Библиотека как фактор сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Матвеева, Елена Анатольевна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Матвеева, Елена Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ
Гл.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 13-69 КУЛЬТУРЫ
§ 2. Проблема сохранения национальной идентичности в условиях 31 глобализации
§ 3. Национальная культура как составляющая часть национальной 47 идентичности
Гл.2. БИБЛИОТЕКА - ХРАНИТЕЛЬ И РЕТРАНСЛЯТОР 69-125 НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
§ 1 .Теоретико-методологический подход к библиотечной 69 философии
§ 2. Библиотечные фонды - основа формирования национальной 86 документальной модели культуры
§ 3. Место библиотеки в процессе сохранения памяти нации в 106 эпоху глобализации
§ 1. Сущность национальной идентичности
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Евразийское библиотечное пространство: теория и практика развития2009 год, доктор педагогических наук Игумнова, Наталия Петровна
Эволюция библиотечной сети Сибири и Дальнего Востока в условиях историко-культурных и социальных трансформаций: середина XVII - начало XXI в.2013 год, доктор педагогических наук Артемьева, Елена Борисовна
Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика2005 год, доктор философских наук Малыгина, Ирина Викторовна
Этнокультурная деятельность Российской национальной библиотеки: на примере отдела национальных литератур2009 год, кандидат педагогических наук Асватуров, Алексей Сергеевич
Современные трансформации этнокультурной идентичности: универсальные тенденции и российская специфика2011 год, кандидат культурологии Шубин, Юрий Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библиотека как фактор сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации»
Актуальность темы. На рубеже третьего тысячелетия проблема национальной идентичности становится одной из важнейших философских проблем. Общества, как и люди, пытаются понять и оценить, какое место они занимают в современном мире, насколько пройденный ими путь является уникальным и неповторимым. Тот факт, что развитие цивилизации в настоящее время переживает кризис, который выражается в дегуманизации общественных связей и отношений, появлении "одномерного человека", признается сегодня практически всеми ведущими социальными философами и культурологами XX века.
В этой связи проблема сохранения национальной идентичности занимает все более важное место в научном и общественно-политическом диалоге. Не менее важна эта проблема и для современной России, в которой системный кризис и трансформация прежних идентификационных основ идет параллельно с поиском и выстраиванием новой идентичности. Актуальным представляется выяснение оптимального соотношения процессов глобализации и сохранения национальных традиций, ценностей. Попытка выявить это оптимальное соотношение для российского общества, по нашему мнению, имеет не только теоретическое значение, но и практический интерес.
В настоящее время происходит переоценка роли и места культурного наследия как в жизни общества, так и в жизни отдельного человека. Большинство ученых признает справедливость положений, сформулированных Н.А. Бердяевым о том, что "не в политике, и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества"1. Именно этим, в первую очередь, объясняется то, что деятельность по сохранению культурного наследия рассматривается в качестве приоритетной задачи большинством развитых стран в эпоху глобализации.
В последние годы отечественная культура подверглась информационно-культурной атаке со стороны западных стран. Происходит неэквивалентная аккультурация, приводящая к снижению культурного иммунитета нашего обще
1 Бердяев, Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 162. ства, в нашу жизнь проникает все больше наднациональных культурных образцов. В итоге в начале XXI века русская нация оказалась отчужденной от ценностей национальной идентичности в масштабах, которые приобретают опасный характер для самих основ национального бытия.
Наступающая эпоха глобальной культуры меняет устоявшиеся представления об отношениях между библиотекой и обществом, делает актуальным вопрос о ее роли в меняющемся мире как социокультурного института, призванного сохранять коллективную память нации, способствовать передаче знания от поколения к поколению и обеспечивать доступ к накопленным культурным богатствам.
Эта деятельность библиотек рассматривается в рамках библиотечной философии, которая только начала складываться как наука. Сам термин "библиотечная философия" появился в конце XX века. В ее основе лежит учение об основном предназначении библиотеки в обществе, которая призвана способствовать включению конкретного человека в семантическое поле национальной идентичности, выступая не только ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в книге), но и стимулятором творческой активности личности. Накапливая информационный багаж о нации, она становится хранителем и проводником его духовной культуры. Философское осмысление миссии, роли и функции библиотеки в глобальном обществе является актуальной задачей, от решения которой во многом зависит судьба национальной идентичности.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблема национальной идентичности является комплексной, междисциплинарной. Эволюция понятия "идентичность" в науке имеет своеобразную историю, так как его изучение происходило в разных науках: философии, социологии, психологии, культурологии и др.
Основой для анализа философского понимания национальной идентичности явились труды Б.Андерсона, Х.Бхабхи, . А.Гастингса, Э.Геллнера, А.Д.Смита, Дж.Хатчинсона, Э.Хобсбаума.
Представители модернистской философии Э.Геллнер и Э.Хобсбаум рассматривали национальную идентичность как проходящее явление, которое исчезнет вместе с прекращением существования национальных государств. В концепции Э.Геллнера1 ключевая роль в становлении национальной идентичу ности принадлежит образованию и культуре. Для Э.Хобсбаума национальная идентичность - это одно из средств поддержания контроля над массами, искусственная форма коллективной жизни.
Сторонники постмодернизма Б.Андерсон и Х.Бхабха исследуют национальную идентичность в пространстве постнационального мира и в процессе глобализации культуры. Так как для Б.Андерсона3 нации - "воображаемые сообщества", то и национальная идентичность - миф, созданный интеллигенцией, интеллектуалами и распространяемый благодаря средствам коммуникации. Национальная идентичность, согласно Х.Бхабхе4, не имеет под собой никаких иных оснований, кроме духовных, и существует исключительно в форме нарра-тивов разных народов о самих себе.
А.Гастингс и Дж.Хатчинсон изучают национальную идентичность через национальную символику: гербы и эмблемы, гимны, особенности устройства жилища, храмов и священных мест, язык. Общая для нации национальная память и способы ее передачи привязаны к географически определенным местам и становятся основой для чувства солидарности, сопричастности всех членов нации. Национальную идентичность А.Д.Смит5 определяет как идентификацию отдельных индивидуумов с отличительным наследием, набором ценностей, символов, воспоминаний, мифов и традиций. Он выделяет три типа национальной идентичности: этнический, гражданский и плюралистический, сочетая таким образом в своей концепции политическую и культурную сторону жизни нации.
1 Геллнер, Э. Нация и национализм. - М.: Прогресс, 1991. - 319 с.
2 Хобсбаум, Э. Нации и национализм после 1870 года. - Спб.: Алетейя, 1998. - 305 с.
3 Андерсон, Б. Воображаемые сообщества: размышление об истоках и распространении национализма. - М: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 286 с.
