Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг.: типология и поэтика жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Булдакова, Юлия Вячеславовна

  • Булдакова, Юлия Вячеславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Киров
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 189
Булдакова, Юлия Вячеславовна. Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг.: типология и поэтика жанра: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Киров. 2010. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Булдакова, Юлия Вячеславовна

Введение.

Глава I. Дневник писателя русской эмиграции как историко-литературный феномен.

1.1. Дневник писателя как жанровая разновидность дневника.

1.2. Писательский дневник как явление эмигрантской литературы 1920-1930-х годов.

1.2.1. Особенности эмигрантского сознания как основы генезиса автодокументальной прозы в литературе русского зарубежья.

1.2.2. Дневник писателя в контексте автодокументальной прозы эмиграции.

1.3. Роль русской литературной традиции в жанровой системе дневника писателя эмиграции.

Глава II. Типология жанра и специфика авторского сознания в дневниках писателей русского зарубежья.

2.1. Типологическая характеристика дневников писателей эмиграции.

2.2. Формы выражения авторского сознания в коммуникативном пространстве дневника.

2.3. Жанрово-родовой синтез в художественной структуре дневникового текста.

Глава III. Поэтика хронотопа дневников писателей русской эмиграции.

3.1. Пространство и время как жанрообразующие категории дневника писателя.

3.2. Пространственно-временные мотивы и образы пути в художественной структуре дневника.

3.3. Семантический комплекс "границы" в мотивной структуре дневников эмиграции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг.: типология и поэтика жанра»

На фоне внушительного корпуса исследований, посвященных литературе русского зарубежья, актуальным представляется рассмотрение малоизученных аспектов, связанных с поэтикой жанров и их трансформацией в условиях эмигрантского сознания. Глубокое и критическое осмысление истории и культуры эмиграции, накопление теоретических и практически ориентированных исследований художественных текстов вызывает необходимость изучения всего корпуса текстов русской эмиграции «первой волны» для получения более объективной картины литературного процесса этого периода.

Возрастающий авторский и читательский интерес к жанру дневника писателя, его двойственное положение в ряду документальных и художественных жанров определяют необходимость его дальнейшего пристального изучения. Это связано и с тем, что в XX веке жанр дневника писателя получает качественно новые характеристики, требующие историко-литературного описания и теоретико-литературного осмысления1.

Все это определяет актуальность изучения данной проблемы.

Кроме того, актуальность темы связана с вниманием к дискурсивным практикам повседневного сознания, что вызывает необходимость привлечения новых материалов, обусловленную растущим интересом к автодокументальным жанрам, их природе и поэтике. Для литературы русского зарубежья таким жанром является дневник писателя. В последние годы дневники становятся материалом исследований литературоведов, филологов, культурологов, историков и представителей других гуманитарных наук.

В современном литературоведении отмечается тенденция к объективному и обстоятельному исследованию дневникового дискурса

1 Ср. определение причин общего интереса к автодокументальным жанрам в XX веке: «Сознание непреходящей ценности рассказа о событиях очевидца и современника, интерес к внутреннему миру человека лежат в основе поразительной жизнеспособности мемуарно-биографических жанров» (Елизаветина: 1977, 3). писателя (связано это, конечно же, с возрастанием роли документального, и в частности дневникового, начала в современном литературном процессе, а также с попытками осмысления интеллектуальной истории XX века).

Изучение дневников русской эмиграции 1920-1930-х гг. и - как составной части этого корпуса текстов - дневников «незамеченного поколения» позволяет не только проследить особенности «дневниковой» традиции, лежащей в их основе и обусловивших формирование двух направлений развития этого жанра в русской литературе, но и представить его в соотнесенности с писательскими дневниками советской литературы.

Состояние научной разработанности проблемы. В современных исследованиях дневникового жанра рассматриваются общие черты поэтики и жанровых особенностей дневника как литературного произведения, предпринято описание целей и функций дневника, затронута проблема соотношения автора и героя в дневниковом тексте. Среди исследователей дневниковой прозы следует отметить работы (единственные на сегодняшний день монографические исследования жанра дневника) О. Г. Егорова (Егоров: 2002, 2003) и М. Ю. Михеева (Михеев: 2004, 2006); а также научные статьи и диссертационные исследования Т. И. Голубевой (Голубева: 1990), Е. П. Гречаной (Гречаная: http://uni-persona.srcc.msu.ru), А. А. Зализняк (Зализняк: http://uni-persona.srcc.msu.ru), К. Р. Кобрина (Кобрин: 2003), Т. М. Колядич (Колядич: 1993, 1998), Е. Г. Местергази (Местергази: 2008), Е. Г. Новиковой (Новикова: 2005), К. С. Пигрова (Пигров: 2003), О. С. Сахно (Сахно: 2004) и др.

Современные филологические исследования жанра дневника и дневникового дискурса последних лет сосредоточены на описании генезиса жанра (О. Г. Егоров), поэтики и основных жанровых категорий, взаимодействия внутренней, устной, письменной речи в рамках дневникового текста, определении специфики дневникового дискурса, места дневника в ряду других автодокументальных жанров, описании дневников конкретных авторов, попытке определить жанровую специфику дневников писателей. Исследования дневников в филологической парадигме вписывается в изучение документалистики, психологические и психолингвистические исследования, разностороннее изучение феномена повседневности.

Основные направления в исследовании дневников базируются на следующих идеях: дневник - это биографический и исторический документ2; дневник отражает черты психики, поэтому анализ дневника позволяет проникнуть в подсознание и найти объяснение поступков его автора (О. Г. Егоров); дневник - самостоятельный жанр документальной (автодокументальной) литературы (М. Ю. Михеев); в дневнике формируется стиль, это «творческая лаборатория» писателя; дневники «романны» (В. Шкловский); это своеобразное «философское произведение» (Б. Тарасов: 1997). Дневник - «литературный эквивалент жизни» (И. А. Паперно: 2003), это изучение своей личности в ее малейших проявлениях (К. С. Пигров) и т. д. Все названные особенности эти черты становятся особенно актуальными в XX веке, и в частности в литературе русского зарубежья.

Стоит также выделить исследования жанровой специфики дневника писателя О. Б. Бобровой (Боброва: 2007), Н. А. Богомолова (Богомолов: 1999), А. Н. Варламова (Варламов: 2003), Н. Ю. Донченко (Донченко: 1999), А. М. Колядиной (Колядина: 2006), Н. Г. Крюковой (Крюкова: 2000), А. М. Новожиловой (Новожилова: 2004), М. Паолини (Паолини: 2003), С. В. Рудзиевской (Рудзиевская: 2002). Следует подчеркнуть, что в сфере

2 См., например: Розенблюм, Л. М. Творческие дневники Достоевского. — М., 1981; Эйхенбаум, Б. М. Молодой Толстой. - Л.; M., 1922; Эйхенбаум, Б. M. Лев Толстой. Семидесятые годы. - М., 1974. - С. 237 -241; Храпченко, М. Б. Лев Толстой как художник. - Л., 1974; Лакшин, В. Я. Толстой и Чехов. — М.: Сов. писатель, 1975. - 2-е изд. нспр.; Опульская, Л. Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1886 по 1892 год. -М., 1979.

В истории литературы дневники писателей используются обычно как документальный материал, подтверждающий какую-либо концепцию исследователя относительно творчества писателя, для комментария истории создания произведений и биографии писателя. Так, В. Я. Лакшин пишет о создании пьесы Л.Н. Толстого «Живой труп» (1900 г.): «Драма "Живой труп" была той "художественной работой", по которой, как пишет писатель, он "скучал", занимаясь своими публицистическими статьями (запись 6 апреля 1900 года)». (Цит. по: Лакшин, В. Я. Толстой и Чехов. — M.: Сов. писатель, 1975. — С. 203). И нельзя полностью отрицать эту сферу использования дневника: И. А. Бунин, например, настаивал на использовании его дневников для извлечения достоверных фактов его биографии (Крюкова: 2000, 19). внимания ученых остаются авторы «первого ряда» - классики литературы XIX-XX века, некоторые деятели культуры; интерес исследователей состояния дневникового жанра в XX веке сосредоточен, в основном, на дневниках М. Пришвина, К. Чуковского, И. Бунина, 3. Гиппиус и др. (Варламов: 2003; Гринфельд: 2000; Гришина: 1995; Донченко: 1999; Егоров: 2002, 2003; Колядина: 2006; Новикова: 2005; Михеев: 2004, 2006; Шемякина: 2004).

