Драматургия 1920-х годов: образ советской эпохи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Соловьева, Наталья Юрьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Соловьева, Наталья Юрьевна
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ГЛАВА 1: В ПОИСКАХ ЭПОХИ.
3. ГЛАВА 2: В ПОИСКАХ ДОМА.
4. ГЛАВА 3: В ПОИСКАХ ГЕРОЯ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Традиции и новаторство в "Театре революции" Ромена Ролана ("Дантон", "Четырнадцатое июля", "Робеспьер")1984 год, кандидат филологических наук Гончар, Николай иванович
Творчество Василия Шкваркина2019 год, кандидат наук Новиков Алексей Дмитриевич
А.П Чехов и русская драматургия 1920-х годов2013 год, кандидат филологических наук Бурмистрова, Алина Валентиновна
Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья2011 год, кандидат исторических наук Рыженков, Виталий Юрьевич
Русская советская комедия 1920-х годов: От карнавала к канону1998 год, кандидат филологических наук Гуськов, Николай Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматургия 1920-х годов: образ советской эпохи»
1917 год навсегда разделил историю России и мира надвое: до и после. Впрочем, глобальные катаклизмы первой четверти XX века, о которых пойдет речь в данной работе, - предмет исследования не только историка. Да, прежде всего мы должны говорить о том, что Октябрьская революция 1917 года изменила социально-политическую карту мира, разделив его на два противоборствующих «лагеря», что на многие десятилетия Россия осталась воплощением тоталитаризма и имперской психологии, что мечты о всеобщем братстве обернулись крушением идей гуманизма, а ожидаемый социалистический «рай» - «адом» реальной жизни. Но тем не менее идеи Октября, события гражданской войны, «военный коммунизм» и «казарменный социализм», нэп - все это не могло не найти своего отражения во всех видах искусства, в том числе и в литературе, в драматургии, а через них - в театре.
Русское искусство всегда было социальным и злободневным, философским, этическим, страдающим и сострадающим. Оно всегда помещало в центре — ценность человеческой жизни, оно решало «проклятые вопросы». Оно создавало подробную картину быта - во всех видах искусства: в литературе, в живописи, в театре.
Искусство послереволюционное также социально и злободневно. Но насколько оно правдиво?
Советская драматургия, являясь историко-культурным документом, утрачивает свойственную искусству XIX века подлинную правду жизни. Следует говорить о создании советского мифа, утопии, идеализации действительности. Искусство фиксирует не только деформированный социум, не только мир разрушенных гуманистических ценностей, порожденный идеологией, подчиненный ей и призванный служить новому режиму. Искусство этого времени также стремится познать индивидуума, мир отдельного человека, которые также должен был быть подчинен идеологии. Утилитарность искусства вызвана необходимостью (т.н. «социальный заказ»); в конечном счете создается общий художественный контекст и уничтожение - физическое, творческое или моральное - всех тех, кто из него выпадает.
Тема данной работы - «Драматургия 1920-х годов: образ советской эпохи». Нам важно понять исторический, идеологический, социокультурный, психологический «сдвиг», который произошел в стране после 1917 года, понять его содержание, разгадать, расшифровать смысл «стилистических» изменений эпохи, осмыслить процесс рождения советской аксиологии, морали, быта, мышления.
Новая культурная политика государства, игнорируя этический и эстетический опыт предшествующей эпохи, демонстративно разрушала традиционное религиозное сознание, нивелировала значение «вечных» критериев и ориентиров. Рушится духовность русской культуры, отметается свойственная ушедшей эпохе «правда факта». Однако в 1920-е годы, когда искусство стремится «сбросить с корабля современности» груз прошлого и построить новый мир, новый «рай на земле», - еще достаточно сильны эстетические тенденции века XIX, сильна еще «культурная инерция». Сталкивается старое и новое, искреннее и цинично-вульгарное, истинное и ложное, официально-советское и противостоящее идеологическому тоталитаризму. Конфликт убеждений, подлинного творческого начала и унифицированного мышления нового искусства лежит в основе этого сложного «сплава» жизни и искусства. Это, несомненно, является для современного исследователя характеристикой анализируемого времени. И хотя в драматургии 1920-х годов мало жесткой подлинной правды, анализ художественных текстов дает возможность реконструировать тип мышления человека того времени, идеологию культуры, отношения государства и советского искусства к основным категориям бытия (время, пространство, Бог, человек, природа, быт и т.п.).
Таким образом, актуальность и научная новизна данной работы вытекают из того ракурса, который мы выбрали для нашего исследования: стремление увидеть непосредственную связь искусства и действительности и проанализировать изменения эстетического образа эпохи. В работе дается обзор некоторых драматических произведений этого времени, а через их композиционный, жанровый и образный анализ воссоздается историческая и художественная картина действительности. Мы пытались выстроить художественную парадигму: реальность -иллюзия - миф. Подобный поиск в последнее время не производился, есть лишь литературоведческие и критические работы 1950-1980-х годов, в которых не только не учитывалось все многообразие искусства этого периода, но и подобный ракурс исследования в целом был ограничен жесткими идеологическими рамками.
Итак, подобный социо-культурный подход к материалу, который мы избрали, представляет драматургию не только предметом исследования, но и частью общего культурного потока, которая, наряду с другими произведениями искусства, историческими событиями, идеологическими спорами, дискуссиями, дает возможность понять образ мира 1920-х годов «по-советски», проследить начало судьбы русской культуры «советского» XX века.
Мы стремились через драматургию понять систему ценностей, образ мышления, нравственные ориентиры советского человека этого времени. Поэтому закономерен в этом случае наш отказ от разговора о сценической истории пьес - это остается за рамками нашего исследования. Ракурс, который мы избрали, предполагает и соответствующую структуру, в которой «нет места» для целостного, исчерпывающего анализа всех драматических произведений эпохи 1920-х годов и самоценного анализа каждой пьесы.
Источниками данной работы послужили некоторые драматические произведения первого советского десятилетия. Невозможно было, ввиду обилия драматургии первого революционного десятилетия, использовать весь художественный материал. Поэтому поток пьес был подвергнут нами тщательному отбору. В результате мы взяли для анализа произведения М.Булгакова, В.Маяковского, К.Тренева, Н.Эрдмана, Д.Хармса,
A.Афиногенова, Б.Лавренева, Л.Леонова, В.Катаева, Вс.Иванова,
B.Вишневского, В.Билль-Белоцерковского, С.Третьякова и некоторых других драматургов этого времени.
Как нам кажется, невозможно рассматривать драматургию в отрыве от контекста литературного, с одной стороны, и театрального, с другой. Поэтому мы посчитали необходимым, наряду с драматическими произведениями, представить в нашей работе образцы эпоса и лирики того времени (И.Шмелев «Солнце мертвых», А.Блок «Двенадцать», Е.Замятин «Мы», «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова, рассказы Тэффи, Зощенко, М.Булгакова и его роман «Белая гвардия», стихотворения Э.Багрицкого, В.Маяковского), а также дневниковую и мемуарную литературу (дневники И.Бунина, З.Гиппиус; Н.Мандельштам «Вторая книга», Н.Берберова «Курсив мой», В.Катаев «Трава забвения» и «Алмазный мой венец», И.Эренбург «Люди, годы, жизнь»). Все эти литературные документы, свидетельства очевидцев и участников событий передают атмосферу переломных революционных лет. Кроме того, в работе затрагиваются литературно-театральные споры 1920-х годов, дискуссии представителей РАППА, ЛЕФа, «Перевала». В контексте театральной борьбы рассматриваются некоторые аспекты режиссерских работ Be.Мейерхольда и А.Таирова, а также массовые действа как одна из зрелищных форм искусства первых лет революции.
