Числовая символика в музыкальной теории и практике XVII века: на материале немецкой органно-клавирной музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Блажевич, Мария Николаевна

  • Блажевич, Мария Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 282
Блажевич, Мария Николаевна. Числовая символика в музыкальной теории и практике XVII века: на материале немецкой органно-клавирной музыки: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Казань. 2012. 282 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Блажевич, Мария Николаевна

Содержание

Введение

Часть первая. Число в музыкальных трактатах XVII

века

Глава 1. Источники числовых теорий XVII века

1.1. античные представления о числе

1.2. астрономические и астрологические влияния

1.3. христианские аллегорические трактовки числа

1.4. каббала

Глава 2. Число как отражение Мировой гармонии в трактатах-компендиумах о музыке

2.1. Роберт Фладд: от Храма музыки — к Мировому Монохорду

2.2. «Гармонии мира» Иоганна Кеплера: от Космического Кубка к Музыке сфер

2.3. Атаназиус Кирхер: 10 регистров Мирового Органа или Десятиструнник?

2.4. «Универсальная гармония» Марена Мерсенна

Глава 3. Число как фигура веры

3.1. Бонго и Шмидт: два образа веры — два подхода к числу

3.2. Веркмейстер: музыкальные структуры и библейская

символика

Глава 4. Число как элемент игры: музыкальная каббала

4.1. «Игра в Каббалу» в жизни и поэзии XVII века

4.2 Трактаты Г. Ф. Харсдёрфера: описание числовых алфавитов

4.3. Об использовании «числовой каббалы» в музыке

2

Часть вторая. Число в клавирно-органной музыке XVII века

Основные проблемы анализа числовой символики в музыке

XVII века

Аналитический очерк 1. «Hexachordum Apollinis» Иоганна Пахелъбеля: три

ключа к гексахорду

Аналитический очерк 2. «Математика веры» в хоральной фантазии Дитриха

Букстехуде «Nun freut euch, lieben Christen g'mein» BuxWV210

Аналитический очерк 3«Nova cyclopeias harmonica» из цикла «Apparatus musico-

organisticus»: «гармоническая кузница» Георга Муффата

Аналитический очерк 4. Пассакалия Букстехуде: музыка, число,

мистика

Заключение

Литература

А. первоисточники

Б. исследовательская литература

Приложение

Таблица 1. Библейская трактовка простых чисел Я.Шмидтом

Таблица 2. Ключевые числа хоральной фантазии Nun freut Bux 210 Д. Букстехуде

по С. Аккерту

Таблица 3. «Диспозиция» хоральной фантазии Д.Букстехуде «Nun freut euch, lieben Christen, gmein» (риторика, числовая символика)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Числовая символика в музыкальной теории и практике XVII века: на материале немецкой органно-клавирной музыки»

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы числовой символики в музыке барокко уже многие десятилетия находятся в фокусе внимания отечественных и зарубежных ученых. К настоящему времени создан значительный корпус исследований, посвященных, преимущественно, частным проблемам. Однако число трудов обобщающего характера весьма невелико, несмотря на очевидную потребность в таковых. Главная причина подобного положения вещей видится нам в том, что создание целостной картины предполагает обращение сразу к двум, ярко специфичным, областям барочной культуры: с одной стороны, к музыкальным, философским, богословским и естественнонаучным трактатам, так или иначе затрагивающим символику числа; с другой — непосредственно к музыкальной практике, к сочинениям композиторов эпохи. Обширность каждой из названных областей уже сама по себе может оказаться камнем преткновения для исследователя. Необходимость же согласовать, привести к общему знаменателю результаты изучения музыкальной теории и музыкальной практики становится одной из главных методологических проблем.

В настоящем исследовании, впервые в отечественной науке, предлагается опыт осмысления роли числа в западноевропейской музыкальной культуре XVII века. Временные рамки установлены нами с целью разумного ограничения изучаемого материала. Несмотря на обобщающий характер данной диссертации, мы стремимся работать с первоисточниками — даже в тех случаях, когда опираемся на выводы и научные положения других ученых, когда пользуемся чужими переводами и т.п. Поэтому охватить материал всей эпохи барокко на данном этапе наших исследований нам не представлялось возможным, и мы решили обратиться к тому ее периоду, который в меньшей степени изучен музыковедами.

Числовая символика в музыке XVII века оказывается «в тени» творчества великого И. С. Баха, проработанного с данной точки зрения (как и во многих других) весьма основательно. В то же время, она представляет собой обширнейшее поле исследований, привлекающее последнее время всё большее внимание ученых. Как показывает наш опыт, на материале музыки XVII столетия можно вполне успешно продемонстрировать всю проблематику, связанную с анализом барочной числовой символики. Это мы и постарались сделать во второй части настоящей работы, которая представляет собой ряд аналитических этюдов, посвященных наиболее значительным и дискутируемым в западном музыкознании сочинениям для органа и клавира немецких композиторов (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Муффата). В то же время, в первой из частей диссертации, обобщающей и систематизирующей писания музыкальных мыслителей, мы позволяем себе выходить иногда за намеченные хронологические рамки — в тех случаях, когда оказывается необходимым привлечь материал уникальный, продемонстрировать идеи, не чуждые, по всей видимости, и XVII веку, но в работах авторов данного столетия не зафиксированные. Причем, среди анализируемых текстов есть и специально посвященные музыке (А. Веркмейстер, А. Кирхер, И. Кеплер, М. Мерсенн), и затрагивающие музыку среди других тем (Р. Фладд, Ф. Харсдёрфер), и говорящие о числе и числовой символике без какого-либо музыкального контекста (П. Бонго, Я. И. Шмидт). Естественно, к каждому из подобных текстов требуется особый подход.

Первая часть диссертации подразделяется на главы, в которых дается обзор и производится сопоставление нескольких источников, имеющих общую направленность и образующих, с нашей точки зрения, единое смысловое поле. В первой же главе помещен краткий очерк тех интеллектуальных традиций, которые стали «темами» для многочисленных «вариаций» барочных музыкальных теоретиков и практиков. Поскольку многие материалы представляются

отечественному читателю впервые, мы сочли целесообразным выстроить соответствующие главы по монографическому принципу: в большинстве случаев, их разделы посвящены изложению идей одного из интересующих нас мыслителей.

Вторая часть диссертации построена иначе: вслед за изложением основных методологических наработок современных исследователей числовой символики в конкретных музыкальных произведениях, в ней находятся четыре аналитических этюда, каждый из которых посвящен одному сочинению. Такое построение обусловлено тем, что на данном этапе изучения числовая символика в музыке XVII века проработана неравномерно. С одной стороны, есть выдающиеся произведения, вокруг которых образовался настоящий «бум» число-символических интерпретаций, с другой — существует «непаханая целина» сочинений, не относящихся к первому ряду. Для обобщающего исследования, на роль которого претендует данная диссертация, было естественнее обратиться к произведениям, уже изученным в литературе: познакомить русского читателя с многообразием существующих трактовок, подвергнуть их строгому критическому разбору (ибо качество интерпретации оказывается в иных случаях весьма сомнительным), а также предложить наши собственные гипотезы — в большинстве случаев новаторские и по содержанию, и по методике анализа.

Выбор органных и клавирных сочинений немецких авторов также не был случаен и определялся не только нашей исполнительской специальностью. Во-первых, в искусстве немецкого музыкального барокко элементы мировоззренческого традиционализма, с одной стороны, и теоретической рефлексии — с другой, играли особенно заметную роль. Во-вторых, нам было интересно обратиться к сочинениям без текста (или, по крайней мере, без озвучиваемого текста), содержание которых неявно и требует комментариев (полезных как для исполнителя, так и для слушателей). В-третьих, вероятно, именно в «бестекстовых» сочинениях, в сфере «чистой музыки», роль числовых

структур и числовой символики особенно велика. Отметим также, что все рассматриваемые нами в аналитических очерках произведения — бесспорные шедевры эпохи, прочно вошедшие в репертуар современных органистов и исполнителей на клавишных инструментах. Все они, на наш взгляд, претендуют на универсальность — в каждом «зашифрован» образ мира, космологические ассоциации возникают в них сами собой, естественным образом.

И здесь, вероятно, стоит вспомнить о том, что сам мир воспринимается в эпоху барокко словно некий шифр — и именно музыкальные аллегории и числовые структуры выступают в барочных теоретических трактатах тем «ключом», или же той «матрицей», с помощью которых мир можно «расшифровать», выведя на свет, из сокрытости, все тайны бытия. Барочный «пансемиотизм» (термин У. Эко) становится, на наш взгляд, одним из факторов, позволяющих рассмотреть музыкальную теорию и практику эпохи как единый культурный феномен. Позволим себе предположить, что музыкальные трактаты в иных случаях «расшифровывают» (или, по крайней мере, помогают нам расшифровать) то, что «зашифровано» в «универсальных» опусах барочных композиторов1. Энциклопедизм и эмблематичность барокко, о которых, в

■л

частности, говорит А. В. Михайлов , также выступают универсальными характеристиками эпохи, объединяющими музыкальную теорию и практику.

«Сверхзадачей» данной диссертации и является постижение языка барочной культуры. Избегая попыток напрямую связать звучащую и записанную музыку с

1 Наличие в барочной музыке «шифров» не является нашей красивой метафорой: как хорошо известно из существующей литературы, чтобы интегрировать в музыкальный текст числовую символику, композиторы нередко прибегали к каббалистическим техникам. Эта практика станет предметом пристального рассмотрения в настоящей диссертации.

