Деревянные строения удмуртов и коми в контексте этнических особенностей жилой среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат искусствоведения Овчинникова, Елена Владиленовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 288
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Овчинникова, Елена Владиленовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ПРОБЛЕМА И ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА.
Глава 2. ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДОВ СЕВЕРНО-ЗАПАДНОГО ПРИУРАЛЬЯ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ЖИЛИЩА.
2.1. Этнические особенности жилой среды народов коми и удмуртов.
2.2. Исследование деревянных конструкций удмуртов.
2.3. Исследование деревянных конструкций коми.
2.4. Принципы формообразования объемно-пространственных структур объектов деревянного зодчества. Типология строений.
Глава 3. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ И МЕТОДИКА ПРОЕКТНО-РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА. ПРИЕМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
3.1. Анализ и систематизация систем измерения длины и высот
3.2. Существующие системы пропорционирования объектов и их применение к деревянным конструкциям.
3.3. Анализ систем электронного геометрического моделирования и особенности его применения к деревянным конструкциям
3.4. Методика проектно-ретроспективного анализа деревянных конструкций.
3.5. Проектно-ретроспективный анализ культового удмуртского строения «куала».
3.6. Проектно-ретроспективный анализ традиционного коми-дома.
3.7. Использование результатов проектно-ретроспективного анализа в проектировании разборного деревянного макета.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв.1998 год, доктор искусствоведения Климов, Константин Михайлович
Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв.: Конец X - начало XX вв.2003 год, кандидат архитектуры Ильина, Ольга Петровна
Архитектура крестьянской усадьбы Псковской области конца 19 - середины 20 веков2002 год, кандидат архитектуры Ланцев, Виктор Васильевич
Особенности реставрации памятников традиционного деревянного зодчества Вьетнама2007 год, кандидат архитектуры Нгуен Хоанг Туан
Поселения и жилища закамских удмуртов: Материальный и духовный аспекты2000 год, кандидат исторических наук Садиков, Ранус Рафикович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деревянные строения удмуртов и коми в контексте этнических особенностей жилой среды»
Актуальность темы исследования. Удмурты и коми - родственные народы, которые являются неотъемлемой частью финно-угорского мира. Деревянное зодчество удмуртов и коми в виде конструкций и технологий из века в век вбирало и аккумулировало в себе информацию о духовных, мировоззренческих, культурных, социальных особенностях этих этносов, формируя их уникальную предметно-пространственную среду обитания. Территориальное расположение объектов диссертационного исследования включает следующие области: Удмуртская республика (восточная часть Восточно-Европейской равнины и средняя часть Приуралья), где компактно проживают удмурты; Республика Коми (область Северо-Западного Приуралья, примыкающая к Полярному и Приполярному Уралу) и север Пермской области, где исторически сложились этнографические группы народа коми.
Процессы урбанизации и изменение образа жизни современного человека наложили отпечаток на формирование его культурно-средового пространства. Объекты деревянного зодчества удмуртов и коми, как конструкции производственного и бытового устройства, постепенно исчезают, унося с собой информацию о характерных для них эстетических и функциональных особенностях, а также технологических приемах изготовления. Анализ и сохранение этой информации является актуальной задачей. Для выявления смысла и причин появления того или иного пластического, конструктивного, технологического решения деревянного строения необходимо собрать воедино, сопоставить и установить четкую причинно-следственную связь разноплановой информации, собранной по самым различным направлениям исследования.
Долгое время бытовало мнение, что деревянные строения коми и удмуртов конструктивно являлись заимствованными у русского населения, и изучение анонимных строений этих этносов сводилось, в значительной мере, только к описательным моментам искусствоведческого и этнографического плана без углубленного всестороннего анализа природы возникновения их особых пластических форм. Поэтому актуальность выработки комплексного системного подхода к исследованию деревянных конструкций удмуртов и коми на сегодняшний день очевидна. Комплексный сравнительный анализ деревянных строений удмуртов и коми должен выявить пластические и конструктивно-технологические решения, характерные для удмуртов и коми, природу их возникновения, причины сходства и различия. Для решения этой проблемы было необходимым разработать методику ретроспективного анализа образцов деревянного зодчества удмуртов и коми (сохранившихся на сегодняшнее время в натуральном виде или в искусствоведческих описаниях), которые в концентрированном виде представляли совокупность знаний о проектной культуре этих народов.
Степень теоретической разработанности проблемы. Общетеоретические проблемы культуры и искусства, в том числе и в разрезе поиска и создания духовного в предметном социальном мире, исследовались в работах М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Э. Кассирера и др. Вопросам поиска взаимосвязи образа и морфологии архитектурных объектов посвящены работы Ю. С. Янковской (2006). Искусство возведения и использования деревянных построек - сложный многоплановый феномен в культуре многих этносов на территории России, поэтому он подробно рассматривается в литературных источниках в самых различных аспектах исследований:
Историко-этнографический аспект отражен в работах И. В. Маковецкого (1962), Е. Ф. Шумилова (1975), И. Н. Шургина (1988, 1990, 1996, 2009) и др., где авторы основное внимание уделяли анализу письменных, археологических и изобразительных источников, несущих информацию о различных образцах деревянного зодчества культур русских, удмуртов и коми и т.д.
- Культурно-исторический аспект северного крестьянского дома подробно представлен в монографии А. Б. Пермиловской (2005), где он рассматривается как «символический элемент традиционного уклада жизни.» [128].
Архитектурно-строительный аспект рассматривали М. В. Красовский (2005), В. П. Орфинский (2004) и др. В труде «Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество» М. В. Красовский приводит эволюционную картину деревянного зодчества. Пример систематизации и классификации объектов деревянного зодчества предложен в монографии В. П. Орфинского, И. Е. Гришиной «Типология деревянного культового зодчества Русского Севера».
Искусствоведческо-исторический аспект затрагивали работы Е. Н. Бубнова (1988), В. Б. Кошаева (1999, 2001), А. В. Ополовникова (1977, 1983 1998), и др. Е. Н. Бубнов большое внимание уделил анализу архитектурно-пространственной организации жилища, а также представил результаты большой работы по классификации и систематизации существующих типов жилищ. В. Б. Кошаев в своих работах классифицировал жилище с определением типологических критериев финно-угорской, славянской, тюркской культур и предложил авторские методы анализа традиционного жилища (паспорт-анкета). Традиционное жилище позиционируется В. Б. Кошаевым как материальное отражение модели мира определенной этнической группы. Следует отметить, что В. Б. Кошаев дополнил существующую типологию коми-дома Л. Н. Жеребцова понятием «образ дома» [86], включающего в себя эстетический, художественный, индивидуальный, типологический и другие смыслы. В работе А. В. Ополовникова рассмотрена тема соответствия образа строения образам мышления и жизни людей, его создавшим. При этом язык архитектуры понимается А. В. Ополовниковым как «синтез мысли и дела» [114].
- Социально-климатический аспект рассматривался С. А. Дектеревым (1989) с описанием социально-климатических и исторических условий заселения Уральских земель.
- Модулъно-пропорционалъный аспект построек различного назначения исследовался в работах К. Н. Афанасьева (1961), Б. А. Рыбакова (1949, 1984) и др.
Несмотря на значительную изученность общей проблематики деревянного зодчества по конкретным направлениям исследований, наблюдается недостаточная проработка вопросов возникновения и развития проектной культуры удмуртов и коми, которые требуют определенной консолидации результатов наработок по всем аспектам исследований, связанных с этнической культурой и своеобразием народов.
