"Дискурсы сознания" и "дискурсы о сознании" в "новой волне" литературы постмодернизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Филиппова, Юлия Владимировна

  • Филиппова, Юлия Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 142
Филиппова, Юлия Владимировна. "Дискурсы сознания" и "дискурсы о сознании" в "новой волне" литературы постмодернизма: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2016. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Филиппова, Юлия Владимировна

Оглавление

Введение

Глава 1. «Дискурсы сознания» и «дискурсы о сознании»

§ 1. Научные концепции «дискурсов сознания»

1.1. Междисциплинарные концепты «дискурсов сознания»

1.2. Психологический и психофизический аспекты

1.3. Мифологический аспект

§ 2. Язык: лингвокультурологические аспекты

2.1. Коммуникативная и речевая деятельность

2.2. Герменевтический и семиотический аспекты языка

2.3. «Дискурс о сознании» и конституирование направления нарративности

Глава 2. «Дискурс сознания» структурализма и постмодернизма

§ 1. Структуралистские концепции, воспринятые литературой

1.1. Структуралистские концепции, воспринятые литературой

§ 2. Постмодернизм

2.1. Постмодернизм в литературе: характерные черты направления

2.2. Художественные приемы постмодернизма

2.3. Постмодернистское понятие интертекстуальности

Глава 3. «Дискурс сознания» и «дискурс о сознании»: проявления и аспекты в

литературе «новой волны» постмодерна

§ 1. Характерные черты постмодернизма в литературе «новой волны»

§ 2. Филип Дик. Проблема истинной и ложной реальности

§ 3. Самуэль Дилени. Язык, меняющий мышление

§ 4. Норман Спинрад: «возможное-но-несуществующее»

Заключение

Список литературы:

124

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Дискурсы сознания" и "дискурсы о сознании" в "новой волне" литературы постмодернизма»

Введение

Актуальность исследования. Трудно переоценить роль исследования «дискурса сознания» и «дискурса о сознании» во всех его социокультурных и интерактивных аспектах. На современном этапе понятие дискурса сознания интерпретируется как поток речи, сложное синтаксическое целое, текст и даже определенный тип ментальности. В это понятие также включено вербализованное сознание, которое рассматривается вплоть до сложного коммуникативного явления, включающего экстралингвистические факторы, оказывающие влияние на его производство и восприятие; и фиксированный текст, содержащий авторизованную модель реального мира, что является определенным измерением существования дискурса сознания.

Следует заметить, что текстовые массивы и дискурс взаимосвязаны, причем эта связь или взаимообусловленность осуществляется не только на лингвистическом (структурно-семантическом), но и на экстралингвистическом уровне, который через проектирование смыслов, отраженных и преломленных через сознание, объединяет его коммуникативную и когнитивную деятельность.

Труднейшей задачей современного культурологического подхода является эксплицирование связи между человеком, его эволюционными биологическими, социальными чертами, культурой и дискурсом сознания. Для возможных решений следует иметь в виду, что культура производится и трансформируется человеком, а не являет собой единство фиксированных смыслов. Любая реальность, смысл которой передается посредством языковой коммуникации, является культурным конструктом. Изучение последнего предполагает междисциплинарный подход с привлечением не только наук о языке, но и психологии и философии сознания.

Художественная литература представляет собой широкое поле для научных исследований. И в современном контексте она рассматривается не только как филологический или эстетический феномен, но и как способ организации культурного пространства и транслятор реальности посредством

дискурса сознания. Дискурс о сознании и дискурс сознания, представленный в литературе, требует комплексного подхода к интерпретации текста. Сложность заключается в том, что речь идет не только и не просто о тексте, с его лингвистическими и экстралингвистическими факторами, но и некоторым набором факторов, обусловленных природой искусства, которые включают в себя эстетическую функцию, способ выражения, родовые и жанровые признаки, художественный образ и т.д., в том числе, фигуру автора, главных героев, второстепенных персонажей, и самого читателя, и это означает, что чтение текста происходит на стыке дискурсов сознания.

Такой комплексный подход к дискурсу сознания обусловлен, во-первых, мультидисциплинарностью (исследование ведется в соответствии с основными тенденциями развития и разработками смежных дисциплин: литературоведения, лингвистики, социальной семиотики, теории искусственного интеллекта, психологии, логики, этнографии, политологии и т. п.), а во-вторых, синтезом двух ведущих направлений современности, когнитивного и коммуникативного.

Необходимо подчеркнуть, что дискурсивные исследования в рамках разных областей лингвистики (стилистики, лингвистики текста, исследований разговорной речи), а также в области когнитивистики принимают во внимание непосредственно языковую сторону дискурса, тем самым отграничивая его от других явлений языка. В отличие от текста или речи дискурс включает понятие сознания. Первым планом дискурса выступает связная последовательность предложений, противопоставляемая изолированному предложению, что является определенным семантическим единством, обладающим семантической связностью, которая, в свою очередь, проявляет связность информационную, т. е. знания о мире, о ситуации, социальные и культурологические и прочие.

Второй план дискурса затрагивает ментальные процессы участников коммуникации: этнические, психологические, социокультурные стереотипы и установки, а также стратегии понимания и порождения речи, определяющие при необходимости темп речи, степень ее связности, соотношение общего и конкретного, нового и уже известного, нетривиального (субъективного) и

общепринятого, эксплицитного и имплицитного в содержании дискурса, выбор средств для достижения конечной цели коммуникации, фиксацию точки зрения говорящего и т. д.

Актуальным представляется рассмотрение дискурса сознания и дискурса о сознании в литературе «новой волны», как в одном из сложных и недостаточно рассмотренных жанров современной литературы. Тем более что такая литература требует именно межкультурного рассмотрения в виду своих особенностей, а именно, построение текста, основанное на критериях постмодернизма и структурализма, и в тоже время своеобразие содержания с отсылкой как к мифологическому сознанию, так и к достижениям современной науки. Весь спектр данных особенностей представляет сложность для анализа и интерпретации произведений «новой волны», что в свою очередь предполагает особый интерес к изучению этих произведений с точки зрения общих межкультурных процессов.

Более того, следует учитывать, что научная фантастика (НФ), составляя обширный корпус современной мировой литературы, остается мало изученной в контексте современной культуры. В настоящее время в России предпринимаются попытки вернуть интерес к серьезной фантастической литературе, продолжить начатые в 70-е годы XX века академические исследования. Однако, несмотря на эти усилия, все еще не сформирована единая теория фантастической литературы, не составлена общая терминология, отражающая ее специфику. Отсутствуют серьезные научные исследования творчества писателей «Новой волны», художественного своеобразия их произведений, основанные на комплексном изучении. Таким образом, актуальность предпринятого в диссертации исследования обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью «новой волны» как жанра фантастической литературы, и, во- вторых, отсутствием научных работ, раскрывающих специфику творчества представителей «Новой волны» в контексте мировой фантастической литературы.