Произведение эпохи барокко, по мнению Михайлова, представляет мир во всей его целостности, «энциклопедической обширности», со всеми его тайнами. Оно «тяготеет к тому, чтобы создавать второе дно — такой свой слой, который принадлежит, как непременный элемент, его бытию; так, в основу произведения может быть положен либо известный числовой расчет, либо некоторый содержательный принцип, который никак не может быть уловлен читателем и в некоторых случаях может быть доступен лишь научному анализу; как правило, такой анализ лишь предположителен; "отсутствие" же "второго дна" вообще никогда не доказуемо» [Михайлов 1994, 354].

трактатами о Мировой гармонии (языческой или христианизированной), мы стремимся показать, как в композициях конкретных анализируемых нами произведений, с их числовой символикой, проявляющейся на самых разных уровнях, отражается барочное мышление.

Хотя в музыкознании есть приверженцы «чистой», «абсолютной» музыки, утверждающие, что числовые структуры в барочных сочинениях не несут никакого содержания (см., например, следующие работы: [Ackert 1979; Meyer U. 1979-1; Meyer U. 1979-2; Meyer U. 1981]), на сегодняшний день существование числовой символики в музыке, то есть придание числу не числового, а какое-либо иного значения (мистического, религиозного, литературного и т.д) — аксиома. Еще одно, культурологическое, подтверждение ее существования связано с характеристикой барочной эпохи как «переходной», «рубежной» (см. [Гвардини 1990; Dammann 1967; Лобанова 1994 и др.]). XVII век — время пересечения двух векторов: время, смотревшее одновременно «назад» и «вперед», время напряженной борьбы и вполне гармоничного сосуществования мистики и науки. «Рубежность» эпохи непосредственно касается отношения к числу. К. Свасьян пишет о том, что топос барочного числа балансировал между двух «математик» — новой, «сциентисткой», и античной, пифагорейско-платонической [Свасьян 1989, 41]. Произошедшая в XVII веке научная революция естественно увеличивала значимость числа именно как научной («сциентистской») категории. После XVII века, по образному выражению К. Свасьяна, число станет технологией, «очистится до пустоты и окажется голым инструментом, приложимым к чему угодно волею правил для эксплуатации» [там же, 42]. В XVII столетии еще сохраняла свои позиции «первая» математика — античная: наука, посвященная «не тому или иному, а сразу всему», которая понимала число отвлеченно и мистически, как воплощение Мироздания. Естественно, что в барочное время это была уже не та, «изначальная» пифагорейская математика: за века она обросла

новыми эзотерическими представлениями — и христианскими, и каббалистическими. «Разложить по полочкам» барочные «эклетичные» воззрения о числе представляется довольно сложным занятием. Мистическое понимание числа — структуры с огромным количеством слоев, смыслов — достигло в XVII веке своего апогея, причем в это время происходил естественный взаимообмен между двумя математиками — научные открытия влияли на «мировоззренческое» осмысление числа и наоборот. Отныне самую популярную библейскую цитату в трактатах, так или иначе касающихся числа: «Бог все расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11:21)3, — XVII век смог доказать с помощью математических расчетов.

В рамках введения вряд ли возможно даже кратко перечислить и охарактеризовать всю проблематику нашей темы. О том, насколько вопрос многогранен и сложен (то есть многосоставен), сколь много здесь уже изучено и, тем самым, сколь многое еще требует интерпретации, — позволяет судить обилие литературы, так или иначе связанной с нашей темой.

Прежде всего, надо сказать о «первооткрывателе» числовой символики в барочной музыке — немецком теологе и музыковеде Фридрихе Сменде (18931980). Его многолетняя переписка с другом и коллегой Мартином Янсеном (18851944) уже после смерти Янсена вызвала появление на свет серии публикаций, посвященных анализу баховских сочинений с точки зрения числовой символики (см., например: [Сменд 1995]).

Сменд утверждал, что И. С. Бах связывал значимые слова в своей музыке с числовыми значениями и часто использовал в своих сочинениях натуральный числовой алфавит (от А=1 до 7=24)4. Для доказательства своей теории он

3Эта фраза встречается практически во всех трактатах, затрагивающих тему музыкального числа (Бонго, Кеплера, Веркмейстера, Кирхера, Шмидта и др.) — даже несмотря на то, что в этом месте Библии речь идет вовсе не о числах, не о счете, не о пропорциях, а о том, что Богу все подвластно, и что Он все может истребить одним дуновением.

4 О видах числовых алфавитов подробнее в главе 4 первой части нашего исследования.

9

приводит исторические свидетельства существования числовых алфавитов во времена Баха: поздравительную свадебную поэму Пикандера, либреттиста Баха, в которой в качестве загадки-параграммы использовался немецкий треугольный алфавит; комментарии Иоганна Олеариуса (из книги «Библейское толкование», имевшейся в библиотеке Баха) к числу 666 из Откровения Иоанна Богослова (13:18), где он применяет еврейский милезийский алфавит (от Aleph=l до Taw=400), и отрывок из первой главы «Библейского Математика» Иоганна Якоба Шмидта (раздел об общем значении библейских чисел), в котором приводится пример еврейского милезийского алфавита, который мог знать Бах5.

Интерпретация числа тактов и нот в баховских партитурах в связи с числовым алфавитом стала настоящей сенсацией: был открыт новый «исторический» метод анализа баховских произведений, а если смотреть шире, всей старинной музыки. И в самом деле, в дальнейшем ученые продолжили искания Сменда, обращаясь к числовой символике в музыке барокко, в первую очередь, И. С. Баха6.

Вспомним лишь самые яркие фигуры музыковедов, изучающих баховскую числовую символику: немецкий ученый Людвиг Прауцш [Prautzch 1980; Prautzch 2001; Prautzch 2004], голландские исследователи Кис ван Хутен и Марианус Касберген, соединяющие идеи Сменда с розенкрейерцерством [Houten, Kasbergen 1992], а также Г. Шеринг [Schering 1925], X. Хаан [Hahn 1973], А. Хирш [Hirsch 1986], Х.А. Келлнер [Kellner 1978, 1981, 1987, 1994, 2000], Ф. Бергер [Berger 2000] и др. Из российских исследователей назовем Веру Носину [Носина 1993], Юрия Петрова [Петров 1990].

5 Подробнее о теории Сменда см. работы американской исследовательницы Рут Татлоу [Tatlow 1989; Tatlow 2006; Tatlow 2007; Tatlow 2011], поставившей перед собой цель детально изучить ее историческую достоверность как с точки зрения исторических документов, упоминающихся ученым, так и с точки зрения музыкального языка.

6 Также большое количество исследований, отталкивающихся, в том числе, от смендовской теории, посвящено числовой символике ренессансной музыки [Atlas 1987; Hortschansky 1987; Moser 1982; Sandresky 1979; Vellekoop 1966; Warren 1973; Wells 1981; Werner 1956; Wright 1994].

Карл Вурм — еще один «последователь» Сменда — стал одним из первых ученых, связавших числовую символику с творчеством современников и ближайших предшественников И. С. Баха7. В своих аннотациях к дискам, записанным совместно с К. Беккер-Фоссом [Wurm, Becker-Foss CD 2001; Wurm, Becker-Foss CD 2005], а также в статьях [Wurm 1984], он доводит поиск числовой символики до логического конца: красивые (метафорические, символические) построения ученого практически никак не подкрепляются анализом музыки как таковой (подробнее мы обратимся к концепциям Вурма в аналитических очерках).

Кажется, что поиски числовых закономерностей становятся для последователей Сменда в определенной степени «самоцелью». Нумерологический подход к барочной музыке дискредитирует себя: так, уже в любых «видимых числовых структурах» находятся ссылки на порядковый номер псалма, главу или стих Евангелия. «Возникает подозрение, что большая часть символов создана не композиторами (как компонент их музыки), в частности, Бахом, а исследователями (для самих исследований)» [Милка 2009, 379].

С другой стороны, намечается противоположная тенденция — полное отрицание существования числовой символики. Так, целая серия статей немецкого ученого Ульриха Майера посвящена критике идей Сменда и его последователей [Meyer U. 1979-1, Meyer U. 1979-2; Meyer U. 1981]. Против аллегорических интерпретаций чисел выступает и Стефен Аккерт — автор диссертации «Числовые структуры в органной музыке Букстехуде», утверждая, что Букстехуде «интересовался, в основном, возможностями чисел в организации музыкальных структур, но практика числовой символики привлекала его меньше» [Ackert 1979, 17].

1 Вплоть до конца 70-х годов XX века попыток подобных исследований не существовало. Так, у В. Блакенбурга в статье «Числовая символика» в первом издании немецкой энциклопедии «Музыка в истории и в современности» [Blankenburg 1973] из барочной музыки, помимо сочинений И. С. Баха, упоминается только 24-голосный мотет Д. Букстехуде Benedicam Dominum in omni tempore.

Нам кажется, что решение этой проблемы состоит не в ответе на вопрос, присутствует ли в барочных сочинениях числовая символика или нет. Наиболее важно другое: что делает «музыкальная» арифметика в музыкальной композиции, как она встраивается в музыкальное целое? Иначе говоря, числовая символика должна рассматриваться не как самодостаточный феномен, а как один из конструктивных каркасов музыки и как один из ее важных смысловых слоев.

