Астраханская епархия в XVII-XVIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Дубаков, Андрей Валентинович

  • Дубаков, Андрей Валентинович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1998, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 201
Дубаков, Андрей Валентинович. Астраханская епархия в XVII-XVIII вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Волгоград. 1998. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Дубаков, Андрей Валентинович

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Источники по истории Астраханской епархии

ГЛАВА 2. Образование Астраханской епархии

ГЛАВА 3. Астраханская епархия после Смуты

ГЛАВА 4. Образование Астраханской митрополии

ГЛАВА 5. Астраханская епархия в XVIII в

Заключение

Источники и литература

Приложение

Список сокращений

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Астраханская епархия в XVII-XVIII вв.»

Введение

Происходящее в России реформирование социально - экономической системы сопровождается глубоким духовным кризисом. Отказ от коммунистической идеологии и попытки заменить ее общечеловеческими ценностями вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Резко возрос интерес к прежней государственной религии русского народа - Православию, к истории Русской Православной Церкви. В современной общественной мысли четко просматривается течение, которое предлагает преодолеть духовный кризис путем восстановления той роли, которую играла церковь в Старой России. Проблема заключается в том, что многие представления об истории Русской Православной Церкви основываются не на данных исторических исследований, а на многочисленных переизданиях духовной литературы XIX - начала XX вв., что явилось благодатной почвой для многочисленных спекуляций. Происходит явное искажение прошлого, что делает исследование истории Русской Православной Церкви весьма актуальным.

Общероссийские проблемы приобретают особую специфику на региональном уровне. Нижнее Поволжье - уникальная в историко-культурном отношении часть России, которая резко отличалась от центральных областей как по природным условиям, так и по составу населения. В течение многих веков на ее территории жили, сменяя друг друга, разные народы, приносившие с собой различные религиозные и культурные традиции. Сложившаяся на рубеже XVI - XVII вв. Астраханская епархия имела свои особенности как по сравнению с епархиями внутренних районов страны, так и пограничных. Она возникла на завоеванной и колонизируемой территории, на перекрестке важнейших евразийских торговых путей, в условиях постоянной военной

опасности, вызванной набегами степняков, в непосредственной близости от вольных казачьих городков и станиц.

Хронологические рамки исследования - XVII - XVIII вв. В конце XVI в. появились первые церкви и монастыри в Нижнем Поволжье, начали вызревать условия для образования Астраханской епархии, которое произошло в самом начале XVII в. В XVII столетии Астраханская епархия смогла достичь расцвета в своем развитии. Именно в это время епископство было преобразовано в архиепископство, а затем и в митрополию. В XVIII в. расцвет сменился упадком, который привел, в конечно счете, к разделу епархии и возвращению астраханским владыкам сана епископов. На протяжении трех веков Астраханская епархия сохраняла относительное территориальное единство. Несмотря на то, что титулы астраханских владык менялись (они были Астраханскими и Терскими, Астраханскими и Ставропольскими, Астраханскими и Моздокскими), основная территория епархии оставалась неизменной. В состав епархии входило население Нижнего Поволжья и части Северо - Восточного Кавказа. В конце XVIII в. из территории епархии была выделена Саратовская епархия и присоединены вновь покоренные земли Северного Кавказа. Территориальное единство епархии было нарушено, и она вступила в новый период своей истории, который требует отдельного, специального исследования.

В дореволюционной литературе отдельные вопросы темы затрагивались попутно в трудах классиков русской исторической мысли В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е.Забелина, В.О.Ключевского С.Ф.Платонова и др. Они упоминали о строительстве церквей и монастырей на Нижней Волге, высказывались относительно роли духовенства в освоении края и социальных

конфликтах XVII - ХУ1П вв.1 В.Н.Татищев в «Лексиконе российском,

географическом, политическом и гражданском» впервые привел краткие сведения об

Астраханской епархии. Статья невелика по объему и содержит некоторые неточности.

К примеру, историк ошибочно сообщил, что первый епископ был прислан в

Астрахань в 1609 г., а митрополия была учреждена в 1688 г.

Больше внимания проблемам истории Астраханской епархии уделялось в

общих трудах по истории Русской Православной Церкви: митр. Макария,

Н.Добронравина, АВ.Карташева. Анализируя основные вехи истории Русской

Православной Церкви они затронули некоторые сюжеты из жизни Астраханской

епархии, например: образование епархии, мученическую гибель митрополита Иосифа з

И др.

Ценные данные по истории Астраханской епархии были собраны в связи с изучением истории иерархии Русской Православной Церкви. На рубеже XVII - XVIII вв. астраханец Никифор Туркин4, вероятно, опираясь на записи «Троицкой летописи», составил хронологические таблицы, в которых перечислил всех известных ему местных архиереев и основные события в жизни города в их правление. Это была первая попытка систематизировать сведения об астраханской иерархии5.

