ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ТЕОКОСМОГОНИИ: ОПЫТ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор наук Жданов Владимир Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 317
Оглавление диссертации доктор наук Жданов Владимир Владимирович
Введение
Глава I. Возникновение и становление первых древнеегипетских тео-космогоний: гелиопольская солярная теокосмогония и её рецепция в древнеегипетской мысли эпохи Древнего царства
1.1. Теогония, космогония и теокосмогония
1.2. Начало начал: гелиопольская солярная теокосмогония эпохи Древнего царства
1.3. «Памятник мемфисской теологии»: «перформативная теокосмогония» и рецепция гелиопольской модели
Промежуточные результаты исследования
Глава II. Теокосмогоническая проблематика в древнеегипетских источниках Первого переходного периода и Среднего царства: «ренессанс» гелиопольской теокосмогонии в «Текстах саркофагов» и антропоцентризм «Поучения царю Мерикаре»
2.1. Гелиопольская теокосмогоническая модель в «Текстах саркофагов»: теологический «ренессанс» и развитие дискурса
2.2. Антропоцентризм теокосмогонии: заклинание 1130 «Текстов саркофагов» и «Гимн творцу» из «Поучения царю Мерикаре»
Промежуточные результаты исследования
Глава III. Теокосмогоническая проблематика в источниках амарнского периода и фиванской теологии Амуна-Ра эпохи Нового царства
3.1. Становление фиванской теологии Амуна-Ра на рубеже Второго переходного периода и Нового царства: теокосмогоническая модель Каирского гимна Амуну-Ра (папирус Boulaq 17)
3.2. Теокосмогоническая проблематика в текстах амарнского периода: отрицание традиции или развитие дискурса?
3.3. Универсализм, пантеизм и теологический синтез: теокосмогоническая модель Лейденского гимна Амуну-Ра (папирус Leiden I 350)
Промежуточные результаты исследования
Глава IV. Древнеегипетская теокосмогоническая модель: нормативы предфилософского дискурса в контексте генезиса философии
4.1. Творец: солярная природа и многообразие персонализаций
4.2. Творение: онтология и этика в структуре теокосмогонического процесса
4.3. Предфилософский лексикон: терминологическое оформление дискурса
4.4. Теокосмогония в контексте генезиса философии: «мифо-теология» и «спекулятивная теология»
4.5. «Спекулятивная теология»: кризис мифа или генезис метафизики?
4.6. «Локальное» и «универсальное» измерения: «спекулятивная теология» в рамках историко-философского процесса
Промежуточные результаты исследования
Заключение
Библиография
1. На русском языке
2. На иностранных языках
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Эволюция категории "Маат" в древнеегипетской мысли2002 год, кандидат философских наук Жданов, Владимир Владимирович
Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии2008 год, кандидат исторических наук Толмачева, Елена Геннадьевна
Ближневосточные теоретические источники раннегреческой философской мысли в западноевропейской историографии рубежа XX-XXI веков2018 год, кандидат наук Жорова Полина Сергеевна
"Книги иного мира": образ Дуата в искусстве Древнего Египта Среднего и Нового царств2008 год, кандидат искусствоведения Лаврентьева, Ника Владимировна
Индоевропейская мифопоэтика в трудах М.Л. Уэста и ее влияние на развитие философии в античности и средних веках2019 год, кандидат наук Волкова Людмила Львовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ТЕОКОСМОГОНИИ: ОПЫТ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема происхождения философии, равно как и определения культурно-исторических предпосылок её генезиса, несомненно, является одной из наиболее многоплановых и общезначимых в историко-философской науке, а потому она предоставляет исследователю крайне обширное и разнообразное с точки зрения своего проблемного содержания поле деятельности, но как раз именно это обстоятельство накладывает на любое её рассмотрение целый ряд совершенно особых условий. В самом деле, даже элементарное рассмотрение данного вопроса с точки зрения формальной хронологии развития, абсолютно необходимое для всякого историко-философского исследования, сразу же ставит перед нами серию затруднений и осложнений, зачастую непредставимых в ходе анализа хронологически более поздних стадий историко-философского процесса: это и крайняя трудность точной датировки создания, а порою даже и просто факта первой письменной фиксации значимых для этого чрезвычайно длительного процесса духовного развития древнего человека текстов, и столь непривычная для исследователя других эпох проблема практически полного отсутствия авторства этих источников вкупе с их моза-ичностью и фрагментарностью а, следовательно, невозможность соотнести их, построив чёткую и ясную «систему координат», с той или иной персоналией, и иногда даже отсутствие возможности установления хронологического порядка создания тех или иных первоисточников, которые, тем не менее, оказываются объединёнными общим содержанием. Наконец, даже сам исторический факт становления философии как специфической формы мировоззрения человека также совершенно не поддаётся процедуре чёткой хронологической фиксации, то есть сведения его к одной, совершенно очевидной, абсолютно достоверной и потому неоспоримой для всех исследователей дате -тем более что помимо своей весьма существенной растянутости во времени
процесс этот был также весьма сильно рассредоточен географически, протекая не в границах одной цивилизации, но в целом ряде цивилизаций Древнего мира, из которых три - Древняя Греция, Древняя Индия и Древний Китай - традиционно относятся к разряду «философских», то есть тех, где этот факт с очевидностью зафиксирован, хотя и не датирован предельно чётко, ограничиваясь рамками целого столетия, а иногда и нескольких веков, а другие - в первую очередь, Древний Египет и Месопотамия - столь же традиционно позиционируются в качестве «дофилософских», то есть тех, где философия как самостоятельная форма человеческого мировоззрения в силу определённого стечения исторических и культурных обстоятельств так и не возникла.
Актуальность темы исследования. До настоящего момента систематический историко-философский анализ теокосмогонических концепций древнеегипетской предфилософской мысли в их историческом развитии в отечественной историко-философской науке не осуществлялся. Вместе с тем, учитывая как роль космогонического мифа в общей структуре первобытных форм мировосприятия человека, так и положение древнеегипетской предфи-лософской традиции в рамках восточно-средиземноморского философского и культурного ареала, являющегося местом генезиса древнегреческой философии, необходимость подобного рода исследования, отличного от изыскания исключительно культурологических и религиозных оснований этого феномена, но направленного на выявление специфических историко-философских характеристик как самого этого генезиса, так и факторов, его обуславливавших, представляется нам давно назревшей. Именно поэтому нам представляется важным осуществить историко-философский анализ древнеегипетских теокосмогонических концепций не только в их самодостаточных мировоззренческих характеристиках - учитывая, тупиковый, «дофилософский» характер эволюции древнеегипетской мысли с точки зрения мирового историко-философского процесса, но и определить возможные варианты их рецеп-
ции в становящейся раннегреческой философской мысли. Между тем, историко-философский анализ эволюции подобной незавершённой линии развития предфилософской духовности в рамках общего с одной из трёх «философских» культур древности культурного региона, несомненно, может значительно облегчить ответ на вопрос о характере и мировоззренческих аспектах категорий, сделавших возможными качественный переход от предфилософ-ского уровня спекуляции к полноценной философской традиции в древнегреческой мысли.
Кроме того, с нашей точки зрения, подобного рода исследование необходимо не только с точки зрения определения оригинальных черт древнеегипетских теокосмогонических концепций, во многом определивших и весь характер самой древнеегипетской мысли, но и для выявления целого ряда общих структурных элементов эволюции предфилософской мысли во всём восточно-средиземноморском ареале, особенно в свете существенного уточнения ряда методологических положений мифогенной концепции генезиса философии. В первую очередь, речь идёт о выявлении в исторической эволюции традиционного мифа начальных «переходных форм» в его структурной и содержательной трансформации, которая, в конечном счёте, либо приводит к его перерастанию в полноценный философский дискурс (Греция), либо же остаётся незавершённой (Египет), но которые при этом неизменно присутствуют в этих предфилософских традициях. Именно поэтому нам кажется чрезвычайно значимым показать в рамках настоящего исследования, что, вопреки достаточно широко бытующему в отечественной, да и в мировой историко-философской науке мнению, древнеегипетский теокосмогонический миф не является статичным, но, напротив, проходит длительную и сложную историческую эволюцию, основные особенности которой непосредственно связаны с возникновением и свойствами тех самых «переходных форм» предфилософской духовности, о которых было сказано выше. Теокосмогони-
ческий миф как, возможно, первая в истории человеческой мысли попытка введения в её проблемное поле вопросов онтологического, а также этического характера, здесь выступает в качестве основного субстрата для их появления и дальнейшего развития.
Наконец, актуальность диссертационного исследования обуславливается ещё и тем фактом, что в его рамках древнеегипетские теогонические и космогонические мифологические концепции представлены в их систематическом единстве с позиций современной историко-философской науки. Появление исследования, посвящённого комплексному историко-философскому анализу основных теокосмогонических источников древнеегипетской пред-философии, представляется нам важным шагом на пути окончательного включения древнеегипетской мысли в начальный, «доисторический» этап мирового историко-философского процесса в качестве неотъемлемой его части. Ни в коей мере не умаляя роли и значения многочисленных исторических (историографических, историко-религиоведческих, историко-филологических, историко-культурологических) исследований этих по большей своей части ставших уже «классическими» для исследователя текстов, осуществлённых в различные годы отечественными и зарубежными египтологами, мы вместе с тем должны особо отметить, что включение их в проблемное поле историко-философской науки представляется нам уже давно назревшей необходимостью.
