Читательские предпочтения в структуре направленности личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Китаева, Анастасия Ивановна

  • Китаева, Анастасия Ивановна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 201
Китаева, Анастасия Ивановна. Читательские предпочтения в структуре направленности личности: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Санкт-Петербург. 2010. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Китаева, Анастасия Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ

НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

1.1. Читательские предпочтения как предмет междисциплинарного! исследования.

1. 2. Читательские диспозиции в мотивационной структуре личности.

1. 3. Личностные свойства в контексте взаимосвязей с читательскими диспозициями.

1.3. 1. Ценностные ориентации как высший диспозиционный уровень личности.

1. 3. 2. Теория эмоциональной направленности (ОЭН) Б. И. Додонова.

1. 3. 3. Читательские диспозиции в контексте личностных свойств по

Р. Кеттеллу.

1.3.4. Типологическая концепция К. Юнга и читательские диспозиции личности.

Выводы.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Характеристика выборки и программы эмпирического исследования.

2. 2. Характеристика методик исследования.

2.2. 1. Опросник общего отношения к произведениям художественной литературы.

2. 2. 2. Диагностика читательских диспозиций. Методика «Книжная полка».

2. 2. 3. Методика ценностей Ш. Шварца.

2. 2. 4. Диагностика типа общей эмоциональной направленности (ОЭН) по

Б. И. Додонову.

2. 2. 5. Диагностика личностных факторов по Р. Кеттеллу.

2. 2. 6. Диагностика типологических особенностей по К. Юнгу.

2. 3. Методы статистической обработки.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С ЛИЧНОСТНЫМИ

СВОЙСТВАМИ.

3.1. Типологизация читательских диспозиций посредством экспертной оценкии кластерного анализа.

3. 2. Ре-тестовая надежность авторских методик.

3. 3. Анализ взаимосвязей характеристик читательских предпочтений .106 3. 3. 1. Структура внутрикорреляционных связей между типами читательских диспозиций.

3.3.2. Читательские диспозиции и показатель частоты чтения / общее отношение к художественной литературе.

3. 4. Читательские диспозиции и личностные свойства.

3. 4. 1. Характеристика психологического профиля типов читательской диспозиции.

3. 4. 2. Взаимосвязь читательских диспозиций и личностных свойств: результаты регрессионного анализа.

3. 5. Анализ различий в читательских диспозициях, обусловленных типологическими свойствами по Юнгу и половыми характеристиками.

3.5. 1. Читательские диспозиции и типологические свойства по К. Юнгу.

3. 5. 2. Различия в читательских диспозициях у мужчин / женщин.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Читательские предпочтения в структуре направленности личности»

Художественная литература - это особая уникальная сфера культуры. «Ни в одном другом искусстве, в отличие от литературы, нет такой естественной "материальной" близости между искусством и жизнью (т. е. деятельностью, которая не является искусством). Чтобы это увидеть, достаточно представить себе, с одной стороны, профессиональную деятельность танцора, певца, скульптора, кинооператора, а с другой - то, каким образом обычный человек мог бы использовать в общении со своими близкими и знакомыми (для самовыражения и воздействия) танец, пение, лепку, киносъемку» (Мечковская Н. Б., 2004, с. 374). Значимость воздействия на личность произведений художественной литературы трудно переоценить, при этом характер данного воздействия самый разнообразный - от кратковременной оптимизации эмоционального состояния до глубоких личностных переживаний, от стимулирования интеллектуальной активности до переосмысления системы мировоззренческих идей, и т. д.: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей» (Лихачев Д. С., 1989, с. 96). Н. А. Логинова (2004) выделяет 5 основных аспектов в характере влияния произведений художественной литературы на личность читателя: развитие речи, развитие индивидуального сознания, изменение мировоззрения, формирование новых образцов поведения, построение «субъективной картины жизненного пути».

