Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ильина, Елена Васильевна

  • Ильина, Елена Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 275
Ильина, Елена Васильевна. Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 275 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ильина, Елена Васильевна

Введение.

Глава I Особенности обучения и воспитания подростков с разным уровнем интеллектуального развития

1.1. Девиантное поведение как важная проблема современной педагогики.

1.2. Активизация восприятия произведений искусства как основа развития художественно-творческой деятельности подростков с разным уровнем интеллектуального развития.

1.3. Методы арт-педагогики как наиболее действенные в коррекционно-педагогической деятельности учителя.

Глава П Теоретические и методические положения структуры содержания курса «Мировая художественная культура» в системе образования подростков с разным уровнем интеллектуального развития

2.1. Содержание предмета.

2.2. Развивающие педагогические технологии освоения курса «Мировая художественная культура» в системе образования детей с разным уровнем интеллектуального развития.

2.3. Экспериментальное исследование по активизации процесса восприятия искусства на занятиях «Мировой художественной культуры» в работе с подростками с разным уровнем интеллектуального развития.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития»

Одной из основных задач современной педагогики является поиск эффективных средств и путей повышения качества образования и воспитания учащихся. В практику образовательных учреждений активно внедряются различные инновационные процессы, позволяющие получать позитивные результаты в области творческого развития детей и молодежи. Однако до сих пор еще очень остро стоит вопрос об образовании и воспитании детей, обучающихся в школах-интернатах, школах для социально и педагогически запущенных детей с различным уровнем интеллектуального развития, в том числе и так называемым « девиантным» поведением.

В последние годы прослеживается тенденция объединения таких детей в специальные школы. Например, в Москве, в каждом административном округе (всего в городе 10 округов) в настоящее время есть специальная общеобразовательная школа для неблагополучных детей, многие из которых состоят на учете в милиции.

Перед учителем, работающим в таком учреждении, особенно остро стоит вопрос выбора форм, методов, технологий обучения. В этой связи актуальным становится содержание образования, акцентирующее внимание на воспитание у растущего человека позитивного отношения к жизни, формирование духовной культуры учащихся, эстетического и художественного образования. Особая роль в данном процессе принадлежит предметам гуманитарно-художественного цикла в силу их ярко выраженной личностной направленности (А.А. Мелик-Пашаев). Среди этих предметов важное место занимает мировая художественная культура (МХК), образовательная область которой представлена различными видами искусства. Занятия МХК способствуют формированию эмоционально-ценностных представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром, обществом и своим внутренним миром, дают безграничные возможности для развития интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников. Именно общение с учеником на языке искусства представляет собой ту коммуникативную деятельность, ключевым звеном которой является восприятие.

Как показывают исследования Р.Арнхейма, Ю.Вергилеса, В.Зинченко, Е.Игнатьева, образы восприятия не сводятся к простой сумме ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Оно включает в себя и процессы сравнения, соотнесения объекта с типовыми эталонами памяти.

Девиантное поведение подростков заметно осложняет процесс их обучения и воспитания, поэтому вопрос активизации восприятия произведений искусства наиболее значим именно в этом возрасте. Изучение произведений искусства, с одной стороны, обеспечивает рост уровня образования и культуры учащихся, что, в свою очередь, обусловливает усиление интереса к искусству. С другой стороны, восприятие рассматривается не только как фактор формирования и развития личности, но и как эффективное арт-педагогическое средство в работе с подростками, нуждающимися в специальных условиях обучения. Это связано с тем, что восприятие художественного произведения вызывает у человека сильное эмоциональное возбуждение, переживание, проявление чувств, а значит, и дает возможность их коррекции.

Представители отечественной педагогики и психологии А.Г.Амбрумова, А.А.Бодалев, Я.И. Гилинский, М.А. Ковальчук, А.В. Петровский, П.И. Сидоров, рассматривая проблему девиантного поведения, анализируют многообразие его проявлений, уделяя особое внимание условиям развития ребенка, приводящим к различным отклонениям в поведении. Они указывают, что дети, страдающие депривационным синдромом, отличаются от обычных детей целым рядом психофизиологических особенностей, выражающихся повышенной агрессивностью, неумением и нежеланием конструктивно решать конфликт, обостренным чувством тревожности, склонностью к депрессии, низким уровнем эмпатии.

