Биографический метод Ж.-П. Сартра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Гасилин Андрей Викторович

  • Гасилин Андрей Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБУН Институт философии Российской академии наук
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 153
Гасилин Андрей Викторович. Биографический метод Ж.-П. Сартра: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГБУН Институт философии Российской академии наук. 2021. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гасилин Андрей Викторович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ__3

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ__17

1.1. Семейная диспозиция и кризис идентичности__23

1.2. Роль феноменологических исследований в формировании метода__36

1.3. Проблема автобиографизма в «Дневниках странной войны»__49

1.4. Социально-политические аспекты концепции «вовлечённости»__55

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ТЕХНИКИ БИОГРАФИРОВАНИЯ__64

2.1. Психоаналитические рецепции в биографии «Бодлер»__66

2.2. Инверсия буржуазной этики в биографии «Святой Жене. Комедиант и мученик»__82

2.3. Прогрессивно-регрессивный анализ как методологическая

основа биографии «Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857»__102

2.4. Логика и генезис сартровского метода__125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__136

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Биографический метод Ж.-П. Сартра»

ВВЕДЕНИЕ

Философия Жан-Поля Сартра необычайно многогранна, круг его интересов в разные периоды жизни включал в себя проблемы психологии, эпистемологии, онтологии, философии искусства, политической и социальной философии, этики, эстетики, философии языка. Самобытный стиль французского мыслителя складывался под влиянием и в полемике с философией жизни, феноменологией, неогегельянством, картезианством, психоанализом, философской герменевтикой, марксизмом и структурализмом. Впрочем, в сартровской концептуальной полифонии есть своего рода лейтмотив. Через всё творчество Сартра красной нитью проходит проблема Свободы: так или иначе она присутствует во всех его работах — философских, публицистических, критических и художественных. Как Свобода сочетается с необходимостью? Каковы онтологические основания Свободы? Как моя Свобода соотносится со Свободой Другого? Как согласуется индивидуальная Свобода с целями отдельных групп и общества в целом? На протяжении всего творческого пути Сартр обращался к этим вопросам, избегая отстранённых спекуляций, черпая материал в конкретном жизненном опыте — личном, межличностном, социальном, историческом. Среди многочисленных проблем, которые Сартр рассматривал в связи с темой Свободы, наиболее характерной для его стиля философствования является проблема Свободы как основного условия формирования творческой идентичности. Ещё в детстве обнаружив в себе склонность к литературному творчеству и уверившись в будущности великого писателя, Сартр рассматривал именно литературу в качестве привилегированного поля творческой реализации; проблема формирования творческой идентичности отнюдь не была для него чем-то отстранённым и умозрительным, помимо прочего, её решение позволяло ему прояснить и собственную творческую стратегию.

Заметим, что творчество отдельного автора, по мнению Сартра, нельзя свести к корпусу его сочинений: исследование предпосылок и мотивов, лежащих в основе его литературной деятельности, требует детальной реконструкции сложной ткани жизненного опыта, из которой вырастает творческий проект. Отсюда возникает масштабная теоретическая задача: разработка особого биографического метода, позволяющего описать формирование и развитие творческого проекта в самых разнообразных перспективах — феноменологической, психоаналитической, социально-политической, литературоведческой и пр. При этом, используя словосочетание «биографический метод» применительно к философскому творчеству Сартра, исследователь с самого начала сталкивается с рядом серьёзных трудностей. Первая трудность заключается в том, что сам Сартр никогда ничего не говорил о наличии у него единого биографического метода, хотя

роль биографий в его творчестве трудно переоценить: достаточно отметить, что одной из самых объёмных и трудных для понимания работ философа стала трёхтомная биография Гюстава Флобера, своеобразная сумма всего его творчества, в которой сошлись воедино философская, литературная и критическая линии.

Вторая трудность заключается в том, что самому Сартру не была чужда методологическая рефлексия: в его собственных сочинениях можно найти немало рассуждений методологического характера, в том числе и напрямую касающихся проблем биографизма. С этим обстоятельством связан соблазн суммировать методологические замечания философа в некоторой систематической реконструкции, выдав её за сам сартровский метод. Подобное суммирование, будучи проведённым последовательно и достаточно скрупулёзно, — принимая во внимание основные источники сартровской мысли, учитывая социально-политические условия формирования его философских идей, — было бы вполне оправдано и плодотворно с точки зрения сугубо историко-философской. Но, если рассматривать сартровский биографический метод не только как способ репрезентации, но и как средство реализации творческой свободы — свободы самого Сартра как автора — подобный подход вряд ли можно признать исчерпывающим. Гораздо более многообещающей выглядит установка, в рамках которой сартровские методологические выкладки могут рассматриваться в качестве своего рода свидетельских показаний, обязательных для рассмотрения, но, тем не менее, требующих детальной проверки и критического переосмысления.

