ДОКОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРЕДПОСЫЛОЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНО-КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, доктор наук Габдуллин Ильдар Рустамович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 271
Оглавление диссертации доктор наук Габдуллин Ильдар Рустамович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДОКОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРЕДПОСЫЛОЧНОГО ЗНАНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА
1.1. Определение предпосылочно-познавательного контекста
в античной философской традиции
1.2. Доконцептуальное предпосылочное знание в средневековом интеллектуальном дискурсе
1.3. Теоретизация доконцептуального предпосылочного знания в новоевропейских философских системах
1.4. Понятие предпосылочного знания в современной эпистемологии
ГЛАВА 2. ОНТО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ДОКОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРЕДПОСЫЛОЧНОГО ЗНАНИЯ
2.1. Этимологические и семантические аспекты доконцептуального предпосылочного знания
2.2. Метафизические основания и онтологический статус предпосылочного знания
2.3. Трансценденталистская, герменевтическая и сциентистская интерпретации доконцептуального предпосылочного знания
2.4. Философско-психологическая рефлексия доконцептуального предпосылочного знания
ГЛАВА 3. ЦЕННОСТНО-КОГНИТИВНАЯ ДИНАМИКА ДОКОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРЕДПОСЫЛОЧНОГО ЗНАНИЯ
3.1. Предпосылочные знания и ценность в структуре познавательного процесса
3.2. Диалектика когнитивных и ценностных предпосылок
в природе доконцептуального предпосылочного знания
3.3. Соотношение истины и заблуждения в структуре доконцептуального предпосылочного знания
3.4. «Истинные» и «ложные» предрассудки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Предпосылочное знание в математике: философско-методологический анализ2005 год, кандидат философских наук Бичев, Геннадий Николаевич
Место и роль предпосылочного знания в научном познании1998 год, кандидат философских наук Николаев, Андрей Игоревич
Концептуальная метафора как форма предпосылочного знания в современном естествознании2019 год, кандидат наук Кузьмина Елена Владиславовна
Предрассудок как предмет философского исследования1994 год, кандидат философских наук Гусакова, Тамара Федоровна
Детерминационный анализ заблуждений в естественных науках1998 год, доктор философских наук Никитин, Александр Георгиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ДОКОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРЕДПОСЫЛОЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТНО-КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процесс познавательной деятельности необходимо включает в себя не только собственно осознанную активность сознания, выраженную в концептуально-рациональных посылках, но и те условия, факторы и предпосылки, которые сделали возможным конкретный познавательный акт и отчасти сохраняются уже в «снятом» виде. Это предопределяет научный интерес к истории и генезису любого идеального образования сознания, особенно тех элементов сознания, которые оказывают наибольшее влияние в процессе образования нового знания. Одним из таких элементов является феномен предпосылочного знания, которое в самом общем виде можно разделить на концептуальное и доконцептуальное, на явное и неявное, осознаваемое и неосознаваемое. Наиболее типичная и значимая форма доконцептуального предпосылочного знания находит олицетворение в хорошо известных каждому понятиях, таких как суеверие, предубеждение и предрассудок. Последнее из перечисленных понятий, не смотря на относительно позднее вхожденеие в лексикон, в то же время зачастую воспринимается и как самое древнее. Это говорит прежде всего о том, что это понятие удачно сочетает в себе все те смыслы, которые изначально были присущи познавательному предпосылочному контексту, но до поры «ждали» своего более точного терминологического воплощения. В психологических исследованиях феномену предрассудка посвящены специалные монографии и статьи (И.С. Кон, Т. Нельсон, G.W. Allport, T.W. Adorno, S.O. Gaines., E.S. Reed, T.F. Pettigrew, O. Meinberg, H. Tajfel), которые пока еще не нашли должного философско-методологического подкрепления. Философское знание, само являясь концептуализированным предпосылочным знанием, догматизируясь приобретает явную тенденцию редуцирования (а иногда, возвращения, преосмысления уже изначально
данного) к неосознаваемым доконцептуальным предпосылкам познавательного процесса .
Духовная культура всегда содержала как осознанно принимаемые ценности и знания, так и те из них, которые усвоены на бессознательно-интуитивном уровне. В современной отечественной духовной культуре проявляет себя такой феномен сознания, как предрассудок, заметно выделяясь в самых разнообразных исторических процессах: от тех сфер, где явно и значимо проявляют себя этнические, расовые, религиозные, гендерные предрассудки, до предрассудков, содержащихся в «нормальных» познавательно-интеллектуальных традициях научного мышления, где требуется дополнительная их экспликация. В современном массовом сознании вновь актуализируются, казалось бы, исчезнувшие суеверия, оккультизм, магия, спиритизм, колдовство, о чем свидетельстуют ставшие популярными «мистически» ориентированные телевизионные программы и сериалы. Вызывает перманентную обеспокоенность ученых такие феномены, как «квазинаука», «антинаука», или «теневая наука», которые выражают антисциентистские тенденции в различных социально-коммуникативных процессах.
Наряду с концептуально выраженными когнитивными схемами регуляции поведения людей, расчитанными на прямую, открыто-рефлексируемую реакцию, доконцептуальное знание в форме предрассудков всегда было важным средством воздействия на человеческое сознание. Современное информационное общество определяется не только такими его элементами как «информационные технологии», «информационное пространство», но и такими процессами как «информационное противостояние», «информационная борьба» и даже «информационная война». Под понятием «информационная война» большинство исследователей понимает установление информационного контроля за сознанием человека с целью его изменения и последующего подчинения (Т.А. ван Дейк, Э. Дэвис, С.Г. Кара-Мурза, В.А. Лисичкин, Г.Г. Почепцов,
С.П. Расторгуев, С.В. Смирнов, Л.А. Шелепин). Это означает прежде всего контроль над убеждениями, знаниями, ценностями, лежащими в основе установок поведения, значительная доля которых не осознается не только теми, кого подвергнут конторолю, но зачастую отсутствует осознание возможных последствий достижения изначально предполагаемых целей тех, кто осуществляет контроль. Только много позднее выясняется, что наряду с тем, что можно назвать концептуально выраженным и явным предпосылочным знанием, не менее важным выявляются те предпосылки, которые также присутствовали в общественном и индивидуальном сознании, но в силу их неосознаваемости не получили явного концептуального оформления. Примером такого процесса «выяснения» можно считать постоянную и неослабевающую тенденцию к переосмыслению, пересмотру, ранее казалось бы «незыблемых» и «окончательно определенных», причин наиболее важных исторических событий, таких как мировые войны и революции.
Практика идеологической борьбы, ориентированная на массовое сознание, все больше приобретает характер не конфликта рационально-интеллектуальных интерпретаций в понимании мира, но конфликта тех базовых цивилизационных ценностей, которые не всегда возможно доказать или опровергнуть осознанно-рациональными аргументами.
