Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Прилуцкая, Екатерина Николаевна

  • Прилуцкая, Екатерина Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 222
Прилуцкая, Екатерина Николаевна. Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2008. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Прилуцкая, Екатерина Николаевна

Введение.

ГЛАВА 1. Историко-культурологический аспект исследования росписи по дереву Северной Двины и Мезени в обосновании методики занятий со студентами.

1.1. Художественная роспись по дереву как вид творческой деятельности

1.2. История развития и стилистические особенности росписей по дереву Северной Двины и Мезени.

1.3. Семантические основы образов в росписи по дереву Архангельской области.

ГЛАВА 2. Теоретические основы активизации творчества в процессе обучения студентов росписи по дереву.

2.1. Психологические особенности творчества студентов.

2.2. Психолого-педагогические принципы активизации творчества студентов

2.3. Формы и методы активизации творческой деятельности, разработанные в психологии и педагогике.

ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование развития творческой активности студентов факультета технологии и предпринимательства* Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова на основе комплекса методов её активизации.

3.1. Постановка эксперимента: цели, задачи, выбор групп, характеристика участников.

3.2. Педагогические условия проведения эксперимента. Разработка и применение методов активизации творчества.

3.3. Методы контроля и анализа результатов эксперимента. Основные выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву»

Актуальность исследования. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни общества,. наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории; Огромный потенциал, заложенный в народных ремеслах для-творческого развития подрастающего поколения, привел к широкому их использованию в современном^ образовании. Учет экономической, социально-культурной структуры северного региона, его традиций позволил обогатить учебно-воспитательный про' цесс во всех типах учебных заведений. В связи с этим возросла потребность в; творческих личностях, носителях национальных традиций художественной культуры, способных передать опыт последующим поколениям.

Вшроцессе исслёдовательской^работы нас интересовала проблема.развития творческой активности студентов педагогических вузов нехудожественных специальностей при освоении мастерства, художественной; росписи по дереву, ©бычно времени на освоение художественных дисциплин выделят ется по учебным планам мало, поэтому возникает необходимость в разработке кратких высокоэффективных учебных курсов.

Учитывая, что методические рекомендации, по изучению северных видов росписи рассчитаны на.обучение детей, разработка, содержания, форм- и. методов преподавания данной дисциплины, способствующих активизации творческой деятельности студентов - будущих учителей технологии, начальных классов и педагогов дополнительного образования, приобретает в настоящее время особуюактуальность.

Для успешного решения; данной; проблемы необходима методика^ содержание которой строилось бы с учетом профессионально-педагогической и творческой направленности обучения. В соответствии с этим преподавание росписи по дереву должно не только опираться на научные основы педагогики и психологии, но и учитывать развитие традиций в искусстве росписи по дереву. Поэтому решению проблемы развития творческой активности студентов способствовали изучение и анализ научных материалов педагогики, психологии и искусствознания.

Состояние и степень изученности проблемы. Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы ученых, посвященные общим проблемам образования (Ю.К.Бабанский, М.Н.Окаткин, ИИ.Пидкасистый и др.). В области психологии художественного творчества методологической базой служили труды таких авторов, как Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, А.Н.Леонтьев, Б.В.Ломов, А.И.Лук, В.А.Моляко, К.К.Платонов, Я.А.Пономарев, В.С.Ротенберг, С.Л.Рубинштейн и др.

По проблемам развития способностей и творческой активности личности мы обращались к научным трудам А.М.Матюшкина, В.А.Петровского; А.В.Хуторского, Г.И.Щукиной и др. В вопросе освоения студентами росписи по дереву мы опирались на деятельностный подход, отраженный в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Д.Смирнова, и др. Теоретическим положениям методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству посвящены труды В.С.Кузина, Л.Д.Рондели, Н.Н.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, и др.

Художественная и прикладная ценность различных видов декоративно-прикладного искусства, его эстетические и исторические основы раскрыты в трудах А.В.Бакушинского, В.М.Василенко, В.С.Воронова, М.С.Кагана,

A.С.Канцедикаса, М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной, С.Б.Рождественской, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова, А.К.Чекалова и др.

Особый интерес представляют труды Ю.А.Арбата, В.М.Василенко,

B.С.Воронова, С.И.Дмитриевой, С.К.Жегаловой, О.В.Кругловой, А.М.Миловского, С.К.Просвиркиной, Н.В.Тарановской, В.А.Шелега, посвященные вопросам возникновения и развития народных росписей по дереву

Русского Севера, их стилистическим и технологическим особенностям и художественно-образному содержанию.

Л.Ф.Тимофеевой разработана программа творческой мастерской «Народные росписи Русского Севера». На базе программы Т.Я.П1пикаловой «Художественная роспись по дереву на основе традиций Русского Севера» учителями практиками Л.А.Изместьевой, Н.С.Козловой, Т.Е.Лавровой, Л.В.Пандиной, Л.А.Пузенковой'разработаны методические рекомендации по различным видам росписей северного региона.

Большое значение для нашего исследования имели диссертационные работы В.С.Бадаева, Ю.Н.Калугиной, Л.Н.Пальминой, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, посвященные психолого-педагогическим аспектам формирования творческих способностей и методам преподавания различных видов декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования: процесс обучения студентов педагогических вузов художественной росписи по дереву.

Предмет исследования: методы активизации творческой деятельности в процессе обучения студентов педагогических вузов нехудожественных специальностей росписи по дереву.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы обучения росписи по дереву студентов педагогических вузов нехудожественных специальностей, направленные на активизацию их творческой деятельности.