На наш взгляд, из всех известных исследователей числовых структур XVII века наиболее убедительно и органично действует голландский ученый и органист Пит Ки. Его небольшое, но очень ценное обобщающее исследование «Число и символизм в Пассакалии и Чаконе» [Кее 1984-1] составлено из материалов, опубликованных Ки ранее в виде статей [Кее 1983; Кее 1984-2]. Уже «классической» среди органистов и музыковедов стала «астрологическая» интерпретация Ки Пассакалии Букстехуде, к которой мы обратимся в нашем исследовании в соответствующем аналитическом очерке. Наряду с ней, голландский исследователь рассматривает другие остинатные жанры: так, в Чаконе Фишера он находит число таинств Розария — 15, Пассакалию Баха связывает с числом 21 — суммой «коренных чисел» по Веркмейстеру и т. п. Именно остинатные формы позволяют ученому наиболее наглядно наблюдать различные ипостаси музыкального числа, и, что самое важное, практически всегда Пит Ки строит свои нумерологические концепции, опираясь на «имманентную» музыкальную сущность текста сочинений.

Тщательный анализ числовых структур, взятый не сам по себе, а сочетающийся с анализом других средств выразительности барочной музыки (поиск хоральных цитат, риторических фигур и т.д.), привлекает внимание и в статьях английского музыковеда Кэрол Йарман, посвященных двум чаконам Дитриха Букстехуде [Дагтап 1994, Тагтап 2005]. Исследовательница берет на

вооружение находки Сменда, Татлоу, Ки: в ми-минорной Чаконе Йарман находит число Розария — 15, в до-минорной — символ Credo, число 43.

Оригинальные идеи, заслуживающие упоминания, содержат статьи «Кеплер в органной литературе» и «Пассакалья Букстехуде — литургическая музыка?» принадлежащие голландскому ученому Эдди Мулу [Muí, 1999; Muí 2000]8. Так, по мнению Мула, концепции Кеплера нашли отражение в некоторых сочинениях Буттшедта: с позиции космологического мышления своего времени и идей трактата «Гармонии мира» ученый проводит интереснейший анализ Фуги соль мажор Буттшедта и его Ричеркара до мажор, находя прямое сходство темы ричеркара с мелодией Луны, приводимой Кеплером в своем труде.

Тем не менее, любые выводы, касающиеся поиска числовой символики, нельзя принимать однозначно. Символические интерпретации всегда останутся на уровне гипотез, каким бы убедительным анализом не были бы они подкреплены, ведь сам музыкальный текст по своей природе не может давать прямых указаний на числовую символику. Другое дело — как различить «научные» и «околонаучные» гипотезы. Большинство работ, перечисленных выше, относятся к «малому» жанру — статей, эссе; в то же время существует совсем небольшое количество фундаментальных исследований, посвященных методологии анализа старинной музыки с точки зрения числа. Мы уже упоминали диссертацию С. Аккерта, отказывающегося от «символизации» числовых структур. Тем не менее, в теоретической части его исследования предлагается конспективное изложение античных представлений о числе и средневековых нумерологических техник (данных им по работе Хайнца Майера «Числовые аллегории в Средние Века» [Meyer 1975]); без ссылок на какие-либо первоисточники ученый приводит описание первых тринадцати простых чисел. Очевидно, что они соответствуют

8 Статьи, опубликованные в журнале #е/ ог%е1, к сожалению, не известны широкой публике, так как изданы только на голландском языке.

известным представлениям о числовой символике, изложенным А. Веркмейстером в трактате «Парадоксальные рассуждения о музыке». Аккерт, разумеется, упоминает о том, что, возможно, Букстехуде знал труды Веркмейстера, равно как и мог быть знаком с работами Фладда, Кеплера, Мерсенна и Кирхера. Однако в своем исследовании ученый не ставит задачей описать представления этих философов о числе. «Центр тяжести» работы Аккерта — в практическом разделе, где проводится кропотливый анализ числовых элементов (в схематической форме) практически всех органных сочинений Букстехуде и делаются выводы о «ключевом числе» каждого сочинения и всего творчества композитора (подробнее о методологии поиска ключевых чисел, разработанной Аккертом, см. в аналитических очерках).

Блестящее историческое исследование проводится немецким ученым и органистом Тобиасом Гравенхорстом «Пропорция и аллегория в музыке высокого барокко»» [Gravenhorst 1994]. Ученый, в русле своей темы, обобщил материал большого числа теоретических работ эпохи барокко (создав, таким образом, необходимую базу и для нашей работы, в ходе которой мы не раз обратимся к страницам труда Гравенхорста). В аналитическом разделе Гравенхорст сначала излагает свою методологию числовых подсчетов в музыкальных сочинениях, а затем анализирует отдельные сочинения («Страстную кантату» Медера, «Новую гармоническую циклопею» Муффата и хоральную обработку И. С. Баха Wir glauben all an einen Gott BWV 680); в завершение ученый предлагает анализ отдельных чисел и поиск их значения (а именно, чисел 6, 7, 10, 11, 14, 29, 32 и 50).

Методология Гравенхорста представляет собой очень логичную структуру; разрабатывая собственную методологию поиска и анализа числовой символики, мы во многом отталкивались от его изысканий — но, тем не менее, соглашаемся не со всеми положениями ученого. На наш взгляд, Гравенхорст несколько отрывает свои числовые изыскания от музыкального целого — его структуры и

пропорции существуют как бы отдельно от остальных составляющих музыки, что, конечно, вызывает определенные вопросы (подробнее об этом, а также другие критические замечания см. во вступительном разделе второй части настоящей диссертации и анализе «Новой циклопеи» Г. Муффата); идея и опыт создания «числового лексикона» Гравенхорстом рассматриваются нами также с критической точки зрения.

Теоретическая литература, затрагивающая общие проблемы числа и числовой символики, весьма обширна. В нашем обзоре мы упомянем лишь только самые значительные работы.

Необходимо сказать, что мы намеренно не углублялись в проблемы барочной философии числа, или, например, в такие эстетические проблемы, как соотношение понятий символа (которым, согласно сложившейся в отечественном музыковедении традиции, пользуемся мы) и аллегории (которым пользуется Граверхорст). Но, естественно, наши выводы о существующих функциях числа («математической» («счетной») и символической и т.д.) возникли не без влияния философских концепций числа и символа XX века: Б. Рассела («Введение в математическую философию») [Рассел 2007], А. Ф. Лосева («Музыка как предмет логики») [Лосев 1927], К. Свасьяна («Проблема символа в современной философии») [Свасьян 2010].

Работ, касающихся числовой символики в общем (безотносительно музыки), имеется множество, так как эта тема (в особенности, нумерология, связующая судьбу человека с определенными числами по имени и дате рождения) вызывает в наше время огромный интерес у широкого круга читателей. Особенность подобной научно-популярной литературы — отсутствие точных отсылок и источников. Здесь мы выделим две работы: переведенная на русский язык «Символика чисел» Оларда Диксона [Диксон 1996] и «Таинство чисел» Анни-Мари Шиммель [Schimmel 1993]. Книга Оларда Диксона посвящена источникам

нумерологии — пифагореизму, Каббале и другим мистико-философским школам. «Таинство чисел» Шиммель — своего рода современная энциклопедия по числам: каждому числу от 1 до 21 отводится собственная глава, в которой скомпилированы нумерологические представления христианства, ислама, иудаизма. Текст перемежается очень ценными иллюстрациями, к сожалению, часто не связанными с ним.

Также энциклопедию чисел, но уже исключительно библейских (с точными ссылками на Священное Писание) представляют собой ключевые исследования библейской числовой символики — «Число в Писании» Этельберта Уильяма Буллингера [Bullinger 1967], «Библейская нумерология» Джона Девиса [Davis 1968].

«Средневековая числовая символика» Винсента Хоппера [Hopper 1969] несет в себе ценные сведения о различных источниках нумерологии, в том числе, и об астрологических числах, ведущих свое происхождение от древних восточных культур.

Отметим, что многие из используемых нами работ (например, книги Холла, Буллингера, Хоппера) созданы еще в начале XX века, однако они не утратили свое значение до сих пор и продолжают переиздаваться и повсеместно цитироваться учеными.

Для нашей работы важна связь и с общими исследованиями культуры барокко, в особенности, теми ее сторонами, которые связаны с числом и числовой символикой. Поэтому невозможно обойти вниманием основополагающий труд Рольфа Дамманна «Понятие музыки в немецком барокко» [Dammann 1967]. Он затрагивает понятие числа в рамках космологических воззрений барокко, рассматривает числовую семантику как проблему музыкальной теологии. В своих изысканиях ученый отталкивается, прежде всего, от воззрений Андреаса Веркмейстера (приводя его значения чисел из «Парадоксальных рассуждений о

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Блажевич, Мария Николаевна, 2012 год

Литература

А. Первоисточники

И. Мавр 1994=

III. Платон 1994=

IV. Филон 2000=

I. Лютер, 2012= Лютер Мартин Магнификат (Песнь Богородицы) в

переводе с комментариями / Пер. с нем. М. Козловой. 14 е.: http://www.rulit.net/books/magnifikat-pesn-bogorodicy-v-perevode-s-kommentariyami-download-free-77723 .html (дата обращения — 01.02.2012).

Мавр Рабан О воспитании клириков /Пер. с лат. М.А. Таривердиевой // Антология пед. мысли христиан. Средневековья. Т. 1. М., 1994. С. 317-341. Платон. Государство, Тимей / Пер. А. Н. Егунова, С. С. Аверинцева // Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 79-420; 421-500.

Филон Александрийский Толкования Ветхого и нового завета/ Вступ. ст. Е. Д. Матусовой, пер. и комм. А. В. Вдовиченко, М. Г. и В. Е. Витковских, О. Л. Левинской, И. А. Макарова, А. В. Рубана. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2000.

