Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России: социально - философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Резниченко, Вера Анатольевна

  • Резниченко, Вера Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Резниченко, Вера Анатольевна. Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России: социально - философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2009. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Резниченко, Вера Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО

1.1. Понятийная сетка проблемы.

1.2. Ценности как поведенческие регулятивы.

1.3. Трансформация ценностных оснований современной России.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ДЕВИАЦИЙ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

2.1. Рефлексия девиантнтности. Анализ теорий.

2.2. Социальный конфликт в формировании девиантного поведения.

2.3. Социально-правовая регуляция: опыт России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Девиантное поведение личности в период трансформации социальных норм: опыт России: социально - философский аспект»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Строительство постсоветской жизни в современной России проходит в непростом социально-политическом контексте, обусловливается издержками, изъянами переходного времени. Трансформации «старого» в «новое», «прошлого» в «будущее» осложнены нерешенными политическими проблемами, экономическим кризисом, растущей социальной дифференциацией. Ситуация усугубляется характерной тенденцией — ростом невовлеченности масс в продуктивную деятельность, развитием социальной апатии.

Резюмируя негативные стороны отечественного общественного развития, следует указать на такую тревожную симптоматику, как:

- кризис населения (деградация «среднего класса», маргинализация граждан);

- кризис гражданского общества, перестающего влиять на разработку, принятие ответственных макроуправленческих решений;

- упрочение социальных общин (меньшинств), интересы которых плохо согласуются с интересами большинства граждан;

- упадок нравов;

- развитие в обществе аномии, рост девиаций.

Деградация нации — реальная опасность, вызывающая тревогу всего общества. Статистика однозначно свидетельствует о кризисном состоянии населения России. Обосновывая вышесказанное, обопремся на факты.

1 .Психическое здоровье нации. Общая численность больных, находящихся на диспансерном учете 6,5 млн. человек. Около 80% всех больных - это алкоголики, наркоманы, токсикоманы, олигофрены. Страна занимает печальное 2 место в мире (после Литвы) по суициду. Огромную тревогу вызывает факт того, что психическими заболеваниями страдают около двух миллионов детей. По данным московских психиатров из каждой тысячи несовершеннолетних: 250 нуждаются в помощи невропатолога и психотерапевта, 90 - в амбулаторном лечении, 30 - в стационарном1 [2.Физическое здоровье населения. В настоящий момент в стране более 2 млн. больных туберкулезом, 300 тыс. ежегодно умирает от онкологических заболеваний, до 350 тыс. — от болезней, инспирированных плохой экологией, 2,5 млн. больных алкоголизмом (диспансерный учет), 1,5 млн. наркоманов. С начала 90-х началась катастрофическая убыль населения. С 1995 по 2005 гг. число жителей РФ уменьшилось на 9,5 млн. Ежегодно осуществляется до ЗОтыс. заказных убийств, в автокатастрофах гибнет до 35 тыс., от суррогатного у алкоголя погибает до 50 тыс., от травм умирает до 15 тыс".

3.Падение нравственности. Число сирот в 2007 г. - 720 тыс., беспризорных - 4 млн.; 700 тыс. детей не посещает школу. Детская смертность достигает 70 тыс. в год; ежегодно регистрируется более тысячи новорожденных отказников; за год вывозится за рубеж 15 тыс. несовершеннолетних, на алименты подается до 4млн. заявлений. Насчитывается 3 млн. бездомных. Уровень убийств и самоубийств, расцениваемый как национальный показатель социальной патологии увеличился в РФ с 1989 в два раза3.

Кризисные явления продуцируют в обществе крайние формы девиаций — экстремизм, терроризм. Базовой социальной проблемой выступает аномия ценностей, изменение привычных поведенческих стереотипов, различные виды антиобщественных проявлений. Обращение к данной теме продиктовано необходимостью осмысления инструментов купирования аномии, профилактики девиантного поведения.

1 Морозова Г.Ф. Деградация нации - миф или реальность? // Социс, - 1994. -№ 1.-С.29.

2 Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.). Тенденции и социологическое осмысление /отв. редактор Я.И Гилинский. - СПб.: Изд- во «Алетейя», 2000 г. - С. 122.

3 См.: Там же.

СТЕПЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Вопрос влияния норм на жизненный выбор человека привлекал внимание мыслителей всех времен и народов. Проблему динамики ориентиров общества в разных контекстах рассматривали Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Т.Гоббс, Т. Мор, И. Кант, М. Монтень, Б. Спиноза, Д. Юм, А. Уайтхед, Ф. Ницше, М. Хайдегтер. Важный вклад в ее исследование внесли: Э. Дюркгейм, К. Маркс, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, представители отечественной гуманитарной традиции: Ф.М. Достоевский, H.A. Бердяев, П.А. Сорокин, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин и др. В советский период проблемы аксиологии, к сожалению, не были приоритетными. Однако начиная с 60-х гг. усилиями О. Дробницкого, В.Тугаринова, А.Леонтьева, А.Здравомыслова, Б.Г.Ананьева, В.А.Ддова и др. аксиологическая проблематика стала систематически разрабатываться.