Научная гипотеза исследования. Комплексное исследование деревянных строений удмуртов и коми предполагает поиск, систематизацию, определение взаимосвязей данных по широкому спектру направлений исследований. При этом проектная культура коми и удмуртов рассматривается в неразрывном контексте их мировоззрений и обычаев, а пластика конструктивных форм строений анализируется, фиксируется и сохраняется при помощи современных методов исследования и информационных технологий. Все это требует создания новой концепции ретроспективного анализа деревянных построек, результаты которого могут быть использованы в самых различных сферах деятельности: от научных исследований и реставрации до проектирования культурно-средовых пространств и отдельных объектов, имеющих характерные этнические особенности.
Объектом диссертационного исследования являются традиционные деревянные жилые и бытовые постройки.
Предмет диссертационного исследования - деревянные строения удмуртов и коми в контексте этнических особенностей жилой среды.
Целью диссертационной работы является выработка комплексного подхода к исследованию проектно-пластической культуры финно-угорских народов - удмуртов и коми на основе анализа различных факторов формирования канонической конструктивно-пространственной структуры их деревянных сооружений, ретроспективный анализ деревянных строений в контексте этнических особенностей жилой среды.
Задачи исследования. Обозначенная цель и проведенный анализ проблем по теме диссертации позволили определить круг основных задач исследования.
1. Определить критерии для изучения проектно-пластической культуры деревянных строений:
• провести общий анализ типологии деревянных строений;
• определить конструктивно-технологические особенности деревянных строений;
• рассмотреть системы измерений, использовавшиеся при создании образцов деревянного зодчества.
2. Выработать инструментарий и разработать структуру проектно-ретроспективного анализа деревянных строений:
• провести анализ современных систем пропорционирования на предмет возможности их применения в исследовании этнических особенностей деревянных конструкций удмуртов и коми;
• разработать методику проектно-ретроспективного анализа деревянных конструкций, включающую трехмерное компьютерное моделирование и создание комплексного информационно-справочного документа;
3. Раскрыть посредством проектно-ретроспективного анализа принципы формообразования деревянных строений удмуртов и коми, которые являются суммарным отражением этнокультурного своеобразия народов, специфики природных условий и других факторов:
• показать формообразование деревянных строений в контексте хронотопа культурного мира удмуртов и коми;
• определить размерные характеристики деревянных строений удмуртов и коми, а также их конструктивно-технологические особенности;
• использовать результаты проектно-ретроспективного анализа в проектировании разборного деревянного макета культового строения удмуртов «куала» с возможностью его использования с образовательными целями в детских учреждениях. Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Для достижения цели и решения задач диссертационного исследования необходимо применение: комплексного междисциплинарного подхода, что помогает наиболее полно объяснить структурные закономерности возникновения объемно-пластических и конструктивных решений деревянных строений финно-угорских народов - удмуртов и коми; системного подхода, который позволяет оценить деревянные строения в разрезе общих принципов проектной культуры на территории России.
В основу исследования положены теоретические труды этнографов (Е. Ф. Шумилов, И. Н. Шургин), искусствоведов (Е. Н. Бубнов, В. Б. Кошаев, А. В. Ополовников), культурологов в области деревянного зодчества (В. В. Вавилин, А. Б. Пермиловская), труды по исследованию национальных систем измерения и систем пропорционирования (А. А. Пилецкий, Б. А. Рыбаков), теоретические и практические разработки по проблемам реконструкции деревянных строений (К. Н. Афанасьев, И. Ш. Шевелев), а также самостоятельные исследования, обмеры, проектная реконструкция.
При решении конкретных задач исследования диссертант опирался на следующие методы исследования:
• искусствоведческий анализ деревянных построек, поселений, планировочных решений;
• историко-этнографический метод изучения образцов деревянного зодчества;
• метод сравнительного анализа;
• методы проектного анализа объектов народной архитектуры;
• методы трехмерного компьютерного моделирования и электронного хранения информации.
Научная новизна работы и личный вклад исследователя.
Диссертационное исследование было нацелено на выявление комплексной обусловленности проектной культуры финно-угорских народов (удмуртов и коми) их мировоззрением, условиями жизни, технологическими возможностями и другими факторами, создание методики анализа и фиксации информации о деревянном зодчестве удмуртов и коми с помощью современных методов исследований и информационных технологий. В работе впервые:
• показано комплексное влияние национальных традиций, мифологии и других факторов на проектную культуру удмуртов и коми;
• выработан комплексный многокритериальный подход к осмыслению и фиксации данных о проектной культуре удмуртов и коми и определена структура ретроспективного анализа деревянных строений удмуртов и коми с применением современных компьютерных технологий;
• определены специализированные подходы к исследованию размеров и пропорциональных характеристик деревянных строений удмуртов и коми;
• представлена общая многокритериальная систематизация пластических решений деревянных строений на основе понятия «срубный модуль»;
• показаны и зафиксированы специфические геометрические и пропорциональные характеристики, конструктивные решения национальных деревянных строений удмуртов и коми;
• определена структура комплексного информационно-справочного документа деревянного строения и сформированы документы на деревянные постройки: куала (удмурты), традиционный дом коми;
• показана возможность использования собранной информации о проектной культуре финно-угорских народов в проектировании на примере разборного деревянного макета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проектно-пластическая культура деревянных строений является сложным многоплановым феноменом в культуре многих народов. На протяжении веков она складывалась под влиянием мировоззренческих, культурно-бытовых, социальных, климатических и иных факторов. При этом у каждого народа сформировался специфический набор характеристик и особенностей отдельных деревянных строений, усадеб и поселений в целом, в который входят: тип деревянных строений, системы измерений и конструктивно-технологические особенности. Анализ типологии деревянных строений целесообразно проводить с использованием понятия «срубный модуль» (деревянная конструкция из набора капитальных стен, которые возводятся одновременно и формируют замкнутые объемы), что позволяет в комплексе с рассмотрением существовавших объемно-планировочных решений системно описать большинство усадеб и поселений на территории России.
Конструктивно-технологические особенности возведения строений служат важными характеристиками деревянных построек и могут рассказать исследователям о среде обитания, климате, религиозных воззрениях и образе жизни различных этносов. При возведении деревянных строений на территории России, в основном, использовались саженные системы измерений, но поскольку антропометрические характеристики представителей различных этносов существенно разнились, саженные меры, которые характеризовались строгими антропометрическими соответствиями, также имели отличия. Анализ построек в сочетании с исследованием саженных величин различных этнических групп позволяют получить информацию о среднем росте мужчины этнической группы и средних размерных характеристиках их деревянных строений. Например, простая плотницкая сажень у коми была 1 510 мм, что, исходя из известных пропорциональных зависимостей саженных величин (по А. Ф. Черняеву), позволяет рассчитать: рост плотника (мужчины коми) - 1 744 мм; среднюю высоту помещений коми-дома 2 136 мм (рост плотника с поднятой рукой) и др. характеристики.
2. Для разработки структуры проектно-ретроспективного анализа необходимым является выработка инструментария для исследования объектов деревянного зодчества. Наряду с традиционными видами исследования (этнографический, культурологический, искусствоведческий, исторический и т.д.), которые должны входить составными частями в структуру анализа, для изучения деревянных строений в настоящее время целесообразно применять современные достижения в теории пропорционирования, которые в сочетании с использованием методов электронного геометрического моделирования, позволяют получать и фиксировать дополнительную информацию о пропорциях исследуемых объектов. Для этого наиболее известные системы пропорционирования (метод золотого сечения, а также методы Б. А. Рыбакова; Д. Хэмбиджа; И. Ш. Шевелева и т.д.) моделируются в электронном виде в форме общей лучевой сетки, которая при наложении на трехмерную электронную геометрическую модель деревянного строения позволяет зафиксировать наиболее близкие пропорциональные значения исследуемого объекта.