Степень разработанности проблемы. Сам исторический факт того, что философия в качестве самостоятельной формы мировоззрения возникает отнюдь не «на пустом месте», а также то, что в основании этого важнейшего события лежит длительная и содержательно насыщенная предыстория, неизменно привлекал к себе в последние десятилетия внимание многих зарубеж-
ных и отечественных исследователей, в частности, таких, как Ф. Корнфорд1, Ж.-П. Вернан2, Ч.Кан3, М. Уэст4, В. Буркерт5, Ч. Пенглейс6, Г. Франкфорт7, Дж. Аллен8, А.Ф. Лосев9, В.В. Соколов10, А.Н. Чанышев11, Е.Н. Максимов12, А.Е. Лукьянов13, А.В. Сёмушкин14, В.В. Емельянов15 и ряд других специалистов. При этом весьма показательным является то, что в подавляющем большинстве случаев исследования подобного рода сфокусированы в первую очередь лишь на роли предфилософии в процессе становления философского мировоззрения (причём из трёх указанных выше «философских» культур
1 Cornford F.M. From Religion to Philosophy. A study in the origin of western speculation. New York, 1957.
2 Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
3 Kahn C. Anaximander and the origin of Greek cosmology. New York, 1960.
4 West M.L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford, 1971; West M.L. The East Face of Helicon: West Asiatic Elements in Greek Poetry and Myth. Oxford, 1997; West M.L. Indo-European Poetry and Myth. Oxford, 2007.
5 Burkert W. Oriental and Greek Mythology: The Meeting of Parallels.//Interpretations of Greek Mythology. Ed. By J. Bremmer. London, 1990; Burkert W. Die Griechen und der Orient. Von Homer bis zu den Magiern. München, 2003; Burkert W. Babylon, Memphis, Persepolis: Eastern Contexts of Greek Culture. Cambridge-London, 2004.
6 Penglase C. Greek Myths and Mesopotamia. Parallels and Influence in the Homeric Hymns and Hesiod. London-New York, 1997.
7 Frankfort H. and H.A., Wilson J.A., Jacobsen T. Before Philosophy. The intellectual adventure of ancient man. Baltimore-Maryland, 1967. Русский перевод этой книги: Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.
8 Allen J.P. Genesis in Egypt. The Philosophy of Ancient Egyptian Creation Accounts. New Haven, 1988.
9 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1990; Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957; Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963.
10 Соколов В.В. Философия как история философии. 2-е изд. М., 2012. С. 18-40.
11 Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., 1970; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981; Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.
12Максимов Е.Н. Древнеегипетская гелиопольская космогоническая система (опыт моделирования). // Тутанхамон и его время. М., 1976. С. 119-128.
13 Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., 1992.
14 Сёмушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии. М., 1996; Сёмушкин А.В. Миф как материнское лоно философии.// Избранные сочинения. Т.1. М., 2009. С. 463-624.
15 Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники). СПб., 2009.
древности, как правило, имеется в виду становление древнегреческой философии), тогда как историко-философскому анализу и рассмотрению основных теоретических и общекультурных характеристик собственно предфило-софии как архаической формы мировосприятия древнего человека оказывается посвящено гораздо меньшее число исследований; в частности, в приведённой нами выше историографической «выборке» это в полной мере относится, пожалуй, лишь к работам Г. Франкфорта, В.В. Емельянова, Дж. Алле-на, А.Н. Чанышева и А.Е. Лукьянова. Первая из них является одной из самых ранних в мировой историографии попыток охватить в рамках единого комплексного историко-культурологического исследования специфические черты предфилософской традиции Древнего Ближнего Востока (в первую очередь, Египта и Месопотамии), и по сей день, несмотря на прошедшие с момента её первой публикации годы, остаётся одной из лучших работ подобного рода, а вторая являет собой осуществлённую преимущественно в религиоведческом ключе продуктивную аналитику первоисточников шумерской предфилософской традиции, которая, в конечном счёте, трансформируется в попытку автора посредством введения основополагающей для методологии его исследования категории «мироощущения» сформулировать базовые принципы, на которых основываются категории предфилософского мировосприятия в целом16. Третья из перечисленных работ является одной из лучших и по сей день в мировой историографии попыток систематического, хотя и краткого обзора наиболее существенных древнеегипетских источников космогонического содержания, а потому играет чрезвычайно важную роль в свете нашего исследования. Вместе с тем, нужно особо подчеркнуть, что Дж. Аллен, во-первых, даже не пытается представить систему древнеегипетских теокосмогоний в её историческом развитии и эволюции, сознательно (и, на наш взгляд, не совсем обоснованно) предпочитая этому семантический и
16 Также об этом см. в: Емельянов В.В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса.//Вопросы философии. №9. 2009. С. 153-163.
структурный анализ её основных источников, а, во-вторых, осуществляет этот анализ, прежде всего, в культурологическом и отчасти в религиоведческом ключе, фактически никак не связывая мировоззренческую компоненту этих текстов ни с проблемой генезиса философии, ни с вопросом о трансформации мифа в иные формы мировосприятия (в том числе, и в философский дискурс), совершенно игнорируя, таким образом, важнейший историко-философский вопрос, в значительной мере определяющий специфику нашего исследования, а именно роль и место древнеегипетской мысли в целом и её теокосмогонических концепций в частности в рамках мирового историко-философского процесса.
Продолжая тему специфических религиоведческих исследований, по-свящённых собственно древнеегипетским космогониям, необходимо также упомянуть здесь и несколько более раннюю, нежели работа Дж. Аллена, обзорную публикацию известных французских исследователей древнеегипет-
17
ской религии середины XX века С. Сонерона и Ж. Иойотта . Наконец, серия работ известного отечественного историка философии А.Н. Чанышева посвящена как общетеоретическим основаниям генезиса философии, так и историко-философскому анализу становления предфилософии в отдельных цивилизациях Древнего мира, прежде всего, в архаической Греции. Между тем, непосредственно вытекающий из базовой проблематики подобного рода историко-философских исследований вопрос определения и детального рассмотрения характеристик предфилософии как формы духовной культуры, исторически непосредственно предшествовавшей возникновению философского дискурса и одновременно являющейся важнейшим основанием и главной структурной предпосылкой этого возникновения, на наш взгляд, всё же рас-
17 Sauneron S., Joyotte J. La naissance du monde selon l'Égypte ancienne. Paris, 1959 (Sources Orientales I, La naissance du monde. P. 17-91).
смотрен в современной историко-философской науке пока ещё недостаточно подробно. Не может не вызывать сожаления и тот факт, что не только в собственно научной историко-философской, но и в учебной литературе пока ещё далеко не всегда уделяется должное внимание этому начальному этапу духовной эволюции древнего человека: в значительном числе учебников и учебных пособий по истории философии обзор исторического развития мировой философской мысли весьма часто начинается с возникновения философии милетской школы в Древней Греции VII в. до н.э., конфуцианства и раннего даосизма в Древнем Китае У1-У вв. до н.э. и формирования классической инфраструктуры философских школ Древней Индии Ш-П вв. до н.э., лишь иногда включая при этом упоминания об отдельных памятниках пред-философской традиции этих философских культур, как, например, «Ригведа» в Древней Индии либо мифопоэтическое творчество Гомера и Гесиода в архаической Греции; в числе пока что немногочисленных исключений опять-
таки необходимо отметить уже упоминавшийся выше фундаментальный труд
18
В.В. Соколова . При этом очевидно также и то, что сам процесс перехода от предфилософии к философии, от мифа к Логосу (если придерживаться сформировавшейся в рамках мифогенной концепции генезиса философии ставшей уже классической формулы И. Дерфера и В. Нестле) в силу своего эволюционного характера структурно неоднороден, включая в себя множество промежуточных звеньев в виде различных «переходных форм» предфилософ-ской духовности, образующих в итоге эту трансформацию; их выявление, а также определение их роли и места в этом сложном процессе также представляет собой важную и чрезвычайно многогранную задачу для историко-философского исследования - особенно если попытаться соотнести её с предложенной В.С. Стёпиным моделью генезиса философии как рефлексии над универсалиями культуры, которые изначально могут возникать и суще-
18 Соколов В.В. Философия как история философии. 2-е изд. М., 2012.
ствовать вне полноценного философского мировоззрения. На наш взгляд, подобного рода задача одинаково актуальна как применительно к традиционным «философским» культурам древности, где эта трансформация состоялась (Греция, Индия, Китай), так и к «дофилософским», ибо целый ряд элементов их предфилософских традиций явился важным теоретическим источником генезиса философского дискурса в рамках «философских» культур и, прежде всего, раннегреческой философской мысли.
Существование предфилософии как особой формы архаического мировосприятия древнего человека, хронологически предшествующей возникновению философии, охватывает чрезвычайно большой промежуток времени, заключённый в рамках возникновения первых письменных культур на Древнем Ближнем Востоке на рубеже ГУ-Ш тыс. до н.э. с одной стороны и началом «осевого времени» (используя терминологию К.Ясперса) в Восточном Средиземноморье, Индии и Китае в УШ-У1 вв. до н.э. - с другой. Помимо такой ярко выраженной хронологической «растянутости», другой важнейшей характеристикой предфилософской традиции является её дискурсив-ность, выражаемая, прежде всего, в исторической эволюции предфилософии, а также в материальных и духовных факторах, эту эволюцию определявших. Здесь историк философии неизбежно становится перед выбором: возможно ли говорить о единой содержательной специфике некоего общего предфило-софского дискурса, свойственной всем без исключения предфилософским традициям древности, либо необходимо говорить об индивидуальном характере предфилософской мысли каждой отдельно взятой древней цивилизации в её неповторимом своеобразии? На наш взгляд, при ответе на данный вопрос необходимо придерживаться своеобразной «золотой середины», то есть того, что, по точному определению Аристотеля, «равно удалено от обоих краёв»19. Несомненно, что наиболее важными общими характеристиками
19 Аристотель.Никомахова этика. 1106а, 30.//Сочинения в 4-х т. Т.4. М., 1984. С.85.