Гипотеза исследования: развитие художественно-творческой активности студентов на занятиях росписью по дереву будет эффективным, если

• теория и практика- обучения будут основаны на историко-культурологическом подходе, позволяющем рассматривать различные явления в народном искусстве в их целостности и историческом развитии;

• будет реализован художественно-эстетический подход, направленный на выявление специфики художественно-образной системы народного искусства;

• содержание учебных занятий будет опираться на межпредметные связи с дисциплинами художественного и педагогического цикла;

• в обучении будут применяться эффективные методы и средства, способствующие творческому подходу к выполнению заданий: привлечение студентов к исследовательской, поисковой работе, решение проблемных ситуаций.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать литературу и историко-художественные материалы, связанные с северной росписью по дереву;

2) рассмотреть психолого-педагогические основы творческой деятельности применительно к росписи по дереву;

3) выявить, теоретически и экспериментально» обосновать психолого-педагогические условия эффективного использования занятий росписью по дереву в развитии художественно-творческой активности студентов;

4) определить формы и методы-обучения студентов росписи по дереву, способствующие активизации творчества;

5) разработать учебную программу «Художественная роспись по дереву» (на материале росписей по дереву Северной Двины и Мезени), направленную на развитие творчества студентов;

6) разработать критерии оценки творческой активности! студентов и-методику определения уровней её сформированности;

7) оценить эффективность разработанной методики обучения студентов росписи по дереву.

Методология исследования представляет собой совокупность методов, способствующих получению наиболее обоснованных результатов.

Основными методами исследования явились:

1. Теоретические методы:

• изучение, анализ и обобщение научных, методических, исторических, искусствоведческих, диссертационных, монографических трудов и периодических изданий по проблеме исследования;

• изучение и анализ' учебных программ по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.

2. Эмпирические методы:

• наблюдение за аудиторной и самостоятельной работой студентов;

• опрос, тестирование, анкетирование студентов;

• беседа со студентами, учителями, руководителями творческих коллективов, мастерами производственного обучения профессиональных учебных заведений;

• педагогический эксперимент.

3. Диагностические методы:

• изучение продуктов художественной деятельности студентов;

• статистический анализ полученных результатов.

Организация и этапы исследования.Опытно-экспериментальной базой исследования стал факультет технологии и предпринимательства Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Исследование проводилось в три этапа с 2000 по 2007 гг.

На первом этапе (2000-2002 гг.) изучалась искусствоведческая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, анализировались программы обучения народным промыслам. Особое внимание уделялось истории развития народных росписей по дереву Русского Севера.

На втором этапе (2003-2005 гг.) проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования и его проблематики: анализировалось состояние развития творческой активности студентов ФТиП при обучении росписи по дереву. Разрабатывалась методическая и материальная база обеспечения учебного процесса. Составлялись учебные задания и упражнения. Анализировался интерес студентов относительно различных видов народных росписей.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) в ходе обучающего эксперимента проведена проверка содержания, форм и методов организации обучения северным росписям по дереву с целью активизации творчества студентов ФТиП. Анализировались и обобщались результаты эксперимента, разрабатывались практические рекомендации по обучению, студентов, оформлялись результаты работы.

Научная новизна исследования:

• впервые дана содержательная характеристика понятия «познавательно-творческая деятельность» в контексте обучения студентов художественной росписи поддереву;

• выявлены объективные и субъективные факторы, влияющие на-познавательно-творческую активность студентов педагогических вузов при овладении росписью по дереву;

• подтверждено, что историко-культурологический и художественно-эстетический подходы к изучению росписи позволяет повысить эффективность обучения;

• разработан целостный ряд проблемных заданий и упражнений, направленных на активизацию творческой деятельности; предложен комплекс критериев оценки уровня развития познавательно-творческой деятельности студентов педагогических вузов при обучении их росписи по дереву.

На защиту выносится:

1. Характеристика художественно-творческой активности, которая понимается как интегральное качество личности, проявляющееся в продуктивной деятельности и включающее эмоциональноценностное отношение к явлениям народного искусства, положительную мотивационную направленность на восприятие: и? выполнение произведений декоративно-прикладного искусства, практические умения и навыки исполнительской деятельности.,

2; Научное обоснование педагогических условий развития художественно-творческой активности студентов на занятиях народной; росписью.

3. Модель активизации творческой; деятельности, которая включает в себя следующие взаимосвязанные', компоненты: содержание, средства, формы, методы и результат обучения.

4. Система заданий и упражнений, направленных на активизацию^ творческой деятельности в, процессе изучения студентами северных росписей по дереву;

5. Комплекс критериев оценки;: уровня« развития познавательно-творческой деятельности студентов1 педагогических вузов при, обучении их росписи по дереву.

Теоретическая; значимость исследования состоит в том, что научно обоснована эффективность народной росписи по дереву как деятельности, способствующей развитию творческойАктивности студентов; внесен вклад в разработку научно-методических основ преподавания декоративно-прикладного искусства в системе вузовского образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа обучения студентов северной росписи по дереву используется в практике подготовки учителей технологии в Поморском государственном университете им М:В:Ломоносова^ Результаты исследования; кроме того, могут быть внедрены в практику подготовки учителей начальных классов, а также оказать практическую помощь работникам дополнительного образования в проведении занятий росписи по дереву.

Достоверность, исследования; обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы; опытно-экспериментальной1 проверкой основных положений данного исследования, объективным анализом итогов выполнения учебных заданий и тестов с сопоставлением исходных и конечных результатов.

