Анархизм-универсализм в контексте русской "космической парадигмы" начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Аролович, Амалия Викторовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат культурологии Аролович, Амалия Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
I. РЕАЛИЗАЦИЯ «КОСМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ» В КУЛЬТУРНО
ФИЛОСОФСКИХ ЯВЛЕНИЯХ В РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА.
1.1 Философско-культурологическое понятие «космической парадигмы».
1.2 «Космическая парадигма» в русском искусстве.
1.2.1 Живопись.
1.2.2 Музыка.
1.2.3 Балет.
1.3 «Космическая парадигма» в русской литературе.
1.3.1 Поэзия.
1.3.2 Проза.
1.4 «Космическая парадигма» в русской философии.
1.4.1 Научно-естественный космизм («классическая» философия космизма).
1.4.2 Религиозный космизм (религиозные учения, мистицизм).
1.4.3 Антропологический космизм (антропософия).
1.4.4 Социокультурный космизм (анархизм-универсализм: пананархизм и анархизм-биокосмизм).
II. ДВИЖЕНИЕ АНАРХИЗМА-БИОКОСМИЗМА.
2.1 Философско-культурологический аспект анархизма-биокосмизма.
2.2 Лингво-культурологический аспект анархизма-биокосмизма.
2.3 Поэтическое творчество Северной группы Биокосмистов (Имморталистов) и Комитета Поэзии Биокосмистов.
III. ДВИЖЕНИЕ ПАНАНАРХИЗМА.
3.1 Философско-культурологический аспект пананархизма.
3.2 Лингво-культурологический аспект пананархизма.
3.3 Судьба пананархистов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX-начала XX века2001 год, кандидат культурол. наук Парфенова, Анна Игоревна
Идеи космизма и нравственные искания в русской поэзии2002 год, кандидат философских наук Жадунова, Наталья Владимировна
Философско-мировоззренческое основание русского космизма1999 год, кандидат философских наук Яблонский, Эдуард Генрихович
Космизм и русское искусство первой трети ХХ века1999 год, кандидат культурол. наук Овечкина, Ирина Станиславовна
Идеи космизма в музыкальной культуре серебряного века2004 год, кандидат культурологии Савельева, Ирина Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Анархизм-универсализм в контексте русской "космической парадигмы" начала XX века»
Начало XX века явилось как нельзя более благоприятным периодом для активизации творческого поиска и развития идей, занимавших умы передовой русской и мировой общественности того времени. Идеи эти находили отражение в литературе и искусстве, философии и научном знании. Писатели и ученые, мыслители и деятели искусства неизменно задавались так называемыми «вечными философскими вопросами» и старались найти на них ответы. Художественное творчество целых поколений и эпох порой являло собой не что иное, как попытку философского самоопределения отдельно взятого человека в мире окружающей его реальности: природы, космоса, других людей. Нельзя не поставить в этот ряд и факт индивидуальной конечности, который человечество неизбежно пыталось преодолеть на протяжении всей истории своего существования. В своем стремлении порвать эту нить предопределенности, соединяющую его с земным бытием, человек выдвинул идею грядущего освоения космического пространства.
Исскуство, литература и философия во все времена служили для разработки концепций, затрагивающих темы отношений человека и природы, смерти и бессмертия, наконец, предназначения самой человеческой жизни. В этом смысле «космические» умонастроения уходят своими корнями глубоко в прошлое, но именно в начале XX века они породили целый пласт общественного сознания, повлекший за собой появление «космической парадигмы». «Космическая парадигма» символизировала прежде всего определенный образ мышления, который находил отражение в различных областях человеческого знания. Применительно к «космической парадигме» можно говорить о нескольких наиболее существенных сферах ее реализации, в зависимости от чего в самой «космической парадигме» выделяется ряд аспектов. Основными из них принято считать астрономический, литературный и лингвистический. Под астрономическим аспектом «космической парадигмы» понимается комплекс естественно-научных достижений и открытий в области физики и астрономии, которые положили начало современной космонавтике. Литературный аспект «космической парадигмы» раскрывается в творчестве поэтов и писателей, чьи произведения связаны с вопросами реализации «космической парадигмы», будь то в нравственном или технологическом ключе. Лингвистический аспект выделяется в «космической парадигме» на том основании, что в начале XX века сторонниками идей космизма было выдвинуто множество проектов нововведений в области языка. Таким образом, с точки зрения формальной градации, лингвистический аспект «космической парадигмы» является частью аспекта литературного. Однако в силу масштабности некоторых языковых проектов, предложенных в рамках «космической парадигмы», лингвистический аспект вполне может претендовать на самостоятельную форму реализации «космической парадигмы».
Россия не была единственной страной, где «космическая парадигма» получила широкое распространение. В европейской литературе также активно развивалась тема космических путешествий, которая раскрывалась в фантастическом ключе, но, тем не менее, внесла значительный вклад в историю мировой космической мысли (достаточно вспомнить романы Ж.Верна). Одним из наиболее ярких примеров реализации «космической парадигмы» начала XX века за пределами России является. творчество французского кинематографиста Жоржа Мельеса, снявшего в 1902 фильм «Путешествие на Луну» («Le Voyage dans la Lune»). Фантастическая сказка о приключениях астрономов, отправившихся в пушечном снаряде на луну, покорила Европу и Америку и внесла свой вклад в становление «космической парадигмы» как явления общемирового порядка.
