Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Казибеков, Тимур Нуруллаевич

  • Казибеков, Тимур Нуруллаевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 158
Казибеков, Тимур Нуруллаевич. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Махачкала. 2007. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Казибеков, Тимур Нуруллаевич

Введение.3

Глава I. Проблема возникновения экзогамии.20

Глава II. Проблемы Дагестанской эндогамии.53

§ 1. Дагестанский тухум.53

§ 2. Дагестанская тухумная эндогамия.73

Глава III. Тухумная эндогамия в XX веке.111

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв.»

Одним из сложных вопросов исторической этнологии Дагестана является проблема эндогамии дагестанского тухума. В современном научном мире относительно времени возникновения причин эндогамии ни среди зарубежных, ни среди российских ученых, археологов, этнографов, исследователей древней истории человечества и по настоящее время нет единого мнения.

В науке существует множество теорий и предположений, почему и как возникли институты экзогамии и эндогамии.

Ещё в XIX веке многие зарубежные ученые занимались изучением данной проблемы. Шотландский исследователь Мак-Ленон впервые в 60-х годах XIX века ввел в научный оборот термин «экзогамия» и «эндогамия», но не смог правильно выяснить суть и причины их возникновения. В своей работе «Первобытный брак» он утверждал, что истоки экзогамии лежали в обычаях «воинственных дикарей», убивавших бесполезных на войне девочек, а поэтому вынужденных искать себе жен на стороне. В тех ордах, где не было этого обычая, существовала эндогамия (греч. епёоп-«внутри», gamos-«6paK»), т.е. заключение браков внутри орды, а в тех ордах, где был обычай убивать девочек, они, естественно, были вынуждены искать себе жён в других, где сначала якобы и возникла экзогамия (греч. ехо-«вне» gamos-«брак»). Он доказал, что племя эндогамно, а роды и фратрии экзогамны. Однако, говоря о причинах этих институтов, он примыкает к теории вреда кровосмешения. Эту теорию вреда кровосмешения поддерживали в своих трудах по древней истории известные ученые JI. Файсон, А. Хауит, Я.Штренберг, А. Джоли, Ф. Роз, П.Е. Ефименко и др.1

Они считали, что экзогамия обязана своим происхождением действию естественного отбора.

По проблеме происхождения экзогамии ряд наших и зарубежных ученых высказывали мнения, что экзогамия возникла из института похищения, это такие ученые как, A.M. Золотарев, М.М. Ковалевский, Д.А. Ольдерогге и др.2

Весьма оригинальную теорию возникновения экзогамии выдвинули крупные советские историки С.П. Толстой, Ю.В. Бромлей, Ю.И. Семенов и др.3, которыми возникновение экзогамии было поставлено в прямую связь с появлением и развитием половых производственных табу, а происхождение самого табу объясняли как результат нарастания противоречия между неупорядоченными половыми отношениями с одной стороны, и потребностями развития производственной деятельности с другой.

Другой не менее популярной теории возникновения экзогамии придерживались такие известные ученые, исследователи первобытной истории, как М.О. Косвен, Н.А Бутинов, С.А. Токарев и др.4, которые считали, что ключом решения проблемы возникновения древней дуальной экзогамии являются австралийские брачные классы.

В диссертации рассматривается и ряд других теорий по проблеме возникновения экзогамии и рода. Ибо без анализа этих гипотез невозможно исследовать проблему дагестанской тухумной эндогамии.

Поэтому одной из проблем нашего исследования относительно дагестанского тухума также существует много теорий и гипотез, что из собой представляет институт «тухума» в Дагестане. Несмотря на то обстоятельство, что его изучали многие исследователи XIX века и особенно XX века, каждый по-своему трактовал этот феномен родственных отношений, который существовал не только у народов Дагестана, но и у ряда народов Кавказа, который именовался по-разному.

О.И. Константинов в 40-х годах XIX века употреблял этот термин синонимично с термином «фамилия». Он писал применительно к аварцам, что их общества делятся на тухумы или фамилии.

Такого принципа относительно дагестанского тухума придерживались ученые 60-х годов XIX века: А.Ф. Посербский, А.В. Комаров, М. Бахматов и С.А. Петухов5.

В 80-х годах XIX большое внимание этой проблеме уделил М.М. Ковалевский6, который сделал заметный вклад в исследование общественного строя горских народов Кавказа, в том числе и Дагестана. Он характеризовал его как родовую группу. Наш известный дагестанский п историк P.M. Магомедов дагестанский тухум считал семейной общиной и сопоставлял его с юго-славянской задругой. Х.О. Хашаев писал, что дагестанский тухум не род, не семейная община, а пережиточная форма раннее существовавших кровно родственных связей.

М.О. Косвен, уделивший исследованию дагестанского тухума много времени, считает, что тухум, это не род, не семейная община, не кровно родственная группа, а патронимия, которая изначально возникла в эпоху переходного периода от родового к классовому обществу в результате распада семейной общины8. Эта же концепция нашла отражение в ряде работ коллег и учеников М.О. Косвена: Б. Калоева, М. М. Ихилова, З.А. Никольская, С.Ш. Гаджиевой, С.С, Агашириновой, А.И. Исламагомедова, А. Азизова9. Ученики М.О. Косвена считают дагестанский тухум патронимией.

Таким образом, как мы видим, в проблеме самого дагестанского тухума много неясного и не мало спорного. Все эти проблемы мы рассматриваем в своей диссертации и стараемся внести свою лепту.

Одна из главных, и важнейших проблем, поставленных в нашей диссертации - это эндогамность дагестанского тухума, почему дагестанский тухум эндогамен, т.е. предпочитают заключать браки внутри патронимии, в то время как у остальных народов (кроме азербайджанцев) Кавказа браки экзогамны, т.е. заключения брака между тухумами или даже между разными сельским обществами запрещены. Это, прежде всего, фамильная экзогамия у северокавказских народов, включая даже самые отдаленные родственные и неродственные объединения. А у адыгских народов строго запрещалось заключать браки между представителями одного аула, села и т.п. Среди народов Кавказа у азербайджанцев и дагестанцев, как было указано выше, все обстояло, наоборот: в тухумах господствовали внутритухумные браки.

Факт изначальности экзогамного брака ни у одного народа мира, в том числе и у народов Дагестана, нельзя оспаривать. Проблема в том, почему они стали эндогамными, и когда это могло случиться.

И, наконец, последней и очень дискуссионной проблемой, которую мы рассматриваем в нашей работе, является судьба тухумной эндогамии в Дагестане в XX веке и причины её исчезновения в целом по Дагестану и сохранение предпочтительности эндогамных браков у некоторых народов нашей республики в настоящее время.

