Архаические мотивы в изобразительном искусстве Сирии второй половины XX - начала XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Дауд Махар
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 285
Оглавление диссертации кандидат наук Дауд Махар
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИРИЙСКОГО ИСКУССТВА ПОСЛЕ 1961 Г. В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
1.1. Государственная политика и общественная деятельность в области искусства в Сирии в середине - второй половине XX века
1.2. Основные этапы развития сирийского искусства после 1961 г. в национальной историографической традиции
2 ГЛАВА. ТВОРЧЕСТВО АХМАДА МАДОНА И СЛОЖЕНИЕ «АРХАИЗИРУЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ» В СИРИЙСКОМ ИСКУССТВЕ 19601970-Х ГОДОВ
2.1. Культурная жизнь Сирии 1960-1970-х гг. и формирование «архаизирующего
направления» в живописи
2.2. Архаические образы в творчестве Ахмада Мадона (1941-1983)
3 ГЛАВА. АРХАИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СИРИЙСКИХ
МАСТЕРОВ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
3.1. Ильяс Зайят (род.1935)
3.2. Низар Сабур (род.1958)
3.3. Мухаммед Аль-Олаби (род.1971)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ АРАБСКИХ ИМЁН
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Творчество композиторов Сирии: основные пути развития : вторая половина XX - начало XXI века2018 год, кандидат наук Беляева, Евгения Владимировна
Специфика сценической речи в драматическом театре Сирии: к проблеме освоения диглоссии сирийскими актерами2021 год, кандидат наук Алабдалла Нада
Политический плакат в контексте искусства Ливана последней трети XX века2015 год, кандидат наук Ямин, Кристина Мишелевна
Стилистический анализ мозаичных полов III-YI вв. н. э. Сирийской Арабской Республике1989 год, кандидат искусствоведения Ашти Шафик
Традиционное профессиональное пение в Сирии: историко-теоретический анализ и современная художественная практика2024 год, кандидат наук Алхамви Маха
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архаические мотивы в изобразительном искусстве Сирии второй половины XX - начала XXI века»
ВВЕДЕНИЕ
После Второй Мировой войны, вывода 17 апреля 1946 г. французских войск с территории Сирии, и затем после выхода страны из состава Объединенной Арабской республики 28 сентября 1961 г. начинается период развития независимого и суверенного Сирийского государства. Искусство Сирии этого времени во многом находилось под влиянием европейских традиций, которые были принесены сюда как приезжими французскими и итальянскими мастерами, так и вернувшимися в 1940-е гг. «делегатами» - сирийскими мастерами, которые получали художественное образование в Италии (как, например, Махмуд Джалаль (1911-1954), Салах Аннашеф (1914-1971), Рашад Кусайбати (1911-1990)) или в Египте (Насир Шура (1920-1992)). Сирийская живопись середины ХХ в. развивалась в основном в рамках исторического жанра реалистического направления.
На вторую половину ХХ в. приходятся существенные изменения в системе искусств и в культурной жизни Сирии, которые во многом были связаны с открытием в 1960 г. местного центра художественного образования - Факультета Изобразительных искусств Дамасского университета.
Уже в первой половине XX в. сирийское искусство постепенно сближалось с западноевропейским и развивалось в его контексте. Но именно с 1960-х гг. вместе с продолжением этой линии в сирийское изобразительное искусство входит целый ряд новых приёмов, образов, тем, новых вопросов. Среди них очень важное место занимает проблема аутентичности, проблема архетипа и образца, тема самоидентификации сирийской культуры и осмысления собственных традиций. Одни художники проводили в это время практические эксперименты на основе преемственности традиций художественной каллиграфии в современной картине, другие вдохновлялись арабской эстетикой в архитектурно-декоративных элементах и миниатюрах, находя в них свой собственный художественный язык;
некоторые художники нашли основу своему стилю в формах народного искусства, которое они признавали главным духовным источником современного художественного творчества. В работах целого ряда сирийских художников второй половины XX - начала XXI в. можно увидеть особое отношение к вопросам преемственности прошлого художественного опыта и перенесения его в современное искусство.
Несмотря на долгие годы воздействия западноевропейской эстетики, специфические местные способы видения менялись постепенно и достаточно медленно, и многие сирийские художники стремились к обновлению художественного языка с опорой именно на местные художественные традиции. Это далеко не всегда означает прямое и непосредственное копирование внешнего облика произведений прошлого. Архаические мотивы в их устойчивых и неизменных предметных формах обладают не только особой эстетической ценностью для современных сирийских художников, но и становятся своеобразными накопителями и хранителями образов исторического прошлого, идей и мотивов древности, становятся своего рода культурными кодами, которые легко считываются потомками. Именно способы взаимодействия сирийских художников второй половины XX - начала XXI в. с традиционными для региона эстетическими моделями, с архаическими образами, формальные и содержательные возможности их использования в современном искусстве являются предметом рассмотрения в этой работе.
