Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И.А. Бунина "Жизнь Арсеньева" и М.А. Булгакова "Белая гвардия" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кулабухова, Марина Анатольевна

  • Кулабухова, Марина Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Белгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 245
Кулабухова, Марина Анатольевна. Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И.А. Бунина "Жизнь Арсеньева" и М.А. Булгакова "Белая гвардия": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Белгород. 2003. 245 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кулабухова, Марина Анатольевна

Введение.

Глава I. Проблема соотношения автобиографического начала и художественного вымысла в русской литературе классического периода и первой половины XX века.

1.1. Факт и вымысел как двуединое начало автобиографической прозы.

1.2. И.А.Бунин и М.А.Булгаков: от автобиографизма к жизнетворчеству.

Соотношение факта и вымысла в произведениях зрелого мастера И.А.Бунина и в раннем творчестве М.А.Булгакова.

1.3. Содержательно-нравственные основы романов И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» и М.А.Булгакова «Белая гвардия»

Глава II. «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина и «Белая гвардия» М.А.Булгакова: автобиографический контекст.

2.1. Автобиографическое начало как основа замысла романа М.А. Булгакова

Белая гвардия».

2.2.«Жизнь Арсеньева» как зеркало судьбы И.А.Бунина и всей России.

Глава III. Художественный вымысел как способ творческого осмысления и воссоздания жизни в романах И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» и

М.А.Булгакова «Белая гвардия».

3.1. Вымысел как средство достижения «художественной правды».

3.2. Мифопоэтическая модель мира в контексте художественного осмысления бытия И.А.Буниным и

М.А.Булгаковым.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И.А. Бунина "Жизнь Арсеньева" и М.А. Булгакова "Белая гвардия"»

Изучение проблемы соотношения автобиографического начала и художественного вымысла как основных констант литературно-художественного творчества находится в центре внимания современного литературоведения и критики.

У истоков осмысления вопроса о соотношении факта и вымысла стояли великие русские и зарубежные критики и писатели Аристотель (14), В.Г.Белинский (25), И.-В.Гете (67), А.С.Пушкин (217), Н.С.Лесков (292, 306). В XX в. к названной проблеме обращались крупнейшие ученые М.М.Бахтин (23), Д.С.Лихачев (148), Ю.М.Лотман (149), а также критики и литературоведы Е.Болдырева (41), А.Десницкий (75), Д.Жуков (86), Г.Елизаветина (81), Г.Орлова (190, 191) и другие. Существенный вклад в рассмотрение природы факта и вымысла внесли Г.Винокур (57), Л. Гинзбург (68), Г.Гюбиева (74), В.Кожинов (114), В.Оскоцкий (193), П.Палиевский (196), Ю.Тынянов (258), И.Шайтанов (275,276) и другие.

Эта проблема сложна и многоаспектна, а применительно к творчеству конкретных писателей первой половины XX в. - практически не изучена, что и обусловило необходимость глубокого, всестороннего ее осмысления в контексте творчества двух современников, выдающихся представителей русской реалистической литературы - И.А.Бунина и М.А.Булгакова, созидавших культурный космос России XX столетия, запечатлевших национальную стихию.

Сближение имен Бунина и Булгакова позволит выявить синтез эпического и лирического, подлинно документального и образного как естественных начал литературного творчества и обозначить духовное родство двух писателей, высказавших в своих произведениях самое сокровенное.

Актуальность темы заключается в исследовании закономерностей литературного процесса первой половины XX века, в частности соотношения автобиографического начала и художественного вымысла в произведении как художественно-эстетическом явлении. Рассмотрение романов «Жизнь

Арсеньева» и «Белая гвардия», созданных И.А.Буниным и М.А.Булгаковым, которые были представителями разных поколений русской интеллигенции, пережили бурную эпоху потрясений, на наш взгляд, позволит определить синтез факта и вымысла как классическую традицию русской литературы XIX в. и как новаторство авторов XX в., поступательно освобождавших текст от частностей, подробностей собственных жизней. Определение истоков автобиографизма и путей своеобразного претворения его в художественную правду в каждом из вышеназванных романов способствует обозначению факта как разновидности автобиографического начала в создании личной судьбы выдуманного героя и истории народа и страны. Движение от автобиографичности к вымыслу проанализировано нами на основе жанрово-символических ассоциаций и образов, временных и пространственных переключений, мифореалистических мотивов.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе:

- осмыслено общеэстетическое значение проблемы соотношения факта и вымысла, обозначено их антиномическое постоянство - как культурной традиции и новаторства - в произведениях литературы XX в., в частности в творчестве И.А.Бунина и М.А.Булгакова; проведен сопоставительный анализ произведений выдающихся современников первой половины XX в.: романов «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина и «Белая гвардия» М.А.Булгакова,- с целью установления возможных преемственных творческих связей художников, а также выявления типологического родства их прозы;

- выяснено соотношение факта и вымысла как сущностных основ литературного творчества двух писателей в контексте сложного и противоречивого процесса нравственно-эстетических исканий первой половины XX в.

К исследованию была привлечена долгие годы считавшаяся безвозвратно утерянной, сравнительно недавно обретенная и потому мало изученная двадцать первая глава романа М.А.Булгакова «Белая гвардия», впервые опубликованного в подлинной авторской редакции (1998).

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили философские труды Н.Бердяева (28; 29; 219; 220), С.Булгакова (219; 240), И.Ильина (219; 97), И.Канта (99; 240), Н.Лосского (150; 219; 240), В.Соловьева (219; 241), П.Флоренского (219; 265), общетеоретические работы по отдельным вопросам литературоведения (автобиографическое начало, художественный вымысел, автобиографический роман) Аристотеля (14), В.Белинского (25), М.Бахтина (23), С.Аверинцева (3), Г.Винокура (57), JI. Гинзбург (68), Ю.Лотмана (149, 150); работы буниноведов И.Альберт (9-11), Г.Благасовой (33-39), Л.Долгополова (78), Г.Климовой (105111), Л.Крутиковой (129, 130), Ю.Мальцева (157), О.Михайлова (169-175), С.Морозова (176), А.Черникова (270), М.Штерн (280) и булгаковедов И.Биккуловой (30, 31), И.Золотусского (94), В.Лакшина (138-140), В.Петелина (201), В.Сахарова (221, 222), Б.Соколова (236-240), П.Палиевского (196, 197), М.Чудаковой (273, 274), а также немногочисленные работы Н.Комлик (120, 121) и Е.Яблокова (288-290) о двух писателях.

Проведенное исследование основано на синтезе сравнительно-исторического, структурно-функционального, ~ системно-типологического методов и на результатах целостного текстологического анализа литературных произведений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества И.А.Бунина и М.А.Булгакова, в лекционных курсах истории русской литературы XX в., а также в специальных курсах и спецсеминарах по творчеству И.А.Бунина и М.А.Булгакова, по теории и истории русской литературы в вузе. Наблюдения над природой автобиографического начала и художественного вымысла, в частности над поэтикой и стилистикой прозы И.Бунина и М.Булгакова, помогут учителям общеобразовательных школ, гимназий, преподавателям лицеев, колледжей в изучении новых проблем современного литературного процесса.