В современном гуманитарном знании все большее признание получают исследование субъективного понимания мира, ценностных и смысловых контекстов человеческого бытия, проблемы обретения смысла жизни и личностного становления. Возрастает интерес к изучению соотвествующих компонентов духовного мира, включая присущие индивидуальному или коллективному субъекту предрассудки. Как правило, предрассудок рассматривается, par excellence, как некий род ошибочного мнения, которое по мере возможности необходимо скорректировать, преодолеть, искренить содержащееся в нем заблуждение. Но для этого необходимо понимать саму сущность предрассудка как особой формы сознания, момента динамического
функционирования сознания. Возможно, обнаружив в конкретных формах проявления не только ложное, но и истинное содержание, не только способность наносить ущерб (используемые в европейских языках слова prejudice и superstition чаще переводятся на русский язык как «предрассудок», но в некоторых контекстах имеют прямой смысл «ущерба», «смещения», «искажения» и т.п.), но и быть как истинным, так и полезным. Возможно, тогда станет вполне правомерным вопрос и о пересмотре самой безусловной и категоричной задачи обязательного преодоления предрассудков.
Вместе с тем, сущность предрассудка как формы сознания относится к недостаточно исследованным философским проблемам. Исторически сформировались две мировоззренческие позиции в отношении к предрассудку как особому феномену сознания. С одной стороны, мы имеем дело с негативно «заряженной» предубежденностью против предрассудков вообще. Вторая позиция предопределяется позитивной предубежденностью относительно предрассудков, поддерживаемых авторитетом традиции. Обе эти позиции находят свое рациональное обоснование в определенных течениях интеллектуальной мысли - рационалистически-новаторской и традиционалистски-консервативной. Возможно ли сближение этих позиций, и на каком пути? Решению и этой актуальной задачи посвящено данное диссертационное исследование.
Степень разработанности темы. Философская исследовательская традиция изучения феноменов предпосылочного знания и его доконцептуальных форм берет начало в античности. Термины «предпосылочное знание» и «предрассудок» тогда не использовались, но античные философы уже выявляли и подвергали теоретической рефлексии такие понятия, как ипотесис (uno9saiç - «предпосылка») у Платона, предзнание у Аристотеля, пролепсис (npoXnyiç), антиципация («предвосхищение») у Эпикура, Секста Эмпирика, Цицерона. В системе римского права использовалось понятие prejudicium в качестве специального
юридического термина, от которого впоследствии в современных европейских языках (англ. - prejudice, франц. - prejuge, итал. - pregiudizio, исп. - prejuici) и было образовано слово (путем непосредственного калькирования смыслового содержания), переводимое на русский язык как предрассудок, предзнание. Основной заслугой античной мысли можно считать то, что ею был осознан сам факт существования особого предпосылочного контекста знания, оказывающего заметное влияние на формирование познавательного процесса в целом.
В интеллектуальном дискурсе Средневековья имели хождение слова заблуждение, суеверие, пережиток и некоторые другие. Это - семантические аналоги для обозначения смысла термина «доконцептуальное знание» или «предрассудок». Это, видимо, и послужило причиной использования для современных переводчиков средневековых текстов слова «предрассудок» в качестве синонима для указанных слов. Как показывает анализ различных по уровню и направленности средневековых письменных текстов (Библия, Коран, тексты представителей классической схоластики Ф. Аквинского, Р. Бэкона, папские буллы, тексты идеологов Инквизиции Я. Шпренгера и Г. Инсисторсиса и др.), в этот период проявился процесс дифференциации предпосылочного аспекта сознания, рефлексируемого как акт разделения подлинной, пред-данной и непостижимой в своей истинности веры от «суеверной ереси», По выражению Й. Хёйзинги («Осень Средневековья»), церковь постоянно вынуждена была «быть начеку, следя за тем, чтобы Бога не слишком уж переносили с неба на землю». Особенности функционирования «предрассудочно-суеверного» слоя сознания в эпоху Средневековья исследовали такие авторы, как Ю. Бохеньский, В.П. Гайденко, Ж. Ле Гофф, А.Я. Гуревич, Э. Жильсон, А.Ф. Замалеев, Л.П. Карсавин, А. де Либера, М.А. Лозинский, М.А. Лифшиц, Г.Г. Майоров, С.С. Неретина, М.А. Орлов, А.И Осипов, А.Ф. Управителев, П. Флоренский, Й. Хёйзинга и другие.
В классическом наследии Нового времени на основе критического переосмысления интеллектуального средневекового авторитаризма, характеризуемого как «пропитанного» предрассудками, формируется идеал беспредпосылочного знания, часто отождествляемого с идеалом беспредрассудочного познания. В идеализированных моделях оснований научного познания (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Дж. Вико) происходит прямой выход на проблему неконцептуализированных форм этих оснований, ассоциируемых с авторитарным мышлением, главным препятствием на пути к достижению просветительского идеала свободы разума. Это, в частности, подтверждается возникновением именно в этот период самого слова «предрассудок» (в европейских языках) и приданием ему смысла догматической оппозиции в спорах о свободе мысли, что нашло выражение в самом известном вольтеровском определении предрассудка как «разума глупцов».
Кантовская концепция априорного знания является первой чисто философской аналитикой проблемы предпосылочного знания. В этой связи, по определению И. Канта, предрассудки - это «предварительные суждения, принимаемые за основоположения. Всякий предрассудок нужно рассматривать как принцип ошибочных суждений». Исходя из этого положения, им было сделано несколько ключевых выводов для понимания природы предрассудка: 1) ложное познание, проистекающее от предрассудка, нужно отличать от его источника - самого предрассудка; 2) предрассудки бывают истинными предварительными суждениями; неверно только считать их основоположениями или определяющими суждениями; 3) причину возникновения предрассудков нужно искать в ошибочном принятии субъективных оснований за объективные в силу недостаточной рефлексии, предшествующей всякому суждению.
В русле трансценденталистского подхода рассматривалось предпосылочное знание Э. Гуссерлем. Это выразилось в формулировке принципа беспредпосылочности, которому должно удовлетворять теоретико-
познавательное исследование, притязающее на научность. В ранних феноменологических исследованиях предрассудок представлялся как дивиантный элемент предпосылочного познавательного контекста и выражение особой модальной интенциональности сознания. Новый шаг в сторону сближения предпосылочного знания и предрассудка был сделан Гуссерлем с введением понятия жизненного мира, где предрассудки ассоциируются с одним из ключевых феноменологических понятий -понятием естественной установки. Беспредпосылочность
(беспредрассудочность) знания сохраняет свою значимость лишь на стадии идеализированной модели познавательного процесса, но не в стихии жизненно-реального мира сознания.
В герменевтической феноменологии М. Хайдеггера принцип беспредпосылочности в соотвествии с максимой «Назад к вещам!» требует проведения «обстоятельной работы» по выявлению и последующему устранению предрассудков, «закрывающих взгляд на вещи». Гуссерлевская интерпретация того, чем являются сами вещи, может быть рассмотрена как некая предпосылка, которая, по терминологии Хайдеггера, «распознается» как предпосылочное знание, часто выражаемое предрассудоком, который должен быть отклонен для достижения требуемого превосходства над доконцептуальными знаниями, то есть предрассудками, функционирующими изначально на уровне веры, а затем укорененные в когнитивных процессах как полноправные гносеологические компоненты. Уяснение этого момента становится возможным, по мнению Хайдеггера, лишь потому, что уже обнаружилась свободная возможность встречи самих вещей, которой гуссерлево истолкование препятствует (Ф.-В. фон Херрманн). Позиция Э. Гуссерля недвусмысленно индетифицируется в хайдеггеровской интерпретации именно как особого рода предрассудок.
