Артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, доктор педагогических наук Шумакова, Наталья Юрьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.04
- Количество страниц 402
Оглавление диссертации доктор педагогических наук Шумакова, Наталья Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Гуманизация как социальное явление в педагогической науке и практике.
1.2. Гуманизация образования в современной педагогической системе.
1.3. Тенденции развития физической культуры в свете гуманизации образования.
1.4. Существующие представления о возможности гуманизации образования в области физической культуры.
Выводы.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
2.1. Методы проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы.
2.3.Методы оценки и обработки материалов опытно-экспериментального исследования.
ГЛАВА 3.АРТПЕДАГОГИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
3.1. Гуманистическая сущность артпедагогики в физической культуре.
3.2. Артпедагогические детерминанты физической культуры.
3.3. Ранние формы артпедагогики в эволюции гуманизации образования.
3.4. Артпедагогическая направленность физической культуры (с периода Средневековья до начала XX века).
3.5. Анализ школьных программ по физической культуре с учетом артпедагогической направленности.
Выводы.
ГЛАВА 4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АРТПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
4.1. Модель артпедагогической системы в физической культуре.
4.2. Артпедагогические средства гуманизации образования учащихся в области физической культуры.
4.3. Формы и методы функционирования артпедагогической системы в образовании учащихся в области физической культуры.
Выводы.
ГЛАВА 5. АРТПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
5.1. Сущностные характеристики артпедагогической технологии гуманизации образования учащихся.
5.2. Особенности реализации экспериментальной артпедагогической технологии.
5.3. Педагогическое воздействие экспериментальной артпедагогической технологии на гуманизацию образования учащихся в области физической культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Артпедагогика как средство творческой деятельности студентов в физическом воспитании2011 год, кандидат педагогических наук Катренко, Марина Васильевна
Социализация личности подростка средствами артпедагогики в культурно-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения2007 год, кандидат педагогических наук Валеева, Жанна Сергеевна
Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в отражении гуманистической направленности образования2005 год, кандидат педагогических наук Шульженко, Андрей Васильевич
Становление эмоционально-волевой сферы младших школьников на занятиях изобразительного искусства2006 год, кандидат педагогических наук Павлова, Светлана Владимировна
Педагогические условия гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков: На материале детских Сибириад2002 год, кандидат педагогических наук Пунгин, Виктор Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры»
Актуальность исследования. Образовательная система России функционирует в сложных социально-экономических условиях, не отвечающих в достаточной степени требованиям развития социально, психофизически здорового и гуманного человека. Тенденция к утрате нравственных ориентиров, духовных и интеллектуальных ценностей откладывает отпечаток прежде всего на наиболее ранимую часть общества -детей и подростков.
Многочисленные социологические исследования подтверждают, что большинство молодых людей пессимистически воспринимают жизнь. Для них характерны нарастание тревожности, агрессивности, психического и эмоционального напряжения. У многих подростков наблюдается отсутствие познавательных потребностей и интересов, желания учиться и повышать свой интеллектуальный потенциал. Более того, современные школьные нагрузки часто уменьшают резервные возможности организма даже способных детей. Это ведет к переутомлению школьников, и как результат, к недомоганию и возникновению различного рода заболеваний. Официальная статистика свидетельствует о том, что 30-35 процентов детей, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями, и за годы обучения количество больных детей не уменьшается, а значительно увеличивается в 45 раз (Б.И. Мишин, П.А. Рожков).
Такое состояние, по мнению исследователей В.Ф. Базарного, В.К.Бальсевича, М.Я. Виленского, В.Н. Ирхина, Ю.А. Копылова, Л.Б.Кофмана, Л.Д. Лебедевой, Л.И. Лубышевой, В.П. Лукьяненко, Г.Б.Мейксона, Б.И. Мишина, И.П. Подласого, Г.М. Соловьева, Н.Х.Хакунова, Р.Х. Ярулина и др., не только результат влияния социально-экономических и экологических факторов, но и существующей образовательной практики школ, сориентированной в основном на информационно-объемную систему обучения учащихся и авторитарные механизмы управления учебно-воспитательным процессом.
Недостатком образования, подчеркивал ещё К.Д. Ушинский, является то, что учебные предметы в учебных планах существуют изолированно друг от друга и закладываются в сознание учащегося в виде разрозненной и несистематизированной информации.
В.П. Беспалько в этом же контексте отмечает, что в учебных планах общего среднего образования не существует такого стержня, вокруг которого могло бы отбираться, кристаллизироваться и систематизироваться содержание обучения различным предметам, трансформируясь в голове учащегося в виде обобщенного и осознанного опыта.
Закономерной реакцией педагогической науки на проблемы современной школы стал поиск путей обновления образовательной системы. В законе Российской федерации «Об образовании» (1992 г.) в качестве ведущего принципа, на котором основывается государственная политика в области образования, утверждаются «гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также отмечено, что «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».
Первоочередная задача школы, отмечал В.А. Сухомлинский, заключается в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда, «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
В то же время драматический парадокс современной образовательной системы состоит в том, что, с одной стороны, наше общество нуждается в получении гармонически развитой, социально активной, интеллектуально одаренной и творческой личности, а с другой стороны, не обеспечивается в достаточной степени надлежащих для этого условий.
Несмотря на то, что в современных законодательных документах главной целью учебной дисциплины «Физическая культура» утверждается формирование физической культуры личности, ныне действующая образовательная система строится на основе традиционного, императивного обучения, где её объект рассматривается через призму лишь узких специфических показателей физической и спортивно-технической подготовленности.
Согласно исследованиям М.Я. Виленского, Г.М. Соловьева, Н.Х.Хакунова и др., физическая культура личности человека в свою структуру включает не только элементы физического совершенства, но и знания, интеллектуальные способности, мотивационно-ценностные ориентации, физкультурно-спортивную деятельность, а также социально-духовные ценности (по существу определяющие её как культуру).