Если говорить о традиции непосредственное русского космизма, то здесь следует вспомнить, что начало XX века вскрыло все противоречия, царившие в русском обществе. И крупнейшим толчком к этому послужила революция 1917 года. Молодая советская литература, едва заявив о себе, собрала под свои знамена сторонников новых идеалов. С присущим той эпохе социалистическим размахом с трибун летели лозунги, в которых слышался призыв к всеобщему труду, овладению космическим пространством, борьбе со смертью, коренному преображению мира. Особое значение в это время приобретает поэзия, которая становится проводником передовых идей в массы и несет в себе мощный идеологический заряд. Молодые поэты и писатели, представители как Пролеткульта, так и Серебряного века, одержимы одними и теми же идеалами. Характерно высказывание на эту тему поэта-символиста Валерия Брюсова, который был уверен, что важнейшая задача ближайшего времени - «[.] сознательная организация борьбы человека с природой, которая должна привести к полному торжеству человеческой воли над стихийными силами»1.
Если говорить о влиянии революции 1917 года на традиции русской религиозно-философской мысли, то и здесь мы вновь сталкиваемся с «космической парадигмой». Религиозно-философский подъем, наблюдавшийся в начале XX века, не только не закончился с революцией, а нашел продолжение в новых условиях, чуть
1 См. Семенова С.Г. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. - М.: Советский писатель, 1989.-С.265. позже найдя плодотворную почву за рубежом2. Опираясь прежде всего на славянофильскую мыслительную традицию, на таких столпов религиозной философии, как Н.Федоров и В.Соловьев, новая философская концепция выдвигает идею Богочеловечества как сотрудничества божественных и человеческих сил, необходимого для перехода смертного, падшего мира в божественно-бессмертный статус бытия. Отдельно в рамках активно-христианской линии русской философии следует оговорить учение о Софии, развивавшееся В.Соловьевым, Е.Трубецким и П.Флоренским. София есть мудрый божественный замысел о мире и человеке. Земля в концепции софийского мировидения призвана возродить утерянную небесную гармонию.
Космическими умонастроениями» в начале XX века были пронизаны все культурно-философские явления, начиная от искусства, которое старалось запечатлеть «космические умонастроения» с позиций творческого подхода, и заканчивая серьезными научно-философскими трудами, посвященными идеям освоения космоса и управления природой3. Основными направлениями реализации «космической парадигмы» были естественнонаучное, религиозно-философское и литературно-художественное. В силу своей специфики каждое из них по-своему освещало проблемы, звучавшие в контексте «космических умонастроений». Мы обратимся к основным представителям всех трех течений в русском космизме, поскольку их произведения представляют значительный интерес для настоящего диссертационного исследования, в ходе которого мы рассмотрим явление русского анархизма-универсализма в контексте созвучной ему «космической парадигмы».
Актуальность темы исследования. Настоящая работа посвящена изучению культурно-философского феномена анархизма-универсализма, рассматриваемого автором в контексте так называемой «космической парадигмы» в России начала XX века, определяется, прежде всего, тем фактом, что движение анархизма-универсализма, несмотря на свой существенный вклад в развитие таких областей знания, как литература, культура, история языка, философия, - до сих пор остается явлением крайне малоизученным. Объект исследования представляет тем больший интерес для автора, что, будучи поставлен в контекст «космической парадигмы» в России начала XX века, он становится предметом сопоставительного анализа.
2 См. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, П.А.Сорокин, Г.П.Федотов, Г.В.Флоровский. - М.: Наука, 1990.
Щ 3 См. Иваницкий П.Искусственное вызывание дождя и управление погодой посредством регуляции атмосферного и земного электричества. - М., 1925.
Говоря об актуальности темы диссертации, нельзя не отметить ее глубокой связи с современностью. Нынешнюю эпоху по праву можно назвать веком противостояния глобализма и антиглобализма. Конфликты сегодняшнего общества заставляют задуматься о сути этого противостояния. Нужна ли глобализация человечеству? Не угрожает ли она лишением отдельно взятой страны национального и культурного своеобразия? И не чреват ли антиглобализм полным размежеванием между нациями, не может ли он обернуться враждой и обособлением от всего человечества? Подобные вопросы на протяжении последних десятилетий звучат особенно остро, ответы на них пытаются найти как государственные деятели и профессиональные политики, так и деятели культуры и представители общественной мысли. Однозначного решения проблем в области глобализации до сих пор не найдено, однако среди самого широкого спектра мнений хотелось бы процитировать одного из выдающихся теоретиков XX в. в области культуры и коммуникации М.Маклюэна, который писал: «[.] национализм был могущественным изобретением и революцией, приведшей в эпоху Возрождения к стиранию границ между многочисленными локальными регионами и местностями. [.] Национализм полностью противоречил традиционной власти и культурным группировкам, которые мало-помалу складывались в разных регионах. Многонациональность долгое время лишала Европу экономического единства. Общий Рынок вошел в нее лишь со Второй мировой войной»4. В этом небольшом отрывке четко прослеживается точка зрения, которая «оправдывает» национализм в условиях необходимости отхода от приверженности малым единицам территориального деления. Однако национализм здесь выступает точно таким же объединяющим фактором, которым для апологетов глобализации должно на следующем этапе стать межнациональное общение. Данную точку зрения можно рассматривать как одно из звеньев в цепи перерождения общественного сознания, происходившего в XX веке как в России, таи и на Западе, обусловленного явлением «космической парадигмы».
Идеи космизма не только в их нравственном, но и прикладном аспекте как нельзя актуальны становятся сегодня, когда прогрессивное человечество задумывается над тем, насколько продвинулась наука в области освоения космического пространства со времени первого полета человека в Космос. Выводы здесь напрашиваются неутешительные, и печальная действительность заставляет нас вернуться к осмыслению целей и задачей, поставленных в рамках «космической парадигмы», и сделать выводы, что они до сих пор нуждаются в реализации.
4 Маклюэн М. Автоматизация. Учиться жить. (McLuhan М. Understanding Media: The extensions of Man. N.Y., McGraw-Hill Book Сотр., 1966)//Сумерки глобализации. - M.: Ермак, 2003. - С. 163-164.