В.А. Бондаренко, И.Ю. Ильина, В.П. Кащенко, И.С. Кон, И.Г. Малкина-Пых, Т.П. Смирнова, О.А.Старцева и другие, изучая особенности физиологического и психологического развития трудных детей, указывают на необходимость создания специальных форм обучения, направленных на формирование нравственных, этических, эмоциональных, волевых, коммуникативных компетенций школьников. Изучение трудов Б.Г. Андреева, Е.Н. Измайловой, Е.И. Исаева, А.В. Мудрик, Ю.Ю.Черво позволяют сделать выводы о недостаточном внимании исследователей к воспитательным возможностям искусства. В этой связи, Р.Арнхейм указывает, что восприятие искусства и действительности позволяет сопоставлять его с процессом интеллектуального познания. Ученый доказывает, что именно восприятие лежит в основе «. взаимоотношений разума и мира». Проблема восприятия выделяется, по словам ученого, - « непростая механическая запись стимулов, поступающих от физического мира к рецепторам органов человека и животного, а в высшей степени активное и творческое запечатлевание структурных образований. Последнее достигается в процессе деятельности». (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.Д995г.) Отсюда роль предметов искусства в образовательных учреждениях состоит в том, чтобы, используя язык искусства, не допуская назидательности, не ставя во главу угла информационно-образовательный аспект, помочь ребенку слушая - слышать, рассматривая - видеть и, тем самым, влиять на развитие эмоционально-образного и понятийного мышления.

Учитывая объективно существующие различия между детьми массовой школы и детьми, воспитывающимися в специальных образовательных учреждениях, учителю мировой художественной культуры приходится направлять свою деятельность не столько на передачу определенной суммы знаний, сколько на коррекцию чувства в момент непосредственного восприятия художественного произведения. Применяя методы и технологии арт-педагогики, он делает акцент на концентрации внимания, положительной мотивации поведения, формирует опыт позитивного переживания эстетических эмоций.

Практические наблюдения, изучение научно-методической и теоретической литературы позволили выделить следующие противоречия:

- между имеющейся базовой подготовкой учителя, рассчитанной на работу с детьми массовой школы и специфическими психофизиологическими особенностями детей, нуждающихся в специальных подходах в обучении, которым не подходят обычные формы и методы обучения и воспитания;

- между потребностью современной школы в обновлении технологий и методов обучения подростков с различным уровнем интеллектуального развития и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы. между объективно существующей инертностью системы подготовки педагогических кадров и практической потребностью в освоении учителем особых образовательных технологий для работы с подростками с различным уровнем интеллектуального развития.

Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития».

Объект исследования - обучение и воспитание подростков на занятиях «Мировой художественной культуры».

Предмет исследования — формирование эстетического восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития.

Цель исследования — теоретическая и методическая разработка содержания и форм обучения учащихся подросткового возраста на занятиях «Мировой художественной культуры», в которых процесс восприятия произведений искусства и самостоятельная творческая деятельность находятся в тесном взаимодействии.

Задачи исследования:

- на основе изучения и анализа психофизиологических и социально-психологических особенностей, выявить научные основания процесса активизации восприятия произведений искусства в работе с подростками, требующими дополнительного внимания к их развитию;

- разработать и апробировать педагогические условия организации процесса восприятия произведений искусства подростками с включением методов арт-педагогики;

- разработать программу и методику опытно-экспериментальной деятельности и проверить их в практике работы с учащимися подросткового возраста в учреждениях разного типа ;

- внедрение в практику обучения подростков с девиантным поведением активных форм обучения и инновационных технологий освоения произведений искусства как явления культуры.

Гипотеза исследования. Активизация восприятия произведений искусства у подростков с различным уровнем интеллектуального развития будет эффективной, если процесс освоения курса «Мировая художественная культура» и его содержание будут выстроены с учетом следующих позиций:

- предлагаемые для восприятия произведения искусства должны быть адекватны содержанию программы и эстетическому развитию подростков, требующих специального подхода в обучении;

- методы и технологии обучения в процессе освоения курса мировой художественной культуры выстраиваются на основе интеграции художественно-развивающего и арт-педагогического аспектов, направленных на развитие воображения учащихся, их зрительного и слухового восприятия;

- в основе формулы: обучение-воспитание, приоритет отдается воспитанию, как компенсирующей стороне в работе с детьми с задержкой развития;

- в основе содержания курса лежит тематическое планирование, способствующее проблематизации содержания образования (В.Т,Кудрявцев,

Л.В.Школяр), позволяющее проследить выявление ключевых доминант в культурном наследии разных эпох;

- использование для восприятия подростками произведений искусства, художественный образ которых несет в себе положительный эмоциональный отклик, но не с упрощенным, а постоянно усложняющимся художественным содержанием.