1 Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979; Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т. 10 - 12; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 4. М., 1960; Кн. 6. М., 1961; Кн. 12. М., 1961; Забелин Е.И. История русской жизни с древнейших времен: В 2 ч. 2-е изд. СПб., 1908 - 1912; Ключевский В.О. Сказание иностранцев о Московском государстве. Пг., 1918; Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4 - 6. М., 1989; Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1994; Его же. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. М., 1995.

2 Татищев В.Н. Указ. соч. С. 171.

3 Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 1 - 7. М., 1994.; Добронравии К. Очерк истории Русской Церкви, от начала христианства в России до настоящего времени (1860 года). СПб., 1863.

4 Наши попытки узнать что-либо о судьбе Н.Туркина не увенчались успехом.

5 Рукопись Никифора Туркина // Сборник Астраханского Петровского общества. Вып. 1. Астрахань, 1896. С. 43 - 56;

На рубеже XVIII - XIX вв. астраханский архиепископ Платон Любарский (1794 - 1805 гг.) написал краткую историю астраханской иерархии. Сочинение начиналось рассказом о первых астраханских архиереях и завершалось 1797 г.6 Автор не успел опубликовать свой труд. Он был издан только в 1848 г. в Москве под названием «Иерархия Астраханской епархии»7. В «Истории» П.Любарского нет ссылок, поэтому неизвестно, откуда он черпал данные. Составители «Иерархических каталогов российских древних епархий» показали, что сочинение содержит много неточностей8. Действительно, архиепископ неверно указал, что первый астраханский архиерей Феодосий умер по дороге в Царицын и что это случилось в 1607 г., что митрополит Иосиф был хиротонисан на астраханскую кафедру в 1659 г.9 Впоследствии эти ошибки часто воспроизводились в работах некоторых краеведов.

Ректор Новгородской семинарии, архимандрит новгородского Антониева монастыря Амвросий (Орнатский) в 1807 г. издал «Историю российской иерархии». Название сочинения явно не соответствует его содержанию. Вместо изложения истории российской иерархии, автор ограничился сбором и систематизацией основных сведений об иерархах и епархиях. В результате получился объемный справочник, в котором астраханскому высшему духовенству посвящен специальный раздел10. По сравнению с предшественниками Амвросий (Орнатский) несомненно сделал большой шаг вперед. В сочинении имеются ссылки на источники: летописи, духовные сочинения, грамоты, а также сведения, специально собранные Синодом. В

6 Матвеев С.И. Епархия Астраханская и Терская // Журнал министерства народного просвещения (ЖМНП). 1842 г. Часть XXXIV. Отд. II. С. 1-16.

7 Любарский П. Иерархия Астраханской епархии // Сборник разных исторических статей. М., 1848. С. 21-38.

8 Иерархических каталогов российских древних епархий проверка с летописями и актами. 1853 г. // РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1768. Л. 7 об., 10, 12 об.

9 Любарский П. Указ. соч. С. 21, 29.

10 Амвросий (Орнатский A.A.) История российской иерархии. М., 1807. Т. 1. С. 20, 104 - 105.

конце помещено много приложений. Вместе с тем в «Истории» имеются некоторые неточности. К примеру, неверно указано время управления Астраханской епархией архиепископами Ануфрием, Макарием, Пахомием11.

Разработку проблем истории иерархии в первой половине XIX в. проводил член Археографической комиссии П.М.Строев. Он первым широко использовал материалы Астраханской Приказной палаты, которые были вывезены Археографической комиссией в Санкт-Петербург. Опираясь на помощь астраханского исследователя С.Матвеева, П.Строев собрал уникальные данные о епархии и нижневолжских монастырях12. Значительна часть материалов вошла в опубликованный после его смерти справочник «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» и в двухтомный сборник документов «Архив П.М.Строева»13. Труд П.М.Строева выгодно отличался от предыдущих сочинений большей точностью и информативностью. Вплоть до сегодняшнего дня он считается лучшим справочником по истории российской иерархии.

В конце XIX в. И.М.Покровский попытался обобщить материалы, накопленные историками Русской Православной Церкви и ее иерархии в сочинении справочно-библиографического характера «Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы», в котором дал пространное описание епархий, монастырей и церковных соборов14. Он собрал и систематизировал основные сведения по истории Астраханской епархии, накопленные к тому времени в литературе. Более детально И.М.Покровский остановился на вопросе открытия

11 Там же.

12 Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.

13 Архив П.М.Строева. В 2 т. // Русская историческая библиотека (РИБ). Пг., 1915, 1917. Т. 32, 35.

14 Покровский И.М. Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и приделы: В 2 т. Казань, 1897- 1912.

епархии и ее обустройстве в XVII в. Подводя итог исследованию развития епархии за первое столетие существования, он пришел к выводу, что, несмотря на учреждение в Астрахани митрополии, она «была слишком незначительной по количеству церквей» и особенно бедна приходскими храмами15. Этот труд не потерял своего значения как справочного пособия до сегодняшнего времени.

