Домонотеистические верования даргинцев в XIX - начале XX в.: пантеон и пандемониум тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Исрапилова, Зарема Анваровна

  • Исрапилова, Зарема Анваровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 205
Исрапилова, Зарема Анваровна. Домонотеистические верования даргинцев в XIX - начале XX в.: пантеон и пандемониум: дис. кандидат наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Махачкала. 2015. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Исрапилова, Зарема Анваровна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Пантеон

§ 1. Верховный бог-громовержец

§2. Персонифицируемые солнце и луна

§ 3. Персонифицируемые атмосферные явления и стихии

а) персонифицируемая радуга

б) персонифицируемый ветер

в) боги дождя и солнца и их персонификации в обрядах метеорологической магии

г) персонификация воды

§4. Хозяева леса, зверей и охоты

§5. Аграрные боги и их персонификации

§6. Персонификация времени года

§7. Патроны сельской общины

Глава 2. Пандемониум

§1. Домовая змея

§2. Домовой

§3. Демоны-антагонисты беременных, рожениц и новорожденных

§4. Ведьмы

§5. Джинны и шайтан

Заключение

Список источников и литературы

Список информаторов

Список сокращений

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Домонотеистические верования даргинцев в XIX - начале XX в.: пантеон и пандемониум»

Введение

Актуальность исследования. Изучение традиционной духовной культуры этносов — одна из важных задач российской этнографии. Составной частью традиционной духовной культуры этносов являются их домонотеисти-ческие верования. К домонотеистическим верованиям обычно относят ранние формы религии, языческие культы и обряды — магию, анимизм, фетишизм, шаманизм, политеизм и полидемонизм, аграрные культы, культы огня, воды, дерева, камня, предков, плодородия, промысловый культ, зоолатрию, обряды вызывания дождя и солнца, обряды, связанные с рождением, браком и смертью человека и т.д. Основными источниками для изучения домонотеи-стических верований служат мифы, фольклор, праздники, обычаи, обряды, топонимика, лексика и фразеология, детские игры. Предлагаемая работа посвящена исследованию реликтов домонотеистических верований у одного из этносов Дагестана — даргинцев. Из всего комплекса этих верований для исследования избраны мифологические персонажи, входившие в прошлом в языческий пантеон и пандемониум даргинцев. Описание, характеристика и анализ мифологических персонажей, входивших пантеон и демонологию даргинцев, представляет важный теоретический и практический интерес. Исследование религиозных традиций каждого народа имеет большое научное значение. Традиционные религиозные представления у каждого народа имеют свою специфику в силу индивидуальности и неповторимости его исторических судеб. И в этом отношении даргинцы не являются исключением. До-монотеистические верования господствовали в Дагестане довольно значительный период времени, предшествовавший распространению христианства и ислама. Но и после принятия ислама прежние религиозные формы проявляли известную устойчивость и продолжали сохраняться в виде пережитков в культуре и быту даргинцев. Смешавшись с исповедуемым дагестанцами исламом, они образовали так называемый «бытовой ислам», в котором причудливо переплелись реликты прежних форм религии и каноны и установления

ислама. Изучение сохранившихся мифологических персонажей былого пантеона и пандемониума даргинцев в этой связи представляется актуальным в плане воссоздания более полной картины традиционной духовной культуры дагестанцев. Это и тем более актуально в последние десятилетия в связи с ростом национального самосознания, когда наблюдается повышение интереса к генезису и этнической истории народа, его историческому прошлому и настоящему, особенностям культуры и быта.

Всестороннее изучение традиционной духовной культуры даргинцев диктуется и объективными процессами: вымыванием, забвением отдельных элементов духовной культуры под натиском процессов урбанизации, стандартизации и глобализации. Исследование традиционных религиозных верований, отражающих специфику духовной культуры дагестанских этносов, в этой связи представляется актуальным и целесообразным. Все это в совокупности свидетельствует об актуальности темы диссертации, значительно возросшем интересе народов Дагестана к собственной истории и предшествовавшим религиозным формам.

Актуальность изучения мифологических персонажей былого пантеона и пандемониума даргинцев диктуется и борьбой с религиозным экстремизмом, отстаивающим возрождение так называемого «чистого ислама», отрицательно относящегося к сохранившимся реликтам домонотеистических верований и обрядов у народов Дагестана.

Изучение древних верований даргинцев невозможно без привлечения аналогичного материала по другим этносам Дагестана и Северного Кавказа, что позволит сделать целый ряд выводов, касающихся общности их этногенеза, этнической истории, складывания производящего хозяйства, мифотворчества, взаимодействия и взаимовлияния культур. Поэтому домонотеистиче-ские верования и обряды даргинцев и других северокавказцев, являются важным источником по истории их самобытной культуры.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является на основе сохранившихся домонотеистических верований и обрядов реконструировать языческий пантеон и пандемониум даргинцев.

В свете основной цели определяются и задачи исследования. Основными задачами исследования являются:

- изучить календарные, аграрные, метеорологические праздники, обряды, обычаи и верования, мифы, лексику и фразеологию даргинцев с целью выявления мифологических персонажей их былого пантеона и пандемониума;

- описать, дать характеристику и анализ основным мифологическим персонажам даргинцев с указанием их теонима, ипостасей, локуса обитания, модуса проникновения, времени появления, функций и предикатов, атрибутов;

- провести аналогии и параллели с выявлением общего и особенного богов и демонов даргинцев с мифологическими персонажами других народов Дагестана, Северного Кавказа и мира.

Хронологические рамки исследования охватывают традиционную духовную культуру даргинцев, то есть в основном XIX - начало XX в., хотя большинство описываемых верований и обрядов зародилось в древности, многие из них сохранялись в советское время, а некоторые - бытуют и в наши дни.

Объектом исследования является традиционная духовная культура одного из этносов Дагестана - даргинцев. В ходе исследования была изучена традиционная духовная культура даргинцев, проживавших в 27 селениях нынешних Акушинского, Дахадаевского, Кайтагского, Левашинского и Серго-калинского районов республики. Это позволило охватить домонотеистиче-ские верования большинства даргинских субэтнических групп практически в полном объеме.

Предметом исследования являются мифологические персонажи, зародившиеся в эпоху первобытного общества с его культом природы во главе с Великой Богиней-матерью, и олицетворявшие небесные светила, атмосферные

явления и природные стихии, а также божества-хозяева определенных локу-сов, связанные с покровительством хозяйственной и иной деятельности человека. Эти божества впоследствии, в период становления и развития раннеклассового общества, вошли в пантеон богов во главе с Богом-отцом. Часть из них (в основном - женские) в связи с переоценкой роли божеств перешли в разряд демонов (главным образом) с отрицательной характеристикой и составили пандемониум.

Источниковой базой диссертации послужил полевой этнографический материал, собранный автором в 1995-2010 гг. методами индивидуального и группового интервьюирования у 87 респондентов разного пола, возраста и профессий. В процессе работы над диссертацией автором были использованы материалы Рукописного фонда Института ИАЭ ДНЦ РАН - фонды 3. «Плановые научно-исследовательские работы отдела этнографии» и 5. «Материалы по археологии и этнографии Дагестана», в которых сосредоточены данные по домонотеистическим верованиям и обрядам даргинцев и других народов Дагестана. Особый интерес в этих фондах представляют работы Г.А.

1 2 Гаджиева и М.Ю. Курбанова , посвященные изучению доисламских религиозных верований различных субэтнических групп даргинцев.

Был использован даргинский фольклор3, жанры которого - календарная обрядовая поэзия, сказки, легенды, предания, былички, формулы запугива-

1 См.: Гадэюиев Г.А. Религиозные верования и обряды народов Дагестана. 1978 г. // РФ ИИАЭ. Ф. 5. On. 1. Д. 185; Он же. Доисламские религиозные верования народов Нагорного Дагестана в XIX - нач. XX в. (Даргинцы). 1983 г. // Там же. Ф. 3. Оп. 3. Д. 570; Он же. Доисламские религиозные верования и обряды даргинцев. 1983 г. // Там же. Ф. 5. On. 1. Д. 294; Он же. Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана: Рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев. 1991 г. // Там же. Ф. 3. Оп. 3. Д. 72 6.