Степень разработанности проблемы. Актуальность проблемы соотношения литературного творчества и культуры в целом подтверждается многочисленными дискуссиями, ведущимися на протяжении последних десятилетий как зарубежными, так и отечественными специалистами. Многие полемические вопросы обсуждались на круглых столах и конференциях, что нашло свое отражение в журнальных и книжных публикациях.

В этой связи для осмысления оснований культуры необходим анализ общей коммуникативной ситуации, нарративных практик и того, что, так или иначе, оказывает влияние на дискурс сознания. Огромную роль играет семиотическая концепция и знаковая система языка, как репрезентативная система, способствующая выражению различных уровней сознания и самосознания, что ведет к возможностям интерпретации знаковых и языковых категорий, играющих основную роль в художественной литературе.

В первой половине ХХ столетия конститутивная роль языка в организации человеческого мышления становится объектом пристального внимания, чему немало способствовало возрождение идей В. Фон Гумбольдта в области сравнительного языкознания, а также методологические разработки исторической школы герменевтики Ф. Шлейермахера и В. Дильтея; и также огромное влияние оказал вышедший в 1916 г. «Курс общей лингвистики» швейцарского ученого Ф. де Соссюра, положивший начало структуралистскому подходу в изучении феноменов культуры. Соответствие интерпретации той или иной традиции устанавливается в ходе межкультурной коммуникации, что рассматривается в семиотической концепции Ч. Пирса, что дополняется и продолжается культурфилософскими исследованиями коммуникации у У.Эко.

Представленный Л. Витгенштейном, М. Хайдеггером, Х.Г. Гадамером «лингвистический поворот» сместил внимание с теоретико-познавательной проблематики непосредственно на сам язык. Отныне не мышление определяет язык, а язык задает границы и способ существования мышлению, что выдвигает на первый план текст, рассказ, нарратив.

В этой связи значимыми являются те работы, где рассматривается область конституирования значений и смыслов и знаково-символических систем. Различные аспекты понимания оснований мифа, который интерпретировался как символический феномен в дискурсах сознания, рассматривались М Шелером, Ф. Шлейермахером, Ф. Шеллингом, В. Шлегелем, Э. Кассирером, М. М. Бахтиным. При анализе языка сознания и дискурса о сознании использовались работы: Р. Барта, Э. Кассирера, Л. Леви-Брюлля, К. Леви-Стросса, А. Ф. Лосева, А. А. Потебни, А. М. Пятигорского, А. А. Тахо-Годи, Дж. Фрезера, М. Элиаде, К. Юнга. Культурные формы рассматривались представителями структурализма, такими как Л. Леви-Брюль и К. Леви-Стросс, как отражение структур человеческого сознания. Влияние символических структур языка на сознание показано Ж. Лаканом. М.Фуко рассматривает «познавательные структуры», а проблема реальности бытия человека в текстах и контекстах современности отражены в исследованиях Р. Барта, Э. Кассирера, Ю. Кристевой, К. Леви-Стросса, Ч. Пирса, Ф. де Соссюра, У. Эко и других.

Основные идеи философов постмодернистского направления Р. Барта, П. Бурдье, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Ж.Деррида, М.Фуко имели значение при определении концептуальных задач и теоретической базы исследования.

Из числа российских следует назвать имена Н. Автономовой, О. Аронсона, В. Бибихина, М. Гаспарова, Б. Дубина, С. Зенкина, Е. Петровской, В. Подороги, А. Пятигорского, М. Рыклина, С. Фокина, М. Ямпольского и др. Все эти авторы анализировали вопрос взаимодействия литературы и культуры в своих статьях и монографиях, затрагивая различные сферы культуры.

Существует научная литература, которая занимается изучением художественных текстов. Методику осмысления творчества того или иного писателя или литературного процесса с точки зрения его выразительности, посредством рассмотрения языкового развертывания повествования, разрабатывали с 60-х гг. прошлого века французские философы: Ю. Кристева, Р. Барт, Цв. Тодоров, Ж. Женетт, М. Бланшо, Ж. Делез, Ж. Деррида и др. Авторы

структуралистского направления часто демонстрировали на практике свой подход к пониманию литературы.

Среди наиболее значительных работ, посвященных фантастике, особое место занимают монографии Е.Н. Ковтун, профессионального литературоведа и фантастоведа, президента Ассоциации исследователей фантастики, автора работы «Поэтика необычайного: Художественные миры сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины XX века)» (1999) и монографии «Художественный вымысел в литературе XX века» (2009).

Для изучения специфики и истории возникновения жанров фантастической литературы большое значение имеют работы Ю.И. Кагарлицкого. Автор первой в отечественном литературоведении монографии «Что такое фантастика? О темах и направлениях зарубежной фантастики вчера и сегодня» (1974) предпринял попытку создать и изложить в популярной форме теоретическую базу для дальнейшего изучения научной фантастики и природы фантастического; работы В.Л. Гопмана, автора более двухсот публикаций по различным проблемам советской и зарубежной фантастики, специалиста по творчеству английского писателя «Новой волны», постмодерниста Дж. Г. Балларда, и Вл. Гакова, главного редактора первой в России фундаментальной «Энциклопедии научной фантастики» (1995), автора работ по истории фантастической литературы.

Среди зарубежных исследователей фантастической литературы необходимо отметить авторов энциклопедий НФ и фэнтези: Питера Николса, главного редактора наиболее авторитетной на сегодняшний день «Энциклопедии научной фантастики» (The Encyclopedia of Science Fiction, 1997); Джона Клюта, известного английского фантастоведа, главного редактора энциклопедий НФ и фэнтези (The Science Fiction Encyclopedia, 1993; The Encyclopedia of Fantasy, 1998); Джона Гранта, соредактора «Энциклопедии художественных приемов фэнтези и научной фантастики» - (The Encyclopedia of Fantasy and Science Fiction Art Techniques, 1996).

Принимая во внимание достаточное количество дискуссионных, историко-философских, культурологических, литературоведческих,

лингвистических и других узкоспециализированных материалов, следует заметить, что тема дискурса сознания в художественной литературе, а в особенности литературе «новой волны» имеет лишь косвенное значение и скорее упоминается, чем рассматривается. Данная диссертация - попытка прояснить, как действует и проявляется дискурс сознания и дискурс о сознании в мало изученной «новой волне» как жанре фантастической литературы, что обусловило выбор темы, объекта, предмета, цели и задач данного исследования.

