Диалог в пространстве визуальной культуры: на примере анимации и кинематографа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Горбатова, Олеся Васильевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат наук Горбатова, Олеся Васильевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСКУССТВО ДИАЛОГА:
ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Диалог в аспекте культурфилософского дискурса:
к истории вопроса
1.2. Диалог как со-бытие текста и контекста (данного и созданного, познавательного и этического)
ГЛАВА II. ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОПЫТ
ВХОЖДЕНИЯ В ДИАЛОГ СОЗНАНИЙ
2.1. Анимация в контексте диалога сознаний автора первоисточника и режиссера (на примере «Гадкого утенка» Г.-Х. Андерсена)
2.2. Кинематограф как со-бытие познавательного и этического моментов синтетического художественного текста (на примере визуализации хорового финала Девятой симфонии Л. ван Бетховена)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Категория бытия - небытия в пространстве культурного диалога Запада и Востока (на примере аниме)2019 год, кандидат наук Липаева Дарья Евгеньевна
Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века)2009 год, доктор искусствоведения Волкова, Полина Станиславовна
«Пиковая дама» А. С. Пушкина – П. И. Чайковского в пространстве интертекстуальности: интерпретация и реинтерпретация2023 год, кандидат наук Юй Ян
Риторические модели гуманитарного образования как предмет философско-методологического анализа2002 год, доктор философских наук Волкова, Полина Станиславовна
Музыкальный театр в пространстве межкультурной коммуникации2022 год, кандидат наук У Лиян
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалог в пространстве визуальной культуры: на примере анимации и кинематографа»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловливается особым статусом современной культуры, становление которой осуществляется под знаком «визуального поворота» (Ф. Джеймисон). В целом речь идет о таких перспективных для гуманитарного знания направлениях, как визуальная антропология (Д. Руби), вбирающая все зримые аспекты культуры (от невербальной коммуникации до произведений искусства) и онтология визуального (Ф. Джеймисон). В рамках последнего обретение смысла оказывается следствием напряжения внутреннего и внешнего видения, вследствие чего именно господство взгляда задает особый вектор понимания текстов культуры (А.А. Брудный, Ю.М. Лотман). Настаивая на том, что «... визуальные медиа...образуют мощный дискурс», способный «подмять все остальные под себя, так что перед их ... натиском отступят языковые дискурсы.», ученые прогнозируют неизбежную смену эпохи идеологии эпохой «видеологии» [200]. В силу того, что уже сегодня современная социокультурная ситуация опознается посредством ряда видимых символов, проявляющих себя в «жестах, церемониях, ритуалах и артефактах как искусственной, так и естественной среды» [112, с. 398], нельзя не признать верность следующего положения. Одна из важнейших задач, стоящих перед учеными-гуманитариями, связана с необходимостью расширения коммуникативной компетенции человека, в обязанности которого отныне входит не только учиться говорить, но и учиться видеть. Поскольку формирование обозначенных компетенций требует обращения к диалогической концепции гуманитарного знания (М.М. Бахтин, В.С. Библер), оптимальной средой для актуализации диалога видятся такие образцы визуальной культуры, как анимация и кинематограф. Основанием для выбора в пользу экранных видов искусства стало осознание того, что анимация и кинематограф являют собой опыт взаимодействия самых разных субъектов творчества, в первую очередь, опыт взаимодействия автора литературного и/или музыкального текста и режиссера. Речь идет о ситуации, когда именно режиссерское видение («господство взгляда») определяет
вектор понимания первоисточника, реализуемого на уровне синтетического художественного текста (СХТ), в рамках которого при доминировании визуального (зрительного) канала восприятия происходит актуализация вербального (словесного) и аудиального (музыкального) каналов. Имеется в виду неизбежная в процессе просмотра анимации и кинематографа сенсорная интеграция, обеспечивающая целостное «вхождение» в текст культуры. Наконец, именно анимация и кинематограф попадают в разряд таких образцов визуальной культуры, в пространстве которой возможно пересечение представителей самых разных поколений, принадлежащих к различным культурам, вследствие чего локальный диалог автора, инициирующего творчество режиссера, и самого режиссера оборачивается глобальным диалогом. Последний одновременно вбирает в себя диалог текста и контекста, данного и созданного, познавательного и этического. При этом представленная анимацией и кинематографом визуальная культура выступает и как процесс такого глобального диалога, и как его результат.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что традиции ведения диалога берут свое начало со времен античности, именно в XXI в. диалогическая концепция оказывается одной из самых востребованных в различных сферах гуманитарных наук: культурологии (В.С. Библер, Н.К. Бонецкая, А.Н. Иванов, И.В. Кучерук, Д.С. Лихачев, Л.Н. Панова, Г.С. Померанц, К.Э. Разлогов, Е.А. Широкова,), философии (Н.А. Великая, Л.Н. Воеводина, Р.С. Гасанов, Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич, И.В. Зиновьев, А.И. Калыгин, С.В. Ковалева, О.В. Ковальчук, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, И.В. Малыгина, О.С. Усманова), искусствоведении (И.А. Азизян, Р. Арнхейм,
A.С. Асенин, И.В. Вайсфельд, В.В. Ванслов, В.Г. Власов, С.М. Даниэль, Е.Г. Захарова, В.П. Михалев, Ю.Б. Норштейн, Г.П. Степанова, О.А. Швидковский), психологии восприятия (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев,
B.Е. Семенов), филологии (С.С. Аверинцев, А.В. Аксенов, Г.И. Богин,
C.Г. Бочаров, С.Н. Зотов, О.Н. Колчина), лингвистики (Д. Болинджер, Т.А. Ван Дейк); социологии (В.Л. Круткин, С.В. Луков, Л.В. Малес, П.В. Романов,
Е.Р. Ярская-Смирнова), политики (М.В. Ильин, С.П. Поцелуев), истории (З.Л. Канонистова, О.А. Маслова), педагогики (Г.Л. Ачкасова, Е.О. Бочкарева, Е.О. Галицких, Г.А. Давыдова, С.Н. Дворяткина, Е.А. Копылова, Т.Г. Мельник, Ю.Л. Семенова), семиотики (С.Н. Виноградов, Ю.М. Лотман).
Центральное место в исследованиях, посвященных диалогической концепции гуманитарного знания, отводится трудам М.М. Бахтина, в первую очередь, написанной в 1920-е г. работе «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» [25]. Именно здесь этический момент текста определяется мыслителем как неотъемлемая составляющая эстетического объекта, обеспечивающая со-бытие текста и контекста, данного и созданного. Проекция познавательного и этического моментов текста на риторический канон как триединство Этоса, Логоса и Пафоса осуществлена в работе П.С. Волковой [61].
Следующий теоретический блок научных штудий связан с различными ракурсами в изучении анимации. В частности, в исследовании Н.Г. Кривули раскрыта эволюция функционирования анимации, специфика ее моделей в зависимости от стилевых особенностей и художественных признаков [111, с. 41]. В работе Г.И. Ермиловой анимация позиционируется частью социокультурного пространства, в котором запечатлена приверженность создателей анимации к культурным архетипам, кодам, знаковым системам [86, с. 12]. Проблемы художественной выразительности звука и звуковых эффектов в анимации освещены в исследовании Г.Г. Гвон [70]. Выявление художественно-образных средств и особенностей художественного пространства в современной анимации представлено в работах Е.А. Попова и Е.В. Трапезниковой [158; 178]. В центре кандидатской диссертации Т.П. Рыльской - культурологический анализ анимации Т. Бартона («Труп невесты») и Г. Селика («Коралина в стране кошмаров») [165]. Изучению трансформации богатырских образов в отечественной анимации в контексте социокультурной динамики посвящена работа Г. В. Рыльского [166].
В свою очередь, на примере театра, телевидения и кинематографа И.Г. Хангельдиева прослеживает многообразие форм связей и отношений
искусств, способствующих более глубокому и цельному отображению современной действительности [183; 184]. Изучение специфики создания этнографического фильма и «выявление этических обязательств автора фильма перед изучаемыми людьми» проводится Е.Н. Антипкиной [10, с. 14].
