Аксиология спорта высших достижений в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Литинская, Елена Александровна

  • Литинская, Елена Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 157
Литинская, Елена Александровна. Аксиология спорта высших достижений в современном обществе: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2013. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Литинская, Елена Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

Глава 1. Этика спорта высших достижений в социально-философском дискурсе

1.1. Категориальный дискурс в социально-философском контексте

спорта

1.2. Спорт высших достижений как социокультурная ценность

1.3. Аксиологическая дихотомия спорта высших достижений

Глава 2. Параметры и концептуальная основа модели

морального измерения в спорте высших достижений

2.1. Параметры гуманистической модели спорта в социально-философском ракурсе

2.2. Концептуальная основа гуманистической модели спорта

высших достижений

Заключение и выводы

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аксиология спорта высших достижений в современном обществе»

Введение

Актуальность темы исследования

Актуальность исследования этической проблематики спорта высших достижений обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, в современных обществах спорт занимает все более заметное место. В сферу спорта вовлекаются огромные массы людей во всем мире. Рост значимости спорта отчетливо проявляется в социальной жизни -политике, экономике, международных отношениях и пр. Важную роль в этом процессе играет спорт высших достижений, социально-философское исследование которого особенно информативно с позиций понимания развития человека как субъекта общественного прогресса. Такая направленность анализа оправдана с точки зрения аргументированных ответов на такие вопросы, как: движется ли человечество к сбалансированному развитию личности или к ее все более узкой специализации? эволюционирует ли цивилизация к укреплению здоровья человека или к его разрушению? и т. п.

Во-вторых, в практиках спорта высших достижений обострились нравственные аспекты, связанные с допинговыми и коррупционными скандалами, массовыми конфликтами вокруг спортивных состязаний, противостоянием клубных фанатов и пр.

В-третьих, совершавшиеся в течение всей многовековой истории спорта попытки ввести в спорт высших достижений нравственные нормы не привели к сколь-нибудь значимым результатам. Наиболее серьезная из этих, относительно недавних попыток - «Кодекс спортивной этики», опубликованный Европейским Союзом в 1992 году. Заметным шагом к формированию мер, предотвращающих дискредитацию спорта, стало вступление в силу во время Олимпиады 2012 года нового этического кодекса главного футбольного органа Европы (УЕФА) - нравственного норматива,

работа над которым велась много лет. Вместе с тем, нельзя не обратить внимания на то, что рекомендации, которые содержит Кодекс, имеют общий характер, и структурировать моральные достижения и моральные нарушения в спорте, опираясь на этот документ, весьма затруднительно.

Соответственно, в-четвертых, для адекватного прогноза вектора социальной эволюции человека и общества возникла потребность выявления характера изменений морали в экстремальных ситуациях, что как раз и имеет место в спорте высших достижений. Это актуализировало необходимость введения в практику спорта высших достижений нормативного морального измерения, т.н. кодексов спортивной этики, которые содержали бы не только умозрительные параметры моральной оценки, но и количественные показатели нравственных коллизий.

Предлагаемый в данной диссертации подход является рассмотрением возможности моральной оценки спорта высших достижений в совокупности ее качественных характеристик и количественных показателей. Практический смысл диссертационного исследования - в разработке социально-философской модели гуманистического варианта развития спорта высших достижений.

Степень научной разработанности проблемы

Первым, и наиболее фундаментальным из философских воззрений, заложивших основы исследования проблематики нравственного поведения человека в экстремальной ситуации, стала аристотелевская «Никомахова этика»1. Аристотель позиционировал правомерную для всего периода развития цивилизации, от античности до настоящего времени, идею

'Аристотель. Никомахова этика / Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т.4. С.53 -295.

антропологизма, в рамках которого утверждается, что мораль представляет собой неотъемлемое качество человека, особенно ясно проявляющееся в ситуации физического и психического напряжения.

Много позже аналогичную концепцию развивали в XVIII веке К. А. Гельвеций, а в XX - Ж. П. Сартр и Э. Фромм".

Мы опускаем рассмотрение эпохи Средневековья, поскольку в этот период истории мораль на евроазиатском континенте базировалась по преимуществу на ценностях христианства и ислама, а сфера спорта была весьма ограничена и имела скорее военно-развлекательный, чем спортивный характер.

Для данной работы значимы и идеи эволюционной этики, выводящей мораль из природы человека как результат биологического развития личности (в той или иной мере к этому умозаключению пришли в своих работах Г. В. Лейбниц, Ж. Ламетри, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П. Кропоткин и

о

И. Мечников) . Например, Г. В. Лейбниц привел ряд исторических и логических аргументов, указывающих на врожденность морального инстинкта. В подтверждение аналогичного вывода И. Мечников соглашался с тезисом о том, что основа нравственности заключается во врожденном чувстве каждого человека.

Отметим далее отечественные подходы в 70-х - 80-х годах XX века к пониманию истоков и природы морали: известный физиолог П. В. Симонов и

2Гелъвеций К.А. Сочинения в 2-х т. Составление и общая редакция X. Н. Момджяна. М.: Мысль, 1974. 688 е.; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии; Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.:Республика, 2004. 639 е.; Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. 238 с.

3См. Лейбниц Г. В. Соч. в 4-х т., М.: Мысль, 1983. Т.2. С. 94; Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1964. 294 с.

авторитетные биологи В. П. Эфроимсон и Б. Л. Астауров в результате одновременно ведущихся параллельных наблюдений в сферах генетики и физиологии подтвердили, что в основе биологической природы человека заложены признаки становящейся нравственности4.

Учтены также супранатуралистические концепты, трактующие мораль как неотъемлемое свойство человека. В интерпретации данного спектра умозаключений мораль представляет собой качество, привнесенное из некоего трансцендентального источника (Гераклит, Платон, Августин, Ф. Аквинский и Т.де Шарден).

Наконец, к ценностному рассмотрению спорта привлечены и социологические концепты, авторы которых считают мораль разновидностью дисциплинарной установки (Т. Гоббс, Д. С. Милль, Э. Дюркгейм, М. Вебер)э.