всякой предфилософской традиции являются её единые структурные основания, базовые элементы, наличие которых мы можем обнаружить в любой предфилософской традиции древности. К их числу необходимо, прежде всего, отнести мифологию, житейскую мудрость (выраженную в дидактической традиции) и зачатки научных знаний. Эти три элемента неизменно присутствуют в предфилософии не только в качестве «структурообразующих», но и, что ещё более важно - в качестве её смыслообразующих частей, каждая из которых соответствует определённому пласту духовной культуры древнего человека. Но именно в этой единой для любой предфилософской традиции общности составных элементов и кроется существенная причина, определяющая смысловые и содержательные различия между предфилософской мыслью различных цивилизаций восточно-средиземноморского региона. Это связано, прежде всего, с тем, что в силу специфики природных, исторических и социально-политических факторов, определявших сложный процесс возникновения и развития той или иной древней цивилизации, указанные выше три основных элемента по-разному реализовывались и комбинировались в рамках каждой отдельно взятой предфилософской традиции, образуя, в конечном счёте, её неповторимую специфику.
Объект и предмет исследования. Объект настоящего исследования -проблема генезиса философии. Предмет исследования - теокосмогонические концепции древнеегипетской предфилософской мысли в их исторической эволюции и их место в рамках мирового историко-философского процесса.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - представить в систематическом виде основные содержательные особенности и этапы исторической эволюции древнеегипетского теокосмогонического мифа в контексте анализа базовых векторов развития предфилософской мысли в восточно-средиземноморском регионе и феномена генезиса философии в архаической Греции, а также существенно уточнить и дополнить ряд положений мифо-
генной концепции генезиса философии. Хотелось бы отметить, что данное исследование ни в коей мере не ставит цели создать абсолютно полный и исчерпывающий обзор всех древнеегипетских источников, прямо или косвенно связанных с космогонической проблематикой, осуществив, таким образом, широкомасштабную и комплексную реконструкцию древнеегипетских теокосмогонических концепций: сам факт их ярко выраженной фрагментарности априори делает подобную задачу неосуществимой; именно поэтому нас в первую очередь будет интересовать не история создания конкретных текстов, но история идей, иначе говоря - история становления и развития дискурса, в рамках которой, прежде всего, будут выделяться лишь наиболее важные в свете этой эволюции теокосмогонические источники.
Для достижения данной цели исследования необходимо решение следующих задач:
- выявить и обосновать системообразующую роль гелиопольской солярной теокосмогонии в общей системе древнеегипетских теокосмогониче-ских мифов;
- определить основные этапы исторической эволюции гелиопольского теокосмогонического мифа, а также влияние этой эволюции на формирование других египетских теокосмогонических моделей, также формировавшихся в рамках традиционного мифотворчества;
- установить содержательную взаимосвязь между основными теокос-могоническими концепциями древнеегипетской предфилософской мысли;
- осуществить анализ основных особенностей традиционного египетского теокосмогонического мифа с позиций его последующей трансформации в отличные от него внешне и содержательно формы предфилософской мысли, выступающие в качестве первых промежуточных звеньев в процессе трансформации традиционного мифа в философский дискурс;
- определить исторические и формально-дискурсивные рамки появления этих переходных форм, а также проанализировать их отличия от традиционного теокосмогонического мифа;
- рассмотреть мировоззренческие характеристики этих переходных форм как с точки зрения особенностей развития древнеегипетской предфило-софской мысли, так и с позиций анализа мировоззренческих и культурных факторов, определивших возможность генезиса философии в восточно-средиземноморском культурном пространстве;
- показать зависимость характера формирования предфилософских категорий от категорий культуры в их взаимосвязи с основными характеристиками мифогенной концепции генезиса философии (в первую очередь, на примере эволюции представлений о категории «Маат» в древнеегипетской духовной культуре).
Основные теоретико-методологические принципы исследования. В
диссертации использован метод сравнительно-исторического анализа, который выступает в нём в качестве основополагающего, и без которого было бы решительно невозможно реализовать заявленную цель всего исследования. Систематизация теокосмогонических концепций в рамках общего дискурса древнеегипетской предфилософской мысли, а также рассмотрение хода их исторической эволюции и взаимовлияния могут быть осуществлены исключительно в рамках данного метода. Кроме того, в качестве вспомогательных - прежде всего, в ходе анализа взаимосвязи предфилософских категорий древнеегипетской мысли с категориями культуры, а также при выстраивании общей модели структуры древнеегипетского предфилософского дискурса в его взаимоотношении с культурно-историческими факторами, обусловившими генезис философии в восточно-средиземноморском регионе, нами также используются метод структурно-функционального анализа и герменевтиче-
ский метод. Роль последнего чрезвычайно важна в тех случаях обращения к первоисточникам, когда они представлены в разрозненном, фрагментарном виде, а также в силу фактически полного отсутствия феномена авторства в египетских источниках теокосмогонического содержания. Наконец, метод дискурсивного анализа М. Фуко, применительно к египетским источникам чрезвычайно эффективно впервые использованный Я. Ассманом в конце минувшего века20, также выступает в качестве одного из вспомогательных методов нашего исследования.
Научная новизна. Научная новизна настоящей работы в первую очередь определяется фактом, что в её рамках древнеегипетские теокосмогони-ческие концепции становятся предметом не историко-культурологического или религиоведческого, но специализированного историко-философского исследования. Несмотря на не стихающие в современной науке споры о самом статусе мифа в рамках древнеегипетской духовной культуры, учитывая крайнюю степень фрагментарности источников вплоть до середины II тыс. до н.э., мы считаем возможным утверждать не только наличие его уже в хронологически самых ранних формах предфилософской мысли, но и факт их исторической трансформации, в значительной степени определяемой спецификой базовых категорий духовной культуры. Ключевым моментом здесь выступает та роль, которую эти формы предфилософской духовности играют в рамках сложного и длительного процесса эволюции мировосприятия древнего человека от традиционного, первобытного мифа к становящемуся философскому дискурсу, и как следствие - возможность и необходимость видеть в их историческом становлении как воплощения традиционного мифологического мировосприятия, так и - что важнее всего - первые «переходные формы» на пути трансформации предфилософского дискурса в философское мировоззрение. Применительно к материалу древнеегипетской мысли важней-
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Онтологические аспекты иранских влияний на раннюю греческую философию2003 год, кандидат философских наук Вольф, Марина Николаевна
Учение Платона о бессмертии души в контексте древневосточной мифо-религиозной традиции2011 год, кандидат философских наук Поздняков, Сергей Николаевич
Справедливость и законы в мифопоэтической мысли и философских воззрениях народов Древнего мира: Египет, Вавилония, Греция2014 год, кандидат наук Чалаби Башир Фахедович
Древний Египет в IV - II тыс. до н. э.: Социально-экологические факторы эволюции общества и государства2001 год, доктор исторических наук Прусаков, Дмитрий Борисович
Теологические аспекты философии истории М. Хайдеггера2007 год, доктор философских наук Бросова, Наталья Зиновьевна
Список литературы диссертационного исследования доктор наук Жданов Владимир Владимирович, 2017 год
БИБЛИОГРАФИЯ 1. На русском языке.
1. Александрова Е.В. Мифологический сценарий: миф в раннем религиозном тексте./ Е.В. Александрова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - №6 (20), Ч.2. - С. 16-17.
2. Александрова Е.В. Тексты пирамиды Униса: опыт интерпретации памятника ранней письменной традиции. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии./Е.В. Александрова - М., 2013. - 30 с.
3. Аристотель. Сочинения в 4-х т. - Т.4. - М.: «Мысль», 1984. - 830 с.
4. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации./ Я. Ассман - М.: «Присцельс», 1999. - 368 с.
5. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности./ Я. Ассман - М.: «Языки славянской культуры», 2004. - 368 с.
6. Большаков А.О. Человек и его Двойник: изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства./ А.О. Большаков - СПб.: «Алетейя», 2001. - 285 с.
7. Бугай Д.В. Правовое мышление в архаической Греции: Dike у Гомера и Гесиода./ Д.В. Бугай. // Вопросы философии. - 2010. -№9. - С. 106-116.
8. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли./ Ж.-П. Вернан - М.: «Прогресс», 1988. - 224 с.
9. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии./А.Е. Демидчик -Спб.: «Алетейя», 2005. - 272 с.
10.Емельянов В.В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса)./ В.В. Емельянов. // Вопросы философии - 2011. - №8. - С. 46-57.
11.Емельянов В.В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса./ В.В. Емельянов. // Вопросы философии. - 2009. - №9. - С. 153-163.
12.Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии./В.В. Емельянов -СПб.: Издательский дом «Азбука-классика» - «Петербургское востоковедение», 2003. - 320 с.
13. Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники)./ В.В. Емельянов - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2009. - 432 с.
14.Жданов В.В. Древнеегипетские теокосмогонии как формы предфилософского дискурса. / В.В. Жданов - М.: Издательство РУДН, 2012. - 171 с.
15.Жданов В.В. Древнеегипетские и раннегречекие теокосмогонии: историко-философские аспекты сравнительного анализа./В.В. Жданов. // Пространство и время. Междисциплинарный научно-аналитический и образовательный журнал. - 2012. - №4. - С. 78-82.
16.Жданов В.В. Категории «бытие» и «воссуществование» в древнеегипетских теокосмогонических концепциях: историко-философский аспект./В.В. Жданов. // Вестник Московского университета. Серия 7 (философия). - 2015. -№1. - С. 15-20.
