Долгосрочные тенденции моды в контексте социокультурных изменений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат наук Лебсак-Клейманс, Анна Вячеславовна

  • Лебсак-Клейманс, Анна Вячеславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 163
Лебсак-Клейманс, Анна Вячеславовна. Долгосрочные тенденции моды в контексте социокультурных изменений: дис. кандидат наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2013. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лебсак-Клейманс, Анна Вячеславовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ МОДЫ

1.1 Динамика моды в контексте социокультурных изменений

1.2. Динамика моды в модели изменений эволюционизма

1.3. Изменения моды в модели динамического социального поля

1.4. Динамика моды в модели циклических изменений

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ МОДЫ

2.1. Специфика применения методов долгосрочного прогнозирования для динамики моды

2.2. Основные подходы к построению прогнозов модных тенденций: современная практика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Долгосрочные тенденции моды в контексте социокультурных изменений»

ВВЕДЕНИЕ

Мода - явление социальное, и как таковое оно тесно связано с главными институциями культуры, с одной стороны, и с экономическими основами общества -с другой. Она выходит на поверхность социальных отношений галереей образов, эталонов и форм. Мода стоит в ряду значимых факторов формирования социального порядка1, который устанавливается на основе регуляции общественной жизни, принятия новых правил и норм. В качестве новых образцов, задающих ориентиры для носителей социального действия, выступают стандарты моды - правила поведения, действия, зафиксированные в культуре особыми средствами2. К таким средствам относятся новейшая популярная и научная литература, языковые формы общения, современное искусство и многое другое.

Базовым понятием моды становятся материализованные «модные объекты» -предметы повседневности, интерьеры, одежда, украшения и т.д. Мода образует символический язык общения, позволяет передавать смыслы и значения, устанавливать своеобразное взаимное распознавание носителей актуальных паттернов. Все элементы моды связаны со структурой господствующих в обществе ценностей, норм, идеалов, традиций, ритуалов и культурных смыслов (кодов). В этом плане мода прочитывается и выражает себя как текст, как послание (message).

Современные отечественные и зарубежные исследователи связывают ряд специфических функций моды и модного поведения с процессами культурной динамики, подчеркивая знаково-символический, семиотический аспект моды. Так Ю.М. Лотман в работе «Культура и взрыв» замечает, что «регулярная смена моды -признак динамической социальной структуры. Ускоренный характер движения моды связан с усилением роли инициативной личности в процессе движения. В культурном пространстве одежды происходит постоянная борьба между стремлением к стабильности, неподвижности... и противоположной им ориентацией на новизну, экстравагантность - все то, что входит в представление о моде». Далее он

' Термин Г. Блумера, используемый в работе «Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору» (Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. 2008. № 2. С. 148).

2 См.: Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 1994. С. 10.

замечает, что ввести смысловой элемент в пространство моды означает сделать его заметным, наделить значимостью. Включение в моду предполагает непрерывный процесс превращения незначимого в значимое, создание значения и смысла, поэтому мода всегда семиотична. Мода подразумевает наблюдателя. Говорящий на языке моды - создатель и пользователь нового информационного кода.

Представитель французского структурализма Р. Барт в своем фундаментальном исследовании «Система моды» рассматривает ее как систему значений в сфере культуры. Одежда является материальным носителем моды, т.е. они соотносятся как означающее и означаемое в классической теории знака3.

Социокультурный ракурс исследования предполагает изучение динамики моды как отражение изменчивости самого общества. В этом смысле конкретные объекты, посредством которых материализуется мода, выступают в качестве символических сообщений о трансформации культуры. Вся история модной одежды, проанализированная в контексте глобальных изменений в экономической, социальной, духовной, политической жизни, может быть представлена как хронология проявления таких индикаторов4. Культуролог О. Ванштейн отмечает, что на разных исторических этапах в периоды индустриального подъема женская мода имеет сходные характеристики, которые кардинально отличаются от характеристик моды в периоды депрессий. Так, например, «в моду входят мини-юбки, открытые фасоны одежды, спортивность. Женская красота предполагает здоровье румянец, подвижность»5. В качестве примера исследователь приводит моду на загар и легкие костюмы из джерси, которые в 20-е годы популяризировала Коко Шанель, моду на яркие тона в макияже, введенную Еленой Рубинштейн.

Аналогичные особенности стиля возвращаются в 60-е годы, проявившись в моде на мини-юбки, изобретение которой приписывают британскому дизайнеру Мэри Куант. Автор отмечает, что, «напротив, в периоды депрессий юбки стремительно удлиняются, одежда становится закрытой, как бы защищая хозяйку от жизненных передряг. Модный типаж - болезненная изможденная дама, эффектная бледность на

3 См.: Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Изд-во Сабашниковых, 2003. С. 52.

4 См.: Вайнштейн О.Б. Денди. Мода. Литература. Стиль жизни. 2-е изд. - М., 2006. С. 19

5 См.: Там же. С.25.

