Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Мирошкин, Михаил Сергеевич

  • Мирошкин, Михаил Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Мытищи
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 197
Мирошкин, Михаил Сергеевич. Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Мытищи. 2018. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мирошкин, Михаил Сергеевич

Введение...........................................................................................................................3

Глава 1. Идейно-теоретические основы философии хозяйства в контексте западной и русской философской традиции................................................20

1.1. Идейно-теоретические предпосылки философии хозяйства С.Н. Булгакова в зарубежной философской традиции............................................................................20

1.2. Идейно-теоретические предпосылки философии хозяйства С.Н. Булгакова в русской философской традиции................................................................................488

Глава 2. Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова.. ..76

2.1. Проблема творчества в философии хозяйства С.Н. Булгакова.........................76

2.2. Проблема свободы и необходимости в философии хозяйства С.Н.Булгакова...................................................................................107

2.3. Проблема отчуждения в философии хозяйства С.Н. Булгакова.....................140

Заключение..................................................................................................................168

Список литературы.....................................................................................................182

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова»

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего не утихающим интересом к философским проблемам человека, что в свою очередь предполагает их увеличение, в связи с возрастающей тенденцией экономизации межличностных отношений на фоне мировой глобализации в целом. В начале XXI столетия феномен хозяйства имеет рационалистически-утилитарную трактовку и приобретает смысл для человека как центральное условие его жизнедеятельности. С течением времени, в условиях динамично развивающейся трансформации общественного сознания, рост материальных ценностей становится определяющим принципом формирования человека как личности, что ведет к нивелированию его духовной составляющей, и как следствие к утрате его творческой деятельности. Человек становится узником экономического миропонимания, что приводит к дегуманизации его хозяйственной деятельности и к утилитарному представлению о мире как о механизме по производству материальных благ.

Таким образом, современная эпоха характеризуется расшатыванием и постепенным нивелированием многогранной сущности человека, что в свою очередь обуславливает утрату норм и критериев фундаментальных ценностей. В этой связи возрастает необходимость обращения к философскому наследию С.Н. Булгакова. Именно ему в истории русской философской традиции принадлежит наиболее пристальное внимание и глубокомысленное исследование феномена хозяйства. Обеспокоенность за судьбу русской духовности в свете возрастающей роли экономики во всех сферах человеческой жизнедеятельности, побудила Булгакова под своим углом зрения выработать свое поле антропологических проблем, до сих пор не теряющие своей ценности среди отечественных исследователей-современников в области философии.

Несмотря на эсхатологические настроения, «энтропийную» культуру, релятивность, а также деконструкцию и эклектическое смешение

фундаментальных ценностей, Булгаков проделал титанические усилия в поисках путей реабилитации утраченной духовной целостности человеческой личности. Русскому философу принадлежит религиозно-философская рефлексия хозяйства и связанных с ним причин антропологических коллизий. Особенность философских взглядов Булгакова проявляется в осмыслении человека в религиозно-эстетическом ключе, и поэтому носит постнеклассический стиль научного мышления, проливающий свет на его неутилитарную сущность. Космологическое представление Булгакова о хозяйстве предполагает видение мира как оживотворенного целостного организма, преображение которого вскрывает многообразие художественно-творческого потенциала человека, выходящего за рамки утилитарности.

Будучи выходцем из школы марксизма, Булгаков осознал ее деструктивные последствия на духовное формирование личности. Неприятие марксизма было связано с его интерпретацией в качестве основы духовной деконструкции, материалистического «вируса» всей истории экономической жизнедеятельности человека, разрушающего все человеческое в человеке изнутри. Экономический детерминизм Булгаков увязывал с желанием человека выйти за пределы собственного «я», где он больше не чурается попыткой разрушить границы чужого «я», или сделать их своими собственными. Духовное богатство сменяется опустошающей борьбой, что ведет к упразднению человеческого фактора как ошибки, которую легче ликвидировать, чем исправить. Это и стало причиной перехода Булгакова к идеализму, а затем и к религиозно-метафизическому представлению о хозяйстве. Сконцентрированность на реабилитации самоценности человека, его спасения от разлагающего духовность - экономизма, становится для Булгакова основной философской задачей. Отсюда Булгаков рассматривает хозяйство в горизонте христианства, как духовное явление, поэтому и человек по его идее является существом религиозным.

В таком многосложном явлении как философия хозяйства все ее элементы (метафизические, эстетические, этические, онтологические, религиозные и т.д.)

обращены к одной основной задаче - духовному преображению, основанному на возрождении хозяйства как модели религиозного самосознания, ставящую своей целью достижение единства человечества как мировой Церкви. В религиозном самосознании Булгаков усматривает ту силу, которая способна вывести человечество из циничности секулярного экономизма наших дней. Фиксируя отчаяние и абсурд обездушенной современности экономической жизни, Булгаков акцентирует свое внимание на ее деперсонализированном механизме, приводящий к глубинной трансформации социума, разрушающего самые основы любви, красоты, искусства, личности, истины и в конце концов Бога, обращая мир в глубокий хаос.

На смену гегелевской и марксистской логике Булгаков предлагает логику софийную, основанную на духовной целостности, полноты человека как личности не нуждающейся в борьбе за мировое признание. Поэтому понять хозяйство как Софию, значит понять человечество как Церковь, и таким образом прийти к экуменической парадигме Богочеловеческого откровения, способствующего общечеловеческому примирению, снятию антиномичности и эпигонов духовности в современном технизированном и экономизированном мире. Таким образом, философия хозяйства предполагает трансформацию хаоса в космологическую гармонию человека с миром, на основе религиозно-эстетической рефлексии жизни в целом. Движущим фактором экспансии экономизма, по мнению русского философа, является дезинтеграция духовной конгруэнтности, чреватая подменой ценностей фундаментальных - ценностями эфемерными, фрагментарными, гедонистическими, ориентированными на анахронизм духовного и бездуховного, культ эффективности, «хронометраж» самосознания, декаданс и амбивалентность личности, диффузию перманентных основ человеческого существования.