Апробация результатов исследования проводилась на факультете технологии и предпринимательства Поморского государственного универси-„ тета им. М.В. Ломоносова г. Архангельска. Некоторые результаты исследования и рукопись обсуждались на заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения выносились в качестве доклада на конференциях:

- региональной Северо-Западной научно-практической конференции «Приобщение детей и юношества к истокам народной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде» 4-6 апреля

2005 года (г.Архангельск);

- областной научно-практической конференции «Инновации в технологическом образовании» 27 января 2007 года (г.Архангельск);

- научно-практическом семинаре для педагогов дополнительного образования и учителей технологии общеобразовательных учреждений 11 января

2006 года (г. Архангельск);

- Российской научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение, традиций, в художественно-педагогическом образовании» 18-19 марта 2008 года (г. Санкт-Петербург).

По теме диссертации опубликовано 9 научных статей, одна из которых - в рецензируемом сборнике «Вестник Поморского университета» (г. Архангельск, 2007).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Прилуцкая, Екатерина Николаевна

Основные выводы

В западной научной литературе используются методы тестирования, дающие представление об уровне' креативности на момент исследования. Тесты Дж. Гилфорда, Е.П.Торренса, Венслера; широко используются и у нас, иногда в адаптированном варианте. Многие психологи считают, что измерить креативность с помощью тестов невозможно. Творческие достижения требуют сложного сочетания; разнообразных способностей (в том, числе интеллектуальных и специальных) и свойств личности. Проектируя «личностные» критерии оценки достижений студентов, можно использовать концепции В.И.Беспалько, Б.Блума, которые предусматривают различные уровни и критерии их оценивания (знания^ понимание, применение и т.д.).

А.В.Хуторской предлагает использовать ситуативный подход, т.е. диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций [159]. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных студентов и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса.

Методами контроля образовательной деятельности студентов выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Необходимость развития креативных качеств студентов приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции [159]:

- область творчества;

- степень творчества;

- уровень самостоятельности;

- степень отличия от работ других студентов (оригинальность);

- степень отличия от своих предыдущих работ.

Качество ученической продукции оценивается следующими способами

159]:

- по количеству творческих элементов,

- по степени оригинальности элемента,

- по относительной новизне элемента для самого студента или его однокурсников,

- по емкости и лаконичности созданного образа, символа,

- по практической пользе и использованию полученного продукта.

Контролю в эвристическом обучении подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них.

Основным образовательным продуктом в обучении студентов росписи по дереву является изделие, расписанное по собственному замыслу в традициях какой-либо росписи. Оценка творческих работ проводится по таким параметрам, как степень творчества, новизна, оригинальность, самостоятельность, качество, композиционное решение, подбор цвета.

Не всегда предъявляемый студентом результат является продуктом его творчества: одна и та же работа может быть творческой для одного студента и нетворческой (репродуктивной) для другого. Руководящим принципом в планировании, диагностике и оценке-образовательных достижений должно быть признание субъективности творчества студента. Это предусматривает рефлексивный анализ своей деятельности, когда студентам предлагается, например, ответить на вопросы типа: почему я выбрал эту роспись для оформления изделия; что я понял и чему научился; что явилось для меня новым; какие у меня возникали трудности, и как я их преодолевал. Ответы студента на подобные вопросы дают представление о степени его творческого участия И; приращения. Одно лишь внешнее выражение результатов деятельности может не отражать адекватных внутренних изменений ученика [159].

Важным фактором «творческости» образовательного продукта является его отличие от первично заданного педагогом или уже имеющегося у студента. Отличие созданного продукта от предварительного образца может иметь как творческое, так и нетворческое проявление. Отличие творческого изменения стандартного образца от некачественного его исполнения показано на примере изображения студентами основного элемента борецкой росписи — трехлопастного листа (рис.15). а) б) в) г)

Рис.15 Пример изображения студентами элемента борецкой росписи. а) Начальный результат (образец); б) Качественная репродукция (изменений нет); в) Некачественная репродукция (изменения нетворческие); г) Творческая «репродукция (изменения творческие).

Объем личной творческой продукции в каждой работе ученика различен, что характеризуется понятием «степень творчества». Задача педагога, который после проведенной диагностики знает начальный уровень знаний, представлений, информации, которыми владеет студент, установить субъективную новизну созданного образовательного продукта студента.

Творческая активность выражается также в поведении студентов на занятиях, в отношении к выполнению учебных заданий. Видимые проявления; интереса к изучению предмета, желание заниматься художественной деятельностью могут заключаться в том, что студент во время объяснения материала внимательно слушает преподавателя, не отвлекается, задает вопросы. Критериями творческого интереса (любознательности) является количество вопросов в единицу времени (например, за одно занятие), их характер и степень стремления понять, осмыслить суть проблемы, вопроса. Чувство увлеченности, эмоциональный подъем характеризуются степенью и частотой проявления этих качеств. Стремление к творческим достижениям проявляется в желании и стремлении наилучшим образом выполнить задание, в каждой новой ситуации достигнуть новых успехов [6]. ^

Для оценивания результатов обучения студентов ФТиП контрольных и ; экспериментальных групп мы использовали адаптированный вариант теста: Торренса, а также комплексный анализ итоговых работ. ,

Фигуральный тест Торренса позволяет оценить беглость мышления (количественную характеристику продуктов - число придуманных вариантов); гибкость мышления (количество качественно различных категорий, к которым может быть отнесен каждый из ответов); оригинальность (показатель, противошхгюжный частоте встречаемости данного ответа в стандартной выборке испытуемых) и детализированность (или разработанность) ответа (насколько он схематичен или, наоборот, богат деталями).

Разработанный нами тест,состоит из двух заданий^ (приложение 9):

1. «Закончите предложенные рисунки в стиле изученных росписей».

2. «Предложите как можно больше вариантов композиционных схем: в стиле мезенской росписи».

В первом задании мы ограничились тремя незаконченными фигурами, поэтому беглость мышления по данному заданию не определялась.