Разработка феномена доконцептуального предпосылочного знания на уровне онтологического анализа связана с концепциями, стоящими на теоретических позициях философской герменевтики. Своеобразие
герменевтического подхода проявилось в том, что категория предпонимания часто замещалось термином «предрассудок», то есть предрассудок был рассмотрен как понятие, через которое осознавалась принципиальная неустранимость предпосылочности. Первым шагом в этом направлении стало выделение М. Хайдеггером категории «предпонимания» как особой стадии понимания в рамках нового, онтологического прочтения проблемы герменевтического круга. В герменевтическом проекте Х.-Г. Гадамера понятие «предрассудк» имеет два значения: во-первых, оно наделяется философско-герменевтическим смыслом, рассматриваясь в качестве основополагающго элемента структуры предпонимания, и, во-вторых, предрассудок интерпретируется в «обычном» смысле слова, подразумевая ставшее привычным заблуждение. Категория предрассудка приобрела статус необходимого условия понимания и неотъемлемого элемента предпонимания.
Не менее важным этапом в разработке диссертационной темы стали иссследования в области философии и истории науки. В концепции знания Б. Рассела доконцептуальные его формы рассматриваются как особые знания-верования. Исходя из допущения о существовании в физическом мире причинных законов, Б. Рассел призывает исследовать «нашу веру в причинение» и связывает ее с «предрассудком наивного реализма». Для обозначения подобных феноменов познавательного процесса был введен термин «пропозициональная установка», представляющий внутренний мир человека многомерной системой верований и предпочтений, которая включает в себя немаловажную подсистему предпосылочного знания.
В критическом рационализме К. Поппера доконцептуальное предпосылочное знание опосредованно характеризуется через так называемые «субъективистские заблуждения», сопоставимые с основными формами развития знания - теорией и гипотезой. В частности, обосновывается тезис о «теоретической нагруженности» фактуальных данных, понимаемых как приспособительные реакции, попадающие в разряд
интерпретаций и включающие пронизанные (are impregnated) гипотетическими ожиданиями теории и предрассудки. По мнению К. Поппера, сама классическая эпистемология следует предрассудку, согласно которому утверждается возможность «чистого восприятия», или «чистых данных», и, наконец, «чистого языка наблюдения», а все языки, включая и язык науки, пронизаны теориями, мифами и предрассудками, принимающими для каждой сферы познания свою специфическую форму.
Важным звеном в экспликации момента доконцептуальной предпосылочности («предвзятости», «пристрастности») явилось исследование структуры личностного знания М. Полани в его теории неявного личностного знания. Отказ от «идеала научной беспристрастности» не означал узаконения предубеждений и предрассудков. В то же время контекст использования М. Полани понятия «предрассудок» позволяет однозначно утверждать, что всякий предрассудок - это неявное знание, но вовсе не обязательно любой форме выражения неявного знания воплощаться в предрассудке.
В концепции методологического анархизма П. Фейерабенда доконцептуальное предпосылочное знание синонимично предрассудку и рассматривается в тесной связи со специально введенным термином «естественная интерпретация». Конкретные предрассудки трактуются как особые, неосознаваемые, но при этом рационализированные естественные интерпретации, которые «пронизывают язык наблюдения и делают его языком наивного реализма» (П. Фейерабенд).
Предпосылочное знание рассматривается отечественными философами в контексте проблем знания, структуры познавательного процесса, понятия рациональности, природы иррационального (Н.С. Автономова, A.B. Ахутин, Л.Б. Баженов, О.Е. Баксанский, В.Д. Губин, Т.Ф. Гусакова, А.Л. Доброхотов, П.С. Дышлевый, П.С. Заботин, А.В. Иванов, Н.В. Иванчук, И.Т. Касавин, В.И. Колосницын, А.Н. Круглов, С.Л. Катречко, В.А. Лекторский, В.В. Миронов, И.П. Меркулов, Л.А. Микешина, Ф.М. Морозов, В.М. Найдыш,
В.Н. Порус, В.С. Степин, М.Х. Хаджаров, В.С. Швырев, Я.В. Шрамко). В.С. Степин рассматривает предпосылочное знание в контексте перехода «от бессознательного применения некоторых идеалов и норм к их осмыслению и методологической экспликации». Анализ когнитивно-методологической природы идеалов и норм позволяет М.Х. Хаджарову выделить два уровня предпосылочного знания - доконцептуальный и концептуальный, которые определяют характер формирования и организации знания. Весьма перспективным и обоснованным нам представляется подход В.Д. Губина и
A.Н. Круглова, обращенный к пониманию категории знания и познания с позиций философского анализа современных интерпретаций принципа априоризма и понятия a priori. С.Л. Катречко непосредственно связывает предпосылочное знание с имеющимся в социокультурном пространстве предрассудком, прежде всего выражающим общее мнение, которое «облегчает культурную жизнедеятельность индивида, в частности, его понимание имеющегося знания. Именно этот "остаток" и фиксируется объективистскими концепциями в качестве знания».
Конечно, доконцептуальное предпосылочное знание не только знание в смысле чисто когнитивной конструкции. В нем представлена как ни в какой другой форме знания аксиологическая, ценностная составляющая сознания и познания. В разработке этого аспекта нашего исследовании наибольшее значение имели научные труды Р.Г. Апресяна, О. М. Бакурадзе, Л.В. Баевой,
B.П. Барышкова, П.П. Гайденко, А.А. Гусейнова, А.Л. Доброхотова, А.А. Ивина, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, Д.А. Леонтьева, В.И.Копалова, Л. В. Максимова, И.Д.Невважая, М.О. Рубинштейна, Ф.А. Селиванова, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, В.К. Шохина, М.О. Шахова и других. В качестве общей тенденции здесь можно выделить рассмотрение ценностей как явных и неявных предпосылок рациональной мыслительной работы сознания, а также социокультурной обусловленности как познания в целом, так и научного познания в частности
Качественно новая ситуация в изучении природы предпосылок познания сложилась благодаря возникновению такого направления как эволюционная эпистемология. К. Лоренц в своей эволюционной теории знания, исследуя априорные формы мышления (источник происхождения которых в свое время не указал И. Кант), интерпретировал их как элементы механизма биологической адаптации. По мнению некоторых биологов (K.R. Abbott, Th.N. Sherratt), предрассудки (superstitions) интерпретируются как следствие наличия у людей и животных особого адаптивного механизма обучения. Так, проблема предпосылочного характера когнитивных процессов выходит за рамки анализа только человеческой психики. В некоторых моделях информационно-эволюционного подхода целостный процесс взаимодействия между генами и окружающей средой описывается терминами «эпигенез» и «эпигенетические правила». Первичные эпигенетические правила (от периферийных сенсорных фильтров до восприятия) и вторичные эпигенетические правила (внутренние ментальные правила, включая процедуры сознательной оценки и выбора) воплощают врожденные компоненты стратегий индивида по овладению культурой. Наиболее близким к понятию доконцептуального предпосылочного знания здесь оказывается так называемое «врожденное предпочтение одних культургенов другим» (А. Гушурст, Ч. Ламсден). Заслуживает внимания тезис о том, что процессы приобретения информации и знания обусловлены так называемыми «рациоморфными предпосылками рационального действия» (Р. Ридль). В российских эпистемологических исследованиях это направление получило развитие в разработке информационно-эволюционного аспекта когнитивных способностей человеческого сознания, когнитивных истоков духовной культуры, интерпретации эволюционной эпистемологии как современной междисциплинарной парадигмы и представлено такими авторами, как И.П. Меркулов, И.А. Бескова, И.А. Герасимова, А.В. Кезин, Е.Н. Князева и другие.