лице, покорность, пассивность: это 30-е и особенно 90-е годы, давшие поколение «концлагерных моделей»6. Указания на наступающий кризис прозвучали в коллекциях, представленных на неделях моды основными мировыми домами моды еще в 2006-2007 - минимализм, приглушенная цветовая палитра, выдержанные спокойные силуэты. Этот стиль в 2008 г. даже получил название «рецессиониста», запущенное публикацией журналиста Наташи Сингер в The New York Times. Это название образовано от англ. recession - «рецессия, кризис» и fashionista -«модник» . Но реальная ситуация показала, что такое представление оказалось излишне упрощенным и схематичным и реакция моды на кризис оказалась не такой однозначной. Модель 1929 г. в 2008 г. не сработала. Стиль «рецессиониста» не * получил массового признания, и уже в 2008-2009, на фоне развернувшихся финансовых трудностей, ведущие Дома моды выпустили жизнерадостные и яркие коллекции, опровергнув, таким образом, традиционные представления о реакции моды на кризис.

Можно говорить о том, что «message» (сообщение), которое заложено в конкретных «модных объектах», может быть своевременно «расшифровано» и использовано для уточнения вектора фундаментальных изменений в социуме.

В знаниях о перспективном состоянии социальных объектов нуждаются не только аналитики, которые отслеживают социальные процессы, но и те, кто способен повлиять на интеллектуальную и материальную культуру общества. Современная индустрия, ориентированная на массовое потребление, стремится как бы «предвосхитить» потребности, чтобы успеть создать и материализовать их в новых предметах к моменту формирования массового спроса. Выявлением новых «предпочтений» на стадии их зарождения занимаются специальные прогноз-бюро (forecasting agency), которые ведут поисковую исследовательскую работу и строят вероятные сценария перспективного развития. В общем векторе изменений социума они выделяют и характеризуют наиболее влиятельные и вероятные тенденции, которые разворачиваются в конкретные рекомендации для каждой отдельной

6 Вайнштейн О.Б. Денди. Мода. Литература. Стиль жизни. 2-е изд. - М., 2006. С. 25.

7 См.: Singer N. Welcome to "recession chic" and its personification //The New York Times. 2008. October 24.

индустрии. Например, промышленные рекомендации долгосрочного прогноза моды для производителей одежды фиксируют характеристики фактур, тканей, цветовых палитр и силуэтов в перспективе до 2 лет вперед. Аналогичные прогнозы для автомобилестроения или архитектуры имеют другую длительность и описывают иные параметры своего «модного образца».

Несмотря на высокую важность точности долгосрочных прогнозов, как для индустрии, так и для общества в целом, подходы к прогнозированию социальных объектов, широко распространенные и в России, и за рубежом, не свободны от существенных ограничений. Значительная часть выводов о будущем, которые делаются на основании статистических данных о прошлом, интерпретируются поверхностно и, вследствие этого, футуристические модели являются упрощенными и недостаточно точными. В том числе и в российской научной литературе господствующей концепцией является технологический подход, в рамках которого уделяется недостаточно внимания социальному содержанию динамики общества8.

Одной из очевидных проблем является недостаточная разработанность методологических основ построения прогнозов, применимых для конкретных социальных объектов.

Российские и зарубежные социологи признают, что основой для разработки моделей будущего состояния общества и его структур могут служить так называемые гранд-теории. Сформулированные и развитые во второй половине XIX - XX веке в работах К. Маркса9, Г. Зиммеля10, Э. Дюркгейма11, Дж. Мида12, Э. Гидденса13, Г. Блумера14, П. Бурдье15, М. Фуко16, Т. Парсонса17, Н. Лумана18 они определяют глобальные концепты и описывают механизмы функционирования общественных

8 См.: Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

9 См.: Маркс К. Капитал. - М.: Политиздат, 1985.

10 Зиммель Г. Избранное: в 2 т. T. 1. Философия культуры. -М.: Юристъ, 1996.

11 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М.: Канон, 1995.

12 Мид Дж.Г. Избранное. - М.: РАН ИНИОН, 2009.

13 Гидденс Э. Социология.2-е изд., полн. перераб. и доп. - : М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 433.

14 Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 171—179.

15 Бурдье П. Социология политики. — M.: Socio-Logos, 1993.

16 Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.: Магистериум-Касталь, 1996.

17 Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000.

18 Луман Н. Социальные системы. Очерк обшей теории. - СПб.: Наука, 2007.

структур. Приходится признать, что далеко не всегда глобальные концепты дают убедительный инструментарий для построения долгосрочного прогноза будущего и согласиться с мнением О.Н. Яницкого19, о том, что применительно к российскому обществу тема формирования обоснованных переходов от гранд-теории к каждому конкретному объекту разработана недостаточно.

В рамках данного исследования мода исследуется как пример динамичного социального объекта. Корректное прогнозирование моды требует логичного и последовательного перехода от фундаментальных социологических теорий к социологическим теориям моды и далее к конструктивным методикам изучения «объектов моды», предполагающим применение специальных инструментов и процедур.