Тем не менее, проблема снижения читательской активности со временем только усиливается, художественная литература утрачивает свою популярность, о чем свидетельствует ряд высказываний специалистов:

Снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последнее время как в нашей стране, так и во многих странах мира, вызывает тревогу не только у специалистов книжного и библиотечного дела, но и у широкой общественности» (Зайцев В. Н., 2005, с. 16).

Наша в прошлом самая читающая в мире страна опускается в книжную мглу» (Губин В. Б., 2003, с. 3).

Чтение перестало быть социально престижным занятием, оно становится делом частным, индивидуальным» (Анкудович Я., 1995, с. 116).

Массовый читатель резко дистанцировался. от позиции претендующих на оригинальность и элитарность эпигонов» (Гудков Л. Д., 2005, с. 29).

Тем не менее, изучение читательской среды не утратило сегодня своей актуальности. Для того, чтобы правильно оценить психологические причины возникновения сложившейся ситуации (не говоря уже о попытке что-то изменить), необходимы исследования психологических особенностей читателей, в том числе, их предпочтений. Также необходимо помнить, что художественная литература обладает глубоким психотерапевтическим и психокоррекционным потенциалом, высоко оцениваемым в психологии (БурноМ. Е., 1989; Алексейчик А. Е., 1985; Даниленко О. И., 1996, 2007; Коржова Е. Ю., 2004, 2006, 2009 и др.). Однако для его оптимальной реализации важно учитывать влияние индивидуальных особенностей читателей на формирование читательской культуры личности.

В психологической науке область читательских предпочтений рассматривается с нескольких позиций: жанровые предпочтения (Вайну М., 1976), предпочтения конкретных типов текста (Белянин В. П., 2000, 2006), конкретных авторов (М. Бурно) и др. В данной работе акцент делался на мотивационном аспекте чтения (что ожидает субъект чтения от произведений художественной литературы, с какими целями" обращается к ним). При этом мы исходили из того, что направленность на те или иные цели чтения обусловлена не только конкретной ситуацией, но также относительно устойчивой склонностью субъекта рассматривать книгу как средство удовлетворения определенных потребностей.

Несмотря на то, что мотивационный аспект чтения рассматривается в некоторых отдельных исследованиях (Воронова Т. В., 1984; Беляева Л. И., 1975; Бородина В. А., 2004, 2005; Отле П., 2002), существует определенная проблема в дифференцировании используемых понятий, в построении их типологии, а также в разработке психодиагностического материала для выявления основных целей чтения.

Рассматривая мотивационный аспект читательских предпочтений, мы опирались на понятие смысловой диспозиции, разработанное Д. А. Леонтьевым в рамках концепции смысловой регуляции поведения. На его основе нами было сформулировано понятие читательской диспозиции (ЧД) как устойчивого общего отношения субъекта чтения к произведениям художественной литературы с точки зрения реализации определенного смысла.

Читательские диспозиции рассматривались нами как мотивационные образования - подструктура направленности личности — которая, в свою очередь, входит в общую структуру личности. Областью исследования стали читательские диспозиции и их связь с личностными характеристиками субъекта чтения.

Исследуя связь между читательскими диспозициями и свойствами личности, мы опирались на признанное в отечественной психологии положение о взаимосвязи психических образований личности, обеспечивающей ее целостность (Мясищев В. Н., Ананьев Б. Г., Мерлин В. С., Ядов В. А. и др.). Что касается направленности связей между читательскими диспозициями и другими, более общими свойствами личности, то она в большинстве случаев может носить двусторонний характер. Это необходимо учитывать, когда исследуется процесс развития личности под влиянием чтения художественной литературы. Согласно концепции В. А. Барабанщикова, «любой результат развития (когнитивный, личностный, операциональный), достигнутый на той или иной стадии, включается- в совокупную детерминацию психического, выступая- в роли внутренних факторов, предпосылок, либо опосредствующих звеньев по отношению к результату следующей стадии» (2002, с. 30). Читательская диспозиция, как определенный- результат читательского развития, также непосредственно включается в систему личностных факторов, определяющих дальнейшее развитие личности. Возникая первоначально как следствие определенных личностных детерминант субъекта чтения, читательская диспозиция впоследствии сама может выступать в качестве детерминирующего фактора отдельных психических образований.

