Батальные композиции в искусстве древнего Египта - становление и развитие жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Реунов, Юрий Сергеевич

  • Реунов, Юрий Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 178
Реунов, Юрий Сергеевич. Батальные композиции в искусстве древнего Египта - становление и развитие жанра: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2014. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Реунов, Юрий Сергеевич

Оглавление

Оглавление

Введение

Источники и историография

Глава I. Предыстория жанра батальных композиций. Их историческое и символическое осмысление

1.1 Батальные сцены в искусстве древнего Египта. Основные этапы развития сюжета

1.2 Батальные композиции от эпохи архаики до времени правления Тутмоса III. Становление «жанра»

1.3 Батальная сцена Тутмоса III на VII пилоне в Карнаке

Глава II. Батальные сцены эпохи Рамессидов. Эволюция и художественно-образное содержание

II. 1 Текстовые и изобразительные источники

II.2 Приёмы и принципы построения батальных композиций

11.2.1 Батальные сцены в памятниках времени правления Сети 1

11.2.2 Батальные сцены в памятниках времени правления Рамсеса II

11.2.3 Батальные сцены в памятниках времени правления Мернептаха

11.2.4 Батальные сцены в памятниках времени правления Рамсеса III

Глава III. Композиция батальных сцен эпохи Рамессидов. Синтез архитектуры и монументального рельефа

III. 1 Каноническая иконография батальных сцен

III. 1.1 Рельефы храма Рамсеса II в Абу-Симбеле

III. 1.2 Реконструкции батальных сцен К. Киллянд

III.2 Оружие древнего Египта: боевое и сакральное

Заключение

Список сокращений

Список основной использованной литературы

Список иллюстративного материала

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Батальные композиции в искусстве древнего Египта - становление и развитие жанра»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. О Египте написано много. Издавна эта страна привлекала своей загадочностью, мифо-поэтической образной символикой, красотой и величием памятников. Искусство древнего Египта содержит в себе все основные параметры, которые определяют лицо этой культуры - монументальность композиций, синтез архитектурно-пластических решений, декоративность форм, и, конечно, каноничность памятников.

Канон можно считать основополагающей структурой, в пределах которой искусство развивалось по линии стиля. Канон определял локальную привязанность памятников именно к данной культуре. Тема батальных композиций позволяет выявить все основополагающие принципы и компоненты египетского искусства, включая его каноничность.

При всём многообразии видов и, условно говоря, жанров искусства древнего Египта, есть одна область, которую историки искусства практически обошли вниманием, в лучшем случае указывая на факт её существования. А вместе с тем тему батальных композиций можно считать «визитной карточкой» древнеегипетского искусства, поскольку в ней, как в фокусе, сконцентрирован основной круг проблем исторического и художественно-образного осмысления событий и явлений, выраженных символическим иносказательным языком, связывающим воедино Слово и Изображение. В этом контексте избранная тема содержит в себе весь круг вопросов исторического, искусствоведческого, текстологического профиля, служа верным и надёжным критерием не только в изучении памятников древнего Египта, но и в практическом подходе к их реставрации и реконструкции.

Поскольку люди на протяжении всей своей истории воевали, то и тема «войны и мира» обретает вневременную актуальность. Об этом красноречиво свидетельствуют батальные сцены, размещённые на пилонах и поверхностях стен крупнейших храмов Египта, таких как Рамессеум, Карнак,

Луксор, Мединет-Абу и Абу-Симбел. Египетская культура по праву считается одной из самых великих и значительных цивилизаций древности. Поэтому исследование батальных сцен в искусстве долины Нила позволяет пролить свет на этапы становления Египта одной из «сверхдержав» своего времени, а также на роль фараона - властителя Египта, уподобляющегося богам в устроении мирового порядка.

Композиции, условно говоря, относимые к «жанру» батальных, известны с глубокой древности и насчитывают несколько тысячелетий своего существования. С эпохи неолита на Африканском континенте люди перешли к оседлому образу жизни, и естественным образом возникла необходимость охраны своих владений. Это привело к строительству оборонительных сооружений с высокими стенами и башнями. Если в эпоху мезолита человек выступал против зверя, с чем было связано появление сцен охоты, то в эпоху неолита человек выступает против человека. Так возникли сцены сражений и появились изображения поединков, приобретшие ритуальный смысл и ставшие сакральными.

Отдельные эпизоды таких сцен, носящие образную, геральдическую символику, можно видеть в росписи гробницы вождя из Иераконполя1 (ок. 3000 г. до н.э.) на территории древнеегипетского города Нехен (ил. 1). Композицию составляет ряд звеньев, среди которых представлены сражения на ладьях, которые могут быть трактованы не только как батальные сцены, но и как композиции, связанные с погребальным культом (центр композиции составляет чёрная ладья), носившие ритуальный иносказательный смысл, а также геральдические сцены поединков, изображающие единоборство персонажей, сражающихся палками. Наряду с этим имеются и сцены укрощения животных, восходящие к охотничьей магии. Так на этом памятнике «проигрывается» вся многообразная панорама сцен, начиная с ритуально-магических и кончая картинами противостояния, в которых,

1 Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. СПб.: Коло, Университетская книга, 2005. С. 16.

вероятно, участвуют представители различных этнических групп, включая азиатов. Подтверждение этому можно найти в форме лодок с высоко поднятыми носом и кормой.

