Демаркация научного и религиозного сознания: философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Попов, Алексей Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Попов, Алексей Владимирович
Введение.
Глава 1. Наука как форма отражения действительности.
1.1. Освоение «иного» посредством науки.
1.2. Проблема демаркации научного и вненаучных форм сознания.
Глава 2. Религиозное отражение действительности.
2.1. Религиозная вера как базис религиозного сознания.
2.2. Критерии сравнения религиозных сознаний.
2.3. Демаркация магии и науки.
Глава 3. Специфика отражения действительности лженаукой.
3.1. «Научно познаваемый Бог».
3.2. «Научно познаваемая душа».
3.3 Элементы магического сознания в лженауке.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Демаркация науки и культуры в социокультурном и персоналистском контекстах2006 год, доктор культурологии Анохина, Надежда Константиновна
Образы прогностического опыта в науке и культуре: на пути к интегративной модели2010 год, доктор философских наук Асеева, Ирина Александровна
Магия как культурно-религиозный феномен2009 год, кандидат философских наук Ермолина, Юлия Владимировна
Генезис, эволюция и формы магии2006 год, кандидат философских наук Рыжкова, Нелли Николаевна
Феномен девиантной науки2009 год, кандидат философских наук Уткина, Надежда Вениаминовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Демаркация научного и религиозного сознания: философский анализ»
Актуальность темы исследования.
Последнее десятилетие XX века и начало века XXI были отмечены серьезными изменениями во взаимоотношениях науки и религии. Можно выделить две основные тенденции данного процесса. Во-первых, с новой силой активизировалась деятельность сторонников секуляризации. С другой стороны, проявилась тенденция к сближению научного и религиозного подходов к действительности. В общественном сознании именно последняя тенденция стала доминирующей. Ряд ученых высказали мнение, что традиционный конфликт между наукой и религией должен смениться поиском взаимных точек соприкосновения и согласия. Но уже в данный момент можно утверждать, что симбиоз науки и религии есть химера. Это связано с тем, что, во-первых, наука и религия представляют собой формы общественного сознания, по преимуществу направленные на разные (естественную и сверхъестественную) реальности. То есть науки по своей сути исследуют «видимое»-наблюдаемое, в то время как религия «есть обличение вещей невидимых». Во-вторых, попытка формулировки синкретических мировоззренческих положений, показала несовместимость языка науки и религии. Унифицированная картина мира, по крайней мере, на данном этапе представляется недостижимой.
Однако попытка сближения научного и религиозного сознаний привела к пониманию необходимости их разграничения. Ясные критерии демаркации позволили бы предотвратить возникновение новых синкретических учений, «козлоконей» XXI века. В рамках сравнительного анализа возникла необходимость выделить основные характеристики научного и религиозного сознания. Это позволило бы понять специфику получения и выражения знаний в науке и религии.
Следует отметить, что проблема демаркации научного и религиозного сознания в современной России приобрела особую актуальность. Это связано с широким распространением лженаучных теорий, представляющих собой смешение научных и религиозных представлений. В обыденное сознание человека насаждается представление о сверхъестественных силах, которые управляют миром, влияют на судьбы людей. И наука не всегда оказывается в состоянии помочь людям в объяснении природы стихийных сил. Развитие естествознания приводит некоторых философов и ученых к выводу, что научное сознание должно освоить некоторые элементы религиозно-мистических учений. Более того, отдельные ученые склонны утверждать, что мистико-магическое видение мира гораздо глубже и совершеннее, чем научное. Излюбленное средство в этом случае - обращение к эзотерике, оккультизму и мистицизму. О серьезности проблемы говорит факт создания комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. В то же время феномен лженауки как попытки объединить научное и религиозное сознание не получил адекватной оценки со стороны философов.
Степень разработанности проблемы.
Сравнительное исследование науки и религии на современном этапе с использованием новых парадигм как науки, так и теологии, начинается во второй половине XX века.
В рамках философии науки происходит бурное обсуждение основных характерных черт науки. Участие в этой дискуссии принимали такие выдающиеся философы как Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер, С. Тулмин, П. Фейербанд1. В рамках данной работы особое внимание будет уделено К. Попперу, который отверг индукцию и верифицируемость в качестве критериев демаркации. Для него критерием демаркации выступает фальсифицируемость — способность той или иной научной идеи опровергаться опытом.
1 См. Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер. с англ. - М., 2003; Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. Пер. с англ.//Вопросы философии. - М., 1995. №4; Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. Пер. с англ. - М., 1983; Тулмин С. Человеческое понимание. -Благовещенск, 1998; Фейербанд П. Избранные труды по методологии. Пер. с англ. и нем. - М., 1986.
Проблема научного сознания и научного познания рассматривается в многочисленных работах отечественных философов, таких как Н.С. Автономова, П.П. Гайденко, В.А. Лекторский, В.Н. Порус, B.C. Швырев1. Особо следует л выделить работы B.C. Степина, в которых он формулирует признаки классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности. Именно в рамках последнего типа заложена возможность диалога между научным и религиозным типами сознаниями, поскольку постнеклассическое видение мира с его нацеленностью на "человекоразмерные" объекты предполагает поворот в направленности научного поиска от онтологических проблем к экзистенциальным.
