Авторский стиль в современной живописи Китая: культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Хань Бин

  • Хань Бин
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Чита
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 127
Хань Бин. Авторский стиль в современной живописи Китая: культурологический анализ: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Чита. 2013. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хань Бин

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования авторского стиля

§1.1. Основные теоретические подходы к исследованию авторского стиля в истории науки

§1.2. Феномен стиля и развитие авторского стиля в контексте культурологического знания

Глава II. Основные тенденции становления и развития авторского стиля в современной китайской живописи Китая

§2.1. Социокультурные детерминанты становления и развития авторского стиля в современной китайской живописи XX - начала XXI веков § 2.2. Особенности авторского стиля в китайской живописи второй половины XX в. и начала XXI в

Заключение

Библиография

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторский стиль в современной живописи Китая: культурологический анализ»

Введение

Актуальность исследования. Современный Китай занимает одно из ведущих мест в мире, привлекая к себе, своим успехам и достижениям пристальное внимание ученых, общественных деятелей, политиков. Этому способствует жизнеспособность китайского народа и его умение активно усваивать передовые достижения других цивилизаций.

В конце XX века и начале XXI вв. китайское руководство, понимая, что будущее страны зависит от человека, его интеллектуального и образовательного потенциала сделало ставку на личность, актуализировало проблемы формирования личностных, профессиональных, социокультурных качеств индивида. Большая роль в решении задач, сформулированных правительством Китая, принадлежит культуре. Уникальность китайской культуры заключается в том, что, несмотря на бурные трансформационные процессы и активное восприятие инокультурных явлений, она остается в большей степени традиционной, самобытной, базирующейся на уникальных образах и ценностных установках, которые во многом предопределили успехи Китая в настоящее время.

Характерным признаком того, что китайское общество трансформируется в качественно новую систему, является появление многочисленных стратегий развития: «стратегия подъема страны средствами науки и образования», «стратегия усиления силы государства за счет талантливых людей», «стратегия построения китайской державы человеческих ресурсов», «стратегия культурной державы». Названные стратегии делают ставку на личность, ее образовательный ресурс, что способствует росту не только внутреннего потенциала Китая, но и усилению его влияния на мировой арене за счёт распространения ценностей китайской

культуры с доминированием в ней традиционных китайских истоков. Своеобразной реакцией на происходящие процессы становится актуализация проблемы авторского стиля как культурного явления и носителя национального характера, содержание которого определяется умением авторов реагировать на вызовы современности в условиях влияния политической идеологии, сохранения национальной специфики, процессов модернизации и вестернизации.

Обращение к культурологическому анализу авторского стиля в современной живописи Китая обусловлено необходимостью исследования социокультурных механизмов построения рыночного общества с сохранением аутентичного пласта традиционной культуры. Специфический китайский стиль, нашедший отражение в неповторимой художественной форме, содержит и отражает особенности национальной политики, процессы становления новой экономики, культуры, философской мысли.

В условиях глобализирующегося мира, расширяющихся контактов Китая с другими странами в различных областях, в том числе и культурной, становится значимым исследование многих проблем современной культуры, в частности и китайской живописи, с позиции историко-культурной перспективы. Это позволит более ясно понять, во-первых, генезис авторства и авторских школ в современной китайской живописи, которая развивается под влиянием национальных традиций (сохраняя национальный колорит), идей, техники Запада и Востока и, во-вторых, проследить основные тенденции развития современной китайской живописи, степень интенсивности и глубину описываемых трансформаций и модернизаций.

Китайская живопись чрезвычайно интересна народам многих стран,

поскольку интересен сам Китай, его политика, культура, философия.

Формирование и развитие авторского стиля связано с особым

мировосприятием и талантом выдающихся китайских художников,

проявившимися в их творчестве. Именно поэтому в условиях активного

з

интереса к китайской живописи, актуальным становится историко-культурологический анализ авторского и образующих его компонентов - художественных школ, жанров, техники, тематики, стиля, заказчиков и др.

Степень научной разработанности темы. Понятие «авторский стиль» получило широкую разработку в трудах отечественных и зарубежных ученых. Оно употребляется в области эстетики, лингвистики, литературы, искусства и т.д. Анализ трудов российских, китайских и других зарубежных учёных, прямо или косвенно касающихся проблем авторского стиля, позволяет выделить ряд направлений по проблеме диссертационного исследования. В частности, описанием и анализом явления авторства в конкретных культурах занимались: Ж. Jle Гоффа, И.Ф. Волкова, Г.Г Поспелова и др. Концепции стиля и, отчасти, авторского представлены в работах И. Тэна, Г. Тарда, Т. Адорно, Р. Барта, Г.Г. Шпета, Ю.М. Лотмана. Современный контекст данной проблемы обозначен в исследованиях Е.Б. Витель, Л.А. Микешина, ПаньЯочан и др.

Теория стиля и различные её аспекты представлены в искусствоведении в трудах И. Винкельманна, И. Гёте, В. Любке, И. Тэна, Г. Вёльфлина, Э. Кон-Винера, Д.С. Лихачева, Г.В. Власова и др.

Стиль как язык культуры рассматривается в работах A.A. Пелипенко.

Культура Китая в рамках цивилизационного подхода исследовалась в трудах В.В.Малявина, Е.А.Торчинова, А.Е.Лукьянова, А.А.Маслова.

Проблема авторства затрагивалась в исследованиях, реализованных в рамках конкретных наук, таких как психология (3. Фрейд, К. Юнг, Чжан Цзяньхуа, Л.С. Выготский и др.), лингвистика и теория текста (В.П. Руднев, Р. Макки, ЯньГодуна и др.), теории искусства, эстетики и философии (Тэн Гу, Хун Цзайсинь, У Яохуа, Сюе Юннянь, Цзун Байхуа, Чжу Гуанцянь, Дэн Ичжэи др.), социологии (Р. Коллинз, Фэн Бинь, Пан Пу и др.).

