«Человек экономический» в постсекулярной культуре: трансформация религиозной жизни тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Щетинина Елизавета Витальевна

  • Щетинина Елизавета Витальевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 151
Щетинина Елизавета Витальевна. «Человек экономический» в постсекулярной культуре: трансформация религиозной жизни: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры». 2018. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Щетинина Елизавета Витальевна

Введение

Глава 1. Экономический подход в философско-антропологическом осмыслении религиозной жизни человека: методологический и теоретический аспекты

1.1. Многообразие концепций «человека экономического» в рамках экономико-антропологического и антропо-экономического подходов в истории философии и науки

1.2. Теоретические основы концепции религиозной жизни «человека экономического» в постсекулярной культуре

Глава 2. Трансформация содержания и способов организации религиозной жизни «человека экономического» в постсекулярной культуре

2.1. «Человек экономический» на рынке новых религиозных движений: новые формы религиозной идентичности

2.2. Трансформация религиозной традиции: от «традиционного человека» к «человеку экономическому»

Заключение

Список использованной литературы

131

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему ««Человек экономический» в постсекулярной культуре: трансформация религиозной жизни»

Введение

Актуальность. Религиозная ситуация современности характеризуется рядом трансформаций, определяющих переход от секулярной к постсекулярной культуре. Одной из актуальных проблем в условиях данных трансформаций становится определение позиции и роли человека в современном социокультурном пространстве, где рынок пронизывает все сферы жизни человека, создавая новые основания его идентичности.

По модели рыночных отношений осуществляется, в том числе религиозная жизнь человека, претерпевающая в условиях постсекулярной культуры серьезные изменения: в силу особенностей социокультурного опосредования отношения человека с Абсолютом (Богом) приобретают вполне конкретные характеристики, заданные рыночной культурой. Превалирование экономических факторов в общественной и индивидуальной жизни людей приводит к формированию нового культурно-исторического типа человека1 и способов его существования - «человека экономического», религиозная жизнь которого организуется по меркам, свойственным экономическим феноменам. «Человек экономический» в постсекулярной культуре не утрачивает религиозность, но обретает новые формы религиозной идентичности2 такие как «производитель религии», «продавец религии», «покупатель религии».

Методологический выбор в пользу экономического подхода в философской антропологии обусловлен условиями существования человека, чья жизнь в различных ее проявлениях, пронизывается рыночными отношениями и приобретает экономические характеристики. Развитие экономического подхода в философской антропологии и применение его, в

1 В данном исследовании под культурно-историческим типом человека понимается преобладающий в обществе и культуре тип человека как социокультурного существа, усваивающего и транслирующего важнейшие особенности культуры своего общества и эпохи.

2 Мы различаем понятия «идентичность» и «форма идентичности». Разумеется, кроме исключительных случаев никто не идентифицирует себя как «продавец религии» или «покупатель религии».

частности, к анализу современной религиозной ситуации позволяет раскрыть новые горизонты в исследованиях как религиозной жизни самого человека, так и религиозного пространства современной культуры, ее развития и перспектив. Планомерная системная разработка концептуальных основ философско-антропологического исследования религиозной жизни человека в современной постсекулярной культуре является насущной задачей как с теоретической, так и с практической точек зрения.

В теоретическом плане возможность решения данной задачи в значительной степени связанно с обоснованием методологического базиса для исследования религиозной жизни человека как в собственно философских исследованиях, так и в конкретно-научных вариантах разработки данной тематики в связи со специфическими условиями современной социокультурной ситуации (психология религии, социология религии, история религии, междисциплинарные исследования и др.).

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема религиозной жизни человека имеет длительную историю становления и развития. Ее исследованию посвящено немало работ как западных, так и отечественных мыслителей и ученых.

Исторически первые попытки осмысления феномена религиозной жизни человека были непосредственно связаны с мифологическим и религиозным мировоззрением и относятся к античному периоду. Мифологическое и художественное толкование различных аспектов религиозной жизни человека были представлены у Гомера и Гесиода. Впоследствии античные авторы касались вопросов антропо- и социоморфизма в религии (Эвгемер, Ксенофан), бессмертия (пифагорейцы) и очищения души (Сократ), социальной функции религии (Платон), а также давали интерпретации религиозным феноменам в рамках космологических построений (Платон, Аристотель и др.). Уже на данном этапе осмысления различных составляющих и феноменов религиозной жизни человека (таких

как душа, религиозное сознание, религиозная практика и др.) были представлены их критические интерпретации (Демокрит, софисты).

В средние века осмысление религиозной жизни человека в силу господствующего теоцентризма занимает приоритетное место в трудах мыслителей, вместе с тем в большинстве случаев данные рассуждения проводятся в достаточно узких рамках религиозных догматов и следуют определенным канонам. Для средневековой философии характерно обсуждение религиозно-антропологической проблематики в русле дискуссии о христологической природе, предопределении, искуплении и загробной жизни, греховной природе человека. Среди ключевых мыслителей данной эпохи - Ориген, Августин, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др. Впоследствии ряд выработанных ими положений будет отвергнут в трудах мыслителей Реформации, предложивших альтернативные идеи, касающиеся вопросов предопределения, свободы воли и благодати (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли и др.). Теологические искания средних веков и периода Реформации будут продолжены и в теологической литературе ХХ века (К. Барт, Д. Бонхёффер, Э. А. Жильсон, Ж. Маритен, П. Тиллих).

Эпоха Возрождения с ее антропоцентризмом и гуманизмом привносит критический взгляд на религию, прежде всего, в ее институциональной церковной форме (Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др.). Вместе с тем, мыслители данной эпохи активно поднимают вопрос о социальной роли религии (Н. Макиавелли, Т. Мор, П. Помпонацци).

В Новое время продолжаются тенденции осмысления религии в критическом аспекте (Т. Гоббс, П. Бейль, Дж. Локк, Б. Спиноза, Д. Юм и др.), где к аргументам социального характера добавляются и аргументы исторического, гносеологического и философско-антропологического толка. Религиозная жизнь человека критикуется с позиции верховенства разума и науки, несоответствия физических законов реального мира богословским представлениям, независимости нравственности человека от его

религиозности. Данная критическая традиция еще более была развита в эпоху Просвещения, прежде всего, в трудах французских философов-материалистов (Ж. Мелье, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, П. Гольбах и др.).

Немецкая классическая философия осуществила осмысление религиозных феноменов в гносеологическом, этическом и онтологическом аспектах. Вместе с тем, своеобразная «теологизация философии» у Г.В.Ф. Гегеля привела к резко критической реакции в трудах Л. Фейрбаха, который впервые попытался раскрыть сущность религии с собственно философско-антропологических позиций в рамках концепции отчуждения. Его критический настрой был продолжен в марксистской философии, в которой религия была представлена в качестве идеологии «par excellence», то есть искаженного отражения реальности, являющегося продуктом и проявлением классового противостояния («религия есть опиум народа»).

В дальнейшем развитии философии проблемы религиозной жизни человека рассматривались в большинстве значимых философских направлений. В феноменологии религии особое внимание уделяется мировоззренческой составляющей. Важнейшие работы в данном направлении созданы Э. Гуссерлем, М. Шелером, Р. Отто, и Т. Лукманом. Психологические и социально-психологические основания религии рассматривались в рамках психоаналитической школы (З. Фрейд, К-Г. Юнг и др). Религиозный опыт как часть повседневного опыта человека, анализировался в трудах представителей прагматизма (Ч-С. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи).