Вышеперечисленные проблемы, которые мы рассматриваем в нашей диссертации, свидетельствуют об исключительной актуальности выбранной нами темы.

Основная цель и задачи диссертации вытекают из вышеперечисленных дискуссионных проблем по тухумной эндогамии в Дагестане. Поэтому главной задачей данного исследования и в определенной степени решения их являлось, на основе анализа многочисленных теорий, существующих у зарубежных и российских ученых относительно происхождения рода и экзогамии обоснование, выяснение времени и причин первоначального возникновения самих институтов экзогамии и эндогамии в древнейшей истории человечества.

Далее необходимо остановиться на структуре тухума и на проблемах возникновения и причинах длительного сохранения среди народов Дагестана столь сложного архаического института тухумной эндогамии, а также выяснить условия бытования эндогамных норм в формах брака и семьи, в хозяйственных и других обрядах, в некоторых нормах обычного права исследуемых нами этносов;

- выяснить время смены экзогамных браков эндогамным браком и причины экономического и политического характера повлиявшие на это обстоятельство;

- показать и проследить судьбы тухумной эндогамии в XX веке, выяснить причины его исчезновения в целом по Дагестану и сохранении предпочтительности эндогамных браков у некоторых народов нашего региона в данное время.

- исследовать условия заключения современных браков, в том числе и межнациональные браки, браки внутри селений, определить при этом изменение положения и статуса женщины в XX веке, межполовое разделение труда, демократизацию структуры семьи в современном обществе; показать основные причины политического, социально-экономического, материального, морального характера, приведшие, особенно во второй половине в XX, века к смене былой предпочтительности заключения эндогамных браков экзогамными;

- проанализировать причины предпочтения отдельными народами внутритухумных браков.

Мы перечислили в основном главные задачи нашего исследования, поставленные в диссертации.

Хронологические рамки исследования (XIX - XX) обусловлены тем, что именно с XIX века сама проблема эндогамии была поставлена на научную основу.

Все ученые XIX века, которые занимались проблемой происхождения рода и экзогамии, в своих трудах обращались к этой сложной дискуссионной проблеме. Эта дискуссия продолжалась и в XX веке по особенно интересующей нас проблеме.

А само возникновение и развитие экзогамии и эндогамии относится к древнейшему периоду истории человечества.

Методологической основой диссертации является исторический детерминизм, предполагавший взаимообусловленность истории и причинно-следственную связь, а также историзм, требующий изучения любого явления в его исторической перспективе и хронологической последовательности.

Теоретической основой данной работы послужили труды таких известных историков, как Л.Г. Морган, М.М. Ковалевский, A.M. Золотарев, Н.А. Кисляков, Ю.И. Семенов, М.О. Косвен, Ю.В. Бромлей, Л.А. Файнберг, s

А.И. Першц и др. При этом в данных работах, прежде всего, обращалось внимание на спорные в теоретическом аспекте вопросы, которые автор диссертации поставил не с целью решить эти проблемы, а сблизить имеющиеся расхождения во взглядах.

Источниковедческой базой данной диссертации является полевой этнографический материал, собранный нами в 2002-2005 гг. у ряда народов Дагестана в следующих районах. Это ахтынский, рутульский, табасаранский, кайтагский, дахадаевский, сергокалинский, левашинский, акушинский, цунтинский и др.

Наряду с полевыми материалами в диссертации использованы все наличные литературные сведения и сообщения путешественников XIX века. Использованы также труды зарубежных и российских исследователей как XIX, так и XX века.

Специальной литературы об эндогамии Дагестана не так много, но для нас представляет большой интерес и литература в целом о проблеме первоначального возникновения экзогамии и эндогамии в древнейший период истории первобытного общества. Так что без теоретического осмысления этих бесценных источников невозможно было бы понять, осмыслить и написать о причинах сохранения тухумной эндогамии в Дагестане.

Безусловно, при написании данной диссертации неоценимую помощь оказали и явились для меня настольными труды М.М. Ковалевского.10 В его исследованиях он непосредственно останавливается на эндогамии дагестанского тухума и подробно пишет о причинах сохранения этого института в Дагестане. Хотя М.М. Ковалевский и был не прав, когда дагестанский тухум считал пережитком рода на Кавказе, его труды оказали нам помощь не только при описании самой эндогамии Дагестана, но и при изучении самой структуры Дагестанского тухума.

Также, при разработке теоретической части данной диссертации, особенно по проблеме происхождения экзогамии и эндогамии, мы неоднократно обращались к классическому труду Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»11, особенно к тем разделам монографии, где автор останавливается на вопросах о «вреде» кровосмешения и причинах возникновения рода и экзогамии. При описании теорий возникновения экзогамии была использована работа А.П. Максимова «Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о

1 9 первобытных формах семьи и брака». Он считал браки между родственниками опасными и вредными для потомства. И именно поэтому, по его мнению, была введена экзогамии законодательным путем на собрании стариков.

Среди зарубежных учёных, занимавшихся этой проблемой можно выделить, прежде всего, бесценные труды американского ученого Л.Г. Моргана, среди которых особо следует отметить его работу «Древнее общество».13 Он впервые правильно разобрался в институтах экзогамии и эндогамии и считал, что они возникли одновременно и сосуществовали вместе, что роды и фратрии были экзогамны, а племя эндогамно, поскольку браки заключались внутри племени. Но, тем не менее, он был неправ. Он считал основной причиной возникновения экзогамии «вред» кровосмешения, т.е. необходимость предотвращения вредных последствий браков между кровными родственниками. Вряд ли первобытный человек мог знать о связи между половым актом и зачатием.

При написании раздела о теории возникновения рода и экзогамии мы использовали труды многих российских исследователей XX века. Среди них следует указать работы, изданные в 50-х годах XX века по проблемам первобытной истории. Это А.П. Окладников «Становление человека и общества», А.А. Формозов «Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке», Л.Я. Штеримберг «Семья и род у народов северо-восточной Азии», П.П. Ефименко «Первобытное общество», С.П. Толстов «Пережитки тотализма дуальной организации у туркмен» и др.14

Говоря о работах 60-х годов XX века, где фиксируются теории происхождения экзогамии и эндогамии необходимо назвать прежде всего труды A.M. Золотарева «Происхождение экзогамии», «Родовой строй и первобытная мифология»15 и др., в которых автор на основании огромного фактического материала по отсталым народам мира, сохранившим пережитки первобытно-общинного строя, (к примеру, австралийцев, у которых сохранились древнейшие формы брачно-классовой системы) основательно доказывает первоначальное возникновение экзогамии у австралийских племен.

