Антропная катастрофа: сущность, причины, генезис тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Яшкова, Любовь Алексеевна

  • Яшкова, Любовь Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 168
Яшкова, Любовь Алексеевна. Антропная катастрофа: сущность, причины, генезис: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2009. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Яшкова, Любовь Алексеевна

Введение

ГЛАВА 1. Антропная катрофа и ее ение в мифологии, религии, филфии и науке

1.1. Антропная катрофа в оковых формах ее репрезентации: мифах и мировых религиях

1.2. Фило-научное понимание катрофы и антропной катрофы

1.3. Современные преавления об антропной катрофе

ГЛАВА 2. Динамичая модель антропной катрофы

2.1. Кризкультуры как объективная причина антропной катрофы и механизмы формирования упрощения человека

2.2. Качвощвования какбъективная причина антропной катрофы

2.3. Динамика антропной катрофы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропная катастрофа: сущность, причины, генезис»

Актуальность исследования феномена антропной катастрофы, ее причин, генезиса, сущности обусловлена тем, что современное бытие включает в себя спектр уже явленных и возможных катастроф гибельных для человека и всего живого на Земле. Наряду с угрозой катастроф экзогенного происхождения (возрастание энтропии в физических процессах, изменение магнетизма Земли, гибель звезд, гибель Солнца или столкновение с Солнцем, замедление вращения Земли, конкуренция видов), существует угроза катастроф экзо-эндогенного происхождения, вызванных изменениями среды, являющейся следствием деятельности самого человека (экологическая катастрофа, угроза ядерной войны и применения бактериологического оружия, изменение климата, исчерпаемость энергоресурсов, вымирание видов животных и растений, возникновение смертельных болезней: СПИД, другие вирусные болезни, распространение рака и т.д.). Техногенная катастрофа, политический, экономический кризисы, кризис науки и других сфер жизнедеятельности человека - это неполный перечень глобальных проблем человечества, которые в настоящее время называют системным кризисом. Катастрофичность человеческого существования связана с качественными изменениями сущностных свойств человека, вплоть до утраты человечности, при неизменности биологического вида Homo sapiens.

Катастрофичность человеческого существования усугубляется невозможностью прогнозирования будущего в условиях системного кризиса, что связано с кризисом культуры в целом. Кризис культуры сопровождается еще большей отчужденностью человека от самого себя, увеличением тревожности как состояния человека и общества в целом. Такие состояния реализуются и проявляются в увеличении количества самоубийств, росте числа патологий психики (депрессии, неврозы, фобии, маниакальные состояния). Для построения адекватной гипотезы исторического развития недостаточно учета и анализа количественных параметров из области экономики, экологии, развития науки и технологий. Не менее актуальным является исследование внутреннего мира человека, его мировоззренческих установок и ценностных ориентиров, их деформации и сдвигов.

Таким образом, с одной стороны, трансформация сущностных свойств человека, проявляясь в его бытии, стала причиной глобальных проблем человечества. С другой стороны, задачей философии является осмысление общих закономерностей бытия, но недостаточно разработаны философско-антропологические категории, позволяющие анализировать и объяснять подобные процессы. В связи с отсутствием в философии четко определенных понятий «катастрофа» и «антропная катастрофа», актуально выявить сущностные черты этих феноменов, выяснить их роль и значение в описании человеческого бытия и определить понятие «антропная катастрофа».

Проблемы, которые описывает термин «антропная катастрофа», широко рассматриваются не только в философии, но и в гуманитарных и естественнонаучных исследованиях, связанных с изучением человека. Частные науки в пределах своих областей пытаются осмыслить подобные процессы, выбирая предметом исследования кризис, стресс, кризисные, неравновесные состояния и, конечно же, катастрофу. В частном знании не выработан целостный взгляд на антропную катастрофу. Исследование данного феномена, его осмысление необходимо, прежде всего, с позиции философской антропологии, поскольку именно она может дать методологические основания для исследований частным наукам. Требуют изучения причины антропной катастрофы, ее генезис.

Целостное осмысление антропной катастрофы с позиций философской антропологии позволит углубить и пополнить систематизированными данными три уровня проблем. Во-первых, позволит уточнить знания о человеке как системе, его системообразующих факторах, взаимодействии частей системы и влиянии этого взаимодействия на бытие самого человека; о воплощении в самом человеке единства и борьбы противоположностей; о человеке, как становящемся существе, проявляющем свою человечность в процессе реализации своих потенций. Вовторых, целостное осмысление антропной катастрофы позволит анализировать человека как систему, входящую в состав систем других уровней (общество, культура, биосфера); его активность как системы, приводящей к катастрофичности существования, проявляющейся в отношениях человека и общества, человека и культуры, а также человека и биосферы — с одной стороны, с другой стороны, поможет выяснить, как эта катастрофичность влияет на самого человека, какую угрозу она несет сохранению его целостности, человечности. Возможность такого конфликта между общим «прогрессом» и личностью давно открыта в литературе и философии. В-третьих, даст возможность осмыслить и провести философско-антропологическую экспликацию категорий: антропная катастрофа, упрощение.

Степень разработанности проблемы. Интерес различных сфер гуманитарного и естественнонаучного знания к проблематике катастрофы находит свое выражение в самых разнородных концепциях и идеях. Однако не определено понятие антропная катастрофа, как не определены и сущностные аспекты ее. Имеющиеся теоретические разработки затрагивают в основном тему катастрофы, представляющие собой всевозможные интерпретации качественного изменения чего-либо. Проблемы же связанные с качественными изменениями человека тоже имеют место в философии и науке, но обозначаются они как кризис человека или человечества.

С ранних времен развития культуры, когда человек начал осознавать происходящее с ним и вокруг него, его начали волновать перспективы развития, собственное место в мире, что нашло отражение в различных формах общественного сознания. Мифологическое, религиозное, философское знание отразили предчувствие, интуицию антропной катастрофы.

В мифологическом знании подобным предчувствием осуществлены попытки, предложить пути спасения человека, в связи с представленными там причинами гибели людей и мира в целом. Подобное содержание отражено, в частности, в эсхатологических мифах, различных народов мира, анализ которых представлен в работах А.Ф.Лосева, М. Элиаде, JI. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Дж. Фрэзера, И.В. Рака, Н.А. Чмыхова и других.

Мировые религии называют религиями спасения, поскольку в них отражена возможность преодоления катастрофичности существования путем выхода на новый уровень развития, что связано с возможностью жизни после смерти или на обновленной земле. Путь спасения находим в священных книгах и он связан с трансформацией человека при его жизни. О значении религии в истории народов мира, о специфике спасения писали: М. Вебер, С.А.Токарев, У.Л. Кинг, А.Н. Кочетов, P.M. Грановская, Дж. Ньюзнер и другие. Образ катастрофы, запечатленный в религиозном и мифологическом знании, продуцируется в различных видах искусства.

Начиная с античных философов, вся философская мысль была направлена на выявление специфики качественных изменений, перехода количественных изменений в качественные, что является сущностной характеристикой катастрофы, хотя понятие «катастрофа» стало употребляться значительно позже. В философии также рассматривались качественные изменения, происходящие с человеком, выяснялись его сущностные черты с целью определения путей спасения. Об этом писали: Диоген Лаэртский, Платон, Лукреций, Сенека, Плотин, Зенон, Клеанф, Хрисипп, Эпиктет, Эпикур, Ф. Аквинский, Скотт, Оккам и другие. Так или иначе, темы трансформации человека в процессе жизни касались западные философы: Ф.Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Ф. Ницше, И. Кант, А. Шопенгауэр, Г. Гегель, Э. Кассирер, М. Вебер, Э. Гуссерль, Н Гартман, А. Швейцер, П.Т. де Шарден, А Вебер и другие; атакже русские философы: Вл. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Гумилев и другие. В сочинениях этих авторов понятие «антропная катастрофа» не встречается. Данное понятие вводит С.Ф. Денисов, используя его для анализа библейских и философских стратегем спасения.