Таким образом, целью нашего исследования стало изучение читательских диспозиций как мотивационного компонента читательских предпочтений, в контексте направленности личности.

Предмет исследования - читательские диспозиции и их связь с личностными свойствами субъекта чтения. В структуре психической организации были выбраны ценности, эмоциональная направленность, черты личности по Р. Кеттеллу и типологические свойства по К. Юнгу.

Объектом исследования на основном этапе стали студенты и аспиранты Санкт-Петербургских вузов факультетов психологии, философии, права и дизайна, в возрасте от 17 до 28 лет. Исследование проводилось на базе следующих вузов: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербургский институт управления и права, Балтийский институт экологии, политики и права. В общей сложности на разных этапах исследования в работе приняло участие 255 человек; на основном этапе — 160 человек (34 мужчины и 126 женщин).

Гипотезы:

1. Читательские диспозиции являются относительно устойчивой психологической характеристикой в области читательских предпочтений личности; структура читательских диспозиций личности представляет собой систему отдельных типов диспозиций.

2. Существует связь читательских диспозиций с такими характеристиками читательских предпочтений, как позитивность отношения к чтению и желаемая частота чтения.

3. Система типов читательских диспозиций личности связана с личностными свойствами субъекта чтения.

Перед нами стояли следующие задачи:

1. На основании литературного анализа рассмотреть читательские предпочтения как подсистему мотивационной структуры личности; определить систему основных понятий.

2. Разработать инструментарий для эмпирического исследования читательских диспозиций; выявить типологическую структуру диспозиций и характер связей между типами.

3. Сформировать комплекс методик для диагностики психологических свойств субъектов чтения.

4. На эмпирическом этапе исследования выявить характер связи читательских диспозиций с позитивностью отношения к чтению и желаемой частотой чтения; читательских диспозиций с личностными свойствами (ценностями, эмоциональной направленностью, личностными факторами по Р. Кеттеллу и типологическими свойствами по К. Юнгу); рассмотреть психологический профиль респондентов с выраженными типами ЧД.

Методы исследования: анкетирование, психодиагностические методики, контент-анализ, экспертная оценка, методы математической статистики обработки данных. Для проведения психологической диагностики использовались следующие методики:

1. Опросник для диагностики общего отношения респондентов к художественной литературе (Китаева А. И.).

2. Методика «Книжная полка» для выявления читательских диспозиций (Даниленко О. И., Китаева А. И.).

3. Диагностика общей эмоциональной направленности личности (ОЭН) (Додонов Б. И.).

4. Методика изучения ценностей личности (Шварц Ш.).

5. Методика многофакторного исследования личности 16 РБ, форма С (Кеттелл Р.).

6. Опросник для диагностики типологических особенностей личности по К. Юнгу (Типологический Показатель Майерс-Бриггс) (ТПМБ).

Положения, выносимые на защиту:

1. Читательская диспозиция представляет собой частный случай смысловой диспозиции, фиксирующий устойчивое отношение личности к произведениям художественной литературы как средству реализации определенного смысла.

2. Типологическая структура читательских диспозиций личности включает в себя 9 основных типов: социализирующая, культурно-познавательная, эстетическая, эмоционально-эмпатическая, философско-мировоззренческая, экзистенциальная, оптимизирующая, развлекательная, эскапическая. Каждый тип читательской диспозиции характеризуется определенным комплексом личностных свойств (психологическим профилем).

3. Читательские диспозиции личности представляют собой систему, определяемую внутренними взаимосвязями между отдельными типами диспозиций, и систему, интегрированную в общую структуру направленности личности взаимосвязями с другими личностными свойствами. В связи с этим художественная литература может выполнять компенсаторную роль для субъекта чтения, восполняя, поддерживая, усиливая, либо напротив, ослабляя, нивелируя определенные тенденции в общей направленности личности.