Специальные исследования истории Астраханской епархии в основном проводились силами местных историков и краеведов. Они собирали легенды, предания, сохранившиеся письменные источники и попытались изложить их в старинном жанре древних русских летописей. Так возникли: Царицынская (кон. XVIII

в.)16, Черноярская (XVIII в.)17, Ключаревская (ок.1825 г.)18 и Камышинская (ок. 1867

г.)19 летописи20. Некритический подход к собранным материалам привел к тому, что летописцы-краеведы положили начало многим ошибкам и неточностям в историографии. К примеру, в Ключаревской летописи указано, что строителем новой Астрахани был воевода Оболенский21.

В первой половине XIX в. в краеведческой литературе наблюдается переход от летописного жанра к историческим сочинениям. Весомый вклад в изучение прошлого Астраханской епархии внес директор Астраханского училища М.Рыбушкин. В 1841 г.

15 Там же. Т. 1. С. 155.

16 Лугарев П. О начале заведения города Царицына и о древних случайностях оного по устному уверению старожилов, получивших сведения от их отцов и дедов // ОР. РНБ. Б. 1У.789 (1). Л. 1 - 15.

17 Описание о начатии Черного Яра на месте сем и о погорении первого города, которое место ныне называется городищем // ОР. РНБ. р. XVII. 53 (2). Л. 49 - 59.

18 Васильев К. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887.

19 Камышинская летопись // Библиотека Камышинского краеведческого музея. Без номера.

20 В конце XVIII - начале XIX вв. среди краеведов весьма популярным при описании местной истории было подражание древним летописцам, чьи сочинения для них являлись наиболее авторитетными источниками, поэтому назвать указанные памятники летописями можно весьма условно. Тем не менее, эти сочинения представляют собой интересный пласт местной культуры, который заслуживает специального исследования. В данном случае мы рассматриваем их как факт историографии.

21 Васильев К. Указ. соч. С. 4 - 5.

он опубликовал «Записки об Астрахани», которые являются первым опытом историко-экономического описания города. Краевед выделил три главные вехи в истории епархии - ее учреждение при архиепископе Феодосии, мученический подвиг митрополита Иосифа в 1672 г. и деятельность митрополита Сампсона во время астраханского восстания 1705 - 1706 гг.22 Предположения и выводы М.Рыбушкина не всегда поддаются проверке, поскольку он не указал источники своей информации. В работе встречаются ошибки. Например, краевед считал, что Феодосий из архимандритов Троицкого монастыря был посвящен в сан архиепископа в 1589 г. или что воевода Ф.И. Шереметев перенес останки Феодосия из Казани в Астрахань в 1608

Год спустя, после выхода книги М.Рыбушкина, появилось сочинение другого местного историка С.Матвеева24. Он широко использовал в своем исследовании некую «частную рукопись», которая, по его словам, называлась «Биография астраханских архиереев» и была доведена до 1805 г. Судя по описанию, это было сочинение П.Любарского. Извлеченные из рукописи сведения С.Матвеев дополнил сообщениями, которые почерпнул из дел ризницы Успенского собора, в архивах

22 Рыбушкин М. Записки об Астрахани. М., 1841. С. 34.

23 Рыбушкин М. Указ. соч. С. 26.

24 Отдельные эпизоды биографии С.И.Матвеева вызывают особый интерес. В 1834 - 1840 гг. он служил старшим учителем российской словесности в Астраханской губернской гимназии и одновременно занимался разбором столбцов XVII в. из архива Астраханского Губернского правления. В 1835 г. С.И.Матвеев составил их опись. С 1837 г. по поручению Археографической комиссии он снимал копии с древних актов и описывал их. Списки отправлял в Комиссию по мере изготовления. В этом же году он был назначен «чиновником Археографической Комиссии». По просьбе П.М.Строева, работавшего над «Списками иерархов и настоятелей монастырей российской церкви», С.И.Матвеев стал собирать данные об астраханских архиереях, настоятелях монастырей. В 1838 г. С.И.Матвеев получил разрешение на работу с документами, хранившимися в ризнице кафедрального собора. Вскоре он представил в Археографическую Комиссию более 360 списков древних актов, часть из которых была опубликована в «Актах исторических» и «Дополнениях к актам историческим». По просьбе П.М.Строева краевед составил список астраханских архиереев и настоятелей монастырей. (Михайлов Н.И. О состоянии Астраханского края во второй половине XVII века

Астраханского губернского правления и Приказа общественного призрения25. Благодаря С.Матвееву эти данные могли сохраниться, т.к. многие из использованных им материалов погибли.

