"Буря" Шекспира в музыкальном искусстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Кабалевская, Ярослава Александровна

  • Кабалевская, Ярослава Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 239
Кабалевская, Ярослава Александровна. "Буря" Шекспира в музыкальном искусстве: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2012. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кабалевская, Ярослава Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Музыка в шекспировском театре

Глава II. «Буря» в творчестве Шекспира

Глава III. Постановки «Бури» в Англии в постшекспировский период.

1. Музыка к «Буре» от Шекспира до Пёрселла

2. Semi-opera Г. Перселла «Буря или Зачарованный остров»

Глава IV. Образы шекспировской «Бури» в творчестве Бетховена

и Берлиоза

Глава V. «Буря» в русской музыке

1. Забытая опера А. Алябьева

2. Воплощения шекспировских образов в симфонической фантазии

П. И. Чайковского

3. Музыка А. Аренского к спектаклю Малого театра «Буря»

Глава VI. Музыка к спектаклю «Буря» Яна Сибелиуса

Заключение

Библиография

Приложение 1. Таблица избранных музыкальных произведений

на сюжет «Бури»

Приложение 2. Текст мелолога «Лелио» Г.Берлиоза

Приложение 3. Заметки А. П. Ленского к постановке «Бури».

Письма А. А. Аренского А. П. Ленскому

Приложение 4. Эссе «Буря» в мировом кинематографе!'

Приложение 5. Интервью с венгерским режиссером Джорджем Швайдой о постановке «Бури» с музыкой Вангелиса в Национальном театре Будапешта в 2003 г

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Буря" Шекспира в музыкальном искусстве»

Введение

«Я предпочитаю Шекспира всем драматическим писателям, не исключая даже древних греков».

Д. Верди

Шекспир... Величайший драматург всех времён, создавший духовную «энциклопедию» человечества, мастер, о котором, быть может, больше всего спорят исследователи. Непостижимый художник, чьё творчество задаёт всё новые загадки, побуждает к новым поискам.

«Шекспир знал всё: и ад, и рай, и небо, и землю, - Шекспир, который один во всех веках и народах воздвигся равный Гомеру, который подобно Гомеру есть вселенная картин, чувств, мыслей и знаний, неисчерпаемо глубок и до бесконечности разнообразен, мощен и нежен, силён и сладостен, грозен и пленителен!» - так охарактеризовал английского гения писатель В. Кюхельбекер1.

В произведения Шекспира можно вчитываться как в хронику событий, современных каждой эпохе; они не подвластны времени и всегда актуальны. На это указывает Р. Роллан: «О войне и мире, о методиках политики XVI и XX веков, о хитрости и честолюбии государей, о корысти, которая скрыто эксплуатирует самые благородные инстинкты героизма, самопожертвования, о кощунственном смешении человеконенавистнических страстей и евангельских слов, об участии церквей и богов в истреблении народов, о торжественных договорах, оказывающихся лишь «клочками бумаги», о свойствах воюющих наций и армий, - мне приятно было собрать ряд мыслей Шекспира, которые, будь они опубликованы без имени автора, могли бы возбудить подозрения цензуры нашей либеральной эпохи, ещё более щепетильной, чем цензура королевы Елизаветы»2.

1 Кюхельбекер В. Разговор с Ф. В. Булгариным // Одоевский Ф., Кюхельбекер В. Мнемозина 1824 ч III С. 173.

2 Роллан Р. Вопросы эстетики. Театр. Живопись. Литература. СС. Т. 14. М, 1958. С. 326.

3

Грандиозен масштаб жанрового охвата в его творчестве: трагедии, исторические хроники, комедии, (которые современные исследователи тоже разделяют на группы), сонеты... Творчество Шекспира оказало и продолжает оказывать мощное влияние на мировую культуру. Многие писатели и поэты вдохновлялись неисчерпаемым богатством образов драматурга. Д. Байрон знал многие произведения Шекспира наизусть, при любой возможности посещал театр, где шли его пьесы, и иногда даже вёл дневник «в отрывистом стиле принца Датского»3. А. Пушкин находил, что произведения Шекспира «стоят на высоте недосягаемой»,

о А

составляя «вечный предмет наших изучении и восторгов» . На театральных сценах всего мира шекспировские произведения занимают ведущее место. Его сочинения побуждают к постоянным поискам новых, нередко неожиданных трактовок (многие современные режиссёры переносят действие пьес в обстановку нашей эпохи). В XX - начале XXI вв. были созданы шедевры кинематографа и анимации, воплощающие вечную жизнь шекспировских сюжетов.

Произведения на сюжеты Шекспира составляют обширный пласт музыкального искусства. Шекспировские образы прочно вошли в музыку разных эпох, разных стран, разных жанров и стилей. Трудно назвать имена композиторов, которых бы не затронуло искусство Шекспира. Пёрселл и Мендельсон, Берлиоз и Сибелиус, Верди и Гуно, Чайковский, Прокофьев и Шостакович обращались к творчеству великого драматурга.

Проблеме «Шекспир и музыка» в отечественном музыкознании посвящен ряд трудов. Тема «Музыка в шекспировском театре» рассматривается в капитальном труде Р. Грубера «История музыкальной культуры»5. В 1964 году был опубликован сборник статей «Шекспир и му-

3 Моруа А. Джордж Гордон Байрон. М., 1982.

4 Пушкин А. О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина. ПСС в 10 томах, Л., 1977-1979. Т. 7. Критика и публицистика. С. 147.

Грубер Р. Шекспир и современная ему музыка // История музыкальной культуры. Т.2 ч 2 М 1959 С. 278. '

зыка» под редакцией С. Богоявленского6. В нём эта проблема находит достаточно полное отражение. Здесь представлены статьи С. Богоявленского «Верди и Шекспир», Г. Орджоникидзе «Музыка в творчестве Шекспира», «Шекспир в симфонической музыке романтиков» и «Шекспир и Прокофьев», Ю. Кремлёва «Шекспир в музыке Чайковского» и «О непреходящем значении драматургии Шекспира». В других статьях рассматривается также музыка к пьесам Шекспира советских композиторов.