Особую группы составляют работы посвященные:

- истории Китая XX в. (А.В.Меликсентьев, C.JI. Тихвинский, Фань Вэньлань);

- вопросам культуры и изобразительного искусства России (Гао Ман, И.Э. Грабарь, Т.В. Ильина, Д.В. Сарабьянов, Н.С. Степанян, Си Цзинчжи, Чэн Пэн, Н.А.Яковлева) и Китая (В.М. Алексеев, П. Белецкий, Ван Чжун, Ван Хунцзянь, О.Н. Глухарева, Б.П. Деннике, М.Е. Кравцова, В.В. Малявин, JI. Шмотикова);

- истории взаимоотношений России, СССР, России и Китая (О.Б. Борисов, А.З. Ваксер, М.С. Капица, Б.Г. Колосков, Ли Суйань, Ли Чжаохуй, Пын Мин, О.Б. Рахманин, А.М.Решетов, Чжао Инцун);

- вопросам сотрудничества России и Китая в области художественного образования (Дуань Юйнунь, Ли Япин, Л.Л. Супрунова, Юй Аньдун).

Исследованию китайской пейзажной живописи, отражающей глубинные мировоззренческие основы становления и развития китайской цивилизации, ее духовной сущности, сохранившей стиль древних мастеров, посвящены труды H.A. Виноградовой, Е.В. Завадской, В.В. Малявина, В.В. Осьмук.

Значительный интерес представляют исследования Пан Пу, У Гуаньцзюнь и др., где раскрыт прикладной аспект диссертационной проблемы, в частности, особенности государственной культурной политики Китая. Подготовка кадров для системы художественного образования освещена в исследованиях Чэнь Дусю, Кан Ювэй, Цай Юаньпэй и др. Исследование проблемы влияния педагогов и системы художественного образования на становление авторских школ получило звучание в работах ЦзиньЧэн, Пань Тяньшоу, Гао Цзяньфу, Сюй Бэйхун, Лю Хайсу, Линь Фэнмянь и др.

Осмысление генезиса авторства и его истоков в традициях китайской живописи осуществлено в работах Янь Либэнь, Чжоу Вэньцзюй, Чжу Да, Гу Кайчжи, Ши тао и др.

Влияния глобализационных процессов на развитие современного

авторского стиля исследовано Сюй Бэйхуном, Линь Фэнмянем, Лю Хайсуем, Фу Баоши и др.

Выявление тенденций развития китайской живописи в контексте современных трансформационных процессов в китайском обществе реализовано Чао Хайем, Чжан Юйем и др.

Анализ проблемы развития авторского стиля в китайской живописи в XXI в. проведен в исследованиях И.Е. Иноземцева, Не Оу, Ма Шичан, Хун Бо и др.

Историко-культурологический анализ становления конкретных авторских стилей современных китайских художников иллюстрируется творчеством: Сюй Бэйхуна, Линь Фэнмяня, Лю Хайсу, Фу Баоши, Пань Тяныпоу, Ли Кэжаня, Цзян Чжаохэ, Хуан Биньхуна, Гао Цзяньфу, Хуан Чжоу, Чжоу Сыцуна, Лю Гохуэйя, Ли Ху, Ши Лу, Чэнь Чжифу, Го Вэйцюйя, Чао Хайя, Чжан Юйя, У Гуаньчжуна и др.

Особо следует выделить фундаментальное исследование Чжао Ли и Юй Дин «История китайской живописи 1542 -2000», где дан глубокий анализ трансформационных процессов, затронувших китайскую живопись XX века. Среди факторов, оказавших влияние на развитие китайской живописи, автор выделяет не только социально-экономические условия, но и открытость самой китайской культуры этого времени. Изменения, по мнению авторов, коснулись жанров, тематики, стиля, техники, эстетических принципов искусства. Особое внимание в работе уделяется системе художественного образования.

Шуй Тяньчжуна в своей книге «История искусства и человек» описывает процессы появления и развития в Китае традиций западноевропейской масляной живописи, в том числе и русской реалистической школы.

Данные исследования особенно актуальны в связи с тем, что в настоящее время социально-экономическое развитие китайского общества

ориентировано на человека, его духовный и интеллектуальный потенциал.

6

Образ нового Китая находит отражение в авторском стиле во всех областях искусства, в том числе и китайской живописи, которая активно реагирует на все процессы, происходящие в современном Китае.

Отечественными и зарубежными учеными проведена большая работа по исследованию современной китайской живописи, что дало возможность раскрыть истоки ее становления, содержания, выделить национальные черты и проследить процесс ее обогащения культурой Запада и Востока.

Таким образом, проблема авторского стиля в современной китайской живописи получила разностороннее освещение в научной литературе. В то же время, культурологический анализ проблемы представлен фрагментарно. Поэтому требуется системная оценка авторского стиля в китайской живописи, которая позволит получить о нем более глубокое целостное представление и проследить его трансформационные изменения в условиях современного общества.

Объект исследования - современная китайская живопись как явление национальной культуры Китая.

Предмет исследования - авторский стиль в современной китайской живописи.

Цель исследования - выявить основные тенденции, социокультурные факторы становления и развития авторского стиля в современной китайской живописи XX - начала XXI веков в культурологическом аспекте.

Предмет, цель исследования определили необходимости постановки и решения следующих задач:

1) осуществить анализ основных научных подходов к исследованию авторского стиля;

2) раскрыть особенности понимания авторского стиля в культурологическом знании;

3) выявить социокультурные факторы и условия, детерминирующие основные тенденции становления и развития авторского стиля как системы в

7

современной китайской живописи;

4) определить специфику авторского стиля китайской живописи второй половины XX в. - начала XXI в., рассмотреть основные тенденции его развития.

Теоретическую основу исследования составляют:

- теория интеллектуальных сетей Р. Коллинза;

- информационно-семантическая концепция культуры (М.С. Каган, Э. Кассирер, К. Клакхон, А. Кребер, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм и др.);

- психоаналитическая концепция культуры (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.);

- структурно-функционалистская концепция (М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Б. Малиновский, Р. Мертон, Т. Парсонс, А. Радклифф-Браун и др.).

- концепция системности культуры и смысло-генетическая теория A.A. Пелипенко.

Методологическую основу исследования составляют системный,

сравнительно-исторический, структурно-функциональный,

компаративистский подходы. Системный подход дал возможность

исследовать авторский стиль как целостную систему, выделить в его

структуре три взаимосвязанных уровня, раскрыть взаимодействие между

ними. Кроме того, в рамках данного подхода стало возможным выявить

факторы, детерминирующие становление и развитие авторского стиля, его

трансформацию. Сравнительно-исторический подход позволил осуществить

анализ авторского стиля в контексте тенденций его эволюции.

