Автопортрет в системе художественного образования дошкольников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Цыбатова, Анна Евгеньевна

  • Цыбатова, Анна Евгеньевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 260
Цыбатова, Анна Евгеньевна. Автопортрет в системе художественного образования дошкольников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2003. 260 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Цыбатова, Анна Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование исследования детского автопортрета.

§1. Автопортрет в изобразительном искусстве: причины и цель его создания.

§2. Изобразительное творчество ребенка как предмет научного исследования.

§3. Автопортрет дошкольника в контексте философских концепций.

ГЛАВА П. Автопортрет дошкольника как проблема психологии.

§1. Специфика изобразительной деятельности дошкольника.

§2. Роль и место автопортрета в художественном творчестве дошкольника.

§3. Автопортрет как форма проявления самосознания дошкольника.

ГЛАВА III. Автопортрет как компонент программы по изобразительному искусству для младшей подготовительной группы ДХШ.

§1. Современное художественное образование дошкольника. Анализ программ и концепций.

§2. Комлекс автопортретных заданий как составляющая часть программы по изобразительному искусству для дошкольников.

§3. Психолого-педагогический эксперимент: осмысление результатов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автопортрет в системе художественного образования дошкольников»

Диссертация посвящена комплексному исследованию жанра автопортрета в системе художественного образования дошкольников и определению его места и роли в программе по изобразительному искусству.

Актуальность исследования. В современном мире особую значимость приобретает проблема самопознания и самоидентификации личности. В связи с этим одним из наиболее интересных проявлений художественного творчества становится автопортретирование. Многочисленные выставки детского изобразительного творчества, устраиваемые в разных городах и селах нашей страны, показывает, что наряду с прочими жанрами, ребенка интересует и автопортрет1.

Раскрытие логики творческого процесса и постижение индивидуально-психологических особенностей мастера, создающего свой портрет изобразительными средствами, является важнейшей областью гуманитарного знания. Если проблема автопортретирования профессиональными художниками уже привлекала внимание ученых (в том числе искусствоведов-биографов), то феномен портретирования себя ребенком еще требует изучения. Особое значение этот вопрос приобретает, когда речь заходит о детях дошкольного возраста. Несмотря на то, что исследование различных сфер их духовной жизни и повышенный интерес к проблемам детства со стороны педагогов, психологов, искусствоведов и специалистов других профессий способствует эффективности образовательного процесса, в художественной педагогике остается немало лакун.

Имеющиеся на сегодняшний день научные публикации свидетельствуют, что наряду с обширностью исследуемых вопросов, связанных с развитием внутреннего мира ребенка, и множеством разработок по узким направлениям в

1 В современной науке нет термина, в полно» мере означающего феномен изображения себя ребенком дошкольного возраста, поэтому в настоящем исследовании используется понятие «автопортрет». Тем самым диссертант не пытается уровнять автопортрет как явление искусства с первыми попытками осмысления себя педагогике искусства, детский автопортрет как компонент художественного образования не являлся предметом развернутого исследования.

В диссертации рассматривается изобразительная деятельность ребенка от четырех до семи лет. Возрастное ограничение обусловлено тем, что данный период является началом сознательной жизни человека. Дошкольник уже имеет некоторый жизненный опыт, он начинет знакомиться с миром и собой, замечает индивидуальные особенности разных людей, чувствует и различает настроения - свои и окружающих, сопереживает. Неповторимость этого возраста заключается в сочетании искренности ребенка, наличия у него первичных знаний и уверенности в своих силах. Это позволяет утверждать, что дошкольник по своим художественным возможностям более универсален, чем ребенок преддошкольного возраста или младший школьник Открытость дошкольника миру дает основание считать возраст от четырех до семи лет благоприятным периодом для развития его способностей и формирования личности (этой точки зрения придерживались Л.С.Выготский, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин А.Менегетти и др).

В связи со стратегией обновления системы образования ведущая цель его заключается в развитии личности и реализации уникальных человеческих возможностей. Различные концепции образования совпадают в понимании развития ребенка как активного процесса самосозидания. Эстетическое воспитание развивает способности самопознания, в число его функций входит развитие и поддержание эмоциональной устойчивости, обучение детей выражать в зримой форме свои мысли, идеи и чувства, а также установление эмоционального баланса личности и среды, что соответствует общей образовательной тенденции. Особую актуальность приобретает тезис, высказанный К.Г.Юнгом еще в начале XX века о том, что школа является средством целесообразного поддержания процесса образования сознания2. ребенком, а указывает на возможность изучения автопортрета дошкольника как сложного проявления его изобразительного творчества.

2 К.Г.Юнг. Конфликты детской души. - М., 1994. С.55. Впервые этот сборник лекции был опубликован в 1910 г. 4

Занятия изобразительным творчеством помогают решать многие воспитательные задачи (об этом писали Л.С.Выготский, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина, Р.Б.Хайкин, Е.Л.Яковлева и др). При этом каждый жанр, к которому обращаются дети, способен воздействовать на развитие личности определенным образом, что неоднократно доказывали научные исследования (В.Л.Илющенко, Д.З.Колчина,). Однако значение жанра автопортрета в детской художественной педагогике и его возможная роль в процессе развития ребенка до настоящего времени не выявлены. В лучшем случае работе над автопортретом посвящались краткие методические рекомендации. Не предпринимался до сих пор и анализ детских работ в этом жанре. Между тем, исследование автопортретных образов дошкольника может служить ключом к пониманию стремительно развивающегося их внутреннего мира, а обращение к автопортретированию на занятиях по изобразительному творчеству может стать одним из эффективных подходов в образовательном процессе.

Вышеизложенное позволяет говорить о насущности изучения работы дошкольника над автопортретом, о необходимости изучения этого автопортрета и педагогического воздействия на процесс его создания.

Объект исследования - процесс художественного образования детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - автопортрет дошкольника.

Цель диссертации — обоснование автопортретных заданий как эффективного пути к самоосознанию дошкольником своей личности.

Задачи исследования: осмыслить мотивацию создания автопортрета профессиональными художниками; выявить особенности изучения детского изобразительного творчества специалистами разных научных дисциплин; сопоставить специфику портретирования себя взрослыми и детьми; проследить процесс развития изобразительной деятельности и формирования самосознания дошкольников; определить место и функции автопортрета в художественном творчестве дошкольников в условиях образовательного учреждения; рассмотреть существующие педагогические программы по изобразительному искусству для дошкольников с целью выяснения роли в них автопортретных заданий; разработать теоретико-методические рекомендации к построению системы учебных заданий по созданию дошкольником автопортрета средствами графики и живописи; выделить факторы, определяющие композицию автопортрета и характер его изображения; экспериментально проверить выраженность самосознания дошкольника в автопортретном образе. Гипотеза исследования. Система автопортретных заданий, включенных в программу по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста, может способствовать развитию самосознания ребенка и плодотворности педагогического процесса при выполнении следующих условий:

1. учет специфики образовательного учреждения (общеобразовательная школа, художественная школа, студия);

2. обеспечение личного успеха ученика на занятиях;

3. построение восприятия проблемы на эмоционально-чувственной основе и применение индивидуального подхода к каждому ребенку;