Объемная картина культурной жизни страны 1920-х годов была бы неполной, если бы мы не коснулись в работе других видов искусства. Ссылки на образцы архитектуры, музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства дают, на наш взгляд, необходимое расширение как предмета анализа, так и его результатов.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды виднейших театроведов, искусствоведов, культурологов, мыслителей прошлого. Работа опирается на положения художественно-критических исследований искусствоведов XX века: Ю.Айхенвальда («Силуэты русских писателей»), М.Бахтина («Вопросы литературы и эстетики»), С.Выготского («Психология искусства»), Ю.Лотмана («Об искусстве»), П.Флоренского (труды по искуству), а также теоретиков театра: Б.Алперса («Театральные очерки»), А.Кугеля («Профили театра»), П.Маркова («История моего театрального современника»), К.Рудницкого («Портреты драматургов»), П.Флоренского (труды по искуству), М.Чудаковой («Литература советского прошлого»). Размышления теоретиков литературы, театра, деятелей культуры разных эпох, приверженцев разных эстетических систем во многом помогли обосновать ключевые положения данной работы.
Несомненно, в работе также учитывались выкладки, основанные на понятиях теории литературы и драмы. Это прежде всего выводы из работ Н.Берковского («Мир, создаваемый литературой»), В.Жирмунского («Теория литературы. Поэтика. Стилистика»), В.Хализева («Драма как род литературы»), а также работы деятелей ОПОЯЗа - Б.Томашевского, В.Шкловского, Б.Эйхенбаума. Из новых работ стоит отметить книгу Д.Катышевой «Вопросы теории драмы: действия, композиция, жанр», в которой предлагается интересная концепция, связанная с понятием композиции драматического произведения. Кроме того, необходимо подчеркнуть значимость коллективных трудов, таких, как сборники «Анализ литературного произведения», «Ритм, пространство и время в литературе и искусстве» или «Теория литературы. Роды и жанры в историческом развитии».
Следует назвать и учебные пособия, освещающие историко-культурную эпоху 1920-х годов. Среди них - книга ленинградских авторов
A.О.Богуславского и В.А.Диева «Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. 1917-1935» (М., 1963), где дается подробный анализ первых советских пьес в их жанровом разнообразии. Но впрочем, при использовании этой книги надо сделать поправку на время ее создания, учитывая ее идеологическую окрашенность.
Кроме того, фактологической опорой данной работы послужили следующие пособия: А.З.Юфит «Революция и театр» (JL, 1977), М.М.Голубков «Русская литература XX века: После раскола» (М., 2001),
B.С.Жидков «Театр и власть. 1917-1927. От свободы до «осознанной необходимости» (М., 2003), П.И.Зингерман «Очерки истории драмы XX века» (М., 1970), И.А.Канунникова «Русская драматургия XX века» (М., 2003), А.Н.Лурье «Поэтический эпос революции» (М., 1975). Создаваемые в разное время, более или менее свободные от идеологических запретов и штампов, эти книги интересны прежде всего обилием исторических фактов, имен, событий культурной жизни страны.
Подобную фактологическую точность, содержание документов первых лет революции, декреты, приказы, протоколы заседаний и т.п. -своеобразный «голос» своего времени - мы находим также в учебниках («История русского советского театра. Кн.1.1917-1945»-М., 1984; «История советского театроведения»-М.,1981; «Развитие реализма в русской литературе. Т.2»-М., 1973) и в сборниках документов («Власть и художественная интеллигенция. Документы РКЩб)-ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917-1953»; «КПСС в резолюциях и решениях. Изд.7. Ч.1»-М.,1953; «Культурная жизнь в СССР. Хроника. 1917-1927»-М., 1975; «От капитализма к социализму. Основные проблемы переходного периода в СССР в 1917-1937 годах. Т.1»-М.,1981; «Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1917-1932. 4.1»-Л.,1982). Опираясь на эти сборники, мы смогли представить историческую картину первого советского десятилетия, социальную и культурную наполненность эпохи.
Бытовая сторона жизни человека 1920-х годов полно и интересно представлена в книге Г.В.Андреевского «Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (20-30-е годы)» (М., 2003). Для нашего исследования представляет несомненную важность эта живая жизнь столицы первого революционного десятилетия. Ее преломление мы найдем на страницах драматических произведений этого времени.
Также несомненный интерес в плане постижения эпохи представляют для нас работы идеологов пролетарской революции, посвященные культурной политике. Зачастую они напрямую, не прикрываясь официальными резолюциями и постановлениями, выражали требования социалистического общества, предъявляемые к художнику и его произведению. В данном исследовании используются статьи В.И.Ленина и А.В.Луначарского, посвященные литературе и искусстве, работа Л.Д.Троцкого «Литература и революция» (М., 1991), а также книга П.Керженцева «Творческий театр» (М., 1923), где дается подробное описание того, каким, на взгляд автора, должен быть «новый» театр.
Голосом» своего времени можно назвать и работы литературных «идеологов» 1920-х годов. Дискуссии представителей РАППа, ЛЕФа,
Перевала» освещены в данной работе на основе следующих книг и статей: Л.Авербах «Из рапповского дневника» (М., 1931), А.Богданов «Вопросы социализма. Работы разных лет» (М., 1990), А.Воронекий «Искусство и жизнь» (М., 1924), «Литературные портреты» (М., 1929), Вяч.Полонский «Литература и общество» (М., 1929). Кроме того, здесь же надо отметить сборники статей, посвященные спорам борцов за «новое» искусство: «Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа» (М., 1929) и «Творческие пути пролетарской литературы» (М.-Л., 1929). Помимо несомненного исторического и искусствоведческого интереса для современного исследователя, эти труды содержат главное, особенно ценное именно для данной работы: в них присутствует атмосфера того времени, мышление и язык людей, их общественные и нравственные принципы. Для воссоздания образа эпохи это необходимо и значимо.
В этом же ключе нам интересны работы деятелей одного из ведущих течений в искусстве 1920-х годов - конструктивизма, а также связанного с ним производственничества. Труды Б.Арватова («Искусство и классы»-М.-Пг.,1923), А.Гана («Конструктивизм»-Тверь,1922), Н.Тарабукина («От мольберта к машине»-М.,1923), И.Иоффе («Синтетическая история искусства»-М.,1933), а также сборник статей «Искусство в производстве» (М., 1921) открывают перед нами интереснейшую картину, в которой воедино связаны живопись, театр, скульптура, с одной стороны, и станок, машина, фабричное производство - с другой. В 2003 году в Москве была издана книга М.Заламбани «Искусство в производстве: Авангард и революция в Советской России» (перевод с итал. Н.Кардановой). В ней собран интереснейший и редкий материал по производственничеству в живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, театре, затрагиваются вопросы биомеханики и тэйлоризма. Многогранная картина своего времени, представленная в этой книге, во многом помогла нам в данной работе.
Обобщение и оценка деятельности апологетов «нового» искусства давались и в недавнем прошлом. В книгах В.Акимова «В спорах о художественном методе (Из истории борьбы за социалистический реализм)» (Л., 1979) и С.Шешукова «Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов» (М., 1970) мы можем почерпнуть сведения об ожесточенных спорах представителей разных идеологических и художественных «лагерей». Однако, позиции сторон изложены в достаточной мере предвзято, нет объективной картины, а авторский взгляд во многом тенденциозен.
Этого нельзя сказать о замечательном сборнике трудов «Из истории советской науки о театре. 1920-е годы» (М., 1988). Здесь авторам напрямую «предоставляется слово», это не «пересказ», а «прямая речь». Статьи А.А.Гвоздева и представителей его школы, В.Н.Всеволодского-Генгросса, Адр.Пиотровского, П.А.Флоренского, Г.Г.Шпета, А.Ф.Лосева и др. помогают увидеть зарождение советского театроведения как цельной, методологически обоснованной дисциплины. Сборник убедительно доказывает: «новый» театр вырастает из «старого», он питается соками вековой русской культуры, разрушение которой до конца просто невозможно.
Еще одна подобная хрестоматия была составлена Г.А.Белой и названа «Опыт неосознанного поражения. Модели революционной культуры 20-х годов» (М., 2001). В ней представлены статьи писателей, поэтов, деятелей культуры и теоретиков искусства первого революционного десятилетия. Составитель говорит о дифференциации понятия «революционная культура» и определяет ее деление на два потока: один трактовался как придаток к идеологии и соотносился с понятием «казарменного» социализма, другой воспринимался как особый художественный способ познания и был овеян ореолом романтизма. Среди авторов сборника Горький и Троцкий, Воронский и Сталин, Богданов и Бухарин, Авербах и Фадеев. Хронологический принцип построения книги позволил наглядно представить эту затянувшуюся на годы дискуссию.