[,Agrippa von Nettesheim Heinrich Cornelius] Henrici Cornelii Agrippas ab Nettesheym De occvlta philosophia libri tres. [Colonise: s.n.], 1533. [12], CCCLXII p.

VI. Albertus Magnus Albertus Magnus. Super Dionysium de divinis nominibus // 1972=

Opera omnia ad fidem codicum manuscriptorum edenda. T. XXVII, p. 1. Monasterii Westfalorum [Münster in Westfalen]: in aedibus Aschendorff, 1972. XX, 451 p.

VII. Boetius 1867= [.Boetius] Anicii Manlii Torquati Severini Boetii De institutione

V. Agrippa 1533=

arithmetica libri duo: De institutione música libri quinqué. Accedit geometría quae fertur Boetii/ E libris manu scriptis edidit Godofredus Friedlein. Lipsiae [Leipzig]: in aedibus B. G. Teubneri, 1867. 492 p.

VIII. Bungus 1599= [Bungus Petrus (Bongo Pietro)] Petri Bungi Bergomatis

Numerorum mysteria ex abditis plurimarum disciplinarum fontibus hausta. Opus maximarum rerum doctrina et copia refertum. In quo mirus in primis idemque perpetuus arithmeticae Pythagoricae cum divinae paginae numeris consensus multiplici ratione probatur. Postrema hac editione ab auctore ipso copioso Índice et ingenti appendice auctum. Bergomi [Bergamo]: typis Comini Venturae eiusdem vrbis typographi, 1599. 676, 77 p.

IX. Buttstett 1717= Buttstett Johann Heinrich. Ut, re, mi, fa, sol, la, tota música et

harmonia alterna, oder Neu-eröffnetes, altes, wahres, eintziges und ewiges Fundamentum Musices, entgegen gesetzt dem Neueröffneten Orchestre, und in 2 Partes eingetheilet. In welchen und zwar im 1. Th. des Herrn Authoris des Orchestre irrige Meynungen <...> wiederleget im andern Th. aber das rechte Fundamentum Musices gezeiget. Erffurt: gedruckt bey O. F. Werthern; zu finden in Leipzig, bey J. H. Kloss, [1717]. 176 S.

X. Cardano 1663= [Cardano Geronimo (Hieronymus Cardanus)] Hieronymi

Cardani Mediolanensis philosophi ac medici celeberrimi opera omnia, tarn hactenvs excvsa; hic tarnen aucta & emendata; quam nunquam alias visa, ac primüm ex auctoris ipsius autographis eruta: curä Caroli Sponii, doctoris medici collegio medd. [in decem tomos digesta]. Tomus Quartus: quo

continentur Arithmetica, Geométrica, Música. Lvgdvni [Lyon]: Sumptibus loannis Antonii Hvgvetan & Marci Antonii Ravavd, 1663.630 p.

XI. Fludd 1617-1= Fludd Robert. Tractatus apologeticus integritatem Societatis de

Rosea Cruce defendens. In qua probatur contra D. Libavii & aliorum ejusdem farinae calumnias, quod admirabilia nobis a Fraternitate R. C. oblata, sine improba magiae impostura, aut diaboli praestigiis & illusionibus praestari possint. Lugduni Batavorum [Leiden]: apud Godefridum Basson, 1617. 196 p.

XII. Fludd 1617-2= [Fludd Robert] Utriusque cosmi majoris scilicet et minoris

metaphysica, physica atque technica historia in duo volumina secundum cosmi differentiam divisa. Authore Roberto Fludd <...> Tomus primus de macrocosmi historia in duos tractatus divisa. Quorum primus de metaphysico macrocosmi et creaturarum illius ortu. Physico macrocosmi in generatione & corruptione progressu. Secundus de arte naturae simia in macrocosmo producta & in eo nutrita & multiplicata, cujus filias praecipuas hie anatomía viva recensuimus, nempe Arithmetieam. Musicam et geometriam. Perspectivam. Artem pictoriam. Artem militarem. Motus. Temporis scientiam. Cosmographiam. Astrologiam. Geomantiam. Oppenhemij [Oppenheim]: Aere Johan-Theodory de Bry; Typis Hieronymj Galleri, 1617. 206 p.

XIII. Fludd 1619= [Fludd, Robert] [Utriusque cosmi majoris scilicet et minoris

metaphysica, physica atque technica historia etc.] Tomus Secundus De Supernaturali, Naturali, Praeternaturali Et Contranaturali Microcosmi historia, in Tractatus tres distributa:

XIV. Fludd 1621=

XV. Fux 2009=

XVI. Gafori 1496=

XVII. Harsdörffer

Authore Roberto Fludd alias de Fluctibus Armigero & Medicinas Doctore Oxoniensi. Oppenhemij [Oppenheim]: Impensis Iohannis Theodori de Bry, typis Hieronymj Galleri, 1619. 277, 191, [11] p.

[Fludd Robert] Veritatis proscenium, in quo aulaeum erroris tragicum dimovetur, si parium ignorantiae scenicum complicatur, ipsaque veritas ä suo ministro in publicum producitur, seu demonstratio quaedam analytica, in qua cuilibet comparationis particulae, in appendice quadam ä Joanne Kepplero, nuper in fine harmoniae suae mundanae edita; factae inter harmoniam suam mundanam, & illam Roberti Fludd, ipsissimis veritatis argumentis respondetur; authore Roberto Fludd <...> Francofurti: typis Erasmi Kempfferi, sumptibus Joan. Theodor, de Bry, 1621. 54 p.

Fux Johann Joseph. Gradus ad Parnassum oder Anführung zur Regelmäßigen Musikalischen Composition auf eine neue, gewisse, und bishero noch niemahls in so deutlicher Ordnung an das Licht gebrachte Art. Aus dem Lateinischen ins Teutsche übersetzt, mit nöthigen und nützlichen Anmerckungen versehen und herausgegeben von Lorenz Christoph Mizlern. 2 Teile. Hildesheim: Olms, 2009 (5. Auflage). 208 S. (Original: Leipzig, 1742).

[Gafori Franchino] Practica musice Franchini Gafori laudensis (quatuor libris). Mediolani [Milano]: opera et impensa Joannispetri de Lomatio per Guillermum Signerre Rothomagensem, 1496 ultimo septembris. 111 f. (s. p.) [Harsdörffer Georg Philipp] Zweyter Theil Delitias

XVIII. Harsdörffer 1653=

XIX. Harsdörffer 1968=

XX. Heinichen 1728=

Mathematics Bestehend in Fünffhundert nutzlichen und lustigen Kunstfragen nachsinnigen Aufgaben und deroselben grundrichtichen Erklärungen Auß Athanasio Kirchero, Petro Bettino, Marino Mersennio, Renato des Cartes, Orontio Fineo, Marino Gethaldo, Cornelio Drebbelio, Alexandra Tassoni, Sanctorio Sanctorii, Marco Marci, und vielen andern Mathematicis und Physicis, Nürnberg: in Verlegung Jerimiae Dümlers, 1651. 620 S.

[.Harsdörffer Georg Philipp] Delitiae Philosophicae Et Mathematics: Der Philosophischen und Mathematischen Erquickstunden Dritter Theil; Bestehend in fünffhundert nutzlichen und lustigen Kunstfragen und deroselben gründlichen Erklärung: Mit vielen nothwendigen Figuren so wol in Kupffer als Holtz gezieret. Und Auß allen neuen berühmten Philosophis und Mathematicis, mit grossem Fleiß zusammen getragen. Nürnberg: Jn Verlegung Wolffgang deß Jüngern und Joh. Andreas Endtern. 659 S. Harsdörffer Georg Philipp. Frauenzimmergesprächspiele / Hrsg. von I.Böttcher. Tübingen: M.Niemeyer, 1968-1969. [Original: Nürnberg, 1643-1657]. (Deutsche Neudrucke. Reihe Barock, 13-20).

Heimchen Johahn David. Der General-Bass in der Composition, oder: Neue und gründliche Anweisung, wie ein Music-Liebender mit besonderm Vortheil, durch die principia der Composition, nicht allein den General-Bass im kirchencammer- und theatralischen Stylö vollkommen. & in altiori Gradu erlernen: sondern auch zu gleicher Zeit in der

Composition selbst, wichtige profectus machen Könne. Nebst einer Einleitung oder musikalischen Raisonnement von der Music überhaupt, und vielen besondern Materien der heutigen Praxeos. Dressden: Bey dem autore, 1728. 960, [28] S.

XXI. Hunold 1707= Hunold Christian Friedrich. Die allerneueste Art, zur reinen

und galanten Poesie zu gelangen. Allen Edlen und dieser Wissenschaft geneigten gemühtern, zum vollkommenen Unterricht, mit überaus deutlichen Regeln, und angenehmen Exempeln ans Licht gestellt. Hamburg: G. Liebernickel, 1707. 602 S.

de Isidore de Séville. Le Livre des Nombres / Isidorus Hispalensis. Liber Numerorum [texte bilingue en vis-à-vis] / Édition, traduction et commentaire par J.-Y. Guillaumin. P.: Les Belles Lettres, 2005. LXVI, 166 p. (Auteurs latins du Moyen Age).

XXIII. Kepler 1596= [Kepler Johannes] Prodromus dissertationvm

cosmographicarvm, continens mysterivm cosmographicvm de admirabili proportione orbivm coelestivm, deqve cavsis coelorum numeri, magnitudinis, motuumque periodicorum genuinis & proprijs, demonstratvm, per qvinqve regularia corpora geometrica, a m. Ioanne Keplero <...> Addita est erudita Narratio m. Georgii Ioachimi Rhetici, de libris reuolutionum, atque admirandis de numéro, ordine, & distantes sphaerarum mundi hypothesibus, excellentissimi mathematici totiusque astronomiae restauratoris d. Nicolai Copernici. Tvbingae, excudebat Georgius Gruppenbachius, 1596. 181 p.