Среди работ последнего десятилетия XX в. следует отметить труды М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, A.A. Гусейнова, A.A. Леонтьева. Значительную роль в изучении вхождения ценностных факторов в деятельность и познание сыграли усилия Е.А. Мамчур, А.П. Огурцова, Н.С. Розова, И.Т. Фролова, Б.Г. Юдина, Э. Агацци, X. Лейси, Ст. Тулмина, К. Поппера и др.

Теории девиантного (отклоняющегося) поведения Ч. Ломброзо, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А. Коэна, Г. Тарда, А. Кетле, Г. Зиммеля, К. Лоренца, В. Шелдона, Я.И. Гилинского, B.C. Афанасьева, В.А. Петровского послужили основанием рассмотрения вопроса трансформации социальных норм как причине возникновения асоциальное™.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - социальные нормы как основа поведенческого стереотипа в условиях реформирования российского общества.

ОБЪЕКТ - девиантное поведение личности в условиях трансформации социальных норм.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - анализ ценностно — нормативной базы Российского общества.

Реализация данной цели определила необходимость решения следующих

ЗАДАЧ:

• - уточнить предметное значение «нормы»;

• - выявить специфику социальных норм как ценностных регуляторов общественной жизни;

• - выработать модель купирования девиантного поведения в рамках аномии ценностей, социальной конфликтности российского общества. и

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной реальности, методологическую базу диссертации составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности, принципы комплексного и междисциплинарного исследования. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей философской, социологической, политической, психологической мысли, использовал труды российских, немецких, американских, французских ученых. Эмпирический базис философской рефлексии составил богатый фактический материал отечественной и мировой философии, социологии, психологии.

НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующих полученных автором результатах.

Уточнено предметное значение «нормы» как идеального образа общественно-значимых отношений. Зафиксировано, что норма является директивной инстанцией, устанавливающей меры, руководящие начала, правила, порядки обмена деятельностью, распространяясь на биологическую и социальную стороны человека. Норма предстает в качестве идеала и, в этом смысле цели, к которой стремится человек в действиях и которая воспроизводится в ряду поколений.

2. Выявлена специфика социальных норм как ценностных регуляторов общественного взаимодействия и интеракции. Разрушение ценностной канвы жизни детерминирует девиации. Будучи объективированы в виде социальных норм и интернализованы, ценности: а) формируют мировоззрение, общественную идеологию и психологию; б) объединяя общество, являются основой стабильности. Внутренняя определенность норм задает систему ожидаемого поведения, недопускающую развала «я—концепции», деформации и депривации образов «значимого другого».

Механизмами непосредственного ре1улирования обмена деятельности выступают комплексы права, морали, традиции.

Право - совокупность санкционированных институтами норм; выражение порядка через единство равной для всех меры справедливости, равенства, свободы, обеспечивающейся контролем диспозициями, санкциями.

Мораль - охватывает принципы, взгляды, предписания, заповеди, мотивы, цели поступков. Опираясь на представления «чести», «достоинства», «совести», «милосердия», «добра», устанавливает «внутренний распорядок души», формирует способы самоконтроля.

Традиция - набор представлений, привычек, ритуалов, обычаев, заветов, обрядов, преданий, назиданий, передаваемых из поколения в поколение, вырабатывающих групповую идентичность, задающих преемственность опыта.

3. Выработана модель купирования девиантного поведения в рамках аномии ценностей, социальной конфликтности российского общества. Показано, что аномия ценностей вынуждает единицу социальности прибегать к девиантным формам самоорганизации и адаптации, идущим вразрез с ценностной формацией. На уровне соматики отмечается увеличение числа психически больных, возрастание суициидальности, на уровне психики -самоутрата распад «я — концепции», отчуждение, на социальном уровне — рост преступности. Предложенная модель купирования девиаций предполагает: а) адресную поддержку входящих в группу риска слоев населения (патронажные, реабилитационные, профилактические программы); б) оформленные государственными решениями мероприятия по повышению поведенческой, общегражданской, правовой культуры населения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Базовое понятие теории ценностей - норма. Как директивная инстанция она устанавливает меры, руководящие начала, правила, порядки, распространяющиеся на биологическую и социальную природу человека. Наличие норм обусловлено общественным сознанием. Их содержание детерминировано конкретной культурой. Социальная норма воплощает общественную волю и осознанную необходимость, представляя собой определенную конструкцию образа жизни общества. Нормативная канва обмена деятельностью реализуется через систему диспозиций, санкций, условий действия. Первые - включают множество требований, предписаний, влияющих на способ деятельности. Вторые, выполняя репрессивную функцию, защищают деятельность от нежелательных исходов. Третьи - задают предпосылки объективации и интернализации норм в процессе личностной вовлеченности в социально-значимые отношения. Становление и функционирование социальных норм проходит несколько этапов: а) генезис; б) их понимание (усвоение) индивидом в процессе социализации; в) выражение социальных норм в поведении индивида (ключевое звено механизма социально — нормативной регуляции); г) оценка и контроль поведения, выявление степени его соблюдения или отклонения от нормы.

