Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: на примере мультипликационных сериалов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат наук Шакарова, Марта Автандиловна
- Специальность ВАК РФ19.00.13
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат наук Шакарова, Марта Автандиловна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема игры в дошкольном возрасте
1.1. Подходы к игре в зарубежных исследованиях
1.2. Подходы к игровой деятельности в отечественной психологии
1.3. Механизм развития в игре
Глава 2. Культурные тексты как источники детской игры
2.1. Современные дошкольники в мире экранной культуры.
Мультфильм как текст
2.2. Культурологический анализ текста популярных мультсериалов
Глава 3. Особенности сюжетно-ролевых игр детей 3-7 лет по мультсериалу «Смешарики» (предварительное исследование)
3.1. Организация и методы исследования
3.2. Параметры анализа игр
3.3. Анализ и интерпретация данных предварительного исследования
Глава 4. Сравнительный анализ игр дошкольников по сюжетам мультсериалов «Том и Джерри» и «Смешарики» (основной эксперимент)
4.1. Процедура основного эксперимента
4.2. Показатели анализа данных
4.3. Обработка данных
4.4. Результаты основного эксперимента
4.4.1. Анализ бесед
4.4.2. Анализ игр дошкольников по сюжетам мультсериалов «Смешарики» и «Том
и Джерри»
4.5. Обсуждение результатов исследования
Заключение
Выводы
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Ролевое замещение в игре дошкольников в условиях разной предметной среды2019 год, кандидат наук Рябкова Ирина Александровна
Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте2008 год, кандидат психологических наук Бажанова, Татьяна Васильевна
Конструирование игрового сюжета как фактор развития мышления детей старшего дошкольного возраста2008 год, кандидат психологических наук Репина, Ольга Константиновна
Педагогические условия активизации самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников в детском саду2012 год, кандидат наук Доронов, Сергей Геннадиевич
Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста1999 год, кандидат психологических наук Кириллов, Иван Львович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: на примере мультипликационных сериалов»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Современная социокультурная ситуация характеризуется стремительным изменением повседневности детства. Это заставляет вновь обратиться к анализу явления, описанного Д.Б. Элькониным как «кризис детства»: непосредственная общность детей и взрослых замещается особыми формами трансляции содержания, смыслов и задач человеческой деятельности. Одной из таких форм трансляции является детская игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, в которой происходит присвоение ребенком смыслов и развивается его мотивационно-потребностная сфера. Высшей формой игры дошкольников является сюжетно-ролевая.
Основным источником сюжетов детских игр является реальная жизнь окружающих ребенка взрослых, а также различные варианты представленности этой жизни в культурных текстах (Д.Б. Эльконин, 1978; К.Н. Поливанова, 2004). Примером последних служит волшебная сказка, которая считается культурным прототипом развитой формы сюжетно-ролевой игры (Л.И. Эльконинова, 2004).
Механизмом развития психики ребенка в сюжетно-ролевой игре является воссоздание и проживание им особой структуры сюжета - конфликта, содержащегося в нем. Сказка содержит в себе «границу семантических полей» (М.Ю. Лотман), именно переход через эту границу и составляет существо конфликта, который проигрывается ребенком. Соответственно, развивающей является не любая детская игра, а лишь та, которая характеризуется двухтактной структурой сюжета: последовательной сменой двух действий: вызова ролевого действия, его «провокации», которые связаны с запретом, конфликтом; и ответного действия, как отклика на вызов (Л.И. Эльконинова, Т.В. Бажанова, 2007). Описанная структура сюжета игры представляет собой «функциональный орган» ощущения ребенком смыслов человеческих отношений и действий и, как следствие, присвоение этих смыслов.
Исследование современного состояния игровой деятельности дошкольников, проведенное Е.О. Смирновой и О.В. Гударевой (2005), показало, что в настоящее время в играх детей отмечается значительно меньше сюжетов, описанных в литературе 1960-1980-х гг. Постепенно исчезает из жизни детей и волшебная сказка, замещаясь новыми культурными продуктами, адресованными детям. Основная их масса представлена в форме экранных текстов, в частности, мультфильмами.
Как правило, исследования современных детских текстов проводилось с позиции анализа заложенных в них морально-этических составляющих, а собственно развивающий их потенциал не был предметом специального изучения. Кроме того изучались восприятие и понимание мультфильмов дошкольниками через оценку содержания мультфильма, анализ аудио- и видеоряда, а также экспертную оценку игрушек (в частности, М.В. Соколова, 2011); влияние информационной культуры на социализацию личности ( H.A. Голубева, Т.Д. Марцинковская, 2011). Эти исследования показывают, что игра современных дошкольников развертывается на новом материале, и встает существенный в логике культурно-исторической теории вопрос: в какой мере новые культурные тексты могут обеспечить появление полной (двухтактной) формы детской игры, т.е. можно ли признать, что современная игра является развивающей. Учитывая разнообразие жанров, сюжетов и форм современных мультфильмов как разных моделей мира и разных форм его репрезентации, необходимо также выявить их характеристики, способствующие или, напротив, препятствующие появлению развитой формы сюжетно-ролевой игры, т.е. такой ее формы, которая обеспечивает психическое развитие ребенка.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей мультипликационных фильмов для развития сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.
Все вышеизложенное определило объект, предмет, цель и задачи нашего исследования.
Объект исследования - сюжетно-ролевая игра дошкольников по сюжетам современных мультсериалов как ведущая деятельность дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние структуры сюжета и содержания культурных текстов (на примере мультипликационных сериалов) на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.