Автору диссертации представилось перспективным рассмотреть движение анархизма-универсализма в контексте «космической парадигмы» как представляющее существенный культурологический интерес с позиции освещения проблем, не потерявших свою актуальность и по сей день.
Степень разработанности проблемы. Тема космизма как культурно-философского явления в России начала XX века достаточно изучена. Имеется ряд работ, посвященных исследованию космизма в России и значительное количество трудов по истории анархического движения в России. Мы считаем необходимым оговорить наличие работ как в области космизма, так и в области анархизма, поскольку тема диссертации находится на стыке этих двух ключевых для нас явлений. Однако специального исследования, построенного на сопоставительном анализе конкретных сфер реализации «космической парадигмы», включая обращение к анархизму-универсализму, насколько известно диссертанту, не существует. Настоящая работа является попыткой восполнить этот пробел.
Все исследования, имеющие отношение к настоящей диссертации, можно тематически разделить на труды по истории русского анархизма и истории русского космизма. Автору диссертации неизвестно о наличии работ, включающих в себя комплексный анализ движения русского анархизма-универсализма в контексте «космической парадигмы». Принимая во внимание отсутствие подобных работ, мы проведем обзор исследований, посвященных истории анархизма в России и истории русского космизма соответственно, к чему, собственно, и сводится история вопроса.
Среди исследователей русского анархизма выделяются сторонники изучения как всего анархического движения, так и отдельных его направлений, которые были весьма многочисленны. Наиболее существенными нам представляются первые, поскольку, рассматривая различные направления в анархизме, они затрагивали в том числе и анархизм-универсализм. Среди них следует назвать Б.Горева5, В.Комина6,
7 Q
Е.Ярославского . Среди современных исследователей стоит отметить С.Ударцева . Вообще, обилие работ по истории анархизма в России (как отечественных, так и зарубежных) не позволяет осветить их в должной мере. Поскольку в наши задачи не входит подробный анализ истории исследования анархизма в России, мы переходим к обзору трудов, посвященных русскому космизму.
5 Горев Б.И. Анархизм в России. - М., 1930.
6 Комин В.В. Анархизм а России. - Калинин, 1969.
7 Ярославский Е. Анархизм в России. -М., 1939.
8 Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. - М., 1994.
Базой для основных исследований в области русского космизма, а также наглядным свидетельством того, насколько важна роль этого течения в истории русской культурно-философской мысли, являются фундаментальные труды в области русского космизма. Составителем антологии русского космизма9 и человеком, которому принадлежит, пожалуй, основная заслуга в привлечении внимания (как простых читателей, так и исследователей) к теме русского космизма, является С.Г.Семенова. С.Г.Семенова является автором целого ряда трудов, посвященных движению космизма в целом и философии Н.Федорова в частности. Среди прочих современных исследователей русского космизма стоит отметить А.Гачеву10, наряду с С.Г.Семеновой принимавшую участие в составлении антологии русского космизма, Ф.Гиренка11, Н.Гаврюшина12, О.Куракиной13, Ю.Линника14. В работах этих и других исследователей русского космизма приводится современное толкование философских, эстетических и культурологических основ русского космизма. Кроме того, отдельно следует отметить статьи В.Макарова, посвященные судьбе русских космистов15.
Однако интересующая нас тема анархизма-универсализма в контексте русской «космической парадигмы» не присутствует в упомянутых работах в полной мере. Авторы ограничиваются либо рассмотрением анархизма-универсализма в ряду прочих ® анархических групп и течений, либо анализом истории развития движения русского космизма. Для данного диссертационного исследования определяющим является именно постановка анархизма-универсализма в контекст «космической парадигмы», чем и обусловлено основное содержание работы. Также необходимо сказать, что, учитывая широту проблематики, предусмотренной данной темой, мы ограничиваем предмет нашего исследования, во-первых, областью идей космизма, поскольку именно они позволяют ставить анархизм-универсализм в контекст «космической парадигмы», а во-вторых, определением роли этих идей в движении анархизма-универсализма в целом.
Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы показать, какое отражение русская «космическая парадигма» нашла в идеях анархистов-универсалистов, и на ее примере вскрыть проблематику и идеологию
9 Русский космизм: Антология философской мысли/Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
10 Гачева А.Г. Русский космизм и вопрос об искусстве. Философия бессмертия и воскрешения//По материалам VII Федоровских чтений. - Вып.2. М., 1996. - С.5-63.
11 Гиренок Ф.И. Русский космизм. - М., 1990.
12 Гаврюшин Н.К. Иллюзии и прозрения русского космизма//Философия русского космизма. - М., 1996. — С.96-10"
13 Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. - М., 1993.
14 Линник Ю.В. Русский космизм и русский авангард. - Петрозаводск, 1995.
15 Макаров В.Г. Муравьев В.Н.: Очеловеченное время//Вопросы философии. - М., 2002. -№ 4; Макаров В.Г. Щ Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная по праву власти//Вопросы философии. - М., 2002. - № 8. русской культуры начала XX века в целом. Автором были поставлены следующие задачи: сформулировать определение «космической парадигмы»; произвести отбор произведений представителей различных направлений русского космизма, в которых представлена «космическая парадигма»; выделить основные аспекты «космической парадигмы»; определить место космизма в русской культуре начала XX века; проанализировать конкретные примеры реализации «космической парадигмы» на материале отобранных произведений; изложить учение анархизма-универсализма в свете «космической парадигмы»; представить исторический, культурологический и историко-литературный контексты развития идей космизма в русской культуре.
Методологические основания. В работе используются культурологический анализ литературных текстов, произведений искусства, историко-литературный и сопоставительный методы. Отправной точкой послужили литературоведческие и историко-архивные монографии и статьи, рассмотренные во Введении.