2. Нормативная регуляция жизни детерминируется ценностной формацией. Будучи зафиксированы в виде социальных норм, ценности формируют мировоззрение личности и, как следствие, общественную идеологию. Основанием человеческого бытия выступает преследование целей. Выступая пограничным понятием, цель:

• - вбирает образы потребностей;

• - проявляется в качестве регулятивного принципа;

• - выражает долженствовательное, безусловное;

• - априори наделяет поведение значимостью. Исходно ценности отвлечены от целей. Функциональное преследование целей, осуществляется по ценностям. Цель в блоке с ценностью организует поведение, сообщая ему некие генеральные гуманитарные интенции с позиций идеала личности. Объединяя общество, ценности являются основой стабильности в нем. Разрушение ценностной основы приводит к глубокому нравственному конфликту индивида, потере смысложизненных ориентиров.

3. Трансформация ценностно-нормативной системы современного Российского общества - сложный процесс. Он обладает рядом особенностей: а) идет «рывками»; б) не имеет определено заданного вектора изменения, то есть в определенном смысле хаотичен; в) выбор способов действий непреднамерен и связан с социальной адаптацией к меняющимся нормам и условиям. На него влияют неразвитость правосознания и правовой нигилизм, являющиеся массовыми и устойчивыми явлениями в обществе; г) характерно появление нового смыслообразующего содержания ценностей при сохранении прежней вербальной формы. На основе теории аномии Э. Дюркгейма и структурного функционализма Р. Мертона, выдвинуто положение: аномия ценностей в отечественном социуме вынуждает индивида, группу найти необходимые формы выживания и самоорганизации, зачастую отклоняющиеся от нормы. Разрушение казавшейся стабильной структуры, расхождение между предписанными устремлениями (нормо — ценностями) и социальными путями осуществления этих устремлений, приводит к резкому увеличению девиаций. Выделены существенные характеристики отечественной социальности (тотальное огосударствление культуры, всех сторон жизнедеятельности общества). Указаны особенности ее модернизации (некумулятивность, непоследовательность, радикальность, отрыв от традиции).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Результаты диссертационного исследования имеют важное концептуальное и методологическое значение. Позволяют понять влияние социальных норм на мотивацию поведения и деятельность человека, способы его взаимодействия с окружающим миром, выявить социальные причины возникновения девиантного поведения, уяснить принципы его эволюции, проанализировать процесс трансформации девиаций в условиях социального кризиса, обозначить перспективы развития ценностно - нормативной системы российского общества. Результаты работы могут быть использованы в высшей школе при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по аксиологии, социальной психологии, социальной философии и антропологии; для осмысления причин возникновения девиаций в условиях кризиса отечественного социума; адекватной оценки социально-экономических, политических реформ в России, поиска новых смысложизненных координат развития Отечества.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана. Основные результаты работы представлены на конференциях «Шаг в будущее» (МГТУ, 2005 - 2008 гг.). По теме диссертации опубликованы 5 работ, одна из которых в журнале, рекомендованном ВАК РФ, общим объемом 1,8 п.л.

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. Композиция исследования определена целями, задачами, принятым способом поиска. Работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Резниченко, Вера Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав девиантное поведения личности в период трансформаций социальных норм российского социума, диссертант получил следующие результаты.

Обосновано, что одним из условий существования системы является способность поддерживать состояние равновесия. Гарантией существования общества, его жизнеспособности является некое упорядочивание, согласование всех сторон его жизни. Нормы - тот механизм, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. Уточнено предметное значение «нормы» как идеального образа общественно-значимых отношений. Зафиксировано, что норма является директивной инстанцией, устанавливающей меры, руководящие начала, правила, порядки обмена деятельностью, распространяясь на биологическую и социальную стороны человека. Норма предстает в качестве идеала и, в этом смысле цели, к которой стремится человек в действиях и которая воспроизводится в ряду поколений. Наличие норм обусловлено общественным сознанием. Их содержание детерминировано конкретной культурой. Социальная норма воплощает общественную волю и осознанную необходимость, представляя собой определенную конструкцию образа жизни общества. Нормативная канва обмена деятельностью реализуется через систему диспозиций, санкций, условий действия. Диспозиции включают множество требований, предписаний, влияющих на способ деятельности. Санкции, выполняя репрессивную функцию, защищают деятельность от нежелательных исходов. Условия действия задают предпосылки объективации и интернализации норм в процессе личностной вовлеченности в социально-значимые отношения. Прослежена эволюция понимания «социальной нормы» в истории философской мысли.

В рамках данного подхода проанализированы следующие направления: «классово-политическое» (К. Маркс) и «психологическое» (З.Фрейд). Дана характеристика каждого направления. В диссертации обоснована недостаточность (ограниченность) трактовок социальных норм, когда они рассматриваются как противоположность аномалиям, а нездоровье — здоровью. Показана необходимость синтетического подхода к определению социальных норм, базирующегося на следующих положениях:

- субъекты социальных норм — люди или общественные институты (семья, религиозные конфессии, политические организации);

- социальные нормы можно разделить на индивидуальные и групповые;

- формы проявления социальных норм разнообразны. Это — общечеловеческие ценности, выраженные в мировых религиях, художественной культуре, научной мысли, народных обычаях и т.д.;

- отклонение от норм регулируется санкциями. Они делятся на позитивные (награда за поведение, соответствующее социальным нормам) и негативные (наказания, направленные на недопущение девиантного поведения). Санкции являются не только способом внешнего принуждения, приводящим к социальному конфликту. В процессе интернализации санкции принимаются как собственные, становятся внутренними регуляторами, позволяющими контролировать поведение;

- укрепление, самообновление общественных структур протекает в конфликте фундаментальных социальных норм, за легитимизацию которых соперничают различные общественные группы.