Идея качественной трансформации человека (процесс индивидуации посредством трансцендентной функции, реализация метамотиваций и другие направления), а также идея самопознания и самореализации разработана представителями различных направлений в философии и психологии: 3. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, А. Маслоу, Э. Шостром, Ф. Перлз, Э. Фромм, Дж. Каплан, С.В. Харитонов, В.В. Козлов и другие.

Противоречивая сущность человека открывается в существовании множества философско-антропологических концепций человека. В. Брюнинг выделяет девять направлений таких концепций: неотомистская антропология (Ж. Маритен, И. Гейзер и другие); аксиологическая антропология (Н.Гартман, А. Демпф и другие); натуралистическая философская антропология (И.П. Павлов, Д. Уотсон и другие); индивидуалистическая и персоналистская философская антропология (М. Шелер, В. Штерн и другие); экзистенциальная философская антропология (К. Ясперс, Н.А. Бердяев и другие); иррационалистическая антропология (А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет и другие); прагматическая антропология (К. Маркс, У. Джемс и другие); трансценденталистская антропология (И. Кант, О. Больнов и другие); объективно-идеалистическая философская антропология (Б. Бозанкет, Э.Шпрангер и другие). В каждой из этих концепций отражены основные (в рамках каждого подхода) специфические черты человека. Осуществлена попытка выявления предельных оснований человеческого в человеке.

М. Шелер, систематизируя различные подходы к объяснению человеческой сущности, выделил пять подходов к ее пониманию: через веру; через разум; как особого вида животного, как существа, определяемого влечениями (воля к власти, половое размножение, воля к питанию); как способного лишь к развитию пустых суррогатов разума (язык, орудия и др.); и еще один подход, на который мы опираемся в данном исследовании, дает рациональное обоснование идее сверхчеловека (Ф.Ницше). Вклад в развитие этой идеи внесли: Д. Керлер и Н.Гартман. Отрицание Бога в этом подходе влечет предельно допустимое повышение ответственности и суверенитета самого человека.

Современные авторы, объясняющие сущность человека (создающие идеальный конструкт человека), опираются на достижения микробиологии, генетики человека (расшифровку генотипа), психологии, культурологии и других отраслей науки: JI.JI. Киселев, В.Г. Борзенков, А.А. Зубов, Я.В. Сеснов, А.А. Гусейнов, А.П. Огурцов, Е.И. Ярославцева, Дж. Лаке и другие.

Все разнообразие имеющихся подходов подчеркивает сложность и неоднозначность природы человека, его сущностных качеств, что в свою очередь накладывает отпечаток на процессы качественных трансформаций человека, отражается в специфике феномена антропной катастрофы.

Человек как система, входящая в состав систем других уровней (общество, культура, биосфера), находящихся в состоянии кризиса, рассмотрен Т. Лессингом, И.Г. Гердером, О. Шпенглером, А. Тойнби, Э. Гуссерлем, П. Сорокиным,

A.Швейцером, П. Тейяром де Шарденом, Э. Дюркгеймом, К. Лоренцем, Х.Ортега-и-Гассетом, Э. Фроммом, А. Вебером, Г. Зиммелем, В. Франклом, Р.Штейнером, Р. Геноном, Г. Гессе, Г. Маркузе, Э. Ласло. Сложность взаимоотношений человека с миром осмысляли и отечественные ученые:

B.И.Вернадский, С.П. Капица, Ю.М. Лотман, П. Гуревич, М. Мамардашвили,

C.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Л.В. Лесков, М.В. Пропп, А.А. Асмолов, В.Н.Порус, С.С. Неретина и другие. В данных исследованиях представлен анализ качественных изменений человека, а также способа его бытия и влияние этих изменений на системы других уровней, частью которых человек является. В частности сделан акцент на антропологическом кризисе (К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, М. Бубер); на кризисе общества и кризисе власти (К. Поппер, Э. Мунье); на кризисе культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, А. Вебер и другие).

Исследование феномена катастрофы в естественных науках привели к созданию естественно-научной теории катастроф (Ж. Кювье); элемент катастрофичности отмечается в антропогенезе и других теориях, отражающих развитие как качественное преобразование чего-либо (В.Ф.Поршнев, Г. Селье, К.А. Астафьева-Урбайтис, Н.А. Ясаманов, Й. Дворжак, И.А. Резанов,

О.Доброгеев и другие); социобиология, в частности этология, провела анализ поведения и качественных изменений человека и животных, что способствует выявлению причин антропной катастрофы (К. Лоренц, Н. Тимберген).

Существует геометрическое моделирование катастроф, математическая теория катастроф. X. Уитни, Р. Тома, В.И. Арнольд, Т. Постон математическими методами объясняли процессы, составляющие катастрофу, анализировали ее динамику. У.Р. Эшби доказал теорему и вывел закон необходимого разнообразия, который говорит о том, что система способна справиться с решением проблемы, обладающей разнообразием, в случае если она (система) имеет еще большее разнообразие или способна создать в себе это разнообразие. Б.С. Флейшман предлагает математические выражения для количественной оценки предельных свойств системы, а также связывает сложность поведения со сложностью структуры системы.

Синергетика, систематизируя все знания о катастрофе, полученные в различных отраслях науки, рассматривает динамику катастрофы, выделяя её стадии, с описанием их сущностных черт: Г. Хакен, И. Пригожин, С. Курдюмов, И. Стингере, Е.Н. Князева, P.M. Рильке, В.Г. Буданов, В.Э. Войцехович и другие.

О вторичном упрощении как характеристике указывающей на приближение катастрофы в любой развивающейся системе говорили К.Н.Леонтьев, Н.Я. Данилевский.

В трудах философов - экзистенциалистов (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер, А. Де-Сент Экзюпери и другие) рассмотрена пограничная ситуация как условие качественного изменения человека, и изменения способа его бытия. Кризисные (неравновесные) состояния в бытии человека анализировали современные авторы: Э. Тоффлер, А.А. Баранов, В.В.Козлов, В.В. Новиков, М.Б. Федосеев, Ю.Н. Давыдов, Д.Линдсли, А.О. Прохоров, В.А. Гречанова, Л.И. Анцыферова и другие. Стадии неравновесного состояния человека описывали: Г. Селье, Дж. Каплан, о

Ф.Василюк, И. Дворжак. Г. Зиммель. Э.М. Чоран, Р. Генон связывали возникновение неравновесных состояний с «апокалипсисом смысла». В. Хёсле видел связь нестабильного состояния человека с кризисом идентичности. Анализ «катастрофического» сознания произвел О.В. Кузнецов.

В русской философии подчеркивалась амбивалентность катастрофического состояния мира и человека. Несмотря на апокалиптическую обостренность отечественной философской мысли конца XIX - начала XX веков, в произведениях русских мыслителей четко прослеживается тема духовного возрождения, воскрешения (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Д.Мережковский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Н.Ф. Федоров, П. Флоренский, В. Розанов, В. Иванов, Е. Трубецкой, Г. Федотов и другие).

Современную ситуацию системного кризиса и возможные варианты его развития рассматривали: А.П. Назаретян, И. Дворжак, О. Доброгеев, Т.А.Горелова, Е.В. Положенцева, А.А. Лиходеев, А.Н. Порус, М.В. Пропп, В.Алексеев, А.А. Асмолов, Р.С. Карпинская, Н.И. Лапин, Л.В. Лесков, В.А.Яковлев, Л.В. Суркова, Р.Г. Хлебопрос, С.Я. Матвеева, В.Э. Шляпентох и другие. Авторы, рассматривающие перспективы антропогенеза в настоящем и будущем: Е.А. Абрамян, Э.А. Азроянц, Н.И. Лапин, Н. Моисеев и другие.