4. варьирование подходов и изобразительных материалов при выполнении автопортретных заданий;

5. выделение цели занятия, а также обсуждение с детьми итогов каждого урока и блоков занятий в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Обобщая опыт зарубежных исследователей Ф.Рида и Л.Гольдшнайдера и отечественных искусствоведов 1960-1990-х годов М.И.Андрониковой, С.П.Батраковой, б

В.Н.Гращенкова, К.С.Егоровой, Г.В.Ельшевской, Л.С.Зингера, Н.Н.Калитиной, В.Н.Лазарева, В.С.Манина, А.И.Морозова, Д.В.Сарабьянова, В.С.Турчина, А.Т.Ягодовской и других, уделявших автопортрету внимание в своих трудах об искусстве портрета3, пожалуй, наиболее фундаментальным, раскрывающим специфику этого жанра в философском и историко-культурологическом масштабе, является диссертационное исследование А.В.Ляшко «Автопортрет как феномен самосознания культуры» 4. Автор рассматривает автопортрет как «способ исследования сущностной интенции культуры к самосознанию» и приходит к выводу об автопортретной направленности процессов современной художественной жизни. В силу того, что исследование Ляшко проводилось на примерах произведений профессиональных художников, детскому автопортрету внимания не уделялось. Между тем, произведение искусства концентрирует в себе характер эпохи и мироощущение автора, поэтому художественный образ, созданный в детском автопортрете, также включает в себя картину мира ребенка, его характер и даже культурную ситуацию.

Ряд монографий, посвященных творчеству того или иного мастера, содержит размышления по поводу специфики жанра автопортрета. Таковы публикации М.М.Алленова, Г.А. Васильевой, И.Е.Даниловой, К.С.Егоровой, М.С.Лебедянского, В.А.Леняшина, Е.Плотниковой, Г.Г.Поспеловой, И.А.Смирновой и др. Обращались исследователи и к изучению автопортрета определенных культурно-исторических периодов: Ренессансна, XVIII и XIX веков, XX века (С.П.Батракова, Г.В.Вдовин, В.Н.Гращенков, И.Е.Данилова, О.С.Евангулова, Л.С.Зингер, Н.Н.Калитина, М.Н.Соколов, В.С.Турчин, Т.В.Яблонская, А.Т.Ягодовская). Для настоящего исследования ценным материалом стало изучение автобиографий художников, публикаций их писем и воспоминаний о них современников.

Литературу, связанную с проблематикой детского автопортрета, можно условно поделить на несколько частей. Это монографии, описывающие

3 См. раздел «Библиография».

4 Л.В Ляшко. Автопортрет как феномен самосознашся культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. - СПб.: РГПУ им. .А.И.Гсрцена, 2001. 7 развитие изобразительной деятельности детей, включая психологическую подоплеку (основное внимание их авторы уделяют вопросам изобразительности). Далее - литература психологического содержания, в которой раскрываются внутренние причины специфики той или иной возрастной группы, затрагивается изобразительное творчество детей в контексте их психологического развития. Пути решения различных психофизических расстройств предлагают арттерапевтические методики. Сущность автопортрета помогают понять философские труды. Они раскрывают многогранность проблемы данного жанра в искусстве, творчестве художника и жизни ребенка (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Ж.Лакан, М.Мерло-Понти и др.).

При разработке концепции развития внутреннего мира дошкольника через искусство автопортрета использовались положения психологов и педагогов -Б.Г.Ананьева, А.И.Баркан, Л.С.Выготского, Г.Г.Григорьевой, И.Е.Игнатьева, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, М.В.Осориной, Н.П.Сакулиной, А.И.Силвестру, А.Валлона, Г.Олпорта, и др.

Для диссертации существенной оказалась позиция Л.С.Выготского, считавшего, что тяготение к творчеству присуще только тому человеку, который ощущает себя неприспособленным к миру и, следовательно, имеет потребности, стремления, желания5. Именно поэтому импульсом к творчеству является потребность ребенка в самоутверждении. Выготский раскрыл понимание «детской непосредственности»6, сущность «кризиса семи лет», а также указал на природу эгоцентризма дошкольника, измеряющего мир мерой своего удовольствия или неудовольствия.

Опираясь на понятие «ведущая деятельность», периодизацию развития ребенка составил Д.Б.Эльконин7. Согласно его теории, каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития, ведущим типом деятельности и основными психическими новообразованиями. Дошкольное детство ученый определил как период между кризисами трех и семи лет.

5Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

6 Л.С.Выготский. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.

7 ДБ.Эльконин. Избранные психологические труды. - М., 1989. 8

Вопросом генезиса детского рисунка занималась также Н. П. Сакулина8. В своих трудах она выявила два типа детей-рисовальщиков, чьи работы различаются по качеству изображений и характеру композиций. Особый интерес представляет анализ индивидуальных различий в развитии личности в процессе рисования. Для обозначения изображения, созданного дошкольником, Сакулина ввела термин «художественно-выразительный образ».

На основании результатов проведения длительных экспериментов В.С.Мухина обобщила знания об эволюции детского рисунка. Она констатировала факт преобладания изображений человека именно на ранних стадиях9. Рассматривая природу автопортрета дошкольников в монографии «Детская психология», автор отметила их неизменный оптимизм. В работах Мухиной содержатся данные о самосознании и самооценке детей, об их рефлексии, направленности к внешнему миру, а также характеристика автопортретов дошкольников, выявляющая возрастные особенности самооценки. Возраст пяти лет был отмечен исследователем как начало нового этапа в развитии детского рисунка, как время прогресса и усвоения ребенком эстетических критериев.

Процесс создания изображения окружающего мира дошкольником описал Е.И.Игнатьев, выявивший типичный ход работы ребенка над рисунком10. Рассматривая особенности изобразительной деятельности дошкольника, Игнатьев затронул проблему зависимости образа предмета от задач, которые ставит перед собой ребенок: с возрастом осознание задачи ребенком изменяется в сторону большей конкретности.

Сравнительный анализ творческого процесса художника-профессионала и дошкольника провела Г.Г.Григорьева11. На основании выявленной специфики изобразительной деятельности она предложила систему критериев оценки детских работ. В связи с проблемой автопортрета особую важность приобрела Н.П.Сакулина. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

9 В.С.Мухина. Детская психология. — М., 2000.

10 Е.И.Игнатьев. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1961.

10 Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.

11 Г.Г.Григорьева. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М , 2000. 9 характеристика процесса творчества как фактора развития самосознания ребенка.

Исследование М.В.Осориной явилось попыткой заглянуть в «секретный мир детей», описать процесс формирования «образа я» у ребенка и потребность

I "У в самоутверждении, как одну из базовых жизненных потребностей . Рассмотрев развитие детского рисунка, автор назвала высшей формой культурного достижения трех-четырехлетнего ребенка такой способ подачи своего «я», как написание малышом своего имени на рисунке.

Сущность феномена человеческого самоутверждения в одноименном исследовании раскрыли Е.П.Никитин и Н.Е.Харламенкова13, подробно описав механизмы самоутверждения и выстроив его типологию. Внутриличностными коррелятами авторы объявили «образ я» и самооценку человека. О потребности ребенка в самоутверждении писала также профессор А.И.Баркан - детский врач и психолог, размышляя о возрастных кризисах в свете эмоционального отношения малыша к себе14. Интерес представляет ее трактовка первых детских изобразительных композиций, раскрывающая особенности формирования картины мира ребенка.