Гипотеза исследования: На основе современных мультсериалов возможно построение развитой формы сюжетно-ролевой игры, характеризующейся двухтактностью игрового сюжета, т.е. игры развивающего характера. Условием построения такой игры являются структура и содержание текста-оригинала, позволяющие выявить различные неоднозначные позиции персонажей, трансформирующиеся в ходе их взаимодействия. Различные в содержательном и структурном отношении сюжеты мультсериалов провоцируют различные в структурном и содержательном отношении игры дошкольников, т.е. имеют различный развивающий потенциал.
Цель исследования: выявить характеристики структуры сюжета и содержания современных культурных текстов (на примере мультипликационных фильмов), обеспечивающие развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических представлений по психологии игры и эмпирических исследований сюжетно-ролевой игры и на его основании сформулировать психологические требования к структуре сюжета и содержанию культурного текста (мультсериала), провоцирующего развитую сюжетно-ролевую игру.
2. Разработать план эмпирического исследования, обеспечивающий
выявление психологических особенностей детских игр по сюжетам различных мультипликационных сериалов.
3. Провести эмпирическое исследование игр дошкольников по сюжету мультсериала с целью выявления психологической структуры и особенностей этих игр.
4. Сравнить структуру и особенности игр дошкольников по мультсериалам, имеющим различную структуру сюжета и содержание, используя представление о содержании сюжетно-ролевой игры и двухтактной форме игрового сюжета.
Методологической основой исследования являются:
• культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского;
• периодизации психического развития и теория детской игры Д.Б. Эльконина;
• представления о развитой форме игры Л.И. Элькониновой;
• представление о структуре художественного текста М.Ю. Лотмана;
• диалогическая концепция М.М. Бахтина.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
1. Культурологический метод анализа текста.
2. Метод включенного наблюдения и фиксации данных с помощью видеонаблюдения.
3. Статистические методы обработки результатов (критерий Фишера - ср*, О-критерий знаков).
Выборку исследования составили дети дошкольного возраста ДОУ и развивающих центров г.Москвы. В исследовании приняли участие 85 детей от трех до семи лет. Исследование проводилось в два этапа. На первом (предварительное исследование) проводились видеонаблюдения за играми детей по сюжету популярного мультсериала. Изучалось, играют ли дошкольники в мультфильм; насколько структура этих игр совпадает со структурой текста мультсериала; возможно ли использование представления о
двухтактной форме игры в качестве инструмента для анализа данных игр. На втором этапе (основной эксперимент) проводились видеонаблюдения за играми детей по сюжету двух различных мультсериалов. Всего записано 226 наблюдений, выделено 428 игровых эпизодов. Игровые эпизоды классифицировались: 1) по темам игр; 2) по содержанию игр; 3) по структуре сюжета игр. Далее сравнивалось количество игровых сюжетов с определенной темой (определенного уровня, формой оформления сюжета) между двумя мультсериалами, а также до и после стимуляции игры ребенка игрушками персонажей и просмотром серии мультфильма. Достоверность различий в анализируемых показателях игр между двумя мультсериалами выявлялась с помощью критерия Фишера - ср*. Для изучения общего направления сдвигов в уровне игры ребенка по двум мультсериалам до и после стимуляции игры использовался О-критерий знаков.
Достоверность результатов определяется теоретико-
методологическими основаниями работы, адекватностью методов основным задачам исследования, системой взаимосвязанных экспериментов, корректностью статистической обработки полученных данных
Теоретическая значимость и новизна исследования определяется тем, что в нем впервые с опорой на культурологические и текстологические теории Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина выявлен развивающий потенциал современных культурных текстов (мультфильмов). Впервые обнаружено, что условием развитой формы детской игры, т.е. условием психического развития детей дошкольного возраста выступает полифоническая структура отношений персонажей, при которой событийность сюжета создается взаимодействием различных позиций и точек зрения. В исследовании обнаружена чувствительность ребенка к такой многопозиционности и возможность ее воссоздания в игре. В игре по таким сюжетам значимо чаще встречается наиболее развитая ее форма («роль в отношении»). Такие сюжеты (при условии стимуляции игры введением игрушек персонажей или просмотром
серии) позволяют детям переходить на более высокий уровень игровой деятельности.
Эти данные существенно расширяют представления о механизме психологического развития дошкольников в рамках ведущей деятельности возраста - сюжетно-ролевой игры.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для проведения анализа качества современных мультипликационных фильмов, а также для формулирования требований к содержанию и структуре культурного текста (на примере мультсериала) с целью использования его развивающего потенциала. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для разработки рекомендаций педагогам и родителям в организации сюжетно-ролевой игры дошкольников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На основе современных мультсериалов возможно построение развитой формы сюжетно-ролевой игры дошкольников, характеризующейся двухтактной структурой сюжета.
2. Разные в содержательном отношении мультсериалы провоцируют разные в содержательном и структурном отношении игры. Различия будут наблюдаться в сюжете (теме) игр, содержании (уровень игры), структуре сюжета. При этом структура текста мультсериала совпадает со структурой игры по его сюжету.
3. Развивающим потенциалом обладают мультсериалы, имеющие более богатое содержание и сложную структуру сюжета: разнообразие функций персонажей и сюжетных ходов.
4. Игры дошкольников по сюжету современных мультсериалов можно стимулировать игрушками персонажей мультсериала и просмотром серий. При этом различные в содержательном отношении мультсериалы предоставляют различные возможности для стимуляции игр по их сюжетам.
5. В качестве культурного прототипа развитой формы сюжетно-ролевой игры выступает текст, в основе сюжета которого лежит событие не в физическом, как в волшебной сказке, а смысловом понимании: смысловые семантические пространства, смысловой переход через границу семантических пространств.
Апробация диссертации.
Результаты научной работы докладывались и обсуждались на XVII Международной научной конференции Ломоносов-2010, на 17-й Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития: движущие силы и практики развития», на Международной научно-практической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях». Материалы исследования апробированы на заседании лаборатории «Психологии младшего школьника» ФГНУ ПИ РАО и на заседании кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета.