Особо следует отметить труды 70-80-х гг. XX века, которые были посвящены проблемам первобытной истории, в том числе и проблеме возникновения экзогамии.

Среди таких работ можно отметить работы Ю.И. Семенова «Как возникло человечество»16, Ю.В. Бромлея «Современные проблемы

1П этнографии», «Новое первобытного общества» , А.И. Першица «Ранние формы семьи и брака в освещении советской исторической науки»18 и др.

В данной работе использованы труды советских учёных, специалистов по проблеме происхождения экзогамии и эндогамии, напечатанные в книге «История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины», изданной в Москве в 1986г.19

Большой вклад в изучении проблемы возникновения рода и экзогамии оказали русские учёные А.М Золотарев и Н.А. Бутинов, которые посвятили очень солидные труды проблеме возникновения рода и экзогамии.

Нам при написании раздела дагестанской тухумной эндогамии неоценимую помощь оказали классические труды по этой проблеме, прежде всего работы известных кавказоведов М.М. Ковалевского21 и М.О. Косвена22, которые сделали заметный вклад в исследование общественного строя горских народов Кавказа, в том числе и народов Дагестана.

М.М. Ковалевский в своей работе «закон и обычай на Кавказе» не только остановился на самом термине «тухум», но и описал функции этой социальной структуры, поставил вопрос о ее генезисе. Он пришел к выводу о том, что «тухум» - это род, якобы существовавший в то время на Кавказе. А М.О. Косвен в своих трудах писал об ошибочности этого положения Ковалевского и доказал, что «тухум» - это не род, а патронимия. Впоследствии к этому мнению М.О. Косвена примкнулись и его ученики и последователи: Б.А. Калоев, А.И. Рабокидзе, Р.Л. Харадзе, С.Ш. Гаджиева, С.С. Агаширинова, Х.О. Хашаев, Л.И. Лавров, С.А. Азизов и др.23

Особо следует отметить работы P.M. Магомедова24 по проблемам тухума.

Упоминание о дагестанском тухуме мы встречаем в статьях 18401860-х годов у О.И. Константинова, И.М. Бахматова, А.Ф. Посербского, А.В. Комарова, П.С. Петухова и др. , которые печатали свои статьи на страницах газеты «Кавказ», «кавказские календари». В 60-х годах XIX века появляются сообщения о дагестанском тухуме в специализированных изданиях: «Сборник сведений о Кавказских горцах» (ССКГ), «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК) и др.

Эти авторы в первой половине XIX века характеризовали тухум как родственную родовую группу, находящуюся на стадии развития. Когда вышла знаменитая книга Л.Г. Моргана «Древнее общество» , которая произвела революцию в понимании родового строя. Он дал фактическую основу родового строя в первобытном обществе и раскрыл сущность эндогамии и экзогамии. Учёным, который много писал о эндогамности дагестанского тухума, был М.М. Ковалевский, а вслед за ним его ученик М.О. Косвен и последователи М.О. Косвена, которые считали тухум патронимией.27

М.М. Ковалевский одним из первых указал на характерную черту формы брака, в отличие от других северокавказских - господство в их среде эндогамии. И при этом он указывает на особенности и причины сохранения этого феномена у дагестанских народов.

Многие дагестанские ученые, Х.О. Хашаев, С.Ш. Гаджиева, С.С. Агаширинова, С.А. Азизов и др., поддерживают эту теорию М.М. Ковалевского и утверждают, что в Дагестане действительно при заключении браков предпочитали тухумную эндогамию, т.е. старались отдавать девушек и женить своих сыновей на представителей своего тухума. Однако некоторые наши дагестанские ученые, как известный ученый М.А. Агларов и его ученики, отрицают вообще существование эндогамии в Дагестане, утверждая, что «Возведение в ранг обычая распространенности внутритухумных браков Сотниковым - явное преувеличение. Обычай это нечто, нарушение чего влечет за собой какие-либо санкции». Межтухумный же брак считался нормальным и ни в коей мере не осуждался. Сотников верно отмечал, что внутритухумные браки были распространены в многолюдных (больших) тухумах»28 А таких крупных тухумов в селениях Дагестана в XIX в. было немало. Это подтверждают труды P.M. Магомедова, Х.М. Хашаева, С.С. Агашириновой, С.А. Азизова и др.

Л.И. Лавров, ссылаясь на средневековые источники, датирует время исчезновения экзогамии и возникновение тухумной эндогамии в Дагестане и Азербайджане примерно в конце I тысячелетия до н.э.30 Разумеется, когда именно, на какой стадии развития общества в Дагестане экзогамия сменилась эндогамией, определить весьма сложно. Нам кажется, смена этих двух институтов совпадает с возникновением тухума в Дагестане. А поскольку тухумы возникли с распадом больших патриархальных семей и переходом к соседской общине, образованием крупных территориально - тухумных типов поселения, то и смена экзогамии эндогамией произошло в этот же период.

У аварцев, по утверждению А.И. Исламагомедова,31 такой тип поселений возникает в конце I начало II тыс. до н.э.

У даргинцев, как считает известный ученый М.О. Османов, такого типа поселения возникли в XII - XIV вв. У лезгин, по утверждению С.С. Агашириновой,33 в VIII -XII вв.

В.Г. Котович,34 О.М. Даудов35 на основе археологических данных пришли к выводу, что такие поселения возникли в эпоху Кавказской Албании.

Когда мы говорили о причинах возникновения эндогамии в Дагестане, мы использовали, кроме трудов вышеперечисленных авторов, также работы С.Ш. Гаджиевой,36 З.А. Никольской,37 М.А. Агларова,38 А.Г Булатовой39 и др.

Очень убедительные социальные и идеологические аргументы, приведшие к возникновению эндогамии в Дагестане, приводит С.А. Азизов в своей работе «К вопросу о дагестанской тухумной эндогамии», напечатанный в 1988 г. в Москве;40 на страницах журнала «Советская этнография». Автор считает основными причинами возникновения эндогамии в Дагестане, во-первых, земельный надел, выделяемый дочерям некоторыми народами Нагорного Дагестана, оставался в пределах своего тухума; во-вторых, когда девушку выдают замуж внутри тухума, размер калыма бывал меньше обычного; в-третьих, девушка из своего тухума якобы более преданна мужу, чем чужеродная; в четвертых, были более затруднены разводы, если она была представительницей своего тухума.41

Многие другие причины указывались вышеперечисленными дагестанскими учеными: это условия кровной мести, условия развода и т.п.

Для выяснения многих вопросов, связанных с тухумной эндогамией Дагестана, мы использовали данные, приводимые в сборнике «Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX в.в.», где очень хорошо описаны адаты, установки обычного права народов Дагестана.