В трудах исследователей, изучающих вопросы физической культуры в отечественной педагогике, отмечается, что одной из главных причин неэффективности физической культуры как учебной дисциплины является отсутствие творческого подхода в ее преподавании (В .К. Бальсевич, С.В.Барбашов, С.Н. Бегидова, В.В. Белинович, М.Я. Виленский, Л.Б.Кофман, В.Н. Ирхин, А.Ю. Козырева. В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева,
B.П.Лукьяненко, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.М. Минбулатов, В.А. Петьков, Л.Е. Савиных, Г.М. Соловьев, Н.Х. Хакунов, В.В. Черняев, B.C. Якимович, Ю.А. Янсон и др.), недооценка гуманистического потенциала физической культуры, интегрирующей интеллектуальные, духовные и физические начала в человеке (В.Ф. Балашова, B.C. Быков, И.М. Быховская, П.А. Виноградов,
C.Волошин, Е.П. Воробьева, В.М. Выдрин, А.Ю. Ермаков, В.Н. Казанцев, Л.А. Казанцева, Ю.А. Копылов, Н.В. Кудрявцева, В.В. Кузин, В.ПЛюкевич, Г.Б. Мейксон, В.П. Моченов, В.В. Находкин,
Ю.М.Николаев, В.И. Олияр, Т.В. Петрова, И.В. Работай, Т.В. Скобликова, В.И. Столяров, В.Н. Шаулин и др.).
Возможным направлением выхода из сложившейся ситуации В.Ф.Балашова, В.В. Белорусова, JI. Былеева, М.В. Видякин, Э.И.Гусинский, И.Н.Решетень и др. считают внедрение в образовательный процесс междисциплинарного системного подхода. Предлагают ресурсы изобразительного и театрального искусства (Н.С. Боголюбов, Н. Ефименко и др.), хореографии (Н.А Белова, Г. Боброва, В.Н. Бойкова, Э.А. Кашкаева, Р.Н. Терехина и др.), литературы (М.М. Бахтин, JI.B. Богомолова, Е.В.Квятковский и др.), музыки (И. Абсолямова, Н.С. Боголюбов, М.Е.Бурцева, P.A. Варшавская, Э. Гусинский, Е. Жгун, Н.И. Иванов, Ю.Г.Коджаспиров, Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов и др.), синтезированного искусства (Н.К.Карпова, Л.Г. Кожевникова, Г.А.Колодницкий, Е.В. Конорова, З.Л.Резуненко, Л.Г. Савенкова, Н.Ю.Шумакова и др.) в интересах эмоционального стимулирования, духовного, нравственного и физического обогащения личности.
На интеграцию физической культуры и искусства как способ осуществления гуманизации образовательного и воспитательного процессов указывают представители различных исторических эпох и поколений (Аристотель, Платон, Сократ, В.В. Белорусова, И.И. Бецкой, Н.М. Глушак, В.В. Гориневский, О.В. Козырева, П. Кубертен, П.Ф. Лесгафт, Я.Г. Мор, Н.И. Новиков, В.И. Самусенкова, М.Я. Сараф, В.И. Столяров, М. Тертыш, А.Шписс и др.).
К настоящему времени в педагогике и психологии накоплен достаточно большой научный потенциал, раскрывающий различные аспекты гуманизации образования, внедрения в образовательную систему инновационных педагогических технологий, направленных на стимулирование свободного творческого развития личности человека, становление его культуры, психосоматического благополучия, развития интеллекта и интереса к обучению (Ш.А. Амонашвили, М.Н.Берулава,
Е.В.Бондаревская, М.А. Вейт, К.В. Гавриловец, О.С. Газман, H.A. Гусева, З.И. Калмыкова, Л.Г. Кожевникова, В.М. Коротков, C.B. Куленич, И.Я.Лернер, М.А Молчанова, С.Д. Поляков, Н.Б. Ромаева, Л.И. Рувинский, В.А.Сластенин, И.П. Смольянинов, Л.П. Соколова, E.H. Шиянов, Т.В.Шуртакова и др.).
В то же время сегодня очевидно, что нынешнее состояние системы образования не учитывает возможность установления связи между предметами эстетического цикла и физической культурой, полноценного использования с этой целью интегрированных уроков и средств.
Все это подчеркивает, что в условиях активной трансформации отечественного социума необходимо обновление системы образования на основе синтеза рационального знания и художественного целостного постижения мира, разработка технологического подхода, гуманизирующего образование школьников в сфере физической культуры.
О.С. Булатова, М.В. Гузева, Т.А. Добровольская М.Л. Князева, Л.Н.Комиссарова, A.B. Крепица, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, Н.М.Назарова, Е.В.Таранова, Ю.С.Шевченко и др. обращают внимание на возможности внедрения артпедагогики в учебный процесс специальных образовательных учреждений для оказания комплексного воздействия на личность и рассматривают артпедагогику как область научного знания, технологию, формирующуюся на стыке педагогики, искусства и арттерапии, где посредством специально созданного художественного образа и творческой деятельности человек преодолевает психофизические комплексы и нравственно развивается.
Наши исследования свидетельствуют о том, что существующая система преподавания физической культуры в средних общеобразовательных учреждениях не предполагает использование артпедагогики в образовательно-воспитательном процессе учащихся.