Становление и функционирование социальных норм проходит несколько этапов: а) генезис; б) их понимание (усвоение) индивидом в процессе социализации; в) выражение социальных норм в поведении индивида (ключевое звено механизма социально - нормативной регуляции); г) оценка и контроль поведения, выявление степени его соблюдения или отклонения от нормы.

Выявлена специфика социальных норм как ценностных регуляторов общественного взаимодействия и интеракции. Разрушение ценностной канвы жизни детерминирует девиации. Будучи объективированы в виде социальных норм и интернализованы, ценности а) формируют мировоззрение, общественную идеологию и психологию; б) объединяя общество, являются основой стабильности. Внутренняя определенность норм задает систему ожидаемого поведения, недопускаюшую развала «я - концепции», деформации и депривации образов «значимого другого».

Механизмами непосредственного регулирования обмена деятельности выступают комплексы права, морали, традиции.

Право - совокупность санкционированных институтами норм; выражение порядка через единство равной для всех меры справедливости, равенства, свободы, обеспечивающейся контролем диспозициями, санкциями.

Мораль охватывает принципы, взгляды, предписания, заповеди, мотивы, цели поступков. Опираясь на представления «чести», «достоинства», «совести», «милосердия», «добра», устанавливает «внутренний распорядок души», формирует способы самоконтроля.

Традиция - набор представлений, привычек, ритуалов, обычаев, заветов, обрядов, преданий, назиданий, передаваемых из поколения в поколение, вырабатывающих групповую идентичность, задающих преемственность опыта. Нормативная регуляция жизни детерминируется ценностной формацией. Будучи зафиксированы в виде социальных норм, ценности формируют мировоззрение личности и, как следствие, общественную идеологию. Основанием человеческого бытия выступает преследование целей. Выступая пограничным понятием, цель:

- вбирает образы потребностей;

- проявляется в качестве регулятивного принципа;

- выражает долженствовательное, безусловное;

- априори наделяет поведение значимостью.

Исходно ценности отвлечены от целей. Функциональное преследование целей осуществляется по ценностям. Цель в блоке с ценностью организует поведение, сообщая ему некие генеральные гуманитарные интенции с позиций идеала личности. Объединяя общество, ценности являются основой стабильности в нем. Разрушение ценностной основы приводит к глубокому нравственному конфликту индивида, потере смысложизненных ориентиров.

Для общества и индивида важно, какая ценностная иерархия принята в определенном социуме. Разрушение ценностной основы приводит к глубокому нравственному конфликту личности, потере смысложизненных ориентиров, неизбежно приводя к девиациям. Ценности формируют пространство социального взаимодействия, ориентации в качестве ментальных, символических, поведенческих норм, кодексов. Содержание ценностных систем определяется необходимостью сохранения и поддержания: а) природы; б) социума; в) культуры и цивилизации. Гармоничное соотношение традиционных элементов и модернизированных структур, последовательность в накоплении! новых качеств, позволяют достичь меньших напряжений в процессе развития, большей органичности социальных изменений. Ценностная норма понимается как единство социального и индивидуального. Особо следует выделить значимость нравственных норм и с ними связанных качеств человека. Нравственное начало - один из важнейших определителей внешней и внутренней ориентации человека в жизни.

В диссертационном исследовании предпринята попытка определить роль социального конфликта в процессе девиантного поведения личности. Обозначены и обоснованы новые подходы к определению девиации, исследованы механизмы социальной регуляции в контексте проблемы девиантного поведения. Девиантное поведение характеризуется несогласием (в различных формах) с определенными общественными нормами, противоречащими пониманию ценности как позитивно значимому, имеет как негативную, так и позитивную направленность.

Окружающий человека социум и психофизиологические особенности личности - два главных компонента, определяющие программу человеческого поведения, в том числе и девиантного. Природа девиации заложена в психофизическом аспекте личности (склонность к определенному типу реакций, обладание определенным типом мышления и т.д.), а катализаторы и механизмы в организации социума, степени его гармоничности, юридической определенности, уровня возможностей для реализации позитивного потенциала личности. Кроме того, необходимо иметь в виду, что социальная дезорганизация, выраженная девиантным поведением, есть неотъемлемая часть социального изменения.

При анализе различных форм девиантного поведения, необходимо обращаться к вопросу «двойной оценки девиаций». Позитивно отклоняющееся поведение допустимо в случае отсутствия легитимной альтернативы для реализации естественных прав (жизнь, свобода, труд) и имеющее целью (ради чего - перспективный аспект) восстановление общего блага, справедливости, понимаемые как реализация общенародных интересов, удовлетворение человеческих разумных потребностей и обеспечение естественных прав человека.