Также на исследование оказали влияние работы по аксиологии (В.В.Ильин, С.М. Шалютин, С.Б. Токарева и др.).

В целом степень разработанности проблемы может быть оценена следующим образом. Философский анализ качественных трансформаций, естественно-научное понимание катастроф, математическое моделирование катастроф, исследование катастроф в частных науках были объединены синергетикой и позволили обозначить сущностные аспекты катастрофы. Антропная катастрофа является одним из видов катастроф. Священные книги, мифы, искусство, философия, гуманитарное знание рассматривали отдельные стороны, специфические черты качественных трансформаций человека (антропной катастрофы). Пограничные ситуации, неравновесные состояния; амбивалентность катастрофы; исследование человека как системы в составе систем других уровней, переживающих кризис; современный системный кризис; противоречивость человеческого существа, обладающего рядом специфических свойств, реализующихся в понятии человечность — все это мы определили как аспекты антропной катастрофы. Однако антропная катастрофа в целом как феномен, с выявлением ее сущности, причин, генезиса не была осмыслена, нет философско-антропологического определения понятия «антропная катастрофа».

Проблема исследования обусловлена отсутствием целостного философского взгляда на феномен антропной катастрофы, отражающего его специфику; отсутствием разработанных философско-антропологических категорий, позволяющих анализировать изменения, происходящие с человеком. Проблема находит свое выражение в ряде вопросов. Каковы сущностные аспекты антропной катастрофы? Что является объективными и субъективными причинами антропной катастрофы? Какова связь трансформации сущностных качеств человека и глобальных проблем человечества?

Анализ степени и направлений разработанности проблемы определил выбор объекта, предмета, цели, задач диссертационного исследования.

Объект исследования — антропная катастрофа: катастрофичное бытие человека, отраженное в мифологическом, религиозном, философском и научном знании.

Предмет исследования — сущность антропной катастрофы, ее причины, генезис.

Цель исследования — осмыслить феномен антропной катастрофы в различных формах ее репрезентации: мифологии, мировых религиях, философии и науке; выявить сущностные аспекты антропной катастрофы в их динамике.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

- Выявить специфические черты антропной катастрофы, проявляющиеся в мифах, мировых религиях, философии и науке.

Проанализировать причины антропной катастрофы и механизмы изменения сущностных характеристик человека.

Рассмотреть динамику антропной катастрофы и возможные аттракторы.

Дать философско-антропологическую экспликацию категорий «антропная катастрофа» и «упрощение».

Методологическая база диссертационного исследования включает в себя ряд методов: диалектический, герменевтический, системный подход, синергетический подход, метод экстраполяции.

Диалектический метод обусловлен неустранимой противоречивостью сущности катастрофы, ее амбивалентностью, он позволил выявить противоположные начала и, объединив их, перейти к новому качеству, осмыслить предельные основания объективных и субъективных причин антропной катастрофы, рассмотреть представление об антропной катастрофе в развитии.

Обращение к герменевтическому методу вызвано принципиальными затруднениями понимания и разнообразия интерпретаций данного понятия, попыткой анализа мифологических источников, а также религиозных текстов.

Системный подход позволил анализировать такую сверхсложную систему, как человек, который входит в состав систем другого порядка — общество, культура и биосфера. Он позволил рассматривать связи между элементами системы и с системами других порядков, что сделало возможным ответить на ряд поставленных в процессе исследования вопросов, а также совместно с синергетическим подходом позволил рассматривать такие качества систем как саморазвитие и самоорганизацию.

Метод экстраполяции позволил применить концептуальные основания исследований, полученных для феномена катастрофы как родового понятия, непосредственно к феномену антропной катастрофы.

Применение указанных методов позволило осуществить целостный анализ феномена антропной катастрофы и выявить специфические черты, на основе которых определяется понятие «антропная катастрофа», выявлены ее причины, генезис.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту.

1. Антропная катастрофа - есть изменения, происходящие с сущностными свойствами человека, превышающие границу меры, что приводит к качественному изменению этих свойств, проявляющихся в бытии человека. Она делает возможным новый способ развития системы, отличный от предыдущего. Крайние варианты такого развития: во-первых, достижение большей целостности, реализация человечности; во-вторых, гибель системы (утрата человечности). В том и другом случае катастрофа предполагает обязательное изменение качества системы.

2. Объективной причиной антропной катастрофы является кризис культуры, посредством действия ряда механизмов приводящий к возникновению упрощения как качественной характеристики человека. Упрощение затрагивает картину мира в сознании человека и его самосознание.

3. Качество существования человека является субъективной причиной антропной катастрофы. Качество существования описывает возможность реализации сущностных характеристик человека и имеет прямую зависимость от возможности реализации потенций человека (его сущности, человечности) и обратную зависимость от тенденции к упрощению.

4. Динамическая модель антропной катастрофы включает в себя: а) многофакторность изменений условий существования человека; б) развитие кризиса (неравновесного состояния); в) образование точки бифуркации -формирование аттрактора; г) возникновение качественно новой системы (гибель — утрата человечности либо большая целостность).

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в экспликации философско-антропологических категорий «антропная катастрофа» и «упрощение», в целостном осмыслении феномена антропной катастрофы, выявлении ее причин, сущностных аспектов, разработке динамической модели, что позволит решать ряд проблем не только философских, но и других наук, занимающихся изучением человека.

Практическая значимость диссертационного исследования дает возможность применения методологического анализа антропной катастрофы для поиска путей преодоления ее конструктивными способами, прогнозирования будущего, а также для решения ряда практических задач, связанных с неравновесными (кризисными) состояниями человека.

Основные обобщения и выводы диссертации могут быть использованы и учтены в практике преподавания учебных курсов по философской антропологии, философии культуры, психологии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и списка литературы. Данная структура определена целью работы и отражает последовательность решения задач исследования. Содержание диссертации изложено на 167 страницах. Список литературы включает 258 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Яшкова, Любовь Алексеевна

Выводы по второй главе:

1. Культура и человек в своем становлении и развитии оказывают взаимное влияние друг на друга. Процессы, происходящие в настоящее время в культуре, влияют на человека, актуализируя упрощение, как качественную характеристику современного человека, что проявляется в двух аспектах, во-первых, в упрощении картины мира, представленной в сознании человека, во-вторых, в упрощении самосознания человека.

2. Упрощение как качественная характеристика человека влияет на осуществление выбора, который проявляется в модусе человеческого бытия, ведя к выбору неподлинного бытия и нарушению трансценденции как сущностной потребности человека; следствием этого является доминирование танатальных тенденций.

3. Модель антропной катастрофы включает:

- многофакторное изменение условий существования, превышающих адаптационный порог;

- возникновение неравновесного состояния, кризиса в развитии системы;

- точку бифуркации — пиковую точку неравновесного состояния;

- формирование аттрактора;

- вектор катастрофического развития системы.

4. Антропная катастрофа амбивалентна, поскольку содержит в себе спектр возможных вариантов дальнейшего развития системы. Следовательно, допустимо полагать через ее осуществление два возможных крайних варианта: движение к большей целостности системы или ее гибель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование сущности, причин, генезиса антропной катастрофы позволило подойти к тому, что антропная катастрофа представляет собой изменения, происходящие с сущностными свойствами человека, превышающими границу меры, что приводит к качественному изменению самого человека, проявляющегося в его бытии и может быть реализовано в двух крайних формах. Во-первых, большей целостности, усложнении системы «человек», реализации качества человечности. Во-вторых, гибель системы (утрата человечности). В том и другом случае катастрофа предполагает обязательное изменение качества системы.