Специфика религиозного сознания была подробно освещена в работах отечественных философов. Особо следует выделить труды таких авторов Н.П. Андрианов, Ю.Ф. Борунков, Б.А. Лобовик, М.Г. Писманник, Д.М. Угринович3. Среди более поздних исследований следует выделить работы Е.В. Субботина4, создавшего оригинальную концепцию сравнения религиозных сознаний.
Проблема взаимоотношений науки и религии в отечественной философии рассматривается в двух аспектах. Во-первых, наука и религия рассматриваются как различные способы познания действительности. В данном аспекте основное внимание уделяется соотношению веры и разума, рационального и иррационального в процессе познания окружающего мира. Среди представителей данного направления можно выделить Д.В. Пивоварова и Е.Л.
1 См. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М.,1988; Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум// Проблемы методологии постнеклассической науки. - М.,1992; Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. -М., 1987; Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М.,1980; Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. -М.,2001; Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. -М.,1999; Швырев B.C. Рациональность как мировоззренческая проблема// Исторические типы рациональности. Т.1. - М.,1995.
2 Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994; Степин B.C. Теоретическое знание. - М., 2000.
3 См. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. - Л., 1975; Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. - М.,1972; Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. -М., 1971; Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. - К., 1986. Писманник М.Г. Особенности сознания верующего. - М., 1973; Угринович Д.М. Психология религии. - М., 1986.
4 Субботин E.B., Иванова И.И. Религиозное сознание Средиземноморья I-1V вв. - Бишкек, 2003; Субботин Е.В. Типы религиозного сознания и критерии их сравнения//Религиоведение. 2002. №2; Субботин Е.В. Элементы рационализма в религиозном сознании// Вестник КРСУ. 2002. Т.2.№3.
Фейнберга1. Во-вторых, наука и религия рассматриваются как мировоззренческие системы. Данный аспект основное внимание уделяет взаимоотношениям науки и религии в прошлом и настоящем. К представителям данного направления можно отнести М.Д. Ахундова, Л.Б. Баженова, Ю.А.
2 3
Кимелева, JI.H. Митрохина , И.Т. Касавина .
Проблема взаимоотношений науки и религии представляет интерес не только для философов и религиоведов, но и для представителей естественных наук. В последние годы появился ряд работ, посвященных сравнительному исследованию естественнонаучных феноменов и феноменов религиозного сознания. К данному направлению можно отнести таких авторов как А.Е. Акимов, А.И. Вейник, Б.П. Палюшев, С.Ю. Поройков, В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав4.
Однако, как нам представляется, работ, посвященных именно гносеологическому аспекту демаркации науки и религии нет. Устранить данный пробел, призвано данное исследование.
Объектом исследования выступают научное и религиозное сознания.
Предметом исследования является специфика отражения реальности научным и религиозным сознанием, в контексте проблемы демаркации данных типов сознания.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных • отличительных признаков научного и религиозного сознания, анализе критериев их демаркации.
1 См Пивоваров Д.В. Вера и знание в религии и науке. — Екатеринбург, 1994; Пивоваров Д.В. Религиозная сущность культуры//Бытие культуры: сакральное и светское. Сб. статей. - Екатеринбург, 1994; Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. - М., 1992.
2 Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры// Вопросы философии. - 1992.№ 12 -с. 42-54; Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Научное и религиозное мировоззрение в сисетме культуры // Физика в системе культуры. - М.:ИФРАН, 1996. - с. 197-215; Кимелев Ю.А. Наука и религия. М., 1998; Митрохин Л.Н. Научное знание и религия на рубеже XXI века // Вестник российской академии наук. - 2000. T.70. №1. - с.3-20
3 Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999; Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.
4 См. Акимов А.Е., Бинги В.И. О физике и психофизике. - М.,1992; Вейник А.И. Почему я верю в Бога. - Минск., 2002; Палюшев Б.П. Физика Бога 2. Пограничные пространства. - Балашиха, 2003; Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. M., 2006; Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Время Бога: сознание и жизнь. - М.,2005; Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. - СПб., 2001.
Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать науку как форму отражения действительности.
2. Исследовать объективность как одну из важнейших характеристик научного сознания.
3. Проанализировать критерии демаркации научного и вненаучного сознаний.
4. Исследовать специфику религиозного отражения действительности.
5. Проанализировать феномен веры как базиса религиозного сознания.
6. Выявить и исследовать критерии сравнения религиозных сознаний.
7. Проанализировать демаркацию магии и науки.
8. Исследовать специфику отражения действительности лженаукой. Выявить его отличие от научного отражения действительности.
Теоретико-методологическая основа диссертации
Теоретической основой исследования послужили базовые понятия и концепции, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов и религиоведов середины XX века и начала XXI века. Важное теоретическое и методологическое значение для диссертационного исследования имел междисциплинарный синтез, позволяющий актуализировать философско-религиоведческий аспект проблемы демаркации. Научное исследование опиралось на следующие философские принципы: интегративности, междисциплинарности, объективности и системности. Во второй главе данной работы применялся компаративистский подход для анализа магии как частного случая религиозного сознания. В третьей главе используется герменевтический метод, что позволяет исследовать концептуальные основы лженауки.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- сформулирован объектный критерий демаркации научного и религиозного сознания;
- дана оригинальная трактовка критериев сравнения различных видов религиозного сознания;
- выявлены характеристики, сближающие магическое и научное сознание;
- определено, что использование объектного критерия демаркации позволяет выявить фундаментальное различие магического и научного сознаний;
- дан авторский анализ лженауки в контексте демаркации научного и религиозного сознаний.