См.: Курбанов M.IO. Сюргинцы. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. 1997 г. // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 857; Он же. Буркун-Дарго. История, культура, быт: прошлое и настоящее. 2001 г. // Там же. Ф. 3. Оп. 3. Д. 897; Он же. Буркун-Дарго. История, культура, быт: прошлое и настоящее. 2003 г. // Там же. Ф.З. Оп. 3. Д. 942.

3 См.: Даргинские сказки / Сост. М.-З. Османов. М., 1963; Алиханова A.A. Древние сюжеты в преданиях аула Мекеги // Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане. Махачкала, 1978. С. 156-161; Она же. Песня-посвящение в даргинском фольклоре и ее художественные особенности // Поэтика фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1981. С. 110- 123; Абакарова Ф.З. Отражение мифологических воззрений в детском фольклоре наро-

ния детей, приметы, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.п., так же, как и мифология, являются одним из источников по реконстукции мифологических персонажей пантеона и пандемониума.

В работе привлечены нарративные источники. Один из них - труд И.А. Гильденштедта «Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг.»1 - является, помимо фольклора и данных лингвистики, практически единственным источником по реконструкции верховного бога-громовержца даргинцев. Авторы других трудов - Д.Н. Анучин2, A.M. Дирр3, Б.К. Далгат4, Г.Ф. Чурсин5 и др. оставили нам сравнительно-исторические материалы по мифологии других народов Дагестана и Кавказа.

Данные исторической науки - труды В.И. Марковина и P.M. Мунчаева6,

7 8 9

P.M. Магомедова , А.Р. Шихсаидова , Б.Б. Булатова и С.А. Лугуева и др. послужили источником по древней и средневековой культуре народов Дагеста-

дов Дагестана // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984. С. 119-129; Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев / Науч. ред. A.M. Ваги-дов. Махачкала, 1999; Алиева Ф.А. Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана / Отв. ред. A.M. Аджиев. Махачкала, 2008; Юсупов Х.А. Обрядовая поэзия даргинцев (Общее и локально-особенное) / Отв. ред. A.M. Аджиев. Махачкала, 2009.

1 См.: Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Ред. Ю.Ю.Карпов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.

2 См.: Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 года, совершенной при содействии Императорского Русского Географического общества// Оттиск из ИРГО. 1884. Т. XX. Вып. 4. С. 357-449.

I

См.: Дирр A.M. Божество охоты и охотничий язык у кавказцев // СМОМПК. Тифлис, 1915. Вып. 44. Отд. IV. С. 1-16; Он же. Заметки о татуировке в Дагестане // Там же. С. 23-24.

4 См.: Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М.: Наука, 2004.

5 См.: Чурсин Г.Ф. Очерки по этнолопш Кавказа. Тифлис, 1913: Он же. Осетины: Этнографический очерк. Тифлис, 1925; Он же. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала, 1929; Он же. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956; Он же. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. Махачкала, 1995.

6 См.: Марковин В.И., Мунчаев P.M. Северный Кавказ: Очерки древней и средневековой истории и культуры / Отв. Ред. Х.А. Амирханов. М, 2003.

7 См.: Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане: Из записных книжек историка. Махачкала, 1969; Он же. Вековые ценности Дагестана. Махачкала: Юпитер, 2005.

8 См.: Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1957. Т. 3. С. 54-76; Он же. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969; Он же. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Вост. Лит. РАН, 2001. С. 4-32.

9 См.: Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в XVIII-XIX веках (аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999; Они же. Очерки истории духовной культуры горцев Центрального Дагестана в XVIII-XIX веках. Изд. 2-е, доп. Махачкала, 2004.

на и Северного Кавказа, ранних форм религиозных верований и монотеистических религий населения региона.

Использование приведенных источников дало возможность реализовать поставленные цели и задачи в их максимальной-полноте.

Методологической основой диссертации являются: принципы научного историзма и объективности, предполагающие изучение любого явления в его исторической перспективе, рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего, подразумевающие воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития;

принцип детерминизма, предполагающий изучение действительности как сплетения причинно-следственных связей;

принцип единства исторического процесса, требующий рассмотрения домонотеистических верований даргинцев с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки, рассмотрения их мифологической системы в развитии, то есть с учетом причин породивших тот или иной персонаж, как он сформировался и как видоизменялся со временем;

историко-генетический метод, связанный с прослеживанием генезиса и развития системы мифологических персонажей начиная с ее складывания во времена культа природы во главе с Великой Богиней-матерью до их оформления в пантеон и пандемониум в эпоху распада первобытного общества, переворота в положении полов и политогенеза;

сравнительно-исторический метод, подразумевающий, что мифологические представления даргинцев изучаются не сами по себе, а в контексте их традиционной духовной и материальной культуры, хозяйственных занятий, разнесенных во времени и пространстве;

с этим методом смыкается, являясь его частной формой, сравнительная историко-культурная реконструкция, при которой воспроизведение процессов, происходивших в первобытном обществе* производится главным образом путем историко-генетических сравнений с применением так называемого

метода пережитков - реконстрции исчезнувших явлений по их пережиткам в современной духовной культуре, что позволяет изучение посредством ее моделирования в качестве целостной системы;

ретроспективный метод, заключающийся-в последовательном проникновении в прошлое, изучении сохранившихся в мифах, фольклоре, праздниках, обрядах, обычаях, верованиях, лексике и фразеологии мифологических персонажей реконструируемых пантеона и пандемониума даргинцев;

метод типологизации, предполагающий изучение разнообразных мифологических персонажей даргинцев для выявления их общих или сходных черт и группировки, объединения их в пантеон и пандемониум. При систематизации мифологических персонажей даргинцев на божества и демоны использована их типологическая классификация с учетом следующих базовых оснований (критериев): пространственно-временные параметры (синхрония и диахрония), критерии иерархичности и этно-территориальной масштабности влияния, тендерный признак, этические категории;

хронологический метод, предусматривающий изложение исторического материала в хронологической последовательности описываемых феноменов;

с этим методом тесно связан метод периодизации, позволяющий выделить ряд этапов в развитии мифологических представлений даргинцев, складывания их в систему, начиная со времени культа природы и кончая формированием пантеона и пандемониума;

с ними также связан структурно-диахронный метод, направленный на изучение разновременных исторических процессов, учитывая разновременность генезиса и динамики развития (например, трансформацию женских божеств в демонов в эпоху переворота в положении полов и политогенеза) различных мифологических персонажей, составлявших пантеон и пандемониум даргинцев;

к методам теоретического познания относится, хотя и не являющийся собственно историческим, метод моделирования, позволяющий на основе оп-

ределенных критериев гипотетически выстроить по иерархии персонажи мифологии даргинцев в пантеон и пандемониум;

метод выявления базовой мифологической тематики, предполагающий раскрытие основных мифологем (божества и демоны) в религиозных представлениях даргинцев;

соответствующий новейшей парадигме исторического знания метод междисциплинарного исследования, предполагающий методологический синтез в изучении прошлого, планомерную интеграцию исторической науки в единое исследовательское пространство с культурологией, религиоведением, фольклористикой, лингвистикой.