Таким образом, в данной работе предлагается ответить на актуальный вопрос о корректных методологических основаниях, которые обеспечивают повышение точности долгосрочного прогноза моды и рассмотреть современные подходы к построению прогностических моделей. Эффективные способы прогнозирования моды востребованы как для получения собственно социологического знания, так и для практического применения в индустрии модной одежды, которая является одной из наиболее динамичных и стабильно растущих мировых индустрий.

Степень научной разработанности проблемы. Развитие теоретических представлений о моде, динамике ее преобразований традиционно происходило и происходит в рамках трех основных направлений: 1) историко-искусствоведческого; 2) экономического; 3) общественно-гуманитарного (антропология, социология, психология, социальная психология).

Каждое из этих направлений анализирует моду под определенным углом зрения. Историко-искусствоведческое исследование моды рассматривает стиль (прежде всего акцентируя внимание на одежде), и трансформацию стиля начиная с ХШ-ХУ веков и по настоящее время. Мы можем представить стиль как совокупность форм, линий, значений и образов, наличие которых позволяет сгруппировать в единое

19 См.: Яницкий О.Н. Будущее России: прогностический потенциал социологии // Россия реформирующаяся: Ежегодник. Вып. 6. - М.: Ин-т социологии РАН, 2007. С. 32.

направление художественные произведения, выполненные одним художником или коллективом авторов, обладающих сходным эстетическим видением предмета20. Историко-культурный анализ стиля заключается в сравнении похожих произведений искусства, выполненных в одном ключе и относящихся к одному историческому

периоду, а также рассмотрении предшествующих, альтернативных и последующих

21

стилей . В рамках исследований изменения стилистических канонов определяют

различные причины изменения стиля. Так исторические трансформации стиля могут

22

рассматриваться как изменение представлений об идеалах красоты . В качестве источника изменений моды и стиля могут выступать изменение традиций портновского дела или развитие и освоение новых технологий, которые рождают новый подход в «отношениях между телом и тканью»23. По аналогии с изучением живописи, большая часть исследований моды посвящена точному датированию костюма, анализу процесса изготовления того или иного предмета гардероба, определению «авторства», что, безусловно, весьма значимо для науки. Среди авторов данного направления можно выделить В. Стил24 и М. Финч.

Экономический подход рассматривает моду как индустрию. С точки зрения индустрии, мода - это предпочтительные характеристики товаров в ограниченный период времени, будь то одежда, обувь или автомобили. Рассмотрение моды в контексте индустрии направлено на обеспечение бизнеса инструментами повышения эффективности, в основу которых положено представление о моде как экономической категории. Среди приверженцев данного подхода можно выделить В.

25

Зомбарта, П. Нистрома, К. Аншпах . Так, Зомбарт категорически отвергал идею возможности участия потребителя в создании моды и утверждал, что последний вынужден принимать то, что предлагает ему производитель. Производитель

20 См.: Finch М. Style in Art History: An Introdaction to Theories of Style and Sequence. - Metuchen, NJ: The Scarecrow Press, 1974.

21 См.: Линч А., Штраус M. Изменения в моде: причины и следствия. - Мн., 2008. С. 131.

22 См.: Steele V. Paris Fashion: A Cultural History. - New York and Oxford: Oxford University Press, 1988.

23 Линч А., Штраус M. Изменения в моде: причины и следствия. - Мн., 2008. С. 148.

24 См.: Steele V. Paris Fashion: A Cultural History. - N.Y.: Oxford: Oxford University Press, 1988; Finch M. Style in Art History.

25 См.: Sombart W. Luxury and Capitalism. - Ann Arbor, MI: The University of Michigan Press, 1967; Anspach К. A. The Why of Fashion. - Ames, IA: Iowa State University Press, 1967; Nystrom P. Economics of Fashion. - N.Y.: Ronald Press Company, 1928.

формирует моду, а потребитель принимает ее. Теория моды обязана в большей мере именно экономическим дисциплинам развитием представлений о цикличности ее природы.

Исследование моды, ее динамики в рамках общественно-гуманитарных наук представлено широким спектром концепций о причинах и движущих силах изменений моды. Психологические теории направлены на изучение личностных качеств потребителей моды и обычно исходят из гипотезы существования особого инстинкта или глубинных характеристик личности, обеспечивающей формирование вектора моды. В рамках психологического направления изменчивость моды может определяться через стремление к новизне, которое заложено в личностных характеристиках потребителей. Так, Рене Кениг считает, что изменчивость моды определяется генетически заложенной в человеке высокой степенью восприимчивости ко всему новому, стремлением к инновациям26. Близкую картину предлагает и российский исследователь Борис Гройс, рассматривая стремление к