Апробация диссертации. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философской антропологии Оренбургского государственного университета и кафедры философии Магнитогорского государственного университета, были представлены в виде доклада на международной научно-практической конференции «Философия. Культура. Гуманизм: история и современность» (Оренбург, 9-10 ноября 2006 г.). Материалы диссертационного исследования нашли свое отражение в 8 работах автора, в том числе в 2 изданиях рекомендованных ВАК МОиН РФ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Методологическое значение ленинской теории отражения для научного атеизма1984 год, кандидат философских наук Селиверстова, Нина Андреевна
Роль научного мировоззрения в историческом развитии естествознания2012 год, кандидат философских наук Елсукова, Елена Петровна
Соотношение научного и религиозного познания в контексте принципа дополнительности2002 год, кандидат философских наук Никитина, Ольга Олеговна
Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте2007 год, кандидат философских наук Толстиков, Виктор Александрович
Феномен рациональности: исторические и типологические формы2010 год, доктор философских наук Стоцкая, Татьяна Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Попов, Алексей Владимирович
Заключение
Познание, как особый вид духовной деятельности, сопутствует человеку с момента его возникновения, проходя вместе с ним' определенные этапы развития. Процесс познания нельзя дистанцировать от разнообразных и взаимосвязанных социально-культурных форм, выработанных в процессе эволюции человечества. В связи с этим, познание не возможно свести к какой-либо единственно правильной форме. Поэтому изучение реальности не может ограничиваться только сферой науки. Наука, как одна из форм общественного сознания, тесно взаимосвязана с другими формами, каждая из которых является специфическим способом отражения действительности. Различия между ними могут заключаться в специфике объекта познания, принципе его отражения, а также в выполняемых социальных функциях.
Отличительной чертой науки, как формы общественного сознания, является то, что разнообразные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно. Таким образом, одной из базисных характеристик научного сознания, как формы отражения действительности-, выступает • объективность. Она всегда выступала идеалом и основным критерием научного сознания, но при этом она мыслилась, во-первых, как процедура, фиксирующая совпадение знания со своим объектом, во-вторых, как процедура устранения из знания всего, что связано с субъектом и средствами его познавательной деятельности. Однако в действительности мы сталкиваемся с затруднениями при попытке оторвать знание от процесса его получения, несмотря на то, что научное сознание стремится освободиться от высказываний или суждений, в которых i сохраняется явная причастность к характеристикам индивидуального мышления. Следовательно, стремление к максимальной объективности выступает одним из факторов эволюции науки и критерием ее плодотворной деятельности.
В научном сознании существует лишь правдоподобная модель реальности, которая теснейшим образом связана с познавательными способностями человека, со спецификой его мировосприятия. Объективность научного сознания никогда не бывает удовлетворена полностью: научный образ мира верен лишь частично, и находится в постоянном процессе обновления. Фактически, стремление к объективности остается лишь регулятивным принципом, направляющим познавательную деятельность ученого.
Одной из основных проблем, при изучении демаркации научного сознания от других форм общественного сознания, является поиск критериев демаркации. Нами было выделено три критерия: «критерий частичной верификации» - лишь то предложение научно, истинность которого можно хотя бы частично подтвердить эмпирически; « критерий фальсификации» -научным является не то, что дано как истина в последней инстанции, а то, что может быть опровергнуто; «объектный критерий» - объектами научного познания могут быть только лишь те явления и процессы объективной реальности, которые могут фиксироваться независимыми наблюдателями в вербальной форме и выступать в дальнейшем как предметы. Г лавной особенностью данных критериев демаркации, на наш взгляд, является их применимость к широкому спектру теорий. Это достигается, прежде всего, комплексным применением всех трех критериев, что дает возможность с высокой вероятностью «ставить диагноз» той или иной теории.
Изучение специфики религиозного сознания неразрывно связано с исследованием такого многогранного феномена как религиозная вера. Религиозная вера, в отличие от суждений науки, не требует основания, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Религиозная вера из вспомогательного элемента превращается в самостоятельную особенность сознания, имеющую решающие преимущества перед разумным познанием, перед системами логических доказательств.
При изучении специфики религиозного сознания нами были выдвинуты объективные и субъективные особенности религиозного сознания. К объективным особенностям были отнесены следующие: 1)онтологическая природа сверхъестественного; 2)соотношение сверхъестественного с естественным; 3)наличие в сверхъестественном аксиологической двойственности; 4)выполняемые сверхъестественным функции. Специфика объективных особенностей проявляется в конкретной форме религиозного сознания, как объяснение природы сверхъестественного и его взаимодействия с миром естественным. Также были выделены субъективные особенности религиозного сознания: 1)понимание конечной религиозно определяемой цели; 2)соотношение имманентного и трансцендентного в конечной цели; 3)значение индивидуальной воли; 4)представление о принципах и нормах регулирующих действия человека; 5)соотнесение религиозного сознания с религиозным опытом. Субъективные особенности следует понимать как осмысление взаимоотношений индивида и сверхъестественного мира.