Отдельного уточнения и конкретизации требует понятие «архаические мотивы», вынесенное в заголовок диссертационной работы. Термин «архаический» (от греч. «archaюs» - древний) используется в данном случае для определения мотивов древних, старинных, относящихся к прошлому. «Архаические мотивы» -это, в нашем понимании, мотивы, обращающиеся к историческому наследию, к образам древних эпох, к элементам и композициям древнего искусства, которые
повторяются в произведениях современных художников, и некоторые из них становятся своего рода архетипическими для сирийской культуры. Архаические мотивы могут быть заимствованы из разных видов искусства прошлого - древней скульптуры и архитектуры, станковой и монументальной живописи, орнаментов и каллиграфических надписей, произведений древнего прикладного искусства и народного ремесла. Они могут обращаться к искусству разных эпох этого региона - первобытного и античного, раннехристианского и ранневизантийского, средневекового исламского. Архаические мотивы могут воспроизводить целые сцены и отдельные фрагменты изображений, элементы фигуративных образов, ритмические, цветовые, структурные решения композиций и формальные приемы, технические и технологические решения, которые с той или иной степенью точности воспроизводят облик, схему, технику, материалы памятников древнего сирийского искусства. При этом обращение к художественным образам прошлого может быть намеренным программным копированием, а может быть -бессознательным, спонтанным, ситуационным.
Актуальность. Проблема использования архаических мотивов в искусстве XX в., а также в работах современных и актуальных художников Европы и России является предметом неугасающего научного интереса. Архаические, исторические, пассеистические образы в искусстве символизма, авангарда, модернизма и постмодерна не раз специально рассматривались историками искусства1. С этим же кругом вопросов оказывается связан целый ряд выставочных проектов, проходивших в последние десятилетия в разных странах. Искусство Сирии второй половины XX - начала XXI в. еще не изучалось специально в таком ракурсе ни сирийскими, ни европейскими, ни российскими исследователями.
1 Например см.: Гаврилин К.Н. Проблема архаизма в скульптуре русского символизма // Символизм как художественное направление: взгляд из ХХ века. Сб. ст. М., 2013. С.256-267; АРХАИКА - АВАНГАРД. Материалы международного научно-практического симпозиума. 2-5 декабря 2013 / Российский институт истории искусства. СПб., 2013 и др.
Актуальность темы диссертации определяется также тем, что в ней затрагиваются важные для современной науки проблемы самоопределения и поиска культурной идентичности в странах арабского Востока и Передней Азии. В архитектуре и изобразительном искусстве ряда государств этого региона на протяжении ХХ в. как реакция на все расширяющуюся вестернизацию возникают новые явления и целые художественные направления, ориентированные на обращение к национальным истокам и поиск местных корней. В одних странах, например, в Египте2, Ираке3, в Турции4, эти процессы начались раньше, в других несколько позже. Идейная основа этих новых течений не одинакова в разных странах, однако, как правило, все они обращаются к возрождению местных художественных традиций, к архаическим мотивам, к древнему или средневековому искусству региона, которое переосмысливается, по-своему интерпретируется и трансформируется в творчестве мастеров ХХ в. В российской науке эти проблемы затрагиваются в ряде докладов и публикаций Международной конференции «Современное искусство Востока», проводимой с 2015 г.
Актуальность темы исторического наследия в современной сирийской культуре, несомненно, возрастает в связи с трагическими событиями сирийской войны, начавшейся в 2011 г. и продолжающейся до сих пор. Многие знаменитые памятники и археологические объекты сирийского искусства были повреждены или даже утрачены в результате военных действий и незаконных раскопок. Были разграблены многие музеи и археологические заповедники, особенно в северозападной части страны, часть древних произведений попала на черный рынок и в
2 Об этом писал ещё Б.В. Веймарн в разделе об искусстве Арабских стран в XX в.: Веймарн Б.В. Искусство Арабских стран // Всеобщая история искусства в 6 тт. Т. 6. Ч. 1. Искусство ХХ в. / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. М., 1965. С. 453-465.
3 Богданов А.А. Современное искусство Ирака. М., 1982.
4 Так, проблемы поиска «национального» стиля в турецкой архитектуре затрагивается, например, как в
работах местных турецких специалистов, см.: Bozdogan S. Modernism and Nation Building: Turkish Architectural Culture in the Early Republic. Seattle; London, 2001; так и в работах российских исследователей, например, см.: Кононенко Е.И. Османский архитектурный историзм и поиски национального стиля // Вестник СПбГУ. Сер. 15. Искусствоведение. СПб., 2016. Вып. 1. С.86-97.
6
частные коллекции. В этой ситуации всё более нарастает внимание и специалистов, и общественности, и художественной среды к древнему искусству Сирии, к её истории и традициям. Появляются новые исследования древних памятников, которые глубоко осмысляются в широком историко-культурном контексте. В связи с этим актуализируется проблема значимости архаических мотивов и художественных образов прошлого для сирийской культуры второй половины XX - начала XXI в., традиционные эстетические модели оказываются востребованными в современном культурном сознании.
Отметим также значение образов древне-сирийского искусства для творческой деятельности современных сирийских мастеров. После длительного увлечения западноевропейским искусством, среди художников второй половины XX - начала XXI в. возникает устойчивая тенденция к обращению к местному наследию, его формам и содержанию. Это требует глубокого понимания искусства древности, не только его художественных канонов и форм, но и его содержания, сакрального смысла, символики. Изучение возможностей использования архаических мотивов и художественных образов прошлого в современной творческой деятельности позволит обогатить сегодняшнее искусство Сирии, расширить его творческие горизонты, выявить его своеобразие и местную национальную специфику.
