт. филос. наук / И.А. Бокачев. Ставрополь, 2000. - 299 с.
34. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев. М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
35. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. М.; Ростов н / Д, 1999.-560 с.
36. Бражников, М.В. Древнерусская теория музыки / М.В. Бражников. — Л.: Музыка, 1972.-423 с.
37. Бражников, М.В. Статьи о древнерусской музыке / М.В. Бражников. — Л.: Музыка, 1975.-120 с.
38. Браз, Л.С. Учебно-воспитательная роль фольклора в самодеятельном хоре / Л.С. Браз // Изучение музыкального фольклора: Межвузовский сб. науч. трудов. Ростов н / Д.: РГПИ, 1986. - С. 16 - 25.
39. Братусь, Б.С. Духовные аспекты теории личности / Б.С. Братусь. М.: Просвещение, 1997. — 144 с.
40. Брожик, В. Марксистская теория оценки: Пер. со словацкого / В. Брожик. М.: Прогресс, 1982. - 261 с.
41. Бунаков, Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников / Н.Ф. Бунаков // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - С. 246 - 253.
42. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. -М.: Искусство, 1993. 253 с.
43. Васильева, З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Автореф. дисс. . докт. пед. наук / З.И. Васильева. — Л., 1973. — 43 с.
44. Вознесенский, И. Общедоступные чтения о церковном пении / И. Вознесенский // О церковном пении: Сб. ст. М.: Талан, 1997. - С. 8 - 24.
45. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. -М.: Академия, 1999. 168 с.
46. Второй съезд хоровых деятелей в Москве // Хоровое и регентское дело. — 1909. -№7-8.-С. 180.
47. Вульфов, Б.З. Основы педагогики: Учеб. пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. М.: УРАО, 2000. - 614 с.
48. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1987.-342 с.
49. Гарднер, И.А. Церковное пение и церковная музыка / И.А. Гарднер // О церковном пении: Сб. ст. М.: Талан, 1997. - С. 146 - 155.
50. Глазырина, Е.Ю История становления и развития музыкального воспитания в России / Е.Ю. Глазырина // Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сб. ст. по теории и практике эстетического воспитания. -М., 1994.-С. 99- 107.
51. Гоголь, Н.В. Просвещение / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 6: Статьи.- М.: Художественная литература, 1978. С. 248-251.
52. Гончаров, И.Ф. Русская душа: Программа учебного предмета, факультатива, спецкурса, просеминария и семинария / И.Ф. Гончаров. — Вологда: ВИРО, 1999.-51 с.
53. Гончаров, И.Ф. Национальная идея и национальный характер образования в России / И.Ф. Гончаров, В.В. Судаков // Источник. 1998. - №2. - С. 1-17.
54. Гродзенская, H.J1. Воспитательная работа на уроках пения / Н.Л. Гродзен-ская. М.: АПН РСФСР, 1953. - 156 с.
55. Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзенская. М.: Просвещение, 1969. - 77 с.
56. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах / В. Даль. М.: Русский язык, 1978. - 4 т.
57. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. — М.: Просвещение, 1989. 207 с.
58. Дмитриева, Н.Г. Основы духовности и нравственности / Н.Г. Дмитриева // Начальная школа. 1994. - №4. - С. 8 - 10.
59. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценностей в марксистско-ленинской философии / О.Г. Дробницкий. М.: Политиздат, 1967.-354 с.
60. Дулов, А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф. дисс. докт. пед. наук / А.И. Дулов. М., 1973. - 60 с.
61. Духовная культура школы / Сост. Н.Е. Щуркова, М.М. Мукамбаева. -Петрозаводск, 1992. 79 с.
62. Зверева, Н.Д. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособ. / Н.Д. Зверева. — М.: Педагогическое общество России. 2001. 256 с.
63. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомы-слов. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
64. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. М.: Свято-Владимирское братство, 1993. — 270 с.
65. Знаков, В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 1998. - №3. - С. 104-114.