В рамках структурно-функционального подхода религия рассматривается с точки зрения реакций человека на окружающую социальную и материальную реальность. Здесь можно отметить работы А.Р. Рэдклиффа-Брауна, Э. Эванс-Притчарда, В. Тернера. Социальные аспекты ритуала и других элементов религиозного бытия рассматривали в своих трудах представители позитивизма (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

Особую роль религиозная проблематика сыграла в развитии экзистенциализма, разделившегося на «атеистический» (А. Камю, Ж. П. Сартр) и «религиозный» (К. Ясперс, Г. Марсель). Деятельностные аспекты религиозного бытия человека достаточно подробно анализировались в классических работах Дж. Фрезера и Э. Тайлора. Постмодернистская философия не уделяет проблемам религии существенного значения, в целом продолжая традиции критического мышления в осмыслении данной проблематики.

В истории отечественной мысли различные аспекты религиозной жизни обретают статус самостоятельного предмета исследования во второй половине XIX века в рамках теологической и религиозно-философской традиции, также ряд работ создаются в традициях западноевропейской философии на основе идей немецкой классической философии, позитивизма и марксизма.

В трудах К. Н. Леонтьева была осуществлена попытка создания учения о богоподобии и трансцендентном эгоизме. Оригинальная концепция философии всеединства развернута в работах В. С. Соловьева. Проблемы хилиазма и становления нового религиозного сознания были исследованы в работах Н. А. Бердяева. Кроме того, разрабатывались концепции софиологии (С. Н. Булгаков), симфонической личности (Л. П. Карсавин), философии общего дела (Н. Ф. Федоров) и др.

С установлением советской власти, в результате постепенной идеологизации философии и науки, единственным становится марксистский подход, отличавшийся изначально критической позицией по отношению к религии как форме ложного сознания. Вследствие этого происходит сужение поля философского исследования религии, а большинство работ несут пропагандистское содержание и не имеют философской ценности. Отметим ограниченный круг авторов, исследовавших проблемы религии в разных аспектах: Б. Ф. Борунков, А. П. Забияко, Н. С. Капустин, Е. А. Торчинов и др. Несмотря на преобладающие атеистические позиции советских

исследователей религиозной жизни человека, в данный период было немало сделано в плане общего анализа религиозных концепций, различных аспектов религиозных учений, исторических этапов развития религии и др.

Постепенный демонтаж марксисткой идеологии в философских исследованиях позволил отечественным авторам начать расширенное изучение различных аспектов религиозной жизни человека (вопросы форм и типологии религиозного сознания, современной религиозности, важности социальной функции религии и др.) в трудах Л.С. Васильева, В. И. Гараджи, Е. В. Ивановой, С. Э. Крапивенского, В. В. Кудрявцева, В. С. Кулика, Ю. А. Левады, Б. А. Лобовика, М. П. Мчедлова, К. И. Никонова, Ю. С. Пивоварова, А. А. Радугина, А. Д. Сухова и др.

В современной отечественной философии религиозная жизнь человека исследуется с позиций онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии в трудах таких авторов как Г. Н. Ахунова, A. M. Буттаева, В. И. Воловик, А. А. Ворошилова, В. Е. Воропаева, Ю. В. Гаврилова, М. Б. Дандарон, М. Н. Ефименко, М. А. Журинская, Ю. М. Зёнько, П. И. Косуха, В. Л. Курабцев, М. В. Ладыженский, С. С. Логиновского, Р. А. Лопаткин, А. Ф. Лосев, В. Я. Нагевичене, A. A. Накорчевский, Е. Н. Осиновец, В. В. Павлюк, А. В. Тимаков и др.

Важными для исследования современной религиозной жизни и формированием новой религиозности являются работы, посвященные осмыслению феномена нетрадиционных религиозных движений Л.С. Астаховой, В. Г. Балагушкина, И. Р. Григулевича, П. С. Гуревича, Л. Н. Митрохина, Д. М. Угриновича, Д. Е. Фурмана, К. Б. Привалова, И. Я. Яблокова и др.

Отметим, что в западной литературе проблема религиозной жизни человека в условиях появления и развития новых религиозных движений исследуется более активно, чем в отечественной; соответственно, наличествует и большее разнообразие в осмыслении различных аспектов данной тематики. Как особый этап эволюции религии, связанный с

возрождением мистицизма, новые религиозные движения исследуются в работах Х. Кокса, Т. Роззака, М. Килченстайн и др. В контексте становления постиндустриального общества проблему новых религиозных движений рассматривают такие авторы как Д. Белл, Э. Тоффлер и др. В контексте противоречий современного общества новые религиозные движения рассмотрены в трудах А. Баркер, П. Тиллиха, Г. Адлера, Э. Бенца и др.

Новые религиозные движения как религиозные образования, возникшие в результате влияния на традиционные религии восточных религиозно-философских систем, рассматривали такие ученые как Ф. Данер, Р. Энрот и др.

Анализу конкретных направлений новых религиозных движений были посвящены работы Ф. Зонтага, Т. Мертона, П. Каррингтона, Р. Уоллиса и др.

Социологические и религиоведческие аспекты данного феномена представлены в трудах Р. Беллы, Д. Бромли, Р. Лифтона, Б. Уилсона, Р. Эллвуда и др.

Концепция постсекуляризма, фиксирующая новый этап развития общества и культуры, связанный со своеобразным «возращением» религии и провалом модернистского проекта «секуляризации», является одной из наиболее быстро развивающихся и дискуссионных разработок последних десятилетий. Некоторые исследователи (в частности, В. Н. Фурс) рассматривают постсекуляризм как «третий этап постмодернизма» (первый этап - «классический» постмодернизм (Ж. Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра и др.), второй этап - концепция постколониализма (Э. Саид, Г. Спивак и др). Начало развития концепции постсекуляризма принято относить к речи Ю. Хабермаса «Вера и знание», произнесенной в октябре 2001 года, нескольким вышедшим позже его статьям и ряду ответных статей И. Ратцингера .

3 Впоследствии заочная дискуссия между Ю. Хабермассом и Й. Ратцингером была отдельно издана -Habermas, J. The Dialectics of Secularization / J. Habermas, J. Ratzinger. - San Francisco: Ignatius Press, 2007.

На сегодняшний день тема постсекулярной культуры активно дискутируется в работах таких авторов, как С. Дюринг, Х. Казанова, Г. Макленон, М. Ратти, Ч. Тейлор и др. Среди отечественных авторов - Е. И. Гришаева, А. И. Кырлежов, Т. П. Минченко, Г. Л. Тульчинский, Д. А. Узланер, О. М. Фархитдинова, С. С. Хоружий и др.

Методологии изучения специфики новых форм религиозности посвящены труды У. Байнбриджа, Ч. Глока, Р. Старка и др.

В отечественной науке еще в советский период сложилась исследовательская традиция, затрагивающая вопросы и темы, связанные с новой религиозностью. К числу авторов, занимавшихся данной проблематикой, можно отнести И. Я. Яблокова, Д. М. Угриновича, В. П. Москальца, К. Б. Привалова, Л. Н. Митрохина, Д. Е. Фурмана, Н. С. Гордиенко, Н. А. Трофимчука, М. П. Мчедлова.

Отдельные работы таких зарубежных авторов, как А. Баркер, Р. Белла, Д. Ричардсона и др. посвящены исследованию новых религиозных движений как субъекта рыночных отношений.