В целом анализ состояния вопроса по проблеме исследования позволил вскрыть ведущие противоречия между:
- объективно существующей потребностью общества в создании образовательной системы, обеспечивающей становление психосоматического благополучия человека и традиционно функционирующей системой образования в области физической культуры, не создающей в достаточной степени для достижения отмеченной цели специальных организационных и психолого-педагогических условий;
- потенциальными возможностями артпедагогики гуманизации образования в области физической культуры и бессистемностью, эпизодичностью, элементаризмом ее использования в учебно-воспитательном процессе;
- имеющимися научно-практическими предпосылками внедрения в учебно-воспитательный процесс по физической культуре артпедагогики и отсутствием комплексных её обеспечивающих педагогических технологий;
- потребностью внедрения артпедагогики в учебно-воспитательный процесс современной школы и отсутствием должной компетентности у специалистов.
Научная проблема, в рамках которой разрабатывалась тема диссертационного исследования, заключается в теоретико-методологическом, технологическом и организационном обеспечении гуманизации образования в области физической культуры с целенаправленным привлечением ценностей сферы современного искусства.
Целью исследования является теоретико-методологическое, технологическое, организационное обоснование и разработка артпедагогики как гуманистической системы образования в области физической кульуры.
Объект исследования: гуманизация образования учащихся в области физической культуры.
Предмет исследования: артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры.
Гипотеза исследования заключается в том, что гуманизация образования в области физической культуры учащихся будет осуществляться успешно, если: обоснована и разработана артпедагогическая система, интегрирующая средства физической культуры и искусства;
- создана концептуальная модель внедрения артпедагогики в образовательный процесс, включающая в себя ведущую идею, цель, содержание, общие и технологические принципы формирования гуманной личности;
- учебно-воспитательная деятельность учащихся осуществляется по законам функционирования системы, взаимосвязи, взаимообусловленности и преемственности основных структурных элементов - физической культуры и искусства;
- содержание педагогической технологии определяется диагностично поставленной целью, компонентами качеств, основу которых составляют гуманистические социально-духовные ценности физической культуры личности школьника;
- образовательная деятельность учащихся строится с учетом использования вариативной, индивидуальной, групповой дифференциации деятельности учащихся на каждом этапе обучения;
- создаются организационные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты гуманизации образования учащихся артпедагогической системой;
- обеспечивается мотивационная поддержка каждой дидактической единицы учебного материала на основе внедрения артпедагогики в процесс формирования физической культуры учащихся, их действий и деятельности;
- гуманизация образования в области физической культуры охватывает все образовательно-воспитательное пространство школы и воплощается через атрпедагогическую технологию в определенную государственным образовательным стандартом и программой цель.
В соответствии с гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Рассмотреть гуманизацию образования как социальное явление и определить теоретико-методологические основания её осуществления в сфере физической культуры.
2. Обосновать и разработать артпедагогическую систему гуманизации образования в области физической культуры.
3. Определить основные структурные, содержательные и критериальные характеристики гуманизации образования учащихся в области физической культуры, детерминирующие содержание артпедагогической технологии с диагностируемой и проверяемой целью.
4. Разработать педагогическую технологию гуманизации образования в области физической культуры на основе использования артпед агогики.
5. Экспериментально обосновать ведущие принципы, организационные и психолого-педагогические условия, определяющие артпедагогику как систему гуманизации образования учащихся в области физической культуры.
6. Определить эффективность влияния артпедагогики на гуманизацию образования в области физической культуры.
Методологическую основу исследования составили философские, педагогические теории и концепции о природе, сущности человеческой деятельности (Б.Г. Ананьев, H.A. Бердяев, И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, С.Л.Рубинштейн, А.Г. Спиркин и др.), о ее целесообразном и творческом характере (Д.Л. Андреев, М. Бюлер, Е.И. Игнатьев, A.A. Мелик-Пашаев, A.B. Морозов и др.), о взаимодействии логического и исторического при выявлении состояния и тенденций развития педагогических идей (Н.Н.Визитей, Л. Винничук, Е.П. Воробьева, Б.Р. Голощапов, Л.Кун), о единстве духовного и телесного в структуре личности (И.М. Быховская, Н.Х.Вессель, М.Я. Виленский, Ю.М Николаев, Г.М. Соловьев, В.И.Столяров, JÏ.H. Сляднева, Н.Х. Хакунов и др.), о новой образовательной парадигме, основанной на гуманистических концепциях (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.И. Котова, И .Я. Лернер, E.H. Шиянов и др.); идеи детерминизма и синергетики в развитии и саморазвитии личности ребенка (JI. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс и др.), ненасилия и толерантности (К.В Гаврил овец, А.Ю. Ермаков,
B.Н. Казанцев Л.И. Новикова, A.B. Мудрик и др.), художественно-образного познания мира и духовного развития личности средствами искусства (А.Л.Андреев, Н.С.Боголюбов, Н.К. Карпова, Н.Б. Крылова, Л.Д. Лебедева, Г.В. Плеханов, Ю.У.Фохт-Бабушкин) преемственности, системности в образовании и воспитании (В.П. Беспалько, В.Н. Волкова, A.A. Денисов, Э.И. Гусинский, М.Р. Кудаев, В.Н.Курысь, C.B. Молчанов и др.)