Особую часть в струтуре диссертационного исследования занимают психологические исследования. На общепсихологическом уровне необходимо выделить работы таких авторов, как Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Я. Рейковский, А.А. Ухтомский, Х.Р. Шиффман и другие. Наиболее важным в теоретико-методологическом отношении здесь оказалось применение деятельностного и системного подходов при анализе фундаментальных процессов психики. Особо здесь следует отметить разработанные концепции потребностей и мотивационных процессов, имеющих непосредственное отношение к выработке нашего собственного понимания доконцептуального предпосылочного знания.
Следующиее направление связано с психологическими исследованиями личности, где проблема доконцептуального предпосылочного знания фактически привязана к проблеме предрассудка и непосредственно связывается системой ценностных ориентаций личности и межличностного восприятия в групповых и межгрупповых взаимодействиях. Здесь заметную роль сыграли работы таких авторов, как В.С. Агеев, Т.В. Адорно (T.W. Adorno), Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Д.А. Леонтьев, Г.У. Оллпорт (G.W. Allport). В классической теории предрассудка Г. Оллпорта, до сих пор составляющей фундамент академических исследований в области межэтнических отношений, представлена концепция происхождения этнических предрассудков, трактуемых преимущественно как особые социальные установки поведения и напрямую связанных с феноменом предрассудка вообще. Анализ общей природы предрассудка как особого феномена сознания у Оллпорта далеко выходит за рамки только психологического исследования и сопровождается обширным экскурсом в историко-философский дискурс. Достаточно оригинальным и при этом обоснованным выглядит здесь интерпретация учения об аффектах Б. Спинозы, где Г. Оллпортом выделена оппозиция «предрасудков любви» и «предрассудков ненависти». Наибольшую известность и применимость в
последующих исследованиях предрассудка получила так называемая «шкала Оллпорта» (не менее известная как «шкала предрассудков»), которая выделяет фазы негативного проявления предрассудков: от вербального неприятия до физического устранения. В концепции авторитарной личности Т. Адорно анализируются характеристики так называемой «предвзятой личности». Здесь предрассудок стал одной из основных единиц исследовательского интереса («паттерн предрассудка»), была выявлена фундаментальная связь в сознании индивида между предрассудками, имеющими разные источники происхождения.
В исследованиях по так называемой глубинной психологии проблема предрассудка затрагивается в работах З. Фрейда, Э. Фромма, Г.Ф. Элленбергера, Дж. Долларда, Н. Миллера и др. В наиболее общем виде З. Фрейд охарактеризовал предрассудки как «властные силы, побочный продукт полезных и даже необходимых изменений в ходе развития человечества. Они поддерживаются нашими аффективными силами, и бороться с ними трудно» (З. Фрейд), имея в виду прежде всего «ителлектуальные» и «морально-эстетические» предрассудки. На основе психодинамического подхода получила известность теория «фрустрации -агрессии - смещения» (J. Dollard, L. Doob, N. Miller, O. Mowrer & R. Sears). Согласно этой теории конфликт между группами - лишь проективный симптом внутренних психологических состояний индивидов, представляющих результат накопления раздражения - фрустрации, переходящей во внешнюю агрессию, а предрассудок в этой связи предстает как форма рационализированной вытесненной враждебности.
С позиции отнесения доконцептуальных форм предпосылочного знания к особому психическому акту - установкам сознания, нельзя не учитывать основные положения психологической теории установки. В трудах Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, А.С. Прангишвили, И.В. Имедадзе понятие установки определяется как специфическое состояние, возникающее у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Взаимосвязь методологии и мировоззрения в современной эпистемологии2012 год, доктор философских наук Коськов, Сергей Николаевич
Гносеологический смысл обоснования научного знания и проблема эффективности его категориального инструментария /на примере математики/2019 год, доктор наук Мингулов Хамзя Ильясович
Философские основания науки и феномен предпосылочного знания1996 год, доктор философских наук Грибанов, Николай Иванович
Миф в структуре познания и деятельности1999 год, доктор философских наук Оботурова, Галина Николаевна
Предпосылочное знание: специфика, структура и основные формы2015 год, кандидат наук Николина Надежда Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования доктор наук Габдуллин Ильдар Рустамович, 2016 год
- 160 с.
185. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема [Текст] / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1990. - № 10. - С. 3-18.
186. Манхейм, К. Идеология и утопия [Текст] / К. Манхейм. - М.: Изд-во ИНИОН, 1992. - 246 с.
187. Манхейм, К. Человек и общество в век преобразования [Текст] / К. Манхейм. - М.: Изд-во ИНИОН, 1991. - 220 с.
188. Марков, А.В. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2: Обезьяны, нейроны и душа [Текст] / А.В. Марков. - М.: Астрель: CORPUS, 2011. - 512 с.
189. Марков, А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии [Электронный ресурс] / А.В. Марков // Доклад в Институте БИОЛОГИИ Развития РАН. - 19 марта 2009 г. -URL: http://www.evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm: (Дата посл. обр. 29.10.2013).
190. Мах, Э. Познание и заблуждение: Очерки по психологии исследования [Текст] / Э. Мах - М.: БИНОМ, 2003. - 456 с.
191. Машенцев, А.В. Интуиция и ценностная ориентация в познании: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / А.В. Машенцев. - СПб., 2003 - 197 с.
192. Меркулов, И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход) [Текст] / И.П. Меркулов. - Т. 1. - СПб.: РХГИ, 2003. - 472 с.
193. Меркулов, И.П. Когнитивные способности [Текст] / И.П. Меркулов. -М.: ИФ РАН, 2005. - 182 с.
194. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия [Текст] / М. Мерло-Понти. - СПб.: Ювента - Наука, 1999. - 605 с.
195. Мигранян, А.М. Переосмысливая консерватизм [Текст] / А.М. Мигранян // Вопросы философии. - 1990. - № 11. - С. 114-122.
196. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей [Текст] / Л.А. Микешина. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. - 440 с.
197. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного
исследования [Текст] / Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464 с.
198. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы [Текст] / Л.А. Микешина - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.
199. Миронов, В.В. Смысл философии как метафизики [Текст] / В.В. Миронов // Вестник МГТУ. Т. 10. - 2007. - № 3. - С. 418-429.
200. Многомерность истины. [Текст]. - М.: ИФ РАН, 2008. - 215 с
201. Многообразие априори. Материалы международной конференции на философском факультете РГГУ19—20 апреля 2012 г. [Текст] / Под ред. А. Н. Круглова. - М.: «Канон"+"», РООИ «Реабилитация», 2013.