Апробация. работы. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры русской литературы XX века БелГУ, кафедры русской литературы МГОПУ им. М.А.Шолохова и на аспирантских семинарах БелГУ. Основные положения работы были изложены в докладах, прочитанных на международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях: «Творчество И.А.Бунина и литературный процесс XX века» (Белгород, БГПУ, 1995); «Актуальные проблемы современного литературоведения» (Москва, МГОПУ, 1997); «Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков» (Белгород, БелГУ, 1997); «И.А.Бунин и историко-культурное наследие накануне XXI века» (Елец, ЕГПИ, 1998); «К Пушкину сквозь время и пространство» (Белгород, БелГУ, 1999); «Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков» (Белгород, БелГУ, 2000); «Наследие И.А.Бунина в контексте русской культуры» (Елец, ЕГПИ, 2000); «Изучение и издание творческого наследия И.А.Бунина на рубеже столетий: итоги и перспективы» (Москва, ИМЛИ РАН, 2000); «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций» (Белгород, БелГУ, 2001); «Славянская культура как фактор единения народов» (Белгород, БелГИК, 2002); «И.А.Бунин и русская литература XIX-XX веков» (Белгород, БелГУ, 2003); «Творческое наследие Ивана Бунина на рубеже тысячелетий: опыт исследования, проблемы и перспективы» (Елец, ЕГУ им. И.А.Бунина, 2003); «Творчество И.А.Бунина: итоги и перспективы исследования» (Москва, ИМЛИ РАН, 2003), а также на ежегодных итоговых научных конференциях в БелГУ и в «Дни науки» БелГИК (2000, 2001,2002, 2003).

Целью исследования является целостное рассмотрение единства автобиографического начала и художественного вымысла в романах Ив.Бунина «Жизнь Арсеньева» и М.Булгакова «Белая гвардия» в аспекте моделирования поэтической картины бытия и философского познания единства мира и человека.

Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:

• определение закономерностей использования автобиографических материалов русскими писателями начала XX в., в частности — И.А.Буниным и М.А.Булгаковым;

• выявление художественных приемов воссоздания бытия типического современника и философского осмысления мира в произведениях Бунина и Булгакова в контексте синтеза факта и вымысла, в аспекте диалектической мифопоэтической модели мира;

• выявление мотивов, анализ процесса постепенного освобождения от автобиографического начала и тяготения к художественному вымыслу в романах «Жизнь Арсеньева» и «Белая гвардия»;

• систематизация фактов личных судеб Бунина и Булгакова, обозначение веховых событий и знаковых фигур современников, философов, повлиявших как на становление самих авторов, так и на формирование мировоззрения их героев;

• осмысление художественного вклада Бунина и Булгакова в развитие автобиографической прозы.

Структура диссертации. Изложение ведется в хронологической последовательности; при этом произведения Бунина и Булгакова - как феномены литературы, культуры, истории - рассматриваются в контексте конкретно-исторического, социокультурного наполнения времени их создания. Работа состоит из введения, трех глав (каждая из которых делится на параграфы), заключения, библиографии, насчитывающей 307 источников. Материал изложен на 225 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кулабухова, Марина Анатольевна

Заключение

В порубежные катастрофические времена всеобщая потребность в осмыслении основ бытия и человеческой жизни становится вполне объяснимой. Процесс познания мира и человека в такие периоды истории осуществляется посредством обращения к конкретным фактам, историям жизней. Нередко повествования, создаваемые в эти годы, становятся автобиографическими произведениями, если авторы создают собственные жизнеописания (например, «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»); другие сочинения, написанные в жанре мемуаров, сохраняют воспоминания автора о его знаменитых современниках, третьи же скорее превращаются в широкие обобщения и портреты вымышленных героев, иногда не являющихся типичными. Книги И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» и М.А.Булгакова «Белая гвардия» и среди романов, появившихся в хаосе 20-х гг. XX века, и в контексте развития русской и мировой литературы являются «знаковыми».

Рассматриваемые произведения занимают особое место по сравнению с другими образцами художественно-документальных жанров, так как в двух романах Бунина и Булгакова сделана попытка объединить достоинства автобиографии, жанра, предполагающего описание жизни автора, и мемуаров, жанра, представляющего художественные повествования о событиях и людях, современником которых является автор. Особую природу произведений в данном случае порождает синтез текстовой (художественной) и жизненной (внехудожественной) реальности, вымысла и факта, благодаря которому и возникают уникальные образцы художественно-автобиографической прозы. Наряду с автобиографическим началом, в частности - фактом частной жизни (как физической, так и духовной; как собственной, так и чужой), фактом собственно историческим, художественный вымысел способствует освоению мира в его смысловой перспективе, в особой эстетической организации материала, создает предпосылки в творческом процессе для художественных обобщений, идеализации, символизации.

Разделившие точку зрения большинства представителей дворянско-интеллигентской России о неизбежности гибели старого державного мира, Бунин и Булгаков ужаснулись чудовищным метаморфозам «народа Пушкина и Толстого». Писатели-современники, уловив трагический пафос времени, обратились к фиксации собственных раздумий о причинах краха монархии, прежней жизни. Удивительная родственность философско-эстетических концепций авторов представлена уже в писательских дневниках, заглавия которых («Окаянные дни» И.А.Бунина и «Под пятой» М.А.Булгакова) красноречиво свидетельствуют о непреднамеренном единомыслии, единодушии двух русских писателей. Очевидна близость мироощущений и мировоззрений писателей в почти одновременно высказываемых ими оценках социально-политических, социально-культурных событий и явлений, в обозначении роли исторических лиц, фигур современников (например, политиков, философов, писателей) в развитии цивилизации, нации, страны, человеческих судеб. Устойчивое желание понять и осмыслить действительность в художественных произведениях роднит двух авторов, чей жизненный, писательский опыт предопределял зачастую даже время повествования: сравнительно недавнее прошлое — в произведениях врача и молодого писателя Булгакова, далекое прошлое — в произведениях зрелого мастера Бунина, хотя в обоих случаях оба писателя в процессе работы непременно должны были находиться «под свежим впечатлением» (242, 140), получив «толчок для воображения» (М.А.Булгаков), представляя человека на лоне живого, постоянно изменяющегося, подчас катастрофического мира.

То или иное лицо, событие, явление становится реалистической основой произведений как начинающего писателя М.А.Булгакова, так и признанного мэтра русской литературы И.А.Бунина. Но, даже текстуально совпадая с многочисленными выдержками из писем и дневников, художественные произведения Бунина конца 20-х - начала 30-х гг. XX в. и Булгакова начала 20-х гг. XX в. приобретают характер лирико-философского осмысления действительности, предполагающий отвлеченную образность, символическую значимость предметов и деталей, своеобразную композицию, отражающую этапы движения лирического чувства героя произведения, как подобного автору, так и нередко непохожего на него. Подобные попытки высвободиться из «автобиографических одежд» повествования отмечены в произведениях Бунина рубежа XIX - начала XX вв., первых десятилетий XX в. (например, «Святые горы», «Поздней ночью», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Над городом», «У истока дней», «Далекое», «Косцы», «Легкое дыхание» и др.) и в ранней прозе Булгакова конца 10-х — начала 20-х гг. XX в. (цикл «Записки на манжетах», цикл «Записки юного врача» [в частности, рассказ «Морфий», «Пропавший глаз»], проба пера — начатый роман о враче-наркомане «Недуг», фельетоны «Грядущие перспективы», «Киев-город», рассказы «Дань восхищения» [«Юнкер»], «Красная корона», «В ночь на 3-е число», «Я убил», «Налет», «Китайская история» и др.).