Цель исследования - выявить каким образом в литературе «новой волны» действует «дискурс сознания» и проявляется «дискурс о сознании».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд

задач:

1. Проанализировать и систематизировать теоретические аспекты дискурса сознания, представленные в различных науках.

2. Проследить как функционирует дискурс о сознании в коммуникативных коррелятах культуры.

3. Выявить присутствие дискурса сознания и дискурса о сознании в структурализме.

4. Исследовать взаимообусловленность и взаимовлияние постмодернизма и литературы «новой волны».

5. Определить особенности поэтики и проблематики жанра «новой волны».

6. Продемонстрировать каким образом в литературе «новой волны» фиксируется дискурс сознания и присутствует дискурс о сознании.

Библиография. Использованные в диссертационном исследовании источники можно разделить на две группы:

1. научная литература, представляющая разные сферы исследований дискурсов сознания.

Философскими источниками исследования послужили труды, освещающие проблемы культуры XX века: работы Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Кассирера, Э. Фромма, Т. Адорно, Т. Хоркхаймера, Ф. Лаку-Лабарта,

A. Лосева, Б. Гройса, Мамардашвили М.К, М.Хайдеггера, З.Фрейда, К. Юнга и др.

В качестве источников исследования в области структурализма, использовались преимущественно работы французских философов: Ю. Кристева, Р. Барт, Цв. Тодоров, Ж. Женетт, М. Бланшо, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр и др.

Важным источником стали труды, посвященные проблемам языка и рассматривающие герменевтическую традицию: Л. Витгенштейна, В. Вундта, Л. С. Выготского, Х.-Г. Гадамера, А. Ф. Грязнова, У. Джемса, Ж. Батая, А.Р. Лурия, М. Мерло-Понти, Ф. де Соссюра, П. де Мана и др. Из числа российских исследователей следует назвать имена Н. Автономовой, О. Аронсона, В. Бибихина, М. Гаспарова, Б. Дубина, С. Зенкина, Е. Петровской, В. Подороги, А. Пятигорского, М. Рыклина, С. Фокина, М. Ямпольского и др. Все эти авторы затрагивали вопрос взаимодействия литературы и культуры в своих статьях и монографиях.

Отдельную группу источников составили работы зарубежных и отечественных литературоведов, в рамках которых рассматривается постмодернизм и жанр фантастической литературы и «новой волны»: Вл. Гаков,

B. Л. Гопман, Р. В. Арбитман, О. Воздвиженская, Л. Михайлова, А. М. Ройфе и другие.

2. художественная литература - произведения, которые упомянуты и подробно разбираются в данной работе: Д. Баллард, Т. Диш, Р. Желязны, М. Муркок, Б. Олдисс, Р. Силверберг, Й. Уотсон, Ф. Херберт, Э. Пирс и другие представители «нововолнистов». Для подробного анализа были взяты произведения Нормана Спинрада, Филипа Дика, Сэмюэля Дилэни.

Методологические основы исследования. Многозначность подходов рассматриваемой в данной работе проблемы определил выбор для исследования комплексного методологического подхода в рамках совмещения различных исследовательских стратегий. Анализ проблемы осуществлялся на основе междисциплинарного подхода с широким привлечением текстовых источников, дополнительных материалов в сфере мифологии, психологии, естественных наук и литературы.

Методы исторической герменевтики, компаративистики, лингводидактики, лингвистики, литературоведения, филологического анализа и культурологического анализа использовались для объяснения концептуальных оснований.

Герменевтический и семиотический подходы позволили выявить значимость коммуникативных процессов при рассмотрении функционирования символов в коммуникативных ситуациях и интерпретировать взаимосвязи языка и дискурсов сознания в общем контексте культуры.

Лингвокультурогический анализ позволил всесторонне рассмотреть взаимосвязи текстов и контекстов, их структурную составляющую.

Филологический и сопоставительный анализ применялся непосредственно к художественным произведениям и позволил продемонстрировать присутствие дискурса сознания и функционирование дискурса о сознании.

Научная новизна работы обусловлена следующим:

1. Установлено, что современные подходы к дискурсу сознания привели к изменению интерпретации не только универсалий культуры, но и вопросов о «природе» человека, как сознательного существа и его экзистенции как субъекта культуры.

2. Проанализирована взаимообусловленность языка и сознания и то, каким образом эта обусловленность проявляется в литературных источниках, в частности, в литературе НВ.

3. Исследовано и охарактеризовано присутствие дискурса сознания и дискурса о сознании в структурализме.

4. Проведен анализ проблематики жанра «новой волны» и его взаимосвязь с литературой постмодернизма.

5. Выявлено и продемонстрировано проявление различных аспектов дискурса сознания и дискурса о сознании в литературе «новой волны».

Результаты исследования:

1. выявлено, что дискурсы сознания могут по-разному интерпретироваться в культуре, и существуют в качестве символических, функционирующих, означающих и других атрибутов.

2. исследованы «дискурсы о сознании», представленные в языке культуры и показана система основополагающих категорий культурного сознания.

3. выявлена взаимообусловленность и взаимопроникновение культуры и языка, которые определяют его роль как механизма передачи и интерпретации информации и коммуникативного компонента в различных дискурсах.

4. представлены «дискурсы сознания» в качестве символических структур и прослежено их действие в различных дискурсах и литературных практиках.

5. выделена культурная компонента в литературе постмодернизма как новое ценностное осмысление действительности, развертывающееся при интерпретации языковых и коммуникативных феноменов в их взаимосвязи с сознанием.

6. установлены дискурсивные стратегии, характерные для литературы «новой волны», показано их влияние на дискурс сознания всей культуры и репрезентация самого дискурса сознания в парадигмальных ее предустановках.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дискурс сознания имеет множество аспектов и влияет на все сферы культуры и парадигмальной структуры, в рамках которой он реализуется.

2. Дискурс сознания и дискурс о сознании детерминирует наличие символа и знака, посредством которого выявляется способ коммуникации субъекта и объекта и его функционирование в языковой практике.

3. Дискурс о сознании присутствует в языковых и коммуникативных ситуациях на разных уровнях: от непосредственно текста и его автора до взаимодействия с читателем, где дискурсивные развертки предстают в качестве наличной культурной практики.

4. Дискурсивные стратегии структурализма конституируют специфические пространства смыслов как языка, так и культуры в целом, и определяют художественные приемы постмодернизма.

5. Артефакты дискурса сознания и дискурса о сознании в постмодернизме обладают определенным языком, что обусловливает взаимосвязь постмодернизма и литературы «новой волны», которая характеризуется стиранием границ между различными жанрами фантастической литературы.

6. Дискурс сознания акцентируется на использовании элементов поэтики постмодернизма и дискурс о сознании фиксируется с помощью художественных средств и смыслового наполнения произведений литературы «новой волны».