- 368 с.
202. Морозов, Ф.М. Схемы как средство описания деятельности (эпистемологический анализ) [Текст] / Ф.М. Морозов. - М.: ИФ РАН, 2005. - 181 с.
203. Моторова, О.Ю. Коллизионный регулятор как предпосылка и нормативное основание приоритетных международно-правовых норм [Текст] / О.Ю. Моторова // Евразийский юридический журнал. - 2009.
- № 11. - С. 64-80.
204. Найдыш, В.М. Научная революция и биологическое познание: Философско-методологический анализ. [Текст] / В.М. Найдыш. - М.: Изд-во УДН, 1987. - 176 с.
205. Надирашвили, Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии [Текст] / Ш.А. Надирашвили. - Тбилиси: Мицниереба, 1974. - 274 с.
206. Наука и квазинаука [Текст] / Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.Н. и др. - М.: Альфа-М, 2008. - 320 с.
207. Наука, антинаука и мировой кризис [Текст] // Наука и жизнь. - 2001.
- № 12. - С. 10-17.
208. Невважай, И.Д. Наука и метазнание [Текст] / И.Д. Невважай // Метафизические исследования. - Выпуск 6. Сознание. - СПб:
Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1998. С. 62-75.
209. Невважай, И.Д. О природе должного в науке [Текст] / И.Д. Невважай // Ценностный дискурс в науках и теологии / РАН, Ин-т философии, Рос. гос. гуманитар. ун-т; отв. ред. И.Т. Касавин и др. - М.: ИФРАН, 2009. - С. 125-140.
210. Недугова, И.А. Иллюзорное сознание: онтогносеологический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01/ И.А. Недугова. -Челябинск, 2005. - 22 с.
211. Нельсон, Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения [Текст] / Т. Нельсон. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
212. Неретина, С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка [Текст] / С.С. Неретина. - М.: Гнозис, 1994. - 208 с.
213. Нестерова, В.Н. Методологические аспекты трансцендентального рассмотрения истины и заблуждения: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01/ В.Н. Нестерова. - Краснодар, 2006. - 150 с.
214. Никитина, Е.А. Сознание и бессознательное в структуре познания: автореферат дис. ... докт. филос. наук: 09.00.01/ Е.А. Никитина. - М., 2011. - 46 с.
215. Никифоров, А.Л. Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности [Текст] / А.Л. Никифоров // Исторические типы рациональности. Т. 1. - М.: ИФ РАН, 1995. - С. 282-298
216. Николаев, А.И. Место и роль предпосылочного знания в научном познании: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01/ А.И. Николаев. - СПб., 1998 - 170 с.
217. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии. Репринт. воспроизв. изд. 1936 г. [Текст] / И. Ньютон. - М.: Наука, 1989. - 688 с.
218. Новейший философский словарь [Текст]. - Минск: изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
219. Оболенская, С.В. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XVX вв [Текст] / С.В. Оболенская // Одиссей. Человек в истории. -М., 1991. - С. 160-185.
220. Овчинников, Н.В. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) [Текст] / Н.В. Овчинников // Вопросы философии. - 2002. - № 6. - С. 83-113.
221. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов- М.: Рус. яз., 1984. - 797 с.
222. Оллпорт, Г.В. Становление личности: Избранные труды [Текст] / Г.В. Оллпорт / Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева под общей редакцией Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
223. Оллпорт, Г.В. Личность в психологии [Текст] / Г.В. Оллпорт- М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.
224. Опасность креационизма для образования (The Dangers of Creationism in Education). Резолюция 1580 (2007) ПАСЕ [Текст] // Здравый смысл: журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. - Весна, 2008. - № 2 (47) - С. 3-4.
225. Орлов, М.А. История сношений человека с Диаволом [Текст] / М.А. Орлов. - М.: Республика, 1992. - 352 с.
226. Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины [Текст] / А.И. Осипов. -СПб.: Статис, 2007. - 207 с.
227. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа [Текст] / М. Оссовская. - М.: Прогресс, 1987. - 528 с.
228. Отношение, человека к рациональному к иррациональному [Текст] / Сб. научн. тр. - Свердловск: Изд-во УрГу, 1989. - 320 с.
229. Павленко, А.Н. Коммуникация - условие передачи знания и реализация Vim-техноло-гий [Текст] / А.Н. Павленко // Вестник РУДН. Серия Философия. - М., 2012. - № 2. - С. 15-22.
230. Пазина, Л.О. Проблема ценностей в экзистенциальных духовных реальностях как типах мировоззрения [Текст] / Л.О. Пазина // Ценностный дискурс в науках и теологии. - М.: ИФРАН, 2009. - С. 182-200.
231. Петров, Ю.П. Расследование и предупреждение техногенных катастроф. Научный детектив [Текст] / Ю.П. Петров. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 112 с.
232. Платон [Текст] / Платон // Собр. соч.: В 4-х т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - 860 с.
233. Платон [Текст] / Платон / Собр. соч.: В 4-х т. — Т. 2. - М.: Мысль, 1993.- 528 с.
234. Познание в социальном контексте [Текст] / Отв. ред. В.А. Лекторский, И.Т. Касавин. - М.: ИФ РАН, 1994. - 174 с.
235. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии [Текст] / М. Полани. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с.
236. Поппер, К. Логика и рост научного знания: Избранные работы [Текст] / К. Поппер / Под ред. В.Н. Садовского. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.
237. Поппер, К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход [Текст] / К. Поппер / Пер. с англ. Д.Г. Лахути; отв. ред. В.Н. Садовский. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 384 с.
238. Поппер, К. Какой мне видится философия [Текст] / К. Поппер // Путь в философию. Антология. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 445 с.
239. Порус, В.Н. Стиль научного мышления в когнитивно-методологическом, социологическом и психологическом аспектах [Текст] / В.Н. Порус // Познание в социальном контексте. - М.: ИФ РАН, 1994. - С. 102-130.
240. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика. [Текст] / А.А. Потебня- М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.
241. Почебут, Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология [Текст] / Л.Г. Почебут. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
242. Почепцов, Г.Г. Информационно-политические технологии [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.: Центр, 2003. - 384 с.
243. Прангишвили, А.С. Установка как неосознаваемая основа психического отражения [Текст] / А.С. Прангишвили // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследвания. -Тбилиси: Мецниереба, 1985. - Т. 4. - С. 16-23.
244. Предрассудок, предубеждение [Текст] // Современная западная социология. - М.: Наука, 1991. - С. 273-274.
245. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия [Текст] // Сост. Ю.В. Чернявская. - Мн.: Харвест, 1998. - 560 с.
246. Путь в философию. Антология [Текст] / - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 445 с.
247. Пушкин, А.С. Капитанская дочка [Текст] / А.С. Пушкин // Полное собрание сочинений: В 10-ти т. - Л.: Наука, 1977-1979. - Т. 6. Художественная проза, 1978. - С. 258-370.
248. Радищев, А.Н. Избранные философские сочинения [Текст] / А.Н. Радищев / Под общ. ред. и с предисл. И.Я. Щипанова. - Л.: Госполитиздат, 1949. - 558 с.