66. Зябрева, В.Г. Духовно-нравственное воспитание младшего подростка в процессе обучения гуманитарным дисциплинам: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / В.Г. Зябрева. Кострома, 2002. — 23 с.
67. Иванова, Г.П. Теория и практика освоения учащимися нравственных ценностей в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дисс. . докт. пед. наук / Г.П. Иванова. М., 2001. - 55 с.
68. Иванова, С.Ф. Русская православно-ориентированная школа: традиции, настоящее и будущее / С.Ф. Иванова. М.: Паломник, 1999. - 253 с.
69. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. — М., 1993. — 445 с.
70. Ильин, И.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3 / И.А. Ильин. М., 1994.-591 с.
71. Ильин, И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера / И.А. Ильин. Новосибирск: Русский архив, 1991. - 32 с.
72. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие / Т.А. Ильина. -М.: Просвещение, 1984. 496 с.
73. Иоанн (Кологривов; иеромонах) Духовность / Иоанн (Кологривов) // Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000. — С 237.
74. Иоанн (Маслов; схиархимандрит) Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского / Иоанн (Маслов). М.: САМШИТ, 1998. - 1180 с.
75. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учит. / Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
76. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления / Д.Б. Кабалевский. — М.: Педагогика. 188 с.
77. Кабалевский, Д.Б. Программы средней общеобразовательной школы: Музыка 1 3 классы трехлетней начальной школы / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1988. - 157 с.
78. Кадобнова, И.В. Шестилетние дети и музыка / И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, JI.B. Школяр // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пи-гарева. М., 1991.-С. 11-31.
79. Калагастова, А.В. Педагогические пути и условия формирования общечеловеческих ценностей у младших школьников в процессе освоения русской народной культуры: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / А.В. Калагастова. Липецк, 2001. — 24 с.
80. Караковский, В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. — М., 1993.-32 с.
81. Каршинова, Л.В. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Л.В. Каршинова. — М., 2000. 17 с.
82. Келдыш, Ю.В. История русской музыки: Учеб. Вып.1: С древнейших времен до середины XIX века / Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашева; Общ. ред. и предисловие A.M. Кандинского. 4 изд. доп. и перераб. - М.: Музыка, 1990.-431 с.
83. Ковалив, В. Ассоциативные игры на уроках музыки / В. Ковалив // Искусство в школе. -2001. №1. - С. 17-21.
84. Колесниченко, Т.С. Единство эстетического и нравственного воспитания науроках литературы в старших классах: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Т.С. Колесниченко. М., 1969. - 15 с.
85. Кондаков, И.В. Русская культура: Учеб. пособ. / И.В. Кондаков. М.: Университет, 1999. - 360 с.
86. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе // Искусство в школе. — 1991. №1. - С. 8 - 15.
87. Корзинкин, А.А. (Архимандрит Зиновий) Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / А.А. Корзинкин. Курск, 1999. — 20 с.
88. Коршунов, A.M. Отражение, деятельность, познание / A.M. Коршунов. — М.: Политиздат, 1979. 216 с.
89. Косичев, А. Духовность и проблема воспитания / А. Косичев, Г. Платонов // Высшее образование в России. 1998. - №1. - С. 124- 127.
90. Кошмина, И.В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе: Дисс. . канд. пед. наук / И.В. Кошмина. — М., 1994. -145 с.
91. Кошмина, И.В. Духовная музыка: Россия и Запад / И.В. Кошмина, В.В. Алеев. М.: Радуница, 1993. - 58 с.
92. Кошмина, И.В. Межпредметные связи в начальной школе / И.В. Кошмина. М.: ВЛАДОС, 2001.- 144 с.
93. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка: Пособ. для студ.: В 2 кн. Кн. 1: История. Стили. Жанры / И.В. Кошмина. М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
94. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка: Пособ. для студ.: В 2 кн. Кн. 2: Программы. Методические рекомендации / И.В. Кошмина. М.: ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
95. Краевский, В.В. Содержание образования: вперед к прошлому /В.В. Кра-евский. М.: Пед. общество России, 2000. - 36 с.
