Активизация творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бодров, Александр Юрьевич

  • Бодров, Александр Юрьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 148
Бодров, Александр Юрьевич. Активизация творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2010. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бодров, Александр Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КЕРАМИКЕ.

1.1. Психолого-педагогические особенности развития школьников 8-11 классов.

1.2. Специфика развития творческих потребностей школьников на занятиях по керамике.

1.3. Возможности творческого саморазвития школьников.на занятиях по керамике.

Выводы первой главы.

ГЛАВА II. ДИНАМИКА ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКЕ.

2.1. Критерии оценки творческого саморазвития школьников на занятиях по керамике.

2.2. Проявление творческого саморазвития школьников на занятиях по керамике (констатирующий эксперимент).

2.3. Методика творческого саморазвития школьников 8-11 классов на занятиях по керамике.

Выводы второй главы.99"

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике»

Проблема исследования и её актуальность. В настоящее время педагогической наукой ведется активный поиск путей развития учебного процесса. Новые подходы в разработке методических рекомендаций для его совершенствования диктуются задачами, поставленными законом Российской федерации «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которая требует «создания школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе, к знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны». Следовательно, важнейшей задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, умеющей понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения. Выпускники школы должны быть готовы к достижению высот, связанных с профессиональной успешностью, к выходу из трудных жизненных ситуаций, уметь самостоятельно ставить и решать творческие задачи разного уровня сложности.

Общество нуждается не в пассивном исполнителе чужой воли, а в личности, способной к активному, творческому преобразованию социальной среды, к созданию новых материальных и духовных ценностей.

Формирование художественно-творческих потребностей, необходимых в процессе творческого саморазвития личности на занятиях керамикой, является актуальной проблемой современной педагогики. Теоретический анализ структуры художественно-творческих потребностей с точки зрения технологии позволили выделить следующие ведущие творческие способности, которые влияют на успешность учебно-творческой деятельности в керамике: образное мышление, зрительная память, наблюдательность, творческое воображение, восприятие- художественных образов. Были выявлены, и дополнительные способности - эмоциональное отношение к создаваемому объекту, ассоциативное мышление, оригинальность мышления, сенсомоторные качества, самостоятельность, самокритичность. В связи с этим в системе художественного образования и эстетического воспитания активно ведутся поиски совершенствования методики преподавания специальных художественных дисциплин, направленных на формирование знаний, умений и навыков преобразования окружающего мира, на развитие логического, образного, пространственного мышления, его аналитических и созидательных компонентов, необходимых в процессе саморазвития школьников.

Рассматриваемый возраст школьников (15-17 лет) отличается кардинальными изменениями в психологии и физиологии личности; активным формированием потребностно-мотивационной сферы, что выражается в повышенной требовательности подростка К" себе и окружающим, в превалировании значения мнения сверстников над мнением взрослых и ближайшего окружения, в обостренном восприятии критики. Стремление к увеличению багажа знаний, умений и навыков, характерное для этого возраста, способствует развитию творческого мышления при положительных эмоциональных переживаниях.

Декоративно-прикладное искусство играет особую роль в саморазвитии в индивидуальном и творческом развитии личности, так как укрепляет позиции «Я» школьника в процессе деятельности.

Современная педагогическая наука рассматривает потребности как силы, побуждающие человека к деятельности, а, следовательно, в значительной мере определяющие его развитие. Таким образом, формирование потребностей к саморазвитию служит необходимым условием, которое обеспечивает становление личности, готовит её к творческому развитию. Именно потребность в творчестве заставляет г ! школьника неординарно подходить к.решению проблем^ независимо от того, возникают ли они в области искусства или бытовой сфере.

Изучение традиций и художественного наследия керамики способствуют развитию эстетического вкуса и формированию творческой самостоятельности. Обобщение педагогического опыта, методик преподавания керамики, которые позволили определить пути совершенствования преподавания данного вида декоративного искусства, нашло отражение в экспериментальной программе. В основу программы положено изучение многовекового опыта народных мастеров, с одной стороны, освоение и использование современных технологий и техник - с другой, что позволяет не только выявить выразительные особенности материала, но и грамотно использовать их.