3. Религиозные представления о мироустройстве финно-угорских народов удмуртов и коми, которые долгое время были язычниками, имеют схожие черты, а также существенные различия, что нашло воплощение в конструкции традиционных жилищ и строительных обрядах. К сходствам можно отнести трихотомичное представление о мире, который, по их мнению, был сотворен двумя богами-демиургами (один из которых олицетворял собой добро, а второй - зло), что отразилось у коми и удмуртов в условном трехчастном делении жилища по вертикали: нижний мир олицетворяло подполье, средний мир соотносился с жилой частью, а верхний мир соответствовал пространству под крышей. При этом все три мира связывало общее мировое дерево (мировая ось), что нашло отражение в схожей строительной обрядности удмуртов и коми, когда при закладке строения в центр сруба символично вкапывалось молодое деревце.
К отличительным особенностям мифологии удмуртов можно отнести большое количество божеств (банный человек, овинный человек и т.д.), каждому из которых в усадьбе соответствовала отдельная постройка, которой оно покровительствовало и где жило со своей семьей. Расположение этих построек преимущественно было замкнутым с трех сторон (П-образно). При этом с четвертой стороны располагался массивный забор с воротами. Это придавало усадьбе монументальность и замкнутость, что вероятно, связано со сформировавшейся психологией удмуртов, как гонимого народа, который стремился укрыться от врагов за неприступными стенами. Кроме этого необходимо отметить, что удмурты жили воршудами {воршуд - объединение родственников по материнской линии). Каждая семья (на своем дворе) и каждый воршуд (в священной роще Луд) возводили молитвенную постройку «куала» особой конструкции, где поклонялись сакральным артефактам (символизирующим Род), находящимся в воршудной коробке, а также богу-демиургу Керемету, который олицетворял зло. Дворовая «куала» была квадратной в плане постройкой со стороной 5 ООО мм, что составляет примерно 7 аршин. Совершенно логичным представляется факт, что в размерных характеристиках молитвенного строения удмуртов присутствует число 7 (сакральное число для многих народов), как отражение слагаемых пространственной структуры мира: троичном членении по вертикали (верхний, средний и нижний мир) и четвертичном по горизонтали (север, юг, запад, восток). К отличительным особенностям религиозных воззрений коми необходимо отнести то, что религия воспринималась ими как союз труда, куда входили на равных божественные создания, люди и животные. Считалось, что нарушение интересов кого-либо из этого союза влекло за собой всеобщее горе, потому что обиженное существо, жалуясь на свою судьбу, сеяло несчастье вокруг. В силу этого, каждый человек боялся не кары небесной, а собственных поступков, которые могли нарушить добрые отношения с живущими рядом существами. Вероятно, это явилось одним из факторов, определивших традиционную планировку дома народа коми -большая изба-двойня (примерно 15 ООО * 15 ООО мм), где все живые существа (люди, лошади, коровы, птицы и т.д.) жили совместно под одной крышей.
Если допустить, что при строительстве в качестве единицы измерения использовалась плотницкая сажень (1 510 мм), отсюда можно утверждать, что все линейные размерные характеристики дома были кратные числу 2 (2, 4, 8, 10 саженей). Дом состоял из нескольких частей: двух половин избы-двойни (габариты каждой половины 4x10 саженей) и образованного между ними заулка (габариты 2 х 10 саженей).
4. Информацию об особенностях формообразования деревянных строений в контексте хронотопа культурного мира удмуртов и коми, отраженную в форме объемно-планировочных и конструктивно-технологических решений и выявленную в результате проектно-ретроспективного анализа, можно эффективно использовать в проектировании различных изделий. Например, при проектировании разборного деревянного макета культового строения удмуртов «куала» для обучающих целей в детских учреждениях.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработанная методика проектно-ретроспективного анализа позволила не только понять, зафиксировать для дальнейшего практического использования информацию об особенностях деревянных строений удмуртов и коми, но и комплексно теоретически осмыслить глубинные истоки формирования проектной культуры этих народов с мировоззренческих, религиозных, культурно-бытовых и иных позиций.
Апробация работы и личный вклад автора. В ходе работы над диссертацией в достаточно большом объеме выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Достоверность исследований обеспечена детальным изучением памятников материальной культуры, экспериментальной апробацией разработанных методик в архитектурно-этнографическом музее «Лудорвай» (Республика Удмуртия), на промышленном предприятии «Красная звезда» (г. Можга) и др.
Основные положения диссертационной работы изложены в научных докладах на следующих конференциях: международные (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009; Ижевск ГОУВПО «УдГУ», 2009; СПб, ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», 2010; Ижевск, ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2010); всероссийские (СПб, ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», 2010; СПб, НОУВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», 2010); региональные (Сургут, ГОУВПО «Сургутский государственный университет», 2009; Ижевск, ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2009).
Основные положения диссертации неоднократно докладывались и обсуждались на кафедрах и семинарах в Институте искусств и дизайна (ГОУВПО «Удмуртский государственный университет») и на технических совещаниях ЗАОр МДНП «Красная Звезда». Проведенное диссертационное исследование поддержано стипендией для аспирантов Президента Российской Федерации и стипендией для аспирантов Правительства Российской Федерации.
Реализация результатов. Разработанные положения диссертационного исследования внедрены в практику (с оформлением соответствующих актов внедрения) проектно-конструкторской деятельности ЗАОр МДНП «Красная звезда» (г. Можга, Республика Удмуртия), а также ООО «Модулор» (г. Сыктывкар, Республика Коми).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 научных статей, 5 из них в журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов.
Структура диссертации подчинена логике, обусловленной целями и задачами работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, основных выводов и результатов, 5 приложений, 45 таблиц, 71 рисунка. Список использованных источников включает 212 наименований. Общее количество страниц в диссертационной работе - 288.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этнокультурные смыслы и проектно-художественные решения в традиционном жилище коми-зырян2020 год, кандидат наук Некрасов Руслан Валерьевич
Деревянное монументальное зодчество Белоруссии XVI -XIX вв. (Архитектурно-конструктивные и технические особенности)1983 год, Сергачев, Сергей Алексеевич
Особенности деревянной архитектуры Самары конца XIX - начала XX веков2009 год, кандидат архитектуры Сысоева, Елена Александровна
Генезис и формирование народного зодчества саха (якутов) в XV - нач. XX вв.2002 год, кандидат архитектуры Старостина, Айталина Анисимовна
Традиционная архитектура Восточного Обонежья конца XIX - начала XX вв.: Типологическая и этнокультурная характеристики2001 год, кандидат архитектуры Вахрамеева, Татьяна Ивановна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Овчинникова, Елена Владиленовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
1. Исследование влияния этнокультурного фактора показало, что мировоззрение удмуртов и коми наряду с другими факторами наложило существенный отпечаток на формообразование и структуру их деревянных построек: трехчастная структура мира отражается в трехчастном делении домов удмуртов и коми по вертикали; наличие пантеона божеств у удмуртов проявляется в большом количестве дворовых построек, где каждое из божеств является хозяином и покровителем одной из них; представления коми о том, что все существа равны в своих правах и должны жить в мире повлияли на объемно-планировочную структуру коми-дома, где люди и животные жили под одной кровлей.