249. Райков, Б.Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России [Текст] / Райков Б.Е. - Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - 392 с.
250. Рассел, Б. Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения [Текст] / Б. Рассел. - М.: Политиздат, 1987. - 334 с.
251. Рассел, Б. Жизнь в средние века [Текст] / Б. Рассел // Почему я не христианин. - М.: Политиздат, 1987. - С. 61-64.
252. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы [Текст] / Б. Рассел. / Пер. с англ. - К.: Изд-во Ника-Центр, 1997. - 560 с.
253. Рассел, Б. Введение в математическую философию. Избранные работы [Текст] / Б. Рассел. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. -
264 с.
254. Расторгуев, С.П. Философия информационной войны [Текст] / С.П. Расторгуев. - М.: Изд-во Вузовская книга, МПСИ, 2003 г. - 468 с.
255. Рациональность иррационального [Текст] / Под ред. В.И. Колосницына. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - 244 с.
256. Рациональность как предмет философского исследования [Текст] / Отв. ред. Б.И. Пружинин, В.С. Швырев. - М.: ИФ РАН, 1995. - 225 с.
257. Рациональность и её границы: Материалы международной научной конференции «Рациональность и её границы» в рамках заседания Международного института философии в Москве (15-18 сентября 2011 г.) [Текст] / Отв. ред.: А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский. - М.: ИФРАН, 2012. - 233 с.
258. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский / Пер. с польского В.К. Вилюнаса. - М.: Прогресс, 1979.
- 392с.
259. Рено, Ф., Даже, С. Африканские рабы в далеком и недавнем прошлом [Текст] / Ф. Рено, С. Даже. - М.: Наука, 1991. - 214 с.
260. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике [Текст] / П. Рикёр / Пер. с фр., ст. и коммент. И.С. Вдовиной. - М.: Академический Проект, 2008. - 695 с.
261. Ромашкин, К. И. Онтологические допущения в научной теории : философско-методологический анализ : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01/ К.И. Ромашкин. - М., 2009. - 274 с.
262. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Изд. 2-е, 1946 г. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
263. Рубинштейн, М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу [Текст] / М. М. Рубинштейн / Под ред. Н. С. Плотникова и К. В. Фараджева - Тт. 1 -2.
- М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. - 480 с., 376 с.
264. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании [Текст] / Ж.-Ж. Руссо //
Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - С. 199-297.
265. Секст, Эмпирик. Соч.: В 2-х т. [Текст] / Эмпирик Секст. - Т. 1. - М.: Мысль, 1975. - 398 с.
266. Селиванов, Ф.А. Поиск ошибочного и правильного [Текст] / Ф.А. Селиванов. - Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2003. - 157 с.
267. Селиванов, Ф.А. Истина в заблуждении [Текст] / Ф.А. Селиванов. -М.: Политиздат, 1972. - 96 с.
268. Селезнев, В.М. Когнитивное и ценностное в научном исследовании: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.01/ В.М. Селезнев. - Киров, 2006. -175 с.
269. Семендяев, О.Ю. Эффект стереотипизации: теоретическое обоснование манипулирования массовым сознанием в социологии США [Текст] / О.Ю. Семендяев // Социологические исследования. -1985. - № 1. - С. 164-167.
270. Семенов, Ю.А. Проблема обоснования возможности априорного знания в теории научного познания и гносеологии: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01/ Ю.А. Семенов. - М., 1999. - 197 с.
271. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст] / Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. -464с.
272. Серова, И.И. Культура межнационального общения [Текст] / И.И. Серова. - Минск: Университетское, 1986. - 158 с.
273. Словарь философских терминов [Текст] / Научн. ред. В.Г. Кузнецова - М.: ИНФРА-М, 2004. - XVI, 731 с.
274. Современная западная философия: Словарь. [Текст] / 2-е изд. -Перераб. и доп.- М.: ТОН - Остожье, 1998. - 544 с.
275. Соколов, В.В. Европейская философия ХУ-ХУ11 веков. [Текст] / В.В. Соколов. - М.: Высш. шк., 1996. - 400 с.
276. Солдатова (Кцоева), Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания [Текст] / Г.У. Солдатова
(Кцоева) // Познание и общение. - М.: Наука, 1988. - С. 111-125.
277. Солсо, Р. Когнитивная психология. [Текст] / Р. Солсо - СПб.: Питер, 2006. - 589 с.
278. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика [Текст] / П.А. Сорокин / Пер. с англ., вст. ст. и ком. В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - 1176 с.
279. Старовойтова, Г.В. Этнические особенности поведения горожан // Этнические стереотипы поведения [Текст] / Г.В. Старовойтова- Л.: Наука, 1985. - С. 22-34.
280. Степин, В.С. Теоретическое знание [Текст] / В.С. Степин - М.: Прогресс, 1999. - 390 с.
281. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии [Текст] / Л.Н. Столович- М.: Республика, 1994. - 464 с.
282. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура. [Текст] / Э.Б. Тайлор- М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
283. Тахо-Годи, А.А. Примечания к диалогу «Менон» [Текст] / А.А. Тахо-Годи // Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - С. 819826.
284. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1968. - 320 с.
285. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе / Пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имдадзе. - М.: Смысл - Спб.: Питер, 2004. - 413 с.
286. Управителев, А.Ф. Тайноведение и христианство [Текст] / А.Ф. Управителев // Философские науки. - 1991. - № 5.- С. 84-87.
287. Ухтомский, А.А. Доминанта [Текст] / А.А. Ухтомский. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.
288. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. [Текст] / М. Фасмер / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - Т. 3. - 3-е изд., стер. - СПб.: Терра - Азбука, 1996. - 832 с.
289. Федотова, В.Г. Рациональность как предпосылка и содержание модернизации общества [Текст] / В.Г. Федотова // Исторические типы рациональности. - Т. 1. - М.: ИФ РАН, 1995. - С. 216-237.
290. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки [Текст] / П. Фейерабенд / Пер. с англ. и нем.; общ. ред. и авт. вступ. ст. И.С. Нарский. - М.: Прогресс, 1986. - 542 с.
291. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе [Текст] / П. Фейерабенд. - М.: ACT, 2010. - 378 с.
292. Фейерабенд, П. Против методологического принуждения: Очерк анархистской теории познания [Текст] / П. Фейерабенд. -Благовещенск: БГК им. И.А, Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 352 с.
293. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания [Текст] / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. - М.: Прогресс, 1988. - C. 52-92.
294. Философия XX век. Всемирная энциклопедия [Текст] / Гл. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ - Мн.: Харвест, 2002. - 976 с.
295. Философская энциклопедия. [Текст] / Гл. ред. Ф. В. Константинов. -Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1962.- 576 с.
296. Флоренский, П. О суеверии [Текст] / П. Флоренский // Философские науки. - 1991. - № 5. - С. 87-107.
297. Фоллмер, Г. Эволюционная теория познания. К природе человеческого познания [Текст] / Г. Фоллмер // Эволюционная эпистемология. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - С. 189204.
298. Фома, Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. [Текст] / Аквинский Фома - М.: ИФ РАН, 2001. - 206 с.
299. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии [Текст] / З. Фрейд // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 94-142.
300. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
301. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции [Текст] / З. Фрейд. - М.: Наука, 1991. - 456 с.
302. Фрезер, Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии [Текст] / Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1986. - 703 с.
303. Фрит, К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир [Текст] / К. Фрит - М.: Астрель: CORPUS, 2010. -335 с.
304. Фромм, Э. Душа человека [Текст] / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1992. - 430 с.
305. Фромм, Э. Психоанализ и религия [Текст] / Э. Фромм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 143-221.
306. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
307. Функциональный подход в социологии, функциональный эквивалент [Текст] // Современная западная социология. - М.: Прогресс,1990. -С. 381-384.
308. Хаджаров, М.Х. Рациональность научного познания: соотношение общего и особенного [Текст] / М.Х. Хаджаров. - Саратов: СГУ, 1999. - 142 с.
309 Хаджаров, М.Х. Рациональность научного познания: идеалы и нормы в научном поиске [Текст] / М.Х. Хаджаров. - Саратов: СГУ, 2000. -160 с.
310 Хаджаров, М.Х. Рациональность научного познания (содержание, аспекты, уровни, типы): диссертация ... доктора философских наук: 09.00.01./ М.Х. Хаджаров. - Саратов, 2001.- 317 с.
311. Хаджаров, М.Х. Норма как предпосылочно-регулятивный механизм научного познания [Текст] / М.Х. Хаджаров // Вестник ОГУ. - 2014. -С. 62-66.
312. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики [Текст] / М. Хайдеггер / Пер. с нем., послесловие О.В. Никифоров. - М.: Логос, 1997. - 143 с.
313. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени [Текст] / М. Хайдеггер. - Томск: Водолей, 1998. - 384 с.
314. Хайдеггер, М. Что такое метафизика [Текст] / М. Хайдеггер // Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 16-27.
315. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: Фолио, 2003. - 503 с.
316. Хёйзинга, Й. Осень Средневековья [Текст] / Й. Хёйзинга / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатели Д. Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 768 с.
317. Херрманн, Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля [Текст] / Ф.-В. фон Херрманн / Пер. с нем. - Минск.: Пропилеи, 2000 - 192 с.
318. Холтон, Дж. Что такое антинаука? [Текст] / Дж. Холтон // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 26-58.
319. Ценностный дискурс в науках и теологии [Текст] / РАН, Ин-т философии, Рос. гос. гуманитар. ун-т; отв. ред. И.Т. Касавин и др. -М.: ИФРАН, 2009. - 351 с
320. Цивьян, Т.В. Мифологическое прогнозирование повседневной жизни [Текст] / Т.В. Цивьян // Этнические стереотипы поведения. - Л.: Наука, 1985. - С. 154-178.
321. Цицерон, М.Т. Философские трактаты [Текст] / М.Т. Цицерон. - М.: Наука, 1985. - 382 с.
322. Чергинец, И.А. Смыслопостроение суеверий и предрассудков в английской и русской лингвокультурах: дис ... канд. филолог. наук: 10.02.19. / Чергинец И.А. - Нальчик, 2008. - 164 с.
323. Чернявская, Т.В. Дискурсивное пространство англоязычных предрассудков: дис. ... канд. филолог. наук : 10.02.04./ Т.В. Чернявская. - Волгоград, 2008. - 175 с.
324. Честерфильд, Ф.Д.С. Письма к сыну. Максимы. Характеры [Текст] / Ф.Д.С. Честерфильд. - Л.: Наука, 1971. - 351 с.
325. Что значит знать? [Текст] / Сб. ст. / Отв. ред. Г.Б. Гутнер, С.Л. Катречко. - М.: Центр гуманитарных исследований - СПб.: Университетская книга, 1999. - 208 с.
326. Шахов, М.О. Знания о мире и духовно-нравственные идеалы: существует ли взаимосвязь? [Текст] / М.О. Шахов // Ценностный дискурс в науках и теологии / Отв. ред. И.Т. Касавин и др. - М.: ИФ РАН, 2009. - С. 36-55.
327. Шацкий, Е. Утопия и традиция [Текст] / Е. Шацкий. - М.: Прогресс, 1990. - 456 с.
328. Швырев, В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность [Текст] / В.С. Швырев- М.: Прогресс-Традиция, 2003.
- 176 с.
329. Шиффман, Х.Р. Ощущение и восприятие [Текст] / Х.Р. Шиффман. -5-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 928 с.
330. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. [Текст] / О. Шпенглер. - М., 1993. - 663 с.
331. Шлет, Г.Г. Работа по философии [Текст] / Г.Г. Шлет // Логос. Вып. 2.
- М., 1991. - С. 215-233.
332. Шпренгер, Я., Инсисторсис, Г. Молот ведьм. [Текст] / Я. Шпренгер, Г. Инсисторсис. - Саранск: СП «Норд», 1991. - 352 с.
333. Шрамко, Я.В. Знания и убеждения: их развитие и критический пересмотр [Текст] / Я.В. Шрамко // Философия науки. - М., 2005. - № 1(24). - С. 3-19.
334. Шрамко, Я.В.Аналитическая эпистемология [Текст] / Я.В. Шрамко // Аналитическая философия / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. -М.: Изд-во РУДН, 2006. - С. 345-396.
335. Шрейдер, Ю. Сознание и его имитация [Текст] / Ю. Шрейдер // Новый мир. - 1989. - № 11. - С. 244-255.
336. Шульга, У.Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии. [Текст] / У.Н.Шульга - М.: ИФРАН,
2004. - 173 с.
337. Шютц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии [Текст] / А.Шютц / Сост. А. Я. Алхасов. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.
338. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики [Текст] / Сост. Д.Х. Лахути и др. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 464 с.
339. Эволюционная эпистемология. Антология [Текст] / Научн. ред., сост. Е.Н. Князева. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 704 с.
340. Элленбергер, Г.Ф. Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии [Текст] / Г.Ф. Элленбергер // Психиатрические системы конца XIX - первой половины XX века. -Ч. II. - СПб.: Янус, 2004. - 624 с.
341. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Текст]. - М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.
342. Якимова, Е.В. Аннотация к тексту: Гейнес С.О., Рид Э.С. Предрассудки: от Оллпорта - к Дюбуа [Текст] / Е.В. Якимова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. - М.: ИНИОН РАН, 1997. - № 2. -С. 180-185.
343. Язык, знание, социум: Проблемы социальной эпистемологии [Текст] / РАН, Ин-т философии; отв. ред. И.Т. Касавин. - М.: ИФРАН, 2007. -180 с.
344. Abbott, K.R., Sherratt, Th.N. The evolution of superstition through optimal use of incomplete information [Text] / K.R. Abbott, Th.N. Sherratt // Animal Behaviour. - July 2011. - Vol. 82, Issue 1. - Pp. 85-92.
345. Adorno, T.W., Frendel-Brunswik, E., Levinson, D.J., Sanford, R. The authoritarian personality [Text] / T.W. Adorno, E. Frendel-Brunswik, D.J. Levinson, R. Sanford. - London: Abridged Edition, 1982. - 480 p.