При соблюдении данных позиций процесс активизации восприятия произведений искусства на занятиях «Мировой художественной культуры» будет способствовать повышению эмоциональной отзывчивости на произведение искусства, развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, гармонизации эмоционально-волевой сферы личности, освоению учащимися конструктивных поведенческих реакций, коррекция негативных элементов поведения. Методологической основой исследования являются:

- научные разработки отечественной и зарубежной педагогики, социологиии психологии в области обучения и воспитания подростков с различным уровнем интеллектуального развития: В. А. Афанасьева, А.А.Бодаля, Я.И.Гилинского, Дж.Доллара, Э.Дюркгейма, А.Г.Здравосмыслова, М.М.Исаева, В.И.Куфаева, К.Лоренца, А.С.Макаренко, А.В.Петровского, 3. Фрейда, Э.Фромма;

- теория методов и форм обучения и воспитания подростков девиантного поведения: Ю.К.Бабанского, А.Я.Герда, ВЛ.Кащенко, В.С.Мухиной, И.Г.Малкиной-Пых, М.Ю.Рау, Н.В. Руковишникова, Т.П.Смирновой, С.Т.Шацкого; идеи гуманизации педагогического процесса и личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревской, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, И.С.Якиманской; психологические теории личности и деятельности Р.Арнхейма, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, СЛ.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной; теории развивающего обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина;

- концепция воспитания искусством: П.П.Блонского, Д.Б.Кабалевского, Б.Т.Лихачева, С.П.Ломова, Б.М.Неменского, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Б.П.Юсова;

- научные труды по теории творческого развития личности: В.В.Алексеевой,

A.В.Бакушинского, Г.В.Лабунской, А.А.МеликПашаева, В.Н.Шацкой,

B.С.Щербакова, Г.М.Цыпина.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы в аспектах, близких к проблеме данного исследования; теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение опыта деятельности специальных образовательных учреждений; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; системный анализ материалов, полученных в ходе исследования; констатирующий и формирующий эксперимент. Научная новизна состоит в том, что: раскрыта и теоретически обоснована развивающая роль занятий «Мировой художественной культуры» в обучении и воспитании подростков с различным уровнем интеллектуального развития; доказана значимость активных форм восприятия и методов обучения, направленных на формирование эмоционально-чувственной сферы личности, на развитие познавательных способностей и творческой активности подростков с девиантным поведением.

Выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия организации процесса активизации восприятия произведений искусства для подростков с различным уровнем интеллектуального развития: создание эмоционального настроя для восприятия произведений искусства; опора на индивидуальные эмоциональные переживания ребенка в процессе восприятия художественных произведений, мотивирующие живой интерес к искусству; создание атмосферы педагогического успеха, рождающей ощущение эмоциональной раскованности и творческого комфорта в процессе самовыражения школьников; организация творческой деятельности, необходимой для самовыражения и самопознания учащихся; корректность и доброжелательность при оценке учащимися результатов творческой деятельности друг друга; самооценка результатов творческой деятельности на уроке). Раскрыты и обоснованы способы интеграции процесса восприятия произведений искусства, творческой деятельности учащихся и методов арт-педагогики в работе с трудными детьми.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработана структура содержания курса «Мировая художественная культура» и технологии обучения подростков с различным уровнем интеллектуального развития, выстроенного на основе интеграции художественно-развивающего и арт-педагогического аспектов воспитания и обучения;

- на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы обобщены проблемы воспитания и обучения детей с девиантным поведением на занятиях искусством, разработанные в отечественной педагогике;

- выявлен и проанализирован потенциал развивающих возможностей процесса активизации восприятия произведений искусства подростками с различным уровнем интеллектуального развития, построенного на взаимодействии разных видов искусства на занятиях «Мировой художественной культуры»,который представлен следующими уровнями: эмоциональная отзывчивость на произведение искусства , в процессе восприятия художественного образа и эмпатии в условиях творческой деятельности, как средство самоанализа и самокоррекции деструктивных эмоций и элементов поведения; развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся; повышение интереса к процессу обучения и активному восприятию учебного материала; гармонизации эмоционально-волевой сферы личности;

- получены, обобщены и проанализированы показатели воспитания и образования подростков с различным уровнем интеллектуального развития. Практическая значимость исследования. Определены эффективные технологии обучения, позволяющие максимально раскрыть развивающие возможности искусства: социоигровые технологии, «творческие мастерские», технологии дискуссий; разработаны методы обучения, базирующиеся на интеграции творческой деятельности учащихся и арт-педагогических методов; проведен тщательный отбор художественного материала для восприятия подростками с девиантным поведением произведений искусства на занятиях «Мировой художественной культуры». Данные технологии, методы и методические рекомендации могут быть использованы в работе образовательных учреждений разного типа: школах-интернатах, в массовой практике средних общеобразовательных школ, в учреждениях дополнительного образования, а также на курсах повышения квалификации учителей образовательной области «Искусство».

Достоверность и обоснованность исследования определяется его методологической базой, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования; многолетней опытно-экспериментальной работой автора в образовательных учреждениях разного типа города Москвы. Этапы исследования:

I этап (2003-2004) - поисково-теоретический. Изучение и анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической, правовой и медицинской литературы по проблеме исследования. Изучение состояния проблемы в практике обучения подростков с различным уровнем интеллектуального развития. Поиск и сравнительный анализ данных различных источников по теме диссертации. Обобщение и анализ существующего в практике опыта работы с детьми девиантного поведения, в том числе опыта работы автора диссертации. Определение исходных параметров исследования, уточнение научный аппарат исследования.