В исследованиях литературного процесса русского зарубежья в основном преобладает обращение к художественным (в их числе и мемуаристика), публицистическим и философским произведениям. В последнее десятилетие появляются работы, обращающиеся к дневниковому наследию писателей-эмигрантов, но материалом исследований становятся либо дореволюционные дневники, либо записи, созданные в 1917-1919 годы, при этом дневник предстает, прежде всего, как исторический источник. Среди таких научных работ представляют интерес исследования Н. Б. Лапаевой (Лапаева: 2005), Е. Л. Менегальдо (Менегальдо: 1996), - ' О. В. Скроботовой (Скроботова: 2006).

Из представленного обзора мы видим, что в науке о литературе дневник занимает особую нишу и как источник информации, и как объект исследования. Но изучение дневникового жанра в литературном процессе эмиграции сводится в основном к определению документальной и исторической значимости текста, тогда как поэтика является практически неразработанной сферой.

Дневник писателя как жанровое образование также является достаточно изученным явлением, но и в этой теме остаются некоторые дискуссионные моменты: границы понятия «дневник писателя», характер дискурсивности дневникового текста, проблемы межжанрового синтеза в системе дневникового дискурса.

Помимо отдельных научных статей, изучающих специфику «дневниковости» как формы повествования в художественных произведениях писателей-эмигрантов, их дневники рассматриваются в основном как источник сведений о повседневной жизни, истории создания произведений, творческой биографии писателя. Все это обусловливает необходимость и актуальность целостного комплексного анализа жанра писательского дневника эмиграции.

Научная новизна работы состоит в том, что:

• диссертация представляет собой первое монографическое исследование, посвященное жанровой специфике дневников писателей русской эмиграции 1920-1930-х гг.;

• на широком эмпирическом материале представлены типология и анализ жанрово-стилевых особенностей дневников писателей эмиграции с учетом принципов автометаописания, обусловленных онтологическим характером литературы эмиграции;

• впервые к исследованию дневникового жанра применяется категория дискурсивной модели, что открывает новые возможности для комплексного филологического исследования.

Объектом исследования является дневник писателя как жанр художественно-документальной прозы. Предметом - жанровая специфика и типологическая характеристика писательского дневника как феномена литературного процесса русского зарубежья 1920-1930-х годов.

Цель диссертации - исследовать жанровое своеобразие и типологические особенности дневника писателя в контексте авторского сознания, сформированного онтологией эмиграции. Целью исследования определяются конкретные задачи работы:

• систематизировать категориальный аппарат исследования дневника как автодокументального жанра;

• рассмотреть типологию писательского дневника в литературе русского зарубежья;

• на основе предложенной модели дневникового дискурса исследовать специфику авторского сознания и его трансформации в различных жанровых типах дневниковых текстов;

• охарактеризовать особенности пространственно-временной организации дневникового жанра в типологическом аспекте и индивидуально-авторских системах прозы русского зарубежья 1920-1930-х гг.;

• исследовать характер взаимодействия и синтеза различных жанрово-родовых форм в писательских дневниках разных типов.

Материалом исследования служат дневники и дневниковые записи писателей первой эмиграции: И. А. Бунина, 3. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцева, М. И. Цветаевой, Б. Ю. Поплавского, Г. Н. Кузнецовой. В качестве контекста привлекаются дневники А. М. Ремизова, В.Н. Буниной, М.И. Васильчиковой, М. М. Пришвина К. И. Чуковского, А. Н. Афиногенова и др.

Хронологические рамки диссертационного исследования ограничены 1920-1930-ми гг. Это связано как с особой характеристикой «первой волны» русской эмиграции (исторические условия, специфика авторского сознания, ориентированная на мифологические стереотипы, ведущие идеи времени и художественные предпочтения, определенные эпохой), так и с качественным состоянием литературного процесса, в котором участвовали признанные классики русской литературы, олицетворявшие преемственность литературной традиции, что позволяет назвать этот период знаковой эпохой в развитии русской (русскоязычной) литературы XX века.

Методология исследования определяется принципами сравнительно-типологического и системно-структурного методов анализа литературы. Данная методология предполагает выявление теоретических аспектов взаимосвязи частного и всеобщего (субъективного и объективного) как онтологической основы дневника писателя. Структурный подход позволяет определить место и значение отдельных элементов жанровой формы, составляющих модель дневникового дискурса.

Исследование в своих основах опирается на комплексный подход к анализу литературного произведения. В соответствии с целью и задачами исследования привлекаются частные методы и методики анализа литературных произведений: мотивный, лингвокультурологический и лингвостилистический анализ. Кроме того, поскольку литературоведческое исследование подразумевает ту или иную степень интерпретации текста, можно говорить о герменевтической интенции настоящей работы. Теоретическую базу диссертации составили:

• исследования в области истории и культуры русской эмиграции (Р. Герра (Герра: 2004), А. М. Зверева (Зверев: 2003), М. В. Назарова (Назаров: 1992) и др-);

• исследования литературного процесса русского зарубежья как целостности (В. В. Агеносова (Агеносов: 1998), Д. Глэда (Глэд: 1991), В. Крейда (Крейд: 1994), JI. А. Мнухина (Мнухин: 2008), О.Р.Демидовой (Демидова: 2001, 2003), Г. П. Струве (Струве: 1996), и др.);

• исследования творчества отдельных авторов эмиграции (JI. Н. Бронской (Бронская: 2000, 2001, 2007), А. М. Любомудрова (Любомудров: 2001),

A. К. Бабореко (Бабореко: 2004), Н.О. Осиповой (Осипова: 2000, 2004) и др.);

• исследования в сфере теории и поэтики жанров и процессов жанрообразования (Б.М. Гаспаров (Гаспаров: 1994), Л.Я. Гинзбург (Гинзбург: 1976), Г. Г. Елизаветиной (Елизаветина: 1977, 1982), Н. Л. Лейдермана (Лейдерман: 1982), Е. Г. Местергази (Местергази: 2008), Н.А. Николиной (Николина: 1986, 2002), Б.М. Эйхенбаума (Эйхенбаум: 1986) и др.);

• исследования в области теории хронотопа (М. М. Бахтина (Бахтин: 1975), Ю. М. Лотмана (Лотман: 1988), В.Н.Топорова (Топоров: 1983), Б. А. Успенского (Успенский: 2000) и др.);

• исследования психологии творчества и категории автора (Л.С. Выготского (Выготский: 1965), Б. О. Кормана (Корман: 1972), Ю. В. Манна (Манн: 1991),

B. В. Нурковой (Нуркова: 2000), Е. Г. Эткинда (Эткинд: 1999) и др.);

• исследования в области стиля и языка художественного произведения (В. В. Виноградова (Виноградов: 1980, 2003), Г. О. Винокур (Винокур: 1991), Т. ван Дейка (Дейк: 2000), М. Фуко (Фуко: 1996) и др.);

• исследования автометаописательного потенциала художественного текста в связи с теорией метатекста (М. М. Бахтина (Бахтин: 1977), Ю. М. Лотмана (Лотман: 1988, 1997), Р. Д. Тименчика (Тименчик: 1974, 1975), Ю. Н. Тынянова (Тынянов: 1977), Т.В. Цивьян (Цивьян: 1974) и др.);

• работы по теории мотивного анализа (Б. М. Гаспарова (Гаспаров: 1995), А.К.Жолковского (Жолковский: 1992), И.В.Силантьев (Силантьев: 1999, 2004) и др.);

• работы по семиотике поведения, разработанной в трудах представителей Тартуско-московской школы (Ю. М. Лотмана (Лотман: 1988), И. А. Паперно (Паперно: 2003, 2004), Ю. С. Степанова (Степанов: 1971,1985) и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Дневник писателя как жанр автодокументальной прозы обладает специфическими чертами поэтики (субъективно организованный хронотоп, синтез лирического и эпического начал, использование художественно-выразительных средств языка и поэтического синтаксиса для достижения эстетического эффекта), которые определяют не только его место среди других автодокументальных жанров (в том числе и по отношению к традиционно-бытовому дневнику), но и связи с художественными текстами. Дневник писателя в большей степени, чем традиционно-бытовой дневник, обладает потенциалом мифотворчества и автомифологизации.