Успешному решению поставленных задач должны способствовать новые образовательные стандарты, которые содержат две части: обязательную и ту, которая формируется школой. Результатом такого подхода к образованию должно стать умение человека применять полученные знания в повседневной жизни. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. В старших классах планируется десять часов таких занятий в неделю, что, безусловно, является большим подспорьем для развития учащихся, для формирования у них целостного, социально-ориентированного взгляда на будущую жизнь. Одновременно усиливается внимание к системе дополнительного образования, направленного на выявление способностей и наклонностей обучаемых, используемых для успешного саморазвития и начальной профориентации.

Важной задачей современного этапа развития образования становится не только передача знаний, общечеловеческого опыта, но и развитие социально значимых умений и навыков, формирование способности нестандартно мыслить, действовать инициативно и самостоятельно; создание условий для активизации и творческой самореализации личности в процессе деятельности. Данный* подход к образовательному процессу, особенно в системе дополнительного образования, ещё недостаточно разработан* и освещён в научно-теоретическом плане, что позволяет считать нашу работу актуальной.

Вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы развития творческих способностей и перерастания их в потребности с дальнейшей реализацией в процессе деятельности интересовали философов, психологов, педагогов, социологов. Проблема развития творческих потребностей различными средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства рассматривалась во многих исследованиях. В то же врет разработка эффективных методов творческого саморазвития школьников, их реализация в процессе обучения является объектом пристального внимания учёных, особенно в современных условиях модернизации образования.

В общеметодологическом плане мы опирались на исследования А.Г. Асмолова, О.В. Выгодского, Е.С. Громова, В.В. Давыдова, Л.Б. Ермолаевой Томиной, Е.И. Игнатьева, В.М. Кириенко, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачёва, Б.Г. Лукьянова, Р.С. Немова, Я.А. Пономарева, А.Б. Потапова, В.А. Разумного, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.И. Фельдштейна, Л.М. Фридмана и других.

Теоретический анализ литературы показал, что в современной науке общепринятого определения понятия художественно - творческие потребности нет. Зачастую они рассматриваются и как совокупность психических средств и качеств, и как индивидуально - психологические особенности, имеющие отношения к успешной деятельности; сводятся и в то же время не сводятся к врожденным (родовым) свойствам личности и к сформированным и выработанным знаниям, умениям и навыкам; представляются психологическими новообразованиями, свойствами, обеспечивающими успешность в деятельности и многое другое. Многие ученые выделяют общие (проявляющиеся во всех сферах деятельности) способности, развитие которых помогает формированию потребностей и их реализации.

Вопросам способностей и потребностей к творческой деятельности посвящены труды психологов Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, JI.C. Выгодского, В.И. Дружинина, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др., где обосновываются особенности и закономерности их формирования. Авторы отмечают, что творческие способности развиваются и совершенствуются под воздействием различных бытовых и общественных условий, неся в себе определенный отпечаток индивидуальности и, сформировавшись, перерастают в творческие потребности, нуждающиеся в реализации, что и лежит в основе саморазвития.

Объективный подход к данному вопросу предполагает изучение специальной литературы в различных областях знания: общепедагогические аспекты, проблемы психологии, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Проблема развития художественно - творческих потребностей освещается в исследованиях B.JL Дранкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, Н.С. Лейтеса, С.П. Ломова, А.А. Мелик-Пашаева, Б.С. Мейлаха, A.M. Матюшкина, Я.М. Пономарева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других.

Эффективным средством формирования и реализации творческих потребностей является художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий рассматриваются в работах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, С.И. Игнатьева, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Р.И. Кругликова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и других. Непосредственно проблемами декоративно - прикладного искусства и его роли в формировании художественно - творческих способностей, потребностей, эстетического воспитания и развития культуры посвящены труды M.Mt Кагана, Н.С. Лейзерова, А.С. Мидовского, С.Х. Раппопорта, Б.А. Рыбакова, А.Б. Рыбакова, А.Б. Салтыкова и других.

Неиссякаемым источником творческого вдохновения, развития художественного мышления и навыков изобразительной деятельности является традиционное народное искусство. Изучение истории и практическое освоение основ народного искусства способствует воспитанию у учащихся патриотизма, чувства сопричастности с национальной культурой, а, следовательно, стимулирует инициативу, творческую активность, направленную на сохранение и возрождение национальных традиций и народного искусства. Вопросы народной культуры, истории старинных промыслов и их возрождения рассматриваются в работах И.А. Алпатова, Ю.А. Арбат, В.А. Бородулина, В.М. Василенко, Н.В. Воронова, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой, Н.К. Шабанова, А.С. Хворостова и других.