Широкий круг вопросов освещен в исследованиях И. Соллертинского «Шекспир и мировая музыка», где он обращается к «музыкальным толкователям» Шекспира, начиная от его эпохи и заканчивая Шостаковичем7, и Г. Орджоникидзе «Оперы Верди на сюжеты £

Шекспира» . Обращает на себя внимание, что выход в свет большинства изданий был приурочен к 400-летию со дня рождения Шекспира, которое отмечалось в 1964 году. К сожалению, в последнее время исследователи реже обращаются к этой теме, а между тем она раскрыта далеко не полностью и в ней по-прежнему немало «белых пятен», неизвестных сочинений, как в русской, так и в зарубежной музыке.

Большой и ценной информацией обладают классические литературоведческие труды о Шекспире А. Аникста9, А. Смирнова10, А. Бартошевича11, В. Мюллера12, а также «Шекспировские сборники»13, выпущенные в середине XX века, и доклады «Шекспировских чтений»14, изданные в 1980-е годы.

В зарубежной литературе о музыке шекспировского и постшекспировского времени выделяются следующие труды: Е. Дента - о ста-

6 Шекспир и музыка. Сборник статей под ред. С. Богоявленского. Л., 1964.

Соллертинский И. Шекспир и мировая музыка. М., 1962.

Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М., 1964.

9 Аникст А. Ремесло драматурга. М., 1974; Театр эпохи Шекспира. М., 1965; Шекспир. ЖЗЛ. М., 1964.

Смирнов А. Творчество Шекспира. Л., 1934.

11 Бартошевич А. Шекспировская Англия XX в. М., 1994.

12 Мюллер В. Драма и театр эпохи Шекспира. Л., 1925.

13 Шекспировский сборник. ВТО, 1947,1961.

14 Шекспировские чтения 1967,1984. М., 1981.

новлении жанра оперы в Англии в XVII в. (Foundations of English opera)15; Дж. Менифолда16 - о музыке в английской драме от Шекспира до Пёрселла (The music in English drama); E. Доути - об английских ренессансных песнях (English Renaissance song)17, E. Нейлора (Shakespeare in music)18, Г. Каулинга (Music in the Shakespearian stage)19; а также сборник о музыке в английской драме эпохи Ренессанса («Music in English Renaissance drama)20. Фундаментальное исследование JI. Элсона «Шекспир в музыке», изданное ещё в 1901 го-21

ду , содержит опубликованные песни Ариэля «Where the bee sucks» и «Full fathoms five» композитора P. Джонсона из первой постановки «Бури». Эти работы являются серьёзным подспорьем в изучении музыки этой эпохи.

Многие образы и сюжеты Шекспира в мировой музыкальной культуре воплощались многократно и широко известны (прежде всего, конечно, «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло»). Наряду с другими «вечными» сюжетами (такими как «Фауст» или «Дон-Жуан») они проходят свой исторический путь, возрождаясь вновь и вновь. Их воздействие настолько мощно, что некоторые музыкальные произведения воспринимались сквозь призму «шекспироцентризма», даже тогда, когда они написаны не по Шекспиру. Например, Чайковский и Берлиоз не принимали во внимание то, что опера «Капулети и Монтекки» Беллини (так же как и «Отелло» Россини) написана не по драмам Шекспира, а по материалам итальянских новелл. В письме к Н.фон Мекк от 23 мая 1878 года Чайковский пишет: «Оперы Беллини и Гуно не пугают меня. В них Шекспир исковеркан и искажён до безобразия». А Берлиоз в «Мемуарах» и

15 Dent Е. Foundations of English opera. A study of musical drama in England during the seventh century. London, 1962.

16 Manifold J. The music in English drama. From Shakespeare to Purcell. London, 1956.

17 Doughtie E. English Renaissance song. Boston, 1986.

18 Naylor E. Shakespeare in music. London-Toronto, 1931.

19 Cowling G. Music on the Shakespearian stage. Cambridge, 1913.

20 Music in English Renaissance drama. Lexington, 1968.

21 Elson L. Shakespeare in music; a collation of the chief musical allusions in the plays of Shakespeare, with an attempt at their explanation and derivation, together with much of the original music. Boston, 1901.

в письме к Ю. Феррану от 12 апреля 1831 года также даёт резко критическую оценку оперы Беллини после того, как впервые услышал её во Флоренции именно потому, что не обнаружил в ней тех шекспировских сцен, которые так любил. Отголоски этого критического отношения слышны даже в XX веке. Так, в статье Т.Ливановой «Шекспир и музыка»22 о «Ка-пулети и Монтекки» Беллини и о «Макбете» Верди говорится как о неудачных произведениях на шекспировский сюжет. Ясно, что 40 лет назад эти оперы были у нас неизвестны, а сейчас очевидно, что «Макбет» - одна из лучших опер Верди, а «Капулети и Монтекки» написана не по Шекспиру.

Есть великие драмы Шекспира, жизнь которых не высвечивается так ярко. Они не столь широко популярны, но весьма значительны и интересны. Одно из первых мест среди них принадлежит «Буре», играющей в шекспировском творчестве совершенно особую роль. Искрящаяся светлыми красками, эта, на первый взгляд, комедия или сказка при более глубоком изучении раскрывает огромные философские глубины; она наполнена подтекстами и скрытыми смыслами; её концепция отражает весь творческий опыт Шекспира и многими нитями связана и с ранними его произведениями, и со многими признанными шедеврами. Созданная в конце творческого пути драматурга, она несёт обобщающий характер и отличается уникальной многогранностью.

Феномен самой драмы определяет своеобразие её сценической судьбы - она менее известна и трудна для постановки. Если многие актёры прославились в роли Гамлета или Отелло, если мы помним, как потрясла Берлиоза игра Гарриэт Смитсон в роли Офелии или Джульетты, то сведений о выдающемся исполнении ролей Просперо, Миранды или Калибана значительно меньше. Как на европейской, так и на отечественной сцене «Буря» появлялась крайне редко, да и литературоведы касаются её значительно меньше, чем других шекспировских пьес. Об этом говорит крупнейший отечественный исследователь шекспировского театра А. Барто-

22 Ливанова Т. Шекспир и музыка // Советская музыка. 1964. № 5. С. 133.