2. В литературе русского зарубежья 1920-1930-х годов дневник писателя является ярким проявлением жанровых исканий эпохи, обусловленных онтологическими характеристиками эмигрантского сознания. Актуализация дневника как жанра автодокументальной прозы связана со специфическими условиями культурной ситуации эмиграции и формированием эмигрантского сознания, для которого характерны маргинальность, тяга к мифотворчеству, проявление экзистенциального одиночества и заброшенности, стремление сохранить родную культуру, мистицизм, иррационализм и отражение религиозного опыта; стремление к автометаописанию и исповедальности (возможность взглянуть на себя как на другого - со стороны и «изнутри»). Дневник писателя в литературе русского зарубежья становится инструментом самопознания и самореализации.

3. Соединение традиций Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и более поздней традиции дневниковой прозы В. В. Розанова создает предпосылки для формирования особого дневникового дискурса, прежде всего проявившегося в символистской литературе. Эта русская литературная традиция становится основой для дальнейшего развития жанра дневника писателя в литературе эмиграции.

4. Анализ форм художественного воплощения авторского сознания позволяет выделить три жанровых типа дневников писателей русского зарубежья: описательно-фиксирующий, экзистенциальный и синтетический. Жанровая типология дневников писателей, основанная на принципах авторского сознания и жанровых категорий (хронотоп, межжанровый синтез и др.) реализуется и в частных дискурсивных практиках, и в моделях дневникового дискурса писателей-эмигрантов.

5. Дискурсивность дневникового текста выражается во взаимосвязи текстовых (структура и композиция текста, синтаксис, авторская пунктуация, художественно-выразительные средства, визуализация текста) и внетекстовых параметров (частота записей, степень публичности и т. п.), которые становятся средством, необходимым для адекватной передачи содержания дневника - внутренней жизни личности. Именно дискурсивность (то есть фиксирование процесса записывания) становится той чертой дневника, которая выделяет его в ряду других автодокументальных жанров.

6. Модели дневниковых дискурсов формируются под влиянием двух основных факторов: традиции жанра дневника (форма и стиль записей) и специфической ситуации ведения дневника. Определяющими характеристиками модели дискурса становятся: тип авторского сознания, характер художественно-документального моделирования мира, синтактика, прагматика и репрезентация дневникового текста. В дневниках писателей реализуются следующие модели дискурсов: риторическая модель (дневник Б. К. Зайцева, 3. Н. Гиппиус, И. А. Бунина) и игровая модель (дневники Б. Ю. Поплавского, Г. Н. Кузнецовой, М. И. Цветаевой).

7. Авторское сознание как способ проявления субъективно-личностного начала дневникового дискурса формирует специфику пространственно-временных координат, создает особую художественную реальность. Систему хронотопа дневников эмиграции отличает преобладание двух комплексов мотивов: мотива пути, выраженного как в пространственных, так и в хронологических представлениях, и мотива установления/преодоления границы.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении подхода к анализу жанра и жанровых систем в литературе, в использовании категориального аппарата смежных филологических дисциплин и применении его возможностей в изучении жанрово-стилевых процессов. Применительно к автобиографическим и автодокументальным жанрам предлагаемая методика анализа дневникового жанра раскрывает новые возможности в подходе к исследованию автодокументальной прозы. Теоретические установки и выводы диссертации могут быть использованы в разработке смежных проблем литературоведения

Практическое значение диссертации определяется возможностью применения ее материалов и выводов в учебном процессе, при разработке лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров по истории и теории литературы, в процессе монографического изучения творчества отдельных писателей.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературы ВятГГУ, получили отражение в докладах конференций, а также в 13 публикациях по теме диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии, включающей 239 источников. Общий объем диссертационного сочинения составляет 189 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Булдакова, Юлия Вячеславовна

Заключение

В современных исследованиях дневник писателя изучается как относительно самостоятельное явление. Его типологическое своеобразие обусловлено и внешними факторами (профессиональная принадлежность автора, тенденция к публичности текста, синтез функций различных автодокументальных жанров), и собственно дневниковой поэтикой.

Помимо традиционных признаков: синхронность, установка на исповедальность и правдивость, документальность, дискурсивность, -поэтика дневника писателя дополняется такими чертами, как установка на художественно-эстетический эффект, символико-философский подтекст, тенденция к мифотворчеству и публичности, особая сюжетно-композиционная структура и образная система. Специфическая поэтика дневника писателя, определяемая установкой на художественную преднамеренность текста, устанавливает его отличие от традиционно-бытовых дневников.

Соединение биографического и художественного начал дневника писателя создает особую ситуацию, когда проявляется способность текста к автомифологизации его автора, так как дневник не просто воспроизводит жизнь, а конструирует и реконструирует ее под определенным углом зрения. В процессах автомифологизации и автометаописания происходит осмысление собственного «Я» как другого.

Складывание единого культурно-исторического пространства русского зарубежья проходило параллельно с нараставшим внутренним расколом внутри диаспоры и во многом определяется феноменом эмигрантского сознания. Эти неоднозначные явления культуры русского зарубежья проявились в закономерном росте интереса к слову, прежде всего, к русскому слову, русской классической литературе, художественной рефлексии событий. Итогом этих исканий стали многочисленные художественные, публицистические, философские произведения об эмиграции и эмигрантах; формируется специфическая литература эмиграции, литература русского зарубежья. Автодокументальная проза — дневники, мемуары, записные книжки - составляет значительную часть литературного процесса русского зарубежья. Дневниковая проза формирует специфическую эмигрантскую культуру и «эмигрантский миф».

Особая миссия эмигрантов — «сохранить», «унести с собой» Россию -потребовала обращения к собственному жизненному опыту, который во всей полноте возможно было передать в форме дневников. Культурная ситуация эмиграции создает условия для формирования специфического сознания, реализованного в различных автодокументальных жанрах (в том числе и дневнике писателя).

Актуализация дневника (в рамках автодокументалистики) связана, таким образом, со специфическими условиями культурной ситуации эмиграции и формированием эмигрантского сознания, для которого характерны маргинальность, тяга к мифотворчеству, иллюзорность, проявление экзистенциального одиночества и заброшенности, оставленности, стремление сохранить русскую культуру, мистицизм и иррационализм - интерес к снам, видениям, мистическому опыту, религии.

Обращение к жанру дневника в литературе русского зарубежья определяется также рефлексией психоанализа, психоаналитической и экзистенциальной прозы (Ф. Кафка, М. Пруст), переосмыслением в контексте русской классической литературы (прежде всего, творчества JI. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, в том числе и их дневникового наследия), дневников «серебряного века».

В русской литературе первой половины XX века автодокументальная проза занимает особое место: творческой интеллигенции было свойственно желание определить собственное присутствие в мире, показать значительность своей личности и жизни. Дневники были широко распространены в среде символистов, где возникают идеи жизнестроения, особой связи событий частной жизни и законов мироустройства, удовлетворявшие потребность в самоидентификации.

Творческое переосмысление традиций Ф. М. Достоевского, JI. Н. Толстого в контексте культуры «серебряного века» создает особый дневниковый дискурс. Тенденция к публичности и публицистичности соединяется в нем со стремлением вскрыть сокровенные тайны, описать интимные переживания личности. При этом сокровенное переживается и описывается как публичное, а события исторические, общественные получают субъективное прочтение, становятся личностно значимыми.

Основываясь на принципах авторского сознания и жанрообразующих категорий, мы (с определенной долей условности) выделяем три жанровых типа дневников писателей: описательно-фиксирующий, экзистенциальный и синтетический.

Наиболее тяготеет к традиции «классического» дневника описательно-фиксирующий жанровый тип, представленный дневниками И. А. Бунина, 3. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцева.

Экзистенциальное мировоззрение и стиль выражены в экзистенциальном жанровом типе, воплощенном в дневнике М. И. Цветаевой.

Синтез свойств описательно-фиксирующего и экзистенциального жанрового типов отличает дневники писателей «незамеченного поколения» — Б. Ю. Поплавского и Г. Н. Кузнецовой. Для авторов молодого поколения эмиграции дневник становится способом творческой реализации, воспринимается как пространство некой игры, реализующей маску-двойника автора.

С жанровой типологией связаны и модели дневниковых дискурсов, и поэтика текстов, и хронотоп как важнейшая жанрообразующая категория.

Дискурсивность дневникового текста выражается во взаимосвязи текстовых (структура и композиция текста, синтаксис, авторская пунктуация, художественно-выразительные средства, визуализация текста) и внетекстовых параметров (частота записей, степень публичности и т. п.), которые становятся средством, необходимым для адекватной передачи содержания дневника - внутренней жизни личности.