Раздел тухумная эндогамия в XX веке в основном написан на основе собранных нами полевых материалов в ряде районов Дагестана.

При описании главных и основных причин исчезновения тухумной эндогамии в Дагестане мы использовали также вышеуказанные работы М.О Косвена,42 Я.С. Смирновой,43 С.Ш. Гаджиевой,44 Н.А. Кислякова,45 М.А. Агларова,46 С.А. Азизова47 и др.

Таким образом, при исследовании данной проблемы мы постарались максимально привлечь существующую литературу как зарубежных, так и российских ученых XIX - XX веков.

Кроме того, в нашей работе по касающимся нас вопросам мы максимально пользовались материалами рукописного фонда ИИЭА ДНЦ РАН, а также данными сборников, издававшихся в Тбилиси в XIX начале XX веков: ССКГ (сборник сведений о кавказских горцах), СМОМПК (сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа) и газета «Кавказ», ЗКОРГО (Записки Кавказского отдела Русского Географического общества) и др.

Л-'-А

Примечания

1 Файсон JL И. Хаунт А. Камиларон и Кунаи // ВИДО, M.,-JI., 1936, с. 54, Штренберг Я. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. Л., 1933, Джоли А. и Роз Ф. Значение табу в первобытном обществе // СЭ, 1947, №№ 7-6., Ефименко П.П. Первобытное общество. Киев, 1953. с. 401-404.

2 Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964, С. 5960., Ковалевский М.М. Первобытное право. М., 1886, вып.1, С.111., Ольдерогге Д.А. Из истории семьи и брака // С.7. 1947, №1, С. 22-24.

3 Толстов С.П. Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен //ПИДО, 1935, №9-10., Бромлей Ю.В. Новое в изучении первобытного общества // СЭ, 1971, №9, С. 18., Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966, С. 53.

4 Косвен М.О. Очерки первоначальной культуры. М., 1953, Бутинов Н.А. Проблема экзогамии //Родовое общество. Труды института этнографии. T.X1V, М., 1951., Токарев С.А. К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита // СА, 1962, №2, с. 19-20.

5 Посербский А.Ф. Закатальский округ // Кавказ, 1864, №48., Комаров А.Г. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1, Тифлис, 1868, с. 9., Бахматов И.М. Чирка или аул Чиркей // Кавказ, 1863, №29, 30., Петухов П.С. Очерк Кайтаго-Табасаранского округа (в Южном Дагестане) // Кавказ, 1887, №12.

6 Ковалевский М.М. Первобытное право. М., 1886, вып.1, С.111 щ

Магомедов P.M. К вопросу о семейной общине в Дагестане // Труды Второй научной сессии Дагестанской базы АН СССР. Махачкала, 1949. о

Косвен М.О. Очерки первоначальной культуры. М., 1953

9 Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1964., Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979., Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1963., Никольская З.А. Пережитки патриархально-родового строя у аварцев в XIX в. - нач. XX в. // Родовое общество. Материалы исследования. М., 1951., Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961., Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX -начало XX в., М., 1978., Исламагомедов А.И. Аварцы // Народы Дагестана. М., 2002, с. 119., Азизов С.А. Южно-дагестанская патронимия (тухум) второй половины XIX - начало XX века. Махачкала, 1997.

10 Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. Т. I, II, М., 1890г.; Он же Родовое устройство Дагестана //Юридический вестник. 1888, №12; Он же

Дагестанская народная правда //Этнографическое обозрение. 1846, №4: Он же Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Опыт в области сравнительной этнографии и истории права. Вып.2, СПб., 1905; Он же Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1939 и др.

11 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф., соч., Т., 21

10

Максимов А.П. Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака. М., 1901.

13 Морган Л.Г. Древнее общество. Ленинград 1934.

14 Окладников А.П. Становление человека и общества. М., 1958; Формозова А.А. Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке. М., 1959; Штремберга Л.Я. Семья и род у народов северовосточной Азии. Л., 1933; Ефименко П. Первобытное общество. Киев, 1953; Толстов С.П. Пережитки тотализма дуальной организации у туркмен // ПИДО, 1935 №9-10; Толстов С.П. Некоторые проблемы всемирной истории в свете данных современной исторической этнографии. ВИ, 1954, №14; Косвен М.О. Амазонки (История Легенды) // СЭ. 1947, №2 и др.

15 Золотарев A.M. Происхождение экзогамии. // Известия ГАИМК. Т.Х. Вып. 2-4, М., 1931; Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М, 1964.

16 Семенова Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

17 Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии». М., 19081; «Новое первобытного общества // В А. СССР, 1971, №9

Першиц А.И. Ранние формы семьи и брака в освещении советской исторической науки. // ВК 1967,32

19 Истории первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. Под. ред. Ю.В. Бромлея, А.И. Першица, В. А. Шнирельмана. М., 1986.

00

Золотарев A.M. Происхождение экзогамии. // Известия ГАИМК. Т.Х. Вып. 2-4, М., 1931; Он же. Родовой строй и первобытная мифология. М, 1964; Бутинов Н.А. Проблемы экзогамии //Родовое общество, Т. XIV, М., 1951; Он же. Папуасы Новой Гвинеи: Хозяйство, общественный строй. М., 1968; Он же. Происхождение и этнический состав коренного населения Новой Венеции III ТИЭ, Т. IXXX / ПИДО, кн.1, М,. 1968 и др. л 1

Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. Т. I, II, М., 1890г.; Он же Родовое устройство Дагестана //Юридический вестник. 1888, №12; Он же Дагестанская народная правда //Этнографическое обозрение. 1846, №4: Он же Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Опыт в области сравнительной этнографии и истории права. Вып.2, СПб., 1905

22 Косвен М.О. Материалы по истории изучения Кавказа в русской науке // КЭС Т. I- III. М., 1962: Он же. Этнография и история Кавказа. М, 1962; Он же. Семейная община и патронимия. М., 1963.

23 Калоев Б.А., М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979; Рабокидзе А.И. Патронимия у народов Кавказа // IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук. (Чикаго, сентябрь 1973). Доклады советской делегации; Харадзе Р.Л.Грузинская семейная община. Т. 1-2, Тбилиси, 1960, 1961; Хашаев Х.О. Общественный строй в Дагестане в XIX в., М., 1961; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начало XX вв. М., 1978;Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982; Агаширинова С.С. Материальная структура лезгин в XIX начало XX вв. М., 1978; Азизов С.А. Архаические формы общественного быта у народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана XIX начало XX вв. Махачкала, 2005 и т.д.

24 Магомедов P.M. К вопросу о семейно общины в Дагестане // Труды второй научной сессии дагестанской базы АН СССР: Он же. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII-XIX вв. Махачкала, 1957 и др.