7

шевич: «Несмотря на то что Шекспир переполнял отечественные подмостки и только ленивый не ставил «Отелло» и «Укрощение строптивой», перед «Бурей», этой философской поэмой, итогом творчества Барда, его завещанием человечеству [...] российская режиссура испытывала не то чтобы робость, но какое-то отчуждение»23.

В последнее время происходит радикальное изменение этой ситуации. «Буря» всё чаще приходит на современные сцены и в кинематограф24. Большой резонанс вызвали сразу несколько постановок «Бури» в нашей стране - в Москве и Ярославле. Так, в преддверии 400-летнего юбилея создания пьесы, осенью 2010 года состоялась премьера спектакля «Буря» в театре «Et Cetera» с режиссурой Роберта Стуруа. Главную роль волшебника Просперо сыграл руководитель театра Александр Калягин. Музыку к спектаклю написал Гия Канчели25.

Также осенью 2010 года вернулась на сцену после 27-летнего забвения «Буря» с музыкой Г. Пёрселла. В 1983 году по предложению Святослава Рихтера выдающийся режиссер Анатолий Эфрос поставил «Бурю» с музыкой Пёрселла (дирижёр Ю. Николаевский) в рамках «Декабрьских вечеров» в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Дирижёром-постановщиком современного спектакля «Буря». Шекспир-Пёрселл», осуществленного дирекцией проекта «Открытая сцена», стал Вячеслав Валеев. Помимо музыки Пёрселла, в спектакле была использована музыка современного английского композитора Майкла Наймана, соз-

2-' Бартошевин А. Скоро грянет «Буря»? Спектакль Деклана Донеллана в контексте постановок последней шекспировской пьесы в России // Колонка Алексея Бартошевича на интернет-ресурсе www.openspace.ru/theatre

24 Воплощению «Бури» в кинематографе посвящено Приложение №4.

25 Подробнее о постановке «Бури» в театре «Et Cetera» см. в Приложении №4, а также: Кабалевская Я. «Праздник отменяется - «пусть сильнее грянет "Буря"!». Музыка и время. № 2. 201!. С. 33. Фотография Олега Хаимова заимствована с интернет- сайта театра www.et-cetera.ru.

давшего музыкальное сопровождение к фильму Питера Гринуея «Книги Просперо», и прозвучал фрагмент из «Concerto Grosso» Альфреда Шнитке.

Весной 2011 года «Буря», поставленная знаменитым английским мастером Декланом Донелланом, открыла Московский Чеховский фестиваль. В конце 2011 года «Буря» была поставлена на сцене Театра на Малой Бронной к 80-летнему юбилею выдающегося актёра Льва Дурова, который сыграл роль Просперо. И, наконец, в марте 2012 г. состоялась постановка «Бури» в Государственном академическом театре драмы имени Ф. Волкова г. Ярославля, осуществлённая польским режиссёром Генрихом Барановским.

Современный интерес к «Буре», вероятно, объясняется тем, что эта драма позволяет поднимать важные и сложные проблемы бытия, такие как жажда власти и трудность всепрощения, могущество человека и величие природы, пороки общества и сила любви... Смысловая многослой-ность драмы порождает разнообразие её режиссёрских и актёрских трактовок - от раскрытия трагических глубин до создания светлой и гармоничной картины мира.

Несмотря на трудности интерпретации «Бури», за четыре века её истории к ней обратились многие композиторы. Её образы воплотились в произведениях разных эпох, относящихся к разным жанрам - опере и балету, симфонической увертюре и музыке к театральному спектаклю. Некоторые из них заслужили популярность, как симфоническая фантазия «Буря» П. Чайковского. О других же известно незаслуженно мало (музыка к спектаклю А. Аренского или Я. Сибелиуса, опера А. Алябьева и др.). Между тем как явление «музыкальной шекспирианы» они представляют значительный интерес. Однако в отечественной литературе разнообразие музыкальных претворений «Бури» в исторической перспективе никогда не было предметом специального исследования.

Данная работа ставит своей целью показать многообразие музыкальных воплощений шекспировской «Бури» в разные эпохи и в различных жанрах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. представить уникальность последней драмы Шекспира, её сложный многоуровневый мир и значительную роль в нем музыкальной составляющей, что даёт основания для разнообразия её трактовок;

2. отобрать среди множества музыкальных произведений, связанных с «Бурей», наиболее яркие и значимые образцы;

3. показать своеобразие музыкальных воплощений «Бури» Шекспира в разные исторические периоды:

3.1. в английском искусстве постшекспировской эпохи, в том числе в Бегш-опере Г. Пёрселла;

3.2. в западно-европейской музыке XIX в. (Л. ван Бетховен, Г. Берлиоз);

3.3. в музыке Я. Сибелиуса к театральной постановке пьесы «Буря»;

3.4. в русской музыке Х1Х-начала XX вв. (опера А. Алябьева, симфоническая фантазия П. И. Чайковского, музыка к пьесе А. Аренского).

3.5. представить панораму обращений к «Буре» в музыке ХХ-ХХ1 вв. Думается, что представленные в работе сочинения могут дать убедительную и стройную картину воплощения «Бури» в музыкальном искусстве. В пьесе Шекспира очень много музыки, поэтому возникает необходимость обратиться к проблеме музыки в шекспировском театре.

Достаточно полный указатель музыкальных сочинений по «Буре» содержится в Приложении № 1.

В процессе поисков материалов автору приходилось обращаться в различные архивы и за необходимыми консультациями к специалистам. Автор выражает благодарность сотрудникам Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева Московской консерватории и лично директору библиотеки Э. Б. Рассиной, работникам архивов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Государственного Музея им. П. И. Чайковского в Клину за помощь в поисках необходимых материалов. Также автор благодарит заведующего кафедрой истории зарубежной музыки профессора Михаила Александровича Сапонова и профессора Инну Алексеевну Барсову за ценные консультации в области музыки эпохи Шек-

спира и Пёрселла, Народного артиста России Петра Сергеевича Глубокого за сведения о постановке «Бури» с музыкой Пёрселла в Государственном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, с благодарностью вспоминает профессора Георгия Вильгельмовича Крауклиса и высказанные им замечания.