Будучи эмпириками, египтяне методом проб и практического отбора композиций, найденных в процессе работы, выработали ряд приёмов, в соответствии с которыми произведения искусства приобретали необходимые свойства. Так сформировалась композиция батальных сцен, проблеме исследования которой посвящена настоящая работа. Свой «классический» вид жанр батальных композиций приобрёл в эпоху Рамессидов (Х1Х-ХХ дин., 1314-1085 гг. до н.э.)2.

Фараоны династии Рамессидов, царствовавшие на египетском престоле во второй половине Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.), вошли в историю не только как великие государственные деятели своей эпохи, но и как воители, расширившие территориальные владения Египта в южных и северных пределах. Чтобы увековечить подвиги великих владык, нужны были тексты и изображения, прославляющие походы и битвы, в которых главная роль отводилась фараону, способному противостоять целому вражескому войску. Так складывались поэмы, возвеличивающие деяния царя, благодаря которым единожды произошедшие события становились достоянием вечности. Одним из таких увековеченных событий была битве при Кадете (ок. 1274 г. до н.э.), сирийской крепости на реке Оронт, произошедшая между войсками египетского царя Рамсеса II и хеттами, во главе с Муваталлисом II. Египетский поэт Пентаур сложил вошедшую в историю поэму, повествующую об этом событии, а скульпторы создали рельефы, посвящённые этой важной теме. Вместе они составляют жанр «исторического» рельефа, в котором были запечатлены события баталий, связанных с конкретным сюжетом, переданным в Слове и Изображении.

2 Здесь и далее - если отсутствует сноска на иное исследование, датировка даётся по изданию: Э. Бикерман. Хронология Древнего мира: Ближний Восток и античность. Пер. с англ. И.М. Стеблин-Каменского. Сретенск: МЦИФИ, 2000.-336.

Историческую иллюстрацию событий следует понимать условно, поскольку при «переносе» конкретной темы в сферу вневременного бытия неизбежно возникает новый смысловой подтекст, получающий символическую окраску, и приобретший, тем самым, метафорическую образность: фактические свидетельства преображаются в грандиозную эпическую панораму, в которой присутствует главная тема и тонко подмеченные повествовательные детали, придающие этому событию особый эмоциональный колорит. В изображении таких живых сцен, как, например, организация функционирования лагеря (см. вторую главу диссертации -П.2.2, где исследуются посвящённые битве при Кадете рельефы), проявляется специфика изобразительного языка, когда целое и частное сочетаются в едином смысловом контексте — сцены битвы и её апофеоз, образ царя-триумфатора и молящая фигура беззащитного пастыря, беспомощно прикрывающего говорящим жестом руки своё стадо. В то же время язык текста даёт повествование, развёртывающееся во времени.

Актуальность выбранной темы определяется её ролью в реконструкции целого ряда исторических событий (например, битвы при Кадете), а также определением канонических принципов построения батальных композиций в искусстве древнего Египта, что позволяет посредством исследования применявшихся художественных приёмов и технических средств определить отношение египтян к важнейшим мировоззренческим категориям и рассмотреть некоторые аспекты их картины мира. Это даёт возможность исследовать развитие многих религиозно-философских концепций на примере египетской культуры.

Сформировавшись на раннем этапе развития древнеегипетского искусства, основные типы композиций практически не менялись на протяжении столетий. Процесс развития шёл по линии стиляъ. Многие фараоны ХУШ-Х1Х династий (1580-1200 гг. до н.э.) вошли в историю,

3 Померанцева Н.А. Искусство древнего Египта // Малая история искусств. М.: Искусство, 1976. С. 212-213.

благодаря участию в войнах, что нашло отражение в изобразительных и литературных источниках. Исторические и символические элементы батальных сцен составляют смысловую основу их построения и выполняются в соответствии с каноническими принципами. Концепция канона в искусстве жителей нильской долины всегда имела первостепенное значение, поскольку он представлял собой одну из важнейших эстетических категорий, определяя сущность композиционных решений и иконографию образов.

Канон представляет собой мировоззренческую категорию, являясь глобальным отражением картины мира. Устойчивые композиционные решения касались и сюжетных композиций, в том числе батальных. В настоящей работе рассматриваются исторические и символические аспекты батальных сцен в искусстве древнего Египта, их генезис и эволюция в рамках канонических приёмов изображения.

Объект исследования. Объектом исследования являются памятники древнеегипетского искусства, затрагивающие один из кардинальных аспектов творчества мастеров долины Нила - проблему монументальности композиций, включающих в себя как памятники крупных форм: архитектуру, храмовые рельефы, так и произведения малых форм (ларцы, пекторали, колесницы и оружие - боевое и сакральное).

Предмет исследования. Предмет исследования - композиции сцен битв в древнеегипетских памятниках, преимущественно относящихся ко времени Х1Х-ХХ династий, проблема статики и динамики образов, иконография, эволюция стиля, типология и содержание.