17.Жданов В.В. Лейденский гимн Амуну-Ра (Pap. Leiden I 350) как памятник древнеегипетской теокосмогонии эпохи Рамессидов./В.В. Жданов.// Вестник Московского университета. Серия 7 (философия). - 2011. - №3 (май-июнь). - С. 105-113.
18.Жданов В.В. Миропорядок и мораль в «дофилософских» культурах Древнего Ближнего Востока: древнеегипетская теокосмогония./В.В.
Жданов. // «Наука. Философия. Общество.» Материалы V Российского философского конгресса. - Т. II. - Новосибирск, 2009. С. 96-97.
19. Жданов В.В. Миропорядок и справедливость в контексте предфилософских категорий древнеегипетской мысли Первого переходного периода и Среднего царства./В.В. Жданов. // Вестник РУДН. Серия «Философия». - 2014. - №1. - С. 126-131.
20.Жданов В.В. О лексическом аппарате предфилософской древнеегипетской традиции: пространство и время в системе категорий древнеегипетского теокосмогонического мифа. [Электронный ресурс] / В.В. Жданов.//Электронное научное издание «Альманах Пространство и Время». - 2015. - Т. 10 - Выпуск 1 «Пространство и время текста». Режим доступа: URL: http://j-spacetime.com/actual%20content/t10v1/2227-9490e-aprovr e-ast10-1.2015.81.php
21. Жданов В.В. «Памятник мемфисской теологии» как источник древнеегипетской теокосмогонии./В.В. Жданов. // Вестник РУДН. Серия «Философия». - 2011. - № 2. - С. 16-24.
22. Жданов В.В. «Папирус Бремнер-Ринд» - памятник древнеегипетской теокосмогонии./В.В. Жданов. // Вестник РУДН. Серия «Философия». - 2007. - №2. - С. 75-79.
23. Жданов В.В. Представления о справедливости в контексте предфилософских категорий древнеегипетской культуры./В.В. Жданов. // Пространство и время. Междисциплинарный научно-аналитический и образовательный журнал. - 2013. - №4. - С. 105110.
24.Жданов В.В. Предфилософия Древнего Египта: ранние формы мировоззрения в цивилизациях Древнего Ближнего Востока и их
роль в процессе генезиса философии./В.В. Жданов. // Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации». - Т. 2. - М., 2005. - С. 162163.
25. Жданов В.В. Предфилософская мысль Древнего Египта и греческая предфилософия: опыт сравнительного анализа в современной зарубежной египтологии и антиковедении./В.В. Жданов. // Вестник РУДН. Серия «Философия». - 2012. - №3. - С. 92-98.
26.Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли./В.В. Жданов. // Вопросы философии. - 2003. - №2. - С. 152-160.
27. Жданов В.В. Проблема египетских заимствований в раннегреческой философии и мифологии./В.В. Жданов. // VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». Материалы. - Т.1. - Нижний Новгород, Издательство Нижегородского госуниверситета, 2012. - C. 97.
28. Жданов В.В. Становление предфилософской терминологии в древнеегипетской мысли./В.В. Жданов. // Вестник РУДН. Серия «Философия». - 2010. - №2. - С. 88-92.
29. Жданов В.В. Теокосмогоническая модель Лейденского гимна Амону (pap. Leiden I 350): от языка классического мифа к «спекулятивной теологии»./В.В. Жданов.//Ае§урйаса Rossica (Выпуск 4). Сборник статей. Под ред. М.А. Чегодаева, Н.В. Лаврентьевой. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. - С. 139-149
30. Жданов В.В. Теокосмогоническая проблематика в древнеегипетской мысли амарнского периода: историко-философский аспект./В.В. Жданов. // Вестник РУДН. Серия «Философия». - 2013. - №1. - С. 30-37.
31. Жданов В.В. Эволюция категории «Маат» в древнеегипетской мысли./В.В. Жданов - М.: «Современные тетради», 2006. - 136 с.
32.Жданов В.В. Этика «личного благочестия» в древнеегипетской мысли ХШ-Х вв. до н.э./В.В.Жданов. // Вестник РУДН. Серия «Философия». - 2014. - №2. - С. 183-187.
33. Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию./М.А. Коростовцев - М.: Издательство восточной литературы, 1963. - 279 с.
34. Коростовцев М.А. Египетский язык./М.А. Коростовцев - М.: Издательство восточной литературы, 1961. - 103 с.
35. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта./М.А. Коростовцев -М.: Издательство восточной литературы, 1962. - 175 с.
36. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта./М.А. Коростовцев -СПб.: «Журнал Нева» - «Летний сад», 2000. - 462 с.
37.Культура древнего Египта. Сборник. - М.: «Наука», 1976. - 442 с.
38.Липинская Я., Марциняк М. Мифология древнего Египта./Я. Липинская, М.Марциняк - М.: «Искусство», 1983. - 223 с.
39. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии./А.Ф. Лосев - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1957. - 620 с.
40. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика)./А.Ф. Лосев - М.: «Аст», 2000. - 624 с.
41. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Издание 2-е, исправленное и дополненное./А.Е. Лукьянов - М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 208 с.
42. Максимов Е.Н. Древнеегипетская гелиопольская космогоническая система (опыт моделирования)./Е.Н. Максимов. // Тутанхамон и его время. - М.: «Наука», 1976. - С. 119-128.
43. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. /М.Э. Матье - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1956. - 173 с.
44. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта./М.Э. Матье - М.: «Восточная литература», 1996. - 325 с.
45. Матье М. Э. Проблема изучения «Книги мёртвых»./М.Э. Матье -М.: Издательство восточной литературы, 1960. - 10 с.
46.Павлова О.И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V-XVII династии). /О.И. Павлова - М.: «Наука», 1984. - 176 с.
47. Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта./ Ю.Я. Перепёлкин -СПб.: «Журнал Нева» - «Летний сад», 2001. - 607 с.
48. Перепёлкин Ю.Я. Переворот Амен-Хотпа IV. Ч.1. /Ю.Я. Перепёлкин - М.: «Наука», 1967. - 592 с.
49. Перепёлкин Ю.Я. Переворот Амен-Хотпа IV. Ч. II./Ю.Я. Перепёлкин - М.: «Наука», 1984. - 288 с.
50. Сёмушкин А.В. Избранные сочинения: В 2-х тт. Т. 1. /А.В. Сёмушкин - М.: Издательство РУДН, 2009. - 638 с.
51. Сёмушкин А.В. Избранные сочинения: В 2-х тт. Т. 2. /А.В. Сёмушкин - М.: Издательство РУДН, 2009. - 629 с.
52. Сёмушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии./А.В. Сёмушкин - М.: «Интерпракс», 1996. - 192 с.
53. Соколов В.В. Философия как история философии. 2-е изд./В.В. Соколов - М.: «Академический проект», 2012. - 845 с.
54. Степин В.С. Мировоззренческие универсалии как основание культуры./В.С. Стёпин. //Универсалии восточных культур. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 431 с.
55. Стёпин В.С. Цивилизация и культура./В.С. Стёпин - СПб.: СПбГУП, 2011. - 408 с.
56. Тарасенко Н.А. Древнеегипетская мифология в изобразительной традиции Книги мёртвых (виньетки глав 16, 17 и 42 в Новом царстве и Третьем переходном периоде)./Н.А. Тарасенко - Киев: Институт
востоковедения им. А. Крымского НАН Украины, Киевский славистический институт, Интерпресс ЛТД, 2009. - 336 С.
57. Тексты пирамид. Под общей ред. А.С. Четверухина. /А.С. Четверухин (ред.) - СПб.: «Журнал Нева» - «Летний сад», 2000. -464 с.
58. Тураев Б.А. Египетская литература. Т.1. /Б.А. Тураев - СПб.: «Журнал Нева» - «Летний сад», 2000. - 336 с.
59. Фрагменты ранних греческих философов. Издание подготовил. А.В. Лебедев. Часть 1. /А.В. Лебедев - М.: «Наука», 1989. - 576 с.
60. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Д., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека./Г. Франкфорт, Г.А. Франкфорт, Д. Уилсон, Т. Якобсен - М.: «Наука», 1984. - 236 с.
61. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии./А.Н. Чанышев - М.: «Высшая школа», 1981. - 374 с.
62. Чанышев А.Н. Начало философии. /А.Н. Чанышев - М.: Издательство МГУ, 1982. - 184 с.
63. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. /А.Н. Чанышев - М.: Издательство МГУ, 1970. - 240 с.
64. Элиаде М. Аспекты мифа./М. Элиаде - М.: «Академический проект», 2010. - 251 с.
65. Элиаде М. Ностальгия по истокам./М. Элиаде - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. - 216 с.
66. Элиаде М. Священное и мирское. /М. Элиаде - М.: Издательство МГУ, 1994. - 144 с.
67. Ямвлих. О египетских мистериях. Вступительная статья и перевод Л.Ю. Лукомского./Л.Ю. Лукомский (пер.) - М.: ХГС, 1995. - 288 с.
68. Ясперс К. Смысл и назначение истории./К. Ясперс - М.: «Политиздат», 1991. - 527 с.
2. На иностранных языках.
1. Allen J.P. Genesis in Egypt. The Philosophy of Ancient Egyptian Creation Accounts./J.P. Allen - New Haven: Yale University, 1988. - 124 p.
2. Allen J.P. Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. Second edition, revised./J.P. Allen - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 520 p.
3. Anthes R. Die Maat des Echnaton von Amarna./R. Anthes - Baltimore: Supplement to the "Journal of the American oriental society". - 1952. - № 14, April-June. - 36 p.