25 Константинов О.И. Джаро-белоканцы до XIX столетия // Кавказ 1846, №2; Бахматов И.И. Чирка или аул Чиркей // Кавказ, 1864, №48; Петухов П.С. Очерк Кайтаго-табасаранского округа (в Южном Дагестане // Кавказ 1864, №48; Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ, вып. 1 1868.

26 Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.

27

О них мы писали выше

28

Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане.С. 118

29

Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический срой Дагестана в XIX начале ХХвв. Махачкала, 1957; Хашаев Х.О. Общественный строй в Дагестане в XIX в., М., 1961; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начало XX вв. М., 1978;Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982; Агаширинова С.С. Материальная структура лезгин в XIX начало XX вв. М., 1978; Азизов С.А. Архаические формы общественного быта у народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана XIX начало XX вв. Махачкала, 2005 и т.д.

30 Лавров Л.И. историко-этнографические очреки Кавказа. Л. 1979, с. 31-32.

31 Исламагомедов А.И. Аварцы // Народы Дагестана. М., 2002, с. 119

32 Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967,с. 80-81.

33 Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. С. 112

34 Котович В.Г. Отчет о работе 1-го горного отряда дагестанской археологической экспедиции в 1957 г. РФ УИАЭ ДНЦ РАН

35 Гаджиев М.Г., Даудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1996, с. 138

36 Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961

37 Никольская З.А. Из истории брачных отношений аварцев в Х1Хв . // Краткие сообщения института этнографии. М., 1949, вып. 8

38 Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые собенности свадебной обрядности андийцев в XIXb М., 1964, №6

39 Булатова А.Г. Лакцы. Махачкала, 1971 и др.

40 Азизов С.А. К вопросу о дагестанской тухумной эндогамии // СЭ, М., 1988, №6

41 Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. (под ред. Хашаева Х.О.), М., 1965; Комаров А.Г. Адаты и судопроизводства по ним // ССКГ, вып.1, Тбилиси 1868 и др.

42 Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

43 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт у народов Северного Кавказа XIX первая половина ХХвв. М., 1983.

44 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале ХХвв. М., 1985.

45 Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брак у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969.

46 Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XIX начале ХХвв. М., 1988 и др.

47 Азизов С.А. К вопросу о дагестанской тухумной эндогамии // СЭ, М., 1988; Он же Архаические формы общественного быта у народов Дагестана и Северного Азербайджана в XIX начале ХХвв Махачкала, 2005 и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Казибеков, Тимур Нуруллаевич

Заключение

Тухумная эндогамия в Дагестане привлекала к себе внимание и зарубежных, и русских исследователей, поскольку это уникальное явление. В то время как у всех народов мира браки были экзогамными, у азербайджанцев, арабов, дагестанских народов почти до наших дней в брачных отношениях сохранился обычай заключения браков внутри родственных объединений. В частности у дагестанцев браки заключались внутри тухума.

1. Мы в своей диссертации прежде всего, с целью выявления возникновения и развитие эндогамии в Дагестане, остановились на мировой проблеме истории первобытного возникновения института экзогамии и рода, ибо без знания происхождения экзогамии первобытных институтов было бы невозможно выявить суть и генезис тухумной эндогамии в Дагестане.

Изучая труды многих российских и зарубежных учёных, мы пришли к выводу о том, что среди этих ученых нет единого мнения относительно происхождения этих древних институтов первобытного общества.

В науке существует много теорий.

Это теория вреда кровосмешения, которой придерживались такие крупные ученые как Л.Г. Морган, Ф. Энгельс, Ч. Дарвин. Они считали, что экзогамия - это следствие сознательного стремления людей избежать кровосмешения.

Некоторые авторы, такие как К. Каутский, П.П. Еременко, Д. Аберле, Д. Шнейдер и др., считали, что экзогамия обязана своим возникновением действию естественного отбора, в результате которого потомства людей, не практиковавших близкородственные браки, выгодно отличались от потомства тех, кто вступал в брак в своем коллективе.

Существовало другое мнение близкое к теории кровосмешения, которого поддерживался Дж. Фрезер, полагавший, что первобытные люди считали браки между близкими родственниками опасными не для потомства, а для самих вступающих в брак. Поэтому, как считал Дж. Фрезер, возникла экзогамия. Она была введена, по его мнению, как законодательная акция, установленная на собрании стариков.

Несколько иначе к этому вопросу относились крупные ученые этнологи Вестерман, М.М. Ковалевский, A.M. Золотарев и др., которые считали, что экзогамия возникла из института похищения. Они ссылались на то, что, женившись на женщине из собственной орды, мужчина не мог ею распоряжаться по своему произволу, ибо все-таки она была членом его орды. А женщина, взятая из другой орды, оказывалась якобы целиком во власти мужа.

Исследователи К.Д. Кавелин, М.И. Кулишер, Довиар Запольский, А.Н. Веселовский, В.Г. Богораз (Тан) выдвинули предположение, что причиной возникновения экзогамии были экономические факторы, т.е. необходимость установить и закрепить связи между коллективами первобытных людей эпохи прообщины.

Весьма оригинальную теорию возникновения экзогамии выдвинул крупнейший советский этнограф С.П. Толстой, который возникновение этого института впервые поставил в прямую связь с появлением половых производственных табу.

Вслед за ним эту теорию поддержали Ю.В. Бромлей и Ю.И. Семенов, которые считали, что во время активной охоты, собирательства половые отношения вредили производственной деятельности, поэтому сначала было установлено временное табу (запрет), а затем постепенно вообще запретили заключать браки внутри рода.

Многие российские ученые, такие как М.О. Косвен, Н.А. Бутиков и др. считают, что решением проблем возникновения древней дуальной экзогамии являются австралийские брачные отношения.

В науке существует и ряд других теорий, на которых мы в диссертации остановились. Они спорны и дискуссионны.

Останавливаясь на собственном убеждении по вышеизложенным теориям происхождения экзогамии, нам кажутся наиболее убедительными теории тех ученых, которые придерживаются мнения, что экзогамия возникла из института табу и дуальной организации, восстановленной в определенной степени на основании исследования брачно-классовой системы австралийцев.

Как бы там ни было, институт экзогамии возник на месте прообщины, которая сыграла огромную прогрессивную роль в истории человечества. Если бы не возникла экзогамия, то мы никогда не достигли бы той цивилизации, в которой мы живем. Поэтому на территории земного шара не было народа, у которого не возникла экзогамия, в том числе и у дагестанских народов.

Однако на определенном этапе развития человечества уже в классовом обществе по определенным причинам некоторые народы мира, арабы, азербайджанцы и др., в том числе и дагестанские народы, вернулись к эндогамии родственных коллективов.