Цели исследования. В рамках настоящей работы поставлены следующие цели:

1. выявление «историчности», содержащей в себе проблему ритуального осмысления событий в русле конкретного и условного;

2. определение принципов построения батальных композиций;

3. выявление иконографической основы батальных сцен;

4. исследование батальных композиций как «исторического жанра» и применение их в реставрационных работах. Задачи исследования:

1) классификация основных сюжетных циклов;

2) соотношение изобразительной и текстовой частей композиции;

3) выявление временного контекста и передача последовательности событий в рамках временных и пространственных композиций; специфика модуса еременщ

4) соотношение реально произошедшего в исторический момент события и его сакрализации, - перевод в мифологическое время и пространство;

5) способ передачи этнических типов персонажей путём подчёркивания характерных особенностей образа;

6) иерархический принцип построения фигур, масштабное выделение фигуры царя;

7) определение и классификация типов и видов вооружения;

8) принципы датировки батальных композиций.

Хронологические рамки настоящей работы ограничены временем, предшествующим формированию единого государства (до 3000 г. до н.э.) и правлением царей Х1Х-ХХ династий (Х1У-Х1 вв. до н.э.), поскольку именно в этот период, в эпоху Рамессидов, Египет стремился к экспансии и расширению границ. В царствование Рамсеса II это стало причиной начала затяжного военного конфликта на Ближнем Востоке, самым острым событием которого стала битва при Кадеше, где фараону противостояли войска другой сверхдержавы того периода, хеттского царства. Долгое противоборство привело к подписанию первого известного в истории мирного договора. Позднее угроза безопасности Египта возникла в связи с нашествием «народов моря», что выразилось в появлении новых сюжетов и вариантов батальных сцен. В результате воздействия внешнеполитических событий на искусство, в период Нового царства возникает новый тип смыслового наполнения рельефа - исторический, вслед за чем происходит

активное формирование устойчивых черт в канонизации батальных композиций, составляющих основу для дальнейшего развития этих сцен в последующие эпохи, вплоть до эллинизма.

Необходимо подчеркнуть, что батальные сцены занимают в историческом контексте искусства древнего Египта важное место. Восприятие изображаемого события достигалось в них за счёт гармоничного сочетания реальных исторических событий и их символического осмысления. Символизм играл чрезвычайно важную роль в египетской культуре, он служил средством выражения отношения к окружающему миру4. Соотношение символического и исторического аспектов в памятниках древнеегипетского искусства, определение критериев этих двух, связанных друг с другом семантических категорий, представляет важную и малоизученную с научной точки зрения проблему.

Следует сразу заметить, что пути решения поставленных выше задач не могут лежать исключительно в сфере описания памятников, поскольку в основе сюжетной составляющей обязательно присутствует подтекст, содержащий фактические сведения. При создании батальных композиций египетский мастер использовал два способа показа событий: язык изобразительного искусства и текстового, повествовательного, гармонично дополняющих друг друга. Специфика изобразительного искусства заключалась в расстановке смысловых акцентов и, в соответствии с этим, в выборе момента, передаче «картины» происходящего действия. Литературный текст предполагал последовательное изложение событий, т.е. в повествовании присутствовал модус времени. «Изобразительный язык» требовал отбора наиболее значимых кульминационных моментов события, в результате чего, как правило, на первом плане крупным размером выделялась фигура фараона, побивающего врагов; вторым планом показаны менее значимые в смысловом и иерархическом контексте сцены, формирующие

4 The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. Editor in Chief Donald B. Redford. Oxford University Press. 2001. Vol. Ill, p. 329.

активный событийный фон. Работая над композицией, египетский мастер оставлял действие незавершённым, содержащим в себе нереализуемую потенцию развития. «Язык текста», в свою очередь, описывает то же событие в рамках линейного времени, прослеживая отдельные его факты во временной последовательности. Таким образом, в рамках единой композиции происходит совмещение исторического и мифологического временного уровня.

Научная новизна исследования. До настоящего момента египтологи практически не уделяли внимания проблеме соотношения текстового и изобразительного пластов, повествующих об одном и том же событии. Новизна настоящей работы состоит в применении комплексного подхода, определяющего роль и специфику «языка текста» и «языка изображения» в рамках исследования батальных сцен. Так, битва при Кадете, речь о которой пойдёт ниже, произошла в царствование Рамсеса II и нашла отражение в сравнительно большом количестве изобразительных и письменных источников, что позволяет на этом примере прояснить отдельные аспекты поставленной проблемы.

Степень научной проработанности темы незначительна. Так, работая над батальной тематикой, египтологи практически полностью игнорировали возможность использовать одновременно все виды источников, принципиально уделяя внимание лишь одному из них (преимущественно текстовому). Вместе с тем, только комплексный подход даёт возможность определить исторические параллели и символическое осмысление двух видов творчества. До настоящего времени тема батальных композиций рассматривалась в историческом контексте, и с точки зрения искусствоведческой литературы упоминалась лишь по ходу событий, где давалась только беглая характеристика храмовых рельефов, которые практически никогда не рассматривались в художественном аспекте сложения композиции этих сцен.

Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования её материалов и выводов искусствоведами, историками и специалистами по древнеегипетскому языку при исследовании принципов канонического построения батальных композиций, а также мировоззренческих и философских концепций, и их осмысления на разных этапах египетской истории.

Практическая значимость работы. Сделанные в диссертации выводы позволяют облегчить египтологам, искусствоведам и сотрудникам музеев датировку сцен батальной тематики. Отдельные разделы работы могут быть использованы в рамках учебных курсов по истории и искусству древнего Востока.