Общими лингвистическими характеристиками дневникового дискурса являются: сочетание монологической и диалогической речи, интертекстуальность, сочетание средств внутренней, устной и письменной речи, книжного и разговорного стилей, приводящие к сложной взаимосвязи субъекта и объекта повествования. Таким образом, дневник включается в ситуацию коммуникации и автокоммуникации.

Определяющими характеристиками модели дискурса мы видим: тип авторского сознания, авторская модель мира, лингвистические параметры дневникового текста, его прагматика и репрезентация. В писательских дневниках реализуются следующие дискурсивные модели: риторическая модель (дневник Б. К. Зайцева, 3. Н. Гиппиус, И. А. Бунина), игровая модель (дневники Б. Ю. Поплавского, Г. Н. Кузнецовой, М. И. Цветаевой).

Исследование соотношения эпических, лирических и драматических фрагментов показывает, что дневник писателя отличает ориентация на жанрово-родовой синтез и художественно-эстетический эффект.

В дневниковом дискурсе писателей русской эмиграции категории времени и пространства приобретают онтологическое значение. Осваиваемые пространство и время становятся структурообразующими элементами дневника.

В системе хронотопа дневников эмиграции преобладают два комплекса мотивов: мотив пути, выраженный как в пространственных (пути, духовного пути), так и в хронологических (мотив течения времени) представлениях, и мотив установления/преодоления границы.

Семантика мотивов и образов пути в дневниках эмиграции связана как с индивидуально-авторским восприятием времени и пространства, так и с воплощением эмигрантской картины мира. Онтологический характер оппозиций прошлое-настоящее и свое-чужое формируют символикофилософский подтекст пространственно-временных координат текста и определяет их взаимосвязь. Эта целостность и взаимосвязь позволяет соотносить дневниковый хронотоп с мифологической моделью мира, где время и пространство составляют единство.

Образ границы и связанный с ним мотив преодоления/восстановления границы достаточно репрезентативен в художественном творчестве русского зарубежья. Феномен границы в эмигрантском сознании влияет на формирование особой картины мира, основанной на мифе «изгнанничества» и мифологии дороги. Символический смысл границы получают как образы хронотопа (улица, фонарный столб, дерево, окно, зеркало и зеркальные поверхности), так и явления дневникового дискурса: средства лексики, синтаксиса и графики, обладающие определенным спектром ассоциаций.

Таким образом, мотивная структура текстов дневников позволяет определить закономерности дневникового дискурса эмиграции в целом: восприятие явления эмиграции в 1920-1930-е годы, как ситуации изгнания и мессианства, постоянного движения и неуспокоенности, стремление к надежности и защите своего мира.

Предлагаемая методика анализа дневников писателей определяет и дальнейшие перспективы изучения темы: выявление особенностей жанра в литературе 1940-х годов, и второй половины XX века, сопоставление дневниковых дискурсов диаспоры и метрополии соответствующих периодов, анализ дневников писателей с учетом жанрообразующих категорий и форм выражения авторского сознания, исследование связей дневников и художественного творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Булдакова, Юлия Вячеславовна, 2010 год

1. Афиногенов, А. Н. Избранное: В 2 т. Текст. / А. Н. Афиногенов. - М.: Искусство, 1977 - Т. 2. Письма. Дневники. - 728 с.

2. Бунин, И. А. Освобождение Толстого. Текст./И. А. Бунин. Paris, YMCA-PRESS, 1937. - С. 62.

3. Бунин, И. А., Бунина, В. Н. Устами Буниных. Дневники: В 2 т. Текст./Сост. М. Грин, с предисл. Ю. Мальцева. М.: «Посев», 2005. - Т. 2. -432 с.

4. Васильчикова, М. И. Берлинский дневник, 1940-1945. Текст./ Пер. с англ. Маевского Е., Васильчикова Г. И.; Предисл., послесл., коммент.и примеч. Васильчикова Г. И. М., 1994. - 319 с.

5. Гиппиус, 3. Н. Дневники: В 2 кн. Текст. / Под общей ред. А. Н. Николюкина. М., 1999. - Кн. 2. - 720 с.

6. Гиппиус, 3. Н. Выбор? Текст. / 3. Н. Гиппиус // Возрождение. Париж (Paris) - 1970. - № 222 (июнь). - С. 58-77.

7. Даватц, В. Годы: Очерки пятилетней борьбы. Текст./ В. Даватц.- Белград, 1926.

8. Зайцев, Б. К. Собрание сочинений: В 7 т. Текст./Б. К. Зайцев. М.: Русская книга, 2000. - Т. 9 (доп.). Дни. Мемуарные очерки. Статьи заметки. Рецензии. - 560 с.

9. Кузмин, М. А. Дневник 1905-1907. Текст./ Предисл., подгот. текста и коммент. Н. А. Богомолова, С. В. Шумихина. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. - 607 с.

10. Ю.Кузнецова, Г. Н. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. Текст. / Г. Н. Кузнецова. -М.: Московский рабочий, 1995. -410 с.

11. Поплавский, Б. Ю. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма: Текст. / Б. Ю. Поплавский. М.: Христианское издательство, 1996. 512 с.

12. Пришвин, М. М. Собрание сочинений: В 8 т. Текст./ Сост., подгот. текста и коммент. Т. Бедняковой, Я. Гришиной, Л. Рязановой. М.: Худож. лит., 1986. - Т. 8. Дневники, 1905-1954. - 759 с.

13. Ремизов, A.M. Моя отходная Текст./А. М. Ремизов // Блоковский сборник XVI: Александр Блок и русская литература первой половины XX века. Тарту, 2003. - С. 184^200.

14. И.Розанов, В. В. Опавшие листья: Лирико-философские записки Текст./ Сост., вступ. ст. А. В. Гулыги. М.: Современник, 1992. - 543 с. 15. Чуковский, К. И. Дневник (1901-1929). [Текст] / К. И. Чуковский. - М.: Советский писатель, 1991. — 544 с.

15. Чуковский, К. И. Дневник (1930-1969). Текст. / К. И. Чуковский. М.: Советский писатель, 1995. - 560 с.

16. П.Цветаева, М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Текст. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. М., 1997. - Т. 4. Кн. 2. - 272 с.1.. Научные публикации.

17. Агеносов, В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996). Текст. / В. В. Агеносов. М.: Терра, 1998. - 543 с.

18. Алексеев, А. Д. Литература русского зарубежья: Кн. 1917-1940. Материалы к библиогр. Текст. / А. Д. Алексеев. СПб., 1993. - 202 с.

19. Андреева, Н. В. Черты культуры XX века в романе Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов»: Автореферат диссертации. кандидата филосовских наук. Текст. / Н. В. Андреева. М., 2000. - 33 с.

20. Антипова, A.M. Авторская позиция в прозе А.П. Чехова Текст. / А. М. Антипова // Русская словесность. 2004. - № 5. - С. 31-38.

21. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. - 895 с.

22. Афанасьева, Н. А. Символы как семиотические концепты языковой «модели мира» М. Цветаевой: Автореферат диссертации .кандидата филологических наук. Текст. / Н. А. Афанасьева. Череповец, 2001. - 22 с.

23. Ахмадеева, С. А. Жанровый синкретизм записных книжек и сводных тетрадей Марины Цветаевой. Электронный ресурс. / С. А. Ахмадеева. -URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru/

24. Бабореко, А. К. Бунин. Жизнеописание. Текст. / А. К. Бабореко. М.: Молодая гвардия, 2004. - 457 с.

25. Бабореко, А. К. Дневники Бунина. Текст. / А. К. Бабореко // Подьем. -1979 № 1.-С. 113-121.

26. Бак, Д. П. Исповедь или автометаописание? Текст. / Д. П. Бак // Новое литературное обозрение. 1995. - № 11. - С. 304-309.

27. Банк, Н. Б. Нить времени: Дневники и записные книжки советских писателей. Текст. / Н. Б. Банк. Л. Советский писатель, 1978 - 248 с.

28. Бахтин, М. М. Проблемы речевых жанров Текст. / М. М. Бахтин // Литературная учеба. 1978. -№ 1. - С. 200-219.

29. Бахтин, М. М. Проблема автора Текст. / М. М. Бахтин // Вопросы философии. 1977. - № 7. - С.148-160.

30. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Сов. Россия, 1979. 315 с.

31. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике Текст. / М. М. Бахтин // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.

32. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М., 1979.-424 с.

33. Боброва, О. Б. Дневник К. И. Чуковского в историко-литературном контексте Автореферат диссертации . кандидата филологических наук. Текст. / О. Б. Боброва. Волгоград, 2007 - 26 с.

34. Богомолов, Н. А. Дневники в русской культуре начала XX века Текст. / Н. А. Богомолов // Богомолов, Н. А. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. — Томск: Издательство "Водолей", 1999.-С. 201-212.

35. Бочаров, А. Г. Законы дневникового жанра Текст. / А. Г. Бочаров // Вопросы литературы. 1971. - № 6. - С.64—69.

36. Бронская, JI. И. Автобиографическая проза русского зарубежья как художественная автобиография нового типа Текст. / JI. И. Бронская // Герменевтика литературных жанров/ Под общей редакцией профессора

37. B. М. Головко. Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета; Ставропольское книжное издательство, 2007. - С. 84-99.

38. Варламов, А. Н. Жизнь как творчество в Дневнике и художественной прозе М. М. Пришвина: Диссертация. доктора филологических наук. Текст. / А. Н. Варламов. М., 2003. - 424 с.

39. Варшавский, B.C. Незамеченное поколение (Серия: «Репринтное издание. Нью-Йорк, 1956 г.») Текст. / В. С. Варшавский. М. 2007. - 388 с.

40. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. -200 с.

41. Великовский, С. О факте упрямом и факте податливом Текст. /

42. C. Великовский // Иностранная литература. 1966. - № 8. - С. 198-201.

43. Венявкин, И. Г. Роман для Сталина: поиски литературной формы в дневниках Александра Афиногенова 1937-1938 гг. Электронный ресурс. / И. Г. Венявкин. URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru

44. Виноградов, В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей от Гоголя до Ахматовой. Текст. / В. В. Виноградов. М.: Наука, 2003. - 390 с.

45. Виноградов, В. В. О языке художественной прозы. Текст. / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1980. - 360 с.

46. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. Текст. / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1963 - 255 с.

47. Винокур, Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение Текст. / Г. О. Винокур. М.: Рус. словари, 1997 - 174 с.

48. Винокур, Г. О. О языке художественной литературы. Текст. / Г. О. Винокур. М.: Высшая школа, 1991. - 447 с.

49. Винокур, Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. Текст. / Г. О. Винокур. М.: Наука, 1990. - 452 с.

50. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. Текст. / Т. Г. Винокур. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 172 с.

51. Воспоминания и дневники XVIII-XX вв. Указатель рукописей. Текст. — М.: Книга, 1976.-622 с.

52. Выготский, Л. С. Мысль и слово Текст. / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (Собрание трудов). М.: Лабиринт, 2001. - С. 279-342.

53. Выготский, Л. С. Психология искусства. Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1965.

54. Вьолле, К., Гречаная, Е. П. Дневник в России в конце XVIII первой половине XIX вв. как автобиографическое пространство. Текст. / К. Вьолле, Е. П. Гречаная // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. - М., 2002. - Т. 4. - № 3. - С. 18-36.

55. Гагаев, П. А. Миры писателя в лингвостилистическом анализе // Русский язык в школе 2004. - №6. - С. 70-74.

56. Гайденко, П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса Текст. / П. П. Гайденко // Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991. С.5-26.

57. Галаган, Г. Я. Дневники молодого Толстого и его философско-историческая концепция Текст. / Г. Я. Галаган // Мир филологии. М., 2000. -С. 195-203.

58. Гальперин, И. Р. Ретроспекция и проспекция в тексте Текст. / И. Р. Гальперин // Филологические науки. 1980. - № 5. — С. 44-52.

59. Герра, Р. Они унесли с собою Россию. Русские эмигранты писатели и художники во Франции (1920-1970). Текст. / Рене Герра. - СПб, 2004.-Изд-е 2.-416 с.

60. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. Текст. / Л. Я. Гинзбург. М: Художеств, лит., 1976 - 448 с.

61. Глухова, Е. В. Об эволюции дневникового жанра Текст. / Е. В. Глухова // Поэтика русской литературы конца XIX-начала XX в. Динамика жанра. Общие проблемы. М.: Наука, 2009. - С. 786-806.

62. Глэд, Д. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. Текст. / Джон Глэд. М.: Книжная палата, 1991. - 318 с.

63. Голубева, Т. И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний (на материале английских и американских авторов XIX и XX веков): Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / Т.И. Голубева. М., 1990. - 207 с.

64. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни Текст. / И. Гофман. М., 2000. - 288 с.

65. Грачева, A.M. Алексей Ремизов. Дневник 1917-1921 Текст./ А. М. Грачева // Минувшее: Исторический альманах. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1994.- 592 с.

66. Грачева, А. М. Алексей Ремизов и древнерусская литература: Автореферат диссертации. доктора филологических наук / ИРЛИ РАН. Текст. / А. М. Грачева. СПб., 1998. - 38 с.

67. Гречаная, Е. П. Функции французского и русского языков в дневниках русских дворян XVIII начала XIX вв. Электронный ресурс. / Е. П. Гречаная. - URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru

68. Гринфельд, Т. Я. Миниатюра М. М. Пришвина: «Дневник» как источник малого жанра Текст. / Т. Я. Гринфельд // Жанры в историко-литературном процессе. СПб.: ЛГОУ, 2000. - С. 138 -146.

69. Гришина, Я. 3. Затем и пишу от своего «я», из-за правды Электронный ресурс. / Я. 3. Гришина. URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru

70. Гришина, Я. 3., Гришин, В. Ю. Дневник как форма самопознания художника Текст./ Я. 3. Гришина, В. Ю. Гришин. // Человек. М.: Наука, 1995. -№ 5. - С. 162-167.

71. Гришунин, А. Л. Автор как субъект текста Текст. / А. Л. Гришунин // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М., 1993. - Т. 52. - № 4. -С. 12—19.

72. Давыдов, Д. Ночное искусство (Сон и фрагментарность прозы). Текст. / Д. Давыдов // Новое литературное обозрение. 2002. - № 54. - С. 245-250.

73. Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Текст. / Т. А. ван Дейк. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.

74. Демидова, О. Р. «Камер-фурьерский журнал» Владислава Ходасевича как источник для изучения литературного быта русского зарубежья Текст. / О. Р. Демидова // Зарубежная Россия. 1917 1939. - СПб.: Европейский дом, 2000. - С. 300-304.

75. Демидова, О. Р. Метаморфозы в изгнании: Литературный быт русского зарубежья. Текст. / О. Р. Демидова. СПб.: Гиперион, 2003. - 296 с.

76. Демидова, О. Р. О камер-фурьерских журналах и о журнале Ходасевича Текст. / О. Р. Демидова // Ходасевич, В. Ф. Камер-фурьерский журнал. Подготовка текста, вступит, статья, указатели О. Р. Демидовой. М., 2002. -С. 4-22.

77. Демидова, О. Р. Эстетизация как стратегия мифотворчества: эмигрантский вариант Электронный ресурс. / О. Р. Демидова. URL: http://aesthetics-herzen.narod.ru/Demiduni.doc.

78. Демидова, О. Р. Эстетика литературного быта русского зарубежья: (на документальном материале русской эмиграции 1920-1960 гг.): Авторефератдиссертации. доктора филологических наук. Текст. / О. Р. Демидова. -СПб., 2001.-48 с.

79. Дзюба, Е. В. Концепты «жизнь и смерть» в поэзии М. И. Цветаевой: Автореферат диссертации. кандидата филологичнских наук. Текст. / Е. В. Дзюба. Екатеринбург, 2001. - 22 с.

80. Дмитриева, И. А. Русская литературная диаспора в славянских странах (Чехословакии, Югославии, Болгарии) в 20-30-е гг. ХХв.: Диссертация. кандидата исторических наук. Текст. / И. А. Дмитриева. Рязань, 2005. -219 с.

81. Донченко, Н. Ю. Поэтика антонимии в «Дневниках» М. Пришвина: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / Н. Ю. Донченко. -М., 1999.-255 с.

82. Доценко, С. П. Надежней памяти бумага. Дневники Текст. / С. П. Доценко // Русский язык. - 2001. -№ 37. - С. 14-15.