Вопросы, связанные с синтезом искусств освещаются в исследованиях П.С. Волковой, Н.П. Коляденко, И.Н. Лисаковского [60; 105; 120]. Квалифицируя синтез искусств как «сочетание художественных средств различных видов искусства при создании целостного произведения, с единой системой художественной образности, объединенного общностью замысла, стиля, исполнения», ученые оперируют понятием «синтетический художественный текст» (СХТ), которое используется при анализе оперного текста, текста балета, а также анимации и игрового кино [128, с. 62].
Определяющими в процессе анализа музыкальной составляющей синтетического художественного текста стали работы Б.В. Асафьева,
B.В. Медушевского, Г.А. Орлова, А.Н. Сохора [18; 134; 147; 172]. Специфика взаимодействия музыки с изобразительным рядом в пространстве анимации и кинематографа представлена в исследованиях Э.Н. Артемьева, П.С. Волковой,
C.В. Ковалевой, П.В. Невской, Е.В. Рожковой, Т.Ф. Шак и др. В работе И.С. Бегизовой обобщен опыт мировой анимации в области визуальной интерпретации музыкальных произведений [29]. П.С. Волкова в контексте интерпретации и реинтерпретации осуществляет искусствоведческий анализ анимации Г.Я. Бардина «Чуча 3», созданной на музыку «Кармен-сюиты» Ж. Бизе-Р. Щедрина [64]. Философский аспект анимации Ортиса, основанной на переосмыслении картины П. Пикассо «Герника», представлен в работе П.С. Волковой, С.В. Ковалевой и П.В. Невской [56]. Анимация как инструмент исследования визуальной культуры оказалась в центре внимания Ю.А. Симаковой [171]. Интертекстуальный анализ анимации И.Н. Гараниной «Бедная Лиза» предлагается в исследовании П.С. Волковой, П.В. Невской и Е.В. Рожковой. Проблема влияния музыки на восприятие вербально-сюжетного и видео рядов решена в докторской диссертации Т.Ф. Шак [171].
Культурологическое исследование А.И. Щербаковой позиционирует музыку носителем смыслов и ценностей культуры, источником создания и функционирования художественных каналов духовной коммуникации, способствующих эстетически-ценностному становлению Человека Творящего [197, с. 16].
Обзор существующих на сегодняшний день научных работ, прямо или косвенно затрагивающих интересующую соискателя проблематику, позволяет утверждать, что, несмотря на важность информационно-коммуникационного пространства анимации и кинематографа, анализ образцов визуальной культуры, осуществляемый сквозь призму диалога как единства (со-бытия) текста и контекста, данного и созданного, познавательного и этического проводится лишь эпизодически, что обуславливает актуальность, современность и своевременность настоящего исследования.
Научная гипотеза исследования определяется следующим положением. Если единство (со-бытие) познавательного и этического моментов текста изоморфно риторическому канону как триединству Этоса, Логоса и Пафоса, то актуализация обозначенных моментов текста культуры может быть уподоблена опыту мыследеятельности как диалогу двух типов сознания - рационального и эмоционально-чувственного. Состоятельность такого диалога обеспечивается выходом на распредмечивающий тип понимания и, как следствие, приводит к открытию «значения для меня» (А.Н. Леонтьев), которое коррелирует с личностным смыслом субъекта речи.
Объект исследования - визуальная культура, представленная анимацией и кинематографом как синтетическими художественными текстами.
Предмет исследования - диалог в пространстве визуальной культуры (на примере анимации и кинематографа). Цель настоящей работы заключается в культурологическом анализе образцов визуальной культуры, как анимация и кинематограф. Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. исследовать феномен диалога в аспекте культурфилософского дискурса;
2. рассмотреть диалектику диалога сквозь призму семантизирующего, когнитивного и распредмечивающего типов понимания;
3. проанализировать сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и ее воплощения средствами анимации в творчестве отечественных и зарубежных авторов на уровне «диалога сознаний» (М.М. Бахтин);
4. выявить этический момент хорового финала Девятой симфонии Л. ван Бетховена, актуализируемого в пространстве визуальности в киноработах отечественных и зарубежных режиссеров.
Теоретико-методологический фундамент диссертационного
исследования базируется на комплексном философско-культурологическом подходе, обобщающем методологию таких научно-исследовательских отраслей гуманитарного знания, как философия, культурология, искусствоведение, музыковедение. Сравнительный анализ позволил рассмотреть феномен диалога в аспекте социокультурной динамики, обеспечив результативность поиска общего и особенного в диалогической ситуации, реализуемой на примере вербальных, невербальных и синтетических текстов культуры. Метод аналогии способствовал выявлению точек соприкосновения между этическим моментом текста культуры и личностным смыслом субъекта восприятия, а также между риторическим каноном как триединством Логоса, Этоса и Пафоса и единством (со-бытием) познавательного и этического моментов текста культуры. Семиотический метод дал возможность осмыслить «сигналы текста» (Ю.М. Лотман), которые были представлены на уровне цветовой символики, символики чисел и т.п. Метод интертекстуального анализа нацелил на выявление межтекстовых связей, обнаруживаемых между вербальными, невербальными и синтетическими текстами культуры. В опоре на методы интерпретации и реинтерпретации удалось определить, насколько послуживший точкой отсчета в работе режиссера первоисточник сохраняется или, напротив, подвергается трансформации в таких образцах визуальной культуры, как анимация и кинематограф.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена обращением к междисциплинарному статусу диалога, представленного единством
(со-бытием) текста и контекста, данного и созданного, познавательного и этического, реализуемого в пространстве визуальной культуры. Помимо этого, к научным результатам, обладающим элементами новизны, можно отнести следующие достижения: на основе интеграции знаний, полученных в таких областях гуманитарной науки, как философия языка, психолингвистика, психология личности, построена система аргументации, доказывающая синонимичность понятий «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев) и «этический момент текста» (М.М. Бахтин); предложено авторское видение феномена участного сознания, которое предстает в трех ипостасях: 1) на уровне языкового, безмолвствующего сознания, поставленного перед необходимостью внимать речи творца с тем, чтобы быть готовым к ответу, 2) на уровне переживающего сознания, осуществляющего поиск ответа на вопрос посредством процесса декодирования знаков языка неязыковыми элементами индивидуальной концептуальной системы, 3) на уровне языкового, говорящего сознания, призванного дать развернутый ответ на поставленный в тексте вопрос посредством кодирования результата, полученного вследствие предшествующей операции; проведен культурологический анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и хорового финала Девятой симфонии Л. ван Бетховена с позиции единства (со-бытия) познавательного и этического моментов текста, реализуемого в синтетическом художественном тексте на уровне интерпретации первоисточника и его реинтерпретации.
Результаты исследования конкретизируются в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Рассмотрение феномена диалога в аспекте культурфилософского дискурса способствовало выявлению значимых для каждой исторической эпохи концептов, оставивших свой «след» в пространстве диалога М.М. Бахтина. В числе первых, отвечающих эпохе Античности, - диалектика диалога (Сократ); дианоэтический и этический уровни деятельности по осуществлению добродетели (Аристотель), опознаваемые в со-бытии познавательного и этического моментов текста культуры. Эпоха Средневековья отмечена этической
направленностью вопрошающего субъекта, что становится характерной приметой диалога сознаний М.М. Бахтина. Идея о возможности преображения человека в высшее существо, сформировавшаяся в эпоху Возрождения, нашла свой отклик в Архитектонической форме субъекта эстетической деятельности (Архитектон -тайное имя Бога). Реализуемая в Новое время и эпоху Просвещения установка на развертывающуюся мыслительную активность личности, способной изменить мир в опоре на собственный разум, перекликается с философией поступка. Диалектика части и целого, разрабатываемая в XIX в. Ф. Шлейермахером, угадывается в единстве данного и созданного, текста и контекста.
2. Со-бытие познавательного и этического моментов текста культуры, реализуемое в опоре на семантизирующее, когнитивное и распредмечивающее понимание, представляет собой диалог сознаний как диалог рационального и эмоционально-чувственного. Специфика такого диалога определяется типом художественной речи автора, вследствие чего диалог с вербальным текстом, эксплицитно представленным на уровне Логоса, требует от субъекта речи актуализации имплицитных Этоса и Пафоса; диалог с визуальным текстом, эксплицитно представленным на уровне Пафоса, требует от субъекта речи актуализации имплицитных Логоса и Этоса; диалог с аудиальным текстом, эксплицитно представленным на уровне Этоса, требует от субъекта речи актуализации имплицитных Логоса и Пафоса. В свою очередь, диалог с синтетическим художественным текстом осуществляется по аналогии с визуальным текстом культуры.