2. Прежде чем перейти к тухумной эндогамии дагестанских народов, мы вкратце остановились на самой проблеме дагестанского тухума, его структуре, который начиная с XVIII века до сих пор остается дискуссионной среди российских, кавказских и дагестанских ученых.

Исследователи, которые занимались и занимаются изучением семьи у народов Кавказа, сталкиваются с двумя формами семьи, сменившими в процессе развития одна другую - это патриархальная большая семья и индивидуальная семья. Эти две формы семьи можно констатировать не только этнографически для второй половины XIX начала XX веков, но и реконструировать исторически на протяжении многих столетий, вплоть до глубокой древности. Судя по тем исследованиям, трудам, которые имеются по данной проблеме в исторической этнологии, представляется бесспорным то мнение, что большая патриархальная семья является предшественницей малой семьи и последняя всегда приходит ей на смену. Однако до сих пор в кавказоведческой науке нет единого мнения относительно распада большой патриархальной семьи, возникновения института патронимии на Кавказе, в том числе и в Дагестане. И отчасти поэтому проблема возникновения эндогамии в Дагестане также остается дискуссионной.

Патриархальные большие семьи возникли в период распада первобытного общества, т.е. хронологически они расположились между родовой и соседской общиной, патронимии, малые семьи, которые возникли после распада этих больших, существовали с периода возникновения соседской общины. На это указывали М.О. Косвен, Ю.В. Бромлей, Н.А. Кисляков, А.И. Першиц, P.M. Магомедов, P.JI. Харадзе, С.Ш. Гаджиева, Х.О. Хашаев, А.И. Мусукаев, С.С. Агаширинова, С.А. Азизов и др. в своих трудах, посвященных проблемам древних общественных структур, смене одной формы семьи, их структуре и основным этапам эволюции в эпоху распада первобытного общества и позднее.

Таким образом, патронимия - социальная структура, теоретически связанная с большой семьей и возникшая после сегментации на группы близких родственников, давшая начало возникновению соседской общины и впоследствии сохранившая некоторое хозяйственное, общественное и идеологическое единство.

Кроме того, как свидетельствуют труды вышеперечисленных ученых, патронимия (тухум) сохранялась еще и в 60-х годах XX века.

3. Исследуя труды многих зарубежных и русских исследователей по проблемам первобытной истории и наши полевые материалы, мы пришли к выводу о том, что в то время как у всех народов Кавказа издревле существовала строгая эндогамия, у ряда народов Северного Кавказа существовала только фамильная экзогамия, включавшая даже самих родственников и неродственные объединения. А у адыгских народов строго запрещалось заключать браки даже между представителями одного аула, села и т.д., а среди некоторых народов Кавказа (у азербайджанцев и у народов Дагестана) в тухумах издревле господствовали эндогамные браки. На этот феномен дагестанского тухума одним из первых указал М.М. Ковалевский. Многие последователи М.М. Ковалевского - русские, кавказские ученые поддерживают это мнение, за исключением некоторых наших дагестанских исследователей. Это, прежде всего М.А. Агларов и его ученики, которые критикуют М.М. Ковалевского за то, что надумал про дагестанскую эндогамию и утверждает, что в Дагестане существовала не тухумная эндогамия, а эндогамия сельской общины.

Этот тезис М.А. Агларова отрицают многие дагестанские ученые, которые убедительно доказывают предпочтительность заключения внутритухумных браков. Это такие известные ученые, как P.M. Магомедов, Х.О. Хашаев, С.Ш. Гаджиева, С.С. Агаширинова, С.А. Азизов и многие другие. Мы полностью присоединяемся к их мнениям, основываясь на наших данных по дагестанской эндогамии.

4. Основываясь на труды классиков первобытной истории Л.Г. Моргана и Ф. Энгельса, считаем, что прежде всего все народы мира были эндогамными, поскольку род не мог возникнуть без экзогамии.

Род входил в состав племени, то племя было эндогамное, а фратрии и роды экзогамные, ибо браки совершались внутри племени. Поэтому факт изначальности брачной экзогамии нельзя отрицать и у дагестанских народов, и нельзя отрицать и то обстоятельство, что они по каким-то обстоятельствам вернулись к эндогамии тухума.

5. Основываясь на данных М.М. Ковалевского, Л.И. Лаврова и ряда других дагестанских ученых, мы полагаем, что эндогамия в Дагестане возникла задолго до возникновения ислама, с распадом родового строя и возникновением патриархально-родовых отношений у дагестанцев, которые в прошлом исповедовали домонотоистическую религию зароостризм и были последователями учения Авесты, предпочитали заключения браков между родственниками. Это современные народы Передней Азии, Средней Азии и Кавказа, у которых до сих пор сохраняются эндогамные браки.

Мы также полагаем, что время интенсивного распространения ислама в Дагестане, распад больших патриархальных тухумно - родовых поселений и возникновение поселений соседского типа падает на X-XII века (в это время возникают патронимии (тухумы)).

Следовательно, можно полагать и смена экзогамии эндогамией у народов Дагестана, Азербайджана и у ряда народов Передней Азии происходила где-то на рубеже V-XII вв. К тому же в приведенной диссертации фактический материал разных дагестанских ученых по возникновению у нас крупных поселений совпадает с этим периодом, следовательно, и возникновение тухума относится к этому времени. Нам кажется, это наиболее вероятное время возникновения эндогамии в Дагестане - это время, как было отмечено еще М.М. Ковалевским, когда в Дагестане господствовал зороастризм. Мы знаем, что религия ислама в Дагестане начала распространяться в VIII-XII вв.

Л.И. Лавров, ссылаясь на средневековые источники более определенно датирует время исчезновения экзогамии и возникновений тухумной эндогамии в Дагестане и Азербайджане - это не менее тысячи лет.

6. Основными причинами возникновения и долгого сохранения этого первобытного института в Дагестане на которых указывали зарубежные и российские (в том числе и кавказские) ученые, были ряд причин экономического, политического и идеологического характера. Это, прежде всего то, что выделяемый в качестве приданого земельный участок, скот, имущество и сама невеста оставались в пределах своего тухума; за невесту, которую брали из своего тухума размер калыма был намного ниже и оставался в своей патронимии, чем за невесту, которую брали из чужого тухума; девушка, взятая из своего тухума, как считали в народе, более послушна и предана мужу, чем чужеродка, разводы с женщинами, взятыми из своего тухума были весьма сложны и затруднены. В то время, когда кровные столкновения отдельных тухумов в обществе составляли обычное явление, жены, взятые из чужой патронимии могли вредить семье мужа и.т.д. Были и другие немаловажные причины (как подтверждают и наши полевые материалы) социально-экономического порядка, благодаря которым народы Дагестана предпочитали эндогамные браки.