Источники и историография

Основными источниками по батальным сценам в египетском искусстве служат рельефы храмов Карнака, Луксора, Рамессеума, Абидоса, Абу-Симбела и Мединет-Абу, на которых сохранились изображения столкновений египтян с иноземцами, а также ряд предметов утилитарно-бытового и сакрального назначения. В рельефах повествуется о битвах: Сети I (1290-1278 г. до н.э.) с азиатами и ливийцами, Рамсеса II (1279-1213 г. до н.э.) с хеттами и народами Леванта и Рамсеса III (1183-1151 г. до н.э.) с «народами моря». Наиболее полная публикация этих памятников имеется, главным образом, в атласе В. Врещинского5, а также в других альбомах и монографиях, посвященных отдельным храмам6. Фактически, именно капитальный труд В. Врещинского содержит в себе наибольшее количество прорисовок рельефов из храмов и гробниц, предлагая также батальные сцены, рассматриваемые в настоящем исследовании. К сожалению, большая часть рельефных композиций на стенах храмов сохранилась недостаточно хорошо, чтобы давать в приложении их фотографии. По этой причине в приложении приводится прорисовка рельефов, достаточно точно соответствующая оригиналу.

Большинство авторов более позднего времени пользовалось сделанными В. Врещинским прорисовками, которые не утратили своей ценности. Качественные изображения рельефных композиций имеются также на страницах публикаций современных исследователей, занимающихся военной тематикой эпохи Нового царства, таких как работа Энтони Дж. Спэлинджера «Война в древнем Египте: Новое царство»7 и у других.

Батальные сцены эпохи Рамессидов возникли в процессе естественного развития существовавших ранее традиций, поэтому, для того чтобы проследить их генезис и эволюцию, приводятся памятники предшествующих

5 Wreszinski W. Atlas zur Altaegyptischen Kulturgeschichte. Bd. II, Leipzig, 1935.

5 Youssef A.A.-H., Leblane Ch., Mäher. M. Le Ramesseum IV. Les batailles deTounip et de Dapour. Cairo, 1977.

7 Antony J. Spalinger. War in ancient Egypt: The New Kingdom. Oxford, 2005.

эпох из коллекций музеев мира, опубликованные в соответствующих изданиях. Среди них: палетка фараона Нармера, пектораль Аменемхета III, колесница из гробницы Тутмоса IV и ряд других предметов. Неожиданным может показаться наличие в этом перечне колесницы, однако данное обстоятельство легко объяснимо. Этот экспонат, хранящийся в Каирском музее, ценен в рамках исследования батальных тем в искусстве, благодаря тому, что на кожаной обшивке мастер поместил изображения битвы фараона с азиатами. Колесница была обнаружена в гробнице Тутмоса IV и впервые опубликована, наряду с другими предметами, Г. Картером и П. Ньюберри8. Перечисленные памятники образуют группу изобразительных источников.

В батальных композициях эпохи Рамессидов неизменно прослеживается историческая канва, формирование которой было бы невозможным без текстового сопровождения. В качестве письменных источников в настоящем исследовании были использованы переводы оригинальных текстов, сохранившихся на стенах храмов, выполненные В. Хельком9, X. Гёдике10, Дж. Брэстедом11, А. Гардинером12 и К. Китченом13, а также отечественными специалистами, работавшими над хрестоматиями по истории древнего Востока (М.А. Коростовцев, И.С. Кацнельсон, В.И. Кузищин и др.)14. Кроме египетских письменных источников, в данной работе приводятся сведения из Богазкёйского архива15. Фактически, можно отметить, что одним из наиболее полных в плане масштаба охватываемого материала стал труд А. Гардинера «Древнеегипетская ономастика»16, вышедший в 1947 году, в котором автор перевёл большой объём разного рода надписей из храмов, гробниц, папирусов и т.п., в том числе тематически

8 Carter И., Newberry P.E. The Tomb of Thoutmosis IV. Westminster, 1904.

9 Helck W. Die Beziehungen Ägyptens zu Vorderasien im 3 und 2 Jahrtausend vor Chr. Wiesbaden, 1962.

10 Goedicke H. Perspectives on the Battle of Kadesh. 1985.

11 Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Vol. I—IV. Chicago, 1906.

12 Gardiner A.H. Ancient Egyptian Onomastica. Vol. 1—2. Oxford, 1947.

13 Kitchen K.A. Ramesside Inscriptions. Historical and Biographical. Vol. I—VII. Oxford, 1969—1980.

14 Хрестоматия по истории Древнего Востока. M.f 1980. Т. 1.

15 Goetze A. Zur Schlacht von Qades.— OLZ. 32 Jahrgang, 1929, № 11.

16 Gardiner A.H. Ancient Egyptian Onomastica. Oxford, 1947.

связанных с военной тематикой. Ещё более ранней является работа Дж. Брэстеда17, которая, впрочем, в известном смысле устарела и имеет в основном историографическую ценность. Большого внимания в исследовании событий внешнеполитического характера заслуживают фундаментальные переводы, содержащиеся в Urkunden18.