96. Красильникова, М. Интонация как основа музыкальной педагогики / М. Красильникова // Искусство в школе. — 1991. №2. - С.6 - 9.
97. Краснова, Т.П. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Т.П. Краснова. — Оренбург, 2001.-20 с.
98. Краткое объяснение православных богослужений. — М.: Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990. 93 с.
99. Критская, Е.Д. Музыка / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина // Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: Нач. классы. — М.: Просвещение, 2002.-С. 117-135.
100. Кудаева, Л.Н. Влияние религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности младшего школьника: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Л.Н. Кудаева. М., 1998. - 23 с.
101. Кудрявая, Н.В. Лев Толстой о смысле жизни: Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого / Н.В. Кудрявая. М.: Красный пролетарий, 1993. - 173 с.
102. Куприянова, Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе / Л.Л. Куприянова. — М.: Мнемозина, 1996.-61 с.
103. Кучерова, О.Е. Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников (на материале изучения литературы): Автореф. дисс. . канд. пед. наук / О.Е. Кучерова. Белгород, 2000. - 16 с.
104. Лернер, И.Я. Болевые точки процесса обучения / И.Я. Лернер // Советская педагогика. 1985. - №5. - С. 24 - 29.
105. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и практику воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках) / Б.Т. Лихачев. Самара, 1997. - 84 с.
106. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992.-528 с.
107. Лихачев, Б.Т. Школа и церковь: новые отношения / Б.Т. Лихачев // Советская педагогика. — 1991. №6. — С. 33 - 34.
108. Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. — М.: Ключ, 1990.-96 с.
109. Лушников, И.Д. Единство народного, православного и светского воспитания в современной русской педагогике / И.Д. Лушников // Источник. 1998.-№3.-С. 17-24.
110. Лушников, И.Д. Современная русская школа / И.Д. Лушников. — Вологда, 1996. 88 с.
111. Лушников, И.Д. Современная русская школа как духовное явление в сфере образования / И.Д. Лушников // Духовность как основа общения: образование и культура: Материалы науч.-практич. конференции. — Вологда, 2002.-С. 226-233.
112. Лушников, И.Д. Ценностная основа русской школы / И.Д. Лушников // Источник. 1997. - №4. - С. 4 - 10.
113. ИЗ. Маленкова, Л.И. Человековедение / Л.И. Маленкова. М., 1993. - 208 с.
114. Малейченко, Е.В. Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (на основе педагогических идей М. Монтессори): Автореф. дисс. . канд. пед. наук / Е.В. Малейченко. Белгород, 2000. - 18 с.
115. Мамонтов, С.П. Основы культурологии: Учеб. пособие для высших учеб. заведений / С.П. Мамонтов. М.: ИНФРА, 2001. - 320 с.
116. Мартынов, В.И. Богу нашему пойте разумно / В.И. Мартынов // Московский церковный вестник. -1990. №3. - С. 8 - 10.
117. Мартынов, В.И. История богослужебного пения: Учеб. пособие / В.И. Мартынов. М.: РОО Федеральных Архивов: Русские огни, 1994. - 240 с.
118. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Уч. пособие / И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. - 183 с.
119. Матвеев, Н.В. Хоровое пение: Учеб. пособие по хороведению / Н.В. Матвеев. — Б.м.: Издательства братства во имя святого князя А. Невского, 1998.-280 с.
120. Махортова, М.В. Духовно-нравственное воспитание личности на основе православной этики (социально-философский анализ): Дисс. . канд. филос. наук / М.В. Махортова. Ставрополь, 2000. - 174 с.
121. Медушевский, В.В. Музыка в школе — возможности возвращения предмета в лоно православия /В.В. Медушевский // Вестник духовного просвещения. 1994. - №1. - С. 163-169.
122. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 256 с.
123. Медушевский, В.В. Суть музыки устремленность к высшему смыслу жизни / В.В. Медушевский // Искусство в школе. - 2002. - №6. — С. 29 -38.
124. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. для пед. институтов / М.Н. Мельников. М.: Просвещение, 1987. — 239 с.