Научная новизна диссертации. Специальных работ, посвященных исследованию мифологических персонажей языческого пантеона и пандемониума даргинцев, не имеется. В работах главным образом этнографов и фольклористов были описаны отдельные божества и демоны даргинцев. Представленная диссертация - первый опыт реконструкции пантеона и демонологии даргинцев. Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в дагестанской этнографии комплексно и системно исследован приведенный в иерархическую структуру пантеон даргинцев во главе с верховным богом-громовержцем и отраслевыми божествами - персонифицируемыми небесными светилами, атмосферными явлениями и стихиями (солнце и луна, радуга, ветер, боги дождя и солнца и их олицетворения, вода), хозяевами леса, зверей и охоты, аграрными божествами, олицетворяемыми временами года, патронами сельской общины. Таким же образом изучен структурированный пандемониум даргинцев, состоящий из «домовых змей», домового, демонов-антагонистов беременных, рожениц и новорожденных, ведьм, джиннов и шайтана.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационного исследования:

1. Верховным богом-громовержцем пантеона даргинцев являлся Zalla!Ц1алла («Хозяин/Владетель/Держатель Огня»). Его атрибутом была мол-

ния, воспринимаемая как «огненный топор», «дождевой топор», «небесный огонь». Наиболее же древними богами даргинцев были олицетворяемые в антропоморфных мужском и женском обликах солнце и луна. Персонифицируемое атмосферное явление радуга Зурх1яб рассматривалась в космогонии даргинцев как атрибут божественных персонажей (ангелов) и как средство связи разных точек сакрального пространства, а стихия ветра - олицетворялась в антропоморфном образе «Матери ветров» - одной из ипостасей Великой Богини-матери в разрушительном аспекте ее функций. В метеорологических обрядах даргинцев персонификациями божества дождя (Чярхяре, Вассамай, Забурай, Урхьа Хъват1а, Щавла рурси Г1яйша) являлись ряженые и «дождевые куклы», а олицетворениями божества солнца (Ццавла Пашура, Барх1ибакТ) были «солнечные куклы». Божеством моря, дождя и воды в пантеоне даргинцев являлась Урхьа хьунул Марем («Женщина моря» Марем»), у которой был сын - Марка («Дождь») и внук - Марка дарх1а («Сын дождя»). Они также верили в «добрых духов воды» Ще иттилте, обитавших на месте слияния двух речек.

2. Хозяева леса, зверей и охоты в пантеоне даргинцев - старец К1уне, великан Албатьг и «лесные женщины» Мамахъус и Ишбинна Шява выступали в зоо- и антропоморфных обликах и в мужских и женских ипостасях. Выведена взаимосвязь олицетворяемых в различных ипостасях (неодушевленные предметы и объемные изображения, аморфные и антропоморфные образы) аграрных божеств даргинцев с культами солнца, плодородия и предков. Ряженые и фигурные обрядовые хлеба были олицетворениями аграрных божеств, а воплощением духа хлебной нивы являлся выступавший в антропоморфном облике Зидуни. Определена связь покровительницы домашнего скота «женщины двоен» Рукьият с близнечным культом.

3. Определенный промежуток времени года между зимой и весной, который даргинцы олицетворяли в образе старухи Г1яжу Життинн. Вера в патрона сельской общины {Хизри-Ильяс) у даргинцев восходила к культу пред-

ков, трансформировавшегося с принятием ислама в почитание мусульманских святых, покровительствующих отдельному социуму.

4. Образ «домовой змеи», выступавший в пандемониуме даргинцев покровителем семьи и домашнего благополучия, восходит к культу предков, так же, как и амбивалентный (добрый и злой), полиморфный (аморфные, зоо-и антропоморфные ипостаси), синкретический (божественный и демонический), не имевший четкой тендерной природы домовой.

5. Анализ образов, функций и атрибутов демонов-антагонистов беременных, рожениц и новорожденных пандемониума даргинцев показал, что они восходят к образу Великой Богини-матери в позитивном аспекте ее функций (патрон женщин, родовспоможения, семьи). К образу Великой Прародительницы восходит также синкретичный персонаж ведьма, которая в мифологии даргинцев воплощала в себе функции и характеристики трансформировавшихся божеств, связанных с календарем и полевым земледелием, а также черты «хозяйки территории», культурного героя и домового. Определена закономерность трансформации ведьмы в негативный демонический образ, связанная с переоценкой роли божеств, низвержения некоторых из них с пьедестала, перехода многих женских персонажей в разряд демонов с отрицательной характеристикой.

6. Рассмотрение образов джиннов и шайтана в демонологии даргинцев показало, что они отличались от своих коранических прототипов. Вобрав в себя функции мифологических персонажей местного происхождения, они обладали качествами и характеристиками, присущими хозяевам отдельных локусов, личным духам-покровителям, божествам-хранителям жилища и продовольственных запасов, патронам семьи и сельской общины. Некоторые черты этих персонажей можно отнести к культу предков, другие - сближают джиннов и шайтана с демонами кладбища и болезней.

Степень изученности проблемы. Касаясь историографии традиционной духовной культуры и домонотеистических верований даргинцев, целесо-

образно разделить ее на литературу о даргинцах дооктябрьского времени, советского периода и наших дней.

Наиболее раннее упоминание о языческих божествах даргинцев и других народов Кавказа встречается в 70-х гг. XVIII в. в труде И.А. Гильденштедта1. Ценность этого достоверного источника состоит в том, что им зафиксировано название верховного бога-громовержца у даргинцев. Определенную информацию о мифологических персонажах даргинцев приводит и Анучин2.

Немало интересующих нас сведений имеется в периодической печати того времени. Среди них - Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК)3.

В советское время исследованием домонотеистических верований у даргинцев и других народов Дагестана занимался Г.А. Гаджиев. Результатом его деятельности стали многочисленные монографии, статьи, тезисы докладов и рукописные материалы4, в значительной степени имеющие отношение к изучаемому народу. Особого внимания заслуживает его научное исследование по доисламским верованиям и обрядам дагестанцев5, где содержатся и материалы по божествам и демонам даргинцев.

1 См.: Гилъдешитедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. С. 350.

См.: Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 года, совершенной при содействии Императорского Русского Географического общества // Оттиск из ИРГО. 1884. T. XX. Вып. 4. С. 357-449.

3 '

См.: Ханагов Л. Некоторые поверья мюрагинцев // СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 13. С.

146-147; Дирр А.М. Заметки о татуировке в Дагестане // СМОМПК. Тифлис, 1915. Вып. 44. Отд. IV. С. 23-24 и др.

4 См.: Гаджиев Г.А. Религиозные верования и обряды народов Дагестана. 1977-1985 гг. // РФ ИИАЭ. Ф.5 Оп.1. Д. 104, 176, 185, 201, 293, 294, 313, 327; Он же. Доисламские религиозные верования народов Нагорного Дагестана в XIX - XX в. (Даргинцы). 1983 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп. 3. Д. 570; Он же.Доисламские религиозные верования и обряды даргинцев. 1983 г. // РФ ИИАЭ. Ф.5. On. 1. Д. 294; Он же. Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана: рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев. 1991 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.726.

5 См.: Гадэюиев Г.А. Доисламские верования и обряды-народов Нагорного Дагестана. М., 1991.

Большой вклад в изучение домонотеистических верований и обрядов даргинцев и других народов Дагестана внесли известные этнографы А.Г. Булатова1 и А.О. Булатов2.

В постсоветское время нельзя не отметить труды Б.Б. Булатова и С.А. Лугуева, посвященные общественному быту и духовной культуре народов

о

центрального Дагестана, в том числе и даргинцев .

Заслуживает внимания монография Р.И. Сефербекова, в которой разработана типологическая классификация мифологических персонажей и описан пантеон народов Дагестана4.

Представляют интерес и как источник, и как сравнительный материал статьи, рукописи и монографии по истории и этнографии даргинских селений и этнических групп даргинцев5.

Многие интересующие нас сведения по реликтам ранних форм религий и мифологическим персонажам содержатся в разделах «Религиозные

1 См.: Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в

XIX - нач. XX в. Л., 1988; Она же. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб., 1999 и др.

2 См.: Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1990; Он же. Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX - XX в. Пущино, 2004 и др.