2. На сновании анализа известных объектов, а также ряда построек, выявленных в ходе полевых исследований и впервые вводимых в научный обиход, выявлены проектные схемы и специфические конструктивные решения построек: неодинаковый вынос стеновых бревен (удмурты); кровельная щель, образованная верхними несимметричными скатами кровли (удмурты); крепление кровли при помощи гнета и огнива (удмурты), крепление кровли при помощи охлупня или чиби (коми); самцовая безгвоздевая кровля (удмурты и коми); наличники в виде гладкой обкладки (удмурты и коми) и т.д.
3. Раскрыт модульный характер формообразования этнических деревянных конструкций (с использованием понятия «срубный модуль») и проведена их систематизация по различным критериям: тип структуры застройки; объемно-пространственная композиция усадьбы по форме и расположению объема двора относительно жилых помещений; объемно-пространственной композиция срубных строений по количеству и взаимному расположению внутренних объемов срубных модулей.
4. Установлено, что размерные характеристики и пропорции образцов деревянного зодчества удмуртов и коми основаны на антропометрических размерах человеческого тела посредством использования саженной системы измерений. Показана возможность и плодотворность применения современных систем пропорционирования (метод золотого сечения, а также методы Джея Хэмбиджа; Б. А. Рыбакова; И. Ш. Шевелева и т.д.) при исследовании деревянных конструкций удмуртов и коми.
5. Разработана методика проектно-ретроспективного анализа деревянных конструкций с применением современных компьютерных технологий. При этом результаты проектно-ретроспективного анализа (искусствоведческого, исторического, культурологического, конструкторско-технологического характера) нашли отражение в форме комплексных информационно-справочных документов деревянных конструкций удмуртов и коми, а также разборного деревянного макета культовой деревянной постройки удмуртов «куала».
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Овчинникова, Елена Владиленовна, 2012 год
1. Алексеева, А. Место этнических традиций в цивилизованном процессе / А. Алексеева. М.: МГУК, 1996. - 185 с.
2. Асипова, И. А. Общение школьника в многонациональной среде / И. А. Асипова//Сов. педагогика. 1991. -№ 12. - С. 21-24.
3. Асылханова, Г. Ж. Развитие национальной культуры в школьном образовании: Дис. канд. соц. наук. М., 1993. - 163 с.
4. Атаманов, М. Г. От Дондыкара до Урсыгурта. Из истории удмуртских регионов / М. Г. Атаманов. Ижевск: Удмуртия, 2005. - 216с.
5. Атаманов, М. Г. По следам удмуртских воршудов / М. Г. Атаманов. -Ижевск: Удмуртия, 2001. 215 с.
6. Атаманов, М. Г. Удмуртская ономастика / М. Г. Атаманов. Ижевск: Удмуртия, 1988 - 166 с.
7. Атаманов-Эграпи, М. Г. Происхождение удмуртского народа: Монография / М. Г. Атаманов-Эграпи. Ижевск: Удмуртия, 2010. -576 с.
8. Афанасьев, К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими / К. Н. Афанасьев. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. -270 с.
9. Базарова, Э. Северорусский дом как адаптивная система / Э. Базарова // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2003. - № 4. - С. 34 - 37: ил.
10. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1983. - 190 с.
11. Байбурин, А. К. Семиотический статус вещей и мифология / А. К. Байбурин // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. Л., 1981.-Т. 37. - С. 215-226.
12. Барежев, К. В. Понятие «дома» и « смысла» как философские метафоры / К. В. Барежев // Дом человека: (Экология социал.антрополог, процессов): Материалы межвуз. конф. (С.-Петербург, 16 -18 марта 1998 г.). СПб., 1998. - С. 57 - 60.
13. Бахтин, М. М. Искусство и ответственность / Бахтин М. М. // Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 3 - 4.
14. Белицер, В. Н. Очерки по этнографии народов коми / В. Н. Белицер. -М.: Наука, 1953. Т. 45. Тр. Ин-та этнографии АН СССР. - 290 с.
15. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. -М.: Искусство, 1971. 544 е.: ил.
16. Бубнов, Е. Н. Русское деревянное зодчество Урала / Е. Н. Бубнов. -М.: Стройиздат, 1988. 183 е.: ил.
17. Бунак, В. В. Антропометрия. Практический курс / В. В. Бунак. -М., 1987.-267 с.
18. Бурдун, Г. Д. Единицы физических величин / Г. Д. Бурдун. -М.: Машиностроение, 1987. 267 с.
19. Вайтенс, М. Е. Архитектурно-художественный облик северных городов / М. Вайтенс. Л.: ЛенНИИП градостроительства, 1978. - 56 е.: ил.
20. Валенцова, М. М. Семантика и символика «верха» дома в обрядности славян / М. М. Валенцова // Живая старина. 2000. -№ 2. - С. 11-13.
21. Верещагин, Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / Г. Е. Верещагин. СПб: типография И. Н. Скороходова, 1889. - 197 с.
22. Верещагин, Г. Е. Этнографические очерки: Собр. соч.: В 6 т. / Верещагин Г. Е.; Ред. Ванюшев В. М. Ижевск: изд-во Удм. ин-т истории, яз. и лит., 1998. - Т. 3. Кн. 1 - 309 с.
23. Верещагин, Г. Е. Этнографические очерки: Вып. 1: Собр. соч.: В 6 т. / Верещагин Г. Е.; Ред. Ванюшев В. М. Т. 3. Кн. 2 / Отв. за выпуск Г. К. Шкляев - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. - 251с.
24. Виноградов, С. Н. Кладезь удмуртской философии и магии Статьи об обычаях, традициях, мировоззрении удмуртов. / С. Н. Виноградов. -Ижевск: Инвожо, 2010. 148 с.
25. Битов, М. В. Вопросы этнографической систематики восточнославянского народного жилища: (Классификация типов застройки усадьбы) / М. В. Битов // Вестник МГУ. Серия историко-филологическая. 1958. - №4. - С. 128 - 140.
26. Владыкин, В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. Ижевск: Удмуртия, 1994. - 384 е.: ил.
27. Владыкин, В. Е. Удмуртский этнос и мифология / В. Е. Владыкин // Удмуртская мифология; под ред. В. Е. Владыкина. Ижевск, 2003. -С. 5- 19.
28. Владыкин, В. Е. Этнография удмуртов. 2-е издание, переработанное и дополненное / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - Ижевск: Удмуртия, 1997. - 248 е.: ил.
29. Вопросы этнографии народа коми / Под ред. Л. Н. Жеребцова, Н. П. Рочева и др. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. - 182 с.
30. Вопросы этнографии народа коми. Труды Ин-та языка, литературы и истории. вып. 32. - Сыктывкар, 1985. - 180 с.
31. Востряков, Л. Е. Историко-культурное наследие как фактор гуманизации жизненного пространства человека / Л. Е. Востряков, А. Н. Давыдов // Экологические проблемы Европейского Севера. -Екатеринбург, 1996. С. 382 - 387.
32. Ганцкая, О. А. Методика картографического определения типов и комплексов крестьянского жилища: (По материалам ист.-этногр. атласа «Русские») / О. А. Ганцкая // Тр. VII Междунар. конгр. антропол. и этногр. наук. М.: Наука, 1964. - Т.5. - С. 1-9.