Структурно-функциональный подход дал возможность рассмотреть

авторский стиль с точки зрения воздействия на него социальной и

художественной среды. Компаративистский подход применен при сравнении

работ российских и зарубежных ученых в области исследовании авторского

стиля, определения его содержания. Феноменологический подход позволил

8

проследить трансформацию авторского стиля в индивидуальных художественных формах современных китайских художников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы основные общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также компаративистский и структурно-функциональный анализы.

Научная новизна исследования.

¡.Установлено, что в истории научного знания сложилось несколько подходов к исследованию авторского стиля:

- рассмотрение авторского стиля только как социокультурно обусловленного явления;

- анализ авторского стиля как результата деятельности индивидуального субъекта художественного творчества;

- трактовка авторского стиля как художественного синтеза индивидуального и социокультурного.

2. Определена специфика рассмотрения феномена стиля в культурологическом знании, рассмотрены основные характеристики стиля как языка культуры, в том числе детерминирующие генезис авторского стиля. Выявлено, что анализ авторского стиля и определение его понятия в культурологии связаны с рассмотрением искусства как подсистемы культуры и стиля как языка культуры.

3. Доказано, что на разных этапах становления и развития авторского стиля как системы социальных и интеллектуальных связей в китайской живописи («Движение четвертого мая», «Семнадцать лет», «Движение 85-годов») существуют специфические социокультурные детерминанты, формирующие основные тенденции его развития, трансформацию элементов его уровней. К их числу отнесены государственная политика, влияние западноевропейской и русской живописи, политическая ситуация в самом Китае, национальные традиции, инновации, механизмы трансляции китайской живописи, становление рыночных отношений, образование,

9

академическая мобильность, художественный рынок, деятельность кураторов, организация и проведение выставок, ярмарок.

4. Определена специфика авторского стиля китайской живописи второй половины XX в. - начала XXI в, отражающая как влияние внешних социокультурных факторов, так и внутренние тенденции его развития, обусловленные трансляцией смыслов китайской культуры.

Положения, выносимые на защиту.

1. Авторский стиль является средством, позволяющим раскрыть механизм взаимодействия автора как субъекта творческого акта, и среды, которая разными путями, сознательно или подсознательно, отражается в конкретных произведениях. При таком подходе авторский стиль выступает способом организации социально-культурного материала средствами индивидуальных возможностей конкретного автора. С одной стороны, авторский стиль несет черты, характерные для эпохи автора, выражает ценности и идеалы его культуры; с другой, выступает средством проявления индивидуальности мастера. Авторство во многом маркируется как процесс формирования нового из уже данного и реализуемого в парадигме заранее разработанных принципов, которые и соответствуют определенному уровню социально-культурного развития. Таким образом, авторский стиль проявляет себя как художественный синтез индивидуального и культурного.

2. Традиционное рассмотрение феномена стиля и его понятийное

выражение основывалась на выявлении некой иерархии уровней или

обобщений данного понятия. Особенностью определения стиля в

современном культурологическом знании является, прежде всего, понимание

искусства как части или подсистемы целостной системы культуры. В таком

случае онтологические и гносеологические характеристики стиля

детерминируются изменениями в культуре. Основными векторами таких

изменений, обусловленных фрактальной природой стиля как языка культуры,

является движение от субстанциональности к субъективированности

10

отображаемой картины мира, от императивности к релятивизму, от представления о собственном содержании предмета к пространству контекстов его существования. Данные тенденции, которые в целом можно определить как субъективизацию искусства, имеют важное значение для развития авторского стиля как способа и формы выражения смыслов культуры.

3. Авторский стиль как система социальных и интеллектуальных связей включает в себя три уровня:

- первый - техника, жанры, школы;

- второй - виды, типы, формы обучения;

- третий - заказчик.

В процессе становления и развития авторского стиля, составляющие его уровней, подвергались определенной степени трансформации под воздействием социально-политических и культурных детерминант, однако при этом сохранялись национальные традиции китайской живописи (символизм, написание картин тушью, влияние древней философии и т.д.). Приверженность национальным традициям обеспечивает стабильность авторского стиля как системы. Однако в современных условиях фактором, способным разрушить эту стабильность становится художественный рынок, ориентированный на другие ценности.

4. Специфика авторского стиля в китайской живописи второй половины XX в. - начала XXI в., являясь важной составляющей китайского изобразительного искусства, выражает особенности культуры Китая и может быть маркирована следующим временными этапами:

1) вторая половина XX в. характеризуется усилением влияния

государства в области искусства, что является ведущим фактором развития

авторского стиля в китайской живописи и обуславливает его идеологическое

подчинение нуждам социалистического строительства. В жанровом и

эстетическом аспектах данная тенденция проявилась в бурном развитии

11

портретной живописи и формировании новой колористической системы на базе традиционной;

2) в конце XX века авторские школы в Китае характеризуются развитием новых тенденций: индивидуализацией сознания, плюралистичностью методов и техник, гуманизмом в постановке социальных проблем и пр. Они испытывают влияние постмодернистских техник и синтезируют их с традиционными материалами и техниками письма, а также традиционными принципами и закономерностями создания визуального образа.

3) к началу XXI в. китайские художники ясно осознают ту индивидуальность национальных традиций, которая определяет и придаёт особую значимость их художественным поискам. Это позволило разработать новые подходы к теоретическим вопросам изобразительного искусства, расширить тематику произведений, перенести основное внимание с социальных и идеологических проблем на индивидуально-психологические и духовно-нравственные и т.д. В то же время, временное совмещение процессов экономической и культурной глобализации, интенсификация процессов информатизации и начавшееся доминирование на мировом уровне в различных отраслях науки и искусства оцифрованных массивов информации приводят к формированию наднациональных, универсальных стилей в живописи.

Теоретическая значимость работы. Целостное исследование

становления авторского стиля в китайской живописи позволяет уточнить

культурологические основания концепции стиля, сложившиеся к настоящему

моменту в научно-исследовательской литературе. Результаты исследования

вносят вклад в развитие современного культурологического знания о природе

творчества, могут использоваться в качестве методологической основы при

разработке программ социологических, культурологических, исторических

исследований по проблемам изучения ресурсов и социально-культурных

функций авторского стиля. Результаты, полученные в ходе исследования,

12

могут стать основой дальнейшего изучения современной и традиционной культуры Китая.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в работы результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы для разработки специальных учебных курсов, учебных пособий для студентов художественных, искусствоведческих, педагогических и гуманитарных направлений. Они могут иметь широкую сферу применения в музейной и художественной практике, а также - в выставочной деятельности.