77

новизне как одну из важных характеристик культуры Новейшего времени . Другая психологическая теория изменчивости моды рассматривает три основные мотивации потребителя: достижение, самореализация и верность идеалам, определенные А.Маслоу в мотивационной теории. В зависимости от преобладающей мотивации находится тип потребителя и его выбор модной одежды. В психологической науке объяснение причин изменчивости моды в ряде теорий основывается на классической теории бессознательного Фрейда, который рассматривал трехкомпонентную структуру личности: «Сверх-Я», «Я», «Оно». Согласно теории Фрейда, существует основной конфликт между стремлением к скромности, которой требует «Сверх-Я», заставляя скрывать тело одеждой, и противоположным ему сексуальным желанием, которым управляет «Оно» (либидо) и которое вынуждает привлекать внимание к своему телу. В итоге одежда выполняет две функции: она удовлетворяет потребность в скромности, скрывая тело, и одновременно предназначена для того, чтобы делать тело привлекательным. Конфликт этих двух мотиваций и является постоянным

26 См.: Konig R. A La Mode. - New York: Seabury Press, 1973.

27 См.: Гройс Б. Утопия и обмен: Стиль Сталин. О новом. Статьи. -М.: Знак, 1993.

источником изменений в моде, попыткой примирить две противонаправленные

ЛО Л/Л

тенденции. Сторонники этого подхода - Дж. Флюгель , В. Стил , С. Блисс , Г.С.

31

Холл и другие. Социальные психологи, такие как Э. Росс, М. Райан, М. Хорн, Л.

32

Гурел, М. Барнард , тоже предпринимали попытки описать феномен моды на стыке психологии и социологии. Они рассматривали одежду, моду как способ невербального общения, с помощью которого происходит коммуникация человека с окружающими. Эдвард Росс еще в начале XX века анализировал вирусный характер коллективного поведения, который приводит к групповому действию33.

С точки зрения антропологии, одежда, внешность, модные тенденции -визуальные проявления культурных систем и значений. Внешний облик человека отражает систему ценностей и взглядов на мир. Роль антропологов, занимающихся исследованием одежды, заключается в том, чтобы собрать цельный внешний облик из разрозненных доступных источников, который будет результатом принятых в данной культурной среде взглядов на мир34. Развитием теории моды с точки зрения антропологии занимались К. Гирц^5, В. Тернер36, Г. Маккрэкен37. С точки зрения этих исследователей источником изменений служат социальные ритуалы, являющиеся ареной, где происходит сравнение идеальных образов и их восприятия окружением, в ходе которого кристаллизуются новые образцы (К. Гирц, В. Тернер). Грант Маккрэкен демонстрирует постоянное движение культурных групп, которое и определяет изменчивость моды.

Разнообразие подходов к исследованию моды и ее динамики свидетельствует об интересе ученых к данному предмету. Однако при психологическом,

28 См.: Fliigel J.C. The Psychology of Clothes. - L.: Hogarth, 1950.

29 См.: Steele V. Fashion and Eroticism: Ideals of Feminine Beauty From The Victorian Era to the Jazz Age. - N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1985.

30 См.: Bliss S.H. The Signification of Clothes //American Journal of Psychology. 1916. Vol. 27, no. 2. P. 217-226.

31 См.: Hall G.S. Some Aspects of the Early Sense of Self//American Journal of Psychology. 1898. Vol. 9, no. 3. P. 351-395.

32 См.: Ryan M.S. Clothing: A Study in Human Behavior. -N.Y.: Holt: Rinehard &Winston, 1966; Horn M.J., Gurel L. The Second Skin. - Boston, MA: Houghton Mifflin, 1975; Bamard M. Fashion as Communication. - L.: Routledge, 1996.

33 См.: Ross E.A. Social Psychology. - L.: Macmillan, 1908.

34 См.: Линч А., Штраус M. Изменения в моде: причины и следствия. - Мн., 2008. С. 63.

35 См.: Geertz С. The Interpretation of Cultures. - N.Y.: Basic Book Publishers, 1973;

36 См.: Turner V. The Anthropology of Performance. - N.Y.: PAJ Publications, 1988;

37 См.: McCracken G. Culture and Consumption: New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. - Bloomington, LA: Indiana University Press, 1988.

антропологическом и тем более историко-искусствоведческом подходах социальное содержание моды уходит на второй план.

Наиболее системный методологический подход к моде как социальному объекту представлен в рамках социологической науки. Ранние социологические концепции конца XIX - начала XX века определяют моду как феномен социальной иерархии. Эта точка зрения раскрыта в работах Г. Спенсера , У. Самнера , Г. Тарда, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля40 и Т. Веблена41. Позднее, в XX веке, теоретико-методологические воззрения на моду получили развитие в работах Г. Блумера42, Ф. Дейвиса, Ж. Бодрийяра43, П. Бурдье44, предложивших новое концептуальное объяснение моды. Г. Блумер отрицал роль моды как инструмента классовой дифференциации и определил ее как коллективный выбор. Ф. Дейвис делает акцент на связи между модой и идентичностью. Ж. Бодрийяр смотрит на моду с точки зрения системы потребления. В работах П. Бурдье понятие «мода» связано с понятием культурного вкуса и классовой борьбы.