83. Егоров, О. Г. Дневники русских писателей 19 в.: Исследование. Текст. / О. Г. Егоров. М.: Флинта: Наука, 2002. - 288 с.

84. Егоров, О. Г. Русский литературный дневник 19 века. История и теория жанра: Исследование. Текст. / О. Г. Егоров. М.: Флинта: Наука, 2003. -280 с.

85. Елизаветина, Г. Г. Жанровые особенности автобиографического повествования: Герцен, Руссо, Гете. Текст. / Г. Г. Елизаветина //

86. A. И. Герцен художник и публицист. - М., 1977. - С. 3-20.

87. Елизаветина, Г. Г. Становление жанра автобиографии и мемуаров. Текст. / Г. Г. Елизаветина // Русский и западноевропейский классицизм. М., 1982. - С.23 5-262.

88. Жердева, В. М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газданов): Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. /

89. B. М. Жердева. М., 1999. - 215 с.

90. Житомирская, С. В. Предисловие Текст. / С. В. Житомирская. // Воспоминания и дневники XVIII XX вв. Указатель рукописей. - М., 1976.1. C. 3-12.

91. Жолковский, А. К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма Текст. / А. К. Жолковский. М.: Сов. писатель, 1992. - 429 с.

92. Зализняк, А. А. Дневник: к определению жанра Электронный ресурс./

93. A. А. Зализняк. URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru

94. Заманская, В. В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания. Текст. / В.В. Заманская. Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Магнитогорск. 1996. - 409 с.

95. Заманская, В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие Текст. /

96. B. В. Заманская. М., 2002. - 304 с.

97. Затонский, Д. В Искусство романа и XX век. Текст. / Д. В. Затонский. -М.: Художественная литература, 1973. 534 с.

98. Захаров, В. Г. Автобиографическая тетралогия Б. К. Зайцева «Путешествие Глеба»: к вопросу о жанровом своеобразии. Текст. /

99. B. Г. Захаров // Очерки литературы Русского зарубежья. Межвузовский сборник научных трудов / Составитель, научный ред. проф. JI. А. Смирнова. М.: МПУ, 1997. - С. 17-29.

100. Зверев, А. М. Повседневная жизнь русского литературного Парижа. 1920- 1940. Текст. / А. М. Зверев. М.: Молодая гвардия, 2003. - 371 с.

101. Земская, Е. А. О типических особенностях русского языка эмигрантов первой волны и их потомков Текст. / Е.А. Земская // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М.: Наука, 1998. Т. 57. - № 4.1. C. 39-47.

102. Зеркало. Семиотика зеркальности: Сборник статей Текст. / ред. 3. Г. Минц. Тарту: Тарт. ун-т, 1988. - 166 с.

103. Зернов, Н. М. Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре, 1921-1972. Текст. / Н. М. Зернов. -Boston (Mass.), 1973. 182 с.

104. Иванов, В. В. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины XX в. Текст. / В. В. Иванов // Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. М.: Наука, 1988. - С. 119-148.

105. Казанцева, Л. В. Категория хронотопа в структуре художественного произведения: (Лингвопрагматические и жанровые аспекты): Автореферат диссертации. кандидата филологических наук Текст. / Л. В. Казанцева. -М., 1991.- 16 с.

106. Кириллова, Е. Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации (на материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны): Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Текст. / Е. Л. Кириллова Владивосток, 2004. - 26 с.

107. Кирнозе, 3. И. Дневник писателя во французской литературе 20-30 годов XX века Текст. / 3. И. Кирнозе // О художественно-документальной литературе. Иваново: Иван. гос. пед. ин-т, 1972. - С. 201-206.

108. Клементьев, А. Послесловие Текст. / А. Клементьев // Зайцев, Б. К. Странник. М., 1994. - С. 95-98.

109. Кобрин, К. Р. Похвала дневнику. Текст. / К. Р. Кобрин // Новое литературное обозрение. 2003. - № 3. - С. 288-295.

110. Кобрин, К. Р. Рассуждение о фрагменте Текст. / К. Р. Кобрин // Новое литературное обозрение. 2002. - № 54. - С. 229-235.

111. Кожевникова, Н. А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. Текст. / Н. А. Кожевникова. М.: ИРЯ, 1994. - 333 с.

112. Колобаева, JI. А. «Никакой психологии», или фантастика психологии? (О перспективах психологизма в литературе нашего века) Текст. / J1. А. Колобаева //Вопросы литературы. 1999. - №2.

113. Колядина, A.M. Специфика дневниковой формы повествования в прозе М. Пришвина: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / А. М. Колядина. Самара, 2006. - 215 с.

114. Колядич, Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра Текст. / Т. М. Колядич. М., 1998. - 273с.

115. Колядич, Т. М. Мгновенья, полные как годы. (Двадцатые годы в воспоминаниях писателей): Учебное пособие Текст. / Т. М. Колядич. М.: Прометей, 1993.-90 с.

116. Корман, Б. О. Изучение текста художественного произведения. Текст. / Б. О. Корман. М.: Просвещение, 1972. - 110 с.

117. Корман, И. Б. Хронотопическое сознание Текст./ И. Б. Корман // Проблема автора в художественной литературе: межвузов, сб. науч. тр. / ред.-сост. Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. Ижевск, 1998. - Вып. 11. - С. 107-124.

118. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Текст. М.: Сов. энциклопедия, 1964. - Т. 2. - С.707-708; 1978. - Т. 9. - С. 772.

119. Краткий биографический словарь русского зарубежья. Текст. / Р. И. Вильданова, В. Б. Кудрявцев, К. Ю. Лаппо-Данилевский. 1996. - 446 с.

120. Крейд, В. Мемуары о литературном зарубежье Текст. / В. Крейд // Дальние берега: Портреты писателей в эмиграции / Сост., автор предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1994. - С. 3-8.

121. Крюкова, Н. Г. Дневники И. А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук Текст. / Н. Г. Крюкова. Елец, 2000. - 24 с.

122. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века. Электронный ресурс. / В. А. Кувакин. М.: Мысль, 1980. - 309 с. // URL: http://libelli.ru/works/kuvakin.files

123. Культурная миссия Российского Зарубежья: История и современность: Сб. статей: Текст. / отв. ред. Э. А. Шулепова. М., 1999. - 197 с.

124. Куприяновский, П. В., Молчанова, Н. А. Поэт К. Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба: Монография Текст. / П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. Иваново: Изд-во Ив ГУ, 2001. - 472 с.

125. Лакшин, В. Я. Биография книги: Статьи, исследования, эссе. Текст. / В. Я. Лакшин. М, 1979. - С.370-397.

126. Левицкий, Л. Где же предел субъективности? Текст. / Л. Левицкий // Вопросы литературы. 1974. -№4. -С. 101-115.

127. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра. Монография. Текст. / Н. Л. Лейлерман. Свердловск, 1982. - 255 с.

128. Лейдерман, Н. Л. Сергей Есенин: Метаморфозы художественного сознания: монографический очерк Текст. / Н. Л. Лейдерман. Екатеринбург, 2007.-С. 52.

129. Лехциер, В. Апология черновика или Пролегомены во всякой будущей. Текст. / В. Лехциер // Новое литературное обозрение. 2000. -№ 44. - С. 256-269.

130. Лингвистический энциклопедический словарь. Текст. / Гл. ред. В. Н. Ярцева М., 2002 - 2-е изд., дополненное. - С. 85, 136-137.

131. Литература и искусство русского зарубежья, 1917-1940 гг.: (Кат. кн. выст.) Текст. / Гос. публ. ист. б-ка России. М., 1993. - 99 с.

132. Литература русского зарубежья возвращается на Родину: Выбороч. указ. публ., 1986-1990 Текст. / Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино.-М., 1993.-Вып. 1.-Ч. 1. 336 е.; Вып. 1.-Ч. 2.-303 с.

133. Литература, документ, факт. Творческая встреча в журнале «Иностранная литература» Текст. // Иностранная литература. 1966. - № 8. -С. 178-205.

134. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья: 1918-1940 Текст. / Гл.ред. Николюкин А. Н М.: РоссПЭН, 1997. Т. 1. - 560 е.; Т. 2.-М.: РоссПЭН, 2000. - 640 е.; Т. 3. - М.: РоссПЭН, 2002. - 712 с.

135. Литературная энциклопедия терминов и понятий Текст. / Под ред. А. Н. Николюкина; Институт науч. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.

136. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Просвещение, 1988. - 348 с.