Интегральным стержнем указанных направлений изучения природы морали, ее истоков и генезиса, собственно, концептуальной медианой множества ракурсов анализа нравственности, стала ее императивность, то есть выражение моралью необходимого целесообразного отношения между

4 Эти взгляды получили бурный отклик. Они многократно обсуждались, в том числе, на круглом столе журнала Вопросы философии (см. №№ 6 и 8 за 1973 г.) и в последующих научных публикациях, например: Архангельский Л. М. Актуальные проблемы марксистской этики // Вопросы философии. 1981. № 1. С. 40.; Кабанис П. Ж. Отношения между физической и нравственной природой человека; Перевод с фр. М.: Красанд, 2011. 448 с.

5 См. например Вебер М. Избранные произведения; Перевод с нем. Ю. Н. Давыдова / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 е.; Дюркгегш Э. О разделении общественного труда; Перевод с фр. А. Б. Гофмана. М., Канон. 1996. 432 с.

людьми в обществе. В русле такого понимания мораль есть вырабатываемый и закрепляемый в социуме механизм взаимодействия между индивидами.

Само понятие «социально-философский анализ спорта» стало появляться в научных работах по спорту высших достижений со второй половины XX века. Осмысление спорта в ракурсе социальной философии осуществлено в исследованиях, проведенных Е. Г. Богатыревым, М. Я. Виленских, В. М. Выдриным, Л. Б. Кофманом, С. А. Скулябиной, Л. Д. Хромцовой. По мере приближения к настоящему времени происходит углубление социально-философской рефлексии спорта6.

Растет число работ, посвященных изучению спорта как социально-ценностной системы (С. И. Гуськов, К. X. Грантынь, А. Г. Дембо, К. В. Динейка, А. В. Котов, М. М. Линец, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеева, В. Н. Платонов, С. Н. Оплавина, Л. Е. Садовский, Н. И. Станкин, В. В. Столбов, В. И. Столяров, Ю. А.Фомин, Б. Н. Юшко)7. Ценность этих исследований в их теоретическом характере. За исключением В. И. Столярова задачу выйти на уровень количественных оценок этических аспектов спорта авторы перед собой не ставили.

6 Быховская И.М. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М.: Смысл, 2010. 640 е.; Быховская И. М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена // Культурологический журнал. 2011. № 1 (3). URL:http://www.cr-journal.ru/us/journals/39.html&;j_ ¡с1=5 (дата обращения: 26.09.2012).

См., например, Гуськов С. К, Платонов В. Н., Липец М. М., Юшко Б. Н. Профессиональный спорт. М: Олимпийская литература, 2000. 391 е.; Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М.: Советский спорт, 2010. 339 е.; Столяров. В. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Физическая культура, 2005.400с.

Вместе с тем, следует отметить, что трактовка морали, принятая в данной работе, в своей основе была намечена Т. Гоббсом и Ж. Ж. Руссо и сформулирована в XX веке в современном варианте Дж. Ролзом8. Трактовка предполагает, что мораль является императивом, более побудительным, чем запретительным: требования ее обращены к сознательному, свободному субъекту, которого надо по преимуществу стимулировать на положительные действия, нежели отвращать от действий отрицательных. Данная расшифровка морали совпадает у И. Канта, Г. В. Гегеля и Р. Хэара9.

В работе учтена также концепция, в соответствии с которой исполнение моральных требований прямо зависит от человека, испытывающего нравственную коллизию (О. Дробницкий, Дж. Мур, 3. Бауман)10. В нашем случае за претворение нравственных норм в реальный поступок, как правило, отвечает, прежде всего, спортсмен.

Упомянутые выше научные позиции интегрированы, поскольку, являясь в рамках системного подхода различными «ракурсами» общей картины, они взаимодополнительны.

Из современных зарубежных исследований отмечена как наиболее значительная работа М. Хаузера. Этот автор пришел к выводу о реальном существовании врожденных свойств, данных человеку изначально в виде готовых элементов (своего рода «кирпичиков», как пишет М. Хаузер), из

Ролз Дж. Право народов (лекция) // Вопросы философии. 2006. № 9. С. 79-105.

9 Хэар Р. Как же решать моральные вопросы рационально? // Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995. С. 9-21.

10 См. Дробницкий О. Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. 388 е.; МурДэ/с. Мур Д. Принципы этики; Перевод с англ. Л. В. Коноваловой М.: Прогресс, 1984. 327 с.

которых «состоит» нравственность11. Наконец, принята во внимание работа

А. Макинтайра, отрицающая, на основании анализа истории этики и ее

12

современного состояния существование морали в настоящее время .

Соответственно, диапазон научной разработанности социально-философских проблем спорта и самих нравственных ценностей спорта простирается от утверждения морали, имманентной человеку и воплощаемой (или преодолеваемой) в спорте, до тотального ее отрицания.

К настоящему времени определились основные направления исследований. В частности:

•работы, содержательная часть которых акцентирована на осмыслении концепций спорта высших достижений отечественных и зарубежных авторов;

•анализ и обобщение практической составляющей ценностных аспектов спорта высших достижений;

•социально-философская интерпретация конкретных социологических опросов по проблематике моральных измерений профессионального спорта, проведенных в нашей стране и за рубежом;

•конструирование гуманистических моделей спорта высших достижений.

Мы сосредоточились на последнем направлении работы, ставя задачей социально-философское обоснование такой модели спорта высших

Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла; Перевод с англ. Т. Марютиной. М.:

Дрофа, 2008. С. 349-359.

12

См. Макинтайр А. После добродетели. Исследования теории морали; Перевод с англ. В. В. Целищева М., Екатеринбург: Акад. проект: Деловая книга, 2000. 384 с.

достижений, в рамках которой стало бы возможным формирование атлета как высоконравственной личности.

Объектом исследования выступает спорт высших достижений.

Предметом исследования является нравственная компонента практик спорта.

Цель работы и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования - концептуализировать моральное измерение спорта высших достижений и построить его гуманистическую модель. Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:

1. определить функции спорта высших достижений в социально-философском ракурсе;

2. проанализировать моральные нормы спортивных практик и наметить отсутствующие ныне варианты объективного контроля этических нарушений в отечественном спорте высших достижений;

3. выявить границы применения измерений морали в спорте высших достижений;

4. разработать шкалу измерений нравственности в спорте и построить на ее основе гуманистическую модель спорта высших достижений;

5. определить ожидаемые результаты введения в спорт шкал нравственности для спортсмена и для общества в целом.