Писатели пытаются не столько реконструировать прошлое, сколько стремятся еще раз эмоционально пережить его, вызвать чувственное восприятие воссозданного, ушедшего. Стремясь с наибольшей силой выразить философский, исторический, нравственный, теологический смысл сущего -прошлого, настоящего и будущего - писатели воскрешают в слове не только частные, реальные события и индивидуальные характеры, сколько исторически обобщенные, функционирующие с установкой на подлинность. Наряду с использованием исторических фактов, Бунин обращается скорее к фактам собственной духовной жизни, тогда как Булгаков использует еще и факты чужих жизней. Это объясняется разными замыслами: описанием жизни человека в романе Бунина, описанием жизни семьи, многих людей в романе Булгакова.

Философия действительности предстает в произведениях Бунина и Булгакова в неразрывной связи с философией человека, представить которого как существо целостное в контексте социально-исторического, социокультурного, национального, государственного, общечеловеческого возможно лишь в случае изображения героя, максимально понятного, духовно и генетически, классово и национально близкого автору. Однако считать жизни героев Булгакова и Бунина автобиографиями авторов романов, даже если в основе замысла скрыта судьба писателя, не следует, поскольку в процессе работы авторы, отказываясь от частностей, стремятся к синтезу эпического и лирического, философичности и исповедальности, что обусловлено уникальной природой произведений на уровне соотношений «факт-вымысел», «документальность-образность», «автор-герой».

Герой Бунина и герой Булгакова являются современниками своих создателей (переживают события личной и общественной значимости, в свое время потрясшие сознание самих писателей, принадлежат к тому кругу, который был свойствен Бунину или Булгакову, вдыхают со своими авторами один и тот же воздух малых и больших городов державы, могут повторять своими ведущими личностными чертами и занятиями собственных творцов, а близкие и дорогие сердцу героев персонажи произведений отчасти напоминают родных и знакомых Бунина и Булгакова), однако и Алексей Арсеньев, и Алексей Турбин, как и их окружение, не являются абсолютно зеркальным отражением Булгакова и Бунина, членов их семей и друзей. Автобиографичность образа повествователя в каждом из романов следует понимать в том, что герой наделен авторским типом сознания, авторским комплексом переживаний. Герои двух романов-современников — это художественно представленные, обобщенные образы представителей дворянско-интеллигентских российских фамилий, основой биографий которых являются биографии авторов романов.

Вызванные потребностью подвести итог эпохальным событиям, итоговая книга состоявшегося мастера слова и первый роман молодого писателя представляют собой не столько индивидуально-психологический, сколько социально-исторический портрет человека, акт художественного познания времени и бытия, всеобщего. Портрет современника XX века — художника у Бунина, врача и воина у Булгакова, благодаря освобождению произведения от частностей личных жизней писателей и введению социально-исторического, общезначимого, типичного для жизни страны, истории народа, нации, превращается в портрет поколения: у Бунина — тех, кто, покинув Россию навсегда, стал эмигрантом «первой волны», у Булгакова — тех, кто явился эмиграцией внутренней. Постепенно образы и размышления в художественной ткани романов И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» и М.А.Булгакова «Белая гвардия» теряют собственно автобиографические черты, перевоплощаясь в художественно воссозданные общебиографические константы жизни русского человека начала XX века: и в романе Булгакова, герой которого, Турбин, выражает субъективную — свою и во многом Булгакова — позицию; и в романе Бунина, чей герой, Арсеньев, имеет, несмотря на свою типичность, собственную, субъективную и нередко полярную авторской точку зрения, нередко становящуюся главенствующей.

В новаторских по своей природе произведениях — лирико-философском романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» и героико-трагедийном и семейно-бытовом романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» - ведущими константами воссоздания жизни становятся автобиографическое начало и художественный вымысел, соединение которых позволяет авторам эскизно, благодаря фактам собственных судеб, судьбам соотечественников, нарисовать бытие типичного современника, и, избавившись от излишних подробностей частной жизни, расширить эпическое полотно до масштабов страны (Булгаков, Бунин) и мира (Бунин), благодаря обращению авторов к типичным явлениям бытия, устойчивым образам и мотивам жизни.

Главным средством реализации замысла, создания романов о человеке и мире в произведениях каждого из писателей, безусловно, является типизация образов, мотивов, ситуаций, использование ведущих мифологем, в частности мифологем Дома и Дороги, как незыблемых констант жизни человека вообще и русского человека в частности. В итоге человек предстает в каждом из рассмотренных нами романов в контексте традиционных составляющих его бытия, слагающихся в единую модель гармоничного мира, и устойчивых его (человека) раздумий о судьбе государства и своей собственной жизни.

Двигающиеся от фактографичности к художественности, авторы используют различные приемы, способы и средства воссоздания жизни, устремляясь в разных направлениях: Бунин - от лиризма к эпичности, Булгаков - от эпичности к лиризму, воссоздавая целостный, постоянно изменяющийся, но вечный многоуровневый мир, центром которого остается человек, принадлежащий и конкретному времени, и Всебытию. Этому и служит неповторимое двуединство автобиографического начала и художественного вымысла.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кулабухова, Марина Анатольевна, 2003 год

1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки — М., 1990.— №7.

2. Аверин Б.В. Из творческой истории И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И.А.Бунина.— Орел, 1974.— С.67-89.

3. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции,- М., 1996.- С.207-214.

4. Адамович Г.В. Одиночество и свобода.— М.: Республика, 1996.— С.37-50.

5. Адамович Г.В. «Жизнь Арсеньева» // Бунин И.А. Собрание сочинений: В 8 т.— М.: Моск. рабочий, 1996.— Т.5.— С.5-12.

6. Акаткин В.М. Последние дни России: («Окаянные дни» И.Бунина) // Филол. зап.— Воронеж, 1993.—Вып. 1.— С.69-78.

7. Алданов М.А. Предисловие // Бунин И.А. Собрание сочинений: В 8 т.— М.: Моск. рабочий, 2000.—Т 7.— С.5-14.

8. Алексеева А.Ю. Философия космизма в русской литературе // Российская культура глазами молодых ученых: Сб. трудов. Вып. 10 / Академия общественных связей; Вступ. ст. М.М.Щеглова; Предисл. С.Н.Иконниковой.- СПб., 2001 - С.6-12.

9. Альберт И.С. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.Бунина // Вопр. русск. лит.— Львов, 1983.— Вып.1 (41).— 0.113-119.

10. Ю.Альберт И.С. Некоторые вопросы психологии творчества в романе И.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Вопр. русск. лит.— Львов, 1985.— Вып.1 (45).—С.58-64.

11. Анисимов И., Динамов С. Проблемы пролетарской литературы на Западе: очерк 1. Проблемы автобиографического романа // На литературном посту.- 1928.- №7.- С.45-47.

12. А.Н.Толстой о литературе и искусстве. Очерки, статьи, выступления, беседы, заметки, записные книжки, письма.- М., 1984.

13. М.Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература.- М., 1978.-С.116.

14. Афанасьев В. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) // Бунин И.А. Антоновские яблоки: Рассказы и повести.— М., 1979.— С.5-22.

15. Бабореко А.К. Дневники Бунина // Подъем.— Воронеж, 1979.— №1.— С.113-121.

16. П.Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии.— М.: Худ. лит., 1983.

17. Бабореко А. Дороги и звоны: Воспоминания. Письма.— М.: Моск. рабочий, 1993.- 211с.