4. Assmann J. Ägypten. Eine Sinngechichte./J. Assmann - München: Hanser, 1996. - 324 S.
5. Assmann J. Ägypten - Theologie und Frömmigkeit einer frühen Hochkultur. 2 Aufl./J. Assmann - Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 1991. - 287 S.
6. Assmann J. Akhnyati's Theology of Light and Time./J. Assmann. //Proceedings of the Israel Academy of Sciences and Humanities. - 1992. -VII 4. - P. 143-176.
7. Assmann J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen./J. Assmann - München: Verlag C.H. Beck, 1992. - 376 S.
8. Assmann J. Denkformen des Endes in der altägyptischen Welt./J. Assmann. // K. Stierle, R. Warning (Hrsg.). Das Ende. Figuren einer Denkform, Poetik und Hermeneutik XVII. München: Wilhelm Fink, 1996. - S. 1-31.
9. Assmann J. Kulturelle und literarische Texte./J. Assmann. // A. Loprieno (Ed.). Ancient Egyptian Literature. History and Forms. Leiden: Brill, 1996. - P. 59-82.
10.Assmann J. Ma'at. Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Ägypten./J. Assmann - München: Verlag C.H. Beck, 1990. - 310 S.
11. Assmann J. Moses der Ägypter. Entzifferung einer Gedächtnisspur./J. Assmann - München-Wien: Hanser, 1998. - 304 S.
12.Assmann J. Politische Theologie zwichen Ägypten und Israel./J. Assmann -München: Siemens Stiftung, 1995. - 121 S.
13. Assmann J. Re und Amun. Zur krise des polyteistischen Weltbilds im Ägypten der 18-20 Dynastie./J. Assmann - Freiburg: Universitasverlag; Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht; 1983. - 309 S.
14. Assmann J. Stein und Zeit. Das „monumentale" Gedächtnis der altägyptischen Kultur./J. Assmann.// J. Assmann, T. Hölscher (Hrsg.). Kultur und Gedächtnis. - Frankfurt: Fischer, 1988. - S. 87-114.
15.Assmann J. Stein und Zeit. Mensch und Gesellschaft im alten Ägypten./J. Assmann - München: Wilhelm Fink, 1991. - 334 S.
16. Assmann J. Steinzeit und Sternzeit. Altägyptische Zeitkonzepte./J. Assmann - München: Wilhelm Fink, 2011. - 356 S.
17. Assmann J. Theologie und Weisheit im Alten Ägypten./J. Assmann -München: Wilhelm Fink, 2004. - 188 S.
18. Assmann J. Tod und Jenseits im Alten Ägypten./J. Assmann - München: C.H. Beck, 2 Aufl., 2010. - 624 S.
19. Assmann J. Weisheit und Mysterium. Das Bild der Griechen von Ägypten./J. Assmann - München: C.H. Beck, 1999. - 92 S.
20. Assmann J. Zeit und Ewigkeit im alten Ägypten. Ein Beitrag zur Geschichte der Ewigkeit./J. Assmann - Heidelberg: Winter, 1975. - 71 S. (Abh. der Heidelberger Akad. der Wiss. Philos.- Hist. Klasse, Jg. 1975. Abh. 1).
21.Barta W. Bemerkungen zur Semantik des Substantivs hprw. /W. Barta.// Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde (ZÄS). - 1982. - Bd. 109. - Hf.2. - S. 84-89.
22. Baurain C. Les Grecs et la Mediterranee orientale. Des „siecles obscurs" a la fin de l'epoque archaique./C. Baurain - Paris: Presses universitaires de France, 1997. - 632 P.
23.Beckerath J. von. Chronologie des pharaonischen Ägypten. Die Zeitbestimmung der ägyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. (Münchner Ägyptologische Studien, Band 46)./J. von Beckerath - Mainz am Rhein: Verlag Phillip von Zabern in Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1997. - XIX + 244 S.
24. Betegh G. The Derveni Papyrus. Cosmology, Theology and Interpreta-tion./G. Betegh - Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - 442 P.
25. Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. I. The Fabrication of Ancient Greece 1785-1985./ M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1987. - 576 P.
26. Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. II. The Archaelogical and Documentary Evidence./M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1991. - 736 P.
27. Bernal M. Black Athena Writes Back./M. Bernal - London: Duke University Press, 2001. - 550 P.
28. Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. III. The Linguistic Evidence. /M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 2006. - 808 P.
29. Bickel S. La cosmogonie egyptienne avant le Nouvel Empire (Orbis Bibli-cus et Orientalis 134). /S. Bickel - Fribourg-Göttingen: Editions Universitaires - Vandenhoesk & Ruprecht, 1994. - 346 P.
30. Bickel S. Temps luminaire, temps meilleurs? Qualifications de l'origine et de la fin du temps en Egypte ancienne./S. Bickel. // Pirenne-Delforge V., Tunca Ö (Ed.). Representations du temps dans les religions. Liege: Presses Universitaires de Liege, 2003. - P. 43-53.
31. Bidez J. Eos ou Platon et l'Orient. /J. Bidez - Bruxelles: M. Hayez, imprimeur de l'Académie royal de Belgique, 1945. - 52 P.
32. Blackman A.M. Oracles in Ancient Egypt./A.M. Blackman.// Journal of Egyptian Archaeology. - 1926. - №12. - P. 176-185.
33. Bonnet C., Motte A (Ed.). Les syncretismes religieux dans le monde mediterraneen antique./Ed. C. Bonnet, A. Motte - Bruxelles-Rome: Institute historique belge de Rome, 1999. - 402 P.
34.Borgeaud P. Orphisme et Orphée, en l'honneur de Jean Rudhardt./P. Borge-aud - Geneve: Librarie Droz, 1991. - 294 P.
35. Boylan P. Thoth, the Hermes of Egypt, A study of some aspects of theological thought in ancient Egypt./P. Boylan - Oxford: Oxford University Press, 1922. - VII + 215 P.
36. Breasted J.H. Development of religion and thought in ancient Egypt./J.H. Breasted - New York: Harper torchbooks, 1959. - XXIV + 379 P.
37. Breasted J.H. The dawn of conscience. /J.H. Breasted - New York-London: Scribner, 1935. - 431 P.
38.Bremmer J.N. The Early Greek Concept of the Soul./J.N. Bremmer -Princeton: Princeton University Press , 1983. - 166 P.
39. Brunner H. Altägyptische Erziehung. /H. Brunner - Wiesbaden: Harrassowitz, 1957. - 410 S.
40. Brunner H. Altägyptische Weisheit./H. Brunner - München: Artemis, 1988. - 527 S.
41. Brunner H. Das Hörende Herz. Kleine Schriften zur Religions- und Geistegeschichte Ägyptens (Orbis Biblicus et Orientalis 80). /H. Brunner - Freiburg: Universitasverlag; Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1988. -433 S.
42. Brunner H. Der freie Wille Gottes in der ägyptischen Weisheit./H. Brunner. // Les sagesses du Proche Orient ancien (Travaux du centre d'etudes superieures specialise d'histoire des religions de Strasbourg 1963). - Strasbourg, 1963 - P. 103-117.
43. Brunner H. Die Geburt des Gottkönigs. Studien zur Überlieferung eines altägyptischen Mythos (Ägyptologische Abhandlungen, Bd. 10). /H. Brunner -Wiesbaden: Harrassowitz, 2. ergänzte Auflage, 1986. - 96 S.
44. Brunner H. Grundzüge der altägyptischen Religion./H. Brunner - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1983. - 284 S.
45. Burkert W. Antike Mysterien. Funktionen und Gehalt. Aufl. 5./W. Burkert -München: C.H. Beck, 2013. - 153 S.
46. Burkert W. Babylon, Memphis, Persepolis: Eastern Contexts of Greek Culture. /W. Burkert - Cambridge-London: Harvard University Press, 2004. -178 P.
47. Burkert W. Die Griechen und der Orient. Von Homer bis zu den Magiern. 3. Aufl./W. Burkert - München: C.H. Beck, 2009. - 176 S.
48. Burkert W. Die orientalisierende Epoche in der griechischen Religion und Literatur. (Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-historische Klasse 1984, 1). /W. Burkert - Heidelberg: Carl Winter, 1984. - 135 S.
49. Burkert W. Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche./ W. Burkert - Stuttgart: W. Kohlhammer, 1977. - 512 S.
50. Burkert W. Lore and science in Ancient Pythagoreanism./W. Burkert -Cambridge: Harvard University Press, 1972. - 432 P.
51. Burkert W. Structure and History in Greek Mythology and Ritual./W. Burkert - Los Angeles: Berkeley; London: University of California Press, 1979. - XIX + 226 P.
52. Burkert W. The orientalizing revolution: Near Eastern influence on Greek culture in the early archaic age./W. Burkert - Cambridge: Harvard University Press, 1995. - IX + 225 P.
53. Burkert W. Oriental and Greek Mythology: The Meeting of Parallels./W. Burkert.// Interpretations of Greek Mythology. Edited by J. Bremmer. London, 1990. - P. 10-40.
54. Burkert W. Orientalische und griechische Weltmodelle von Assur bis Anaximandros./W. Burkert .// Wiener Studien. - 1994. - 107. - S. 179-106.
55. Burkert W. Weisheit und Wissenschaft: Studien zu Pythagoras, Philolaos und Platon./W. Burkert - Nürnberg: Hans Carl, 1962. - XVI + 496 P.
56. Casadio G. Osiride in Grecia e Dioniso in Egitto./G. Casadio. // Gallo I (Ed.). Plutarco e la religione. Napoli: D'Auria, 1996. - P. 201-228.