4. Большинство типов читательских диспозиций-положительно связано с позитивным отношением личности к произведениям художественной литературы; также существует положительная связь между отдельными типами диспозиций (эмоционально-эмпатическая, экзистенциальная, оптимизирующая и эскапическая) и желаемой частотой чтения личности.

5. Авторская методика "Книжная полка" (Даниленко О. И., Китаева А. И.) является надежным и валидным психологическим инструментарием для диагностики структуры типов читательской диспозиции личности.

Научная новизна. В рамках данного исследования впервые реализован подход к изучению читательских предпочтений, которые рассматриваются в структуре направленности личности. Определено понятие читательской диспозиции, выявлены его характеристики. Разработана типология читательских диспозиций; разработана проективная методика «Книжная полка» для выявления читательских диспозиций личности. Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено наличие связей между читательскими диспозициями и психологическими свойствами личности.

Теоретическая значимость. Данные, полученные в процессе исследования, вносят определенный вклад в развитие психологии личности (уточнена структура направленности личности, определено место в данной структуре читательских предпочтений). Проведенное исследование показывает, что наиболее тесно с читательскими предпочтениями личности связаны ценности. Анализ механизмов этих связей является значимым моментом для дальнейших исследований. Разработанная проективная методика «Книжная полка», при определенной модификации, может быть использована для проведения исследований предпочтений в других сферах художественной культуры. Выявленные взаимосвязи между читательскими диспозициями и рядом психологических свойств личности подтверждают продуктивность применения разработанного подхода к изучению художественных предпочтений личности. Данный подход к изучению смысловых оснований читательских предпочтений свидетельствует о перспективах исследования роли искусства в становлении развития личности.

Практическая значимость. Авторская методика «Книжная полка» позволяет выявить структуру читательских диспозиций субъекта в целях оказания психологической помощи; определения рекомендаций для повседневного чтения, оптимизации круга чтения для решения задач саморегуляции и развития личности читателя. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе в рамках курсов психологии личности, психологии искусства, арт-терапии.

Апробация результатов: предварительные результаты обсуждались на конференциях «Психология XXI века» (СПбГУ), «Личность в пространстве межкультурного взаимодействия» (СПбГУКИ), Втором Российском культурологическом конгрессе «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (СПбГУ). Часть диссертационного исследования была использована в качестве квалификационной работы в рамках программы «Преподаватель высшей школы» (СПбГУ). Основные положения работы отражены в 9-ти публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, приложения и списка литературы (234 источника, из них 23 на английском языке). В тексте содержится 24 таблицы и 40 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Китаева, Анастасия Ивановна

Выводы

1. Обобщая результаты теоретического анализа, мы определяем область рассмагриваемых нами читательских предпочтений как систему читательских диспозиций личности, обладающих относительно устойчивым характером. При эюм ситуационный фактор выполняет двойную функцию применительно к читательским диспозициям личности: как формирующая детерминанта и как пусковой механизм, актуализирующий соответствующий тип читательской диспозиции.

2. Рассматривая читательскую диспозицию в качестве элемента мотивационно-личностной системы, мы проводим обзор психологических свойств личности, (ценностные ориентации, эмоциональная направленность, личностные факторы по Р. Кеттеллу), включенных в эту систему и связанных с читательскими диспозициями. Говоря о взаимосвязи, мы, тем самым, подчеркиваем, что читательские диспозиции также оказывают влияние на формирование определенных личностных свойств.