4 Bhabha, Homi К. Nation and Narration. - London, New York: Routledge, 1994.
5 Smith, Anthony D. Interpretations of national identity // Dieckhoff, A. Modem roots. Studies of national identity / A. Dieckhoff, Gutierrez, Natividad. - Aldershot: Ashgate, 2001.
Употребление термина "идентичность" в социально-гуманитарных науках - культурной антропологии, социологии, социальной психологии - долгое время шло по параллельному руслу с философией, практически не пересекаясь с последней. Наиболее полно и всесторонне проблема идентичности в социальном психоанализе была исследована Э.Эриксоном, который вводит этот термин в общенаучный оборот и обуславливает ее социальной и культурной детерминированностью личностного опыта.
Анализ проблемы идентичности был сделан в работах Ч.Кули, Д.Мида, Р.Мертона, А.Тэджфела. Ч.Кули и Дж.Мид1 рассматривали идентичность (сау мость) в качестве социального образования. Р. Мертон главную роль в формировании идентичности отводил коллективу. Согласно А.Тэджфелу,3 идентичность проявляется через соотнесение себя с определенной группой и эмоциональную окраску этого соотнесения, позитивное восприятие себя самого в общем социальном и психологическом контексте.
На современном этапе вопрос о соотношении глобализационных процессов и процесса сохранения национальной идентичности затрагивается в трудах
A.И.Арнольдова, В.Г.Бабакова, З.Баумана, О.И.Карпухина, М.С.Малахова,
B.М.Межуева, И.Мильчина, В.И.Пантина, К.Э.Разлогова, Е.И.Троицкова, А.Я.Флиера.
В отечественной философии вопрос о сущности национальной идентичности рассматривали С.А.Булгаков, Н.А.Бердяев, Н.Я.Данилевский, И.А.Ильин, К.Д.Кавелин, К.Н.Леонтьев, Н.О.Лосский, П.А.Сорокин, Ф.А.Степун, Н.С.Трубецкой, Г.П.Федотов. При этом ученые выделяли в данной проблеме несколько аспектов, употребляя в своих исследованиях понятия "самобытность", "самоопределение", "самоотождествление" "национальный архетип", которые являются эквивалентными термину "идентичность".
1 См.: Мид, Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М., 1996. - С. 224-227; Кули, Ч; Социальная самость // Американская социологическая мысль. - М., 1996. - С. 316-330.
2 См.: Девятко, И.Ф. Р. Мертон и его теория среднего уровня // История теоретической социологии: в 4-х т. т. 3 / Под ред. Ю.Н. Давыдова. - М.: Канон, 1997. - С.250-270.
3 Тэджфел, Г. Социальная идентичность и межгрупповые отношения. - М., 1982.
Первый из них - о сущности национального культурного архетипа. Здесь можно выделить работы Н.А.Бердяева, С.А.Булгакова, Н.С.Гордиенко, Н.Я.Данилевского, С.Ф.Денисова, Б.В.Емельянова, С.В.Ефимовой, И.А.Ильина, К.Н.Леонтьева, Ф.А.Степуна. Вторым аспектом рассмотрения русской культурной идентичности был вопрос о характере соотношения оригинальных и западных элементов в национальном самосознании, о перспективах взаимосвязи русского и западного культурного кода. Этому вопросу посвящены труды Н.А.Бердяева, С.А.Булгакова, Н.Я.Данилевского, Л.В.Денисовой, Л.М.Дмитриевой, И.В.Киреевского, Н.О.Лосского, М.Г.Писманника, Г.П.Федотова. Третьим аспектом проблемы русской культурной идентичности был вопрос о соотношении самобытных и восточных элементов в русской мен-тальности. Данный аспект раскрывался у Н.А.Бердяева, В.О.Бернацкого, И.А.Ильина, К.Д.Кавелина, К.Н. Леонтьева, Н.И.Мартишиной, А.А.Нуруллаева, Ф.А.Степуна, Г.П.Федотова, П.Я.Чаадаева.
Для раскрытия проблемы диссертационного исследования важную роль играют труды, посвященные книге и истории книгопечатания. Здесь можно привести целый список ученых, работающих в этом направлении: Н.В.Варбанец, Н.Вержбицкий, Т.В.Захарчук, И.Е.Баренбаум, В.С.Люблинский, Е.Л.Немировский, Б.С.Горбачевский и другие. Многие рассматривали в своих трудах саму библиотеку и ее историю — работы А.Г.Глухова, Б.П.Иванова, С.И.Вехова, А.А.Гинкена, F.Milkau, R. Fehrle, T.Birta. Библиотека характеризуется учеными в основном как хранилище книг. Истории библиотеки в России посвящены труды известных ученых А.Г.Глухова, Е.И. Капржак, А.И. Ванеева, М.И. Слуховского, М.Н. Тихомирова.
Среди отечественных ученых, рассматривавших место и роль библиотеки в обществе можно назвать К.И.Абрамова, А.Н.Ванеева, Б.Д.Веккера, Л.М.Инькову, А.И.Пашина, Н.А.Рубакина, В.В.Серова, Н.Ф.Федорова, В.Р.Фирсова, О.С.Чубарьяна.
В исследовании также использовались труды философов XX века, в которых ставятся вопросы о библиотеке, книге, авторе, письме, тексте, знаниях. Это работы Э.Кассирера, Х.-Г.Гадамера, М.Фуко, Р.Барта, X. Л.Борхеса, У.Эко. В их концепциях, предлагавших модели идеальной библиотеки, содержатся важные сущностные решения проблемы эффективности реальной библиотечной деятельности.
Местоположение проблемы на стыке дисциплин привело к возникновению библиотечной философии. В этой области работают М.И.Акилина, Р.Батлер, Л.Н.Гусева, Д.Дантон, М.Я.Дворкина, С.Г.Матлина, С.А.Порошин, А.И.Ракитов, А.В.Соколов, А.Е.Шапошников.
Цель диссертационной работы заключается в формировании теоретико-методологических основ библиотеки в процессе сохранения и ретрансляции национальной идентичности в условиях глобализации современного мира.
Достижение указанной цели достигается последовательным решением следующих задач:
1. раскрыть содержание категории "национальная идентичность";
2. определить статус библиотечной философии в системе социально-гуманитарного знания;
3. выявить функции национальной библиотеки как носителя национальной культуры;
4. определить теоретико-методологические основы исследования места и роли библиотеки в сохранении национальной культуры;
5. выявить роль книги как носителя национальной культуры для сохранения национальной идентичности.
Объектом диссертационного исследования является библиотека.
Предметом исследования выступают факторы сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации культуры.