57. Cerny J. Late Ramesside Letters (Bibliotheca Aegyptiaca IX)./J. Cerny -Bruxelles: Edition de la fondation egyptologique reine Elisabeth, 1939. -196 P.
58. Cornford F.M. A Ritual Basis for Hesiod's Theogony./F.M. Cornford. // The Unwritten Philosophy and Other Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 1950. - P. 95-116.
59. Cornford F.M. From Religion to Philosophy. A study in the origin of western speculation. /F.M. Cornford - New York: Harper Torchbooks, 1957. -304 P.
60. Cruz-Uribe E. The Khonsu Cosmogony./E. Cruz-Uribe. // Journal of the American Research Center in Egypt. - 1994. - Vol. 31. - P. 169-189.
61. Das Totenbuch der Ägypter. Eingeleitet, übersetzt und erläutert von E. Hor-nung. /E. Hornung - Düsseldorf: Patmos, 2004. - 544 S.
62. De Jong A. Coffin Texts Spell 38: The Case of the Father and the Son./A. de Jong. // Studien zur Altägyptischen Kultur. - 1994. - Bd. 21. - S. 141157.
63. Derchain P. Le role du roi d'Egypte dans le maintien de l'ordre cos-mique./P. Derchain. // Le Pouvoir et le Sacre (Annales du Centre d'etude des religions). Bruxelles, 1961. - P. 61-73.
64. Diekmann L. Hieroglyphics. The History of a Literary Symbol. /L. Diekmann - St. Louis: Washington University Press, 1970. - 134 P.
65. Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechish und Deutsch. 8. Aufl./H. Diels - Berlin: Rowohlt, 1957. - 147 S.
66. Dodds E.R. The Greeks and the Irrational./E.R. Dodds - Berkeley: University of California Press, 1951. - IX + 325 P.
67. Dodson A. Amarna Sunset. /A. Dodson - Cairo - New York: The American University in Cairo Press, 2009. - 207 P.
68. Erman A. Die Religion der Ägypter. /A. Erman - Bremen: Salzwasser Verlag, 2012. - 508 S.
69. Faraone C.A., Teeter E. Egyptian Maat and Hesiodic Metis./C.A. Faraone, E. Teeter.// Mnemosyne, Fourth Series. - 2004. - Vol. 57. - Fasc. 2. - P. 177-208.
70. Faulkner R.O. The Ancient Egyptian pyramid texts./R.O. Faulkner - Oxford: Clarendon press, 1969. - XII + 330 P.
71. Faulkner R.O. Some notes on the god Shu/R.O. Faulkner.// Jaarbook ex Oriente Lux - 1964. - Vol. VI/18. - P. 266-270.
72. Faulkner R.O. The papyrus Bremner-Rhind (British museum №10188). /R.O. Faulkner - Bruxelles: Edition de la fondation egyptologique reine Elisabeth, 1933. - 96 P.
73. Fecht G. Amarna-Probleme 1-2./G. Fecht. // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde - 1960. - Bd. 85. - S. 83-118.
74. Fecht G. Der Habgierige und die Ma'at in der Lehre des Ptahhotep (5. Und 19. Maxime) (Abhandlungen des Deutschen Archäologischen Instituts Abt. Kairo 1). /G. Fecht - Kairo: Deutschen Archäologischen Instituts, 1958. - 68 S.
75. Fecht G. Zur Frühform der Amarna-Theologie./G. Fecht. // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde - 1967. - Bd. 94. - S. 25-50.
76. Fehling D. Materie und Weltbau in der Zeit der frühen Vorsokratiker. Wirklichkeit und Tradition. /D. Fehling - Innsbruck: Verlag des Instituts für Sprachwissenschaft der Universität Innsbruck, 1994. - 228 S.
77. Fischer-Elfert H.W. Representations of the Past in New Kingdom Litera-ture./H.W. Fischer-Elfert. // Tait J. (Ed.) "Newer had the like occurred". Egypt's view of its past. London, 2003. - P. 119-138.
78. Franke D. Middle Kingdom hymns and other sundry religious texts - an in-ventory./D. Franke. // Egypt: temple of the whole world: Studies in Honour of Jan Assmann = Ägypten: Tempel der gesamten Welt. Edited by Sibylle Meyer. - Leiden-Boston: Brill, 2003. - P. 95-135.
79. Frankfort H. and H.A., Wilson J.A., Jacobsen T. Before Philosophy. The intellectual adventure of ancient man./H. and H.A. Frankfort, J.A. Wilson, T. Jacobsen - Baltimore: Penguin Books, 1949. - 251 P.
80. Frankfort H. Egyptian Religion. An interpretation./H. Frankfort - New York: Columbia University press, 1948. - 172 P.
81. Frankfort H. The birth of civilization in the Near East. /H. Frankfort - London: Williams & Norgate, 1951. - 116 P.
82. Gardiner A.H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of
r c\
Hieroglyphs. 3 edition, revised./A.H. Gardiner - Oxford: Ashmolean Museum, Griffith Institute, 1957. - XXXVI + 646 P.
83. Gardiner A.H. Egypt of the Pharaohs. An introduction./A.H. Gardiner - Oxford: Clarendon press, 1961. - XX + 461 P.
84. Gardiner A.H. Hymnus to Amon from a Leiden Papyrus./A.H. Gardiner // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde - 1905. - Bd. 42. -S. 12-42.
85. Gardiner A.H. The Kadesh Inscriptions of Ramesses II. /A.H. Gardiner -Oxford: Ashmolean Museum, Griffith Institute, 1960. - VIII + 59 P.
86. Goedicke H. The Egyptian Idea of Passing from Life to Death. An Interpretation./H. Goedicke. // Orientalia - 1955. - Vol. 24. - P. 225-239.
87. Görg M. Zeit als Geburt aus Chaos und Raum./M. Görg. // Weis K. (Hrsg.) Was treibt die Zeit? München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1998. - S. 131-158.
88. Graefe E. Die gute Reputation des Königs „Snofru"./E. Graefe.// Studies in Egyptology (Fs. Lichtheim), Jerusalem: Magnes, 1990. - P. 257-263.
89. Griffiths J.G. The origins of Osiris and his cult./J.G. Griffiths - Leiden: Brill, 1980. - XII + 287 P .
90. Guthrie W.K.C. Orpheus and Greek Religion. /W.K.C. Guthrie - London: Methuen, 1935. - 287 P.
91. Guthrie W. K. C. The Greeks and Their Gods./W.K.C. Guthrie - Boston: Beacon Press, 1971. - 404 P.
92. Habelt R. Der Orphische Papyrus von Derveni./R. Habelt.// Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. - 1982. - Bd. 47. - S. 1-12.
93. Haider P.W. Griechen im Vorderen Orient und in Ägypten bis ca. 590 v. Chr./P.W. Haider.// Ulf C. (Hrsg.). Wege zur Genese griechischer Identität. Die Bedeutung der früharchaischen Zeit. Berlin: Akademie-Verlag, 1996. -S. 59-115.
94. Hegenbarth-Reichardt H. Der Raum der Zeit. Eine Untersuchung zu den altägyptischen Vorstellungen und Konzeptionen von Raum und Zeit anhand des Unterweltsbuches Amduat (Ägypten und Altes Testament 64)./H. Hegenbarth-Reichardt - Wiesbaden: Harrassowitz, 2006. - 297 S.
95.Helck W. Die Beziehungen Ägyptens und Vorderasiens zur Ägäis bis ins 7. Jahrhundert vor Chr. 2 Aufl. /W. Helck - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1995. - 300 S.
96. Helck W. Die Lehre für König Merikare. / Zusammengestellt von W. Helck. 2., unveränderte Auflage (Kleine ägyptische Texte. Herausgegeben von W. Helck). /W. Helck - Wiesbaden: Harrassowitz, 1988. - 95 S.
97. Helck W. Tempel und Kult. 3. Aufl. (Ägyptologische Abhandlungen, Bd. 46)/W. Helck - Wiesbaden: Harrassowitz, 2014. - 76 S.
98. Helck W. Urkunden des aegyptischen Altertums. 4. Abt. Urkunden der 18. Dynastie. Hft. 20. Historische Inschriften Amenophis III. /W. Helck - Berlin: Academie-Verlag, 1957. - 129 S.
99. Helck W. Urkunden des aegyptischen Altertums. 4. Abt. Urkunden der 18. Dynastie. Hft. 21. Inschriften von Zeitgenossen Amenophis III./W. Helck -Berlin: Academie-Verlag, 1958. - 178 S.
100. Helck W. Urkunden des aegyptischen Altertums. 4. Abt. Urkunden der 18. Dynastie. HfL 22. Inschriften der könige von Amenophis III. bis Haremheb und ihrer Zeitgenossen. /W. Helck - Berlin: Academie-Verlag, 1958. - 224 S.
101. Hornung E. Chaotische Bereiche in der geordneten Welt./E. Hornung. // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde - 1956. - Bd. 81. -S. 28-32.
102. Hornung E. Der Eine und die Vielen. Ägyptische Gottesvorstellun-gen./E. Hornung - Darmstadt: Verlag Philipp von Zabern, 2011. - 302 S.
103. Hornung E. Echnaten. Die Religion des Lichtes. /E. Hornung - Zürich: Artemis, 1995. - 159 S.
104. Hornung E. Einführung in die Ägyptologie. Stand, Methoden, Aufgaben. /E. Hornung - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1967. -169 S.
105. Hornung E. Geist der Pharaonenzeit. /E. Hornung - München: DTV Verlag, 1997. - 209 S.
106. Janowski B. Der Tempel als Kosmos - Zur kosmologischen Bedeutung des Temples in der Umwelt Israels./B. Janowski. // Egypt: temple of the whole world: Studies in Honour of Jan Assmann = Ägypten: Tempel der gesamten Welt. Edited by Sibylle Meyer. - Leiden-Boston: Brill, 2003. - P. 163-186.