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых, педагогов, философов о сущности искусства в развитии личности (C.B. Асенин, А.Ф. Еремеев, К. Бюхер, ГАКолодницкий, B.C. Кузнецов, Э.А. Королева и др.), эстетической выразительности (Е.Ф. Губский, Ю. Борев, Э.А. Егорова, А. Френкин, Р.М.Чумичева, Т.В. Шуртакова и др.); эстетического воспитания (М.М.Бахтин, В.В. Белорусова, Н.К. Карпова, С.Н. Куракина, Л.П. Печко, З.Л.Резуненко, И.Н. Решетень, и др.); теории развитии личности (Г.С.Абрамова, Л.И. Божович, P.C. Немов, A.B. Петровский, Е.И. Рогов и др.); физиологии индивидуальных и возрастных различий (И.А. Арямов,
C.И.Гальперин, K.M. Гуревич, A.A. Маркосян и др.); концепции гуманизации физического воспитания (Ю.М. Зотов, В.Н. Казанцев Н.В.Кудрявцева, О.В.Козырева, П.Ф. Лесгафт, B.C. Родиченко, В.И.Столяров и др.); теории физической культуры личности и технологии её формирования (В.К.Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В. А. Петьков, Г.М.Соловьев и др.): концепции модернизации общего образования
С.В.Барбашов, Л.Б. Кофман, В.В. Кузин, В.П. Лукьяненко, В.М.Минбулатов, Л.Е. Савиных, B.C. Якимович, Р.Х. Ярулин и др.); теории развития творческих способностей (С.Н. Бегидова, Н.С. Боголюбов, Н.К.Вересов, Е.И. Игнатьев, А.Ю. Козырева, Г.В. Лабунская, А.Н. Лук, М.Монтессори, Е.Л. Яковлева С. Taylor, Е. Bono, J. Guilford, Е. Torrance, Г.Уоллес и др.); хореографии (Т.К. Барышникова, В.Н. Бойкова, Л.А.Бондаренко, Т.К. Васильева, A.A. Климов, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, А.Я. Ваганова, В. Ванслов, С.Н. Куракина, E.H. Фокина, С.Г. Шипилова и др.); музыкально-ритмического воспитания (С. Меркель, И.А. Милехина, Т.Т. Ротерс, С.А. Руднева, В.Ю.Сосина, Э.М. Фиш и др.); художественного воспитания (К.Ауэр, H.H. Ростовцев, Л.Г. Савенкова, Г. И. Фриллинг, Б.П.Юсов и др.).
Методы исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использовался комплекс методов:
- теоретические методы: теоретический анализ и синтез (историко-генетический и сравнительно-исторический, ретроспективный анализ и др.), обобщение опыта, абстрагирование и конкретизация;
- экспериментально-эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное, включенное, самонаблюдение), диагностирование (тестирование, оценивание), интервьюирование, анкетирование, экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты); статистические методы: количественная обработка экспериментальных данных методами математической статистики.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1995 по 2005 г.г. и включало три взаимосвязанных этапа
На первом этапе - поисковом (1995 - 1996 гг.), анализировалось состояние учебно-воспитательного процесса в области физической культуры в общем образовании, изучалось состояние разработанности проблемы исследования в философской, психолого-педагогической литературе, рассматривались основные тенденции и парадигмы гуманистической педагогики. На основе полученной информации создавался банк данных, разрабатывались исходные теоретико-методологические позиции исследования.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (1996 - 2002 гг.), анализировались детерминанты гуманизации образования в области физической культуры, конкретизировался исследовательский аппарат и методологическая база исследования; выявлялось значение артпедагогики как гуманистической системы образования учащихся в области физической культуры; осуществлялась апробация результатов диссертационной работы в учебном процессе общеобразовательных школ г. Ставрополя и Ставропольского края. На основе результатов исследования публиковались статьи, разрабатывались программы базовых и элективных курсов.
На третьем этапе исследования (2002 - 2005 гг.) осуществлялась апробация экспериментальной части диссертационной работы, обработка экспериментальных данных, их обобщение, систематизация, завершилось научное оформление диссертации.
Подготовлены к печати и изданы две монографии, учебное пособие, опубликованы семь статей в центральных журналах: «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Адаптивная физическая культура», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под гуманизацией образования учащихся в сфере физической культуры следует понимать стратегию деятельности образовательных учреждений направленную на индивидуализацию личности учащегося, уважение и доверие к нему, принятие его физкультурных личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для целостного и гармоничного развития в единстве интеллектуального, духовного и физического компонентов, сохранение и повышение уровня здоровья, удовлетворение его потребностей в двигательной активности и творческой реализации своих психофизических возможностей и интересов через разнообразие форм физкультурно-спортивной деятельности, основной из которых является физическое самосовершенствование.
Гуманизация образования в области физической культуры опирается на комплексное и гармоничное развитие личности учащегося, обусловленное его творческой самореализацией и духовно-физическим самосовершенствованием, единством когнитивных и мотивационных установок, созданием положительной эмоционально-стимулирующей учебно-познавательной среды.
2. С позиции физической культуры как сферы деятельности человека теоретическими основанием гуманизации образования следует считать современные концепции модернизации общего образования в области физической культуры, существующую теорию физической культуры личности и технологию её формирования.
С позиции искусства теоретическими основанием гуманизации образования следует считать гуманистическую теорию искусства, влияние искусства на сферу человеческой деятельности, теорию художественно-эстетической выразительности, творческой деятельности, музыкально-ритмического воспитания, хореографии.
Методологическим основанием, обеспечивающим гуманизацию образования в области физической культуры следует считать личностно-деятельностный, аксиологический, антропологический, культурологический, диалогический, технологический, системный и креативный подходы.
3. Артпедагогика в области физической культуры представляет собой гуманистическую систему образования, разработанную на основе интеграции средств физической культуры и ценностей искусства, оказывающих комплексное воздействие на мотивационно-ценностную, духовную и физическую стороны личности учащегося, развивая его посредством творческой, эстетико-художественной и учебно-познавательной деятельности.
Основными составляющими артпедагогической системы в области физической культуры являются: информационная (цель, задачи, принципы реализации); инструментальная (программное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение); социальная (профессионально-подготовленные и ориентированные на достижение цели педагогические кадры); организационно-структурная (технологический содержательно-операциональный компонент).