Автором поддерживаются позиции культурологического подхода, позволяющего выделить существенные характеристики отечественной социальности. Совокупность геоклиматического, геополитического, географического, державного факторов влияет на формирование российской цивилизации. Последние определяют характерные особенности, специфику российской ситуации. Указано, что Россия 90-х гг. находилась в состоянии перманентного кризиса, охватывающего политическую, экономическую, производственную, духовную сферы. Происходила утрата идентификации личности с прежними ценностями, нормами. Поскольку тенденция к кризису на качественно новом уровне воспроизводится в нашей стране с 2008 г., важно проанализировать ее истоки, варианты выхода из подобной ситуации, используя накопленный в прошлом опыт. С позиции гуманистических идей методы, подходы, результаты реформирования в России 90-х гг. являются неприемлемыми. Социальные изменения осуществлялись навязыванием населению определённых ценностей и моделей поведения. Был нарушен принцип осуществления социальных изменений ненасильственным способом. Реформаторы игнорировали такие основополагающие принципы и идеи, как терпимость, солидарность, участие и учёт мнения граждан в выработке курса действий, диалога и достижения взаимопонимания, солидарности различных групп общества, прозрачность для общества информации о намерениях и методах действий. Именно факторы, связанные с нарушением вышеуказанных принципов, оказали значительно большее воздействие на рост уровня конфликтности российского общества, чем экономические трудности и неурядицы непосредственно. Отечественный вариант «выхода» из кризиса продемонстрировал распад существующей социальной системы, реформу как резкое, скачкообразное изменение основы социальной системы, приведшую к катастрофическому переходу из одного состояния в другое. Революции и реформы в России XX в. показали неэффективность такого рода технологий преобразования общества, привели к человеческим жертвам. Радикальные социально-экономические реформы России 90-х гг. обусловили трансформацию внутренних ценностей россиян, их представлений о справедливости, добре, зле, свободе и ответственности. Трансформация ценностей в современной России - выражение переходного состояния социума: от статичного к динамичному воспроизводству, от архаичного индивида к прогрессивной личности.

В диссертационном исследовании выделено два класса ценностей, играющих значительную роль в развитии России конца XX - начала XXI вв.: терминальные (ценные сами по себе) и инструментальные (используемые для достижения обычных целей). К первым относятся: жизнь; свобода; нравственность; взаимопомощь; семья, личное счастье; работа; благополучие, доход, комфорт. Ко вторым - инициативность; традиционность; исполнительность; независимость; самопожертвование; авторитетность; законность; вольность. В России в последние два десятилетия на первый план вышли инструментальные ценности. Это ведет к негативным трансформациям: утрате универсальных целей развития общества; росту пессимизма, озлобленности у значительной части старшего поколения. Показано, что россияне за годы, прошедшие после реформ начала 90-х гг., адаптировались к новой системе. Стали прагматичными, учитывающими в первую очередь собственные экономические интересы, включая потребности семьи. Обосновано, что либеральные ценности и порождаемые ими социальные нормы (индивидуальная свобода, защита частной собственности, космополитизм) играют неоднозначную роль в развитии современной России. С одной стороны, способствуют раскрепощению личности, раскрытию ее творческого потенциала в различных сферах деятельности. С другой стороны, разрушают ранее существовавшее в СССР «культурное ядро»: его ценности, символы, институты (Родина, Земля, Семья, Армия) нивелируются, подвергаются сомнению, деструкции. Итог — усиление аморального и асоциального поведения молодежи, рост девиантного поведения.

Аномия ценностей вынуждает единицу социальности прибегать к девиантным формам самоорганизации и адаптации, идущим вразрез с ценностной формацией. На уровне соматики отмечается увеличение числа психически больных, возрастание суициидальности; на уровне психики -самоутрата, распад «я - концепции», отчуждение; на социальном уровне — рост преступности, асоциального поведения. Обосновано, что трансформация ценностно-нормативной системы современного Российского общества - сложный процесс. Он обладает рядом особенностей: а) идет «рывками»; б) не имеет определено заданного вектора изменения, то есть в определенном смысле хаотичен; в) выбор способов действий непреднамерен и связан с социальной адаптацией к меняющимся нормам и условиям. На него влияют неразвитость правосознания и правовой нигилизм, являющиеся массовыми и устойчивыми явлениями в обществе; г) характерно появление нового смыслообразующего содержания ценностей при сохранении прежней вербальной формы. На основе теории аномии Э. Дюркгейма и структурного функционализма Р. Мертона выдвинуто положение: аномия ценностей в отечественном социуме вынуждает индивида, группу найти необходимые формы выживания и самоорганизации, зачастую отклоняющиеся от нормы. Разрушение казавшейся стабильной структуры, расхождение между предписанными устремлениями (нормо — ценностями) и социальными путями осуществления этих устремлений приводит к резкому увеличению девиаций. Выделены существенные характеристики отечественной социальности (тотальное огосударствление культуры, всех сторон жизнедеятельности общества). Указаны особенности ее модернизации: некумулятивность, непоследовательность, радикальность, отрыв от традиции. Диссертантом обосновано, что для преодоления социальных (ценностных) конфликтов в современной России, необходимо на уровне государства предпринять ряд мероприятий:

- сформировать четкие представления о целях общественного развития, базирующихся на конкретных ценностях. В противном случае ценностное разнообразие общественной жизни (сочетающей советские и рыночные, нормы) грозит превратиться в поляризованный мир. Тогда конфликты неизбежны, имеют непредсказуемые последствия;

- ценности должны быть включены в право. Нельзя допускать ситуации, когда общенародные ценности и общезначимые интересы не составляют фундамент правовой системы, являющейся основой законодательства. Законам надо исходить из общечеловеческих ценностей и главной из них — права на жизнь каждого человека, вне зависимости от его национальных, расовых особенностей, места в социальной иерархии;

- требуются оформленные государственными решениями мероприятия по повышению поведенческой, общегражданской, правовой культуры населения;

- необходима адресная поддержка входящих в группу риска слоев населения (патронажные, реабилитационные, профилактические программы).