10
ГЛАВА 1
ПРОБЛЕМА ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Подходы к игре в зарубежных исследованиях.
В зарубежной научной мысли игра являлась предметом анализа различных направлений: философского (Г. Спенсер, 2002; Ф. Шиллер, 1950 и др.), биологического (К. Бюлер, 1930; К. Гросс, 1916; Э. Клапаред, 2007 и др.), культурологического (Г. Бейтсон, 2000; Й. Хёйзинга, 2003; J.P. Rossie, 2008 и др.), психологического (К. Коффка, 1934; К. Левин, 2001; Ж. Пиаже, 2008; А. Фрейд, 1999; 3. Фрейд, 1992 и др.).
В указанных исследованиях рассматривались такие аспекты, как природа, происхождение и источники игры (К. Бюллер, 1930; К. Гросс, 1916; С. Миллер, 1999; Дж. Селли, 2007; 3. Фрейд, 1992; В. Штерн, 1921 и др.), сущностные характеристики игры (К. Левин, 2001; Дж. Селли, 2007; Й. Хёйзинга, 2003 и др.), значение игры для психического развития (А. Адлер, 1998; К. Гросс, 1916; Ж. Пиаже, 2008; 3. Фрейд, 1992; G. Fein, 1981; С. Garvey, 1977; S.L. Lovinger, 1974; К. Rubin, 1975; R.L. Selman, 1971; P.S. Strain, 1976 и др.), использование игры в качестве диагностического и психотерапевтического средства (А. Маслоу, 2001; К. Роджерс, 2007; А. Фрейд, 1999; G.L. Landreth, 1991; С.Е. Schaefer, 1991; T.D. Yawkey, 1986 и др.), анализ влияния современных игрушек и средств массовой информации на игры детей (J.H. Goldstein, D. Buckingham, G. Brougere, 2004 и др.).
Игре отводится значительная роль в развитии разных сторон психики ребенка, однако собственно механизм этого развития не становится предметом специального изучения, игра не рассматривается в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста.
В трудах Ф. Шиллера и Г. Спенсера было заложено начало разработки общей теории игры. Так, Ф. Шиллер определял игру через сознание условности, двойственности ситуации (Ф. Шиллер, 1950). Когда, играя,
и
ребенок скачет на палочке, он, с одной стороны сознает, что это палочка, с другой - скачет на ней как на лошади. Если нет видимости, осознания условности - нет игры.
По Г. Спенсеру, источником игры является избыток сил, которые не были израсходованы в жизни в труде и находят выход в игре (Г. Спенсер, 2002).
Дж.Селли видел сущность игры в выполнении роли (Дж. Селли, 2007). Он выделил две основные особенности ролевой игры: преобразование ребенком себя и окружающих предметов, создание воображаемого мира и поглощенность процессом преобразования и жизнью в созданном мире.
В теориях игры К. Гросса и Ф. Бонтендайка подчеркивается эволюционный аспект возникновения игры, а также ее важное значение для всего психического развития ребенка (К. Гросс, 1916; F.J.J. Buytendijk, 1933). К. Гросс рассматривал игру как подготовку к дальнейшей серьезной деятельности. Основное значение игры К. Гросс видел в том, что ребенок в игре, упражняется, тренирует свои способности. При этом источники, побуждающие ребенка играть, К. Гроссом не рассматриваются. Объясняя игры человека так же, как и игры животных, он целиком сводит их к биологическому фактору, к инстинкту.
В. Штерн усматривал специфику игры в отсутствии внешней цели и проявлении в ней детской фантазии (В. Штерн, 1921). Причину игры он видел в попытке ребенка освободиться от «тесноты мира», который его окружает. Механизмом осуществления игры является фантазия и связанное с ней переживание иллюзии.
Мир играющего ребенка как самостоятельное явление делается предметом специального рассмотрения в трудах К. Коффки (К. Коффка, 1934). Он рассматривает игру не как подготовку к взрослой жизни, а как проявление своеобразного мира ребенка.
Своеобразие внутреннего мира ребенка подчеркивается и в ранних работах Ж. Пиаже. Ребенок изначально живет в мире, построенном по
своим внутренним законам и отличным от взрослых (Ж. Пиаже, 2008). Этому миру, который Ж. Пиаже описывает как мир грез, неудовлетворяемых в реальном мире желаний, и принадлежит игра. Изначально мир реальности и субъективный мир существует для ребенка слитно, нераздельно. Затем под влиянием со стороны мира взрослых для ребенка возникает мир игры и мир реальности. И, наконец, возникает единый реальный мир с вытесненными желаниями. Далее Ж. Пиаже уточняет и углубляет свои представления об игре. Он связывает ее с переходом от сенсомоторного интеллекта к мышлению в представлениях, тем самым подчеркивая развивающую функцию игры.
Идея внутреннего мира ребенка получила свое развитие в трудах 3. Фрейда и его последователей. Сам 3. Фрейд не занимался специально игрой, однако в его работах содержится ряд положений, характеризующих взгляды на игру (3. Фрейд, 1992). Природа игры объясняется им исходя из принципа получения удовольствия. С одной стороны он рассматривает игру как средство удовлетворения потребностей и желаний ребенка, присущих ему вне игры, которые не находят удовлетворения в повседневной жизни. С другой, становясь предметом игры, потребности и эмоции ребенка меняют свою природу.