II этап (2004-2007) - констатирующий и формирующий эксперимент. Анализ школьных программ по предмету «Мировая художественная культура». Разработка показателей и критериев, отражающих уровень развития восприятия произведений искусства подростками с различным уровнем интеллектуального развития. На основе разработанных критериев в контрольной и экспериментальной группах осуществлялось определение исходных уровней, комплекс которых отражает динамику процесса восприятия произведений искусства на уроках «Мировой художественной культуры» в процессе экспериментальной работы с подростками с девиантным поведением.

П1 этап (2007-2008) - заключительно-обобщающий. Обработка, анализ и систематизация данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах. Проверка выводов и результатов исследования, уточнение методических рекомендаций по формированию и развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их эмоциональной отзывчивости (эмпатии), гармонизации эмоционально-волевой сферы личности ребенка средствами искусства на уроках «Мировой художественной культуры». Апробация исследования проходила на базе средней общеобразовательной школы с углубленным изучением искусства № 635, школы-интерната № 49, специальной общеобразовательной школы № 4, специальной общеобразовательной школы № 2 г. Москвы. Материалы исследования обсуждались на ежегодных заседаниях лаборатории интеграции искусства и мировой художественной культуры Учреждения Российской академии образования. Основные положения исследования прошли апробацию на Международных и Всероссийских конференциях, проводимых на базе Института художественного образования. (2003-2008 гг.). На защиту выносятся следующие положения:

1. Активизация восприятия произведений искусства на занятиях мировой художественной культуры способствует развитию эмоционально-чувственной сферы, развитию памяти, образного мышления, концентрации внимания, усилению интереса к искусству.

2. Процесс освоения курса «Мировая художественная культура» с учетом возрастных особенностей и разного уровня интеллектуального развития интегрирует в себе рациональное и эмоциональное, эстетическое и этическое начало, сочетая художественно-развивающий и кор-рекционно-профилактический аспекты процесса воспитания.

3. Критериями активизации восприятия художественных произведений на занятиях мировой художественной культуры являются: эмоциональная отзывчивость на произведение искусства в процессе восприятия художественного образа и эмпатия; мотивация к творческому проявлению и интеллектуальному саморазвитию; активный интерес и освоение мировых ценностей культуры и искусства; изменение деструктивных форм поведения; гармонизация эмоционально-волевой сферы личности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ильина, Елена Васильевна

Результаты исследования активизации восприятия произведений искусства на уроках мировой художественной культуры подростками с различным уровнем интеллектуального развития, полученные в ходе эксперимента, и их анализ позволили сделать следующие выводы:

- учащиеся экспериментальной группы (школа-интернат № 49, специальная школа № 4), в учебном процессе которых использовались предлагаемые нами теоретические и методические разработки содержания курса «Мировая художественная культура», продемонстрировали по завершении обучающего эксперимента довольно высокий уровень развития во всех определенных нами показателях (развитие эмоциональной отзывчивости и чувства эмпатии; развитие творческих и интеллектуальных способностей; гармонизация эмоционально-волевой сферы личности ребенка; самоанализ и самокоррекция деструктивных эмоций и форм поведения;

- благодаря активизации восприятия произведений искусства на уроках мировой художественной культуры осуществляется духовное развитие подростка с различным уровнем интеллектуального развития средствами искусства, оказывающими положительное воздействие на эмоционально-интеллектуальную и нравственную сферы личности, на развитие духовного потенциала учащихся через» их активное вовлечение в творческую деятельность с целью формирования настоятельной духовной потребности в общении с искусством;

- для активизации восприятия произведений искусства на уроках мировой художественной культуры подростками с различным уровнем интеллектуального развития необходимо выполнение системы условий: создание эмоционального настроя и личного отношения учащихся к обсуждаемому предмету; создание атмосферы педагогического успеха, рождающей ощущение эмоциональной раскованности и творческого комфорта в процессе самовыражения; организация творческой деятельности учащихся, необходимой для самопознания и самовыражения; самооценка результатов творческой деятельности должна сменить жесткое оценивание учителем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящем исследовании была предпринята попытка изучения процесса активизации восприятия произведений искусства на уроках мировой художественной культуры подростками с различным уровнем интеллектуального развития. Проведенное научное исследование позволило достигнуть цели диссертационной работы — осуществить теоретическую и методическую разработку содержания и форм обучения учащихся подросткового возраста на занятиях «Мировой художественной культуры» в специальных школах и школах-интернатах. Получила подтверждение выдвинутая гипотеза, и решены поставленные задачи, а именно:

- теоретически обосновано и практически доказано, что активизация восприятия произведений искусства на уроках мировой художественной культуры подростками с различным уровнем интеллектуального развития способствует духовному развитию личности школьника средствами искусства, которое является важнейшим фундаментом в процессе формирования духовных потребностей и ценностных ориентаций учащихся, нормализации эмоционального развития личности ребенка, снижения эмоционального напряжения, контроля и коррекции негативного состояния и реакций;