В религиозном сознании, как и в большинстве форм общественного сознания, проявляются два уровня - обыденный и теоретический. Обыденное религиозное сознание представлено эмпирическими представлениями и понятиями, оно является эмпирической формой связи чувственного и рационального. Теоретический уровень религиозного сознания существует в виде определенной системы воззрений, идей, догматов и утверждений, претендующих, в отличие от обыденных религиозных представлений, на последовательность и доказательность.
Для сравнительного анализа научного и религиозного сознаний, мы выбрали одну из частных форм последнего — магическое сознание. Можно утверждать, что определенные гносеологические особенности магического сознания имеют корреляты в научном сознании. К подобным коррелятам нами были отнесены: 1) детерминизм, понимаемый в магии, как фундаментальность причинно-следственных отношений, как для естественного 1 мира, так и для сверхъестественного; 2) технологичность, понимаемая как приверженность определенным, наиболее эффективным магическим техникам; 3) прагматизм - стремление к получению конкретных результатов. В чем же состоит отличие магического сознания от научного? На наш взгляд такими отличиями являются, например, эмоциональность и эзотеризм магического сознания. Но фундаментальное различие состоит в том, что объектом магического сознания выступают одновременно естественная и сверхъестественная реальность. То есть, в гносеологическом плане магия и наука существуют как две совершенно разные формы сознания, каждая со своим специфическим объектом.
В контексте демаркации научного и религиозного сознания особый интерес представляет феномен лженауки. В рамках данной работы, мы можем сформулировать следующее определение: лженаука - это внедрение в научное сознание религиозных или метафизических концепций. Нами были проанализированы два вида лженаучных теорий, которые условно можно условно назвать «научно познаваемый Бог» и «научно познаваемая душа». В результате анализа концепций современной лженауки нами были сформулированы основные характеристики «научно познаваемого Бога»: 1) «научно познаваемый Бог» не является личностью; 2) «научно познаваемый Бог» есть высшая субстанция вселенной; 3) «научно познаваемый Бог» превосходит сотворенный им мир; 4) «научно познаваемый Бог» есть созидающий мир Перводвигатель. То есть, «научно познаваемый Бог» тождественен представлениям о сверхъестественном, которые мы находим в религиозном сознании. Идеальная сторона действительности может быть оторвана от своей материальной основы, абсолютизирована и при этом представлена в качестве сущности, определяющей эту материальную основу. Абстрактные понятия, являющиеся отражением действительности могут быть противопоставлены самой действительности, представлены как самостоятельные существа. Одной из таких абстракций, является понятие Бог. Исходя из этого, природа Бог не может быть объектом научного сознания: она не может быть подтверждена эмпирическим путем, не может быть опровергнута опытом. Следовательно, все концепции «научно познаваемого Бога» являются лженаучными, и могут рассматривать только в рамках религиозного сознания. Использование аналогичной методики к проблеме «научной познаваемой души» приводит нас к выводу о лженаучности данной теории. В рамках научного сознания мы не можем найти эмпирическое доказательство существованию души, поскольку она «инакова» по отношению к природному миру. В рамках же религиозного сознания мы можем найти факты, подтверждающие как наличие души у человека, так и возможность продолжения ее существования после смерти человека.
Подводя итог данной работе, хотелось бы подчеркнуть, что не следует рассматривать научное и религиозное отражение действительности как абсолютно не совместимые. «Иногда люди задаются вопросом: не противостоят ли наука и религия друг другу? Несомненно, они противостоят друг другу. Но они противостоят друг другу в том же самом смысле, в каком противостоят большой палец и остальные пальцы руки. Это - то противостояние, с помощью которого только и может быть что-то схвачено»1. Аналогичное мнение мы обнаруживаем и у С. Франка, который считал, что наука и религия «не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах. наука изучает мир, религия познает Бога»2. Противостояние возникает лишь том случае, если наука или религия начинают исследовать несвойственный им предмет. В тоже время, когда религия занята исследованием внутреннего мира человека, а наука лишена ее абсолютистских мировоззренческих претензий, можно говорить о взаимной дополнительности научного и религиозного отражений действительности.
1 Bragg W.H. The world of sand. L.,1920. - P.195-196. Цит. по: Социокультурный контекст науки. - M., 1998. - С.37.
2 Цит. по- Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. - М., 2000. - С. 127.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Попов, Алексей Владимирович, 2008 год
1. Агафонова Н.В. Прогресс и традиции в науке / Н.В. Агафонова. - М.: Изд-воМГУ, 1991.- 128 с.
2. Айер А.Д. Язык, истина и логика / А.Д. Айер // Аналитическая философия: избранные тексты / сост. А.Ф. Грязнова. М.: Издательство МГУ, 1993. -С.52-61.
3. Акимов А.Е. Компьютеры, мозг, Вселенная как физическая проблема / А.Е. Акимов, В.И. Бинги // Сознание и физический мир. Вып.1. М.: Яхтсмен, 1995.-С. 126-136.
4. Акимов А.Е. Торсионные поля Тонкого мира / А.Е. Акимов // Терминатор. 1996.-№2.-С. 2-18.
5. Алан В. Уотс. Путь Дзен / Уотс В. Алан. Киев: «София», 1993. - 320 с.
6. Александр (Семенов Тянь-Шаньский), Епископ Зилонский. Православный Катехизис / Александр (Семенов Тянь-Шаньский), Епископ Зилонский. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, Издательство «Даръ», 2005. 288 с.