В определенной степени психоаналитическая теория оказала влияние на многих исследователей (А.Адлер, 2003; Б. Беттельгейм, 1998; К. Коффка, 1934; К. Левин, 2001; Ж. Пиаже, 2008; Э. Эриксон, 1996; К.Г. Юнг, 1997 и др.). Так, в нео-психоанализе, гуманистической, индивидуальной, экзистенциальной психологии, теории социального научения (А. Адлер, 2003; Р. Берне, 1986; А .Маслоу, 2001; К. Роджерс, 2007; А. Фрейд, 1993; Э. Эриксон, 2000; И.Д. Ялом, 1999; и др.) подробно изучен внутренний мир дошкольника, описаны психологические механизмы (установление равновесия в структуре личности, катарсис и др.), помогающие детям разрешать в игре свои проблемы.
Теория 3. Фрейда послужила также распространению психоаналитической практики на детей. Сегодня игра используется и как метод диагностики и как психотерапевтическое средство - playtherapy ( G.L. Landreth, 1991; С.Е Schaefer, K.J. O'Connor, 1983; C.E. Schaefer, K. Gitlin, A. Sandgrund, 1991; E. Saltz, D. Dixon, J. Johnson, 1977 и др.)
Следует отметить, что существенными характеристиками игры, которые подчеркивалась в зарубежных исследованиях, являются ее двойственность (принадлежность двум мирам: реальности и ее изображения) и репрезентативность.
Так К. Левин и С. Слиозберг отмечали, что игра - это особая реальность, и в тоже время, действия в ней близки к действиям в «ирреальных слоях» (К. Левин, 2001). Играя, ребенок преображает себя и вовлекаемые в игру предметы.
Двойственная природа игры подчеркивалась и Г. Бейтсоном, который рассматривал игру как особую культурную форму. Двойственность, по Г. Бейтсону, заключается в том, что в ней акты игры означают акты не-игры. Таким образом, игра - репрезентативная деятельность, а игровое действие всегда изобразительно (Г. Бейтсон, 2000).
В качестве культурного феномена игра выступает и у нидерландского историка Й. Хёйзинги . В сферу игрового он относит все, что каким-то образом связано с «оформлением реальности, приданием ей искусственности» (Й. Хёйзинга, 2003). Игра - это изображение чего-либо. К основным свойствам игры Й. Хёйзинга относит повторяемость и отграниченность в пространстве и времени.
Отметим также, что двойственная природа игры подчеркивалась и в трудах Ю.М. Лотмана, который рассматривал игру как моделирующую систему (Ю.М. Лотман, 1970). В игре одновременно (а не последовательно!) присутствуют два плана: план реальности и план ее изображения. Игра представляет собой своеобразное балансирование на границе. «Играющий
должен одновременно и помнить, что он участвует в условной (не подлинной) ситуации (ребенок помнит, что перед ним игрушечный тигр, и не боится), и не помнить этого (ребенок в игре считает игрушечного тигра живым). Живого тигра ребенок - только боится; чучела тигра ребенок - только не боится; полосатого халата, накинутого на стул и изображающего в игре тигра, - он побаивается, то есть боится и не боится одновременно (курсив оригинала -М.Ш.)». В овладении «навыком двупланового поведения» заключается, по мнению Ю.М. Лотмана, искусство игры.
В современных зарубежных исследованиях игра чаще становится предметом анализа социологии, культурологи, нежели психологии. Изучается влияние средств массовой информации и соврменных игрушек на традиционные игры и игрушки детей (A. Allison, 2006; J.H. Goldstein, D.Buckingham, G. Brougere, 2004; и др.), изучаются игры африканских детей (J.P. Rossie, 2008).
Выводы. Анализ зарубежных исследований игры показывает, что в них имеется ряд важных для понимания психологической сущности игры положений. Выделены особенности ролевой игры: преобразование ребенком себя и окружающих предметов, создание воображаемого мира и поглощенность процессом преобразования и жизнью в созданном мире. Описан внутренний мир дошкольника в игре, а также психологические механизмы, с помощью которых дети в игре разрешают свои проблемы; показана развивающая функция игры; подчеркнута двойственная природа игры, ее принадлежность двум мирам: реальности и ее изображения. При этом механизм развития в игре не описывается, большинство современных исследователей рассматривают ее в контексте влияния на разные стороны психического развития ребенка, а также как терапевтическую деятельность.
1.2. Подходы к игровой деятельности в отечественной психологии.
В классических и современных отечественных исследованиях игра рассматривается как особый тип деятельности ребенка, который отражает его отношение к окружающей, прежде всего, социальной действительности, дана подробная характеристика развернутой, развитой формы игры, описан механизм психического развития в игре (М.Я. Басов, 2007; П.П. Блонский, 1979; JI.C. Выготский, 1966; A.B. Запорожец, 1965; H.A. Короткова, 1989; Е.Е. Кравцова, 1991; А.Н. Леонтьев, 1981; С.Л.Новоселова, 1989; С.Л. Рубинштейн, 2002; С.Л. Славина, 1948; Е.О.Смирнова, 2004; А.П.Усова, 1976; Д.Б. Эльконин, 1999; Л.И. Эльконинова, 2004 и др.).
М.Я. Басов указывал на то, что источник детской игры находится в системе взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью (М.Я. Басов, 2007).
П.П. Блонский рассматривал игру как основной вид активности в дошкольном возрасте, в ней он «упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт» (П.П. Блонский, 1979). П.П. Блонский не относит к играм манипуляции детей раннего возраста и экспериментирование (исследование детьми некоторых предметов). П.П. Блонским подчеркивается момент драматизации (ребенок играет роль), присущий игре, а также генезис игры из занятий «трудового типа».