3. В качестве основного системообразующего фактора в структуре взаимосвязей читательских диспозиций и личностных свойств мы рассматриваем психологическую направленность личности: ориентируясь на определенные типы ценностей, читательских диспозиций, эмоциональных переживаний и т. д., субъект формирует систему собственных приоритетов, которая закрепляется в его индивидуальном опыте и приобретает относительно устойчивый характер.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика выборки и программы эмпирического исследования

В нашей работе на разных этапах исследования приняло участие 255 человек. Основная же выборка составила 160 человек: студенты (I - IV курс) и аспиранты 15 возрасте от 17 до 28 лет (34 мужчины и 126 женщин) факультетов психологии, философии, права и дизайна. Исследование проходило на базе Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, Санкт-Петербургского института управления и права и Балтийского института экологии, поли тики и права.

Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:

I) Предварительный:

1. Разработка и проведение исследования с помощью авторских методик (Опросник общего отношения к произведениям художественной литературы и проективная методика «Книжная полка»).

2. Проведение экспертного анализа выявленных предпочтений и разработка на его основе типологической модели читательских диспозиций.

3. Проведение пилотажного исследования по всем методикам.

II) Основной:

1. Проведение исследования на основе полного комплекса методик.

2. Проверка ре-тестовой надежности авторских методик.

3. Анализ результатов.

На предварительном этапе исследования перед нами стояла задача разработки методики выявления читательских диспозиций, а также построения типологической модели диспозиций для дальнейшего корреляционного исследования. На данном этапе участвовало 100 человек, мужчины и женщины, в возрасте от 18 до 55 лет. Выборка конструировалась таким образом, чтобы охватить достаточно большой возрастной период респондентов, гак как это позволяло выявить наиболее полно систему возможных читательских диспозиций.

Изначально была предпринята попытка использования общих вопросов. Всем участникам предлагалась анкета, в которой необходимо было ответить на следующие вопросы: «Как Вы считаете, зачем вообще люди читают художественную литературу?» и «Зачем лично Вы читаете сейчас и читали в прошлом художественную литературу?» При этом предлагалось каждый ответ начинать со слова «чтобы.». Вопросы были построены таким образом, чтобы ответы испытуемого касались положения в целом, а не только конкретной ситуации. В противном случае полученные нами характеристики относились бы не к смысловым диспозициям, а к ситуативным потребностям.

При анализе полученных данных было установлено, что наиболее часто респондентами выделялась познавательная функция художественной литературы (54,6 % респондентов отметили ее для себя и 70,9 % - для других людей). Также интересным результатом, на наш взгляд, является тот факт, что использование литературы в качестве источника развлечения и отдыха респонденты чаще приписывали другим (60,5 %), чем себе (39,5%).

Однако при сопоставлении выявленных по анкете читательских предпочтений относительно себя с их предпочтениями, полученными по методике «Книжная полка» (2. 2. 2), мы не получили значимых корреляций. Исходя из этого, мы сделали вывод, что для выявления читательских диспозиций целесообразнее предлагать респондентам обосновывать выбор конкретных литературных произведений, так как такое обоснование наиболее отражает реальную ситуацию чтения. Кроме того, мы получаем более обширный материал по читательским диспозициям, чем в случае с общими вопросами. О преимуществе обоснований выборов конкретных произведений, а не литературы вообще также пишут В. С. Собкин и Д. А. Плоткин (2006). Таким образом, от общих вопросов в диагностике читательских диспозиций пришлось отказаться.

Следующим этапом исследования стала разработка типологической модели выявленных предпочтений. Для повышения объективности был применен метод экспертной оценки, в котором участвовало 25 человек (аспиранты и преподаватели факультета психологии СПбГУ). Варианты обоснований -были представлены экспертам в виде карточек, которые необходимо было объединить в группы и дать каждой группе название. Единственное ограничение, которое мы выдвинули, касалось количества групп - предполагалось, что их не должно быть больше 10.

Так, например, предлагались такие варианты ответов респондентов, как «получить подтверждение собственных ценностей», «попасть в мир снов и ассоциаций», «чтобы выжать скупую слезу», «насладиться стилем повествования», «интересно провести время», «восхититься силой русского характера», «улучшить эмоциональное состояние, прийти в равновесие», «осилить скуку», «получить педагогический опыт», «для искоренения предрассудков», «обогатить свой художественный запас», «прочитать известное произведение» и др.