XXIV. Kepler 1619= [Kepler Johannes]. Ioannis Keppleri Harmonices mundi

XXII. Isidore Séville 2005=

libri V: quorum primus geometricus, De figurarum regularium, quae proportiones harmonicas constituunt, ortu & demonstrationibus: secundus architectonicus, seu ex geometría figurata, De figurarum regularium congruentia in piano vel solido: tertius propriè harmonicus, De proportionum harmonicarum ortu ex figuris, deque naturá & differentiis rerum ad cantum pertinentium, contra veteres: quartus metaphysicus, psychologicus & astrologicus, De harmoniarum mentali essentiá earumque generibus in mundo, praesertim de harmonía radiorum, ex corporibus coelestibus in terram descendentibus, eiusque effectu in natura seu anima sublunari & humana: quintus astronomicus & metaphysicus, De harmoniis absolutissimis motuum coelestium, ortuque eccentricitatum ex proportionibus harmonicis : appendix habet comparationem huius operis cum Harmonices Cl. Ptolemaei libro III. cumque Roberti de Fluctibus, dicti Flud. medici oxoniensis speculationibus harmonicis, operi de Macrocosmo & microcosmo insertis. Lincii Austriae [Linz]: Sumptibus G. Tampachii, excudebat loannes Plancus, 1619.

XXV. Kircher 1650= [Kircher Athanasius] Athanasii Kircheri Fuldensis e Soc. Iesu

presbyteri Musurgia vniuersalis, siue, Ars magna consoni et dissoni in X libros digesta: quà vniuersa sonorum doctrina, & philosophia, musicaeque tarn theoricae, quam practicae scientia, summa varietate traditur: admirandae consoni, & dissoni in mundo, adeôque vniuersà natura vires effectusque, vti noua, ita peregrina variorum speciminum exhibitione ad singulares vsus, tum in omnipoenè facúltate, tum potissimùm in

XXVI. Kircher 1654=

XXVII. Kircher 1665=

XXVIII. Langius 1702=

philologiá, mathematica, physicä, mechanica, medicina, politicä, metaphysicä, theologia, aperiuntur & demonstrantur. 2 t. in 1. Roma: Ex typographia haeredum Francisci Corbelletti, anno iubilaei, 1650. [22], 690, [2],; [2], 462, [36] p. [Kircher Athanasius] Athanasii Kircheri Societatis Iesv Magnes sive De arte magnética opvs tripartivm: qvo Vniuersa magnetis natura, eiusque in ómnibus scientijs & artibus vsus, noua methodo explicatur: ac prasterea é viribus & prodigiosis effectibus magneticarum, aliarumque abditarum naturae motionum in elementis, lapidibus, plantis, animalibus, elucescentium, multa hucusque incógnita naturas arcana, per physica, medica, chymica, & mathematica omnis generis experimenta recluduntur. Editio Tertia. Roma: Sumptibus Blasij Deuersin, & Zanobij Masotti bibliopolarum, 1654. [30], 618, [28] p.

[Kircher Athanasius] Athanasii Kircheri e Societate Iesu Arithmologia siue De abditis numerorum mysterijs: qua origo, antiquitas & fabrica numerorum exponitur; abditae eorundem proprietates demonstrantur; fontes superstitionum in amuletorum fabrica aperiuntur; denique post cabalistarum, arabum, gnosticorum, aliorumque magicas impietates detectas, vera & licita numerorum mystica significatio ostenditur. Roma: Ex typographia Varesij, 1665. [16], 301, [9] p. [Langius Johann Christian] Theologia Christiana In Numeris, Das ist: Sonderbahre Darstellung, wie Die Fürnehmsten HauptStücke Christlicher Gottes-Gelehrtheit, als nähmlich, Die Lehre von Gott und dessen H.ger Drey-Einigkeit, von den guten und

XXIX. Lauretus 1681=

XXX. Lippius 1612=

XXXI. Mattheson 1713=

XXXII. Mattheson 1739=

bösen Engeln <..>. in dem Denario der so-genanndten und alhier nach besonderer Art reducirten Pythagorischen Tafel oder in den Grund-Zahlen aller Zahlen von 1 biß 10 <...> enthalten sind. Frankfurt und Leipzig: [s.n.], 1702. 56 S. Lauretus Hieronymus. Sylva, seu potius Hortus Floridvs Allegoriarum totius Sacrae Scripturae: Mysticos ejus sensus, & magna etiam ex parte literales complectens, syncerae Theologiae candidatis perutilis ac necessarius, qui loco integrae Bibliothecae cuilibet Sacrarum literaram studioso servire poterit. Coloniae Agrippinae [Köln]: apud Hermannum Demen, 1681. [12], 1096, [70] S.

[Lippius Johannes] Synopsis musicae novae omnino veras atque methodicse universse: in omnis sophiae pregustum parérgôz inventas disputât® & propositse omnibus philomusis. Argentorati [Strassburg]: P. Ledertz, 1612. [160] p. Mattheson Johahn. Das neu-eröffnete Orchestre, oder, Universelle und gründliche Anleitung: wie ein galant Homme einen vollkommenen Begriff von der Hoheit und Würde der edlen Music erlangen, seinen Gout darnach formieren, die Terminos technicos verstehen und geschichlich von dieser vortrefflichen Wissenschafft raisonniren möge. Hamburg: Auf Unkosten des autoris, und zu finden in B. Schillers wittwe buchladen, 1713. 338 S.

[Mattheson Johahn\ Der Vollkommene Capellmeister Das ist Gründliche Anzeige aller derjenigen Sachen, die einer wissen, können, und vollkommen inne haben muß, der einer Capelle mit Ehren und Nutzen vorstehen will. Hamburg: Verleget

XXXIII. Mersenne 1636=

XXXIV. Morhof 1747=

XXXV. Morley 1597=

XXXVI. Quantz

1752=

XXXVII. Olearius 1678-1681=

Christian Herold, 1739. 504 S.

[Mersenne Marin] Harmonie universelle: contenant la théorie et la pratique de la musique, Où il est traité de la Nature des Sons, & des Mouvemens, des Consonances, des Dissonances, des Genres, des Modes, de la Composition, de la Voix, des Chants & de toutes sortes d'Instrumens Harmoniques. Par F. Marin Mersenne de l'Ordre des Minimes. P.: Sebastien Cramoisy, Imprimeur ordinaire du Roy, 1636. [Morhof Daniel] Danielis Georgii Morhofïi Polyhistor, literarius, philosophicus et practicus cum accessionibus virorum clarissimorum Ioannis Frickii et Ioannis Molleri, Flenburgensis. Editio Quarta <...>. Lubecse [Lübeck]: Sumtibus Pétri Boeckmanni, 1747. 1072 p. Morley Thomas. A plaine and easie introdvction to practicall mvsicke, set downe in forme of a dialogue <...> L.: Peter Short, 1597. 183, [35] p.

[Quantz Johann Joahim] Johann Joahim Quantzens, Königl. Preußischen Kammermusikus, Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen; mit verschiedenen, zur Beförderung des guten Geschmackes in der praktischen Musik dienlichen Anmerkungen begleitet, und mit Exempeln erläutert. Nebst XXIV. Kupfertafeln. Berlin: Johann Friedrich Voß, 1752/R. [XIV], 334, [19], [1], [26] S.

Olearius Johann. Biblische Erklärung darinnen, nechst dem allgemeinen Haupt-Schlüssel der gantzen heiligen Schrifft, I. Bey einem ieden Buch: 1. Die Benahmung. 2. Die Summarische Verfassung. 3. Die richtige Abtheilung. 4. Die

denckwürdige Erklärung. 5. Die Vorstellung dess HauptZwecks. 6. Die unfehlbare Versicherung dess Canonischen Ansehens und Nachdrucks. 7. Die kurtze Wiederholung durch absonderliche Gedenck-Reimlein. II. Bey ieglichem Capitul: 1. Die Summarische Vorstellung durch ein einiges Wort. 2. Die richtige Abtheilung. 3. Die genaue Verbindung, samt dem Haupt-Zweck. 4. Die aus der Grund-Sprache dess Heiligen Geistes gezeighte nothwendige Erklärung der vornehmsten Sprüche und nachdencklichen Redens-Arthen. 5. Die Erbauliche Anführung dess Haupt-Nutzes in heilsamer Lehre, Trost und Vermahnung. 6. Die denckwürdige Erinnerung der alten Kirchen-Lehrer. 5 Bde. Lpz.: Verlegt von Johann Christoph Tarnoven, Gedruckt <...> bey David Salfelden, 1678-1681. [6] Bl., [1] gef. Bl., 60, 1104 S.; 788, 222 S.; [4] Bl., 1178p, [1] Bl.; [4] Bl., 1175, 667 S.; [5] BL, 2021 S.

XXXVIII. Ravenscro [Ravenscroft Thomas] A Briefe Discourse of the True (but ^ ^^ Neglected) Use of Charactering the Degrees by Their

Perfection, Imperfection, and Diminution in Measurable Musicke , against the Common Practise and Custome of these Times <...> By Thomas Rauenscroft, Bachelor of Musicke. L.: Edward Allde for Thomas Adams, 1614. [28], 22, [2]; [56] p.