Взгляд на театральный процесс невозможен без опоры на идеи и мысли режиссеров, актеров, людей театра. В нашем исследовании мы учитывали работы Е.Б.Вахтангова, К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, А.И.Таирова, П.А.Маркова, Б.В.Алперса. Их позиция «изнутри» сродни позиции писателей и драматургов, спорящих о путях развития литературы, с той лишь разницей, что в поисках «нового» театра режиссеры более корректны по отношению друг к другу и внимательны к достижениям дореволюционной эпохи.
Помимо этих книг, в нашем исследовании использованы монографические труды, посвященные ведущим режиссерам и драматургам этого периода. Особенно стоит отметить книгу А.Смелянского «Михаил Булгаков в Художественном театре» (М., 1986), ставшую классической для исследователей драматургии Булгакова. Она построена на архивных источниках и содержит множество ценных фактов творческой истории булгаковских произведений, «поставленных и не поставленных в свое время Художественным театром». Также в плане анализа творчества интересна книга Г.Белой «Дон Кихоты революции -опыт побед и поражений» (М., 2004). Это синкретическое исследование литературы, критики и эстетики 20-х годов в разных ее моделях, от «революционно-романтической» до «революционно-казарменной». Особое внимание в книге уделено творчеству писателей и драматургов объединения «Перевал».
К сожалению, подобный объективный взгляд на литературный процесс, позволяющий сделать серьезные обобщения и выводы, не был характерен для советского искусствоведения. В своих исследованиях Ю.Неводов («Советская героическая драма 20-х годов (проблематика, структура, жанр)»-Саратов, 1985), В.Скобелев («Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов»-Воронеж, 1975), Н.Великая («Формирование художественного сознания в советской прозе 1920-х годов»-Владивосток, 1975), Л.Тамашин («Советская драматургия в годы гражданской войны»-М.,1961) были ограничены определенными идеологическими установками. Тем не менее эти книги, использованные в данной работе, интересны обилием фактического материала и подробным анализом социо-культурного контекста эпохи.
Большой интерес в работе над жанровым и идейным содержанием драматургии 1920-х годов представляет книга В.Головчинер «Эпическая драма в русской литературе XX века» (Томск, 2001). Подробно разбирая понятие «эпическая драма», автор анализирует пьесы первых лет революции: «Рычи, Китай!» С.Третьякова, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Шторм» В.Билль-Белоцерковского, «Разлом» Б.Лавренева, «Багровый остров» М.Булгакова, комедии В.Маяковского.
Монография Н.Гуськова «От карнавала к канону: Русская советская комедия 1920-х годов» (СПб, 2003), рассматривая поэтику комедийного жанра в общем культурном контексте эпохи, на примере малоизученных и вовсе не изученных пьес дает понятия «карнавализации» и «нормативной драматургии», формирующихся в первое советское десятилетие.
На аналогичном композиционном принципе построен сборник «Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20-30-х годов» (М., 1993). Это книга очерков, также посвященная пьесам с «трудной» судьбой, таким, как произведения С.Третьякова, Ю.Олеши, Н.Эрдмана, М.Булгакова,
М.Зощенко, В.Шкваркина и др. Кроме того, в книге дан современный анализ идеологического диктата в области художественного творчества и драматургии в частности.
О произведении искусства в контексте своего времени своеобразно и интересно рассказано в книге Вл.Паперного «Культура Два» (М., 1996). Автор рассматривает советскую культуру дифференцированно, различая понятия официальной культуры, мифологизирующей современность, и «Культуры II», в которой действительно отразилось ее время. Воссоздание эпохи через культуру - этот принцип анализа действительности, который использовал Паперный, стал основополагающим и в данной работе.
Таким образом, мы формулируем цель нашего исследования -представить объемную историческую и культурную картину эпохи первого революционного десятилетия через ее отражение в драматургии и искусстве 1920-х годов.
Задачи данной работы можно определить следующим образом:
• проанализировать и обобщить тематику, проблематику, образный строй, жанровые и стилистический особенности характерных драматических произведений 1920-х годов в контексте новой художественной действительности;
• на основе данного анализа воссоздать социально-бытовую картину времени, а также духовно-нравственное состояние эпохи;
• определить, насколько адекватно в этой связи искусство действительности, путем создания модели: реальность -иллюзия - миф;
• понять содержание центральной проблемы времени -проблемы «разрушение - созидание» (на примере категории пространства в пьесах 1920-х годов);
• выявить основные тенденции в формировании нового «типа» в драматургии, развитии представления о «новом» герое.
При такой постановке цели и задач исследования объектом нашего внимания следует считать художественное наследие 20-х годов XX века, а предметом исследования - драматургию как род литературы в ее взаимодействии с театром и другими видами искусства.
При работе над текстом мы использовали прежде всего герменевтический метод исследования, а при анализе эпохи и личности человека в ней - историко-культурный. Это позволило нам, не ограничиваясь толкованием текста пьес, расширить объект исследования и провести эстетические параллели между произведениями разных видов искусства.
Научная апробация результатов данного исследования проводилась в течение последних пяти лет. Доклады автора становились темой его публичных выступлений и неоднократно обсуждались на научно-практических конференциях. На основе этих докладов выпущены следующие публикации автора по данной теме:
• «Пространство и время в пьесе М.Булгакова «Бег» и их воплощение на сцене московских театров» (в сборнике по материалам межвузовской конференции «Проблемы эволюции руской литературы XX века. Четвертые Шешуковские чтения». -М.: Кафедра русской литературы XX века МПГУ, 2000).
• «Авторский голос в произведениях М.Булгакова» (в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Литература на рубеже тысячелетий». - Орехово-Зуево, 2001).
• «Эпические элементы в репертуарной драме 1920-х годов» (в сборнике трудов «Российская культура глазами молодых ученых». - Вып. 12 / Академия общественных связей. - СПб., 2002).
• «Драматургия первой половины 20-х годов XX века: в поисках героя» (в сборнике по материалам 2-ой межвузовской научно-практической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании». Т. 1. - М., МГПИ, 2003).
• Соловьева Н.Ю. Драматический герой, востребованный репертуарным театром 20-х годов XX столетия // Театр. Живопись. Кино. Музыка: Межвуз. сб. научн. трудов молодых ученых - М.: Изд-во ГИТИС, 2004.
Кроме того, в апреле 2001 г. автор данной работы принимала участие в XXVI научно-теоретической конференции аспирантов Российской академии театрального искусства «Традиции отечественного театроведения и проблемы современной методологии». Тема доклада -«Человек в контексте эпохи (на примере анализа образов драматургии М. Булгакова)».
Структура данного исследования определяется целью работы и теми задачами, которые мы перед собой ставили. Кроме того, ракурс, который мы избрали, предполагает отказ от последовательного персонального анализа пьес и отсутствие портретно-монологических глав (например, «Творчество К.Тренева» или «Творчество М.Булгакова»). Данная работа строится по принципу разрешения проблем, поставленных в ней.
В 1 главе дается общая характеристика эпохи 1920-х годов в ее историческом и культурном развитии. Здесь используется много мемуарных источников, без которых невозможно создать разноплановую картину действительности. Кроме того, к анализу привлекаются эпические и лирические произведения, даются ссылки на другие виды искусства. Все это способствует более полному воссозданию атмосферы этого противоречивого времени.
Во 2 главе на основе драматургии рассматривается категория пространства, разбирается противостояние «открытого» и «закрытого» пространства. Много места здесь уделено функции ремарки в создании «вещного» мира в первых советских пьесах.
В 3 главе рассматриваются основные типы драматических персонажей этого времени, а также предложена попытка создать обобщенный портрет мета-героя революции. Отдельно разбирается образ женщины и отрицательного героя.
К данному исследованию добавлены три приложения.
В первом дается фактологический материал по истории и культуре страны с 1917 (Октябрьская революция) по 1932 год (резолюция ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций»). Этот материал способствует лучшему пониманию исторического и социокультурного контекста 1920-х годов.