Второй фактор, обусловивший актуальность данной темы исследования заключается в том, что Булгаков рассматривает хозяйство исходя из двух основополагающих категорий и векторов развития человеческого бытия -

свободы и необходимости. И свобода, и необходимость являются базовыми целеполагающими критериями человеческого существования, составляют тот фундамент, на котором строится все мироощущение в целом. Свобода олицетворяет созидательное начало человеческой жизни, является жизнеутверждающим двигателем человеческого прогресса. Необходимость - ее антипод, обуславливает причинную зависимость человека от внешнего мира, есть начало безжизненное, омертвелое. Булгаков, будучи убежденным в ложности и неистинности детерминизма, рассматривал человека сквозь антиномическую диалектику свободы и необходимости, что в свою очередь побуждает его прийти к их синтезу, образующий духовно-волевое ядро личности. Таким образом, хозяйство как синтез свободы и необходимости образует скачкообразный переход человечества к новому качеству, к осознанию своей универсальности как личности, способной осознать свою созидательную и одновременно разрушительную функцию. Уравнивая свободу и необходимость в правах, Булгаков видит выход человека в преображении пассивного трансцендентального субъекта Канта в активного субъекта хозяйствования, в творца своей собственной судьбы, самостоятельного двигателя общественной и личной жизни.

Третий фактор связан с особенностями исследования проблемы отчуждения и ее влиянием на состояние духовности в целом. Отчуждение тесно связано с религиозной и хозяйственной жизнью человека. Булгаков рассматривает возникновение отчуждения в связи с экономизацией духовно-нравственных ценностей, с кризисом духовного единства, с идеалом человекобога, повлекшими за собой богоотчужденность и антиномичность мироздания. Булгаков подчеркивает, что отчуждение является итогом соблазна человека встать на место Бога, начавшегося с эпохи Нового времени и усилившегося в эпоху XX столетия, как эпохи экономического материализма, ставшей причиной отсутствия соборного самосознания в веке XXI. Хозяйство призвано преодолеть эфемерность экономической картины мира, духовную индифферентность внутреннего мира

личности, и таким образом выстроить органическую архитектонику целостного организма мироздания, существующего в неразрывном единстве с человеком.

Степень разработанности диссертационного исследования.

Философский интерес к проблемам человека, рассматриваемых сквозь призму хозяйства, проявляется с глубокой древности и наблюдается на протяжении всего исторического развития цивилизаций вплоть до наших дней. Особую ценность рассмотрения хозяйства как духовного явления принадлежит трудам отечественного мыслителя-экономиста и богослова С.Н. Булгакова -основоположника философии хозяйства. человека В представлении Булгакова философский анализ хозяйства позволяет выявить и осознать множество проблем, беспокоящих человечество на протяжении всего исторического существования. Глубокий философский смысл хозяйства связан с преодолением тотальности экономического мировоззрения и обусловленного им материалистического миропонимания.

Исходно антропологическая проблематика хозяйства эмпирически сформировалась в древнегреческой философской традиции и базировалась на рабовладельческих принципах общественного устройства. В числе мыслителей, чьи философские концепции стали платформой формирования антропологических проблем хозяйства были: Ксенофонт, Платон, Аристотель, Плотин. В своей философии Платон исходил из представлений об идеальном государстве, устройство которого базировалось на строго сословном различии. Трансцендентная система эйдоса, обозначается у Платона как образец, имманентно конституирующий внутренне духовный мир человека и отображающий его устремления познать и воплотить идеальный мир идей в реальном устройстве государства, как высшего блага, учреждающего иерархическую систему хозяйства. По учению Аристотеля диалектика антиномичного разделения людей на рабов и свободных лежит в основании общественного устройства и носит распределительный характер, что определяет свободу человека в зависимости от степени вложенного им труда, в фактически

овеществленные хозяйством идеи желаемого блага. Тем самым Аристотель приоткрыл известный в начале XX столетия принцип экономического либерализма, где неравенство есть следствие имущественного положения, сформированного за счет индивидуальных особенностей к трудоспособности каждого человека.

В своем мистически-философском учении, Плотин онтологически структурировал представление о мироздании в форме триады Единое-Ум-Душа. Единое есть источник бесконечно творческой и ничем не ограниченной энергии, продуцирующей актуализацию идеального блага. Нематериальная сфера Единого заключает в себе благое первоначало всего сущего, посредством двух онтологических субстанций Ума и Души. Образование из Единого - Ума становится всеобъемлющим единством бытия и мышления, а образование Души активностью и оформлением этого единства или связью мышления с бытием. Лишь благодаря неразрывной связи с Единым, человек обретает свою сущность в физическом измерении мира. Особенность философии Плотина состоит в том, что только собственными усилиями, желаниями и способностями человек может воссоединиться с Единым, т.е. осуществляя хозяйство, полагаясь только на себя.

У великих отцов церкви, а именно Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы хозяйство станет условием взаимопонимания между Богом и человеком. Согласно Оригену, земное богатство - есть дар Божий, а человек -есть производное творение от Богочеловека. У Тертуллиана в момент создания Богом мира, осуществляется идеал божественного слова в облике человека, через описание им мира как хозяйства. Иоанн Златоуст выскажет идею об абсолютной бедности человека, богатство которого состоит лишь в изрекаемых им словах в молитве о помощи к Богу. Отсутствие вожделеющего желания, по Златоусту и есть истина подлинного богатства. Св. Августин выскажет мысль о хозяйстве как об испытании для всех людей, которое из бедных выявит самых праведных, а из самых богатых - самых грешных. Лактанций утверждает, что накопление - это не

принцип хозяйства, а условие греховности человека на земле, а подлинное хозяйство состоит в идеале абсолютной справедливости. Св. Василий Великий укажет на преходящий характер богатства, вечностью из которого обладает только Бог.

В эпоху Возрождения немецкий философ и мистик Якоб Беме создал софиологическое учение об антиномии Божественного творения, которое станет основой построения идеалистических взглядов С.Н. Булгакова на религиозно-метафизическую природу хозяйства. В философском учении А. Шопенгауэра воля предстает способом иррационального самовыдвижения человека в ничем неограниченное представление о свободе и жизни. В духе рационалистического мышления антропологические проблемы активно развивались в трудах Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля.

В эпоху формирования классической политической экономии наибольшую масштабность исследования данной проблематики приобрела в трудах таких философов как А. Смит, Л. Фейербах и К. Маркс. Широкий спектр исследования антропологии в контексте хозяйства получает дальнейшее развитие в трудах мыслителей XX столетия таких как: М. Вебер, В. Зомбарт, О. Шпенглер, Г. Шмоллер, Г. Зиммель, Людвиг фон Мизес и Фридрих Хайек.

Важное место в исследовании антропологических проблем хозяйства займет феноменологическое представление о человеке, в лице ее основных представителей: Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж-П. Сартр. В середине XX века экзистенциальную идею хозяйства выскажет А. Камю, и русский философ Н. Бердяев. В конце 1950-х - 1960-х годах антропологические проблемы хозяйства прозвучат в постмодернистском дискурсе Ж. Батая, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Лакана и Ж. Бодрийяра.