- учитывая особенности обучения и воспитания детей с девиантным поведением, требующих повышенного внимания и специального педагогического сопровождения, были определены наиболее эффективные педагогические технологии («Творческие мастерские», технология дискуссий, социоигровые технологии); разработаны методологические основы преподавания, базирующиеся на интеграции творческой деятельности и арт-педагогических методов преподавания, способствующих активизации восприятия произведений искусства подростками с различным уровнем интеллектуального развития на уроках мировой художественной культуры);

- проведенная опытно-экспериментальная работа доказала обоснованность и эффективность применения авторской структуры содержания и освоения курса «Мировая художественная культура» в работе с детьми специальных школ и школ-интернатов, что нашло свое подтверждение в: развитии эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия художественного образа и эмпатии в условиях творческой деятельности; развитии творческих и интеллектуальных способностей; повышении интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; гармонизации эмоционально-волевой сферы личности учащихся и развитии восприятия произведения искусства как средства самоанализа и коррекции деструктивных эмоций и форм поведения;

Предложенная нами теоретическая и методическая разработка содержания и форм обучения учащихся подросткового возраста на занятиях «Мировой художественной культуры», в которых процесс восприятия произведений искусства и самостоятельная творческая деятельность находятся в тесном взаимодействии, - лишь один из возможных эффективных путей решения задачи воспитания, развития и образования учащихся школ-интернатов и специальных школ. Сложность и многоаспектность изучаемой проблемы требует продолжения ее углубленной разработки в вопросе формирования гуманистической установки в работе с детьми девиантного поведения в процессе их художественного образования, эстетического воспитания, формирования мировоззренческих взглядов и ценностных ориентаций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ильина, Елена Васильевна, 2009 год

1. Акатов Л.И. Специальная развивающая среда и ее роль в системе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. -Курск, 2000.- 117 с.

2. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении у подростков //Сборник научных статей: Издательство института имени В.М.Бехтерева, 1991. С. 29-36.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск, 1990. 560 с.

4. Андреева Л.В. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативных дезадаптаций подростков с агрессивными установками. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.-Казань, 2005. 24 с.

5. Аржанова Е.В. Гуманистическое воспитание и развитие личности подростка в коррекционно-развивающих классах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва, 2000. — 23 с.

6. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Правополушарный образ мыслей. //Человек, 1991, №4.-С. 102-106.

7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. 96с.

8. Асмолов А.Г.Личность; психологическая стратегия воспитания. — М.: Педагогика, 1985. 207 с.

9. Асмолов А.Г. Психология личности.- М. 1990. 367 с.

10. Асмус В.Ф: «Чтение как труд и творчество» //Вопросы литературы, 1961, №2. С. 36 - 46

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: «Прогресс», 1974. -386 с.

12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: «Прометей», 1999.- 352 с.

13. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Новая Москва: 1925.-240 с.

14. Барменкова В.В. Педагогические основы создания культурно-развивающих условий для детей с трудностями^ в адаптации к школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тюмень, 1998. 24 с.

15. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук / М.М.Бахтин. Автор и герой в эстетической деятельности. Спб., 2000.

16. Белов В.О. О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы //Учитель. №6,2000. - С. 12-15

17. Белозерова Л.И. Основы теории и методы воспитательной работы школы с трудными детьми. Киров, 1992. - 301с.

18. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.- 420 с.

19. Берулова М.Н. Гуманизация образования; состояние и перспективы //Гуманизация образования, 1994, №1. - G. 36-41

20. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы //Избранные педагогические и психологические сочинения.- М., 1979. т.1. - С. 41

21. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.,1982,-220 с.

22. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Педагогика, 1989. - 188с.

23. Божович Л.И. Проблемы формирования личности //Избранные трудьь-М.гПросвещение, 1995. 432 с.

24. Бросова К.Н. К проблеме содержания образования в курсе «МХК» //материалы Первой Международной научной сессии 2007г.- М.: ИХО РАО, 2007. -С. 31-37.

25. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности //Человек, деятельность, общение. М., 1978. - 216 с.

26. Буров А.И. Некоторые теоретические вопросы эстетического развития школьника //Современные подходы к теории эстетического воспитания.- М.: ИХО РАО, 1999.-207 с.

27. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры: М.: Искусство, 1975. 175 с.

28. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства,- М.: Искусство, 1956. -С.34

29. Бурко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. -304 с.

30. Бычков В.В. Эстетика.- Москва: Гардарики, 2008. 212с.

31. Вафин Д.Х. Педагогика перевоспитания трудных подростков. Казань: Тан-Заря, 1996. - 164с.

32. Вилюнас В. Психология эмоциональных явлений //Под редакцией Овчинниковой О.К. МГУ, 1976. - 142с.

