Человек и антропологические измерения семантико-информационной картины мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Стручаев, Михаил Васильевич
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат философских наук Стручаев, Михаил Васильевич
Введение.
Глава 1. Картина мира в мировоззренческой структуре современной культуры.
1.1 Становление понятия «картина мира» и ее типологические особенности.
1.2 Картина мира как форма мировоззрения человека.
Глава 2. Семантико-информационные характеристики картины мира в философской антропологии.
2.1 Информационная коммуникативность как антропологический фактор существования современной картины мира.
2.2 Картина мира и знаково-символические формы бытия человека.
Глава 3. Парадигмальные и антропологические характеристики картины мира в современной культуре.
3.1 Формирование картины мира и реализация деятельной сущности человека.
3.2 Новые мировоззренческие и гуманитарные парадигмы современной научной картины мира.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Научная картина мира в культуре современного общества2004 год, кандидат философских наук Марычев, Владимир Владимирович
Философско-методологический анализ взаимодействия ноосферы и семиосферы2005 год, кандидат философских наук Смирнов, Дмитрий Григорьевич
Социальная память и картина мира2000 год, кандидат философских наук Ромащенко, Илья Александрович
Духовная культура в лингвокогнитивном аспекте антропологического знания2011 год, кандидат философских наук Зенкова, Татьяна Леонидовна
Религиозно-мифологические основы эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир": Проблемы поэтики и онтологии2002 год, кандидат филологических наук Панова, Ольга Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек и антропологические измерения семантико-информационной картины мира»
Актуальность исследования. Картина мира является одной из основных бытийных характеристик человека как субъекта, понимающего и познающего мир. Каждую эпоху можно охарактеризовать специфическими представлениями человека о мире. Это же относится и к современной эпохе, которая представляет специфические условия или особые материалы для оформления современной картины мира.
Сегодня научный образ мира соприкасается с другими ненаучными и вненаучными образами, оставляя следы дефиниций в понятийных конструкциях и повседневных представлениях, индивидуальном и общественном сознании. Одновременно с этим происходит и обратное явление: обыденные образы включаются в научные предметы исследования. Поэтому рассмотрение научной картины мира в культуре современного общества дает основания для философского анализа общественной значимости самой науки как явления культуры, а исследование динамичного социокультурного процесса приводит к изменению миропонимания, мироотношения, мировоззрения человека.
Помимо технических и технологических составляющих мир современного человека стал лавинообразно заполняться различной информацией, т.е. принципиально меняется антропологическая среда. Привычными для нас стали информационные технологии, информационные потоки, информационные продукты, образы которых закладываются в онтологические картины современного человека. Это делает необходимым философско-культурологический анализ феномена информации, его форм и способов проявления в жизни человека.
Так как процесс человеческого познания предстает в виде сложного и опосредованного отображения мира материальных объектов и присущих ему информационных процессов в мире объективной информации, овеществленной в культуре и выраженной в знаково-символической форме, то представляется необходимым рассмотрение роли знаково-символических структур в осмыслении картины мира.
Степень разработанности проблемы. Феномен, именуемый «картина мира», является таким же древним, как и сам человек. Создание первых картин мира у человека совпадает по времени с процессом антропогенеза. Тем не менее, реалия, называемая термином «картина мира», стала предметом философского рассмотрения лишь в недавнее время. Понятие «картина мира» находится в настоящий момент в процессе своего формирования: предпринимаются попытки построения его развернутого определения и раскрытия смысла; дискутируются вопросы о том, как разумно теоретически отграничить картину мира от близких феноменов, как категориально охарактеризовать и выявить свойства и формы ее существования.
Этимологическое объяснение термина «картина мира» довольно простое - корневая система европейских языков (английский, испанский, итальянский, немецкий, французский) восходит к латинскому «imago» и имеет шесть семантических аспектов: а) изображение; б) образ; в) представление; г) отражение; д) отображение; е) метафорическое отображение (с целью наглядности и оживления предмета дискурса, например, картинная речь), что является объективным основанием для многозначной и противоречивой интерпретации содержания исследуемого термина в западноевропейской философии и науке. Несмотря на указанную сложность в определении понятия, можно выделить следующие моменты.
Видимость вечного объекта», обнаруживающая «все модальности человеческого вхождения в действительное явление», закреплена за картиной мира у А.Н. Уайтхеда1. Сходную позицию занимает А. Койре, считая, что в картине мира воплощена мысль «на уровне здравого смысла», описывающая мир л приблизительности» и построенная по «человеческой мере» . У В. Гейзенберга
1 Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии [Текст] / А.Н. Уайтхед. - М., 1990.
2 Койре, А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной [Текст] / А. Койре. - М., 2001. картина мира заключает в себе принципиально непосредственное «представление о мире»1. Трактовку картины мира как «накопленного запаса наблюдений» мы
Л Л находим у Дж. Фрэзера , а как «наблюдаемой вещи» - у К.Г. Юнга . Поскольку картина мира соответствует некоторым сторонам самой реальности, как полагает Ж. Дюмезиль, постольку она является «гарантом порядка» в мире4. Сходное понимание картины мира как воспроизведения мирового порядка в естественном языке имеется у Ш. Серрюса5.
Ж.-П. Вернан рассматривает картину мира как «картину интеллектуальных движений»6, в которой имеется ответ на вопрос о началах
•7 и причинах существования мира, а Ж. Деррида интерпретирует картину мира как продукт операции логически обработанного ума. На интеллектуально-символическом аспекте картины мира настаивает о
А.Спэйер . Статус «модели объяснения мира», описывающей «структуру жизненных отношений» и являющейся продуктом «практического рассуждения», приписывается картине мира М. Вебером9, который гносеологически нагружает картину мира, квалифицируя ее как «объективно значимую истину» в культуре.
Г. Герц10 употреблял это понятие применительно к физической картине мира, трактуемой им как «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов». М. Планк11 различал практическую картину мира и научную картину мира. С первой он связывал «целостное представление человека об окружающем мире, которое
1 Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое [Текст] / В. Гейзенберг. - М., 1990.
2 Фрезер, Дж. Фольклор в Ветхом завете [Текст] / Дж. Фрезер. - М., 1990.
3 Юнг, К.Г. Подход к бессознательному [Текст] / К.Г. Юнг// Архетип и символ.-М., 1991; Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного [Текст] / К.Г. Юнг // Архетип и символ. - M., 1991.
4 Dumézil, G. Le problème des centaures. Etude de mythologie comparée indo-européenne [Texte] / G. Dumézil. -Paris, 1952.
5 Serras, Ch. La langue, le sens, la pensée [Texte] / Ch. Serras. - Paris, 1941.
6 Vernant, J. -P. L'individu, la morte, l'amour. Soi-même et l'autre en Grèce Ancienne [Texte] / J. -P. Vernant. -Paris, 1989.
7 Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] / Ж. Деррида. - М., 2000.