3 См.: Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в ХУШ-ХГХ вв. (аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999; Они же. Очерки истории духовной культуры горцев центрального Дагестана в ХУШ-Х1Х вв. Махачкала, 2004.

4 См.: Сефербеков Р.И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификации). Махачкала, 2009.

5 См.: Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Аул Куппа: Историко-этнографические очерки. XIX-

XX вв. Махачкала, 1996; Юсупов Х.А., Муталтюв М.А. Харбукцы: история и культура. Махачкала, 1997; Алимова Б.М. Кайтаги. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998; Сефербеков Р.И. Боги и демоны цудахарцев // Возрождение: прошлое, настоящее и будущее народов Дагестана. 1998. № 4. С. 93-94; Курбанов М.-3.10. Буркун-Дарго. История, культура, бьгг: прошлое и настоящее. 2003 г. //РФ ИИАЭ.Ф. 3. Оп. 3. Д. 942; Он же. Сюргинцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2006; Машшев М.М. Зирихгеран - Кубачи: Очерки по истории и культуре. Махачкала, 2005; Абдулкершюва 3.3. Мюрегинцы. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование: Дис...канд. ист. наук. Махачкала, 2007; Омаров Ш.И. Быт и духовная культура даргинцев-цудахарцев в XIX- нач. XX в.: Дис... канд. ист. наук. Махачкала, 2008 и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Исрапилова, Зарема Анваровна, 2015 год

Список источников и литературы Рукописные материалы:

1. Гаджиев Г.А. Религиозные верования и обряды народов Дагестана. 1978 г. //РФ ИИАЭ. Ф. 5. Он. 1. Д. 185. 45 л.

2. Гаджиев Г.А. Доисламские религиозные верования народов Нагорного Дагестана в XIX - нач. XX в. (Даргинцы). 1983 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Он. 3. Д. 570. 116 л.

3. Гаджиев Г.А. Доисламские религиозные верования и обряды даргинцев. 1983 г. // РФ ИИАЭ. Ф.5. Он. 1. Д. 294 (Тетрадь 1. 48 л; Тетрадь 2. 61 л.) 109 л.

4. Гаджиев Г.А. Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана: Рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев. 1991 г. // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 726. 429 л.

5. Курбанов М.Ю. Сюргинцы. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. 1997 г. //РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 857. 230 л.

6. Курбанов М.Ю. Буркун-Дарго. История, культура, быт: прошлое и настоящее. 2001 г. //РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.897. 69 л.

7. Курбанов М.Ю. Буркун-Дарго. История, культура, быт: прошлое и настоящее. 2003 г. //РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.942. 48 л.

Диссертации: .

8. Абдинова А.Г. Домонотеистические верования народов Дагестана в семейной обрядности. XIX - нач. XX в. : Дис.. .кандидата исторических наук. Махачкала, 2010. 237 л.

9. Абдулкеримова 3.3. Мюрегинцы в XIX - нач. XX в.: (Историко-этнографическое исследование): Дис... кандидата исторических наук. Махачкала, 2007. 251 л.

10. Исмаилов Г.И. Женская татуировка в Дагестане: К проблеме семантики и функций: Дис.. .кандидата исторических наук. Махачкала, 2008.197 л.

11. Магомедова М.А. Календарные обряды, даргинцев (XIX - нач. XX в.): Дис... кандидата исторических наук. Махачкала, 1986. 208 л.

12. Омаров Ш.И. Быт и духовная культура даргинцев-цудахарцев в XIX -нач. XX в.: Дис... кандидата исторических наук. Махачкала, 2008. 206 л.

Монографии:

13. Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев / Науч. ред. A.M. Вагидов. Махачкала, 1999. 259 с.

14. Абдинова А.Г. Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана (XIX - нач. XX в.). Махачкала, 2010. 163 с.

15. Агаширшова С.С. Материальная культура лезгин. XIX - начало XX в. М.: Наука, 1978. 304 с.

16. Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002. 304 с.

17. Адэ/синдясал H.A. Из этнографии Абхазии: Материалы и исследования. Сухуми: «Алашара», 1969. 537 с.

18. Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири / Отв. Ред. И.С. Гурвич. Новосибирск, 1984. 233 с.

19. Алиева Ф.А. Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана / Отв. ред. A.M. Адэ/сиев. Махачкала, 2008. 364 с.

20. Алимова Б.М. Кайтаги. XIX - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998. 230 с.

21. Андреев М. С. Таджики долины Хуф. Сталинобад, 1953. Вып. 1. 156 с.

22. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: Опыт реконструкции мировосприятия. М.: Наука, 1984. 262 с.

23. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: «Советская Россия», 1988.

510 с.

24. Баголгедов М.Р. Словарь даргинских личных имен. Махачкала, 2006. 169 с.

25. Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 1990. 265 с.

26. Булатов А.О. Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX - XX в. Пущино, 2004.144 с. '

27. Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в ХУШ-ХЗХ веках (аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999. 220 с.

28. Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Очерки истории духовной культуры горцев Центрального Дагестана в ХУ1П-Х1Х веках. Изд. 2-е, доп. Махачкала, 2004. 232 с.

29. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в ХЗХ - нач. XX в. Л.: Наука, 1988. 199 с.

30. Булатова А.Г. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. 288 с.

31. Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. 237 с.

32. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991. 182 с.

33. Гаджиев Г.А. Верования и обряды: доисламский период. Махачкала, 1993. 126 с.

34. Гадэ/сиев Г.А. Амулеты и талисманы народов Дагестана. Махачкала, 1996. 184 с.

35. Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 387 с.

36. Гаджиева С.Ш., Трофимова А.Г., Шихсаидов А.Р. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М.: Наука, 1964. 17 с.

37. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. 298 с.

38. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1985.359 с.

39. Гилъденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Ред. Ю.Ю.Карпов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. 512 с.

40. Голан А. Миф и символ. 2-е изд. М.: Русслит, 1994. 375 с.

41. Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М.: Наука, 2004. 240 с.

42. Даргинские сказки / Сост. М.-З. Османов. М., 1963.

43. Дэюанаиша Н. С. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми: Абгос-издат, 1960. 129 с.

44. Дибиров М. Дагестанская народная физическая культура: Опыт исто-рико-этнографического исследования. Махачкала: Дагкнигиздат, 1975. 112 с.

45. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. 176 с.

46. Зеленин ДК Восточнославянская этнография / Пер. с нем. КД. Циви-ной. М.: Наука, 1991.511 с.

47. Ибрахим Малик. Параллельный мир или многое, но не все о джиннах. Казань: Изд-во «Идел-Пресс», 2004. 432 с.

48. Исаев М.-Ш.А. Русско-даргинский словарь / Науч. ред. У. У. Гасанова. Махачкала: «Юпитер», 2005. 488 с.

49. Исмаилов Г.И. Даргинская вышивка: Уходящие образы старины. Махачкала, 2005. 77 с.

50. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. / Отв. Ред. А.И. Османов. М.: Наука, 2004. Т.1. 627 с.

51. Кантария М.В. Экологические аспекты традиционной хозяйственной культуры народов Северного Кавказа. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 274 с.

52. Кармышева Б.Х. Каратегинские киргизы. М.: Наука, 2009. 270 с.

53. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001.

54. Киреевский ИР. Мифы древних славян: Боги, духи, растения, животные. Харьков, 2006. 236 с.

55. Котляр Е.С. Указатель африканских мифологических сюжетов и мотивов / Отв. Ред. В.Л. Кляус. М.: Вост. Лит., 2009. 302 с.

56. Купер Дою. Энциклопедия символов. М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995. 401 с.

57. Курбанов М.-З.Ю. Сюргинцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2006. 186 с.

58. Лугуев С. А. Ахвахцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2008. 385 е..

59. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане: Из записных книжек историка. Махачкала, 1969. 240 с.

60. Магомедов P.M. Вековые ценности Дагестана. Махачкала: Юпитер, 2005. 528 с.

61. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. Махачкала, 1989. 346 с.

62. Маммаев М.М. Зирихгеран - Кубачи: Очерки по истории и культуре. Махачкала, 2005.252 с.

63. Маркович В.И., Мунчаев P.M. Северный Кавказ: Очерки древней и средневековой истории и культуры / Отв. Ред. Х.А. Амирханов. М, 2003. 340 с.

64. Мифология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Ме-летинский. 4-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 738 с.

65. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. / Отв. Ред. С.А. Токарев. 2-е изд. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. 671 е.; Т. 2. 719 с.

66. Мусаева М.К. Хваршины. ХЕХ - нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995. 251 с.

67. Мусаева М.К. Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей. Махачкала, 2006. 218 с.

68. Оля Б. Боги Тропической Африки / Пер. с франц. М.: Наука, 1976. 286 с.

69. Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Аул Куппа: Историко-этнографические очерки. XIX- XX вв. Махачкала, 1996. 384 с.

70. Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев сел. Куппа. Махачкала, 1999. 24 с.

71. Османов М.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) народов Дагестана. Махачкала, 1996. 315 с.

72. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. 192 с.

73. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. 143 с.

74. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. 325 с.

75. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.365 с.

76. Рамазанова З.Б. Пища народов Нагорного Дагестана в XIX - начале

XX в.: (Классификация форм и анализ факторов сложения и развития). Махачкала, 2003. 132 с.

77. Рамазанова С.К. Цовкра 1. Вторая половина Х1Х-ХХ в.: Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1998. 247 с.

78. Рнзаханова М.Ш. Гинухцы. XIX — нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2006. 210 с.

79. Рнзаханова М.Ш. Духовная культура лезгин. 20-е гг. XX в. - начало

XXI в.: Современные этнокультурные процессы. Махачкала, 2009. 304 с.

80. Сагалаев А.М., Октябрьская КВ. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд., 1990. 209 с.

81. Сефербеков Р.И. Праздник первой борозды у даргинцев-цудахарцев селения Куппа. Махачкала, 1998. 24 с.

82. Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования, связанные с животными). Махачкала, 2000. 60 с.

83. Сефербеков Р.И., Шигабудинов Д.М. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-хунзахцев. Махачкала, 2006. 160 с.

84. Сефербеков Р.И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификации). Махачкала, 2009. 407 с.

85. Сказки народов Дагестана / Сост. и авт. прим. Х.М. Халгтов. М., 1965.

86. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969. 335 с.

87. Снесарев Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983. 212 с.

88. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. ДА. Коропчевского, предисл. И прим. А.И. Першица. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

89. Тменов В.Х., Бесолова Е.Б., Гонобоблев ЕМ. Религиозные воззрения осетин (история религии в истории народа): Хрестоматия для учителей и учащихся, преподавателей и студентов средних и высших учебных заведений Республики Северная Осетия-Алания. Владикавказ, 2000. 443 с.

90. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX-началаXXв. М.: Л.: Нзд-во АН СССР, 1957. 164 с.

91. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. Изд. 3-е испр. И доп. М.: Политиздат, 1976. 575 с.

92. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1986. 576 с.

93. Токарев С.А. Ранние формы религии: Политиздат, 1990. 622 с.

94. Токарев С.А. Восточнославянская этнография. M., 1991.

95. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М.К. Рыклина. М.: Политиздат, 1980. 831 с. *

96. Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992. 274 с.

97. Харузин Н.Н. Этнография: Лекции, читанные в императорском Московском университете: Верования. СПб., 1905. Т.4.295 с.

98. Хасбулатов Х.М. Обряды, традиции и верования дагестанцев. Махачкала, 2003. 80 с.

99. Чурсин Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.191с.

100. Чурсин Г. Ф. Осетины: Этнографический очерк. Тифлис, 1925.103 с.

101. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала, 1929. 64 с.

102. Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956. 265 с.

103. Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. / Науч. ред. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1995. 92 с.

104. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды. М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 223 с.

105. Шшсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969. 251 с.

106. Шортанов А.Т. Адыгская мифология / Под ред. А.А. Алиевой. Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1982. 196 с.

107. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии/ Под ред. И с предисл. Я.П. Алькора. Л., 1936. 572 с.

108. Энциклопедия колдовства и демонологии Рассела X. Роббинса / Пер. с англ. Т.М. Колядич и Ф.С. Капица. М.: Локид; Миф, 1996. С. 75-79.

109. Энциклопедия сверхъестественных существ / Сост. К. Королев. М.: Локид: Миф, 1997. 592 с..

110. Энциклопедия суеверий / Сост. Э.и. М.А. Рэдфорд; Е. Миненок / Пер. с англ. Д. Гайдук. М.: Миф: Локид, 1995. 560 с.

111. Юсупов Х.А., Муталимов М.А. Харбукцы: История и культура. Махачкала, 1997. 592 с.

112. Юсупов ХА. Обрядовая поэзия даргинцев (Общее и локально-особенное) / Отв. ред. A.M. Аджиев. Махачкала, 2009. 180 с.

Статьи:

113. Абакарова Ф.З. Отражение мифологических воззрений в детском фольклоре народов Дагестана // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984. С. 119-129.

114. Абдулкеримова 3.3., Омаров Ш.И. Обряды и обычаи, сопровождающие рождение ребенка у даргинцев-мюрегинцев в XIX- начале XX в. // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2006. № 26. С. 68-72.

115. Агларов М.А. Языческое святилище на вершине горы Бахарган (К изучению общинных и региональных культов в Дагестане) // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984. С. 36-42.

116. Агларов М.А. Из верований народов Западного Дагестана (божество Цюб) // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988. С. 67-71.

117. Алигадэюиева З.А., Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-андалальцев // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. № 19. С. 103-110.

118. Алиев Б.Г. Сельскохозяйственный календарь даргинцев // Вопросы истории Дагестана (досоветский период) / Отв: ред. В.Г. Гадэ/cuee. Махачкала, 1974. Вып. 1.С. 189-198.

119. Алиханова A.A. Слушая преданья старины: Мифы и легенды, связанные с аулом Мекеги и его окрестностями // Дружба. Махачкала, 1974. С. 113123. На даргин. Яз.

120. Алиханова A.A. Древние сюжеты в преданиях аула Мекеги // Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане / Отв. ред. К.Х. Кушнарева, сост. В.М. Котович. Махачкала, 1978. С. 156-161.

121. Алиханова A.A. Песня-посвящение в даргинском фольклоре и ее художественные особенности // Поэтика фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1981. С. 110- 123.

122. Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 года, совершенной при содействии Императорского Русского Географического общества // Оттиск из ИРГО. 1884. Т. XX. Вып. 4. С. 357-449.

123. Байбурин А.К. Культурный герой // Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Свод этнографических понятий и терминов / Отв. ред. Б.Н. Путилов, Г. Штробах. М.: Наука, 1990. С. 67.

124. Бартыханов Г.М. «Шахское представление» как театральная форма воплощения мифологической идеи о «духе плодородия» (На материале куба-чинского цикла игровых деств («Гулалла-ак-булкун») // Проблемы мифоло-

гии и верований народов Дагестана / Отв. ред. Ч. С. Юсупова, сост. М.Р. Ха-лидова. Махачкала, 1988. С. 112-123.

125. Басилов В.Н. Албасты // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. С. 58.

126. Басилов В.Н. Мусульманская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. С. 183-187.

127. Булатов А. О. Исторические корни некоторых этнографических сюжетов в Дагестане // СЭ. 1989. № 4. С. 108-113.

128. Булатов А. О. Ритуальная символика некоторых хлебных изделий народов Дагестана // Система питания народов Дагестана (XIX-XX вв.). Махачкала, 1990. С. 99-104.

129. Булатов А. О. Месть «к1вибилси» // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана / Отв. ред. Ч.С. Юсупова, сост. М.Р. Халидова. Махачкала, 1988. С. 158.