XXXIX. Schiller J. Schiller J., Bayer J., Scheck C. Coelum Stellatum Christianum

Convexum Ad maiorem Dei Omnipotentis <...> Augusta Vindelicorum [Augsburg]: Praelo Andreae Apergeri, 1627. 134 S.

XL. Schmidt 1736= [Schmidt Johann Jakob] Johann Jacob Schmidts <...>

Biblischer Mathematicus oder Erlaeuterung der heil. Schrift aus den mathematischen Wissenschaften... mit... Kupfern und vollstaendigen Registern herausgegeben. Als ein Anhang ist beygefueget <...> George Sarganecks Versuch einer Anwendung der Mathematic in dem Articul von der Groesse der Suenden-Schulden. Zuellichau: in Verlegung des Waysenhauses, bey Gottlob Benjamin Frommann, 1736. 672 S. XLI. Schwenter [Schwenter Daniel] Deliciae Physico-Mathematicse. Oder

^^ Mathemat: und philosophische Erquickstunden/ darinnen

Sechshundert drejomd Sechzig Schöne, Liebliche und Annehmliche Kunststücklein, Auffgaben und Fragen, auß der Rechenkunst, Landtmessen, Perspectiv, Naturkündigung und andern Wissenschafften genommen, begriffen seindt, Wie solche uf der andern Seiten dieses blats Ordentlich nacheinander verzeichnet worden: Allen Kunstliebenden zu Ehren, Nutz, Ergötzung des Gemüths und sonderbahren Wolgefallen am tag gegeben. Durch M. Danielem Schwenterum Mathematum & Linguarum Orientalium bey der löblichen Universitet Altdorff Professorem Public. Nürnberg: In Verlegung Jerimiae Dümlers 1651. 574 S. XLII. Walhter 1755= Walther Johann Gottfried. Praecepta des musicalischen

Composition / Hrsg. von Peter Benary. Lpz.: Breitkopf und Härtel [Original: Weimar, 1708]. 212 S. (Jenaer Beiträge z. Musikforschung, Bd. 2). XLIII. Walther Walther Johann Gottfried. Musikalisches Lexicon oder

^^ Musicalische Bibliothec. Hrsg. von Friederike Ramm.

5. Auflage. Kassel [u.a.]: Bärenreiter, 2001. 658 S.

XLIV. Werckmeister Werkmeister Andreas. Musicae mathematicae hodegus

^^ curiosus: oder, Richtiger musicalischer Weg-Weiser, das ist,

Wie man nicht alleine die natürlichen Eigenschaften der

Musicalischen Proportionen, durch das Monochordum, und

Ausrechnung erlangen: Sondern auch Vermittels derselben,

Natürliche und richtige rationes über eine Musicalische

Composition vorbringen könne: Benebenst einem allegor-

moralischem, von der Musik entspringendem Anhange: Gott zu

Ehren, einiger curiösen Music-Liebenden, so wol Theoreticis,

als practicis zu sonderbahrem Nutzen und Gefallen, dann zu

mehrer Aufnahme der Music kützlich, jedoch gründlich

vorgestellet, und dem Drucke übergeben. Frankfurt: In

Verlegung Theodorii Philippi Calvisii, 1686. 160, [12] S.

XLV. Werckmeister [Werckmeister Andreas] Hypomnemata Musica, Oder

^^ Musicalisches Memorial, Welches bestehet In kurtzer

Erinnerung dessen, so bißhero unter guten Freunden discurs-

weise, insonderheit von der Composition und Temperatur

möchte vorgangen seyn, Zu eigener Nachricht auffgesezzet,

und denen Musical-Lernend- und Liebenden zum besten, den

Druck übergeben Von Andrea Werckmeister, Benicosteinensi

Cherusc: Jezziger Zeit bey der Haupt-Pfarr-Kirche St. Martini

in Halberstat, bestallten Musico, und Organisten. Qvedlimburg:

In Verlegung Theodori Philippi Calvisii, 1697. 44 S.

XL VI. Werckmeister Werckmeister Andreas. Harmonologia musica oder Kurtze 1702=

Anleitung zur Musicalischen Composition: wie man vermittels der Regeln und Anmerckungen bey den General-bass einem Contrapunctum simplicem mit sonderbahrem Vörtheil durch

drey Sätze oder Griffe componiren und extempore spielen: auch dadurch im Ciavier und Composition weiter zu schreiten und zu variiren Gelegenheit nehmen könne: benebst einen Unterricht, wie man einen gedoppelten Contrapunct und mancherley Canones oder Fugas Ligatas, durch sonderbahre Griffe und Vörtheile setzen und einrichten möge, aus denen mathematischen und musicalischen Gründen aufgesetzet und zum Drucke heraus gegeben. Franckfurth: In Verlegung T. P. Calvisii, 1702. [24], 142 S.

XLVII. Werckmeiste Werckmeister Andreas. Musicalische Paradoxal-Discourse,

^ 707_

oder Ungemeine Vorstellungen, wie die Musica einen hohen und göttlichen Uhrsprung habe, und wie hingegen dieselbe so sehr gemissbrauchet wird. Dann wie dieselbe von den lieben Alten mit grosser Schwürig- und Weitläufftigkeit, welche uns zum Theil noch anhanget, ist fortgesetzet worden. Quedlinburg: T. P. Calvisius, 1707. 120 S.

XLVIII. Zarlino [Zarlino Gioseffo] Le Istitvtioni harmoniche di m. Gioseffo

Zarlino da Chioggia: nelle quali, oltra le materie appartenenti alla mvsica si trouana dichiarati molti luoghi di poeta, d'historici & di filosofi, si come nel leggerle si poträ chiaramente vedere. Venetia: [s.n.], 1558. [12], 347 p.

Б. Исследовательская литература

1. Аверинцев 1994=

2. Адо 2002=

3. Античная муз.эстетика 1960=

4. Апинян 2008=

5. Белый 1971=

6. Берченко 2005

7. Блажевич 2010=

Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаепаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. статей. М.: Наследие, 1994. С. 3-38.

Ado И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2002. 475 с. Античная музыкальная эстетика/ Вступит, очерк и собр. текстов проф. А. Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960. 303 с.

Апинян Т. Музыка в контексте истории философии: Между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке: уч. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 142 с.

Белый Ю. Иоганн Кеплер. М.: Наука, 1971. 295 с.

Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Классика-ХХ1, 2005. 372 с

Блажевич М. «Математика веры» в музыке Дитриха Букстехуде. Числовая символика в хоральной фантазии «Nun freut euch, lieben Christen g'mein» (BuxWV 210) // Старинная

музыка. 2010. № 3 (49). С. 13-19.

8. Блажевич 2008-1 =

9. Блажевич 2008-2=

Блажевич М. Концепция музыки сфер: историческое развитие от античности к барокко. Магистер. дисс. СПбГУ, 2008. 92 с. (рукопись).

Блажевич М. Концепция «музыки сфер» проблемы актуальности исследования // Актуальные проблемы музыкально-

исполнительского искусства: История и современность. Вып. 1: Материалы научно-практической конференции (Казань, 2 апреля 2008 года) / Казан, консерватория; сост. В. И. Яковлев. Казань, 2008. С. 39^9.

10.Блажевич Ушаков 2011 1=

Блажевич М,, Ушаков Д. Георг Муффат «Nova cyclopeias harmonica»// PIANO DUO VIII-IX: Альманах. Петрозаводск, 2011. С. 59-83. 11.Блажевич, Ушаков 2011-2 Блажевич, М. Ушаков, Д. Роберт Фладд: = метафизика музыки и числа // Вестник Санкт-

Петербургского университета. Сер. 15. Вып. 3 (сентябрь 2011). С. 7-31.

12.Бонч-Осмоловская 2005=

1 З.Борхес 1992=

14. Буданов 1998=

Бонч-Осмоловская Т. Комбинаторное искусство (цикл лекций) // URL:

http.V/www.ashtray.ra/main/texts/expind.html

Борхес X.JJ. Сфера Паскаля / Пер. с исп. Е. Лысенко) // X. JI. Борхес. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения. СПб.: Северо-Запад, 1992. С. 328-329.

Буданов В. Ритм форм — музыка сфер

232

15.Бычков 1995=

16.Визгин 1997=

17.Волошинов 1992

18.Волошинов 1993

19.Вязкова 2006=

20.Галеев 2002=

21.Гвардини 1990=

22.Герасимова 1995

23.Герцман 1995=

24.Герцман 2004=

(синергетическая апология) // Дельфис (Независимый рериховский журнал). 1998. №1 (13). С. 56-62.

Бычков В. Эстетика отцов церкви. М.: Ладомир, 1995. 593 с.

Визгин В. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки / Ред. П. П. Гайденко. М.: Мартис, ИФ РАН, 1997. С. 88141.

Волошиное А. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. 335 с.

Волошиное А. Пифагор:Союз истины, добра и красоты. М.: Просвещение, 1993. 224 с. Вязкоеа Е.. «Искусство фуги» И.С.Баха: исследование. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2006. 482 с.

Галеее Б. Искусство космического века: избр. статьи. Казань: Фэн, 2002. 572 с.

Геардини Р. Конец Нового Времени.// «Вопросы философии» 1990. № 4. С. 127-163.

Герасимова И. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995. № 6. С. 87-97. Герцман Е. Музыкальная боэциана. СПб.: Глаголъ, 1995. 480 с.

Герцман Е. Тайны истории древней музыки. СПб.: Нота, Азбука-классика, 2004. 576 с.