18. Бабореко А.К. Галина Кузнецова // Кузнецова Г. Грасский дневник.-М.: Моск. рабочий, 1995.- С. 10.

19. Бабореко А.К. Комментарии // Бунин И.А. Собрание сочинений: В 8 т.— М.: Моск. рабочий, 1993— 2000.- Т.5.- С.564-566.

20. Барахов B.C. Литературный портрет как жанр мемуарно-биографической прозы: (проблемы поэтики). Автореф. дисс. докт. филол. наук М., 1980. - 3 8 с.

21. Бахрах А. Бунин в халате // Слово: Лит.-худож. ежемесячник Госкомиздатов СССР и РСФСР.—М., 1990.— №10.— С.69-73.

22. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975.- С.453.

23. Беклемишева Н.А. Мироощущение И.А.Бунина как основа формирования творческой позиции художника // Писатель, творчество: современное восприятие.- Курск, 1998.- С.48-59.

24. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т.- Т.5.- С.34.

25. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания / Сост. и послесл. И.В.Белозерского.— М.: Худ. лит., 1989.

26. Бенькович М.А. Из истории русского романа.- Кишинев, 1991.

27. Бердяев Н.А. Душа России.- Л.: «Сказ», 1990.- 30 с.

28. Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.: Республика, 1994.- 480 с.

29. Биккулова И.А. Изучение романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» (Тема Дома и семьи в произведении) / МО РФ. РИПКРО.— М., 1993 -31 с.

30. Биккулова И.А. Мотив Дома у Михаила Булгакова и в современной русской прозе // «Искусство», «почва» и «судьба» русской литературы XX века: Межвузовский сборник научных трудов.— М.: МПУ, 1994.— С. 16—25.

31. Биккулова И.А. Роман М.Булгакова «Белая гвардия» и его пьеса «Дни Турбиных» в контексте литературного процесса 20-х годов. Дисс. канд. филол. наук.- М., 1992.

32. Благасова Г.М. «Талант красивый, как матовое серебро» (к 110-летию со дня рождения И.А.Бунина) // Белгородская правда.— 1980.— 16 октября.— С.З.

33. Благасова Г.М. «Все предки мои всегда были связаны с народом и с землей.» (И.А.Бунин) // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура.— Белгород: Изд-во БГПУ, 1996.— С. 140-143.

34. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.— Москва; Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. 232 с.

35. Благасова Г.М. Неоромантические тенденции в творчестве И.Бунина рубежа веков // И.А.Бунин и русская культура: Межвузовский сб. научн. трудов,- Елец, 1996.- С Л 04.

36. Блок А.А. Возмездие // Блок А.А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. и коммент. Н.Крыщука.- М.: Худож. лит., 1984.- 414 с., портр.

37. Болдырева Е.М. Автобиографический роман в русской литературе первой трети XX века. Автореф. дисс. канд. филол. наук.— Ярославль, 1999.- 18 с.

38. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993.-497 е.: ил.

39. Борщаговский А. Там, где кончается документ. Биографическая проза: границы вымысла// Лит. газ — 1986.- 12 ноябр.

40. Бочаева Н.Г. «Детскость» в образах взрослых героев Ив.Бунина // Творчество Ив.Бунина и литературный процесс XX века. Межвузовский сборник научных трудов.— Елец: ЕГГТИ, 2000.— С. 1216.

41. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т.— М.: Худ. лит., 1989-1990.

42. Булгаков М. Дневник. Письма. 1914-1940.— М.: Сов. писатель, 1997.640 с.

43. Булгаков М.А. Белая гвардия.— М.: Изд-во «Наш дом— L'Age d'Homme», 1998.- 288 е., 16 илл.

44. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т.— М.: Худ. лит., 1965-1967.

45. Бунин И.А. Окаянные дни.— М.: Современник, 1991.- 255 с.

46. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 8 т.— М.: Моск. рабочий, 1993— 2000.

47. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Черновой автограф.- РГАЛИ, ф.44, оп.з, ед. хр.4.- С.92.

48. Бунин И.А. Pro et Contra: Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология.- СПб.: Русск. христианск. гуманит. ин-т, 2001.- 1016 с.

49. Быков Д. Как я себя (заметки о новом автобиографизме) // Столи ца.-1994.- №41.- С.58-60.

50. Владимиров И.Ф. «Алый мах» всадника из Апокалипсиса // Булгаков М.А. Белая гвардия.— М.: Издательство «Наш дом— L'Age d'Homme», 1998.—С.265-277.

51. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь.— СПб.: Азбука, 2000 672 с.

52. Винокур Г. Биография и культура.— М., 1927.

53. Воспоминания о Михаиле Булгакове / Предисл. В.Я.Лакшина. Послесл. М.О.Чудаковой. Сост. Е.С.Булгаковой и С.А.Ляндреса.— М.: Сов. писатель, 1988.

54. Вымысел художественный // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев.- М.: «Просвещение», 1974.-С.55-56.

55. Вымысел художественный // Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989.- С.51.

56. Галич А. Документ частной жизни? Нет, эпохи! // Радуга.- 1990.- №8.-С. 100-109.

57. Гаранин Л.Я. Мемуарный жанр советской литературы: историко-теоретический очерк.- Минск: Наука и техника, 1986.- 223 с.

58. Гачев Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей.—М.: Издательство «Новости», 1991.- 272 е., с ил.

59. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т.- Т.З.- С.474-475.

60. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы.- М.: Наука, 1967.

61. Георгиевский А.С. И.А.Бунин и Россия // Российский литературоведческий журнал.— М., 1999.— №12.— С.53-65.

62. Гете И.-В. О правде и правдоподобии в искусстве // Гете И.-В. Об искусстве.-М., 1975.

63. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.— М.: INTRADA, 1999 464 с.

64. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре-М.: Сов. писатель, 1990.-400 с.

65. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Гл. ред. С.С.Хромов; ред. Кол.: Н.Н.Азовцев, Е.Г.Гипельсон, П.А.Голуб и др.- М.: «Сов. Энциклопедия», 1987.- 720 е., ил., 42 л. ил. и 4 л. карт.

66. Гумбольдт В. Язык и философия культуры.- М., 1985.- С.169, 174.

67. Гурленова Л.В. Мифологическая форма чувства природы: Л.Леонов, Вс. Иванов, С.Клычков // Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х гг.- Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1998.179 с. С. 115-170.

68. Гуткина Н.Д. Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия» и русская литературная традиция. Дисс. канд. филол. наук.— Н.Новгород, 1998.

69. Гюбиева Г. Этапы развития русской мемуарно-автобиографической литературы XVIII в. Автореф. дисс. канд. филол. наук.- М., 1968.

70. Десницкий А. Мотив «счастливого детства» // На литературном посту.- 1933.- №3.

71. Днепров В. Черты романа XX века.- М.-Л.: Сов. писатель, 1965.

72. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет.— Л., 1958.

73. Долгополов Л. Позиция художника, поступь истории // Лит. обозрение,— 1977 — №5.— С.84-85.

74. Доронина Т.В. Личность и масса в романах М.А.Булгакова. Дисс. канд. филол. наук.- Орел, 2002.- 153 с.

75. Дякина А.А. Мотив пути в поэзии И.А.Бунина и А.А.Блока // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX — начала XX века. — М., 1991.— С. 13 0-141.

76. Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза.— М.: Наука, 1982 С.235-263.

77. Ермолинский С.А. Из записок разных лет: Михаил Булгаков. Николай Заболоцкий.— М.: Искусство, 1990.— 256 с.

78. Ершов Л.Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство.- М., 1967.

79. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики.- М., 1981.- С.79.

80. Жуков Д. Биография биографии.- М.: Сов. Россия, 1980.- 136 с.

81. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-документальных жанров. Очерк. Фельетон.— М.: Мысль, 1969.88.3апровский А. К вопросу об автобиографическом жанре в пролетарской литературе // На литературном посту.- 1927.- №13-14.-С.66-68.

82. Зайцев А.В. Взаимодействие жанров в прозе М.А.Булгакова 1920-х годов. Автореф. дисс. канд. филол. наук.- М., 1998.- 26 с.

83. Зверева Л.И. Украина в очерках и рассказах И.А.Бунина // Творческое наследие И.А.Бунина и мировой литературный процесс.— Орел: Изд-во Орловского гос. пед. ун-та, 1995.— С. 18-22.

84. Зверева Л.И. Формирование творческой личности в детские годы по роману И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // И.А.Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов.— Елец, 1996.— С.110-116.

85. Зеленин Д.К. Тотемы деревья в сказаниях и обрядах европейских народов.-М.-Л., 1937.

86. Земская Е.А. Николка Турбин и братья Булгаковы: По материалам семейного архива // Театр.— М., 1991.— №5.94.3олотусский И. Заметки о двух романах Булгакова // Лит. учеба.—М., 1991.— №2.— С. 147-165.

87. Иваницкий В., Мещеряков А. Язык и власть (о стиле современного автобиографического жанра) // Дружба народов.- 1992.- №3.- С.200-216.

88. Иезуитова JI.A. В поисках выражения «самого главного, самого подлинного, что есть в нас» «счастья жизни». // Русск. лит.- 1996.-№3.- С.214-226.

89. Ильин И. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев.— М.: Скифы, 1991.— С.26-78.

90. Календарь именин.— М., 1991.— 16 с.

91. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем.- М.: Изд. группа «Прогресс» -«VIA», 1993.- 240 с.

92. Карпенко Г.Ю. Образ «сотворенного мира» в творчестве И.А.Бунина и ветхозаветная традиция // Царственная свобода. О творчестве И.А.Бунина: Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя.— Воронеж: «Квадрат», 1995.— С.35-44.

93. Карпов И.П. Религиозность в условиях страстного сознания: (И.Бунин «Жизнь Арсеньева. Юность») // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр.— Петрозаводск, 1994.— С.341 -347.

94. Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: Книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей.-М.: Флинта: Наука, 1999.-336 с.

95. Кдырбаева Б.А. История и личность в творчестве писателей 20-30-х гг. XX века. Дисс. канд. филол. наук.— М., 1996.

96. Киселева Т.Г., Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Культура и революция: Историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий: Курс лекций для студентов гуманитарных вузов.— М.: МГУ К, 1998.-203 с.

97. Климова Г.П. Елецкий уезд в жизни и творчестве И.А.Бунина // Тезисы докладов на межвузовской научной конференции.— Орел: Изд-во Орловск. гос. пед. ин-та, 1991.— С.84-89.

98. Климова Г.П. Здесь жил Иван Бунин // История и культура Ельца и Елецкого уезда. Вып.2.— Елец, 1994.— С.5-26.

99. Климова Г.П. Образ города в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // И.А.Бунин и русская литература конца XX века.— М., 1995.—С. 117-124.

100. Климова Г.П. Образ Ельца в творчестве И.А.Бунина // Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г.Ельца.— Елец: Изд-во ЕГПИ, 1996 — С. 107-111.

101. Климова Г.П. Мировое значение творчества Ивана Алексеевича Бунина // И.А.Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научн. трудов.— Елец: Изд-во ЕГПИ, 1996.— С. 126-134.

102. Климова Г.П. Историко-культурный феномен творчества Ив. Бунина и М.Пришвина // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков.— Белгород: Изд-во БелГУ, 2000 — Вып.2.— С. 158160.

103. Ковальчук Д.А. Художественная концепция личности в русской прозе 20-30 гг. XX века: (М.А.Булгаков, А.А.Фадеев). Дисс. канд. филол. наук.— Армавир, 1998.

104. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в романе М.Булгакова «Белая гвардия» // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова Куйбышев, 1990.

105. Кожинов В. Вымысел художественный // Краткая Литературная Энциклопедия. Гл. ред. А.А.Сурков.-М.: «Сов. энциклопедия», 1962,— Т.1.- С. 1069-1070.

106. Кожинов В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк,- М.: Сов. писатель, 1963.

107. Кознова Н.Н. Мемуарная и автобиографическая проза И.А.Бунина // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков.— Белгород: Изд-во БелГУ, 2000.— С.72-77.

108. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 1987.— №2.— С.7-18.

109. Колобаева Л. От временного к вечному // Вопр. лит.— 1998.— №3.— С. 137.

110. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. Монография.- М.: Мегатрон, 1998.- 276 с.

111. Комлик Н.Н. Два Мастера. И.Бунин и М.Булгаков // «Искусство», «почва» и «судьба» русской литературы XX века: Межвузовский сборник научных трудов.— М.: МПУ, 1994.— С.4-16.

112. Комлик Н.Н. Нераспавшаяся связь: Булгаков и Бунин // И.А.Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов.— Елец, 1996.— С.37-47.

113. Кондаков И. Наше советское «все» (Русская литература XX века как единый текст) // Вопр. лит.- М., 2001.- №4.- С.3-69.

114. Коныиина Ю.И. Авторизованная автобиография как тип текста // Культура и текст.- СПб.; Барнаул, 1997.- Вып.1, Литературоведение, 4.1.- С.83.

115. Коровин В.И. Художник и время.— М.: Знание, 1984 56 с.

116. Кошелев В. Уважение к жанру // Лит. газ.- 1986,- 19 ноябр.

117. Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред А.А.Сурков.- М.: «Сов. энциклопедия», 1971.-Т.6.- С.826.

118. Крестинский Ю.А. А.Н.Толстой. Жизнь и творчество (Краткий очерк).-М„ I960.- С.272-273.

119. Кривонос В.Ш. Душа города: Елец в творчестве И.Бунина // Филол. зап.— Воронеж, 1993.— Вып.1.— С.78-83.

120. Крутикова Л.В. «Жизнь Арсеньева» — итоговая книга И.А.Бунина // Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И.А.Бунина.— Орел, 1974.— С. 17-34.

121. Крутикова Л. «.В этом злом и прекрасном мире.» // Бунин И.А. Суходол. Жизнь Арсеньева. Рассказы.— Воронеж, 1978.— С.5-31.

122. Кузин Н. Дорогами правды // Москва.- 1978.- №1.- С.214-215.

123. Кузнецова Г. Грасский дневник: Рассказы. Оливковый сад / Сост., подгот. текста, предисл. и коммент. Бабореко А.К.— М.: Моск. рабочий, 1995.- 410 с.

124. Куликов А.А. Космическая мифология древних славян.— СПб.: Изд-во «Лексикон», 2001.— 256 с.

125. Кумок Я. Биография и биограф. Зачем нужен документ? // Вопр. лит.- 1973.- №10.- С.95.