7. Архиепископ Иоанн (Шаховской). Ломоносов защитник науки и веры / Архиепископ Иоанн (Шаховской). - М.: Изд-во Московской Патриархии «Благо», 1998.-238 с.
8. Аршинов В.И., Сфирот познания / В.И. Аршинов, М. Лайтман, Я.И. Свирский М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 248 с.
9. Атеистический словарь / под общ. ред. М.П. Новикова. М.: Политиздат, 1983.-560 с.
10. Ю.Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству / А.Ю. Афанасьев // Вопросы философии. 1996. - №10. - С. 71-83.
11. Бич A.M. Проблема времени: гипотеза о происхождении и физической сущности времени. / A.M. Бич. М.: ООО Издательство ACT, 2003. - 285 с.
12. Блинов А.К. Аналитическая философия / А.К. Блинов, В.А. Ладов, М.В. Лебедев. М.: РУДН, 2006 - 716 с.
13. Богословский М.М. Душа человеческая = Anima hominis: мифологические, религиозные и современные псевдонаучные представления / М.М. Богословский, И.В. Князькин. М.: ACT; СПБ.: Сова, 2005. - 319 с.
14. М.Боневитс Ф. Реальная магия / Ф. Боневитс; перевод с англ. К.Савельева. -М.: Агентство «Фаир», 1998. 304 с.
15. Бороздин Э.К. К вопросу о сущности сознания / Э.К. Бороздин // Сознание и физическая реальность. 1999. — Т.4, №2. - С. 16-21.
16. Бороздин Э.К., О свойствах живого / Э.К. Бороздин, А.Ю. Мартынова // Сознание и физическая реальность. 1997. — Т.2, №4. - С. 53-63.
17. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания / Ю.Ф. Борунков. — М.: Мысль, 1968.- 176 с.
18. Брук Дж. К. Наука и религия: Историческая перспектива / Пер. с англ. К. Дж. Брук. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004.-352 с.
19. Булгаков С.Н. Православие. / С.Н. Булгаков. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-365 с.
20. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. -М.: «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2001. 672 с.
21. Бутлеров A.M. Сочинения. Т. 1. Теоретические и экспериментальные работы по химии. / A.M. Бутлеров. М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 640 с.
22. Бэкон Р. Введение к трактату псевдо-Аристотеля «Тайная тайных» / Р. Бэкон // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М.: Канон+, 1999. - С. 41-69.
23. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой / П. Вайнгартнер // Вопросы философии. 1996. - №5. - С. 90-109.
24. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь / Л.И. Василенко. М.: Истина и Жизнь, 2000. - 256 с.
25. Венуковский Л.Э. Философские проблемы развития науки / Л.Э. Венуковский. — М.: Наука, 1982. 192 с.
26. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 1981.-359 с.
27. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. -М.: Наука, 1988.-519 с.
28. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. М.: «Наука», 1987.-247с.
29. Винер Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. - 200 с.
30. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I / Л. Витгенштейн; пер. с нем.: М.С. Козлова, Ю.А. Асеев; составл., вступ. статья, примеч. М.С. Козловой. М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 612 с.
31. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. / Е.К. Войшвилло. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 239 с.
32. Волков И.П. Телопсихика человека. Синтез научных, философских и религиозных знаний. / И.П. Волков. СПб.: Изд-во «Вестник БПА», 1999. - 144 с.
33. Волченко В.В. Неизбежность реального и постижимость тонкого мира /
34. B.В. Волченко // Сознание физическая реальность. — 1996. Т.1, № 1-2. —1. C.2-12.
35. Вопросы Милинды. -М.: «Наука», 1989. 158 с.
36. Гараджа В.И. Религиоведение / В.И. Гараджа. М.: Аспект-Пресс, 1995. -351 с.
37. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. / Э. Гарен. М.: Прогресс, 1986. - 394 с.
38. Герметизм и формирование науки: реферативный сборник; отв. ред. Л.М. Косарева. М.: ИНИОН АН СССР, 1983. - 242 с .
39. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. -М.: Канон+, 1999. 864 с.
40. Гиренок Ф. Ускользающее бытие / Ф. Гиренок. М.: ИФРАН, 1994. - 220 с.
41. Гоклен М. Досье космических влияний / М. Гоклен; пер. с фр. Н. Васильковой. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 352 с.
42. Грабовой Г.П. Воскрешение людей и вечная жизнь отныне наша реальность / Г.П. Грабовой. - М.: Издатель А.В. Калашников, 2001. - 736 с.
43. Грабовой Г.П. Прикладные структуры создающей области информации / Г.П. Грабовой. -М.: Издатель А.В. Калашников, 2001. 32 с
44. Гречко П.К. Концептуальные модели истории / П.К. Гречко. М.: Изд. корпорация "Логос", 1995. - 144 с.
45. Грушин А.Б. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / А.Б. Грушин М.: Политиздат, 1987. - 368 с.
46. Губин В.Б. О методологии лженауки / В.Б. Губин. М.: ПАИМС, 2004. -172 с.
47. Губин В.Б. Синергетика опора астрологии? / В.Б. Губин // Философские науки,-2003,-№7,-С. 143-152.
48. Гуили Р.Э. Энциклопедия ведьм и колдовства: пер. с англ. / Р.Э. Гуили. — М.: Вече, А. Корженевский, 1998. 672 с.