Историография. Тема использования архаических мотивов в современном сирийском искусстве отмечалась в ряде обзорных работ и отдельных статей, но еще никогда не становилась предметом специального научного изучения. В обобщающих советских и российских исследованиях искусство Арабских стран ХХ в. часто рассматривалось в двойственном ключе: с одной стороны, выделялась
проблема европейского влияния, а с другой стороны - проблема поисков национальной специфики и проблемы художественного наследия прошлого5.
Всю историографию, касающуюся проблематики работы, можно разделить на две обширные и неоднородные группы. К первой группе относятся многочисленные исследования, посвященные искусству сирийского региона в различные исторические эпохи - античности, раннехристианского времени и более поздних веков. Особенно для исследования важны работы, посвященные искусству Пальмиры (М. А. Р. Коледж6; Г. Плуг7, Х. Асаад8, Стародуб Т.Х.9 и др.), раннехристианскому искусству восточного региона (А. Грабар10, К. Вайцман11 и др.) и исламскому искусству Сирии (Т. Буркхардт12, Б. Финстер13, И. А. Аль Рабай14 и др.).
Ко второй группе должны быть отнесены исследования, касающиеся вопросов изучения сирийского искусства второй половины XX - начала XXI в. Здесь нужно отметить опубликованные в Сирии обзорные и монографические работы, в которых рассматриваются общие процессы художественной эволюции
5 Веймарн Б.В. Искусство Арабских стран // Всеобщая история искусства в 6 тт. Т. 6. Ч. 1. Искусство ХХ в. / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. М., 1965. С. 453-465; Сердюк Е.А., Бердников А.Ф. Современное искусство арабского народа Палестины. М., 1982 и др.
6 Colledge M.A.R. The Art of Palmyra (Studies in Ancient Art and Archaeology). London: Thames and Hudson,
1976.
7 Ploug G. East Syrian Art of 1st Century BC-2nd Century AD Acta Hyperborea №1: Papers of a seminar held at the University of Copenhagen, 22 - 24.04.1987. Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 1988.
8 A^i^ 163 .2003, '^'"^j Jj^ AJ.JI AJJJJJI: ^ .AüM^I 2..UI L^U^ LJJI L^JJJ J^JJ .jliJe , ^jJj JAJ^VI
(Асаад Х. Аль-Бунни А. Тадмор: история, памятники, путешествия. Дамаск: ГДАМ, 2003).
9 Стародуб Т.Х. Пальмира: средокрестие культур Востока и Запада, античности и раннего средневековья // Искусствознание. 3-4 / 2011. С. 1-38.
10 Grabar A. Le premier art chrétien. Paris: Gallimard, 1966.
11 Weitzmann K. Late Antique and Early Christian Book Illumination Paperback. New York: George Braziller,
1977.
12 Burckhardt T. Art of Islam: language and meaning. Bloomington: Word wisdom, 2009.
13 Finster B. Die mosaiken der Umayyadenm mochee von Damaskus: Sammlung wissenschaftlicher Arbeiten // Kunst des Orients Vol. 7. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1970. P. 83-141.
14 144 .2006, JJ—^ »Ij^j jb :öjAtäJl. A;;\;Wi A^iljj ^j^Vl . j^j^ jl^^J
( Аль Рабай И.А. Мечеть Омейядов - аналитическое исследование. Каир: Дар Захраа Ашшарк, 2006).
8
сирийского искусства всего ХХ в. (например, М. Атаси15, Т.Х. Стародуб16); осмысляется переход от традиционного сирийского художественного творчества к европеизированному искусству нового типа (например, Т. Аль-Шариф17; Т. Аль-Бунни18). Сюда же можно отнести исследования, рассматривающие сирийское искусство в контексте современной художественной жизни других арабских стран, как например, две работы А. Бахнаси19, монографию Е.А. Сердюк20 или вышедший в Москве сборник статей «Современная художественная культура в странах Азии и Африки» (1986)21. Важное место в этой историографической группе занимают альбомы и каталоги выставок работ сирийских художников второй половины XX -начала XXI в., сопровождающиеся аналитическими и биографическими статьями22.
Отметим, что благодаря установившимся после Второй мировой войны тесным экономическим и культурным взаимоотношениям Сирии и СССР, современное искусство сирийского государства неоднократно становилось предметом интереса советских критиков и историков искусства. Выделим каталог выставки сирийских художников ХХ в., проходившей в Центральном доме художника в 1981 г.23, и статью Т. Х. Стародуб 1982 г., появившуюся как отклик на
15 Я^, 342 ,1998 ,«^1 : З"^. 1998-1898 Яи^ « ^иЛ «¿"И ¿¿11 . ^ ,«^1
(Атаси М. Современное искусство Сирии в 1898-1998 годах. Дамаск: Галерея Атаси, 1998).
16 Стародуб Т.Х. Современное искусство Сирии // Искусство. М., 1982. № 10. С. 49-53.
180 .1972. ЯаииИ : о"^. ¿л .<JJ^-Ц
(Аль-шариф Т. Двадцать художников из Сирии. Дамаск: Министерства культуры, 1972). I8 Д^, 258 .1997 , ЯаШ11 Ъ1^ : ¿¿-А « «¿<"211 ¿¿11 , «ь11 (Аль-Бунни Т. Искусство в городе Алеппо. Дамаск: Министерство культуры, 1997); 2005 ЯаШ 3JljJ .2000-1972 « «Ь^ ¿¿11 , «Л
(Аль-Бунни Т. Память искусства в Сирии 1972-2000 гг. Дамаск, 2005.).