Дж. Смит. Гравюра с утраченной картины Д. Ромни «Кораблекрушение» по «Буре» Шекспира.

Глава I.

Музыка в шекспировском театре

В творчестве Шекспира музыка занимает важное место. Проблема участия музыки в шекспировских произведениях имеет много возможных ракурсов рассмотрения. Р. И. Грубер, подчёркивая великое место и значение музыки в творчестве Шекспира, выделяет несколько основных линий, по которым музыка входит в шекспировские произведения:

«Во-первых, мысли, размышления, различные высказывания о музыке, которых немало содержится в текстах пьес и сонетов;

во-вторых, музыка в её живом звучании соучаствует в действии, происходящем на сцене, т.е. является частью сценического действия. В пьесах имеется свыше трёхсот авторских ремарок, которые касаются звучания музыкальных эпизодов. В этих сценах находят яркое отражение картины жизни и быта эпохи. Здесь появляются жанры эпохи, особенно песни (многие из них впоследствии были положены на музыку европейскими композиторами, например, песня Дездемоны об иве из трагедии «Отелло» есть в опере Россини, Верди); нередко используются танцы, шествия, встречаются эпизоды, где происходит обучение музыке;

в-третьих, музыка является одним из факторов драматургического развития, когда она вводится в той или иной критической фазе действия как средство художественного воплощения некоего психологического перелома»1;

В то же время Грубер предостерегает от опасности представить Шекспира большим музыкантом, чем он был на самом деле.

Обращает на себя внимание тот факт, что из 37 шекспировских пьес только в пяти музыка не упоминается ни в какой связи. Недаром один из первых издателей Шекспира Сэмюэл Джонсон даже упрекал великого дра-

1 Грубер Р. Шекспир и современная ему музыка // История музыкальной культуры. Т. 2, ч.2. М., 1959. С. 278,283.

матурга в неумеренном пристрастии к музыке. Современные исследователи отмечают, что Шекспир, возможно, изучал трактаты о музыке, например, трактат одного из самых влиятельных музыкальных теоретиков конца XVI века. Томаса Морли «Простое и доступное введение в практическую музыку»2.

В хрониках, трагедиях и комедиях Шекспира присутствуют все те виды и жанры театральной музыки, которые имели более раннее распространение, сложились к его времени и во-многом сохранились до сих пор. Это народно-бытовые песни и баллады, мадригалы и канцонетты, и более сложные по форме «ayrs» («песни» или «мелодии»3), и развёрнутые инструментальные номера («Гамлет», «Кориолан», «Король Лир» завершаются маршами, «Макбет» - музыкой труб).

Какой же музыкой вдохновлялся драматург, создавая свои произведения? Это и английская придворная вокальная и инструментальная музыка, и народно-бытовая. Помимо мотетов и мадригалов О. Гиббонса, Т. Морли, Д. Дауленда на виолах, лютнях, серпентах, трубах, флейтах, органах и верджиналах исполнялись разнообразные пьесы У. Берда, Д. Булла, Д. Фарнеби, Г. Пирсона и других композиторов. Династия Тюдоров поощряла музыкальное искусство. Екатерина Арагонская хорошо владела верд-жиналом. Генрих VIII собрал великолепную коллекцию инструментов. Королева Елизавета страстно любила музицировать и даже создала сборник виртуозных пьес «Queen Elizabeth's Virginal Book». При ее дворе служили шестнадцать трубачей, предводительствуемых сержантом-трубачом. По словам знаменитой клавесинистки В. Ландовской, «Излившаяся из сердец более достойных, нежели наши, и вскормленная народными песнями, старинная английская музыка - пылкая или безмятежная, наивная или патетическая - воспевает природу и любовь. Если же она обращается к мистике,

2 Луценко Е. Музыкальная техника шекспировского стиха // Вопросы литературы. № 3, 2008.

В эпоху Шекспира понятие «ария» ещё не сложилось. Это произошло лишь в самом конце XVII века.

13

то прославляет Бога. Безошибочно мастерская, она при этом непосредственна и дерзновенна. Часто она кажется более современной, чем самая что ни на есть новейшая и передовая. Откройте свое сердце обаянию этой музыки, в сущности неведомой. Забудьте, что она старая, и не считайте, будто из-за этого она лишена человеческого чувства. Как могла музыка, столь страстно волновавшая Шекспира, быть только игрушкой - милой, забавной, - и ничем более?»4.

Одним из самых ценимых Шекспиром английских композиторов XVI века был Джон Дауленд, который великолепно играл на лютне. Шекспир восхваляет его в поэме «Страстный пилигрим» (№ 8):

Dowland to thee is dear, whose heavenly touch

Upon the lute doth ravish human sense...

* * *

Тебя пленяет Дауленд, чья струна

Чарует слух мелодиями рая...5

Интересно проследить, как развивается музыкальный ряд в драмах Шекспира. Обратимся, например, к трагедии «Король Лир». Выход Лира в I акте возглашают фанфары и трубы за сценой. В 4 сцене I акта перед появлением Лира и его слуг слышны звуки рога. Песни Шута бытового простонародного характера противопоставлены сцене бури. В знаменательном эпизоде IV акта, когда Лир оживает, лекарь приказывает играть музыкантам, чтобы музыка способствовала исцелению короля. В конце 6 сцены IV акта звучит барабанная дробь. В 3 сцене V акта трубы сопровождают поединок Эдмунда и Эдгара. Заканчивается произведение траурным маршем.

В пьесах драматурга встречаются серенады (серенада Протея в «Двух веронцах», серенада Клотена из «Цимбелина»), песни шутов («Король Лир», «Двенадцатая ночь»), беседы о мелодии, басах, дискантах, гармонии («Два веронца»). Согласно обычаям эпохи драматическое представление

4 Ландовска В. О музыке. М., 2005. С. 230.