Отечественный исследователь Ю.М. Лотман45 и представитель французского структурализма Р. Барт46 рассматривали моду с точки зрения знаково-символического подхода к анализу социокультурной реальности, анализируя ее как семиотическую систему, структурирующую систему значений в сфере культуры.

Среди современных авторов, разрабатывающих теоретико-методологические основы исследования моды, можно выделить Ю. Кавамура, которая рассматривает моду как социальный институт47. А. Линч и М.Д. Штраусе предпринимают попытку систематизировать различные методы анализа динамики моды и предлагают

38 См.: Spencer H. On Social Evolution. - Chicago, IL: University of Chicago Press, 1972;

39 См.: Sumner W. Social Darwinism: Selected Essays of William Graham Sumner. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1963;

40 См.: Зиммель Г. Мода// Избранное: в 2 т. -М.: Юристъ, 1996. Т. 2. С. 266-291.

41 См.: Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. С. 202.

42 См.: Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 171—179.

43 См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления. - М.: Республика: Культурная революция, 2006; См.: Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000;

См.: Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 2001.

44 См.: Бурдье П. Социология социального пространства. - СПб.: Алетейя, 2005.

45 См.: Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис: Изд. группа «Прогресс», 1992. С. 125-126.

46 См.: Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Изд-во Сабашниковых, 2003. С. 52.

47 См.: Кавамура Ю. Теория и практика создания моды: Пер. с англ. - Мн.: Гревцов Паблишер, 2009. С. 48.

собственный синтетический подход48. Хотя отдельные выводы этих работ могут считаться спорными, они имеют большое значение для развития теоретических представлений о моде и понимания сущностных характеристик динамики ее развития.

Отдельную группу представляют прикладные исследования моды. Первые изыскания были проведены в начале XX века A.JI. Кребером, а затем продолжены А.Б. Янгом. Многие теоретики опираются в своих работах на эмпирический опыт. Например, П. Бурдье рассматривает результаты опросов, проведенных в Париже в 1963 и 1967/68 гг. Подробный анализ статистических данных представлен в работах Ж. Бодрийяра. Однако результаты анализа зафиксированных фактов из прошлого не являются достаточным фундаментом для исследования динамики моды, особенно в тех случаях, когда речь идет о прогнозировании будущего. По признанию аналитика моды Ю. Кавамура, во многих исследованиях единицей анализа является абстрактный костюм, и ни один из авторов не проводит четкой границы между модой и одеждой49. Изменчивость моды часто описывается просто как смена фасонов или стилей в одежде.

В России активное исследование феномена моды началось относительно недавно, во второй половине XX века. Это работы B.JI. Толстых50, Е.Я. Басим51, В.М.

52 53

Краснова, Т.Б. Любимовой , Л.В. Петрова . Возрастающий интерес к проблемам моды и стиля связан с радикальными социально-экономическими изменениями, произошедшими в конце XX века в России. Среди отечественных авторов особое место занимает А.Б. Гофман. Ведущую роль в изучении этого явления он отводит социологии и социальной психологии54. Кроме того, социальным аспектам стиля

48 См.: Линч А., Штраусе М.Д. Изменения в моде. Причины и следствия. - Мн.: Гревцов Паблишер, 2009.

49 См.: Кавамура Ю. Теория и практика создания моды. Мн.: Гревцов Паблишер, 2009. С. 32.

50 См.: Толстых В. Л. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. - М.: Искусство, 1973.

51 См.: Басим Е.Я., Краснов В.М. «Гордиев узел» моды // Там же.

52 См.: Любимова Т.Б. Мода и ценность // Там же.

53 См.: Петров Л.В. Мода как общественное явление. - Л.: Знание, 1974.

54 См.: Гофман А.Б. Мода и обычай // Рубеж. 1992. № 3.

Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 2-е изд. - M.: Агентство «Издательский сервис»: ГНОМ и Д, 2000.

Гофман А.Б. Мода // Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2 т. - СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. Т. 2. С. 59-60.

Гофман А.Б. Моды социология // Современная западная социология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.

посвящены работы Л.И. Ятнной55, Р.Б. Фишмана56, а с вопросами прогнозирования и проектирования социокультурных процессов связана работа Т.М. Дридзе и Э.А. Орловой57. Тем не менее, возрастающий интерес к данной проблеме в российской научной среде не может компенсировать дефицит научных разработок по данной теме.

Настоящая работа предлагает целый ряд новых подходов. В частности, предпринята попытка соотнесения специальных социологических теорий моды и фундаментальных теорий социальных изменений - гранд-теорий. Такой взгляд может считаться самостоятельным и оригинальным, поскольку в научной литературе он не представлен. Лишь отчасти сходная логика демонстрируется в работах, анализирующих циклические изменения в сфере искусства, музыки, живописи в связи с циклическими изменениями в социальной сфере58.

Объект исследования - мода и ее социальное содержание.

Предмет исследования - движущие силы и закономерности изменений моды в социокультурном контексте.