8 Spaier, A. La pensée concrète. Essai sur le symbolisme intellectuel [Texte] / A. Spaier. - Paris, 1988.
9 Вебер, M. Избранное. Образ общества [Текст] / M. Вебер. - M., 1994.
10 Герц, Г. Принципы механики, изложенные в новой связи [Текст] / Г. Герц - M., 1959. Планк, М. Единство физической картины мира [Текст] / М. Планк. - М., 1966. вырабатывается им постепенно на основании своих переживаний». Научную картину мира он трактовал как «модель реального мира в абсолютном смысле, независимого от отдельных личностей и всего человеческого мышления». Мысль о том, что создание картины мира является необходимым моментом жизнедеятельности человека, развивал
A.Эйнштейн1. Из западных исследователей философии науки ближе всего к данной проблематике подошел Т. Кун, введший в научный оборот функциональную единицу развивающегося знания «парадигму» как систему допущений, принятых научным сообществом. В отечественной философии реальное определение «картины мира» как «синтеза знания», полученного в процессе познавательной деятельности, было введено П.С. Дышлевым3. Рассел понимал картину мира как «исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека».
Понятие картина мира часто соотносится с проблемой мировоззрения. Большой вклад в разработку мировоззренческих парадигм внесли русские космисты: естественнонаучное направление - H.A. Умов, Н.Г. Холодный,
B.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, A.JI. Чижевский; религиозно-философское - Н.Ф. Федоров; поэтически-художественное - С.П. Дьячков, В.Ф. Одоевский, A.B. Сухово-Кобылин, а также восточные, в частности китайские, философы4.
Проблемы современной картины мира получили свое развитие в работах, посвященных вопросам самоорганизации в природе и обществе.
1 Эйнштейн, А. Влияние Максвелла на развитие представлений о физической реальности [Текст] / А. Эйнштейн // Собрание научных трудов. - М., 1965-1966. - Т.2., Т.4.
2 Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. - М., 1975.
3 Дышлевый, П.С. Материалистическая философия и развитие естествознания [Текст] / П.С. Дышлевый. -Киев, 1977.
4 Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В.И. Вернадский. - М., 1989.; Циолковский, К.Э. Космическая философия [Текст] / К.Э. Циолковский. - М., 2001.
Основополагающими здесь являются работы И.Р. Пригожина, И. Стенгерса, Г. Хакена1.
Каждую эпоху можно охарактеризовать специфическими представлениями человека о мире. В связи со становлением нового типа цивилизации, нового типа науки и рациональности видится необходимым рассмотрение информационного компонента картины мира.
Информация овеществляется в человеческой культуре и выражается в знаково-символической форме. Интерес к знакам с древнейших времен связан с вниманием ученых к возникновению языков общения (Платон,
S л
Аристотель). В средние века Августин озвучил почти все идеи современной логической семиотики, но у него еще не была разработана терминология для теории знаков, и отсутствовало общее для нее название. Большой вклад в разработку теорий знаков внесли Кондильяк, Г. Лейбниц, Дж Локк, Ч.С. Пирс, В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Ч.У. Моррис, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев4. В философских концепциях XX века проблема знака прежде всего направлена на осмысление сущности человеческого бытия, на осознание связи знака и человеческого мира.
Слово «информация» вошло в постоянное употребление не так давно -в середине XX века. К. Шеннон5 ввел этот термин в узком техническом смысле, применительно к теории связи для передачи кодов. Попытки рассмотреть феномен информации с позиций основного вопроса философии привели к возникновению двух противостоящих концепций - так называемых функциональной и атрибутивной. «Атрибутивисты» (Р.Ф.Абдеев, A.A. Бахин, Т.Л. Калинина, Б.М. Кедров, Е.В. Котова, Л.А.Петрушенко,
1 Пригожин, И.Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. -М., 1986.; Хакен, Г. Информация и саморганизация. Макроскопический подход к сложным системам [Текст] / Г. Хакен. - М., 1991.
2 Аристотель. Метафизика [Текст] / Аристотель. - Ростов-на-Дону, 1999.; Платон. Соч. в 3-х т. [Текст] / Платон.-М., 1990.
3 Иванов, В.В. Очерки по истории семиотики в СССР [Текст] / В.В. Иванов. - М., 1976.
4 Кондильяк. Собрание трудов [Текст] / Кондильяк. - М., 1983. - T.3.; Лейбниц, Г. В. Соч. в 4-х т. [Текст] / Г.В. Лейбниц. - М., 1984. - T.3.; Локк, Дж. Избранные философские произведения [Текст] / Дж. Локк. - М., 1960. - Т.1.; Моррис, Ч.У. Основания теории знаков [Текст] / Ч.У. Моррис // Семиотика. - М., 1983.; Гуссерль, Э. Логические исследования [Текст] / Э. Гуссерль. - М., 1997. - Т.2. - №9.; Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию [Текст] / А.Ф. Лосев. - М., 1982.
5 Шеннон, К. Работа по теории информации и кибернетике [Текст] / К. Шеннон. -М., 1963. 7
A.Р. Тертерян, А.Д. Урсул, Ф.Н. Цыдря, A.C. Щербаков и др.) квалифицируют информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи1. «Функционалисты» (A.A. Абрамова, В.В. Вержбицкий, Д.И. Дубровский, И.В. Мелик-Гайказян, H.H. Моисеев, А.И. Оксак,
B.C. Тюхтин, Б.С. Украинцев, Д.С. Чернавский) связывают информацию л лишь с функционированием сложных, самоорганизующихся систем .
Анализ понятия «информация» показал, что оно связано с понятием л отражения Н. Винера. Существенную роль в выяснении природы информации играет изучение ее количественного аспекта (К. Шеннон).
Наиболее известный вариант семантического подхода к изучению информации предложили Р. Карнап и И. Бар-Хиллел4. Дальнейшее развитие семантической концепции информации связывают с именами Кемени, Уоллеса, Войшвилло5. Ю.А. Шрейдером был разработан тезаурусный подход, согласно которому информацией обладают не только гипотезы, а вообще любые сведения, которые изменяют запас знаний приемника информации6.
Огромное количество семиотических концепций обусловлено особым статусом языка в контексте знания о человеке. Существующие различия во взглядах на природу знака и символа не мешают сделать вывод о том влиянии, которое они оказывают на процесс человеческого познания, предстающего как сложное и опосредованное отображение мира материальных объектов и присущих ему информационных процессов в мире объективной информации, овеществленной в человеческой культуре и выраженной в знаково-символической форме.
1 Урсул, А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику [Текст] / А.Д. Урсул. М., 1990.; Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации [Текст] / Р.Ф. Абдеев. - М., 1994.
2 Моисеев, H.H. Универсум. Информация. Общество [Текст] / H.H. Моисеев. -М., 2001.
3 Винер, Н. Кибернетика и общество. Творец и робот [Текст] / Н. Винер. - М., 2003.