Л.С. Выготским была разработана гипотеза о психологической сущности развернутой формы ролевой игры (Л.С. Выготский, 1966). Основные положения этой гипотезы заключаются в следующем. Игра является «ведущей линией развития» в дошкольном возрасте, она создает зону ближайшего развития ребенка. Игра есть исполнение желаний, обобщенных аффектов, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Центральным моментом игровой деятельности является «мнимая ситуация», которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и осуществляет ее в игровой обстановке. Перенос значений и обобщенные
действия, характерные для «мнимой ситуации» становятся возможными на основе появляющегося у дошкольников расхождения видимого и смыслового поля. В игре всегда есть правила, которые одновременно являются правилами внутреннего самоограничения ребенка. Подчиняясь правилу в игре, ребенок действует не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Внутренние процессы в игре даны во внешнем действии: ребенок, опираясь на реальные действия, оперирует значениями, оторванными от вещей.
А.Н. Леонтьев в своем анализе игры указывал на то, что причиной возникновения игры является потребность ребенка действовать как взрослые (А.Н. Леонтьев, 1981). Игра позволяет разрешить противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и запретом взрослых. Потребность в игре удовлетворяется через игровые действия, в которых операция не соответствует самому действию (операция: ребенок манипулирует палочкой, действие: едет на лошади). Из несовпадения действия и операции рождается воображаемая ситуация. Это происходит благодаря тому, что предмет не теряет для ребенка своего значения, но приобретает при этом игровой смысл. Первоначально ребенка в игре привлекают предметы, а потом человеческие отношения. Соответственно развитие игры связано с переходом от игр с открытой ролью, открытой воображаемой ситуацией и скрытым правилом к играм со скрытой ролью, скрытой воображаемой ситуацией, но открытым правилом.
С.Л. Рубинштейн рассматривает игру как особую деятельность, «совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива» (С.Л. Рубинштейн, 2002). Игра представляет собой определенное отношение личности к окружающей ее действительности. Мотив игры, по С.Л. Рубинштейну, заключается в переживаниях играющим ребенком различных сторон действительности. Средствами игры реализуются разнообразные мотивы человеческой деятельности.
В периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, разработанной на основе трудов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, деятельностного подхода, сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, 2004). В ней происходит присвоение смыслов и задач человеческой деятельности, ее мотивационно-потребностной стороны. Определяющее значение сюжетно-ролевая игра имеет для следующих сторон психического развития ребенка: преодоление познавательного эгоцентризма, мотивационно-потребностная сфера, развитие умственных действий, становление произвольности поведения.
Структуру сюжетно-ролевой игры составляют следующие взаимосвязанные компоненты: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли; игровое употребление предметов, когда реальные предметы замещаются игровыми; реальные отношения между играющими детьми (Д.Б. Эльконин, 1999). Роль и связанные с ней игровые действия Д.Б. Эльконин считает основной единицей сюжетно-ролевой игры.
Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Контекстное обучение иноязычной коммуникации детей младшего дошкольного возраста: На материале сказоч. сюжета, англ. яз.1997 год, кандидат педагогических наук Хабибрахманова, Фарида Рафиковна
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ2016 год, кандидат наук Куниченко Ольга Владимировна
Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников2005 год, кандидат психологических наук Гударёва, Ольга Владимировна
Педагогические условия актуализации содержания познавательной сферы дошкольников в игре2002 год, кандидат педагогических наук Касаткина, Елена Ивановна
Социально-психологические особенности родительской позиции при организации досуга современного дошкольника2014 год, кандидат наук Скобельцина, Ксения Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шакарова, Марта Автандиловна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абраменкова B.B. В мире детских игр // Воспитание школьников. -2000. - №7.-С. 16-19.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов на Дону : Феникс, 1998. - 448 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - СПб. : Питер, 2003. - 248 с.
4. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 140 с.
5. Анимация как феномен культуры : материалы первой Всерос. науч.-практ. конф., М., 27-28 апр. 2005г. / науч. ред. Н. Г. Кривуля. - М. : ВГИК, 2006.- 151 с.
6. Артемова Л.В. Содержание игры как средство формирования общественной направленности детей дошкольного возраста // Психологические и педагогические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979. - С.47-59.
7. Артюх A.A. Виртуальная реальность и проблема ее репрезентации (аниматорный эффект) // Анимация как феномен культуры: материалы 1-й всерос. науч.-практич. конф. / ВГИК. - М., 2006. - С. 63-68.
8. Асмолов A.A. О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9. -С. 3-5.
9. Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте : дис. ... канд. психол. наук; МГППУ. - М., 2008. - 122 с.
10. Басов М.Я. Общие основы педологии. - М. : Алетейя, 2007. - 776 с.
11. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев : «Next», 1994. - 508 с.
12. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. - Киев : «Next», 1994. - 384 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М. Искусство, 1979.-445 с.
14. Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. - М. : Смысл, 2000. - 476 с.
15. Белобрыкина O.A., Шамшикова O.A. Психологические детерминанты игрушки в современном социокультурном пространстве // Развитие человека в современном мире: сб. материалов Всероссийской научно-практической конф. / НГПУ. - Новосибирск, 2012. - С. 114-128.
16. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
17. Беттельгейм Б. Любим ли я...(Диалог с матерью). - СПб. : Ювента, 1998. - 275 с.
18. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. -М. :Гнозис, 1991,- 176 с.
19. Биргер П. Дети Винни-Пуха [Электронный ресурс] / П. Биргер // «Эксперт Северо-Запад». - 2006. - №16. - URL: http://expert.ru/northwest/2006/16/popov/ (дата обращения: 16.04.2012)
20. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / под ред. А. В. Петровского. - М. : Педагогика, 1979. - Т. 2. -399 с.
21. Брунер Дж. Культура образования. - М. : Просвещение, 2006. - 213
с.
22. Бугрименко Е.А. Переходные формы знакового опосредования в обучении шестилетних детей // Вопросы психологии. - 1994. - №1. - С.54-61.
23. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М. : Работник просвещения, 1930.