Цель исследования - разработка методологических принципов долгосрочного прогнозирования моды на базе теорий социальных изменений.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

- раскрыть содержание основных концептуальных подходов к объяснению природы и движущих сил моды;

55 См.: Ятина Л.И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. № 2.

См.: Ятина Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - СПб., 2001. См.: Ятина Л.И. Полистилизм: новый этап в развитии моды // Рубеж. 2001. № 16-17.

См.: Ятина Л.И. Концепция индустрии моды: проблема инноваций // Ненасильственные методы коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия. - СПб.: Питер, 1997. С. 120-124.

56 См.: Фишман Р.Б. Мода как социальное явление: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Свердловск, 1990.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лебсак-Клейманс, Анна Вячеславовна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтюссер Л. За Маркса. - М.: Праксис, 2006.

2. Андреенков В. Г., Шашнов С. А. Моделирование в социологии // Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г. В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.

3. Антохонова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: Учебное пособие. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.

4. Аронсон О. Богема: Опыт сообщества. - М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002.

5. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Изд-во Сабашниковых, 2003.

6. Басим Е.Я., Краснов В.М. «Гордиев узел» моды // Мода: за и против. - М.: Искусство, 1973.

7. Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Бестужев-Лада И.В. Методы социального прогнозирования //Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.

9. Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору //Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии. - М., 2008. № 2.

10. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

11. Бодрийяр Ж. Общество потребления. - М.: Республика; Культурная революция, 2006.

12. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. -М.: Добросвет, 2000.

13. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 2001;

14. Бурдье П. Социология социального пространства. - СПб.: Алетейя, 2005.

15. Вайнштейн О.Б. Денди. Мода. Литература. Стиль жизни. 2-е изд. - М., 2006.

16. Васильева Е. Американская трагедия. О выставке Роберта Франка в Metropolitan Museum of Art [электронный ресурс] / Васильева Е.// КоммерсантЪ-Weekend. 2009. 25 сентября (№178). - Режим доступа:

http://www.kommersant.ru/doc/1243072?isSearch=True, свободный. -Загл. с экрана.

17. Васильева Е. Простые решения. (О тенденциях сезона осень/зима 2009-2010). // Zarina Magazine. 2009. Осень.

18. Васильева Е. Сумка времени. О новой коллекции Louis Vuitton. [электронный ресурс] / Васильева Е.// КоммерсантЪ-Weekend. 2009. 06 ноября (№207). -Режим доступа: http://www.kommersant.rU/doc/l 269146?isSearch=True, свободный. - Загл. с экрана.

19. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984.

20. Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику. - СПб.: Питер, 2001.

21. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

22. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003.

23. Голицын Г.А. , Данилова О.Н., Каменский B.C., Петров В.М. Межполушарная асимметрия и творческий процесс композитора //Музыкальная психология и психотерапия. - М.: ЭМИРСИ, 2007. № 3.

24. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Каменский B.C., Петров В.М. Факторы асимметрии творческого процесса: отбор существенных признаков музыкального творчества // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 3.

25. Голицын Г.А., Данилова О.Н., Петров В.М. Показатели асимметрии творческого

процесса (шкалирование оценок творчества композиторов) //Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 2.

26. Гофман А.Б. Мода // Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2 т. - СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. Т. 2.

27. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 1994.

28. Гофман А.Б. Мода и обычай // Рубеж. 1992. № 3.

29. Гофман А.Б. Моды социология // Современная западная социология: Словарь. -М.: Политиздат, 1990.

30. Гройс Б. Утопия и обмен: Стиль Сталин. О новом. Статьи. - М.: Знак, 1993.

31. Дебор Г. Общество спектакля. - М.: Опустошитель, 2011.

32. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

33. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Ситуационный анализ образа жизни при прогнозировании и проектировании социокультурных процессов / АН СССР. Науч. центр биол. исслед. Ин-т философии. - Пущино, 1986.

34. Зборовский Г.Е. Теоретическая социология XX - начала XXI века. -Екатеринбург, 2007.

35. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. - М.: Юристъ, 1996.

36. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды: Пер. с англ. - Мн.: Гревцов Паблишер, 2009.

37. Кравченко С.А. Социологическая теория: дискурс будущего. //Социологические исследования. 2007. № 3.

38. Линч А. Изменения в моде. Причины и следствия: Пер. с англ. / А. Линч, М. Д. Штраусе. - Мн.: Гревцов Паблишер, 2009.

39. Лебсак-Клейманс A.B. Долгосрочное прогнозирование модных тенденций на основе моделей социальных изменений // Поиск: Политика. Обществоведение.

Искусство. Социология. Культура. 2009. № 4 (26). С. 96-106

40. Лебсак-Клейманс A.B. Обзор основных подходов к долгосрочному прогнозированию динамики моды и индустриальному прогнозу, на основании опыта ведущих мировых аналитических агентств // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2010. № 2 (26). С. 41-50

41. Лебсак-Клейманс A.B. Долгосрочное прогнозирование моды на основании социологической модели циклических изменений // Вестник Российского университета дружбы народов. 2010. № 3. С. 24-34

42. Лебсак-Клейманс A.B. Прогнозирование в индустрии моды // Швейная промышленность. 2002. № 7. С. 46-47.

43. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис: Изд. группа «Прогресс», 1992.

44. Любимова Т.Б. Мода и ценность // Мода: за и против. - М.: Искусство, 1973.

45. Маслов С. Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика. - М.: ВИНИТИ, 1983.

46. Маслов С.Ю. Теория дедуктивных систем и ее применения - М.: Радио и связь, 1986.

47. Меньшиков С. М., Клименко Л. А. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу. - М.: Междунар. отношения, 1989.

48. Нейсбит Дж. Мегатренды: Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.

49. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. - М.: Русский мир, 1996.

50. Петров В.М., Голицын Г.А. Полувековые циклы в социокультурной динамике //Формирование новой парадигмы обществоведения. - М., 1996.

51. Петров Л.В. Мода как общественное явление. - Л.: Знание, 1974.

52. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2001.

53. Рабочая книга по прогнозированию /Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. - М.: Мысль,

1982.

54. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002.

55. Самнер У.Г. Народные обычаи: Исследование социологического значения обычаев, манер, привычек, нравов и этики // Рубеж (альманах социальных исследований). 1998. № 12.

56. Секачева О. Заглядывая в будущее. Прогнозисты трендов: предсказатели или диктаторы? //Теория моды. 2006. № 1.

57. Сериков А. Е. Социология: Курс лекций. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003.

58. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990.

59. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Пер. с англ., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. — М.: Астрель, 2006.

60. Тексты по истории социологии XIX-XX вв.: Хрестоматия /Сост. и отв. ред. докт. филос. наук В.И. Добреньков, канд. филос. наук Л.П. Беленкова. - М.: Наука, 1994.

61. Теннис Ф. Общность и общество //Теоретическая социология: Антология: В 2 ч.: Пер. с англ., фр., нем., ит. Общ. ред. С. П. Баньковской. - М., 2002. Ч. 1.

62. Тихомиров Н.П., Попов В.А. Методы социально-экономического прогнозирования. - М.: Изд-во ВЗПИ, А/О «Росвузнаука», 1992.

63. Толстых В.Л. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. - М.: Искусство, 1973.

64. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 2010.

65. Феофанов К.А. О сценарном подходе к прогнозированию //Социологические исследования. - М.: Наука, 2008. № 5.

66. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление: автореф. дис. ... канд. соц. наук. -Свердловск, 1990.

67. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Статистика, 1977.

68. Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение //Преподавание социально-экономических дисциплин в высшей школе: национальные ориентиры и мировой опыт. Мат-лы межд. конференции «Национальные ориентиры и мировой опыт в области преподавания социально-экономических дисциплин в высшей школе» Ред.: С.М.Хенкин, А.Е.Шаститко. -М.: Национальный фонд подготовки кадров, 2001.

69. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с нем. - М.: Аспект Пресс, 1996.

70. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследований российских трансформаций. - СПб., 2006.

71. Яницкий О.Н. Будущее России: прогностический потенциал социологии //Россия реформирующаяся: Ежегодник. Выпуск 6. Институт социологии РАН. -М., 2007.

72. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. - М.: Прогресс, 1974.

73. Ятина Л.И. Концепция индустрии моды: проблема инноваций // Ненасильственные методы коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия. - СПб.: Питер, 1997.

74. Ятина Л.И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I, № 2.

75. Ятина Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - СПб., 2001.

76. Abrahamson V., Meehan М., Samuel L. The future ain't what it used to be: The 40 cultural trends transforming your job, your life, your world. - New York: Riverhead Books, 1997.

77. Adam B. Time and Social Theory. - Cambridge: Polity Press, 1990.

78. Anspach K.A. The Why of Fashion. - Ames, IA: Iowa State University Press.

79. Barber N. Women's Dress Fashions as a Function of Reproductive Strategy//Sex Roles. 1999. No 40 (5/6).

80. Barnard M. Fashion as Communication. - L.: Routledge, 1996.

81. Bliss S.H. The Signification of Clothes // American Journal of Psychology. 1916. Vol. 27, No. 2.

82. Boudon R. and Bourricaud F. (eds). Critical Dictionary of Sociology. - Chicago: University of Chicago Press, 1989. Цит. по: Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.

83. Brannon Е. Fashion Forecasting. - N.Y.: Fairchild Publications, Inc., 2005.

84. Brenninkmeier I. The diffusion of fashion // Fashion Marketing: An anthology of viewpoints and perspectives. Eds G.Wills and D. Midgley. - London: Allen and Unwin, 1973.