4 Carnap, R. Tech. Rep. Lab. Electr. [Texte] / R. Carnap, Y. Bar-Hillel // Mass. Inst. Technol., 1952. - No 247.
5 Войшвилло, E.K. Понятие информации и некоторые возможности его применения в анализе развития знания [Текст] / E.K. Войшвилло // Отражение, познание, логика. - София, 1973.; Войшвилло, Е.К. Попытка семантической интерпретации статистических понятий информации и энтропии [Текст] / Е.К. Войшвилло // Кибернетику на службу коммунизму. - М., 1975. -T.3.
6 Шрейдер, Ю.А. К определению семантической информации [Текст] / IO.A. Шрейдер // Научно-техническая информация. -1963. - №10.
Объектом исследования в данной работе является феномен картины мира в современной культуре и в пространстве человеческого бытия.
Предметом исследования выступают антропологические аспекты семантико-информационной картины мира.
Цели исследования: философско-антропологический анализ картины мира современной эпохи, выявление ее семантико-информационных характеристик.
Реализация указанной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- исследование феномена «картина мира», выявление ее типологических особенностей, а также определение места картины мира в структуре мировоззрения человека;
- анализ роли информации, знаков и символов в процессе формирования картины мира и ее осмысления человеком;
- выявление и анализ новых мировоззренческих и гуманитарных парадигм современной научной картины мира.
Теоретико-методологическим основанием исследования выступают:
- междисциплинарная интеграция научных подходов в различных областях знания, поскольку картина мира есть комплексное явление культуры;
- сравнительно-типологический и системный подходы, которые позволяют глубже раскрыть особенности формирования картины мира на основе взаимосвязи различных картин мира (религиозной, научной, философской и др.) в истории мировой философии; системный подход также используется как для анализа мировоззрения, так и для анализа совокупности знаний, представляющих картину мира;
- концепция плюрализма научного познания положена в основу анализа взаимосвязи между научным и другими типами мировоззрения;
- социокультурный подход к анализу духовных процессов и явлений;
- методы анализа, обобщения и систематизации применялись при исследовании литературы в областях философии, истории науки, социологии и др.;
- работы в области теории познания, методологии науки, культурологии, социологии, кибернетики, синергетики, семиотики.
Основные положения, определяющие новизну диссертационного исследования:
- уточнена взаимосвязь картины мира с мировоззренческими структурами сознания человека и дана типология картин мира; показано, что сочетание в культуре современного общества различных картин мира (научной, религиозной, философской) ставит перед человеком задачу формирования единой общезначимой картины мира;
- выявлено, что понятие «картина мира» включает информационные и знаковые характеристики бытия человека; процесс человеческого познания предстает как сложное и опосредованное отображение мира материальных объектов и присущих ему информационных процессов в мире объективной информации, овеществленной в культуре и выраженной в знаково-символической форме;
- определено понимание картины мира как социокультурного явления, которое рассматривается не только как особый род знаний, но и как становящееся явление, включенное одновременно и в культурную, и в социальную сферы; показано, что современная наука, опосредованно и непосредственно воздействуя на развитие становящегося информационного общества, является одной из смыслообразующих областей жизни человека и современной культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Наука не является единственной смыслообразующей областью деятельности в современном мире, более того, различные образы реальности испытывают взаимное влияние, следовательно, реальная картина мира, которую использует субъект в своей деятельности, может рассматриваться как комплекс представлений, явного и неявного знаний мировоззренческого уровня. Форма действующей картины мира определяется самим субъектом в ходе мировоззренческой деятельности осознанно или неосознанно.
2. Представление картины мира с учетом информационных и знаковых характеристик человеческого бытия опосредовано пониманием ее как целостного глобального образа мира, который возникает в индивидуальном сознании в результате мыслительной деятельности человека и его контактов с миром. Семантико-информационная картина мира представляет собой свод информации, определенным образом выраженный в знаковых формах, позволяющий адекватно воспринимать окружающий человека объективный мир и взаимодействовать с ним. Процесс формирования и установления главной ценности, основного продукта и ресурса - информации - в современном обществе меняет мировоззрение человека и его информационную культуру.
3. Особенности картины мира в культуре современного общества в значительной мере обусловлены социокультурным аспектом, проявляющимся в установках и ценностных ориентациях человека и общества. В современной научной картине мира проблема человека реализуется в признании приоритета общечеловеческих интересов для разрешения глобальных противоречий современности, для определения новых мировоззренческих парадигм.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Выводы и положения диссертации могут способствовать пониманию феномена «картина мира», которая в связи со становлением нового типа цивилизации, нового типа науки и рациональности все больше выходит на передний план.
Ряд положений и выводов диссертации может быть использован преподавателями школ и вузов в целях формирования культуры социального и индивидуального общего образования и воспитания. Материалы исследования могут быть использованы в базовых курсах по философии, культурологии, концепциям современного естествознания, а также при разработке спецкурсов по современным основаниям научной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, докладывались и обсуждались на всероссийских и международных научных конференциях: Всероссийской научной конференции «Творческое наследие H.H. Страхова и современная социально-гуманитарная мысль» (г. Белгород, 30 ноября 2003 г.); Международном симпозиуме «Процессы самоорганизации в Универсальной истории» (г. Белгород, 29 сентября - 2 октября 2004 г.); на Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Философия поверх барьеров: планетарное мышление и глобализация XXI века» (г. Белгород, 2006 г.) По теме диссертации опубликовано 7 научных работ (среди которых статья в журнале, рекомендованном решением Президиума ВАК).
Диссертация обсуждалась на кафедре философии БелГУ и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Экологическая картина мира в культуре современного информационного общества2009 год, доктор философских наук Колосова, Ольга Юрьевна
Символическая реальность современной войны: культурфилософский анализ2009 год, кандидат философских наук Чаплыгин, Алексей Иванович
Философия телевидения: теоретико-методологический анализ2011 год, доктор философских наук Азарян, Самир Генрихович
Игровая природа мифа как семиотического образования2011 год, доктор философских наук Яковлева, Елена Людвиговна
Концептуализация семиотического измерения социокультурной среды: Теоретико-методологический аспект2002 год, кандидат философских наук Добычина, Ирина Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Стручаев, Михаил Васильевич
Выводы.
Современная научная картина мира развивается и функционирует в особую историческую эпоху. Ее общекультурный смысл определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им новых путей цивилизационного развития.
Потребности этого поиска связаны с кризисными явлениями, с которыми столкнулась цивилизация в конце XX в., и которые привели к возникновению современных глобальных проблем. Их осмысление требует по-новому оценить развитие техногенной цивилизации, которая существует уже на протяжении четырех веков, и многие ценности которой, связанные с отношением к природе, человеку, пониманием деятельности и т.д., ранее казавшиеся незыблемым условием прогресса и улучшения качества жизни, сегодня ставятся под сомнение.
Культура техногенной цивилизации в качестве своего важнейшего компонента всегда включала научную рациональность. Именно в ее рамках осуществлялось становление, функционирование и развитие научной картины мира как такой формы теоретического представления знания, которая олицетворяла собой мировоззренческий статус науки.