4. Содержание артпедагогической системы имеет многокомпонентную структуру, включающую критериальные характеристики гуманистических качеств личности (доброжелательность, альтруизм, эмпатия, воспитанность), полимотивационные тенденции, детерминирующие содержание артпедагагической технологии с диагностируемой и проверяемой целью. Целью артпедагогической системы выступает духовно-нравственное развитие в структуре физической культуры личности.
5. Принципы артпедагогической системы должны базироваться на принципах физической культуры (содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, оздоровительной, художественно-творческой, эстетической и гуманистической направленности), социально-личностного развития, единства требовательности и уважения к детям, взаимосвязи художественно-эстетической деятельности с искусством и физической культурой, комплексного подхода к развитию творческой деятельности личности средствами физической культуры и искусства, оптимизации педагогического процесса, вариабельности и многообразия, сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления (эмпирического, формально-логического, диалектического, образно-эмоционального).
6. Артпедагогические средства (артимпровизации, артигры, музыкально-ритмические упражнения, хореография, интеллектуальные знания), применяемые в урочных и неурочных формах занятий физическими упражнениями, стимулируют активность, самостоятельность и творческие способности учащихся, воздействуют на физическую подготовленность учащихся;
7. Педагогическая технология, обеспечивающая реализацию артпедагогической системы в гуманизации образования, представляет собой функциональную систему алгоритмированного управления учебно-познавательной и практической деятельности учащихся, основанную на интеграции средств физической культуры и искусства;
8. Артпедагогика как гуманистическая составляющая образования в области физической культуры является эффективной образовательно-воспитательной системой, что подтверждается ростом показателей сформированности гуманистических качеств учащихся (доброжелательность, альтруизм, эмпатия, воспитанность) положительными тенденциями изменений физической подготовленности и физической культуры личности в целом. Эффективность реализации артпедагогической системы обеспечивается организационными и психолого-педагогическими условиями, определяющими образовательный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и креативный компоненты.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработаны теоретико-методологические основы артпедагогики в гуманизации образования в области физической культуры;
- разработана и экспериментально обоснована в теории и методике физического воспитания артпедагогическая система гуманизации образования учащихся в области физической культуры; определена совокупность артпедагогических детерминант, обеспечивающих гуманизацию образования в области физической культуры учащихся;
- обоснованы структурные, содержательные и критериальные характеристики артпедагогики, детерминирующие технологизацию педагогического процесса с диагностируемой и проверяемой целью гуманизации образования в области физической культуры;
- выявлены ведущие принципы, организационные, психолого-педагогические условия и тенденции, определяющие перспективы артпедагогики как гуманистической системы образования учащихся в области физической культуры.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- в получении новых знаний о гуманизации образования в области физической культуры в процессе реализации артпедагогической системы; в определении теоретико-методологических и историко-педагогических основ гуманизации образования учащихся в области физической культуры, обосновывающих структурно-содержательные характеристики артпедагогической системы;
- теоретически и методологически обоснована и разработана новая концепция гуманизации образования учащихся артпедагогической системой в области физической культуры;
- определены организационные и психолого-педагогические условия, способствующие гуманизации образования учащихся артпедагогической системой в области физической культуры;
- обоснована синтезирующая роль артпедагогики во взаимодействии средств физической культуры и искусства в урочных и внеурочных формах занятий по физической культуре, стимулирующих гуманизацию образования и развитие личности учащихся;
- уточнены и введены в научный дискурс понятия: гуманизация образования, гуманизация образования учащихся в сфере физической культуры, артпедагогика, артобраз, артэтюд, артимпровизация.
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения гуманизации образования в области физической культуры. Предложенная система гуманизации образования на основе артпедагогики способствует сбалансированному воздействию на формирование физической культуры личности учащегося.
Разработанные в процессе исследования монографии «Каратэбика в системе гуманистического воспитания подростков» и «Артпедагогика как система гуманизации в формировании физической культуры личности современного школьника»; учебно-методические пособия
Здоровьесбрегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края», «Педагогические технологии в системе подготовки специалиста по физической культуре» способствуют внедрению инновационных технологий в систему общего образования школьников и подготовку будущих специалистов в области физической культуры.
Материалы диссертационного исследования применяются в процессе преподавания базовых и элективных курсов в вузе по дисциплинам «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», по дополнительной квалификации «Преподаватель» - «Методика преподавания физической культуры», «Практикум», спецкурса -«Артпедагогика в физкультурном образовании».
Обоснованные в исследовании идеи используются педагогическими коллективами в процессе создания интегрированных программ и учебных пособий региона по предметам: физическая культура, музыка, изобразительное искусство, хореография, в системе высших учебных заведений повышения квалификации учителей, тренеров, хореографов, музыкантов.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологической и теоретической обоснованностью основополагающих позиций исследования и научных выводов, представленных в диссертации, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной апробацией эффективности артпедагогики в гуманизации образования учащихся в области физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня: ежегодных научно-методических конференциях преподавателей и студентов СГУ (1998 - 1999); региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8» (СГУ, СКИПКРО, 1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005 г.г.), республиканской научно-практической конференции (Карачаевск, 1999); на всероссийских и международных конференциях (Ростов н/Д, 2001, 2002; Пенза 2001; Киров, 2003; Москва, 2003, 2005; Нижний Новгород, 2005 и др.), методических объединениях, педсоветах в средних общеобразовательных школах г. Ставрополя и Ставропольского края, где рассматривались проблемы гуманизации образования.
Результаты исследования опубликованы в 53 научных работах различного уровня (семи работах в центральных изданиях), в двух монографиях «Каратэбика в системе гуманистического воспитания подростков», «Артпедагогика как система гуманизации в формировании физической культуры личности современного школьника», а также в серии учебных и учебно-методических пособий, методических разработок для учителей школ и студентов. Нашли отражение в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов 3-5 курсов факультета физической культуры Ставропольского государственного университета, а также используются в содержании учебных дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», «Методика преподавания физической культуры», «Практикум», курса по выбору «Артпедагогика в физкультурном образовании».