Третья трудность заключается в следующем. Ввиду принципиальной незавершённости сартровской методологии, постановка вопроса о его методе, теснейшим образом связанная с вопросом о смысле его собственного творческого проекта, выходит за рамки указанной рефлексивной установки. Главное препятствие, которое стоит перед Сартром вполне естественно — это принципиальная незаконченность его собственного творческого пути, который принципиально не мог быть схвачен «изнутри». Только наличие определённой временной дистанции даёт исследователю возможность рассматривать творчество Сартра и его методические установки с точки зрения, которую В.А. Подорога называет позицией исключённого наблюдателя1 , для которой характерно, прежде всего, выведение за скобки аксиологического измерения человеческого опыта, а также предпочтение аналитических методов исследования синтетическим. В данном случае исключённое наблюдение должно быть нацелено, прежде всего, на выявление скрытого плана сартровского биографического опыта, лежащего в основе его системы философских категорий и ключевых антропологических концепций.

1 Подорога В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. СПб., 2017. С. 18-28.

Впрочем, вводя в качестве исходного условия исследования упомянутый принцип «исключённого наблюдения», мы уже занимаем определённую исследовательскую позицию, сформировавшуюся в рамках аналитической антропологии — с этим связана четвёртая и, пожалуй, основная трудность нашего исследования. Дело в том, что методологическая база самой аналитической антропологии не является эксплицитно проявленной, представляя собой совокупность исследовательских принципов, этических и когнитивных установок, содержащихся явным и неявным образам в работах основателя этого направления Валерия Подороги и других его представителей, высказанных в рамках регулярных семинаров сектора аналитической антропологии, а также в ходе многочисленных публичных мероприятий и интервью. Таким образом, реконструкция сартровского биографического метода одновременно предполагает и прояснение методологических оснований самой аналитической антропологии, а исследователь вынуждено занимает позицию методолога второго порядка, реконструирующего один философский метод через прояснение другого.

Нашу задачу несколько облегчает специфика подхода к интерпретации биографического материала, характерная для работ В.А. Подороги; рассматривая творчество Франца Кафки, Марселя Пруста, Андрея Платонова, Сергея Эйзенштейна и других крупных авторов, Подорога уделяет особое внимание способам организации архивного материала и техникам взаимодействия с ним. Такой подход позволяет нам абстрагироваться от многочисленных «ипостасей» Сартра — в своём исследовании мы сосредотачиваемся, в первую очередь, на Сартре-архивисте и на тех философских техниках, которые он использует при работе с авторскими архивами. Отметим, что В.А. Подорога выделяет три типа архивистов. Во-первых, это Архивист-1, «...отождествляющий себя со своим героем, доверяющий всем обнаруженным свидетельствам, которые говорят в пользу гениальности "его" автора.»2 Во-вторых, это Архивист-2 или архивист «по профессии», который «.старается быть объективным, придирчиво относится ко всем документам, что попадают ему в руки.»3 И наконец, это Архивист-3, характерный тем, что он «.отыскивает нужный архивный материал, чтобы рассказать историю, прежде не рассказанную.» 4 Иными словами, Архивист-3 выступает, прежде всего, в качестве интерпретатора, использующего архивный материал для конструирования нарратива, в котором объект интерпретации раскрывается с новых, доселе неизвестных сторон. Сартра Подорога причисляет именно к последнему типу архивистов, замечая, что «.наравне с З. Фрейдом и Э. Эриксоном, Сартр создал новые стандарты и правила, которых трудно придерживаться.» 5

2 Подорога В.А. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. М., 2017. С. 28.

3 Там же.

4 Там же. С. 29.

5 Там же.

Собственно, на выяснение этих «стандартов и правил», явным и неявным образом организующих биографические работы Сартра, а также на прояснение специфики самого сартровского подхода к биографированию и нацелено наше исследование.