В техногенной цивилизации использование науки прежде всего связывалось с технологиями по преобразованию предметного мира. Научная картина мира ориентировала человека не только в понимании мира, но и в преобразующей деятельности, направленной на его изменение. Идея демаркации между миром человека и миром природы, который представал чуждым человеку, имманентно включалась в научную картину мира и долгое время служила мировоззренческим основанием ее исторического развития.
В современной ситуации формируется новое видение природной среды, с которой человек взаимодействует в своей деятельности. Оно начинает рассматриваться не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменение которого может проходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, ее переходу на качественно иное состояние, могущее вызывать необратимое разрушение целостности системы.
В современной культуре все более отчетливо формируются контуры нового взгляда на мир, в становление которого вносит существенный вклад научная картина мира. Этот взгляд предполагает идею взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование.
Все эти мировоззренческие идеи возникают в качестве своеобразного резонанса современной науки и создаваемых в ней картин мира с другими областями культурного творчества. Взаимное влияние этих областей ускоряет процесс формирования новых смыслов универсалий культуры и соответственно новой системы ценностных приоритетов, предполагающих путь к иным, нетрадиционным стратегиям человеческой деятельности.
В свою очередь, новые смыслы и ценностные ориентации все в большей мере включаются в систему философско-мировоззренческих оснований науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование феномена картины мира позволяет сделать следующие выводы.
Картина мира как акт миропонимания беспрерывно осуществляется и своих субъектах - человеке и человечестве. Она есть вечно созидаемое образование, деятельность человеческого духа, заключающаяся в непрерывном формировании базисного образа мира.
Важнейшая особенность картины мира состоит в ее внутренней безусловной достоверности для субъекта этой картины. Картина мира рассматривается ее носителями не как картина и осознается не как исторически конкретное видение реальности, а как смысловой двойник мира. Образ мира воспринимается в картине мира как сама реальность. Субъект картины мира верит, что мир таков, каким он изображен в этой картине.
Отношение к общей картине мира как к абсолютно достоверной и подлинной не исключает квалификации отдельных ее компонентов как заблуждений, предрассудков и суеверий, идущих от старых мировидений, общий смысл которых уже был утрачен. Признание определенных фрагментов миропредставлений как предрассудков означает перевод картины мира или отдельных ее фрагментов в объективированное состояние, включение рефлексивных механизмов оценки.
Мир бесконечен, а человек конечен и ограничен в своих возможностях миропостижения. Любая картина мира, создаваемая за счет видения мира через определенные интерпретационные призмы, всегда с неизбежностью содержит черты человеческой субъективности, специфичности. Картина мира составляет ядро мировидения человека и несет в себе его основные свойства
Будучи результатом деятельности социума в целом, картина мира требует для своего формирования, усвоения и удержания субъективной активности ее носителя. Индивидуальная картина мира возникает в результате субъективных усилий человека по «распредмечиванию» продуктов культуры. Полнота картины мира, ее углубленность или плоскостность определяется во многом интенсивностью духовных поисков ее субъекта, его способностью адаптировать накопленный культурой опыт миропонимания, пропускать его через свое духовное видение.
Картина мира не может быть выведена дедуктивно из философских представлений о мире, равно как не может быть индуктивно получена из данных науки. Следовательно, связь между картиной мира и ее потенциальными источниками носит противоречивый и сложный характер. Формирование и использование картины мира в процессе познания представляют собой подлинный творческий акт. Адаптация индивидом образов мира, выработанных в разных сферах культуры, представляет собой процесс распредмечивания знания (знаково-символического образования) как результата предшествующей деятельности по созданию этого образа. Оба процесса могут быть поняты лишь в целостном контексте социокультурного исторического творчества и связи с решением конкретных задач.
Картина мира являет собой синтез двух противоположностей; конечного и бесконечного. Человеческий жизненный опыт конечен, а мир, образ которого формируется у человека в процессе этого опыта, бесконечен. Общение конечного человека с бесконечным миром имеет своим результатом выработку образа мира, соединяющего в себе обе эти черты. По мере исторического движения человечества образ мира становится во многих чертах все определеннее.
Картина мира должна выходить за пределы реального жизненного опыта, чтобы давать ему возможность состояться в будущем. Конфликт между конечным и бесконечным, присущий всякому мировому процессу, достигает своей вершины в человеческом сознании. Отсюда, создание картины мира и выступает в качестве средства разрешения этой антиномии.
Картина должна иметь лакуны. Наличие в картине лакун не есть недоработанность картины мира, а следствие особенностей мира и человека.
Мир бесконечен и загадочен для человека, а человек конечен и ограничен в своих познавательных возможностях. Так как картина мира не представляет собой законченного образа мира, она обладает особой пластичностью, подвижностью, поливариантностью.
В отличие от животных, поведение которых биологически детерминировано инстинктом и ситуативно ограничено, а также в отличие от сверхчеловеческих сущностей, обладающих всей полнотой истины, человек для своего ориентирования в мире нуждается в особых символических опосредующих структурах - языке, мифологии, религии, искусстве, науке, выступающих в роли регуляторов его жизнедеятельности. С помощью опосредующих символических структур человек формирует образ мира как основу своей жизнедеятельности.
Человек никогда не смог бы более или менее правильно познавать окружающий мир, если бы он не располагал эффективными способами коррегирования допущенных ошибок, средствами более глубокого познания сущности окружающих его предметов и явлений. Одним из таких мощных средств является наука. Обыденное человеческое мышление не способно глубоко проникнуть в сущность предметов и явлений, оно обычно довольствуется результатами поверхностных наблюдений. Наука не только способна глубоко проникать в сущность предмета и явлений, она постоянно расширяет свои возможности, способна устранять ошибочные выводы, которые были допущены ранее.
Современная научная картина мира развивается и функционирует в особую историческую эпоху. Ее общекультурный смысл определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им новых путей цивилизационного развития. Поиск путей развития цивилизации оказывается сопряженным с проблемой синтеза культур и формирования нового типа рациональности. В этой связи возникают вопросы о месте и роли картины мира в поисках новых мировоззренческих ориентаций, обеспечивающих возможность выживания человечества. Потребности этого поиска связаны с кризисными явлениями, с которыми столкнулась цивилизация в конце XX в., и которые привели к возникновению современных глобальных проблем
В современной культуре все более отчетливо формируются контуры нового взгляда на мир, в становление которого вносит существенный вклад научная картина мира. Этот взгляд предполагает идею взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование.
Все эти мировоззренческие идеи возникают в качестве своеобразного резонанса современной науки и создаваемых в ней картин мира с другими областями культурного творчества. Взаимное влияние этих областей ускоряет процесс формирования новых смыслов универсалий культуры и соответственно новой системы ценностных приоритетов, предполагающих путь к иным, нетрадиционным стратегиям человеческой деятельности. В свою очередь, новые смыслы и ценностные ориентации все в большей мере включаются в систему философско-мировоззренческих оснований науки
Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, чем представления о нем, сложившиеся в связи с определёнными общественно-историческими этапами развития социальной действительности. Но за счет упрощения и схематизации картина мира выделяет из конечного многообразия реальной действительности те сущностные явления и связи, которые являются целью познавательной деятельности человека.