19
222 , 1980 , J Jb : ^^ . «а ¿¿11 . «
(Бахнаси А. Современное искусство арабских стран. Тунис: Дар аль-Джануб и ЮНЕСКО, 1980); Я^а, 282 .1985 J|J 4^*11 ^11 «а ¿¿11 «п^<
(Бахнаси А. «Пионеры» современного искусство арабских стран. Бейрут: Дар Аль Раид Аль-Араби, 1985).
20 Сердюк Е.А., Бердников А.Ф. Современное искусство арабского народа Палестины. М., 1982.
21 Современная художественная культура в странах Азии и Африки / АН СССР, ВНИИ искусствознания; Отв. ред. А. Х. Вафа. М., 1986.
222008 , (¿л^Яи^*!! ЯаИиИ Ял1*11 .Я^^ «а ЗЛ^Л'Ц
(Возрождение памяти искусств в Сирии. В 4 т. / Генеральный секретариат празднования Дамаска, столицы арабской культуры. Дамаск, 2008).
23 Художники Сирийской Арабской Республики. Каталог выставки. М., 1981.
9
эту экспозицию24. Отметим также значительный вклад исследовательницы в изучение искусства не только Сирии, но и ближневосточного региона разного
25
времени в целом25.
После выставки в ЦДХ в 1980-е и позже в 1990-е гг. в Петербурге и Москве было защищено несколько диссертаций молодых сирийских исследователей, касавшихся изучения современного искусства этой страны, а также отдельных проблем искусства древнего26. Несколько сирийских художников в конце ХХ в. получали образование в МГХПА им. С.Г. Строганова в Москве, как например, один из героев данной диссертационной работы - Низар Сабур, который в 1990 г.
27
защитил здесь кандидатскую диссертацию27.
Отдельно во второй историографической группе выделим центральные обобщающие работы, касающиеся теоретических вопросов сирийского искусства, которые демонстрируют развитие эстетической мысли в Сирии во второй половине XX в., как например, исследования Асаада Ораби28, Абдулла аль-Сайед29, Ш.
24 Стародуб Т.Х. Современное искусство Сирии // Искусство. М. 1982. № 10. С. 49-53.
25 Стародуб Т.Х., Сидорова Н.М. Города Сирии. М., 1979; Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь / совм. с Н.А. Виноградовой, Т.П. Каптеревой / Под ред. Т.Х. Стародуб. М., 1997; Она же. Исламский мир. Художественная культура VII-XVII веков. М., 2010 и др.
26 Халиль Али Ахмед. Реалистические тенденции в современной живописи Сирии. Дисс. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1984; Хеззи Файруз Тофик. Критика формализма и модернизма в современном изобразительном искусстве Сирии. Дисс. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1985; Набулся Ахмед Мустафа. Тема национально-освободительной борьбы в изобразительном искусстве Палестины, Сирии и Ливана. Дисс. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. СПб., 1985; Аль-Телль З. Развитие современного изобразительного искусства Сирии. Дисс. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. М.,1986; Ашти Ш. Стилистический анализ мозаичных полов III-VI вв. н.э. Сирийской Арабской Республике: дис. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. Спб., 1989; Асифа Аль-Халлаб. Эстетические основы исламского орнамента. Дисс. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1999 (издана затем в виде монографии).
27 Сабур Н. Монументально-декоративная живопись и архитектура (проблемы корреляции). Дисс. на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1990.
28 181 ^1^1^11.1999 . '¿^Ь 4^^*11 4^111 ^^ (Ораби А. Модерн: понятие в арабской живописи. Шарджа: Департамент культуры и СМИ, 1999);
300 . 2006'6-^ J J oUj.11 .4^^*11 ^а
(Ораби А. Смысл модернизации арабской живописи. Дамаск: Найнава, 2006);
229-223 .2001 .7 .'¿^^ // 431^1 ^а ^ и^^Л^*
(Ораби А. Новые экспрессионисты сирийском искусстве модерна //Аль-жасра. 2001. №7. С. 223-229).
29 124^> .1973 1 .134 ^а ¿¿11 , М ^
10
Луайби30. Среди подобных теоретических трудов отметим те, в которых затрагиваются ключевые для нас вопросы аутентичности и своеобразия сирийской культуры, размышления сирийских художников о самобытности и путях развития искусства этой страны (например, «Труды» Первой арабской конференции по истории изящных искусств, которая проходила в Дамаске с 6 по 12 декабря 1971 г., изданные ассоциацией художников Сирии в том же году)31. А также многочисленные статьи художников и критиков, издававшиеся в специализированных журналах - «Художественная жизнь», «Знание» и др.
О двух из четырех отдельно рассматриваемых в исследовании художниках написаны краткие творческие биографии, в которых собраны известные факты их жизни: С. Микдади «Ильяс Зайят: города и легенды» (2017)32; С. Аль-Касим «Низар Сабур - Человек - творчество» (2005)33.
Жизнь и творчество двух других мастеров - А. Мадона и М. Аль-Олаби никогда не становилось предметом специального исследования и впервые отдельно рассматривается в этой работе.