Актуальность исследования. Среди всего творческого наследия Жан-Поля Сартра наименее изученными в нашей стране остаются его литературоведческие работы, посвящённые творчеству французских писателей. Досадное невнимание к сартровским биографиям среди отечественных исследователей обусловлено, помимо прочего, их малой доступностью: до сих пор переведена лишь ничтожная часть биографических работ Сартра, включая биографию Шарля Бодлера "Baudelaire" (1947)6 и часть первой книги монументальной биографии Гюстава Флобера "L'Idiot de la famille" (1971-1972)7. Свыше двух тысяч страниц последней, а также блестящие биографии "Saint Genet, comédien et martyr" (1952)8 и "Mallarmé, la lucidité et sa face d'ombre" (1986) 9 , посвящённые жизни и творчеству Жана Жене и Стефана Малларме, остаются недоступными для русскоязычного читателя.

Между тем, биографические работы Сартра, разительно отличаясь как от документальных биографических исследований, так и популярных художественных биографий, представляют собой исключительный интерес для философской антропологии. Сартровский биографический метод представляет собой философскую альтернативу традиционным стратегиям биографирования, нацеленным на хронологически упорядоченное описание наиболее значимых вех жизни и творчества избранных героев. В понимании Сартра, это сугубо «позитивистское» понимание биографизма представляет собой лишь подготовительный этап полномасштабного биографического анализа, подразумевающего скрупулёзную герменевтическую работу, многоуровневое биографическое истолкование, которое нацелено на раскрытие за рядом документальных свидетельств некой суммирующей целостности, представляющей жизненный путь человека в перспективе единого творческого Проекта. Таким образом, биограф-аналитик выступает у Сартра не столько рассказчиком и интерпретатором, сколько толкователем и дешифровщиком, использующим традиционные приёмы биографического анализа — социально-исторический анализ, патографию, психоанализ, структурный анализ и пр. — в качестве вспомогательных средств для решения основной задачи — описания человеческого бытия во всем многообразии жизненного опыта.

В своём исследовании мы отталкиваемся от предположения, что биографический метод Сартра не только представляет собой практическое приложение его философской антропологии,

6 Sartre J.-P. Baudelaire. Paris, 1948.

7 Sartre J.-P. L' idiot de là famille: Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T1. Paris, 1971.

8 Sartre .J.-P. Saint Genet, comédien et martyr. Paris, 1967.

9 Sartre .J.-P. Mallarmé: La lucidité et sa face d'ombre. Paris, 1986.

но также является своеобразной суммой его личного, философского, литературного и критического творчества. Из приведённого предположения вытекает два уровня исследования проблемы: биографический уровень, на котором мы исследуем влияние конкретных жизненных ситуаций на формирование сартровского подхода к анализу биографического материала, и критический уровень, на котором рассматривается практическое применение биографического метода на материале конкретных биографических работ, выявляются основные приёмы, используемые автором при анализе биографического материала, формулируются ключевые темы и прослеживается место последних в сартровской философской антропологии.

Объектом исследования является проблема биографизма в философской антропологии Сартра.

Предметом исследования является биографический метод Сартра. Под биографическим методом мы понимаем не только и не столько совокупность законченных приёмов и техник, используемых для организации и интерпретации биографического материала, сколько специфику авторского подхода к проблеме биографизма, непосредственно вытекающую из собственного жизненного опыта автора, с одной стороны, и теоретических установок, с другой. Конкретные способы имплементации биографического метода рассматриваются на примере трёх сартровских биографий: «Бодлер», «Святой Жене. Комедиант и мученик» и «Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857». Выбор данных сочинений обусловлен, в первую очередь, их доступностью в разных языковых версиях — частично русскоязычных, а также франкоязычных и англоязычных, что позволяет проводить детальные сопоставления избранных фрагментов.

Степень научной изученности проблемы. При рассмотрении имеющейся в нашем распоряжении научной литературы по указанной тематике, бросается в глаза необычайный дефицит русскоязычных исследований по философии Сартра в целом. С 60-х годов прошлого века в России было издано не более десятка монографий, посвящённых сартровской философии. Тем более крайне мало исследований, посвящённых проблеме биографии в творчестве Сартра и его биографическому методу. Впрочем, определённые наработки в этом направлении всё же имеются.

Первая попытка представить целостный подход к философии Сартра была реализована в работе М.А. Кисселя «Философская эволюция Ж.П. Сартра» (1976)10 . Автор данной работы рассматривает в качестве центральной темы ранних сочинений Сартра проблему судьбы. Явным недостатком данной работы, с нашей точки зрения, является полное отсутствие в нем анализа послевоенной литературной критики Сартра, а также целого ряда крупных работ 60-х годов. В

10 КиссельМ.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., 1976. 237 с.

целом, монографию Кисселя можно назвать обзорной: она позволяет проследить развитие некоторых сартровских концепций, но оставляет за скобками вопрос об условиях их формирования.