24. Васильева И.И. О значении идей Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии // Психологические исследования общения / под ред. Б. Ф. Ломова и др.. - М. : Наука, 1985. - С. 81-93.
25. Венгер JI.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сб. научных трудов. - М. : Просвещение, 1978. - С. 32-36.
26. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
27. Выготский Л.С. Психология искусства. - СПб. : Азбука, 2000. - 416
с.
28. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.
29. Голубева H.A., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон, науч. журн. - 2011. - №6(20). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.04.2012).
30. Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984. - 25 с.
31. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. - Киев : Киевское Фребелевское общество,1916. - 242 с.
32. Губанова Н.Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 308 с.
33. Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 230 с.
34. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб. : Питер, 2004. - 205 с.
35. Долгополова A.B. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр : дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 1997. -220 с.
36. Доронова Т.Н., Карабанова O.A., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. - М. : Воспитание дошкольника, 2002. - 127 с.
37. Дьяконов Г.В. Концепция диалога М.М. Бахтина - основа Экзистенциально-онтологической психологии // «Сощальна психолопя». -2006. - № 5 - С. 45-55.
38. Запорожец A.B. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М. : Педагогика, 1966. - С. 5-10.
39. Запорожец A.B. Некоторые психологические моменты детской игры // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 10. - С. 72-79.
40. Иванкова P.A. Нравственное воспитание дошкольников в игре // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. науч. трудов. - М., 1983. - С. 104-111.
41. Игра дошкольника / под.ред. C.JI. Новоселовой, J1.A. Абрамян. - М. : Просвещение, 1989. - 286 с.
42. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / под ред. A.B.Запорожца, Т.А. Марковой. - М. : Педагогика, 1980. - 168 с.
43. Игра со всех сторон / под ред. Е.С. Жорняк. - М. : Фонд науч. исслед. "Прагматика культуры", 2003. - 431 с.
44. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / JI.A. Венгер и др. - М. : Просвещение, 1989. - 124 с.
45. Кабачек O.JI. Психологические условия становления субъектности в совместной литературно-творческой деятельности дошкольников : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 359 с.
46. Карабанова O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 191 с.
47. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М. : МГУ, 1986. - 144 с.
48. Кириллов И.Л. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 174 с.
49. Клишина Е. Это просто смешарики какие-то! [Электронный ресурс] // Свободный курс. - 2006. - №4. - URL: http://www.igroprom.ru/smeshariki/Press_mfo.php?ID=l 780 (дата обращения: 16.04.2012).
50. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. -М. :URSS, 2007. - 167 с.
51. Колесник Н.П. Самовоспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой сюжетно-ролевой игре : автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- М., 2000. - 18 с.
52. Комарова Н.Ф. Особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры детей младшего и старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988. - 21 с.
53. Конышева Е.А. Формирование тендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации : дис.... канд. пед. наук. - Пермь, 2006. - 183 с.
54. Короткова H.A., Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 4.
- С. 23-29.
55. Короткова H.A. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста : дис. канд. ... психол. наук.-М., 1982,- 126 с.
56. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб. : Речь, 2003. - 160 с.
57. Косырева H.A. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием) : дис. ... канд. психол. наук. -М., 2007. - 130 с.
58. Коффка К. Основы психического развития; пер. с нем. - М. - JL, 1934.
59. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества // Искусство в школе. - 1994. - №2. - С. 3-9.
60. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению детей в школе. - М. : Педагогика, 1991. - 152 с.
61. Красова Т.Д. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - Липецк, 2001. - 178 с.
62. Кривуля Н.Г. Лабиринты анимации Н. Г. Кривуля. - М. : Грааль, 2002. - 295 с.
63. Левин, К. Динамическая психология. - М. : Смысл, 2001. - 576 с.
64. Левинский А. Пробные Смешарики [Электронный ресурс] //Аналитический деловой еженедельник Smart Money. - 2007. - №46. - URL: http://www.igroprom.ru/smeshariki/Press_info.php?ID=358296 (дата обращения: 16.04.2012).
65. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.
66. Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. -170 с.
67. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. - СПб. : Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.
68. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. -Таллинн, 1973. - 137 с.
69. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М. : Искусство, 1970.-384 с.
70. Малюкова Л. Смешарики всерьез и надолго [Электронный ресурс] //
Новая газета 04.06.2007 URL:
http://www.igroprom.ru/smeshariki/Press_info.php?ID=l 693 (дата
обращения: 16.04.2012).
71. Марцинковская Т.Д. Искусство в современном мире - новые формы и новые - старые механизмы воздействия // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 2. С. - 56-61.
72. Марцинковская Т.Д. Переживание как механизм социализации и формирования идентичности в современном меняющемся мире [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон, науч. журн. - 2009. -№3(5). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.04.2012).
73. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб. : Евразия, 2001. - 479 с.
74. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в художественное творчество // Искусство в школе. - 1994. - №2. - С. 919.
75. Миллер С. Психология игры. - СПб. : Университетская книга, 1999. -320 с.
76. Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве : афтореф. докт. ... психол. наук. - М., 1987. - 40 с.
77. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Организация сюжетной игры в детском саду. - М. : ПИ РАО Международный образовательный и психологический колледж, 1997. - 78 с.
78. Надежина Р.Г. Игра и взаимоотношения детей // Дошкольное воспитание. - 1964. - №4. - С. 15-18.
79. Нгуен Тхи Ким Ань Воспитание творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре : автореф... канд. пед. наук. - М., 2004. - 149 с.
80. Негодаев И.А. Информатизация культуры. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
81. Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста : автореф. дис... канд.
психол. наук. - М.,1972. - 24 с.
82. Нежнов П.Г., Эльконин Б.Д. Ритм развития в периодизации Д.Б.Эльконина // Педагогика развития: социальная ситуация развития и образовательные среды : материалы 12-й науч.-практ. конф. - Красноярск, 2006.