Значительное место в системе формирования художественно -творческих потребностей, необходимых для саморазвития школьников, занимают работы по изучению искусства керамики как одной из разновидностей традиционного декоративно - прикладного искусства. Керамика представляет собой благодатную почву для развития творческого потенциала, для формирования художественного и эстетического вкуса. Творческая деятельность в области керамики не дается легко в силу физических, материальных и временных затрат, связанных с её созданием. Активная работа способствует раскрытию внутреннего духовного богатства школьника, проявлению его индивидуальных особенностей и накоплению творческого опыта. Творческая деятельность на занятиях по художественной керамике, организованная педагогом с учетом индивидуальности психологических типов, механизма творческого процесса и особенностей его протекания, будет способствовать активизации творческого саморазвития школьников. Многие факторы из истории развития керамических промыслов мы почерпнули из работ Н.С. Александровой, Н.Д. Бартрама, И.Я. Богуславской, Г.Л. Дайн, Л.А. Динцеса, Г.П. Дурасова и других авторов. О технологии и особенностях керамического производства писали А.И. Августинник, Л.Ф: Акунова, В.Л^ Крапивин, P.M. Миклашевский, И.П. Уварова. Ряд работ, посвященных работе школьников с глиной, написан педагогами- исследователями, среди которых нам близки труды B.C. Бадаева, М.С. Боголюбова, P.M. Варцавы, Н.В. Ефремичевой, Л.В. Неретиной, Ю.А. Овчаровой, Т.В. Саляевой, М.В. Соколовой, Д.А. Хворостова, Е.Н. Хохловой и других авторов. Однако работ, анализирующих занятия старшеклассников в системе дополнительного образования по керамике с целью развития их художественно-творческих потребностей, необходимых для саморазвития, практически нет, что делает работу своевременной и значимой. Недостаточный уровень и степень разработки данных вопросов, связанных с творческим саморазвитием, определил актуальность темы исследования.

Настоящее исследование призвано разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методическую систему, обеспечивающую развитие художественно - творческих потребностей школьников 8-11 классов с дальнейшей их реализацией в процессе практической деятельности на занятиях по керамике в системе дополнительного образования (на примере детской художественной школы).

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения, форм организации занятий по художественной керамике с целью подготовки учащихся, на основе формирования их потребностей, к творческому саморазвитию.

Цель исследования - научно-педагогическое обоснование условий творческого саморазвития учащихся, практическая разработка и экспериментальная проверка способов, форм и методов проведения занятий по керамике с учащимися 8-11 классов в системе дополнительного образования.

Объектом исследования является творческое саморазвитие подростка на занятиях художественной керамикой в системе дополнительного образования.

Предметом- исследования, являются. методико-педагогические средства активизации творческого' саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике.

Гипотеза исследования. Если на занятиях по художественной керамике в системе дополнительного образования акцентировать художественно-образные начала искусства керамики, а также разработать специальные упражнения и задания, направленные на развитие умений соотносить эти начала керамики с её технологическими и декоративными возможностями, то эффективность творческого саморазвития школьников значительно повысится.

Исходя из общей цели выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы, были определены следующие задачи исследования:

-изучить существующую научно - теоретическую литературу с целью определения сущности творчества и его места в общей структуре личности;

-изучить современное состояние проблемы развития художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие школьников в процессе занятий керамикой;

-проанализировать психофизиологические и общие дидактические основы развития художественно-творческих потребностей учащихся 8-11 классов;

-проанализировать и выявить педагогические условия, способствующие активизации творческого саморазвития школьников; -изучить историю методов обучения художественной керамики; -изучить современное состояние занятий по художественной керамике, определить содержание, формы и методы организации и проведения занятий в системе дополнительного образования;

-разработать и экспериментально проверить программу по художественной керамике для учащихся детских художественных школ, направленную на их творческое саморазвитие;

-определить критерии сформированности творческой самостоятельности учащихся в процессе выполнения художественных изделий из керамики;

-разработать, по итогам и анализу экспериментальной работы, методические рекомендации по развитию художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие учащихся 8-11 классов на занятиях художественной керамикой.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;

-изучение и анализ опыта работы учителей и педагогов дополнительного образования, занимающихся художественной керамикой;

-изучение и анализ методических систем и учебных программ по художественной керамике в художественных школах и системе дополнительного образования;

-проведение опроса, собеседования, анкетирования учащихся в процессе их творческой деятельности;

-изучение и анализ продуктов деятельности учащихся; -психолого-педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов;

-статистический и графический методы обработки результатов экспериментального исследования;

-обработка полученных данных с целью проверки и корректировки эффективности предложенных программ и методических рекомендаций.