Осмысление подхода М. Шелера, выявившего и систематизировавшего сущностные характеристики человека; концепцию человека в трудах Ф.Ницше, Д. Керлера и Н. Гартмана, где отрицание Бога означает предельно допустимое повышение ответственности и суверенитета самого человека, позволило выделить объективные и субъективные причины антропной катастрофы, которые посредством определенных механизмов приводят к изменениям сущностных свойств человека, что, в свою очередь, проявляется в определенном способе бытия (качестве существования).

Объективной причиной антропной катастрофы является кризис культуры. Посредством ряда механизмов, каждый из которых причинно обусловлен, он приводит к упрощению, как сущностной характеристике современного человека. Упрощение затрагивает картину мира в сознании человека, а также его самосознание.

Субъективной причиной антропной катастрофы является качество существования человека. Модус бытия (подлинное, неподлинное) проявляется в качестве существования. Качество существования описывает возможность реализации сущностных характеристик человека. Качество существования имеет прямую зависимость от возможности реализации потенций человека (его сущности) и обратную зависимость от тенденции к упрощению. Исследование выявило закономерность, выражающуюся в обратной зависимости возможности реализации антропной катастрофы от качества существования человека. Чем выше качество существования, тем меньше вероятность возникновения антропной катастрофы.

В исследовании представлена динамическая модель антропной катастрофы, которую можно описать следующим образом. В силу многофакторности изменений условий существования человека, он, являясь системой, приводится в неравновесное состояние. Когда эти изменения превышают адаптационный порог, развивается кризис (неравновесное состояние), пиком которого является точка бифуркации, в которой происходит формирование аттрактора, определяющего направление дальнейшего развития системы (человека). Выход на определенный ! аттрактор предполагает возникновение качественно новой системы.

Обосновывается амбивалентность антропной катастрофы, которая проявляется в наличии противоположно направленных возможностей ее преодоления, возникновение системы, обладающей новым качеством (большей целостностью или разрушением системы, утерей человечности). Выбор направления своей активности как специфическая черта человека — может приводить к различным вариантам развития: к целостности или к гибели (утере человечности). Целостность имеет следствием — реализацию потенций, заложенных в человеке (реализацию человечности). Данное направление характеризуется внутренней обусловленностью, определяющей специфику, уникальность человека, приближением к реализации сущностных качеств, реализации человечности. Гибель происходит в случае выбора (осознанного или неосознанного) способа бытия, влекущего за собой доминирование танатальных тенденций. Не осуществление выбора есть редукция сущностной характеристики человека, что приводит к патологическим состояниям (сумасшествие с различным содержанием, либо к негативной дезинтеграции с потерей социальных коммуникаций, жизненности и возвратом в комфортную зону с минимальным уровнем витальности).

Исследование опирается на существующие в синергетике закономерности управления системой, находящейся вблизи точки бифуркации, что открывает направления для дальнейшего исследования, поиска путей преодоления антропной катастрофы, а также способов, влияющих на формирование аттрактора. Вероятно, для человека возможность уйти от притягивающего аттрактора гибели, может быть реализована через максимальное осознание происходящего и индивидуальные усилия каждого представителя человечества. Исследование способов преодоления аттрактора гибели должно включить в себя, в частности, такой аспект исследования как поиск путей, способствующих преодолению тенденции к упрощению, поскольку только сложность системы (особенно внутреннего мира человека) способствует преодолению катастрофы конструктивными способами. При этом антропная катастрофа может полагаться как момент перехода к новому качеству — продвижению к большей целостности и реализации человечности, то есть как обновление мира и человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Яшкова, Любовь Алексеевна, 2009 год

1. Августин Бл. А. О бессмертии души Текст. / А. Августин. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. - 511 с.

2. Азроянц, Э. Г. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Текст. / Э.Г. Азроянц. М.: «Новый век», 2002. - 414 с.

3. Азроянц, Э.Г. Эпитафия XX веку / Э.Г. Азроянц Текст. // Россия и современный мир. 2000. - № 1 (26) - С. 78-88.

4. Алексеев, А.И. Под знаком конца времен: очерки русской религиозности конца XIV нач. XVI Текст. / А.И.Алексеев. - СПб.: Алтейя, 2002. - 350 с.

5. Алексеев, В. Становление человечества Текст. / В. Алексеев. — М.: Изд-во политической литературы, 1984. — 462 с.

6. Алиев, И.А. Актуальные проблемы суицидологи Текст. / И.А.Алиев. -Баку: «Элм», 1987. 187 с.

7. Анциферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. 1994. - т. 15. - № 1.-С.З-18.

8. Апокалипсис смысла Текст. / Сборник работ западных философов XX -XXI вв. М.: «Алгоритм», 2007. - 272 с.

9. Аристотель Сочинения в 4 т. Текст. / Вступит ст. и примеч. И.Д. Роджанского. Т. 3. - М.: Мысль, 1981. - 613 с.

10. Арнольд, В.И. Теория катастроф / В.И.Арнольд. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 128 с.

11. Аршинов, В.И., Лайтман, М., Свирский, Я.И. Сфирот познания Текст. / Предисл. Л.С. Макорона, Э. Ласло. М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 248 с. (Традиции и ценности XXI века).

12. Асмолов, А.А. Экология, психология и историко-эволюционный подход к развитию человека Текст. / А.А. Асмолов // Вестник высшей школы. -1992.-№ 1.-С. 25-33.

13. Астафьева Урбайтис, К.А. Природные катастрофы в истории земли Текст. / К.А. Астафьева — Урбайтис и др. — М.: Знание, 1990. — 48 с.

14. Баранов, Г.В. Философия: словарь понятий. — Омск, 2003. — 277 с.

15. Бёме, Я. Аврора, или Утренняя звезда в восхождении / Я. Бёме. М.: Политиздат, 1990. -415 с.

16. Беккер, К.Ф. Мифы древнего мира: Всемирная история: от Древней Иудеи до падения Римской Империи Текст. / К.Ф.Беввер. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. - 720 с.

17. Бердяев, Н.А. О самоубийстве Текст. / Н.А. Бердяев. — М.: Изд-во МГУ, 1992.-24 с.

18. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды Текст. / Н.А. Бердяев. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 312 с.

19. Бердяев, Н.А. Смысл Истории. Новое Средневековье Текст. / Н.А. Бердяев. -М.: Канон+, 2002. 448 с.

20. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. [Текст] / Н.А. Бердяев. М.: «АСТ»; Харьков «Фолио», 2004. - 678 с.

21. Березина, Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности Текст. / Т.Н. Березина. М.: «ПЕРСЕ», 2001. - 319 с.23 .Библия: книги священного писания Ветхого и Нового завета Текст. — М.: Российское библейское общество, 1993. 1375 с.

22. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. — СПб.: Лань, 1999.-224 с.

23. Большой толковый психологический словарь Текст. / Р. Артур. Т. 1. (А О). - М.: Вече, ACT, 2000. - 592 с.

24. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2 т. Текст. / А.Боннар. Т. 2. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1994. 448 с.

25. Бородавкин, С.В. Гуманизм и гуманность как два языка культуры: Научное издание Текст. / С.В. Бородавкин. — СПб.: Издательство «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2004. 240 с.

26. Бубер, М. Проблема человека Текст. / М. Бубер. -М.: «ИНИОН», 1992. -146 с.

27. Будон, Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения Текст. / Пер. с фр. М.М. Кириченко; научн. Ред. М.Ф. Черныш / Р. Будон. М.: Аспект Пресс, 1998. - 284 с.