Гипотеза исследования: нравственные ценности, имеющие место в спорте высших достижений, можно структурировать и измерить. Имея в виду эту гипотезу, мы вводим понятие «моральное измерение», вполне осознавая

его относительность. Поскольку, если идет речь о гуманитарной субстанции, количественный подход к ней возможен в ограниченных рамках. Учитывая это, подчеркнем, что моральное измерение понимается нами как научная метафора, удобная для социально-философского анализа ценностей не менее, чем, например, для современного этапа познания Вселенной удобны понятия «черные дыры» и «кротовые норы». Понимаемое как рабочий инструмент понятие «моральное измерение» дает возможность структурировать исследуемый объект, в данном случае, спорт высших достижений, в контексте его социокультурных взаимосвязей. Это позволит выработать модель спорта, совмещающего в себе ориентацию на высокие спортивные достижения с установкой на гуманистические ценности.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Социально-философская специфика спорта предполагает для решения анализируемых проблем историко-логический, диалектический и структурно-функциональный методы, системный и компаративный подходы.

Историко-логический метод позволил рассмотреть эволюцию морали спорта высших достижений в европейской культуре. Диалектический подход дал возможность определить место спортивной морали в общественной атмосфере России. Компаративистика предоставила основания для сравнительного анализа теоретических попыток гуманизировать спорт высших достижений, предпринятых в различное время в странах Европы и в США. Системный и структурно-функциональный подходы сделали возможным построение модели спорта высших достижений, в какой-то мере смягчающей характерные для него антиномии.

Помимо этого, в работе реализовались принципы объективности, всесторонности, всеобщей связи и развития. Использовались функциональный и логический анализ и синтез. К объекту и предмету

исследования был применен социально-философский понятийный аппарат, в целом, и аксиологический, в частности.

Научная новизна исследования:

1. Систематизированы аксиологические характеристики спорта высших достижений в их отличии от массового спорта. Спорт высших достижений представляет собой эксперимент с человеческими физическими, эмоциональными и духовными возможностями, идущий на пределе этих возможностей и качеств человека как вида. Это отличает спорт высших достижений от спорта «для всех», где эксперимент также может иметь место, но только на уровне человека как индивида, выступающего за самого себя и за свою команду. Показано, как установка спорта высших достижений на победу любой ценой диктует заинтересованным лицам и социальным группам нередко ускользающую от норм спортивной этики нравственную вседозволенность, принципиально отличающую профессиональный спорт от массового.

2. Проявлена и интерпретирована дуальная природа спорта, задающая конфликтные отношения в сфере спортивной морали. Сформирован кластер дихотомий спортивной этики, в частности: массовый спорт - спорт высших достижений; общечеловеческая этика -профессиональная этика; мораль сохранения лица (официальная) - мораль успеха (тайная); формальная честная игра - неформальная честная игра; игра - серьезный бизнес; национальный престиж - здоровье спортсмена; спорт -инструмент ослабления международных конфликтов - спорт ложный фетиш, идеологическая иллюзия, политический романтизм; спорт высших достижений ведет к развитию личности - спорт ведет к деградации личности, двигательная специализация - эмоционально-духовная универсальность и др.

3. Обоснована возможность моральных измерений в спорте. Уточнено, что именно в ареале нравственности подлежит измерению. Аргументирован количественный подход.

4. Сформулированы рекомендации этической направленности для организационно-педагогической и научной деятельности в структурах подготовки спортсменов международного класса.

5. Предложен определенный конкретный подход к формированию гуманистической модели спорта высших достижений, которая может стать нравственной основой стратегии развития спорта в России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Системный социально-философский анализ эволюции моральных ценностей спорта высших достижений позволяет установить этические «акценты» (нравственные доминанты), определявшие различные исторические эпохи.

2. В русле исторической эволюции нравственных установок спорта высших достижений масштабы коммерческих интересов спортивных деятелей превысили значимость ценностей социального престижа.

3. Преодоление ценностного конфликта между ростом спортивных результатов и прогрессом спортивной этики зависит от решения проблемы приоритетов в общенациональной стратегии развития спорта высших достижений, от легитимного выбора между политическими, коммерческими и социальными целями, структуризации, иерархизации и интеграции результатов этого выбора и его практического воплощения государством в спортивной деятельности.

4. Показатели спортивной деятельности дают возможность количественной и качественной оценки этой деятельности с нравственных позиций. Будучи структурирована, такая оценка может явиться основой ценностной модели спорта высших достижений.

5. Спорту высших достижений свойственна антиномичность этических ценностей, которая позволяет сформировать современную научно-практическую модель спорта, выявляющего предельные видовые возможности человека и, вместе с тем, соответствующего принципам Fair Play.

Теоретическая и практическая значимость работы

1. Теоретическая значимость работы состоит в предложенной автором методологии измерения духовных ценностей в спорте высших достижений. Данная шкала измерений - логическая и методологическая основа формирования модели спорта высших достижений, несущего гуманистические ценности.

2. Практическая значимость работы определяется тем, что сделана попытка количественного измерения элементов морально-нравственного поведения индивида в спорте высших достижений, чего не было в ранее предшествующих подходах к гуманизации современного спорта. Это дает возможность оценить спортсмена как личность (а не только как профессионала), культивируя образ спортсмена в качестве образца для подражания.

3. Конкретный учет морального аспекта поведения спортсменов на соревнованиях уровня первенства страны, континента, мира и Олимпийских игр и крупнейших международных турниров послужит борьбе со спекулятивной политизацией спорта, безудержной коммерциализацией и беспредельной коррупцией. При становлении гражданского общества учет моральных факторов в спорте высших достижений сыграет положительную роль в воспитании общественного сознания.

4. Результаты исследования при их учете субъектами спорта высших достижений окажут корректирующее влияние на спортивную практику. Они могут повлиять - через ценности спорта высших достижений

- на нравственную атмосферу в социуме. Могут быть востребованы при поиске аксиологических ориентиров для международных спортивных взаимосвязей, для разработки долгосрочной глобальной и национальной спортивной стратегии XXI века.