Во втором приложении представлен иллюстративный материал, помогающий визуальному постижению эпохи. Это фотографии архитектурных объектов, дизайна одежды, плакатов и книжного оформления.
В третьем приложении нами предлагается перечень драматических произведений первого революционного десятилетия, в которых так или иначе отразилась противоречивая эпоха 1920-х годов. На материале данных пьес раскрывалась тема диссертационной работы - создавался образ того времени.
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Режиссерская методология Вс.Э. Мейерхольда и ее влияние на современный театр2005 год, кандидат искусствоведения Чжун Чжун Ок
Образ народа в украинской советской героико-революционной опере (к проблеме музыкально-сценического воплощения)1984 год, кандидат искусствоведения Рожок, Владимир Иванович
Отражение исторических событий в современной таджикской театральной культуре: Годы независимости2006 год, кандидат исторических наук Таваров, Мухамадулло Султонович
Эстетика балагана в русской драматургии 1900-х - 1930-х годов2010 год, доктор филологических наук Шевченко, Екатерина Сергеевна
Мифопоэтика советской драматургии 1920-х годов2004 год, кандидат филологических наук Романова, Екатерина Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Соловьева, Наталья Юрьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая треть XX века в России, да и во всем мире, стала временем перелома, исторических, социо-культурных, психологических изменений как в обществе в целом, так и в мировоззрении отдельного человека. Геополитические катаклизмы, потрясшие социум на уровне быта, жизненного уклада и общественного устройства, несомненно, отражаются и в искусстве: смелые эксперименты в литературе, драматургии, живописи, архитектуре, театре следуют один за другим. «Перевернутый» мир порождает новую, «перевернутую», культуру. И драматургия 1920-х годов, как одна из составляющих искусства своего времени, безусловно, отражает все его противоречия. Она ищет адекватности, слитности с новым социумом. Это сложный, противоречивый процесс, где патетика и пафос сопряжены с иронией и гротеском, а трагедия - с абсурдом. Сложившаяся к началу XX века система идей, жанров, характеров и стилистических приемов подвергается в это время анализу и пересмотру. Н.Гуськов пишет об «экспериментальном» подходе к действительности» [90, С.37] человека 1920-х годов, о его жажде деятельности, творческом отношении к миру, желании изменить его в соответствии со своим идеалом. Атмосфера, проступающая на страницах драматических и эпических произведений 1920-х годов, пространственно-временное решение, основные приметы драматического героя, на наш взгляд, должны оцениваться современным исследователем не только с точки зрения соответствия или несоответствия законам своего времени. Прежде всего мы попытались исторически объективно проанализировать общее «отношение искусства к действительности».
Интенсивные поиски в области художественного сознания часто характеризуют переломные исторические эпохи. При этом категорическое отрицание непосредственно предшествующего опыта соединяется с апелляцией к иным источникам, например, к народному творчеству или ритуалам складывающейся действительности.
Эти тенденции многое определила и в исканиях художников первой трети XX века, особенно в послереволюционную эпоху. Подобный взгляд на мир характерен прежде всего для авангардных форм искусства. Создание «наивной картины мира» в конструктивизме и связанном с ним производственничестве, биомеханика, формы массовых действ, спектакли-митинги, советские плакаты, сменившие лубочное искусство прошлого, тяготение театра к примитивным формам народного, площадного искусства, подчеркнутая условность сценического действия - все это подтверждает данное положение.
Новая точка отсчета исторического времени, видоизменяя, усиливает определенные тенденции в искусстве, возникавшие еще до 1917 года у символистов и футуристов. Теперь литература и театр воспринимаются не просто как «зеркало» жизни, но как активные участники, деятельно пересоздающие мир, определяющие и пространственно-временные рамки произведения, и его стилистику, и образную структуру.
Искусство первого советского десятилетия, во многом порывает с общей художественной традицией прошлого, но сохраняя по инерции круг тем и идей предыдущего искусства. Происходит апелляция к новому мировосприятию переломного времени, которое современные исследователи определяют как «праздничное», «карнавальное», которому присуще «чувство освобождения от будничных норм» [90, С.31]. Для этого времени характерно стихийное, анархическое начало, когда масса и отдельный человек осознают себя частью общего «потока» революции, когда сильна жажда «чуда», стремление к организации «Рая на земле».
Не удивительно, что личность уже в первые годы революции нивелируется и возрастает роль массы, интересам которой и должен подчиняться человек. Все более углублявшийся в середине XIX века интерес художника к личности, частным обстоятельствам ее проявления, к сфере подсознания, сновидений, индивидуальных комплексов - все это в послереволюционный период в массовой культуре отодвигается на периферию, а на авансцену выходит желание автора разобраться в закономерностях общего бытия, изобразить движение масс, осветить социальную природу человека.
Общественный переворот порождает процесс «крушения гуманизма», когда значение и ценность каждой человеческой жизни, судьбы снижается. Постепенное, но неуклонное разрушения культурных традиций формирует в искусстве пространство разорванных связей, потерю «центра», «середины», утрату «логики жизни». В 1920-е годы еще сильны были традиции искусства дореволюционного, еще свежи были эксперименты в литературе и театре, еще возможны были поиски в сфере эстетики. Но именно в 1920-е складывается то взаимодействие искусства и действительности, которое породит мифологемы 1930-х: в сюжетах, проблематике, образной структуре. «Идеологизация» культуры и интеграция художника в политику приведут к воцарению на многие годы догматических постулатов в эстетике.
На этом пути не щадили ни своих, ни чужих: достаточно вспомнить вульгарную и агрессивную критику МХАТа и Камерного театра, ГосТИМа и В.Маяковского, М.Булгакова и Н.Эрдмана, а впоследствии -гибель в сталинских лагерях и лефовца С.Третьякова, и ревностного рапповца Л.Авербаха, и великого экспериментатора Вс.Мейерхольда.
Государство отчуждает от массового сознания все, что не «может» и не «хочет» служить его целям, что разрушает социально-идеологические мифологемы. Травля инакомыслящих, в 1920-е - словесная, в 1930-е -физическая, не могла не отразиться в эстетической атмосфере художественных произведений этих лет: постепенно отсекается сама возможность поиска, происходит канонизация линии партии в искусстве, создается определенная схема идейного и образного мира художественного произведения. Стабилизация жизни, утверждение государственности, жесткой тоталитарной власти способствуют возникновению в культуре 1930-х годов строгого канона, отказу от экспериментов, которыми были богаты 1920-е.
Современный исследователь должен признать: образ времени складывается не только в шедеврах, остающихся на века. Постижение эпохи возможно и через произведения, рожденные «социальным заказом», подчинившиеся идеологии. «Правда» и «ложь», «подстраивание» под эпоху и нонконформизм, искренние мечты об идеале и сознательная деформация действитеьности - все это формирует многоликий, противоречивый образ своего времени. Необходим тщательный анализ и понимание исторических реалий, чтобы определить, какое место то или иное художественное произведение занимает в реальной картине советского мироздания.
Исторический, общественный, нравственный «сдвиг», произошедший в нашей стране в 1917 году, отразился в драматургии, причем мы можем говорить о несовпадении исторического и художественного времени 1920-х годов. Реальность - иллюзия — миф -эта художественная парадигма, выстроенная нами, может рассматриваться и в ином логическом порядке. Важно соотношение этих категорий и в творчестве отдельных художников, и в культуре в целом.
Исследуя с исторической и социо-культурной точки зрения категорию Времени в контексте новой эпохи, мы учитывали во многом полярные свидетельства современников и участников событий. Надежда и страх управляют отныне человеком, и это видно в мемуарах и заметках о своем времени абсолютно разных по своим идеологическим и художественным взглядам авторов. Вторжение Времени в жизнь человека заставляло его переоценить прежние понятия и по-новому взглянуть на нравственные устои, быт, взаимоотношения с другими людьми. Человек, определяя свое место в «новой» иерархии, ищет определенной адекватности, «включенности» в этот мир.