В 1882 - 1884 гг. архимандрит Никанор (Каменский) опубликовал в «Астраханских епархиальных ведомостях» «Краткую историю Астраханской епархии»26. Вскоре сочинение вышло отдельной книгой. В своей работе архимандрит не был оригинален и широко использовал материалы из трудов С.М.Соловьева, историков Русской Православной Церкви - Амвросия (Орнатского), митр. Макария, а также сочинения астраханских исследователей П.Любарского, М.Рыбушкина и саратовского историка А.Терещенко. Свое повествование он украсил обширными извлечениями из документов Астраханской Духовной консистории, многие из которых впоследствии были утрачены и об их содержании приходится судить по его цитатам. Никанор (Каменский) дал относительно полное систематическое описание «религиозного состояния обитателей астраханского края до покорения его Россией». Композиционно автор связал весь собранный материал с жизнеописаниями астраханских архиереев. В результате история епархии превратилась в историю местной иерархии. Правда, завершая свое сочинение, архимандрит заметил, что на астраханское духовенство «история мало обращала внимание, сосредоточивая все свое внимание на высших правителях и иерархах», поэтому, по необходимости, историю Астраханской епархии зачастую приходится излагать как историю астраханской иерархии27.

и о значении г. Астрахани в это время, по делам древнего Астраханского губернского архива // Астраханские епархиальные ведомости (АЕВ). 1895 г. № 3. С. 72 - 79).

25 Матвеев С. Указ. соч. С.1 - 16.

26 Архимандрит Никанор (Каменский). Краткая история Астраханской епархии // АЕВ. 1882 -1884.

27 Каменский Н.Т. Краткая история Астраханской епархии. Астрахань, 1886. С. 33.

Во второй половине XIX в., в связи с приближением 300-летия епархии, резко возрос интерес к ее истории. Духовник Астраханской семинарии священник Михаил Благо нравов в 1902 г. выпустил биографический словарь «Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г.», в котором поместил краткие очерки жизни всех архиереев, когда-либо возглавлявших астраханскую кафедру. М.Благонравов не привел ссылок на источники информации, но указал, что в основу биографических справок положил данные Ключаревской летописи, «Краткой истории Астраханской епархии» архимандрита Никанора, годовые отчеты астраханских архиереев о состоянии епархии, статьи и заметки об астраханских архиереях, опубликованные в местной печати: «Астраханских Епархиальных Ведомостях», «Церковных ведомостях», «Астраханских губернских ведомостях» и т. д. Некоторые сведения, вызывавшие сомнения автора, были проверены им в архиве Астраханской Духовной консистории и архиве кафедрального собора. Многие биографические справки были украшены репродукциями портретов астраханских архиереев28.

В преддверии трехсотлетнего юбилея, по «поручению епархиального

29

начальства» , протоиерей И.Саввинский выпустил первое специальное сочинение по истории Астраханской епархии, которое стало важной вехой в дореволюционной историографии. В своей работе он широко использовал документы архива Духовной консистории и ризницы кафедрального собора. Некоторые разделы почти полностью написаны на основе документальных источников. Они отличаются большой обстоятельностью и обилием фактов. Вместе с тем отдельные сюжеты, которые были довольно полно разработаны в литературе, И.Саввинский изложил в соответствии с

28 Благонравов М. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902.

29 К историко-статистическому описанию приходов Астраханской епархии // АЕВ. 1909 г. № 2. С. 49.

утвердившимся ранее мнением, не подвергая их критическому анализу. Это, по его словам, было сделано для того, «чтобы сократить объем книги и подробно не пересказывать уже напечатанное»30. В отличие от предшественников, автор в основу периодизации положил поворотные события в истории епархии, а не периоды правления ее архиереев.

В 1905 г. И.Саввинский осуществил второе издание своего труда, которое вышло под новым названием: «Астраханская епархия (1602 - 1902 гг.)». Оно состоит из двух выпусков. Первый - «Общее историческое обозрение епархии» - полностью воспроизводит предшествующее издание31. Оно было дополнено лишь приложениями, но сам текст изменений не претерпел. Второй - «Грузины и инославные христиане в Астраханской епархии» - целиком посвящен грузинам и армянам, проживавшим на территории епархии32. Автор, по его словам, планировал издание еще нескольких выпусков, однако осуществить эту идею на практике ему не удалось33. Работа И.Саввинского явилась последним в дореволюционной литературе серьезным исследованием, которое подвело итоги изучению истории епархии, но далеко не исчерпало тему.

Подводя итог анализу сочинений астраханских иерархов и краеведов, необходимо отметить, что в центре их внимания постоянно находилась история иерархии, остальные проблемы затрагивались лишь попутно. Исключение составляет работа И.Саввинского. Астраханские краеведы в основном касались изучения прошлого церковной жизни Астрахани, ее окрестностей и, отчасти, Терков. Это, по всей видимости, было связано с тем, что история церковной жизни Царицына,

30 Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902) Астрахань, 1903. С. 3.

31 Саввинский И. Астраханская епархия. (1602 - 1902 гг.) Вып. 1. 2-е изд. Астрахань, 1905.

32 Саввинский И. Астраханская епархия. (1602 - 1902 гг.) Вып. 2. Астрахань, 1905.