Отечественная философская традиция, характеризуется тем, что основные ее представители дают глубокий религиозно-метафизический анализ

антропологических проблем хозяйства на аксиологическом и гносеологическом уровне. Сферу проблем философии хозяйства разрабатывали такие представители отечественной мысли, как митрополит Иларион, Иосиф Волоцкий, А.С. Хомяков, Вл. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.В. Михайловский, П.И. Новгородцев, Б.П. Струве, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, А.А. Богданов, В.Ф. Эрн, М.И. Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин, Туган-Барановский и др.

Среди современных отечественных исследователей антропологических проблем философии С.Н. Булгакова следует выделить Я.В. Бондареву1, И.И.

л

Семаеву , Ю.М. Осипова, А.Ю. Архипова, В.Г. Белолипецкого, И.В. Бестужева-Лада, Б.А. Бобринского (о. Борис), И.Р. Бугаян, И.Г. Быстрякова, Ф.И. Гиренок, Л.Н. Дробышевской, А.В. Иванова, В.В. Ильина, В.Я. Иохина, С.Г. Кара-Мурза, В.В. Кашицина, А.П. Козырева, В.М. Коллонтай, В.И. Корнякова, П.С. Лемещенко, Л.В. Лескова, С.П. Макарова, Н.Т. Макашеву, И.В. Назарова, А.И. Неклесса, А.С. Панарина, И.Г. Петрова, А.А. Погребняка, А.К. Попова, М.А. Румянцева, В.Т. Рязанова, В.С. Сизова, С.Ю. Синельникова, И.П. Смирнова, Н.В. Сомина, А.И. Субетто, И.В. Тенякова, Л.А. Тутова, В.В. Чекмарева, Н.Б. Шулевского, М.Р. Элоян, Н.Н. Ростову, И.И. Евлампиева, Е.М. Амелину, И.Б. Роднянскую, Н.К. Бонецкую, К.М. Долгова, Ю.М. Давыдова, П.П. Гайденко, Л.Е. Шапошникова, Г.Ф. Назарова и Д.К. Панамарчука, В.С. Бобрышева, В.В.

1 Бондарева, Я.В. Генезис принципа трансцендентности как методологической основы русской религиозной мысли // Вестник МГОУ Серия «Философские науки». - № 2. - 2009. - С. 14-24; Бондарева, Я.В. Единство веры и знания как базовый гносеологический принцип русской религиозной философии середины XIX - первой половины ХХ веков (статья вторая) // Вестник МГОУ Серия "Философские науки". - № 1. - 2010. - С. 23-27; Бондарева, Я.В. История русской религиозной философии. Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО. - 2016. - 270 с; Бондарева, Я.В. Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ. - М.: Изд-во МГОУ. - 2011. - 322 с; Бондарева, Я.В. Отечественная религиозно-философская антропология: антиномия свободы и детерминизма// Вестник МГОУ Серия "Философские науки". - № 1. - 2014. - С. 47-53; Бондарева, Я.В. Развитие принципа синергии в учениях о преобразовании человеческого бытия (к вопросу о методологических основаниях русской религиозной философии) // Вестник МГОУ Серия "Философские науки". - № 2. - 2013. - С. 510.

Семаева, И.И. Поиск идентичности: русская религиозная философия ХХ века и ее духовные основания. М., 2004. - 220 с; Семаева, И.И. Православный энергетизм и проблема творчества в русской религиозной философии // Культура и творчество. - Тверь. - 1995. - С. 89-96; Семаева, И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины ХХ века. - М.: «Логос», 1991. - 244 с.

л

Калинину, Л.В. Мосолову, Е.В. Лебедеву , Н.В. Гараджа, Е.К. Овсянникову, Д.Д. Полякова, Л.М. Абдулову, А.С. Гордеева.

Оригинальная специфика и сложность глубокомысленного постижения особенностей антропологических проблем философии хозяйства не позволяет в полном объеме научно охватить и полностью раскрыть все потенциальные возможности отечественной философской мысли С.Н. Булгакова. Тем не менее весомая значимость изучения данной проблематики обуславливает широкий круг внимания со стороны отечественных исследователей творчества С.Н. Булгакова. В частности, В.В. Зеньковский, который исследовал религиозную основу философских построений идей о хозяйстве, а также софиологические и теургические аспекты творчества мыслителя. Своеобразный вклад в исследование булгаковской философии внесли такие видные русские мыслители как Н.А. Бердяев, рассматривавший философское творчество Булгакова как один из важнейших этапов развития духовных глубин личности в системе русской религиозно-философской мысли. Е.Н. Трубецкой, сделавший акцент на исключительной оригинальности философии отечественного религиозного мыслителя. С.С. Хоружий, который проследил последовательность развития философского пути русского философа и усиленный акцент его мысли на религиозно-эстетическую составляющую человеческого творчества. На философское достояние Булгакова обращали внимание, такие именитые русские философы как Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, Г.В. Флоровский, Л.И. Шестов. а также А.А. Богданов, А.В. Луначарский и Н.И. Кареев.

Несмотря на обильное множество работ и литературных источников, посвященных анализу отдельных сторон отечественной философии С.Н. Булгакова, тем не менее не позволяет сделать заключение о том, что исследование антропологических оснований хозяйства проводилось как целостное явление, поскольку философский анализ хозяйства не ограничивается только идейно-

теоретической преемственностью, но и напрямую связан с сравнительным анализом западных философских концепций. В совокупности этот факт с обоснованием актуальности заявленной темы исследования позволил обстоятельно определить саму тему диссертационного исследования: «Антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова».

Объектом исследования является философия хозяйства С.Н. Булгакова.

Предмет исследования - антропологические проблемы философии хозяйства С.Н. Булгакова.

Цель исследования - осуществить историко-философский анализ творческого наследия С.Н. Булгакова и раскрыть антропологические проблемы его философии хозяйства.

Для достижения поставленной в диссертационном исследовании цели следует разрешить следующие задачи:

- Осуществить историко-философский анализ идейно-теоретических предпосылок философии хозяйства С.Н.Булгакова в западноевропейской философской традиции;

- Осуществить историко-философский анализ идейно-теоретических предпосылок философии хозяйства С.Н.Булгакова в русской религиозно-философской традиции;

- Осуществить историко-философский анализ центральной для философии хозяйства С.Н. Булгакова проблемы творчества. Раскрыть идею софийности хозяйства и раскрыть ее религиозно-эстетический смысл;

- Рассмотреть интерпретацию С.Н. Булгаковым идеи хозяйства как синтеза свободы и необходимости. Показать парадоксальность взаимосвязи свободы и необходимости в качестве конститутивных элементов человеческой воли; Осмыслить понимание С.Н. Булгаковым проблемы отчуждения и раскрыть ее влияние на становление духовной структуры личности.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен историко-философский анализ идейно-теоретических предпосылок философии хозяйства С.Н.Булгакова в русской религиозно-философской традиции.