7. Судьбы тухумной эндогамии в Дагестане в современных условиях кардинально изменились или в целом исчезли, но у некоторых народов до сих пор сохранилось предпочтение заключения брака внутри тухума.

Главными причинами смены тухумной эндогамии экзогамией в XX веке у народов Дагестана явились рост материального благосостояния и культурного уровня населения республики; существенное изменение положения женщины в обществе; активизация роли женщины в общественном производстве материальных благ; принципиальное изменение взаимоотношений членов семьи в современной жизни; коренное изменение межполового разделения труда; трансформация личных взаимоотношений супругов в семье, связанные с демократизацией структуры семьи; изменения в семейных отношениях, связанные с ходом социально-экономического и политического развития республики Дагестан в XX веке.

8. Следует также особо подчеркнуть, что одним из важнейших причин смены эндогамных браков экзогамными в Дагестане является исчезновение тех унизительных нечеловеческих условий для женщины - это запреты избегания между супругами, между родителями и детьми, между женой и старшими родственниками мужа, между мужем и старшими родственниками жены, между женихом и невестой, между невесткой и свекровью и т.п., которые бытовали особенно в XX веке и были связаны с различными сторонами архаических отношений полов и формами браков. Генетические запреты и избегания, возникшие еще в первобытном обществе, в период перехода от матриархата к патриархату и возникновением патриархальных и патрилокальных поселений с течением времени изменились и некоторые обычаи, которые дожили до XX века, благодаря некоторым пережиткам патриархально-феодального уклада и нормам шариатского права народом Дагестана.

9. Коренные изменения, произошедшие в XX веке в семейной и общественной жизни, способствовали исчезновению нужды в покровительстве тухума от крупных сильных тухумов села, отпала нужда защищаться от кровной мести, существовавшей у народов Дагестана особенно в XIX нач. XX века. Исчезли унизительные обычаи, связанные с калымом и определением цены женщины при выдаче замуж. Исчезли традиции ранних браков и главенствующего положения мужчины в семье и т.д. Все эти причины также ускорили и привели к исчезновению эндогамии в тухуме и замене его экзогамией.

10. В XX веке женщина Дагестана стала равноправной не только перед законом, но была создана экономическая база, обеспечивающая её самостоятельность. Была ликвидирована сплошная неграмотность женщин-горянок Дагестана, правительством было уделено большое внимание организации детских яслей и площадей, ломов матери и ребенка, женских и детских консультаций, родильных домов, началось распространение межнациональных браков, которые способствовали постепенному исчезновению тухумной эндогамии и нарушению сельской эндогамии. Хотя браки в основном заключались в пределах селений, но в то же время немало было случаев выдачи девушек за юношей, и юношей, женившихся на девушке из соседних сел, районов, а также за представителей других национальностей Дагестана, Азербайджана, Северного Кавказа и России. Об этом свидетельствуют, прежде всего, наши многочисленные полевые материалы и литературные данные.

11. Хотя в целом, как было указано выше, браки в Дагестане в настоящее время стали экзогамными, однако в современных богатых семьях и пережиточно сохранившихся различных родственных объединениях практикуются эндогамные браки, ссылаясь главным образом на то, что якобы женившись на своих двоюродных и троюродных сестрах, способствуют сохранению богатства в своем тухуме и увеличению в нем количество рабочих рук.

Таким образом, несмотря на отдельные внутритухумные браки, в целом по Дагестану в XX веке эндогамия сменилась экзогамией, ибо, как известно, в отдаленном прошлом в Дагестане и у всех народов Кавказа существовала традиция тухумной экзогамии, и на определенном этапе исторического развития по вышеуказанным причинам она исчезла и возникла эндогамия. А в XX веке, в силу ряда вышеописанных обстоятельств, брачные порядки возвратились к общекавказской родственной экзогамии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Казибеков, Тимур Нуруллаевич, 2007 год

1. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX начало XX в., М., 1978.

2. Агларов М.А. Сельская община в нагорном Дагестане в XVII начале XIX в. М., 1988.

3. Агларов A.M. Террасное земледелие в зоне демистикации растений // Хозяйство народов Дагестана в XIX XX вв. Махачкала, 1979.

4. Агларов М.А. Сельская община как эндогамный круг // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. Махачкала, 1986.

5. Азизов С.А. Южно-дагестанская патронимия (тухум) второй половины XIX начало XX века. Махачкала, 1997.

6. Азизов С.А. Архаические формы общественного быта у народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана XIX начало XX в., Махачкала, 2005.

7. Азизов С.А. К вопросу о дагестанской тухумной эндогамии // Советская этнография. М., 1988, №6.

8. Амирханов Х.А. Начало земледелия в Дагестане // Природа, 1982. №2.

9. Атаев Д.М. Средневековые памятники центральной Аварии. ИАЭ ДНЦ РАН д. 2532, ЛЛ 44-45.

10. Ю.Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды у табасаранцев // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. Махачкала, 1986.

11. Адаты Гумбетовского наибства // Памятники обычного права Дагестана.

12. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

13. Бромлей Ю.В., Першиц А.И., Шнирельмана В. А. История первобытного общества. Эпоха первобытно родовой общины. М., 1986.

14. М.Бромлей Ю.В. Новое в изучении первобытного общества // ВАН СССР, 1971, №9.

15. Бахматов И.М. Чирка или аул Чиркей // Кавказ, 1863, №29, 30.

16. Бутинов Н.А. Первобытнообщинный строй (основные этапы и макальные варианты) //ПИДО, кн. I, М., 1968.

17. Бутинов Н.А. Происхождение и этнический состав коренного населения новой Венеции // ТИЭ, т. IXXX, М., 1962.

18. Бутинов Н.А. Проблема экзогамии //Родовое общество. Труды института этнографии. T.X1V, М., 1951.

19. Борисовский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., -Л., 1957.

20. Гаджиев М.А. Народные традиционные навыки по уходу и содержанию крупного и мелкого рогатого скота в Южном Дагестане во второй половине XIX нач. XX века // Хозяйство народов Дагестана в XIX - XX вв. Махачкала, 1979.

21. Гаджиев М.Г., Даудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1996.

22. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961;

23. Гаджиева С.Ш., Османов О.М., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967.

24. Гаджиева С.Ш. Свадебные обычаи и обряды теркемейцев -азербайджанцев Дагестана // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX- нач. XX в. Махачкала, 1986.

25. Гейбулаев Г.А. О пережитках большой семьи в Азербайджане XIX в. // АЭС, Баку, 1966.