49. Даниелян Н.Р. Философские основания научной рациональности: Дис. . .канд. фил. наук. / Н.Р. Даниелян. — М., 2002. — 164 с.
50. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. / У. Джеймс. М.: Наука, 1993.-431 с.
51. Доусон К.Г. Религия и культура / К.Г. Доусон; пер. с англ., вступ. ст., коммент. Кожурин К .Я. СПб.: Алетейя, 2000. - 281 с.
52. Жильсон Э. Томизм / Э. Жильсон М., СПб.: «Культурная инициатива», «Университетская книга», 2000. - 521 с.
53. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990. — 464 с.
54. Закон Божий / сост. протоирей Серафим Слободской. М.: «Елеон», 1999. -736 с.
55. Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. / А.Б. Зубов. — М.: Планета детей, 1997-344 с.
56. Ильин В.В. Астрология: роль и место в системе древней культуры / В.В. Ильин // Историко-астрономические исследования. Вып. XIX. — М.: Наука, 1987.-С. 129-138.
57. Ильин В.В., Природа науки: гносеологический анализ: моногр. / В.В. Ильин, А.Т. Калинкин М.: Высш. шк., 1985. - 230 с.
58. Ирхин В.Ю. Уставы небес. 16 глав о науке и вере. / В.Ю. Ирхин, М.И. Канцельсон. 2-изд. перераб. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 384 с.
59. Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма / С.А. Исаев М.: Политиздат, 1991. - 236 с.
60. Йейтс. Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. / Ф.А. Йейтс; пер. Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 528с.
61. Кавендиш Р. Черная магия / Р. Кавендиш; пер. с англ. А. Блейз. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. - 416 с.
62. Каленикин С. Мы как часть высшей реальности: Интервью с академиком Г.И. Шиповым / С. Каленикин // Наука и религия. - 1999. - №8. - С. 2-7.
63. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-672 с.
64. Карма Агван Йондан Чжамцо. Светоч уверенности / Чжамцо Йондан Агван Карма. СПб.: Орис, «Яна-Принт», 1993. - 240 с.
65. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом / Р. Карнап; пер. с нем. А.В. Козина // Вестник МГУ. 1993. - сер.7. «Философия», №6. - С. 11-26.
66. Карпушин В.А. Логика и интуиция: их соотношение в получении нового знания / В.А. Карпушин // Логика научного познания. М.: Наука, 1986. -С. 25-27.
67. Касавин И.Т. Понятие знание в социальной гносеологии // Познание в социальном контексте. М.:ИФРАН, 1994. - С. 6-37.
68. Касавин И.Т. Наука и иные типы мышления // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс культурный подход. Научные труды. Под ред. И.Т. Касавина М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2006. С. 460471.
69. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии / Ю.А. Кимелев М.: Мысль, 1989. - 285с.
70. Кимелев Ю.А. Философия религии. / Ю.А. Кимелев. М.: Изд. дом «Nota bene», 1998.-424 с.
71. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы / Киприан (Керн), архимандрит; вступ. ст. А.И.Сидорова. — М.: Паломник, 1996.-381 с.
72. Климова П.О. Функционирование паранаучного знания в духовной жизни современного человека / П.О. Климова // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: сб. статей II международной конференции. Омск: СИБИТ, 2007. - 4.1. - С. 69-75.
73. Конник П.В. Диалектика как логика. / П.В. Конник. К.: Наукова думка, 1981.-240 с.
74. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания: Опыт логико-гносеологического исследования / П.В. Копнин — М.: Наука, 1973. — 323 с
75. Корсунцев И.Г. В мире современных научных мифов / И.Г. Корсунцев; предисл. С.А. Модестова. М.: Мол. Гвардия, 2004. - 190 с.
76. Кругляков Э.П. Наука и лженаука не могут сосуществовать мирно / Э.П. Кругляков // Наука и жизнь. 2001.- №.12. - С. 13-14.
77. Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги / Э.П. Кругляков. М.: Наука, 2001.-320 с.
78. Крэг Д.М. Современная магия: теория и практика. Хасон П. Искусство колдовства. / Д.М. Крэг, П. Хасон. М.: «Церера», 1994. - 544с.
79. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии / Ю.И. Кулаков // Сознание и физическая реальность. 1997. - Т.2, №2. - С. 142-153.
80. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: ООО «Издательство ACT»; ЗАО НЛП «Ермак», 2003. - 365 с.
81. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-пресс, 1994. - 602 с.
82. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс; пер., вступ. ст., примеч. А.Островского. — М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 1999. 392 с.
83. Лекторский В.А. О некоторых вариантах соединения религии и научного знания / В.А. Лекторский // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. Научные труды; под ред. И.Т. Касавина. — М.: «Канон +»; РООИ «Реабилитация», 2006.-С. 235-246.
84. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов / Т.Г. Лешкевич. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 428 с.
85. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности / Б.А. Лобовик. — Киев: Наукова думка, 1986. 247 с.
86. Лосский Н. Вера и богословие / Н. Лосский // Вестник Русского западноевропейского патриаршего экзархата. Париж. 1979. - № 101 — 104.-С. 27-32.
87. Льюис Дж. Наука, вера и скептицизм / Дж. Льюис. -М.: «Прогресс», 1966. -232 с.
88. Льюис К.С. Любовь. Надежда. Страдание / К.С. Льюис. М.: Республика, 1992.-432 с.