Теоретическая и практическая значимость работы:

Материалы настоящей диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты позволяют прояснить механизмы взаимодействия литературы и культуры, расширяют методологическую базу культурологии, способствуя развитию междисциплинарных практик, формированию целостного представления о месте литературы в современном мире. Материалы диссертации имеют ценность для расширения представления о современных концепциях сознания, междисциплинарных связей для изучения этой проблемы, способов понимания новых интерпретаций и универсалий, связанных с актуализацией многомерной действительности сознания в различных дискурсах культуры. Кроме того, теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование уточняет представление о жанровой системе литературы второй половины ХХ века и ее влиянии на современный дискурс сознания.

Промежуточные итоги и окончательные выводы диссертации могут быть задействованы в научно-педагогической практике для разработки лекционных курсов, семинарских занятий и написания учебных пособий.

Результаты данного исследования могут быть также использованы при чтении широкого спектра курсов и специальных курсов - по культурологии, литературе и литературоведению, семиотики. Настоящее исследование вносит посильный вклад в преодоление ограниченности традиционных общепринятых парадигм. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при составлении и написании учебных пособий, учебно-методических разработок по указанным курсам.

Апробация работы:

Концепция и основные положения диссертации обсуждались на научных конференциях, среди которых: ежегодная конференция молодых ученых «Бог.

Человек. Мир» г. Санкт-Петербург, 2011 г.), г. Санкт-Петербург, 2012 г.), (г. Санкт-Петербург, 2013 г.), (г. Санкт-Петербург, 2014 г.), (г. Санкт-Петербург, 2015 г.), Русская Христианская Гуманитарная Академия; ежегодная Сретенская научно-практическая конференция «Психея и Пневма» (2010 г.), г.Санкт-Петербург РХГА - СПбГУ; XVI Международная междисциплинарная конференции молодых ученых «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы» (секция «Фундаментальные проблемы философского знания», 30.10 2009г.)

Материалы исследования использовались при чтении специальных курсов, научно-теоретических семинарах.

По теме диссертации были опубликованы работы в научных изданиях (общий объем более 3 п.л.), в том числе в изданиях, рецензируемых ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Прилагается список литературы, состоящий из 266 источников.

Глава 1. «Дискурсы сознания» и «дискурсы о сознании»

§ 1. Научные концепции «дискурсов сознания»

1.1.Междисциплинарные концепты «дискурсов сознания».

Анализируя современные научные концепции, связанные с рассмотрением понятия дискурса о сознании, прежде всего, следует остановиться на двух из них, исследующих основные взгляды в области изучения взаимоотношений разума и мозга. Первая из них, называемая «дуалистической», базируется на источниках теологических, теософских, оккультных, парапсихологических и медиумических,1 восходит к древним представлениям о существовании небиологического агента, носителя сознания, мышления и индивидуальности человека, управляющего его телесной организацией. Согласно этим представлениям, мозг играет лишь роль посредника между разумным «я» и физическим телом, организуя и упорядочивая деятельность человека в зависимости от окружающих его факторов. Вторая, «моническая», точка зрения, представленная учеными, работающими в нейронауках - нейрохирургами Пенфилдом У., Бехтеревой Н., нейрофизиологом Экклзом Дж. и другими, получившая достаточно широкое распространение в наше время, предполагает, что мышление, память и сознание - это не что иное, как результат функционирования самого мозга.

В ХХ в. появляется так называемый логический бихевиоризм,

Л

представленный теорией Гильберта Райла. В своей работе «Понятие сознания» он предлагает отказаться от мифологической концепции сознания, а также от дуалистического взаимодействия тела и духа. Эта концепция привела к созданию теории о «привидении в машине». Сознание, в понимании Райла, не сущность и не субстанция, а лишь ментальные состояния людей, которые являются диспозицией к определенным внешним действиям. Более того, именно они и

1 Запорожец В. Контуры мироздания. М., 1994.

2 Райл Г. Понятие сознания / Пер. с англ. Общая ред. В. П. Филатова. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. С. 247.

проявляются в дискурсе сознания. Точно также ментальная, а не поведенческая основа признается когнитивной психологией наиболее важной составляющей для понимания сознания.

Многие научные и философские концепции сознания второй половины ХХ столетия представлены, как было сказано выше, концепциями монизма, разрабатывающими физикалистские концепции сознания, в том числе и концепции тождества, согласно которой речь идет о тождестве процессов мозга и процессов сознания. В данной теории отрицается существование психических или феноменальных свойств, не относящихся к физическим, они переносят на себе переживание опыта, посредством которого мы и имеем знания о внешнем мире. Английский аналитик Стивен Прист довел идею до парадокса, высказав радикальное предположение - «сознания не существует. Различные виды опыта, разумеется, существуют, но как только мы перечислим все виды опыта, которые имеет человек, то слово «сознание» уже не будет схватывать абсолютно ничего. Сознание есть ничто помимо опыта». При этом он ссылается на «эфемерную и невидимую природу сознания, также невыразимость данного понятия», что «объясняется тем фактом, что нет такой вещи как сознание».4

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Филиппова, Юлия Владимировна, 2016 год

Список литературы:

1. Абрамова Н.Т. Несловесное мышление. М., 2002.

2. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - С. 704.

3. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (Критический очерк концепций французского структурализма). - М.: Наука, 1977. - С. 272.

4. Адорно Т. Эстетическая теория / пер. с нем. А.В. Дранова. - М.: Республика, 2001. - С. 527.

5. Аристотель. Поэтика / пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова // Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - С. 645680.

6. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 5-43.

7. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. - М.: Наука, 1976. - С. 384.

8. Баллард Д. Автокатастрофа. Киев, 1999 (Серия 700).

9. Баллард Д. Затонувший мир. Ниж. Новгород, 1994. Содерж.: Затонувший мир: Роман; Голоса времени; Хронополис; Зона ужаса; И пробуждается море; Горловина 69; Мистер Ф есть мистер Ф; Сад времени: Рассказы.

10. Балмаева С.Д. Методология исследования сознания в буржуазной англоязычной философии ХХ века: «аналитическая традиция» // Научный метод и методологическое сознание. Свердловск, 1986. С. 140—149.

11. Барт Р. Избр.труды. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

12. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М. Рыклина. - М.: Ад маргинем Пресс, 2011. - С. 272.

13. Барт Р. S/Z / пер. с фр. Г.К. Косикова, В.П. Мурат. - М.: Едиториал УРСС, 2001. - С. 232.

14. Барт Р. Воображение знака / пер. с фр. Н.А. Безменовой // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 246-252.