130. Булатова А.Г. О некоторых семейных и общесельских обрядах народов горного Дагестана в XIX - начале XX в., связанных с весенне-летним календарным циклом // Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Махачкала, 1980. С. 89-106.

131. Булатова А.Г. Идеологические представления аварцев, нашедшие отражение в празднике первой борозды (XIX - нач. XX в.) // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984. С. 82-98.

132. Булатова А.Г. Праздники летнего календарного цикла у даргинцев (XIX - нач. XX в.) // Календарь и календарные обряды народов Дагестана / Отв. ред. А.Г. Булатова, сост. З.Б. Рамазанова. Махачкала, 1987. С. 47-63.

133. Булатова А.Г. Пища в традиционных праздниках и обрядах народов горного Дагестана (XIX - нач. XX в.) // Система питания народов Дагестана (XIX-XX вв.). Махачкала, 1990. С. 66-81.

134. Булатова А.Г., Булатов А.О. Медведь и волк в календарных ритуалах некоторых народов Дагестана // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 19861987 гг. 27-28 апреля 1988 г. Махачкала, 1988. 15-16.

135. Булатова А.Г., Булатов А.О. Некоторые религиозные верования и мифологические представления дагестанцев, связанные с календарем // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988. С. 4151.

136. Верчер Гарсия Э.Х., Макеева Н.С. Коко и его друзья: прошлое и настоящее в мифологии испанских детей // ЭО. 2009. № 4. С. 146-158.

137. Гадэ/сиева С.Ш., Адэюиев A.M. Похоронный обряд и причитания кумыков // Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. / Отв. Ред. М.-З.О. Османов. Махачкала, 1980. С. 47-66.

138. Гасанов М.Р. О распространении христианской религии в Дагестане // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2000. № 4. С. 72-77.

139. Гордеев Н.П. Змея в обрядово-религиозных системах различных народов // ЭО. 2002. № 6. С. 45-60.

140. Далгат Б. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник: Приложение к Терскому календарю на 1894 г. Владикавказ, 1893. Вып.З. Кн.2. С. 1-92.

141. Даркевич В.П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве // Советская археология. 1961. № 4. С. 91-102.

142. Денисова И.М. Образы острова и камня в русской фольклорной традиции: поиски семантических истоков // ЭО. 2009. № 5. С. 76-92.

143. Дирр A.M. Божество охоты и охотничий язык у кавказцев // СМОМПК. Тифлис, 1915. Вып. 44. Отд. IV. С. 1-16.

144. Дирр A.M. Заметки о татуировке в Дагестане // СМОМПК. Тифлис, 1915. Вып. 44. Огд. IV. С. 23-24.

145. Дмитриев В.А. Концептуальное прос!ранство традиционной культуры и пространственное поведение народов Северного Кавказа // Северный

Кавказ: человек в системе социокультурных связей / Отв. ред. Ю.Ю. Карпов. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. С. 31-104.

146. Егоров Н.М. Особые пироги и хлебы // СМОМПК. Тифлис, 1909. Вып. 40. Отд. II. С. 1-8.

147. Жорницкая М.Я. Танец народный // Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Свод этнографических понятий и терминов / Отв. ред. ЕЛ. Путилов, Г. Штробах. М.: Наука, 1990. С. 123-126.

148. Жуковская H.JI. Пространство и время в мировоззрении монголов // мифы, культы, обряды народов Зарубежной Азии. М.: Наука, 1986. С. 118-135.

149. Исрапшова З.А. Мифологические персонажи «солнце» и «луна» в традиционных верованиях даргинцев // Материалы международной конференции «Актуальные проблемы истории Кавказа», посвященной 100-летию со дня рождения P.M. Магомедова (Махачкала, 14-15 апреля 2010 г.). Махачкала, 2010. С. 305-307.

150. Исрапшова З.А., Сефербеков Р.И. Мифологические персонажи традиционных верований даргинцев // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2010. № 1.С. 67-70.

151. Исрапшова З.А., Сефербеков Р.И. Образ ведьмы в мифологических представлениях даргинцев // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2010. №2. С. 85-88.

152. Исрапшова З.А., Сефербеков Р.И. Обряды и верования буркун-даргинцев // Народы Дагестана: этнос и политика. Махачкала, 2010. № 4. С. 51-54.

153. Исрапшова З.А. Об одном мифологическом персонаже кайтагцев селения Хадаги // Дагестанский этнографический сборник, посвященный памяти А.И Ислалшагомедова. Махачкала, 2010. Вып. 5. С. 78-80.

154. Исрапшова З.А. Образ «мартовской старухи» в мифологии даргинцев // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2012. № 1. С. 47-48.

155. Исрапилова З.А. Мифологический образ «домовой змеи» в верованиях даргинцев // http://portal21.ru/news/dagestan 21 .php?..2012 (дата обращения: 03.06.2012).

156. Исрапилова З.А. Мифологический образ «домовой змеи» в верованиях даргинцев // Материалы международной научно-методической конференции XI Дзагуровские чтения «От античности к возрождению». Махачкала, 2012. С. 127-131.

157. Исрапилова З.А. Представления даргинцев о некоторых персонажах мусульманской мифологии: джинны и шайтан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 2. Ч. 1. С. 69-71.

158. Сефербеков Р.И., Исрапилова З.А. Образ «мартовской старухи» в мифологиях народов Дагестана // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 10 (36). Ч. I. С. 160-162.

159. Сефербеков Р.И., Исрапилова З.А. Мифологические персонажи традиционных верований буркун-даргинцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 10 (36). Ч. II. С. 178-181.

160. Кабакова Г.И. Структура и география легенды о мартовской старухе // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал / Отв. ред. ИМ Толстой. М.: Наука, 1994. С. 209-222.

161. Котович В.М. Зооморфные образы древнеземледельческого культа плодородия в Горном Дагестане // Обряды и культы древнего и средневекового населения Дагестане / Отв. ред. М.А. Агларов. Махачкала, 1986. С. 6-21.

162. Криничная H.A. Легенды о невидимом граде Китеже: контакты между мирами // ЭО. 2003. № 5. С. 87-99.

163. Криничная H.A. Красный угол: об истоках и семантике сакрального ло-куса (по севернорусским материалам) // ЭО. 2009. № 2. С. 28-42.

164. Лауринкене Н. Представления о месяце и интерпретация видимых на нем пятен в балтийской мифологии // Балто-славянские исследования XV: Сборник научных трудов / Пер. с литов. М.В. Завьяловой. М.: Индрик, 2002. С. 360-385.

165. Левкиевская Е.Е. Материалы по карпатской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал / Отв. ред. НИ. Толстой. М.: Наука, 1994. С. 251-261.

166. Лугуев С. А. Традиционные производственно-бытовые обряды в быту ах-вахцев // Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. Махачкала, 1984. С. 32-47.

167. Мадаева З.А. Обрядовый фольклор вайнахов в народном календаре // Календарно-обрядовая поэзия народов Дагестана / Отв. ред. A.M. Адэ/сиев, сост. Х.М. Халгшов. Махачкала, 1988. С. 113-124.

168. Малышев М.М. О зороастризме в средневековом Дагестане // Древности Кавказа и Ближнего Востока: Сборник статей, посвященный 70-летию со дня рождения М.Г. Гаджиева. Махачкала, 2005. С. 209-227.

169. Мергаутова Э., Мергаут Б. От вед к брахманизму // Боги, брахманы, люди: четыре тысячи лет индуизма / Пер. с чешек. Л.В. Журавлевой. М.: Наука, 1969. С. 16-43.

170. Микдаш-Шамаилова Л. Горские евреи: некоторые поверья и обряды // Материалы международного научного симпозиума «Горские евреи Кавказа». 24-26 апреля 2001 г. Баку-Куба-Красная Слобода. Баку, 2002. С. 129-139.