3. Культурологический анализ образцов отечественной и зарубежной анимации, созданных по сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок», показал: 1) событие познавательного и этического моментов синтетического художественного текста как непременное условие диалога сознаний, актуализируемого в процессе распредмечивающего типа понимания, демонстрирует режиссерская работа В.Д. Дегтярева, что позволяет квалифицировать работу мастера как опыт интерпретации; 2) авторское видение сказки Г.-Х. Андерсена Г.Я. Бардиным определяется актуализацией познавательного момента первоисточника, который в
пространстве визуальности являет собой образец постмодернистской эклектики. С учетом тотального переосмысления музыкальной составляющей синтетического художественного текста (речь идет о музыке П.И. Чайковского к балетам «Лебединое озеро» и «Щелкунчик») опыт отечественного режиссера может быть квалифицирован как псевдокультурная интерпретация, осуществляемая в опоре на семантизирующий и когнитивный типы понимания; 3) в анимации У. Диснея, М. Гейтса и Д. Элвиса, а также Ю. Лердама глубина этического момента андерсеновского творения подменяется культурным штампом, что приводит к примитивизации авторского текста, который предстает на уровне псевдокультурной реинтерпретации с опорой на семантизирующий и когнитивный типы понимания.
4. Актуализация этического момента хорового финала Симфонии № 9 Л. ван Бетховена, осуществляемая в рамках культурологического анализа киноработ отечественных и зарубежных режиссеров, дает основание утверждать: 1) визуализация музыки ставит под сомнение общепринятую оценку бетховенского шедевра, который в фильмах С. Кубрика («Заводной апельсин») и Л. Бессона («Леон) выступает в качестве акустического раздражителя, стимулирующего активность главного героя в совершении им ряда преступлений, вследствие чего классический образец предстает на уровне визуальной реинтерпретации, обусловленной выходом на распредмечивающий тип понимания; 2) аналогичным образом «этический аникатарсис» (Е.В. Семенов) ожидает зрителя в «Покаянии» Т.Е. Абуладзе и «Сталкере» А.А. Тарковского, где визуализация музыки Бетховена делает очевидным следующий факт. Выступив безусловным новатором в ситуации, когда слово стало неотъемлемой частью жанра инструментальной музыки, композитор использовал старый прием. В итоге грандиозный замысел симфонии получил свое завершение на уровне массовой песни, вследствие чего действенный, подкрепленный маршевостью характер музыки, призванной объединить человечество для грядущих свершений, которые сделают жизнь лучше и прекраснее, свело на нет текст шиллеровской «Оды к радости». Поскольку последний во многом есть результат внутренней работы,
осуществляемой в глубине человеческой личности, которая осознанно стремится к духовному всеединству, место реальной сложности, обусловленной напряженностью поступающего сознания, в хоровом финале Девятой симфонии занимает желаемая простота, инициируемая внешней необходимостью действовать согласно большинству, не сбиваясь с шага. Подобный опыт может быть квалифицирован как визуальная реинтерпретация классического образца, качество которой обусловлено выходом на распредмечивающий тип понимания; 3) попытка согласовать противоречия в оценке хоровой симфонии, представленная А. Барикко в художественном фильме «Лекция 21», в целом лишь обостряет непримиримость позиций. Предельно обнажая двойственность в вопросах, связанных с этическим моментом творения Бетховена, режиссер одновременно обращается как к опыту визуальной интерпретации музыкального текста, так и к опыту его визуальной реинтерпретации, осуществляя актуализацию распредмечивающего типа понимания.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования Основные положения диссертационной работы могут представлять интерес для философов, культурологов, искусствоведов, эстетиков, социологов, филологов, занимающихся вопросами визуальной культуры, поскольку результаты исследования дают возможность по-новому осмыслить самые разные визуальные образцы, рожденные на пересечении традиции и новации, моноискусства и синтетических видов искусства. Полученные в ходе научной работы достижения также вносят определенный вклад в становление диалогической концепции гуманитарного знания. В целом представленные в диссертации выводы могут быть учтены при создании учебных курсов по истории и теории культуры, современному искусству, по киномузыке.
Материал исследования включает в себя сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и созданную на ее основе анимацию: «Гадкий утенок» Г.Я. Бардина, М. Гейтса и Д. Элвина, У. Диснея, В.Д. Дегтярева, Ю. Лердама. Помимо этого в диссертации анализируется хоровой финал симфонии № 9 Л. ван Бетховена и игровое кино, в котором данный музыкальный фрагмент выступает неотъемлемой
составляющей синтетического художественного целого («Заводной апельсин» С. Кубрика; «Леон» Л. Бессона, «Покаяние» Т.Е. Абуладзе, «Сталкер» А.А. Тарковского, «Лекция 21» А. Барикко).
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре социологии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. Основные положения диссертационного исследования были представлены на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях в Махачкале (2013), Нью-Йорке (2013), Санкт-Петербурге (2013), Томске (2013), Вене (2013), Штутгарте (2013), Астрахани (2014, 2015, 2016), Казани (2014), Краснодаре (2014, 2016), Москве (2015), Новосибирске (2015, 2016), Костроме (2016). Тезисы докладов отражены в двадцати девяти научных публикациях, в числе которых семь статей опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.
Объем и структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения, библиографического списка (253 наименований), а также приложения (CD с записями анимации и игрового кино, анализируемого в диссертационном исследовании). Общий объем работы - 173 страницы машинописного текста в компьютерной верстке.
ГЛАВА I. ИСКУССТВО ДИАЛОГА: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В настоящее время разногласия, господствующие в межкультурных и межконфессиональных отношениях, характеризуются рядом причин, связанных с отрицанием системы культурных ценностей. Имеется в виду непринятие чужих традиций, ощущение «выпадения» из социума, утрата личностного «Я», отсутствие уважения и взаимопонимания между людьми. Помимо этого, как указывает В.С. Библер, в сознании общества выявляется ряд противоречий между основными, «цивилизационно-автоматизированными регуляторами поведения и деятельностью людей», в том числе, между наукой и искусством, моралью и
этикой, рациональным и иррациональным, наконец, между «хаосом стихийных сил и упорядоченностью гармоничной душевной жизни» [34, с. 109]. Именно поэтому одной из востребованных форм межличностного взаимодействия между субъектами в современном социокультурном пространстве выступает диалог.
Термин «диалог» происходит от греческого слова diálogos - «беседа», в котором слог dia означает «два», а собственно logos определяется, по свидетельству А.А. Ивина, такими лексемами, как «разум», «язык», «высказывание», «смысл», «основание», «мера» [89, с. 372]. В целом трактовка понятия «диалог» многозначна и зависит от сферы применения. В контексте нашего исследования мы будем акцентировать внимание на философском понимании «Логоса» А.О. Маковельским, отмеченного рефлексивным характером и способностью «отдавать себе отчет» в слове, поступке, действии [130, с. 88]. Соответственно, интересующий нас феномен будет фиксировать в себе единство содержания и смысла.
Специально заметим, что отмеченное понимание не вступает в противоречие с культурологическим осмыслением диалога, поскольку в трудах М.М. Бахтина и В.С. Библера диалог позиционируется в качестве средства коммуникации культур, способствующее сближению взаимодействующих субъектов культурного процесса [38; 33; 34;]. Как пишет М.М. Бахтин, в рамках такого диалога субъекты способны «вслушиваться» в речь своего визави, тем самым «содействуя» друг другу в достижении взаимопонимания [26, с. 371]. Еще одно, значимое для нас определение диалога, представленное в энциклопедических словарях М.Н. Кожиной [104], Б.И. Коненковым [107], в том числе С.И. Ожеговым - составителем словаря русского языка [146] связано с такой речью, в которой наиболее полно реализуется коммуникативная функция языка.