Результаты исследования и их новизна. В диссертации впервые столь полно представлена история изучения вопроса. Рассматриваемая тема анархизма-универсализма раскрывается не обособленно, а применительно к понятию «космической парадигмы». Существенным вкладом автора в исследование вопроса является определение конкретной реализации идей космизма в русской литературе, философии и культуре начала XX века. Принципиальная новизна работы состоит в обращении к комплексному культурно-историческому анализу движения анархизма-универсализма, проводимому в контексте «космической парадигмы» и выявлению в ходе этого анализа определенных особенностей и закономерностей.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов и выводов для проведения культурологических исследований и разработки общих и специальных курсов, посвященных реализации идей космизма в России как в литературе, философии и искусстве начала XX века, так и в движении анархизма-универсализма.
Апробация работы. Результаты проведенного исследования были сформулированы в статье «Концепция слова и языка у русских анархистов-универсалистов начала XX века» и в докладе на IX Международных Федоровских чтениях в декабре 2003 г.
Структура работы обусловлена логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Библиография включает в себя 152 наименования, в том числе на иностранных языках: английском, французском, немецком, эсперанто.
Основное содержание работы. Во Введении дается обоснование темы, объясняются цели и методы исследования, а также приводится структура работы, включая обзор отечественных исследований, прямо или косвенно связанных с настоящей работой.
В первой главе раскрывается философская категория «парадигмы», дается определение понятия «космическая парадигма», а также рассматривается реализация «космической парадигмы» в культурно-философских явлениях в России начала XX века на примере живописи, музыки, балета, литературы, философии. Кроме того, здесь вводится понятие анархизма-универсализма, который ставится в один ряд с вышеназванными культурно-философскими явлениями на основании утверждения в них идеалов космизма.
В первом разделе первой главы дается понятие «космической парадигмы» в качестве термина, который служит для обозначения комплекса научных идей и концепций художественного творчества, существовавших в конце XIX - начале XX веков и развивавших в общественном сознании идею существования связи человека с космосом. «Космическая парадигма» имеет несколько аспектов, основными из которых являются астрономический, литературный, лингвистический и политический.
Второй раздел первой главы раскрывает идеи космизма в русском искусстве начала XX века в рамках живописи («Амаравелла», Чекрыгин, Филонов, Врубель, Шагал), музыки (Скрябин, Стравинский) и балета (Дягилев).
Третий раздел первой главы описывает реализацию «космической парадигмы» в русской поэзии (Волошин, Белый, Брюсов, Хлебников, Пастернак, Заболоцкий, Гастев, Герасимов) и прозе (А.Толстой, Пастернак, Пришвин, Платонов) начала XX века.
Четвертый раздел первой главы посвящен анализу реализации «космической парадигмы» в русской философии. В ней приводится условная классификация различных видов космизма, в соответствии с которой мы выделили: научно-естественный космизм (рассматриваемый на материале «классической» философии космизма Н.Федорова, К.Циолковского, и т.п.), религиозный космизм и религиозный мистицизм (В.Соловьев, Н.Бердяев, Н.Рерих), антропологический космизм антропософия Р.Штейнера) и социокультурный космизм (на материале анархизма-универсализма).
Вторая глава диссертационного исследования посвящена рассмотрению движения анархизма-биокосмизма. Здесь подробно излагаются философские и лингвистические взгляды биокосмистов в культурологическом контексте, во многом обусловленном «космической парадигмой».
В первом разделе второй главы приводится анализ философско-культурологического аспекта анархизма-биокосмизма.
Второй раздел второй главы описывает лингво-культурологический аспект анархизма-биокосмизма.
Третий раздел второй главы посвящен поэтическому творчеству Северной группы Биокосмистов (Имморталистов) и Комитета Поэзии Биокосмистов.
В третьей главе рассматривается движение пананархизма, излагаются философско-культурологические и лингво-культурологические взгляды пананархистов, а также приводится информация о том, как сложилась их судьба.
В первом разделе третьей главы дается обоснование философии пананархизма, которая отличалась широтой затрагиваемой проблематики (это видно даже из названия труда одного из теоретика пананархизма В.Гордина «План Человечества»).
Второй раздел третьей главы излагает лингво-культурологические взгляды пананархистов, которые провозглашали культ слова и языка.
В третьем разделе третьей главы приводятся сведения о судьбе братьев Гординых на основании материалов Центрального Архива ФСБ РФ.
В Заключении обобщаются основные результаты исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки рассматриваемых в диссертации вопросов.
Несмотря на тот факт, что теории анархистов-универсалистов утопичны по своей сути, они, безусловно, имеют право на существование, по крайней мере, если рассматривать их с позиций художественного творчества. Однако явление анархизма-универсализма в целом представляет существенный интерес прежде всего как движение, обладавшее огромным потенциалом, который позволил ему выйти за рамки сугубо политического направления. Фактически, анархизм-универсализм явился мощным культурно-философским явлением в России начала XX века, без которого немыслимы идеи русского космизма.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Проблема преображения человека в философии русского космизма: В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, К.Э. Циолковский2004 год, кандидат философских наук Башкова, Наталья Валентиновна
Проблема человека в социально-философских построениях русского космизма, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского2000 год, кандидат философских наук Бернюкевич, Татьяна Владимировна
Философско-антропологические идеи русского космизма ХХ века: Историко-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Ионова, Татьяна Анатольевна
Философская антропология русского анархизма, М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин: Сравнительный анализ1999 год, кандидат философских наук Вельмога, Гульмира Канаткалиевна
История формирования идей философии космизма в русской культуре2005 год, кандидат философских наук Салмина, Ирина Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Аролович, Амалия Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ движения анархизма-универсализма в контексте русской «космической парадигмы» позволяет сделать несколько выводов, обобщающих основные результаты исследования. «Космическая парадигма» явилась существенным фактором, на протяжении нескольких десятилетий определявшим сознание передовых умов русской интеллигенции начала XX века. Идеи космизма нашли отражение в самых различных областях общественно-культурной жизни в России этого периода. Они внесли свой вклад в развитие искусства, литературы, философии, культуры, науки, политики. В настоящем исследовании мы рассмотрели наиболее яркие примеры реализации «космической парадигмы» в вышеупомянутых областях знания. Обращение к идеям космизма не случайно, оно объясняется их необычайной актуальностью, которая не исчерпала себя и по сей день. Мы не будем подробно останавливаться на всех аспектах рассмотренной нами «космической парадигмы». Напомним лишь, что космизм направил в уникальное идейное русло русскую живопись и музыку, литературу и философию, придав им неповторимую масштабность, во многом определяемую самой постановкой вопроса о месте человека в Космосе. Нам хотелось бы более детально рассмотреть выводы, сделанные непосредственно в отношении реализации «космической парадигмы» в рамках движения анархизма-универсализма, что и являлось целью настоящего исследования.