28. Булычев, И.И. О взаимосвязи природы человека с общественными отношениями и деятельностью Текст. / И.И. Булычев // Вестник Московского университета. Серия 7. - Философия. — 1992. - № 6. - С. 3-10.

29. Бутовская, М.Л., Файнберг, Л.А. У истоков человеческого общества. Поведенческие аспекты эволюции человека Текст. / М.Л. Бутовская, Л.А. Файнберг. М.: Наука, 1993. - 255 с.

30. Бэкон, Ф. Новый органон Текст. // Сочинения. В 2-х т. / Ф.Бэкон. Т.2. — М.: Мысль, 1978.-575 с.

31. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия Текст. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: ПИТЕР, 2000. 352 с.

32. Василюк, Ф. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Василюк. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 200 с.

33. Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры Текст. / А. Вебер. — СПб.: Университетская книга, 1998. 565 с.

34. Вебер, М. Избранное. Образ общества Текст. / М. Вебер: Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994. 704 с.

35. Вебер, М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. — М.: «Прогресс», 1990.-805 с.

36. Великие философские учения: мыслители, концепции, даты Текст. / Перевод, предисл. и примеч. И.С. Вдовиной. М.: Искусство XXI в., 2005. - 407 с.

37. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. М.: «Наука», 1989.-261 с.

38. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 1988.-520 с.

39. Воронина, К.П. Гуманистическая психология и онтопсихология о религии Текст. / К.П. Воронина // Вестник МГУ. Серия 7. — Философия. -2001. -№ i.c. 95-99.

40. Вроно, Е. Предотвращение самоубийства Текст. / Е. Вроно. — М.: Академический проект, 2001. 39 с.

41. Всемирная энциклопедия: Мифология Текст. / Гл. ред. и сост. М.В. Адамчик. Минск: «Современный литератор», 2004. - 1087 с.

42. Всемирная энциклопедия: Философия Текст. / Гл. научн. ред. И сост. А.А. Грицанов. — М.: «АСТ», Минск: Харвест «Современный литератор», 2001.- 1311 с.

43. Высоцкий, Ю.В. Человечество в системе мироздания: дис. док. философ, наук: / Ю.В.Высоцкий. СПб., 1999.

44. Гартман, Н. Этика Текст. / Н. Гартман. — СПб.: «Владимир Даль», 2002. 707 с.

45. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения. Т.1. Текст. // Энциклопедия философских наук. 4.1. Логика. / Г.В.Ф. Гегель. М.: Л.: Госуд. изд-во, 1930. - 367 с.

46. Гегель, Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. Текст. / Г.Ф. Гегель. Т.- 2. -М., 1977.-572 с.

47. Генисаретский, О.И. Окрест вершин: антропологическое воображение и перфективный праксис / Совершенный человек. Теология и философия образа Текст. / О.И. Генисаретсткий. М., 1997. - 263 с.

48. Грановская, P.M. Психология веры Текст. / P.M. Грановская. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. - 576 с.

49. Гречанова, В.А. Неопределенность и противоречивость в концепции детерминизма Текст. / В.А. Гречанова. — JL: ЛГУ, 1990. — 134 с.

50. Глобальный кризис: Метакультурные исследования. Материалы международного научного симпозиума «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность памяти Андрея Тарковского». В 2-х томах. Шуя, 2006.

51. Голосовкер, Я.Э. Сказания о титанах Текст. / Я.Э. Голосовкер. — М.: «Нива России», 1993.

52. Голубев, B.C. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы Текст. / B.C. Голубев. -М.: «Наука», 1992. 109 с.

53. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли Текст. / Л.Н. Гумилев. — М.: «Институт Ди-ДИК», 1997.-495 с.

54. Гурджиев, Г.И. «Человек есть множественность» Текст. / Л.Н. Гурджиев // Человек. 1992. - № 2. - С. 47-48.

55. Гурджиев, Г.И. Об эволюции человека Текст. / Г.И. Гурджиев // Человек. 1992. - № 2. - С. 49-50.

56. Гуревич, П. Вселенная по имени человек Текст. / П. Гуревич //Свободная мысль. 1991. - № 14. - С. 56-66.

57. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология Текст. / Э. Гуссерль. — СПб.: Фонд «Университет»: Владимир Даль, 2004. 398 с.

58. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия Текст. / Э. Гуссерль // Культурология XX век: Антология: Кризис культуры. М.: РАН, Ин-т научной информации по общественным наукам, 1994. - 203 с.

59. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому Текст. /Н.Я. Данилевский. -М.: «ЭКСМО»: «Алгоритм», 2003.-638 с.

60. Дворжак, Й. Земля, люди, катастрофы Текст. / Й. Дворжак. — К.: Выща шк. Изд-во при Киев. Ун-те, 1989. — 238 с.

61. Делягин, М. Общая теория глобализации / М. Делягин // Общество и экономика. 1998 - № 10/11. С. 87 - 103.

62. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия Текст. / А.Б. Демидов. — Мн.: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. — 180 с.

63. Денисов, С.Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды Текст. / С.Ф.Денисов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.-216 с.

64. Денисов, С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды: монография Текст. / С.Ф. Денисов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.-206 с.

65. Денисов, С.Ф., Денисова, JT.B. Человеческое и животное в человеке Текст. / С.Ф. Денисов, JIB. Денисова. Омск, Изд-во ОмГПУ, 1995.-184 с.

66. Денисов, С.Ф., Дмитриева, J1.M. Естественные и технические науки в мире культур Текст. / С.Ф. Денисов, JI.B. Денисова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997.-448 с.

67. Денисова, JI.B. Догматическое основание метафизических систем Текст. / Л.В.Денисова. — Омск: Юридический институт МВД России, 1999.—243 с.

68. Дериси, О.Н. Человеческая подлинность Текст. / О.Н. Дериси // Это человек: Антология. — М.: Высшая школа, 1995.

69. Джахая, Л.Г. Мир человека и человек в мире в свете нового философского мышления Текст. / Л.Г. Джахая // Философские науки. — 1990. -№ 1. С. 109-113.

70. Доброва, Е.В. Популярная история мифологии Текст. / Е.В. Доброва. -М.: Вече, 2003.-510 с.

71. Доброгеев, О. Вектор перемен: Куда все движется? / О. Доброгеев. М.: Инертэк, 2003. - 116 с.

72. Древнегреческо-русский словарь. В 2 — х т.Текст. / Сост. И.Х Дворецкий. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958.-Т. 1.-1044 с.

73. Дьяконов, И.М. Архаические мифы Востока и Запада Текст. / И.М. Дьяконов. М.: «Наука, 1990. - 247 с.

74. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд Текст. / Э. Дюркгейм. СПб.: «Союз», 1998. - 496 с.

75. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. Т. 2. Текст. // Антология мировой философии. В 4 т. - М.: «Мысль», 1970.-776 с.

76. Еремеев, Д.С. Ислам: образ жизни и стиль мышления Текст. / Д.С. Еремеев. М.: Политиздат, 1990. - 288 с.

77. Ермакова, И. Глобальные проблемы калечат Россию Текст. / И. Ермакова // ЭКОС информ. 2004. - № 11. - С. 27-30.

78. Зиммель, Г. Человек как враг Текст. / Г. Зиммель // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX-XI вв. — М.: Алгоритм, 2007. С. 5-15.

79. Иванченко, Г.В. Самоопределение личности как открытый проект Текст. / Г.В. Иванченко // Человек. 2005. - № 3. - С. 5 — 16.

80. Иоселиани, А.Д. Экологические проблемы сквозь призму религии Текст. / А.Д. Иоселиани // Философские науки. 2000. - № 1. - С. 148-155.

81. Кант, И. Лекции по этике Текст. / И. Кант // Этическая мысль. М., 1990.