Методология исследования и его теоретические источники.
Методологической основой исследования явились:
- диалектический принцип системного анализа социальных явлений и процессов;
- принцип комплексного подхода к исследуемой проблеме;
- идея сущностного сходства процессов становления материальной и духовной культуры, представленная как в материалистических, так и в идеалистических версиях историко-культурного развития;
- идея культурного релятивизма, которая позволяет рассматривать взаимодействующие культуры как равноправные и признает самостоятельность и полноценность каждой культуры.
Подбор источников философской, культурологической, социологической направленности носил концептуальный характер, что соответствовало поставленным задачам. Узкоспециальная литература привлекалась по мере необходимости.
Основные результаты исследования, определившие его научную новизну, состоят в следующем:
1. Раскрыто содержание категории "национальная идентичность", основу которой составляют национальные представления, общие для определенной социальной общности и сформировавшиеся в процессе внутри-культурной социализации и взаимодействия с другими нациями. Основными критериями национальной идентичности являются: 1) обособление одной однородной общности от другой, 2) чувство сопричастности с той или иной общностью, основанное на сходстве мировоззрения, ценностей, традиций, образа жизни. Сущность категории "национальная идентичность" состоит в том, что она представляет собой единое, целостное состояние внутренней согласованности двух уровней: упорядоченного представления о себе на внутрипсихологическом уровне и упорядоченности представлений о себе в социокультурном контексте. Сформулировано определение категории "национальная идентичность", наиболее соответствующее проблеме диссертационной работы. Национальная идентичность - базовая категория философии культуры, характеризующая духовную целостность нации в глобальном мире и осуществляющая воспроизведение и трансляцию национальной культуры.
2. Определен статус библиотечной философии в системе социально-гуманитарного знания. В рамках библиотечной философии раскрывается учение об основном предназначении библиотеки (миссии библиотеки) в обществе, исследуются цели и принципы организации библиотечной деятельности.
Сущность философского подхода к библиотеке заключается в необходимости осмысления роли в обществе этого социального института, выступающего как механизм социализации человека, некое пространство, где пересекаются информационные потоки.
3. Выявлены функции национальных библиотек:
- функция сбора и хранения информации - мемориальная. В ходе выполнения этой функции происходит непрерывный процесс накопления информации, нарушить который можно только в результате вторжения в систему чуждых ей законов;
- функция организации использования документов (обеспечение доступа к информации), осуществление которой дало толчок к становлению библиотечной философии;
- информационная функция, исторически возникшая с появлением первых библиотек, когда в целях упорядочения, систематизации документов понадобился анализ их содержания.
4. Определены теоретико-методологические основы исследования места и роли библиотеки в сохранении национальной культуры. Библиотека в рамках социальной философии рассматривается на уровне абстрактного мышления как символ культуры, идеальное начало общества, обеспечивающее сохранение и передачу культурного наследия. Главное в деятельности этого института определяется только одним критерием - общественным назначением, которое остается неизменным - быть культурной памятью нации и обеспечить доступ к этой памяти. Способность библиотеки удовлетворять общественные потребности основывается на заложенном в ее природе качестве — отражать и моделировать современную культуру общества. Поэтому от состояния библиотечного дела и эффективности его развития зависит национальная и государственная идентификация каждого народа в современном глобальном мире. 5. Выявлена роль книги в эпоху глобализации как гаранта сохранения и поддержания национальной идентичности, поскольку национальное существует, прежде всего, на уровне смысла, заключенного в слове, и только потом на уровне зримого образа. Таким образом, основными носителями национальной культуры являются литературные, научные и философские тексты. На сегодняшний день книга продолжает оставаться важнейшим источником приобщения к национальной культуре, вбирая весь культурный опыт развития нации и транслируя его от поколения к поколению.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: полученные результаты позволяют уточнить перспективы дальнейшего исследования категории «национальная идентичность» в эпоху глобализации различными отраслями гуманитарного и социального знания (в социальной философии, социологии, политологии, культурологии).
Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов, лекций, семинаров по направлениям социальной философии, культурологии и библиотековедения, а также при дальнейшем изучении библиотечной философии.
Идеи, основные обобщения и выводы диссертации могут быть учтены при выработке приоритетов национальной и культурной политики.
Апробация полученных результатов. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных работ. Основные положения диссертации были доведены до сведения научной общественности в статьях, тезисах и выступлениях на конференциях. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на международных и межвузовских научных конференциях, проходивших в Омске (2002, 2003, 2004).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Данная структура определена целью исследования и отражает последовательность решения познавательных задач. Содержание диссертации изложено на 146 страницах. Библиография включает в себя литературу на русском, английском и немецком языках, составляя список из 223 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Национальный характер как проблема социально-философского анализа2012 год, доктор философских наук Моисеева, Нелли Алексеевна
Библиотека в контексте культуры: философско-культурологический анализ2008 год, доктор философских наук Маркова, Татьяна Борисовна
Историко-теоретические и организационные аспекты функционирования библиотек, осуществляющих музейную деятельность2010 год, кандидат педагогических наук Демченко, Юлия Анатольевна
Национальные библиотеки стран арабского региона: Тенденции развития и функционирования в информ. пространстве1998 год, кандидат педагогических наук Али Ахмад
Конструирование гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза2008 год, кандидат социологических наук Чернышева, Елена Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Матвеева, Елена Анатольевна
Заключение
Процессы, протекающие в современном мире, оказывают противоречивое воздействие на национальные государства. С одной стороны, уменьшается их автономия и суверенитет, с другой стороны, международная кооперация и интеграция дают возможность государствам более эффективно отстаивать свои национальные и стратегические интересы. При этом возникает противоречие, о котором говорит большинство исследователей. Глобализация практически стирает государственные границы и таким образом приводит к кардинальным изменениям социальных отношений внутри страны, разрушает сложившиеся культурные ценности и традиции, влияет на целостность национальной идентичности.
Происходит социокультурный сдвиг, меняющий не только ценностный мир, но и основы идентификации, что свидетельствует о глубине и фундаментальности осуществляющихся трансформаций. Очевидно, что человек, чувствующий себя гражданином мира, отличается от традиционного человека, принадлежащего к определенной культуре, нации, живущего в определенном государстве и т.д. И хотя указанная трансформация еще продолжается, она получает такое широкое распространение в мире, что можно говорить о некоей тенденции, меняющей сами основы современной цивилизации.
Сложившаяся в мире ситуация требует выработки нового подхода, который позволит лучше понять друг друга, осознать и уважать разнообразие культур на фоне глобализации мира, находящей свое отражение в глобализации культуры. Глобальные процессы вывели на первый план роль межкультурной коммуникации в формирующемся пространстве глобальной культуры. Прослеживается тенденция, основные черты которой заключаются в том, что средством против обеднения или ущемления культуры одной страны служит сохранение и распространение различных национальных культур в мире.