(Аль-Сайед А. Методологическая карта искусства Сирии // Знание. №134. Дамаск. 1973); 57 - 40 j^. 2007 j^l j> JJVI. 77-76 fâj ^l '¿bLlI //^¿^l ^jjJ jjj—iSl Jj^l ^i . ^I^ÎAI^I
(Аль-Сайед А. Современное искусство Сирии // Художественная жизнь. №77-76. Дамаск. 2007. C.40-57).
30 140-124 cUi— .2001. jlJij^ .29^1 . //J^U^SI ^?j»JI J^^Sl ^i ÀJ^J—iJl Àil^k . (Луайби Ш. Миф о конфиденциальности в современном арабском искусстве // Абуаб. № 29. Бейрут. 2001. C.124-140); 184-145 cUi—SI j-. 2000 .22 ^l .^jjj// Jj*^- ^jp <J-j Jl jl^Vl '¿^l . (Луайби Ш. Неизвестный арабский художник // Назуа. №22. Маскат. 2000. C. 145-184); 179 SI .2005 .CJJJ: jb. ÀJJJ^I ÀJ^IAII j ^^Vl jiSl , ^JJ» (Луайби Ш. Исламское искусство и арабские христиане. Бейрут: Аль Райес, 2005. С. 179); 375 cUi^Jl .2018 , SjAliSl : ^IJSÎS À^USl . ^JJ^I M^I cULi^ .
(Луайби Ш. Дверь в арабской архитектуре: эстетическая ценность. Каир: Генеральное управление издательства Египта, 2018. 375); ¿U ^l .ii^- .(<^jjj) ÀV- //AjkJl ^-^-Vl jiSl Jj^l jc.jSl^ î^jj»
142-135 A^i—Sl j-.1996( Луайби Ш. О происхождении исламского искусства и его местных источниках // Назуа. №7. Маскат. 1996. C. 135-142); Louaiby Sh. Iconographie du sacré, racines historiques, préoccupations actuelles // Nord-Sud XXI: Revue dirigée par le professeur Robert Charvin). N.3. Genève, 1993. Pp. 33-62; Louaiby Sh. Dia Azzawi: Monographie / Ed. Institut du Monde arabe. Paris, 2001.
31 187 .1971 .AiliSJl Sjljj jjiSl Àjlïj jjjilS JjVl J^JASI (Первая арабская конференция по истории искусств: сб. науч. тр. / Синдикат Художников; под ред. Г. Халиди. Дамаск: Министерство культуры Сирии, 1971. С.187)
32Mikdadi S. Elias Zayat: Cities and Legends. Milan: SKIRA, 2017.
33 136 ,2015 : . Ajjj^ll ÀJJ*JI . A^jlll — jluùVl jljj . , f-ïSl
(Аль-Касим С. Низар Сабур - Человек - творчество. Дамаск: Общая Сирийская Организация Публикации
книг, 2015 ).
В историографии необходимо выделить также обширную группу источников, впервые вводимых в научный оборот в данном исследовании. Это многочисленные документы, дневники, письма и неопубликованные статьи из архивов сирийских художников, с которыми автор диссертации имела возможность работать лично. Также среди источников важную роль играют интервью художников, взятые автором диссертации и давшие богатый материал для интерпретации и анализа их творческого метода. Интервью приводятся в приложении к диссертационной работе.
Целью данного диссертационного исследования является выявление архаических мотивов и образов древнего сирийского искусства в произведениях современных мастеров Сирии - Ахмада Мадона, Ильяса Зайята, Низара Сабура и Мухаммеда Аль-Олаби, определение значения этих архаических мотивов, способов их использования и методов трансформации в сирийском искусстве второй половины XX - начала XXI в. В центре внимания автора диссертации оказываются, таким образом, не сами произведения древнего искусства региона, а их интерпретация и способы переработки современными сирийскими художниками; анализируется традиция бытования художественных мотивов и образов, основанных на воспроизведении и интерпретации древних памятников.
В соответствии с целью диссертационной работы можно выделить следующие задачи:
1. определить специфику и характер архаических мотивов и образов древнего сирийского искусства, степень их изученности в сирийской науке и известности среди местных художественных кругов;
2. выявить особенности раннего периода использования архаических мотивов в сирийском искусстве 1960-1970-х гг. на примере творчества А. Мадона;
3. проанализировать творчество трех выделенных мастеров И. Зайята, Н. Сабура, М. Аль-Олаби и выявить особенности их взаимодействия с образами
древнего сирийского искусства, способы их использования и интерпретации;
12
4. продемонстрировать значимость историко-культурного наследия и архаических мотивов для изобразительного искусства Сирии второй половины XX - начала XXI в. Объектом исследования являются архаические мотивы и образы в изобразительном искусстве Сирии второй половины XX - начала XXI в. Предметом исследования являются процессы и способы интеграции архаических мотивов в изобразительное искусство Сирии второй половины XX - начала XXI в. и методы их интерпретации и трансформации в творчестве художников А. Мадона, И. Зайята, Н.Сабура и М. Аль-Олаби.