Проделанная работа по изучению отражения «космической парадигмы» в идеях анархизма-универсализма позволяет выделить две основные группы в составе анархистов-универсалистов, каждая из которых представляет интерес с точки зрения «космической парадигмы». Во-первых, это группа анархистов-биокосмистов во главе с А.Святогором и А.Ярославским, проповедовавшими идеи бессметрия жизни человека в космосе. В качестве необходимой составляющей для достижения бессмертия биокосмисты считали воскрешение, попутно озвучивая такие не менее важные задачи, как умение управлять погодой и природными явлениями.
Говоря о лингвистичеких взглядах биокосмистов, необходимо отметить, что они верили в необходимость создания всемирного языка. Важнейшими принципами построения этого языка они считали словесные «ряды», из которых должны выстраиваться художественные «организмы». Всемирный язык подразделяется у биокосмистов на три «штиля». Поиск новых языковых форм сближает теории анархистов-биокосмистов с философией космизма Н.Федорова, проповедовавшего грядущее установление единого мирового языка, который будет создан на основе материалов исторического языкознания. Несмотря на все различия мировоззрения анархистов-биокосмистов и философии космизма во главе с Федоровым, можно с уверенностью говорить об идейной общности этих двух направлений философской мысли. Концепция слова и языка у биокосмистов позволяет по-новому взглянуть на традиционные проблемы лингвистики, а веденные биокосмистами понятия словесных «рядов», художественных «организмов», а также трех «штилей» свидетельствуют о том, что биокосмизм осветил не только на философский а астрономический, но и лингвистический аспекты «космической парадигмы».
Другая группа анархистов-универсалистов, пананархисты, во главе с братьями А.Л.Гординым и В.Л.Гординым, утверждали в своей основе необходимость устранения национальных стереотипов и ввели понятие Всечеловечества, что как нельзя более отражает основные принципы «космической парадигмы». Культ творчества также является проявлением идей космизма у пананархистов, наряду с их призывом к достижению идеалов «националкосмополитизма».
Что касается лингвистического аспекта «космической парадигмы» в творчестве пананархистов, то следует отметить, что в концепции пананархизма язык также призван служить объединяющим началом. Он берется за основу всего грядущего мироустройства и наделяется практически неограниченными возможностями, так чтобы им можно было пользоваться в различных средах (зрительный язык, слуховой язык и психическая сигнализация). Пананархисты верили, что на земле должен воцариться единый язык, который будет построен на принципах логики. По их мнению, язык этот уже заложен в природе в виде особых звукосочетаний, которые надо «расшифровать». Попыткой создания мирового языка был концептуально-философский язык АО В.Гордина. В первоначальной версии этого языка звуки графически передавались цифрами. Позже автор несколько изменил графическое изображение звуков, и в АО, помимо цифр, появились другие математические знаки. Язык АО явился блестящим результатом смелых языковых поисков, которые перекликаются со словотворчеством русских футуристов, в частности, В.Хлебникова. Несмотря на кажущуюся утопичность идеи существования подобного языка, АО был провозглашен не только мировым, но и космическим языком, и нашел своих приверженцев даже в нелегкое время 20-х и 30-х годов XX века.
Призыв ко всеизобретательству, брошенный В.Гординым, можно по праву назвать девизом 20-х годов, а изобретенный им «язык человечества» — первой серьезной попыткой освоения космоса на уровне языка. Мы не будем отрицать всех недостатков языка АО, т.к. они очевидны. Важно другое: при создании подобных творений их авторами движет та самая дерзость и увлеченность, которая рождает великие открытия. А.Гордин так выразил это состояние: «Не вера в потусторонний мир, а Знание бесстороннего мира»233. Именно готовность к восприятию новых истин, неоткрытых миров позволяет освободиться от всего общепринятого и предложить на суд общественности свой собственный взгляд, не боясь, что он будет отвергнут. И только с таких позиций мы считаем необходимым оценивать лингвистические воззрения первых создателей «космического языка». Концепция братьев Гординых тем более имеет право на существование, что их попытка создания мирового языка была предпринята не на любительском, а на профессиональном уровне. Гордины разработали свои собственную методику преподавания языков, основываясь на сравнительно-историческом языкознании. Так, в 1909 году они выпустили книгу «Подражательно-понимательный метод для обучения грамоте», где они впервые обосновали теорию значимости звука в языке234, которая потом и легла в основу АО.