25.Герцман 2006=

26.Глазерсон 1998=

27.Глядешкина 2008

28.Горфункель 1980=

29.Гудимова 1999=

30.Гуревич 1984=

31. Данилов 1996=

32. Диксон 1996=

33. Жмудь 1991 =

Герцман Е. Языческие и христианские музыкальные древности. СПб: Лебедушка, 2006. 656 с.

Глазерсон М. Музыка и каббала. М., Иерусалим. Лехаим. Гешарим, 1998. 142 с. Глядешкина 3. Гармония как принцип музыки согласно "L'Harmonie Universelle" Марена Мерсенна. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. 642 с. Горфункелъ А. Мистический пантеизм Якоба Бёме // А. X. Горфункель. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1980. С. 330-343.

Гудимоеа С. Музыкальная эстетика: научно-практическое пособие. М.: ИНИОН РАН, 1999. 283 с.

Гурееич А. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.

Данилов Ю. Гармония и астрология в трудах Кеплера // Научные и вненаучные формы мышления / РАН. Ин-т философии. Центр по изуч. нем. философии и социологии. М., 1996. С. 266-278.

Диксон О. Символика чисел. М.: Рефл-бук, 1996. 288 с.

Жмудь Л. «ВСЕ ЕСТЬ ЧИСЛО»? (К интерпретации «основной доктрины» пифагореизма) // Mathesis. Из истории античной

34. Захарова 1983=

35.3енаишвили 2009=

Зб.Зенаишвили 1997=

37.3олтаи 1977=

3 8. Иллюстрированная энциклопедия символов, 2003= 39.Исупова 2009=

40.Исупова 2010=

науки и философии. М.: Наука, 1991. С. 55-74. Захарова О. Риторика и западно-европейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. 77 с. Зенаишвши Т. «Гексахорд Аполлона» Иоганна Пахельбеля // Музыковедение. 2009. № 10. С. 26.

Зенаишвши Т. Органное творчество Иоганна Пахельбеля (вопросы стиля и исполнительской интерпретации): дисс. канд. искусствоведения. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 1997. 280 с. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. 376 с.

Иллюстрированная энциклопедия символов / Сост. А. Егазаров. М.: Астрель, 2003. 723 с.

Исупова Т. Андреас Веркмайстер и «веркмайстерская эпоха» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2009. № 101. С. 242-246.

Исупова Т. Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера: дисс. кандидата

искусствоведения СПб., 2010. 269 с.

41.Йейтс 2000=

42.Йейтс 1997=

43.Йейтс 1999=

44.Кан 2000=

45.Ключников 1996=

46.Коломиец 2006=

47.Копейкин 2011=

48.Лайтман, Розин 2006:

49.Лесовиченко 2004=

Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция / Перевод Г. Дашевского. М.: Алетейа, 2000. 288 с.

Йейтс Ф. Искусство памяти / Пер. Е. Малышкина. СПб: Университетская книга, 1997.480 с.

Йейтс Ф. А. Розенкрейцерское просвещение / Пер. с англ. А. Кавтаскина. М.: Алетейя-Энигма, 1999. 496 с.

Кан Д. Взломщики кодов / Пер. А. Ключевский. М.: Центрполиграф, 2000. 480 с.

Ключников С. Ю. Священная наука чисел. М.: Беловодье, 1996. 192 с.

Коломиец Г. Ценность музыки: философский аспект: монография. Оренбург: ИПК ГОУ, 2006. 579 с.

Копейкин К. Нагтота типсН: в поисках со-Глас-и-Я макро- и микро-космоса.... // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. Вып. 1 (март 2011). С. 88-110.

Лайтман М. Розин В. Каббала в контексте истории и современности. Изд. 2-е, испр. М.: ЛЕНАНД, 2006. 304 с.

Лесовиченко А. Система музыкально-культовых канонов в европейской культуре: дисс. ... доктора культурологических наук.

Новосибирск, 2004. 305 с.

236

50. Лобанова 1994=

51. Лосев 1957=

52. Лосев 2000=

53. Лосев 1927=

5 4. Магницкая 1996=

55.Майстер 2009=

56.Мажейкис 2002=

Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. 320 с.

Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.

Лосев А. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. М.: ACT, 2000. 830 с.

Лосев А. Музыка как предмет логики. Издание автора, 1927. 388 с.

Магницкая Е. Творческая интерпретация Космоса. М.: Российская академия музыки, 1996. 156 с.

Майстер X. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха: исследование / Пер. с нем. Л. Шишхановой. М.: Классика-ХХ1, 2009. 112 с.

Мажейкис, Г. Трансформация каббалы в творчестве Пико дела Мирандолы и ее влияние на последующее развитие оккультной философии // Homo philosophans: Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева (Серия «Мыслители», вып. 12). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 74-94.

57.Майкапар 1990=

Майкапар А. Тайнопись Баха// Музыкальная жизнь. 1990. №15. С. 24-26.

58.Махлина 2001=

59.Милка, Шабалина2001

60.Милка 2009=

61.Милка 2006=

62.Милюгина 2002=

63.Милюгина 2000=

Махлина С. Каббала как традиционный семиотический код в истории// Философский век. Вып. 18: История идей как методология гуманитарных исследований. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2001. С. 69-83.

Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана. Вып. 1. СПб.: Композитор, 2001. 208 с. Милка А. Искусство фуги И. С. Баха: К реконструкции и интерпретации. СПб.: Композитор, 2009. 456 с.

Милка А. О христианской символике в двойном каноне И.С. Баха BWV 1077 // Жизнь религии в музыке: сб. статей / Ред.-сост. Т. А. Хопрова. СПб.: Санкт-Петербургская гос.консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. С. 132-144.

Милюгина Е. Метатекст барокко как лабиринт Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия "Symposium", выпуск 26. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 29-32.

Милюгина Е. От космизма Барокко к романтическому космизму // XVII Век в диалоге эпох и культур: материалы научной конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. Серия

«Simposium». Вып. VIII. С. 14-16.

64.Михайлов 1994=

65.Музыкально-теоретические системы 2000=

66.Музыкальная эстетика 1966=

67.Насонов 1996=

68.Насонова 2008=

69.Насонова 1994=

Михайлов А. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. статей. М.: Наследие, 1994. С. 326-391.

Музыкально-теоретические системы: учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов / Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. М.: Композитор, 2000. 632 с.

Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Ред. В. П. Шестаков. М., 1966. 574 с. Насонов Р. «Универсальная музургия» Афанасия Кирхера: Музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего барокко: дисс. ... канд. искусствоведения. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского. 1996. 499 с. НасоноваМ. Северонемецкая органная школа// Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков: учебное пособие. Второе издание, дополненное, исправленное. М.:

Музиздат, 2008. С. 176-204.

Насонова М. Северонемецкая органная школа (органная композиция как феномен культуры):

70.Носина 1993= 71 .Остроумова 2003

72. Паули 1975=

73.Петров 1990=

74.Питчер 2011=

75.Пчелов 2000=

76.Распутина 2009=

дисс. ... канд. искусствоведенияМ.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 1994.283 с.

Носина В. Символика музыки И. С. Баха. Тамбов, 1993. 56 с.

Остроумова Н. Иоганн Кунау. Жизнь и творчество музыканта эпохи барокко. М.: Преет, 2003. 208 с.

Паули В. Влияние архетипических представлений на формирование

естественнонаучных теорий у Кеплера // Физические очерки: сб. статей [пер. с англ.]. М.: Наука, 1975. С. 65 -86.

Петров Ю. Символика и диалектика чисел у И. С. Баха (ХТК — I том) // Интерпретация клавирных сочинений И.С.Баха: сб. трудов. Вып. 109. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. С. 532.

Питчер С. Полная книга чисел. Символы, формирующие реальность. СПб.: Весь, 2011. 320 с.

Пчелов Е. Европейская астронимика XVII века как явление культуры // XVII Век в диалоге эпох и культур: материалы научной конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. Серия «Simposium». Вып. VIII. С. 20-22. Распутина М. Становление клавирного стиля в

77.Распутина 2001=

78.Рассел 2007=

79.Рассел 2001=

80.Свасьян 2010=

81.Свасьян 1989=

82.Секацкий 2003=

83. Смен д 1995=

84.Соколов 1984=

музыке южнонемецкого оарокко. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2009. 220 с. Распутина М. 1Л:-ге-гт-1а-8о1-1а, или Из истории музыкальных тем // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского / Сост. Л. Логинова. М.: Московская гос. консерватория имени П. И.Чайковского, 2001. С. 80-100.

Рассел Б. Введение в математическую философию. Избранные работы. Сибирское университетское изд-во, 2007. 264 с. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001. 992 с. Свасъян К. Проблема символа в современной философии: критика и анализ. М.: Альма матер, 2010. 223 с.

Свасъян К. Судьба математики в истории познания Нового времени // Вопросы философии. 1989. № 12. С. 41-54. Секацкий А. Партитура неслышимой музыки // Звучащая философия: сб. материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 160-178. Сменд Ф. Лютер и Бах (перевод с нем. Н. Целякова) // Органное искусство. 1991. № 12. С. 19-22; № 3-4, 1995. С. 16-45. Соколов В. Европейская философия ХУ-ХУП

85.Суминова 2005=

86.Тарнас 1995=

8 7. Трубецкой 1997=

88.Уайт 2010=

89.Уилсон 2006=

90.Фисейский 2006=

91 .Францева-Дозорова 2007=

92.Хейзинга 1997=

93.Хейзинга 2002=

94. Холл 2007=

веков. М.: Высшая школа, 1984. 511 с. Суминова Т. Ноосфера поиски гармонии. (Серия: Технологии культуры, 32). ACT, Агенство Акад. Проект, 2005. 405 с.