Оригинальность показала способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных. Оценивалась оригинальность по 3-х бальной шкале. Каждому рисунку присваивалось от 0 до 2 баллов. Причем 0 баллов выставлялось, если подобная идея встречается в более чем 5% ответов; 1 балл - от 2% до 5%, 2 балла — реже, чем в 2% случаев. Баллы за данное задание суммировались, и определялся уровень оригинальности:

0-1 балл - низкий уровень;

2-4 балла - средний уровень;

5-6 баллов — высокий уровень.

При оценке тщательности разработки ответов учитывалась каждая значимая деталь, дополняющая исходную фигуру, как в границах её контура, так и за её пределами. Класс деталей оценивался один раз и при повторении не учитывался. Каждому рисунку присваивалось от 0 до 2 баллов в зависимости от количества значимых деталей:

0-2 значимые детали — 0 баллов;

3-4 значимые детали - 1 балл;

5 и более значимых деталей — 2 балла.

Баллы суммировались, и определялся уровень разработанности:

0-1 балл - низкий уровень; 2-4балла - средний уровень;

5-6 баллов - высокий уровень.

Гибкость мышления оценивали, рассматривая разнообразие идей. При этом 0 баллов присваивали работе, где в каждом рисунке используются подобные элементы из одной росписи; 1 балл - если подобные элементы повторяются в двух рисунках; и 2 балла, если все рисунки отличаются разнообразием. Уровень гибкости определялся следующим образом:

0 баллов - низкий уровень;

1 балл - средний уровень;

2 балла - высокий уровень.

Общий уровень творческого мышления по данному заданию определялся суммированием баллов. 0-4 - низкий уровень;

9-5 - средний уровень;

10-14 — высокий уровень.

Результаты данного теста представлены в таблице 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение и развитие многовековых традиций народного искусства является важнейшим средством воспитания, которое позволяет комплексно совершенствовать многоплановые качества личности: интеллектуальные, нравственно-волевые, трудовые, эстетические, мотивационную среду как внутренний источник активности личности. В проведенном исследовании основной акцент сделан на решение проблемы развития творческой активности студентов педагогических вузов нехудожественных специальностей при освоении мастерства северной художественной росписи по дереву.

Труды специалистов в области декоративно-прикладного искусства помогли выявить специфику народного искусства, подтвердили возможность проявления творчества в традиционных техниках путем реализации принципов повтора, вариации и импровизации. Обучение студентов тем видам искусства, которые бытуют на территории их проживания, способствует их духовному обогащению, синтезирует знания, заложенные на уровне многовекового художественного опыта, выступающего как средство сохранения нации. Изучение истории северных росписей помогает в воспитании патриотизма, чувства сопричастности с национальной культурой, а, следовательно, стимулирует творческую деятельность, направленную на сохранение и развитие культурных традиций.

Чтобы обучение студентов росписи базировалось на исторически достоверных фактах, нами осуществлен глубокий анализ специальной литературы и историко-художественных материалов, связанных с северной росписью по дереву. Выделены основные направления в исследовании росписей специалистами: классификация, история развития, влияние других видов искуст ства, стилистические особенности, техника исполнения, мастера, мотивы и их значение. Описаны стилистические черты борецкой, тоемской, пучуж-ской, пермогорской, ракульской, уфтюжской и мезенской росписи, основанные на особенностях исторического развития культуры, географических и природных условиях, экономики края. Анализ особенностей росписей позволил увидеть, что каждый вид росписи способствует выработке определенных навыков творческой деятельности. Например, овладение уфтюжской и ра-кульской росписью даёт навыки кистевого письма и работы с цветом, изучение борецкой росписи позволяет обрести умение составлять композиции из ограниченного количества мотивов. Мезенская роспись предоставляет простор для варьирования элементов геометрического орнамента и овладения техникой скорописи. Сопоставление северных росписей с другими видами искусства расширяет кругозор студентов, побуждает к исследовательской работе, позволяет находить новые оригинальные решения мотивов и композиций.

Работа в фондах Архангельского краеведческого музея позволила выявить фамилии мастеров борецкой росписи, о которых не обнаружено упоминаний в литературе. Это Новиков и Истомин Иван Иванович. .

В ходе исследования нас интересовал также вопрос древних образов и мотивов народного искусства, являющихся духовной основой художественного творчества, так как их изучение студентами способствует развитию интереса к образной форме освоения мира, формированию национального типа восприятия. В работе рассмотрены образы дерева, птицы, коня, оленя, льва и единорога. Поиск ответов на вопрос о смысле этих изображений приводит студентов к необходимости обратиться, к народным традициям, обрядам, фольклору, что немаловажно для будущих педагогов, т.к. комплексное изучение народного искусства не только повысит их интерес к культуре края, но и позволит использовать дополнительные материалы в обучении детей. Выполнение заданий, связанных с подбором фольклорного материала (песен, загадок, пословиц, поговорок, обрядов), раскрывающих значение того или иного изображения, способствует развитию исследовательских навыков, стимулирует творческую активность.

Проанализировав различные подходы в психологии и педагогике к понятию «творческая активность», мы охарактеризовали её как интегральное качество личности, проявляющееся в продуктивной деятельности и вюпочающее эмоционально-ценностное отношение к явлениям народного искусства, положительную мотивационную направленность на восприятие и выполнение произведений декоративно-прикладного искусства, практические умения и навыки исполнительской деятельности.

Психолого-педагогическими исследованиями зафиксированы три уровня активности: репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительская и творческая. Показателями творческой активности являются новизна, оригинальность, отход от шаблона, целесообразность, неожиданность и др. Но все это должно быть согласовано с традициями народного искусства.