Хронологические границы исследования охватывают вторую половину ХХ -начало XXI в., что связано с важнейшими историческими датами и событиями. Официально государство получило название «Сирия» в 1925 г., а 14 мая 1930 г. была основана Сирийская республика по решению Французского мандата в Сирии и Ливане. В 1936 г. был заключён договор с целью предоставления Сирийской республике независимости, а также прекращения французской гегемонии. Французская сторона нарушила данный договор и в период с 1940 по 1941 г. Сирийская республика находилась под контролем Режима Виши. 17 апреля 1946 г. Сирия была освобождена от французского правления и стала самостоятельным суверенным государством. С 1958 по 1961 гг. Сирия вместе с Египтом входила в состав Объединённой Арабской Республики (ОАР). 28 сентября 1961 г. Сирия вышла из состава объединения и получила название Сирийская Арабская Республика (САР). Именно с этого момента начинается самостоятельное и независимое развитие современного сирийского государства, его культуры и искусства. Эта дата берется в качестве нижней хронологической границы исследования.
В центре внимания в работе оказывается четыре ведущих сирийских художника этого времени: Ахмад Мадон (1941-1983), Ильяс Зайят (д.р. 1935), Низар Сабур (д.р.1958) и Мухаммед Аль-Олаби (д.р.1971).
Конечно, эти выделенные нами художники - не единственные, затрагивавшие в своем творчестве проблемы преемственности художественного опыта и наследия традициям древности. Можно было бы назвать ещё целый ряд живописцев, графиков, мастеров каллиграфии, живущих на территории Сирии и эмигрировавших из страны, которые связаны с этим кругом проблем (например, А. Ораби, С. Дахул, М. аль-Шаарани, Х. Шаккур и др.). Примеры их работ приводятся в качестве аналогий и параллелей к произведениям выделенной группы, но не являются предметом специального рассмотрения.
На наш взгляд, именно в творчестве А. Мадона, И. Зайята, Н. Сабура и М. Аль-Олаби в концентрированном виде выразились «архаизирующие» тенденции развития сирийского искусства второй половины ХХ в., воплотились основные темы, мотивы и проблемы работы с традициями и наследием. Кроме того, эти мастера не случайны и не были изолированы друг от друга. Они связаны с главным центром художественного образования страны - Дамасским Университетом, а между собой они связаны взаимоотношениями учителей и учеников, что объединяет их в целостную линию художественной эволюции эпохи и позволяет рассматривать преемственность и обновление традиции от поколения к поколению.
Также отметим, что именно во второй половине ХХ в. в Сирии начинают
активно проводиться научные археологические раскопки, организованные
местными специалистами, а найденные в их результате произведения древнего
искусства попадают не в европейские музеи, а в сирийские коллекции. Во многом
благодаря этому во второй половине ХХ в. происходит активное развитие
сирийской исторической и искусствоведческой науки, многие памятники древнего
14
искусства региона привлекают внимание широких общественных кругов, архаические образы входят в поле творческого интереса многих художников.
Географические рамки исследования ограничены территорией Сирии, но в основном они определяются регионом Дамаска, Алеппо, Хомса и некоторых других крупных культурных центров современного государства, а также ведущих центров художественного образования страны. Эти города располагаются на территории нынешней Сирийской Арабской Республики.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Реалистические тенденции в современной живописи Сирии1984 год, кандидат искусствоведения Халиль, Али Ахмед
Тема национально-освободительной борьбы в изобразительном искусстве Палестины, Сирии и Ливана1983 год, кандидат искусствоведения Набулси, Ахмед Мустафа
Орнаментальное искусство арабов периода средневековья1984 год, кандидат искусствоведения Аль Сакер, Хади Абдуль-Али
Творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины XX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Чжао Пэн
Искусство сирийского интерьера: жилой дамасский дом XVIII-XIX веков2006 год, кандидат искусствоведения Кукуй, Елена Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дауд Махар, 2022 год
Список источников
1. Сабур Н. Сознательное и бессознательное в творческой деятельности». Неопубликованный текст из архива художника Н. Сабура. Латакия, Сирия. 2003.
2. Сабур Н. «Пространство деятельности художника и произведение искусства». Неопубликованный текст из архива художника Н. Сабура. Латакия, Сирия. 13.09.2003.
3. М. Аль-Олаби «Анализ мозаики Великой Мечети Дамаска». Неопубликованный текст из архива художника. Дамаск, Сирия. 2014.
4. Интервью М.Дауд с Низаром Сабуром. Дамаск. 2018. Материал из личного архива М. Дауд.
5. Интервью М.Дауд с дочерью художника А. Мадон. Дамаск. 2017. Материал из личного архива М. Дауд.
6. Интервью М.Дауд с И. Зайятом. Дамаск, 2018. Материал из личного архива М. Дауд.
7. Интервью М.Дауд с М. Аль-Олаби. Дамаск, 2016-2017. Материал из личного архива М. Дауд.
8. 12.08.1978 .3Л"0. 5ЛШЛ11 ¡¿¿А, // ¿^1" олА
(Мудареэс А. Интервью с Ахмад Мадоном // Марта. Дамаск, 12.08.1978..)
9. 1991 ¿^1^ 12 oo.1l .—»Л// JJJ1, Jl¿j ¿13111 £.121 ^ ^¿Л!^) Ибрагим Р. Интервью с Низаром Сабуром // Баас. Вып.1991.12.янв.
10. 12,02,1981.3^".. 5JJ.1I ¡¿¿А, //¿¿испИ ¿^з!11 Л^ил ^д.!^^ ^а .олА ,^¿1^
(Гази А. О центре Изобразительных искусств имени Адхама Исмайла. Интервью // Революция. Дамаск, 12.02.1981).