1.1 Диалог в аспекте культурфилософского дискурса:
к истории вопроса
Обращение к диалогу и попытка его научного осмысления ведет свое начало от эпохи Античности. Имеется в виду «вид словесного изображения, особая форма устной речи на заданную тему.., разговор двух или нескольких лиц с чередованием реплик, имеющий определенное единое речевое строение, отличное от речи монологической, и сопровождающийся сопутствующими разговору жестами, мимикой, эмоциональной нагрузкой и другими средствами проявления мысли» [84, с. 26]. При этом исследователь Д.В. Джохорадзе замечает, что одним из «главных требований, предъявляемых к античному диалогу», становится «эстетическое воздействие на слушателя» [там же].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Портрет в пространстве семиотики: вербальное и невербальное2013 год, кандидат наук Невская, Полина Вячеславовна
Реинтерпретация текстов культуры: на примере кинематографа XX века2010 год, кандидат культурологии Татарский, Петр Андреевич
Диалог культур в литературно-кинематографическом пространстве: на примере киноинтерпретаций романа Ф.М. Достоевского "Идиот"2015 год, кандидат наук Девальер, Мария Николаевна
Мифологема смерти в проблемном поле визуальной культуры2010 год, кандидат культурологии Рыльская, Тамара Петровна
"Типологизация аудиовизуальных решений в кинематографе (на материале игровых фильмов 1950-х - 2010-х гг.)"2016 год, доктор наук Михеева Юлия Всеволодовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Горбатова, Олеся Васильевна, 2016 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Литературные источники
1. Абеляр, П. Этика, или познай самого себя / Пьер Абеляр / пер. С.С. Неретиной. - М.: Человек, 1995. - 23 с.
2. Аверинцев, С.С. М.М. Бахтин как философ / С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Турбин // Сб. статей Рос. академ. наук. - М.: Наука, 1992. -256 с.
3. Аверинцев, С.С. Словарь. София - Логос / С.С. Аверинцев. - М.: Дух и Литера, 2006. - 912 с.
4. Азизян, И.А. Диалог искусств ХХ века: Очерки взаимодействия искусств в культуре / И.А. Азизян. - М.: ЛКИ, 2008. - 592 с.
5. Аквинский, Ф. Сумма против язычников: религиозный трактат / Фома Аквинский. - Долгопрудный: Вестком, 2000. - 464с.
6. Аксенов, А.В. Вненаходимость и диалог / А.В. Аксенов // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М.М. Бахтина. - Витебск, 1999. №1 (26). - С. 5-46.
7. Андерсен, Г.-К. «Гадкий утенок»: сказка / пер. А.В. Ганзена. М.: «Махаон», 1996. - 38 с.
8. Андреев, Д.Л. Воспитание человека облагороженного образа. Кн. 12 «Возможности» / Д.Л. Андреев // Роза мира. - СПб.: Азбука. «Азбука -Аттикус», 2016. - 864 с.
9. Антипкина, Е.Н. Виртуализация утопии в современном киноискусстве: на примере фильма Л. и Э. Вачовски «Матрица» /
Е. Н. Антипкина // Вестник Томск. гос. ун-та. Томск: Томск. гос. ун-т, 2009. -С. 86-88.
10. Антипкина, Е.Н. Этнографический фильм: специфика и этические обязательства / Е.Н. Антипкина //XLIV Огарёвские чтения: материалы науч. конф. - Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2016. - С. 14-18.
11. Арабов, Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия / Ю.Н. Арабов. - Москва: ВГИК, 2003. - 106 с.
12. Аристотель. Евдемова этика / Аристотель. - М.: ИФРАН, 2005. -
448 с.
13. Аристотель. Политика /Аристотель / пер. С.А. Жебелева. М.: Академ.проект, 2015. - 318 с.
14. Аристотель. Риторика / Аристотиель. - М.: Эксмо, 2016. - 256 с.
15. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.
16. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм / пер. Г.Е. Крейдлина. - М: Прометей, 1994. - 352 с.
17. Артемьев, Э.Н. Звукозапись - новый вид искусства / Э.Н. Артемьев // Рождение звукового образа: художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио / сост. Е.М. Авербах. - М.: Искусство, 1985.- 239с.
18. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
19. Бакши, Л.С. Век нынешний и век минувший: опыт постановки проблемы / Л.С. Бакши // Музыкальная академия. - 2012. № 4. - С. 39-43.
20. Барикко, А. «Море океан» («Oceanomare»): роман / Алессандро Барикко / пер. с итал. Г П. Киселева. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 224 с.
21. Барт, Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 38 -391.
22. Батищев, Г.С. Диалогизм или полифонизм? (Антитетика в идейном наследии М. М. Бахтина) / Г.С. Батищев // Избранные произведения. Под общ.
ред. З.К. Шаукеновой. - Алматы: и-т филос., политол. и религионовед. КН МОН РК, 2015. - С. 631- 635.
23. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л.М. Баткин. - М.: РГГУ, 1995. - 448 с.
24. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Работы 1920-х годов. Т.1.- Киев: «Next», 1994.- С. 22-322.
25. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. -М.: Худ. лит., 1975. - С. 6-71.
26. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин.- М.: «Искусство», 1986. - 455с
27. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Худ. лит., 1986 - 543с.
28. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского / М.М. Бахтин. -Киев: «Next», 1994. - 502с.
29. Бегизова, И.С. Взаимодействие музыки и изображения в образной структуре мультипликационного фильма: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Бегизова Ирина Сергеевна. - Тбилиси, 1985. - 177 с.
30. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: «Грамота», 2000. - 937 с.
31. Беленький, И.В. Лекции по всеобщей истории кино: годы беззвучия. В 2-х кн. Кн.1. / И.В. Беленький / отв. редактор В.А. Луков. - М.: ГИТР, 2008. -416с.
32. Берджесс, Э. Заводной апельсин: роман / Энтони Берджесс / пер. с англ. В. Бошняка. - М.: АСТ, 2014. - 256 с.
33. Библер, В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков / В.С. Библер. - М.: Рус. Феномен. общ-во, 1997. - 342 с.
34. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 304 с.
35. Богин, Г.И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику / Г.И. Богин. - М.: Психолог. и Бизнес ОнЛайн, 2001. - 516 с.
36. Богин, Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста / Г.И. Богин.
- Тверь: ТвГУ, 1993. - 137 с.
37. Богомолов, А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики / А.С. Богомолов. - М.: Мысль, 1982. - 263 с.
38. Бонецкая, Н.К. Философская антропология М.М. Бахтина // М.М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания. Тезисы докладов вторых саранских Бахтинских чтений. - Саранск, 1991. - С. 51-52.
39. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства / М.Ш. Бонфельд. - М.: Композитор, 2006.
- 628 с.
40. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - М.:Высшая школа, 2002. - 511 с.
41. Бочаров, С.Г. Сюжеты русской литературы / С.Г. Бочаров. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 632 с.
42. Бочкарева, О.В. Диалогическая природа художественного образа в детском музыкальном анимационном фильме / О.В. Бочкарева // Ярослав.пед. вестник. Том II. - 2014. № 4. - С. 78-83.
43. Брагина, Л.М. Леонардо Бруни Аретино // Гуманистическая мысль итальянского Возрождения / под. ред. Л.М. Брагиной; пер. Н.Х. Мингалеева, Г.И. Самсонова. - М.: Наука, 2004. - С.161-354.
44. Браччолини, П. Фациции / Поджо Браччолини / пер. А. Дживелегова.
- М.: Худ.лит, 1984. - 185 с.
45. Брудный, А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. - М.: Лабиринт, 2005. - 336 с.
46. Бруно, Д. Философские диалоги: О Причине, Начале и Едином. О бесконечности, вселенной и мирах / Джордано Бруно. - М.: Алетейа, 2000. -320 с.
47. Бубер, М. «Я и Ты» / Мартин Бубер. - М.: Республ., 1995. - 464 с.
48. Буш, Г.Я. Диалогика и творчество / Г.Я. Буш. - Рига.: Авотс, 1985. -
318 с.
49. Вагнер, Р. Паломничество к Бетховену / Рихард Вагнер // Избранные работы / пер. с нем. И.С. Татариновой; сост. и коммент. И.А. Барсовой и С.А. Ошерова. - М.: Искусство, 1978. - С. 85-107.
50. Вайсфельд, И.В. Кино как вид искусства / И.В. Вайсфельд. - М.: Знание, 1983. - 144 с.
51. Вайсфельд, И.В. Искусство в движении. Современный процесс: исследования, размышления / И.В. Вайсфельд. - М.: Искусство, 1981. -240 с.