Апробация работы. Материалы и результаты проведённых исследований представлялись и обсуждались на международных и российских научно-практических конференциях, в частности: на III Международной научно-практической конференции «Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире» (Чита, 2009); V Международной научно-практической конференции «Наука в современном мире» (Москва, 2011); конференции «Социально-политические и культурные проблемы современности» (Барнаул, 2011); XIV Международной молодёжной научно-практической конференции «Молодёжь Забайкалья: молодость, наука, прогресс!» (Чита, 2011); VI Международной научно-практической конференции «Наука в современном мире» (Москва, 2011); I Международной научно-практической конференции «В мире научных открытий» (Москва, 2011); V Международной научно-практической конференции «Лингвистика и межкультурная коммуникация в современном мире» (Чита, 2011); IV Международной научной конференции «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке» (Чита, 2012).

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования авторского стиля

$ 1.1. Основные теоретические подходы к исследованию авторского стиля в истории науки.

Различие понятий «стиль» и «авторский стиль» заключается, с одной стороны, в разном объеме их значения, а, с другой стороны, в сложившейся практике их употребления в научных источниках.

К настоящему моменту развития науки сформирован большой корпус литературы по исследованию явления стиля с искусствоведческих, социальных и культурологических позиций. Другой пласт литературы содержит анализ результатов уже проведенных исследований. Сложность и противоречивость в использовании понятия «стиль» заключается в широте и неоднозначности тех явлений, которыми оно описывается. Ситуация осложняется наличием разных терминов, применявшихся для описания изучаемого нами явления, и традиций их применения. Так, в рамках различных дисциплин, изучающих искусство, сосуществует несколько терминов, - стиль, направление, художественная система, художественный метод, манера, техника - которые зачастую очень слабо дифференцированы,

или авторы каждый раз по-новому пытаются их переосмыслить [35, с. 264].Отмечается большая популярность понятия «стиль», что объясняется не столько прозрачностью термина, сколько стремлением со стороны исследователей и практиков к использованию англоязычной терминологии.

В языковом сознании на уровне значения слова сформировалось устойчивое его понимание. Это доказывается совпадением значений слова «стиль» в русском и китайском языках. В современном китайском языке, согласно «Новому русско-китайскому словарю» Чжан Цзяньхуа, существуют четыре значения слова «стиль»:

1. Совокупность черт, признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления со стороны идейного содержания и художественной формы; совокупность характерных признаков, свойственных чему-либо, отличающих что-либо. Например: Эта поэма написана в литературном стиле; Это здание построено в готическом стиле.

2. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для писателя или литературного произведения, направления, жанра; совокупность особенностей в построении речи и словоупотреблении, манера словесного изложения. Например: Она очень популярный писатель, но мне не нравится её стиль изложения.

3. Совокупность приёмов чьей-либо деятельности; способ выполнения, осуществления чего-либо, характеризующийся совокупностью определённых технических приёмов. Например: Этот поступок — совершенно в его стиле (так он всегда поступает).

4. Характерная манера вести себя, говорить, одеваться и т.п. Например: Маленькие девочки подражают стилю Барби[\79, с. 1027].

В русском языке согласно «Толковому словарю иноязычных слов» Л.П. Крысинаслово стиль имеет шесть основных значений:

1. Совокупность художественных средств и приёмов их использования, характерная для произведений искусства какого-либо художника, эпохи или

15

народа.

2. Система языковых средств и идей, характерных для того или иного жанра литературного произведения, автора или литературного направления.

3. Совокупность языковых средств и приёмов их использования, характерная для той или иной сферы деятельности.

4. Манера излагать свои мысли на письме, способ изложения.

5. Метод, характерная совокупность приёмов какой-нибудь работы, деятельности, поведения.

6. Способ летоисчисления[84, с. 667].

В целом значения слова «стиль» в русском и китайском языках совпадают в основных вариантах. За исключением отсутствия в китайском языке значения слова «стиль», связанного с историко-культурным аспектом языка (шестое значение слова «стиль» в русском языке). Концептуальное единство семантики слова «стиль» на уровне значения разрушается практикой его использования в различных контекстах на уровне смысла. Это слово используется для описания противоречащих друг другу явлений. Стиль используется и для описания результатов индивидуального творчества, и коллективной деятельности. Некоторые авторы оправдывают это противоречие спецификой понятия «стиль». Например, Г. Вёльфлин утверждает наличие «на ряду с индивидуальным стилем» стиля конкретной школы, страны или племени[26, с. 4]. Стиль рассматривается им как выражение настроения эпохи и народа, с одной стороны, и как выражение личного темперамента — с другой.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хань Бин, 2013 год

Библиография

Исследования

1. Maurel-Indart H. Du plagiat. - Paris: Gallimard, 2011. - 512 p.

2. Meyer Shapiro. For Style. London: Oxford, 1998.

3. Soper, A.C. The First Two Laws of Hsieh Но / A.C. Soper // The Far Eastern Quarterly. - 1979. - Vol. III. - № 4.

4. Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. A.B. Дранова. - М.: Республика, 2001. - 527 с.

5. Алиева Д.Т. Стилистические возможности терминов в художественном стиле // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». - М.: Издательство «Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук"», 2012. - 294 с.

6. Алимов И.А. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. - М.: Муравей, 1998. - 288 с.

7. Аллатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. - М.: Искусство, 1940. - 128 с.

8. Арасс Д. Деталь в живописи. / Пер. с фр. Г. А. Соловьевой. - СПб.: «Азбука - классика», 2010. - 464 с.

9. Арсланов В.Г. Западное искусствознание XX века. - М., 2005 - 864

с.

10. Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - М.:

109

Искусство, 1968. - 654 с.

11. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 327 - 370. - 431 с.

12. Баткин JI. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989. - 272 с.

13. Бирнбаум Д. Мир изготовления: 53-й Венецианской биеннале Современное искусство и инвестиция. 2009 (№7). - 84с.

14. Богородский C.B. Художественная выставка в условиях современной культуры: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -СПб, 2007. - 23 с.

15. Богородский Сергей Витальевич. Художественная выставка в условиях современной культуры: Дис. ... канд. искусствоведения. -Санкт-Петербург, 2007. - 162 с.

16. Борев Ю. Эстетика: Учебник. - М,: Высш. шк, 2002. - 511 с.

17. Вальцев В.Г. К истории театральной мастерской // Художники-педагоги. История и современность: сб. науч.-метод, ст. / Науч. ред. O.A. Еремеев. - Л, 1991. - С. 59 - 64.