5 Перевод В. Левика. Шекспир У. Собрание сочинений. Т. 8. М., 1960. С. 519.

14

было насыщено песнями и танцами - во времена елизаветинской Англии существовала целая эстетическая система театральной музыки с детально разработанной инструментально-сценической жанровой тематикой. На балу у Капулетти, вероятно, звучали паваны или гальярды - наиболее распространённые танцы в таких случаях. Иногда танец имел пародийную окраску, например, в «Двенадцатой ночи», в сцене, где сэр Тоби уговаривает Эндрю показать различные выкрутасы и прыжки.

По свидетельству современников, Шекспир сам был превосходным танцором. Часто он употреблял названия танцев для создания прекрасных образов. Например, Беатриче из «Много шума из ничего» рассуждает о том, что «сватовство, венчание и раскаянье - это все равно, что шотландская жига, менуэт и синкпес» (Акт II, сцена 1). В «Генрихе VI» (Часть II, Акт III, сцена 1) герцог Йорский восклицает: «Он прыгать стал, как в пляске дикий мавр, Кровавые отряхивая стрелы».

В «Генрихе V» (Акт III, сцена 5) герцог Бурбонский говорит:

They bid us to the English dancing-schools, And teach lavoltas high and swift corantos; Saying our grace is only in our heels,

And that we are most lofty runaways. * * *

Шлют к англичанам нас - учить их танцам: Летучим вольтам, сладостным курантам, -И говорят, что наша сила в пятках: Мы мастера лишь бегать от врага6.

В «Бесплодных усилиях любви» (Акт III, сцена 1) Мотылек спрашивает: «Хозяин, а вы не пробовали добиться ее любви французским бранлем?».

Эпизод урока музыки есть в «Укрощении строптивой». Даже Полоний в «Гамлете», беседуя о сыне, настоятельно рекомендует, чтобы Лаэрт учил-

6 Перевод Е. Бируковой. Там же. T.4. М., 1959. С. 421.

15

ся музыке. А кто не помнит диалога из «Гамлета» об игровых отверстиях

флейты?! (III акт 2 сцена). Напомним этот эпизод:

Guildenstern. I know по touch of it, my lord. Hamlet. 'Tis as easy as lying: govern these ventages with your fingers and thumb, give it breath with your mouth, and it will discourse most eloquent music. Look you, these are the stops.

Guildenstern. But these cannot I command to any utterance of harmony; I have not the skill.

Hamlet. Why, look you now, how unworthy a thing you make of

me! You would play upon me; you would seem to know

my stops; you would pluck out the heart of my

mystery; you would sound me from my lowest note to

the top of my compass: and there is much music,

excellent voice, in this little organ; yet cannot

you make it speak. Sblood, do you think I am

easier to be played on than a pipe? Call me what

instrument you will, though you can fret me, yet you

cannot play upon me. * * *

Гильденстерн. Но я не знаю, как за это взяться.

Гамлет. Это так же просто, как лгать. Перебирайте отверстия пальцами, вдувайте ртом воздух, и из нее польется нежнейшая музыка. Видите, вот клапаны.

Гильденстерн. Но я не знаю, как ими пользоваться. У меня ничего не выйдет. Я не учился.

Гамлет. Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто все мои ноты снизу доверху вам открыты. А эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя7.

В пьесах Шекспира немало музыкальных эпизодов, которые не участвуют непосредственно в действии, а зачастую звучат между сценами (антракты, интермедии, пантомимы и прочее).

7 Перевод Б. Пастернака.

В театре эпохи Шекспира применялись, в основном, английские и итальянские музыкальные инструменты, которые драматург, видимо, знал и умело использовал. При сценах выборов королей, при входе вельмож и посланников применялись трубы, исполняющие фанфары, они также использовались в начале пролога, в конце эпилога и в самых важных моментах. Например, ремарка из «Гамлета»: «Трубы. Входят король и королева».

Фанфары возвещают приход и уход королей, полководцев, сопровождают торжественные процессии, гремят, поддержанные барабанами, в боях и сражениях. Шекспир использует трубу в уже упоминавшейся сцене поединка Эдгара с Эдмундом в «Короле Лире». Можно представить, что Вагнер, сочиняя призыв глашатаев в сцене суда в I действии оперы «Лоэн-грин», использовал сходный приём троекратного повторения сигнала духовых из этой шекспировской сцены (V акт сцена 3):

A trumpet sounds

Herald. [Reads] If any man of quality or degree within the lists of the army will maintain upon Edmund, supposed Earl of Gloucester, that he is a manifold traitor, let him appear by the third sound of the trumpet: he is bold in his defence. Edmund. Sound!

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кабалевская, Ярослава Александровна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ На русском языке

1) Адамян А. Принципы поэтики Шекспира в музыке // Статьи об искусстве. М., 1961.

2) Аксенов И. Бен Джонсон. Жизнь и творчество // Елизаветинцы. М., 1938.

3) Аксенов И. Шекспир: Статьи. М., 1937.

4) Александрова В., Бронфин Е. Ян Сибелиус. М., 1963.

5) Альшванг А. П.И.Чайковский. М., 1967.

6) Аникст А. Шекспир. ЖЗЛ. М., 1964.

7) Аникст А. Шекспир в музыке // Советская музыка. 1959 № 7.

8) Аникст А. Ремесло драматурга. М., 1974.

9) Аникст А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

10) Асафьев Б. Избранные труды в 5-ти томах. Т. 2. М., 1954.

11) Асафьев Б. Композиторы первой половины XIX в. М., 1959.

12) Балакиревы. Воспоминания и письма. Л., 1962.

13) БаргМ. Шекспир и история. М., 1979.

14) Бартошевич А. Комическое у Шекспира. Лекция по спецкурсу «Шекспир» для студентов театроведческого факультета театрального вуза. М, 1975.

15) Бартошевич А. Мирозданью современный // Театральная правда. Сборник статей. Тбилиси, 1981.

16) Бартошевич А. Поэтика раннего Шекспира. М., 1987.

17) Бартошевич А. Шекспир на английской сцене. Конец XIX -1 половина XX вв. М, 1985.