15. Барт Р. Империя знаков / пер. с фр. Я. Бражниковой. - М.: Праксис, 2004. - С. 144.

16. Барт Р. Критика и истина / пер. с фр. Г.К. Косикова // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 319-374.

17. Барт Р. Лекция / пер. с фр. Г.К. Косикова // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 545-573.

18. Барт Р. Литература и значение / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 276-296.

19. Барт Р. Литература и метаязык / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 131-132.

20. Барт Р. Литература сегодня / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 233-245.

21. Барт Р. Мифологии / пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996. - С. 312.

22. Барт Р. Нулевая степень письма / пер. с фр. Г.К. Косикова // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. -М.: Прогресс, 2000. - С. 50-96.

23. Барт Р. Основы семиологии / пер. с фр. Г.К. Косикова // Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - С. 114-163.

24. Барт Р. От произведения к тексту / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 413-423.

25. Барт Р. Риторика образа / пер. с фр. Г.К. Косикова // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 297-318.

26. Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте / пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2002. - С. 224.

27. Барт Р. Сад, Фурье, Лойола / пер. с фр. Б. Скуратова - М.: Праксис, 2007. -С. 256.

28. Барт Р. Смерть автора / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 384-391.

29. Барт Р. Структурализм как деятельность / пер. с фр. Н.А. Безменовой // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 253-261.

30. Барт Р. Текстовый анализ одной новеллы Эдгара По / пер. с фр. С.Л. Козлова // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 424-461.

31. Барт Р. Удовольствие от текста / пер. с фр. Г.К. Косикова // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 462-519.

32. Батай Ж. Внутренний опыт. Санкт-Петербург: Axioma / МИФРИЛ. 1997.

33. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. литература, 1975. - С. 504.

34. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С. 445.

35. Беньямин В. Задача переводчика (Предисловие к переводу Tableaux Parisiens Бодлера) / пер. с нем. Е. Павлова // Беньямин, В. Учение о

подобии. Медиаэстетические произведения. - М.: Издательский центр РГГУ, 2012. - С. 254-270.

36. Беньямин В. О языке вообще и о языке человека / пер. с нем. И. Болдырева // Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - М.: Издательский центр РГГУ, 2012. - С. 7-26.

37. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / пер. с нем. С. Ромашко // Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - М.: Издательский центр РГГУ, 2012. - С. 190-234.

38. Бестер А. «Человек без лица» (The Demolished Man — «Разрушенный человек»).

39. Бибихин В.В. Витгенштейн: смена аспекта. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - С. 566.

40. Бикертон Д. Введение в лингвистическую теорию метафоры / пер. с англ. Н.Н. Перцовой // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 284-306.

41. Бланшо М. От Кафки к Кафке / пер. с фр. и послесл. Д. Кротовой. -М.: Логос, 1998. - С. 237.

42. Бланшо М. Пространство литературы / пер. с фр. Б.В. Дубина, С.Н. Зенкина, Д. Кротовой, В.П. Большакова, Ст. Офертаса, Б.М. Скуратова. - М.: Логос, 2002. - С. 288.

43. Блэк М. Метафора / пер. с англ. М.А. Дмитровской // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 153-172.

44. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Добросвет, 2000. - С. 387.

45. Бойд Д. Опылители Эдема. Азбука, 1997.

46. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание - М., 1960.

47. Браннер Д. Квадраты шахматного города. Мир, 1984.

48. Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. М., 1977.

49. Брентано Ф. Избранные труды. Пер. с нем. В.В. Анашвили. М., 1996. Т. 1.

50. Бютор М. Роман как исследование / пер. с фр. Н. Бунтман. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - С. 208.

51. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

52. Винер Н. Творец и робот. Пер. с англ. Г.Н. Поворова. М., 1966.

53. Витгенштейн Л. Логико-Философский трактат. Ч.1. М. «гнозис», 1994 С. 73.

54. Витгенштейн Л. О достоверности / Пер. А. Ф. Грязнова // Вопр. философии, 1984. - М 4.

55. Витгенштейн Л. Философские исследования. Пер. с нем. М.С.Козловой, Ю.А.Асеева. М., 1996.

56. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М., 1994

57. Витгенштейн Л. Голубая и коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям» / пер. с англ. В.А Суровцева, В.В. Иткина. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. -256 с.

58. Витгенштейн Л. Дневники. 1914-1916 / пер. В. Суровцева, И. Эннса, А. Грязнова, В. Целищева. - М.: Канон+; Реабилитация, 2009. - 400 с.

59. Витгенштейн Л. Культура и ценность / пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева // Философские работы. Часть I. - М.: Гнозис, 1994. - С. 407-492.

60. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева // Философские работы. Часть I. - М.: Гнозис, 1994. - С. 2-73.

61. Витгенштейн Л. О достоверности / пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева // Философские работы. Часть I. - М.: Гнозис, 1994. - С. 321405.

62. Витгенштейн Л. Философские исследования / пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева // Философские работы. Часть I. - М.: Гнозис, 1994. - С. 75-319.

63. Вундт В. Миф и религия // История религии, М.: Эксмо, СПб: Terra Fantastica, 2002, C. 249

64. Выгодский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выгодский Л.С. Собр. соч. М., 1982. Т. 1.

65. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.,1988.

66. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / пер. с нем. М.П. Стафецкой // Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. -С. 266-323.

67. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») / пер. с нем. и пред. О.А. Коваль. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 256 с.

68. Гадамер Г.-Г. О круге понимания / пер. с нем. А.В. Михайлова // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 72-82.

69. Гадамер Г.-Г. Риторика и герменевтика / пер. с нем. А.В. Михайлова // Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. -С. 188-206.

70. Гадамер Г.-Г. Философия и герменевтика / пер. с нем. А.В. Михайлова // Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 9-15.

71. Гадамер Г.-Г. Философия и литература / пер. с нем. А.Я. Ярина // Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 126-146.

72. Гадамер Г.-Г. Философия и поэзия / пер. с нем. М.К. Рыклина // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 116-125.

73. Гадамер Г.-Г. Что есть истина? / пер. с нем. М.А. Кондратьевой // Логос. - 1991. - № 1. - С. 30-37.

74. Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменевтика / пер. с нем. В.В. Бибихина // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 256-265.

75. Гадамер Г.-Г. Язык и понимание / пер. с нем. В.С. Малахова // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 43-60.

76. Гадамер Х.-Г. Истина художественного творения / пер. с нем. А.В. Лаврухина // Гадамер, Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. - Минск: Пропилеи, 2007. - С. 109-126.

77. Гадамер Х.-Г. Кант и герменевтический поворот / пер. с нем. А.В. Лаврухина // Гадамер, Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. - Минск: Пропилеи, 2007. - С. 60-72.