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 394 страницах машинописного текста компьютерной верстки, содержит 31 таблицу, 14 рисунков, приложение. Список литературы включает 496 источников, из них 25 на иностранных языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Гуманизация физического воспитания студентов вузов2005 год, кандидат педагогических наук Чуклова, Надежда Викторовна
Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики2004 год, кандидат педагогических наук Гузева, Мария Владимировна
Гуманизация образовательно-спортивной среды как условие формирования личности будущего учителя2003 год, кандидат педагогических наук Кадиев, Темирлан Темирбулатович
Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности2008 год, доктор педагогических наук Бережная, Мария Сергеевна
Подготовка студентов заочного отделения к обучению младших школьников технологии обработки ткани в условиях гуманизации профессионального образования2002 год, кандидат педагогических наук Шадрова, Валентина Ивановна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Шумакова, Наталья Юрьевна
ВЫВОДЫ
1. Появившееся новое педагогическое направление в образовательной системе - артпедагогика - обусловлено интеграцией педагогики, искусства и арттерапии для оказания комплексного образовательно-воспитательного, оздоровительного и развивающего воздействия на личность учащегося. Визуальная и образная специфика искусства позволяет человеку представить картину мира в системе эмоциональных переживаний, в единстве мысли и чувства, реализовать художественно-творческие способности.
2. Искусство развивает необходимые ценностные реакции человека на явления действительности, выступая в качестве хранителя и передачи нравственного и культурного опыта человечества. Система физического воспитания человека даже в ранних формах развития общества имела артпедагогическую направленность. В процессе исследования нами определено, что гуманистические традиции в физкультурно-спортивной деятельности берут свое начало со времен античности, интегрируя духовную и телесную сферы человека в единое целое.
3. Гуманизм зародился в Древней Греции, где, помимо физических упражнений, образовательными средствами молодежи служили синкретические искусства (музыка, поэзия, живопись, танец). Виды искусства в комплексе с физическими упражнениями (бегом, прыжками, метанием, борьбой) способствовали развитию физически здорового и гармонично развитого человека с высоко нравственными идеалами. Одухотворенные древнегреческой традицией и эпохой Возрождения идеалы сильно изменились в современную эпоху, что обусловлено исключением искусства из области физического воспитания подростков.
4. В формировании гуманистических качеств подростков немаловажное значение имеет объединение средств искусства и физической культуры, главная задача которых не отделять духовное познание мира от физического, ибо всякое приобщение к искусству само по себе «не срабатывает» в духовном обогащении личности подростка, необходимо найти пути для их реализации. В этом плане артпедагогика выступает как комплексное средство гуманизации образования в области физической культуры.
5. Артпедагогика как гуманистическая система представляет собой совокупность идеалов и ценностей социума, детерминирующих культурно-историческое и духовно-нравственное наследие, проникнутое уважением к достоинству человека и реализацией его творческого потенциала через эстетико-художественные формы. Артпедагогика в сфере физической культуры сочетает в единое целое физическую и духовную стороны личности учащегося, охватывая отрасли художественно-творческой деятельности (эстетическое и художественное воспитание, эстетическую культуру в целом), и включает в себя процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие), и процессы, обеспечивающие ее успешное функционирование в общем образовании.
6. Артпедагогика нацелена на гармоническое развитие ребенка, активизацию его потенциальных возможностей и творческое проявление способностей в художественной деятельности; реализацию познавательно-информационных потребностей; осуществление коррекции и профилактики имеющихся отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, моторной и личностной сферах; создание условий для его социальной адаптации. Артпедагогическое воздействие обусловлено эмоциональным восприятием художественной деятельности, визуально-образной реконструкцией воспринимаемого материала, личностно-сконцентрированным опытом.
В то же время на современном этапе в общем образовании отсутствует технология использования артпедагогики в физическом воспитании учащихся.
ГЛАВА 4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АРТПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
4.1. Модель артпедагогической системы в физической культуре
Одной из слабых сторон образования в нынешнем обществе является его безликость, отчуждение учащихся от предметного содержания учебной деятельности, насыщенность многочисленными разнородными сведениями, отсутствием системности.
Педагоги и психологи (Л.П. Буева, Е.В. Бондаревская B.C. Библер, М.М. Бахтин, В.А. Конев и др.) единодушны в мнении о том, что в условиях становления новой гуманистической социокультурной и образовательной парадигм с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности необходим переход от образовательной модели «потребления книжной культуры» к модели «саморазвития и творческой самореализации личности», от «частичной личности» к личности целостной, которые бы не просто увеличивали число «степеней свободы» учащихся, а развивали бы способность быть ответственным за свои действия и поступки. Такой переход целесообразен, так как учащимися осознаются «личностные, ценностные и культурные смыслы» познания и строятся на основе системного похода.
Само понятие «система» трактуется как структурированное множество взаимодействующих элементов, образующих информационный комплекс, обладающий принципиально инновационными особенностями и свойствами, способствующими достижению нового качественного уровня развития научной теории, логических схем, математических исчислений в целях радикального пересмотра представлений об изучаемом объекте.
По представлениям зарубежных ученых (L. Bertalanffy, G. Miller, R.Ackoff) система представляет собой «комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи» [476], «множество элементов вместе с их отношениями» [488]. сеть взаимосвязанных элементов любого типа концепций, объектов, людей»[472].