5. Логика и результаты работы применимы в различных формах дискурса, например, о будущем спорта высших достижений, в курсах этики в учебных заведениях спортивной ориентации, в учебном процессе и учебной литературе, в частности, как факультативный курс «Этика спорта высших достижений» и, в целом, в педагогической деятельности, в процессе подготовки спортсменов и спортивных деятелей.

Апробация работы

Основные теоретические положения диссертации излагались автором в форме сообщения «Большой спорт» в эпоху глобализации» в Материалах международной научной конференции «Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов» (Дубна, 2010); в докладе «Спартианство как моральная шкала «Большого спорта» на Первой Спартианской международной конференции: «Проекты, программы и технологии интеграции спорта с искусством» (Москва, 2011); в докладе «О субкультуре спортивных фанатов и объективированном образе для молодежи» на Всероссийской молодежной конференции «Молодежь XXI века - будущее российской науки» (Москва 2012); в учебном процессе ГАОУ СПО Технологический колледж № 28 во взаимодействии со студенческой аудиторией.

Положения диссертационного исследования нашли отражение в семи научных работах, три из которых - в рецензируемых изданиях из списка ВАК.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Литинская, Елена Александровна

Заключение и выводы

Процесс развития российского общества может быть объемно понят в результате анализа социальной действительности в том ее фрагменте, где физический, эмоциональный и духовный потенциал личности находится на пределе антропологических возможностей человека. Одну из таких сфер составляет сочетание спорта высших достижений, олимпийского и профессионального спорта. Атлеты, делом жизни которых стал спорт высших достижений, ставшие спортсменами международного класса, по существу являются участниками многоуровневого социального и экзистенциального эксперимента на самих себе. В диссертации мы привели ряд примеров современной отечественной спортивной деятельности, в которой в экстремальной ситуации испытывается ценностная основа атлета.

Следующим шагом стала постановка проблемы формирования морали в спорте высших достижений, более объемная, чем в принятой в нашей стране как норма спортивной этики. Этика спорта, обращаясь к общеизвестным гуманистическим установкам, адаптирует их к определенным нравственно уязвимым ситуациям, к неэтичному поведению атлетов в конкретных видах спорта, и этим ценна. Однако весьма значимое для общества множество нравственных коллизий, происходящих в спорте высших достижений, оказалось за пределами отечественной спортивной этики. Это - требующие внимания и, возможно, поощрения положительные благородные поступки выдающихся спортсменов.

Анализ предлагаемого нами расширенного спектра нравственных ценностей спорта высших достижений привел к выявлению в нем определенных нравственных антиномий и к их концептуализации, что, в свою очередь, позволило обосновать возможности моральных измерений в спорте. Осознавая проблематичность и, в известном смысле, даже опасность количественного подхода к гуманитарным ценностям, мы выявили применительно к спорту высших достижений актуальную необходимость и принципиальные возможности учета и структурирования позитивной нравственной стороны спортивной деятельности.

Исходя из этого, основными итогами работы стали концепция морального измерения спорта высших достижений и его модель, в рамках которой представлены и структурированы и нарушения атлетами спортивной и(ли) общечеловеческой этики, и нравственно высокие поступки, совершенные спортсменами во время и вне международных соревнований. Анализируемые за определенное время спортивной деятельности параллельные профессиональным достижениям атлета сопровождающие его деятельность проявления его индивидуальных этических установок предложено интегрировать с итоговыми личными показателями выступлений в общую картину, дающую возможность представить атлета во всем его многообразии. Выявленный суммарный спортивный и моральный потенциал личности атлета дает возможность в полном объеме оценить значимость данного спортсмена в решении стратегической социальной задачи физического и нравственного оздоровления гражданского общества и в достижении практической цели - учета, контроля и предупреждения нарушений атлетами спортивной и(ли) общечеловеческой этики; спорт высших достижений при этом позиционирует себя как явление, позволяющее расширить пределы не только физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека, но как лаборатория морально-нравственных испытаний и как стимул положительного, гуманистического, развития социального ценностного паттерна.

В русле движения к обозначенным итогам работы:

• рассмотрены имеющиеся в современной науке определения спорта и даны его типы; согласно предложенной типологии есть массовый спорт («спорт для всех»), спорт высших достижений (частью которого является олимпийский спорт) и профессиональный (коммерческий) спорт; выявлены социально-философские и аксиологические отличия спорта высших достижений от массового, производные от того, что «спорт для всех» целенаправлен на оздоровление максимума граждан и не претендует на выход к пределам видовых человеческих возможностей; определены ценностные отличия спорта высших достижений от массового «спорта для всех»;

• представлены социально-философские исследования, показывающие эволюцию этики спорта высших достижений;

• установлены основные ценностные кластеры спорта в целом (спорт как игра, спорт как возможность достичь максимального эффекта двигательных действий и спорт как социальный феномен, особым образом сочетающий на уровне индивидов и команд сотрудничество и соперничество; отмечены современные базовые принципы спорта высших достижений: имея в своей основе формулу «победа любой ценой», спорт высших достижений противопоставляет профессиональный успех личности ее нравственной безупречности, отдавая пальму первенства эффективности действий атлета;

• охарактеризована этическая неоднозначность спорта высших достижений, последний присваивает имидж средства физического и эмоционально-душевного оздоровления нации и декларирует сплочение вокруг патриотических установок; моральные ценности, при этом, представляют традиционные патриархальные этические ориентации, определенной нравственной основой которых является Fair play, а фундаментом легитимации Code of Sport Ethics и множество российских и зарубежных работ (ряд наиболее значимых исследований приведены и\ли цитированы).

• вместе с тем, раскрыта ценностная антиномичность спорта высших достижений - то, что в данной сфере доминирует негласная установка: «состязайся честно, но если ради победы необходимо пойти на обман, не дай себя уличить»; рассмотрены морально-нравственные и этические противоречия в спорте высших достижений; тем самым, раскрыта амбивалентность спорта как социокультурной ценности.