137. Лотман, Ю. М. О русской литературе: статьи и исследования (1958— 1993); История русской прозы; Теория литературы. Текст. / Ю. М. Лотман. -СПб.: Искусство-СПб, 1997. 845 с.

138. Лотман, Ю. М., Успенский, Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII) века Текст. / Ю. М. Лотман,

139. Б.А.Успенский // Успенский, Б. А. Избранные труды. М., 1994. - Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. - С. 338-380.

140. Любомудров, А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья (Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев): Автореферат диссертации. доктора филологических наук. Текст. / А. М. Любомудров. СПб., 2001. - 37 с.

141. Мальцев, Ю. Иван Бунин 1870-1953. Текст. / Ю. Мальцев. М., 1994. -432 с.

142. Манн, Ю. В. Автор и повествование Текст. / Ю. В. Манн // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М, 1991. - Т. 50. - № 1. - С.3-19.

143. Манн, Ю. В. О понятии игры как художественном образе Текст. / Ю. В. Манн // Манн, Ю. В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987. - С. 209-236.

144. Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Годы эмиграции Текст. / Сост., вступ.ст., прим. Л. А. Мнухина, Л. М. Турчинского. М.: Аграф, 2002. - 336 с.

145. Менегальдо, Е. Л. Неизданные страницы из дневников: Текст. / Е. Л. Менегальдо // Поплавский, Б. Ю. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма. М.: Христианское издательство, 1996. - С. 432-437.

146. Мильчина, В. А. Дневник Текст. / В. А. Мильчина // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С. 12-13.

147. Михеев, М. Ю. Как и кем писались дневники. Электронный ресурс. / М. Ю. Михеев // Московский журнал 2006. - №3. - URL: http://www.mj .msk.ru/sho w.php?idar=801168

148. Михеев, М. Ю. Дневник в России XIX-XX века эго-текст, или пред-текст. Электронный ресурс. / М. Ю. Михеев. - М., 2006. - URL: http://uni-persona.srcc.msu.su/site/research/miheev/kniga.htm

149. Михеев, М. Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX-XX). Текст. / М. Ю. Михеев. М.: Водолей-Publishers, 2007. - 264 с.

150. Михеев, М. Ю. Фактографическая проза или пред-текст. Дневники, записные книжки, «обыденная» литература Текст. / М. Ю. Михеев // Человек. 2004. - № 2. - С. 137-142.

151. Мнухин, Л. А. Итоги и истоки. Избранные статьи. Текст. / Л. А. Мнухин. М. Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. - 512 с.

152. Молчанова, Н. А. Поэзия К. Д Бальмонта 1890-х-1910-х годов: Проблемы творческой эволюции Текст. / Н. А. Молчанова. М., 2002. -146 с.

153. Молчанова, Н. А. Эмигрантская лирика К.Д.Бальмонта 1920-х гг. Текст. / Н. А. Молчанова // Филологические записки. Воронеж: ВГУ, 2001. -Вып. 17.

154. Назаров, М. В. Миссия русской эмиграции Текст. / М. В. Назаров -Ставрополь: Кавказский край, 1992. 416 с.

155. Николина, Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие. Текст. / Н. А. Николина. М.: Флинта: Наука, 2002. - 423 с.

156. Николина, Н. А. Структура повествования в автобиографической прозе Текст. / Н. А. Николина // Русский язык в школе. 1986. - № 4. - С. 56-61.

157. Николюкин, А. Н. Литература Русского Зарубежья в ИНИОН Текст. / А. Н. Николюкин // Россия и современный мир. М.,1993. - Вып. 1. -С. 175-177.

158. Новикова, Е. Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / Е. Г. Новикова. Ставрополь, 2005. - 255 с.

159. Новикова, М. Л. Хронотоп как остраненное единство художественного времени и пространства в языке литературного произведения Текст. / М. Л. Новикова // Филологические науки. 2003. - № 2. — С. 60-69.

160. Новожилова, А. М. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Синяя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Текст. / А. М. Новожилова. СПб., 2004 - 16 с.

161. Новоселова, И. Г. Жанровое своеобразие дальневосточных дневников М. М. Пришвина Электронный ресурс. / И. Г. Новоселова. URL: http://uni-persona.srcc.msu.ru

162. Нуркова, В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. Текст. / В. В. Нуркова. М.: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с.

163. Орлицкий, Ю. Б. На полях литературы (заметки о малой прозе двух русских писателей) Текст. / Ю. Б. Орлицкий // Шестое чувство / сост. Н. В. Дзуцева. Иваново, 2003. - С. 160-166.

164. Орлова, Н. А. Особенности субъективной организации текстов мемуарного типа Текст. / Н. А. Орлова // Актуальные проблемы современной филологии: Языкознание. Киров, 2003. - Ч. 2. - С. 75-79.

165. Осипова, Н. О. Система культурных концептов в поэзии русского зарубежья Текст. / Н. О. Осипова // На рубежах эпох: стиль жизни ипарадигмы культуры. Сб. науч. трудов. Выпуск 1 / Отв. ред. профессор Т. В. Саськова. М., 2004. - С. 155-165.

166. Осипова, Н. О. Слово и культура в диалогах Серебряного века: избранные работы Текст. / Н. О. Осипова. М., 2008.-280 с.

167. Осипова, Н. О. Творчество М. И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века Текст. / Н. О. Осипова. Киров, 2000. - 272 с.

168. Палиевский, П. В. Документ в современной литературе Текст. / П. В. Палиевский // Иностранная литература. 1966. - № 8. - С. 178-184.

169. Паолини, М. Критическая проза Зинаиды Гиппиус (1899-1918): Диссертация . кандидата филологических наук. Текст. / М. Паолини. М., 2003. - 240 с.

170. Паперно, И. А. «Если бы можно было рассказать себя.»: Дневники Л. Н. Толстого Текст. / И. А. Паперно // Новое литературное обозрение. -2003. -№3.- С. 296-317.

171. Паперно, И. А. Советский опыт, автобиографическое письмо и историческое сознание: Гинзбург, Герцен, Гегель Текст. / И. А. Паперно // Новое литературное обозрение. 2004. - № 68. - С. 102-117.

172. Пискунов, В. М. Чистый ритм Мнемозины. Текст. / В. М. Пискунов. -М, 1992.-64 с.

173. Полюшина, В. Г. Художественно-философская трилогия В. В. Розанова: «Уединенное», «Опавшие листья»: образ автора и жанр: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / В. Г. Полюшина. -Волгоград, 2005. 202 с.

174. Пращерук, Н. В. Феноменология И. А. Бунина: авторское сознание и его пространственная структура. Автореферат диссертации. доктора филологических наук. Текст. / Н. В. Пращерук. Екатеринбург, 1999 - 35 с.

175. Прокопов, Г. Ф. Публицистика Бориса Зайцева Текст. / Г. Ф. Прокопов // Зайцев, Б. К. Собрание сочинений: Т.9 (доп.). Дни. Мемуарные очерки. Статьи. Заметки. Рецензии. М.: Русская книга, 2000. - С. 3-5.

176. Радзиевская, Т. В. Ведение дневника как вид коммуникативной деятельности Текст. / Т. В. Радзиевская // Референция и проблемы текстообразования. М.: Наука, 1988. - С. 95-116.

177. Радзиевская, Т. В. Текст как результат безадресной стратегии Текст. / Т.В. Радзиевская. //Человеческий фактор в языке: Коммуникация. Модальность. Дейксис. М., 1992. - С. 102-108.

178. Раев, М. И. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939. Текст. / М. И. Раев. М., 1994. - 296 с.

179. Ревзина, О. Хронотоп в современном романе. Текст. / О. Ревзина // Художественный текст как динамическая система: материалы международ, науч. конф., посвящен. 80-летию В. П. Григорьева / отв. ред. Н. А. Фатеева.

180. М., 2006. C.265-279; To же Электронный ресурс. - URL: http://www.ruthenia.ru/fest/pprs/grigoryev/revz.htm (04.09.08).

181. Романова, Г. Я. Автобиографические жанры (Автобиография -Исповедь Мемуары - Дневники - Автобиографические произведения) Текст. / Г. Я. Романова // Литературная учеба. - 2003. - Кн. 6. - С. 195-199.

182. Романова, Т. В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе Текст. / Т. В. Романова. СПб., 2003. -295 с.