При всех тех нюансах, которые отличают эти дефиниции, у них есть и общее. Им является весьма широкое толкование понятия «система». Если исходить из их представлений, то к системам могут быть отнесены любые конгломеративные образования, где есть простое взаимодействие объектов. Отсутствие признака целостности сводит суть этой категории к простой сумме свойств элементов, составляющих исследуемое явление. Безусловно, без взаимодействия компонентов никакой системы не существует. Однако этого совершенно недостаточно. Такая методологическая установка либо вообще не позволяет говорить о системах, потому что все в мире взаимосвязано, либо считать каждый акт взаимодействия системой. Всякое взаимодействие лишь тогда приобретает системные признаки, когда оно получает свою оформленность через качественную определенность, целостность и интегративность [94, 467].
Начавшийся в 50-60-е годы прошлого века «системный бум» не только не уменьшил, но и увеличил неопределенность толкования понятия «система». Значительно возросло и число ее трактовок. В настоящее время существует немало работ, подробно разбирающих существующие взгляды на это понятие. Поэтому, не повторяя уже известное, отметим, что, хотя категория «система» рассматривается по-разному [99, 371, 467], обычно имеется в виду, что она является центральной категорией общей теории систем, представляющей собой отграниченное и автономное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих в своем единстве целостность, которая обладает качественной определенностью и собственными законами структуры, функционирования и развития.
Логика и механизмы функционирования системы представляются следующим образом:
1) система имеет входные элементы, потребляющие ресурсы, которые представляют собой полюс, обеспечивающий поступление в систему информации извне;
2) система выступает в роли своеобразного преобразователя, в ней осуществляется видоизменение поступающего ресурса и многое зависит от характера и содержания, прочности и устойчивости связей, обеспечивающих функционирование преобразователя;
3) значительное влияние может оказывать окружающая среда в виде других систем, с которыми взаимодействует данная, они могут ослаблять или усиливать возможности преобразователя;
4) в системе имеются выходные элементы - это результат её преобразования, т.е. полюс, через который система выдает ответные реакции на полученную информацию.
Наиболее целесообразным и оптимальным вариантом функционирования системы является адекватность результатов целевым установкам деятельности системы. Однако в реальности так бывает далеко не всегда, особенно это касается социальных систем, в том числе и педагогических. Это объясняется тем, что в действие преобразователя системы могут вмешиваться различного рода факторы случайности и стихийности, непредвиденные обстоятельства. Поэтому и результат может в точности соответствовать цели, но может и существенно расходиться с ней, иметь значительные отклонения от нее. Может носить вероятностный характер, быть одновариативным и поливариативным [41, 467].
Объект является системой, если обладает тремя самыми очевидными и обязательными признаками системности - структурированностью (наличием элементов, составных частей), взаимосвязанностью элементов структуры, подчиненностью организации всех элементов образования определенным целям. Благодаря соединению элементов на основе признаков системности образуется объект с новым качественным уровнем.
Структурные элементы синтезируются из различных положений разделов науки, соответствующей целенаправленности и предназначенности системы. Интегративное взаимодействие структурных элементов формирует системный информационный комплекс, обладающий качествами, не свойственными каждому отдельно взятому структурному элементу. В итоге информативный системный комплекс позволяет решать изучаемую проблему (объект) исследования на новом качественном уровне. Системный информационный комплекс представляет собой инновационный полифункциональный мониторинг. Его содержание позволяет разрабатывать инновационные технологии. Приобретение новой информации, овладение новыми способами деятельности способствуют новому самоопределению, которое, в свою очередь, обуславливает новые нормы деятельности, новые способы, а все это в единстве и целостности - новый результат.
В педагогических системах одним из основных признаков является наличие цели, которая понимается нами как идеальное, мысленное прогнозирование результатов деятельности. Многие ученые и педагоги считают, что такой целью должно быть разностороннее и гармоничное развитие личности, осуществляемое на принципах гуманизма в образовательно-воспитательном процессе. В соответствии с данным принципом создание благоприятных возможностей для самовыражения и развития личности, приобщение ее к общечеловеческим ценностям культуры, обеспечение уважения к личности, признание ее индивидуальности, создание условий для всестороннего развития. Если ученик, стремясь удовлетворить потребности самореализации, отталкивается от имеющегося опыта, сложившихся интересов, ценностных ориентации, то преподаватель «опосредует» их объективно-предметной формой - достигнутым уровнем физической культуры человека, опредмеченным в материальной и духовной культуре социальным опытом.
Как известно, личность воспринимает социальный опыт избирательно, трансформируя его в виде убеждений, взглядов, жизненной позиции. Что именно, какую часть знаний, общественных норм и принципов усвоит личность, во многом зависит от избранных ею целей. Способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации, критическому отношению к себе создают предпосылки для осуществления гуманизации образования. Причем данный процесс реализуется через гуманистическую установку в выборе личностно-значимых гуманистических целей, которые обуславливают рефлексию и мотивацию личности, способствуя ее гуманистическому становлению (рис.2). гуманистическое целеполагание: выбор личностно-значимых гуманистических целей рефлексия сознательный выбор собственной позиции мотивация самоопределение
1 г 1 г стремление к выявлению своих личностных возможностей самоактуализация
1 г 1 1 осознание собственных достоинств и недостатков самооценка гуманизм самосуществования в жизненных обстоятельствах реализация личностного потенциала потребность в дальнейшем саморазвитии самовоспитание ^ самосовершенствование ^ самообразование гуманистические качества личности
Рис.2. Технологическая цепочка развития гуманной личности
Рассмотрим функционирование каждого из указанных выше механизмов формирования гуманной личности ребенка. Движущей силой в гуманизации является целеполагание - выбор личностно-значимых гуманистических целей, длительное и стойкое насыщение их положительными эмоциями - приводит к самостоятельному мотиву -самоопределению. Впоследствии механизм реализуется через самоактуализацию и самооценку личности. Заняв определенную сознательную социальную позицию, человек самосовершенствуется посредством самовоспитания и самообразования. В то же время данный процесс детерминируется характером образования и воспитания ребенка и действует на всех этапах развития субъекта.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих поведение в многообразных жизненных ситуациях. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности. Реализация культурно-гуманистических функций образования обуславливает неограниченный в социокультурном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого. Основным смыслом этого процесса, по мнению ученых, становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества.