2. Осуществлен историко-философский анализ идейно-теоретических предпосылок философии хозяйства С.Н.Булгакова в русской религиозно-философской традиции.

3. Осуществлен историко-философский анализ центральной для философии хозяйства С.Н. Булгакова проблемы творчества. Обоснована идея софийности хозяйства и раскрыт ее религиозно-эстетический смысл.

4. Рассмотрена интерпретация С.Н. Булгаковым идеи хозяйства как синтеза свободы и необходимости. Показана парадоксальность взаимосвязи свободы и необходимости в качестве конститутивных элементов человеческой воли.

5. Осмыслено понимание С.Н. Булгаковым проблемы отчуждения как следствие человеческого стремления поставить себя на место Бога, тем самым абсолютизировать свою свободную сущность, упразднив онтологический центр духовного единства между людьми. Рассмотрены антропологические основы концепции Богочеловечества и человекобога, и их соотношение с проблемой отчуждения.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что анализ наиболее существенных антропологических проблем отечественной философии хозяйства С.Н. Булгакова позволяет установить единосущную глубинную взаимосвязь духовных основ человека с его хозяйственной деятельностью. С осмыслением хозяйства через призму философско-

богословских изысканий, Булгаков вскрывает духовные пласты человека с целью реконструкции хозяйства как целостного процесса, направленного на построение художественно-творческой модели гармонически цельной личности. Выявленные и обоснованные проблемы творчества, свободы и необходимости, отчуждения позволяют выделить хозяйство как центральное свойство и условие многосложного целостного процесса взаимодействия человека с миром. Вместе с тем, полученные результаты диссертационного исследования имеют междисциплинарный характер и могут быть использованы в таких областях гуманитарных знаний как история экономических учений, социология, эстетика, религиоведение, культурология и современная философия.

Философская ценность работы состоит в том, что сформулированные в рамках исследования антропологических проблем философии хозяйства выводы, представляют собой реконструкцию исторически сложившегося экономического мировоззрения на многогранный феномен человека. Полученные результаты в ходе анализа проблем творчества, свободы и необходимости, отчуждения в рамках философии хозяйства С.Н. Булгакова, проливают свет на важнейшие трансформации духовной структуры личности, происходящие под воздействием роста экономических ценностей, и как следствие становятся причиной тривиализации и вульгаризации самоценности и достоинства человека, носящих планетарный характер. Вместе с тем, выводы относительно анализа философии хозяйства С.Н. Булгакова смогут поспособствовать дальнейшей разработке представления о хозяйстве, как о целостном и гармоническом процессе художественно-эстетического преображения мира и человека в целом.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы в качестве дополнительного ракурса по введению в философию хозяйства С.Н. Булгакова, а также выявлению особенностей и анализа специфики философского дискурса русского мыслителя в целом. В том числе полученные сведения, позволяют получить более глубокую осведомленность о философии хозяйства, что позволяет по-новому взглянуть на решение исследуемых

антропологических проблем применительно к перспективе попыток творческого их переосмысления, исходя из реалий современного состояния русской историко -философской мысли.

Объем используемого материала для диссертационного исследования может быть использован в форме чтения лекций на курсах истории философии, русской философии, базовых спецкурсов по истории экономических учений, философским проблемам хозяйства, а также по этике и религиоведению, курсы которых читаются в высших учебных заведениях, институтах и программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Разработанный диссертационный материал может быть использован в качестве преподавания философских дисциплин в высших учебных заведениях, в частности для студентов философских и экономических специальностей, а также в гимназиях и лицеях.

Методологические и теоретические основы диссертационного

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мирошкин, Михаил Сергеевич, 2018 год

Список литературы

1. Августин Аврелий. Беседы души с Богом / Блаженный Августин. - Москва: Фонд содействия образованию XXI в.: Паломник, 2006 (М.: Типография АО "Молодая гвардия"). - 159 с.

2. Акулинин, В.Н. С.Н. Булгаков: Библиография. — Новосибирск: Наука, 1996.

3. Акулинин, В.Н. Философия всеединства (от В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому). - Новосибирск: Наука, 1990.

4. Александрийский, Климент. Строматы. Книги 1-7 [Текст] / Климент Александрийский; перевод с древнегреческого, предисловие, комментарии Е. В. Афанасина. - Изд. 3-е, испр. - Санкт Петербург: Изд-во Олега Абышко, 2018. - 803 с.

5. Алексеев, H.H. Опыт построения философской системы на понятии хозяйства (С.Н. Булгаков. Философия хозяйства. Ч. 1. Мир как хозяйство. -М., 1912) // Вопросы философии и психологии. - 1912. Кн. 5 (115). - С. 704735.

6. Алексеева, И.Ю. Булгаков Сергей Николаевич // Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. - М.: Изд-во «Третий Академический проект», 1999. - С. 132-133.

7. Антология современной философии хозяйства / под ред. Ю.М. Осипова: В 2 т. Т. 1. - М.: Магистр, 2010. - С. 832.

8. Антология современной философии хозяйства / под ред. Ю.М. Осипова: В 2 т. Т. 2. - М.: Магистр, 2010. - С. 880.

9. Аристотель. Политика. Метафизика. [перевод с древнегреческого] / Аристотель. - Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008. - 958 с.

10. Батай, Ж. «Проклятая часть» : Сакральная социология: Пер. с фр. / Сост. С.Н. Зенкин. - М.: Ладомир, 2006. - С. 742.

11. Батай, Ж. Сумма атеологии : Философия и мистика. Пер. с фр. / Сост. С.М. Зенкин. - М.: ВРС, 2016. - С. 556.

12. Башляр, Г. Новый рационализм: Пер. с фр./Предисл. И общ. Ред. А. Ф. Зотова. - М.: Прогресс, 1987. - С. 376.

13. Беме, Якоб. Аврора, или Утренняя заря в восхождении: [Пер. с нем.] / Якоб Беме. - Репринт. воспроизведение. - М.: Гуманус: Политиздат, 1990. - 413 с.

14. Бердяев, Н.А. Самопознание: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 624 с.

15. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480 с.

16. Бердяев, H.A. О назначении человека. - М.,1994. - 457 с.

17. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - 600 с.

18. Бердяев, H.A. Творчество и объективация. - Минск, 2000. - 304 с.

19. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - Минск: Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2017. - 1519 с. : ил.

20. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - С. 269.

21. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть - 5-е изд. - М.: «Добросвет», «Издательство «КДУ», 2015. - 392 с.

22. Бондарева, Я.В. Генезис принципа трансцендентности как методологической основы русской религиозной мысли // Вестник МГОУ Серия «Философские науки». - № 2. - 2009. - С. 14-24.

23. Бондарева, Я.В. Единство веры и знания как базовый гносеологический принцип русской религиозной философии середины XIX - первой половины XX веков (статья вторая) // Вестник МГОУ Серия "Философские науки". - № 1. - 2010. - С. 23-27.

24. Бондарева, Я.В. История русской религиозной философии. Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО. - 2016. - 270 с.

25. Бондарева, Я.В. Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ. - М.: Изд-во МГОУ. - 2011. - 322 с.

26. Бондарева, Я.В. Отечественная религиозно-философская антропология: антиномия свободы и детерминизма// Вестник МГОУ Серия "Философские науки". - № 1. - 2014. - С. 47-53.

27. Бондарева, Я.В. Развитие принципа синергии в учениях о преобразовании человеческого бытия (к вопросу о методологических основаниях русской религиозной философии) // Вестник МГОУ Серия "Философские науки". - № 2. - 2013. - С. 5-10.

28. Булгаков, С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. -СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. - 736 с.

29. Булгаков, С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2007. - С. 988.

30. Булгаков, С.Н. Капитализм и земледелие. Т. 1 / С. Булгаков, - СПб. : Тип. и литогр. В.А. Тиханова, 1900. - С. 338.

31. Булгаков, С.Н. Капитализм и земледелие. Т. 2 / С. Булгаков, - СПб.: Тип. и литогр. В.А. Тиханова, 1900. - С. 458.

32. Булгаков, С.Н: pro et contra: Т. 1 / Сост., вступ. статья и коммент. И.И. Евлампиева. - СПб.: РХГИ, 2003. - 1000 с.

33. Булгаков, С.Н. О рынках при капиталистическом производстве / С.Н. Булгаков; сост., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - С. 528.

34. Булгаков, С.Н. Православие / Худож. оформ. Б. Ф. Бублик. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. - 480 с.

35. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / Худож. оформ. Б. Ф. Бублик. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. - 672 с.

36. Булгаков, С.Н. Тихие думы / Сост., подгот. Текста и коммент. В. В. Сапова; Послесл. К. М. Долгова. - М.: Республика, 1996. - 509 с.

37. Булгаков, С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. Том 1. От марксизма к идеализму. - М.: Наука, 1999. - (Социологическое наследие) - 336 с.

38. Булгаков, С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. Т. 2. Статьи и работы разных лет. 1902-1942 - М.: Наука. 1999. - (Социологическое наследие) - 826 с.

39. Булгаков, С.Н. прот. Философия имени. М.: Издательство «КаИр», 1997. - С. 330.

40. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / Вступ. ст. А Филиппова; Коммент. В. Сапова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - 352 с.

41. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства. - В кн.: Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах. Т.1: Философия хозяйства. Трагедия философии. - М., 1993. - 608 с.

42. Булгаков, С.Н. Избранные статьи. - В кн.: Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах. Т.2: Избранные статьи. - М., 1993. - 754 с.

43. Бычков, В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. — 743 с.

44. Бычков, В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства / В.В. Бычков. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 786 с.

45. Ваганова, Н.А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова / Н.А. Ваганова. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. - 464 с.

46. Василий Великий (архиеп.кесарийс.) Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской: [Перевод]. - М.: Паломник, 1993. - 358 с.

47. Вебер, Макс. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / Макс Вебер; [пер. с нем. М. И. Левиной]. - Москва: Бизнеском, 2013. - 321 с.

48. Водолагин, А.В. Метафизика воли. Волюнтаристическая традиция в истории западной философии. - М.; СПб.: Нестор-История, 2012. - 288 с.

49. Гегель, Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель; пер. Г. Шпета. - Изд. 3-е. - Санкт-Петербург: Наука, 2015. 443 с.

50. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. 1. М., «Мысль», 1970. 501 с.

51. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. 2. М., «Мысль», 1970. 248 с.

52. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. 3. М., «Мысль», 1970. 371 с.

53. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., «Мысль», 1974. 452 с.

54. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. Отв. Ред. Е. П. Ситковский. Ред. колегия: Б. М. Кедров и др. М., «Мысль», 1975. - С. 695.

55. Гольбах, П.А. Избранные произведения в двух томах. Под общ. Ред. и со вступит. статьей Х. Н. Момджяна. Пер. с фр. М., Соцэкгиз, 1963. Т. I. С. 715.

56. Гольбах, П.А. Избранные произведения в двух томах. Под общ. Ред. и со вступит. статьей Х. Н. Момджяна. Пер. с фр. М., Соцэкгиз, 1963. Т. II. С. 563.

57. Григорий Богослов (Патриарх Константинопольский). Собрание творений: в 2-х томах / Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. - Репр. изд. - [Б. м.]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Т. 2. -1994. - 596 с.

58. Григорий Нисский. Избранные творения [Текст] / святитель Григорий Нисский. - 2-е изд. - Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 383 с.

59. Григорий Палама. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы: Пер. с греч.]. - М.: Паломник, 1993. - 254 с.

60. Гуссерль, Эдмунд. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология [Текст]: введение в феноменологическую философию / Эдмунд Гуссерль; пер. с нем. Д. В. Кузницына. - Санкт-Петербург: Наука, 2013. - 493 с.

61. Декарт, Рене. Рассуждение о методе [Текст]. - Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2018. - 315 с.

62. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с.

63. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках. Русская философия в поисках абсолюта. Ч.1., СПб., 2000. - 415 с.

64. Емельянов, Б.В. Очерки русской философии начала ХХ века. Екатеринбург, 1992.

65. Ермаков, С.А. Путь жизни человека: святоотеческая традиция и современность. - Н. Новгород. 2002. - 334 с.

66. Ермичев, А.А. Три свободы Николя Бердяева: (Из цикла "Страницы истории отеч. филос. мысли"). - М.: Знание, 1990. - 63 с.

67. Жития и творения русских святых. - М.: Современник, 1993. - 480 с.

68. Жуков, В.Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму: монография. - Москва: Оригинал-макет, 2017. - С. 352.

69. Зарин, С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. - М.: Православный паломник, 1996. - 694 с.

70. Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2-х тт. - Ленинград, «ЭГО», 1991.

71. Зеньковский, В.В. Основы христианской философии. - М.: Канон, 1997. -560 с.

72. Зеньковский, В.В. Русские мыслители и Европа. - М.: Республика, 1997. -368 с.

73. Зейпель, И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви / И. Зейпель; пер. с нем. с предисл. С. Н. Булгакова. - Изд. 2-е. - Москва: URSS, cop. 2012. - С. 332.

74. Зиммель, Г. Избранное: Проблемы социологии [Электронный ресурс]. -СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. - 416 с.

75. Зомбарт, В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека; Художественная промышленность и культура / Пер. с. нем. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. - С. 576.

76. Игумен Модест. Св. Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском Свете и о действиях Божиих. - Киев, 1860.

77. Изборник Святослава 1073 года. // сб.статей, М., 1983. Кн.1-2.

78. Изборник 1076 г. / Изд. подготовили В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина, В. Г. Демьянов, Г. Ф. Нефедов. М., 1965.

79. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х тт. - М.: ТОО «Рарогъ», 1993. - 448 с.

80. Ильин, И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. - М.: Русская книга, 1994.

81. Иоанн Дамаскин. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина: Пер. с греч. Т. 1. Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913.

82. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии / Святитель Иоанн Златоуст. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008 (Чехов (Моск. обл.): Чеховский полиграфкомбинат). - 223 с.

83. Ионайтис, О.Б. Русская средневековая философия и византийские традиции.

- Екатеринбург, 1999.

84. Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни/Новооткрытые тексты. - СПб., 2003. - 251 с.

85. Исупов, К., Савкин, И. Русская философия собственности (ХУП-ХХ вв.). -СПб. СП «Ганза», 1993. - С. 512.

86. Камю, А. Бунтующий человек. Философия, Политика. Искусство: Пер. с фр.

- М.: Политиздат, 1990. - С. 415.

87. Карсавин, Л.П. О началах. - YMCA-PRESS, СПб., 1994. - 376 с.

88. Карсавин, Л.П. Св. Отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях), - М.: Изд-во МГУ, 1994.

89. Карсавин, Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. / сост. и вступ. ст. С.С. Хоружего. - М.: «Ренессанс», 1992. - 325 с.

90. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. - М.: «Паломник», 1996. - 450 с.

91. Клеман, О. Богословие отцов Древней Церкви: тексты и комментарии. М., 1994.

92. Климков, О.С. Проблема телесности в антропологии исихазма // Новые идеи в философии. - Пермь, 1998. - Вып. 7. - 176-178.

93. Кокорин, А.А. Анализ: теория, методология, методика (аксиоматическое эссе). Изд. 2-е (перераб. и дополн.). - М.: Издательство МГОУ, 2009. - 292 с.

94. Кокорин, А.А. Идеология: хрестоматийные заметки. - М.: Издательство МГОУ, 2007. - 358 с.

95. Кокорин, А.А. Сравнительный анализ. - М.: Издательство МГОУ, 2007. - 152 с.

96. Кокорин, А.А. Философия и наука. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - 207 с.

97. Кокорин, А.А. Философия и мировоззрение. - М.: Издательство МГОУ, 2009. - 224 с.

98. Кокорин, А.А. Философский алгоритм познания: содержание и практические возможности. - М.: Издательство МГОУ, 2013. - 324 с.

99. Кокорин, А.А. Идеология: теория методология методика. - М.: Издательство МГОУ, 2009. - 264 с.

100. Кокорин, А.А. Политика: теория, методология, методика (аксиоматические заметки). Изд. 2-е доп. и перераб. - М.: Издательство МГОУ, 2009. - 204 с.

101. Ксенофонт. Сократические сочинения: Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой / Ксенофонт Афинский; Пер., статьи и комментарии С. И. Соболевского, 1935. - М.: 417 с.

102. Кант, И. Критика практического разума [Текст]: [перевод с немецкого: 6+] / Иммануил Кант. - Москва: Эксмо, 2015. - С. 222.

103. Кант, И. Критика чистого разума / Иммануил Кант. - Санкт-Петербург: Наука, 2008. - 606 с.

104. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля: Лекции по феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе / Александр Кожев; подборка и публ. Реймонд Кено; пер. с фр. А.Г. Погоняйло. - Изд. 2-е, стер. - Санкт-Петербург: Наука, 2013. - С. 791.

105. Лакан, Ж. Психозы (Семинары, Книга III (1955/56)). Пер. с фр. / А. Черноглазова. М.: Издательство ''Гнозис'', Издательство "Логос". 2014). - С. 432.

106. Лакан, Ж. Тревога (Семинар, книга X (1962/)). Пер. с фр./ А. Черноглазова. М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос». 2010). - С. 424.

107. Лактанций. О смертях преследователей / Лактанций; пер. с лат. яз., вступ. ст., коммент., указ. и библиогр. список В. М. Тюленева. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. - 279 с.

108. Ламетри, Ж. О. Человек-машина: Пер. с фр. - Мн.: Литература, 1998. - С. 704.

109. Лаэртский, Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. - М.: Изд-во «Мысль», 1998. - 572 с.

110. Лебедева, Е.В. Антроподицея С.Н. Булгакова: космоургический аспект человеческого бытия: Монография. - Балашиха, 2008. - 102 с.

111. Лейбниц, Готфрид Вильгельм. Т. 1. Сочинения: в 4 т. - Москва: Мысль, 1982.

- 636 с.

112. Лосский, Вл. Боговидение. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. - 125 с.

113. Лосский, Вл. По образу и подобию. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. - 200 с.

114. Лосский, Вл. Спор о Софии. Статьи разных лет. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. - 196 с.

115. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло. - М.: «Республика», 1994. - 432 с.

116. Лосский, Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991.

- 480 с.

117. Лосский, Н.О. Свобода воли. М., «Директ-Медиа», 2008. - 230 с.

118. Лосский, Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М.: «Республика», 1995. - 400 с.

119. Лукомский, Л.Ю. Апофатика и катафатика в платонической философии. М.: Мир, 2008.

120. Максим Исповедник. Творения. Кн.1 и 2. М.: Мартис, 1993.

121. Маньковская, Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. 2-е изд. Переработанное и дополненное, М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 496 с.

122. Маркс, К. Энгельс, Ф. Из ранних произведений. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 699 с.

123. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. (Пер. И. И. Скворцова-Степанова.) Т. I. Кн. I. Процесс производства капитала. М., Политиздат, 1978.

- С. 907.