На художественное творчество оказывает значительное влияние уникальность личности, но в любом творческом акте присутствует й деятельно-стная составляющая. Поэтому при решении проблем педагогики творчества мы опирались на единство деятельностного и личностного подходов. С позиций деятельностного подхода были определены структура, уровни творческой деятельности, основные средства и условия её эффективного функционирования. С позиций личностного подхода выделены качества творческой личности и факторы, отрицательно влияющие на развитие творческих способностей, анализ которых позволил сформулировать педагогические принципы, уменьшающие «антитворческий» эффект обучения студентов:

• не подавлять интуицию студента;

• формировать уверенность в своих силах;

• опираться на положительные эмоции в максимальной степени;

• стимулировать стремление студента к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения;

• не допускать формирования конформного мышления;

• развивать восприятие, воображение;

• формировать чувствительность к противоречиям;

• развивать познавательный интерес;

• чаще использовать задачи открытого типа;

• поощрять стремление быть самим собой.

Для успешного понимания путей активизации творчества студентов при обучении их росписи по дереву мы отметили также характерные для периода поздней юности черты: профессиональная направленность, высокая работоспособность, способность к абстрагированию и обобщению, развитие комбинаторики мышления и воображения, осознание своей индивидуальности и др. Обращалось внимание на тендерные отличия в творческой деятельности.

Многими психологами отмечено снижение художественно-творческой активности в подростковом и юношеском возрасте, связанное с неудовлетворённостью результатами своего творчества, которая возникает из-за несоответствия замысла возможностям их воплощения. Поэтому в исследовании внимание уделено развитию технического навыка в овладении росписью, сформулированы основные требования к упражнениям.

Изучение литературы по проблемному и эвристическому обучению позволило сформулировать ряд заданий, связанных с поисковой и исследовательской деятельностью, повышающих интерес к предмету изучения и способствующих развитию творческого мышления.

Используя результаты теоретического исследования, разработана экспериментальная программа обучения студентов факультета технологии и предпринимательства педвуза «Художественная роспись по дереву», которая предусматривает освоение на практике уфтюжской, ракульской, мезенской, борецкой и пучужской росписей. Методика преподавания курса прошла апробацию на базе ФТиП ПГУ им М.В.Ломоносова г. Архангельска и предусматривала постепенное усложнение творческих задач и увеличение степени самостоятельности студентов при их решении. В ходе эксперимента получены следующие результаты:

1. Отобран и систематизирован теоретический и наглядный материал для учебных занятий со студентами, включающий историю возникновения и развития северных народных росписей, их стилистические особенности, образное содержание, семантику орнамента.

2. Научно обоснованы и апробированы методы и приемы обучения, способствующие развитию творчества.

31 Доказана эффективность использования проблемных и эвристических вопросов, заданий, ситуаций, направленных на профессиональную деятельность.

4. Прошла апробацию экспериментальная программа обучения студентов ФТиП народным росписям Архангельской области, в результате которой повысился уровень художественно-технологической подготовки и творческой активности обучаемых.

5. Разработана система самостоятельных работ, связанных с исследовательской и поисковой деятельностью.

6. Разработаны тесты и комплекс критериев, позволяющие определить уровень сформированности творческой активности на-занятиях росписью по дереву.

Полученные результаты диссертационного исследования могут оказать помощь в обучении студентов, педагогов и школьников северным народным росписям по дереву.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов изучаемой проблемы. Для дальнейшей научной работы можно наметить решение вопросов, связанных с обучением росписи разных возрастных групп, с учетом тендерных особенностей в области творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Прилуцкая, Екатерина Николаевна, 2008 год

1. Аверина, Г.С. Павла — мастерица из Борка / Г.С.Аверина, О.Н.Шелепеева // Памятники Архангельского Севера / сост. А.А.Куратов. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1991. - С. 247 — 253.

2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. / Б.Б.Айсмонтас. -М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 208 с.

3. Алексеева, И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: автореф. дис. .д-ра пед. наук / И.В.Алексеева. М., 2005.

4. Алексеева, О.В. Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII XX веков: автореф. дис. .канд. искусствоведения/ О.В.Алексеева. - С-Пб., 2002. - 21 с.

5. Алферов, Л.Г. Технологии росписи: Дерево. Металл. Керамика. Ткани / Л.Г.Алферов. Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 352 с.

6. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В.И.Андреев. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 238 с.

7. Арбат, Ю.А. Светлый Север / Ю.А.Арбат. Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1970.-286с.

8. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву / Ю.А.Арбат. М.: Изобразит, искусство, 1970. - 199 с.

9. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р.Арнхейм. М.: Прогресс, 1974, - 392 с.

10. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Т. 1./ А.Н.Афанасьев. М.: Индрик, 1994. - 800 с.

11. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Т.2./ А.Н.Афанасьев. М.: Индрик, 1994. - 784 с.

12. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Т.З./ А.Н.Афанасьев. М.: Индрик, 1994. - 840 с.

13. Бабушкины уроки: Художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе / Н.А.Загайнова и др.; под общ. ред. Т.Я.Шпика-ловой. Архангельск: АО ИППК, 1997. - 240 с.

14. Бадаев, B.C. Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / В.С.Бадаев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.-32 с.

15. Бадаев, B.C. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России: дис. . д-ра пед. наук / Вячеслав Семёнович Бадаев. Набережные Челны, 2005. - 399 с.

16. Бакушинский, A.B. Исследования и статьи: избранные искусствоведческие труды / А.В.Бакушинский. М.: Сов. художник, 1981. — 357 с.

17. Бакушинский, A.B. Роспись по дереву, бересте и папье-маше / А.В.Бакушинский. М.: ОГИЗ. Изогиз, 1933. - 8 с.

18. Батчаева, З.С. Формирование творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкаров: автореф. дис. . канд. пед. наук / З.С.Батчаева. М., 2005.