78. Гадамер Х.-Г. Путь к повороту / пер. с нем. А.В. Лаврухина // Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. - Минск: Пропилеи, 2007. - С. 139-158.

79. Гайденко П.П. От исторической герменевтики к «герменевтике бытия»: критический анализ эволюции М. Хайдеггера // Вопросы философии. - 1987. - № 10. - С. 124-133.

80. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. - М.: Республика, 1997. - 495 с.

81. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

82. Гаспаров М.Л. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.

83. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987.

84. Греймас А.Ж. Структурная семантика. Поиск метода / пер. с фр. Л. Зиминой. - М.: Академический проект, 2004. - 368 с.

85. Грязнов А.Ф. Язык и деятельность: критический анализ витгенштейнианства. М., 1991.

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

Гудков Л.Д., Дубин, Б.В. Литература как социальный институт. Статьи по социологии литературы. - М.: Новое литературное обозрение, 1994. - 353 с.

Гудмен Н. Способы создания миров. Пер. с англ. А.Л. Никифорова, Е.Е. Ледникова, М.В. Лебедевой, Т.А. Дмитриева. М., 2001. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / пер. с нем. под ред. Г.В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 1984. - 400 с.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры / пер. с нем., сост., общ. ред. А.В. Гулыги, Г.В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985. - 451 с. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. - Минск: Эконом-пресс, 2001. - 320 с.

Данн Д. У. Эксперимент со временем. М. 2000.

Дегутис А. Ю. Язык, мышление и действительность. Вильнюс, 1984.

Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения /

Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов. —

Екатеринбург, М.: У-Фактория, Астрель, 2010.

Делёз Ж. Логика смысла. Москва. Academia. 1995

Делез Ж. Критика и клиника / пер. с фр. О.Е. Волчек, С.Л.Фокина. -

СПб.: Machina, 2002. - 240 с.

Деррида Ж. Конец книги и начало письма. В кн.: Интенциональность и текстуальность. Томск,1988.

Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. Н.С. Автономовой. - М.: Ad Marginem, 2000. - 512 с.

Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с фр. В. Лапицкого. - СПб.: Академический проект, 2000. - 365 с.

Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / пер. с фр. Г.К. Косикова // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М.: Прогресс, 2000. - С. 407-420.

Дженкс Ч. «Язык архитектуры постмодернизма», М. 1985.

101. Дик Ф. Бегущий по лезвию бритвы. М., 1992 (Золотое перо, вып. 7). Содерж.: Снятся ли андроидам электроовцы; Человек в высоком замке; Убик: Романы; Бесконечные: Рассказ.

102. Дик Ф. Лучший друг Бога. М., 1995 (Осирис). Содерж.: Лучший друг Бога; Голова на блюде; С пушкой в кармане: Романы.

103. Дик Ф. Мастер всея Галактики. М., 1996 (Осирис). Содерж.: Глаз в небе; Мастер всея Галактики; Кукла по имени Жизнь: Романы.

104. Дик Ф. Наркотик времени. М., 1993.

105. Дик Ф. Предпоследняя истина; Игроки с Титана; Духовное ружье. Киев, 1993.

106. Дик Ф.. Убик. СПб., Terra Fantastika, 1992.

107. Дик Ф.. Человек в Высоком Замке; Мечтают ли андроиды об электроовцах; Стигматы Палмера Элдрича. СПб., 1992.

108. Дильтей В. Описательная психология / пер. с нем. Е.Д. Зайцевой. -2-е изд. - СПб.: Алетейа, 1996. - 160 с.

109. Дилэни С. Баллада о Бете-2. Волгоград, 1992.

110. Дилэни С. Вавилон-17; Нова; Падение башен. М., 1993 (Осирис).

111. Дилэни С. Драгоценности Эптора. СЗ, 1999 (план).

112. Дилэни С. Падение башен; Нова. Новосибирск, 1992 (ЗФ, вып. 7).

113. Дилэни С. Пересечение Эйнштейна; Вавилон-17; Время точно низка самоцветов. Киев, 1993.

114. Диш Т. Щенки Земли. СПб., 1995. Содерж.: Щенки Земли; Концлагерь: Романы; Нисхождение; Ангулем; Азиатский берег; Насекомые: Рассказы.

115. Дубин Б.В. Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. -416 с.

116. Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М., 1980.

117. Евстропов М.Н. Опыты приближения к «иному»: Батай, Левинас, Бланшо. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. - 346 с.

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка / пер. с англ. Ю.В. Лекомцева // Новое в лингвистике. Вып. 1. - М.: Прогресс, 1960. - С. 264-390.

Лиотар Ж.-Ф.. Состояние постмодерна. Издательство «Алетейя». Санкт-Петербург. 1998.

Желязны Р (ред.). Колесо Фортуны. М., 1999 (Стальная крыса).

Желязны Р. Бог Света. М., 1994 (Осирис). Содерж.: Бог света; Теперь

мы выбираем лица; Джек-из-Тени; Умереть в Италбаре: Романы; Этот

момент бури; Врата его пасти, зубов его блеск: Повести.

Желязны Р.. Повелитель снов. Москва, "Бобок", 1991.

Желязны Р. Создания Света, Создания Тьмы; Бессмертный. Ташкент-

Санкт-Петербург, 1992.

Женетт Ж. Вымысел и слог (Fictio et diction) / пер. с фр. И. Стаф // Женетт, Ж. Фигуры. Работы по поэтике. В 2-х тт. Т. 2. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. - С. 342-451. Женетт Ж. Структурализм и литературная критика / пер. с фр. С. Зенкина // Женетт, Ж. Фигуры. Работы по поэтике. В 2-х тт. Т. 1. -М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. - С. 159-179. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. - М.: РГГУ, 2000. - 81 с.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.

Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции ХХ века / сост. и общ. ред. Е.А. Наймана и В.А. Суровцева. - Томск: Водолей, 1998. - 320 с.

Картер А. Адские машины желания доктора Хоффманна. М., 2000 (Амфора).

Кассирер Э. Сила метафоры / пер. с нем. Т.В. Топоровой // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 33-43.

131. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1. Язык / пер. с нем. С.А. Ромашко. - М., СПб.: Университетская книга, 2002. - 272 с.

132. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление / пер. с нем. С.А. Ромашко. - М., СПб.: Университетская книга, 2002. - 280 с.

133. Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972.

134. Кристева Ю. Душа и образ / пер. с фр. Ж.В. Горбылевой // Интенциональность и текстуальность. - Томск: Водолей, 1998. - С. 253-277.

135. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / пер. с фр. Г.К. Косикова, Б.П. Нарумова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 656 с.