Несмотря на тот факт, что теории анархистов-универсалистов утопичны по своей сути, они, безусловно, имеют право на существование, по крайней мере, если рассматривать их с позиций художественного творчества. Однако явление анархизма-универсализма в целом представляет существенный интерес прежде всего как движение, обладавшее определенной пассионарной энергией, которая позволила ему выйти за рамки сугубо политического направления. Фактически, анархизм-универсализм явился мощным культурно-философским явлением в России начала XX века, без которого немыслимы идеи русского космизма.
Таким образом, мы полагаем, существуют все основания утверждать, что движение анархизма-универсализма, в идейно-философской основе которого лежит реализация «космической парадигмы», было не столько историко-политическим, сколько литературно-философским. Постановка задачи изучения явления анархизма-универсализма в контекст «космической парадигмы» позволяет говорить о социально-культурной значимости анархизма-универсализма, ставящей его в один ряд с философскими течениями в России начала XX века. Диссертационная работа не претендует на абсолютно полное освещение всех озвученных в ней вопросов и
233 Гордин A.JI. Эготика. - М., 1922. - С.5.
234 См. Бр.Гордины. Подражательно-понимательный метод для обучения грамоте. - Вильно: Изд-е «Новой педагогики», 1909.-С.26. проблем. Однако, думается, ее можно рассматривать как небольшой шаг на пути к изучению реализации идей космизма в России начала XX века. Ш
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Аролович, Амалия Викторовна, 2005 год
1. Арлазоров М.С. Циолковский. - М.: Молодая гвардия, 1962.
2. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж, 1971.
3. Бессмертие. Журнал. Петроград: Северная Группа Биокосмистов (Имморталистов) и Комитет Поэзии Биокосмистов, 1922. - Ноябрь, № 1.
4. Биокосмизм (Материалы № 1). Сборник. М.: Креаторий Биокосмистов, 1921.
5. Биокосмизм (Материалы № 2). Сборник. М.: Креаторий Биокосмистов, 1922.
6. Биокосмист. Журнал. — М.: Креаторий Российских и Московских Анархистов-Биокосмистов, 1922. -№№ 1, 2, 3-4.
7. Биокосмисты (Десять штук). А.Ярославский, И.Линкст, П.Логинов, О.Лор, К.Чечкин, С.Кочет, Э.Эрн, Н.Рэм, А.Сергиенко, С.Тихонов. Пг.: Изд-е Комитета поэзии биокосмистов-имморталистов (Северная группа), 1923.
8. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1926. - Т.2.
9. Боргиус В. Теоретические основы анархизма. — Одесса: Свободное слово, 1906.
10. В 10. Боровой А.А. .Личность и общество в анархистском мировоззрении. Пб.-М.:1920.
11. Бр.Гордины. Анархия в мечте. -М.: Изд-е первого центрального социотехникума, Временный техникум пропаганды и агитации, 1919.
12. Бр.Гордины. Беседы с анархистом-философом. Пг., 1918.
13. Бр.Гордины. Манифест пананархистов. -М.: Изд-е Малого Секретариата Северного Областного Союза Анархистов, 1918.
14. Бр.Гордины. Подражательно-понимательный метод для обучения грамоте. -Вильно: Изд-е «Новой педагогики», 1909.
15. Бр. Гордины. Почему? Или Как мужик попал в страну «Анархия». - М., 1917.
16. Бр.Гордины. Речи анархиста. -М.: Изд-е первого центрального социотехникума, Временный техникум пропаганды и агитации, 1919.
17. Бр.Гордины. Социомагия и социотехника или общезнахарство и общестроительство.-М., 1918.
18. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. -С.-Пб., 1894. Т. 1 А.
19. Брюсов В. Собрание сочинений в семи томах. М., 1973-1975.
20. Бэлза И.Ф. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1983.
21. Вагенд Г. К вопросу о формах анархической организации//Анархический вестник. -Берлин, 1923. Июль, № 1.
22. Вагинов К. .Опыты соединения слов посредством ритма. Стихи. Л., 1931.
23. Волконский С. Русский балет в Париже 1913-1914//Волконский С. Отклики театра. -П.: Сириус, 1914.
24. Волошин М. Лирика Минск: Харвест, 1999.
25. В Политехническом «Вечер новой поэзии»: Стихи участников поэтических вечеров в Политехническом. 1917-1923. -М.: Московский рабочий, 1987.
26. Гаврюшин Н.К. Иллюзии и прозрения русского космизма//Философия русского космизма. — М., 1996.
27. Гастев А.К. Как надо работать. Как изобретать. М.: Изд-е Скоропечатни Центрального института труда, 1922.
28. Гастев А.К. Поэзия рабочего удара. Пг., 1918.
29. Гачева А.Г. Русский космизм и вопрос об искусстве. Философия бессмертия и воскрешения//По материалам VII Федоровских чтений. Вып.2. - М., 1996.
30. Гачева А.Г., Казнина О.А., Семенова С.Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М.: ИМЛИ РАН, 2003.
31. Ге А. Путь к победе. Лозанна, 1917.
32. Геллер Л. Слово мера мира. - М.: МИК, 1994.
33. Гиренок Ф.И. Русские космисты//Философия и жизнь. — М.: Знание, 1990. №2.
34. Гиренок Ф.И. Русский космизм. — М., 1990.
35. Голос Толстого и Единение. Журнал. М., 1920. - № 2 (14).
36. Гордин А.Л. Анархизм-универсализм. -М.: Изд-е Всероссийской секции Анархистов-универсалистов, 1920.
37. Гордин А.Л. Анархия духа. -М.: Изд-е первого центрального социотехникума, Временный техникум пропаганды и агитации, 1919.
38. Гордин А.Л. Декларация Московской организации анархистов-универсалистов. -М., 1921.
39. Гордин А.Л. Интериндивидуализм. -М.: Изд-е Анархистов-Универсалистов (Интериндивидуалистов), 1922.