Власть и искусство вступают в контакт с первых же дней революции. Органы управления культурой, по мысли идеологов революции, должны способствовать формированию «нового» искусства, отвечающего потребностям нарождающегося строя. В театре идут поиски нового репертуара, новых средств выразительности, нового героя. Пьесы о революционных преобразованиях все прочнее входят в театр, соседствуя в то же время с классикой и «созвучными революции» постановками. Подобное позитивное восприятие исторических преобразований способствует формированию нового типа художественного мышления, где глобальность и масштабность событий воспринимаются зачастую во вселенском, библейском преломлении. Массовые действа, драматургические опыты футуристов, эксперименты Мейерхольда - весь этот «революционный космизм» становится отличительной чертой театра первых лет революции.
Но к «маленькому человеку» новый мир оказался бессмысленно жесток и безжалостен. Растерявшись в потоке нахлынувших на него новых идей и событий, обычный человек оказался выброшен из центра мироздания. Индивидуум растворяется в обществе и либо гибнет, либо цепляется» за других, «строя» пространство вокруг себя. Новый мир, порождая новые отношения и мораль, обычаи и язык, затягивает человека в свой круговорот, сопротивляться которому он не в состоянии. Прошлое при этом, обретая оттенок нереальности, призрачности, становится для кого-то ностальгическим воспоминанием, а для кого-то -объектом непрекращающейся борьбы.
Ощущение абсурда новой жизни, нереальности как прошлого, так и настоящего прослеживается во многих произведениях 1920-х годов. Трудными дорогами идет к «новой жизни» послереволюционный человек. Тернистый путь к счастью - один из драматургических мотивов этого времени. Человек - скиталец, бездомный, бесприютный, и в этом его сила и его слабость. Разрушение Дома становится сквозной темой в контексте осмысления жизни людей этого времени. Гибель Дома, замена его «пространством жизни» рождает в человеке ощущение собственной ненужности, потерянности, одиночества. Человек послереволюционной поры воспринимает мир в осколках, он не знает «порядка», а хаос для него - привычная модель существования. Распавшийся мир предполагает соответствующее эстетическое выражение - распадение художественного произведения на эпизоды, фрагменты, каждый из которых - часть еще не «оформленного» мира, где нет гармонии.
Трудные дороги революции приводят человека к самому главному -к «перестройке нутра», к изменению сознания, унификации мыслей и чувств. Внутренний мир человека меняется вместе с «обстоятельствами жизни», с реалиями быта. «Новый» быт, с явственными отголоски быта «старого», складывающийся в жизни, находит свое отражение и искусстве, причем изображается с сатирической интонацией. Борьба с «пережитками прошлого», с «бывшими людьми», с «перерожденцами» -еще одна тема складывающейся советской драматургии.
Строительство социалистического общества предполагало рождение нового, совершенного человека, прекрасного душой и телом. Постепенно вытесняется из жизни и литературы интеллигент, рефлексирующий герой, вобравший в себя духовные основы многовековой культуры, герой классической литературы XIX века, которому нет места в новом мире. Здесь нужны другие: борцы, разрушители старого, не мучающиеся более «проклятыми вопросами» бытия. Так к концу десятилетия складывается определенный драматургический архетип. Одномерный, статичный, он не развивается на протяжении всего действия, высказывая мысли, предопределенные его «амплуа» - и только. Эта схема, постепенно внедряющаяся в массовое сознание читателя-зрителя, станет определяющей для образной мифологемы 1930-х.
Уже в начале десятилетия рядом с ним можно увидеть образ «простого» человека, приходящего «в революцию», или дворянина, порывающего со своим классом. К середине 1920-х возникает также образ «маленького человека», вовлеченного в исторический круговорот, и «бывших людей», которые рисуются либо категорически отрицательно, либо психологически точно, либо сатирически. В это же время драматурги приходят к образу героя с отрицательным обаянием, мошеннику и авантюристу, ищущему свое место в новой жизни и к образу «перерожденца» или «пережитка прошлого».
Итак, герой трансформируется, видоизменяется, но постепенно все многообразие типов сводится к антитезе «свой» - «чужой», и к 1930-м годам складывается та же оппозиция, с которой начинала после революции репертуарная драма. На нет сводится все многообразие поисков в искусстве первого революционного десятилетия, и складывается та «генеральная линия», с которой уже невозможно будет спорить. Целенаправленно будет разрушаться образное, стилевое, жанровое многообразие, надолго прервется художественный поиск в искусстве, а идеология будет довлеть над культурой в течение многих десятилетий.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Соловьева, Наталья Юрьевна, 2005 год
1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
2. Афиногенов А.Н. Избранное. В 2 т.т. Т.1. - М., 1977.
3. Бабель И.Э. Избранное. М., 1966.
4. Багрицкий Э. Стихотворения и поэмы. М., 1987.
5. Безыменский А. Выстрел. // Безыменский А. Избранные произведения. В 2-х т.т. Т.2. — М., 1958.
6. Берберова Н.И. Курсив мой: Автобиография. М., 1999.
7. Билль-Белоцерковский В.Н. Избранные произведения. В 2 т.т. Т.2. Пьесы. - М., 1976.
8. Блок А.А. Избранное. М., 1936.
9. Булгаков М.А. Пьесы 20-х годов. Л., 1989.
10. Глебов А.Г. Инга. Сб. пьес. М., 1967.
11. Гиппиус 3 Н. Современная запись. 1914-1919 г.г. Дневник. Л., 1991.
12. Горький A.M. Несвоевременные мысли.
13. Замятин Е.И. Мы. // Вечер в 2217 году. Русская литературная утопия. -М., 1990.
14. Зощенко М.М. Избранные произведения. В 2-х т.т. Л., 1968. 19.Иванов Вс.В. Пьесы. - М., 1964.
15. Ильф И.А., Петров Е.П. Двенадцать стульев. Золотой теленок. М., 1988.21 .Катаев В.П. Алмазный мой венец: Повести. М., 1994.
16. Катаев В.П. Растратчики. // Катаев В.П. Собр. соч. В 5 т.т. Т.1. - М., 1956.
17. Катаев В.П. Квадратура круга. // Катаев В.П. Собр. соч. В 5 т.т. Т.5. -М., 1957.
18. Киршон В.М. Избранное. М., 1958.
19. Лавренев Б.А. Собр. соч. В 6 т.т. Т.5. Пьесы. - М., 1984.
20. Леонов Л. Унтиловск. // Собр. соч. В 10 т.т. Т.7. Пьесы. - М., 1971.
21. Мандельштам Н.Я. Вторая книга: Воспоминания. М., 1990.
22. Мандельштам О.Э. Личность. Творчество. Эпоха. Владивосток, 1990.
23. Маяковский В.В. Сочинения в 2-х т.т. / Сост. Ал.Михайлова. М., 1988.
24. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л., 1991.31,Олеша Ю.К. Пьесы. Статьи о театре и драматургии. / Вступ. статья
25. П.Маркова. М., 1968. 32,Олеша Ю.К. Избранные сочинения. - М., 1956.
26. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго // Собр. Соч. В 5 т.т. Т.З. - М., 1990.
27. Платонов А.П. Повести. Рассказы. Воронеж, 1982.
28. Погодин Н.Ф. Собрание драматических произведений. В 5-ти т.т. -Т.1.-М., 1960-61.
29. Ромашов Б.С. Пьесы. М., 1954.
30. Сейфуллина Л.Н. Избранные произведения. В.2-х т.т. М.,1958.
31. Советский юмористический рассказ 20-30-х годов. / Сост. Е.Глущенко.-М., 1987.
32. Толстой А.Н. Хождение по мукам. // Собр. соч. В 8 т.т. Т. 5, 6. - М., 1972.
33. Тренев К.А. Пьесы. Статьи. Речи. М., 1980.
34. Третьяков С.М. Слышишь, Москва?! Противогазы. Рычи, Китай!: Пьесы. Статьи. Воспоминания. Иркутск, 1966.
35. Тэффи Выбор креста. М., 1991.
36. Файко A.M. Театр. Пьесы. Воспоминания. / Послесл. Н.Р.Войткевич. -М., 1971.
37. Фурманов Д.А. Чапаев. М., 1952.
38. Шкваркин В.В. Комедии. / Вст. ст. И.Штока. М., 1966.
39. Шмелев И.С. Солнце мертвых: эпопея. М., 1991.