Формирование современного религиозного рынка непосредственно сопряжено с особым культурно-историческим типом человека - «человек экономический». На сегодняшний день в науке и философии сложились две традиции использования модели «человека экономического». Первая традиция своими корнями уходит в экономическую теорию. Для этой традиции характерно понимание «человека экономического» в качестве определенного «идеального типа», отражающего абстрактную экономическую модель человека в экономике. Вторая традиция связана с философско-антропологическими учениями. В данной традиции модель «человека экономического» используется для анализа всего многообразия феноменов человеческого бытия, основываясь на предположении о том, что экономика является базисной сферой человеческого существования, а экономическая модель поведения является универсальной моделью человеческого существования вообще.

Отметим, что первый серьезный прорыв в экономической антропологии совершил А. Смит, предложив рассматривать человека вне его моральных, социальных, этических установок. «Человек экономический» А. Смита обладает такими чертами как стремление к полной максимизации выгоды, здоровый эгоизм и легкая приспосабливаемость к рыночным условиям. Дж. Миль в работе «Теория политической экономии» усложнил концепцию А. Смита, подчеркивая, что действия человека намного сложнее, чем стремление к богатству.

Особенностью «экономического человека» по И. Бентаму, становится стремление к гедонизму и счетному рационализму. Человек просчитывает свой жизненный путь и стремится максимизировать удовольствие и ограничить страдание. Впоследствии данный взгляд вылился в маржиналистское экономическое течение, где хозяйствующего субъекта рассматривают как потребителя.

Развитие концепции «экономического человека» продолжилось и в неоклассической теории экономики. Так, например, А. Маршалл наделил модель «экономического человека» свойствами реального агента производства, тем самым, отойдя от теории абстрактного «экономического человека».

Идеи Маршалла дали основания для универсализации экономического подхода и применения его к исследованию экономической сферы, где имеются ограниченные ресурсы. Об этом, в частности, говорил в своих работах Л. Роббинс.

Дальнейшее развитие экономико-антропологического подхода в анализе «человека экономического» связано с углублением данной тенденции и отходом от понимания «человека экономического» как строго рационального существа. Этому посвящены работы Д. Шэкла, Г. Саймона, Р. Хайнера и Р. Зельтена, Ф. Хайека, А. Этциони.

Иную версию в исследовании феномена «человека экономического» предлагает антропо-экономический подход. Некоторые основания антропо-

экономического подхода могут быть обнаружены уже в Античности (например, в поэтических произведениях Гесиода или диалогах Платона). Однако действительное оформление данного подхода начинается с работ Г. В. Ф. Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «человек экономический» рассматривается через призму концепции отчуждения и диалектики раба и господина. Дальнейшее ее развитие продолжается в марксистской концепции «человека экономического» через анализ категории отчуждения. Неомарксизм исследует конкретные аспекты бытия «человека экономического», например, в работах Ю. Хабермаса содержится тезис, утверждающий, что существование «человека экономического» ограничено рамками инструментального действия. Понятие инструментального действия сближается с понятием инструментального разума в «Диалектике просвещения» Т. Адорно и М. Хоркхаймера.

Позитивистская философия (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер) рассматривает «человека экономического» через призму категорий социального порядка и социальной нормы.

В психоаналитической теории (З. Фрейд, В. Райх, Э. Фромм) также немало внимания уделяется анализу существования «человека экономического». Это существование описывается как глубоко конфликтное и противоречивое. Так, согласно Э. Фромму, «человек экономический» отождествляет себя с «мнимым Я», то есть воспринимает себя как средство, а свою жизнь и всю свою деятельность как придаток материально-вещественного бытия.

Завершающим на сегодняшний день этапом развития антропо-экономического подхода к анализу «человека экономического» является постмодернистская концепция (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж-Ф. Лиотар и др.), в которой «человек экономический» оказывается в мире симулякров -означающих, оторванных от означаемого. Подобным симулякром становится как сам «человек экономический» (он теряет все антропологические характеристики, становясь «стендингом» - абстрактным социальным

статусом, а также безликим анонимом внутри молчаливых масс), так и все проявления его существования (религия, политика и пр.).

В отечественной литературе проблема «человека экономического» в большинстве случаев исследуется с позиций экономико-антропологического подхода. Исследователи обращаются к изучению «человека экономического» в аспекте предпринимательской активности (В. В. Викулина), социокультурных особенностей различных регионов и эпох (Т. И. Заславская, Р. И. Капелюшников, В. К. Королев, И. М. Миннегалиев, А. В. Овруцкий, З. Ч. Схаляка, А. А. Шаов), особенностей личности (И. В. Галочкин, Б. В. Марков, В. В. Радаев, В. М. Соколинский, В. А. Семенов). Отдельное направление связано с развитием идей философии хозяйства С. Н. Булгакова (Ю. М. Осипова, Л. А. Тутова, М. Е. Шмелева). В то же время встречается ряд работ в русле антропо-экономического подхода: Г. М. Малашхия, А. А. Юрченко и др. Кроме того, ряд авторов проводит общий сравнительный анализ концепций «человека экономического» в философии и социально-гуманитарных науках: В. С. Автономов, И. А. Левандина и др.

Новые возможности применения экономического подхода к анализу природы человека придала концепция постэкономического общества. В рамках данной концепции обосновывается переход «человека экономического» на новый этап его существования, который связан с «неклассическими» установками в его существовании, а также новыми реалиями социокультурного развития. Термин «постэкономическое» впервые использовался в работах Г. Кана и Д. Белла. Наиболее активно концепцию постэкономического общества развивает В. Л. Иноземцев, а также его последователи - Ю. И. Тарасова, О. А. Ефремова и др.

Важную роль в исследовании проблемы трансформации религиозной жизни «человека экономического» играют работы авторов, использующих экономический подход как основу для анализа современной религиозной культуры. В рамках данного направления религиозные организации рассматриваются как конкурирующие между собой фирмы, предлагающие

религиозный товар потребителям. Основными представителями данного направления являются У. Бейнбридж, Г. Беккер, П. Бергер, Р. Старк, Р. Финке, М. Эйнштейн (M. Einstein), Л. Яннакконе и др.

Социологи религии Р. Старк и Л. Яннокконе рассмотрели проблему выбора религии в рамках базовой теории поведения потребителя, основной постулат которой состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода.

В отечественной науке и философии ряд авторов также развивают схожий подход. С. А. Опалев рассматривает место теории рационального выбора среди современных теоретических подходов к изучению религии, а также влияние религиозного плюрализма и государственного регулирования религий на религиозность. Е. Д. Руткевич анализирует «новую парадигму» С. Уорнера и его последователей, которые изучают экономический подход к анализу религии и употребляет при этом различные наименования: «теория рационального выбора религии», «теория религиозной мобилизации», «теория рыночной религиозной ниши», «теория религиозной экономики», «теория религиозного предложения», «модель религии рационального выбора». Р. О. Сафронов дает краткий ретроспективный обзор формирования и развития теории рационального выбора в социологии религии. Е. А. Степанова, рассматривая различия между религиозной ситуацией в США и в Западной Европе, также обращается к теории рационального выбора. А. В. Филькина в своем обзоре основных интерпретаций религиозных феноменов в социологии религии затрагивает «экономические» концепции религии, подробно останавливаясь на теории религиозного капитала Л. Яннакконе.

Н. М. Розанова рассматривает взаимодействие религиозных организаций и населения (потенциальных и реальных членов организации) как особый рынок, где в зависимости от цели и характеристик экономических агентов - продавца и покупателя религиозных услуг -формируется то или иное равновесие кривых спроса и предложения.

В исследовании взаимоотношений между религиозными организациями экономически ориентированную методологию активно применяет Д. И. Акимов. Согласно ему, религиозный маркетинг - это современный этап прозелитизма церкви, который сменил такие этапы как привлечение потенциальных верующих путем проповедования или насильственного обращения в веру. А. С. Белькина в своих работах рассматривает отношения государства и церкви с точки зрения теории религиозной экономики.