126. Курепина Т.Г. Художественное воплощение авторского сознания в творчестве И.Бунина // И.А.Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов.— Елец, 1996.— С.65-74.

127. Курляндская Г.Б. Авторская позиция И.А.Бунина в романе «Жизнь Арсеньева» // Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И.А.Бунина.— Орел, 1974.— С.35-66.

128. Лавров В. Нужно жить в России!. // Лит. учеба.— М., 1986.— №2.—С. 175-186.

129. Лакшин В.Я. Булгакиада.— М.: Правда, 1987.

130. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т.—М.: Худ. лит., 1989-90.—Т. 1.-С.5-68.

131. Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) // Литература в школе.— М., 1993.— №3.— С. 18-22.

132. Латынина А. Личный жанр (о мемуарной литературе) // Лит. газ.-1985.- 20 февр.

133. Лебедева С.Н. Современный советский исторический роман (Проблема интерпретации документального материала). Автореф. дисс. канд. филол. наук.- М., 1988.- 24 с.

134. Левицкий Л.А. Мемуары // Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А.А.Сурков.-М.: «Сов. энциклопедия», 1967.-Т.4.- С.620-621.

135. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина.— М.: Изд-во МГУ, 1989.- 236 с.

136. Литературное наследство. Т.84.- М.: Наука, 1973.- Кн.1.- С. 134.

137. Литературный архив. Вып.5.- М.-Л., I960.- С. 132.

138. Литературный энциклопедический словарь / Под ред.

139. B.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: «Сов. энц.», 1987.

140. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит.- 1968.- №8.- С.74-79.

141. Лотман Ю.М. Биография живое лицо // Новый мир.- 1985.- №2.1. C.228-236.

142. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа,- М.: Политиздат, 1991.-368 с.

143. Лурье Я, Историческая проблематика в произведениях М.Булгакова: М.Булгаков и «Война и мир» Л.Толстого // М.А.Булгаков-драматург и художественная культура его времени.- М., 1988.

144. Лурье Я.С., Рогинский А.Б. «Белая гвардия» (комментарий к роману) // Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1989.— -Т.1.- С.563-590.

145. Лявданский Э.К. Роман И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева". Автореф. дисс. канд. филол. наук.— Л., 1975.-24 с.

146. Макогоненко Г.П. Исторический роман о народной войне // Пушкин А.С. Капитанская дочка.— Л.: Наука, 1985.— С.200-232.

147. Макогоненко Г.П. Письма русских писателей XVIII века и литературный процесс // Письма русских писателей XVIII века,- Л.: Наука, 1980.

148. Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Блока // Блоковский сборник, том 11.— Тарту, 1972.— С.34.

149. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953 — Frankfurt/Main— М.: Посев, 1994.

150. Мандельштам О. Конец романа // Паруса.- 1922.- № 1.- С.27-32.

151. Манн Т. Искусство романа // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т./ Пер. с нем.- М., 1961.-Т. 10.

152. Манн Ю. Жанр больших возможностей // Вопр. лит.— 1959.— №9.

153. Манчук Г. С верой в будущее: Новое слово о Бунине // Полит, собеседник.— Минск, 1991.— № 12.— С.38-39.

154. Машинский С. О мемуарно-автобиографическом жанре // Вопр. лит.- I960.-№6.

155. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика».— М.: РГУ, 2001.— 170 с.

156. Мемуарная литература // Литературная энциклопедия / Гл. ред. А.В.Луначарский.- М.: Сов. энц., 1929-1939.- Т.7.- С. 131 -149.

157. Мескин В.А. Человек в круге бытия: (О творчестве И.Бунина) // Русск. словесность.— М., 1993.— №4.— С.16-24.

158. Мильчина В.А. Автобиография // Лит. энц. словарь.- М.: Сов. энц., 1987.- С.12-13.

159. Минакова A.M. Земля и город в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» // Республиканские Булгаковские чтения (Тезисы). -Черновцы, 1991- С.58-60.

160. Минакова A.M. Художественный мифологизм эпики М.А.Шолохова: сущность и функционирование. Автореф. дисс. докт. филол. наук.-М., 1992.- 65 с.

161. Михайлов О.Н. Строгий талант: Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество.— М.: Современник, 1976.

162. Михайлов О.Н. Мастер: Путь Бунина — художника // Михайлов О.Н. Страницы русского реализма.— М., 1982.— С.67-141.

163. Михайлов О. Монолог о России // Бунин И.А. Жизнь Арсеньева: Роман и рассказы.— М., 1982.— С.5-18.

164. Михайлов О. Бунин в своих дневниках // Бунин И.А. «Лишь слову жизнь дана.» — М., 1990.— С.5-20.

165. Михайлов О.Н. Окаянные дни И.А.Бунина // Бунин И.А. Окаянные дни.— М.: Современник, 1991-С.3-14.

166. Михайлов О. Это общее русское небо // Взгляд: Сборник. Критика. Полемика. Публикации. Вып.З.— М.: Сов. писатель, 1991.— С.360-376.

167. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин: 1870-1953 // Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья.— М., 1995.— С.100-169.

168. Морозов С.Н. Жизнь и творчество И.А.Бунина // Бунин И.А. Несрочная весна: Стихотворения. Избранная проза.— М.: «Школа-Пресс», 1994 —С.5-22.

169. Мраморное О. Иван Бунин перед загадкой русской души // Новый мир — М., 1995.— №9.— С.236-240.

170. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш.-М.: Советская энциклопедия, 1990.- 672 е.: ил.

171. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунин. Беседы с памятью.— М.: Сов. писатель, 1989.- 512 с.

172. Мущенко Е.Г. В поисках первореальности (Ранняя проза И.А.Бунина) // Царственная свобода. О творчестве И.А.Бунина: Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя.— Воронеж: «Квадрат», 1995.— С.45-59.

173. Наркевич А.Ю. Биография // Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А.А.Сурков.- М.: «Сов. энциклопедия», 1962- Т.1.- С.620-621.

174. Неклюдов С.Ю. Отношение «текст денотат» и проблема истинности в повествовательных традициях // Лотмановский сборник.-М., 1995.- Т.1.- С.667-675.

175. Немцев В.И. Проблема автора в романах М.А.Булгакова («Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»). Дисс. канд. филол. наук.— М., 1986.

176. Николаев П.А. Бунин, Иван Алексеевич // Русские писатели. Библиогр. слов, в 2 ч. 4.1. А-Я / Редкол.: Б.Ф.Егоров и др.; Ред.—сост. П.А.Николаев.— М.: Просвещение, 1990.— С. 125-128.

177. Николина Н.А. Субъектавизация повествования как фактор композиции художественного текста.— М., 1983.

178. Никольская Л.Д. Лирический строй романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблема истории критики и поэтики реализма.— Куйбышев, 1982.—С.42-63.

179. Никонова Т.А. Тема России и русской культуры в произведениях Бунина периода эмиграции. Постановка проблемы // Воронежский край и зарубежье: А.Платонов, И.Бунин, Е.Замятин, О.Мандельштам и другие в культуре XX века.— Воронеж, 1992 .- С.49-54.

180. Никулин Л. Роман или автобиография // Москва,- 1961.- №7.

181. Новиков В.В. Михаил Булгаков-художник.— М.: Моск. рабочий, 1996.-357 с.

182. Орлова Г.В. Автобиографическая проза И.А.Бунина 900-х годов: К вопросу о традициях и новаторстве // Вопросы литературы. Художественный метод. Художественное своеобразие.— Владимир, 1975.—Вып.9.— С. 121 -142.