129

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Резниченко, Вера Анатольевна, 2009 год

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.-384 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. - 342с.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1998.-255 с.

4. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. - Т. 1. - 576 с.

5. Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. — 368 с.

6. Ахиезер A.C. Как открыть «закрытое» общество. М.: Магистр, 1997 г. -40с.

7. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Наука, 1971.-896 с.

8. Беляева Л.А., Лапин Н.И. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях // http://www.philosophy.ru/iphras/library/wlapin/crisis.html

9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Проект-Пресс, 1995. 223 с.

10. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. — М.: Республика, 1995. -384 с.

11. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества // Прилож. к журналу «Вопросы философии». М.: Правда, 1989. — 608 с.

12. Блаженный Августин. Творения.: О граде Божием (книги I-XIII). — СПб.: Алетейя, 1998. Т. 3. - 596 с.

13. Братусь Б.С. Аномалии личности. Монография. М.: Мысль, 1988. — 301 с.

14. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 704 с.

15. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. 507 с.

16. Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Собрание сочинений: В 6 -ти тт. Ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. - Т.З - 368 с.

17. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по псизиатрии. Ростов на/Д: Феникс, 1998.-416 с.

18. Гартман H. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. - 707 с.

19. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 528 с.

20. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 322 с.

21. Грошева И.А. Социальный контроль в практиках девиации // Социс. — 2008 №2 - С.97 — 101.

22. Гоббс Т. Левиафан. М. : Мысль, 2001. - 480 с.

23. Головных Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. 1989. — № 6. - С.84-91.

24. Гоптарева И.Б. Социальный обмен как причина конфликта и как способ его разрешения // Credo. 1998. - №2. - http://credonew.ru/content/view/75/23/

25. Горшков М.К. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа. М.: Наука, 2005. - С.42 - 52.

26. Данилкова М.П., Крюков В.В. Основные концепции теории ценностей: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. - 104 с.

27. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. - №5. - С. 142-147.

28. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). Тенденции и социологическое осмысление /отв. редактор Я.И Гилинский. СПб.: Изд- во «Алетейя», 2000 г. - С. 122.

29. Девяткин C.B., Щеулин A.C. К вопросу о функциональных подходах к устойчивому развитию // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2004. -№2. -С. 18-35.

30. Доклад РНИС и НП "Российский кризис в зеркале общественного мнения", 1999.-С. 14-26.

31. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. М.: Изд-во АН СССР, 1958. -Т.5. - С.118-119

32. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. - 208 с.

33. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. - 388 с.

34. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. — СПб.: Союз, 1998. -496 с.

35. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Терра - Книжный клуб, 2008. - 400 с.

36. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991.-№2. - С.100-110. '

37. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 1996. 631 с.

38. Заславская Т.Н. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. — М.: Дело, 2002. — 567 с.

39. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.

40. Здоавомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности //Социология в СССР. М., 1965 - Т.2. - 322с.

41. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. - 288 с.

42. Зудин А.Ю. Россия: культурные сдвиги, 1953-2001. М.: ГУ ВШЭ, 2001. -345 с.

43. Ивин A.A. Аксиология. Научное издание М.: Высшая школа, 2006 — 390 с.

44. Ивин A.A. Основы социальной философии. М.: Высшая школа, 2005 — 440 с.

45. Ильин В.В. Аксиология. М.: МГУ, 2005. - 216 с.

46. Ильин В.В. Ахиезер A.C. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: МГУ, 2000. - 301 с.

47. Ильин В.В. Мир Globo: Вариант России. Калуга: Полиграф-Информ, 2007. - 252 с.

48. Ильин B.B. Моральные абсолюты в нормативном сознании //Вестник МГУ. Сер. Философия. 1992. - №5. - С.3-16.

49. Ильин В.В. Новый миллениум для России: путь в будущее. — М.: МГУ, 2001.-224 с.

50. Ильин В.В. Философия. М.: Акад. проект, 1999. 386 с.

51. Ильин В.В., Панарин A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России. М.: МГУ, 1996. - 400 с.

52. Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. - №4. - С. 15-22.

53. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Политическая социология переходного общества: Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. — 1994. — №2. — С.39-75.

54. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

55. Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 208 с.

56. Колб У.Л. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории // Современная социологическая теория. М.: Наука, 1961. - С.113-157.

57. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция. СПб: Кристалл, 1999. — 1119с.

58. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях/ Ред. Н.И.Лапин. —.: ИФРАНМ., 1994.-245 с.

59. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном Российском обществе. // Социс 2004 - №3 - С.93 - 97.

60. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996. - 191 с.

61. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М: Идея -Пресс, 2001.-328 с.

62. Лапаева В.В. Социология права. История и современность. // Социс — 2008 №6 - С.145 - 154.

63. Лапин Н.И. Тяжкие годины России: (Перелом истории, кризис, ценности,перспективы) II Мир России = Universe of Russia. M., 1992. - Т. 1, № 1. - C.5-37.

64. Лапии Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. — 1992. -№12. С.31-45.