89. Лютер М. Краткий катехизис / М. Лютер М.: Фонд «Лютеранское наследие», 1998. - 320 с.
90. Макарий. Архиепископ Харьковский и Ахатырский. Введение в православное богословие / Макарий. Архиепископ Харьковский и Ахатырский. М.: «АСТ»; Минск: «Харвест», 2000. - 608 с.
91. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский // Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М.: Политиздат, 1992. - С. 84-127.
92. Маркой А.С. Вера и религия / А.С. Маркой // Сознание и физическая реальность. 2000. - Т.5, №2. - С. 14-19.
93. Мейланов Р.П. Энергетика человека и современное естествознание / Р.П. Мейланов. Махачкала: Изд-во «Бари», 1998. — 150 с.
94. Мень А. История религии. Т.2. Магизм и единобожие / А. Мень. — М.: Слово/Slovo. 1991 .-216с.
95. Мертон Э. Введение в теософию. Тонкие планы. / Э. Мертон. М.: Велигор, 1998.-240 с.
96. Моисеев Н.Н. Современный рационализм и мировоззренческие парадигмы / Н.Н. Моисеев М.: МГВП КОКС, 1995. - 376 с.
97. Моррис Г. Библейские основания современной науки / Г. Моррис. СПб.: Библия для всех. 1995. - 476 с.
98. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? / Э.Р. Мулдашев М.: Пресс ЛТД, 1999.-349 с.
99. Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии / Ф.М. Мюллер. М.: Издательство "Книжный дом Университет", 2002. - 264 с.
100. Немезий Эмесский. О природе человека / Эмесский Немезий. М.: Канон+, 1998. -464 с.
101. Несмелов В.И. Вера и знание сточки зрения гносеологии / В.И. Несмелов. Казань: КГУ, 1992. - 110 с.
102. Никелл Д. Мистическое мышление опасно для жизни / Д. Никелл // Наука и жизнь.-2001.-№.12.-С. 15-17.
103. Никитин А. Восхождение к человеку / А. Никитин // Новый мир. 1980. -№5.-С. 204-212.
104. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология / А.Л. Никифоров. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 280 с.
105. Общественное сознание и его формы / Предисл. и общ. ред. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. - 367 с.
106. Омельяновский М.Э. Философская борьба в современной физике вокруг проблемы объективного и субъективного / М.Э. Омельяновский // Вопросы философии. 1976. - №2. - С. 126-135.
107. Ортега-и-госсет X. Положение науки исторический разум / X. Ортега-и-госсет // Что такое философия. М.: Наука, 1981. - С. 200-203.
108. Папюс. Практическая магия. В двух книгах. Книга первая / Папюс; перевод А.В. Троянского. М.: Издательское предприятие «Обновление», 1993.-400 с.
109. Пацюков В. Сценарий рождения материи Беседа с физиком Г. Шиповым / В. Пацюков // Знание-сила. 1995. -№7. - С. 32.-43.
110. Полани М. Личностное знание / М. Полани. М.: Наука, 1985. - 344 с.
111. Полкинхорн Дж. Вера глазами физика / Джон Полкинхорн. М.: ББИ, 2008.-232 с.
112. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания: Избр. работы / К. Поппер; сост., общ. ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского. — М.: Прогресс, 1983.-605 с.
113. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона / К. Поппер; пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с.
114. Поппер К. Реализм и цель науки / К. Поппер // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия. М.: Логос, 1996. - С. 92-106.
115. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура / В.Н. Порус. М.: Гриф и К., 2002.-351 с.
116. Пригожин И., Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; общ. ред. В. И. Аршинов, Ю. Л. Климонтович, Ю. В. Сачков. — М.: Прогресс, 1986. — 471 с.
117. Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии. -2001,-№6.-С. 16-24.
118. Пушкин В.Г. Сущность метафизики: от Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру / В.Г. Пушкин. — СПб.: Издательство «Лань», 2003.-480 с.
119. Радаев Р. Критика неотомизма / Р. Радаев. М.: «Прогресс», 1975. — 446 с.
120. Райт Г. Свидетель колдовства / Г. Райт. М.: Радио и связь, 1991. - 128 с.
121. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы; пер. с англ. / Б. Рассел. К.: Ника-Центр, 1997. - 556 с.
122. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. -М.: Гардарики, 2000. 536 с.
123. Религиоведение: хрестоматия / под ред. А. Н. Красникова. -М.: Книжный дом "Университет", 2000. 800 с.
124. Роббинс Рассел Хоуп. Энциклопедия колдовства и демонологии / Хоуп Рассел Роббинс. М.: МИФ; Локид, 1994. - 560 с.
125. Родерик Тимоти. Мистерии Темной Луны / Тимоти Родерик. К.: София, 1997.-256 с . .
126. Розин В.М. Демаркация науки и религии: анализ учения и творчества Эммануэля Сведенборга / В.М. Розин. М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 168 с.
127. Сары-Гузель В.Р. Изменение сознание в зеркале НЛП / В.Р. Сары-Гузель // Сознание и физическая реальность. —2001. — Т.6, №1. С. 50-61.
128. Смирнов А.В. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма / А.В. Смирнов // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. -М.: Наука, 1993. С.156-175.
129. Современная парапсихология: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. — Мн.: Харвест. 2004. 768 с.