Саратова, Камышина и т.д. в XVIII - XIX вв. активно разрабатывалась саратовскими учеными и краеведами. Отдельные ценные наблюдения по истории церквей и монастырей можно почерпнуть из работ А.Леопольдова, А.Терещенко, К.Туровского, А.Н.Минха, А.А.Гераклитова34

В советское время интерес к изучению истории Русской Православной Церкви в целом и особенно Астраханской епархии по сравнению с предшествовавшим периодом снизился. Тем не менее именно в это время были изучены некоторые вопросы, которые ранее не поднимались. Особое значение имеют исследования С.Б.Веселовского, Б.Д.Грекова, К.В.Базилевича, Н.В.Устюгова, А.А.Зимина, ЛЖИвиной и др. по истории монастырского хозяйства России в XV - XVII вв., написанные на архивных материалах центральной и северной России35. Историки много сделали для выяснения хозяйственной истории церкви, ее роли в экономике страны, исследовали церковное законодательство по экономическим вопросам. Хотя они специально не занимались историей Астраханской епархии, их исследования имеют важное значение при изучении экономической жизни епархии и дают интересный материал для сопоставительного анализа.

Отдельные фрагменты истории церкви были затронуты в связи с изучением истории русских городов в работах К.Н.Сербиной, Ю.Р.Клокман, Г.В.Алферовой,

33 Там же. С. 4.

34 Леопольдов А. Исторический очерк Саратовского края. М., 1848; Терещенко А. Царицын и Дубовский посад. СПб., 1848; Туровский К. Очерки по истории и географии Царицынского уезда. Царицын, 1911; Гераклитов A.A. История Саратовского края в XVI - XVIII вв. Саратов, 1923; Минх А.И. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Т. 1. Аткарск, 1902.

35 Веселовский С.Б. Феодальное землевладение Северо - Восточной Руси в XV - XVI вв. М - Л., 1947; Греков Б.Д. Новгородский дом св. Софии // Греков Б.Д. Избранные труды. М., 1960. Т. IV. С. 7 - 436; Греков Б.Д. Очерки по истории хозяйства Новгородского Софийского дома XVI - XVII вв. // Там же. Т. III. С. 40 - 191.; Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства второй половины XV в. М., 1952; Устюгов Н.В. Русская церковь в XVII в. // Религия и церковь в истории России. М., 1975. С. 140 - 158; Зимин A.A.

Б.Н.Миронова36. В них встречаются описания церквей и монастырей, численный состав духовенства и его роль в жизни городов. Исследования не содержат данных по истории Астраханской епархии, однако интересны тем, что освящают многие тенденции характерные и для городов Нижнего Поволжья. Первостепенное значение для анализируемой темы имеет работа Н.Б.Голиковой, которая в своем исследовании по истории городов России конца XVII - начала XVIII в. затронула отдельные вопросы экономической жизни Астраханской епархии37.

Существенно продвинулись советские историки в изучении народных движений XVI - XVIII вв. и отношении к ним церкви. Имеются ввиду исследования П.Г.Любомирова, И.И.Смирнова, И.С.Шепелева, В.И.Корецкого посвященные Смутному времени38; В.И.Лебедева, И.В.Степанова - восстанию С.Разина39; Е.П.Подъяпольской, - движению К.Булавина; Н.Б.Голиковой - астраханскому восстанию 1705 - 1706 гг.40; В.В.Мавродина, Х.И.Муратова, А.П.Пронштейна, Н.А.Минникова - восстанию Е.Пугачева41 и др. Вместе с тем, сложившийся в советской исторической науке подход к церкви рассматривал ее политизировано в

Крупная феодальная вотчина. М., 1977; Ивина Л.И. Крупная вотчина Северо - Восточной Руси конца XIV - первой половины XVI в. Л., 1978.

36 Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории русского города: Тихвинский посад в XVI - XVIII в. М., 1954; Клокман Ю.Р. Очерки социально-экономической истории городов северо-запада России в середине XVIII в. М.,1960; Алферова Г.В. Русские города XVI - XVII веков. М., 1989; Миронов Б.Н. Русский город в 1740 - 1860-е годы. Л., 1990.

37 Голикова Н.Б. Астраханское восстание 1795 - 1706 гг. М., 1975; Ее же. Очерки по истории городов России. Конец XVII - нач. XVIII в. М., 1982.

38 Смирнов И.И. Восстание Болотникова. М.; Л., 1950. С. 213 - 254; Его же. Участие церкви в подавлении восстания Болотникова // Религия и церковь в истории России. М., 1975. С. 159 -164; Шепелев И.С. Освободительная и классовая борьба в Русском государстве в 1608 -1610гг. Пятигорск, 1957; Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975.

39 Лебедев В.И. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1955; Степанов И.В. Крестьянская война в России в 1670 - 1671 гг. Л., 1966.

40 Голикова Н.Б. Астраханское восстание...

41 Мавродин В.В. Крестьянская война в России в 1773 - 1775 гг. Восстание Е.И.Пугачева. В 3 т. М., 1961 - 1970; Муратов Х.И. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева

основном как реакционную и консервативную силу. Вопрос об участии в восстаниях духовенства лишь затрагивался.