У России на сегодняшний день не выработана стратегия поведения в сложившейся ситуации. Отсутствие стратегии развития в экономической, политической и социальной сферах усугубляет сложную ситуацию в культурной сфере. Особо актуальным и перспективным в исследовании современного гло-бализационного процесса являются вопросы, связанные с осмыслением места в нем России, взаимодействия многочисленных локальных культур в российском культурном пространстве.
Огромный накопленный российской культурой потенциал - это потенциал в значительной степени книжный, информационный, материализованный как на традиционных, так и электронных носителях, и заключающий в себе знания, опыт и мудрость, приобретенные многими поколениями россиян на протяжении всей истории страны. Этот потенциал находится в библиотеках. Сознательное его наращивание означает усиление пассионарности народа, преодоление разрыва культурного взаимодействия между поколениями, обогащение всех участников этого необходимого взаимодействия.
Библиотека тесно связана с культурной, социально-экономической, политической сферами жизни. Общество формирует этот социокультурный институт, диктуя ему свои требования. Здесь происходит циркуляция знания и разворачивается диалог, то есть действуют определенные правила и нормы поведения, библиотечная микросреда. Нормативные свойства, библиотечная микросреда, с одной стороны, и контроль за информацией, обеспечение ее сохранности, с другой стороны, позволяют считать библиотеку не только информационным, но и культурным пространством.
Современная библиотека является сложнейшей системой со своими информационными технологиями, с методологией комплектования и сохранности документов. Библиотека, с одной стороны, универсальное явление культуры. И в то же время — это и локальное явление. Каждой социокультурной общности соответствует свой тип библиотеки, который отражает ее политическую, экономическую, социальную стороны жизни, мышление, характер и особенности.
Библиотеку также следует рассматривать и как дисциплинарное пространство, т.е. место, в котором существует особый порядок, вырабатываются правила, способствующие умению читать и мыслить, складывается специфический библиотечный этос, в основе которого лежит уважение к книге, как ценности.
Современная библиотека — это культурно-информационный центр, система хранения, упорядочивания, представления социальной информации. Собственная внутренняя организация библиотеки способствует выполнению ее базисных культуросберегающих и культуроформирующих функций.
Если мы хотим жить в стране, культурно осознающей себя единой нацией, то библиотека должна стать одним из главных ее институтов, приобщающих население к письменной, литературной, духовной традиции. Она становится как бы формой генерации культурного фонда нации.
129
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Матвеева, Елена Анатольевна, 2004 год
1. Акилина, М.И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. -1996. -№4/5.- С.91-100.
2. Альтерматт, У. Этнонационализм в Европе. М.: Российск. гос. гуманит. унт, 2000. -367 с. - ISBN 5-7281-0465-7.
3. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества: размышление об истоках и распространении национализма. М: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 286 с. -ISBN 5-93354-017-3.
4. Антология исследований культуры. СПб.: Унив. книга, 1997. - ISBN 57914-0020-9.
5. Арнольдов, А.И. Национальные культуры: современное видение. М.: Изд-воМГИК, 1992.-29 с.
6. Артановский, С.Н. Многонациональное государство с точки зрения культурологии // Философские науки. 1990. - № 8. - С. 38-47.
7. Ахиезер, А.С. Культура и реформа / А.С. Ахиезёр, А.П. Пригожий // Вопросы философии. 1994. - № 7-8. - С.37-43.
8. Бабаков, В.Г. Национальное сознание и национальная культура: методологические проблемы / В.Г. Бабаков, В.М. Семенов. М.: ИФРАН, 1996. - 70 с. -ISBN 5-20101915-3.
9. Бабаков, В.Г. Национальные культуры в общественном развитии России / В.Г. Бабаков, Е.В. Матюнина, В.М. Семенов // Социально-политический журнал. 1995. - № 5. - С. 29-42.
10. Ю.Багдасарян, Н.Г. Диалог или экспансия: анализ проблемы "американизации" русской культуры // Социально-политический журнал. 1997. - № 3. - С. 238-245.11 .Багрова, И. Есть ли у библиотек будущее в XXI веке? // Библиотековедение. -1999.-№1.-С. 138-150.
11. Багрова, И. Национальные библиотеки в конце XX века: груз прошлого и очертания будущего: обзор англояз. лит. последних лет // Библиотековедение. 1999.-№3.-С. 130-143.
12. Багрова, И. Фонды национальных библиотек: проблемы и стратегии 90-х годов: обзор англояз. лит. // Библиотековедение. 1999. - № 2. - С. 136-143.
13. Бажов, С.И. Учения о культурной самобытности в философской и общественной мысли России XIX-XX вв. // Философия и культура в России: методологические проблемы. М., 1992. - С. 91-102.
14. Бауман, 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. -325 с. -ISBN 5-94010-155 -0.
15. Бердяев, Н.А. Русская идея. М.: АСТ:Фолпо, 1999. - 397 с. - ISBN 5-23703957-Х.
16. П.Бердяев, Н.А. Судьба России. М.: ЭКСМО-пресс, 1998. - 743 с. - ISBN 504-002029-5.
17. Бердяев, Н.А. Учение Хомякова о национальности и национальном призвании // О Русь, волшебница суровая. Н. Новгород, 1991. - С. 189 - 207.
18. Бернацкий, В.О. Интерес: познавательная и практическая функция / В.О. Бернацкий. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. - 168 с.
19. Библер, B.C. На гранях логики культуры: книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 440 с. - ISBN 5-7333-0495-2.
20. Библиотека в социально-философском аспекте: Тез. круглого стола. СПб.: РНБ, 1996.-20 с.
21. Болотков, В.Х. Национальная культура в системе жизнедеятельности людей / В.Х. Болтков, В.М, Семенов // Философия и социология. Майкоп, 1996. -№ 4. - С. 35-60.
22. Бородин, О.Р. К созданию концепции национального фонда экстериорики в России // Библиотековедение. 1994. - № 2 (6). - С. 59-64.
23. Борхес, Х.Л. Оправдание вечности М.: Ди-Дик, 1994. - 548 с.
24. Борхес, Х.Л. Тесты-пленники // Борхес, Х.Л. Письмена Бога. М.: Республика, 1994.
25. Брайен, Л. Будущее библиотек // Научн. и техн. б-ки. 1996. - № 4. - С. 2737.
26. Булгаков, С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.- С. 178-194.
27. Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России в конце XX века // Библиотековедение. 2000. - № 2. - С. 26 -32.