Весьма ценным для нашей работы русскоязычным исследованием по данной теме является монография Л.И. Филиппова «Философская антропология Жан-Поля Сартра» (1977)11. Помимо прочего, в книге представлен детальный анализ методов французского философа. В частности, показано влияние, которое оказала на его экзистенциальную антропологию феноменология Э. Гуссерля, рассмотрены ключевые понятия и принципы экзистенциального психоанализа, описан в общих чертах его прогрессивно-регрессивный метод. Хотя исследование Филиппова стоит признать гораздо более скрупулёзным и гораздо менее идеологически пристрастным, чем работу его предшественника, биографический метод Сартра Филиппов также не принимает в рассмотрение, концентрируясь на более традиционных с точки зрения истории философии аспектах его творчества.

Если обратиться к публикациям последних десятилетий, то здесь, на фоне общего дефицита специальных исследований, стоит, в первую очередь, отметить книгу Н.И. Полторацкой «Меланхолия Мандаринов. Экзистенциальная критика в контексте французской культуры» (2000)12 В данной работе исследуется проблема влияния эстетических теорий, выдвинутых в рамках французской экзистенциальной традиции, на последующее развитие французской философии искусства в русле постмодернистской традиции. В контексте нашего исследования особого внимания заслуживает пятая глава книги, где обсуждаются критические сочинения Сартра в контексте проблемы развития биографического жанра во Франции XX века. Будучи ценным источником сведений о сартровских биографических работах, данное исследование также позволяет проследить их взаимосвязь с герменевтической, психоаналитической и структуралистской традициями. К недостаткам данной работы следует отнести её преимущественно обзорный, а не аналитический характер, а также фактическое вынесение автором за скобки ключевой на наш взгляд проблемы соотношения в творчестве Сартра автобиографического представления и биографического описания.

Ещё одним ценным источником, позволяющим проследить взаимосвязь философского и литературного аспектов творчества Сартра в контексте его биографии, является монография Л.Г. Андреева «Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век»13. Помимо увлекательного стиля изложения и обилия малоизвестных отечественному читателю биографических подробностей,

11 Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М., 1977.

12 Полторацкая Н.И. Меланхолия Мандаринов. Экзистенциальная критика в контексте французской культуры. СПб., 2000. 415 с.

13 Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век / Л.Андреев. - М. : Гелеос, 2004.

книга Андреева ценна наличием обзора содержания основных работ, относящихся к его литературной критике. Хотя проблема сартровского биографического метода остаётся чужда исследователю, определённый задел для её разработки он всё же создаёт.

Определённую ценность для нашего исследования представляет сборник статей «Ж.-П. Сартр в настоящем времени» (2005)14, выпущенный по итогам международной конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге в июне 2005 года. Центральной темой данного сборника стал феномен автобиографизма в литературе и философии Сартра. В сборнике представлено множество статей, посвящённых биографическим аспектам творчества Сартра — как литературного, так и философского.

Обращаясь к иноязычной научной литературе по данной тематике, мы обнаруживаем целый ряд специальных исследований, посвящённых проблеме биографизма в работах Сартра, а также его литературной критике. Наиболее ценными для нас являются монографии: «Claude Burgelin présente "Les mots" de Jean-Paul Sartre» (1994)15 с комментариями Клода Буржлена (Claude Burgelin), «Le Pacte autobiographique» (1975)16 Филиппа Лежёна (Philippe Lejeune), «La première philosophie de Sartre» (2008)17 Алана Флажойе (Alain Flajoliet), «The Philosopher as Literary Critic» (1970)18 Бенджамина Сула (Benjamin Suhl), «The Literary Criticism of Jean-Paul Sartre» (1976)19 Джозефа Халперна (Joseph Halpern), «Sartre & Flaubert» (1981) Хазел Барнс (Hazel Barnes)20 , а также коллективная монография «Analyses & réflexions sur... Sartre "Les mots"» (1996) 21 . Ценнейшим источником сведений о жизни и творчестве Сартра выступают воспоминания Симоны де Бовуар «La force de Page» (1960)22 и «La cérémonie des adieux: suivi d' Entretiens avec Jean-Paul Sartre 1974» (1987)23, а также биография «Sartre» (1985)24 авторства Анни Коэн Солаль (Annie Cohen-Solal) и одноимённая книга25 Натали Монин (Natalie Monine).

Среди указанных работ следует отметить исследование Бенджамина Сула «The Philosopher as Literary Critic» (1970) — первое англоязычное исследование, в котором рассматривается эволюция сартровского подхода к литературоведению на обширном материале, от ранних литературоведческих статей феноменологического периода, посвящённых творчеству Уильяма Фолкнера, Дени де Ружмона, Альбера Камю, до фундаментальной биографии Гюстава Флобера.