33. Воронова Е.В. Комплексные условия пропедевтики и коррекции отклоняющегося поведения подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Рязань, 2004. — 25 с.

34. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера /Собр. Соч. в 6-ти томах. Т. 5 -М.: Педагогика, 1983. С. 153-165

35. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детей //Вопросы психологии М., 1972. - С. 157

36. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.1 — М.: Педагогика, 1982.-487с.

37. Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 3 — М.: Педагогика, 1983.-366с.

38. Гальперин П.Я. Введение в психологию М.: Издательство МГУ, 1976. — 150с.

39. Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы //Бюллетень защиты прав ребенка. — Спб., 1994. С. 7-12.

40. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. - 160с.

41. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 126с.

42. Гришина Д.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Волгоград, 2004.- 23с.

43. Гуров В.Н. Педагогическая запущенность подростков: причины и пути преодоления / Методические рекомендации. Уфа, 1989. - 35с.

44. Давыдов В.Р. Проблемы развивающего обучения. М., 2004. - 288с.

45. Дадонов Б.И. В мире эмоций Киев, 1987. - 42с.

46. Дети «группы риска» материалы международной конференции /Ред. колл.: Г.А.Бордовский и др. Спб., 2001. - 174с.

47. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956. - 208с.

48. Дьяченко О.М. тест «Художник» //Воображение дошкольников. М., 1986.

49. Дюркгейм Э. Норма и патология //Рубеж. Альманах социальных исследований. Сыктывкар, 1991. - С. 82-88.

50. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994.

51. Дюркгейм Э. Социалогия образования. М., 1990.

52. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 448с.

53. Ермолинская Е.А. Интеграция искусств и здоровьесберегающие технологии //Сборник научных статей ИХО РАО. М., 2007. - С. 40-52

54. Здравосмыслов А.Г. Социалогия конфликта. М., 1995. - 240с.

55. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этических исследований. — Минск: «Университет», 1988. 123с.

56. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002. - 431с.

57. Зонова И. Преподавание музыки в классах коррекции. //Искусство в школе. 2003.- №1 -С. 94,95.

58. Исаев И.Ф., Ситников М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. М. - Белгород, 1999. — 224с.

59. Кабкова Е.П. Торжество почемучек: художественная культура для детей (книга для учителей и родителей) М., 2003. - 104с.

60. Кабкова Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе. М., 2005. - 251с.

61. Кабкова Е.П., Стукалова О.В. К вопросу о педагогических аспектах развития культуры личности // Сб. нучн. ст. ИХО РАО. М., 2007. - С. 15-21

62. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Перевод с английского. /Общая редакция и предисловие В.П.Зинченко и Ю.М. Жукова. -М.: Прогресс, 1989. 712с.

63. Кащенко В.П. Дефективные дети школьного возраста и всеобщие обучение. -М., 1910. 12с.

64. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994. - 224с.

65. Кащенко В.П. Путем творчества. Странички жизни и опыта в одной экспериментальной школы. М., 1922. - 206с.

66. Кащенко В.П., Крюков С.Н. Воспитание обучение трудных детей: из опыта санатория - школы доктора В.П. Кащенко. - М., 1913. - 54с.

67. Киященко Н.И. Программа «Мировая художественная культура» М.: «Дрофа», 2000.

68. Ковальчук М.А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2000. 22 с.

69. Коган JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283с.

70. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252с.

71. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- Спб., 2002. — 672с.

72. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 2000. 345с.

73. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Народна асвета, 1984. - 96с.

74. Копылов Р., Полосухин В., Торшилова Е. Искусство, оно зачем?. — М., 2008. 80с.

75. Копытин А.И. Основы арт-терапии. Спб.: Лань, 1999.

76. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Спб.: Питер, 2001.

77. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону: издательство Ростовского педуниверситета, 1997. 109с.

78. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация воспитания. Ростов-на-Дону: издательство Ростовского педуниверситета, 1997. — 112с.

79. Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики: спецкурс для студентов педагогических институтов. Рязань, 1871 — 136с.

80. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий. — Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. 160с.

81. Кунигель Г.В. Активизация внутренних ресурсов подростка. Спб., 2006. -100с.

82. Кэрролл Э. Изард Психология эмоций. М., 2006. - 460с. (перевод с англ. В.Мисник, А. Татлыбаева).

83. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: кли-нико-психологическая характеристика трудных подростков. М., 1988. — 165с.

84. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. — М.: МГЛУ, 1993.— 152с.

85. Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991. - 255с.

86. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1989. - 254с.

87. Левитов Н.Д. Воспитание подростка в семье. М., 1969. - 86с.90. 1975.-303с.

88. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. — М.: изд-во МГУ, 1971. — 235с.

89. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 2000. - 346 с.

90. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения подростков при разных типах акцентуации характера. //Сб. науч. ст. Л.: Изд-во института им. В.М. Бехтерева, 1991. - С. 9-15.

91. Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогичесой и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991.

92. Лоренц К. Агрессия. М., 1994. - С. 124-128

93. Лучшие психологические тесты. Цветовой тест М.Люшера. Петрозаводск: изд-во «ПЕТРОКОМ», 1992. - С. 51-62

94. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. - 160с.

95. Макаренко А.С. ЦГАЛИ СССР, ф.332, опус 1-С. 89

96. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы детства. М.: «ЭКСМО», 2004. -382с.

97. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 192с.

98. Материалы международной конференции «Здоровые дети здоровое будущее» //Сб. докладов конференции. - М., 2005. - 84с.

99. Матюшин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208с.

100. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская ТА. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 246с.

101. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в ситеме дополнительного образования. М.: РОН, 2002. - 48 с; С. 19

102. Мелик Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Педагогические особенности среднего возраста и руководство художественным творчеством подростков. // Эстетическое воспитание и экология культуры. - М., 1988. - С. 41-74.

103. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. М.: Просвещение, 1989. - 206 с.

104. Мировая художественная культура 8-10 классы; Программа средней общеобразовательной школы / Мин. проев. РСФСР Предтеченская Л.М. М., 1988.

105. Мировая художественная культура //Сб. программ и методических материалов. 6-11 кл. Ю.А. Солодовников, Л.М.Предтеченская, М.: Владос, 2001.-270с.

106. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети сироты. - М.: Изд-во НЦЭНАС, 1998.-36с.

107. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990. - 191с.

108. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983. - 96с.

109. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: педагогика, 1984. - 111с.

110. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000. - 195с.

111. Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся. -Кишинев, 1980. 168с.

112. Неменский Б.Н. Дидактика глазами художника. //Педагогика. 1996. -№3. - С. 26

113. Неменский Б.Н. Искусство, Культура, Образование. / Цикл бесед.—М., 1993.-79с.

114. Неменский Б.Н. Познание искусством. М., УРАО, 2000.

115. Никитин Б.Г. Ступеньки творчества или Развивающие игры. 3-е издание дополненное. М.: Просвещение, 1991. - 160с.

116. Новикова НА. Педагогическая технология «Творческие мастерские» как база для развития творческого воображения учащихся // Материалы Первой Международной научной сессии ч.З. М.: ИХО РАО, 2007. - С. 130-134

117. Овчинников A.JI. Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей-сирот как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2002. - № 3. - С. 49-54

118. Олесина Е.П. Становление эстетического сознания школьников подросткового возраста на факультативных занятиях по искусству. // Педагогика эстетической среды: теория и опыт. Сборник научных трудов. — Минск, 2002. -С. 104-109

119. Осколови Г.Ф. Активизация самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках МХК. // Сборник научных статей ИХО РАО. М., 2004. -С. 215-221

120. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество или когда нравится учиться и учить. М.: Сентябрь, 1999. - 128с.

121. Петровский А.В. Быть личностью. М. 1990. — 112с.

122. Печко Л.П. Уровни эстетического сознания и отношения старшеклассников к миру прекрасного. //Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1989.-С. 6-20.

123. Печко Л.П. Эстетическая культура личности как основа ее целостного развития и образования. //Сборник научных статей ИХО РАО. М.? 2007. — С. 22-32

124. Пешикова JI.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе ( пособие для учителя ). М.: Владос, 2002. - 91с.

125. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. технология игры в обучении и развитии. М., 1996. - 227с.

126. Пономарев Л.А. Психология творческого мышления. — М.: Просвещение, 1960.

127. Предтеченская Л.М., Щербаков Н.Ю. Методика преподавания мировой художественной культуры. М., 1987.

128. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах. М., 1986. - 29с; С. 23

129. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении. — М.: Просвещение, 1991. 128с.

130. Протопопов, Ю.Н. Восприятие произведений искусства в процессе художественного воспитания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- М., 1981. — 24 с.

131. Психология эмоциональных явлений /под редакцией О.К. Овчинниковой МГУ, 1976. - С. 142

132. Ражников В.Г. Каталог заблуждений в педагогическом искусстве // Педагогика искусства. 2007. - № 2. - С. 17- 21

133. Ражников В.Г. Новая профессия: детский арт-психолог. М., 2006. -164с.

134. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции 2-е издание дополненное.- М., 1972.

135. Раттер М. Помощь трудным детям (перевод с английского). — М.: Прргресс, 1987. 420 с.

136. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Владос Пресс, 2006. 383с.

137. Ротенберг B.C., Аршавский Межполушарная ассиметрия и проблема интеграции культур //Вопросы философии. М., 1984. - № 4 — С. 76-86

138. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2т. Т.1 М.: Педагогика, 1989.-485с.

139. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. -М.: Наука, 1976.

140. Рубинштейн СЛ. Самосознание личности и ее жизненный путь. — М., 1967. 140с.