40. Гордин А.Л. От юридического анархизма к фактическому. М.: Изд-е Всероссийской секции Анархистов-универсалистов, 1920.
41. Гордин А.Л. Первый центральный социотехникум. Членская книжка. -М.: Изд-е первого центрального социотехникума, Временный техникум пропаганды и агитации, 1919.
42. Гордин А.Л. Эготика. -М., 1922.
43. Гордин В.Л. АО-русский грамматический словарь. М., 1920.
44. Гордин В.Л.(Бэоби). Гносеология (Введение во всеизобретательство). -М.: Изд-е Всеизобретальни, 1921.
45. Гордин В.Л. Грамматика логического языка АО. -М., 1924.
46. Гордин В.Л. Грамматика языка человечества АО, перевод с АО. М.: Человечество, 1920.
47. Гордин В.Л.(Бэоби). Изобретпитание. -М.: Изд-е Всеизобретальни, 1921.
48. Гордин В.Л.(Бэоби). Клятва изобретателя. -М.: Человечество, 1924.
49. Гордин В.Л.(Бэоби). План Человечества (Внегосударственников-всеизобретателей). -М: Изд-е Всеизобретальни, 1921.
50. Гордин В.Л. Что за язык АО. -М., 1920.
51. Горев Б.И. Анархизм в России. -М.: Молодая гвардия, 1930.
52. Горев Б.И. Анархисты, максималисты и махаевцы. -Пг., 1918.
53. Горелик А. Анархисты в российской революции. Буэнос-Айрес: Изд-е Рабочей Издательской Группы в Республике Аргентине, 1922.
54. Горелик А. Гонения на Анархизм в Советской России. Берлин: Изд-е «Группы Русских Анархистов в Германии», 1922.
55. Гофман М.Л. Соборный индивидуализм. -Пб., 1907.
56. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В.Хлебников. 1983.
57. Григорьев В.П. Из прошлого лингвистической поэтики и интерлингвистики. -М.: Наука, 1993.
58. Григорьев В.П. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль. -М.: Наука, 1990.
59. Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской современной поэзии. М.: Наука, 1979.
60. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. -М.: Наука, 1986.
61. Григорьев В.П. Язык как творчество. -М.: Изд-во Института Русского Языка, 1996.
62. Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания//Вопросы философии. М., 1989. - № 11.
63. Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. М.: Детская литература, 1984.
64. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа. Николай Бердяев: жизнь и творчество. М.: Высшая школа, 1993.
65. Дрезен Э. В поисках всеобщего языка. -М.-Л.: Земля и фабрика, 1925.
66. Дрезен Э. За всеобщим языком (Три века исканий). М.-Л.: Гос. изд-во, 1928.
67. Дуличенко А.Д. Международные вспомогательные языки. Таллинн: Валгус, 1990.
68. Жизнь и творчество русской молодежи. Журнал. -М.: Русская молодежь, 1918. -Ноябрь, № 1.
69. Захаренко Е.Н., Комарова JI.H.,Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. -М.: Азбуковник, 2003.
70. Зотов B.C. Циолковский в воспоминаниях современников. Тула: Приокское книжное изд-во, 1971.
71. Иваницкий П. Искусственное вызывание дождя и управление погодой посредством регуляции атмосферного и земного электричества. — М., 1925.
72. Иллюстрированная Россия. Журнал. — Париж, 1927. № 52.
73. Комин В.В. Анархизм а России. Калинин, 1969.
74. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
75. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. — М., 1993.
76. Ленин В.И. Полное собрание сочинений (5 изд-е). М.: Гос. изд-во политической литературы, 1963. - Т.42.
77. Лившиц В. От романтиков до сюрреалистов. Л., 1934.
78. Линник Ю.В. Русский космизм и русский авангард. Петрозаводск, 1995.
79. Львов-Рогачевский В. Имажинизм и его образоносцы. Ревель: Орднас, 1921.
80. Мазурин Б.В. Рассказ и размышления об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд»//Новый мир. М., 1988. - № 9.
81. Маклюэн М. Автоматизация. Учиться жить. (McLuhan М. Understanding Media: The extensions of Man. N.Y., McGraw-Hill Book Сотр., 1966)//Сумерки глобализации. — M.: Ермак, 2003.
82. Макаров В.Г. Муравьев В.Н.: Очеловеченное время//Вопросы философии. М., 2002.-№4.
83. Макаров В.Г. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная по праву власти//Вопросы философии. М., 2002. - № 8.
84. Маринетти Ф. Манифесты итальянского футуризма. Собрание манифестов. — М., 1914.
85. Мислер Н., Боулт Д. Филонов. Аналитическое искусство. М.: Советский художник, 1990.
86. Михайлов А.И. Поэзия двадцатых годов (1921-1930)//История русской советской поэзии. 1917-1941.-Л.: Наука, 1983.
87. Новейший философский словарь. 3-е изд. - Минск: Книжный дом, 2003.
88. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 7-е изд. -М.: Советская Энциклопедия, 1968.
89. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, П.А.Сорокин, Г.П.Федотов, Г.В.Флоровский. М.: Наука, 1990.
90. Павел Николаевич Филонов. Живопись. Графика. Из собрания Государственного Русского Музея. Каталог выставки. -J1.: Аврора, 1988.
91. Пастернак Б. Доктор Живаго. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1989.
92. Платонов А. Собр. соч. в 3 томах. -М., 1984-1985.
93. Политические партии России. Конец XIX- первая треть XX века. Энциклопедия. — М.: Росспэн, 1996.
94. Потебня А.А. Мысль и язык. — Киев: Синто, 1993.
95. Преображенский Е.А. Анархизм и коммунизм. М.-Пг., 1918.
96. Пришвин М. Записи о творчестве//Контекст-1978. М., 1978.