14 Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике. СПб., 2006. 240 с.

15 Burgelin C. Claude Burgelin présente "Les mots" de Jean-Paul Sartre. Paris, 1994.

16 Lejeune P. Le Pacte autobiographique // Le Seuil, 1975, № 326. p. 197-243.

17 Flajoliet A. La première philosophie de Sartre. Paris. 2008. 962 p.

18 SuhlB. Jean-Paul Sartre: The philosopher, as a literary critic. New York, 1970. 311 p.

19 Halpern J. Critical fictions: The literary criticism of Jean-Paul Sartre. London. 1976.

20 Barnes H.E. Sartre & Flaubert. Chicago, 1981. 449 p.

21 Analyses & réflexions sur...Sartre "Les mots". Paris, 1996. 127 p.

22 Beauvoir S. La force de l'age. P., 1986. 704 p.

23 Beauvoir S. La cérémonie des adieux: suivi d' Entretiens avec Jean-Paul Sartre 1974. Paris., 1981. 624 p.

24 Cohen-Solal A. Sartre, 1905-1980. - Paris, 1985. 976 p.

25 Монин Н. Сартр. М., 2018. 416 с.

Важной особенностью данного исследования является попытка его автора связать генезис сартровской литературоведческой мысли с его философским творчеством и проследить использование философских концепций в критике и литературе.

Ещё одно важное исследование, посвящённое сартровскому критическому методу представлено в книге Джозефа Хелперна «The Literary Criticism of Jean-Paul Sartre» (1976). Автор данной работы прослеживает развитие сартровской литературной критики от ранних эссе, в которых Сартр представляет писателя в образе героя, использующего язык в качестве оружия и рассматривающего литературу как агрессивную и мужественную форму борьбы, вплоть до работ, написанных в зрелый и поздний периоды, в которых Сартр обращается к более «женственным» аспектам литературного творчества. Особое внимание автор уделяет анализу биографии Флобера «Идиот в семье», в которой Хелперн усматривает принципиальное изменение сартровского подхода. По мнению исследователя, описывая флоберовскую стратегию письма как форму активной пассивности, Сартр и сам переходит в этой работе от активного «мужского» типа письма к пассивному «женскому». Подобная акцентуация на гендерном аспекте сартровского письма является отличительной чертой данного исследования.

Ещё одно объёмное исследование «Sartre & Flaubert» (1981) авторства Хазел Барнс практически целиком посвящённое обзору и анализу сартровского «Идиота в семье». Уникальность подхода Барнс заключается в том, что сартровская тетралогия (биография задумывалась автором как четырёхтомник) рассматривается в качестве своеобразной амальгамы биографической реконструкции, философского трактата, литературоведческого исследования и, что немаловажно, скрытой автобиографии. В качестве материала автор использует не только опубликованные части работы, но и рабочие заметки Сартра, проясняющие специфику его подхода. Пристальное внимание к методологическим аспектам сартровской работы особенно ценно в контексте нашей основной задачи.

Нельзя обойти вниманием и фундаментальное исследование «Les Écrits de Sartre Chronologie, Bibliographie Commentée» (1970) известного биографа Сартра Мишеля Конта, составившего подробнейшую библиографию его трудов; книга включает в себя сотни журнальных и газетных статей, интервью, рецензий. Большая часть представленного материала снабжена точной датировкой и сопровождается соответствующими выписками из архивов. Работа Конта, будучи своего рода путеводителем по сартровскому писательскому архиву, в то же время, содержит множество малоизвестных фактов из жизни Сартра и представляет собой исключительный интерес для нашего исследования.

Тема биографизма и автобиографизма в литературном и критическом творчестве Сартра является одной из центральных тем коллективной монографии «Analyses & réflexions sur... Sartre

"Les mots"» (1996). Помимо прочего, в ней затрагивается проблема автобиографической рефлексии в сартровских художественных произведениях, взаимосвязь сартровских «Слов» с трактатом «Бытие и Ничто» и ранним философским эссе «Трансценденция эго», а также проблема авторского субъекта в автобиографии.

Помимо работ, посвящённых различным аспектам сартровского наследия, в нашем исследовании используются источники по смежным направлениям, таким как психоанализ, феноменологическая психология, философская герменевтика и марксистская социология.

Цель диссертационного исследования — выявить понятийные и структурные особенности биографического метода Сартра на материале его литературоведческих работ.