28. Ванеев, А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. М.: Книга, 1980. -232 с.
29. Вебб, Т.Д. "Замороженная" библиотека: модель XXI века // Научн. и техн. б-ки. 1996.-№12.-С. 5-12.
30. Виноградова, Э.М. Национальное сознание и национальная культура // http:// www. vsu. ru/ science /schsem/ publication/docs
31. Володин, Б.Ф. Национальная библиотека: два гуманитарных аспекта // Библиотековедение. 1995. - № 4-5. - С. 14-19.
32. Гадамер, Х.-Г. Текст и интерпретация: (из нем.-франц. дебатов с участием Ж. Деррида, Ф. Форгета, М. Франка и др. // Герменевтика и деконструкция. -СПб., 1999. С. 202-242.
33. Геллнер, Э. Нация и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 319 с. - ISBN 5-01002692-9.
34. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -704 с.
35. Горяинова, О.И. В поисках себя: культурологический аспект идентичности // Культура в теоретическом и прикладном измерениях. Кемерово, 2000.
36. Гриханов, Ю.А. Метаморфизм библиотеки и структурная реорганизация библиотечных фондов // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. М., 2001.-С. 561-564.
37. Громов, М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С.54-64.
38. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевиц-кая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. - 352 с. - ISBN 5238-00359-5.
39. Гусева, JI. Национальная самобытность и национальная библиотека: контуры концепции для России // Библиотековедение. 1999. - № 2. - С. 14-27.
40. Гусева, JI.H. Профессиональная идеология, философия библиотечного дела и библиотековедение // Библиотековедение. 1996. - № 1. - С. 19-32.
41. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология: XX век: антология. М., 1995.
42. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573 с. - ISBN 5212-00482-9.
43. Данильянц, Л.Д. Национальные библиотеки в России и идея национальной культуры // Проблемы национальных библиотек и региональных библиотечных центров: сб. науч. тр. СПб., 1993. - Вып. 2. - С. 51-65.
44. Дворкина, М.Я. Библиотечная философия: что это? // Библиотековедение. -1996.-№ 1.-С. 28-33.
45. Дворкина, М.Я. От идеологии к философии библиотечного дела // Библиотековедение. 1994. - № 2 (6). - С. 51-53.
46. Девятко, И.Ф. Р. Мертон и его теория среднего уровня // История теоретической социологии: в 4-х т. т. 3 / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Канон, 1997. -С.250-270.
47. Демидова, М.И. Эволюция системы депозитарного хранения фондов в России / М.И. Демидова, А.Л. Илларионов // Библиотековедение. 1995. - № 3. -С.53-63.
48. Денисов, С.В. Естественные и технические науки в мире культуры / С.В.
49. Денисов, Л.М. Дмитриева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. - 446 с. - ISBN 5230-13921-8.
50. Деревянко, Е. Завтрашний день публичных библиотек // Библиотековедение. 1999.-№7-12,- С. 17-18.
51. Дмитриев, М.Д. Многокультурное образование. М., Нар. образование, 1999,- 208 с. - ISBN 5-87953-130-9.
52. Дмитриева, Л.М. Свободомыслие в истории культуры Западной Европы и России / Л.М. Дмитриева, З.А. Тажуризина. Омск: Изд-во «Знание», 1995. -163 с.
53. Дмитриева, Л.М. Техническая и художественная деятельность: религиоведческий аспект / Л.М. Дмитриева, Ю.С. Вернадская. М.: Наука, 2004. - 279 с. - ISBN 5-02-032834-0.
54. Добрусина, С.А. Стратегия сохранности фондов в библиотеках России: приоритеты и их реализация // Научн. и техн. б-ки. 1999. - № 3. - С. 56-60.
55. Емелин, В. Глобальная сеть и киберкультура. Гипертекст и постгутенберго-вая эра // http://www.geocities.com/emelinvadim/cyberculture.html
56. Еремина, Л. Программа "Память России": проблемы и перспективы развития // Библиотека. 2000. - № 4. - С. 6-7.
57. Ершова, Т.В. Россика: концепция, проблемы, перспективы для пользователей: о собр. документов "россики" в отеч. б-ках. // Библиотека. 1997. - № 8. - С. 34-37.
58. Ершова, Т.В. Усиление роли публичной библиотеки в информационном обществе // Научн. и техн. б-ки. 1999. - № 1. - С. 71-76.
59. Жадько, Н.В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института // Библиотековедение. 1996. - № 3. - С. 54-64.
60. Жданова, Т.А. Проблематика научных исследований в области формирования фондов библиотек: некоторые акценты // Научн. и техн. б-ки. 1999. - № З.-С. 3-14.
61. Иванов, С.К. Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера. М.: Прогресс: Культура, 1994. - 463 с. - ISBN 501-004240-1.
62. Иконникова, С.Н. Г.П. Федотов о перспективах развития русской культуры и создании духовной элиты // Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998. - С. 326-341.
63. Иконникова, С.Н. П.А. Сорокин о динамике культуры // Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998. - С. 216-246.
64. Ильенков, Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 462 с. -ISBN 5-250-01302-3.
65. Ильин, В.Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997. - 462 с. - ISBN 5-86585-037-7.
66. Ильин, И.А. О России. М.: Студия «ТРИТЭ» - «Рос. Архив», 1991. -31с.-ISBN 5-86566-001-2.
67. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 430 с.
68. Кабанова, И.А. Теории национальной идентичности // http:// www.vsu.ru/ sci-ence/schsem/publication/docs/kabanovaO I .html.
69. Кабачек, О.JT. Поиски философского решения библиотечных проблем // Библиотековедение. 1996. - № 2. - С. 80-82.
70. Кавелин, К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. - 653 с.
71. Каган, М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. - 204 с.-ISBN 5-86708-101-Х.
72. Каратыгина, Т.Ф. Библиотека в контексте "Доктрины информационной безопасности РФ" // Библиотековедение. 2001. - № 4. - С. 40-43.
73. Карпухин, О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культурыв российском обществе // Социально-политический журнал. 1995. - № 5. -С. 160-171. Окончание. Нач. в № 4.
74. Карсавин, Л.П. Философия истории. СПб.: АО «Комплект», 1993. - 350 с. -ISBN 5-88956-004-6.
75. Кассирер, Э. Понятийная форма в мифическом мышлении: исследования библиотеки Варбурга// Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. -С. 183-240.
76. Касьянова, К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. - 367 с. - ISBN 5-900520-01-3.
77. Касьянова, К. Русский национальный характер. М., 1992.
78. Катасонов, В. Технология информационной цивилизации и мудрость книжной культуры // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000. -С. 76-81.