136. Куайн У.О. Слово и объект. Пер. с англ. А.З. Черняка, Т.А. Дмитриева. М., 2000.

137. Купер, Эдмунд. Далёкий закат. Последний континент. М., "Артлик", 1992.

138. Лакан Ж. Функция и поле речи языка в психоанализе. М., 1995.

139. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / пер. с фр. А. Черноглазова. - М.: Гнозис, 1995. - 100 с.

140. Ламетри Ж. Человек-машина // Ламетри Ж. Сочинения. М., 1989.

141. Ле Гуин У. Левая рука тьмы; Гончарный круг неба; Город иллюзий; Планета изгнания: Романы. М., 1993 (Осирис).

142. Ле Гуин У. Планета изгнания. М., 1980. Содерж.: Планета изгнания; Слово для леса и мира одно: Повести; Апрель в Париже; Ожерелье; Девять жизней: Рассказы.

143. Ле Гуин У.. Порог. М., "Известия", 1989.

144. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. Спб., 1986.

145. Леви-Стросс К. Структурная антропология / пер. с фр. В.В. Иванова. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - 512 с.

146. Лем С. Фантастика и футурология. АСТ, 2008.

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию. - М.: Изд-во Московского университета, 1982. - 480 с.

Лотман Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи в 3 тт. - Таллинн, 1992. - Т. 1.

Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2001. - 704 с. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Лотман, Ю.М. Избранные статьи Т. 1. - Таллинн: Александра, 1993. - С. 129-132. Лотман Ю.М. Текст и полиглотизм культуры // Лотман, Ю.М. Избранные статьи Т. 1. - Таллинн: Александра, 1993. - С. 142-147. Лотреамон. Песни Мальдорора. Поэзия французского символизма / пер. с фр. Н.С. Мавлевич. - М.: МГУ, 1993 - 512 с. Лурия А.Р. Язык сознания. М., 1979.

Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: "Лабиринт", 1996. Макеева Л.Б. Философия Х.Патнэма. М., 1996.

Малахов В.С. Концепция исторического понимания Г.-Г. Гадамера // Историко-философский ежегодник. - М.: Наука, 1987. - С. 151-164. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. Мамардашвили М.К. Литературная критика как акт чтения // Вопросы философии. - 1984. - № 2. - С. 99-102. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, Журнал «Нева», 1997. - 572 с.

Ман П. де. Аллегории чтения. Екатеринбург.1999. Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста / пер. с англ. Никитина С.А. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 368 с.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.,1999. Михайлов А.В. Языки культуры. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 912 с.

164. Муркок, М. Пришелец; Ледяная шхуна. М., 1992.

165. Муркок М. Ритуалы бесконечности. Харьков, 1992. Содерж.: Рунный посох; Город мечты; Ритуалы бесконечности.

166. Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела // Вопросы философии. 2002. № 8.

167. Найссер У. Познание и реальность. Под ред. Б.М. Величковского. Пер. с англ. В.В. Лучкова. М., 1981.

168. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. - М., 1979.

169. Ницше Ф.Так говорил Заратустра// Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990.

170. Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле / пер. с нем. // Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 тт. Т. 1/2. - М.: Культурная революция, 2013. - С. 435-448.

171. Новое открытие сознания? (По поводу книги Джона Сёрля «Открывая сознание заново» // Вопросы философии. 2003. № 7.

172. Олдисс Б. Весна Гелликонии. СПб., "Оверлайт-сан", 1993.

173. Остин Д. Избранное. Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М., 2002.

174. Остин Д. Слово как действие / пер. с англ. А.А. Медниковой // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. - М.: Прогресс, 1986. - С. 22-129.

175. Очерки по философии в США. ХХ век. М., 1999;

176. Патнэм X. Философия сознания. Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, О.А. Назаровой, А.Л. Никифорова. М., 1998.

177. Петровская Е.В. Теория образа. - М.: РГГУ, 2010. - 283 с.

178. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

179. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М., СПб.: Академия: Филологический факультет СПбГУ, 2003. - 344 с.

180. Прист С. Теории сознания. Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М., 2000.

181. Прист К.. Машина пространства. М., 1979.

182. Проблема сознания и кибернетика // Философские науки. 1981. № 3.

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

Райл Дж. Понятие сознания. Под ред. В.П. Филатова. Пер. с англ. М., 2000.

Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995 Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ / пер. с фр. Т.В. Славко. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 313 с. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 2. Конфигурации в вымышленном рассказе / пер. с фр. Т.В. Славко. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 216 с.

Рикёр П. Живая метафора / пер. с фр. А.А. Зализняк // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 435-455.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки герменевтики / пер. с фр., вступ ст. и коммент. И.С. Вдовиной. - М.: Академический проект, 2008. - 695 с.

Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и

ощущение / пер. с англ. М.М. Бурас, М.А. Кронгауза // Теория

метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 416-434.

Селиванов Ю.Р. Сознание масс-медиа. М., 2002.

Семиотика / сост. Ю.С. Степанов. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.:

Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с.

Семиотика и Авангард: Антология / общ. ред. Ю.С. Степанова. М.:

Академический Проект; Культура, 2006. - 1168 с.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / пер. с

англ. А.Е. Кибрика. - М.: Прогресс-Универс, 1993. - 656 с.

Сёрл Дж. Интенциональность. М., 1983.

Сёрль Дж. Открывая сознание заново. Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М., 2002.

Силверберг Р. Человек в лабиринте. М., "ИНТЕРБУК", 1990. Современные зарубежные литературоведческие концепции. (Герменевтика, рецептивная эстетика). - М.: Прогресс, 1983. - 182 с.

198. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики//Труды по языкознанию. М., 1977.

199. Соссюр Ф.де. Заметки по общей лингвистике / пер. с фр. Б. Нарумова - М.: Прогресс, 1990. - 280 с.

200. Соссюр Ф.де. Курс общей лингвистики / пер. с фр. под ред. А.А. Холодовича // Соссюр, Ф.де. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. - С. 31-273.

201. Спинрад, Н. Агент Хаоса. Крепость Сол. Смоленск, "Русич", 1993.

202. Спинрад, Н. Русская весна. М., "Текст", 1992.

203. Спинрад, Н. Стальная мечта; Специалист по джунглям: Романы. М., 1996 (Осирис; 13).

204. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

205. Стайн Г. Поэзия и грамматика / пер. с англ. Е. Петровской // Ad та^тет'93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. - М.: Ad та^тет, 1994. - С. 266-302.

206. Степанов Ю.С. Язык и метод: К современной философии языка. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 784 с.

207. Структурализм «за» и «против» / под ред. Е.А. Басина и М.Я. Полякова. - М.: Прогресс, 1975. - 468 с.