52. Ванслов, В.В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета / В.В. Ванслов. - М.: Музыка, 1980. - 192 с.
53. Василенко, Л.И. Краткий религиозно - философский словарь. - М.: Искусство и образование, 2013. - 256 с.
54. Вилюнас, В.К., Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология эмоций /
B.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
55. Виноградов, В.В. О стилистике / В.В. Виноградов // О языке художественной прозы. Избранные труды.- М.: Наука, 1980. - С. 4-30.
56. Волкова, П.С., Ковалева С.В., Невская П.В. Философия и искусство: опыт постижения реальности / П.С. Волкова, С.В. Ковалева, П.В. Невская // Журнал «Aspectus». - Краснодар: «Светочь», 2014. № 2. - С. 10-19.
57. Волкова, П.С. «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в контексте современного искусства: интерпретация и реинтерпретация / П.С. Волкова // Проблемы музыкальной науки. - 2012. № 1 (10). - С. 37-43.
58. Волкова, П.С. Война в пространстве искусства: к вопросу о диалектике внешнего и внутреннего / П.С. Волкова // Журнал «Aspectus». -Краснодар: «Светочь», 2015. - С. 40-48.
59. Волкова, П.С. Культура в пространстве бытия: интерпретация и реинтерпретация / П.С. Волкова // Наследие веков. - М.: Априк, 2016. - № 1. -
C. 54-60.
60. Волкова, П.С. Реинтерпретация в современном искусстве. Опыт осмысления. Монография / П.С. Волкова. - Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & CO.KG, 2012. - 376 с.
61. Волкова, П.С. Риторические модели гуманитарного образования: Монография / П.С. Волкова. - М.: МПГУ, 2001. - 192 с.
62. Волкова, П.С., Лабутина И.Г. Ментальность как феномен культуры: социально-философский анализ. Монография / П.С. Волкова, И.Г. Лабутина. -Москва, 2013. - 150 с.
63. Волкова, П.С., Невская, П.В., Рожкова, Е.В. «Бедная Лиза» Н. Карамзина в пространстве искусства: интерпретация и реинтерпретация / П.С. Волкова, П.В. Невская, Е.В. Рожкова // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия: Сб. ст. межд.науч. конф. - М: «Нобель-Пресс»; Edinbourg, Lennex Corporation, 2014. - С. 33-36.
64. Волкова, П.С. Музыка Бизе-Щедрина в мультипликационном фильме Гарри Бардина (К вопросу о реинтерпретации) / П.С. Волкова // Проблемы музыкальной науки. - 2008. № 2. - С. 233-238.
65. Волкова, П.С. Музыка в современном кинематографе: к вопросу о реинтерпретации / П.С. Волкова // Вестник АГУ. «Филология и искусствоведение». - 2009. №1 - С.185-192.
66. Вострякова, Ю.В. Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры / Ю.В. Вострякова // Философско-методологические проблемы науки и техники: Межвуз.сб.науч.ст. - Самара. 1998. - С. 78-81.
67. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352с.
68. Гадамер, Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Г.Г. Гадамер / пер.с нем. и общ. ред. Б.Н.Бессонова. -М.: Прогроесс, 1988. - 704 с.
69. Гадамер, Г.Г. «Я человек диалога». Интервью с Хансом Георгом Гадамером / Г.Г. Гадамер // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. - М. 1998. №5. -С. 3-23.
70. Гвон, Г.Г. Художественно-эстетическая специфика звука в анимационном кино: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Гвон Гюн Гжа. -М., 2005. - 123 с.
71. Гиберти, Л. Комментарии / Лоренцо Гиберти. - СССР: ИЗОГИЗ, 1938. -160 с.
72. Гоготишвили, Л.А. Двуголосие в соотношении с монологизмом и полифонией (мягкая и жесткая версии интерпретации идей М.М. Бахтина) / Л.А. Гоготишвили // Непрямое говорение. - М.: Языки славян. культ., 2006. -139-220 с.
73. Гоготишвили, Л.А. Философия языка М.М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма / Л.А. Гоготишвили // М.М. Бахтин как философ. - М.: Наука. 1992. - С. 142-174.
74. Горбатова, О.В. Диалог искусств: музыка и кинематограф / О. В. Горбатова, П.С. Волкова // Научный журнал «Теория и практика общественного развития». - Краснодар: ООО Изд. дом «Хорс», 2014г. - Вып. № 19.- С. 141-145.
75. Грегори, Р.Л. Разумный глаз / Р.Л. Грегори / пер.с анг. А.И. Когана. -М.: Едиториал УРСС, 2003 - 238 с.
76. Грязева-Добшинская, В.Г. Психология воздействия современного символического киноискусства: дисс. ... д-ра. псих. наук.: 19.00.01 / Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна. - М., 2004. - 376 с.
77. Гумбольдт, В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / Вильгельм фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. - С. 37-297.
78. Гуревич, П.С. Проблема Другого в философской антропологии М.М. Бахтина / П.С. Гуревич // М.М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992.-С. 83-96.
79. Гусейнов, А.А. Средневековье. Основоположения средневековой морали / А.А. Гусейнов // История этических учений. - М.: Гардарики, 2003. -С. 446-474.
80. Гуссерль, Э.Г. Картезианское размышление / Э.Г. Гуссерль / пер. с нем. Д.В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2001. - 315 с.
81. Даниэль, С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль. - Л.: Искусство, 1990. - 223 с.
82. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. - М.: Логос, 2000. -С. 24-26.
83. Декарт, Р. Страсти души / Рене Декарт. - М.: Мысль, 1989. - 654 с.
84. Джохажзе, Д.В. Античный диалог и диалектика / Д.В. Джохорадзе // Философия и общество. Выпуск № 2 (66). 2012. - С. 23-45.
85. Дильтей, В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / Вильгельм Дильтей / пер. с нем. М.И. Левиной. -М.; СПб.: «Центр гуманитарных инициатив», 2013. - 464 с.
86. Ермилова, Г.И. Постмодернизм и воплощение его основных принципов в современной анимации: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Ермилова Галина Ивановна. - М., 2006. - 164 с.
87. Жебелев, С.А. Сократ: Биографический очерк / С.А. Жебелев. - М.: Либроком, 2012. - 378 с.
88. Жинкин, Н.И. Язык-Речь-Творчество (избранные труды) / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1999. - 368 с.
89. Ивин, А.А. Логос // Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - С. 635.
90. Иоффе, И.И. Синтетическая история искусств - введение в историю художественного мышления / И.И. Иоффе. - М.: ООО «РАО Говорящая Книга», 2010. - 655 с.
91. Искандер, Ф. Сюжет существования / Фазиль Искандер. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 448 с.
92. Каган, М.С. Идея диалога в философско-эстетической концепции М. Бахтина: Закономерности формирования, духовный контекст и социокультурный смысл / М.С. Каган // М.М. Бахтин и философская культура ХХ века: Проблемы бахтинологии: Сб. ст. СПб., 1991. Вып. 1 ч. - С. 17-31.
93. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 310 с.
94. Каган, М.С., Эткинд, А.М. Общение как ценность и как творчество / М.С. Каган, А.М. Эткинд // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 25-34.
95. Калыгин, А.И. Ранний Бахтин. Эстетика как преодоление этики. Эго-персонализм, лирический герой и единство эстетических теорий / А.И. Калыгин. -М.: РГО, - 2007. - 129 с.
96. Кант, И. Критика практического разума. Сочинения в 6-ти томах. Т.4. ч.1 / Иммануил Кант / пер. с нем. Н.М. Соколова; под.общ.ред. А.В. Гулыги. - М.: ЧОРО, 1994. - С. 373-480.
97. Кентерберийский, А. Прослогион. О свободном выборе. Об истине // Антология средневековой мысли. В 2-х т. Т.1. - под. ред. С.С. Неретиной. - СПб.: РХГИ; Амфора, ТИД Амфора 2001. - С. 190-231.
98. Керлот, Х.Э. Словарь символов. Мифология. Магия / Х.Э. Керлот. -М: REFL - book, 1994. - 608 с.
99. Керлоу, А.В. Искусство. 3Б-анимации и спецэффектов / А.В. Керлоу / пер. с анг. Е.В. Смолиной. - М.: Вершина, 2004. - 480 с.