130. Сокулер З.А. Проблема обоснования знания (Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера). / З.А. Сокулер. М.: Наука, 1988.- 177 с.
131. Социокультурный контекст науки. М.:ИФРАН, 1998. - 221 с.
132. Степин B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. — М.: Прогресс-Традиция, 2003.-744 с.
133. Стулова Э.С. Даосская йога / Э.С. Стулова // Культура народов Востока. Из истории традиционной китайской идеологии. М.: «Наука», 1984. - С. 230-270.
134. Субботин Е.В. Религиозное сознание Средиземноморья I-IV вв. /Е.В. Субботин, И.И. Иванова. Бишкек: Premier LTD, 2003. — 272 с.
135. Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии / А.Д. Сухов. М.: «Мысль», 1967. - 287 с.
136. Тайлор Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. — М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
137. Танасе А. Культура и религия / А. Танасе. М.: Знание, 1973. — 328 с.
138. Тиллих П. Теология культуры / П. Тиллих. М.: Юрист, 1995. - 380 с.
139. Тихонравов Ю.В. Религии мира / Ю.В. Тихонравов. М., 1996. - 333 с.
140. Тихоплав В.Ю. Начало начал / В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав. — М.: ACT: Астерль; СПб.: ИД «Весь», 2005.-286 с.
141. Тихоплав В.Ю. Учение Грабового: теория и практика. 4.1. / В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав. СПб.: ИТ «Весь», 2004. — 192 с.
142. Тихоплав В.Ю. Физика веры / В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав СПб.: ИД «Весь», 2002.-256 с.
143. Тойнби А.Дж. Постижение истории: сборник / А. Дж. Тойнби; пер. с англ. Е.Д. Жаркова; сост. А.П. Огурцов. — М.: Прогресс; Культура, 1996. — 607 с.
144. Токарев С.А. Сущность и происхождение магии / С.А. Токарев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Т.51. М.: Академия наук, 1959. - С. 17-29.
145. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской философии. / О.В. Трахтенберг. М.: Госполитиздат, 1957. - 254 с.
146. Тугаринов В.П. Философия сознания (современные вопросы) / В.П. Тугаринов. -М.: Мысль, 1971. 199 с.
147. Угринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович. — М.: Политиздат, 1986. 352 с.
148. Уайтхед А. Избранные работы по философии / А. Уайтхед. М.: Прогресс, 1990.-716 с.
149. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. -М.: Прогресс, 1986. 543 с.
150. Философия и религия в истории и современности. — Уфа: Изд-во БашГУ, 2001.- 182 с.
151. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1963. - 544 с.
152. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -560 с.
153. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2003. - 576 с.
154. Флоренский П.А. Православие. Вопросы религиозного самопознания / П.А. Флоренский. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 235 с.
155. Фролов Ю. Как провести грань между наукой и псевдонаукой? / Ю. Фролов // Наука и жизнь. 2002. - №. 1. - С. 32-33.
156. Фрэзер Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Политзидат, 1986 - 704 с.
157. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т.: т.2:Л-С / ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 671 с.
158. Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. М.: Республика, 1996. - 448 с.
159. Цвелев С.Б. Странствие души / С.Б. Цвелев. К.: REFL-book; «Ваклер», 1996.-310 с.
160. Чудинов Э.М. Природа научной истины / Э.М. Чудинов. М.: Политиздат, 1977. - 312 с.
161. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шапарь. Мн.: Харвест, 2004.-384 с.
162. Швырев B.C. Рациональность в спектре ее возможностей / B.C. Швырев // Исторические типы рациональности / отв. ред. В.А. Лекторский. — Т.1. — М.:ИФРАН. 1995. С. 7-29.
163. Швырев B.C. Рациональность как философская проблема / B.C. Швырев // Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФРАН, 1995.-С.З-20.
164. Шинкарук В.И. Единство диалектики, логики и теории познания: Введение в диалектическую логику / В.И. Шинкарук. Киев: Наукова думка, 1977. - 367 с.
165. Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: игра, ритуал, магия / В.Д. Шинкаренко. М.: КомКнига, 2005. - 232 с.
166. Шипов Г.И. Теория физического вакуума / Г.И. Шипов. М.: НТ-Центр, 1993.-362 с.
167. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования / Г.П. Щедровицкий. -М.: Знание, 1964. 48 с.
168. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. 4 1./ Ф.И. Щербатской. СПб.: Аста-пресс Ltd, 1995. - 400 с.
169. Элиаде М. Аспекты мифа. / М. Элиаде. — М.: Академический проспект, 2000. 222с .
170. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований: пер. с франц./М. Элиаде, И. Кулиано, при участии Г.С. Винер.-М.: ВГБИЛ: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. 414 с.
171. Cunningham S. Wicca. A guide for the solitary practitioner. St. Paul, Minnesota. Llewellyn Publication. 1988. 241 p.
172. Nielsen K. An introduction to the philosophy of religion. London: Macmillan, 1982.-218 p.
173. Penrose R. The Emperor's New Mind. Oxford University Press.1989. 466 p.
174. Popper K. Objective knowledge: An evolutionary approach. Oxford: Clarendon press, 1973. X. 380 p.
175. Rorty R. Science as solidarity // Rorty R. Objectivity. Relativism and Truth. Cambridge. Cambridge University Press. 1991. -p.35-45.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.