65. Лапин Н.И. Тяжкие годины России // Мир России. — 1992. № 1. — С.5-37.

66. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. — 1997. №3. - С.32-44.

67. Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.

68. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 536 с.

69. Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Соколова A.A. Деятельность. Сознание. Личность М.: Смысл, 2005. - 431с.

70. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — №4. — С. 15-26.

71. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. - 272 с.

72. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969. Т.2 — 550 с.

73. Лосский Н. Ценность и бытие // Лосский Н. Бог и мировое зло. М.: Мысль, 1994. - С. 260-315.

74. Лурия А.Р. природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека М.: Когито-Центр, 2002 - 527 с.

75. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1999. - 688 с.

76. Макаров В.Л. Куда ведет смена экономического режима? // Власть. №9-10.-1998.-С. 38-43.

77. Маркин A.B. Функции отклоняющегося поведения в условиях информационной аномии. М: Изд - во: Юнити-Дана, Закон и право, 2006 г. -160 с.

78. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Политиздат, 1956. — 636 с.

79. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -М.: Политиздат, 1980. Т. 42. - 464 с.

80. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

81. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. -М.: Медпресс, 2001. 472 с.

82. Мерло-Понти М. Между экзистенциализмом и феноменологией. — СПб.: Петрополис, 1997. 608 с.

83. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. -М.:Аст Хранитель, 2006. 873 с.

84. Модернизация в России и конфликт ценностей / Ахиезер A.C., Козлова Н.Н, Матвеева С .Я. и др. М.: ИФ РАН, 1994. - 250 с.

85. Моисеев Н. Расставание с простотой. — М.: Олма-Пресс, 2000. 480 с.

86. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1996 478 с.

87. Московичи С. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998 - 416 с.

88. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. — М.: Наука, 1988. — 200 с.

89. Ницше Ф. Сочинения в 2 т.- М.: Мысль, 1990. Т.2. - 829 с.

90. Новицкая М.И. Поиск "новой социальности" и утопическая традиция // Полис. 1998. - № 5. - С.76-77.

91. Номоконов В. А. Преступное поведение: механизм детерминации, причины, ответственность: Автореферат дис. . докт. юр. наук. М.: МГУ, 1991.-42 с.

92. Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности // Социология в СССР: В 2-х томах. -М.: Мысль, 1996. Т.1. - С.470-530.

93. Ореховский А.И. Свобода, ответственность, регуляция. (Пособие к спецкурсу). — Новосибирск: СибГАТИ, 1995. — 80 с.

94. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сборник философских статей / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб.: Петрополис, 2001. - 378 с.

95. Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социологические исследования. — 1997. — №6. — С.24-36.

96. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. Социология сегодня: Проблемы и перспективы. / Ред. Р.Мертона, Л. Брума, Л. Котрелла. -М.: Прогресс, 1965. С. 25-67.

97. Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка. СПб.:Союз, 1997. — 288 с.

98. Плахов В.Д. Социальные нормы и девиантное поведение // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. СПб.: Изд-во С. - Петербург, юрид. ин-та, 2002. - №2 (8) - С.91 - 104.

99. Плахов В.Д. Норма и отклонение: философско-теоретические представления в исторической ретроспективе. Очерк первый // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. — СПб.: Изд-во С. Петербург, юрид. ин-та, 2006. - №3 (34) - С. 52-68.

100. Плахов В.Д. Норма и отклонение: философско-теоретические представления в исторической ретроспективе. Очерк третий // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. СПб.: Изд-во С. - Петербург, юрид. ин-та, 2006. - №5 (36) - С. 10-22.

101. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. — М.: Мысль, 1985-256 с.

102. Политическая социология /Отв. ред. Иванов В.Н., Семигин Г.Ю. М.: Мысль, 2000. - 294 с.

103. Попов В.И. Социальный контроль и личность: нормативная регуляция деятельности: Дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1985. - 126 с.

104. Попов С.И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценностей в социологии // Социологические исследования. — 1979. — №3. — С.32-41.

105. Попова Е.В. Онтологическая и гносеологическая специфика нормы: Дис. канд. филос. наук. Омск, 2005.-113 с.

106. Попова И.М. Ценностные представления и парадоксы самосознания // Социологические исследования. — 1984. — № 4. — С.29-33.

107. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество // Социологические исследования. — 2000. — №4. — С.31-45.

108. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1986. — 296 с.

109. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976.-368 с.

110. Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социс 2006г. - №9. - С.95-102.

111. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — СПб.: Мысль, 1996. Т.З. - 736 с.

112. Рейнвальд. Н.И Психология личности: Монография. М.: УДН, 1997. — 200 с.

113. Ригведа. Избранные гимны // Перевод, комментарий и вступительная статья Т.Я. Елизаренковой. — М.: Наука, 1972. 408 с.

114. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. -М.: Мысль, 1995. С.69 - 103.

115. Риккерт Г. О системе ценностей / Культурология. XX в. Антология. М.: Юрист, 1996.-С. 69-101.

116. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс. Универс., 1994. - 479 с.

117. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Новосибирский университет, 1995. — 535 с.

118. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа // Горшков М.К. и др. — М.: Наука, 2005. — 395с.

119. Россия: риски и опасности «переходного» общества / ред. О.Н. Яницкий. — М.: ИС РАН, 2000.-23 8 с.