171. Невская Л.Г. Концепт «гость» в контексте переходных обрядов // Символический язык традиционной культуры: Балканские чтения 2. М., 1993. С. 101112.

172. Огудин В.Л. Культ пещер в народном исламе // ЭО. 2003. № 1. С. 69-86.

173. Омаров Ш.И. Праздничные хлебцы даргинцев-цудахарцев в конце XIX - начале XX в. // Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Махачкала, 2000. Вып.З. С. 238-240.

174. Османов М. О. Даргинцы // Народы России: Энциклопедия / Гл. ред.

B.А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. С. 146-147.

175. Османов М. О. Даргинцы // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая российская Энциклопедия, 1998. С. 155156.

176. Османов М.О. Даргинцы // Народы Дагестана / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М.: Наука, 2002. С. 289-321.

177. Пиотровский М.Б. Гурии // Мифология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. 4-е"изд. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. С. 166.

178. Пиотровский М.Б. Хадир // Мифология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. 4-е"изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 580.

179. Прохоров A.A. О мифологической основе сюжета конного состязания в славянских исторических преданиях и фольклоре // Балто-славянские исследования XV: Сборник научных трудов / Отв. ред. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2002.

C. 410-454.

180. Рабинович Е.Г. Богиня-мать // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. С. 178-180.

181. Сефербеков Р.И, Чабталова Р.Г. К характеристике некоторых мифологических персонажей даргинцев-мегебцев // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2004. Вып.7. С. 119-121.

182. Сефербеков Р.И., Татиева З.Б. Мифологический образ «Матери ветров» в верованиях народов Северного Кавказа // Материалы международной научной конференции «Кавказ: Археология и этнология». Шамкир, 11-12 сентября 2008 г. Баку, 2009. С. 373-376.

183. Сефербеков Р.И, Сефербеков М.Р. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-каратинцев // Известия высших учебных заведе-

ний: Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 2009. № 5. С. 55-58.

184. Сефербеков Р.И., Исратшова З.А. Боги охоты у народов Северного Кавказа // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2011. № 42. С. 77-83.

185. Сефербеков Р.И, Исратшова З.А. Образ «мартовской старухи» в мифологиях народов Дагестана // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 10 (36). Ч. I. С. 160-162.

186. Сефербеков Р.И., Исрапшова З.А. Мифологические персонажи традиционных верований буркун-даргинцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 10(36). Ч. П. С. 178-181.

187. Seferbekov R.I. Herbaceous Characters in the Popular Beliefs of the Peoples of Dagestan // Iran and the Caucasus. Leiden-Boston, 2014. № 18 (1). P. 47-50.

188. Симаков Г.Н. Игры народные // Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Свод этнографических понятий и терминов / Отв. ред. Б.Н. Путилов, Г. Штробах. М.: Наука, 1990. С. 47-49.

189. Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении народной поэтической образности (образ свадьбы-смерти в славянском фольклоре) // Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л., 1977. С. 188-195.

190. Сухарева O.A. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии / Отв. ред. Г.П. Снесарев, В.Н. Басилов. М.: Наука, 1975. С. 5-93.

191. Толстая С.М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 111-129.

192. Трофимова А.Г. Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и солнца у народов Южного Дагестана // Азербайджанский этнографический сборник. Баку, 1965. Вып.2. С. 97-111.

193. Халидова М.Р. Мифологические персонажи в современных записях несказочной прозы // Современный фольклор народов Дагестана. Махачкала, 1983. С. 151-172.

194. Халидова М.Р. Мифологические образы в устной прозе народов Дагестана // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984. С. 114-117.

195. Халидова М.Р. Тотемические истоки сказочных образов народов Дагестана // Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана / Отв. ред. A.M. Ад-жиев, сост. A.M. Ганиева. Махачкала, 1987. С. 5-16.

196. Халидова М.Р. Демонологический персонаж «Мать болезней» и его магические функции //Магическая поэзия народов Дагестана / Отв. ред. A.M. Аджиев, сост. Х.М. Халилов. Махачкала, 1989. С. 114-124..

197. Халидова М.Р. Демонологические рассказы // Традиционный фольклор народов Дагестана / Отв. ред. Г. Г. Гамзатов, У.Б. Далгат. М.: Наука, 1991. С. 267-279.

198. Халилов Х.М. Отражение языческих представлений в обрядах и фольклоре лакцев //Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984. С. 63-81.

199. Халилов Х.М. Социальные мотивы в волшебных сказках народов Дагестана // Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана / Отв. ред. A.M. Ад-otcuee, сост. A.M. Ганиева. Махачкала, 1987. С. 105-116.

200. Халилов Х.М. Общее и специфическое в календарной поэзии летне-осенней обрядности народов Дагестана // Календарно-обрядовая поэзия народов Дагестана / Отв. ред. A.M. Адэюиев, сост. Х.М. Халилов. Махачкала, 1988. С. 24-42.

201. Ханагов Л. Некоторые поверья мюрагинцев // СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 13. С. 146-147.

202. Харатян З.В. Традиционные демонологические представления армян (по материалам семейного быта XIX - начала XX в.) // СЭ. 1980. № 2. С. 103116.

203. Чурсин Г.Ф. Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1927. Т.5. С. 43-60.

204. Чурсин Г.Ф. Культ железа у кавказских народов // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1927. Т. 6. 67-106.

205. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов // СМОМПК. Махачкала, 1929. Вып. 46. С. 197-240.

206. Чурсин Г. Ф. Магия в борьбе с засухой у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1930. № 6.

207. Чурсин Г.Ф. Фигурные обрядовые печенья у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Л., 1930. №6.

208. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1957. Т. 3. С. 54-76.

209. Шихсаидов А.Р. Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1974. Вып. 1. С. 183-212.

210. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Вост. Лит. РАН, 2001. С. 4-32.

211. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

212. Ямполъский З.И. О первобытных корнях культа святых в исламе (По материалам Азербайджана) // Материалы по истории Азербайджана: Труды музея истории Азербайджана. Баку, 1962. В 5-ти т. Т. 5. С. 193-205.

Тезисы докладов:

213. Агларов М.А. «Кавказские республики» - утерянное звено в отечественной историографии // Тезисы докладов международной научной конфе-

ренции «Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее», посвященной 80-летию Института ИАЭ ДНЦ РАН. 7-8 октября 2004 г. Махачкала, 2004. С. 141-144.

214. Булатова А.ГСмех в календарных праздниках народов Горного Дагестана (XIX - нач. XX в.) // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1984-1985 гг. Махачкала, 1986. С. 21-22.

215. Булатова А.Г. Традиционные куклы народов Дагестана // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 1993 г.: Краткое содержание докладов. СПб., 1994. С. 55-56.

216. Булатова А.Г. Женская татуировка в Горном Дагестане // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 1996-1997 гг.: Краткое содержание докладов. СПб., 1998. С. 102-103.

217. Ибрагимов М.-Р.А. Этнографические группы аварцев и даргинцев в XIX- начале XX в. // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1982-1983 гг. (27-28 апреля 1984 г.). Махачкала, 1984. 16-17.

218. Ислалшагомедов А.И. Традиционные молодежные праздники даргинцев // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований института ИЯЛ в 1982-1983 гг. (27-28 апреля 1984 г.). Махачкала, 1984. С. 14.

219. Магомедова М.А. Летние календарные обряды и праздники даргинцев во второй половине XIX - начале XX в. // Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований института ИЯЛ в 1980-1981 гг. (тезисы докладов). Махачкала, 1982. С. 18-19.

220. Магомедова М.А. Зимние календарные обычаи и обряды даргинцев во второй половине XIX - начале XX в. // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований института ИЯЛ в 19821983 гг. (27-28 апреля 1984 г.). Махачкала, 1984. С. 14-15.