33. Гинзбург, М. Я. Ритм в архитектуре / М. Я. Гинзбург. М.: Среди коллекционеров, 1923. - 120 е.: ил.
34. Глазычев, В. Л. Зарождение зодчества / В. Л. Глазычев. М.: Стойиздат, 1984. - 126 е.: ил.
35. Гольдштейн, А. Ф. Зодчество / А. Ф. Гольдштейн. М.: Просвещение, 1979.-415 с.
36. Грабарь, И. Э. О русской архитектуре: Исследования. Охрана памятников / И. Э. Грабарь. М.: Наука, 1969. - 423 е.: ил.
37. Гришкина, М. В. Язычество и христианство / М. В. Гришкина // История Удмуртии: конец XV начало XX века. - Ижевск, 2004. -С. 208-211
38. Гура, А. В. Символика животных в славянской народной традиции / А. В. Гура. М.: Индрик, 1997. - 910 е.: ил. - (Традиционная духовная культура славян/Современные исследования).
39. Давыдов, А. Н. Русский Север: экология культуры / А. Н. Давыдов // Север: Экология: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2000. - С. 237 - 248.
40. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I / Совмещ. ред. В. И. Даля, И. А. Бодуэна де Куртенэ в соврем, написании. М.: Олма-Пресс, 2002. - 1278 с.
41. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. II / Совмещ. ред. В. И. Даля, И. А. Бодуэна де Куртенэ в соврем, написании. М.: Олма-Пресс, 2002. - 1118 с.
42. Дектерев, С. А. Климат и архитектура народного жилища / С. А. Дектерев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. - 208 с.
43. Денисова, И. М. Дерево Дом - Храм в русском народном искусстве / И. И. Денисова // Советская этнография. - 1990. - №6. - С. 48 - 114.
44. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / под ред. Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004. -288 е.: ил.
45. Едемский, М. Б. О крестьянских постройках на Севере России / М. Б. Едемский // Живая старина. Вып. 1 - 2. - СПб., 1913.
46. Единицы величин: Словарь-справочник / В. М. Деньгуб, В. Т. Смирнов. М.: Изд-во стандартов, 1990. 240 е.: ил.
47. Жегалова, С. К. Крестьянское жилище Русского Севера XVII XVIII веков / С. К. Жегалова // Памятники Отечества. - М., 1986. - №1. -С. 133- 142.
48. Жеребцов, И. Л. Коми край: очерки о десяти веках истории / И. Л. Жеребцов, А. Ф. Сметании; сост. И. Л. Жеребцов. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2003. - 365 с.
49. Жеребцов, Л. Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами / Л. Н. Жеребцов. М.: Наука, 1982. - 223 с.
50. Жеребцов, Л. Н. Историческая хроника Республики Коми с древнейших времен / И. Л. Жеребцов, М. В. Таскаев, М. Б. Рогачев, Б. Р. Колегов. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2002. - 342 е.: ил.
51. Жеребцов, Л. Н. К истории народного жилища коми / И. Л. Жеребцов.- Сыктывкар: Коми , 1960. 196 с.
52. Жеребцов, Л. Н. Крестьянское жилище в Коми АССР / Л. Н. Жеребцов.- Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1976. 80 с.
53. Жеребцов, Л. Н. Опыт изучения крестьянского жилища народа коми / Л. Н. Жеребцов // Историко-филологический сборник: Вып. 3. -Сыктывкар, 1956. С. 30-47.
54. Жеребцов, Л. Н. Расселение коми в XV середине XIX в. / Л. Н. Жеребцов. - Сыктывкар, 1972. - 64 с.
55. Жеребцов, Л. Н. Формирование этнографических групп коми (зырян) / Л. Н. Жеребцов // Финно-угорский сборник. М., 1982. - С. 96-111.
56. Жеребцов, Л. Н. Этнокультурная специфика прилузских коми / Л. Н. Жеребцов // Крестьянство Коми края (досоветский период). -Сыктывкар, 1986.-С. 97-107.
57. Жеребцов, Л. Н., Из жизни древних коми / Л. Н. Жеребцов, Н. Д. Конаков, К. С. Королев. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. -136 с.
58. Забелло, С. Я. Русское деревянное зодчество / С. Я. Забелло, В. Н. Иванов, П. Н. Максимов. М.: Изд-во Акад. арх-ры СССР, 1942. -74 е.: ил.
59. Зиммель, Г. Избранное: В 2-х т. / Г. Зиммель; Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. М.: Юристъ, 1996. - Т. 1: Философия культуры. - 670 с.
60. Зиммель, Г. Избранное: В 2-х т. / Г. Зиммель; Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. М.: Юристъ, 1996. - Т. 2: Созерцание жизни. - 607 с. —60
61. Золотое сечение электронный ресурс. / Электрон, дан. Режим доступа: http://ш^к1реё1а.оггАу1к1/Золотое сечение, свободный. —61
62. Золотое сечение. Статьи. Наука и техника электронный ресурс. / Электрон, дан. Режим доступа: http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm, свободный.
63. Зыков, С. Н. Деревянное зодчество в задачах трехмерного моделирования дизайна среды / С. Н. Зыков, Е. В. Овчинникова // Миромоделирование: гуманитарные и художественные аспекты общественной жизни: Сб. мат-лов конф. Ижевск, 2009. - С. 205-210.
64. Зыков, С. Н. Компоненты САПР в дизайн-проектировании / С. Н. Зыков //Дизайн. Материалы. Технология. 2009. -№ 1. - С. 109111.
65. Зыков, С. Н. Принципы организации САПР для исследования и моделирования конструкций деревянного зодчества / С. Н. Зыков, Е. В. Овчинникова // Дизайн. Материалы. Технологии. 2010. - №2 (13).-С. 102-105.
66. Иванов, А. Г. Археологическая карта северных районов Удмуртии / А. Г. Иванов, М. Г. Иванова, Т. И. Останина, Н. И. Шутова. Ижевск: Удмурт, ин-т истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. - 276 с.
67. Ивянская, И. И. Мир жилища: архитектура, дизайн, строительство, история, традиции, тенденции / И. И. Ивянская. М.: Дограф, 2000. -298 е.: ил.
68. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. Л.: Лениздат, 1987.-205 с.
69. Ильин, М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI в. / М. А. Ильин. М.: Искусство, 1980. - 144 е.: ил.
70. Ильина, И. В. Традиционная культура народа коми: этнографические очерки / И. В. Ильина, И. Л. Жеребцов, Н. Д. Конаков и др. -Сыктывкар: Коми кн. издательство, 1994. 270 с.
71. Историография Коми: Материалы по истории Коми. Сыктывкар: РАН Уральское отделение, Коми науч. центр, 1999. - Вып 2. - 112 с.
72. История Коми края в документах и материалах: Советский период / Под ред. А.Н. Турубанова. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1995. - 448 с.
73. История Удмуртии XV нач. XX вв. - Ижевск: УУИЯЛ УрО РАН 2004. - 544 с.
74. Кириллин, В. М. Символика Чисел в Древнерусских сказаниях XVI века / В. М. Кириллин // Естественнонаучные представления Древней Руси. -М.: НАУКА, 1988. С. 76-111.
75. Климов, К. М. Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве Х1Х-ХХ вв.: Монография / К. М. Климов. Ижевск.: Изд. дом «Удмуртский университет», 1999. - 320 с.
76. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 432 с.
77. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 160 с.
78. Коми // Народы России: Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с.