141. Савенкова Л.Г. Интегрированное обучение и интегрированные курсы по предметам искусства в школе: положения, советы, подсказки. //Сб. науч. ст. ИХО РАО М., 2007. - С. 5-14

142. Савенкова Л.Г. Интегрированный предметно-пространственный подход к процессу освоения искусства в школе /Виды искусства и их взаимодействие (пособие для учителя). М., 2001. - С. 130-165

143. Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». М., 2006. - 235с.

144. Савина Н.И. Организационно-педагогические условия адаптации детей «группы риска» в общеобразовательном учреждении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Новосибирск, 2000. 22 с.

145. Саэлиан Р. Как стать счастливым (перевод с английского). М.: Агенство «ФАИРА», 1997.-272 с.

146. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП М.: НИ школьных технологий, 2005. -288с; С. 3, 4.

147. Сидоров П.И. Саморазрушающее поведение у подростков как интегральное качество девиантного образа жизни //Сб.науч. ст. Л.: Издательство института им. В.М. Бехтерева, 1991. - С. 15-21

148. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 154 с.

149. Собчик JI.H. Метод цветовых выборов: модификационный цветовой тест МЛюшера. М., 1983. - 204 с.

150. Степанова А.А. Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1999. - № 6. - С. 57-61

151. Стефановская Г.А. Педагогика: наука и искусство. Иркутск: Совершенство, 1999. - . 452 с.

152. Струве Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. — 1996. -№ 1. — С. 50-54

153. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.- К.: «Радяньска школа», 1985. 557 с.

154. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. 272 с.

155. Толмачева Г.А. Формирование готовности учителей к обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Рязань, 2004. - 21 с.

156. Торшилова Е.М. Основания педагогической интерпретации художественного вкуса старшеклассников //Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. труд. М.: АПН СССР, 1989. С. 99112

157. Торшилова Е.М. Эстетическая компетентность; содержание и смыслы. -Дубна: «Феникс+», 2008. 101с.

158. Торшилова Е. М., Дукаревич М. 3. Художественное восприятие живописи и структура личности. В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие. JI., 1978. С. 174— 190

159. Фалетрова О. Занятия в вокально-инструментальном ансамбле в условиях специальной школы // Искусство в школе 2003. - № 1. - С. 8893

160. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом периоде. Душанбе, 1973. - 93с.164 философский энциклопедический словарь, М.; 1983. - С. 441

161. Флоренская Т.А. Проблемы психологии гармоничной личности. — М.: Просвещение, 1976. 202 с.

162. Фомина Н.Н. Подросткам о художниках (пособие для учителя). — М., 1994.-150с.

163. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. - 236 с.

164. Фрейд 3. О психоанализе пять лекций // Хрестоматия психологии. — М., 1980.

165. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., 2001. - 273с.

166. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.-М., 1994.

167. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

168. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

169. Фузейникова И.Н. Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М, 2007. — 21с.

170. Хабибуллина О.П. Здоровьесберегающие технологии в художественном образовании. //Сб. науч. ст. ИХО РАО М., 2007. -С. 287-290

171. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. — Спб.: Наука, 1992.

172. Ходжаспирова Г.М. Педагогический словарь: для педвузов и педучилищ. М.: Академия, 2000.

173. Чернухина Е.Е. Педагогические условия коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний учащихся младших классов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 2002.-25с.

174. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности //Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова. — М.: Детская литература, 1989. С. 33-50

175. Чичерина Н.А. Воспитание до рождения. — М., 2002. 101с.

176. Чучин-Русов А.С. Образование и культура // Педагогика. 1998. - № 1. -С. 9-17

177. Шамова Т.И. Быть личностью, М., 1990. - 112с.

178. Шацкая В.Н. Задачи и пути эстетического воспитания советского школьника //История художественного образования в России. — М.: Издательский дом РАО, 2003. С. 169- 176

179. Шацкий С.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1990. - 304 с.

180. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования в профессиональной подготовке учителе. -М.: Ставрополь, 1991. 180 с.

181. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы. — М.: Флинта, 1999.-88с.

182. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М., 1994.

183. Шнибекова Э.И. Использование средств искусства в индивидуальной работе с трудными детьми. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Алма-Ата, 1967. - 24 с.

184. Щукина И.Г. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 203с.

185. Щукина И.Г. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. 142 с.

186. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода / А.И. Буров, Л.П. Печко, Ю.Н. Петрова и другие. М.: Педагогика, 1980. - 136с.

187. Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп. //Сб. науч. ст. ИХО РАО М., 2007. - 152с.

188. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М., 2004. - 252с.

189. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» /Виды искусства и их взаимодействия (пособие для учителя). М., 2001.-С. 4-32

190. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. -М., 2000.-175с.

191. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. - С. 43

192. Янушевска-Варых М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня. М., 2006. - 369с.

193. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. Воронеж, 1996 — 328с.

194. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук думка, 1977. - 27 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.