В период XVIII династии ярчайшим примером военной активности служили походы Тутмоса III, который также вкладывал немалые средства в храмовое строительство. Именно на стенах воздвигнутых им храмов начинает активно развиваться традиция исторического рельефа, достигшая своего апогея в эпоху Рамессидов. Сопровождающий изображение текст на одной из стен Карнака именуется «Анналами Тутмоса III»; его перевод был опубликован в уже упоминаемом Уркундене Куртом Зете19. В тексте освещается, в частности, египетский поход в Ливан и битва при Мегиддо. Проблеме исследования «Анналов» посвящено немало работ таких выдающихся специалистов, как Дж. Брэстед, X. Грапов и В. Хельк. Вместе с тем, указанный выше литературный памятник не имеет принципиально важного значения для решения вопросов настоящего исследования, поэтому он приводится в сугубо обзорном порядке.

Фараон XIX династии Сети I так же, как и Тутмос III принимал участие в военных походах и оставил сведения об этом на внешней стороне северной стены большого гипостильного зала в Карнаке. Разделённые на регистры батальные сцены сопровождаются там иероглифическим текстом, перевод которого был сделан, в частности, Дж. Брэстедом20.

Одним из самых ярких по событийной насыщенности стало правление Рамсеса II. При этом фараоне египтяне вступили в противоборство с Хеттским царством, а также его союзниками из сирийских княжеств. Под

17 Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Chicago, 1906.

18 Sethe K. Urkunden derl8 Dynastie. Leipzig, 1902-1915; Helck W. Urkunden derl8 Dynastie. Hamburg, 19551958; Burkhardt A. Urkunden derl8 Dynastie. B., 1984.

19 Sethe K. Urkunden derl8 Dynastie. Leipzig, 1907, bd.IV, 647-667.

20 Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Vol. III. Chicago, 1927. Pp. 37-76.

городом Кадеш, что на реке Оронт, состоялось сражение, получившее исчерпывающее отражение в изобразительных и письменных источниках, о чём свидетельствуют рельефные композиции в храмах Карнака, Луксора, Рамессеума, Абидоса и Абу-Симбела. Первым специалистом, систематизировавшим эти источники и сделавшим перевод текста, стал также Дж. Брэстед21. Несколько позднее Ш. Куентц собрал и опубликовал все надписи, относящиеся к битве при Кадете, однако оставил их без перевода и комментария22. Спустя 30 лет эти же тексты были опубликованы Р. Фолкнером23. Самый основательный труд, содержащий перевод текстов, непосредственно относящихся к битве при Кадеше, был сделан А. Гардинером24. Там же имеется исчерпывающий комментарий, несомненно представляющий интерес для исследователей, акцентирующих внимание на текстовом материале. В дальнейшем перевод текстов, повествующих о военной составляющей политики Рамсеса II, сопровождаемый ценными лингвистическими наблюдениями, был выполнен К. Китченом25. Среди прочих существуют комментированные переводы А. Эрмана26, А. Блэкмана27 и Дж. Уилсона28. Следует также упомянуть переводы «литературного» отчета (также известного как «поэма Пентаура»), выполненные отечественными специалистами - М.А. Коростовцевым29 и Н.С. Петровским30.

Огромное значение для решения вопроса о реальном исходе сражения при Кадеше имеют свидетельства хеттских официальных текстов, позволяющие объективно взглянуть глазами противников Рамсеса II на многократно повторенные утверждения египетских источников, предвзято

21 Breasted J.H. Op. cit. § 294-351.

22 Kuentz Ch. La Bataille de Kadech I IMIFAO 55 (1928).

23 Faulkner R.O. Festschrift für H. Junker. Wiesbaden, 1958 (MDAIK, 16).

24 GardinerA.H. The Kadesh inscriptions of Ramesses II. Ox., 1960.

25 Kitchen K.A. Ramesside Inscriptions. Historical and Biographical. Vol. I -VIII, Ox., 1969-1980.

26 Erman A. Die Literatur der Ägypter. Lpz., 1923.

27 Blackman A.M. The Literature of the Ancient Egyptians. L., 1927.

28 Wilson J.A. The Texts of the Battle of Kadesh. - AJSLL, 1927. Vol. 43.

29 Иоростовцев М.А. Повесть Петеисе 111. М., 1978. - С. 123-138.

30 Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. - С. 119-125.

оценивающих исход сражения31. Иной взгляд содержится в ряде текстов из хеттского архива в Богазкёе, изданных А. Гётце32, однако редко обращающих на себя внимание специалистов при характеристике результатов битвы при Кадете.

Анализ источников по теме диссертации позволяет сделать вывод: памятники египетского искусства, содержащие в себе батальные сцены, достаточно малочисленны, в сравнении с теми, на которых присутствуют другие «жанры». Причину тому можно обнаружить в относительно коротком периоде активной внешней политики, включающей военную составляющую, а также в ориентировании египетского искусства на «жизнь вечную», в которой не было места злу и насилию. Большая часть рельефных композиций, созданных на поверхностях стен храмов, в значительной мере утрачена. Для их исследования необходимо использовать прорисовки. Другие виды памятников - предметы малых форм, колесницы, оружие, - в большинстве своём плохо сохранились, и ввиду сильно ограниченной площади, подходящей для нанесения изображения, представляют не столько развёрнутое повествование об историческом событии, сколько символическое обозначение противоборства как такового.