83. Новикова Т.С. Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 171 с.
84. Новоселова C.JL, Зворыгина Е.В., Иванокова Р.А. и др. Комплексное руководство формированием игры старшего дошкольника // Игра дошкольника / под ред. Л. А. Абрамян. - М. : Просвещение, 1989. - С. 7985.
85. Новоселова С.Л. Система «Модуль-игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. - М., - 2004. - 40 с.
86. Орлов A.M. Аниматограф и его Анима. Психогенные аспекты экранных технологий. - М. : «ИМПЭТО», 1995. - 384 с.
87. Орлов A.M. Анимация третьего тысячелетия: веяние тихого ветра. Мозаика из восьми фильмов в жанре заметок и собеседований // Киноведческие записки. - 2001. - №52. - С. 22-38.
88. Орлов М.А. Три модели речи в мультфильмах // Анимация как феномен культуры: материалы 1-й всерос. науч.-практич. конф. / ВГИК. - М., 2006. - С. 68-74.
89. Осорина М.В. Психологическая концепция игрушки : какой предмет может стать игрушкой? // Детсад со всех сторон. - 2004. - № 7-8. - С. 2-3.
90. Павленко Г.В. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 227с.
91. Пантина Н.С. Игра и детские взаимоотношения // Дошкольное воспитание. - 1967. - № 12. - С. 21-27.
92. Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров со сверстниками в сюжетно-ролевых играх : автореф. дис. ... канд. психол. наук.-М., 1993.- 16с.
93. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М. : Директ-Медиа, 2008. -848 с.
94. Пивненко Т.В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 26 с.
95. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 110-120.
96. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации // Культурно-историческая психология. - 2006. - №1. - С. 26-31.
97. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. H.H. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. - М. : Педагогика, 1987. - 190 с.
98. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М. : Наука, 1969. - 168 с.
99. Прохоров A.B. Третья реальность [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2005. - №4. - URL: http://www.strana-oz.ra/?numid=25&article=1095 (дата обращения: 16.04.2012).
100. Прохоров A.B., Разлогов К.Э., Рузин В.Д .Культура грядущего тысячелетия, // Вопросы философии. - 1989. - №6. - С. 71-74.
101. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения : в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А.Леонтьева и др.. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 1. - 391 с.
102. Пухова Т.И. Шесть кукол: Психологический анализ режиссерской игры в "семью" у дошкольников. - Обнинск: Принтер, 2000. - 179 с.
103. Репина O.K. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 5569.
104. Рзаева Е.И. Развитие игрового пространства в дошкольном возрасте : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 182 с.
105. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение. - М. : Психотерапия, 2007. - 558 с.
106. Родыкина JI.H. Проблема принятия роли в ролевой игре : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1985. - 17 с.
107. Рояк A.A. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1974. - № 4. - С. 71-83.
108. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2002. - 720с.
109. Саморукова П.Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - С. 164-172.
110. Самсонова Е.В. Игровое моделирование как механизм развития взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 176с.
111. Селли Дж. Очерки по психологии детства. - М. : КомКнига, 2007. -456 с.
112. Славина С.Л. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. - 1948. - С. 3-11.
113. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 4. - С. 80-82.
114. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М. : Издательство «Институт практической психологии», 1998. - 256с.
115. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек в Германии и России (сравнительный анализ критериев оценки) // Культурно-историческая психология,- 2010.-№1.-С. 81-88.
116. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 91-103.
117. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 3. - С. 24-33.
118. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Современное состояние игровой деятельности дошкольников // Психологическая наука и образование. - 2005. -№2. - С. 76-86.
119. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Исследования феномена игрушки в современной западной науке // Психологическая наука и образование. - 2008. -№3,-С. 38-48.
120. Смирнова H.A. Традиционная игра как культурно-психологический феномен : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 174 с.
121. Смоленцева A.A. Значение сюжетно-дидактической игры в усвоении математических представлений детьми старшей группы //Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. -М. : АПН, 1973. - С.82-89.
122. Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Психологическая наука и образование. - 2011. - №2. - С. 6874.
123. Солнцева О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 1998,- 19 с.
124. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 288 с.
125. Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов. - М. : Просвещение, 1988. - 198 с.
126. Стрекаловская М.М. Развитие игр дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых : дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 1995. - 208 с.
127. Стрелкова Л.П. Роль игры-драмматизации в развитии эмоций у дошкольников // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. -М., 1978.-С. 139-144.
128. Третьяк A.B. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2006. - 19 с.
129. Трифонова Е.В. Режиссерская игра с опорой на рисунок как метод оценки познавательного развития ребенка дошкольного возраста : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 205 с.
130. Уманец Л.И. Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1984. - 23с.
131. Уразаева Г.И. Социально-психологическое исследование развития ролевого поведения старшего дошкольника: дис. ... канд. психол. наук. -Казань, 1995.-225 с.
132. Усов Ю.Н. Экранные искусства - новый вид мышления // Искусство и образование. - 2000. - №3. - С.48-69.
133. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М. : «Педагогика», 1976. - 96 с.
134. Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении // Психологическая наука и образование. - 2010. - №3. - С. 80-88.
135. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа - М. : Эксмо-пресс, 1999. - 384 с.
136. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. ; пер с англ. М. Р. Гинзбурга. - М. : Педагогика, 1993. - 144 с.
137. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Ренессанс, 1992. -569 с.
138. Хёйзинга Й. HOMO LUDENS/Человек играющий. Статьи по истории культуры. - М. : Айрис-пресс, 2003. - 496 с.
139. Черная A.B. Развитие личности в контексте традиций игровой культуры : автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2007. - 46с.