К результатам, полученным посредством экспертной оценки, был применен кластерный анализ (3. 1), в ходе которого было выделено 9 основных типов читательских диспозиций: социализирующая, культурно-познавательная, эстетическая, эмоционально-эмпатическая, философско-мировоззренческая, экзистенциальная, оптимизирующая, развлекательная и эскапическая. Названия каждого из типов формулировалось в соответствии с основной направленностью всех входящих в него предпочтений.

Основной этап исследования включал в себя 6 методик: опросник для диагностики общего отношения респондентов к художественной литературе (А. И. Китаева); меюдика «Книжная полка» для выявления читательских диспозиций (О. И. Даниленко, А. И. Китаева); диагностика общей эмоциональной направленности личности (ОЭН) (Б. И. Додонов); методика изучения ценностей личности (Ш. Шварц); методика многофакторного исследования личности (Р. Кеттелл); опросник диагностики типологических особенностей личности по К. Юнгу (Майерс-Бриггс).

Модель эмпирического исследования можно представить в виде следующей схемы (Рис. 2. 1):

Рис. 2. 1. Модель эмпирического исследования Все рассматриваемые связи, за исключением связей читательских характеристик с типологическими свойствами по К. Юнгу, могут носить двусторонний характер.

2. 2. Характеристика методик исследования

2. 2.1. Опросник общего отношения к произведениям художественной

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Китаева, Анастасия Ивановна, 2010 год

1. Если респондентов-«нечитателей» будет выявлено значительное количество, мы выделяем их в отдельную группу и при статистической обработке сопоставляем их результаты по остальным методикам с результатами респондентов-«читателей»;

2. Если респоидентов-«нечитателей» будет выявлено незначительное количество, их результаты не будут включены в дальнейшую статистическую обработку.

3. Впоследствии, после предварительной обработки результатов, был использован второй вариант.2. 2. 2. Диагностика читательских диспозиций. Методика «Книжнаяполка»

4. Также в социализирующую группу вошли литературные предпочтения, связанные с процессом коммуникации.

5. Примеры литературных произведений: М. Шолохов «Поднятая целина»; Л. Толстой «Война и мир»; Ф. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»; Т. Драйзер «Американская трагедия»; В. Гюго «Человек, который смеется», «Собор Парижской Богоматери» и др.

6. Наиболее часто в данном случае назывались такие произведения, как В. Пелевин «Чапаев и Пустота»; Ф. Достоевский «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»; В. Маяковский, поэзия.

7. В качестве примеров респондентами наиболее часто назывались следующие произведения: П. Коэльо «Пятая гора», «Алхимик», «На берегу Рио-Пьедро я села и заплакала»; М. Булгаков «Мастер и Маргарита»,

8. Оптимизирующая. В основе потребность в улучшении внутреннего состояния (создании хорошего настроения, отдыхе). Например: «повеселить себя», «поднять настроение», «прийти в равновесие», «отдохнуть душой, насладиться приятными воспоминаниями» и др.

9. Литературные произведения: М. Фрай «Хроники Эхо»; А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»; Дж. Роулинг «Гарри Поттер»; Т. Пратчетт «Вещие сестрички», «Безумная звезда».

10. Читателем движет желание занять время, развлечься «для разнообразия», «для развлечения», «ради интереса», «осилить скуку», «убить время», «интересно провести время», «получить удовольствие от сюжета» идр.

11. Среди литературных произведений наиболее часто называются такие, как Дж. Роулинг «Гарри Поттер»; П. Коэльо «На берегу Рио-Пьедра я села и заплакала», «Одиннадцать минут», «Алхимик»; X. Мураками «Конец света или страна чудес без тормозов», «Пинтбол-86».

12. Примерами в данном случае являются прежде всего такие произведения, как А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Братья Львиное Сердце»; Дж. Толкиен «Властелин колец»; Дж. Роулинг «Гарри Поттер».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.