И.М.Никольская и Р.М.Грановская, исследуя механизмы психологической защиты у детей, рассмотрели процесс перехода от сознания к самосознанию — осознанию себя как отличного от других15. Сознание авторы понимают как восприятие внутреннего мира, что делает его близким эмоциям и зрительному восприятию.

Категориальный аппарат диссертации опирается на понятия «самосознание», «самооценка», «образ я», предложенные И.С.Коном16, М.И.Лисиной, А.И.Силвестру17 и др.

12 М.В.Осормна. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 1999.

13 Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб. 2000.

14 Л И.Баркан. Его величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. - М., 1996.

15 И.М.Ннкольская. Р.М.Грановская. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000.

16 И.С.Кон. Открытие «Я». - М„ 1978.

17 М.И.Лисина. А.И.Силвестру. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев. 1983.

10

Среди диссертационных исследований, посвященных тем или иным проблемам детского изобразительного творчества, следует упомянуть работу Е.А.Чекуновой, раскрывающую особенности формирования образа человека в рисунках дошкольников18. Этим диссертантом установлен ряд противоречий в теории и практике дошкольного художественного образования, в том числе противоречие между стремлением ребенка к изображению человека в рисунке и отсутствием содержания и методов формирования образа человека в художественной педагогике. Проведенный в исследовании эксперимент показал, что усиление внимания к проблеме изображения человека в процессе изобразительной деятельности дошкольника способствует повышению эффективности педагогического процесса и развитию личности ребенка.

Критерии оценки детских работ, выработанные Г.Г.Григорьевой, О.М.Дьяченко, Т.С.Комаровой, С.К.Кожохиной19, позволили сформировать систему характеристик, необходимую для анализа изображений себя дошкольником. Базой для практической части исследования явились материалы интерпретаций тестов «Автопортрет», «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», описанные И.Е.Романовой20, Г.Ферсом21 и другими авторами. Теоретическим основанием интерпретации детских автопортретов стали изыскания П.Рикера, раскрывающего проблему столкновения множественности интерпретаций22.

Для диссертанта интерес представляет теория Г.Олпорта, рассматривающего личность как систему индивидуальных диспозиций, объединенных «Самостью» 23. Согласно данной концепции, семь аспектов развития, которые проходит «Самость», раскрывают сущность становления

18 Е.А.Чекунова. Педагогические условия формирования выразительного образа человека в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Авто реф. дисс.канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1996.

19 Г.Г.Григорьева. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.; О.М.Дьяченко. Воображение дошкольника. -М., 1986.;

Т.С.Комарова, О.Ю.Зарянова и др. Изобразительное искусство в детском саду и школе. - М., 1999.; С.К.Кожохина. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеягельности. - М., 2002.

20 Е.С.Романова. Графические методы в практической психологии. - СПб, 2001.

21 Г.М.Ферс. Тайный мир рисунка. - СПб. 2000.

22 П.Рикер. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — М., 1995.

23 Г.Олпорт. Диспозициональная теория личности // Хьелл Л., Знглер Д. Теории личности. - СПб., 1998.

11 самосознания человека. А.Валлон, занимаясь вопросами психологии развития, подробно охарактеризовал дошкольный возраст, используя понятие «возраст грации» (четыре года). Он отметил преобладающую черту данного периода -«дуэль» между необходимостью и боязнью утверждать и проявлять себя24.

Изучение литературы показало, что наряду с обширностью исследуемых в настоящее время вопросов и тем, связанных с развитием внутреннего мира ребенка, а также наряду с множеством разработок по самым узким направлениям педагогики искусства детский автопортрет как компонент художественного образования все еще не стал предметом развернутого исследования.

Научная новизна иследования. В диссертации впервые осуществлен теоретический анализ портретирования себя детьми дошкольного возраста. Наиболее полно на сегодняшний день изучены специфика, генезис детского автопортрета, а также зависимость автопортретного образа от психического развития ребенка и педагогического воздействия в процессе обучения. В связи с этим в научный обиход введены ранее не изучавшиеся материалы — описания автопортретных композиций дошкольников. Также впервые выявлены место и роль изображения себя дошкольниками как деятельности, побуждающей к познанию себя и обладающей богатым развивающим потенциалом.

Теоретическая значимость диссертации работы заключается в том, что актуализированы проблемы, связшшые с вопросами становления самосознания и изображения себя дошкольником; раскрыта многогранность феномена портретирования себя ребенком; теоретически обоснована сущность, место и роль автопортрета в развитии самосознания ребенка и в системе художественного образования дошкольников.

Практическая значимость исследования, заключается в обосновании принципа построения программы по изобразительному искусству для дошкольников, способствующей развитию самосознания; в разработке методических рекомендаций к проведению занятий по созданию автопортрета;

А.Валлон. Психическое развитие ребенка. - СПб., 2001.

12 в выявлении специфики детских автопортретных изображений. Материалы диссертации могут использоваться при организации педагогического процесса в системе художественного образования дошкольников; в создании методических пособий по изобразительному искусству, а также при осуществлении психолого-педагогического анализа детских творческих работ.

Методологическая основа исследования. Методология диссертации опирается на философские труды Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, Ж.Лакана, М.Мерло-Понти, а также культурфилософские изыскания И.С.Кона, в которых процесс осмысления себя и создания собственного образа раскрыт как сложное взаимодействие личности и окружающей среды. Для соотнесения рассмотренных в этих трудах сущностных характеристик автопортретирования со спецификой детского художественного творчества использовались положения психологов и педагогов Л.С.Выготского, А.А.Мелика-Пашаева, Р.Бернса, А.Валлона, А.Менегетти, Г.Олпорта. Теоретико-методической базой при построении программы по изобразительному искусству для дошкольников послужили работы А.В.Бакушинского, Л.С.Выготского, В.С.Мухиной, Б.М.Неменского, Н.П.Сакулиной, выявляющие фундаментальные принципы образовательных программ и раскрывающие специфические особенности развития и обучения ребенка.

Для решения поставленных в диссертации задач использовался комплекс методов. Источниковедческий анализ позволил выявить мотивы создания автопортрета профессиональными художниками и место этого жанра в их творчестве. Содержательный подход помог определить место занятий по созданию автопортрета в современных программах по изобразительному искусству и в сочетании с формальным методом исследования выявить специфику феномена дошкольного автопортрета. Для разработки программы использовался метод теоретического моделирования. Анализ научных исследований, опыта педагогов, программ по изобразительному искусству, а также творческих работ дошкольников способствовал построению модели эксперимента.

Психолого-педагогический экспериме1гг заключался в наблюдении за работой дошкольников над автопортретом, в беседах с детьми и в ретроспективном анализе личной педагогической деятельности. Он позволил установить оптимальное количество автопортретных заданий в программе по изобразительному искусству для дошкольников (равное 7-9 для пятилетних и 6 для шести-семилетних детей), а также подобрать наиболее продуктивную методику их проведения. Герменевтический подход был применен как необходимый компонент исследования творчества детей в области изобразительного искусства. Приемом обработки материалов, полученных в ходе эксперимента, являлся контент-анализ, позволивший выявить тенденции в содержании, цветовом решении, способах изображения и композиции автопортрета дошкольника.