79. Композиционные принципы архитектурного проектирования / В. Ф. Вавилин, В. В. Вавилин, В. А. Моисеенко, В. А. Федин; Под общ. ред. В. Ф. Вавилина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 112 с.
80. Копалинский, В. Словарь символов / В. Копалинский: Пер. с пол. В. Н. Зорина. Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002. - 267 с.
81. Корбюзье, Л. Модулор: Опыт соразмерной масштабу человека гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике / Л. Корбюзье М.: Стройиздат, 1976. - 239 с.
82. Коротаев, В. И. Русский Север в конце XIX первой трети XX века: Проблемы модернизации и социальной экологии / В. И. Коротаев. -Архангельск: Изд-во помор, гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1998. -191 с.
83. Костомаров, Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. М.: Республика, 1992.-303 с.
84. Кошаев, В. Б. Коми традиционное жилище проблема художественной интерпретации / 4-я рос., универ.-академ. науч.- практич. конф. Ч. 5. Ижевск, 1999.-С. 104-111.
85. Кошаев, В. Б. Традиционное жилище народов Западного Приуралья. Культурогенез. Классификация. Искусство / В. Б. Кошаев. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2001. - 370 с.
86. Красовский, М. В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество / М. В. Красовский. СПб: Сатись, 2005. - 382 с.
87. Криничная, Н. А. Дом: его облик и душа: (К вопросу о тождестве символов в мифолог, прозе и нар. изобраз. Искусстве) / И. А. Криничная; Карел. Науч. центр РАН. Ин-т языка, литературы и истории Петрозаводск, 1992. - 29 с.
88. Куликов, К. И. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства: научно-методическое пособие / К. И. Куликов, М. Г. Иванова. Ижевск: Удмурт, ин-т истории языка и литературы УрО РАН, 2001.-64 е.: ил.
89. Культурный ландшафт русского Севера / Авт.: В. Н. Калуцков, А. А. Иванова, Ю. А. Давыдова и др. М., 1998. - 136 е.: ил.
90. Лазарев, А. Г. История архитектуры и градостроительства России, Украины, Белоруссии VI-XX вв. / А. Г. Лазарев, А. А. Лазарев. Ростов на Дону: Феникс, 2003. - 512 с.
91. Лотман, Ю. М. История и типология русской культуры / М. Ю. Лотман. СПб.: Искусство, 2002. - 765 с.
92. Лотман, Ю. М. Символ в системе культуры / М. Ю. Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. - Т. XXI. - С. 10-21.
93. Лотман, Ю. М. Художественный ансамбль как бытовое пространство / М. Ю. Лотман // Лотман Ю. М. Об Искусстве. СПб., 1998. - С. 574 -582.
94. Лысенко, О. В. Маркировка сакрального пространства дома / О. В. Лысенко // Христианский мир: религия, культура, этнос: Мат-лы науч. конф. СПб., 2000. - С. 303 - 309.
95. Мазур, Л. Н. Села и деревни Среднего Урала в XX веке: Статистико-этнографическое описание. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. -160 с.
96. Маковецкий, И. В. Архитектура русского народного жилища. Север и Верхнее Поволжье / И. В. Маковецкий. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.-337 е.: ил.
97. Маковецкий, И. В. Заметки о памятниках деревянной архитектуры Поволжья / И. В. Маковецкий // Сообщения Института истории искусств АН СССР. -М.; Л., 1951.-№1.-С. 30-50.
98. Маковецкий, И. В. Памятники народного, зодчества Русского Севера: по материалам комплексной экспедиции Ин-та истории искусств АН СССР и Гос. ист. музея / И. В. Маковецкий. М.: Изд-во АН СССР. 1955.- 182 е.: ил.
99. Максимов, П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих / П. Н. Максимов. -М.: Стройиздат, 1976. 240 е.: ил.
100. Маркарян, Э. С. Очерки теории культуры / Э. С. Маркарян; АН Арм. ССР. Ин-т философии и права. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969. -228 с.
101. Милославский, М. Г. Техника деревянного зодчества на Руси в XVI -XVII вв. / М. Г. Милославский // Труди института истории естествознания и техники / АН СССР. М., 1956. - Т.7: История строительной науки и техники. - С. 44 - 111: ил.
102. Мильчик, М. И. Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории / М. И. Мильчик, Ю. С. Ушаков. JL: Стойиздат. Ленингр. Отделение, 1988. - 176 с.
103. Миннияхметова, Т. Г. Календарные обряды закамских удмуртов / Т. Г. Миннияхметова. Ижевск: Изд-во Удм. ин-та истории, языка и лит., 2000.- 163, 5. е.: ил.
104. Мифология и религия в системе культуры этноса: Материалы вторых С.-Петерб. этногр. чтений. СПб., 2003. - 204 с.
105. Мифы народов мира: Энцикл.: В 2 Т. / под ред. С. А. Токарева. М.: Сов. энцикл., 1980 - 1982. - Т. 1. - 671 е.: ил.; Т. 2.-718 е.: ил.
106. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа / Литературный обработчик Н. П. Кралина. Ижевск: Удмуртия, 1995. - 208с.
107. Молчанов, В. М. Основы архитектурного проектирования. Социально-функциональные аспекты / В. М. Молчанов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-416 с.
108. Налимов, В. П. Очерки по этнографии финно-угорских народов / В. П. Налимов. Ижевск - Сыктывкар, 2010. - 336 с.
109. Напольских, В. В. Как Вукузе стал создателем суши. Удмуртский миф о сотворении земли и древнейшая история народов Евразии. Научно-популярное сочинение / В. В. Напольских. Ижевск: Удмурт, ин-т истории, языка и литературы УрО РАН, 1993. - 160с.
110. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.: Наука, 2000. - 579 е.: ил.
111. Некрылова, А. Ось вселенной / А. Некрылова // Северные просторы. 1993. - № 9 - 10. - С. 38 - 40: ил.
112. Объемно-пространственная композиция / сост. Б. Е. Сотников. -Ульяновск: УлГТУ, 2009. 68 с.
113. Ополовников, А. В. Дерево и гармония: Образцы деревянного зодчества России / А. В. Ополовников, Е. А. Ополовникова. М.: Ополо, 1998.-208 е.: ил.
114. Ополовников, А. В. Русский Север / А. В. Ополовников. М.: Стройиздат, 1977. -255с., ил.
115. Ополовников, А. В. Русское деревянное зодчество. Гражданское зодчество / А. В. Ополовников. М.: Искусство, 1983. - 287 е.: ил.
116. Ополовников, А. В. Сокровища Русского Севера / А. В. Ополовников. -М.: Стройиздат, 1989. 367 е.: ил.
117. Орфинский, В. П. Вековой спор: Типы планировки как этнический признак: (На примере поселений Русского Севера) / В. П. Орфинский // Советская этнография. 1989. - № 2. - С. 55 - 62.
118. Орфинский, В. П. Деревянное зодчество русского народа и его связь с архитектурой русского Севера / В. П. Орфинский // Архитектурное наследство. М., 1975. - Вып. 23. - С. 59 - 69.
119. Орфинский, В. П. Логика красоты: Архитектурные новеллы / В. П. Орфинский. 3-е изд. - Петрозаводск: Карелия, 1982. - 120 е.: ил.
120. Орфинский, В. П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: Народное зодчество: Сб. научн. Трудов. -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос-ного ун-та, 1992. 232 с.
121. Орфинский, В. П. Польза и красота // Архитектура СССР. 1984. -№ 1.-С. 14-17.