• позиционирована главная онтологическая особенность спорта высших достижений, состоящая в том, что ему имманентен эксперимент с человеческими физическими, эмоциональными и духовными возможностями, идущий на пределе соответствующих качеств человека как вида; суммирована социокультурная значимость спорта высших достижений;

• концептуализованы мотивы занятий спортом высших достижений; высказано предположение, согласно которому в спорте высших достижений есть нравственные ценности, которые можно структурировать и измерить; обоснована принципиальная возможность моральных измерений в спорте, уточнено, что именно в спортивной этике подлежит измерению; приведены аргументы, необходимые для формирования модели спорта высших достижений, защищающего социум от разрушения гуманистических ценностей; акцентирована специфика спорта высших достижений, - то, что физически и эмоционально, нравственно и интеллектуально он может оздоравливать человека, пока субъект спорта не детерминирован установкой на победу любой ценой; когда установка на победу любой ценой не является доминантой, спорт, если и подчиняет себе общественные и индивидуальные, ментальные и духовные, здоровьесберегающие и нравственно-охранительные установки, то, по-видимому, это происходит не в ущерб гуманистической морали;

• проанализированы возможности и пределы моральных измерений спорта высших достижений;

• обозначены основные препятствия на пути к формированию и реализации гуманистической модели спорта;

• наиболее сложной в социально-философской проблематике спорта высших достижений является духовная (этическая) проблема целей и средств достижения целей, здесь в результате данной работы мы усматриваем возможность формирования иерархии ценностей в сознании спортсмена, в которой этические установки для индивида будут, по меньшей мере, сопоставимы по значимости с ценностями престижа, с карьерными и материальными прагматическими установками.

• установлены параметры и критерии гуманистической модели спорта высших достижений в социально-философском ракурсе;

• предложена модель спорта высших достижений с включенными в нее структуральными измерениями моральных составляющих спорта;

• определены перспективные тренды повышения уровня спортивной этики без ущерба для роста спортивных результатов;

• сформирована структура практических рекомендаций к моральным измерениям спорта высших достижений.

В итоге социально-философской концептуализации морального измерения спорта высших достижений работа дает возможность ясно понять и, осознав, очевидно ослабить противоречие, сложившееся между коммерческими и гуманистическими установками, действующими сегодня разрушительно на здоровье спортсмена и на идеологию олимпизма как «честной игры».

Теоретические выводы исследования при их учете субъектами спорта высших достижений могут оказать уточняющее и корректирующее влияние на спортивную практику. В качестве аргументированной попытки углубления философии спорта итоги работы могут быть использованы в целях оптимизации спортивной стратегии России.

Результаты, полученные в исследовании, могут быть реализованы в учебно-тренировочном и в соревновательном периоде в целях гармонизации спортивной деятельности, а также для обеспечения и повышения физического, эмоционального и духовного здоровья спортсменов.

Данное понимание спорта высших достижений может быть использовано при формировании с помощью ценностей спорта высших достижений нравственной атмосферы в социуме. Выводы работы могут послужить методологическими ориентирами прогностических моделей спорта высших достижений в его гуманистическом варианте.

Материалы диссертационного исследования могут быть применены в педагогической деятельности (социально-философской и аксиологической направленности) при подготовке лекций, семинаров и спецкурсов в вузах, готовящих кадры спортсменов и спортивных деятелей.

Методологические подходы, предложенные в диссертации, могут послужить аксиологическими ориентирами при построении теоретических моделей международных спортивных взаимосвязей, разработке долгосрочной глобальной и национальной спортивной стратегии XXI века.

Предлагаемая логика и результаты работы применимы в аксиологии в различных формах дискурса, например, о будущем спорта высших достижений, в курсах этики в учебных заведениях спортивной ориентации, в учебном процессе и учебной литературе, в частности, как факультативный курс «Этика спорта высших достижений, а также в соответствующих профильных научно-исследовательских центрах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Литинская, Елена Александровна, 2013 год

Библиография

1. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.93. №4868-1, ст.21. URL: http://www. zakonprost.ru/content/base/2120. (дата обращения 12.10.11).

2. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999r.URL: http://minstm.gov.ru/documents/89.shtml/xPages/ item.l l.html. (дата обращения 27.06.2011).

3. Адорно Т. Проблемы философии морали; Перевод с нем. М. JI. Хорькова. М.: Республика, 2000. 238 с.

4. Айрапетянц 77. Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности: автореф. дисс. ...д. пед. н. (13.00.00) М. 1992.41 с.

5. Арабкин Е. МОК история грехопадения. URL: http: //www.bolshoi sport.ru/articles/mok-istoriya-grehopadeniya 4.2 (дата обращения 20.02.2009).

6. Аристова Л. В. Совершенствование системы управления развитие физической культуры и спорта в России: автореф. дисс. ... к. э. н. (08.00.05) М. 2000. 146 с.

7. Аристотель. Никомахова этика / Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т.4. С.53 -295.

8. Артюхова Т. Олимпиада -2002. Отказ дня / Московский комсомолец №22918 от 11.02.2002.

9. Архангельский Л. М. Актуальные проблемы марксистской этики // Вопросы философии. 1981. № 1. С. 39-50.

10. Астауров Б. Л. Homo sapiens et humanis - Человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности // Новый мир. 1971. № 10. С. 214-224.

11. Астраханцев Е. Скользкая правда / Аргументы и факты. № 7 (1112) от 13.02.2002.

12. Абсалямов Т.М. Спорт высших достижений как один из путей изучения предельных возможностей человеческого организма // Олимпийское движение и социальные процессы. Матер. VII Всеросс. научно-практич. конф. Краснодар. 1996. Часть I С. 32-37.

13. Беляпетдинов Р. Р. Дивный новый спорт URL:http://vivovoco.rsl.ru/ VV/PAPERS/MEN/QUASIMODO.HTM (дата обращения 25.11.10)

14. Биндер Д. Честная игра в спорте - идеал и реальность. Teaching Fair play in schools / A model for sueccesfool pedagogy / Сокращенный перевод с англ. Столярова В. И. // Спорт, духовные ценности, культура. М. 1997. Вып. 2. С. 110-114.