В последние годы в отечественной науке наблюдаются рост количества диссертационных исследований, посвященных проблемам религиозной жизни человека. Постсекулярности как новому этапу развития религиозного пространства посвящены диссертационные исследования таких авторов как Д. А. Узланер, Т. П. Минченко, А. М. Токарева и др.; новым формам религиозного сознания - Е. Г. Балагушкина, Ю. В. Рыжова, А. В. Неронова, Д. А. Мещерякова и др.; постмодернисткой трансформации религии - М. Р. Торбург, Д. М. Манченко, Н. А. Семенюк и др.; взаимодействие религии и политики - Е. Г. Аванесовой, М. Ф. Муртазина и др.; «человека экономического», в том числе, в аспекте духовной и религиозной жизни - И. А. Левандиной, А. В. Багаева, А. А. Шаова и др. Анализ показывает, что большинство из обозначенных работ относятся к культурологии и философии культуры, в то время как философско-антропологические исследования представлены в меньшей степени и поэтому актуальны.

Итогом анализа степени научной разработанности проблемы является вывод об отсутствии на сегодняшний день философских исследований, посвященных осмыслению методологических возможностей экономического подхода применительно к религиозной жизни «человека экономического». Кроме того, анализ литературы показывает сохраняющуюся актуальность философского исследования и недостаточную разработанность проблем трансформации религиозной жизни «человека экономического» в постсекулярной культуре.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Щетинина Елизавета Витальевна, 2018 год

Список использованной литературы

1. Автономов, B. C. Модель человека в экономической науке [Текст] / B. C. Автономов. - СПб. Экономическая школа, 1998. - 230 с.

2. Автономов, B. C. Модель человека в экономической теории и других социальных науках [Текст] / В. С. Автономов // Истоки. - 1998. -Вып. 3. - С. 24-71.

3. Автономов, B. C. Человек в зеркале экономической теории [Текст] / В. С. Автономов. - М.: Экономика, 1999. - 176 с.

4. Астахова Л.С. Религиозная идентичность как факт самоопределения в ситуации новой рациональности афтепостмодерного общества [Текст] / Л. С. Астахова // Религиозная идентичность как важный фактор формирования национального самосознания. - Казань: Казанский университет, 2011. - С.107-136.

5. Адорно, Т. В. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты [Текст] / Т. В. Адорно, М. Хоркхаймер; пер. с нем. - М.: Медиум, 1997. - 310 с.

6. Апухтина, Н. Г. От истоков к основаниям глобально-экологической культуры мышления [Текст] / Н. Г. Апухтина. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2006. - 174 с.

7. Арендт, Х. Vita activa, или О деятельной жизни [Текст] / Х. Арендт; пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

8. Барт, Р. К психосоциологии современного питания [Текст] / Р. Барт // Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Ad Marginem. -2003. - С. 366-377.

9. Батай, Ж. Проклятая доля [Текст] / Ж. Батай; пер. с фр. - М.: Гнозис, 2003. - 208 с.

10. Бауман, З. Индивидуализированное общество [Текст] / З. Бауман; пер. с англ. - М.: Логос, 2005. - 325 с.

11. Бахарева, Т. В. Неявное знание и его использование в фирме / Т. В. Бахарева [Текст] // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - №4 (43). - С.11-17.

12. Беккер, Г. Экономический анализ и человеческое поведение [Текст] / Г. Беккер; пер. с англ. // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. - 1993. - Т. 1. - Вып. 1. - С. 24-40.

13. Белик, А. А. Человек в экономической антропологии [Текст] / А. А. Белик. - М.: Издательство Иполитова, 2013. - 371 с.

14. Бергер П. Религиозный плюрализм в эпоху плюрализма [Электронный ресурс] / П. Бенгер // http://www.day.kiev.ua/137132/ (дата обращения: 10.03.15).

15. Блох, Э. Тюбингенское введение в философию [Текст] / Э. Блох; пер. с нем. Т. Ю. Быстровой, С. Е. Вершинина, Д. И. Криушова. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. - 400 с.

16. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. - М.: Добросвет, 2000. - 204 с.

17. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. - 96 с.

18. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. - М.: Библион, 2003. - 272 с

19. Бодрийяр, Ж. Общество потребления [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. Е. Самарская. - М.: Республика, 2006. - 268 с.

20. Болтански, Л. К социологии критической способности [Текст] / Л. Болтански, Л. Тевено // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. - № 3. - С. 66-83.

21. Бузгалин, А. По ту сторону «царства необходимости» (эскизы к концепции) [Текст] / А. Бузгалин. - М.: Экономическая демократия, 1998. -192 с.

22. Бункина, М. К. Экономический человек [Текст] / М. К. Бункина, А. М. Семенов. - М.: Дело, 2000. - 176 с.

23. Бурдье, П. Поле экономики [Текст] / П. Бурдье; пер. с фр. // Социальное пространство: поля и практики. - М.: Алетейя. - 2005. - С. 129176.

24. Бурдье, П. Практический смысл [Текст] / П. Бурдье; пер. с фр. -М.: Алетейя, 2001. - 562 с.

25. Вайзе, П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук [Текст] / П. Вайзе // Тезис. - 1993. - Т 1. - Вып. 3. - С. 115130.

26. Вальденфельс, Б. Ответ чужому: основные черты респонзивной феноменологии [Текст] / Б.Вальденфельс; пер. с нем. О. Шпарага // Мотив чужого: Сб. пер. с нем. / науч. ред. А.А.Михайлов; отв. ред. Т.В.Щитцова. -Минск: Пропилеи, 1999. - С. 123-140.

27. Ванергейм, Р. Революция повседневной жизни [Текст] / Р. Ванергейм; пер. с фр. Э. Саттарова. - М.: Гилея, 2005. - 288 с.

28. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий [Текст] / М. Вебер; пер. с нем. // Избранное. Образ будущего. - М.: Юрист, 1994. - С. 4377.

29. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер; сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

30. Вебер, М. Развитие капиталистического мировоззрения [Текст] / М. Вебер; пер. с нем. // Вопросы экономики. - 1993. - № 8. - С. 153-159.

31. Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст] / Т. Веблен; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1984. - 368 с.

32. Вейль, С. Тяжесть и благодать [Текст] / С. Вейль; пер. с фр. - М.: Русский путь, 2008. - 263 с.

33. Верховин, В. И. Экономическая социология [Текст] / В. И. Верховин, В. И. Зубков. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 210 с.

34. Верховин, В. И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа [Текст] / В. И. Верховин // Социс. - 1994. - №10. -С. 120 -126.

35. Вершинин, С. Е. Философия надежды Эрнста Блоха: оправдание утопии: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / С. Е. Вершинин; Ин-т философии и права УрО РАН. - Екатеринбург, 2001. - 39 с.

36. Веряскина, В. П. Концепт «образцового человека» [Текст] / В. П. Веряскина // Человек - 2004. - №4. - С.49-63.

37. Викторук, Е. Н. Этика перемен: очерки неклассических теорий морали [Текст] / Е. Н. Викторук. - Красноярск: СибГТУ, 2002. -188 с.

38. Виноградов, А. Д. Современный взгляд на положение религии в рамках концепции постсекулярности [Текст] : к постановке проблемы / А. Д. Виноградов // Вестник РГГУ. - 2014. - № 10 : Серия "Философские науки : Религиоведение". - С. 213-221.