107. Johnson R.W. Amenhotep III and Amarna: Some New Considera-tions./R.W. Johnson. // The Journal of Egyptian Archaeology - 1996. -Vol. 82. - P. 65-82.
108. Junker H. Die Götterlehre von Memphis. /H. Junker - Berlin: Verlag der Akademie der Wissenschaften, 1940. - 86 S.
109. Junker H. Pyramidenzeit. Das Wesen der altägyptischen Religion./H. Junker - Einsielden: Benzinger, 1949. - 184 S.
110. Kahn C. Anaximander and the origin of Greek cosmology. /C. Kahn - New York: Columbia University Press, 1960. - XVIII + 250 P.
111. Kemp B.J. Ancient Egypt. Anatomy of a Civilization./B.J. Kemp -London: Routledge, 1989. - 320 P.
112. Kingsley P. Ancient Philosophy, Mystery and Magic. Empedocles and the Pythagorean Tradition./P. Kingsley - Oxford: Clarendon Press, 1995. -IX + 422 P.
113. Komoroczy G. The Separation of Sky and Earth: The Cycle of Ku-marbi and the Myths of Cosmogony in Mesopotamia./G. Komoroczy. // Acta Antiqua - 1973. - Vol. 21. - P. 21-45.
114. Laks A., Most G.W. (Ed.). Studies on the Derveni Papyrus. /A. Laks, G.W. Most (Ed.) - Oxford: Clarendon Press, 1997. - 208 P.
115. Lange K. König Echnaton und die Amarna-Zeit. Die Geschichte eines Gottkünders. /K. Lange - München: Gesselschaft für Wissenschaftliches lichtbild M.B.H., 1951. - 143 S.
116. Lefebvre G. Remuneration et morale religieuse./G. Lefebvre. // Annales du Service des Antiquites de l'Egypte - 1921. - Vol. 21. - P. 145-162.
117. Lexikon der Ägyptologie. /Begründet von W. Helck und E. Otto, fortgeführt von W. Helck und W. Westendorf. - Bd. 1. - Lfg. 1. - Wiesbaden: Harrassowitz, 1972. - 159 S.
118. Lexikon der Ägyptologie./ Begründet von W. Helck und E. Otto, fortgeführt von W. Helck und W. Westendorf. - Bd. 3. - Wiesbaden: Harrassowitz, 1980. - 1280 S.
119. Lichtheim M. Late Egyptian Wisdom Literature in the International Context. A Study of Demotic Instructions (Orbis Biblicus et Orientalis 52)./M. Lichtheim - Fribourg: Universitätsverlag; Göttingen: Vandenhoek and Ruprecht, 1983. - 102 P.
120. Lichtheim M. Ma'at in Egyptian Autobiographies and Related Studies. (Orbis Biblicus et Orientalis 120)./M. Lichtheim - Fribourg: Universitätsverlag; Göttingen: Vandenhoek and Ruprecht, 1992. - 146 P.
121. Loprieno A. La pensee et l'ecriture. Pour un analyse semiotique de la culture egyptienne. Quatre Séminaires à l'Ecole Pratique des Hautes Etudes. Section des Sciences Religieuse. 15 - 27 Mai 2000. /A. Loprieno - Paris: Cybele, 2001. - 120 P.
122. Loprieno A. Temps des dieux et temps des hommes en ancienne Egypte. /A. Loprieno// Pirenne-Delforge V., Tunca Ö (Ed.). Representations du temps dans les religions. Liege: Presses Universitaires de Liege, 2003. -P. 123-141.
123. Lorton D. God's Beneficent Creation: Coffin Texts Spell 1130, the Instructions for Merikare and the Great Hymn to the Aton./D. Lorton. // Studien zur Altägyptischen Kultur. - 1993. - Bd. 20. - S. 125-155.
124. Luiselli M.M. Der Amun-Re Hymnus des P. Boulaq 17 (P. Kairo CG 58038)(Kleine ägyptische Texte 14. Herausgegeben von H. Altenmül-ler)./M.M. Luiselli - Wiesbaden: Harrassowitz, 2004. - 123 S.
125. Manuelian P. Der. Living in the Past. Studies in the Archaism of the Egyptian Twenty-sixth Dynasty. /P. Manuelian - London-New York: Kegan Paul, 1994. - 208 P.
126. Marcovich M. Eraclito, frammenti (Biblioteca di studi superiori; LXIV). /M. Marcovich - Firenze: La Nuova Italia, 1978. - 439 P.
127. Merkelbach R., West M.L. Fragmenta Hesiodea. /R. Merkelbach, M.L. West - Oxford: Clarendon Press, 1967. - XI + 236 P.
128. Morenz L. Literature as a Construction of the Past in the Middle Kingdom./L. Morenz. // Tait J. (Ed.) "Never had the like occurred". Egypt's view of its past. London: UCL Press, 2003. - P. 101-118.
129. Morenz S. Ägyptische Religion. /S. Morenz - Stuttgart: W. Kohlhammer, 1960. - 286 S.
130. Morenz S. Die Begegnung Europas mit Ägypten. /S. Morenz - Zürich und Stuttgart: Artemis Verlag , 1969. - 318 S.
131. Morenz S. Die Heraufkunft des transzendenten Gottes in Ägypten (Sitzungsberichte der Sächsischen Akademie der Wissenschaften 109, 2)./S. Morenz - Berlin: Akademie-Verlag, 1966. - 57 S.
132. Morenz S. Eine „Naturlehre" in den Sargtexten./S. Morenz. // Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes - 1957. - Bd. 54. - S. 119-129.
133. Morenz S. Gott und Mensch im Älten Ägypten. /S. Morenz -Leipzig: Koehler&Amelang, 1964. - 179 S.
134. Morenz S. Religion und Geschichte des alten Ägypten. Hrsg. von E. Blumenthal. /S. Morenz - Köln-Wien: Böhlau, 1975. - XX + 652 S.
135. Murray O. Hecataeus of Abdera and Pharaonic Kingship./O. Murray. // The Journal of Egyptian Archaeology. - 1970. - Vol. 56. - P. 141-171.
136. Naville E. Das aegyptische Todtenbuch der XVIII bis XX Dyn. Bd. I. Text und Vignetten. /E. Naville - Berlin: Asher, 1886. - CCXII S.
137. Naville E. Das aegyptische Todtenbuch der XVIII bis XX Dyn. Bd. II. Varianten. /E. Naville - Berlin: Asher, 1886. - 448 S.
138. Numazawa K. The Cultural-Historical Background of Myths on the Separation of Sky and Earth./K. Numazawa. // Dundes A (Ed.). Sacred Narrative. Readings in the Theory of Myth. - Berkeley: University of California Press, 1984. - P. 182-192.
139. O'Connor D. Abydos. Egypt's First Pharaohs and the Cult of Osi-ris./D. O'Connor - London: Thames&Hudson, 2009. - 216 P.
140. Osing J. Aspects de la culture pharaonique. /J. Osing - Paris: Cybele, 1992. - 60 P.
141. Otto E. Altägyptischer Polytheismus./E. Otto. // Saeculum - 1963. -Bd. 14. - S. 249-285.
142. Otto E. Das „Goldene Zeitalter" in einem ägyptischen Text./E. Otto. // Religions en Egypte hellenistique et romaine, Colloque de Strasbourg, Bibliotheque des Centres d'Etudes Superieures specialisees. - Paris: Presses Universitaires de France, 1969. - P. 93-108.
143. Otto E. Gott und Mensch nach den ägyptischen Tempelinschriften griechisch-römischer Zeit (Abhandlungen der Heidelberger Akademie der Wissenschaften). /E. Otto - Heidelberg: Winter, 1964. - 196 S.
144. Penglase C. Greek Myths and Mesopotamia. Parallels and Influence in the Homeric Hymns and Hesiod./C. Penglase - London-New York: Rout-ledge, 1997. - 240 P.
145. Posener G. De la divinite du pharaon. /G. Posener - Paris: Presses Universitaires de France, 1960. - XV + 107 P.
146. Quack J.F. Studien zur Lehre für Merikare (Göttinger Orientforschungen, IV. Reihe: Ägypten). /J.F. Quack - Wiesbaden: Harrassowitz, 1992. - 200 S.
147. Redford D.B. Akhenaten, the heretic King. /D.B. Redford - Princeton: Princeton University Press, 1984. - XXVI + 255 P.
148. Reymond E.A.E. The Mythical Origin of the Egyptian Temple./E.A.E. Reymond - Manchester: Manchester University Press, 1969. - X + 356 P.
149. Rigoglioso M. The cult of divine birth in Ancient Greece./M. Ri-goglioso - New York: Macmillan, 2009. - 278 P.
150. Roeder H. Mit dem Auge sehen: Studien zur Semantik der Herrschaft in den Toten- und Kulttexten. /H. Roeder - Heidelberg: Heidelberger Orientverlag, 1996. - 358 S.
151. Rollinger R. The Ancient Greeks and the Impact of the Ancient Near East. Textual Evidence and Historical Perspective (ca. 750-650 B.C.)./R. Rollinger. // Whiting R (Ed.). Mythology and Mythologies. Methodological Approaches to Intercultural Influences. - Helsinki: The Neo-Assyrian Text Corpus Project, 2001 (Melammu Symposia 2). - P. 233-264.