Историография

Степень изученности темы батальных сцен в искусствоведческой литературе, как показано на примере сохранившихся памятников, крайне незначительна: целенаправленно военная тематика в искусстве древнего Египта в иностранной историографии затрагивалась редко. Этим занимались Ф. Питри33, Я. Шоу34, Г. Джилберт35, А. Спэлинджер36, X. Хансен37, Б.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Реунов, Юрий Сергеевич, 2014 год

СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Дзеки М. Абу-Симбел. Асуан и Нубийские Храмы. Турин, 2004. -157 с.

2. Breasted J.H. Ancient records of Egypt. Vol. I—IV. Chicago, 1906.

3. Brock E. Les Temples D'Abou Simbel. The Palm Pres, 2007.

4. Erman A. Die Literatur der Agypter. Lpz., 1923

5. Gardiner A.H. Ancient Egyptian Onomastica. Vol. 1—2. Oxford, 1947.

6. Kitchen K.A. Ramesside Inscriptions. Historical and Biographical. Vol. I—VII. Oxford, 1969—1980.

7. Medinet-Abu. Vol. I. Chicago, 1930.

8. Schafer H., Andrae W. Die Kunst des Alten Orients. Berlin, 1925.

9. Wilson J. A. The Texts of the Battle of Kadesh. - AJSLL, 1927. Vol. 43.

10.Wreszinski W. Atlas zur Altaegyptischen Kulturgeschichte. Bd. II, Leipzig, 1935.

Литература на русском языке:

П.Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. 1-2. -М.: Издательство Академии наук СССР, 1948-1959. - 276 с.

12.Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство древнего востока. Малая история искусств. М.: Искусство, 1976. -374 с.

13.Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность / Пер. с англ. И. М. Стеблин-Каменского. — Сретенск: МЦИФИ Толедо, 2000. — 335 с.

Н.Брэстед Дж.Г. История Египта с древнейших времён до персидского завоевания. Т. 1-Й. - М., 1915 (пер. с англ.).

15.Веркуттер Ж. Древний Египет. Пер. с фр. Т. Земцовой. -М.: ACT, Астрель, 2004. - 160 с.

16.Всемирная История. Т. I. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 746 с.

17.Винклер, П. фон. Оружие. М.: Софт-Мастер, 1992. - 332 с.

18.Горелик М.В. Оружие Древнего Востока. IV тысячелетие - IV век до н. э. - М.: Наука-Восточная литература, 1993. - 348 с.

19.Коростовцев М.А. Повесть Петеисе III. М.: Художественная литература, 1978. - 304 с.

20.Курочкин М.В. Структура, тактика и вооружение египетской армии во времена Тутмоса III - Рамеса II: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. М., 1998.

21.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. СПб.: Коло, Университетская книга, 2005. - 576 с.

22.Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб., Летний сад, 2000. - 608 с.

23.Померанцева H.A. Картины и образы древнего Египта. М., Галарт, 2012.-584 с.

24.Померанцева H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М.: Искусство, 1985. - 255 с.

25.Савельева Т.Н. Военное дело // Культура Древнего Египта, М.: Наука, 1976.-с. 136-152.

26.Стучевский И.А. Рамсес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамсесов. М.: Наука, 1984. - 248 с.

27.Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. I. - Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. - 340 с.

28.Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. Струве В.В. и Редера Д.Г. М.: Издательство восточной литературы, 1963. - 544 с.

29.Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т. I / Под ред. Коростовцева М.А., Кацнельсона И.С. и Кузищина В.И. М.: Издательство «Высшая школа», 1980. - 328 с.

30.Шеркова Т.А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству. М.: Праксис, 2004. - 376 с.

Литература на европейских языках:

31 .Blackman A.M. The Literature of the Ancient Egyptians. L.: Methuen & Co. Ltd., 1927.

32.Breasted J.H. Ramses II and the Princes in the Karnak Reliefs.— ZAS. 1899, Bd. 37.

33.Breasted J.H. The Battle of Kadesh. A Study in the Earliest Known Military Strategy. Chicago, 1930-1932.

34.Bryan В. M. The Disjunction of Text and Image in Egyptian Art // Studies in Honour of William Kelly Simpson. Vol. I. Boston, 1996. Pp. 161-168.

35.Carter H., Newberry P.E. The Tomb of Thoutmosis IV. Oxford: Archibald Constable and Co., 1904.

36.Desroches-Noblecourt Chr. Vie et mort d'un pharaon Toutankhamon. Paris, 1963.

37.Faulkner R.O. Egyptian Military Organization - JEA, 1953, vol. 39.

38.Freed R.E. Ramses II: The Great Pharaoh and his time. Denver. 1987.

39.N. Grimal. A History of Ancient Egypt. Wiley, 1994.

40.Gilbert G.P. Weapons, Warriors and Warfare in Early Egypt. Oxford, 2004.

41.Goedicke H. Considerations on the Battle of Kadesh.— JEA. 1966, vol. 52.

42.Goedicke H. Perspectives on the Battle of Kadesh. Baltimore : David Brown Book Co., 1985.

43.Goetze A. Zur Schlacht von Qades.— OLZ. 32 Jahrgang, 1929, № 11.

44.Groenewegen-Frankfort H. A. Arrest and Movement. An Essay on Space and Time in the representational art of the ancient Near East. 10 x 6. Pp. xxiv+222. London: Faber & Faber, 1951.