100. Кессиди, Ф.Х. К истокам греческой мысли / Ф.К. Кессиди. - М.: Алетейя, 2001. - 288 с.
101. Ковалева, С.В. «Философия анимации: концептуальность образа «Синей птицы» / С.В. Ковалева // Журнал «Aspectus».- Краснодар: «Светочь», 2016. (1). - С. 17-27.
102. Ковалева, С.В. Онтологическая структура сознания как предмет философско-культурологичского анализа: дис. ... д-ра философ.наук: 24.00.01 / Ковалева Светлана Викторовна. - Кострома, 2009. - 382 с.
103. Коган, Л. Н. Искусство и зритель (некоторые исходные принципы социологического исследования зрительской аудитории) /Л.Н. Коган// Художественное восприятие. / Сб. ст. под ред. Б.С. Мейлаха. - М: Наука, 1971. -С. 79 - 93.
104. Кожина, М.Н. Диалог/ М.Н. Кожина // Стилистический
энциклопедический словарь русского языка / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2006. - С. 185
105. Коляденко, Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства XX века: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02/ Коляденко Нина Павловна. - Новосибирск, 2006. - 491с.
106. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 669 с.
107. Коненко, Б.И. Диалог / Б.И. Коненко // Большой толковый словарь по культурологии ХХ века. - М.: Вече: АСТ, 2003. - С. 177.
108. Королев, К.М. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / К.М. Королев. - М.: Эксмо; Спб.: Мидгард, 2005. - 602 с.
109. Коршунов, А.М. Мантанов, В.В. Диалектика социального познания /
A.М. Коршунова, В.В. Мантанов. - М.: Политиздат, 1988. - 383 с.
110. Кривошеев, А.В. Долженствование как установка участного сознания М. М. Бахтина: феноменологическая аналитика / А.В. Кривошеев // Вестник Томс. гос. у-та. 2009. № 324. - С. 75-81.
111. Кривуля, Н.Г. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.03/ Кривуля Наталья Геннадьевна. - М., 2009. - 494 с.
112. Круткин, В.Л. Джей Руби о визуальной антропологии / В.Л. Круткин // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст./ под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. - Саратов: Науч. книга, 2007.- С. 398- 412.
113. Кузанский, Н.О сокрытом Боге. Об искании Бога. Диалог о становлении / Николай Кузанский // Малые произведения 1445-1447гг. / пер.
B.В. Бибихина. - М.: Мысль, 1979. - 461с.
114. Кузнецов, В.Н. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления / В.Н. Кузнецов. - М.: РГИУ, 2002. - 68 с.
115. Кьеркегор, С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал / С. Кьеркегор // Наслаждение и долг. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - С. 276-283.
116. Левинас, Э. Время и Другой. Гуманизи другого человека / Эммануэль Левинс / пер. с. фр. А.В. Парибка. - СПб.: Высш.религ.-филос.шк. 1998, - 265 с.
117. Левинас, Э. Этика и бесконечность. Диалоги с Филиппом Немо / Эмманюэль Левинас // История философии. Вып. 5 / ред. А. И. Михайлов. - М.: ИФ РАН, 2000. - С.172-183.
118. Лейбниц, Г.В. Пациди - Филалету / Г.В. Лейбниц. Соч. в 4-х томах. Т.3. - М.: Мысль, 1984. - С. 363-375.
119. Леонтьев, А.Н. Личностный смысл / А.Н. Леонтьев // Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат. 1985. - С.72-77.
120. Лисаковский, И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения / И.Н. Лисаковский. - М.: РАГС, 2002. - 239 с.
121. Лисса, З. Эстетика киномузыки / Зофия Лисса. - М.: Книга по требованию, 2012. - 445 с.
122. Лифинцева, Т.П. Философия диалога Мартина Бубера / Т.П. Лифицева. - М.: ИФ РАН. 1999. - 133 с.
123. Лондон, К. Музыка фильма / Курт Лондон / пер.с нем. и ред. М. Черёмухина. - М.-Л.: Искусство, 1937. - 207 с.
124. Лопушанский, К.С. Из музыки рождается кино / К.С. Лопушанский // Музыкальная жизнь. - М.: «Композитор», 1987. №4. - С. 7-15.
125. Лосев, А.Ф. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев // История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 8-ми т. Т.2. ч.1.- М.: Филио, АСТ, 2000. - С. 11-154.
126. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман / сост. Р.Г. Григорьева; под ред. С.М. Даниэля. - СПб.: Академ. проект, 2002. - 544 с.
127. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПб», 1998. - С. 14-285.
128. Лысенко, С.Ю. Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Лысенко Светлана Юрьевна. - Новосибирск, 2014. - С. 62.
129. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений. Изд. 3-е. / Л.А. Мазель. - М.: Музыка, 1986. - 528 с.
130. Маковельский, А.О. Двоякие речи / А.О. Маковельский // Софисты / -Баку: гос. ун-т, 1940. Вып. 1. - С. 87-95.
131. Малес, Л.В. Фотография в социологических дисциплинах / Л. В. Малес // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб.науч.статей., под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова,
B.Л. Круткина. - Саратов: Науч. книга, 2007. - С. 168-182.
132. Маров, В.Н. Сопровождающая статья / Аристотель // Риторика. Поэтика / пер. с древнегреч. О.П. Цыбенко, В.Г. Аппельрота. - М.: Лабиринт. 2000. - С. 4-17.
133. Махлин, В.Л. М.М. Бахтин как философ / В.Л. Махлин / под ред.
C.С. Аверинцева, Ю.Н. Давыдова, В.Н. Турбина и др. - М.: Наука, 1992. - 256 с.
134. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
135. Межуев, В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В.М. Межуев. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.
136. Метлов, В.И. Диалектика и современное научное познание /
B.И. Метлов // Учитель философия и общество. - Волгоград, 2005 (№4). -
C. 38-42.
137. Микешина, Л.А. Идеи М. Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания / Л.А Микешина // Философия познания. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 80-115.
138. Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчеств / Рой Мэй. -Львов: Инициатива; М.: И-т общегум. исслед, 2012. - 160 с.
139. Назарчук, А.В. Философское осмысление диалога через призму коммуникативного подхода / А.В. Назарчук // Вестник МГУ, «Философия», 2010 №1. - С. 51-71.
140. Налимов, В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В.В. Налимов. М.: «Прометей», 1989. - 287 с.
141. Невская, П.С. Портрет в пространстве семиотики: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.09 / Невская Полина Вчеславовна. - Саратов, 2013425 с.
142. Невская, П.В. Визуальность в аспекте литературного портретирования: три картины Пауля Клее / П.В. Невская // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар, 2013(2). - С. 199-206.
143. Невская, П.В. Г. Бардин «Адажио». К вопросу о модусном накоплении жанра портрета / П.В. Невская // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013 ( 3). - С. 25-28.
144. Немировская, Д.Л. Браво «Мухе-цокотухе» и ее создателям / Д.Л. Немировская // Факел: Альманах. - Астрахань, 2000. - № 4. - С. 69-70.
145. Николаева, Т.М. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь. - под.ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Большая сов. энцикл., 2002. - С. 507.
146. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов / под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - М.: «Оникс»: «Мир и Образование», 2010. -1630 с.
147. Орлов, Г.А. Древо музыки / Г.А. Орлов. СПб.: «Композитор», 2005. -
440 с.
148. Орлов, Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия / Г.А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки: сб.ст. - Л., 1963. - Вып.2. -С. 181-251
149. Павиленис, Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка / Р.И. Павиленис. - М.: Мысль, 1983. - 286 с.
150. Писарев, Д.И. Московские мыслители / Д.И. Писарев // Сочинения в 4-х т. Т.1- М.: Гослитиздат, 1955 -1956. - С. 276.
151. Платон. Алкивиад I, Горгий, Федон, Пир, Федр / Платон // Диалоги. М.: Азбука, 2012. - 448 с.
152. Платон. Парменид, Кратил и другие диалоги / Платон. - М.: Наука, 2014. - 550 с.
153. Платон. Софисты / Платон. М.: Книга по требованию, 2011. - 56с.
154. Плеханова, Т.Г. Текст как диалог: Монография / Т.Г. Плеханова. -Мн.: МГЛУ, 2002. - 253 с.