Положения, выносимые на защиту:

- автопортрет в художественном творчестве ребенка дошкольного возраста отражает ситуацию развития его самосознания;

- создание автопортрета побуждает дошкольника к более целостному осмыслению себя и своего места среди людей, что может способствовать его гармоническому развитию;

- портретирование себя - важный элемент раскрытия индивидуальности дошкольника, обучающегося в детской художественной школе;

- изображение себя ребенком и автопортрет профессионального художника сопоставимы по эстетическим критериям и последовательности этапов достижения цели;

- автопортретирование обладает большим развивающим потенциалом при осознанном введении педагогом комплекса заданий по изображению себя в программу по изобразительному искусству для дошкольников;

- построение восприятия проблемы на эмоционально-чувственной основе, применение разнообразных подходов и изобразительных материалов при выполнении автопортретных заданий; формулирование цели занятия и обсуждение с детьми итогов каждого урока, а также соблюдение ряда других педагогических условий позволяет более эффективно использовать развивающие возможности автопортрета на занятиях с дошкольниками изобразительным творчеством.

Апробация исследования. Материалы исследования отражены в опубликованных диссертантом статьях и в докладах на следующих научно-практических конференциях: «Проблемы преподавания изобразительного искусства дошкольникам» (тематический семенар, УМЦ, 4-18 декабря, 2001 г.); «Проблемы методологии педагогических исследований в художественном образовании» (научно-педагогическая конференция «Герценовские чтения», 17 апреля 2002 г.); «Ребенок в современном мире. Дети и город» (IX Международная конференция, 17-19 апреля 2002 г.); «Воспитание: вчера, сегодня, завтра» (региональная научно-практическая конференция «VI Некрасовские чтения», 14 января 2003 г.); «Актуальные проблемы современного гуманитарного образования» (Международная российско-американская конференция, 14 мая 2003 г.); «Искусство и педагогика» (Герценовские чтения, 26 мая 2003 г.). Обсуждение диссертации проводилось на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И.Герцена.

Исследование проводилось на базе Детской художественной школы №6 Центрального района Санкт-Петербурга в период с 2000 по 2003 год.

Структура диссертации. Диссертация объемом 260 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 251 наименование, и двух приложений, представляющих программу обучения дошкольников изобразительному искусству и иллюстрации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Цыбатова, Анна Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Три главы настоящей диссертации - три взаимодополняющие части, позволившие разносторонне осветить проблему автопортретирования детьми дошкольного возраста. В ходе исследования были поставлены и решены задачи по осмыслению мотивов создания автопортрета художниками и детьми, выявлены особенности автопортретов дошкольников, определены место и функции автопортрета в художественном творчестве детей дошкольного возраста. В связи с этим: рассмотрены педагогические концепции и программы по изобрзительному искусству для дошкольников; разработаны теоретико-методические рекомендации к построению системы учебных заданий по созданию живописного и графического автопортрета; осуществлен анализ авто портретных образов дошкольников; выявлены основные факторы, определяющие композицию автопортрета.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что автопортрет дошкольника представляет собой многогранное и сложное явление, заслуживающее пристального внимания со стороны педагогов, психологов, искусствоведов, философов и представителей других научных дисциплин.

Развиваясь от доавтопортретных форм к зрелым, автопортрет в современной науке рассматривается как феномен самосознания культуры. Ребенок, переживая все этапы становления, является частью человеческого общества, создающего культуру. Он способен осознавать себя в той мере, которая соответствует его возрасту, и этот процесс отражается в разных формах его деятельности. В изобразительном творчестве ребенка самосознание проявляется несколько позже, чем в поведении и речи. Следовательно, с того момента, когда дошкольник начинает изображать себя, автопортрет становится одной из форм его самосознания.

Изучение автопортрета дошкольника с точки зрения философии и психологии позволило сопоставить автопортреты, созданные детьми с автопортретами профессиональных художников. И те, и другие имеют множество

166 точек соприкосновения, знаменующих их различие и сходство. В связи с проблемой автопортрета дошкольника могут быть рассмотрены такие вопросы, как роль «другого» в рождении образа «я», искренность автора, его общение с зеркалом, идеализация и т.д. Анализ этих аспектов позволил поставить новые проблемы, решение которых призвано более глубоко осмыслить сущность автопортрета. Таким образом, философские концепции, затрагивающие проблемы самосознания человека и формирования образа его «я», оказались актуальными при изучении феномена детского автопортрета. Они помогли понять, что изображение себя ребенком и автопортрет профессионального художника сопоставимы но эстетическим критериям и последовательности этапов достижения цели.

Для ребенка создание автопортрета является частью его жизни, одним из способов включения в общение посредством зрительного образа. Ребенок рисует потому, что это доставляет ему удовольствие, не задумываясь, что автопортрет играет важную роль в развитии его самосознания. Взрослый, понимая это и постигая специфику детского автопортретирования и творчества в целом, способен предоставить малышу больше свободы и возможностей для гармонического развития.

Рассмотрение самостоятельной изобразительной деятельности дошкольника показало, что дети не выделяют автопортрет в особую область рисования, хотя в большинство работ они вводят свое изображение. Автопортрет ребенка дошкольного возраста часто заменяет местоимение «я», показывает, что история «ведется» от первого лица. Автопортрет как «портрет себя» в свободной творческой деятельности дошкольника встречается довольно редко. Один из самых популярных способов подачи своего «я» на раннем этапе развития -написание собственного имени. Автопортрет развивается на протяжении дошкольного периода от условного обозначения присутствия автора до портретных характеристик, передающих внешний облик и эмоциональное состояние своего создателя.

В пять лет автопортрет отражает то, что ребенок знает и чувствует. Автопортрет даст возможность обратить па себя внимание, зафиксировать себя, свое место в жизни. Появление собственных изображений в рисунках дошкольников свидетельствует о направлении их стремления - выразить себя.

Особый смысл жанр автопортрета приобретает в сфере художественной педагогики. Являясь эффективным педагогическим средством, автопортрет способен повлиять на формирование личностных качеств ребенка и па развитие его эмоционально-чувственной сферы. Место, которое займет этот жанр в детском художественном образовании, определяется задачами обучения и творческими предпочтениями педагога. Станет ли автопортрет эффективным педагогическим средством или останется формальной темой занятий, зависит от того, насколько сознательно педагог включает его в программу.

Составленная в ходе диссертационного исследования экспериментальная программа на протяжении первого года обучения знакомит детей с основными изобразительными материалами и их возможностями. В течение второго года обучения дошкольники знакомятся с историей изобразительного искусства.

Внутренним стержнем программы является система автопортрстных заданий.