45.Hansen H. The Chariot in Egypt's Age of Chavilry. // KMT Magazine. Spring 1994.

46.Harvey Steven P. The Cults of King Ahmose at Abydos, 1998.

47.Hassel Michael G. Domination and Resistance: Egyptian military activity in Southern Levant, ca. 1300-1185 B.C. - Leiden; Boston, 1998.

48.Healy M. The Warrior Pharaoh: Ramesses II and the Battle of Qadesh. L.: Osprey, 1993.

49.Helck W. Der Einflu B der Militarfurer in der 18 agyptyschen Dynastie / Untersuchungen zur Geschichte und Altertums Agyptenz, XIV. Leipzig, 1939.

50.Helck W. Die Beziehungen Ägyptens zu Vorderasien im 3 und 2 Jahrtausend vor Chr. Wiesbaden, 1962.

51.Kielland E. Ch. Geometry in Egyptian Art. Alec Tiranti, 1955. 214 pp.

52.Kitchen K.A. Life Pharaoh Triumphant: the life and time of Ramses II, king of Egypt. Ontario: Benben Publications, 1982.

53.Keilschrifturkunden aus Boghazkoi. B., 1921.

54.Legge F. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology. London, 1909.

55.McDermott B. Warfare in Ancient Egypt. Sutton Publishing Ltd, 2004. -212 pp.

56.Meyer Cf. Ed. Bericht über eine Expedition nach Ägypten. SPAW XXXVIII. 1913.

57.Meer Ed. Geschichte der Altertums. Bd. I. Abt. 2. Stuttgart—Berlin, 1909.

58.Morgan J. de. Fouilles a Dahchour. Vienne, 1894.

59.Murnane W.J. Ancient Egyptian Coregencies. Chicago, 1977 (SAOC, № 40).

60.Newberry P.H. Warrior Pharaohs. L., 1980.

61.Petrie W.M.F. Tools and Weapons. Egypt Research Account. 1916.

62.Pritchard J.B. Ancient Near East in Pictures Relating to the Old Testament. Princeton, 1954.

63.Reliefs and Inscriptions at Karnak, vol.4. Courtesy of the Oriental Institute of the University of Chicago, 1986.

64.Rowton M.B. The Background of the Treaty Between Ramesses II and Hattusilis III. — JCS. 1959,

65.Santosuosso A. Kadesh Revisited: Reconstructing the Battle Between the Egyptians and the Hittites // The Journal of Military History, Vol. 60, No. 3. (Jul., 1996), pp. 423-444.

66. Schmidt J.D. Ramesses II. A Chronological Structure for his Reign. Baltimore - London: The Johns Hopkins University Press, 1973.

67.Schulman A.R. Aspects of Ramesside Diplomacy: The Treaty of Year 21.— JSSEA. 1978, vol. 8.

68.Schulman A.R. Military Rank, Title and Organization in the Egyptian New Kingdom. Berlin, 1964.

69.Show I. Egyptian Weapons and Warfare. Shire Publications, 1991.

70.Sliwa J. Some Remarks concerning Victorious Ruler Representations in Egyptian Art // Forschungen und Berichte, Bd. 16, Archäologische Beitrage, 1974.

71.Spalinger A. Traces of the Early Career of Ramesses II.— JNES. 1979, vol. 38, №4.

72.Spalinger A.J. War in Ancient Egypt: New Kingdom. 2005.

73.The Egyptian World. Ed. by Toby Wilkinson. Routledge, Taylor & Francis Group, 2007.

74. The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. Editor in Chief Donald B. Redford. Oxford University Press. 2001.

75.Thutmose III: A New Biography. Ed. by Eric H. Cline, David B. O'Connor. University of Michigan Press, 2006.

76. Wildung D. Nofret die Schöne - die Frau im Alten Ägypten. Mainz, 1984. 163 s.

77.Youssef A.A.-H., Leblane Ch., Mäher. M. Le Ramesseum IV. Les batailles de Tounip et de Dapour. Cairo, 1977.

Список иллюстративного материала

Ил. 1. Роспись на стене гробницы вождя из Иераконполя

(Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. СПб.: Коло, Университетская

книга, 2005. С. 16)

Ил. 2 «Львиная» палетка

(Legge F. Proceedings of the Society of Biblical Archaeology. London, 1909. PI. 42)

Ил. 3 Трон Тутмоса IV. Фрагмент

{Pritchard J. В. Ancient Near East in Pictures Relating to the Old Testament. Princeton, 1954. P. 393)

Ил. 4 Блюдо с росписью: охотник с собаками. Глина; диам. 20 см. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина

{Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. СПб.: Университетская книга, 2005.-с. 15)

Ил. 5 Палетка фараона Нармера

{Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. СПб.: Университетская книга, 2005.-с. 22)

Ил. 6 Пектораль Аменемхета III

{Morgan J. de. Fouilles a Dahchour. Vienne, 1894. PI. 21)

Ил. 7 Рамсес II с воисками штурмует крепость Дапур

Рамессеум, рельеф на северной стене храма. Прорисовка

{Youssef А.А.-К, Leblane Ch, Maker. М. Le Ramesseum IV. Les batailles de

Tounip et de Dapour. Cairo, 1977. PL XXII)