18) Бартошееич А. Шекспир в современных одеждах // «Советская культура» 1988, 9 июня.

19) Бартошееич А. Шекспировская Англия. XX век. М., 1994.

20) Белинский В. Пантеон русского и всех европейских театров (О переводе «Бури» Шекспира). Полн. собр. соч., т. 4. М., 1954.

21) Булгаков А. Раннее знакомство с Шекспиром в России / Театральное наследие. Л., 1934.

22) Булгаков А. Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма. Л., 1929.

23) Бэлза И. Очерки развития чешской музыкальной классики. М.-Л., 1951.

24) Бэлза И. Памяти Я. Сибелиуса. // «Сов. музыка», 1957, №11.

25) Берлиоз Г. Избранные письма. I том - 1819-1852 гг., II том - 1853-1868 гг. Л., 1984.

26) Берлиоз Г. Избранные статьи / перевод с франц. М., 1962.

27) Берлиоз Г. Мемуары. М., 1967.

28) Булычева А. Сады Армиды. М.,2004.

29) ВорбсГ. Феликс Мендельсон-Бартольди. М., 1966.

30) Воспоминания о Р.Шумане / Сост. О.В.Лосева. М., 2000.

31) Гарин И. Пророки и поэты. М.. 1996.

32) ГервинусГ. Шекспир.2-е изд. Т. 1-4. СПБ, 1877-78.

33) Гёте И. Страдания молодого Вертера. Вильгельм Мейстер // Стихотворения и поэмы. М., 2004.

34) Гилилов И. Игра об Уильяме Шекспире или тайна великого Феникса. М., 2000.

35) Глушкова А. Музыка как компонент драматического спектакля. Дипл. раб. М., 1983.

36) Гозенпуд А. Музыкальный театр в России от истоков до Глинки. Л., 1959.

37) Грубер Р. Шекспир и современная ему музыка. История музыкальной культуры, T.II, ч.2. М., 1959.

38) Декабрьские вечера Святослава Рихтера. М., 2005.

39) Должанский А. Музыка Чайковского. Л., 1960.

40) Доброхотов Б. Александр Алябьев. М., 1966.

41) Драйден Дж. Эссе о драматической поэзии // Литературные манифесты западноевропейских классицистов, М., 1980.

42) Ежегодник императорских театров. 1909, вып.4.

43) Жажело Е. Программные увертюры Гектора Берлиоза. Курс. Раб. МГК. Научн. рук. Коженова И.В. М., 2000. Рукопись.

44) Захаров Н. У истоков русского шекспиризма: А. П. Сумароков, M. Н. Муравьев, H. М. Карамзин (к 445-летию со дня рождения Шекспира) / Шекспироские штудии - 13. М., 2009.

45) История английской литературы. Вып. 2. Т.1. М., 1945.

46) История всемирной литературы. Т. 3. М., 1985.

47) История зарубежной музыки. Вып. 5 М., 1988.

48) Кабалевский Д. Встреча с Сибелиусом // Сов. искусство, 7.12.1945.

49) Келдыш Ю. Композиторы петербургской и московской школ. Аренский. // История русской музыки. Т.9. М., 1981.

50) Келдыш Ю. Чайковский. // История русской музыки. Т.8. М., 1981.

51) Кириллина JI. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2 т. М., 2009.

52) Кириллина Л. Лючано Берио // XX век. Зарубежная музыка. Очерки и документы. Вып.2. М., 1995.

53) Ковнацкая JI. Английская музыка XX века. М., 1986.

188

54) Коженова И. Вопросы тематизма и развития в эпическом симфонизме Сибелиуса (II симфония). // Проблемы организации музыкального произведения. Сб. научн.трудов. М., 1979.

55) Коженова И. Национальное своеобразие симфонизма Сибелиуса. Автореф. дисс... канд. иск. М., 1990.

56) Коженова И. Театральная музыка Я. Сибелиуса // Русско-скандинавские культурные и художественные связи. Тезисы докладов международной научной конференции 2001 г.

57) Козинцев Г. Время трагедий. М., 2004.

58) Козинцев Г. Из неосуществленных постановок: «Буря» / Искусство кино, 1975.

59) Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир / Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.З. Л., 1983.

60) Коломийцев В. К.-М. фон Вебер. К 100-летию смерти. Л., 1927.

61) Комарова В. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989.

62) Комарова В. Творчество Шекспира. С-Пб, 2001.

63) Комарова В. Шекспир и Монтень. Л., 1983.

64) Конен В. Пёрселл и опера. М., 1978.

65) Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975.

66) Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. М., 1976.

67) Коптяев А. Финляндские впечатления. Сибелиус // Музыкально-критические статьи. II сборник СПб, 1908.

68) Komm Я. Шекспир - наш современник. СПб., 2011.

69) Кох М. Шекспир. М., 1888.

70) КрасовскаяВ. Западно-европейский балетный театр. Л., 1979.

71) Краткая литературная энциклопедия. М., 1975. Т.8. Шекспир.

72) Ландовска В. О музыке. М., 2005.

73) Левашова Е. Алябьев // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М. 1958.

74) Левашова Е. Новое о «северном певце». // «Советская музыка». 1968 № 5.

75) Левин Ю. Русские переводы Шекспира // Мастерство перевода. М.,1966.

76) Ленский А. Статьи, письма, записки. М.-Л., 1935.

77) Ливанова Т. Шекспир и музыка. // «Советская музыка» 1964 № 5.

78) Литвинова Ы. Оправдание Шекспира. М., 2008.

79) Липкое А. Шекспировский экран. М., 1975.

80) Лосева О. Шуман и оперный театр // Советская музыка. 1985. № 8.

81) Луначарский А. Социализм и искусство (Отношение Шекспира к искусству. «Буря») / Театр и революция. Сб. ГИЗМ, 1924.

82) Луначарский А. Шекспир и его век // История западно-европейской литературы в её важнейших моментах. СС. Т.4. М., 1964.

83) Луценко Е. Музыкальная техника шекспировского стиха // Вопросы литературы. №3, 2008.

84) Мазелъ Л. Исследования о Шопене. М., 1971.