120. Руткевич М.Н. Консолидация общества и социальные противоречия // Социологические исследования. 2001. - №1. — С.32-45.

121. Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. Киев: Наука, 1976. — 376 с.

122. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. Ядова В.А. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - 264 с.

123. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Сборник «Сумерки богов». - М.: Политиздат, 1989. - С. 319 - 344.

124. Сафин Д. И. Социально-философский аспект девиантного поведения в регулятивных процессах: Дис. канд. филос. наук. — Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и информатики, 2005. -164 с.

125. Семикин Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью в ВУЗах. — М.: изд во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003.- 164 с.

126. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. - 384 с.

127. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. — 624 с.

128. Смирнов Ю.Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентации западно-европейской и российской ментальности: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. - 25 с.

129. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Наука, 1984. - 178 с.

130. Смит Д. Глобальный вызов: как достичь мира без унижения? // Социологические исследования. 2004. - № 4. - С. 24-32.

131. Современная Россия в изменяющемся мире: философские проблемы социального управления. Учебно-методическое пособие — М.: РАГС, 2006 -298 с.

132. Соколов Э. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 234 с.

133. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. 2-е изд. М.: Мысль, 1990 - Т.2. - 822 с.

134. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.

135. Социология в СССР /ред. Г.В. Осипов. М.: Мысль, 1965. - Т.2. - 322 с.

136. Социология преступности. М.: Прогресс, 1996. — 368с.

137. Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. — М.: Изд — во МГУ, 1987. 151 с.

138. Спиридонов JI.И. Социальное развитие и право. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973 г. -205с.

139. Стеклянникова C.B. Совесть как социокультурный регулятив: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001. - 23 с.

140. Султанова М.А. Философия культуры Теодора Роззака. М.: ИФ РАН, 2005г. - 196 с.

141. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. / Сост. и предисл. В. С. Обнинского. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 391 с.

142. Толкачев В.В. Традиция как феномен культуры: философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 1999. — 26 с.

143. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Политиздат, 1968. -344 с.

144. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. — 718 с.

145. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

146. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука. 1989. - 456 с.

147. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя, 1998. — 251 с.

148. Фрейд Зигмунд. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. Массовая психология и анализ человеческого «Я». = Тбилиси: Мерани, 1991. 400 с.

149. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики = Мн.: "Коллегиум", 1992. 253 с.

150. Фромм Э. Революция надежды. СПб.: Ювента, 1999. — 208 с.

151. Хайдеггер М. Европейский нигилизм //Проблема человека в западной философии. М.: Наука, 1988. - С.25-45.

152. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994. — 319 с.

153. Хорни К. Наши внутренние конфликты: конструктивная теория невроза: психоанализ и культура. М.: Юрист, 1995. - 623 с.

154. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

155. Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социологические исследования. — 1999. -№8. С.32-43.

156. Ценности социальных групп и кризис общества // Отв. ред. Лапин Н.И. -М.: ИФАН, 1991.- 152с.

157. Ценностное пространство кризисного социума. М., 1997. http://www.savelev.ru/article/show/?id=l 41 &t= 1

158. Человек в современном мире. Очерки философской антропологии. Выпуск 1: Калуга.: Эйдос, 2006 222 с.

159. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.Г. Здравомыслова и В.А. Ддова. М.: Наука, 1967. - 234 с.

160. Шарден Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 384 с.

161. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов: Наука, 1999. - 225 с.

162. Шнайдер Г.Й. Криминология. М.: Прогресс - Универс, 1994. - 502 с.

163. Штомпка П. Социальное изменение как травма //Социологические исследования. -2001. -№1. С.6-16.

164. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс: Универс, 1994. -336 с.

165. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М.: Канон, 1994.-336 с.

166. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. - 567 с.

167. Becker H. The Outsiders. London: The Free Press of Glencoe, 1963. — 179 p.

168. Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality. New York: Doubleday, 1966.-203 p.

169. Blau P., Scott W. Formal Organisation. New York: Akademik Press, 1964. -321p.

170. Bloor M., Wood F., (Eds.) Addictions and Problem Drug Use: Issues in

171. Behavior, Policy and Practice. Philadelphia : Jessica Kingsley Publishers, 1998. -219p.

172. Coser L. The Functions of Social Conflict. London: Routledge and K. Paul, 1956.- 188 p.

173. Deci E.L.A motivational approach to self: integration in personality /E.L.Deci, R.Ryan // Nebrasca symposium 1990. University of Nebrassa Press. Lincoln and London, 1991: Volume 38. - 231 p.

174. Deci E.L, Ryan R. Intrinsic motivation and self-deternination in human behavior. N.Y.: Plenium press, 1985. - 371 p.

175. Gilinskiy Y. The Underclass in Today's Russia. In: A Dangerous Class: Scotland and St. Petersburg: Life on the Margin. Edinburgh, 1998. P. 99-108.

176. Mead G.H. Mind, Self, and Society . C.W. Morris: University of Chicago, 1934. - 317 p.

177. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. — San Francisco, Josey-Bass Co, 1972. —214 p.

178. Treml V. Soviet and Russian Statistics on Alcohol Consumption and Abuse. //Bobadilla J., Costello Ch., Mitchell F. (Eds.) Premature Death in the new independent States. Washington: 1997. - P. 220-238.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.