Обращаясь к автопортрету, дети пытаются применить воспринятую ими информацию и новый опыт в изображении себя, обогащая тем самым спектр самовосприятия. Основными подходами к созданию автопортретного образа становится попытка почувствовать собственное состояние, услышать голос своего сердца, а также обращение к себе с тем или иным вопросом, помещение себя на место другого человека (существа) или в определенную ситуацию. При выполнении любого авто портретного задания важным этапом является момент погружения в себя. Тематика автопортретов чередуется таким образом, чтобы ребенок постигал себя, используя на начальных ступенях личный опыт, активизируя свои ощущения, воспоминания, мысли, постепенно, через сравнение себя с другими, переходя к более сложным методам самопознания. Таким образом, создание автопортрета побуждает дошкольника к целостному осмыслению себя. Число автопортретпых заданий обосновано необходимостью

168 гармоничного развития ребенка и многогранностью проблемы его самовосприятия. В связи с тем, что мы имеем дело с маленькими детьми, не способными решать одновременно несколько задач, в одном-двух автопортретных заданиях невозможно затронуть все аспекты самосознания. Самопознание - это процесс, поэтому оно не может являться задачей, решаемой единожды. Следовательно, чем регулярнее будет обращение к данной проблеме, тем органичнее этот процесс будет протекать.

Выполнение автопортретных композиций на занятиях в ДХШ обогащает детское самовосприятие и побуждает дошкольника к более целостному осмыслению себя и своего места в обществе, способствуя гармоничному развитию, формированию «образа я». В ходе исследования выяснилось, что для изобразительного творчества ребенка автопортрет служит испытательной площадкой. При выполнении рядя педагогических условий, выявленных диссертантом, включение комплекса автопортретных заданий в программу по изобразительному искусству для дошкольников может сделать образовательный процесс более плодотворным. Об эффективности свидетельствует общий уровень творческих работ детей, а также тот факт, что дошкольники, которые обращаются к предложенным аспектам познания и выражения себя, способны осознанно отвечать на сложные вопросы, касающиеся их личности. Следовательно, уделепие внимания жанру автопортрета позволит решить одну из наиболе важных задач образования - поддержание процесса формирования самосознания личности.

Проведенный анализ детских работ показал, что уровень сформированности самосознания дошкольников прослеживается в их автопортретах. Ситуацию развития самосознания можно обнаружить и в работах другой тематики, однако автопортрет в силу своей специфики отражст помимо показателей возраста, самооценку и самовосприятие ребенка. Особенности восприятия себя ребенком обуславливают специфику жанра автопортрета в изобразительной деятельности малышей: по автопортретным образам можно судить о возрасте их авторов, об их самооценке, идеале красоты, внутренних проблемах, темпераменте и увлечениях.

169

Характер изображения автопортрета определяет также задача, стоящая перед ребенком, его эмоциональный настрой и используемые художественные материалы.

Важно сознавать, что даже при максимальной объективности (при использовании всех способов оценки) невозможно сделать точные выводы, поскольку истинная суть всегда будет находиться в ребенке, который не может в силу своего возраста до конца осознавать и адекватно описывать свои переживания, процессы, происходящие с ним при взрослении, а также чувства, испытываемые при изображении себя. Интерпретации же взрослого всегда будут носить оттенок личности интерпретатора, налет времени, опыта.

Диссертация позволила затронуть немало важных и глубоких проблем, связанных с детским творчеством, психологией, с проблемой автопортретирования в изобразительном искусстве и показала, что автопортрет дошкольника представляет собой многогранное и сложное явление, заслуживающее пристального внимания со стороны педагогов, психологов, философов, искусствоведов и представителей других научных дисциплин. Была выявлена специфика автопортретпых изображений, создаваемых дошкольником, и факторы, ее определяющие. Поставленный эксперимент помог разработать методические рекомендации к проведению занятий по автопортретировапию и построить программу, учитывающую развивающие возможности этого жанра. Перспективы исследования видятся в дальнейшей разработке методологии и в сборе фактического материала, что позволит расширить гипотезу и глубже изучить специфику феномена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Цыбатова, Анна Евгеньевна, 2003 год

1. Абраменкова В.В. Психология детства в контексте отношений ребенка в мире. - Вопросы психологии. - 2001. №1. - С.32-36.

2. Абрамова М. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с ИЗО. М.: Academia, 1999. - 187с.

3. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.: Мозаика-Синтез, 2001. 96с.

4. Автопортрет в русском и советском искусстве. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1977. - 107с.

5. Автопортрет: Выставка произведений московских художников: каталог/ Сост. А.М.Дубипчик и др., авт. вст. ст. В.С.Манип. М.: Советский художник, 1989. - 70с.

6. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 272с. - (Серия «Руководство практического психолога»).

7. Александр Бенуа размышляет. М.: Советский художник, 1968. 749с.

8. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993. - 160с.

9. Аплап Дж. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. / Перевод с англ. Ю.М.Донца. Под ред. В.В.Зеленского. СПб. - Мн.: ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць», 1997. -256с.

10. Ю.Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.-Л.: Искусство, 1937. - 55с.

11. Апьберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. В 2 тт. Т. 1. М.: Изд-во Всесоюзн. акад. архит., 1935. - 392с.

12. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Психология развития / Сост. и общая ред.: авторский коллективсотрудников кафедры, психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. СПб.: Питер, 2001. - 512с.

13. Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975. - 326с.

14. Андронов I I. Из истории автопортрета: Заметки художника. Творчество. -1989. №11.-с. 5-6.

15. Арттсрапия / Сост. и общ. ред. А.И.Копытипа. СПб.: Питер, 2001. - 320с.

16. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Избр. искусствоведч. тр. / Авт. вст. ст. И.Л.Либерфорт и др. М.: Сов. Художник, 1981. - 351с.

17. Баркан А.И. Его величество Ребенок какой ои есть. Тайны и загадки. М.: АО «Столетие», 1996. -368с.

18. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - 140с.

19. Батракова С.I I. Художник XX века и язык живописи. М.: Наука, 1996. -172с.

20. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Перевод с англ. яз. М.: Когито-Цситр, 2000. - 350с. - (Университетское психологическое образование).

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444с.

22. Башилов Я.А. Ребенок художник. - М.: Художественное издательское АКЦ общество АХР, 1930. - 71с.

23. Белобрыкииа O.A. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. Вопросы психологии. - 2001. №4. -С. 12-19.

24. Бсляускайте Р.Ф. Рисуночные методики. Детский практический психолог. - 1994, январь.-С.31-35.

25. Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, Харьков: Фолио, 1998. -624с.

26. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М.: Ин-т философии РАН, 1993.- 196с.

27. Библер В. Рождение автора тема искусства XX века (к статье Ролаиа Барта «Смерть автора»). - Вопросы искусствознания. - 1993. № 2-3. - С.7-12.

28. Богданова Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой иидивидуалыюсти субъектов образования / Автореф. дисс. . доктора педагогических наук. СПб., 2000.

29. Богемская К.Г. Развитие жанров в советской живописи (некоторые тенденции). М.: Знание, 1983. - 48с.

30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-421с.

31. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ» «РОН», 2000. - 112с.

32. Бочариикова Л.А. Портрет как картина. Учебно-методическое пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 45с.

33. Брсслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&К., 2000. -212с.

34. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М.: АХ СССР, 1961.-318с.

35. Валентин Серов в переписке, документах, интервью. В 2 тт. Л.: Художник РСФСР, 1985.-431с.