346. Agassi, J. Theoretical Bias in Evidence: A Historical Sketch [Text] / J. Agassi // Philosophica. - Ghent: D. Batens. Department of Philosophy and Moral Science at Ghent University, 1983(1). - Vol. 31. - Pp. 7-24.
347. Allport, G.W. The nature of prejudice [Text] / G.W. Allport. - Cambridge, Massachusets: Addison-Wesley Publishing Company, 1954. - 529 p.
348. Allport, G.W. The historical background of modern social psychology [Text] / G.W. Allport // Handbook of Social Psychology. - N.Y., 1959.
349. Burckhardt, J. Die Kultur der Renaissance in Italien [Text] / J. Burckhardt . - Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1994. - 632 p.
350. Burckhardt, J. The Civilization of the Renaissance in Italy [Text] / J. Burckhardt / Transl. by S.G.C. Middlemore. - London: Phaidon Press, 1945. - 640 p.
351. Burke, E. Reflection on the revolution in France 1790. [Text] / E. Burke -Indianapolis: Hackett Pub. Co., Ind., 1987. - 236 p.
352. Cicero, M.T. De natura deorum: Academica [Text] / M. T. Cicero. -Cambridge, 1956. - 124p.
353. Dijk, T.A.. Stories about minorities [Text] / T.A. Dijk // Prejudice in Discourse. Chapter 5. - Amsterdam: Benjamins, 1984. - Pp. 79-104.
354. Dijk, T. A. Cognitive Situation Models in Discourse Production: The Expression of Ethnic Situations in Prejudiced Discourse (Chapter 4) [Text] / T. A. van Dijk // Language and Social Situations. - New York, 1985. -Pp. 61-79.
355. Dollard, J., Doob, L., Miller, N., Mowrer, O., Sears, R. Frustration and aggression [Text] / J. Dollard, L. Doob, N. Miller, O. Mowrer, R. Sears. -New Haven: Yale University Press, 1939. - 509 p.
356. DuBois, W. E.B. The Souls of Black Folk [Text] / W.E.B. DuBois. -Chicago, IL: A.C. McClurg & Co.,1903. - 265 p.
357. Ellenberger, H.F. The discovery of the unconcions. The history and evolution of dinamic psychiatry [Text] / H.F. Ellenberger. - New York: Basic Books, Inc. Publishers, 1970. - 300 p.
358. Ehrlich, H.J. The Social Psychology of Prejudice [Text] / H.J. Ehrlich. -New York: Wiley, 1973. - 365 p.
359. Gaines, S.O., Reed, E.S. Prejudice: from Allport to Dubois [Text] / S.O. Gaines, E.S. Reed // Amer. Psychologist. - Wash., 1995. - N 2. - Vol. 50. - Pp. 96-103.
360. Gettirer, E.L. Is Justified True Belief Knowledge? [Text] / E.L. Gettirer // Analysis. - Oxford: Oxford University Press, 1963. - Vol. 23. - Pp. 121123.
361. Gregory, R. Eye and brain: The psychology of seeing (5th Ed.) [Text] / R. Gregory. - Oxford: Oxford University Press, 1997. - 340 p.
362. Gärdenfors, P. Knowledge in Flux. Modeling the Dynamics of Epistemic States [Text] / P. Gärdenfors. - Cambridge - London: The MIT Press, 1988. - 320 p.
363. Hamilton, D. A cognitive-attributional analysis of stereotyping [Text] / D. Hamilton // Advances Experimental Social Psychology, Vol. 12 / L. Berkowitz (ed.). - New York: Academic Press, 1979. - Pp. 53-84.
364. Huxley, Th. H. The coming of age of «The Origin of Species» [1880] [Text] / Th. H. Huxley // Darwiniana: Essays. Collected essays. Vol 2. -London: Macmillan and Co, 1893. - Pp. 227-243.
365. Husserliana. Bd. 9 [Text] / Haag: Nijhoff, 1962. - 567 p.
366. Hutton, E. Apes, Men and Morons [Text] / E. Hutton. - N.Y., 1937. - 405 p.
367. International Encyclopedia of the Social Sciences [Text] / L.: The Free Press, 1968. - Vol. 12. - 1070 p.
368. Jankowitz, W.-G. Philosophie und Vorurteil Untersuchungen zur Vorurteilshaftigkeit von Philosophie als Propadeutik einer Philosophie des Vorurteils [Text] / W.-G. Jankowitz. - Meisenheim, 1975. - 305 p.
369. Klineberg, O. Social Psychology [Text] / O. Kleinberg. - N. Y.: Holt, 1948. - 240 p.
370. Kleinberg, O. Prejudice // International Encyclopedia of the Social
371
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
Sciences [Text] / Kleinberg, O. - L.: Freepress, 1968. - Vol. 12. - Pp. 439-446.
Kelly, G. The psychology of personal constructs [Text] / G. Kelly. - N. Y.: Norton, 1955. - 1210 p.
Le Vine, R., Campbell, D. Ethnocentrism: Theories of Conflict, Ethnic Attitudes [Text]. - N.Y., 1972. - 236 p.
Lippmann, W. Public Opinion [Text] / W. Lippmann.- N.Y.: Wading River, Long Island, 1921. - 346 p.
Lumsden, C.J., Wilson, E.O. Prometean Fire: Reflection on the Origin of Mind [Text] / C.J. Lumsden, E.O. Wilson. - Cambridge, 1983. - 184 p. Nicole, P. Préjugés légitimes contre les Calviniste [Text] / Nicole, P. -Cambridge (Mass.): Omnisys, 1990. - 150 p.
Pettigrew, T. F., Meertens, R. W. Subtle and blatant prejudice in Western Europe [Text] / T. F. Pettigrew, R. W.Meertens // European Journal of Social Psychology. - 1995. - Vol.57. - Pp. 57-75.
Practical English Dictionary [Text] / - L.: Hollond Enterprises LTD, 1990. - 528 p.
Samner, W., Keller, A. The science of Society [Text] / W.Samner, A. Keller. - N.Y., 1946. - Vol. 1. - 520 p.
Secord, P.F., Backman, C.W. Social Psychology [Text] / P.F. Secord, C.W. Backman. - N.Y.: McGraw Hill, 1964. - 210 p. Sheriff, M., Sheriff, C. Groups in Harmony and Tension [Text] / M. Sheriff, C. Sheriff. - N.Y.: Harper, 1953. - 460 p.
Steinberg, S. The Ethnic Myth: Race, Ethnicity and Class in America [Text] / S. Steinberg. - N. Y.: Atheneum, 1981. - 277 p. Tajfel, H. Cognitive aspects of prejudice [Text] / H. Tajfel // Journal of Social Issues. - 1969. - № 25. - Pp. 79-97.
Tajfel, H., Billig, M., Bundy, R. P. & Flament, C. Social categorization and intergroup behaviour [Text] / H. Tajfel, M. Billig, R. P. Bundy & C. Flament // European Journal of Social Psychology. - 1971. - Vol. 1, Issue
2. - P p. 149-178.
385 The Columbia Encyclopedia [Text]. - Columbia University Press. Sixth Edition, 2009. - 53461 p.
386 The Constitution of the United States of America [Text]/ - Washington: United States government printing office, 2007. - 79 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.