Ил. 8 Сцена триумфа Тутмоса III. Карнак, рельеф на VII пилоне {Wreszinski W. Atlas zur Altaegyptischen Kulturgeschichte. Bd. II, Leipzig, 1935. Lf. 33)

Ил. 9 Батальная сцена. Колесница Тутмоса IV

{Carter Н„ Newberry P. Е. The Tomb of Thoutmosis IV. Oxford, 1904. PI. X) Ил. 10 Рамсес II в битве при Кадете

Луксор, рельеф на северной стороне первого пилона. Прорисовка

(WA, Lpz., 1935. Vol. II, Lf. 42)

Ил. 11 Сцена тренировки Аменхотепа II на стеле (J. 44). Луксор, музей (Thutmose III. A New Biography. Ed. by Eric H. Cline, David B. O'Connor. University of Michigan Press, 2006. Plate XXXIII) Ил. 12 Палетка царя Дена

(Pritchard J. В. Ancient Near East in Pictures Relating to the Old Testament.

Princeton, 1954. P. 293)

Ил. 13 Битва Рамсеса III с «народами моря»

Мединет-Абу, рельеф на восточном фасаде второго пилона. Прорисовка (Medinet-Abu. Chicago, 1930. Vol. I, pi. 36 ff.) Ил. 14 Батальная сцена. Ларец Тутанхамона

(.Desroches-Noblecourt Chr. Vie et mort d'un pharaon Toutankhamon. Paris, 1963. PI. 17a)

Ил. 15 Рамсес II в битве при Кадете

Абидос, северная северная стена храма. Прорисовка

(WA, Lpz., 1935. Vol. И, Lf. 16)

Ил. 16 Нападение на лагерь египтян в битве при Кадете Рамессеум, рельеф на северной стене первого пилона. Прорисовка (WA, Lpz., 1935. Vol. II, Lf. 20) Ил. 17 Рамсес II в битве при Кадете

Луксор, рельеф на северной стороне первого пилона. Прорисовка (WA, Lpz., 1935. Vol. И, Lf. 42) Ил. 18 Битва Сети I с ливийцами

Карнак, рельеф на северной стене гипостильного зала. Прорисовка (Reliefs and Inscriptions at Karnak, vol.4. The University of Chicago Oriental Institute Publications, 1986. PI. 28/29) Ил. 19 Битва Сети I с хеттами

Карнак, рельеф на северной стене гипостильного зала. Прорисовка (Reliefs and Inscriptions at Karnak, vol.4. The University of Chicago Oriental Institute Publications, 1986. PI. 34/35)

Ил. 20 Триумф Мернептаха над шассу

Карнак. Прорисовка

(WA, Lpz., 1935. Vol. И, Lf. 58b)

Ил. 21 Охота Рамсеса III на диких быков

Мединет-Абу, рельеф на южном пилоне

(Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. СПб.: Коло, Университетская книга, 2005. С. 448)

Ил. 22 Битва при Кадете Рамсеса II. Абу-Симбел, рельеф на северной стене гипостильного зала. Прорисовка

(Дзеки М. Абу-Симбел. Асуан и Нубийские Храмы. Альбом. Турин, 2004. - С. 76)

Ил. 23 Египетские воины в походе. Абу-Симбел, рельеф на северной стене храма

(Дзеки М. Абу-Симбел. Асуан и Нубийские Храмы. Альбом. Турин, 2004. - С. 79)

Ил. 24 Сцена допроса вражеских разведчиков. Абу-Симбел, рельеф на северной стене храма

(Дзеки М. Абу-Симбел. Асуан и Нубийские Храмы. Альбом. Турин, 2004 - С. 79)

Ил. 25 Сцена триумфа Рамсеса II. Абу-Симбел, рельеф на южной стене храма {Brock Е. Les Temples D'Abou Simbel. The Palm Press. P. 20) Ил. 26 Сцена триумфа Рамсеса II над ливийцами. Абу-Симбел, рельеф на восточной стене храма

{Brock Е. Les Temples D'Abou Simbel. The Palm Pres, 2007. P. 18)

Ил. 27 Рамсес II в битве при Кадете. Абу-Симбел, рельеф на северной стене

храма

(Дзеки М. Абу-Симбел. Асуан и Нубийские Храмы. Альбом. Турин, 2004. -С. 95)

Ил. 28 Геометрический анализ композиции Аменхотепа II {Kielland Е. Ch. Geometry in Egyptian Art. Alec Tiranti, 1955. Pl. XVII-C)

Ил. 29 Фрагмент батальной сцены Яхмоса, Абидос {Harvey Steven P. The Cults of King Ahmose at Abydos, 1998) Ил. 30 Боевой топор. Реконструкция

http://voenpolit.com/wp-content/uploads/2013/04/BoeBofi-Tonop-ErHneTCKHft.png Ил. 31 Кинжал с именем царя Яхмоса. Каирский музей http://atmales.info/egipet/avdiev/videl_5.htm

Ил. 32 Скульптурная группа воинов. Среднее Царство, XII дин. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

(.Померанцева Н. А. Картины и образы древнего Египта. М., Галарт, 2012. -

С. 235)

Ил. 33 Хепеш

http://las-arms.ru/index.php?id=427

Ил. 34 Кинжалы Тутанхамона. Каирский музей

http://denisov-vadim.livejournal.com/47177.html

147

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.