208. Тайлор Э. Б., Миф и обряд в первобытной культуре, Смоленск: Русич, 2000, стр. 55

209. Тодоров Ц. Семиотика литературы; Понятие литературы / пер. с пер. Г.К. Косиков // Семиотика / Сост. Ю. С. Степанова. - М.: Радуга, 1983. - С. 350-369.

210. Тодоров Ц. Теории символа / пер. с фр. Б. Нарумова. - М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998. - 408 с.

211. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / под ред. Т. В. Цивьян. - М.: Наука, 1983. - С. 227-284.

212. Тьюринг А. Может ли материя мыслить? Пер. с англ. М., 1960.

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

Уотсон Й. Инквизиторы Космоса. Смоленск - Таллинн, 1997. Урсул А.Д. Философия и общенаучный характер проблемы искусственного интеллекта // Вопросы философии. 1979. № 4. Уфимцева А.А. Лексическая номинация (первичная нейтральная) // Языковая номинация (Виды наименований). - М.: Наука, 1977. - С. 5-85.

Фармер Ф. Создатель вселенной; Врата мироздания. М., Локид, 1992. Философия Мартина Хайдеггера и современность / под ред. Н.В. Мотрошиловой. - М.: Наука, 1991. - 253 с.

Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму /

Под ред. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 2000. - 536 с.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху/ Пер. с фр. И. Стаф

под ред. В. Гайдамака. — СПб.: Университетская книга, 1997.

Фуко М. Порядок дискурса / пер. с фр. С. Табачниковой // Фуко, М.

Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы

разных лет. - М.: Касталь, 1996. - С. 47-96.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. - СПб.: А-саё, 1994. - 408 с. Фуко М. Что такое автор? / пер. с фр. С. Табачниковой // Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Касталь, 1996. - С. 7-46.

Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. Бибихина. - М.: Лё Ма^теш, 1997. - 452 с.

Хайдеггер М. Исток художественного творения / пер. с нем. А.В. Михайлова // Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет. - М.: Гнозис, 1993. - С. 47-116.

Херберт Ф. Бог-Император Дюны. М., "Скарабей", 1993. Херберт Ф. Дюна. СПб., "Северо-Запад", 1993. Херберт Ф. Еретики Дюны. М., "Скарабей", 1993.

229. Херберт Ф. Мессия Дюны. Дети Дюны. М., 1999.

230. Херберт Ф. Муравейник Хеллстрома. М., "Лорис", 1993.

231. Херрманн Фр.-В. фон. Фундаментальная онтология языка / пер. с нем. И.Н. Инишева. - Минск: ЕГУ; Пропилеи, 2001. - 168 с.

232. Хилл Т.И. Современные теории познания. Пер. с англ. М., 1965.

233. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.,1980.

234. Хлебников В. Статьи. Декларации. Заметки // Хлебников, В. Творения. - М.: Советский писатель, 1986. - С. 577-640.

235. Хомский Н. Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли / пер. с англ. Б.П. Нарумова. - М.: КомКнига, 2005. - 232 с.

236. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. Под ред. В.Н. Садовского. Пер. с англ. Д.Г. Лахути. М., 2000.

237. Эко У. Два типа интерпретации / пер. с итал. С. Козлова // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 21. - С. 10-21.

238. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. - СПб.: Symposium, 2006. - 540 с.

239. Пирс Э. Макроскоп. Киев, 1993 (Зал славы НФ).

240. Пирс Э. Макроскоп. СПб., 1995 (New Wave).

241. Пирс Э. Хтон. Фтор. СПб., "Северо-Запад", 1992.

242. Эффинджер Дж. А. Когда под ногами бездна. М., 1997 (Стальная мечта).

243. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии ХХ века. М., 1978.

244. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Renaissance, 1991.

245. Якобсон P. Лингвистика и поэтика / пер. с англ. И.А. Мельчука // Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - С. 176-224.

246. Якобсон Р. Работы по поэтике / пер. с анг., нем., фр. В.В. Туровского, В.А. Мильчиной, А.И. Полторацкого, Н.В. Перцова, О.А. Седаковой. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

247. Ямпольский М.Б. «Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределённости. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 704 с.

248. Яусс Г.-Р. История литературы как вызов теории литературы / пер. И.В. Кабановой // Современная литературная теория. Антология. -М.: Флинта, Наука, 2004. - С. 192-200.

249. D'haen T., Bertens H. (eds.). Liminal Postmodernisms: The Postmodern, The (Post-)Colonial, and the (Post-)Feminist - Amsterdam/Atlanta, GA, 1994 - 357pp.

250. D'haen T., Bertens H. (eds.). Narrative Turns and Minor Genres in Postmodernism - Amsterdam/Atlanta, GA, 1995 - 320 pp.

251. Barry C. Beginning Theory: An Introduction to Literary and Cultural Theory. - 3. ed. - Manchester: Manchester University Press, 2009. - 338 pp.

252. Beckett S. Collected Shorter Plays. - London: Faber and Faber, 1984. -316 pp.

253. Brook-Rose Ch. A Grammar of Metaphor. - London: Secker & Warburg, 1958. - 343 pp.

254. Burke S. The Death and Return of the Author. Criticism and Subjectivity in Barthes, Foucault and Derrida. - 2 ed. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 1998. - 258 pp.

255. Greenland C. The Entropy Exhibition: Michael Moorcock and the British 'New Wave' in Science Fiction - London: Routledge & Keegan, 1983.

256. Davey N. Hermeneutics, Language and Science: Gadamer's Distinction between Discursive and Propositional Language // Journal of the British Society for Phenomenology. - 1993. - Vol. 24. - № 3. - PP. 250- 265.

257. Halliburton D. Poetic thinking An approach to Heidegger - London, 1981.

258. Dennet D. Kinds of Minds: Towards an Understanding of Consciousness. -Basic Books., 1997. - P.79.

259. Derrida J. White Mythology: Metaphor in the Text of Philosophy // New Literary History. - 1974. - Vol. 6. - PP. 5-74.

260. Dostal R.J. The World Never Lost: The Hermeneutics of Trust // Philosophy and Phenomenological Research. - 1987. - Vol. 47 - №3. -PP. 413 - 434.

261. Hasan I. Pluralism in Post-modern Perspective/ Critical Inquiry 3-1986.

262. Hassan I. Making sense: the triumph of postmodern discourse// New literary history - 1987. - Vol. 18 - № 2. - PP. 445-446.

263. Everett H. Relative State Formulation of Quantum Mechanics, Reviews of Modern Physics - 1957. - Vol. 29. - PP. 454-462

264. Kurzweil E. The Age of Structuralism: Lévi-Strauss to Foucault. - New York: Columbia Univ. Pr., 1980. - 256 pp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.