79. Квасова, И.И. Глобализация и идентичность в современном обществе // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2004. - № 1. - С. 66-73.
80. Кефели, И.Ф. Культура и экономическая жизнь общества // Социально-политический журнал. 1995. - № 5. - С. 105-111.
81. Киселева, Т.Г. Глобализация общества и культура мира // Библиотековедение. 2002.-№ 5. - С. 8-19.
82. Ключевский, В.О. Методология русской истории // Цивилизация: прошлое, настоящее, будущее человека. М., 1987.
83. Книга в пространстве культуры: сб. ст. М.: ИС, 2000. - 191 с. - ISBN 5-75760101-7.
84. Книга и библиотека в контексте национальной культуры: сб. ст. / сост. З.А. Сафиулина. Казань: Медицина, 1995. - 118 с.
85. Книжность как феномен культуры: материалы "круглого стола" // Вопросы философии. 1994. - № 7-8. - С. 3-37.
86. Кокшаров, Н.В. Нация и культура: (социально-философский анализ). Новгород: НовГУ, 1997.- 139 с. - ISBN 5-201-01012-9.
87. Косолапов, Н.А. Политическая организация мира: проблемы и модели насреднесрочную перспективу // Глобальный мир: материалы междисциплинарного семинара Клуба ученых. М., 2001. - Вып. 4. -С. 10.
88. Красильщиков, В.М. Библиотеки в формировании единого информационного пространства страны // Научн. и техн. б-ки. 1999. - № 1. - С. 77-80.
89. Кузнецова, Т.Я. Национальные библиотеки республик России как центры информационного моделирования национальных культур // Библиотековедение. 1997.-№3.-С. 13-17.
90. Кузьмин, Е.И. Библиотеки на службе общественному прогрессу. Модернизация и сотрудничество библиотек. Приоритеты государственной политики МК России // Научн. и техн. б-ки. 1998. - № 1. - С. 13-31.
91. Кули, Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М., 1996. - С. 316-330.
92. Кутырев, В.А. Культурологический смысл глобализма // Вестн. Российского ф-кого общ-ва. 2001. - № 4. - С. 78-83.
93. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Негос. образовав учреждение - Высш. религ.-филос. шк., 1998.-264 с. - ISBN 5900291-05-7.
94. Леликова, Н.К. Эволюция понятия "россика": о проблемах использования слова в сфере библиотечно-библиографических дисциплин. // Библиография. -2000.-№ 5.-С. 136-141.
95. Леонов, В.П. Основные направления деятельности Международной Ассоциации академических библиотек и научно-информационных центров // Научн. и техн. б-ки. 1996. - № 1. - С. 16-25.
96. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и Славянство: Филос. и полит, публицистика. Духовная проза (1872 1891). - М.: Республика, 1996. - 799 с. - ISBN 5-250-01870-Х.
97. Лосский, Н.О. Характер русского народа // Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - С. 237-360.
98. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.:Искусство-СПб, 1994. -412 с. - ISBN 5-210-01524-6.
99. Мазаев, В.М. Национальная культура как один из важнейших факторов жизнеспособности и жизнедеятельности этноса // Культура как фактор социализации личности. Воронеж, 1992. - С. 2-8.
100. Малахов, М.С. Неудобство с идентичностью // Вопросы философии.1998. -№ 2. С. 43-53.
101. Малиновский, Б. Научная теория культуры й ее сущность. М.: ОГИ,1999. -206 с. ISBN 5-900241-60-2.
102. Манилова, Т.Л. Информационные ресурсы российских библиотек: социальный аспект // Научн. и техн. б-ки. 2001. - № 8. - С. 12-16.
103. Марков, А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. -СПб.: СПбГУП, 1996. 285 с. - ISBN 5-7621 -0017-0.
104. Мартишина, Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск: Изд-во ОМГТУ, 1997. - 177 с. - ISBN 5-230-13924-2.
105. Матлина, С.Г. Заметки на полях "философских статей" в журнале "Библиотековедение" //Библиотековедение. 1996. -№4/5.
106. Матлина, С.Г. Разумный баланс между "владением" и "доступом", или Что такое распределенный библиотечный фонд // Библиотековедение. 1999. - № 4-6. - С. 20-27.
107. Межуев, В.М. Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: От Гутенберга до Интернета. М., 2000. - С. 95-110.
108. Межуев, В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991.- С. 255 - 271.
109. Межуев, В.М. Национальная культура как понятие и явление // Библиотековедение. 1999. - № 2. - С. 48-59.
110. Межуев, В.М. Философия культуры как специфический вид знаний о культуре // Философские науки. 2000. -№3.-С. 34-39.
111. Мид, Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1996. - С. 224-227.
112. Мильчин, И. Культура как фактор американского глобального влияния // Философские науки. 2003. - № 3. - С. 27-46.
113. Михеева, Г.В. Отделение "Россика" в РНБ: история, проблемы, перспективы // Библиография. 2001. - № 2. - С. 126-132.
114. Момджан, К.Х. Несколько слов о глобализации // Личность. Культура. Общество. 2003. - Т. V, вып. 3-4. - С. 55-61.
115. Морозова, И.В. Проект "Память России": опыт, проблемы, перспективы // Библиотековедение. 2000. - № 4. - С. 36-44.
116. Мотульский, Р.С. Вечна ли библиотека? // Научн. и техн. б-ки. 2002. -№1.-С. 78-81.
117. Мыльников, А.С. Книга и национальная культура // Книга: исследования материалы. М., 1991. - Сб. 61. - С. 48-60.
118. Натадзе, Н.Р. Нация и национальная культура. Тбилиси: Мецниереба, 1990. - 176 с. - ISBN 5-520-01060-9.
119. Национальная книга: трактовка понятия: науч. семинар в РГБ на тему "Аспекты изучения кн. культуры": обзор выступлений. // Библиотековедение. 2000. -№ 2. - С. 54-61.
120. Национальная культура и библиотеки: науч. семинар в РГБ: обзор выступлений. // Библиотековедение. 2000. - №3. - С. 6-15.
121. Национальная стратегия депозитарного и репозитарного хранения библиотечных фондов Российской Федерации: проект // Библиотековедение. -2002. № 2. - С. 22-27.
122. Никонова, Е.В. Память России как ценность культуры: сохранение и актуализация // Библиотековедение. 2001. - № 5. - С. 8-20.
123. Память мира. Память России: сб. методич. и инструкционных материалов. М.: Пашков дом, 1999. - 147 с. - ISBN 5-7510-0164-8.
124. Пантин В.И. Проблемы и перспективы трансформации национально-цивилизационной идентичности современного российского общества /
125. В.И. Пантин, В.В. Лапкин // Общественные науки и современность. -2004. -№ 1.- С. 52-64.