152. Rothöhler B. Hermes und Plotin. Mögliche Berührungen zwischen dem hermetischen Asklepiustraktat und Plotins Schrift Gegen die Gnostiker (Enneaden II, 9). /B. Rothöhler. // Egypt: temple of the whole world: Studies
in Honour of Jan Assmann = Ägypten: Tempel der gesamten Welt. Edited by Sibylle Meyer. - Leiden-Boston: Brill, 2003. - P. 389-407.
153. Rundle Clark R.T. Myth and Symbol in Ancient Egypt. /R.T. Rundle Clark - London: Thames and Hudson, 1959. - XVI + 292 P.
154. Sandman M. Texts from the time of Akhenaten. /M. Sandman -Bruxelles: Edition de la fondation egyptologique reine Elisabeth, 1938. -248 P.
155. Sandman-Holmberg M. The God Ptah. /M. Sandman-Holmberg -Lund: C. W. K. Gleerup, 1946. - 292 P.
156. Sauneron S., Yoyotte J. La naissance du monde selon l'Égypte ancienne (Sources Orientales I, La naissance du monde)./S. Sauneron, J. Yoyotte - Paris: Seuil, 1959 - P. 17-91.
157. Schlögl H.A . Der Gott Tatenen, nach Texten und Bildern des Neuen Reichs./H.A. Schlögl - Fribourg: Universitätsverlag; Göttingen: Vanden-hoek and Ruprecht, 1996. - 203 S.
158. Servajean F. Djet et Neheh. Une histoire du temps egyptien./F. Ser-vajean - Montpellier: Université Paul Valéry-Montpellier III, 2007. - 142 P.
159. Sethe K. Amun und die Acht Urgötter von Hermopolis. Eine Untersuchung über Ursprung und Wesen des Ägyptischen Götterkönigs ( Abhandlungen der Preussischen Akademie der Wissenschaften. Jg. 1929. Philosophisch - Historische Klasse. Nr. 4.)/K. Sethe - Berlin: Verlag der Akademie der Wissenschaften, 1929. - 42 S.
160. Sethe K. Die altaegyptischen Pyramidentexte. Bd. I. Pyr. 1-905. /K. Sethe - Leipzig: Hinrichs, 1908. - 540 S.
161. Sethe K. Die altaegyptischen Pyramidentexte. Bd. II. Pyr. 906-2217./K. Sethe - Leipzig: Hinrichs, 1910. - 543 S.
162. Sethe K. Die altaegyptischen Pyramidentexte. Bd. III. Kritischer Apparat. Beschreibung der Inschriften. Konkordanz der Texte./K. Sethe -Leipzig: Hinrichs, 1922. - 179 S.
163. Sethe K. Die altaegyptischen Pyramidentexte. Bd. IV. Epigraphik./K. Sethe - Leipzig: Hinrichs, 1922. - 132 S.
164. Sethe K. Dramatische Texte zu altägyptischen Mysterienspielen. Das «Denkmal memphitischer Theologie» der Schabakostein des Britischen Mu-seums./K. Sethe - Leipzig: Hinrichs, 1928. - 80 S.
165. Shirun-Grumach I. Offenbarung, Orakel und Königsnovelle (Ägypten und Altes Testament 24)./I. Shirun-Grumach - Wiesbaden: Harrassowitz, 1993. - XXX + 228 S.
166. Staudacher W. Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Schöpfungsmythos bei Hesiod und den Orphikern. 2. Aufl./W. Staudacher - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1968. - XVIII + 121 S.
167. Steiner G. Der Sukzessionsmythos in Hesiods Theogonie und ihren orientalischen Parallelen. Dissertation. /G. Steiner - Hamburg, 1958. - X + 115 S.
168. Teeter E. The Presentation of Maat: Ritual and Legitimacy in Ancient Egypt (Studies in Ancient Oriental Civilization, № 57). /E. Teeter - Chicago: The Oriental Institute of the University of Chicago, 1997. - XXIV + 142 P.
169. The Egyptian Coffin texts. Vol. I. Spells 1-75./ Ed. by A. De Buck -Chicago: University of Chicago Press, 1935. - 405 P.
170. The Egyptian Coffin texts. Vol. II. Spells 76-163./ Ed. by A. De Buck - Chicago: University of Chicago Press, 1938. - 405 P.
171. The Egyptian Coffin texts. Vol. III. Spells 164-267./ Ed. by A. De Buck - Chicago: University of Chicago Press, 1947. - 416 P.
172. The Egyptian Coffin texts. Vol. IV. Spells 268-354./ Ed. by A. De Buck - Chicago: University of Chicago Press, 1951. - 430 P.
173. The Egyptian Coffin texts. Vol. V. Spells 355-471. / Ed. by A. De Buck - Chicago: University of Chicago Press, 1954. - 400 P.
174. The Egyptian Coffin texts. Vol. VI. Spells 472-786. / Ed. by A. De Buck - Chicago: University of Chicago Press, 1956. - 432 P.
175. The Egyptian Coffin texts. Vol. VII. Spells 787 -1185./ Ed. by A. De Buck - Chicago: University of Chicago Press, 1961. - 556 P.
176. The Egyptian Coffin Texts. Vol. VIII. The Middle Kingdom copies of Pyramid Texts. / Ed. by J.P. Allen - Chicago: University of Chicago Press, 2006. - 472 P.
177. Tobin V.A. Ma'at and Dike: Some Comparative Considerations of Egyptian and Greek Thought./V.A. Tobin. // Journal of the American Research Center in Egypt. - 1987. - Vol. 24. - P. 113-121.
178. Tobin V.A. Mytho-Theology in Ancient Egypt./V.A. Tobin.// Journal of the American Research Center in Egypt. - 1988. - Vol. 25. - P. 169183.
179. Vandier J. La religion égyptienne. /J. Vandier - Paris: Mana, 1949. -253 P.
180. Velde H. te. Seth, God of Confusion. /H. te Velde - Leiden: Brill, 1967. - IX + 168 P.
181. Velde H. te. Some Remarks on the Structure of Egyptian Divine Tri-ads./H. te Velde. // The Journal of Egyptian Archaeology (JEA) - Aug., 1971. - Vol. 57. - P. 80-86.
182. Velde H. te. The Theme of the Separation of Heaven and Earth in Egyptian Mythology./H. te Velde. // Studia Aegyptiaca - 1977. - Vol. 3. -P. 161-170.
183. Volten A. Zwei altägyptische politische Schriften. Die lehre für könig Merikarê (pap. Carlsberg VI) und die lehre des königs Amenemhet./A. Volten - Kobenhavn: Munksgaard, 1945. - 128 S.
184. Walcot P. Hesiod and the Near East. /P. Walcot - Cardiff: University of Wales Press, 1966. - XIII + 154 P.
185. West M.L. Early Greek Philosophy and the Orient. /M.L. West - Oxford: Oxford University Press, 1971. - 284 P.
186. West M.L. Indo-European Poetry and Myth. /M.L. West - Oxford: Oxford University Press, 2007. - 526 P.
187. West M.L. The East Face of Helicon: West Asiatic Elements in Greek Poetry and Myth./M.L. West - Oxford: Oxford University Press, 1997. -662 P.
188. West M. L. The Orphic Poems. /M.L. West - Oxford: Oxford University Press, 1998. - 296 P.
189. Westendorf W. Das Aufkommen der Gottesvorstellung im Alten Ägypten (Nachr. der Akademie der Wissenschaften. Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Jg. 1985, № 2). /W. Westendorf - Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1984. - 23 S.
190. Westendorf W. Die Geburt der Zeit aus dem Raum./W. Westendorf. // Göttinger Miszellen - 1983. - Bd. 63. - S. 71-76.
191. Westendorf W. Zeit und Raum bei den Alten Ägypten./W. Westendorf.// Göttinger Miszellen - 2004. - Bd. 202. - S. 109-112.
192. Westendorf W. Zweiheit, Dreiheit und Einheit in der altägyptischen Theologie /W. Westendorf.// Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde (ZÄS). - 1974. - Bd. 100. - Hf.2. - S. 133-140.
193. Wiebach-Koepke S. Sonnenlauf und kosmische Regeneration. Zur Systematik der Lebensprozesse in den Unterweltsbüchern (Ägypten und Altes Testament 71)./S. Wiebach-Koepke - Wiesbaden: Harrassowitz, 2008. -272 S.
194. Willems H. Les textes des sarcophages et la democratie: elements d'une histoire culturelle du Moyen Empire Egyptien. /H. Willems - Paris: Cybele, 2008. - XIV + 285 P.
195. Wirth G. Hellas und Ägypten: Rezeption und Auseinandersetzung im 5. bzv. 4. Jht. v. Chr./G. Wirth. // Görg M., Hölbl G. (Hrsg.). Ägypten und der östliche Mittelmerraum im 1. Jahrtausend v. Chr. - Wiesbaden: Harrassowitz, 2000. - S. 281-319.
196. Wright M.R. Cosmology in Antiquity. /M.R. Wright - London: Routledge, 1995. - 216 P.
197. Zaba Z. Les Maximes de Ptahhotep. /Z. Zaba - Prague: Académie tchécoslovaque des sciences. Section de la linguistique et de la literature, 1956. - 176 P.
198. Zabkar L.V. The Theocracy of Amarna and the Doctrine of Ba./L.V. Zabkar. // Journal of Near Eastern Studies - 1954. - Vol. 13. - P. 87-102.
199. Zandee J. De hymnen aan Amon van papyrus Leiden I 350. /J. Zan-dee - Leiden: Rijksmuseum van Oudheden, 1947. - XXXI + 158 P.
200. Zandee J. Sargtexte Spruch 80 (Coffin Texts II 27d-43). /J. Zandee.// Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde - 1974. - Bd. 101. -S. 62-79.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.