125. Моисеев, Н. Преодолеть самих себя / Н. Моисеев // Наука и религия. -1990.-№6.-С. 2-3.
126. Музыка в начальных классах: методическое пособие для учителя / Авт. колл. под науч. рук. Д.Б. Кабалевского. -М., 1985. 138 с.
127. Музыка: новая ред. программы, разработ. под науч. руковод. Д.Б. Кабалевского // Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: Нач. классы. М.: Просвещение, 2002. - С. 3 - 33.
128. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособ. для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / J1.B. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. J1.B. Школяр. М.: Академия, 2001. - 232 с.
129. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
130. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 2000. -456 с.
131. Надолинская, Т.В. Музыка: Учебник для 1 класса трехлетней начальной школы / Т.В. Надолинская, А.В. Пушкина, Н.А. Любомищенко. Таганрог: Айкэн, 1998. - 178 с.
132. Надолинская, Т.В. Музыка: Учебник для 2 класса трехлетней начальной школы / Т.В. Надолинская, А.В. Лушкина, Н.А. Любомищенко. — Таганрог: Айкэн, 1998. — 224 с.
133. Надолинская, Т.В. Музыка: Учебник для 3 класса трехлетней начальной школы / Т.В. Надолинская, А.В. Лушкина, Н.А. Любомищенко. Таганрог: Айкэн, 1998. - 208 с.
134. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. На-зайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 382 с.
135. Науменко, Г.М. Дождик, дождик, перестань: Русское народное детское музыкальное творчество / Г.М. Науменко. — М.: Советский композитор, 1988.-192 с.
136. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М., 2000.- 15 с.
137. Несколько слов о православном церковном пении // Вестник духовного просвещения. 1994. -№1.-С. 169-173.
138. Никандров, Н.Д. Библия и образование / Н.Д. Никандров // Сборник докладов международных Рождественских образовательных чтений / Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. — М, 1997.-С. 46-57.
139. Никандров, Н.Д. Воспитание и религия / Н.Д. Никандров // Педагогика. 1991. - №12. - С. 51 - 56.
140. Никандров, Н.Д. Воспитание ценностей: Российский вариант / Н.Д. Никандров. М.: Магистр, 1996. - 99 с.
141. Никандров, Н.Д. Нравственные уроки православия / Н.Д. Никандров // География в школе. — 1997. №5. — С. 43 - 50.
142. Никандров, Н.Д. Российская национальная идея и воспитание в духе Православия / Н.Д. Никандров // Духовное наследие Глинкинской пустыни в современной системе образования. — М.: САМШИТ, 1999. — С. 21 — 31.
143. Никитин, А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей / А.Ф. Никитин. М.: Новая школа, 1993. - 120 с.
144. Никитина, Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.Д. Никитина. — М.: Академия, 1999.-272 с.
145. Никитина, Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя / Н.Н. Никитина // Педагогика. 2000. - №6. - С. 65 - 70.
146. Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию / Б.М. Ничипо-ров. М.: Школа - Пресс, 1994. - 190 с.
147. Ничипоров, Б.В. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей / Б.В. Ничипоров // Вестник духовного просвещения. 1994. - №1. - С. 77 - 90.
148. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
149. Образовательная область «Искусство» в четырехлетней начальной школе: Письмо Министерства РФ от 11 апреля 2000 г. №581 // Искусство в школе. 2000. - №4. - С. 75 - 78.
150. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Русский язык, 1978.-986 с.
151. Организация духовной деятельности школьников: Методические материалы для работников школы. Петрозаводск, 1992. - 101 с.
152. Орлова, Е.М. Очерки о русских композиторах XIX начала XX века: Учеб. пособ. / Е.М. Орлова. - М.: Музыка, 1982. - 223 с.
153. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева, JI.A. Безбородова. М.: Академия, 2001. - 368 с.
154. Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины (Основное богословие) / А.И. Осипов. М.: Даниловский благовестник, 1997. - 336 с.
155. Осмоловская, И.М. Дидактические основания отбора ценностей в базовое содержание образования / И.М. Осмоловская // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. — М., 1992. -№10. -С. 3-25.