26. Джоли А. и Роз Ф. Значение табу в первобытном обществе // СЭ, 1947., №№ 7-6.

27. Ефименко П.П. Первобытное общество. Киев, 1953.28.3олотарев A.M. Происхождение экзогамии // Известия ГАИМК. Т. X, вып. 2-4 М., 1931.29.3олотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

28. ЗО.Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1963.31 .Исламагомедов А.И. Аварцы // Народы Дагестана. М., 2002.

29. Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана // Материалы по археологии Дагестана, Махачкала, 1959, Т.1.

30. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

31. Котович В.Г. Отчет о работе 1го горного отряда Дагестанской археологической экспедиции в 1957 г.

32. Константинов О.И. Джаро-белоканы до XIX столетия // Кавказ. 1846. №2-3.

33. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке//КЭС, Т.2, М., 1958.

34. Косвен И.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

35. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1964.

36. Косвен М.О. Очерки первоначальной культуры. М., 1953

37. Косвен М.О. Амазонки (История легенды) // СЭ. 1947, №2.

38. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1,2. М., 1890.

39. Ковалевский М.М. Первобытное право. М., 1886, вып.1.

40. Ковалевский М.М. Родовой быт в его настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Спб, 1905, вып.1.

41. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979.

42. Калоев Б.А. Агулы // КЭС., вып. 3. M.-JL, 1962.

43. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Вып. 1,1869.

44. Карапетян Э.Т. Пережитки патронимических отношений у армян. М., 1964.

45. Котович В.Г. Проблемы культурно-исторического и хозяйственного развития древнего Дагестана. М., 1982.

46. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Ленинград, 1969.

47. Кодекс законов Умму-хана Аварского (справедливого) // Памятники обычного права Дагестана XVII- XIX в. М., 1965.

48. Комаров А.Г. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1, Тифлис, 1868.

49. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982.

50. Лавров Л.И. Лакцы // Народы Дагестана. М., 1955.

51. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.

52. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа X XVII вв. 4.1 М., 1966.

53. Липе Ю. Происхождение вещей. М., 1954.

54. Мусакаев А.И. Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

55. Магомедов P.M. К вопросу о семейной общине в Дагестане // Труды Второй научной сессии Дагестанской базы АН СССР. Махачкала, 1949.

56. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVII XIX в., Махачкала. 1957.

57. Максимов А.П. Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака. М., 1901.

58. Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.

59. Никольская З.А. Пережитки патриархально-родового строя у аварцев в XIX в. нач. XX в. // Родовое общество. Материалы исследования. М., 1951.

60. Окладников А.П. Становление человека и общества // Проблемы развития в природе обществе. М.,-Л., 1958.64.0льдерогге Д.А. Из истории семьи и брака // С.7. 1947, №1.

61. Посербский А.Ф. Закатальский округ//Кавказ, 1864, №48.

62. Петухов П.С. Очерк Кайтаго-Табасаранского округа (в Южном Дагестане) // Кавказ, 1887, №12.

63. Рагимова Б.Р. Общинное регулирование брачных норм у самурских лезгин // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. Махачкала, 1986.

64. Семенов Н. Очерки народных обычаев кумыков Терской области // Терский сборник, 2,1852.

65. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

66. Светлов В. Кавказские предания и легенды. Спб., 1895.

67. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа XIX первая половина XX в. М., 1983.

68. Сборник адатов шамхальства Таркинского и ханства Метулинского // памятники обычного права Дагестана XVII XIX вв. М., 1965.

69. Типология уркарахского наибства // Памятники обычного права Дагестана XVII XIX вв. М., 1965.

70. Толстов С.П. Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен //ПИДО, 1935, №9-10.

71. Токарев С.А. Народы Австралии и Океании. М., 1956.

72. Токарев С.А. К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита // СА, 1962, №2.

73. Файнберг Л.А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество. Основные проблемы развития. М., 1975.

74. Формозов А.А. Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке. М., 1959.

75. Файсон Л.И, Хаунт А. Камиларон и Кунаи // ВИДО, М.,-Л., 1936, с. 54

76. Харадзе Р.Л. Характер сельской общины грузин-горцев по этнографическим материалам. М., 1964.

77. Хашаев Х.О. Архивные материалы. Памятники обычного права Дагестана. XVII XIX вв. М., 1965.

78. Хашаев Х.О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.

79. Цветков А. Кюринский округ (бывш. Кюринское ханство) // Памятники обычного права Дагестана X.III XIX вв. М., 1965.

80. Черныш А.П. Ранний и средний палеолит Приднестровья. М., 1965.

81. Штеримберг Л .Я. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. Л., 1933.

82. Энгельс Ф. Происхождение семьи частной собственности и государства. Маркс К. Энгельс Ф. соч., Т. 211. Список информаторов

83. Зезерукаев Межид, 85 лет, сел. Туменлер Кайтагского р-на, тетрадь №1, архив автора.

84. Казибекова Парханаз, 80 лет сел. Туменлер Кайтагского р-на, тетрадь №1, архив автора.

85. Нухтуев Нухтулла, 78 лет сел. Туменлер Кайтагского р-на, тетрадь №1, архив автора.

86. Гасанов Шейхгасан, 75 лет сел. Туменлер Кайтагского р-на, тетрадь №1, архив автора.

87. Мусаев Марсель, 25 лет сел. Тлядал Цунтинского р-на, тетрадь №3, архив автора.

88. Исаев Гаджи, 90 лет сел. Янгикент Кайтагского р-на, тетрадь №2, архив автора.

89. Ахмедов Юсумбек, 80 лет сел. Янгикент Кайтагского р-на, тетрадь №2, архив автора.

90. Юсупов Сайд, 81 лет сел. Янгикент Кайтагского р-на, тетрадь №2, архив автора.

91. Гасанов Идрис, 36 лет сел. Дакниса Кайтагского р-на, тетрадь №2, архив автора.

92. Рабаданов Рабадан, 48 лет сел. Дакниса Кайтагского р-на, тетрадь №2, архив автора.

93. П.Магомедов Арсен, 50 лет сел. Ванашимахи Сергокалинского р-на, тетрадь №3, архив автора.

94. Даудов Даутгаджи 48 лет сел. Сергокала Сергокалинского р-на, тетрадь №3, архив автора.

95. В.Магомедов Бахмуд 60 лет сел. Маджалис Кайтагского р-на, тетрадь №2, архив автора.

96. Ибрагимова Умаган 55 лет сел. Цудахар Акушинского р-на, тетрадь №3, архив автора.

97. Раджабов Иманзагир 60 сел. Маджалис Кайтагского р-на, тетрадь №2, архив автора.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.