39. Вирно, П. Грамматика множества. К анализу форм современной жизни [Текст] / П. Вирно; пер. с итал.: А. Г. Петрова. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 173 с.

40. Гаджиев, К. С. Мировой экономический кризис: политико-культурное измерение [Текст] / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. - 2010. - №6. - С. 3-20.

41. Гегель, Г.В.Ф. Философия религии [Текст] / Г.В.Ф. Гегель; пер. с нем. - М.: Мысль, 1975. - Т. 1. - 532 с.

42. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа [Текст] / Г. В. Ф. Гегель; пер. с нем. Г. Шпета // Соч. - М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. - Т. 4. - 440 с.

43. Герасимов, С. В. Разум и вера: постсекулярность и после [Текст] / С. В. Герасимов // Философские науки. - 2013. - № 12. - С. 89-100.

44. Гидденс, Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность [Текст] / Э. Гидденс / /Отечественные записки. - 2003. №1. - С. 25-40.

45. Годелье, М. Загадка дара [Текст] / М. Годелье; пер. с фр. - М.: Вост. лит., 2007. - 295 с.

46. Голиков, С. В. Поведение потребителей духовной продукции в современной России: дисс. ... канд. социол. наук. - Уфа: БГУ, 2007. - 213 с.

47. Гончаров, С. З. Ценностная основа духовно-нравственной экономики [Текст] / С. З. Гончаров // Русский экономический вестник. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С. 28-46.

48. Грановская, Р. М. Психология веры [Текст] / Р. М. Грановская. -СПб.: Питер, 2010. - 480 с.

49. Гриценко, B. C. Теория постиндустриального общества в современной зарубежной науке [Текст] / В. С. Гриценко. - Пермь: ПГУ, 2009.

- 356 с.

50. Гришаева, Е. И. От секулярного к постсекулярному: эклектичность религиозного сознания верующих в современной России [Электронный ресурс] / Гришаева Е. И., Фархитдинова О. М., Хазиев Г. П. // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-sekulyarnogo-k-postsekulyarnomu-eklektichnost-religioznogo-soznaniya-veruyuschih-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 18.03.2017).

51. Гришаева, Е. И. Религиозность верующих Екатеринбургской метрополии: от ортодоксии к постсекулярной эклектике [Текст] / Гришаева Е. И., Фархитдинова О. М., Шумкова В. А. // Социологические исследования.

- 2017. - № 8. - С. 106-117.

52. Гройс, Б. Фундаментализм как средний путь между высокой и массовой культурой [Текст] / Гройс Б. // Ступени. 2000. - № 1 (11). - С. 149160.

53. Гу, Ж.-Ж. Деньги: архетип, жетон, сокровище [Текст] / Ж.-Ж. Гу; пер. с фр. // Психоанализ и науки о человеке. - М.: Прогресс, 1995. - С. 52-65.

54. Гуревич, П. С. Философская антропология [Текст] / П. С. Гуревич. - М.: Вестник, 1997. - 443 с.

55. Гуревич, П. С. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации [Текст] / П. С. Гуревич // Общественные науки и современность. - 1995. - № 4. - С. 154-162.

56. Дебор, Г. Общество спектакля [Текст] / Г. Дебор; пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович. - М.: Логос, 2000. - 184 с.

57. Делёз, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения [Текст] / Ж. Делёз; пер. с фр. Д. Кралечкина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 670 с.

58. Делёз, Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения [Текст] / Делёз Ж; пер. с фр. Я. И. Свирского. - М.: Астрель, 2010. - 892 с.

59. Деррида, Ж. Призраки Маркса [Текст] / Ж. Деррида; пер. с франц. Б. Скуратова. - М.: Ьо§ов-аН:ега, 2006. - 256 с.

60. Дорошин, И. А. Социальная альтернатива религиозного поведения в рискогенной реальности [Текст] / И. А. Дорошин // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - №1. - С. 71-75.

61. Жижек, С. Интерпассивность, или Как наслаждаться посредством Другого [Текст] / С. Жижек // Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм. - СПб.: Алетейя, 2005. - С. 6-44.

62. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии [Текст] / С. Жижек; пер. с англ. - М.: Художественный журнал, 1999. - 236 с.

63. Жижек, С. Устройство разрыва. Параллаксное видение / Жижек С. - М.: «Европа», 2008. - 516 с.

64. Жирар, Р. Насилие и священное [Текст] / Р. Жирар; пер. фр. - М.: Новое литературное обозрение, 2000.

65. Загурская, Н. В. Постчеловек: положение человеческого существа в ситуации после постмодерна [Текст] / Н. В. Загурская // Человек постсоветсткого пространства: Сборник материалов конференции. Вып. 3. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - С. 245-250.

66. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. - 223с.

67. Зельтен, Р. Модели ограниченной рациональности: пути достижения интеллектуальной конкурентоспособности [Текст] / Р. Зельтен, Р.М. Харстад // Вопросы экономики. - 2014. - № 5. - С. 5-26.

68. Зибер, Н. И. Очерки первобытной экономической культуры [Текст] / Н. И. Зибер. - М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1937. - 514с.

69. Иванов, А. В., Риски и вызовы постсекулярного общества: концептуальные основания [Текст] / А. В. Иванов, С. А. Данилов, И. А. Дорошин // Фундаментальные исследования. - 2014. - №1-1. - С. 204-211.

70. Иванов, Д. Виртуализация общества [Текст] / Д. Иванов. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 96 с.

71. Ильин, А. Н. Культура, стремящаяся в никуда: критический анализ потребительских тенденций [Текст] / А. Н. Ильин. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - 266 с.

72. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм [Текст] / И. П. Ильин. - М.: АСТ-ЛТД, 1996. - 256 с.

73. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы [Текст] / В. Л. Иноземцев. - М.: Логос, 2000. - 303 с.

74. Каргина, И. Г. Новые религиозности: социологические рефлексии [Текст] / И. Г. Каргина // Вестник МГИМО. 2012. - №2. - С. 186-193.

75. Кастель, Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда [Текст] / Р. Кастель; пер. с фр. - СПб.: Алетейя, 2009. - 574 с.

76. Кейнс, Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное [Текст] / Д. М. Кейнс; пер. с англ. - М.: Эксмо, 2007. - 957 с.

77. Киселев, Г. С. Стать человечеством: сознание Постмодерна [Текст] / Г. С. Киселев. - М.: Гном и Д, 2004. - 176 с.

78. Китов, А. И. Экономическая психология [Текст] / А. И. Китов. -М.: Экономика, 1987. - 303 с.

79. Клейнер, Г. Б. Homo economicus и homo instituius в российской институциональной среде [Текст] / Г. Б. Клейнер // ОНС. - 2003. - №3. - С. 518.

80. Козловски, П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития [Текст] / П. Козловски; пер. с нем. Л. В. Федоровой. - М. : Республика, 1997. - 240 с.

81. Кондаков, В. А. «Экономический человек» в социокультурном измерении [Текст] / В. А. Кондаков // Вестник ОГУ. - 2002. - № 4. - С. 198192.

82. Кондратьев, Ф. В. Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте (аналитический обзор) [Текст] / Ф. В. Кондратьев, С. Н. Осколкова. - М.: ГНЦ СиСП им. В. П. Сербского МЗ РФ, 2000. - 100 с.

83. Копытофф, И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс [Текст] / И. Копытофф // Социология вещей. - М.: Территории будущего, 2006. - С. 134-164.

84. Королёв, В. К. Экономика как феномен культуры [Текст] / В. К. Королёв. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1999. - 213 с.

85. Костюк, К. Н. Православный фундаментализм [Текст] / К. Н. Костюк // Политические исследования. - 2000. - № 5. - С. 133-154.