Тарнас Р. История западного мышления / Пер. Т. А. Азаркович. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 448 с.

Трубецкой С. Курс истории древней философии. М.: ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. 576 с. Уайт А.Э. Каббала. М.: Центрполиграф, 2010. 703 с.

Уилсон К. Оккультное. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. 800 с.

Фисейский А. Третья часть «Клавирных упражнений» И. С. Баха. Теология в звуке и числе // Музыкальная академия. 2006. № 1/2. С. 142-151.

Францева-Дозорова Е. Философы и музыка. Ч. 1: От Пифагора до Кеплера. Культурологические очерки. М.:

Самообразование, 2007. 240 с. Хейзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры / Пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

Хейзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. 3-е изд., испр. М.: Айрис-Пресс, 2002. 544 с.

Холл М. П. Энциклопедическое изложение

95.Холопов, Поспелова 2002=

96.Холопов, Поспелова 2005=

97.Чершинцева 2010=

98.Шевелев, Марутаев, Шмелев 1990=

99.Шевченко 2003=

100. Шестаков 1973^

101. Шестаков 1976

масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической

философии. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. 864 с.

Холопов Ю., Поспелова Р. Теория музыки времени Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти / Науч. труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 33. М., 2002. С. 32-53.

Холопов Ю., Поспелова Р. Философия гармонии Боэция // Гармония. Проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону: Ростовская гос. консерватория, 2005. С. 38-66.

Чершинцева М. Феномен тайнописи в культуре и его специфические проявления в творчестве И.С. Баха: дисс. ... канд. культурологи. М.: Российский институт культурологии, 2010. 418 с.

Шевелев П., Марутаев М., Шмелев И. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. 343 с.

Шевченко В «Космический кубок» Иоганна Кеплера // Знание-сила. 2003. № 3. С.34-46. Шестаков В. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973. 205 с.

Шестаков В. От этоса к аффекту. История

102. Шушкова 1991=

103. Эко 2003=

104. Эскина 1992=

105. Ackert 1979=

106. Allaire 1972=

107. Ammann 1967=

108. Archambault 1999

109. Ashbee 2010=

музыкальной эстетики от античности до XVII века. М.: Музыка, 1975. 351 с.

Шушкова О. Вопросы немецкой музыкальной эстетики и теории XVIII века (По материалам трактатов И. А. Шайбе): Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. JL, 1991.

Эко У. Искусство и красота в Средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003. 256 с.

Эскина Н. Букстехуде и немецкое барокко. Самара: Издательство Самарского

университета, 1992. 80 с.

Ackert S. Numerical Structures in the Organ Works of Dietrich Buxtehude. Ph. D. Madison: University of Wisconsin, 1979. 124 p.

Allaire G. The Theory of Hexachords, Solmization and the Modal System: a Practical Application// Musicological Studies and Documents, XXIV. American Institute of Musicology, 1972. 165 p. Ammann P. The Musical Theory and Philosophy of Robert Fludd // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 30 (1967). P. 198-227. Archambault E. Andreas Werckmeister (16451706) as a teacher of composition. Ph. D. Florida State University, 1999. 325 p.

Ashbee A. Fludd, Robert// Grove Music Online. Oxford Music Online,

http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/artic

110. Atlas 1987=

111. Barker 1994=

112. Baron 2011=

113. Bartel 1997=

114. Barton 1978=

115. Beinlich

Daxelmüller, Yollrath K, Wittstadt 2002 =

116. Bennet B.1999=

le/grove/music/09883 (accessed October 16, 2010). Atlas A. W. Gematria, Marriage Numbers and Golden sections in Dufay's «Resveilles vous» / Acta Musicologica. Vol. 59. Fasc. 2 (May-August, 1987), P. 111-126.

Barker A. Ptolemy's Pythagoreans, Archytas, and Plato's Conception of Mathematics// Phronesis. Vol. 39. No. 2 (1994). P. 113-135.

Baron J. H. Harsdörffer, Georg Philipp II Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/artic le/grove/music/12458 (accessed June 11, 2011).

Bartel D. Musica Poetica: Musical-Rhetorical Figures in German Baroque Music. Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1997. XV, 471 p.

Barton D. Robert Fludd's Temple of music: a description and commentary. M. A. Thesis. University of Oregon, 1978. 203 p.

Beinlich H., C. Daxelmüller H.-J., Vollrath K. Wittstadt (Hrsg.) Kircher und die Mathematik// Magie des Wissens, Athanasius Kircher 16021680, Universalgelehrter, Sammler, Visionär// Katalog zu den Ausstellungen in Würzburg und Fulda, Dettelbach (Roll), 2002. S. 161-168. Bennet B.H. The Keplerian Revolution: Astronomy, Physics, and the Argument of Heliocentrism. Ph. D. 245

117. Bennet V. 1945=

118. Berger C. 1971=

119. Berger F. 2000=

120. Bianchi 2011 =

121. Blankenburg 1959^

122. Blankenburg 1950

123. Blankenburg 1973

124. Boenicke 2007=

The University of Western Ontario, 1999. 201 p. Bennet V. Thoughts from Pythagoras // Music &Letters. Vol. 26. No 4 (Oct., 1945). P. 195-200. Berger C., Dean J. J. Hexachord // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik / Hrsg. von Friedrich Blume. Bd. 6. Kassel [u.a.]: Bärenreiter, 1957. Sp. 349-357.

Berger F. Der okkulte Bach. Zahlengeheimnisse in Bachs Leben und Werk. Stuttgart, 2000. 79 S. Bianchi E. Prodigious Sounds: Music and Learning in the World of Athanasius Kircher (Diss. Yale University in Candidacy for the Degree of Doctor of Philosophy) 2011.284 p.

Blankenburg W. Der Harmonie-Begriff in der lutherisch-barocken Musikanschauung // Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 16 (1959). S. 44-56.

Blankenburg W. Der Titel und das Titelbild von J. H. Büttstedts Schrift „Ut, mi, sol, re, fa, la- tota Musica et Harmonia aeterna...". Die Musikforschung //Jg. 3 (1950). S. 64-66.

Blankenburg W.. Zahlensymbolik// Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik / Hrsg. von Friedrich Blume. Supplement. Bd. 1. Kassel [u.a.]: Bärenreiter, 1973. Sp. 197Iff. Boenicke C. Das zehnte buch der Musurgia Universalis: traditionelle und modern einflüsse im

125. Böttger 2005=

126. Braun 1994=

127. Buelow (Beer) 2011

128. Buelow (Kircher) 2011=

129. Buelow

(Werkmeister) 2011=

Musicalischen Weltbild Kirchers /'/' Ars magna musices — Athanasius Kircher und die Universalität der Musik: Vorträge des deutschitalienischen Symposiums aus Anlass des 400. Geburtstages von Athanasius Kircher. Laaber-Verlag, 2007. S. 93-112.

Böttger H. Harmonices mundi — über Kepler, Physik, Musik und Alchemie. Abschiedsvorlesung. Otto-von-Guericke-Universität Magdeburg, 2005. 75 S.

Braun W. Deutsche Musiktheorie des 15. bis 17. Jahrhunderts: Von Calvisius bis Mattheson // Geschichte der Musiktheorie / Hrsg. bei F. Zaminer. Bd. 8/2. Darmstadt: Darmstadt Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1994. 179 S. Buelow G. J. Beer, Johann II Grove Music Online. Oxford Music Online. 11 Nov. 2009// http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/artic le/grove/music/02512 (accessed June 11, 2011).

Buelow G. J. Kircher, Athanasius II Grove Music Online. Oxford Music Online//,

http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/artic le/grove/music/15044 (accessed June 11, 2011).

Buelow G. J. Werckmeister, Andreas II Grove Music Online. Oxford Music //

http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/artic le/grove/music/30123 (accessed June 11, 2011).

1 OA 1 JU.

,, 1 . „ J?____tr\Af\_

DUkuuci ii/4u—

131. Bullinger 1967=

132. Butler 1970=

133. Chamberlain 1970=

134. Chang 1998=

135.

136.

137.

138.

Craven 1902=

Dahlhaus 1955=

Dammann 1967=

Dammann 1969=

Bukofzer Ivl. Allegory in Baroque Music /7 Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 3. No. 1/2 (Oct., 1939-Jan., 1940). P. 1-21.

Bullinger E. W. Number in Scripture: Its Supernatural Design and Spiritual Significance. Kregel Publications, 1967. 303 p. Butler C. Number Symbolism. L.: Routledge, 1970. 186 p.

Chamberlain D.S. Philosophy of Music in the Consolatio of Boethius // Speculum. Vol. 45, No. 1 (Jan., 1970). P. 80-97.

Chang H. -L. The Rise of Semiotics and the Liberal Arts: Reading Martianus Capella's "The Marriage of Philology and Mercury" // Mnemosyne. Fourth Series. Vol. 51. Fasc. 5 (Oct., 1998). P. 538-553.

Craven J. B. Doctor Fludd (Robertus de Fluctibus), the English Rosicrucian: Life and Writings. Kirkwall: William Peace & Son, 1902. 260 p.

Dahlhaus C. Die Termini Dur und Moll // Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 12 (1955). H. 4. S. 280296.

Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Köln, 1967. 523 S.

Dammann R. Die Musica mathematica von Bartolus II Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 26

(1969). S. 140-162.

139. Dammann 1954

140. Damp 1973=

141. Davidsson 1991

142. Davidsson 2002

143. Davis 1968=

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.