Процесс человеческого познания предстает как сложное и опосредованное отображение мира материальных объектов и присущих ему информационных процессов в мире объективной информации, овеществленной в человеческой культуре и выраженной в знаково-символической форме.
Решение задачи представления картины мира с учетом информационных и знаковых характеристик бытия опосредовано представлениями о том, что картина мира - целостный глобальный образ мира, который возникает в человеческом сознании в результате мыслительной деятельности человека, а семантико-информационная картина мира представляет собой свод информации, определенным образом выраженный в знаковых формах, позволяющий адекватно воспринимать окружающий человека объективный мир и взаимодействовать с ним.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Стручаев, Михаил Васильевич, 2006 год
1. Абрамов, Ю.Ф. Картина мира и информация [Текст] Ю.Ф. Абрамов. Иркутск, 1988.
2. Авксентьев, В.А. Роль национально-культурной мировоззрении современного человека Лингводидактические и картины мира в [Текст] В.А.Авксентьев проблемы изучения семантические национально-культурной ценностной картины мира. Ставрополь, 2002.
3. Азроянц, будущего Э.А. Новая мировоззренческая парадигма: ориентиры [Текст] Э.А.Азроянц Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М, 2001.
4. Аксюмов, Б.В. Кризис традиционных форм духовной культуры в современной цивилизации [Текст] Б.В.Аксюмов дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 2002.
5. Андрюхина, Л.М. Стиль мышления и картина мира в научном познании [Текст] Л.М. Андрюхина дисс. канд. филос. наук. Свердловск, 1978.
6. Антонова, Г. Информационное мировоззрение [Текст] Г.Антонова Проблемы информационной культуры. М., 1996. Вып. 3.
7. Антропный принцип в структуре научной картины мира [Текст]. Л., 1989.
8. Аристотель. Метафизика [Текст] Аристотель Соч. в 4-х томах. М., 1975.-Т.1.
9. Аристотель. Физика [Текст] Аристотель. М., 1987. 166
10. Арно, Николь. Собрание сочинений [Текст] Арно, Николь. М., 1
11. Астрономия и современная картина мира [Текст]. М., 1
12. Атфилд, Р. Этика экологической ответственности [Текст] Р. Атфилд Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
13. Ахундов, М.Д. Эволюция и смена научных картин [Текст] М.Д.Ахундов Философия естествознания, социальное развитие. М., 1989.
14. Баев, К.Л. Создатели новой астрономии. Коперник. Бруно. Кеплер. Галилей [Текст] К.Л. Баев. М., 1955.
15. Баксанский, О.Е. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» [Текст] О.Е. Баксанский, Е.Н.Кучер Вопросы философии. М., 2002. 8. 18. 19.
16. Барт, Р. Мифология. Семиотика. Поэтика [Текст] Р. Барт. М., 1
17. Бекон, Ф. Сочинения [Текст] Ф. Бекон. М., 1988. Т.
18. Белостоцкий, Ю.Г. Физическое определение времени [Текст] Ю.Г.Белостоцкий. СПб., 1997.
19. Белый, А. Символизм как миропонимание [Текст] А. Белый. М., 1994.
20. Бичев, Г.Н. Теория единства строения мира [Текст] Г.Н.Бичев. М., 2001.
21. Блюменау, Д.И. Информация и информационный сервис [Текст] Д.И.Блюменау. М., 1989.
22. Богуславский, В.М. Слово и понятие [Текст] В.М. Богуславский Мышление и язык. М., 1997.
23. Борсяков, Ю.И. Проблемы человека в научной картине мира (в свете антропного принципа) [Текст] Ю.И. Борсяков. М., 1993. 167
24. Бриллюэн, Л. Научная неопределенность и информация [Текст] Л.Бриллюэн. М., 1966.
25. Бэлл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] Д.Бэлл. М., 1999.
26. Васильев, А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности [Текст] А. Васильев. Киев, 1994. 30. 31.
27. Вебер, М. Избранное. Образ общества [Текст] М. Вебер. М., 1
28. Вейль, Г. Математическое мышление [Текст] Г Вейль. М., 1
29. Вейль, Г. Пространство. Время. Материя: лекции по общей теории относительности [Текст] Г. Вейль. М., 1991.
30. Велихов, Е.П. Информатика актуальное направление развития советской науки [Текст] Е.П. Велихов. 1986.
31. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера [Текст] В.И. Вернадский. М., 1989.
32. Вернадский, В.И. Биохимические очерки [Текст] В.И. Вернадский. М., 1940.
33. Вернадский, В.И. Живое вещество [Текст] В.И. Вернадский. М., 1978.
34. Вернан, Ж.-Н. Происхождение древнегреческой мысли [Текст] Ж.-П.Вернан.-М., 1988.
35. Винер, Н. Кибернетика и общество. Творец и робот [Текст] Н. Винер. -М.,2003.
36. Винер, Н. Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее [Текст] Н. Винер. М., 1969.
37. Владимиров, Ю.С. Соотношение фундаментальной физики, философии и религии [Текст] Ю.С.Владимиров Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Кострома, 2002. Вып. 1. 168
38. Войшвилло, Е.К. Понятие информации и некоторые возможности его применения в анализе развития знания [Текст] Е.К. Войшвилло Отражение, познание, логика. София, 1973.
39. Войшвилло, статистических Е.К. Попытка семантической и интерпретации [Текст] понятий информации энтропии Е.К.Войшвилло Кибернетику на службу коммунизму. М., 1975. Т.З.
40. Восток-Запад [Текст] Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982.
41. Выготский, Л. Развитие высших психических функций [Текст] Л.С.Выготский. М., 1960.
42. Гайденко, П.П. Исторические типы научной рациональности [Текст] П.П. Гайденко. М., 1995. Т.2.
43. Гайденко, П.П. Философская герменевтика и ее проблематика [Текст] П.П. Гайденко Природа философского знания. М., 1995. Ч. 1.
44. Галилей, Г. Пробирных дел мастер [Текст] Г. Галилей. М.: Паука, 1987.
45. Гачев, Г. Д. Наука и национальные культуры: (Гуманитарные комментарии к естествознанию) [Текст] Г.Д. Гачев. Ростов-на-Дону, 1992.
46. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Космо-психо-логос [Текст] Г.Д.Гачев.-М., 1995. 51.
47. Гегель, Г.В. Наука логики [Текст] /Г.В. Гегель. М., 1971. Т 2 Гегель, Г.В.Ф. Учение о понятии [Текст] Г.В.Ф. Гегель Наука логики.-М., 1972.-Т.З.
48. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое [Текст] В.Гейзенберг.-М., 1990. 169
49. Герц, Г. Три картины мира [Текст] Г. Герц Новые вехи в философии.-СПб., 1914.-№11. 56. 57. 58.