126. Панфилов, М.М. «Национальная книга»: трактовки понятия // Библиотековедение. 2000.-№ 2. - С. 54-61.
127. Перминова, О.И. Проблемы сохранности библиотечных фондов. Роль РГБ как национального координирующего центра // Библиотековедение. -1998. -№1.-С. 82-91.
128. Перминова, О.И. Сохранность документов ответственность перед будущим: опыт РГБ. / О.И. Перминова, Т.В. Ершова // Научн. и техн. б-ки. -1997. -№ 1.-С. 82-86.
129. Печчеи, А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
130. Понятийно-терминологический аппарат по культурному наследию (понятие "книжный памятник", кнжные памятники различных видов и категорий ценности) //http:// www.rsl.ru/KP/seml4.htm
131. Поппер, К. Открытое общество и его враги: Т.2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие ораторы. М.: Междунар. фонд «Культ, инициатива» -Открытое общество «Феникс», 1992. - 525 с. - ISBN 5-85042- -63-0. ISBN 585042-65-7.
132. Порошин, С.А. Философия библиотеки: к постановке вопроса // Библиотековедение. 1994. - № 5. - С. 123-125.
133. Проблемы формирования фондов на современном этапе / В.В. Шилов и др. // Библиотековедение. 1996. - № 3. -С. 65-78.
134. Пуляев, В.Т. Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал. 1998. - № 2. - С.3-17.
135. Разлогов, К.Э. Книга и экран // Свободная мысль. 1997. - № 3. - С. 45-49.
136. Разлогов, К.Э. Культура в контексте социального кризиса // Свободная мысль XXI. - 2000. - № 5. - С. 83-87.
137. Райт, Д. Европейские проекты цифровой библиотеки // Научн. и техн. б-ки. -2002.-№1.-С. 114-122.
138. Ракитов А.И. Если есть такая философия. // Библиотековедение. 1996.-№4-5.-С. 87-88.
139. Рац, М. Книга в «информационном обществе»: о чем речь? Взгляд методолога // Общество и книга: От Гутенберга до Интернета. М., 2000. - С. 8291.
140. Ритцер, Дж. Макдональдизация общества: традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М., 2001.
141. Розов, М.А. Знание и механизмы социальной памяти // На пути к теории научного знания. -М., 1984.
142. Роль Российской государственной библиотеки в формировании распределенного библиотечного фонда / Н.И. Хахалева, СМ. Шпанцева, Т.Г. Афанасьева, С.Г. Кузнецов // Научн. и техн. б-ки. 2000. - № 4. - С. 52-89.
143. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. М.: Республика, 2001. - 543 с. - ISBN 5-250-01823-8.
144. Савицкая, Э. Закономерности формирования "модели культурного человека" // Вопросы философии. 1990. - № 5. - С.61-64.
145. Савоскул, С.С. К вопросу о культуре как факторе формирования национального самосознания // Духовная культура и этническое самосознание. -М., 1991.-Вып. 2.-С. 158-177.
146. Саушкина, Т.П. Проблемы становления российской нации: культурологический аспект //Современная парадигма. Саратов, 2000. - С. 143-147.
147. Селезнева, Е.Н. Сохранение или коммерциализация?: о культуре. // Свободная мысль. 1999. - № 4. - С. 67-74.
148. Семененко, И.С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-культурной идентичности на рубеже XXI века // Полис. 2001.-№ 1. - С. 101-103.
149. Сидоров, Е.Ю. Культура мира и культура России // Полис. 1998. - № 5.1. С. 106-113.
150. Соболев, А.В. К вопросу об особенностях русской культуры // Философия и культура в России: методологические проблемы. М., 1992. - С. 109 -114.
151. Соважо, Ф. Национальные библиотеки будущего // Библиотеки и современное общество: материалы междунар. науч. конф., посвященной 200-летию основания РНБ. СПб., 1996. - С. 56-62.
152. Соколов, А.В. Философия и библиотековедение: приглашение к размышлению // Научные и технические библиотеки. 1996. - № 6. - С. 3-15.
153. Соловьев, В. Сто языков российской книги // Библиотека. 2000. - № 4. -С.11-13.
154. Сорокин, П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990.
155. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 543 с. - ISBN 5-250-01297-3.
156. Сорокина, А.Ю. Социальные институты культуры, институты искусства, учреждения культуры в системе изучения культурной деятельности // Этнические проблемы современности. 2000. - Вып. 6. - С. 151-156.
157. Столяров, Ю.Н. Сто лет библиотечного фондоведения // Научн. и техн. б-ки.-2001,-№6.-С. 16-48.
158. Столяров, Ю.Н. Что такое библиотека? О ее сущности и исходных функциях // Библиотековедение. 1999. - № 7-12. - С. 20-33.
159. Сухоруков, К.М. Проблемы обязательного экземпляра в ведущих зарубежных странах // Библиотековедение. 2000. - № 1. - С.48-50.
160. Тихонова Л.Н. Особенности развития национальных библиотек в условиях социокультурной трансформации // Информационный бюллетень РБА. -2003. -№25.-С. 102.
161. Толчинская, Л. Развитие национального фонда в новой информационной среде // Библиотека. 1998. - № 6. - С. 42-43.
162. Троицкий, Е.О. О Русской идее: очерк теории возрождения нации. М.: Б.и., 1994.-313 с.
163. Трубецкой, Н.С. Об истинном и ложном национализме // Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. М., 1993.
164. Федоров, В.В. Национальные библиотеки в России: от переходных моделей к оптимальной // Национальные библиотеки на пороге XXI века: материалы международного семинара, Санкт-Петербург, 9-10 дек. 1998 г. С.-П., 2000.-С. 8-11.
165. Федоров, Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х т.- М.: Традиция, 1995 . -ISBN 5-01-004037-9.
166. Федотов, Г.П. Лицо России // Русская нация и обновление общества. М., 1990.-С. 190-195.
167. Федотов, Г.П. Новое Отечество // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. -СПб., 1992.
168. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. СПб., 1992. - ISBN 587316-002-3.
169. Федотова, В.Г. Глобальный мир и модернизация // Философские науки. -2000. -№ 1. -С.22.
170. Фенелонов, Е.А. Универсальные научные библиотеки в XXI веке // Библиотековедение. 2000. - № 6. - С. 10-14.
171. Фламен, Л. Книга // Вопросы философии. 1990. - № 5. - С.34-44.
172. Флиер, А. Цивилизация и субцивилизации России // Общественные науки и современность. 1993. - № 6.
173. Флиер, А .Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. - № 3. - С.181-187.