122. Орфинский, В. П. Простейшие деревянные постройки как источник для изучения крестьянского жилища // Народное зодчество: Сб. научн. трудов / В. П. Орфинский, И. Е. Гришина. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос-ного ун-та, 1992. - 232 с.
123. Орфинский, В. П. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера / В. П. Орфинский, И. Е. Гришина. Петрозаводск, 2004.-280с.
124. Отражение межэтнических связей в народном декоративном искусстве удмуртов: Сб. статей. / Ред. коллегия: К. М. Климов, М. Г. Иванова, А. И. Поляк. Ижевск, 1984. - 120с.
125. Очерки по истории изучения этнографии коми. Министерство культуры и национальной политики Респубики Коми. - Сыктывкар, 2007.
126. Пермиловская, А. Б. Декор северного дома: Региональные особенности декоративного убранства северного жилища в конце XIX начале XX века / А. Б. Пермиловская // Народная культура русского Севера / Сост. Т. М. Кольцова. - Архангельск, 2000. - С. 32 - 47.
127. Пермиловская, А. Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX начало XX века) / А. Б. Пермиловская. - Архангельск: Правда Севера, 2005. - 312 е.: ил.
128. Пермиловская, А. Б. Крестьянское жилище Каргополья / А. Б. Пермиловская // Исторический город и сохранение традиционной культуры. М.: Каргополь, 1999. - С. 136- 144.
129. Пермиловская, А. Б. Народная жилая архитектура Мезени в конце XIX века / А. Б. Пермиловская // Новые открытия и реставрация памятников Русского Севера: Тез. конф. 8-9 апр. 1998 г. Архангельск, 1998. -С. 75-78.
130. Пермиловская, А. Б. Памятник от слова память: Проблемы сохранения памятников деревянного зодчества на Русском Севере /
131. А. Б. Пермиловская // Архитектура и строительство России. 1991. -№ 8. - С. 12 - 15. ил.
132. Пермиловская, А. Б. Семантика крестьянского дома в культуре Русского Севера: (XIX нач. XX в.): Автореф. дис.канд. культурологи / А. Б. Пермиловская. - СПб., 2004. - 21 с.
133. Пилецкий, А. А. Золотое семейство. Архитектура // Приложение к Строительной газете. — 17 января 1982. №2.
134. Пилецкий, А. А. Мерило древнерусского зодчего / А. А. Пилецкий // Наука и жизнь. 1980. - № 11. - 140 с.
135. Пилецкий, А. А. Модулор в старинных русских мерах / А. А. Пилецкий // Архитектура СССР, 1976. №8. - С. 53-57.
136. Пилецкий, А. А. Симметрии и пространства древнерусской архитектуры / А. А. Пилецкий // Архитектура СССР. 1981.
137. Пилецкий, А. А. Система величин, мер и пропорций в древнерусской архитектуре / А. А. Пилецкий // Архитектура СССР, 1980. №10. - С. 53.
138. Пилецкий, А. А. Система размеров и их отношений в древнерусской архитектуре. Сборник: Естественнонаучные знания в Древней Руси / А. А. Пилецкий. — М.: Наука, 1980. 178 с
139. Пилявский, В. И. История русской архитектуры / В. И. Пилявский,
140. A. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. Л.: Стройиздат, Ленингр. Отделение, 1984. - 512 е., ил.
141. Плужников, В. И. Термины российского архитектурного наследия /
142. B. И. Плужников. -М.: Искусство, 1995. 158 е., ил.
143. Понятие о гармонии. Часть 1 электронный ресурс.: / Электрон, дан.-Режим доступа: http://bestlogo.ru/gregorjan6-l/pages.html, свободный.
144. Проблемы исследования. Реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1988.- 176 с.
145. Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона: Материалы межрегиональной научной конференции / К 25-летию Музея археологии и этнографии ЦЭИ УНЦ РАН. Уфа, 2001. - 398 е.: ил.
146. Прохоренко, А. И. Русский рубленый дом: Вчера и сегодня / А. И. Прохоренко, П. Н. Денисов. СПб.: Китеж, 1993. - 84 е.: ил.
147. Пути сохранения и методы реставрации памятников деревянного зодчества: Сб. междурар. науч.-практ. конф. / Сост. А. Б. Пермиловская. Архангельск, 1990. - 122 с.
148. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище VI-XIII вв. М.: 1975.
149. Раппопорт, П. А. Зодчество Древней Руси / П. А. Раппопорт. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1986. - 158 е.: ил.
150. Русский Север: Этническая история и народная культура XII XX веков / Отв. ред. И. В. Власова. - М.: Наука, 2001. - 848 е.: ил.
151. Рыбаков, Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих. Из истории культуры Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М.: МГУ, 1984.
152. Рыбаков, Б. А. Мерило новгородского зодчего XVIII века. Из истории культуры Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М.: МГУ, 1984.
153. Рыбаков, Б. А. Русская система мер длины XI-XV веков / Б. А. Рыбаков. -М.: Сов.эти., 1949. № 1.
154. Садиков, Р. Р. Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты) / Р. Р. Садиков. Уфа: Гилем, 2001.- 181 с.
155. Сарапул 1596-1985. Документы и материалы. Ижевск, 1987. - 378с.
156. Сегал, Д. М. Мир вещей и семиотика: Субъект, заметки / Д. М. Сегал // Декоративное искусство. 1968. - № 4. - С. 38 - 41.
157. Сидунова Д. В., Черепанова Е. Г. и др. История развития мер и весов электронный ресурс. / Электрон, дан. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F 1 %F 1 %EA%E0%FF %F 1 %E8%F
158. Смирнов, JI. M. Усадебный ландшафт России / Л. М. Смирнов // Наше наследие. M., 1994. -№ 29-30. - С. 35-49.
159. Смолина, Н. И. Традиции симметрии в архитектуре / Н. И. Смолина. -М.: Стройиздат, 1990. 344 с.
160. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. -4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1988. - 1600 с.
161. Судьба культурного наследия России: XX век: В 3-х т. / Отв. ред. А. И. Комеч. М.: Искусство XXI века, 2003. - (Архитектура и ландшафт России). - Т. 1 : Белая книга: Обретения / Отв. ред. А. С. Щенков. - 399 е.: ил.
162. Судьба культурного наследия России: XX век: В 3-х т. / Отв. ред. А. И. Комеч. М.: Искусство XXI века, 2003. - (Архитектура и ландшафт России). - Т. 2: Красная книга: Предостережение / Отв. ред. Г. К. Смирнов. - 383 е.: ил.
163. Судьба культурного наследия России: XX век: В 3-х т. / Отв. ред. А. И. Комеч. М.: Искусство XXI века, 2003. - (Архитектура и ландшафт России). - Т. 3: Черная книга: Утраты / Отв. ред. Т. И. Гейдор и др. - 463 е.: ил.
164. Суханова, М. А. Дом как модель мира / М. А. Суханова // Дом Человека: (Экология социол.-антрополог. Процессов): Материалы межвуз. Конф. СПб., 1998. - С. 48-50.
165. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор; пер. с англ. Д. А. Корпочевского. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
166. Теребихин, H. М. Сакральная география Русского Севера: Религиоз.-мифолог. пространство севернорус. культуры / H. М. Требихин. -Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1993. -223 с.
167. Теребихин, H. М. Лукоморье: Очерки религиоз. теософии и маринистики Северной России / H. М. Теребихин. Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1999. - 204 с.
168. Топорков, A. JL Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры / A. JI. Топорков // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. - С. 89 - 101.