11. 2005-07-25 01^1 ¡¿¿А,// ^^ ¿13111 31512" . 3^13 , ¿1.*" (Шаабан Ф. Интервью с художником Н. Сабуром // Аль-Итихад, Абу Даби, 25.05.2005)
12. 2009,^ЛА ..11^11 ^>^31! ^а ¿13111 ^J*л —Ь^о11 ¿" . <^Ь1) , (Зайят И. Воспоминания о воспоминаниях // Каталог выставки художника И. Зайята в галерее Аннахр Аль-Халэд. Хомс, 2009).
13. 88-65 ^ .1996 .3Л"0.64-63 ^J oo.1l .Я^^^Л^! 5ha.1l // ^¡оЛ ^ ^ JlJА . 3313, ^оао (Дахдух Ф. Интерьвю с Ф. Аль Мударресом // Художественная жизнь. № 63-64. Дамаск, 1996. С. 65-88).
14. 278-248^ .1982 .3^0.6 ^ oo.1l .Л^! //^цоЛ ^зи ^ JlJА
(Аль Асуад Дж. Интервью с Ф. Аль Мударресом // Аль Кармил. № 6. Дамаск, 1982. С. 248-278).
Электронные ресурсы
1. Маленко С. А. К проблеме сравнительно-исторического изучения понятия «Архетип» // Вестник НовГУ. 2006. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-sravnitelno-istoricheskogo-izucheniya-ponyatiya-arhetip (дата обращения: 08.12.2019).
2. Роль ЮНЕСКО в обеспечении охраны и сохранения Пальмиры и других сирийских объектов всемирного наследия [Электронный ресурс]. URL https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000244379 rus (дата обращения: 08.12.2019).
3. 3J3J] dU*J3J dlIO323J ^ПИД jjjl. jljj ^jjLJl Unll ¡jÚiJl ^wljJ ^Jl., уОлЗЛ jlJAJI
Яа!А^(Сабри Ю. Интервью с художником Н. Сабуром) [Электронный ресурс]. URL:http://www.m.ahewar.org/s.asp?aid=376832&r=0 (дата обращения: 08.12.2019).
4. .2014.05.3^0. ojjoJl//ljjj^J 3jj' JJ?1. jlJ3 jlö^l ^ .Je , ^IJJI (Ар-раии А. Интервью с художником Низар Сабур // Газета Аль-Саора. Дамаск, 05.02.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://archive.thawra. sy/_print_veiw.asp?FileName=1091695320140204191112 (дата обращения: 08.12.2019).
5. ^j^Ajjj^ Ui^&l jIJA jj^ jljj
(Группа «Discover Syria». Интервью с художником Н.Сабуром. Опубликовано на веб-сайте галереи Тажалият) [Электронный ресурс].
URL: http://www.tajalliyat.com/PressPreview.aspx?index=4 (дата обращения: 08.12.2019).
6. .2012.02.6^. ¿Ui3l jl^c. ^JAIJJ] ¿Цр (Ибрагим Т., Аль-Наама А. Интервью с Ильясом Зайятом // Газета Аль-Саора. Дамаск, 02.04.2012) [Электронный ресурс]. URL: http://archive.thawra. sy/_print_veiw. asp?FileName=5516463220120401182822 (дата обращения: 08.12.2019).
7. JjVI ¿jj1£.2017.05.'jj£>1ii3l//'bjJl ¿Uall
(Шуман И. Интервью с художником Ильясом Зайятом // Аль-Бинаа .Бейрут. 05.31.2017) [Электронный ресурс].
URL: http://www.al-binaa.com/archives/article/27872 (дата обращения: 08.12.2019).
8. 2009. j^jjJ . ¿Ь^' ¿Ъ* .^j ¿^ .1^и, (Аль-Малех Р. Интервью с художником Ильясом Зайятом. Аль-Баяан. 2009.
[Электронный ресурс]. URL. https://www.albayan.ae/paths/books/2009-06-28-1.448255 (дата обращения: 08.12.2019).
9. 'bjJl <UJ , J^^J j^^j ¿lij^ll ,
(Зайят И. «Потоп-Боги покидают Пальмиру». Интерпретация. Дамаск, 2010) [Электронный ресурс]. URL: http://www.atassifoundation.com/ar/f-lyt-wm-rd/-2/essays/- (дата обращения: 08.12.2019).
10. UNESCO and UNITAR-UNOSAT team up to protect cultural heritage with geo-spatial technologies. [Электронный ресурс]. URL:http://whc.unesco.org/en/news/1308/ (дата обращения: 08.12.2019).
11. Satellite-Based Damage Assessment of Cultural Heritage Sites 2015 Summary
Report of Iraq, Nepal, Syria & Yemen [Электронный ресурс]. URL
https://whc.unesco.org/en/activities/890 (дата обращения: 08.12.2019).
282
12. Tel brak project [Электронный ресурс]. URL http://www.tellbrak.mcdonald.cam.ac.uk/home.html (дата обращения: 08.12.2019).
13. Latest News from Palmyra- l'^luli j jIj^J ajjj^I (Отчет команды Генерального директората наследия античности и музеев Сирии (ДГАМ) по оценке последних утрат в городе Пальмира. ГАМД до 6 марта 2017) [Электронный ресурс]. URL http://www.dgam.gov.sy/index.php?d=314&id=2242 (дата обращения: 08.12.2019).