40. Шторм. Пьесы о революции. / Сост. С.Никулин. М., 1988.
41. Эрдман Н.Р. Пьесы. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1990.
42. Эрдман Н.Р. Самоубийца: Пьесы. Интермедии. Переписка с А.Степановой. М., 2000.
43. Эренбург И.Г. Книга для взрослых. М., 1992.
44. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. Воспоминания: том первый. М., 1990.1. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
45. Авербах Л. Из рапповского дневника. Л., 1931.
46. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994.
47. Акимов В. В спорах о художественном методе (Из истории борьбы за социалистический реализм). Л., 1979.
48. Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2-х т.т. М., 1977.
49. Анализ драматического произведения./ Сб. под ред. А.А.Иезуитовой. -Л., 1988.
50. Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (20-30-е годы). М., 2003.
51. Арватов Б. Искусство и классы. М.-Пг, 1923.
52. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. М., 1957.
53. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
54. Белая Г.А. Дон Кихоты революции опыт побед и поражений. - М., 2004.
55. Белинский В.Г. О драме и театре. : Сб.: В 2-х т.т. М., 1983.
56. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 12-ти т.т. М., 1954.
57. Белый А. Революция и культура. М., 1917.
58. Бердяев Н.А. Духи русской революции.
59. Берковский Н.Я. Мир, создаваемый литературой. М.,1989.
60. Блок А.А. Об искусстве. М., 1980.
61. Богданов А.А. Вопросы социализма. Работы разных лет — М.,1990.
62. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. 1917-1935. М., 1963.
63. Борев Ю.Б. Методология анализа литературного произведения. М., 1986.
64. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. -М., 1978.
65. Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М., 1959.
66. Великая Н.И. Формирование художественного сознания в советской прозе 1920-х годов. Владивосток, 1975.
67. Вишневская И.Л. Разрешается к представлению. // Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20-30-х годов. М., 1993.
68. Власть и художественная интеллигенция. Документы РКП(б)-ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917-1953. М., 2002.
69. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата.: Сб. M.-JL, 1925.
70. Воронский А. Искусство и жизнь. М., 1924.
71. Воронский А. Литературные портреты. М., 1929.
72. Время и пространство в театральном искусстве: Дискус. // Театр. -1978, №7.
73. В спорах о театре.: Сб. науч. тр. СПб, 1992.
74. Встречи с Мейерхольдом.: Сб. воспоминаний. -М., 1967.
75. Выготский С.Л. Психология искусства. М., 1986.
76. Ган А. Конструктивизм. Тверь, 1922.
77. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика.: ВЗ-х т.т. Т.З. - М., 1971.
78. Гладков А.К. Мейерхольд. В 2-х т.т. М., 1990.
79. Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970.
80. Головчинер В.Е. Эпическая драма в русской литературе XX века. -Томск, 2001.
81. Голубков М.М. Русская литература XX века.: После раскола. М., 2001.
82. Горький A.M. О пьесах // О литературе. М., 1953.
83. Гуськов Н.А. От карнавала к канону: Русская советская комедия 1920-х годов. СПб, 2003.
84. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1985.
85. Драгомирецкая Н.В. Стилевые искания ранней советской прозы. // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965.
86. Еремеев Г.Д. Искусство как мышление. -М., 1982.
87. Ермилов В. За живого человека в литературе. М., 1928.
88. Жидков B.C. Театр и власть. 1917-1927. От свободы до «осознанной необходимости». М., 2003.
89. Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сборник трудов.-М., 1988.
90. Ильинский И.В. Сам о себе М., 1961.
91. Иоффе И. Синтетическая история искусства. Л., 1933.
92. Искусство в производстве.: Сб. статей. М., 1921.
93. История русского советского театра. Кн.1. 1917-1945. М., 1984.
94. История советского театроведения М., 1981.
95. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.
96. Канунникова И.А. Русская драматургия XX века. М., 2003.
97. Катышева Д.Н. Вопросы теории драмы: действия, композиция, жанр.-СПб, 2001.
98. Катышева Д.Н. Литературный монтаж как метод сценического мышления. СПб, 1997.
99. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2000.
100. Керженцев П. Творческий театр. — М.-Пг., 1923.
101. Киселев Н.Н. Проблемы советской комедии. Томск, 1973.
102. Костина Е.М. Художники сцены русского театра XX века: Очерки. М., 2002.
103. КПСС в резолюциях и решениях. Ч. 1. - М., 1983.
104. Крымова Н.А. Станиславский-режиссер. М., 1984.
105. Кугель А.Р. Профили театра. М., 1980.
106. Культурная жизнь в СССР. Хроника. 1917-1927. М., 1975.
107. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1957.
108. Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа. М, 1929.
109. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. -М., 1976.
110. Лотман Ю.М. Об искусстве. М., 1999.
111. Луначарский А.В. Об искусстве. М., 1982.
112. Луначарский А.В. Человек нового мира. М., 1980.
113. Лурье А.Н. Поэтический эпос революции. Л., 1975.
114. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М., 1978.
115. Марков П.А. История моего театрального современника // Марков П.А. Книга воспоминаний. М., 1983.
116. Марков П.А. В Художественном театре. Книга завлита. М., 1976.
117. Марков П.А. О театре. В 4-х т.т. М., 1974-1977.
118. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. В 2-х ч. М., 1968.
119. Михаил Булгаков-драматург и художественная культура его времени.:Сб. статей.-М., 1988.
120. Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1898-1938. М., 1938.
121. Неводов Ю.Б. Советская героическая драма 20-х годов (проблематика, структура, жанр). Саратов, 1985.
122. Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: Хрестоматия./ Сост. Г.А.Белая. М., 2001.
123. От капитализма к социализму. Основные проблемы переходного периода в СССР в 1917-193 7 г.г. Т. 1. - М., 1981.
124. Паперный Вл. Культура Два. М., 1996.
125. Поиски и традиции: Сб. статей. Л., 1986.
126. Полонский Вяч. Литература и общество. М., 1929.
127. Проблемы советской режиссуры 20-30-х годов: Сб. науч. тр. -М., 1981.
128. Проблемы театрального наследия М.А.Булгакова. Л., 1987.
129. Развитие реализма в русской литературе. В 3-х т.т. Т.2. - М., 1973.
130. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб. статей. Л., 1974.
131. Розанов В. Люди лунного света. 2-е изд. СПб, 1913.
132. Рудницкий К.Л. Портреты драматургов. М., 1961.
133. Русские писатели XX века: Биографический словарь. М., 2000.
134. Рябушин А.В., Шишкина И.В. Советская архитектура. М., 1984.
135. Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика Видение мира - Философия. - М., 2001.
136. Скобелев В.П. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. Воронеж, 1975.
137. Смелянский A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1986.
138. Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр 1926-1932.-4.1.-Л., 1982.
139. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.
140. Спивак М. Посмертная диагностика гениальности: Эдуард Багрицкий, Андрей Белый, Владимир Маяковский в коллекции Института мозга (материалы из архива Г.И.Полякова). — М., 2001.
141. Станиславский К.С. Из записных книжек. В 2-х т.т. М., 1986.
142. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. // Станиславский К.С. Собр. соч. В 9-ти т.т. Т. 1. - М., 1982.
143. Стрельцова Е. Великое унижение. Н.Эрдман. // Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20-30-х годов. М., 1993.
144. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. 1917-1938.-М., 1977.
145. Субботин А. Маяковский сквозь призму жанра. М.,1986.
146. Таиров А.Я. Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. -М., 1970.
147. Тамашин Л.Г. Советская драматургия в годы гражданской войны. М.,1961.
148. Тарабукин Н. От мольберта к машине. М., 1923.
149. Творческие пути пролетарской литературы.: Сб. М.-Л., 1929.
150. Теория литературы. Роды и жанры в историческом развитии. -М., 1964.
151. Троцкий Л.Д. Вопросы быта. Эпоха «культурничества» и ее задачи. М., 1923.
152. Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991.
153. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
154. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. М., 1929.
155. Устюжанин Д. Драма К.Тренева «Любовь Яровая». М., 1972.
156. Фадеев А.А. За тридцать лет: Сб. М., 1957.
157. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996.