85. Davis S. and Davidson B. 2020 Vision. - New York: Simon &Schuster, 1991.

86. Davis S. Future Perfect. Reading. - Massachusetts: Addison-Wesley, 1987.

87. Field G.A. The status float phenomenon - The upword diffusion of innovation //Business Horizons. 1970. No. 8.

88. Finch M. Style in Art History: An Introdaction to Theories of Style and Sequence. -Metuchen, NJ: The Scarecrow Press, 1974.

89. Flügel J.C. The Psychology of Clothes. - L.: Hogarth, 1950.

90. Flugel J.C. The Psychology of Clohtes. - London: Macmillan,1981.

91. Futura.ru [электронный ресурс]: интернет-сайт группы российских футурологов. -Режим доступа: http://www.futura.ru/bio/, свободный.

92. Geertz С. The Interpretation of Cultures. -N.Y.: Basic Book Publishers, 1973.

93. Giddens A. Capitalism and Modern Social Theory. - Cambridge: Cambridge University Press, 1971.

94. Giddens A. Central Problems in Social Theory. - London: Macmillan,1979.

95. Giddens A. The Constitution of Society. - Cambridge: Polity Press, 1984.

96. Giddens A. Introduction to Sociology. - New York: Norton, 1991.

97. Hall G.S. Some Aspects of the Early Sense of Self// American Journal of Psychology. 1898. Vol. 9, No. 3.

98. Horn M.J., Gurel L. The Second Skin. - Boston, MA: Houghton Mifflin, 1975.

99. King C.W. A rebuttal to the "trickle down" theory. In S.A.Greyer (Ed.).Towards scientific marketing. - Chicago: American Marketing Association. 1963.

100. Konig R. A La Mode. - New York: Seabury Press, 1973.

101. Kroeber A., Richardson J. Three centuries of womens dress fashions: A Quantitativ e analysis //Kroeber A. The Nature of culture. - Chicago, 1952.

102. Kroeber A. On the Principle of Order in Civilization as Exemplified by Changes in Fashion // American Antropologist. New Series. 1919. No. 21(3).

103. Lenski G. History and Social Change // American Journal of Sociology. 1976. Vol. 82. No. 3.

104. Lenski G. E. and Lenski J. Human Societies: An Introduction to Macrosociology. -New York: McGraw Hill, 1974.

105. Lipovetsky G. The Empire of Fashion. - NJ: Princeton University Press, 1994.

106. Lowe J., Lowe E. Cultural Pattern and Process: A Study of Stylistic Change in Women's Dress //American Antropologist. New Series. 1982. No. 84(3).

107. McCracken G. Culture and Consumption: New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. - Bloomington, LA: Indiana University Press, 1988.

108. Mendes V., de la Haye A. 20th Century Fashion. - N.Y.: Thames and Hudson, 1999.

109. Millerson J.S. Psychosocial Strategies for Fashion Advertising //The Psychology of Fashion, M.R.Solomon (ed.) - Lexington, MA: Lexington Books, 1985.

110. Naisbitt J. Megatrends. - New York: Warner Books, 1982.

111. Nisbet R. Social Change and History. - New York: Oxford University Press, 1969.

112. Nystrom P. Economics of Fashion. - New York: Ronald Press Company, 1928.

113. O'Neill, J. Forecasting - Fact or fiction? //Textile Horizons. 1989. No. 9.

114. Popcorn F. Clicking. - New York: Harper Collins, 1997.

115. Popcorn F. Pop to the editors //The New Republic. 1994. May 16.

116. Popcorn F. The Popcorn report. - New York: Doubleday, 1991.

117. Robinson D. The Economics of Fashion Demand //Quarterly Journal of Economics. 1961. No. 75(3).

118. Ross E.A. Social Psychology. - London: Macmillan, 1908.

119. Ryan M.S. Clothing: A Study in Human Behavior. - N.Y.: Holt: Rinehard & Winston, 1966.

120. Shalit R. The business of faith //The New Republic. 1994. April 18.

121. Singer N. Welcome to "recession chic" and its personification //The New York Times. 2008. October 24.

122. Sombart W. Luxury and Capitalism. - Ann Arbor, MI: The University of Michigan Press, 1967.

123. Sorokin P. Sociological Theories of Today. - NY: Harper & Row, 1966.

124. Spencer H. On Social Evolution. - Chicago, IL: University of Chicago Press, 1972.

125. Steel V. Paris Fashion: A Cultural History. - New York and Oxford: Oxford University Press, 1988.

126. Steele V. Fashion and Eroticism: Ideals of Feminine Beauty From The Victorian Era to the Jazz Age. - N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 1985.

127. Sumner W. Social Darwinism: Selected Essays of William Graham Sumner. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1963Touraine A. Social movements and social change //Or-lando Fals Borda (ed.). The Challenge of Social Change. - London: Sage, 1985.

128. Toynbee A. Sorokin's philosophy of history. In: P. J. Alien (ed.), Pitirim A. Sorokin in Review. - Durham NC: Duke University Press, 1963.

129. Turner V. The Anthropology of Performance. - N.Y.: PAJ Publications, 1988.

160

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.