Основной базой исследования явилась художественная школа Северного административного округа города Москвы. Исследование проводилось в три этапа, включая учебу в заочной аспирантуре ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» в период с 2005 по 2009 годы.

На первом этапе^ исследования (2001-2006 годы)' шло изучение научно-теоретических материалов; связанных с художественной! керамикой, ознакомление с практикой и методическими особенностями преподавания в системе дополнительного образования с целью определения степени разработанности проблемы. Выявлялась актуальность исследования, формулировалась гипотеза. Проводился поисковый эксперимент для определения роли, места и значения работы с керамикой в процессе развития художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие учащихся 8-11 классов. В этот период осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью школьников. Констатирующий эксперимент, с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики, наряду с художественной школой САО г. Москвы, проводился также в ДХШ № 5 г. Москвы и МДАНХТ «Россия» (Московская детская Академия народного художественного творчества).

На втором этапе исследования (2006-2008 годы) разрабатывалась концепция программы «Художественная керамика» для учащихся художественной школы, проводилась экспериментальная работа по её апробации. Определялись оптимальные варианты материально-технического обеспечения при организации занятий по работе с глиной. Основное внимание было уделено экспериментальной апробации эффективности путей и методов развития художественно-творческих потребностей учащихся в процессе занятий керамикой, а также действенности предлагаемого содержания занятий, направленных на творческое саморазвитие личности.

Третий этап исследования (2008-2009 годы) был посвящен анализу результатов экспериментальной деятельности, внесению соответствующих коррективов в процессе проведения контрольного эксперимента. Затем были проанализированы полученные результаты, обобщены и сформулированы выводы, которые подтвердили гипотезу исследования. Полученные данные оформлялись в виде диссертации.

Проблематика исследования, общая целеустановка и конкретные задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бодров, Александр Юрьевич

Результаты исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов, программ для художественных школ, лицеев, колледжей, кружков; организации спецкурсов и факультативов, а

1 } t также при разработке учебно-методических пособий по художественной керамике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная наука рассматривает потребности как силы, побуждающие человека к деятельности, а следовательно, в значительной мере определяющие его развитие. Таким образом, проявление творческого саморазвития служит необходимым условием, которое обеспечивает развитие личности.

Художественные и творческие потребности, как и творческие способности, являются основополагающими в художественно-творческой деятельности. Именно потребность в творчестве заставляет человека неординарно подходить к решению тех или иных проблем независимо от того возникают ли они в области искусства или бытовой сфере. Потребности в эстетической деятельности и в творчестве являются неотъемлемыми характеристиками педагога-художника, поэтому столь важно создать t оптимальные условия для формирования этих потребностей у учеников Художественнойчиколы в процессе обучения:

Изучение декоративно-прикладного- искусства; в частности керамики, способствует развитию художественного мышления, навыков изобразительной деятельности и формированию творческих потребностей. В процессе занятий керамикой проявляются и формируются такие творческие качества личности, как инициативность, оригинальность и гибкость мышления, индивидуальность. Изучение традиций и художественного наследия керамики способствуют развитию эстетического вкуса и формированию творческой самостоятельности.

Обобщение педагогического опыта, методик преподавания керамики, которые позволили определить пути совершенствования преподавания данного вида декоративного искусства. Это нашло отражение в экспериментальной программе.

В основу программы положено изучение многовекового опыта народных мастеров с одной стороны, освоение и использование современных технологий и техник при работе с керамикой с другой. Это позволяет не только выявить выразительные особенности материала, но и грамотно использовать их, ведет к более свободному, творческому обращению с материалом.

Значительный опыт учеников в создании реалистических образов и изображений и недостаток практического опыта в переработке их в декоративные, обусловил включение в программу ряда упражнений на стилизацию, так как отсутствие подобного опыта, технических навыков и приемов может тормозить возможности творческого саморазвития.