124. Маркс, К. Теории прибавочной стоимости. (4-й том «Капитала»). Ч. 1. М., Политиздат, 1978. - С. 476.

125. Маркс, К. Теории прибавочной стоимости. (4-й том «Капитала»). Ч. 2. М., Политиздат, 1978. - С. 703.

126. Маркс, К. Теории прибавочной стоимости. (4-й том «Капитала»). Ч. 3. М., Политиздат, 1978. - С. 674.

127. Мизес, Людвиг фон Социализм: экономический и социологический анализ / Л. Фон Мизес; пер. с англ. Б. Пинскера; науч. ред. Р. Левита. - Москва; Челябинск: Социум, 2016. - С. 598.

128. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др. - М.: Культурная революция, 2005. - 880 с.

129. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Фридрих Ницше. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 640 с.

130. Ориген. О началах: [Перевод] / Ориген. - Самара: РА, 1993. - 318 с.

131. Платон. Политика: Наука об упр. Государством / Платон, Аристотель. - М.:

ЭКСМО; СПб.: 2003. - 859 с.

132. Плотин. Эннеады. Перев. с древнегреч. и англ. — К.: УЦИММ-ПРЕСС, 1995. — 394 с.

133. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки герменевтике / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. - М.: Академический Проект, 2008. - 695 с.

134. Ростова, Н.Н. Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека: монография. - Москва: Проспект, 2017. - С. 432.

135. Русская религиозная антропология. / Антология. В 2-х тт. Тт. 1-2. М., 1997.

136. Русская философия: Новые исследования и материалы: Проблемы методологии и методики (отв. Ред. Замалеев А.Ф.). - СПБ., 2001. - 397 с.

137. Русская философия конца XIX- начала XX вв.: Антология. - СПб.: Издво Санкт-Петербургского ун-та, 1993. - 592 с.

138. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. - 638 с.

139. Сартр, Ж-П. Дневники странной войны, сентябрь 1939-март 1940 / Жан-Поль Сартр; Предисл. и примеч. А.Э. Сартр; Пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. -СПб.: Владимир Даль, 2002. - С. 812.

140. Семаева, И.И. Поиск идентичности: русская религиозная философия ХХ века и ее духовные основания. М., 2004. - 220 с.

141. Семаева, И.И. Православный энергетизм и проблема творчества в русской религиозной философии // Культура и творчество. - Тверь. - 1995. - С. 89-96.

142. Семаева, И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины ХХ века. - М.: «Логос», 1991. - 244 с.

143. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. - М., 1995.

144. Сковорода, Г.С. Сочинения. - Мн.: Современный литератор, 1999. - 704 с.

145. Славин, Б.Ф. Марксизм: испытание будущим. О дискуссионных вопросах теории и истории. М.: ЛЕНАНД, 2014. - С. 400.

146. Смит, Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов: [перевод с английского] / Адам Смит. - Москва: Эксмо, 2009. - 956 с.

147. Соколов, И.И. Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Его труды и учения об исихии. - СПб., 1913.

148. Соловьев, В.С. Полн. собр. соч. и писем в 20 томах. М.: Наука. 2000.

149. Соловьев, В.С. Сочинения в 2-х тт. М.: «Правда», 1989.

150. Сочинения древних христианских апологетов. - СПб., 1999. - 945 с.

151. Спиноза, Б. Сочинения: В 2 т. Т. II. - 2-е изд., стер. - СПб.: Наука, 2006. - 630 с.

152. Степин, B.C. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

153. Суворова, О.С. Представления о человеческой телесности в структуре личностного знания // Познание и его возможности. М., 1994.

154. Суворова, О.С. Человек: душа и тело, смерть и бессмертие: Поиски решения проблемы в истории культуры. М., 1994.

155. Татаркевич, В. Античная эстетика. Пер. с польск. Предисл. А. Сикоры. М., «Искусство», 1977. - 327 с.

156. Творения древних отцов-подвижников (св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий), - М.: «Мартис», 1997. - 428 с.

157. Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. Апология [Текст] / Тертуллиан. -Москва: Изд-во АСТ ; СПб. : Северо-Запад Пресс, 2004. - 423 с.

158. Трубецкой, Е.Н. Избранное. - М.: Канон, 1997. - 480 с.

159. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни. - М.: «Республика», 1994. - 432 с.

160. Тутов, Л.А. Метафизика хозяйства и диалектика бесхозяйственности // Философия хозяйства. - М., 2004. - № 3. - С. 139-154.

161. Тутов, Л.А. Российская модель философии хозяйства: по работам С.Н. Булгакова, Н.Ф. Федорова и Н.А. Бердяева // Антология современной философии хозяйства. В 2 т. Т. 1. - М.: Магистр, 2010. - С. 346-366.

162. Тутов, Л.А. Философия хозяйства и экономическая теория: точки пересечения и противоречия // Антология современной философии хозяйства. В 2 т. Т. 1. - М., 2010. - С. 77-88.

163. Федоров, Н.Ф. Философия общего дела / Н.Ф. Федоров. - М.: Эксмо, 2008. -С. 752.

164. Фейербах, Людвиг. Сущность христианства; Основы философии будущего: [Пер. с нем] / Людвиг Фейербах. - Рига: Звайгзне, 1983. - 214 с.

165. Фихте, И.Г. Сочинения в 2-х томах. Издательство: Мифрил, Санкт-Петербург; т.1 - 687, т.2 - 798 с.

166. Флоренский, П.А. Сочинения в 4-х т. - М.: Мысль, 1994-2000.

167. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 640 с.

168. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли. // Павел Флоренский. Имена. М., Эксмо, 2006. - С. 322.

169. Флоровский, Г.В. Восточные отцы IV-VIII веков. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. - 260 с.

170. Флоровский, Г.В. Из прошлого русской мысли. - М.: «Аграф», 1998. - 432 с.

171. Флоровский, Г.В. Догмат и история. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. - 488 с.

172. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991. - 600 с.

173. Франк, С.Л. Реальность и человек. - М.: «Республика», 1997. - 480 с.

174. Франк, С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

175. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб.: Наука, 1995.-656 с.

176. Франк, С.Л. Сочинения. - М.: Изд-во «Правда», 1990. - 608 с.

177. Франк, С.Л. Непостижимое. // Франк С.Л. Сочинения. М., «Правда», 1990.

178. Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Академический Проект, 2011. - С. 460.

179. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - С. 447.

180. Хайек, Ф. Дорога к рабству / Фридрих Хайек; пер. с англ. М. Гнедовского -М.: АСТ: Астрель, 2010. - С. 317.