36. Валери П. Об искусстве: Сборник. М.: Искусство, 1993. - 507с.

37. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. - 208с. -(Серия «Психология - классика»).

38. Ван Гог В. Письма: В 2 тт. / Перевод статьи и коммент. Н.М.Щекотова. -М.: Academia, 1994.-Т.1.-431с., Т.2.-401с.

39. Васильева Г.А. Суриков портретист / Автореф. дисс. . кандидата искусствоведения. - Л., 1989.

40. Васильева Г.А. Портрет и картина в творчестве В.И.Сурикова / Автореф. дисс. доктора искусствоведения. СПб., 2002.

41. Волков H.H. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.-263с.

42. Волков H.H. О восприятии картины / Доклад. М., 1968. - 31л.173

43. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. - 320с.

44. Врубель М.Л. Переписка. Воспоминания о художнике. JI.: Искусство, 1976.-383с.

45. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.-93с.

46. Вы готский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224с.

47. Выготский JI.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика - Пресс., 1993. - 224с.

48. Габричевский Л.Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. - 864с.

49. Галанов Б.Е. Искусство портрета. М.: Советский писатель, 1967. - 207с.

50. Герцеповские чтения. Перспективы развития дошкольного и начального образования: Тезисы конференции 15-16 мая 2002 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л.И.Герцена., 2002. - 200с.

51. Головин Л.Я. Встречи и впечатления. Л.-М.: Искусство, 1960. -389с.

52. Головин В.П. Записки Нери ди Биччи. К вопросу о реконструкции самосознания итальянского художника XV века. Вопросы искусствознания. XI (2/97). - М.: Наука, 1997. - С.421-427.

53. Голошумова Г., Монахова Е. «Кто я? Какой я?». Искусство в школе. -2003. ЖЗ.-С.31-34.

54. Гращспков В.II. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. -М.: Искусство, 1996. -423с.

55. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие. М.: Academia, 1998. - 269с.

56. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -М.: Academia, 2000. 342с.

57. Дали С. Дневник одного гения. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. - 524с.

58. Дейиска A.A. Учитесь рисовать. М.: АХ СССР, 1961. -224с.

59. Делакруа Э. Дневник: В 2 тт. М.: Искусство, 1950. - Т.1. - 453с., Т.2. -441с.

60. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. JL: Наука, 1973. - 199с.

61. Детское художественное творчество. Книга авторизованного изложения. -М.: МЭГУ, 1996.- 178с.

62. Детство и общество: философский и культурологический аспекты: Тезисы докладов и сообщений VI международной конференции «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство». Чл. Редкол.

63. A.П.Валицкая, А.А.Грякалов, В.А.Работ, В.И.Стрсльчснко. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999.- 201с.

64. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет. Детский практический психолог. - 1995. Июль.

65. Дикмап X. Методы в аналитической психологии. М.: ООО «ЦГЛ «РОН»,

66. B.Секачев, 2001. 329с. - (Библиотека аналитической психологии).

67. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 94с.

68. Дмитриева H.A. Автопортреты Ван Гога // Проблемы портрета. Материалы научной конференции. М.: Советский художник, 1973. - 328с.

69. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: Изд-во «Петербург - XXI век», 1997. -526с.

70. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. Вопросы психологии. - 1999. №2. - С. 101-106.

71. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. - 96с.

72. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Л.-М.: Искусство, 1957. - 357с.

73. Евангулова О.С., Карев A.A. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 200с.

74. Египетский портрет I-IV вв. М.: Искусство, 1967. - 88с.

75. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М.: Искусство, 1975. -234с.

76. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - 158с.78.3апссоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002.-456с.

77. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000. - 448с.

78. Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г.Н.Сердюковской, Д.Н.Крылова, У.Кляйнпетер. М.: Медицина, 1990. - 336с.81.3еньковский В.В. Психология дтства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 347с/

79. Зингер Л.С. Автопортрет в советской живописи. М.: Знание, 1986. - 56с.

80. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобразительное искусство, 1986. - 326с.

81. Зубова М.В. О графических автопортретах Матисса // Проблемы портрета: Материалы научной конференции. М.: Советский художник, 1973. - 328с.

82. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз., 1961.-223с.

83. Изобразительное искусство в детском саду и школе. / Сост. Т.С.Комарова, О.Ю.Зарянова, Л.И.Иванова и др. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 152с.

84. Илющенко В.Л. Активизация композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета / Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 2000.

85. Искусство в жизни детей: Опыт занятий с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1991. - 121с.

86. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом / Под ред. Б.П.Юсова, В.П.Шестакова. М.: Искусство, 1969. - 272с.

87. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.В.Лыков, Л.М.Волобуева; Под ред. С.Ф.Егорова. М.: Академия, 1999. - 520с.

88. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост.: С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, ШО.Житнокова; Под ред. Н.Ю.Житпоковой. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 440с.

89. Каган М.С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 2000. -416с.

90. Казакова Т.Г. Формирование образа в рисунках младших дошкольников / Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996.

91. Калитииа II.Н. Французский портрет XIX века. Л.: Искусство, 1985. -278с.

92. Калугина Т.Н. Регель Г. Изобразительное искусство как средство общения. Изобразительный процесс как язык формы и цвета. Советское искусствознание. - Вып. 2. - М.: Советский художник, 1989. - 448с. С.306-310.

93. Квач II.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 57 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2001.- 160с.

94. Кожохипа С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. -М.: Сфера, 2002.- 192с.

95. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: АХ СССР, 1961. - 311с.

96. Кипренский О. Переписка. Документы. Свидетельства современников. -СПб.: Искусство СПб, 1994. - 766с.

97. Колеошкина С.Н. Методика обучения младших школьников изображению натюрморта / Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994.

98. Колчпна Д.З. (Аглиуллина 3.3.) К вопросу о создании художественного образа студентами на занятиях живописью портрета // Вопросы истории,теории и методики преподавания изобразительного искусства. М.: Прометей, 1998.- 100с.

99. Кольвиц К. Дневники, письма, воспоминания современников. / Пер. с нем. / Введ., сост. и примеч. В.В.Туровой. М.: Искусство, 1980. - 320с.

100. Кольченко Е. Все дети талантливы. Этапы эволюции изобразительного творчества детей. Искусство в школе. - 2000. №2. - С.6.

101. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.- 158с.

102. Комарова Т.С., Антонова A.B., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое Общество России, 2000. - 128с.

103. Коп И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367с.

104. Коп И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перпектива). -М.: Наука, 1998.-270с.

105. Коровин К. Воспоминания. -Мн.: Современный литератор, 1999. -488с.

106. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. М.: Антропософия, 1995. -111с.

107. Кравчупас Б.К. Изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры: Специфика проблемы развития. Автореф. дисс. . канд. нед. паук. СПб., 1995.

108. Крамской ИЛI. Об искусстве. М.: «Изобразительное искусство», 1988. -172с.

109. Крамской И.Н. Письма, статьи: В 2 тт. -М.: Искусство, 1965-1966. Т. 1. -627с., Т.2. - 531с.

110. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству / Учебное пособие-М.: Институт практической психологии, 1998.- 136с.

111. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. / Пер. с англ. / Под ред. И.Рсичлера, Н.Херцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995. - 335с.