155. Померанц, Г.С. Очерки культурологии / Г.С. Померанц // Выход из транса. - М.: «Юрист», 1995. - С. 205-394.
156. Померанц, Г.С. Пережитые абстракции / Г.С. Померанц // Выход из транса. - М.: «Юрист», 1995. - С. 396 - 402.
157. Померанц, Г.С. Диалог культурных миров / Г.С. Померанц // Лики культуры: альманах. Том -1 / под ред. С.Я. Левит. - М.: Юрист, 1995. - С.170-174.
158. Попов, Е.А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Попов Евгений Александрович. - СПб., 2011. - 198 с.
159. Разлогов, К.Э. Мировое кино. История искусства экрана / К.Э. Разлогов. - М.: Эксмо, 2013. - 688 с.
160. Разлогов, К.Э., Храпачев, В.Ю. Музыка в звукозрительном синтезе / К.Э. Разлогов, В.Ю. Храпачев // Вопросы философии. - 1988. - № 2.- С. 132-142.
161. Реале, Д., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность / Д. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Петрополис, 1997. - 336 с.
162. Рикер, П. Я-сам как другой (французская философия XX века) / Поль Рикер. - М.: изд. гум.лит., 2008. - 416 с.
163. Рождественский, Ю.В. Теория риторики / Ю.В. Рождественский. - М.: Флинта, 2006. - 512 с.
164. Розин, В.М. Беседы о реальности и сновидения Марка Вадимова. Методологический роман / В.М. Розин. - М.: ЛКИ, 2008. - 208 с.
165. Рыльская, Т.П. Мифологема смерти в проблемном поле визуальной
культуры: дис.....канд. культурологии: 24.00.01 / Рыльская Тамара Петровна. -
Краснодар, 2010. - 183 с.
166. Рыльский, Г.В. Трансформация былинных героев в культурной динамике (на материале отечественной анимации): автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Рыльский Герман Витальевич. - Кострома, 2011. - 24 с.
167. Сагатчук, С.П. Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века: дис. ... канд. философ.наук: 09.00.04 / Сагатчук Светлана Петровна. - М., 2009. -159 с.
168. Саенко, Н.Р. Формы и образы небытия в культуре / Н.Р. Саенко. -Saarbrücken: LAP, 2011. - 443 с.
169. Сартр, Ж.П. Бытие и Нично (1943). Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр. - М.: АСТ, 2015. - 928 с. - М.: АСТ, Neoclassic, 2016. - 320 с.
170. Семенов, В.Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства / В.Е. Семенов // Вопросы психологии /под ред. Е.В. Щедрина. - 1994. - №1. - С. 116-122.
171. Симакова, Ю. А. Ценностно-смысловые возможности анимации в кинематографе / Ю.А. Симакова // Известия Уральск. фед. у-та. «Проблемы образования, науки и культуры». - 2013. № 4 (119). — С. 174-179.
172. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Вып. 1 /
A.Н. Сохор. - Л.: «Советский композитор», 1980. - 365 с.
173. Стругацкий, Б.Н. Комментарии к пройденному / Б.Н. Стругацкий. -СПб.: Амфора, 2003. - 312 с.
174. Тарасова, М.В. Субъекты идеалообразующего диалога - отношения в художественной культуре / М.В. Тарасова // Вестник Красноярского гос. у-та. -2006. № 10. - С. 61-76.
175. Теплицын, В.Л. Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия /
B.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицин. - М.: Локид-Пресс, Рипол Классик, 2005. - 490 с.
176. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М.-Л.:АПН РСФСР, 1947. - 355 с.
177. Толстых, В.Н. Сократ и Мы. С чего начинается личность / В.Н. Толстых. - М.: Политиздат, 1979. - 97 с.
178. Трапезникова, Е.В. Эволюция образа художественного пространства в российской анимации (1985 - 2014 гг.): дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02/ Трапезникова Елена Владимировна. - М., 2015. - 180 с.
179. Фейербах, Л.А. Сущность христианства / Л.А. Фейербах. - М.: Мысль, 1965. - С.4-157.
180. Фихте, И.Г. Назначение человека / И.Г. Фихте // Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / пер. В.М. Брадиса и Т.В. Поссе. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - С. 564-598.
181. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Виктор Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 372 с.
182. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением / Мартин Хайдеггер / пер. с нем. Э. Сагетдиновой. - М.: «Территория будущего», 2006. - С. 7-82.
183. Хангельдиева, И.Г. Музыка: театр, кино, телевидение / И.Г. Хангельдиева. - М.: Советский композитор, 1991. - 156 с.
184. Хангельдиева, И.Г. Взаимодействие и синтез искусств / И.Г. Хангельдиева. - М.: Знание, 1984. - 195 с.
185. Хитрук, Ф.С. Мультипликация в контексте художественной культуры / Ф.С. Хитрук // Проблемы синтеза в художественной культуре. - М.: Наука, 1985. - С. 7 -24.
186. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М.: «Высшая школа. 1991. - 512 с.
187. Чанышев, А.Н. Трактат о небытии / А.Н. Чанышев // Философия и общество. - М. 2005. №1. - С.158 - 165.
188. Шак, Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Шак Татьяна Федоровна. - Краснодар, 2010. - 464 с.
189. Шаховский, В.К теоретической и прикладной лингвистике эмоций /
B.К. Шаховский // Журнал «Филология» (№7). - Краснодар. - 1995. - С. 3-15.
190. Швидковский, О.А. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство / О.А. Швидковский. - М.: Стройиздат, 1984. - 280 с.
191. Швырев, В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность / В.С. Швырев. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 176 с.
192. Шевелев, И.Ш. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. Монография / И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев. - М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.
193. Шестаков, В.П. Марсилио Фичино / В.П. Шестаков // Эстетика Ренессанса. - М.: Искусство, 1981. - С. 139-235.
194. Шлейермахер, Ф. Герменевтика / Фридрих Шлейермахер / пер. с нем. А.Л. Вольский. - СПб.: Европ. дом, 2004. - 242 с.
195. Щедровицкий, Г.П. Синтез знаний: проблемы и методы. На пути к теории научного знания / Г.П. Щедровицкий. - М.: Наука, 1984. - С. 67-109.
196. Щербакова, А.И. Музыка в пространстве культуры новейшего времени: современные научные подходы к проблеме создания и постижения музыки / А.И. Щербакова // Наука и современность. 2010 №3 (1). - С. 77-81.
197. Щербакова, А.И. Феномен музыкального искусства в становлении и развитии культуры: дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01./ Щербакова Анна Иосифовна. - М., 2012. - 463 с.
198. Щербакова, А.А. Музыка как фактор общения в отечественном кино конца 80-90-х годов / А.А. Щербакова // Вестник ЛГУ. Философия. - 2008. № 4 (17). - С. 111-120.
199. Щитцова, Т.В. Имманентная амбивалентность события/ Т.В. Щитцова // Событие в философии Бахтина. - Мн.: И. П. Логвинов, 2002. -
C. 37-90.
200. Эйзенштейн, С.М. Дисней. Избранные произведения. В 6 -ти томах. Т-2. / С.М. Эйзенштейн // Проблем синтеза в художественной культуре. - М.: Наука, 1985. - С. 209-284.
201. Юнг, К.Г. Психология бессознательного. Собрание сочинений / К.Г. Юнг. - М.: Канон, 1994. - С. 103-249.
202. Юшкевич, А.П. Г.В. Лейбниц «Диалог о введении в арифметику и алгебру» (рецензия). Том 33, выпуск 4(202) /А.П. Юшкевич. - М.: УМН, 1978 -С. 241-244.
203. Ярустовский, Б.М. Драматургия русской оперной классики / Б.М. Ярустовский. - М.: Музгиз, 1953. - 404 с.
204. Ясперс, К.Т. Духовная ситуация времени / К.Т. Ясперс // Смысл и назначение истории / пер. с нем. П.П. Гайденко, М.И. Левина. -М.: Политиздат, 1991. - С. 288-390.
205. Rosenzweig, F. Der Stern der Erlösung. - Freiburg im Breisgau: Universitätsbibliothek, 2002. - 485 р.
Электронные ресурсы
206. Адорно, Т.В. Введение в социологию музыки [Электронный ресурс] / Т. В. Адорно // Социология музыки / пер. М.М. Михайлова. - М.: Универ. книга, 1998. - 445 с. - Режим доступа: http://m-zerkalo.narod.ru/bibl/adorno.