19. Белов, В.И. Лад: очерки о народной эстетике / В.И.Белов. М.: Молодая гвардия, 1982. -293с.

20. Бернштам, Т.А. Роль верхневолжской колонизации в освоении русского Севера (IX-XV вв.) / Т.А.Бернштам // Фольклор и этнография Русского Севера. Л.: Наука, 1973. - С. 16 - 24.' • 155

21. Бернштейн, Б.М. Традиция и канон. Два парадокса / Б.М.Бернштейн // Критерии и суждения в искусствознании: сб. статей. М.: Сов. художник, 1986,-С. 176-214.

22. Богуславская, И .Я. Северные сокровища: о народном искусстве Севера и его мастерах / ИЛ.Богуславская. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. 80 с.

23. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников / А.Д.Ботвинников, Б.Ф.Ломов. — М.: Педагогика, 1979.-256 с.

24. Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение /

25. A.В:Брушлинский. — М-:: Знание, 19831 — 96 с.

26. Булатов, B.Hi Русский Север. Книга первая: Заволочье (IX XVI вв.) /

27. B.Н.Булатов. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1997. — 352 с.

28. Буторина, Т.С. Педагогическая регионология: учеб. пособие / Т.С.Буторина. Архангельск: ÂI-ТУ, 2004. - 100 с.

29. Величко, Н.К. Роспись. Техники. Приемы. Изделия / Н.К.Величко. — М.: ACT Пресс, 1999. - 172 с.

30. Вербицкий, A.A. Активное обучениё, в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие/А.А.Вербицкий. — М.: Высш. шк., 1991.,—207 с.

31. Вергасов, B.Mi Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М.Вёргасов. -Киев: Вища шк., 1985. 175 с.

32. Воронов, B.C. Крестьянское искусство / В.С.Воронов. М.: Гос. изд-во, 1924.- 140с.

33. Воронов, B.C. О крестьянском искусстве: избранные труды / В.С.Воронов. М.: Сов. художник, 1972. - 350 с.

34. Воспитание интереса к профессии у студентов педагогических специальностей: сб. статей / сост. О.В.Горбова, науч. ред. Е.В.Михайленко; Поморский гос. ун-т. им. М.В.Ломоносова. — Архангельск, Поморский университет, 2006. — 58 с.

35. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. С-Пб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

36. Гнедовский, Б.В. Заповедный Север. Архитектура. Искусство. Ландшафт: альбом / Б.В.Гнедовский. М.: Сов. Россия, 1987. - 32 с.

37. Городецкая, C.B. Развитие художественно-творческой активности студентов 1-3 курсов художественно-графических факультетов в процессе изучения орнаментального искусства: автореф. дис. . канд. пед. наук / С.В.Городецкая. М., 2004.

38. Грушко, Е.А. Словарь славянской мифологии4 / Е.А.Грушко, Ю.М.Медведев. — Н.Новгород: «Русский купец», «Братья славяне», 1995.-368с.

39. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В.Давыдов. — М.: Педагогика, 1972. 424 с.

40. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

41. Дмитриева, С.И. Мезенские прялки (к вопросу о происхождении мезенской росписи) / С.И.Дмитриева // Советская этнография. — 1988. -№1. С. 81-97.

42. Дмитриева, С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера / С.И.Дмитриева. М.: Наука, 1988. - 240с.

43. Древне-русское искусство. Рукописная книга: сб. статей / отв. ред. О.И.Подобедова. М.: Наука, 1983. - 400 с.

44. Еремина, H.A. Бытовая роспись крестьянского жилища Русского Севера второй пол. XIX — нач. XX вв. (по материалам Архангельской области, бассейнов рек Мезени, Пинеги, Ваги): дис. . канд. искусствоведения / Н.А.Еремина. JL, 1989. - 117 с.

45. Жегалова, С.К. Новые материалы по истории северодвинской росписи / С.К.Жегалова // Русское народное искусство Севера: сб. статей / науч. ред. И.Я.Богуславская, В.А.Суслова. Л.: Сов. художник, 1968. - С. 34 -46.

46. Жегалова, С.К. Русская народная живопись / С.К.Жегалова. М.: Про-, - свещение, 1984. - 176с.

47. Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И.Игнатьев. — М.: Знание, 1968 .- 26 с.

48. Избранные психологические произведения / В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.А.Леонтьев, А.В.Петровский; под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. 318с.

49. Изместьева, Л.А. Борецкая роспись: методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традицийнародного искусства Русского Севера» / Л.А.Изместьева. — Архангельск: АО ИППК, 1994. 48 с.

50. Изместьева, Л.А. Мезенская роспись: методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского Севера» / Л.А.Изместьева. — Архангельск: АО ИППК, 1992. 32 с.

51. Калашников, В. Славянская мифология / В.Калашников. М., 2001.

52. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для вузов / И.П.Калошина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 559 с.

53. Калугина, Ю.Н. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов: дис. . канд. пед. наук/Ю.Н.Калугина. — М., 2000. 239 с.

54. Канцедикас, A.C. Искусство и ремесло / А.С.Канцедикас. М.: Изобразит. искусство, 1977. — 120 с.

55. Канцедикас, A.C. Уроки народного искусства / А.С.Канцедикас. — М.: Знание, 1986.-48 с.

56. Кардашов, В.Н. Развитие творческой активности юных художников / В.НКардашов // Советская педагогика. 1990. - № 9. — С. 22 - 27.

57. Кириенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И.Кириенко. М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1959. — 304 с.

58. Кириков, О.И. Славянская мифология / О.И.Кириков, Ю.А.Бубнов. Воронеж, 2001.

59. Козлова, Н.С. Пучужская роспись: методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского Севера» / Н.С.Козлова. — Архангельск: АО ИППК, 1993.-32 с.