156. Основы социальной концепции русской православной церкви. — М.: Изд. Московской Патриархии, 2000. — 158 с.
157. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое общество, 1996. - 602 с.
158. Петров, В.М. Воспитание и обучение в древнерусском государстве IX — XV веков: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / В.М. Петров. — М., 1982. — 17 с.
159. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособ. для студ. и преподавателей / В.И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
160. Пиличяускас, А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Науч. метод, пособие для слуш. курсов повыш. квалиф. инст. усоверш. учит, по предмету «Музыка» / А.А. Пиличяускас. - М.: МИРОС, 1992. -40 с.
161. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. М.: Просвещение, 1996. - 631 с.
162. Попов, Л .А. Грани духовности / Л. А. Попов // Педагогика. 1996. - № 1. -С. 40-43.
163. Поучение Владимира Мономаха // Сборник произведений литературы Древней Руси.-М., 1969.-С. 146-171.
164. Православное воспитание детей / По книге Н. Пестова Путь к совершенной радости. М.: Даниловский благовестник, 1997. - 126 с.
165. Практическая симфония для проповедников слова Божия. Б.м.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. - 60 с.
166. Преображенский, А.В. Культовая музыка в России / А.В. Преображенский. Л.: Академия, 1924. - 123 с.
167. Проблема ценности в философии / Под ред. А.Г. Харчева. М., Л.: Наука, 1966.-261 с.
168. Рапацкая, Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. / Л.А. Рапацкая. М.: ВЛАДОС, 2001. - 384 с.
169. Розанов, В.В. Цель человеческой жизни / В.В. Розанов // Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. и прим. Н.К. Гаврюшина. — М.: Прогресс -культура, 1994. С. 19 - 64.
170. Романова, Л.С. Педагогические основы духовного развития школьников на уроках музыки и истории искусств: Дисс. . канд. пед. наук / Л.С. Романова. М., 1997. - 193 с.
171. Рубинштейн, М.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / М.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1987. - 2 т.
172. Рупакова, Л.Н. Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ: Дисс. . канд. филос. наук / Л.Н. Рупакова. -Спб, 2000.- 156 с.
173. Русская музыка в школе: Методические очерки / Авт.-сост. Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: МИРОС, 1998. - 256 с.
174. Рута, О.И. Беседы о нравственном воспитании детей / О.И. Рута. — Красноярск, 1962. 111 с.
175. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. М.: Педагогика, 1972.- 141 с.
176. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие / Г.П. Сергеева. М.: Академия, 1998. -136 с.
177. Сержантов, В.Ф. Человек как предмет философского и естественнонаучного анализа / В.Ф. Сержантов, В.В. Гречаный. — М.: Знание, 1980. -324 с.
178. Силуянова, И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека / И.В. Силуянова//Философские науки. 1990. -№12. - С. 100- 104.
179. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1979.-1600 с.
180. Солдатенков, А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Автореф. дисс. . докт. пед. наук / А.Д. Солдатенков. — М., 1998.-47 с.
181. Сохор, А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки / А.Н. Сохор // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Вып. 3 / А.Н. Сохор. М., 1983. - С. 72 - 93.
182. Столович, J1.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / J1.H. Столович. М.: Республика, 1994. - 300 с.
183. Субботин, К. Руководство к изучению устава Богослужения Православной Церкви / К. Субботин. СПб.: САТИСЪ, 1994. - 228 с.
184. Сурова, Л.В. Православная школа сегодня: Книга для учащихся и учащих / Л.В. Сурова. М., 1996. - 495 с.
185. Тараканов, М. Новая жизнь национальной традиции в современной русской советской музыке / М. Тараканов // Новая жизнь традиций в советской музыке: Статьи и интервью / Сост. Н. Шахназарова, Г. Головинский. -М.: Советский композитор, 1989. — С. 9 51.
186. Тарасов, Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников / Г.С. Тарасов // Музыка в школе. — 1983. №2. — С. 14-18.