Для достижения поставленной цели в рамках исследования решаются следующие теоретические задачи:

1) Рассмотреть условия формирования биографического метода в сартровской семейной ситуации; проследить взаимосвязь между ключевыми фигурами сартровского семейного окружения, с одной стороны, и характерными темами сартровского биографического анализа, с другой.

2) Проверить биографические материалы, посвящённые раннему периоду сартровского творчества (30-е гг. XX в.) на предмет предпосылок сартровского интереса к теме биографизма. Выявить характерные особенности сартровского понимания задач и целей феноменологии, заимствованные биографическим методом.

3) Проследить этапы формирования биографического метода на материале работ 40-х годов, в частности, «Дневников странной войны», установить взаимосвязь автобиографической линии сартровских работ с биографической;

4) Прояснить социально-политический контекст сартровской концепции «ангажированной литературы» и степень её влияния на дальнейшее развитие техник анализа биографического материала. Выявить специфику использования марксистской социальной критики в сартровских биографических работах.

5) Выделить методологические и понятийные особенности сартровского проекта экзистенциального психоанализа, оказавшие влияние на формирование его биографического метода, используя в качестве материала биографическую работу «Бодлер». Сформулировать общие установки сартровского подхода к психоанализу, отличающие его от традиционных психоаналитических направлений.

6) Выявить методологические особенности использования экзистенциального психоанализа Сартра и его биографического метода в работе «Святой Жене. Комедиант и

мученик», выделить стилистические и структурные особенности данного произведения, имеющие отношение к анализу биографического материала.

7) Определить место социальной критики в сартровской биографии Г. Флобера «Идиот в семье». Оценить значение и рассмотреть место прогрессивно-регрессивного анализа в развитии сартровского биографического метода.

8) На материале рассмотренных биографических сочинений сформулировать основные структурные особенности сартровского биографического метода, выявить основные приёмы и общие тенденции его развития.

9) Выявить основные принципы сартровской техники биографирования: проследить использование терминологического аппарата, выявить структуру биографического описания и основные приёмы, составить общую теоретическую схему биографического анализа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гасилин Андрей Викторович, 2021 год

- 82 с.

100. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе. - СПб. : Алетейя, 1999. - 252 с.

101. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия: критически-историческое исследовательское издание. - Ижевск: Ergo, 2018. - 118 с.

102. Фрейд, З. Психоаналитические заметки об одном автобиографически описанном случае паранойи // Фрейд З. Собр. Соч. в 10 тт. Т. 7. Навязчивость, паранойя и перверсия.

- М.: Фирма СТД, 2006. - 335 с.

103. Фрейд, З. Ребёнка бьют // Собр. соч. в 10 т. Т. 7. Навязчивость, паранойя и перверсия. - М. : Фирма СТД, 2006. - 336 с.

104. Фрейд, З. Три очерка по теории сексуальности // Собр. соч. в 10 т. Т. 5. Сексуальная жизнь. - М. : СТД, 2006. - 121 с.

105. Фрейд, З. Фетишизм // Собрание соч. в 10 т. Т. 3. Психология бессознательного. -М. : Фирма СТД, 2006. - 409 с.

106. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. -447 с.

107. Фуко, М. Герменевтика субъекта : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году. - СПб. : Наука, 2007. - 677 с.

108. Фуко, М. Надзирать и наказывать. - М. : Ad Marginem, 1999. - 479 с.

109. Фуко, М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: По ту сторону власти и сексуальности. Работы разных лет. - М. : Магистериум; Касталь, 1996. - 448 с.

110. Хайдеггер, М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. - 452 с.

111. Энафф, М. Маркиз де Сад = Sade : изобретение тела либертена. - СПб. : Гуманит. Акад., 2005. - 447 с.

112. Эриксон, Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. -М.: Медиум, 1996. - 512 с.

113. Юнг, К.Г, Нойманн Э. Леонардо да Винчи и архетип матери // Психоанализ и искусство. - М.: Рейл-бук, Ваклер, 1996. - С. 95-152.

114. Юровская, Э.П. Политическая деятельность Ж.-П. Сартра и его теория "Другого" как ее основание // Проблема "другого голоса" в языке, литературе и культуре : Материалы IV междунар. конф., 27-29 марта 2003 г.. - СПб. : Янус, 2003. - С. 62-66.

115. Adam, C.-C. Analyses & réflexions sur...Sartre "Les mots". - Paris: Ellipses, 1996. -125 p.

116. Archard, D. Marxism and existentialism: The political philosophy of Sartre and Merleau-Ponty / D. Archard. - Belfast : Black staff press, 1980. - 126 p.