18. Ван Вэй Основные течения в живописи гохуа XX в. - Тамбов: Грамота, 2012. № 3 (17): в 2-х ч. Ч. II. - С. 39

19. Ван Линь. Китайское движение изобразительного искусства второй половины 80-х гг.. - Цзянсу: Иллюстрированный журнал, 1995. №10.

20. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -М, 2008.-23 с.

21. Ван Чуньшэн. Поиски китайской живописи формы выражения. - Тайюань: Издательство шаньсиского народа. 2004. - 196 с.

22. Ван Шаолунь. Сегодняшнее китайское искусство. - Пекин:

но

Издательство Хуавэнь, 2004. - 119 с.

23. Ван Юлян. Исследование эстетической идеи Дэн Ичжэ. -Аньхуэй: Издательство аньхуэйского образования, 2003. - 178 с.

24. Ванелов В. В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. - Д.: Художник РСФСР, 1975. - 227 с.

25. Васильев A.A. История и теория развития художественного образования. Краснодар, 2003.

26. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусство. - М.: В. Шевчук, 2009. - 344 с.

27. Винкельманн И. История искусства древности. М.: ОГИЗ, 1933. -432 с

28. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Гослитиздат, 1961. - 614 с.

29. Виноградова H.A. Искусство Китая. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 250 с.

30. Виноградова H.A. Искусство средневекового Китая. - М.: Академия Художеств СССР, 1962. - 104 с.

31. Виноградова H.A. Китайская пейзажная живопись. - М.: Изобразительное искусство, 1972. - 160с.

32. Виноградова H.A. Сто лет искусства Китая и Японии. - М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1999. - 252 с.

33. Витель Е.Б. Художественная культура XX века: от антропоцентризма к новой художественной реальности: монография. -Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2009. - 293 с.

34. Власов В.Г. Стили в искусстве. С-Пб.: Литва, 1998. Т Ihttp://www.booksite.ru/localtxt/vla/sov/ l.htm

35. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1978. - 264 с.

36. Волков H.H. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985. - 480 с.

in

37. Волкова Д.И. М.П. Бобышов - профессор Института им. И.Е. Репина // Вопросы художественного образования. Вып. XXXVII: тематич. сб. науч. тр. / Отв. ред. И.А. Бартенев. - JI, 1984. - С. 12-16.

38. Выготский JI.C. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. JI.C. Выготского и В.В. Иванова, вступит. Ст. А.Н. Леонтьева. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

39. Выготский, Л.С. // Собр. Соч.: в 6 т. / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М, 1982. - Т. 2.

40. ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА // URL: http://www.gif.ru/afisha/china2008-05-30- (дата обращения: 30.05.2008).

41. Вэнь Цзянь, Горобец A.A. «Даосизм в современном Китае»/ Амурский Государственный Университет, Благовещенск 2002. - 145с.

42. Гао Минлу. Китайское авангардное искусство. - Наньцзин: Издательство Цзянсуского изобразительного искусства, 1997. - 275 с.

43. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века -М.: Экзамен, 20Го Вэйцюй. Творческие техники изображения живой природы «цветов и птиц». - Пекин: Издательство технологического изобразительного искусства, 2005. - 256 с.02. - 480 с.

44. Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль // http://lib.rus.ec/b/421379/read

45. Го Си, Го Шы. Душа пейзажа // Теория китайской живописи. -Гонконг: Китайское издательство, 1973. - 204с.

46. Год со дня смерти художника Сюй Бэйхуна// Искусство. 1954. №9. С. 21.

47.Гофф Ж. Ле. Интеллектуалы в Средние века / Перевод с французского А. М. Руткевича. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 160 с.

48. Гуань Сино. Исторические связи монументальной декоративной живописи Китая и Японии // Мир науки, культуры, образования / гл ред A.B. Петров - Горно-Алтайск Изд-во ГАГУ, 2009 -Вып 1 [13].

49. Гэ Jly. История развития теории классической китайской живописи. - Пекин: Издательство образования изобразительного искусства, 2009. - 95 с.

50. Дай Цзе. Эстетический анализ о «Предисловии к картире» Ван Вэя. - Пекин: Журнал «Образование изобразительного искусства». 2009, №9.

51. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. - СПб: «Искусство - СПб», 2005. - 294 с.

52. Декоративные росписи Японии 16-18 вв. От Кано Эйтоку до Огата Корина. - М.: Изобразительное искусство (Букинистика), 1989. -232 с.

53. Денисенко В.И, Отливная Ю.А. Из истории художественного образования в Китае (X-XIII вв.): сб. специальная и профессионально-педагогическая подготовка художники-педагоги: Краснодар, 2006. С. 149-157.

54. Дж. Нельсон. Проблемы дизайна. - М.: Феникс, 1971. - 208 с.

55. Дуайт Д. Основы китайской живописи. - М.: АРТ-РОДНИК, 2008.-256 с.

56. Е Лан. Общие принципы китайской эстетической истории. -Шанхай: Издательство шанхайского народа, 1985. - 165 с.

57. Е Шанцин. Картины о Пань Таныноу. - Шанхай: Издательство изобразительного искусства Жэньминь, 1984. - 267 с.

58. Журнал «изобразительного искусства». Пекин: Издательство народного изобразительного искусства, 1999. №1.

59. Журнал «изобразительного искусства». Пекин: Издательство

из

народного изобразительного искусства, 2002, №7.

60. Журнал «мира живописи». Сычуань: Издательство изобразительного университета им. Лу Сюнь, 1998. №4.

61. Журнал «Мэшу» («Искусство»). - Пекин. - 1990.

62. Журнал «наблюдения изобразительного искусства». Пекин: Издательство университета китайского художественного исследования, 1997. №4.

63. Журнал «художников в жанре гохуа». Тяньцзин: Издательство народного изобразительного искусства, 1998. №2.

64. Журнал «художников в жанре гохуа». Тяньцзин: Издательство народного изобразительного искусства, 2004. №3.

65. Завадская Е. В. Живопись гохуа в первой четверти XX в. // Движение «4 мая» 1919 года в Китае. М.: Наука, 1971. С. 285-294.

66. Завадская Е. В. Ци Бай-ши. - М.: Искусство, 1982. - 287 с.

67. Завадская Е.В. «Беседы о живописи» Ши Тао. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1978. - 205 с.

68. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая.-М, 1975.-438 с.

69. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986. -147 с.

70. Иноземцева И.Е. Всемирные универсальные выставки как явление культуры: Автор, дис. ... канд. Культурологи. - М., 2011. - 26 с.

71. Инь Цзинань. Искусство современного основного течения. -Пекин: Издательство Саньлянь, 1993. - 196 с.

72. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

73. Кан Ювэй. Монография о каллиграфии и живописи // Китайская газета изобразительного искусства, 1988. №9.

74. Карпов В.А. Понятие «художественный рынок» в

114

социально-гуманитарных науках // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года, СПб, СПбГУП, 2004: Милюкова Т.М. Галерея в системе художественного рынка.

75. Кемерова В.Е. Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова. - Лондон; Минск, 1998. - 1064 с.

76. Китайский журнал «изобразительного искусства». Пекинский редакционный отдел опубликовал статью в 1957 году.

77. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / Сост., пер. с кит. И англ, вступ. Ст, очерки и ком. В.В. Малявин. М.: ОАО «Люкс»; Астрель; АСТ, 2004.

78. Коллинз Р. Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер. с англ. И. С. Розова и Ю. Б. Вертгейм. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 1282 с.

79. Конфуций. Ицзин (часть вторая) (551 до н.э. — 479 до н.э.).

80. Конфуций. Шуцзин, эпоха Хань (202-220 до н.э.), Цинан, 1934. 320 с.

81. Кравцова М. Е. История культуры Китая. - М, 1999. - 416 с.

82. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Сов.художник, 1965,-С. 158.

83. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 -434 с.

84. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2000. - 944 с.

85. Лан Шаоцзюнь. Китайское искусство перестройки. -Хубэй: Издательство изобразительного искусства Хубэй. 1995. - 225 с.

86. Лан Шаоцзюнь. Консерватизм и движение вперед: сборник размышлений о китайской живописи 20 века. - Ханчжоу: Издательство

115

Всекитайского института изобразительных искусств, 2001. - 519 с.

87. Лан Шаоцзюнь. Сочинения о китайском современном искусстве. - Нанкин: Издательство искусств провинции Цзянсу, 1988. -350 с.

88. Лан Шаоцзюнь. Художественный процесс Линь Фэнмянь. -Ханчжоу: Издательство университета китайского изобразительного искусства, 2001. - 164 с.

89. Ли Вэймин. Гао Цзяньфу и план возрождения китайского живописи. Шанхай: Издательство шанхайской каллиграфии и живописи, 1999.-176 с.

90. Ли Джуньяо, Ли Сяохун. Китайская живопись: Техника рисования, инструменты, сюжеты. - М.: Контэнт, 2011. - 112 с.

91. Ли Нинь. Живопись тушью. - Синьцзян: Издательство Синьцзянское народное издательство, 1998. - 115 с.

92. Ли Тунхуа. Исследование эстетической идеи Цзун Байхуа [М]. -Шэньян: Издательство ляонинского народа, 1987. - 169 с.

93. Ли Цзэхоу. О эстетическом чувстве, красоте и искусстве. -Чунцин: чунцинское издательство, 1984. №3.

94. Ли Шаолинь. История изобразительного искусства Китая. Хух-хото:

95. Ли Япин. Константин Мефодиевич Максимов -русско-китайский художник // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 44. - 196 с.

96. Линь Вэньчжэн. Художественная учебная программа. -Чжэцзян: Издательство изобразительного искусства Ханчжоу, 1932, - 155с.

97. Линь Фэнмянь. Искусство и общество. - Гуанчжоу: Издательство Нового века, 1927. - 210 с.

98. Линь Фэнмянь. Перспектива китайской живописи. Китайская газета «перспектива», 01,1933.

99. Лоджий М. Вопросы истории китайской живописи // Исследования Азии. 1964. №2.

100. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - Киев: Акад. Евробизнеса, 1994. - 285 с.

101. Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. -944 с.

102. Лотман Ю. М. Семиосфера. - С.-Петербург: «Искусство -СПБ», 2000. - 704 с.

103. Лэн Линь. Тенденция китайского современного искусства 90-х годов. - Цзянсу: иллюстрированный журнал, 1995. - 97 с.

104. Лю Жундэ. Китайская традиционная живопись: сб. науч. трудов. Искусствознание и педагогика / под ред. П. А. Кудина. СПб, 2007. С. 186-189.

105. Лю Силинь. «диалоги изобразительного искусства между Китаем и Японией», периодика «художников в жанре гохуа». Тяньцзин: Издательство народного изобразительного искусства, 1993. №6.

106. Лю Силинь. Китайское искусство 90-х годов. - Синьцзян: Издательство изобразительного искусства, 1998. - 89 с.

107. Лю Сяочунь. С местного изображения живой природы «шуймо» до большой местной живописи. Газета: «круги изобразительных искусств», №143.

108. Лю Юйшань. Коротко об эстетике китайских народных новогодних картин // Редкие китайские народные картины из советских изданий. Ленинград: Аврора, 1991. - 169 с.

109. Лях В.И. Культурология искусства как междисциплинарная отрасль гуманитарного знания // Электронное научное издание «Аналитика культурологии» Выпуск 1 (25), 2013. http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/921

110. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2008. - 456 с.

111. Максимов К. М. Выступление в заседании союза художников// Искусство. 1955. №7. С. 47.

112. Максимов K.M. Живопись и преподавание живописи// Искусство. 1957. №1. С. 39.

113. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: ACT, 2000. - 632 с.

114. Малявин В.В. Книга прозрений. - М.: Астрель, 2004.

115. Малявин, В.В. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера /В.В. Малявин. - М.: Люкс, ACT, Астрель, 2004. - 416 с.

116. Малявина В. Духовный опыт Китая / сост. и пер. - М.: Издательская группа ACT, 2006. - 400 с.

117. Манизер. М.Г., Кузнецов A.M.. Школа изобразительного искусства. - М., Издательство: Академия художеств СССР, 1962. - 152 с.

118. Мао Цзэдун. Речь на совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани. - Пекин: Издательство искусства, 1942. - 150 с.

119. Маслов, A.A. Тайный код Конфуция. Что пытался передать Великий Учитель?. - М.: Феникс, 2005. - 280 с.

120. Матисс А. Сборник статей о творчестве. - М.: Искусство, 1958.