187. Тасалов, А.В. Учителю о православии / А.В. Тасалов. Псков, 1994. -89 с.
188. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-методич. пособие / J1.B. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.
189. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. 333 с.
190. Терентьева, Н.А. Музыка (музыкально-эстетическое воспитание): 1-4 классы / Н.А. Терентьева. М.: Просвещение, 1994. — 77 с.
191. Терентьева, Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История и теория развития от истоков до современности / Н.А. Терентьева. — СПб., 1997.-168 с.
192. Третьякова, Л.С. Героика в русской и советской музыке / Л.С. Третьякова. М.: Знание, 1985. — 128 с.
193. Третьякова, Л.С. Русская музыка XIX века: Книга для учащ. ст. классов / Л.С. Третьякова. М.: Просвещение, 1976. - 205 с.
194. Троицкий, В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования / В.Ю. Троицкий // Педагогика. 1998. - №2. - С. 3 - 7.
195. Троицкий, В.Ю. Святоотеческое наследие и пути русского просвещения / В.Ю. Троицкий // Духовное наследие Глинкинской пустыни в современной системе образования. М.: САМШИТ, 1999. - С. 47 - 58.
196. Тугаринов, В.П. Марксистская философия и проблема ценностей / В.П. Тугаринов // Проблема ценностей в философии / Под ред. А.Г. Хар-чева. М.: Наука, 1966. - С. 14 - 24.
197. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1960.-156 с.
198. Уледов, А.К. Духовная жизнь общества / А.К. Уледов. М.: Мысль, fc 1980.-271 с.
199. Усачева, В.О. Музыкальное искусство / В.О. Усачова, Л.В. Школяр, В.А. Школяр // Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: Нач. классы. М.: Просвещение, 2002. - С. 135- 153.
200. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Ушинский К.Д. Избранные сочинения в двух томах / К.Д. Ушинский. М., 1953. Т. 1.-С. 55- 136.
201. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский // Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. М., 1968. - С. 304 - 325.
202. Федорова, JI.M. Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях: Дисс. . канд. пед. наук / Л.М. Федорова. М., 1998. - 164 с.
203. Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действительности / В.Г. Федотова. М.: Наука, 1991. - 99 с.
204. Филарет (игумен) Конспект по нравственному богословию / Филарет. — М., 1990.- 107 с.
205. Формирование духовных потребностей учащейся молодежи (вопросы формирования духовной культуры студентов пединститутов): Научные труды / Отв. ред. Ю.В. Шаров. Новосибирск, 1976. - 155 с.
206. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособ. для класс, руководителей / И.Ф. Харламов. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
207. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. М., 1998. - 560 с.
208. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособ. / В.Н. Холопо-ва. Спб.: Лань, 2000. - 320 с.
209. Чепиков, В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Дисс. . докт. пед. наук / В.Т. Чепиков. М., 1997. - 338 с.
210. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320 с.
211. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1999. — 200 с.
212. Шемшурина, А.И. Основы этической культуры: Кн. для учителя / А.И. Шемшурина. -М.: ВЛАДОС, 1999. 112 с.166
213. Шердаков, В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении к действительности / В.Н. Шердаков // Вопросы философии. -1996. №2. -С. 27-30.
214. Шестун, Е. Православная педагогика / Е. Шестун. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. - 576 с.
215. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. Часть 1 / Сост. О.Е. Кошелева, JI.B. Мошкова. М.: Изд. Российского открытого университета, 1992. - 208 с.
216. Школяр, JI.B. Нравственное воспитание на уроках музыки: Дисс. . канд. пед. наук / JI.B. Школяр. М., 1982. - 192 с.
217. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры: Для директоров и зам. директоров школ по учеб. — восп. работе / Н.Е. Щуркова. — М.: Педагогический поиск, 1997. — 77 с.
218. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. — М.: Пед. общество России, 2000.-128 с.
219. Юдина, Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально-творческого саморазвития / Е.И. Юдина. М.: Аквариум, 1997 — 270 с
220. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г. Яновская. М., 1986. - 160 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.