85) Мерчент У. Шекспир и художник. 1959.

86) Милъштейн Я. Лист. В 2х томах. М., 1971.

87) Мокульский С. История западно-европейского театра. М., 1936.

88) Монтенъ Ы. Опыты. М., 1991.

89) Морамарко Ы. Масонство в прошлом и настоящем. М., 1990.

90) МорозовМ. Избранное. М., 1979.

91) МорозовМ. Театр Шекспира. М., 1984.

92) Моруа А. Джордж Гордон Байрон. М., 1982.

93) Музыка Австрии и Германии XIX века. Вып.1. // С.Н.Питина. К.М.-фон Вебер. М., 1975.

94) Мюллер В. Драма и театр эпохи Шекспира. Л., 1925.

95) Назайкнский Е. Стиль и жанр в музыке. М., 2003.

96) Николаева Н. Людвиг ван Бетховен. Фортепианные сонаты.// Музыка французской революции XVIII века. Бетховен. М., 1967.

97) Николаева Н. Симфонии Чайковского. М., 1958.

98) Николаева Н. Симфония Чайковского «Манфред». М., 1959.

99) Нормет Л. Классик финской музыки // Сов. музыка. 1965. № 12.

100) Обрам В. Г. Берлиоз. Л., 1964. Ш)Оден У. Лекции о Шекспире. М., 2008.

102) Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М., 1964.

103)0 Шекспире. Высказывания выдающихся деятелей // Искусство и жизнь. М., 1939, № 4.

104)Пажитнов Л. А. П. Ленский. М., 1988,

105)Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989.

106)Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

Ю7)Рацкий И. «Буря» В.Шекспира. // Классическое искусство Запада. Сб. М., 1973.

ХЩРодзянская М. И сделалась великая тишина // Музыкальная жизнь. № 1, 1995.

109)Розанова Ю. П.И.Чайковский.// История русской музыки. Т. I, кн.З.,М., 1981.

ХЩРозенбецкая Е. Музыкальный театр Генри Пёрселла. Дипл. раб. Научн.рук. И.Барсова. Рукопись. 1979.

111 )Роллан Р. Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии. М., 1931.

112 )Роллан Р. Великие творческие эпохи. Бетховен. // Собрание музыкально-исторических сочинений в 9 т. Том VII. М., 1938.

\\Ъ)Роллан Р. СС, т. 14. Вопросы эстетики. Театр. Живопись. Литература. М., 1958.

114)РоммА. Бен Джонсон. Л., 1958.

115)Рубаха Е. Замыслы Бетховена // Музыкальная жизнь. №7/8, 1995.

116) Русская музыкальная газета. 1906, № 41. Аренский А.

1 \1)Рябцева A. Iohannes Doulandus - Annos ludendo hausi // Старинная музыка. 1998/№1.

ХЩСапонов M. Менестрели. М., 1996.

119)Сатин Н. Вступление к шекспировской пьесе // Шекспир В. «Буря». С англ. пер. Н. Сатин. М., 1840.

120)Сеободина А. В Белом зале. // «Советская культура» 1984 №9. 121 )СибелиусЯ. МЭ. 4 изд. «Сов. энциклопедия».

122)Сиделъников JI. П.И.Чайковский. М., 1992.

123) Смирнов А. Творчество Шекспира. Л., 1934.

124)Современный английский театр. Сборник. М., 1963.

125) Соколова Т. Франческа да Римини. Симфоническая фантазия Чайковского. М., 1964.

126)Соллертинский И. Гектор Берлиоз. М., 1932.

\21)Соллертинский И. Шекспир и мировая музыка // Исторические этюды. Л., 1963.

128) Стасов В. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1952.

192

129) Стасов В. Избранные статьи о музыке. Л.-М., 1949.

130)Стравинский - публицист и собеседник // сост. и коммент. В.Варунца. М., 1988.

131) Ступелъ А. Сибелиус. Л., 1963.

132) Ступников И. Английский театр. Конец XVII - начало XVIII века. Л., 1986.

133) Ступников И. Дэвид Гаррик. Л., 1969.

134)Тавастшерна Э. Сибелиус. Ч. I, И. М., 1981.

135) Танеев С. Дневники в 3-х томах. Т.Ш. М., 1981.

136) Толстой Л. О Шекспире и о драме. СС в 22 томах. Т.15. М., 1983. 131)Трайлъ И. Общественная жизнь Англии. М., 1898.

13%)Троицкая Г. О драматургии А.Эфроса // Музыкальная академия. 1998. №2.

139)Туманина Н. Чайковский. В 2-х томах. М., 1962.

140) Тургенев И. Степной король Лир. ПСС, т.8. М., 1981. 141 )ТюлинД. Произведения Чайковского. М., 1973.

142)Уайтхед Д. Шекспир, Бэкон, Марло - кто же? / Серьезные забавы. М., 1986.

143) Узин В. Последние пьесы Шекспира / Шекспировский сборник. ВТО, 1947.

144) Уильям Шекспир. «Буря». Перевод Аполлона Григорьева. М, «Белый город».

145)Уильям Шекспир. Пьесы в переводе Михаила Кузмина. М., 1990.

146) Усубова Н. Фортепианные произведения Аренского и их исполнение. Исполнительская дисс. на соиск. уч. степени кандидата искусствоведения.

Научн. рук. - А. Б. Гольденвейзер. МГДОЛГК имени П. И. Чайковского. М., 1952.

147) УэстрепДж. Генри Пёрселл. Л., 1980.

148)Хачатурян А. Встречи с финскими друзьями // «Советская музыка», 1955, №8.

149)Холлидей Ф. Шекспир и его мир. М., 1986.

150)Хохловкина А. Берлиоз. М., 1960.

151 )Хохловкина А. Западно-европейская опера конца XVIII-первой половины XIX вв.

152)ЦыпинГ. Аренский. М., 1966.

153) Чайковский П. О программной музыке. М.-Л., 1952.

154)Чернова А. ...Все краски мира, кроме жёлтой. Опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М., 1987.

155^Шапорин Ю. На родине Сибелиуса // Советская музыка. 1955. № 12.