В начале любой учебной деятельности цель физического воспитания, сформулированная в учебной программе, ясна только учителю. Педагог, стоящий на гуманистических позициях, должен, прежде всего, опираться на основную цель физического воспитания - развитие физически и психически здоровой личности. Данная цель должна выдвигаться перед планированием каждого урока физической культуры в общеобразовательной школе. Причем, цели учащихся должны войти в процесс физического воспитания наравне с целями, поставленными преподавателями. В гуманистических целях процесс физического воспитания и образования, согласно исследованиям ученых [7, 39, 51, 87, 389, 396, 467] и нашим собственным, необходимо моделировать с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся, опираясь на следующие рекомендации:
1) ученика постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора, т.е. он сам выбирает свою деятельность, которая модифицирует и направляет его функциональную тенденцию, свободно в неё включается и также свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого;
2) педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией, воздействующей на разностороннее развитие личности, охватывающей не только познавательные процессы, но и эмоционально-волевые, способствовать единству физического (телесного), психического и духовного, гармоничному развитию телесности, психических способностей (воли, интеллекта и др.) и духовно-нравственных качеств человека;
3) педагогический процесс должен предоставить ученику радость жизни, т.е. должен увлекать его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ученик должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих разнообразных познавательных и духовных потребностей;
4) педагогический процесс должен быть ориентирован на постоянное стремление личности к самосовершенствованию, саморазвитию, а также способствовать самопреодолению трудностей, которые возникают на пути реализации мотивированной, то есть личностно-значимой деятельности, задерживая и приостанавливая ее, модифицирующей личностные силы в такую качественную гамму, которая необходима для преодоления, устранения данной трудности;
5) разностороннее проявление своих способностей в различных сферах творческой деятельности, в том числе в физической культуре и искусстве;
6) достижение гармонии личности в отношениях с другими людьми, с природой и с самим собой, приоритет человечности, духовно-нравственных ценностей в этих отношениях.
В педагогических системах цель взаимодействует и с другими компонентами: средствами, методами, принципами, содержанием, формами. Синергетика структуры артпедагогической системы заключается в синтезе ее информационных элементов на основе интегративного взаимодействия соответствующих отдельных положений современной науки: педагогики, психологии, культурологи, философии, истории, физической культуры, музыки, хореографии. Использование синергетического синтеза в образовании всех структурных элементов определяет их концентрированное в соответствующей степени, межпредметное информационное содержание, необходимое для формирования принципиально нового информационного комплекса - артпедагогики (Рис.3).
Графологическая иерархия артпедагогики как системы гуманизации образования в области физической культуры образуется в результате дедуктивного и индуктивного анализов информационного содержания структурных элементов системы (педагогики, искусства, физической культуры). Дедуктивный анализ позволил представить структурные элементы в иерархические ряды, где содержание каждого структурного элемента дифференцируется на 2-3 элемента следующего ряда. В результате дедуктивной дифференциации создается углубленное, детальное представление об информационном содержании артпедагогической системы. Индуктивный анализ подтверждает и укрепляет тесное интегративное взаимодействие структурных элементов системы. Прежде всего исключается изолированность друг от друга её структурных блоков.
Артпедагогическая система в физической культуре искусство педагогика физическая культура цель педагогические задачи г 1 образова тельные воспита тельные разви вающие оздорови тельные
Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Шумакова, Наталья Юрьевна, 2006 год
1. музыка + изоискусство + литература + танец + физическая культура.
2. Предложенные схемы могут быть использованы в теоретических ипрактических формах занятий для реализации образовательно-воспитательных целей и решения педагогических задач.
3. Артпедагогическая система в области физической культуры ориентирует на получение интегрированных знаний и предоставляет возможность для творческой реализации способностей личности как учителя, так и ученика.
4. Артпедагогические средства гуманизации образования учащихся в области физической культуры
5. Артпедагогика в образовании учащихся в области физической культуры предусматривает тесную взаимосвязь искусства и физической культуры, выражающуюся в единстве форм, средств и методов, используемых для формирования гуманной личности.
6. Функционирование артпедагогической системы в физической культуре осуществляется на основе интеграции средств физической культуры и искусства, которые представляют собой детерминированные сферы (рис. 5).
7. Рис. 5. Детерминированные сферы функционирования артпедагогическойсистемы
8. Включение танцевального искусства в артпедагогическую систему обусловлено способностью данного вида воздействовать на человека через искусство движений для его психофизического развития и оздоровления.
9. Литературное творчество в артпедагогике отражает вербальные аспекты физкультурно-спортивной деятельности (анализ техники и тактики выполняемых упражнений, фольклор, постановка сюжетных игр и др.)
10. Артобразы создание художественного образа посредством воображения.
11. Атрфантазия (от греч. воображение) творческие способности личности, проявляемые в умении представлять художественный образ.
12. Рис. 6. Атрпедагогические средства в системе образования в области физической культуры
13. Артэтюды (от франц. etude изучение) простейшие виды художественно-творческой выразительности изучаемых художественных явлений, реализуемых через артфантазии и искусство движений.
14. Арттренинг в нашей артпедагогической системе представлен образными визуализациями: психомускульной аэробикой и танцевально-экспрессивным тренингом (табл. 8)
15. Психомускульная аэробика предполагает импровизацию движений спортсмена: каратиста, боксера, копьеметателя, дискобола, хоккеиста, борца, пловца, лыжника, волейболиста и др.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.