207. Анализ драмы Ф. Шиллера «Вильгельм Телль» // Русская и зарубежная литература [Электронный ресурс] - Режим доступа: http : //ycilka.com/articl e. php.
208. Аристотель. Никомахова Этика. В 10 -ти кн. Кн.-10 / пер. с греч. Н.В. Брагинской. - М.: «Эксмо-Пресс», 1997. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// Nikomahova_etika.htmlhttp: //lib.ru.
209. Барицкий, Д. «Сталкер» - путь священника. Опыт богословского прочтения кинофильма Андрея Таркоского / Дмитрий Барицкий // Научный богословский портал. Студенческий журнал «Встреча» №1 (32) - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru.
210. Бенедикт XVI необычайно высоко оценил мессу Бетховена // Религия и СМИ: при поддержке католической информационной службы «Agnuz» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.religare.ru/.
211. Блок, В. Заметки для характеристики Г.-Х. Андерсена // Еженедельное издание «NoerogFjern» («Вблизи и вдали») № 363. Дания. 1879г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Небесное искусство. http://www.sky-art.com/andersen.
212. Бородин, Г. История анимации / Георгий Бородин // Исторический очерк. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.myltik.ru/
213. Василькова, А. Анимация / А. Василькова // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.krugo svet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
214. Вдовина, И.С. Левинас Эмманюэль [Электронный ресурс] / И.С. Вдовина. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib.
215. Вейник, В.А. Материя, масса, частицы [Электронный ресурс] / В.А. Вейник. - Режим доступа: http://www.veinik.ru/science/phil/article.
216. Владимир Набоков: Пошляки и пошлость // Классическая литература. Цитаты. Эссе писателей [Электронный ресурс] - Режим доступа: Изд. эл. книг Анимедиа. http://animedia-company.cz/nabokov-about-vulgar-and-vulgarity.
217. Гамельнский крысолов - старинная немецкая легенда [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.audio.tv-on-line.eu/spisok-skazki/936-gamelskii.html.
218. Гарри Бардин «Гадкий утенок» / Стас Тыркин // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.peoples.ru/art/cinema/director/garry_bardin/interview2. html.
219. «Гейлигенштадское завещание» Л. Бетховена [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.beethoven.ru/.
220. Голубь // Энциклопедия символики и геральдики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/.
221. Гринберг Клемент «Авангард и китч» [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/a/kitschmuseum.ru.
222. Десять лучших книг по анимации У. Диснея // Электронный архив «WaltDisney» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //animationclub .ru/blogs.
223. «Дух дышит, где хочет.» // Документальный фильм посвященный Альфреду Шнитке (Россия, 2004) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Пресс-служба телеканала «Россия - К»: http://tvkultura.ru.
224. «Заводной Апельсин» Стенли Кубрика // «Культ Кино» с Кириллом Разлоговым и Юрием Грымовым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zebroid.tv/watch/A5ESEPWt-CE/kult-kinozavodnojj-apelsinchast-pervaya.html.
225. Заводной апельсин»: путеводитель по фильму Стэнли Кубрика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://distantHght.tv/m-dex.php/ru/component/k2/item/3 3 .html.
226. Иллюзии - как «Лебединое озеро» Д. Ноймаера // Погружение в классику [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://intoclassics.net/news.
227. Ключников, С.Ю. Тайная роль чисел [Электронный ресурс] / С.Ю. Ключников // Священная наука чисел. Изд. дом: Беловодье, 1996. - Режим доступа: http: //new-numerology.ru/books/kl_ 10. htm.
228. Кристоф Мартин Виланд. История абдеритов / под. ред. Г.С. Слободкин, Р.Ю. Данилевский; Отв. ред. Б.И. Пуришев. - М.: Наука, 1978. -271с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа.:http://e-libra.ru/istoriya-abderitov.html.
229. «Лебединое озеро» - П.И. Чайковского // Маленькая балетная энциклопедия онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.classic-musik.com/shedevri-klassicheskoy-muziki/42-balet-chaikovskogo-lebedinoye-ozerohttp://www.ballet.classical.ru/d_swan_russia.html .
230. Лебедь - священная птица славян // Русская правда. Аналитика, статьи, новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruspravda.info/Lebed-svyashchennaya-ptitsa-slavyan-html.
231. Леон Баттист Альберти / Вазари Джоржо // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: аудиокнига. Т-2. - М.: Искусство, 1963. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abook-club.ru/audiobook.
232. Любимов, А.М. Обличение // Библия. Книга притчей Соломоновых (9,18): православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://azbyka.ru/.
233. Музыка в кино играет наиважнейшую роль / Александр Курий. Интервью продюсера кинокомпании Freshproduction. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://freshproduction.com/muzyka-eto-yazyk-dushi.
234. Мальбранш Николя. О разыскании истины / Николя Мальбранш / пер. с фр. В.Н. Кузнецова // «Oeuvres de Malebranche. Nouvelle ed., collationnee sur les meilleurs textes et precede d'une introduction (Nicolas Malebranche)».- Paris. 1871. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bookvoed.ru/book?id=1325803.
235. Новый фильм «Гадкий утенок». Интервью с Гарри Бардином от 29.07.2010г. / Стас Тыркин // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kp.ru/radio/program/4584/7/.
236. Норштейн, Ю.Б. «Снег на траве» [Электронный ресурс] / Ю.Б. Норнштейн // Журнал «Искусство кино» № 8, - 2003.- Режим доступа: http : //kinoart.ru/archive.
237. «О великих режиссерах мирового кино» // Авторская телевизионная программа Константина Селиверстова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kino-musik.ru/videoteka/komedii/konstantin-seliverstov-programma-o-stenli-kubrike.html.
238. Ольшки, Л. Галилей и его время [Электронный ресурс] / Л. Ольшки // История научной литературы на новых языках / пер. с немец. Ф.А. Коган-Бернштейн и П.С. Юшкевича. Т.3. - М.: Гос. технико-теорет. изд. 1933. - С. 318-319. - Режим доступа: http://catalog.turgenev.ru
239. Песни Юлия Кима // Музыкальные истории известные и не очень. [Электронный ресурс].- Режим доступа. - http://histmusic.ru/pesni-yuliya-kima.
240. Развертывающееся значение. Три дня диалогов с Дэвидом Бомом. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5119.
241. Риччото Канудо. Манифест семи искусств // Мировая киномысль. История теории кино [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //cinemapages.livej ournal .com/9125.html.
242. Розин, В.М. Культурологические исследования / В.М. Розин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.park.futurerussia.ru/upload/iblock/pdf.
243. Тарковский, А.А. Запечатленное время [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bookre.org/.
244. Тютчев, Ф.И. «Люблю глаза твои, мой друг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedor-
tutchev.ru/poezia222.html.
245. Фиггис, М. Звук — это эмоциональный мир фильма [Электронный ресурс] / М. Фиггис // Искусство кино. № 5. 2001. — Режим доступа. - http://kinoart.ru/archive/-article.
246. Фильм «Антихрист» Ларса фон Триера / Е. Чеснокова // Риа Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/movie/film_antihrist_larsa_fon_triera_zapretili_vo_francii.
247. Фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и крысиный король» / О. Нараленкова // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2010/12/20/shelkunchik-poln.html.
248. Фомина, Н.В. Вальдес // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text.
249. Фридрих Шиллер. Биография [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // http: //pomnipro .ru/memorypage11012/biography.
250. Ханютин, Ю.М. Ретроспектива фильмов Стенли Кубрика / Интервью киноведа Ю.М. Ханютина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //seance.ru/kubrick/films .htm#orange.
251. Хроники «Сталкера» // Медиа - архив «Андрей Тарковский» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tarkovskiy.su/texty/hr-stalker/oglavlenie.html.
252. Что означает символ яйца? // Портал значений терминов, фраз, изображений, символов, гербов. Интересные факты. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //chtooznachaet.ru/znachenie_simvola_j ajco.html.
253. Эпштейн, М.Н. Идеология эпохи видео. Эволюция эйдоса: от идеи к виду [Электронный ресурс] / М.Н. Эпштейн. - Режим доступа: http: //www.topos.ru/article/1951.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.