169. Топоров, В. Н. К символике окна в мифопоэтической традиции /
170. B. Н. Топоров // Балто-славянские исследования, 1983. М., 1984. - С 164- 185.
171. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В. Н. Топоров. М.: Прогресс-культура, - 1994. -621 с.
172. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. -Сыктывкар: Коми кн. издательство, 1994. 272 с.
173. Традиционное жилище народов России: XIX начало XX в. / Отв. ред. Л. Н. Чижикова. -М.: Наука, 1997.-397 е.: ил.
174. Удмурты: историко-этнографические очерки. УИИЯЛ УрО РАН -Ижевск: Удмурт, ин-т истории, языка и литературы УрО РАН, 1993. -392с.
175. Узенева, Е. С. Магия строительства в славянской традиции / Е. С. Узенева // Живая старина. 2000. - № 2. - С. 9 - 10.
176. Ушаков, Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера / Ю.
177. C. Ушаков. М.: Стройиздат, 1982. - 170 с.
178. Федорчук С. В. Метрология древнерусского государства (X — начало XII вв.) электронный ресурс. / Электрон, дан. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F 1 %F 1 %EA%E0%FF %F 1 %E8%F 1 %F2%E5%EC%E0 %EC%E5%F0
179. Физический энциклопедический словарь / A. M. Прохоров. M.: Советская энциклопедия, 1984. - 944 с.
180. Финно-угорские народы России: вчера, сегодня, завтра / Отв. редактор А. К. Конюхов Сыктывкар, 2008. - 272 с.
181. Финно-угорский мир: справочник по истории, культуре и языку / Под ред. Д. Нановски; пер. на рус. яз. О. Володарской Будапешт. -Москва: Б.и., 1996- 190 с.
182. Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века: Коллективная монография / отв. ред. М.Г. Иванова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999.-390с.: фото.
183. Херлберт, А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг / Аллен Хёрлберт; пер. с англ. И. А. Ковалевой, И. М. Паперно; коммент. М. А. Аникста, Е. Р. Кабо. -М.: Книга, 1984. 105 е.: ил.
184. Хоанг Бао Тяу. Иглоукалывание / Хоанг Бао Тяу, Ла Куанг Ниеп. М.: Медицина, 1988. - 675 с.
185. Цивьян, Т. В. Архетипический образ дома в народном сознании / Т. В. Цивьян // Живая старина. 2000. -№2.-С.2-4.
186. Цивьян, Т. В. Мифологическое программирование повседневной жизни / Т. В. Цивьян // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. - С. 154 - 178.
187. Чагин, Г. Н. Народы Прикамья: очерки этнокультурного развития в XIX-XX вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных; Администрация Пермской области. Пермь, 2002. - 303 е.: ил.
188. Чагин, Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI-первой половине XIX века / Г. Н. Чагин. Пермь: Издательство Пермского ун-та, 1995. - 364 е.: ил.
189. Чернов А. Sectio aurea. Имя, данное по ошибке электронный ресурс.: / Электрон. дан. Режим доступа: http://chernov-trezin.narod.ru/ZSl0l.htm, свободный.
190. Черных, А. В. Буйские удмурты: этнографический очерк / А. В. Черных. Пермь, 1995. - 52 с.
191. Черных, А. В. Этнический состав населения и особенности расселения в Южном Прикамье в XVI первой четверти XX вв. / А. В. Черных //
192. Этнические проблемы регионов России: Пермская область. М., 1998. С. 39-113.
193. Черных, Е. М. Жилища Прикамья (эпоха железа): Монография / Е. М. Черных. Ижевск, 2008. - 272с.
194. Черняев, А. Ф. Золото Древней Руси. Русская матрица основа золотых пропорций / А. Ф. Черняев. - М.: Белые альвы, 1998. - 144 е., ил.
195. Шевелев, И. Ш. Принцип пропорции: О формообразовании в природе, мерной трости древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях / И. Ш. Шевелев. М.: Стройиздат, 1986. - 200 е., ил.
196. Шишкин, Н. И. Коми-пермяки: Этногеогр. очерк / Н. И. Шишкин; под ред. А. А. Григорьева, И. М. Мещанинова; АН СССР. Ин-т географии. -Молотов Пермь.: Молотовгиз, 1947. 140 е.: ил: карт.
197. Шкляев, Г. К. К изучению крестьянского жилища и поселений удмуртов
198. Г. К. Шкляев // Этнокультурные процессы в Удмуртии: Сб. статей. Ижевск, 1978, 160 с.
199. Шкляев, Г. К. К характеристике современных сельских поселений Удмуртской АССР / Г. К. Шкляев // Сб. статей: Этнокультурные процессы в Удмуртии под ред. Белорукова Г. П., Ижевск, 1978. 160с.
200. Шкляев, Г. К. Межэтнические отношения в Удмуртии. Опыт историко-психологического анализа: Монография / Г. К. Шкляев. Ижевск:
201. Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1998. -213 с.
202. Шкляев, Г. К. Очерки этнической психологии удмуртов: Монография / Г. К. Шкляев. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2003. - 300 с.
203. Шубенков, М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М. В. Шубенков. М: Архитектура-С, 2006 -320 с.
204. Шумилов, Е. Ф. Архитектура удмуртской крестьянской усадьбы / Е. Ф. Шумилов // Искусство Удмуртии. Сборник статей, вып. 1. Ижевск, 1975.-С. 215-245.
205. Шумилов, Е. Ф. История искусства Удмуртии: Справочник / Е. Ф. Шумилов. Устинов: Удмуртия, 1986. - 142с.
206. Шумилов, Е. Ф. К вопросу о древнейших формах удмуртского народного зодчества / Е. Ф. Шумилов // Искусство Удмуртии. Сборник статей, вып. 1. Ижевск, 1975. - С. 246-255.
207. Шумилов, Е. Ф. Культура Удмуртии. Краткий очерк истории пластических искусств до 1945г. / Е. Ф. Шумилов. Ижевск: Изд-во «Удмуртский госуниверситет», 1991. - 40 с.
208. Шургин, И. Н. Крестьянская усадьба коми-пермяков в конце XIX-начеле XX века // Межвузовский сб. статей: Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья / Отв. ред. Климов К. М. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1995, 140с.
209. Шургин, И. Н. Народное жилище коми / И. Н. Шургин // Архитектурное наследство. М., 1988. - № 35. - С. 44-52.
210. Шургин, И. Н. Народное жилище коми и формирование северного дома-комплекса / И. Н. Шургин // Архитектурное наследство. М., 1990. - № 37. - С. 301-311.
211. Шургин, И. Н. От лесной избушки до церкви дивной. Деревянная архитектура коми / И. Н. Шургин. М.: Совпадение, 2009. - С. 264.: ил.
212. Шургин, И. H. Проект архитектурно-этнографического музея Коми АССР (концепция архитектурной экспозиции) / И. Н. Шургин // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 3. - М., 1990.-С. 165-173.
213. Шургин, И. Н. Сельское жилище и усадьба пермских народов / И. Н. Шургин // Архитектурное наследство. М., 1996. - № 41. - С. 215-225.
214. Щученко, В. А. Вечное настоящее культуры / В. А. Щученко. -Изд-во СПбГТУ, 2001. 232 с.
215. Эко, У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / У. Эко. -СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.
216. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона электронный ресурс. / Электрон, дан. Режим доступа: http://www.zipsites.m/slovari/brokgauzefronenc slovar
217. Юань Кэ Предисловие // Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1965. -448 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.