В последние десятилетия вопросы истории Астраханской епархии поднимались исследователями - А.С.Марковым, Н.М.Васькиным, В.П.Никитиным (Астрахань)42; - В.М.Водолагиным, В.И.Томаревым, Б.С.Абалихиным, С.И.Рябовым, Л.С.Орловым (Волгоград)43; - Е.К.Максимовым, В.АОсиповым, М.В.Булычевым (Саратов)44. Они ввели в научный оборот интересный архивный материал и сделали любопытные замечания общего характера.

В 90-е гг. XX в., в связи с происходящими в стране изменениями, значительно возрос интерес к истории церкви. Проблема возрождения духовных традиций выдвинула эту тему в число наиболее актуальных в истории России. Были переизданы ранее не публиковавшиеся в Советском Союзе работы А.В.Карташева и И.К.Смолича и обширная духовная литература XIX - XX вв.45 Р.Г.Скрынников выполнил исследование, в котором попытался по новому осмыслить проблемы взаимоотношений церкви и государства, роль духовенства в событиях XIV - XVI вв.46 В.И.Ульяновский проанализировал вопросы церковной истории в годы царствования

(1773 - 1775). М., 1980; Пронштейн А.П., Минников H.A. Крестьянские войны в России XVII -XVIII веков и донское казачество. Ростов, 1983.

42 Марков A.C. Были Астраханского края. Волгоград, 1976; Его же. Забытые страницы. М., 1984; Его же. Петр первый и Астрахань. Астрахань, 1994; Его же История Астрахани в событиях и фактах. Астрахань, 1996; Васькин Н.М. Заселение Астраханского края. Волгоград, 1973; Никитин В.П. Астрахань и ее окрестности. М., 1981.

43 Водолагин В.М. Очерки истории Волгограда, 1589 - 1967. М., 1969; Рябов С.И. История родного края. Волгоград, 1988; Томарев В.И., Абалихин B.C., Орлов Л.С. Волгоград. Четыре века истории. Волгоград, 1989.

44 Очерки по истории Саратовского Поволжья. Саратов, 1993.

45 Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. М., 1991, 1993; Его же. Воссоздание Святой Руси. М., 1991; Его же. Вселенские соборы. М., 1994; Его же. Церковь. История. Россия. М., 1996; Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700 - 1917. Ч. 1. М., 1996.

46 Скрынников Р.Г. Государство и церковь...

Лжедмитрия I47, И.О.Тюменцев - в царствование Василия Шуйского48. Проявился интерес к истории церкви и у нижневолжских краеведов. В 1997 г. в Астрахани появилась без указания автора и прочих реквизитов брошюра «История Астраханской епархии», в которой предельно сжато изложена история Астраханской епархии с 860 г. по 1992 г. По своей сути она представляет хронологическую таблицу, размещенную на 11 листах, без каких-либо указаний на источники информации49. В астраханской газете «Свет православия» с августа 1997 г. выходят очерки по истории Православия в крае, приуроченные к 400-летию Астраханской епархии, которое будет отмечаться в 2002 г. Вышел в свет первый очерк «Откуда есть пошла Астраханская епархия», написанный протоиереем В.Гнатенко50. Обе публикации носят популярный характер и повторяют старые ошибки. Появились материалы, посвященные истории городских церквей и монастырей Саратова, Волгограда, Камышина, Черного Яра51. Некоторые авторы, не имея профессиональной подготовки, часто не отличают источники от

литературы, некритически относятся к предшествующей историографии. К примеру,

*

священнослужитель И.Беккер поместил в сборнике материалов краеведческой конференции статью «История Православной Церкви Камышина», в которой собрал факты по истории отдельных храмов, извлеченные из «Историко-географического

47 Ульяновский В.И. Православная Церковь и Лжедмитрий I // Россия в начале Смуты: очерки социально-политической истории и источниковедения. Киев, 1993. Ч. 1. С. 299 - 328.

48 Тюменцев И.О. Государство и Церковь в России в 1608 - 1610 гг. // Средневековое Православие от прихода до патриархата. Волгоград, 1997. С. 142 - 168.

49 История Астраханской епархии. Астрахань, 1997.

50 Гнатенко В. Откуда есть пошла Астраханская епархия // Свет православия. 1997, авг.

51 Самойлов Г.П., Супрун В.И. Во имя Иоанна Предтечи // Отчий край. 1997. № 1. С. 230 -233; Морозова И. Остров, где молятся о тебе // Молодежный курьер. 1996. № 39. С. 4; Самойлов Г.П. Соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы // Православное слово. 1992. № 7. С. 7; Самойлов Г.П. Усть-Медведцкий монастырь // Православное слово. 1994. № 11. С. 4; Серебряков М. По следам «черных археологов» // «Аргументы и факты» - Нижнее Поволжье. 1997 .№ 47. С. 6; Бирюков П.В. Историческая справка «О церквах Черного Яра». Астрахань, 1995.

словаря» А.И.Минха, «Справочной книги Саратовской епархии» и сборника документов «Крестьянская война под предводительством Степана Разина»52.