14. About World Heritage, The States Parties, Syrian Arab Republic. Documents (Отчеты ЮНЕСКО по Номинации Сирии в Список Всемирного наследия с 1979 по 2013 гг. и также по Обновлениям списка Всемирного наследия, находящегося в опасности (объекты недвижимости) с 2013-2018 гг. ([Электронный ресурс]. URL: https://whc.unesco.org/en/statesparties/sy/documents/ (дата обращения: 08.12.2019).
15. 2014- 1980 ù* ajl^ji sbaJi _ _ ajj^i j UipJ (Архив арабских журналов. Сирийские журналы. «Художественная жизнь», архив за 1980-2014 гг.) [Электронный ресурс]. URL : http : //archive. al sharekh. org/newmagazineYears. aspx?MID=244 (дата обращения: 08.12.2019).
16. Tate Museum. Nahnou-together young people from London and Damascus in visual dialogue 27 may - 10 july 2006. [Электронный ресурс]. URL: https : //www.tate. org.uk/whats-on/tate-britain/exhibition/nahnou-together (дата обращения: 08.12.2019).
17. Green Art Gallery. Back to the past exhibitions. After the Deluge. Elias Zayat. September 14, 2015 - November 4, 2015[Электронный ресурс]. URL: http://www.gagallery.com/exhibitions/2015-09-14_elias-zayat/works (дата обращения: 08.12.2019).
18. Atasi foundation for art and culture the Collection of gallery [Электронный ресурс]. URL http://www.atassifoundation.com/collection (дата обращения: 08.12.2019).
19. Kitab al-Diryaq [Электронный ресурс]. URL https: //gallica. bnf. fr/ark:/1214 8/btv 1 b8422960m/f25. image (дата обращения: 08.12.2019).
20. Галерея Тажаллият. Фото-архив выставки художника Н.Сабура // Интернет-сайт: URL:http://www.tajalliyat.com/ArtistPreview.aspx?Index=1016 (дата обращения: 08.12.2019).
21. Nizar Sabour (Фото-архив работ художника Н. Сабура // Интернет-сайт: http://www.nizarsabour.com/paintings.asp (дата обращения: 08.12.2019).
22. Britishmuseum. The collection of middle east. Palmyra // Интернет-сайт: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/search.aspx?searchText=pal myra&images=true&page=2 (дата обращения: 08.12.2019).
23. Louvre. The collection of near eastern antiwueties // Интернет-сайт: https: //www.louvre.fr/en/departments/near-eastern-antiquities/highlights (дата обращения: 08.12.2019).
24. jj^ j'j ^ (ycj) (Интервью сообщества Уаи с Н. Сабуром) [Документальный видеоматериал] // Интернет-сайт: URL:https://www.youtube.com/watch?v=Znb4G2hQs1U (дата обращения: 08.12.2019).
25. The Metropolitan museum. The collection of the ancient eastern art URL: https: //www.metmuseum. org/art/collection/search#! /search?department=3 &q=syri a&perPage=20&searchField=All&sortBy=Relevance&offset=0&pageSize=0 (дата обращения: 08.12.2019).
26. лj^c Jl^j ^IJAJ jl^cj , jjjl^ jljj ¿Uall ^.JJAJI ¿jjjill3l , ¿jjjl* 11,09,2015 oi ^l ,
(Интервью Сирийского телевидения с Н. Сабуром) [Документальный видеоматериал] // Интернет-сайт: URL:
https://www.youtube.com/watch?v=Nf4THMDyApI (дата обращения: 08.12.2019).
27. ^U^ OAAI ЛЛАЛ ^ЛХ^Л (jUill yC ^JJjJ , ^jj^Jl
(«Аль-Тинави». Сценарист сирийский критик Абдулазиз Аллун, режиссёр Уадии Июсоф. 1969 г.в.( [Документальный фильм] // Интернет-сайт: URL:https://syrianmodemhistory.com/category/8/ (дата обращения: 08.12.2019).
28. Документальный видео-материал из архива сирийского телевидения 2015 г., редактор Ильяс Аль-Хаж (араб.^^Л ^Ul)
29. Artist talk Salwa Mikdadi in conversation with Elias Zayat 16/sep/2015 [электронныйресурс].Ц^: http://www.gagallery.com/videos/elias-zayat (дата обращения: 08.12.2019).
30. Lecture by the artist Elias Zayyat (Syrian, B. 1935). Dubai. Presented by Mrs. Mahat Farah Al Khoury at the Finishing Touch School in Media city. Copyright: Hala Khayat 2009) [электронный ресурс]. URL https://www.youtube.com/watch?v=MDY1dNcWwLg (дата обращения: 08.12.2019).
31. Annick Chantrel Leluc. Une peinture de haute memoire. Critique «Icones Palmyriennes» de Nizar Sabour. Paris, Septembre 2010. [электронный ресурс]. URLhttp://europia.org/joomlacom2/index.php?option=com_virtuemart&page=shop.bro wse&category_id=54&Itemid=2&vmcchk=1&lang=en (дата обращения: 08.12.2019).
32. Centrum Archeologii Srodziemnomorskiej Uniwersytet Warszawski (Центр средиземноморской археологии Варшавского университета) [Электронный ресурс]. URL
https://pcma.uw.edu.pl/2016/04/24/specjalisci-z-centrum-archeologii-srodziemnomorskiej-uw-odwiedzili-palmyre/ (дата обращения: 08.12.2019).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.