60. Круглова, О.В. Народная роспись Северной Двины: альбом / О.В.Круглова. -М.: Изобразит, искусство, 1987. 126 с.

61. Круглова, О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву: из собрания Загорского гос. ист.-худож. музея — заповедника / О.В.Круглова. -М.: Изобразит, искусство, 1983. 26 с.

62. Кузин, B.C. Вопросы изобразительного творчества / В.С.Кузин. М.: Просвещение, 1971. — 144с.

63. Лаврова, Т.Е. Пермогорская роспись: методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского Севера» / Т.Е.Лаврова.- Архангельск:1. АО ИППК, 1994.-32 с.

64. Лазарев, В.Н. Новгородская иконопись: альбом / В.Н.Лазарев. М.: Искусство, 1981. - 199 с.

65. Ларин, О.И. Узоры по солнцу. Очерки и повесть / О.И.Ларин. М.: Сов. писатель, 1976.- 192 с.

66. Латыгин, Л.А. Образы русского народного искусства. Открытки / Л.А.Латыгин. М.: Изобразит, искусство, 1989.

67. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов / отв. ред. Ю.М.Забродин, Е.В.Шорохова. — М.: Наука, 1984. 444 с.

68. Лучшева, 3.A. Сказочные птицы старообрядческих лубков / З.А.Лучшева // Живая старина. 1997. - № 4. - С. 13 - 14.

69. Лушников, И.Д. Проблема педагогического управления развитием творческих способностей учащихся // И.Д.Лушников // Стандарты и мониторинг. 2000. - №5. - С. 42-46.

70. Максимов, С.В. Год на Севере / С.В.Максимов. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. 605 с.

71. Малюков, А.Н; Психология переживания и художественное развитие личности / А.Н.Малюков. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1999.-256 с.

72. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М:Матюшкйн. -Mi: Педагогика, 1972; 208 с.

73. Махмутов, М-И;Организация- проблемного обучения в школе: кн. для учителей / М.И.Махмутов. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

74. Медкова, Е. Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства / Е.Медкова // Искусство в школе. 2004. -№4.-С. 63-69.

75. Миловский, A.C. Народные промыслы. Встречи с.самобытными мастерами / А.С.Миловский: М.: Мысль, 1994. - 397 с.

76. Мироненко, М. Палащельская роспись (из коллекции музея) / М.Мироненко. -Архангельск, 2000.

77. Моляко, В.А. Психология творческой деятельности / В.А.Моляко. -1Си-ев:.Знание, 1978.-47 с.

78. Морозов, A.B. Креативная педагогика и психология: учебное пособие /

79. A.В.Морозов, Д.В'-.'Чернилевский. М.: Академический,Проект, 2004. — 560 с.

80. Москвичева-Бёслеева, Л;И. Возрожденное искусство художественной обработки дерева и бересты на Русском Севере. Круг мастеров 1960-1980-хх годов / Л.И.Москвичева-Беслеева//Научнь1е чтения памяти

81. B.М.Василенко: сб. статей. Вып.1. - М., 1997. С. 123 - 127.

82. Назаренкова, Г.Н. Конструирование учебных заданий и дидактических игр: спец. курс: учебное пособие для слушателей; курсов повышения; квалификации учителей / Г.Н.Назаренкова / Рязанский обл. ин-т развития образования.-Рязань, 1998. 98 с.

83. Народные мастера. Традиции и школы / Рос. акад. художеств. НИИ теории и истор. изобразит, искусств / Общая ред. и состав. А.А.Некрасовой. М.: Academia, 2006. - 432 с.

84. Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области) / отв. ред. Т.С.Буторина. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1994. - 81 с.

85. Островский, А.Б. Лев в русском крестьянском искусстве / А.Б.Остров-скищ Д^А.Баранов // Живая старина. 1996. - №3. - С. 21 - 23.

86. Пальмина, Л.Н. Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусствана материале народных росписей по дереву Архангельской области): дис. .канд. пед. наук/ Л.Н.Пальмина. — М., 2004. 361 с.

87. Пандина, Л.В. Ракульская роспись: методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского Севера» / Л.В.Пандина. Архангельск: АО ИППК, 1995.-16 с.

88. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С.Кукушина. Серия «Педагогическое образование». — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.

89. Петровский, A.B. Способности и труд / А.В.Петровский. — М.: Знание, 1966. 80 с.

90. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов / В.И.Петрушин. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2006. — 490 с.

91. Пидкасистый, П.И. Игра как средство активизации учебного процесса / П.И.Пидкасистый, Н. К. Ахметов, Ж. С. Хайдаров. // Советская педагогика. 1985. - №3. - С. 22-25.

92. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И.Пидкасистый. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.

93. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И.Пидкасистый. М.: Педагогика, 1972. -230 с.

94. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К.К.Платонов. М.: Наука, 1982. -310с.

95. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.ГЛро-шевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.-113.- Разина, Т.М. Русское народное творчество / Т.М.Разина. М.: Изобразит, иск., 1970.-255 с.

96. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.

97. Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С.Б.Рождественская. М.: Наука, 1981. - 208 с.

98. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: кн. для учителя / Л.Д.Рондели. М.: Просвещение, 1984. — 144с.

99. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — 608с., ил. Tl. А-М— 1993.

100. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 672с., ил. Т2.-М-Я-1993.

101. Ростовцев, H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н.Ростовцев. М.: АГАР, 2000. - 256 с.

102. Ростовцев, H.H. Учебный рисунок: учеб. пособие для пед. училищ / Н.Н.Ростовцев. — М.: Просвещение, 1976. — 287 с.

103. Ростовцев, H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев. — М.: Просвещение, 1987. — 176 с.

104. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения /

105. B.С.Ротенберг. Л: Наука, 1982. - С. 53-72.

106. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т 2. /

107. C.Л.Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.-328 с.

108. Русские прялки: альбом. / сост. и авт. текста Н.В.Тарановская, Н.В.Мальцев. Л.: Аврора, 1970. - 110 с.

109. Русские прялки. Государственный Русский музей. Альманах. Вып.7. СПб., 2001. - 50 с.

110. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А.Рыбаков. М:: Наука, 1981. - 607с.

111. Савенков^ А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А.И.Савенков. М.: «Ось-89», 2006.-480 с.

112. Салтыков, А.Б. Самое близкое искусство / А.Б.Салтыков. — М.: Просвещение, 1968; 296 с.

113. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К.Селевко. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

114. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н.Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 150 с.

115. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сергей Дмитриевич Смирнов. М:: Издательский центр «Академия», 2005.-400 с. I

116. Современное народное искусство. По материалам выставки«Русские мастера». Альбом. / сост и авт текста Л.И.Беслеева, Л.Ф.Крестья-нинова. Л.: Художник РСФСР, 1975.-216 с.

117. Соколова, М.С. Художественная: роспись по: дереву: технология: народных художественных: промыслов: учёб, пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.С.Соколова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-304с.

118. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву / С.К.Жегалова и др.. М.: Искусство, 1967. - 262 с.

119. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Серия «Школа дизайна» / М.О.Сурина. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003. - 288 с.

120. Суров, М.В. Вологодчина: неизведанная давность / М.В.Суров. -Вологда, 2002. 432 с.

121. Суров, М.В. Вологодчина: невостребованная древность / М.В.Суров. Вологда, 2001. - 432 с.

122. Тарановская, Н.В. Народные графические росписи Севера / Н.В.Тарановская'// Памятники культуры Русского Севера: тезисы докладов и сообщ. к науч. конференции в г. Архангельске «Памятники культуры Русского Севера». М., 1966. - С. 30 - 32.

123. Тарановская, Н.В. Росписи домов русских крестьян в районе среднего течения Северной Двины / Н.В.Тарановская // Этнография народов Восточной Европы: (JL, 1977), ксерокопия. Архангельск, 1994. - С. 74 - 87.

124. Н.В.Тарановская // Народное искусство. Исследования и материалы: сб. статей. / сост. и науч. ред. И.Я.Богуславская. С-Пб.: Государственный Русский Музей, 1995. - С. 7 - 24.

125. Тимофеева, Л.Ф. • Крестьянская роспись мастеров Борка / Л.Ф.Тимофеева. Архангельск: Правда Севера, 2004. - 48 с.I

126. Тимофеева, Л.Ф. Народные росписи Русского Севера: программа творческой мастерской росписи по дереву / Л.Ф.Тимофеева. — Архангельск: Правда Севера, 1998. 33 с.

127. Тимофеева, Л.Ф. Уфтюжская роспись: методическое пособие для преподавателей северной росписи по дереву / Л.Ф.Тимофеева. Архангельск: Правда Севера, 2000. — 61 с.

128. Томилов, С. Кустарничество прялок в селе Покшенгском / С.Томилов // Бюллетень Северо-восточного областного бюро краеведения. Вып.2. Архангельск: Тип. Кооперат. т-ва «Призыв», 1926.

129. Уханова, И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство Северорусских городов кон. XVII — сер. XIX вв.: дис. . докт. ист. наук / И.Н.Уханова. Л., 1985. - 408 с.

130. Уханова, И.Н. Народное и декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII-XIX веков / И.Н.Уханова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 307 с.

131. Учебные программы «Основы народного декоративно-прикладного искусства» Школы народных ремесел г. Архангельска / В.К.Хорева, Т.Б.Знатных, С.Л.Шеметов, Г.С.Аверина. — Архангельск: Март, 2000. 77 с.

132. Фатьянов, Ф. Не как у всех: Повести и рассказы / Ф.Фатьянов. -Архангельск: Архангельский литературный музей, 2003. 336 с.

133. Фруменков, Г.Г. Северный форпост государства Российского / Г.Г.Фруменков // Архангельск 1584 — 1984: Фрагменты истории / сост.

134. Е.Ф.Богданов, Ю.И.Колмаков; науч. ред. Г.Г.Фруменков, А.С.Щукин. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. 333с.

135. Харькин, В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В.Н.Харькин. М.: NB Магистр, 1992'. - 160 с.

136. Хворостов, A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий ДЛИ.: дис. . докт. пед. наук /I

137. А.С.Хворостов. Орел, 1982. - 572 с.

138. Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / A.B.Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

139. Чекалов, А.К. Народная деревянная скульптура Русского Севера / А.К.Чекалов. М.: Искусство, 1974. - 191 с.

140. Чекалов, А.К. Основы понимания ДНИ / А.К.Чекалов. — М.: Изд--во Академии художеств СССР, 1962. 68 с.

141. Шаповалова, Г.Г. Севернорусская легенда об олене / Г.Г.Шаповалова // Фольклор и этнография Русского Севера. Д.: Наука, 1973,-С. 109-223.

142. Шелег, В.А. Крестьянские росписи Севера / В.А.Шелег // Русский Север. Ареалы и культурные традиции: сб. статей / ред.-сост.

143. Т.А.Бернштам, К.В.Чистов. С:Пб.^ Наука: Санкт-Петербург, отд-ние,1992.-С. 127- 147.

144. Шелег, В.А. Новые данные о мезенских росписях / В.А.Шелег // Культура Европейского Севера России: доокт. период: Межвуз. сб. науч тр. / под ред. Ю.С.Васинова. Вологда: Вологод. ГПИ, 1989. - С. 57 -65.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.