\56)ШведовЮ. Исторические хроники Шекспира. М., 1964.

\ 51)Шекспир У. ПСС в 8-ми томах. М., 1960.

158)Шекспир У: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. М., 1989.

159)Шекспир в меняющемся мире. М., 1966.

160)Шекспир и музыка. Сборник статей под редакцией С. Богоявленского. Л., 1964.

\6Х)Шекспир У. Комедии и трагедии. Перевод О.Сороки. М., 2001.

162)Шекспир в мировой литературе. Сборник статей. М.-Л., 1964.

163)Шекспир на сцене и на экране. М., 1970.

164)Шекспировская энциклопедия. Ред. Стэнли Уэллса. М., 2002.

165)Шекспировские чтения 1967 г. М., 1981.

166)Шекспировский чтения 1977 г. М., 1980.

167)Шекспировские чтения 1984 г. М., 1986.

168)Шекспировский сборник. ВТО, 1961.

169)Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография. М., 1985. ПЩШипулинский Ф. Шекспир-Ретленд. М., 1924.

111)Шитова В. Шекспир в музыке. // «Советская музыка» 1959 №7.

112)Шостакович Д. Сборник. Составитель Г.Ш.Орджоникидзе. М., 1967. \1Ъ)Шоу Б. О драме и театре. М, 1953.

\14)Штейнпресс Б. Страницы из жизни А.А.Алябьева. М., 1956. 115)Юзефович В. Симфония «Гарольд в Италии» и её автор. М., 1972. \16)Юткевич С. Шекспир и кино. М., 1973.

На иностранных языках

177)Abraham G. Sibelius, a Sumposium, London, 1947.

178)Armstrong E. Shakespeare's imagination: a study of the psychology of Association and inspiratioin, 1946.

\19)Arundell D. Purcell. London, 1927.

1 ЩВагпсеШ J.-P., Weinstein L. E. Chausson, the composer's life and works, London, 1950.

l&l) Bailey L. Gilbert and Sullivan, NY (2-е изд.) 1957.

182)Boustead A. Music to Shakespeare. New-York, 1964.

183)Britannica: The New Enciclopasdia Britannica. Micropasdia. V.10.

184)Britannica: The New Enciclopasdia Britannica. Macropsedia. V.27.

185)Buchenan J. Shakespeare on silent film. University of York, 2009.

195

186) Chambers E. W.Shakespeare. A study of facts and problems. V.l-2, 0xf.,1930.

187) Cowling G. Music in Shakespearian stage. Cambridge, 1913.

188)Cummings W. Purcell. F.S.A. London.

189)Dean W. Shakespeare in Music. 1964.

190)Dent E. Foundations of English opera. A study of musical drama in England during the seventh century. London, 1962.

191 )DoughtieE. English Renaissance song. Boston, 1986.

\92)Elson L. Shakespeare in music; a collation of the chief musical allusions in the plays of Shakespeare, with an attempt at their explanation and derivation, together with much of the original music. Boston, 1901.

193)Findon B. A. Sullivan and his operas, L. 1908.

194) Gilbert and Sullivan : Papers presented at the International conference, held at the University of Kansas in May 1970 / Ed. by James Helyar Lawrence, Kansas, 1971.: University of Kansas publications.

195)Gooch B., Thatcher D., eds.: A Shakespeare Music Catalogue. Oxford, 1991.

196) Gray C. Sibelius. London, 1938.

\91)Harley J. Music in Purcell's London. London, 1968.

198)Helasvuo V. Sibelius and the Music of Finland. Helsinki, 1957.

199)Hughes G. The music of Sullivan, L. 1960.

200) Jacobs. Arthur Sullivan: a Victorian musician Oxford : Oxford Univ. Press, 1984.

201 )Leitzmann A. Ludwig van Beethoven. B. II. Leipzig, 1921.

202)Lenz W. Beethoven. Eine Kunststudie Bd. 1-5. Bd.2. Kassel-Hamburg, 1855-1860.

203)LongJ. Music in English renaissance drama. Lexington, 1968.

196

204)LawrenceA. Sir A. Sullivan. Life-story, Chicago 1900.

205)Manifold J. The music in English Drama from Shakespeare to Purcell. London, 1965.

206)Moore R. Henry Purcell and the Restoration Theatre. London, 1961.

207)Music in English Renaissance drama. Lexington, 1968.

20$)Nailor E. Shakespeare and Music. London and Toronto, 1931.

209)NailorE. Shakespeare Music. II edition. 1928.

210)Ostrovsky W. A forgotten meaning of «The Tempest» // Poland's homage to Shakespeare. Warszava, 1969.

2\l) Pottison B. Literature and music in the Age of Shakespeare // Proceedings of the Musical Association. Session 60. 1933-1934. London, 1934.

212)Ringbom N.-E. Jean Sibelius. Oklahoma, USA, 1954.

213)Reinhold S. Henry Purcell. Leipzig, 1955.

2\A)Shakespeare W. The Tempest. Ed. By H.H. Furness. Philadelphia, 1982.

215)Spencer Hazlton. The art and life of Shakespeare, New York, 1938.

216)Stoianova I. Luciano Berio: Chemins en Musique. Paris, 1985.

217)Styles Ph. The commonwealth: «degree, priority and place» // Shakespeare in his own age. Shakespeare survey. 1964. Vol. 17.

218)The Oxford history of music, vol.111. London - NY., 1938.

219) Tippet M. A symposium on his 60th birthday. Ed. by I.Kempl, 1965.

220) Traversi D. Shakespeare: the last phase. London, 1965.

221)Twentieth century interpretations of the Tempest. A coll. of critical essays. Englewood Cliffs, New Jersey, (cop. 1969).

222) VipontE. Henry Purcell and his Times. London, 1959.

223) Wells S. Shakespeare: A dramatic life. London, 1994.

224) Wilson C. Shakespeare and Music. London, 1922.

225) Wilson C. Shakespeare's use of music. // The New Grove Dictionary of Music and Musicions. Vol. 23.

226) Zimmermann F. Henry Purcell. London-NY, 1968.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.