50. Гессе, Г. Игра в бисер [Текст] Г. Гессе. М., 1
51. Гиренок, Ф.И. Русские космисты [Текст] Ф.И. Гиренюк. М., 1
52. Глобализация и судьба цивилизации [Текст]. М., 2
53. Глушков, В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования [Текст] В.М. Глушков Вопросы философии. -М., 1963.-№10. 60. 61. Го, Юй. Речи царств [Текст] Юй Го. М., 1
54. Гореликов, Л.А. Принцип системности в основаниях научной картины мира [Текст] /Л.А.Гореликов.-КривойРог, 1989.
55. Горелов, И.Н. Разговор с компьютером: психолингвистический аспект проблемы [Текст] /И.П.Горелов.-М., 1987.
56. Горин, Ю.В. Естествознание от И.Ньютона до И.Пригожина [Текст] Ю.В. Горин, Б.Л.Свистунов, М.Б.Семенов. Пенза, 2001.
57. Гребеньков, Г.В. О мировоззренческой природе ценностного аспекта философии [Текст] Г.В. Гребеньков. Донецк, 1991.
58. Григорьева, Т.П. Японская литература XX века [Текст] Т.П.Григорьева. М., 1983.
59. Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция [Текст] Т.П.Григорьева. М., 1979.
60. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию [Текст] В.Гумбольдт.-М., 1957.
61. Гуревич, П.С. Философская антропология [Текст] П.С.Гуревич. М., 1997.
62. Гуссерль, Э. Введение
63. Данилов, Н.А. Место и роль ценностных ориентации в системе мировоззрения [Текст] Н.А. Данилов дисс. канд. филос. наук. М., 1990. 72. 73.
64. Декарт, Р. Избранные произведения [Текст] Р. Декарт. М., 1
65. Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] Ж. Деррида. М., 2
66. Диалектика природы и естествознания Материалестическая диалектика в пяти томах. М., 1983. Т.З.
67. Дилигенский, Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? [Текст] Г.Г. Дилигенский Вопросы философии. М., 1991. 3.
68. Дилигенский, Г.Г. Социально-политическая психология [Текст] Г.Г. Дилигенский. М., 1996. 77.
69. Древнекитайская философия [Текст]. М., 1972. Т.
70. Дышлевый, П.С. Естественно-научная картина мира как форма синтеза знания [Текст] П.С. Дышлевый Синтез современного научного знания. -М., 1973.
71. Дышлевый, П.С. Материалистическая философия и развитие естествознания [Текст] П.С. Дышлевый. Киев, 1977.
72. Дышлевый, П.С. Научная картина мира и мир культуры [Текст] П.С.Дышлевый, Л.В.Яценко Научная картина мира: логикогносеологический аспект. Киев, 1983.
73. Егоров, B.C. Философия открытого мира [Текст] B.C. Егоров. Свердловск, 1984.
74. Едильбаева, философией, Ж. О соотношении картиной научного мировоззрения [Текст] с научной мира, идеологией Ж.Едильбаева. Алма-Ата, 1985.
75. Ельмелев, Л. Пролегомены в теории языка [Текст] Л. Ельмелев Новое в лингвистике. М., 1960. Вын.1. 171
76. Еляков, А.Д. Феномен информационного общества А.Д.Еляков. Самара, 2002.
77. Ерохин, A.M. Социально-антропологические иараметры философской картины мира [Текст] А.М.Ерохин Философия культуры, науки и языка. Ставрополь, 2003.
78. Жданов, Г.Б. Информация и сознание [Текст] Г.Б.Жданов Вопросы философии. 2003. 11.
79. Жуков, Н.И. Философский анализ проблемы информации [Текст] Н.И.Жуков.-М., 1973.
80. Зеленков, А.И. Динамика биосферы и социокультурные традиции [Текст] А.И. Зеленков, П.А. Водопьянов. М., 1987.
81. Золотов, Е. Информация и человек [Текст] Е.Золотов Компьютерра. -M.,2000.-X2l2.
82. Зонов, В.Г. Знания и убеждения в структуре мировоззрения личности [Текст] В.Г. Зонов Природа мировоззрения и практические аспекты его формирования. Томск, 1990.
83. Иванов, В.В. Очерки по истории семиотики в СССР [Текст] В.В.Иванов.-М., 1976.
84. Иванов, В.В., Топоров В.И. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (древний период) [Текст] В.В. Иванов, В.Н.Топоров.-М., 1995.
85. Игнатов, А.И. Мировидение, картина мира и мировоззрение [Текст] А.И. Игнатов.-М., 1971.
86. Информациологические проблемы человечества в XXI веке [Текст]. М., 2000.
87. Информационная цивилизация: пространство, [Текст]. Саратов, 2000. культура, человек [Текст] 172
88. Кант, И. Сочинения в 6Т. [Текст] И. Кант. М., 1966. Т
89. Капра, Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей [Текст] Ф.Капра Один мир для всех. М., 1990.
90. Кара-Мурза, СТ. Наука и кризис цивилизации [Текст] Г. КараМурза Вопросы философии. М., 1990. №9.
91. Карнап, Р. Значение и необходимость [Текст] Р.Карнап. М., 1959.
92. Касьян, А.А. Математическое знание как мировоззренческое явление [Текст] А.А. Касьян дисс. д-ра филос. наук. М., 1991.
93. Кащук, А.С. Фрагменты новой картины мира [Текст] А.С.Кащук. Воронеж, 1999.
94. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу [Текст] Ф.Х. Кессиди. М., 1972.
95. Классики физической науки [Текст]. М., 1972.
96. Клике, Ф. Пробуждающееся мышление: история развития человеческого интеллекта [Текст] Ф. Клике. Киев, 1995.
97. Коган, Л.А. Философия Н.Ф. Федорова [Текст] Л.А. Коган Вопросы философии. 1990. JSfcl 1.
98. Койре, А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной [Текст] А.Койре.-М.,2001.
99. Колмогоров, А.П. Три подхода к определению понятия количества информации [Текст] А.Н.Колмогоров Проблемы передачи информации. 1965. Вып. 1. Т. 1.
100. Кондильяк. Собрание трудов [Текст] Кондильяк. М., 1983. Т.З.
101. Корогодин, В.И. Информация и феномен В.И.Корогодин. Пуш,ино, 1996.
102. Корогодин, В.И. Информация как основа жизни и целенаправленные действия [Текст] В.И.Корогодин, В.Л.Корогодина. М., 2002. жизни [Текст] 173
103. Косарева, Л.М. Предмет науки [Текст] Л.М. Косарева. М., 1997.
104. Костенич, В.А. Научная картина мира как компонент оснований науки [Текст] В.А. Костенич дисс. канд. филос. наук. Минск, 1985.
105. Котенев, А.А. Миросознание [Текст] А.А.Котенев, А.Е.Лукьянов. М., 2002.