158. Хализев В.Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.
159. Чередниченко А. Типология советской массовой культуры. -М., 1995.
160. Чирков А.С. Эпическая драма: Проблемы теории и поэтики. -Киев, 1988.
161. Чудакова М.О. Избранные работы, T.I. Литература советского прошлого. М. 2001.
162. Шешуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М., 1970.
163. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи воспоминания -эссе (1914-1933).-М., 1990.
164. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти т.т. Т.2. -М., 1963.
165. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.
166. Юфит А.З. Революция и театр. Л., 1977.
167. Исторические события и культурная жизнь страны (1917 — 1932)1917
168. Февраль: Буржуазно-демократическая революция. Отречение Николая II и формирование Временного правительства.
169. В.И.Ленин пишет «апрельские тезисы», где призывает к немедленному переходу к «социалистической революции», требуя передачи власти Советам.
170. Литературно-художественная жизнь
171. Октябрь: Накануне революции проводится первая конференция Пролеткульта.
172. Эмиграция С.В.Рахманинова.
173. Январь: Роспуск Учредительного Собрания.
174. Март: Подписан Брестский мир с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Турцией.
175. Создается Красная армия. Л.Д.Троцкий, уже занимающий пост председателя Высшего военного совета, становится также народным комиссаром по военным делам.
176. Июль: Создание Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической республики.
177. Летом начинается интервенция против советской России. Начинается Гражданская война.
178. Август: 30-го августа — покушение на Ленина.
179. Образование ТЕО при Наркомпросе, где сотрудничают Вс.Мейерхольд, А.Белый, Вяч.Иванов, Н.Эфрос, А.Бахрушин, П.Марков, Е.Замятин , Ю.Балтрушайтис, М.Цветаева и мн.др.
180. Опубликованы книги: Н.А.Бердяев «Смысл творчества», В.В.Розанов «Апокалипсис нашего времени», М.Горький «Несвоевременные мысли», И.Бунин «Окаянные дни»,
181. Январь: учреждение Революционного трибунала печати. А.Богданов выступил как идеолог Пролеткульта. Весной предпринимается попытка создать пролетарский университет, которая, однако, заканчивается провалом.
182. Апрель: Упразднена Академия художеств и организованы Свободные государственные мастерские, на базе которых затем будет создан ВХУТЕМАС.
183. Июль: Выход первого номера «Пролетарской культуры» (1918-1921). Опубликована поэма А.Блока «Двенадцать» и статья «Интеллигенция и революция».
184. Декабрь: Выходит первый номер журнала «Искусство коммуны» — органа ИЗО Наркомпроса; Нарком просвещения Луначарский поручает ответственные должности и задачи художникам-авангардистам. Редакторы газеты — О.Брик, Н.Пунин, Н.Альтман и Б.Кушнер.1919
185. Первый конгресс Коминтерна.
186. Декрет СНК о ликвидации неграмотности.
187. VIII съезд РКП(б) одобрил тезис о новой роли профсоюзов: они становятся центральными органами на производстве.
188. Наступление Белой армии (Колчак, Деникин и Юденич). Самый критический момент Гражданской войны.
189. Разгром генерала Деникина и занятие территорий в районе Черного моря большевиками ведут к первой волне эмиграции интеллигенции с И.Буниным во главе.
190. A.Богданов исключен из РКП(б). Национализация театров и кинематографа.
191. Первая выставка Обмоху (Объединение молодых художников).
192. B.Маяковский работает в государственном телеграфном агентстве РОСТА (будущий ТАСС).1. Эмигрировал В.Набоков.
193. Московскому Малому и петербургскому Мариинскому театрам присвоено звание академических.
194. Август: В Москве проводится Первая всероссийская конференция по художественной промышленности. В октябре рождается Совет по художественному производству.1920
195. Контрнаступление Красной Армии по всем фронтам. Октябрь: Подписано перемирие с Польшей.
196. Ноябрь: Штурм Перекопа. Освобождение Крыма. Конец Гражданской войны.
197. Принят план электрификации страны (ГОЭЛРО).
198. Литературно-художественная жизнь
199. Январь: Открытие в Зимнем дворце в Петербурге Музея революции. Вс.Мейерхольд, заведующий театральным отделом Наркомпроса, создает свой театр — РСФСР I.
200. На съезде Коминтерна создается Международное бюро Пролеткульта. Рождение ВА1111 (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей), где отпочковавшаяся от Пролеткульта «Кузница» становится группой-лидером.
201. Эмигрировали К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский.
202. Возникает объединение «Творчество», которое издает одноименныйжурнал. Среди его членов — Н.Асеев, Ф.Бурлюк, В.Чужак, С.Третьяков.
203. Май: В Малом театре проходит юбилей М.Н.Ермоловой (50-летие творческой деятельности). Ей присвоено звание народной артистки Республики.
204. Август: Проект А.Татлина Башня III Интернационала, представленный в Петрограде, — общепризнанный символ конструктивистской эпохи. Б.Кустодиев пишет картину «Большевик», Д.Моор плакат «Ты записался добровольцем?».
205. Октябрь: Первый Всероссийский съезд Пролеткульта. Ноябрь: В рамках Московского ИНХУКа рождается Первая рабочая группа конструктивистов (А.Ган, К.Иогансон, И.Медунецкий, А.Родченко, В.Степанова, В. и Г.Стенберги).
206. Декабрь: В «Правде» опубликовано Письмо Центрального комитета партии «О пролеткультах».1921
207. Кризисный год для революционных сил, среди которых возникают трения: 1. в Кронштадте — восстание моряков, сыгравших важную роль в революции; 2. забастовки в Петрограде, Москве и других промышленных центрах; 3. рабочая оппозиция.
208. Март: X съезд РКП(б). Начинается НЭП (1921-1922).
209. Литературно-художественная жизнь
210. Возникают первые частные издательства. В Праге группа эмигрантов издает сборник «Смена вех». А.Таиров публикует «Записки режиссера».1 мая в Театре РСФСР I «Мистерия-буфф» В.Маяковского и Вс.Мейерхольда.
211. Июнь: Возникает первый «толстый» литературный журнал «Красная новь», за ним — «Печать и революция» (1921) и «Молодая гвардия» (1922).
212. В Ясной Поляне открывается музей Л.Толстого.1. Август: Умер А.Блок.1. Основана ВАПП.
213. Сентябрь: Расстрел Н.Гумилева.
214. А.Родченко, В.Степанова, Л.Попова и др. организуют конструктивистскую выставку «5x5=25» в Московском Клубе поэтов.
215. Утверждение линии производственничества внутри ИНХУКа. Попова и Степанова приходят на Первую государственную ситценабивную фабрику. Большинство членов группы «Творчество» переезжает в Москву и вливается в ряды ЛЕФа.
216. Выходит сборник статей «Искусство и производство» со статьями О.Брика, Д.Штеренберга, А.Филиппова, Д.Аркина, В.Воронова, А.Топоркова.
217. В Петербурге создано литературное объединение «Серапионовы братья». Ноябрь: Открытие Третьей студии МХАТ В конце года: Отъезд М.Горького за границу.1922
218. Литературно-художественная жизнь
219. На базе Московского Теревсата (Театра революционной сатиры) и др. театров образован Театр Революции.
220. Февраль: Е.Б.Вахтангов ставит в Третьей студии МХАТ «Принцессу Турандот» К.Гоцци. Смерть Е.Б.Вахтангова.
221. Декабрь: Возникновение литературной группы «Октябрь». В конце года возникает объединение «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1923-1925) во главе с В.Маяковским.
222. В Москве открывается конструктивистская выставка, где представлены работы В. и Г.Стенбергов и К.Медунецкого.
223. В театре Вс.Мейерхольда поставлены «Великодушный рогоносец» Кроммелинка с конструктивистскими декорациями и костюмами Л.Поповой и «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина с конструктивистскими декорациями В.Степановой.
224. Эмигрирует Ф.Шаляпин. Учрежден Главлит.
225. Опубликованы «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова, «Дюжина ножей в спину революции» А.Аверченко, «Голый год» Б.Пильняка.19231. XII съезд РКП(б).