Проведенный анализ литературы свидетельствует, что история Астраханской епархии в XVII - XVIII вв. специально изучалась только в дореволюционной историографии. История епархии рассматривалась не с позиций гражданской истории, а в узких рамках истории церкви. В большинстве случаев существующим публикациям свойственен компилятивный пересказ доступных источников и литературы в хронологической последовательности. Исследователи не ставили перед собой задач критического анализа источников. Астраханские события часто излагались ими в отрыве от общероссийских. Все это обуславливает необходимость проведения нового научного исследования истории Астраханской епархии в XVII -XVIII вв.

Целью диссертационного исследования является выяснение процесса зарождения и развития Астраханской епархии в XVII - XVIII вв. Мы рассчитываем достичь поставленной цели через решение следующих задач:

• проведение первого в историографии критического анализа всего комплекса выявленных источников по истории Астраханской епархии как ранее известных, так и вновь вводимых в научный оборот;

• изучение процесса зарождения церковных структур и образования Астраханской епархии;

• исследование роли государства в развитии местной церковной организации, анализ деятельности епархии по освоению Нижнего Поволжья в XVII в.;

52 Беккер И. История православной церкви Камышина // Город старый, город новый. Вып. 1. Камышин, 1996. С. 30 - 35.

• выявление предпосылок преобразования Астраханской архиепископии в митрополию и его последствия;

• выяснение причин упадка Астраханской епархии в XVIII в. и изменений ее статуса.

Методологической основой исследования и выдвинутых в диссертации положений является принцип историзма, предполагающий изучение фактов во всем их многообразии, в конкретно-исторических условиях их возникновения и развития. Вопросы рассматриваются в контексте фундаментальных для российской историографии проблем.

Осмысление более чем двухсотлетнего опыта истории епархии призвано послужить основой для принятия научно-обоснованных решений в современной общественной практике, прежде всего в сфере межконфессиональных отношений на Нижней Волге.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Дубаков, Андрей Валентинович

Заключение

За два столетия изучения истории Астраханской епархии в XVI - XVII вв. исследователями было собрано большое количество источников, выявлен богатый фактический материал, высказаны мнения относительно основных этапов развития епархии и по некоторым конкретным вопросам. Вместе с тем, в основу своих повествований историки и краеведы положили поздние, содержащие много ошибок и неточностей летописи Х\Щ1-Х1Х вв., которые дополняли данными документальных источников. В результате в литературе накопилось много легендарного, неточного, имеются разногласия и споры по отдельным вопросам. Многие оценки потребовали переосмысления с позиций современных методов источниковедческого анализа. Обзор источников продемонстрировал, что необходимо продвинуть исследование данной темы за счет привлечения новых материалов.

Исследование показало, что учреждение и обустройство Астраханской епархии имело важное значение не только и не столько для Русской Православной Церкви, чьи экономические и стратегические интересы самым непосредственным образом касались Нижневолжского региона, прежде всего для государства, во внешней политике которого, начиная со второй половины XVI в., южное направление играло все более значительную роль. Вопреки сложившимся в исторической литературе представлениям, основанным на преданиях, первые церкви и монастыри в Астрахани, Царицыне и других городах Нижнего Поволжья создавались, прежде всего, по инициативе государства. Постоянная военная опасность затрудняла колонизацию региона православными людьми. Немногочисленное постоянное население было только в Астрахани. Подавляющее число жителей крепостей составляли служилые люди - годовалыцики, гулящие люди и казаки, поэтому местные церкви не имели устойчивых приходов и содержались в основном за счет руги. Астраханские монастыри, в отличие от северных русских монастырей, в силу той же постоянной военной опасности, не смогли создать развитого хозяйства и добиться относительной экономической независимости от государства. Самый авторитетный в регионе монастырь - Троицкий - долгое время содержался в значительной степени за счет руги.

Поначалу правительство, по всей видимости, пыталось развить церковную жизнь в регионе, подчинив местную церковную организацию казанским митрополитам. В начале XVII в., несмотря на то, что ни церковные (наличие святых мест, мощей, чудотворцев), ни объективные (наличие необходимого числа податного населения, монастырей и церквей) условия для создания в Нижнем Поволжье самостоятельной епархии не вызрели, она была создана. Причинами этого шага, вероятно, были: стремление государства ускорить развитие региона и его церковной структуры, желание установить с помощью церкви контроль над вольным казачеством и создать опорный пункт православия на пути к родственным в религиозном отношении Грузии и Армении. Это придавало епархии особую специфику. Она была весьма важной в геополитическом плане, но, в то же время, очень слабой экономически.