183. Орлова Г.В. Автобиографическая проза на рубеже двух эпох (К вопросу об эволюции героя). Дисс. канд. филол. наук.— М., 1975.

184. Оскоцкий В. Современный советский роман.- М.: Знание, 1985.- 52 с.

185. Оскоцкий В. Дневник как правда // Вопр. лит.- 1993.- №5.- С.3-58.

186. Османова 3. «От берега бренности к берегу вечности». Художественная биография и воспоминания. Динамика развития жанра // Османова 3. Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур.- М., 1993.- С.75-114.

187. Павлова Н.И. Образ детства — образ времени. О современной автобиографической прозе.— М., 1990.

188. Палиевский П.В. Документ в современной литературе // Палиевский П.В. Литература и теория.— М.: Современник, 1978.

189. Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков.— М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 1999.—С.60-82.

190. Паршин Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова.— М.: Изд-во «Кн. Палата», 1991.208 с.

191. Паустовский К. Иван Бунин // Бунин И. Избранное.— Фрунзе, 1980.—С.5-18.

192. Пенкина Е.О. Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М.А.Булгакова. Дисс. канд. филол. наук.- М., 2001.- 186 е., ил.

193. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть.— М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.- 665 с.

194. Петров В.М. «В мире круга земного.»— Липецк: Липецкое издательство, 2000 352 с.

195. Петров С. Советский исторический роман. М.: Сов. писатель, 1958.

196. Петровский М. «Писатели из Киева»: А.Куприн и М.Булгаков // Петровский М. Городу и миру: Киевские очерки. Киев, 1990.

197. Петропавловский Р. Что брать за образец? // Лит.газ.- 1986.- 3 дек.

198. Пилипюк E.JT. Славянская мифология и фольклор в поэзии И.А.Бунина // Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания.— Тамбов, 1991.— С.40.

199. Пилипюк Е. Мотив дома в поэзии И.А.Бунина // И.А.Бунин и русская культура: Межвуз. сб. научн. трудов.— Елец: Изд-во ЕГПИ, 1996.— С.135-142.

200. Пискунов В. Чистый ритм Мнемозины (Мемуары русского «серебряного века» и русского зарубежья).— М., 1992.

201. Платек Я. Мастер и музыка // Платек Я. Верьте музыке!— М.: Сов. композитор, 1989 — С.301 -340.

202. Пожиганова Л.П. Образ России в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» // Творчество И.А.Бунина и литературный процесс XX века.— Белгород: Изд-во БелГУ им. М.С.Ольминского, 1996.— С.27-33.

203. Положенцев В.И. Л.Н.Толстой и И.А.Бунин: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Жизнь Арсеньева» // Толстовский сборник.— Тула, 1978.— С.89-95.

204. Полтавчук В. Пределы безграничного // Лит. газ.- 1986.- 3 дек.

205. Полторацкая С.В. Лейтмотив «потерянной» России в книге И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков.— Белгород: Изд-во БелГУ, 2000.— С. 7881.

206. Полупанова А.В. Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе И.Бунина и М.Осоргина («Жизнь Арсеньева» «Времена»). Автореф. дисс.канд. филол. наук.- М., 2002.- 24 с.

207. Пономарева Е.Р. Новеллистика М.А.Булгакова 20-х гг. Дисс. канд. филол. наук.- Екатеринбург, 1999.- 327 с.

208. Пруссакова И. Сколько правды в факте? // Звезда.- 1996.- №3.-С.218-223.

209. Пушкин А.С. Капитанская дочка.— Л.: Наука, 1985. 319 с.

210. Ри Чжон Хи. Проблема памяти в творчестве И.А.Бунина. Дисс. канд. филол. наук.— М., 1999.

211. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб. / Сост. Солнцев Н.В. М.: Издательский дом «ИНФРА - М», Изд-во «Весь Мир», 2001.-496 с.

212. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 1 / Сост. А.Л.Доброхотов, С.Б.Неволин, Л.Г.Филонова.- М.: Изд-во «Кн. палата», 1993.- 368 с.

213. Сахаров В. Мера всех вещей: Пушкин и И.Бунин // Подъем.— Воронеж, 1982.—№11.—С. 128.

214. Сахаров В. «Моему будущему биографу.» // Булгаков М. Записки на манжетах. Ранняя автобиографическая проза.— М.: Худ. лит., 1988.— С.3-14.

215. С двух берегов. Русская литература XX века в России и за рубежом.- М.: ИМЛИ РАН, 2002.- 824 с.

216. Седых А. И.А.Бунин // Седых А. Далекие, близкие.— М.: Моск. рабочий, 1995.—С.191-248.

217. Сигов В.К. Народный характер и судьба России в творчестве И.А.Бунина // Творчество И.А. Бунина и русская литература конца XX века.—М., 1995.—С. 100-108.

218. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры.— М.: Аграф, 2001 464 с.

219. Скалон Н.Р. Русская философская проза 20-30 годов XX века. Автореф. дисс.докт. филол. наук. М., 1995. — 32 с.

220. Славянская мифология. Энциклопедический словарь.— М.: Эллис Лак, 1995.-416 с.

221. Сливицкая О.В. Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода. О творчестве И.А.Бунина: Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя.— Воронеж: «Квадрат», 1995.— С.5-34.

222. Сливицкая О.В. Человек Бунина как космос и личность // Время. Личность. Культура. Труды Академии культуры.— СПб., 1997.— С.294-307.

223. Смелянский A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре.— 2-е изд., доп.— М.: Искусство. 1989.- 432 с.

224. Смирнов В.П. Бунин Иван Алексеевич // Русские писатели. 18001917. Биографический словарь / Редкол.: П.А.Николаев (гл. ред.) и др.— М.: Сов. энциклопедия, 1989.— Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11-20 вв.—Т.1.: А-Г.— 1989.—С.354-361.

225. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991.- 192 е.: илл.

226. Смирнова JI.A. Иван Бунин и искусство Серебряного века // Российский литературоведческий журнал.— М., 1999.— №12.— С.20-42.

227. Соколов Б.В. Роман-документ и его читатели // Лит. учеба.— М., 1987.—№5.

228. Соколов Б.В. Мастер и Демон (Михаил Булгаков и Лев Троцкий: заочный диалог) // Ленинское Знамя.— М., 1991.— 26 июня.

229. Соколов Б.В. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг.— М.: Изд-во МГУ, 1991.

230. Соколов Б.В. Михаил Булгаков и Иосиф Сталин: конец диалога // Веч. Клуб —М., 1992.—25 июня.

231. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия.— М.: Локид; Миф, 1997. 592 е.; ил.

232. Соловьев Вл. Задачи христианского государства // Родина.- 1990.-№8.- С.26-27.

233. Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах И.А.Бунина // Русск. лит.— Л., 1984.— №4.— С.47-59.

234. Спивак Р.С. Грозный космос Бунина // Литературное обозрение.— М., 1995.—№3.—С.35-39.

235. Старосельская Н. Все это было, было, было. Заметки о мемуарной прозе последних лет // Лит. обозрение.- 1987.- С.8-14.

236. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп.— М.: Академический Проект, 2001.

237. Степун Ф.А. Портреты.— СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999.

238. Сукова Н.Н. Тема детства в поэзии и прозе И.А.Бунина // Русская поэзия XIX века и ее отношения с прозой.— М., 1990.— С. 122-131.