15. Быховская И. М. Идея гармонии как ценность олимпизма // Межвузовский сб. научн. материалов, посвященный 90-летию первого выступления российских спортсменов на Олимпийских играх. Воронеж. 1998. С. 6-13.

16. Быховская И М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 208 с.

17. Быховская И. М. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М.: Смысл, 2010. 640 с.

18. Быховская И. М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена // Культурологический журнал 2011. № 1 (3). URL:http:// www.cr-journal.ru/rus/journals/39.html&;j_id=5 (дата обращения: 26.09.2012).

19. Борейко В. Е. Как измерить экологическую мораль? Гуманитарный экологический журнал 2008. №2. URL: http://ecoethics.ru/old/m2.08/ (дата обращения 10.04.13)

20. Вайцеховская Е. Закрыто! Ключи у Хабибулина / Спорт-Экспресс от 22.02.2002.

21. Вебер М. Избранные произведения; Перевод с нем. Ю. Н. Давыдова / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

22. Веблен Т. Теория праздного класса; Перевод с англ. С.Г.Сорокиной. М.: Прогресс. Редакция литературы по экономике, 1984. 367 с.

23. Визитей Н. Н. Социально-культурная специфика спорта и его возможности выступать в качестве средства укрепления мира и дружбы между народами // Спорт и перестройка: сб. науч. тр. по матер. Всесоюзной научно-практической конференции «Государство, спорт и мир», Москва 20-22 апреля 1988 г. С. 186-199.

24. Виноградов П. А., Столов И. И., Душанин А. П. Физическая культура и спорт в России в преддверии XXI века (проблемы и опыт). Москва-Красноярск. 1999. 290 с.

25. Винокуров О. А. Индустрия второго дыхания // Отечественные записки. 2006. № 6 (32). С. 46-48.

26. Выдрин В. М. Культура, физическая культура, спорт // Спорт в современном обществе. М.: ФиС, 1980. С.3-45.

27. Гельвеций К.А. Сочинения. В 2-х т. Составление и общая редакция X. Н. Момджяна. М.: Мысль, 1974. 688с.

28. Гостев Р. Г., Гуськов С.И. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы // Физическая культура и спорт в Российской Федерации: Сб. науч. ст. М.: ВНИИФК, 2000. С. 14-38.

29. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности М.: МГУ, 1974. 157 с.

30. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 589с.

31. Гуськов С. И. Профессиональный спорт и российская действительность / В сб. научных статей: Физическая культура и

спорт в Российской Федерации. М.: «Импульс-Принт», 2000. С.66-85.

32. Гуськов С. И. Любитель или профессионал? М.: Знание, 1987. 94 с.

33. Гуськов С. И., Гуськов С. С. Телевидение и спорт. М.: Полиграф сервис, 2000. 334 с.

34. Гуськов С. И., Платонов В. Н., Линец М. М., Юшко Б. Н. Профессиональный спорт. М: Олимпийская литература, 2000. 391 с.

35. Даугс Р., Эмрих Э., Игель X. Дети и молодежь в спорте высших достижений (данные немецких ученых) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 1. С.41-45.

36. Дмитриев С. В. XXI век: диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях деятельности // Теория и практика физической культуры. 2000. № 7. С. 2-7.

37. Дмитриев С. В., Мулин В. М. Форма и содержание двигательных действий спортсмена. Горький, 1998. С. 30-32.

38. Добрынина В. И., Смоленцев Ю. Л. Беседы по марксистско-ленинской этике. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1980. 240 с.

39. Дробницкий О. Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. 388 с.

40. Дубин Б. В. Спорт, культ и культура тела в современном обществе в кн. Интеллектуальные группы и символические формы: очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. 352 с.

41. Дюркгегш Э. О разделении общественного труда; Перевод с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. 432 с.

42' Егоров А. Г, Захаров М. А. Фэйр Плэй в современном спорте: учеб. пособие. Смоленск. 2006. 186 с.

43. Ермак Н. Р. Единство и многофункциональность спорта. Дисс. ... к. пед. н. (13.00.04) Малаховка, 1999. 142 с.

44. Ефимов В.Т. Этика и моралеведение // Вопросы философии. 1982. №2. С. 67-94.

45. Жемилъски А. Скептический взгляд на спорт // Спорт и образ жизни: Сб. статей / Состав. В. И. Столяров, 3. Кравчек. М.: ФиС, 1979. С. 101-112.

46. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. Деятельность и состояния: Учебн. Пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1980. 199 с.

47. Исаев А. А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. М.: ФиС, 1998. 236 с.

48. Кабанис П. Ж. Отношения между физической и нравственной природой человека; Перевод с фр. М.: Красанд, 2011. 456 с.

49. Канке В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. 352 с.

50. Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Сочинения на немецком и русском языках: в 4-х т. М.: Московский философский фонд, 1997. Т. 3. 784 с

51. Карелин А. А. Социологическая концепция спорта и политики // Актуальные проблемы новой России: Сб. М. 2000. С. 25.

52. Карманов М. В. Методология статистического исследования и прогнозирования развития физической культуры и спорта. Дисс. ... д. э. н. (08.00.11) М., 1999.344с.

53. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.

54. Королев И. В. Европейское движение Фэйр Плэй и его роль в повышении духовно-нравственной ценности спорта. Дисс. ... к. пед. н. (13.00.04) М. 2005.211 с.

55. Кубертен П. Олимпийские мемуары; Пер. с фр. В. Акимов. М.: Рид Групп, 2011. 176 с.

56. Кузнецов А. Новые технологии в современном спорте // Отечественные записки. 2006. № 6 (32). С. 194-211.

57. Куликов Л. М., Рыбаков В. В., Великая Е. А. Спортивная тренировка: управление, системность, адаптация, здоровье // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7. С. 26-30.

58. Курило С. И. Философские основы теории и практики международного спорта. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 250 с.

59. Куринной И. И. Игры, угодные богам. Древние и современные мифы олимпийских игр. М.: ACT Астрель, 2010. 320 с.

60. Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1983. 686с.