121. Мерёкина О. Современное китайское искусство: 30-летний путь от социализма к капитализм. Часть III // URL: http://magazeta.com/chinese_culture/2011/11/0 l/chinese-contemporary-art-З/ (дата обращения: 01.11.2011).

122. Микешина Л.А. Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997.-240 с.

123. Мнения о судьбах гохуа XX в. / сост. Шао Ци, Го Хайянь. -

Шанхай: Шанхайское издательство живописных и каллиграфических

118

произведений, 2008. - 414 с.

124. Недошивин Г. А. Очерки теории искусства. - М.: Искусство, 1953.-340 с.

125. Недошивин Г. А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. - М.: Советский художник, 1972. - 344 с.

126. Осенмук В. В. Чань-буддистская живопись: академический пейзаж периода XII-XIII века в Китае. - М, 2001. - 384 с.

127. Островская Ю.Н. Художница из Поднебесной: китайское искусство в Львове // URL: http://geometria.by/de/blogs/Art/30370 (дата обращения: 17.05.2011).

128. Пан Пу. Культурные национальные и современные черты. -Пекин: Издательство Мира, 1988. - 216 с.

129. Пань Гункай. Размышление о современной китайской живописи. - Пекин: Издательство нового века, 1997. - 112 с.

130. Пань Тяныноу. Его выступления в Университете изобразительного искусства Чжэцзян. - Шанхэй. Издательство Сюелинь. 1996.

131. Пань Яочан. Несколько вопросов о стилистике искусства. -Пекин: Издательство Жэйминь университет, 2001. - 156с.

132. Пелипенко A.A. Искусство в зеркале культурологии. - С.-Пб.: Нестор-История. - С. 5.

133. Пилипенко В.Н.. Пейзажная живопись. - М, Издание: Художник России, 1993. - 208 с.

134. Пластические искусства: Краткий терминологический словарь. -М.:ПАССИМ, 1995,- 155 с.

135. Поспелов Г. Стиль // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929—1939. Т. 11. -М.: Худож. лит., 1939. - С. 40-60.

136. Пострелова Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в. - М.: Наука, 1987. - 210 с.

137. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. - М., Издательство: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1976.-256 с.

138. Прилашкевич Е.Е. Кураторство в современной художественной практике: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2009. - 26 с.

139. Райкинг Д.Э. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. И адаптация А. Станиславского. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 464 с.

140. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. - М.: ИД Агни, 2000. - 175 с.

141. Роули Дж. Принципы китайской живописи. - М.: Наука, 1989. - 160 с.

142. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. - 528 с.

143. Руднев В.П. Как был сделан «Винни Пух» // Милн A.A. Дом в медвежьем углу. - URL: http://winnieosho.narod.ru/mdnev_sem.html (Дата доступа 09.08.2010).

144. Сере Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного./ Пер. с фр. Дубин СБ. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. -336 с.

145. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стиль искусства. - СПБ.: издательство «Дмитрий Буланин», 1998. - 525 с.

146. См., например: Райкинг Д.Э. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. И адаптация А. Станиславского. -М.: Флинта: Наука, 2009. - 464 с.

147. Соколов-Ремизов С.Н.. Китайская каллиграфия как выражение универсального через национально-своеобразное. - М.: Квинт-Принт, 2007

148. Сообщение агентства Синь-хуа Шаньси // URL:

http://www.sn.xinhuanet.com/20Q5-12/21/content 5867992.htm. (дата

120

обращения: 21.12.2005).

149. Союз Китайских Художников. Журнал «Изобразительное искусство». - Пекин: Издательство Союза Китайских Художников, 1955. -№7.

150. Столович Л. Н. Эстетическое в действительности и в искусстве. -М, 1959.-256 с.

151. Су Линь. Библиотека китайской живописи XX века. - Гуанси: Гуансийское издательство изобразительного искусства, 2001. - 272 с.

152. Сюй Бэйхун. История искусства СССР// Народная газета. -Пекин, 1936.

153. Сюй Суминь. О гуманитарном духе. - Ухань: Издательство хубэйского народа, 2000. - 172 с.

154. Сюй Фугуань. Китайский художественный дух. - Шэньян: Издательство чуньфэнской культуры и искусства, 1987. - 321 с.

155. Сюй Эньцунь. Жгучая тоска и прорыв: современное искусство «шуймо». - Чанчунь: Издательство цзилиньского изобразительного искусства, 1999. - 213 с.

156. Тард Г. Сущность искусства / Пер. с фр. под ред. и с предисл. Л. Е. Оболенского. - М: Издательство ЛКИ, 2007. - 120с.

157. Тэн Гу. История живописи Тан и Сун. - Шанхай: Народное издательство Китая, 1933. - 113 с.

158. Тэн И. Философия искусства / Подгот. к изд., общ. ред. и послесл. А. М. Микиши; вступ. ст. П. С. Гуревича. - М.: Республика, 1996. -351 с.

159. У Гуаньцзюнь. Плюральные современные черты. - Шанхай, 2002. - 472 с.

160. У Яохуа. Исследование изобразительного искусства. - Цзянсу: Издательство изобразительного искусства, 1997. - 185 с.

161. Устюгова E.H. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -260 с.

162. Фань Жуйхуа. Куда идет китайская живопись. Исследование и обсуждение развития китайского живописного искусства. - Пекин: Издательство народного искусства. 2007. - 217 с.

163. Фань Жуйхуа. Куда идет китайская живопись. Исследование и обсуждение развития китайского живописного искусства. - Пекин: Издательство народного искусства. 2007. - 237с.

164. Фитцджеральд С.П. Краткая история культуры Китая. - М.: Евразия, 1998.-456 с.

165. Фрейд 3. Художник и фантазирование // Эстетика и теория искусства XX в. Хрестоматия / Отв. ред. H.A. Хренов, A.C. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 335 - 343.

166. Фэн Бинь. Творческие идеи китайской живописи. Пекин: Издательство образования, 1998. - 120 с.

167. Ху Мань. История китайского искусства. - Шаньдун: Шаньдунское народное издательство, 2006. - 210 с.

168. Хуа Бинь. История китайской императорской живописи. -Шанхай: Издательство шанхайского образования, 2003. - 170 с.

169. Хун Цзайсинь. Хрестоматия по китайской живописи. -Шанхай: Издательство Жэйминь художество, 1992. - 256 с.

170. Цай Юаньпэй. Эстетическая хрестоматия Цай Юаньпэй. Пекин, Издательство пекинского университета, 1983. - 163 с.