174. Фонотов, Г.П. О природе библиотек: информационные ли они учреждения? // Библиотековедение. 2002. - № 4. - С.45-48.
175. Фонотов, Г.П. Библиотеки России: вступая в XXI век. М.: Б.и., 1999. - 99 с.
176. Фонотов, Г.П. Вступая в «век человека» // Библиотека. 2000. - № 10. - С. 6-11.
177. Фонотов, Г.П. О природе и социальных функциях наших учреждений //
178. Библиотека. 2001. - № 12. - С. 9-11.
179. Фонотов, Г.П. Печатная продукция в современном мире: о роли библиотек в XXI веке. // Библиотека. 2000. - № 7. - С. 8-10.
180. Фуко, М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. - 208 с.
181. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994.-№ 1. — С. 32-48.
182. Харламов, В.И. Библиотечная история на страницах универсальных и отраслевых энциклопедий: от прошлого к будущему // История библиотек: ис-след., материалы, документы: сб. научн. тр. / сост. И.Г. Матвеева, Б.Ф. Володин. СПб., 1996. - Вып. 1. - С. 5-24.
183. Хахалева, Н.И. Национальная библиотека как государственное книгохранилище в системе депозитариев и репозитариев // Библиотековедение. -2000.-№ 6. С. 6-9.
184. Хобсбаум, Э. Нации и национализм после 1870 года. Спб.: Алетейя, 1998.- 305 с.
185. Худавердян, В.Ц. Социология чтения национальной книги // Социс.1998. -№ 7. -С. 100-108.
186. Чебышева, Е.В. История создания и развития фонда литературы на языках народов бывшего СССР в РГБ // Вестн. Библиотечной Ассамблеи Евразии. -2002.-№ 1.-С. 22-25.
187. Человек и общество: культурология. Ростов н/Дону: Феникс, 1996. - 538 с.-ISBN 5-85880-197-8.
188. Челышев, Е.П. Библиотека живая душа науки / Е.П. Чебышев, Б.С. Еле-пов // Вестн. Рос. акад. наук. - 1999. - Т. 69, № 10. - С. 867-871.
189. Чернякова, Ю. Национальная библиотека сегодня: за и против // Библиотековедение. 1999. - № 9-12. - С. 34-39.
190. Что думают футурологи о будущем культуры? // Библиотековедение.1999.-№7-12.-С.7-9.
191. Шевченко, В.Н. О роли России в разрешении цивилизационного конфликта «Запад стальной мир» // Личность. Культура. Общество. - 2003. -Т. V, вып. 3-4. - С. 75-86.
192. Шилов, В.В. О теоретических аспектах проблемы безопасности библиотечных фондов // Проблемы безопасности библиотек и библиотечных фондов: материалы всероссийского семинара, 22-24 апр. 1997, СПб. СПб., 1997.-С. 10-25.
193. Шилов, В.В. Обязательный экземпляр: проблемы контроля // Научн. и техн. б-ки. 1997. - № 8. - С. 3-7.
194. Шилов, В.В. Федеральный экземпляр документов: вопросы количества и распределения / В.В. Шилов, В.В. Брагинец // Научн. и техн. б-ки. г 2001. -№ 6. С. 49-56.
195. Шмидт, С.О. О проблемах создания единого фонда книжных памятников России // Вестн. архивиста. 2000. - № 5-6. - С. 240-244.
196. Шпанцева, С.М. Реализация федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" и проблемы комплектования фондов национальной библиотеки / С.М. Шпанцева, С.Г. Кузнецова // Библиотековедение. 2000. -№ 1. - С. 44-47.
197. Шрайберг, Я.Л. На пути к созданию концепции Национальной электронной библиотеки // Научн. и техн. б-ки. 2000. - № 3. - С. 10-13.
198. Шунгуров, М. Новая идентичность: человек и власть в пространстве посткнижной культуры России // Свободная мысль-XXI. 2004. - № 3. - С. 105-119.
199. Щербачева, Н.А. Национальная программа сохранения библиотечных фондов РФ: о заседании Коллегии Министерства культуры РФ // Библиотековедение. 2000. - № 4. - С. 21 -25.
200. Эко, У. Средние века уже начались // Иностр. лит. 1994. - № 4. - С. 261.
201. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис.'- М.: Прогресс, 1996. 340 с.-ISBN 5-01-004479-Х.
202. Яцунок, Е.И. "Книжные памятники РФ": аспекты реализации программы
203. Библиотековедение. 2001. - № 5. - С. 12-15.
204. Яцунок, Е.И. Базы данных "Фонды книжных памятников России" // Мир библиографии. 2001. - № 4. - С. 78-82.
205. Яцунок, Е.И. Сохраним книгу как памятник истории и культуры // Мир библиографии. 2000. - № 1. - С. 14-18.
206. Adriani, G. Die Klosterbibliotheken des Spatbarock in osterreich und Suddeutschland (17-18 jahrh.).- Wien, 1935.
207. Batler, P. An introduction to library science. Chicago, 1933.
208. Benois, J.-M. L'identite. Seminaire interdisciplinaire dirige par Le vi-Strauuss. -P., 1977.
209. Bhabha, Homi K. Nation and Narration. London, New York: Routledge, 1994.
210. Borden, A.K. Libraris and culturalRenassance // The Libr. 1934. - Vol.4, N 1. - P.527-551.
211. Eco, U. Die Bibliothek. Munchen, Wien: C. Hanser verl. - 1987. - 39 S.
212. Friedman, T. The Lexus & the Olive Tree. N.Y.: Columbia University Press, 1999,- 345p.
213. Hodeige, F. Zur Stellung von Dichter und Buch in der Gesellschaft: eine Lit-eratursoziologische Untersuchung.- Marburg, 1949.
214. Jochum, U. Kleine Bibliotheksgeschichte. Stuttgart: Reclam, 1993,- 232 s.
215. Klemich, H. Absatzprobleme im Buchdruckereibetrieb. Dresden, 1934.
216. Rossbach, U. Documenting Publications Related to the Consept of National Identity// Boemer, 1986. P. 187-192.
217. Smith, Anthony D. "Interpretations of national identity" // Dieckhoff, A. and Gutierrez, Natividad. Modem roots. Studies of national identity. Aldershot: Ash-gate, 2001.
218. Smith, Anthony D. Nationalism and modernism. A critical survey of recent theories of nations and nationalism. N.Y.-L.; Routledge, 1998. - 270 p.
219. Volk, O. Die Byzantinischen Klosterbibliotheken von Konstantinopol. Thesa-lonike und Kleinasien. Munchen, 1955.
220. Werner, G. Geschichte der Universitatsbibliothek. Altdorf von 1586-1750. -1937.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.