86. Краснов, В. Н. Модели человеческого поведения и основы социального антагонизма [Текст] / В. Н. Краснов // ОНС. - 2003. - №3. - С. 19-30.

87. Красовский, Ю. Д. Феноменология экономического поведения [Текст] / Ю. Д. Красовский // ОНС. - 2004. - № 1. - С. 124-131.

88. Крылов, А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве [Текст] / А. Н. Крылов. - М.: Икар, 2012. - 356 с.

89. Кузнецов, Д. А. Человек в обществе потребления [Текст] / Д. А. Кузнецов. - Saarbrusken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 143 с.

90. Кьеркегор, С. Или-или [Текст] / С. Кьеркегор; пер. с дат. - Спб.: Амфора, 2011. - 827 с.

91. Кьеркегор, С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал [Текст] // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Предисл. П. Ганзена. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

92. Кырлежев, А. Постсекулярная эпоха. [Электронный ресурс] / Александр Кырлежев // Континент. Литературный, публицистический и религиозный журнал. - 2004. - №120. - URL: http: //magazines.mss. ru/contment/2004/120/kyr16. html (дата обращения: 20.10.2016).

93. Лаваль, К. Человек экономический. Эссе о происхождении либерализма [Текст] / К. Лаваль; пер. с фр. С. Рындина. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 432 с.

94. Ланганс, Е. Г. Самоопределение как способ бытия человеком в современную эпоху: дисс. ... канд. филос. наук / Е. Г. Ланганс. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - 173 с.

95. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада [Текст] / Ж. Ле Гофф; пер. с фр. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. - 328 с.

96. Левандина, И. А. «Экономический человек»: концептуальные версии: социально-философский анализ: Дисс. ... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2008. - 173 с.

97. Левичева Е.Н. Религиозная антропология Серена Кьеркегора. Дисс. ... канд. филос. наук. - Москва: МГУ, 2006. - 158 с.

98. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж. Ф. Лиотар; пер. с фр. Н. А. Шматко. - Спб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

99. Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме [Текст] / Ж. Липовецки; пер. с фр. - М.: Владимир Даль, 2001. - 330 с.

100. Ложкина, Н. В. Философско-антропологические основания экономического подхода к изучению поведения человека: Дисс. ... канд. филос. наук. - Пермь: ПТГУ, 2005. - 184 с.

101. Лукач, Г. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике [Текст] / Г. Лукач; пер. с нем. С. Земляного. - М.: Логос-Альтера, 2003. - 416 с.

102. Лютер, М. О рабстве воли [Текст] / М. Лютер; пер. с лат. // Избранные произведения. - Спб.: Андреев и согласие, 1994. - С. 185-382.

103. Маковецкий, Е. А. Социальная аналитика ритма. Жиль Делёз, или О спасении [Текст] / Е. А. Маковецкий // Спб: Изд-во Санкт-Петербургской ун-та, 2004. - 174 с.

104. Малашхия, Г. От «человека экономического» к человечному: критический взгляд на современную экономическую систему [Текст] / Г. Малашхия // Перспективы человека в глобализирующемся мире. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 278-318.

105. Марков, Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры [Текст] / Б. В. Марков. - СПб.: Алетейя, 1999. - 304 с.

106. Маркова, Л. А. Философия из хаоса. Ж. Делёз и постмодернизм в филосфии, науке, религии [Текст] / Л. А. Маркова - М.: Канон плюс, 2004. -384 с.

107. Маркс, К. К критике гегелевской философии права [Текст] / К. Маркс; пер. с нем. // Соч. 2-е изд. - М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. - Т.1. - С. 219-368.

108. Маркс, К. Тезисы о Фейрбахе [Текст] / К. Маркс; пер. с нем. // Соч. 2-е изд.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - Т. 3. - С. 1-4.

109. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 [Текст] / К. Маркс; пер. с нем. // Соч. - изд. 2-е - М.: Государственное издательство политической литературы, 1974. - Т. 42. - С. 41-174.

110. Маркузе, Г. Одномерный человек [Текст] / Г. Маркузе; пер. с нем. - М.: <^ей-Ьоок», 1994. - 368 с.

111. Маршалл, А. Принципы политической экономии [Текст] / А. Маршалл; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1983. - Т. 1. - 415 с.

112. Миголатьев, А. А. Человек, его внутренний и внешний мир [Текст] / Миголатьев А. А. // Соц.-полит.журнал. - 1998. - №3. - С. 40-57.

113. Милль, Д. С. Основы политической экономии [Текст] / Д. С. Милль; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. - Т. 1. - 495 с.

114. Минервин, И. Г. Культура и этика в экономике: Социокультурные факторы экономического роста: Монография [Текст] / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. экономики. - М., 2011. - 244 с.

115. Минченко, Т. П. Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы: Дисс. ... докт. филос. наук. -Томск: НИТГУ, 2011. - 243 с.

116. Минченко, Т. П. Кризис идей секуляризма и религиозности в постсекулярном обществе [Текст] / Т. П. Минченко // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 368. - С. 51-53.

117. Митрофанова, А. В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» [Текст] / А. В. Митрофанова // Век глобализации. -2008. - № 1. - С. 109-119.

118. Московичи, С. Машина, творящая богов [Текст] / С. Московичи; пер. с фр. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 560 с.

119. Мосс, М. Очерк о даре [Текст] / М. Мосс; пер. с фр. // Общества. Обмен. Личность. - М.: Восточная литература, 1996. - С. 83-222.

120. Моторина, Л. Е. Феномен человека: методология исследования [Текст] / Л. Е. Моторина. - М.: Издательство МАИ, 2007. - 163 с.

121. Невелева, В. С. Антропологический принцип в философии истории (от современности к истокам) [Текст] / В. С. Невелева. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2001. - 167 с.

122. Новиков, Д. В. Катарсис и кенозис [Текст] / Д. В. Новиков // После христианства. - М.: Три квадрата, 2007. - 160 с.

123. Павловнин, М. С. Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве [Текст] / М. С. Павловнин // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2012. - №359. - С. 44-46.

124. Павлов, С. В. Трансформация свободы и субъективности в современном обществе: дисс. ...канд. филос. наук. - Волгоград: ВГУ, 2008. -117 с.

125. Пигалев А. И. Экономика и культура [Текст] / А. И. Пигалев // Культурология. Энциклопедия. В 2 тт. - М.: Академическая книга. - Т. 2. -2007. - С. 1040-1045.

126. Пигалев, А. И. Деньги [Текст] / А. И. Пигалев // Культурология. Энциклопедия. В 2 тт. - М.: Академическая книга. - Т. 1. - 2007. - С. 551558.

127. Подберезский, И. В. Христианский фундаментализм в России на рубеже веков / И В. Подберезский // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. - М.: МОНФ, 1999. - С. 87-149.

128. Полякова, К. И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма / К. И. Полякова. - 2-е изд. - М.: УРСС, 2003. - 160 с.

129. Попова, А. А. Методологическая роль концепции «экономического человека» в развитии теории и практики предпринимательства [Текст] / А. А. Попова, И. М. Марданова. - Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 9. - С. 35-40.

130. Привалов, Н. Г. Религиозная продукция как продукт некоммерческого сектора [Электронный ресурс] / Н. Г. Привалов // URL: http://www.delorus.com/medialibrary/detail.php?ID=1847 (дата обращения: 10.08.14).

131. Пястолов, С. М. Кто ты, экономический человек [Текст] / С. М. Пястолов // Прикладная психология и психоанализ. - 1999. - № 4. - С. 22-46.