61. Ленк X. Задачи философии спорта: между гласностью и антропологией / Гуманистическая теория и практика спорта. М.: Рос гос. акад. физ. культуры, Гуманит. центр «СпАрт»., 1999. Вып. 1: Международный спорт и олимпийское движение с позиций гуманизма. С. 177-194.

62. Ленк X. Этика спорта как культура честной игры. Честные соревнования и структурная дилемма // Неприкосновенный запас. 2004. № 3 (35). С. 88-94.

63. Литинская Е. А. К проблеме количественного учета этики поведения индивида в спорте высших достижений // теория и практика физической культуры и спорта. 2012. № 3. С. 96-101.

64. Литинская Е. А. Допинг в спорте: социально-философский аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия, социология и социальные технологии. 2011. № 3 (15). С. 186-191.

65. Литинская Е. А. Этический потенциал спартианства // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 5. С. 25-27.

66. Литинская Е. А. Спартианство как принципиальная возможность гуманизации «Большого спорта» // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. С. 62-64.

67. Латинская Е. А. «Большой спорт» в эпоху глобализации // Материалы международной научной конференции «Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов», г. Дубна, 17 апреля 2010 г. / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - Дубна: Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна», 2010. С. 181-185.

68. Литинская Е. А. К вопросу учета этики поведения индивида в спорте высших достижений: тезисы и доклады // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30.06.2012); В 3-х т. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, 2012. Т. II. С. 446.

69. Литинская Е. А. О субкультуре спортивных фонатов и объективированном образце для молодежи // Молодежь XXI века -будущее российской науки: Материалы Всероссийской молодежной конференции / Под ред. Н. Г. Багдасарьян, Е. А. Гаврилиной. М.: ВНИИгеосистем, 2012. С. 160-166.

70. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. №4. С. 11-13.

71. Лубышева Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 151 с.

72. Майер X. Олимпийские игры как модель современного мира // Межд. спорт, движение. М.: ЦООНТИ-ФиС, 1984. Вып. 19. С. 13-22.

73. Макинтайр А. После добродетели. Исследования теории морали; Перевод с англ. В. В. Целищева. М., Екатеринбург: Акад. проект: Деловая книга, 2000. 384 с.

74. Маликоян М. Операция «Вавилон» / Завтра, № 18 (702) от 02.05.2007.

75. Манифест о спорте (подготовленный СИЕПС в сотрудничестве с ЮНЕСКО после консультаций с правительствами). М. 1971. 35 с.

76. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1997.280 с.

77. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М.: Советский спорт, 2010. 339 с.

78. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1964. 294 с.

79. Михайлов В. В. Тоталитарное государство и его социокультурная политика в области физической культуры: автореф. дисс. к. ф. н. (09.00.11.) М. 2000. 20 с.

80. Михайлов В. В. Спорт в мире культуры (по взглядам X. Ортеги-и-Гассета и И. Хейзинги) // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 1998. С. 111-114.

81. Морган У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. 2006. №3 (вып. 56). С. 147-159

82. Мур Д. Принципы этики; Перевод с англ. Л. В. Коноваловой. М.: Прогресс, 1984. 327 с.

83. Мяконъков В. Б. Отношение спортивных специалистов к предпринимательской деятельности в спорте: (опыт социально-психологического исследования): автореф. дисс. ... к. психол. н. (19.00.05) СПб., 1996.21 с.

84. Нищие Ф. К генеалогии морали / Соч. в 2-х т. М. 1990. Т.2. 829 с.

85. Новоскольцев В. А. Этюды о Кубертене. М.: ФиС, 1964. 84 с.

86. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М.: ФиС, 1970. 479 с.

87. Ортега-и-Гассет X. О спортивно-праздничном чувстве жизни // Философские науки. 1991. № 12. С. 137-152.

88. О морально-этических основах современной цивилизации. Проект «Морально-этическое измерение мировой политики». Руководитель проекта - академик РАН А. А. Кокошин. М.: ЛЕНАНД, 2006. 80 с.

89. Паначев В. Д. Спорт как социальный институт в развитии личности. Дисс. ... к. социол. наук. (22.00.04) Пермь. 2000. 213с.

90. Переверзин И. И., Суслов Ф. П. О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов // Теория и практика физической культуры. 2002. № 5. С. 26-30.

91. Пылоян Р. А., Суханов А. Д. Модель раздельного управления спортом для всех и спортом высших результатов // Теория и практика физической культуры. 1999. № 12. С.26-42.

92. Пономарев Н. И. Феномен игры и спорт // Теория и практика физической культуры. 1972. №8.С. 4-7.

93. Починкин А. В. Генезис профессионального спорта // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. М.: Современные тетради, 2005. С. 608-609.

94. Починкин, А. В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. М.: Советский спорт, 2006. 216с.

95. Прохоров М. Б. Спорт и бизнес в России URL: http://www.sportmanagement.ru/articles.рЬр?1с!=2770.9+*/5эхэхэ5 (дата обращения 22.05.2008.)

96. Пуни А. Ц. О некоторых фундаментальных проблемах плана НИР в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1985. № 6. С. 10-13.

97. Родиченко В. С. Олимпийская идея для России. М.: Советский спорт, 1998. 152 с.

98. Родиченко В. С. Западный вирус: что угрожает международному спорту. М.: ФиС, 1988. 143 с.

99. Рожков П. А. Новые аспекты и подходы в развитии физической культуры и спорта в России // Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Сб. статей. М.: Ипульс-Принт, 2000. Вып.1. С.3-13

100. Рожков П. А. От великой спортивной державы - к здоровой России // Теория и практика физической культуры. 2001. №1. С. 1-7.

101. Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск.: Изд-во НГУ, 1995. 535 с.

102. Ролз Д. Право народов (лекция) // Вопросы философии. 2006. № 9. С. 79-105.

103. Сараф М. Я. Профессионализация спорта и спортивная этика. Тренер-журнал в журнале Теория и практика физической культуры. 2001. №7. С. 32-33.

104. Сараф М. Я. Принципы «Фэйр плей». Спорт. Воспитание (Обзор) // Спорт-духовные ценности-культура. М., 1997. Вып.6. С. 279-283.

105. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии; Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2004. 639 с.