117. Barnes, H.E. Sartre. - New York, 1973. - 194 p.

118. Beauvoir, S. La cérémonie des adieux: suivi d' Entretiens avec Jean-Paul Sartre 1974. -Paris.: Gallimard, 1981. - 624 p.

119. Beauvoir, S. Les Mandarins. - Paris: Gallimard, 1954. - 579 p.

120. Beauvoir, S. La force de l'âge. - Paris: Gallimard, 1986. - 704 p.

121. Beauvoir, S. La cérémonie des adieux suivi de Entretiens aves Jean-Paul Sartre. Août-septembre 1974. - Paris : Gallimard, 1981. - p. 305.

122. Beauvoir, S. Memoirs of a dutiful daughter. New York: The world publishing company, 1959. - 368 p.

123. Besançon G. L'Écriture de soi. - Paris: L'Harmattan, 2002. - 196 p.

124. Birchall, I. Sartre and Terror. Sartre Studies International

Vol. 11, No. 1/2, Sartre Today: A Centenary Celebration. New York: Berghahn Books 2005, pp. 251-264.

125. Bonnet, H. Roman et poésie. T. 2: De Malherhe à Sartre: Essai sur les progrès de la conscience esthétique. - Paris: Nizet, 1964. - 156 p.

126. Boschetti, A. Sartre et «les Temps modernes» : une entreprise intellectuelle. - Paris : les Éd. de minuit, 1985. - 326 p.

127. Bourton, W. Sartre : d'un siècle l'autre. - Bruxelles : Labor, 2004. - 176 p.

128. Burgelin, C. Claude Burgelin présente "Les mots" de Jean-Paul Sartre. - Paris: Gallimard, 1994. - 211 p.

129. Cabestan, P., Tomes, A. Le vocabulaire de Sartre. - Paris: Ellipses, 2001. - 62 p.

130. Catalano, J.S. A commentary on Jean-Paul Sartre's "Being and nothingness. - New York, 1974. - 256 p.

131. Cobestan, P. Dictionnaire Sartre. - Paris: Ellipses, 2009. - 542 p.

132. Cohen-Solal, A. Sartre, 1905-1980. - Paris: Gallimard, 1985. - 976 p.

133. Cohen-Solal, A. Sartre. A life. - London: Minerva, 1991. - 591 p.

134. Cohen-Solal, A. Une renaissance sartrienne. - Paris: Gallimard. 2013. - 80 p.

135. Colombel, J. Sartre ou le parti de vivre. - Paris: Grasset. 1981. - 317 p.

136. Contât, M., Deguy, J. Les Carnets de la drôle de guerre de Jean-Paul Sartre : effets d'écriture, effets de lecture // In. Littérature, n°80, 1990. Carnets, cahiers. - pp. 17-41.

137. Contât, M., Rybalka, M. Les écrits de Sartre: Chronologie, bibliographie, commentée. -Paris : Gallimard, 1970. - 788 p.

138. Cranston, M. Sartre. - London : Oliver and Boyd, 1962. - 118 p.

139. Dempsey, P.J.R. The psychology of Sartre, - Oxford: Cork university press, 1950. - 174 p.

140. Desan, W. The Marxism of Jean-Paul Sartre. - New York : Doubleday, 1965. - 320 p.

141. Dictionnaire Sartre. - Paris : H. Champion, 2004. - 542 p.

142. Didier B. Le journal intime. - Paris: Presses universitaires de France,1976. - 199 p.

143. Doubrovsky, S. Autobiographiques: De Corneille a Sartre. - Paris: Presses Universitaires de France, 1988. - 167 p.

144. Flajoliet, A. La première philosophie de Sartre. - Paris: Champion. 2008. - 962 p.

145. Flynn, T. Sartre and Marxist Existentialism: The Test Case of Collective Responsibility. - Chicago : University of Chicago Press, 1984. - 265 p.

146. Freud, S. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud . 24 vols. - London : Hogarth Press, 1961. - 304 p.

147. Fullbrook, K., Fullbrook, E. Simone de Beauvoir and Jean-Paul Sartre : the remaking of a twentieth-century legend. - New York : Basic Books, 1994. - IX-214 p.

148. Gutting, G. The politics of the order of things: Foucault, Sartre, and Deleuze // History and Theory. - 2016. - Iss. 54. - p. 54-65.

149. Gavi, P., Sartre, J.-P., Victor, P. On a raison de se Révolter. - Paris, 1974. - 171 p.

150. Guindey, G. Le drame de la pensée dialectique: Hegel, Marx, Sartre. - Paris : Librairie philosophique J. Vrin, 1974. - 158 p.