132. Райх, В. Функции оргазма [Текст] / В. Райх. - М.: АСТ, 1997. -

395 с.

133. Ремезова, И. И. Современная философская антропология: Аналит. обзор [Текст] / И. И. Ремезова. - М.: ИНИОН РАН, 2005. - 88 с.

134. Родионова, Н. В. Модели «Homo Oeconomicus» [Текст] / Н. В. Родионова // Человек. - 2004. - №4. - С. 77-91.

135. Рокмор, Т. Об открытии Маркса после марксизма [Текст] / Т. Рокмор // Вопросы философии. - 2000. - № 4. - С. 28-36.

136. Руткевич Е. Д. «Социология духовности»: проблемы становления [Текст] / Е. Д. Руткевич // Вестник Института социологии. - 2014. - № 9. - C. 36-65.

137. Руткевич, Е. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro и Contra [Текст] / Е. Д. Руткевич // Вестник Института социологии. - 2013. -№ 6. - С. 207-233.

138. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм [Текст] / Ж. П. Сартр, пер. с фр. // Сумерки богов. - М.: Политиздат. - 1989. - С. 319-344.

139. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода [Текст] / Ж.-П. Сартр; пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. - М.: Прогресс. - 1994. - 238 с.

140. Сафронов, Р. О. Современные социологические теории религии в США и Европе [Текст] / Р. О. Сафронов // Религиоведческие исследования. -2009. - №1/2. - С. 24-44.

141. Свиридова, Н. В. Религия онлайн [Текст] / Н. В. Свиридова // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2011. - №2. - С. 238-247.

142. Семенов, Ю. И. Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие ее научные дисциплины [Текст] / Ю. И. Семенов // Этнографическое Обозрение. - 1998. - № 2. - С. 3-17.

143. Семенов, Ю. И. Теоретические проблемы «экономической антропологии» [Текст] / Ю. И. Семенов // Этнологические исследования за рубежом: Крит, очерки. - М.: Наука, 1973. - С. 30-77.

144. Семенов, Ю. И. Экономическая антропология [Текст] / Ю. И. Семенов // Этнология в США и Канаде. - М.: Наука, 1989. - С. 62-85.

145. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит. - М.: Эксмо, 2007. - 1056 с.

146. Смолина, Е. Г. «Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства [Текст] / Е. Г. Смолина // Исламоведение. - 2015. -№4. - С. 46-54.

147. Соколинский, В. М. Экономическая психология: Психологические основы рынка и потребления [Текст] / В. М. Соколинский // Российский экономический журнал. - 1998. - № 4. - С. 112-116.

148. Стецюра, Т. Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского [Текст] / Т. Д. Стецюра. - М.: РОССПЭН, 2010. - 303 с.

149. Сусоколов, А. А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию [Текст] / А. А. Сусоколов. - М.: Русская панорама, 2006. - 247 с.

150. Теннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии [Текст] / Ф. Тённис; пер. с нем. - М.: Владимир Даль, 2002. - 451 с.

151. Тихонова, Г. Ю. Особенности формирования религиозной личности в современном культурном пространстве [Текст] / Г. Ю. Тихонова // Известия ТПУ. - 2013. - №6. - С.120-123.

152. Тоффлер, Э. Революционное богатство [Текст] / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 569 с.

153. Трахтенберг, А. Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент [Текст] / А. Д. Трахтенберг // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2006. - № 8. - С. 8594.

154. Трофимчук, Н. А. Экспансия [Текст] / Н. А. Трофимчук, М. П. Свищев. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 218 с.

155. Тульчинский, Г. Л. Современность: имманентность и поиски трансценденции [Текст] / Г. Л. Тульчинский // Философские науки. - 2013. -№ 5. - С. 54-65.

156. Тульчинский, Г. Л. Постинформационное общество, недоверие и новые идентичности [Текст] / Г. Л. Тульчинский, А. А. Лисенкова // Вопросы культурологии. - 2015. - № 10. - С. 30-35.

157. Тульчинский, Г. Л. Политическое измерение постсекулярности: консолидация или дивергенция социума? [Текст] / Г. Л. Тульчинский // Социум и власть. - 2016. - № 3. - С. 46-49.

158. Уваров, П. Б. Общество определенности: опыт введения в традиционалистику [Текст] / П. Б. Уваров // Вестник ЧелГУ (Востоковедение. Евразийство. Геополитика.). - 2002. - № 10. - С. 54-67.

159. Узланер, Д. А. Картография постсекулярного [Текст] / Д. А. Узланер // Отечественные записки. - 2013. - № 1 (52). - С. 174-182.

160. Филькина А. В. Методология изучения современных религиозных феноменов: постановка проблемы [Текст] / А. В. Филькина // Вестник ТГПУ, 2006. - № 2. - С. 111-115.

161. Франк, С. Л. Реальность и человек [Текст] / С. Л. Франк. -Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2009. - 560 с.

162. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

163. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии [Текст] / З. Фрейд; пер. с нем. - М.: Астрель, 2008. - 256 с.

164. Фрейд, З. Недовольство культурой [Текст] / З. Фрейд; пер. с нем. // Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ вв. Хрестоматия // Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. - М.: Наука, 1994. - 383 с.

165. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм; пер. с англ. А. Лактионова. - М.: АСТ, 2009. - 231 с.

166. Фромм, Э. Забытый язык. Иметь или быть? [Текст] / Э. Фромм; пер. с нем. - М: АСТ, 2009 - 320 с.

167. Фромм, Э. Человек для самого себя [Текст] / Э. Фромм; пер. с англ. Э. Спировой. - М.: ACT, 2010. - 352 с.

168. Фуко, М. Слова и вещи [Текст] / М. Фуко; пер. с фр. - Спб.: A-cad, 1994. - 406 с.

169. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек [Текст] / Ф. Фукуяма; пер. с англ. М. Б. Левина. - М.: АСТ, 2007. - 588 с.

170. Хабермас, Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество - что это такое [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma (дата обращения: 07.08.17).

171. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне [Текст] / Ю. Хабермас; пер. с нем. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 416 с.

172. Хайек, Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок [Текст] / Хайек Ф. А.; пер. с англ. - М.: Изограф, 2000. - 432 с.

173. Хайек, Ф. А. Цены и производство [Текст] / Ф. А. Хайек; пер. с англ. — Челябинск: Социум, 2008. - 199 с.

174. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? [Текст] / С. Хантингтон // Полис. - 1994. - № 1. - С. 33-48.

175. Хащенко, В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования [Текст] / В. А. Хащенко // Психологический журнал. - 2004. - №5. - С. 32-49.

176. Хейнз, Д. Религия, фундаментализм и этничность. Глобальная перспектива [Текст] / Д. Хейнз // Культурология: Дайджест. - 2000. - №3 (15). - С. 210-221.

177. Хэтчер, У. Экономика и моральные ценности [Текст] / У. Хэтчер // Общественные науки и современность. - 1998. - № 4. - С. 41-48.

178. Челищев, В. И. [Текст] Фундаментализм и фундаменталисты / В. И. Челищев. - М.: Издательство РГСУ, 2010. - 528 с.

179. Шандыбин, C. А. Постмодернистская антропология и сфера применимости ее культурной модели [Текст] / С. А. Шандыбин // Этнографическое Обозрение. - 1998. - №1 - C. 14-27.

180. Шаов, А. А. Модель «человека экономического» в триаде «экономика - искусство - право» [Текст] / А. Шаов, В. Нехай // Власть : Общенационал. науч.- политич. журн. - 2013. - №7. - С. 109-113.