140. Чернобровкина C.B. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре : автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. В. Черная. - Иркутск, 2001. - 20 с.
141. Шаехова Р.К. Педагогические условия и критерии развития творческих способностей дошкольников в игровой деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1999. - 20 с.
142. Шаров A.C. Превращение как внутриличностный механизм психики и особенности регуляции поведения у дошкольников // Гуманитарные исследования: ежегодник. - 2000. - Вып. 5. - С. 247-253.
143. Шведовская A.A. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании // Психологическая наука и образование. - 2003. - №1. - С. 32-42.
144. Шиллер Ф. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 6 Письма об эстетическом воспитании. - М. : Госполитиздат, 1950. - Т. 6. - 762 с.
145. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. -М. : Гос. изд., 1921.-280 с.
146. Щедровицкий Г.П. Игра и детское общество // Дошкольное воспитание. - 1964. - №4. - С.75-77.
147. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии. - 1973. -№ 5. - С. 74-84.
148. Эйзенштейн С.М. Дисней // Проблемы синтеза в художественной культуре. - М. : Наука, 1985. - 209 с.
149. Эльконин Б.Д. Психология развития. - М. : Академия, 2001. - 144 с.
150. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М. : Академия, 2004. - 384 с.
151. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1989. - 554 с.
152. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М. : Владос, 1999. - 360 с.
153. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. - 2004. № 1,- С. 68-79.
154. Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 2. - С. 50 - 65.
155. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. -1999.-№4.-С. 181-192.
156. Эльконинова Л.И. Роль волшебной сказки в психическом развитии дошкольника // Мир психологии. - 1998. № 5. - С. 123-136.
157. Эльконинова Л.И. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. -С. 38-52.
158. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. К проблеме присвоения смыслов в сюжетно-ролевой игре дошкольников // Вопросы психологии. - 2004. - №1. -С. 97-105.
159. Эльконинова Л.И., Эльконин Б.Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1993. - № 2. - С. 62-70.
160. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. -М. : Прогресс, 1996. - 344 с.
161. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб. : Летний сад, 2000. - 415 с.
162. Юнг К.Г. Конфликты детской души. - М. : Канон, 1997. - 336 с.
163. Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М. : НИИ общей педагогики АПН СССР, 1977. С. 59-108.
164. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. - М. : Класс, 1999. -
576с.
165. Allison A. Millennial Monsters: Japanese Toys and the Global Imagination. - Berkeley : University of California Press, 2006. - 332p.
166. Brouberg D.P., Bergen, D. Clinical perspectives on play // Play from birth to twelve and beyond. Contexts, perspectives and meanings. - New York London : Garland Publishing, 1998. - 372 p.
167. Buytendijk F. J. J. Wesen und Sinn des Spiels. Das Spielen des Menschen und der Tiere als Erscheinungsform der Lebenstriebe. - Berlin : Wolff, 1933.
168. Curry N., Arnaud S. Cognitive implications in children's spontaneous role play // Theory into Practice. - 1974. - No. 13. - P. 273-277.
169. Fein G. Pretend play in childhood // Child Development. - 1981. - V.52. -P. 1095-1118.
170. Garvey C. Play. Cambridge : Harvard Univ. Press, 1977. 133 p.
171. Goldstein J.H., Buckingham D., Brougere G. Toys, games, media. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum, 2004. - 249p.
172. Landreth G.L. Play therapy: The art of the relationship. - Muncie : Accelerated Development, 1991.
173. Lovinger S.L. Sociodramatic play and language development in preschool disadvantaged children // Psychology in schools. - 1974. - Vol. 11. - P. 313-320.
174. Nicolich M.C., Toward L. symbolic functioning: structure of early pretend games and potential parallels with language // Child Development. - 1981. No. - 52. - P. 785-797.
175. Play, its Role in Development and Evolution / Ed. J.S. Bruner, A. Jolly and K. Sylva. - London, 1976.
176. Rossie J.P. Domestic life inplay, games and toys. Sahar and North Africantoy and play cultures. - Stockholm International Toy Research Centre, 2008. - 438p.
177. Rubin K. Play preference and its relationship to egocentrism, popularity and classification skills in preschoolers // Merrill-Palmer Quarterly. - 1975. - 21. -P. 171-178.
178. Saltz E., Johnson J. Training for thematic-fantasy play in culturally disadvantaged children //Journal of Educational Psychology. - 1974. - Vol. 66. - P. 623-630.
179. Saltz E., Dixon D. and Johnson J. Training disadvantaged preschoolers on various fantasy activities: Effects on cognitive functioning and Impulse Control // Child Development. - 1977. - Vol. 48. - P. 367-380.
180. Schaefer C.E., Gitlin K., Sandgrund A. Play Diagnosis and Assessment. New York: John Wiley & Sons. 1991.
181. Schaefer C.E., O'Connor K. J. Handbook of Play Therapy. New York: John Wiley & Sons, 1983.
182. Schwartzman H.B. Transformations: The Antropology of children's Play. New York : Plenum Press, 1978.
183. Selman R.L. The relation of role-taking to the development of moral judgment in children // Child Development. - 1971. - 42. P. 79-91.
184. Smilansky S. The effects of sociodramatic play on disadvantaged preschool children. - New York: Wiley, 1968.
185. Strain P.S., & Wiegerink, R. The effects of sociodramatic activities on social interaction among behaviorally disordered preschool children // Journal of Special Education/ - 1976. - Vol. 10. P. 71-75.
186. Yawkey T.D. Creative dialogue through sociodramatic play and its uses. // Journal of Creative Behavior/ - 1986. - 20 (1). - 51-60.
187. Yawkey T.D. Sociodramatic play effects on mathematical learning and adult rating of playfulness in five years olds // Journal of Research and Development in Education. 1981. - 14 (3). - 30-39.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.