221. Магомедова М.А. Культ плодородия в календарных обрядах даргинцев //1 Коференция молодых ученых Института ИЯЛ (12-13 февраля 1985 г.): Тезисы докладов. Махачкала, 1985. С. 37.

222. Сефербеков Р.И., Мусаев М.Г. Боги и демоны даргинцев-цудахарцев //Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа: (Тезисы общероссийской конференции 23-25 сентября 1997 г.). Пятигорск, 1997. С. 113-116.

223. Сефербеков Р.И. Бранные выражения и формулы запугивания как источник по реконструкции мифологических персонажей народов Дагестана // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2000-2001 гг.: Краткое содержание докладов. СПб., 2002. С. 115-116.

224. Сефербеков Р.И., Махмудова Э.М. Представления о локусах обитания нечистой силы у народов Дагестана //Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2004-2005 гг.: Тезисы докладов. СПб., 2005. С. 85-86 .

225. Сефербеков Р.И., Алиев М.О. Тендерные роли мифологических персонажей народов Дагестана (генезис, эволюция, трансформации) // Тендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции / Отв. ред. А.И.Османов. Махачкала, 29 февраля 2008 г. Махачкала, 2008. С. 125-127.

226. Умаханова A.M. О некоторых танцевальных формах даргинцев Даха-даевского района // Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИЯЛ в 1980-1981 гг. (тезисы докладов). Махачкала, 1982. С. 54-55.

Список информаторов

№ Фамилия, имя, отечество год рождения село

Акушинский район

1 Гамзаалиев Абдулла Омарович 1932 Акуша

2 Гамзалаалиева Аматула Абдуллаевна 1974 Акуша

3 Багандалиева Зубайдат Зайнутдинона 1974 Акуша

4 Исаев Магомедрасул Магомедович 1959 Акуша

5 Раджабов Магомед 1945 Бутри

6 Исмаилов Габиб Исмаилович 1954 Гапшима

7 Магомедов Магомедали Юсупович 1953 Гапшима

8 Мирзабекова Муминат 1913 Гулебки

9 Магомедов Гаджи 1909 Муги

10 Муртазаев Арсен Омарович 1980 Муги

11 Кишинова Разият 1903 Нахки

12 Курбанов Гаджи 1907 Нахки

13 Абдуллаев Гаджи Магомедович 19 66 Усиша

14 Абдурахманова Ашура Багамаевна 1935 Усиша

15 Алиева Патимат Иласмаровна 1929 Усиша

16 Амиров Абдусалам Гаджиалиевич 1954 Усиша

17 Булатова Загидат Магомедовна 1952 Усиша

18 Габибулаева Патимат Ашаевна 1940 Усиша

19 Ильясова Муслимат Ильясовна 1932 Усиша

20 Магомедова Асият Магомедовна 1926 Усиша

21 Муслимов Абдулла Муслимович 1960 Усиша

22 Насруллаева Умусалимат Минатулаевна 1941 Усиша

23 Омаров Набиюлла Магомедович 1970 Усиша

24 Салимгаджиев Гасбула Вагидович 1948 Усиша

Дахадаевский район

1 Аппасов Рабадан Аппасович 1950 Ашты

2 Имиев Сайд Ибрагимович 1923 Ашты

3 Мамаев Магомед Мамаевич 1941 Ашты

4 Омарова Меран Алиевна 1926 Ашты

5 Гусаева Райзанат Рабадановна 1974 Гуладты

5 Алиев Рабадан Рабаданович 1934 Кунки

6 Габибулаева Патимат Рабадановна 1935 Кунки

7 Нурутдинов Исмаил Магдиевич 1923 Кунки

8 Нухова Хамис Алиевна 1923 Кунки

9 Рабаданов Мурад Шахриевич 1978 Кунки

10 Рабаданов Рабдай Рабаданович 1922 Кунки

11 Салихов Борис Алиевич 1980 Кунки

12 Харшанова Бика Абдулаевна 1932 Кунки

13 Шахбанов Амирбек Шахбанович 1953 Кунки

14 Алиев Абдулзапир Алиевич 1952 Худуц

15 Багомаева Шалазай Багомаевна 1933 Худуц

16 Саидов Амирбек Нигматулаевич 1959 Худуц

17 Саидов Нигматула Саидович 1930 Худуц

Кайтагский район

1 Алиева Мисиду Алиевна 1949 Гулли

2 Даудов Бега Дадович 1954 Гулли

3 Даудова Аминат Даудовна 1941 Гулли

4 Джамбулатов Гамзат Гамзатович 1937 Гулли

5 Гапизов Багомед Багомедович 1939 Гулли

6 Гаджиадаев Микаил Мутаевич 1933 Гулли

7 Ибециев Ягоди Алиевич 1967 Гулли

8 Магомедов Шахбан Магомедович 1943 Гулли

9 Миграбов Асадулла Ибрагимович 1959 Гулли

10 Муртузалиева Гурият Магомедовна 1937 Гулли

11 Расулов Алибек Сулейбанович 1940 Гулли

12 Чакабуров Магомед Багамедович 1928 Гулли

13 Элдерова Жумаи Бибулатовна 1940 Гулли

14 Абдурахманова Муминат Магомедовна 1956 Карацан

15 Майсуров Набигулла Абдурахманович 1966 Хадага

15 Абдусаламова Мисей Рабадановна 1961 Чумли

16 Ахмедханова Патимат Ибалиевна 1950 Чумли

17 Гаджимурадов Алибулат Гаджимурадович 1935 Чумли

18 Джамиева Гульгаят Магомедзапировна 1960 Чумли

19 Магомедова Патимат Азизовна 1919 Чумли

20 Насруллаева Зазабике Камильпашаевна 1938 Чумли

21 Мирзаханов Джабраил Гасанович 1962 Турага

22 Качмасова Хадижат 1919 Баршамай

Левашинскнй район

1 Рашидова Патимат 1926 Иргали

2 Чакадаев Шахбан 1911 Верх. Лабко

3 Чакадаева Саламат 1913 Верх. Лабко

4 Чакадаева Сагидат 1933 Верх. Лабко

5 Ахмедова Зайнаб 1930 Куппа

6 Магомедалиева Зурат 1926 Куппа

7 Мирзаева Чакар 1940 Куппа

8 Омарова Хабсат 1946 Куппа

9 Рабаданов Гаджи 1962 Куппа

10 Расулов Шамиль 1971 Куппа

11 Айгишиев Ибрагим 1928 Мекеги

12 Османова Хадижат Дибиралиевна 1900 Хаджалмахи

13 Абдулкадыров Магомед Мамаевич 1926 Цудахар

14 Абдулкеримова Хадижат 1933 Цудахар

15 Магомедкеримова Умукусум 1943 Цудахар

Сергокалинский район

1 Мустафаев Идрис Одаевич 1928 Ванашимахи

2 Ибрагимов Харьк Айсаевич 1940 Канасираги

3 Амагаева Муминат Мирзаевна 1925 Мюрего

4 Богатырева Патимат Абакаргаджиевна 1923 Мюрего

5 Гамзаева Загидат Макашариповна 1926 Мюрего

6 Алиев Багомед Гадаевич 1935 Урахи

7 Алиева Джуврат 1937 Урахи

8 Гаджиева Разият 1910 Урахи

Список сокращений ВИД - Вопросы истории Дагестана. Махачкала. ДЭС - Дагестанский этнографический сборник. Махачкала. ИРГО - Императорское Русское географическое общество. КЭС - Кавказский этнографический сборник. М.;Тб.

МКАЭН - Международный конгресс антропологических и этнографических наук.

РФ ИИАЭ - Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии

Дагестанского научного центра РАН. Махачкала. СМОМПК - Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис.

ССКГ - Сборник сведения о кавказских горцах. Тифлис. СЭ - Советская этнография. М.

УЗ ИИЯЛ - Ученые записки Института истории,, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. Махачкала. ЭО - Этнографическое обозрение. М.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.