112. Кривцун O.A. Историческая психология и история искусств. М.: ГИИ, 1997.-254с.

113. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. - 156с.

114. Кузин B.C. Изобразительное искусство. Начальная школа: Програм.-метод. материалы. М.: Дрофа, 1999. - 79с.

115. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. -М.: Просвещение, 1984. -319с.

116. Культурологические исследования "01: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. -262с.

117. Курбс Г. Письма, документы, воспоминания. М.: Искусство, 1970. -271с.

118. Лабупская Г.В. Всесоюзные выставки изобразительного творчества детей. М.: Гос. учебно-пед. издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958. -70с.

119. Лабупская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207с.

120. Лабупская Г.В., Рожкова Е.Е., Назаревская Г.А. К вопросу о методах обучения рисованию в начальной школе. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1953. - 112с.

121. Лазарев B.II. Портрет в искусстве XVII века. М.-Л.: Искусство, 1937. -96с.

122. Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. М.: Гнозис/Логос, 1999. 520с.

123. Ларкина II.В. Психология художественного творчества: курс лекций. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 1999. 79с.

124. Лебедева Л.Д. Арттерапия. Педагогика. - 2000. №9. - С.27-34.

125. Лебедянский М.С. Портреты Рубенса. М.: Искусство, 1993. - 192с.

126. Левин С. Ваш ребенок рисует. М.: Советский художник, 1979. - 270с.

127. Лспяшин В.А. Портретная живопись В.А.Серова 1900-х годов. Основные проблемы. Л.: Художник РСФСР, 1986. - 257с.

128. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. -382с.

129. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: «Штиинца», 1983. - 106с.

130. Лосев А.Ф. Форма стиль - выражение. - М.: Мысль, 1995. - 944с.

131. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство СПб», 1998. - 704с.

132. Лыкова И. Куда уходят детские рисунки. Обруч. -2002. №1. - С. 16.

133. Лютова Н.К., Мопина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001. - 190с.

134. Ляшко A.B. Автопортрет как феномен самосознания культуры. Дисс. . канд. культурологии. СПб., 2001. - 176с.

135. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. М.: Педагогика, 1990. - 256с.

136. Малышевский А.Ф. Философия образования: человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство. СПб.: Иван Федоров, 2001. - 304с.

137. Матисс А. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников / Сост. Е.Б.Георгиевская. М.: Искусство, 1993. -416с.

138. Маховер К. Проективный рисунок человека. / Пер. с англ. 2-е изд., испр. -М.: Смысл, 2000.- 154с.

139. Мелик-Пашаев A.A. Мир художника. M.: Прогресс-традиция, 2000. -271с.

140. Мелик-Пашаев A.A. О художественной одаренности возрастной и индивидуальной. Искусство в школе. - 2003. №3. - С.7-12.

141. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. -96с.

142. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. Пер. с итал. яз. Д.Петрова. Пермь: Хортон Лимитед, 1993. - 76с.

143. Мерло-Понти М. Око и Дух. М.: Искуство, 1992. - 63с.

144. Мерцалов В. Л. Рождение сознания. (Происхождение человека). -Невинномысск: ЗАО «Невинномысская городская типография», 1998. -164с.

145. Методология и методика педагогического исследования. Материалы V Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей. СПб.: СПбГУПМ, 2000. - 191с.

146. Морозов А.И. Художник и мир личности. М.: Советский художник, 1981.-260с.

147. Мухина B.C. Детская психология. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.-352с.

148. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. -239с.

149. Мухина B.C. Таинство детства. М.: Изд. дом «Экономическая газета».: Благотв. фонд «Экономист», 1998. Т.1. - 384с., Т.2. - 335с.

150. Пскрасова-Каратеева О.Л. Педагогические условия художественного воспитания детей младшего возраста в изостудии при музее / Автореф. дисс. . канд. нед. наук. М., 1987. -18с.

151. Немеиский Б.М. Принципы программы непрерывного художественного образования. Искусство в школе. - 2003. №1. - С.3-9.

152. Немеиский Б.М. Распахни окно. М.: Молодая гвардия, 1974. - 192с.

153. Нсменский Б.M. Искусство Культура - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО. - 79с.

154. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. - 224с.

155. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2000. 507с.

156. Образовательные результаты / Под ред. О.Е.Лебедева. СПб.: Специальная литература, 1999. - 135с.

157. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Роспедагентство, 1996. 372с.

158. Обухова Л.Ф., Шаграева O.A. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: Учебное пособие. -М.: Жизнь и мысль, 1999. 166с.

159. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.- М.: Академический Проект, 1999. 208с.

160. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 288с. - (Серия «Мастера психологии»).

161. Пастернак Л.О. Записи разных лет. М.: Искусство, 1975. - 287с.

162. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. М.: «Академия», 2001.-512с.

163. Педагогика раннего возраста (по программе «Кроха»): Учебное пособие: Для студентов сред. пед. уч. заведений. / Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгипа и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой и др. М.: Academia, 1998. -336с.

164. Петров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. М.: Советский художник, 1991.-381с.

165. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. СПб.: Азбука, 2000. - 765с.

166. Плотникова Е. Федотов в зеркале автопортретов. Художник. - 1993. №4. - С. 25-28.

167. Плутарх. Избранные биографии. / Пер. с греч. / Под ред. и с примеч. С.Я Лурье. М.-Л.: СОЦЭКГИЗ, 1941. - 492с.

168. Полунина В.Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. - 191с.

169. Портрет в России. XX век: Из собр. ГРМ. СПб.: Palace Edition, 2001. -408с.

170. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пос. Самара: БАХРАХ, 1998.-672с.

171. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учеб. пос. по педагогической антропологии. / Под ред. Б.М.Бим-Бада и О.Е.Кошелевой. М.: Изд-во УРАО, 1998.-432с.

172. Проблемы детства и подготовки будущего педагога дошкольного обраюпапия: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.2. / Под ред. Р.Л.Ереминой -Саранск: Мордовск. Гос. Пед. ин-т, 1998.- 93с.

173. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе: Сб. ст. / Под ред. Неменского, Л.Л.Мелика-Пашаева / Врем. н.-и. Коллектив «Школа». М.: Б.н., 1990. - 108с.

174. Пространство картины: Сб. ст. / Сост. Н.О.Тамруччи. М.: Сов. худ., 1989. -366с.

175. Пружан И.П., Князева В.П. Русский портрет конца XIX начала XX века. Живопись, графика. - М.: Изобразительное искусство, 1980. - 296с.

176. Психология воспитания. / Под ред. В.А.Петровского. М.: Аспект-Пресс, 1995. - 151с.

177. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. М.: Академия, 1998.-384с.

178. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 480с.

179. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара.: Бахрах-М., 2000. -672с.

180. Психология: Биографический библиографический словарь / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. - 832с.

181. Репин И.Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986. - 487с.

182. Репин И.Е. Избранные письма: В 2 тт. М.: Искусство, 1969. - Т.1. -455с., Т.2.-463с.

183. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-400с.

184. Ривина Е. Социальный мир и ребенок: задачи и проблемы квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений. Учитель. - 2001. №5.

185. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. Московский философский фонд: Медиум, 1995. 412с.

186. Риччи К. Дети-художники. Под ред. и с предисловием Л.Г.Оршанского. -М.: Издание В.М.Саблипа, 1911. 84с.

187. Роз и и В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Эдиториап УРСС, 1996. - 224с.

188. Л.Л.Романов. Игровые задачи как средство коррекции расстройств поведения и эмоций у детей. Дошкольная педагогика. - 2003. №1. - С.32-35.

189. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2001.-415с.

190. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. - 256с.

191. Российская педагогическая энциклопедия.: В 2 т. М.:, 1999.

192. Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое Общество России, 2000.-224с.

193. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-212с.

194. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность вдетском саду: Пособие для воспитателей. М.: «Просвещение», 1973. - 208с.184

195. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А.Веглугиной. М.: Педагогика, 1980. - 208с.

196. Сарьяи. М. Из моей жизни / Под ред. Ш.Г.Хачатряна. 4-е изд. - М.: Изобразительное искусство, 1990.-304с.

197. Ссдышев Д. Как смотреть живопись. Искусство в школе. - 2000. №3.

198. Сезанн П. Переписка. М.: Искусство, 1972. - 370с.

199. Сепсомоторное развитие дошкольников на занятиях по ИЗО: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. М.М.Безруких. М.: ВЛЛДОС, 2001.-224с.

200. Серебрякова З.Е. Письма. Современники о художнице. М.: Изобразительное искусство, 1987. -302с.

201. Серова О.В. Воспоминания о моем отце. J1.: Искусство, 1986. - 199с.

202. Сигал М., Лдкок Д. Ребенок играет: от трех до пяти лет. СПб.: Питер Пресс, 1996. - 224с. - (серия «Вы и ваш ребенок»).

203. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека / Основы психологической антропологии. М.: Школьная пресса, 2000. - 416с.

204. Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли. Пятигорск: Издательство Пятигорского государственного лингвистического ун-та, 1998. - 94с.

205. Смирнов В.И. Портрет как феномен культуры // Искусство и духовные ценности. СПб.: Государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, 1997. - 124 с.

206. Смирнова И.Л. Тициан и венецианский портрет XVI века. М.: Искусство, 1964. - 326с.

207. Современная советская акварель. / Сост. альбома Н.А.Володина; автор вст. ст. В.И.Володин. М.: Советский художник, 1983. - 273с.

208. Современный автопортрет. Выставка. СПб.: Арт-Лгентство, 1993. -72с.

209. Старовит Е.А. Разработка методики пропедевтического курса графикикак компонента развивающего обучения детей младшего школьного185возраста (на примере офорта). Автореф. дисс. . канд. пед. наук. СПб., 2002.- 18с.

210. Сухарева Л.П. Развитие воображения учащихся младших классов средствами изобразительного искусства. // Проблемы художественного образования: Межвузовский сб. науч. тр. Омск.: Изд-во ОмГПУ, 1997. -107с.

211. Трыкова С.Л. Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности / Автореф. дисс. . кандидата пед. наук. М., 2000.

212. Турчин B.C. Графический раздел на выставке «Автопортрет в русском и советском искусстве». Советская графика "77. - М.: Советский художник, 1979. - С.165-178.

213. Уруптаева Г.А., Афопькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и ср. уч. завед. М.: Изд. центр «Акалемия», 1998. -304с.

214. Ферс Г М. Тайный мир рисунка. Пер. с англ. СПб.: Европейский Дом, 2000,- 176с.

215. Филонов П. Дневник. СПб.: Азбука, 2000. - 664с.

216. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. - 159с.

217. Фомина II. Изучение творчества детей в ГАХН. Искусствознание. -1998. вып.1. -С.303-309.

218. Фрейд А. Психопатологии детства. / Пер. с нем. М.: Издательский дом NOTABENE, 2000.-224с.

219. Хайкпн Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.-232с.

220. Художественный образ и педагогический процесс: Тематический сб. науч. тр. / РГПУ им. А.И.Герцена. ФИИ. СПб.: ООО «МОНО-МАКС»: АО «ПиК», 1997. - Вып.1.: Художественное сотворчество в искусстве и педагогике. - 112с.

221. Художники: Автопортрет и портрет в творчестве русских и советских художников / Лвт.-сост. М.Н.Красидин. Вып.1 - М.: Советский художник, 1985.- 8с.

222. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Ком., 1998, - 608с. -(серия «Мастера психологии»)

223. Чскупова Е.А. Педагогические условия формирования выразительного образа человека в рисунках детей старшего дошкольного возраста. / Авторсф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.

224. Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов. М.: Пед. Общ-во России, 2000. - 224с.

225. Шагал М. Моя жизнь. М.: Эллис лак, 1994. - 208с.

226. Шаграева O.A. Детская психология: теоретический и практический курс: Учеб. нос. для студ. ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2001. - 366с.

227. Автопортреты Тараса Шевченко. Альбом. / Вст. ст. Л.В.Владич. Киев: Мистецтво, 1973. -79с.

228. Шевченко Т. Дневник. М.: Гослитиздат, 1954. - 340с.

229. Шиллер И.Х.Ф. Статьи по эстетике. Собр. соч.: В 8 тт. Т.6.

230. Ф.И.Шмнг. Почему и зачем дети рисуют. М.: Гос. Издательство, 1925. -247с.

231. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. / Пер. с нем. СПб.: Изд-во Пирожкова, 2001. -224с.

232. Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца. Пьеса в 3-х д. Пер с англ. Е.Голышевой. М.: Художественная литература, 1962. - с.43.

233. Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 159с.

234. Элькопнп Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1999. - 560с.

235. Юнг К.Г. Конфликты детской души. / Пер.с нем. М.: Канон, 1994. -336с. - (История в памятниках).

236. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка / Лвтореф. дисс.канд. пед. наук М., 1963.

237. Яблонская Т.В. Классификация портретного жанра в России XVIII века / к проблеме национальной специфики / Лвтореф. дисс. . канд. искусствоведения. М.: МГУ, 1978. - 25с.

238. Ягодовская А.Т. Автор и герой в картинах советских художников. Размышления и наблюдения. М.: Советский художник, 1987. - 272с.

239. Якиманская И .С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. - 112с.

240. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флшгга, 1997.-224с.

241. Яковлева Е.П. «Это было счастливейшее время.» (Л.Е.Яковлев, В.И.Шухаев и В.Э.Мейерхольд. К истории создания двойного портрета А.Яковлева и В.Шухаева «Арлекин и Пьеро») Нева. - 1989. №8. - с. 171176.

242. Яковлева Н.Л. Жанры русской живописи: Основы теории и методики системно-исторического анализа: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ им А.И.Гсрцсна, 1986.-83с.

243. Яшухип. А.П. Живопись: учебное пособие для учащихся пед. училищ. -М.: Просвещение, 1985.-288с.

244. Alland A. Playing with form. New York: Columbia university press, 1983. -223p.

245. I Ierberholz В., Hanson L. Early childhood art. Dubuque: Brown Publishers, 1990.-292p.

246. Wizcrunek artysty. Studia z dzicjow sztuki XIX i XX wieku. Lublin., 1996. -200c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.