82. Кант, И. Собрание соч. В 8 томах Текст. / И. Кант / Под общ. ред. проф. А.В.Гулыги. М.: изд-во «ЧОРО», 1994. - Т.6. - 613 с.

83. Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего Текст. / С.П. Капица. -М.-.УРСС, 2003.-285 с.

84. Кармазина, Е.В. Философия свободы и проблема идентичности Текст. / Е.В. Кармазина. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. 236 с.

85. Карпинская, Р.С. Биология, идеалы научности и судьбы человечества Текст. / Р.С. Карпинская //Вопросы философии. 1992. - № 11. - С. 139-148.

86. Кассирер, Э. Избранное: Человек и космос = Individuum and Kosmos Текст. / Э. Кассирер. — М.; СПб.: «Университетская книга», 2000. 653 с.

87. Кассирер, Э. Избранное: Опыт о человеке Текст. / Э. Кассирер. М.: «Гардарики», 1998. - 780 с.

88. Катастрофа: Сборник. / Сост. В.А. Козин. — М.: «Правда», 1990. 48 с.

89. Каушанский, П.Л. Религия и грозящая катастрофа: проблема единения религии перед лицом глобальных угроз современности Текст. / П.Л. Каушанский. — СПб.: Вита, 1994.

90. Кацис, Л.Ф. Русская эсхатология и русская литература Текст. / Л.Ф. Кацис. М.: ОГИ, 2000. - 655 с.

91. Кацура, А.В. Метафизика человеческого одиночества Текст. / А.В. Кацура // Вестник Российского философского общества. 4. (48), 2008. -240 с.

92. Киселев, Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. № 4. 2007. С. 9 23.

93. Клемперер, В. LTI. Язык третьего рейха. Записная книжка филолога / В. Клемперер. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. 384 с.

94. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Антропный принцип в синергетике Текст. / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. № 3. 1997. С. 62-79.

95. Ко, М. Майя: исчезнувшая цивилизация: легенды и факты Текст. / М. Ко. М.: Центрполиграф, 2003. - 255 с.

96. Коваленко, В.В. Бифуркации в религиозной философии, естествознании и общественном развитии Текст. / В.В. Коваленко. СПб.: Гидрометеоиздат, 1994.

97. Козлов, В.В. Работа с кризисной личностью Текст. /В.В. Козлов.- М.: «Изд-во ин-та психотерапии», 2003. 301 с.

98. Козловски, П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития Текст. / П. Козловски. — М.: Изд-во «Республика», 1997. 240 с.

99. Коран Текст. / Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой -М.: 1993.-622 с.

100. Косидовский, 3. Библейские сказания; Сказания евангелистов Текст. / 3. Косидовский. — М.: Изд-во политической литературы, 1991. — 479 с.

101. Кочетов, А.Н. Буддизм Текст. / А.Н. Кочетов. — М.: Изд-во «Наука», 1983.- 176 с.

102. Кувакин, В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность: Философия, психология и стиль мышления гуманизма / В.А. Кувакин. — М.: «Логос»; СПб.: «Алтейя», 1998. 357 с.

103. Кузнецов, Г.А. Экология и будущее: анализ философских оснований глобальных прогнозов / Г.А. Кузнецов. — М.: Изд-во МГУ, 1988.- 160 с.

104. Кузнецов, Н.С. Человек: потребности и ценности: Закончится ли спор Иисуса Христа с Великим Инквизитором Текст. / Н.С. Кузнецов. — Свердловск: Изд-во «Урал. Ун-та», 1992. 147 с.

105. Кузнецов, О.В. Библейский вариант культурогенеза Текст. / О.В. Кузнецов // Вестник Курганского университета. 2005. - №3. - Серия «Гуманитарные науки». - Выпуск № 1. - С. 39-44.

106. Кузнецов, О.В. Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре: дис. док.филос.наук: 09.00.13 / О.В. Кузнецов. — Екатеринбург, 2000. 234 с.

107. Кузнецов, О.Н., Лебедев, В.И. Психология и психопатология одиночества Текст. / О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев. М.: Медицина, 1972.-336 с.

108. Кьеркегор, С. Страх и трепет Текст. / С. Кьеркегор. М.: «Республика», 1993. — 383 с.

109. Лаке, Дж. О плюрализме человеческой природы Текст. / Д. Лаке // Вопросы философии. -1992. № 10. - С. 103-111.

110. Лапин, Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации Текст. / Н.И. Лапин // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 29-39.

111. Лебедев, С. Философия науки: краткая энциклопедия Текст. / С. Лебедев. М.: Акад. Проект, 2008. - 691 с.

112. Леви-Брюль, Л. Первобытный менталитет / Л. Леви-Брюль. СПб.: «Европейский дом», 2002. — 399 с.

113. Леви-Строс, К. Первобытное мышление = Antropologia struktural Текст. / К. Леви-Строс. М.: «ЭКСМО - пресс», 2001. - 511 с.

114. Лейбин, В.М. «Модели мира» и образ человека: критический анализ идей Римского клуба Текст. / В.М. Лейбин. — М., 1982. —.255 с.

115. Леонтьев, Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений Текст. / Д.А. Леонтьев // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Сборник научн. трудов. — Киев: «Наукова Думка», 1990. 160 с.

116. Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство Текст. / К.Н. Леонтьев. — М.: «ДАРЪ», 2005. 491 с.

117. Лесков, Л.В. Нелинейная вселенная: новый дом для человечества = Nonlinear Univers: a new home for man Kind Текст. / Л.В. Лесков. — M.: «Экономика», 2003. 445 с.

118. Лесков, Л.В. Философия нестабильности Текст. / Л.В. Лесков // Вестник МГУ. 2001. Серия 7. - Философия. - № 3. - С. 40-61.

119. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания Текст. / Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. - 280 с.

120. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала Текст. / К. Лоренц. — М.: «Республика», 1998.-493 с.

121. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1989. - 205 с.

122. Лосев, А.Ф. История Античной эстетики. Аристотель и поздняя классика Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1975. Кн.1. - 776 с.

123. Лосев, А.Ф. История Античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Текст. / А.Ф. Лосев М.: Искусство, 1998. — Кн. 2. - 448 с.

124. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров Текст. / Ю.М. Лотман. -М.: «Языки русской культуры», 1999. — 464 с.

125. Лотман, Ю.М. Семиосфера; Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство - СПБ», 2000. - 703 с.

126. Лукреций, К. О природе вещей Текст. / К. Лукреций. М.: Художественная литература, 1983. — 383 с.

127. Мамардашвили, М. К. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы Текст. / М.К. Мамардашвили. — М.: Изд-во «Логос», 2004. 272 с.

128. Мамардашвили, М.К., Пятигорский, A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке Текст. / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 216 с.

129. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества Текст. / Г.Маркузе. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 526 с.

130. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999. - 425 с.

131. Методология биологии: новые идеи: семиотика, коэволюция. Сб. Текст. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 263 с.

132. Мифы и легенды Древнего Востока Текст. / Под ред. ,С.И. Фингарет. СПб.: Норинт, 2002. - 192 с.

133. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. Текст. / Гл. ред. С.А.Токарев. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия: ОЛИМП, 1997.-671 с.

134. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. Текст. / Гл. ред. С.А.Токарев. Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия: ОЛИМП, 1997.-719 с.

135. Мифы народов мира. Хрестоматия Текст. / Сост. В.И. Коровин. — М.: Росткнига, 1999.

136. Моисеев, Н. Природный фактор и кризисы цивилизации Текст. / Н. Моисеев // Общественные науки и современность. — 1992. № 5. - С. 84-95.

137. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты Текст. / Н.В.Мотрошилова. М.: Политиздат, 1991.-464 с.

138. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. ред. Б.Г.Юдина. М.: Прогресс - Традиция, 2007. -368 с.

139. Мунье, Э. Манифест персонализма Текст. / Э.Мунье. М.: Республика, 1999. - 559 с.

140. Муравых, А.И. Модель будущего: системно-экологический подход / А.И. Муравых. М.: ООО ИНФОКОР, 2007. - 160 с.

141. Найдыш, В.М. Философия мифологии: От античности до эпохи романтизма Текст. / В.М. Найдыш. М., 2002. — 554 с.

142. Назаретян, А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии Текст. / А.П. Назаретян. М.: «URSS», 2008. - 256 с.

143. Назаретян, А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры Текст. / А.П. Назаретян. М.: «Наследие», 1996. - 183 с.

144. Назаретян, А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. Синергетика — психология — прогнозирование Текст. / А.П. Назаретян. М.: «Per se», 2001. - 239 с.

145. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. Текст. / Ф. Ницше. Т.1 - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. - 831 с.

146. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. Текст. / Ф. Ницше. — Т.2. — М.: Изд-во «Мысль», 1997. 829 с.

147. Новейший философский словарь Текст. / Сост. и научн. ред. А.А. Грицанов. Минск: Интерпрессервис: Книжный дом, 2001. — 1279 с.

148. Новый французско-руссий словарь. 4-е изд. М.: Русский язык, 1998.- 1195 с.

149. Ньюзнер, Дж. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях Текст. / Дж. Ньюзнер. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. 123 с.

150. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Текст. / Научн. ред. Совет B.C. Степин (пред.) и др. Т. 2. — М.: «Мысль», 2001. 635 с.

151. Новый французско-русский словарь. 4-е изд. М.: Русский язык, 1998.- 1195 с.

152. Овузу, X. Символы инков, майя, ацтеков / X. Овузу. М.; СПб.: «ДИЛЯ», 2006. - 286 с.

153. Овчаров, А.А. К истокам социального насилия: добро и зло в онтологии общества // Анализ феномена терроризма. Четвертые Кузбасские философские чтения. — Кемерово, 2006. —

154. Оканская, Н.Б. Философская антропология: концепции и проблемы / Н.Б. Оканская // Вестник Московского университета. Серия 7. -Философия. - 1992. - № 5. С. 16-24.

155. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М.: Академия, 2002. 272 с.

156. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды / X. Ортега-и-Гассет / Сост., предисл. и общ. ред. A.M. Руткевича. М.: Изд-во «Весь Мир»», 2000. -701 с.

157. Ортега-и-Гассет, X. О спортивно-праздничном чувстве жизни / X. Ортега-и-Гассет// Философские науки. 1991. - № 12. С. 137 - 152.

158. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

159. Пелипенко, А.А., Яковенко И.Г. Культура как система Текст. / А.А.Пелипенко, И.Г. Яковенко. М.: «Языки русской культуры», 1998. -376 с.

160. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.

161. Петухов, С. Озоновы метаморфозы человечества / С. Петухов //Человек. 2005. - № 4. С. 35-43.

162. Печчеи, А. Человеческие качества Текст. / А. Печчеи. — М.: Прогресс, 1985.-312 с.

163. Плотин Эннеады Текст. / Плотин. Киев: «УЦИММ - ПРЕСС», 1995.-392 с.

164. Плохотников, К.Э. Эсхатологическая стратегическая инициатива. Исторические, политические, психологические и математические комментарии Текст. / К. Э. Плохотников. — М.: Изд-во Московского унта, 2001. 182 с.

165. Покуда растут травы.Антология мифов, легенд индейцев / Сост. А.В.Ващенко. Якутск, 1988.-400 с.

166. Порус, В.Н. Обжить катастрофу. Своевременные заметки о духовной культуре России / В.Н. Порус //Вопросы философии. 2005. - № 11. С. 24-36.

167. Постон, Т. Теория катастроф и ее приложение Текст. / Т. Постон. М.: «Мир», 1980. - 607 с.

168. Пригожин, И, Стенгерс, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стингере. М.: Прогресс, 1986. -431 с.

169. Пропп, М.В. Homo Naturalis. Кто мы? Зачем мы? Куда идем? Текст. / М.В. Пропп. М.: Лабиринт, 2003. - 316 с.

170. Прохоров, А.О. Психология неравновесных состояний / А.О. Прохоров. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 152 с.

171. Психология суицида Текст. / Сост. И.Н. Рассказова. Омск: Изд-во ОмГМА, 2005. - 84 с.

172. Психологический словарь / Под общей ред. П.С. Гуревича. М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

173. Пупышева, Н.В. Теория великих элементов и нравственность Текст. / Н.В. Пупышева // Мир буддийской культуры: Материалы международного симпозиума. — Улан-Удэ — Агинское — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2001.-214 с.

174. Разумов, А. Проекция человека: на земле и на небесах / А.Разумов // Свободная мысль 21 века. 2001. - № 7. С. 62-74.

175. Рак, И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана Текст. / И.В. Рак. СПб.-М., 1998. - 559 с.

176. Резанов, И.А. Жизнь и космические катастрофы Текст. / И.А. Резанов. -М.: «Агар», 2003. 239 с.

177. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Текст. — М.: Республика, 1995. 463 с.

178. Розанов, В.В. Апокалипсис нашего времени Текст. / В.В. Розанов. М.: Центр прикладных исследований, 1990. - 63 с.

179. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения Текст. / В.Н. Сагатовский. СПб.: ООО «Петрополис», 1999. - 288 с.

180. Семченко, А.Т. Современный апокалипсис: причина идеологии катастрофизма Текст. / А.Т. Семченко. М.: «Политиздат», 1989. - 126 с.

181. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности Текст. / Сост. И отв. Ред. О.Н.Астафьева. — М.: Прогресс Традиция, 2003. — 583 с.

182. Скочков, А.С. Субъектность человечества: постановка проблемы морфогенеза / А.С.Скочков. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. 132 с.

183. Словарь иностранных слов Текст. /Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Федрова.-М., 1954.

184. Смысл Жизни: Антология Текст. / Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Изд. Группа «Прогресс — Культура», 1994. — 592 с.

185. Современный философский словарь Текст. / Сост. С.А. Азаренко и др. под общ. ред. В.Е.Кемерова. М.: Академический проект, 2004.-861 с.

186. Сорокин, П. Главные тенденции нашего времени / П. Сорокин // Пер. с англ., комментарии и статья В.В.Сапова. — М.: Наука, 1997. — 351 с.

187. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. Сорокин. СПб.: РХГИ, 2000. — 1056 с.

188. Социальная философия: словарь Текст. / Под ред. В.Е.Кемерова, Т.Х. Керимова. — М.: Академический проект, 2003. — 556 с.

189. Столович, Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л.Н. Столович // Вопросы философии. 2004. - № 7. С.86-97.

190. Стюарт, И. Тайны катастрофы. / И. Стюарт. М.: Мир, 1987. - 76 с.

191. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека Текст. / П. Тейяр де Шарден. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 553 с.

192. Токарев, С.А. Ранние формы религии Текст. / С.А. Токарев. М.: Политиздат, 1990. — 622 с.

193. Токарев, С.А. Религия в истории народов мира Текст. / С.А. Токарев. -М.: Политиздат, 1976. 575 с.

194. Токарева, С.Б. Методологические основания духовности Текст. / С.Б. Токарева // Философия и общество. 2005. - № 2. С. 80 — 100.

195. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Текст. / Под ред. Д.Н.Ушакова. Т.-1. - М.ЮОО «Изд-во» Астрель», ООО «Изд-во ACT»,2000. 848 с.

196. Тора: Пятикнижие Моисеево Текст. — М.: «Арт-Бизнес центр», 1993.- 1135 с.