Смута начала XVII в. подорвала хозяйство Нижнего Поволжья, разрушила местную церковную организацию, но, одновременно, дала мощный толчок колонизационным процессам, что создало благоприятные условия для дальнейшего развития региона и его епархии. Значительная государственная поддержка, оказанная Астраханской епархии после Смуты, способствовала ее быстрому восстановлению. На протяжении первой половины XVII в. наблюдалось поступательное развитие

Астраханской епархии. В крае действовало восемь монастырей: Троицкий, Спасо-Преображенский, Вознесенский, Благовещенский и Долбовский - в Астрахани, Богородичский в Царицыне, Богородичский и Крестовоздвиженский - в Саратове и около двух десятков церквей. Некоторые из них, как, например, Троицкий, Вознесенский, смогли добиться замены руги на пожалования и льготы и достигнуть хозяйственной самостоятельности. По документам четко прослеживается тенденция образования приходов при астраханских церквях, что также усиливало их экономическую самостоятельность. Все же, несмотря на явные успехи в хозяйственной деятельности, Астраханская епархия в целом продолжала в значительной степени содержаться за счет руги и находилась в сильной зависимости от государства. Местные монастыри и церкви превратились во влиятельные и авторитетные центры православия, которые привлекали к себе не только местных жителей и служилых людей, но и вольных казаков. Основные цели, которые ставило перед собой руководство страны, развивая Астраханскую епархию в то время, по всей видимости, были достигнуты. На церковном соборе 1667 г., созванном по инициативе царя, астраханский архиерей был пожалован митрополичьим саном. Таким образом царь отблагодарил одного из своих активных помощников в деле патриарха Никона -архиепископа Иосифа, умело использовал для этого приезд восточных патриархов.

Развитие Астраханской епархии во второй половине XVII в. протекало в сложных условиях. С одной стороны, территории, на которых она располагалась, продолжали оставаться малозаселенными, города и крепости росли медленно, сохраняя военный характер, с другой - руководство страны, испытывая острую нужду в денежных средствах, в фонде поместных земель встало на путь сокращения государственных расходов на помощь церкви, ликвидации налоговых льгот и установления контроля над использованием церковных имуществ. Это вызвало острое недовольство среди духовенства, особенно рядового. Не случайно во время восстания С.Разина и Астраханского бунта епархиальное духовенство, за исключением митрополита Иосифа и его доверенных лиц, благосклонно отнеслось к бунтовщикам. Недовольство правительством создало благоприятную почву для распространения идей старообрядцев. Восстания показали, что духовенство, вопреки ожиданиям правительства, не является его надежной опорой в крае и что Астраханская митрополия нуждается в серьезных преобразованиях.

XVIII в. коренным образом изменил положение Астраханской епархии. Успешная внешняя политика Русского государства, присоединение новых территорий на Северном Кавказе и в Причерноморье превратили Нижнее Поволжье во внутреннюю территорию страны и создали благоприятные условия для освоения края. Территория, управляемая Астраханской епархией, выросла в несколько раз. Освоение новых земель потребовало значительных сил и средств, которыми епархия не располагала. Более того, правительственная политика, направленная на подчинение церкви интересам государства, привела к преобразованию Астраханской митрополии в епископию, секуляризации ее имущества, отмене ряда привилегий астраханского духовенства, к установлению жесткого контроля над его финансовой и хозяйственной деятельностью. Содержание архиерейского дома, число его служителей уменьшилось в несколько раз. Резко сократилось количество монастырей. Ружные церкви на протяжении столетия переводились в разряд приходских, а жизнь приходов строго регламентировалась. Диспропорции в хозяйственном развитии территорий, находившихся в ведении епархии, привели в конечном счете к ее разделу во второй половине XVIII в. и выделению двух новых епархий.

Исследование показало, что государство сыграло исключительно важную роль в зарождении и развитии Астраханской епархии в XVII - XVIII вв. Неслучайно основные изменения в епархии были вызваны не столько экономическими или идеологическими причинами, сколько интересами государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Дубаков, Андрей Валентинович, 1998 год

Список

«Петровского общества» кон. XIX в.

Публикация в «Астраханском сборнике» 1896 г.

Список сокращений

АЕВ - Астраханские епархиальные ведомости.

АИ - Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841 - 1842. Т. 1 - 5/

АИАМЗ - Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник. ВИ - Вопросы истории.

ГААО - Государственный архив Астраханской области.

ДАИ - Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией. СПб., 1846 - 1875. Т. 1 - 12.

ЖМНП - Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1834 - 1917. ОР - Отдел рукописей. ОРК - Отдел редкой книги.

ПСЗ - Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 1 - 45. ПСРЛ - Полное собрание русских летописей.

РГАДА - Российский государственный архив древних актов, (г. Москва)

РГБ - Российская государственная библиотека, (г. Москва).

РГИА - Российский государственный исторический архив, (г. Санкт - Петербург).

РИБ - Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией.

РНБ - Российская национальная библиотека, (г. Санкт - Петербург).

СГГД - Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в

государственной коллегии иностранных дел. М., 1813 - 1894. Ч. 1 - 5.

СПб ФИРИ РАН - Санкт-Петербургский филиал института российской истории

Российской Академии наук.

Труды СУАК - Труды Саратовской ученой архивной комиссии.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.