151. Halpern, J. Critical fictions: The literary criticism of Jean-Paul Sartre. - London. 1976.

- 171 p.

152. Jameson, F. Sartre: The origins of a style. - London: Presses university de Franc. 1961.

- 228 p.

153. Kojeve, A. Introduction to the reading of Hegel. - Ithaca: Cornell University Press, 1980. - 304 p.

154. Lejeune, P. L'autobiographie en France. - Paris : Armand Colin, 1971. - 272 p.

155. Manceaux, M. Les Maos en France. - Paris : 1972. - 254 p.

156. Noudelmann, F. Dictionnaire Sartre. - Paris : Champion. 2004. - 542 p.

157. Nouveau fascisme, nouvelle démocratie // Les Temps Modernes. 1972. №5. - 414 p.

158. Poster, M. Sartre's Marxism. - Cambridge : Cambridge univ. Press, 1982. - 330 p.

159. Renaut, A. Sartre, le dernier philosophe. - Paris: B. Grasette, 1993. - 249 p.

160. Richmond, S. Magic in Sartre's early philosophy // Reading Satre. On phenomenology and existentialism. - London, New York: Routledge, 2011. - pp. 145-160.

161. Sartre, J.-P. Baudelaire. - Paris: Gallimard, 1948. - 223 p.

162. Sartre, J.-P. Critique de la Raison dialectique. T.1. Théorie des ensembles pratiques. -Paris: Gallimard, 1985. - 921 p.

163. Sartre, J.-P. Cahiers pour une morale. - Paris : Gallimard, 1983. - 600 p.

164. Sartre, J.-P. Esquisse d'une théorie des émotions. - Paris: Hermann, 2011. - p. 124.

165. Sartre, J.-P. La transcendance de l'Ego: Esquisse d'une description phénoménologique. - Paris : Librairie philosophique J. Vrin, 1966. - 134 p.

166. Sartre, J.-P. Les carnets de la drôle de guerre: Nov. 1939 - mars 1940. - Paris: Gallimard, 1995. - 432 p.

167. Sartre, J.-P. Les Chemins de la liberté. T1. L'âge de raison. - Paris: Gallimard. 1958. -315 p.

168. Sartre, J.-P. L'Être et le Néant. Essai d'ontologie phénoménologique. - Paris : Gallimard, 1943. - 722 p.

169. Sartre, J.-P. Saint Genet. Actor and martyr. New York, New American Library. 669 p.

170. Sartre, J.-P. L'idiot de là famille: Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T1. - Paris: Gallimard, 1971. - 1104 p.

171. Sartre, J.-P. L'Idiot de la famille. Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T. 2. - Paris : Gallimard, 1971. - pp. 1108-2136.

172. Sartre, J.-P. L' idiot de là famille: Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T3. - Paris: Gallimard, 1972. - 665 p.

173. Sartre, J.-P. Mallarmé: La lucidité et sa face d'ombre. - Paris: Gallimard, 1986. - 170 P.

174. Sartre, J.-P. Saint Genet, comédien et martyr. - Paris : Gallimard, 2010. - 692 p.

175. Sartre, J.-P. Saint Genet, Actor and Martyr. - New York: Braziller, 1964. - 669 p.

176. Sartre, J.-P. Situations, I: Essais critiques. - Paris: Gallimard, 1964. - 335 p.

177. Sartre, J.-P. Situations, V: Colonialisme et néo-colonialisme. - Paris : Gallimard, 1964. - 253 p.

178. Sartre, J.-P. Situations, VI: Problèmes Du Marxisme. - Paris : Gallimard, 1964. - 384 p.

179. Sartre, J.-P. Situations, IX: Mélanges. - Paris: Gallimard, 1972. - 364 p.

180. Sartre, J.-P. Qu'est-ce que la littérature? - Paris : Gallimard, 1948. - 308 p.

181. Sartre, J.-P. Questions de Méthode. - Paris : Gallimard, 1967. - p. 251 p.

182. Suhl, B. Jean-Paul Sartre: The philosopher, as a literary critic. - New York: Columbia, 1970. - 311 p.

183. Stern, A. Sartre: His philosophy and psychoanalysis. - New York: The Liberal Arts Press, 1953. - 223 p.

184. Vitale, F. Benjamin Constant. Écriture et Culpabilité. - Genève: Droz, 2000. - 226 p.

185. White, E. Jean Genet. - Paris : Gallimard, 1993. - 685 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.