181. Холодный, З.И. А.С. Хомяков и современность: Зарождение и перспективы соборной феноменологии. М.: Академический проект, 2004. 528 с.

182. Хомяков, А.С. Сочинения в 2-х тт. - М.: Медиум, 1994.

183. Хоружий, С.С. Богословие соборности и богословие личности: симфония двух путей православного богомудрия. М., 2003.

184. Хоружий, С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. - 137 с.

185. Хоружий, С.С. Заметки к энергийной антропологии. «Духовная практика» и «отверзание чувств»: два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. - 1999. - № 3. С. 55-84.

186. Хоружий, С.С. Идея всеединства от Гераклита до Лосева//Начала, 1994, №1. - М., 1994.

187. Хоружий, С.С. К феноменологии аскезы. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 352 с.

188. Хоружий, С.С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000.-477 с.

189. Хоружий, С.С. После перерыва. Пути русской философии. - М., 1994.

190. Хоружий, С.С. Проблема личности в Православии: мистика исихазма и метафизика всеединства//Философская и социологическая мысль. - Киев, 1991, №4.

191. Хоружий, С.С. Хомяков и принцип соборности//Пути русской философии. -СПб., 1994.

192. Черноглазов, А. Лакан. Приглашение к реальному. М.: проект letterra.org, 2015. - 220 с.

193. Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 2 / Сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга. — М.: Мысль, 1987. - 637 с.

194. Шмоллер, Густав Фридрих. Справедливость в народном хозяйстве; Разделение труда [Текст] / Г. Шмоллер; пер. с нем. В. М. Нечаева. - Изд. 2-е. - Москва: ЛИБРОКОМ, 2012. - 216 с.

195. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: мир как воля и представление; О четверояком корне закона достаточного основания / Артур Шопенгауэр; [пер. с нем.]. - М.: Престиж Бук, 2011. - С. 1032.

196. Шпенглер, Освальд. Закат Европы / О. Шпенглер. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 637 с.

197. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире / К. Ясперс // пер. А. К. Судакова. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 384 с.

198. Bibliographie des oeuvres de Serge Boulgakov = Сергей Булгаков, библиография / Etablie par Naumov K.; Pref. de Andronikof С - P.: Inst. d'etudes slaves, 1984. - 160 p., ill. - (Bibl. russe de l'Inst. d'etudes slaves; T. 68/1) Indices: p. 117-159.

199. Boudon R. Protestantisme et capitalisme: bilan d'une controverse // Commentaire. -P., 1999/2000. - Vol. 22, N 88. - P. 807-818.

200. Bruhns H. Lectures économiques de Max Weber // Pensee. - P., 1998. - N314.-P. 39-55.

201. Chazel F. Comment fautil interpreter l'oeuvre de Max Weber // Rev. fr.de sociologie. - P., 1998. - A. 39, N 2. - P. 420-431.

202. Delannoi G. La prudence en politique: Concept et vertu // Rev. fr. de science polit.-P., 1987.-Vol. 37, N5.-P. 597-615.

203. Donegani J.-M.; Sadoun M. Alterite et alterations du libéralisme // L'autre: Etudes reunies pour Alfred Grosser. - P., 1999. - P. 115-134.

204. Grinfeld A. L'economie de l'idéal: Veconomie politique de N. Berd- jaev, S. Bulgakov, S. Frank et P. Strave // Canad. Amer. Slavic studies = Rev. Ca-nad. d'etudes slaves. - Irvine (Cal.), 1997. Vol. 31. № 2. P. 151.

205. Grossein, J.-P. A propos d'une nouvelle traduction de L'Ethique protes tante et l'espnt du capitalisme // Rev. fr. de sociologie. - P., 2002. -N 43-44. - P. 653-671.

206. Hodgson M., Screpanty E. Introduction in: Rethiuking Economics: Markets, Technology and Economic Evolution / Ed. by G. M. Hodgson, E. Screpanty. -Aldershot, 1991.

207. Hodgson G.M., Samuels W.G., Tool M.R. (eds.). The Elgar Companion to institutional and Evolutionary Economics. - Aldershot, 1994.

208. Kalberg S. Max Weber Typen der Rationalitat. Grundsteine fur die Analyse von Rationalisierung-Prozessen in der Geschichte // Max Weber und die Rationalisierung sozialen Handelns. - Stuttgart, 1981. - S. 18-19.

209. Kolakowski L. Main currents of Marxism. U. 2. - Oxford University Press, 1981.

210. Lowy M. Weber et Marx, protestantisme et capitalisme // Pensee. - P., 1998.-N314.-P. 15-23.

211. Masarik T. G. Sur russischen Geschichte - und Religionsphilosophie. - Jena, 1913. Bd. 2. S. 429-430.

212. McCloskey D. The Rhetoric of Economics. - Medison University of Wisconsin Press, 1985.

213. Nelson B. Max Weber and the Discontents and Dilemmas of Contemporary Universall Rationalized Post-Christsian Civilization//Max Weber und die Rationalisierung sozialen Handelns. - Stuttgart, 1981. - S. 3.

214. Société moderne et religion : Autour de Max Weber. - P., 19 86- 165 p. - (Arch, de sciences sociales des religions; A.31, N61(1).

215. Pichet C Max Weber et le neo-kantisme. Pour une politique de la mode mite // Rev. de métaphysique et de morale. - P., 1994. - A. 99, N 3. P. 327-344.

216. Putman G.F. Russian liberalism challenged from within: Bulgakov and Berdyev in 1904-1905 // Slavonica East Europ? - L., 1965. - Vol. 43. - № 6. -P. 335-353.

217. Putman G.F. Russian alternatives to Marxism. - Knoxville, 1997.

218. Raynaud Ph. La causalité historique selon Max Weber: remarques sur les la "Etudes critiques pour servir a la logique des sciences de culture" // Social science inform. - London; Beverly Hills, 1986. - Vol. 25, N1. - P. 3-28.

219. Scherrer J. Du marxisme a 1 idealisme: Une nouvelle lecture de Bulgakov // Cahiers du monde russe et sov. - P., 1988. - Vol. 29, N 3/4. - P. 481486.

220. Schluchter W. Max Webers Konruzianismusstudie — Versuch einer Einordnung. // Max Webers Studie über Konnizianismus und Taoismus. Interpretation und Kritik. - Frankfurt/M., 1983. - S. 1.

221. Tillich P. The Shaking of the Foundations. Harmondsworth, 1962.

222. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. B. II. Hinduismus und Buddhismus. - Tubingen, 1923. - S. 1-4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.