181. Шаститко, Е. А. Модели человека в экономической теории [Текст] / Е. А. Шаститко. - М.: Инфра-м, 2006. - 142 с.

182. Шаститко, А. Е. Модели рационального экономического поведения человека [Текст] / А. Е. Шаститко // Вопросы экономики. - 1998. -№ 5. - С. 53-67.

183. Шведов, О.В. Энциклопедия церковного хозяйства. Экономика и право в Церкви [Текст] / О. В. Шведов. - М.: Ковчег, 2003. - 736 с.

184. Шелер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Шелер; пер. с нем. А. В. Денежкина. - М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

185. Школь, К. Дискуссия о постсекулярном обществе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rodon.org/relig-100609123223 (дата обращения: 05.08.17).

186. Шрадер, Х. Экономическая антропология [Текст] / Х. Шрадер. -СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. - 192 с.

187. Щипков, А. В. «Рыночная» Россия и эффект религиозной энтропии [Текст] / А. В. Щипков // Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях. - 1996. - С. 141-152.

188. Эко, У. Пять эссе на темы этики [Текст] / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2000. - 96 с.

189. Эпштейн, М. Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии [Текст] / М. Н. Эпштейн. - М.: АСТ-Пресс книга, 2013. - 416 с.

190. Эпштейн, М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук [Текст] / М. Н. Эпштейн. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 616 с.

191. Эпштейн, М. Н. Постмодерн в России. Литература и теория [Текст] / М. Н. Эпштейн. - М.: Издание Р. Элинина, 2000. - 368 с.

192. Эрвье-Леже, Д. В. поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна [Текст] / Д. В. Эрвье-Леже // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. - №1 (33). - С. 254-268.

193. Ясперс, К. Разум и Экзистенция [Текст] / К. Ясперс; пер. с нем. -М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2013. - 336 с.

194. Яцино, М. Культура индивидуализма [Текст] / М. Яцино. - М.: Гуманитарный Центр, 2012. - 280 с.

195. Allan, K. D. Explorations in Classical Sociological Theory: Seeing the Social World [Текст] / K. D. Allan. - Los Angeles: SAGE, 2013. - 472 p.

196. Berger, P. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion [Текст] / P. Berger. - Garden City: Doubleday, 1967. - 229 p.

197. Berger, P. The Desecularisation of the World: Resurgent religion and world politics [Текст] / P. Berger. - Washington, 1999. - 136 p.

198. Bruce, S. Choice and Religion. A Critique of Rational Choice Theory [Текст] / S. Bruce. - Oxford: Oxford University Press: 1999. - 260 p.

199. Calhoun C. J. Classical sociological theory [Текст] / С. J. Calhoun -London: Wiley-Blackwell, 2002. - 558 p.

200. Casanova, J. Rethinking Secularization: A Global Comparative Perspective [Текст] / J. Casanova // The Hedgehog Review. - 2006. - Vol. 8. - № 1-2. - P. 7-22.

201. Chaves, M. On Rational Choice Approach to Religion [Текст] / M. Chaves // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1995. - V. 34. - № 1. - P. 76-89.

202. Dobbelaere, K. Towards an Integrated Perspective of the Processes Related to the Descriptive Concept of Secularization [Текст] // Sociology of Religion. - 1995. - Vol. 60. - issue 3. - P. 229-247.

203. Einstein M. Brands of Faith: Marketing Religion in a Commercial Age [Текст] / M. Einsyein. - London: Routledge, 2007. - 256 p.

204. Etzioni, A. The Moral Dimension. Toward a new economies [Текст] / A. Etzioni. - New York-London: Collier Macmillan, 1990. - 320 p.

205. Fink, R. Pluralism as Outcome: The Ecology of Religious Resources, Suppliers, and Consumers [Текст] / R. Fink // Interdisciplinary Journal of Research on Religion. - 2009. - Volume 5. - P. 60-77.

206. Finke, R. & Stark, Rodney. The Dynamics of Religious Economies [Текст] / R. Finke, R. Stark // Hand Book of the Sociology Religion. - Cambridge, 2003. - P. 96-109.

207. Habermas, J. The Dialectics of Secularization [Текст] / J. Habermas, J. Ratzinger. - San Francisco: Ignatius Press, 2007. - 97 p.

208. Hickman, L. A. Pragmatism as Post-Postmodernism: Lessons from John [Текст] / L. A. Hickman. - New-York: Fordham University Press, 2007. -160 p.

209. Heiner R. The origin of predictable behavior [Текст] / R. Heiner // Amer. Econ. Rev. - 1983. - №4. - P. 560-593.

210. Kyrlezhev, A., Postsecularism in Post-Atheist Russia [Текст] / A. Kyrlezhev, A. Shishkov // Documents of the workshop «Politics, Culture and Religion in the Postsecular World» - Faenza: Institute for East-Central Europe and the Balkans (University of Bologna), 2011. - P. 45-50.

211. Kepel, G. La Revanche de Dieu. Chrétiens, juifs et musulmans à la reconquête du monde [Текст] / G. Kepel. - Paris: Le Seuil, 1991. - 289 p.

212. Menicocci, M. La Rete delle Religioni [Текст] / M. Menicocci // Storiadelmondo - 2005. - №33. - P. 35-63.

213. Neitz, M. J. The Problem with Economic Man: A Critique of Ration Choice Theory in Sociology of Religion [Текст] / Neitz, M. J., P. Mueser // Rational Choice Theory and Religion. - NY: Roultedge, 1997. - P. 193-205.

214. Sallnow, M.J. Contesting the sacred: the anthropology of Christian pilgrimage [Текст] / M. J. Sallnow, J. Eade. - New York: Routledge, 1991. - 160 p.

215. Shackle, G. L. S. Decision Order and Time in Human Affairs [Текст] / G. L. S. Shackle. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 305 p.

216. Shayegan D. Cultural Schizophrenia: Islamic Societies Confronting the West [Текст] / D. Shayegan. - New York: Syracuse University Press, 1997. -188 p.

217. Simon, H. A. Models of a Man [Текст] / H. A. Simon. - Cambridge: MIT Press, 2004. - 592 p.

218. Spicard, J. V. Rethinking religious social action: What's rational about rational choice theory [Текст] / J. V. Spicard // Sociology of Religion. - 1998. -№59. - P. 99-115.

219. Stark R. Secularization. R.I.P. [Текст] / R. Stark // Sociology of Religion. - 1999. - Vol. 60. - №3. - P. 249-273.

220. Stark, R. Acts of Faith. Explaining the Human Side of Religion [Текст] / R. Stark, R. Finke. - Berkeley, CA: University of California Press, 2000. - 344 p.

221. Stark, R. Rational Choice Propositions About Religious Movements [Текст] / R. Stark// Handbook on Cults and Sects. - Greenwich, CT: JAI Press, 1993. P. 241-261.

222. Stark, R. Towards a Theory of Religion: Religious Commitment [Текст] / R. Stark, W. Bainbridge // Journal for the Scientific Studu of Religion. -1989. - V. 19. - P. 114-128.

223. Thaler, R. From Homo Economicus to Homo Sapiens [Текст] / R. Thaler // Journal of Economic Perspectives. - 2000. - V. 14. - №1. - P. 133-141.

224. Warner, R. S. Work in progress toward a new paradigm for the sociological study of religion in the United States [Текст] / R. S. Warner // American J. of Sociology. - 1998. - № 7. - P. 1044-1093.

225. Wilson B. Religion in Sociological Perspective [Текст] / B. Wilson. -Oxford: Oxford University Press, 1982. - 198 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.