106. Кузнецова, Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании [Текст] Л.Ф.Кузнецова. Минск, 1984.
107. Кузнецова, Л.Ф. Научная картина мира [Текст] Л.Ф.Кузнецова дис.докт.филос.наук. Минск, 1993.
108. Кузнецова, Н.И. Наука в ее истории [Текст] Н.И. Кузнецова. М., 1982.
109. Кун, Т. Структура научных революций [Текст] Т. Кун. М., 1977.
110. Курдюмов, СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем [Текст] С П Курдюмов. М.,1990.
111. Кухтина, Л.Ф. Проблема определения научной картины мира как общенаучного понятия [Текст] Л.Ф. Кухтина. М., 1989.
112. Ларьков, А.П. Генезис и социальная природа эстетических переживаний [Текст] А.П. Ларьков. Тернополь, 1990.
113. Ласло, Э. Новое понимание эволюции. Вступление в глобальную эру [Текст] Э. Ласло Один мир для всех. М., 1990.
114. Леви-Строс, К. Структурная антропология [Текст] К. Леви-Строс. М., 1995.
115. Лейбниц, Г. В. Соч. в 4-х томах [Текст] Г.В. Лейбниц. М., 1984. Т.З.
116. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений [Текст] В.И.Ленин. М., 1956.-Т.4. 174
117. Лехциер, В.Л. Знаки и социальность: Ж. Делез о знаках [Текст] В.Конев, В. Лехциер Знак: игра и сущность. Самара, 2002.
118. Лехциер, В.Л. Философия искусства Ж. Делеза [Текст] В. Конев, В.Лехциер Знак: игра и сущность. Самара, 2002.
119. Лисичкин, В.А. Закат цивилизации или движение к ноосфере [Текст] В.А.Лисичкин, Л.А. Шелепин, Б.В. Боев. М., 1997.
120. Логико-семантический анализ структур знания: основание и применение [Текст] сб. науч. труд. АН СССР. Новосибирск, 1989.
121. Локк, Дж. Избранные философские произведения [Текст] Дж. Локк, М., 1960.-Т.1.
122. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию [Текст] А.Ф.Лосев.-М., 1982.
123. Лотман, Ю.М. Динамическая модель семиотической системы [Текст] Ю.М. Лотман Семиотика культуры. Тарту, 1998. Т. 10. Вып. 463.
124. Лотман, Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры [Текст] Ю.М. Лотман Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 308.
125. Лотман, Ю.М., Роль дуальных моделей в динамике русской культуры [Текст] Ю.М. Лотман, Б. Успенский. Тарту, 1991. Т. 23.
126. Максапетян, А.Г. Языки описания и модели мира (постановка вопроса) [Текст] А.Г.Максапетян Вопросы философии. М., 2003. 2.
127. Макушинский, А. Современный «образ мира»: действительность [Текст] А. Макушинский Вопросы философии. М., 2002. JV? 6.
128. Мейси, Д. Единая экология [Текст] Д. Мейси Один мир для всех. М., 1990. 175
129. Михайловский, В.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира и мировоззрения [Текст] В.Н. Михайловский, Г.Н. Хон. -Л., 1989.
130. Михайловский, В.Н. Мировоззрение и современная научная картина мира [Текст] В.Н. Михайловский, Ю.И. Светов. Л., 1986.
131. Можейко, М.А. Социокультурные основания генезиса первых натурфилософских картин мира: (на материале античной философии) [Текст] М.А. Можейко дисс. канд. фил ос. наук. Минск, 1983.
132. Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество Н.Н.Моисеев. -М.,2001.
133. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков [Текст] Ч.У. Моррис Семиотика. М., 1983.
134. Налимов, В.В. Спонтанность сознания [Текст] /ВВ. Налимов. М., 1989.
135. Ниддам, Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе [Текст] Дж. Ниддам Наука о науке. М., 1966.
136. Нидцам, Дж. Предвестники современной науки [Текст] Дж. Ниддам Курьер Юнеско. -М., 1988. №11.
137. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии [Текст] И.Ньютон.-М., 1989. 151. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики [Текст] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1.
138. Нацюков, В. Сценарий рождения материи: беседа с физиком [Текст] Г.Шиповым [Текст] В. Нацюков Знание сила. 1995. №7.
139. Ненроуз, Р. Тени ума. В поисках потерянной науки о сознании [Текст] Р. Ненроуз. Оксфорд, 1994. 176
140. Пирс, Ч.С. Избранные философские нроизведения [Текст] Ч.С. Пирс. М., 2000.
141. Планк, М. Единство физической картины мира [Текст] М.Планк. М., 1966.
142. Платон. Соч. в 3-х томах [Текст] Платон. М., 1963. Т.1.
143. Платонов, Г.В. Картина мира, мировоззрение, идеология [Текст] Г.В.Платонов.-М., 1972.
144. Поддубный, Н.В. Паука как самоорганизующаяся система знаний [Текст] П.В. Поддубный. Белгород, 2002.
145. Поддубный, Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем [Текст] /П.В. Поддубный. Белгород, 1999.
146. Полонников, Р.И. Феномен информации и информационного взаимодействия [Текст] Р.И.Полонников. СПб., 2001.
147. Пономарев, Б.П. Сознание как основа единства мира [Текст] Б.П.Пономарев Сознание и физическая реальность. М., 2001. Т.6. -№6.
148. Поппер, К. Логика и рост научного знания [Текст] К.Понпер. М., 1983.
149. Пригожий, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой [Текст] И. Пригожий, И. Стенгерс. М., 1986.
150. Пустовойтов, В.И. Логико-гносеологический анализ картины мира как формы систематизации естественно научного знания [Текст] В.И.Пустовойтов дисс. канд. филос. наук. Киев, 1981.
151. Раевский, Д.С. Модель мира скифской культуры [Текст] Д.С.Раевский.-М., 1995.
152. Разумовский, О.С. Бихевиоральные системы [Текст] О.С.Разумовский. Новосибирск, 1993. 177
153. Рахманова, И.В. Мировоззренческие установки личности [Текст] И.В.Рахманова. Барнаул, 1991.
154. Резников, Л.О. Гносеологические Л.О.Резников. Л., 1964.
156. Труды по буддизму [Текст] 0.
158. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян [Текст] Б.А. Рыбаков. М., 1994. 173. С древнейших времен до начала нового времени [Текст] История математики. В 3-х томах. М., 1970. Т.1.
159. Сандлер, Дж. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса [Текст] Дж. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер. Воронеж, 1993.
160. Семенюк, Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества [Текст] Э.П. Семенюк НТИ. 1997.- сер. 1. №1.
161. Серебренников, Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка [Текст] Б.А. Серебренников. М., 1993.
162. Синянский, Д.А. картина мира и кризис современной цивилизации [Текст] Д.А.Синянский дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
163. Сифоров, В.И. Методологические вопросы науки об информации [Текст] В.И. Сифоров //Вопросы философии. М., 1974. 7.
164. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию [Текст] Ф. де Соссюр. М., 1977.
165. Спиридонова, Е.П. Феномен смысла в формировании картины мира [Текст] Е.П.Спиридонова дис. канд. филос. наук. Саратов, 2002.
166. Степин, B.C. Паучная картина мира в культуре техногенной вопросы семиотики [Текст] цивилизации [Текст] B.C. Степин, Л.Ф. Кузнецова. М., 1994. 178
167. Степин, B.C. Философская антропология и философия науки [Текст] B.C. Степин. М., 1992.
168. Уайт, Л. Исторические корни нашего экологического кризиса [Текст] Л. Уайт Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
169. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии [Текст] А.Н. Уайтхед.-М., 199О.Т.1.,Т.З.
170. Умов, Н.А. Собр. соч. [Текст] Н.А. Умов. М., 1916. Т.З.
171. Урсул, А.Д. Информатизация общества. Введение
172. Федоров, Н.Ф. Соч. [Текст] Н.Ф. Федоров. М., 1982.
173. Фейгенберг, И.М. Информационная модель будущего как программа развития [Текст] И.М.Фейгенберг, П.Е.Ровинский Вопросы в социальную философии. М., 2003. J f 5. So
174. Фейерабенд, П.К. Избранные труды по методологии науки [Текст] П.К. Фейерабенд. М., 1986.
175. Физический энциклопедический словарь [Текст].-М., 1984.
176. Филолай. О природе [Текст] Филолай. М., 1988.
177. Философия возрождения и Иового времени [Текст] Антология мировой философии в 4-х томах. М., 1969. Т. 1. 4.2.
178. Философия древности и средневековья [Текст] Антология мировой философии в 4-х томах. М., 1969. Т. 1. Ч. 1.
179. Философский энциклопедический словарь [Текст]. М., 1983.
180. Философский энциклопедический словарь [Текст]. М., 2003.
182. Флоренский, П.А. Symbolarium (Словарь символов) [Текст] Флоренский Соч. в 4-х томах. М., 1996. Т.2. 179 П.А.
183. Фрезер, Дж. Фольклор в Ветхом завете [Текст] Дж. Фрезер. М., 1990.
184. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность [Текст] Ю. Хабермас-М., 1992.
185. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне [Текст] Ю. Хабермас. -М.,2003.
186. Хакен, Г. Информация и саморганизация. Макроскопический подход к сложным системам [Текст] /Г. Хакен. -М., 1991.
187. Хакен, Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах [Текст] Г. Хакен. М., 1985.
188. Харкевич, А.А. О ценности информации [Текст] А.А. Харкевич Проблемы кибернетики. М., I960. Вып.4.
189. Холодный, Н.Г. Избр. труды [Текст] Н.Г. Холодный. Киев, 1982.
190. Хоц, А.Ю. Инфромационная революция и этнические аспекты культуры современного общества [Текст] А.Ю.Хоц дис. канд. фил ос. наук. Ставрополь, 2001.
191. Циолковский, К.Э. Грезы о земле и небе [Текст] К.Э. Циолковский. Тула, 1986.
192. Циолковский, К.Э. Космическая философия [Текст] К.Э. Циолковский. М., 2001.
193. Чанышев, А.Н. Начало философии [Текст] А.Н. Чанышев. -М., 1982.
194. Чижевский, А.Л. Земное эхо солнечных бурь [Текст] А.Л. Чижевский. -М., 1976.
195. Чухина, Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии [Текст] Л. А. Чухина. -Рига, 1991.
196. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] А. Швейцер. М., 1992. 180
197. Швырев, B.C. Научное познание как деятельность [Текст] В.С.Швырев.-М., 1994.
198. Швырев, B.C. Рациональность как ценность культуры В.С.Швырев Вопросы философии. -1992. №6.
199. Шеннон, К. Работа по теории информации и кибернетике [Текст] К.Шеннон.-М., 1963.
200. Шипов, Г.И. Теория физического вакуума [Текст] Г.И.Шипов. М., 1993.
201. Шипунов, Ф.Я. Биосферная этика [Текст] Ф.Я. Шипунов Экологическая альтернатива. М., 1990.
202. Шрейдер, Ю.А. К определению семантической информации [Текст] Ю.А. Шрейдер Научно-техническая информация. М 1963. №10.
203. Эйнштейн, А. Влияние Максвелла на развитие представлений о физической реальности [Текст] А. Эйнштейн Собрание научных трудов. М., 1965-1966. Т.2., Т.4.
204. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов в 4 Т. [Текст] А. Эйнштейн. М., 1967.-Т.4.
205. Юзвишин, И.И. Основы информациологии [Текст] И.И. Юзвишин. М.,2001.
206. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного [Текст] К.Г.Юнг//Архетип и символ. М., 1991.
207. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному [Текст] К.Г. Юнг Архетип и символ.-М., 1991
208. Янков, М. Материя и информация [Текст] М.Янков. М., 1979.
209. Ярцев, В.В. Свойство человека объединять энергией и информацией клетки своего физического тела [Текст] В.В. Ярцев Сознание и физическая реальность. 1998. Т.З. J2 4. [Текст]
210. Camap, R. Tech. Rep. Lab. Electr. [Текст] R. Camap, Y. Bar-Hillel Mass.lnst.Technol., 1952. -"No 247.
211. Conche, M. La morte et la pensee [Текст] M. Conche. Villers sur Mer, 1973.
212. Derrida, J. La carte postale (de Socrate a Freude et au-dela) [Текст] J. Derrida.-Paris, 1980.
213. Dictionnaire etymologique [Текст].- Paris, 1964.
214. Dumezil, G. Le probleme des centaures. Etude de mythologie comparee indo-europeenne [Текст] G. Dumezil. Paris, 1952.
215. Eco, U. Function and sign: semiotics of architecture [Текст] U. Eco The city and the sign: An introd. to urban semiotics. N.Y., 1986.
216. Gemet, L. Droit et societe dans la Grece Ancienne [Текст] L. Gemet. Paris, 1955.
217. Laszlo, Б. Introduction to system Philosophy |Текст] "E. Laszlo, Oxford, 1972.
218. Petit Larousse [Текст].- Paris, 1966.
219. Prigogine, L La nouvelle alliance: Mёtamoфhose de la science [Текст] LPrigogine,
221. Ribot, Th. Levolution des idees generales [Текст] Th. Ribot. Paris, 1988.
222. Ribot, Th. La logique des sentiments [Текст] Th. Ribot. Paris., 1920.
223. Serrus, Ch. La langue, le sens, la pensee [Текст] Ch. Serrus. -Paris, 1941.
224. Spaier, A. La pensee concrete. Essai sur le symbolisme intellectuel [Текст] A. Spaier.-Paris, 1988.
225. Vemant, J. P Lindividu, la morte, Iamour. Soi-meme et lautre en Grece Ancienne {Текст] J. -P. Vemant. -Paris, 1989. 182
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.