239. Сукова Н.Н. Влияние ранних рассказов И.А.Бунина на создание романа «Жизнь Арсеньева» // И.А.Бунин и русская культура: Межвуз. сб. научн. трудов.— Елец: Изд-во ЕГПИ, 1996.— С.55-65.

240. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн.1 / Под ред. Н.А.Грозновой и А.И.Павловского.— Л.: Наука, 1991.

241. Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. Кн.2 / Под ред. В.В.Бузник и Н.А.Грозновой.— СПб.: Наука, 1994.

242. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн.З / Под ред. Н.А.Грозновой и А.И.Павловского.— СПб.: Наука, 1995.

243. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Ф.М.Достоевского и Н.С. Лескова. Автореф. дисс. докт. филол. наук М., 1996.- 46 с.

244. Тер-Абрамянц А.П. Созвездие Ивана Бунина: (Образы звездного неба в творчестве Бунина) // И.А.Бунин и русская литература конца XX века.— М., 1995.—С. 109-116.

245. Титова В.Г. Примечания // Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т.— М.: Худ. лит., 1965-1967.- Т.2.- С.485-525.

246. Томилина О.В. Два типа сознания русского человека (язычество и христианство) // Творчество Ив.Бунина и литературный процесс XX века. Межвузовский сборник научных трудов.— Елец: ЕГПИ, 2000.— С.41-42.

247. Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С.Палько.— М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.—448 е., ил.

248. Триодина И.М. «Серебряный век» как социально-культурный феномен // Российская культура глазами молодых ученых: Сб. трудов.- Вып. 10 / Академия обществ, связей; Вступ сл. М.М.Щеглова; предисл. С.Н.Иконниковой. СПб., 2001. - 344 с.

249. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Ю.Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино.— М.: Наука, 1997.

250. Устьянцева О.Ю. Антропонимия прозы М.А.Булгакова: (На материале романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»). Дисс. канд. филол. наук.- Воронеж, 2002.- 165 с.

251. Ухова Е.В. Философско-этические идеи в творчестве М.А.Булгакова. Дисс. канд. филол. наук.— М, 1999. 152 с.

252. Федорова М.В. Русские имена в XX веке. Краткий словарь.— Белгород, 1995.— 128 с.

253. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. — 1992.—С.379-419.

254. Фиалкова Л.А. Пространство и время в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия»: К проблеме изучения жанра и композиции произведения // Жанр и композиция литературного произведения.— Петрозаводск, 1986.

255. Филюшкина С. «Я» и «мы». О мемуарной прозе // Детская литература.- 1990.-№5,- С.28-31.

256. Флоренский П.А. Культ, религия и культура // Богословские труды.- Т.ХХИ. М., 1976. - С.70.

257. Фрейд 3. Художник и фантазия // Вопр. лит.- 1990.- №8.

258. Фролова Т.Д. Концепция личности героя в автобиографических произведениях М.Горького и И.Бунина // Учен. зап. Казан, пед. ин-та, 1977.— Вып. 177.— Русск. лит. и освободит, движение. Сб.8.— С.74-96.

259. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем.— М.: Республика, 1993.—447 е.- С.41-62.

260. Художественно-документальные жанры (вопросы теории и истории): Тезисы докладов на межвузовской научной конференции.-Иваново, 1970.- 132 с.

261. Черников А.П. Серебряный век русской литературы.- Калуга: Изд-во «Гриф», 1998.-452 с.

262. Чечулин Н. Мемуары, их значение и место в ряду исторических источников.- СПб., 1891.

263. Чой Чжин Хи. Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»: (Проблема жанра). Дисс. канд. филол. наук.- М., 1999.- 181 с.

264. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова.— М.: Книга, 1988.—496 е., ил.

265. Чудакова М.О. Комментарии // Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т.— М.: Худ. лит., 1989-1990.- Т.1.- С.563-590.

266. Шайтанов И. «Непроявленный жанр», или Литературные заметки о мемуарной форме // Вопр. лит.- 1978.- №2.- С.50-67.

267. Шайтанов И. Как было и как вспомнилось (Современная автобиографическая и мемуарная проза).- М., 1981.

268. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов.— М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: ООО «Торсинг», 2002.— 591с.

269. Шемякина М.К. Мотивы «вечного» и «временного» в дневниках И.А.Бунина эмигрантского периода // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков.— Белгород: Изд-во БелГУ, 2000.— С.53-57.

270. Шпенглер О. Закат Европы // Образ и действительность. -Новосибирск, 1993.-235 с.

271. Штерн М.С. Автор и герой в книге И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Тезисы докладов на межвуз. научн. конференции, посвященной 120-летию со дня рождения И.А.Бунина. 24-27 сентября 1990 г. — Орел: Изд-во Орловск. гос. пед. ин-та, 1991.- С.32-34.

272. Шубин Л. Человек и его дело, или как быть писателем // Взгляд: Сб. Критика. Полемика. Публикации. Вып.З.- М.: Сов. писатель, 1991.-С.348.

273. Эберт К. Образ автора в художественном дневнике Бунина «Окаянные дни» // Русск. лит.— СПб., 1996.— №4 — С. 106-110.

274. Эйзенштейн С.М. Автобиографические записки // Искусство кино.-1989.- №8.- С.26.

275. Элиаде М. Архетип и символ. М., 1991.

276. Юнг К.Г. Архетип и символ.— М., 1991.

277. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.— М., 1993.

278. Яблоков Е.А. Пожар на ковчеге (Рассказы И.Бунина и проза М.Булгакова начала 1920-х гг.) // Царственная свобода. О творчестве И.А.Бунина: Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя.— Воронеж: «Квадрат», 1995.— С.96-105.

279. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова.— М.: Издательский центр РГГУ, 1997. 199 с.

280. Яблоков Е.А. Проза М.Булгакова: (Структура художественного мифа). Дисс. докт. филол. наук.— М., 1997. 491 с.

281. Явчуновский Я.И. Документальные жанры.— Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1974.

282. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова.— М.: Сов. писатель, 1983.

283. Cooly Th. Educated Lives. The Rise of Modern Autobiography in America.— Columbus, 1976.

284. Couzer G.T. American Autobiography. The Prophetic Mode.— Amherst, 1979.

285. Edel L. Literary Biography.— Toronto, 1957.

286. Garraby J.A. The nature of biography.— N.Y., 1957.

287. Lejeune F. L'autobiografie en France.- Paris, 1971.

288. Lejeune F. Moi aussi.- Paris, 1986.

289. May J. L'autobiografie.- Paris, 1980.

290. Milne L. Mikhail Bulgakov: A Critical Biography.- Cambridge, 1990.

291. Morris J. Versions of the the self.— N.Y. and Lnd., 1966.— P. 11.

292. Olney J. Metaphors of Self.— Princeton, 1972.— P.42.

293. Shumahker W. English Autobiography. Its Emergens, Materials and Form.— Berkleyand Los Angeles, 1954.— 106 p.

294. Starobinsky J. The Style of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical.— Princeton, 1980.— P.74.

295. Stone A.E. Autobiographical Occasions and Original Acts.— Philad., 1982.

296. Strout C. The Veracious Imaginaition. Essays on American History, Literature and Biography.— Middletown, 1981.

297. Wright A.C. Mikhail Bulgakov: Life and interpretations.- Toronto, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.