183. Рудзиевская, С. В. Дневник писателя в контексте культуры XX в. Текст. / С. В. Рудзиевская // Филологические науки. 2002. - № 2. -С. 12-19.

184. Рудзиевская, С. В. Искусство безыскусности Текст. /С. В. Рудзиевская // Литература. 2001. - № 26. - С. 14^15.

185. Рудзиевская, С. В. Художественные возможности и истоки жанра дневника писателя Текст. / С. В. Рудзиевская // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. М., 2002. - № 1. - С. 85-92.

186. Русская культура на родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Факты. Вып. 2. Текст. / Под ред. М. В. Михалевой, Т. П. Буслаковой, Е. А. Ивановой. М., 2002. - 328с.

187. Русский язык зарубежья. Текст. / Под ред. Е. В. Красильниковой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 344 с.

188. Русское Зарубежье, 1917-1991: Каталог изданий из фонда библиотеки-архива Текст. / Рос. междунар. фонд культуры; Дом Марины Цветаевой. -М., 1992.-206 с.

189. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции, первая треть XX в. Энциклопедический биографический словарь Текст. / Под общ. ред. В. В. Шелохаева. М., 1997. - 748 с.

190. Рымарь, Н. Т. Современный западный роман: Проблемы эпической и лирической формы. Текст. / Н. Т. Рымарь. Воронеж, 1978. - 128 с.

191. Рюриков, Ю. Сквозь увеличительное стекло Текст. / Ю. Рюриков // Вопросы литературы. 1971. - № 6. - С. 77-84.

192. Самокурова, И. В. Субъект художественного высказывания и автор литературного произведения. Текст. / И.В. Самокурова // Филологические записки. Воронеж, 2001. - Вып. 17. - С. 56-69.

193. Сарна, А. Я. Анализ дискурса (дискурс-анализ). Электронный ресурс. /

194. A. Я. Сарна //Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов,

195. B. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. 2003. -URL: http://voluntary.ru/dictionary/568.

196. Сахно, О. С. Дневник как речевой жанр художественной литературы Электронный ресурс. / О. С. Сахно // Государственная языковая политика. Русский язык и литература. 2004 - URL: http://www. pn.pglu.ru

197. Силантьев, И.В. Поэтика мотива. Текст. / И.В. Силантьев. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.

198. Силантьев, И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Очерк историографии. Текст. / И. В. Силантьев. — Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 1999. 104 с.

199. Сильман, Т. И. Заметки о лирике Текст. / Т. И. Сильман. — Л.: Сов. писатель, 1977. 224 с.

200. Скроботова, О. В. Жанрово-тематическое многообразие «внехудожественного» творчества И.А.Бунина 1917-1923 гг.: дневники, публицистика: Диссертация . кандидата филологических наук Текст. / О. В. Скроботова. Елец, 2006. - 181 с.

201. Степанов, Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства Текст. / Ю. С. Степанов. -М., 1985.- 147 с.

202. Степанов, Ю. С. Семиотика. Текст. / Ю. С. Степанов- М.: Наука, 1971.- 167 с.

203. Степанова, Н. С. Мотив воспоминаний как эстетическая проблема в русскоязычных произведениях В. Набокова: Автореферат диссертации. кандидата филологических наук Текст. / Н. С. Степанова- Орел, 2000. -29 с.

204. Степанова, Т. М. Художественные искания в мире публицистики Б. К. Зайцева: Автореферат диссертации. доктора филологических наук. Текст. / Т. М. Степанов. Краснодар, 2005. - 40 с.

205. Струве, Г. П. Русская литература в изгнании. Текст. / Г. П. Струве. -Париж / М.: Русский путь. 1996. - Изд. 3-е, испр. и доп. - 448 с.

206. Струве, Н. А. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000 - 632 с.

207. Тарасов, Б. Н. Дневники Л. Н. Толстого. Избранные страницы Текст. / Б.Н. Тарасов // Литература в школе. -1997. № 3. - С. 56-67.

208. Тартаковский, А. Г. 1812 год и русская мемуаристика. Опыт источниковедческого изучения Текст. / А. Г. Тартаковский. М.: Наука, 1980. - 312 с.

209. Тартаковский, А. Г. Мемуаристика как феномен культуры Текст. / А. Г. Тартаковский // Вопросы литературы 1999. - № 1. - С. 35-55.

210. Татищев, Н. Борис Поплавский поэт самопознания Текст. / Н. Татищев // Возрождение. - Париж. - 1965. - №165 (сент.). - С.27-37.

211. Тименчик, Р. Д. Автометаописание у Ахматовой Текст. / Р. Д. Тименчик // Russian Literture. 1975. -№10-11.- PP. 213-226.

212. Топоров, В. Н. Пространство и текст. Текст. / В. Н. Топоров // Текст: Семантика и структура. М., 1983. - С. 227-285.

213. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино Текст. / Подг. изд. и комментарии Е. А. Тоддеса, А. П. Чудакова, М. О. Чудаковой. М.: Наука, 1977.-574 с.

214. Тюпа, В. И. Произведение и его имя Текст. / В. И. Тюпа // Литературный текст: проблемы и методы исследования: Сб. науч. трудов. -Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2000. С. 9-18.

215. Урбан, А. Автодокументальная проза. Текст. / А. Урбан // Звезда. -1970.-№ 10.-С. 193-204.

216. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. Текст. / Б. А. Успенский. -СПб. Азбука, 2000. 348 с.

217. Федякин, С. Р. Жанр «Уединенного» в русской литературе XX века: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / С. Р. Федякин. — М., 1995.- 177 с.

218. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Текст. / М. Фуко.- СПб., 1994. 406 с.

219. Художественная речь русского зарубежья: 20-30-е годы XX в.: Анализ текста Текст. / Под ред. К. А. Роговой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.-С. 321-261.

220. Цивьян, Т. В. «Поэма без героя» Анны Ахматовой (некоторые итоги изучения в связи с проблемой «текст-читатель») Электронный ресурс. / Т. В. Цивьян. URL:http://articles.excelion.ru/science/literatura/other/ 22799799.html.

221. Цивьян, Т. В. Движение и Путь в балканской модели мира. Исследование по структуре текста Текст. / Т. В. Цивьян. М.,1999. - 376 с.

222. Цивьян, Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы Текст. / Т. В. Цивьян. М.: Наука, 2005. - 280 с.

223. Чагин, А. И. Русская поэзия 1920-1930-х годов в России и зарубежье: (Пути развития и взаимодействия): Автореферат диссертации. доктора филологических наук Текст. / А. И. Чагин. М., 1998. - 48 с.

224. Челышев, Е. П. Культурное наследие русской эмиграции. Текст. / Е. П. Челышев // Литература русского зарубежья. 1920-1940. / Сост. и отв. ред. О. Н. Михайлов. М.: Наследие, 1993. - С. 5-27.

225. Шайтанов, И. Как было и как вспомнилось (современная автобиографическая и мемуарная проза) Текст. / И. Шайтанов. М.: Знание, 1981.-64 с.

226. Шатин, Ю. В. Дневник Кюхельбекера как художественное целое Текст. / Ю. В. Шатин // Четвёртые Алексеевские чтения. Материалы научной межвузовской конференции. Иркутск, 1988. - С. 10-12.

227. Шемякина, М. К. Человек и мир в дневниках И.А.Бунина и М. М. Пришвина: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / М. К. Шемякина. Белгород, 2004. - 236 с.

228. Шкловский, В. В. Лев Толстой. Текст. / В. В. Шкловский. М., 1967.

229. Щербаков, В. И. Дневник: проблема морфологии жанра Текст. / В. И. Щербаков // Начало. 2002. - Вып. 5. - С.44-51.

230. Щурова, В. В. «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского: типология, жанр, антропология: Диссертация. кандидата филологических наук. Текст. / В. В. Щурова.- Воронеж, 2005 167 с.

231. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Текст. / Б. М. Эйхенбаум Л., 1974.

232. Эйхенбаум, Б. М. О прозе. О поэзии Текст. / Б. М. Эйхенбаум.-М., 1986.-515 с.

233. Эпштейн, М. Н. Игра в жизни и в искусстве Текст. / М. Н. Эпштейн // Эпштейн, М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988. - С.276-303.

234. Эткинд, Е. Г. Внутренний человек и внешняя речь. Очерки психопоэтики. Русская литература XVIII-XIX вв. Текст. / Е. Г. Эткинд. М.: Языки русской культуры, 1999. - 446 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.