197. Тоффлер, Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 781 с.

198. Тоффлер, Э. Шок будущего Текст. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 557 с.

199. Трубецкой, Е. Избранные произведения Текст. / Е. Трубецкой. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 512 с.

200. Уайт, Е.Г. Великая борьба между Христом и сатаной в течение христианского века Текст. / Е.Г. Уайт. — Пос. Заокский: Источник жизни,2001.-640 с.

201. Уртон, Г. Мифы инков Текст. / Г. Уртон. М.: Гранд, 2005. - 102 с.

202. Уэйкфилд, Ж. Последнее столетие человечества? Текст. / Ж. Уэйкфилд // В мире науки. 2004. - № 10. - С. 24-32.

203. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. . / Под ред. Б.А. Ларина. Т.2. - М.: «Прогресс», 1986. - 671 с.

204. Федоров, Ю. Космическое измерение человека Текст. / Федоров //Общественные науки и современность. 1992, № 4. С. 177-190.

205. Федотов, А. Шкала интенсивности и карта глобальной экологической катастрофы Текст. / А. Федотов // Диалог. — 1996. №1. С. 95-96.

206. Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология Текст. / Г.Г. Филиппова. М.: ACADEMIA, 2004. - 543 с.

207. Философия древности и средневековья. Т. 1. Текст. // Антология мировой философии. В 4 т. — М.: Мысль, 1969. — 576 с.

208. Философский словарь Текст. / Под. ред. И.Т.Фролова. М.: Политическая литература, 1981. —445 с.

209. Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.

210. Философский энциклопедический словарь Текст. / Под. ред. А.Л. Грекуловой и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

211. Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред. сост. Е.Ф. Губский и др. М.: ИНФРА - М, 1997. - 576 с.

212. Фламмарион, К. Конец мира Текст. / К. Фламмарион. —1908.—215 с.

213. Франк, С.Л. Реальность и человек Текст. / С.Л. Франк. М.: Республика, 1997. - 479 с.

214. Франк, С.Л. Смысл жизни Текст. / С.Л. Франк // Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. М., 1993. - С. 12 - 36.

215. Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. — М.: «Прогресс», 1990. 367 с.

216. Фромм, Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. — М.: Прогресс, 1995.-256 с.

217. Фромм, Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. - 664 с.

218. Фромм, Э. Иметь или быть? Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990.-331 с.

219. Фромм, Э. Здоровое общество Текст. / Э. Фромм. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 571 с.

220. Фромм, Э. Человек для себя Текст. / Э.Фромм. — Минск: Харвест, 2004.-350 с.

221. Хайдеггер, М. Время и бытие Текст. / М. Хайдеггер. — М.: «Республика», 1993. 447 с.

222. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге Текст. / М. Хайдеггер. -М.: Высш. шк., 1991. — 192 с.

223. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге Текст. / М. Хайдеггер.-М., 1991.- 192 с.

224. Хайнц, С. Символы кельтов Текст. / С. Хайнц. М.; СПб.: «ДИЛЯ», 2006. - 297 с.

225. Хайтун, С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего Текст. / С.Д. Хайтун // Вопросы философии. 2005. - № 11. С. 90-105.

226. Хакен, Г. Синергетика Текст. / Г. Хакен. М.: «Мир», 1980. - 404 с.

227. Харитонов, С.В. Проявление космического закона в психике человека: синергетический подход к классификации психических потребностей / С.В. Харитонов. СПб.: Петербург — XXI век, 2000. — 80 с.

228. Хейзинга, Й. Homo ludens: в тени завтрашнего дня Текст. / Й. Хейзинга. М.: «Прогресс», 1992. - 459 с.

229. Хёсле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности Текст. / В. Хёсле // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX-XI вв. М.: Алгоритм, 2007. - С. 16-45.

230. Хиллман, Дж. Самоубийство и душа Текст. / Дж. Хиллман. М.: «Когито-Центр», 2004. — 272 с.

231. Хлебопрос, Р.Г., Фет, А.И. Природа и общество: модели катастроф Текст. / Р.Г. Хлебопрос, А.И. Фет. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1999. 343 с.

232. Хомяков, А.С. Записки о всемирной истории Текст. / А.С. Хомяков // Полное собрание сочинений. Т 7. — 1906. - 520 с.

233. Хомяков, А.С. Избранные статьи и письма Текст. / Общ. ред., сост., подгот. текста, коммент. Л.Е.Шапошникова, О.В. Парилова, И.А. Треушникова. — М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2004. — 474 с.

234. Хук, С.Г. Мифология Ближнего Востока Текст. / С.Г.Хук. М.: «Наука», 1991.- 184 с.

235. Циолковский, К.Э. Необходимость космической точки зрения Текст. / К.Э. Циолковский // Космическая философия. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.-480 с.

236. Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира Текст. / А.Н. Чанышев. М.: Академический Проект, 2005. - 608 с.

237. Чешев, В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума Текст. / В.В. Чешев. — Томск: изд-во Том.арх.-строит.ун-та, 1999. -203 с.

238. Чмыхов, Н.А. Истоки язычества на Руси Текст. / Н.А. Чмыхов. — Киев: «Либидь», 1990. 383 с.

239. Чоран, Э.- М. Выпасть из времени Текст. / Э.-М. Чоран // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX-XI вв. — М.: Алгоритм, 2007. С. 123-132.

240. Чоран, Э.- М. Портрет цивилизованного человека Текст. / Э.-М. Чоран // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XXXI вв. М.: Алгоритм, 2007. - С. 46-103.

241. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности Текст. /

242. B.Д.Шадриков. М.: Логос, 2001. - 296 с.

243. Шалютин, С.М. О духовности и бездуховности личности Текст. /

244. C.М. Шалютин // Вестник Курганского государственного университета. -2005. — № 3. Серия «Гуманитарные науки». — Выпуск 1. - С. 5-13.

245. Шварцман, К.А. «Позитивный экзистенциализм» О.Ф.Больнова и проблемы нравственного воспитания Текст. / К.А. Шварцман // Вопросы философии. 1985. -№ 8. С. 125-132.

246. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью Текст. / Сост. И поел. А.А.Гусейнова; Общ. ред. А.А.Гусейнова и М.Г.Селезнева. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

247. Шелер, М. Положение человека в космосе Текст. / М. Шелер // Избранные произведения / Под ред. Денежкина А.В. М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 490 с.

248. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы Текст. / Э. Шнейдман. М.: Смысл, 2001.-315 с.

249. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1998. 640 с.

250. Элиаде, М. Аспекты мифа Текст. / М. Элиаде. — М.: Академический Проект, 2000. 222 с.

251. Эрн, В. Сочинения Текст. / В.Эрн. М.: «Правда», 1991. — 576 с.

252. Этимологический словарь русского языка / Сост. Г.А. Крылов. — СПб.: ООО «Полиграф услуги», 2005. 432 с.

253. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст. / К.Г. Юнг. — Минск: «Харвест», 2004. 398 с.

254. Юнг, К.Г. Психика: структура и динамика Текст. / К.Г. Юнг. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2005. - 414 с.

255. Юнг, К.Г. Mysterium coniuctionis. Таинство воссоединения Текст. / К.Г. Юнг. Мн.: «Харвест», 2003. - 576 с.

256. Яковлев, В.А., Суркова, Л.В. Философия жизни на пороге 21 века: новые смыслы / В.А. Яковлева / /Вестник МГУ. Серия 7. Философия. -2000.-№ 6. С. 101-119.

257. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс. М.: «Политиздат», 1991. - 528 с.

258. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума, национальная идея России / Е.Д. Яхнин //ЭКОС информ. -2004.— № 12. С. 56-64.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.