Проблема укрепления интереса к декоративному искусству с целью творческого саморазвития определила необходимость разработки ряда упражнений, способствующих активизации процессов восприятия, воображения и представления. Каждому этапу работы над декоративным образом должна соответствовать, конкретная установка, направленная* на формирование творческой ^познавательной активности.

Весь комплекс учебных заданий должен носить»творческий характер, быть оптимально трудным, но при этом ориентироваться на высокий уровень художественно-творческих требований. В ходе исследования выявлено, что занятия, построенные с учетом этих особенностей, заставляют ученика совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивают мышление, умение анализировать, способствуют развитию профессионально значимых качеств личности и- влияют на формирование творческого саморазвития.

Результаты экспериментального исследования подтвердили наши предположения, а также доказали, что если на занятиях по художественной керамике в системе дополнительного образования акцентировать художественно — образные начала искусства керамики, а также разработать специальные упражнения и задания, направленные на развитие умений, соотносить эти начала керамики с её технологическими и декоративными возможностями, то эффективность творческого саморазвития школьников значительно повысится. Следовательно, предлагаемая нами научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система может быть предложена для использования с целью активизации творческого саморазвития школьников.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить основой для дальнейших изысканий по проблеме влияния занятий художественной керамикой на формирование художественных потребностей и творческих способностей личности. Исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бодров, Александр Юрьевич, 2010 год

1. Августиник А.И. Керамика / А.И. Августиник. Л.: Стройиздат, 1975. -591 с.

2. Аверьянова М.Г. Гжель российская жемчужина / М.Г. Аверьянова. -М.: Планета, 1993.- 126 с.

3. Агаркова Т.Д. Русский фарфор: Фотоальбом / Т.Д. Агаркова. М.: Планета, 1993.-237 с.

4. Акунова Л.Ф. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий: Учебник для училищ декоративно прикладного искусства / Л.Ф. Акунова, С.З. Приблуда. -М.: Высшая школа, 1979. - 216 с.

5. Акунова Л.Ф. Технология производства и декорирования керамических изделий: Учебник для художественно-промышленных училищ и училищ прикладного искусства / Л.Ф. Акунова, В.А. Крапивин. М.: Высшая школа, 1984. - 207 с.

6. Алейникова А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. -1989.-№12.-С.7- 14

7. Алексахин Н.Н. Гжельская роспись / Н.Н. Алексахин. М.: Народное образование, 2008. - 304 с.

8. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в кружке: Учебное пособие / Н.Н. Алексахин. М.: Агар, 1999. - 47 с.

9. Алексеева В.В. Что такое искусство / В.В. Алексеева. М.: Просвещение, 1978.-62 с.

10. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 152с.

11. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа / А.Д. Алёхин. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.1.. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в*2-х т.т. / Б.Г.

12. Ананьев; Под ред. Н.Л. Бодалева, Б.Ф. Ломова; М.: Педагогика, Л 980. 230 е., 288 с.

13. Андреева М.В. Советский фарфор, 1920 1930 гг. / М.В. Андреева. - М. Советский художник, 1975. - 339 с.

14. Андреева М.В. Чудесные превращения. Глина. Камень. Песок: Научно популярные очерки / М.В. Андреева, Л.В. Антонова, О.Б. Дмитриева. -Л.: Аврора, 1973. 162 с.

15. Андрианов Н.Т. Практикум по технологишкерамики: Учебное пособие для вузов / Н.Т. Андрианов, А.В. Беляков, А.С. Власов и др.; Под ред. И.Я. Гузмана. М.: ООО РИФ Стройматериалы, 2005. - 334с.

16. Антонов В .П. Народные художественные промыслы России / В .П. Антонов. М.: Интербук - бизнес, 1998. - 248 с.

17. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование, миров / А.Г. Асмолов. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.

18. Ахъян A.M. Технология фарфоровых изделий бытового назначения / A.M. Ахъян. М.: Лёгкая индустрия, 1986. - 311 с.

19. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1998.- 558 с.

20. Баженова Л.М. В мире экранных искусств / Л.М. Баженова. М.: Просвещение, 1992. - 176 с.

21. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. -Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 416 с.

22. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство / Ю.К. Беджанов,- Карачаевск.: Карачаево-Черкесский гос. пед. ун-т., 1994. -100 с.

23. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термины и понятия: Учебное пособие / Ю.К. Беджанов. Карачаевск.: Карачаево-Черкесский гос. пед. ун-т., 1997. - 177 с.24

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.