97. Пришвин М. Леса к «Осударевой дороге» 1931-1952//Наше наследие. М., 1990. — № II (14).
98. Рерих Н. Агни Йога//Семь Великих Тайн Космоса. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
99. Рогдаев Н. Различные течения в русском анархизме (Доклад рабочему интернациональному анархистскому конгрессу в Амстердаме)//Буревестник. — Париж, 1907.-№8.
100. Русский космизм: Антология философской мысли/Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
101. Сануйе М. Дада в Париже. М.: Ладомир, 1999.
102. С.Дягилев и русское искусство/Сост. И.С.Зильберштейн, В.А.Самков. М.: Изобразительное искусство, 1982.
103. ЮЗ.Селивановский А. Очерки по истории русской советской поэзии. — М.: Художественная литература, 1936.
104. Семенова С.Г. Преодоление трагедии: «Вечные вопросы» в литературе. М.: Советский писатель, 1989.
105. Семенова С.Г. «Смысл любви» В.С.Соловьева//Семенова С.Г. Тайны царствия небесного. М.: Школа-пресс, 1994.
106. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX-начала XX века. М.: Просвещение, 1993.
107. Советский Энциклопедический словарь. -М.: Советская Энциклопедия, 1980.
108. Соловьев В. Сочинения в 2 томах. М.: Республика, 1988. Ю9.Сотникова С.И. Музеология. - М.: Дрофа, 2004. 1 Ю.Степанов H.JI. Велимир Хлебников. - М: Советский писатель, 1975.
109. Тарабукин Н.М. Михаил Александрович Врубель. М.: Искусство, 1974.
110. Толстой А.Н. Аэлита// Толстой А.Н. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1958. - Т.З.
111. Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. М., 1994.
112. Н.Универсал. Журнал. М.: Всероссийская секция Анархистов-универсалистов, 1921. -№№ 1-2,3-4, 5-6.
113. Факелы. Альманах. С.-Пб., 1908. - Кн.З.
114. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982.
115. Федоровский В. Сергей Дягилев, или Закулисная история русского балета. М.: Эксмо, 2003.
116. Философия бессмертия и воскрешения//По материалам VII Федоровских чтений 8-10 декабря 1995 года/Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева, М.В.Скороходов. Вып.1-2. - М.: Наследие, 1996.
117. Хлебников В. Неизданные произведения. М.: Художественная литература, 1940.
118. Хлебников В. Проза. М.: Современник, 1990.
119. Хлебников В. Собрание произведений в пяти томах. -JI.: Издательство писателей в Ленинграде, 1927-1933.
120. Худолей В. Анархистские течения накануне 1917 г.//Очерки истории анархистского движения в России/Ред. А.Боровой. М.: Голос Труда, 1926.
121. Цветаева М. Собрание сочинений в семи томах. М.: Эллис Лак, 1994-1995.
122. Циолковский К.Э. Гений среди людей. Калуга-Обнинск: Эндемик, 2002.
123. Циолковский К.Э. Моя пишущая машина. Двигатели прогресса. Новое о моем дирижабле и последние о нем отзывы. Мелочи. Калуга, 1928.
124. Циолковский К.Э. Образование земли и солнечных систем. Калуга, 1915.
125. Циолковский К.Э. Общечеловеческая азбука, правописание и язык. Калуга, 1927.
126. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. Калуга: Золотая аллея, 2002. 129.Черный Л. Новое направление в анархизме: ассоциационный анархизм. - Нью
127. Шагал. Возвращение мастера//По материалам выставки в Москве. К 100-летию со дня рождения художника/Сост. М.А.Бессонова. — М.: Советский художник, 1988.
128. Шешуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. — М.: Художественная литература, 1984.
129. Шкловский В. Воскрешение Слова. С.-Пб., 1914.
130. Штейнер Р. Из летописи мира. Пенза, 1991.
131. Штейнер Р. Порог духовного мира. М.: Кокон, 1991.
132. Штирнер М. Единственный и его собственность. Америка: Рабочее книгоиздательство, 1922.
133. Яковлев Я.А. Русский анархизм в великой русской революции. Харьков: Всеукраинское Государственное Издательство, 1921.
134. Ярославский А.Б. Аргонавты вселенной. M.-JL: Биокосмисты, 1926.
135. Ярославский А.Б. Звездный манифест. — Владивосток, 1918.
136. Ярославский А.Б. Корень из я. J1.-M.: Биокосмисты, 1926.
137. Ярославский А.Б. .Миру поцелуи Стихи. Пг.: Изд-е Комитета поэзии биокосмистов-имморталистов (Северная группа), 1923.
138. Ярославский А.Б. Москва-Берлин: Стихи. Берлин: Биоосмисты, 1927.
139. Ярославский А.Б. .Поэма анабиоза. Пг.: Изд-е Комитета поэзии биокосмистов-имморталистов (Северная группа), 1922.
140. Ярославский Е. Анархизм в России. — М.: Гос. изд-во политической литературы, 1939.
141. Drezen Е. Historio de la mondolingvo. Moskvo: Progreso, 1991.
142. Gordin V.L. Inventism or Eurologism, being the teaching of Invention. — Moscow: The All-Invention House, 1925.
143. Hagemeister M. Nikolaj Fedorov. Studien zu leben, werk and wirkung. — Mtinchen: Verlag Otto Sagner, 1989.
144. Kuznecov S. Linguistica cosmica: La naissance du paradigme cosmique//Une familiere etrangete: La linguistique russe et sovietique. Paris, 1995 (Histoire Epistemologie Langage. 17/II Tome XVII - fascicule 2.).
145. Monnerot-Dumaine M. Precis d'interlinguistique generale et speciale. — Paris: Librairie Maloine, 1960.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.