171. Цзоу Юэцзинь. История нового китайского искусства: 1949-2000. - Хунань: Издательство искусств провинции Хунань, 2003. -337 с.

172. Цзун Байхуа. Свободная эстетика. - Шанхай: Шанхайское народное издательство. 1981. - 126 с.

173. Цзя Фанчжоу. Три формы современной «шуймо». Газета:

122

«круги изобразительных искусств», №143.

174. Цзян Чэнцин. Духовная система китайской живописи. -Ляонин: Издательство воспитания, 1992. - 279 с.

175. Цинь Чжунвэн. История китайской живописи. - Пекин: Издательство изобразительного искусства, 1934. - 205 с.

176. Чжа Чанпинь. Художественная тенденция китайской современной «шуймо» в конце XX века. №4, - Хэйлунцзян: Издательство изобразительного искусства Хэйлунцзяна. 2000, №1.

177. Чжай Мо. Картины о Хуан Биньхун. - Чжэнчжоу: Издательство жэньминь Хэнань. 1999. - 113 с.

178. Чжан Санью. Пейзажная живопись. (Шаныпуйхуа таньвэй). -Сиань: Издательство изобразительного искусства, 1990. - 150 с.

179. Чжан Цзяньхуа и др. Новый русско-китайский словарь. - Пекин: Издательство иностранного языка, 1992. - 1304 с.

180. Чжан Шаося, Ли Сяошань. Короткая история китайско-современного изобразительного искусства. - Наньцзин: Издательство изобразительного искусства Цзянсу. 1986. - 268 с.

181. Чжан Юйин. Записки Сюй Бэйхуна. - Чжанчжоу: Издательство национального искусства Фуцзянь, 2002. - 132 с.

182. Чжан Яньюань. Записки об известных картинах. (Лидай минхуа цзи). - Шанхай: Образование искусства, 1964. - 212 с.

183. Чжань Дайнянь. Рационалистические воззрения в китайской философии. Основные вехи развития древнекитайской логики мин бянь,

184. Чжоу Сянь. Культурология современного западного искусства. - Пекин: Издательство пекинского университета, 1988. - 248 с.

185. Чжу Гуан. Китайское искусство на современном международном художественном рынке: Дис. ... канд. искусствоведения. -М., 2008.- 188 с.

186. Чжу Гуан. Художественный рынок в мировом китайском сообществе: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М, 2008. - 26 с.

187. Чжу Гуанцянь. Западная эстетическая история. - Пекин: Издательство народской культуры, 1981.-221 с.

188. Чжун-го лидай хуэйхуа. Альбом репродукций произведений из собрания Гугун. Пояснения. - Пекин, 1981.

189. Чжунго хуальнь лэйбянь. Антология текстов по теории живопись в 2-х т. Пекин, 1957. На кит. яз.

190. Чэнь Вэнхуа. Пропаганда советского искусства в Китае в 30-60-е годы XX века. Традиции художественной школы и педагогика искусства вып. VII: / Сб. науч. трудов Рос. Гос. пед. университета им. А.И. Герцена; науч. ред.: канд. искусствовед, проф. H. Н. Громов. СПб, 2007.

191. Чэнь Вэньхуа. Выставки русской живописи в Китае: история и современность. Диссерт. ...канд. искусствоведения. - Санкт-Петер, 2008.- 185 с.

192. Чэнь Иншуан. Китайские кураторы // URL: http://news.99ys.com/20111130/article—111130-77179 1 .shtml (дата обращения: 30.11.2011).

193. Чэнь Чжэнвэй. Китайская реалистическая живопись XX века: Дис. ... канд. - СПб, 2006. - 170 с.

194. Чэнь Чжэнвэй. Реалистический метод в творчестве китайского художника первой половины XX века Сюй Бэйхуна. Изв. Рос. гос. пед. Ун-та им. А.И. Герцена: аспирант. Тетр. - 2008. - № 26. - С. 300.

195. Чэнь Чуаньси, О художнике Фу Баоши. - Хэбэй: Издательство образования Хэбэй. 2000. - 205 с.

196. Чэнь Чуаньси. Мир живописи - список выдающихся личностей. - Пекин: книжный магазин Саньлянь. 2005. - 195 с.

197. Чэнь Чуаньси. Сборник рецензий на произведения избранных современных известных и великих художников. - Шанхай: Издательство

124

Саньлянь Шудянь, 2005. - 344 с.

198. Шаховский В.И. Языковые стили и их конвергенция в художественном произведении // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - М.: Издательство «Тверская государственная сельскохозяйственная академия», 2006. - 100с.

199. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Отв. редактор-составитель Т.Г. Щедрина. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 712 с.

200. Шуань Цзы. Буддийский художник - Мин Чаншэн // URL: http://fo.ifeng.com/zhongsheng/200908/Q828 42 57720.shtml (дата обращения: 28.08.2009).

201. Эванс Д. Китайская тушь. - М.: ACT «Астрель», 2004. - 67 с.

202. Эм А. Китайская живопись. Техника рисования. (Постигаем шаг за шагом). - М.: ХАРВЕСТ ООО, 2007. - 112 с.

203. Юань Сяодун. Традиционные принципы китайского искусства и новая китайская живопись. ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». Россия, 119571, Москва, пр. Вернадского, 88. Статья поступила 04.09.2010 г.

204. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчесту // Эстетика и теория искусства XX в. Хрестоматия / Отв. ред. H.A. Хренов, A.C. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 688 с.

205. Ян Гуан. Из истории развития художественного образования и традиционной живописи Китая. Научный журнал: Теория и практика общественного развития. Пед. науки, 2013 №1. - С. 200.

206. Ян Хиншун. Древнекитайский философ JIao-цзы и его учение. - Пекин: Издательство «Наука», 1950. - 144 с.

207. Ян Цзэнся. Система эстетической ценности. - Пекин: Издательство народной литературы, 1998. - 226 с.

208. Ян Цзяань. Введение в искусство. - Чанчунь: Цзилиньское издательство изобразительного искусства, 1993. - 403 с.

209. Ян Чэньгуан. Локализация сюжетов и национальный характер китайской живописи маслом. - Гуандун: Друг изобразительного искусства, 2008.- 125 с.

210. Янь Годун. Общий образ китайской культуры. - Пекин: Издательство Чжунсин, 2007. - 165 с.

211. Яшухин А.П.. Живопись. - М.: Издательство Просвещение, 1985.-288 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.