226. Организуется Всероссийское общество «Долой неграмотность!». Декабрь: Начинается кампания против оппозиции в целом и против Троцкого в частности (продлится до 1927 года). Готовится денежная реформа с введением червонца.
227. Литературно-художественная жизнь
228. Троцкий публикует книгу «Литература и революция». Февраль: Организация Главреперткома.
229. Март: Выходит первый номер журнала «ЛЕФ» (1923-1925), главным редактором которого становится В.Маяковский.
230. Начинает выходить журнал «На посту» и театральный журнал «Жизнь искусства».
231. При журнале «Красная новь» создано литературное объединение «Перевал».
232. На Московской конференции пролетарских писателей основана МАПП. Выходит статья А.Воронского «Искусство как познание жизни и современность»: начинается полемика между «Красной новью» и лефовским авангардом.
233. Н.Тарабукин публикует статью «От мольберта к машине». Постановка в Камерном театре спектакля «Человек, который был Четвергом» Честертона с конструктивистскими декорациями А.Веснина. Рационалисты создают Ассоциацию Новых Архитекторов (АСНОВА).1924
234. Май: На XIII съезде партии Г.Е.Зиновьев требует от Л.Д.Троцкого самокритики в связи с полемикой 1923 года. Троцкий терпит поражение. Италия, Франция и Великобритания признают СССР. Завершается денежная реформа.
235. И.В.Сталин провозглашает лозунг «социализм в отдельно взятой стране».
236. Литературно-художественная жизнь
237. Растет интерес партии к проблемам культуры. 9 мая собирается Центральный комитет РКП(б) для обсуждения политики партии в области литературы.
238. В Москве открывается посмертная выставка Л.Поповой. После смерти Л.Поповой В.Степанова уходит с фабрики Цинделя.
239. На бьеннале в Венеции в павильоне СССР выставлены работы К.Малевича, А.Родченко, Л.Поповой.
240. Братья Веснины реализуют проект здания для «Ленинградской правды». Возникает Литературный Центр конструктивистов, общепризнанными лидерами которого становятся писатели И.Л.Сельвинский, К.Л.Зелинский и А.Н.Чичерин.
241. Опубликованы «Барсуки» Л.Леонова, «Чапаев» Д.Фурманова, «Железный поток» А.Серафимовича, «Мы» Е.Замятина, «Виринея» Л.Сейфуллиной, «Города и годы» К.Федина.
242. Первый сезон открывает Московский театр сатиры. На базе 1-й Студии создается МХАТ 2-й. Закрыт Оперный театр С.Зимина1925
243. XIV съезд партии. Падение Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева. Съезд ВКП(б) принимает сталинскую гипотезу о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране.
244. Литературно-художественная жизнь
245. Январь: 1-я Всесоюзная конференция пролетарских писателей победный венец напостовцев.
246. Июль: В «Известиях» опубликована резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», где пролетарские организации призываются к менее агрессивному отношению к «попутчикам».
247. Л.Выготский публикует «Психологию искусства». Выходит последний номер «ЛЕФа». Возникает РАПП.
248. Я.Протазанов ставит фильм «Закройщик из Торжка».
249. Международная выставка декоративно-прикладного искусства в Париже. Выставочный павильон СССР был сооружен по проекту архитектора К.Мельникова: в нем представлен «рабочий клуб» А.Родченко.
250. Братья Веснины реализуют на практике проект Центрального телеграфа в Москве.
251. Представлены публике картины М.Грекова «Тачанка с юга» и И.Касаткина «Рабфаковка».
252. Декабрь: Самоубийство С.Есенина. Смерть А.Аверченко.1926
253. Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев и Л.Б.Каменев объединяются внутри Центрального комитета ВКП(б) и предлагают единую платформу по программе индустриализации. Конфронтация вступает в критический этап.
254. Литературно-художественная жизнь
255. Выходит и ставится «Шторм» В.Билль-Белоцерковского. Публикуется «Конармия» И.Бабеля, «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка, «Сестры» А.Толстого.
256. С.Эйзенштейн выпускает фильм «Броненосец «Потемкин», Я.Протазанов -«Процесс о трех миллионах».
257. В СССР публикуется «Моя жизнь в искусстве» К.С.Станиславского. В Москве, Ленинграде, Харькове, Баку, Перми и др. городах создаются ТРАМы.1. Создано ОБЭРИУ.1927
258. Май: Последнее выступление оппозиции, которая представляет в Политбюро ВКП(б) так называемую «платформу 83-х». В ответ начинаются аресты и исключения из партии.
259. Рождается Новый ЛЕФ (1927-28), в котором вокруг В.Маяковского объединяются многочисленные художники-авангардисты. Издается одноименный журнал. # Конец Л.Д.Троцкого как партийного деятеля ведет к смещению
260. A.Воронского с его поста в «Красной нови».
261. Опубликован «Разгром» А.Фадеева, «Зависть» Ю.Олеши, «Елизавета Бам» Д.Хармса.
262. Во МХАТе постановка пьесы Вс.Иванова «Бронепоезд 14-69». Р.Глиэр создает первый советский балет на революционную тему — «Красный мак».1928
263. Начинается реализация пятилетнего плана. Январь: Л.Д.Троцкий сослан в Алма-Ату. Март: Первый процесс над «группой техников».
264. Литературно-художественная жизнь
265. Проводя опыт на себе, погиб А.Богданов.
266. В Ленинграде арестованы члены религиозно-философского кружка «Воскресение» и Братства преподобного Серафима Саровского.
267. B.Маяковский уходит из «Нового ЛЕФа», оставляя его в руках
268. C.Третьякова, однако выйдут всего четыре номера, и журнал прекратит свое существование.
269. К.Мельников проектирует клуб завода «Каучук» и клуб им.Русакова. Декабрь: Премьера «Багрового острова» М.Булгакова в Камерном театре1929
270. Январь: Л.Д.Троцкий, изгнанный из СССР, находит пристанище в Турции.
271. Летом Начинается военные конфликты с Китаем.
272. В ноябре-декабре максимально активизируется работа по проведению коллективизации сельского хозяйства. Наконец, в декабре принимается решение о ликвидации кулачества и начинается «война в деревне».
273. Литературно-художественная жизнь
274. Яростная кампания РАПП против «попутчиков» и представителей ЛЕФа.
275. В Ленинграде закрывается ИНХУК.
276. А.Воронский создает «Литературные портреты».
277. Вс.Мейерхольд ставит пьесу В.Маяковского «Клоп».
278. Выходит пьеса Вс.Вишневского «Первая Конная».1930
279. Январь: Политбюро ЦК ВКП(б) принимает решение, которое знаменует коллективизацию огромного большинства обрабатываемых земель до конца первой пятилетки.
280. Литературно-художественная жизнь
281. И.Бабель публикует «Одесские рассказы». Постановка Вс.Мейерхольдом «Бани» В.Маяковского. Смерть В.Маяковского.
282. Л.Утесов основывает первую советскую джазовую группу «Tea-джаз». Б.Иофан проектирует «Дом на набережной».1931
283. Вторая волна коллективизации (коллективизировано около 7 миллионов семей). Одновременно разворачивается самая мощная кампания по ликвидации кулачества.
284. Нападение Японии на Маньчжурию ведет к тому, что СССР возобновляет отношения с Китаем.
285. После письма И.В.Сталина в журнал «Пролетарская революция», где он потребовал прекратить всякие дискуссии с «троцкистскими фальсификаторами истории партии», все литературно-художественные и научные журналы подвергнуты жесткой критике.
286. Литературно-художественная жизнь
287. В Москве и Ленинграде созданы ИФЛИ.
288. Опубликована книга И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок», ставятся «Страх» А.Афиногенова, «Список благодеяний» Ю.Олеши. Н.Экк создает первый звековой советский фильм «Путевка в жизнь». Взорван Храм Христа Спасителя.1932
289. Сопротивление колхозов государству, вызванное тем, что при сдаче большого количества продукции цены, установленные государством, оказались крайне низкими.
290. Август: В стране введена смертная казнь за хищения. Май: Разрешается свободная продажа колхозных излишков. Осенью начинается голод. Официальное завершение пятилетнего плана.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.