106. Сейфулла Р. Д., Орджоникидзе 3. Г., Рожкова Е. А. Морально-этические, правовые и медицинские аспекты внедрения биологически активных веществ в спорт высших достижений // Теория и практика физической культуры. 2008. № 1. С. 38-58.

107. Симонов П. В. Искрящие контакты // Новый мир. 1971. № 9. С. 188-205

108. Современный спорт - соревнования химиков или борьба фармацевтов. (По материалам социологических опросов, проведенных 26.02.2006 социологами исследовательского центра портала «СуперДжоб») URL: www.superjob.ru. (дата обращения 26.02.2006.)

109. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / Соч. в 2-х томах. М.: Мысль, 1988. Т.1. 892 с.

110. Спектор Р. И. Психологические особенности высших спортивных достижений. Дисс.... к. психол. н. (19.00.00.) М., 1987. С. 31-38.

111. Спорт и перестройка //Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Государство, спорт и мир». М., 1988. 199 с.

112. Спартианская библиотека. Выпуск 1. Спартианское движение -детище России и международное достояние: Сб. / Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова. М.: Центр культуры здоровья и спартианского воспитания РГУФК, AHO «Центр развития спартианской культуры», 2005. 194 с.

113. Столяров В. И, Стань спартианцем - участником нового движения «СПАРТ» (новая социальная развлекательно-игровая программа). -М.: AHO «Центр развития спартианской культуры»; Центр культуры здоровья и спартианского воспитания РГУФК, 2005. 50 с.

114. Столяров В. И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 3: сб. ст. М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1998. С. 54-263.

115.Столяров В. И. Спартианские игры - новая гуманистическая ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. М. 1998. Вып. 4. С. 54-279.

116. Столяров В. И. «Спартианская» программа гуманизации спорта высших достижений // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, часть II): Сб. М.: РАО, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, Смоленская олимпийская академия. 1997. с. 9-79.

117.Столяров. В. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Физическая культура, 2005.400с.

11 Столяров В.И., Курило С.И. Международный спорт с позиций гуманистической теории спорта // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. I. Международный спорт и олимпийское движение с позиций гуманизма: Сб. М.: Гуманит. Центр «СпАрт» РГАФК, 2000. С. 16-176.

119. Столяров В. И., Сагалаков Д. А. Роль спорта и спартианской модели игрового соперничества в формировании и развитии культуры мира // Спорт. Спартианское движение. Культура мира: сборник / сост. и ред. В. И. Столяров, Е. В. Стопникова // Библиотека Спартианского Гуманистического Центра М.: Физическая культура, 2007. С. 20-221

120. Спорт, духовные ценности, культура: сб. / Сост. и ред. В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: РАО, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997-1998. Вып. 1-9.

121. Теория спорта / Под общ. ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища школа, 1987. 424 с.

122. Тоныиев А. В. Единоборства. Праксиология и этика // Теория и практика физической культуры. 2000. № 10. С. 54.

123. Философия и социология спорта в XXI веке. (По материалам круглого стола журнала Теория и практика физической культуры совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК, 29.03.2000) // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6. С. 46-55.

124. Фомин Ю. А. Спорт высших достижений: состояние, актуальные проблемы и перспективы развития (социологический анализ): автореф: дисс. ... д. социолог, н. (22.00.00) 1993. 25 с.

125. Фомин Ю. А. Влияние российского спорта на формирование личности // Социологические исследования. 2008. №10. С. 143-146.

126. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс. 1986. 238 с.

127. Хэар Р. Как же решать моральные вопросы рационально? // Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995. С. 9-21.

128. Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла; Перевод с англ. Т. М. Марютиной. М.: Дрофа, 2008. С. 349-359.

129. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня; Перевод с нидерл. Д. В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

130. Шааф Ф. Спортивный маркетинг; Перевод с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 457 с.

131. Шаболтас А. В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте. Дисс. ... к. психол. н. (19.00.03) СПБ., 1998. 184 с.

132. Швец Г. Скрепка оружие журналиста / Новая газета №10 (748) от 1113.02.2002.

133. Шестаков М. М. Методологические основы индивидуализации подготовки в командных спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 1999. № 3. С. 12-16.

134. Ширяев А. Г., Галкин П. Ю. Современная концепция теоретико-методологической основы системы спортивной тренировки // Физическая культура и спорт на рубеже веков: материалы междунар. науч.-практ. конференции. Уфа: УГАТУ, 1999. С.58-60.

135. Штейнбах В. Л. Век олимпийский. Книга I., И. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. 928 с.

136. Штейнбах В. J1. Оборотная сторона медали. М.: Человек, 2008. 416 с.

137. Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. 2006. № 3 (вып.56). С. 41-64.

138. Эфрошюон В. П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1971. № 10. С 193-213.

139. Чеснов Я. В. Телесность человека: философско-антропологическое понимание. М.: ИФ РАН, 2007. 213 с.

140. Чеченков С. В. Спортивные федерации: «Спорт для всех» и спорт высших достижений // Теория и практика физической культуры. № 1. 2001. С. 28-31.

141. Юнгк Р. «Мягкие Игры»: размышления об «иной» модели // Спорт, духовные ценности, культура. Альтернативные модели спорта: Сб. / Сост. и ред. В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. Вып. 4. С. 3-5.

142. Allison M.N. Competition & cooperation. A socialcultural perspective // Int.Review of Sport Sociology. 1980. V. 3-4 (15). P. 93-105.

143. Arnold P. Three approaches toward an understanding of sportsmanship // Journal ofPhilosophy of Sport. X. 1983. P. 61-70.

144.Baumcm Z. Postmodern Ethics. Oxford, UK: Cambridge. 1993. C. 165167.

145. Bredemeier B. Jo., Cooper В., Shields D., Weiss M. The Realationship of Sport Involvment with Children's Moral Reasoning and Agression Tendencies // Journal of Sport Psychology. N 8. 1988. P. 304-318.

146. Brown M. Paternalism, drugs, and the nature of sports. Journal of Philosophy of Sport. XI. 1984. P. 14-22.

147. Code of Sport Ethics/ Fair play - The winning way (adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe on 24 September 1992). http: //culture.coe.int/Infocentre/txt/eng/espcod.htm (дата обращения: 23.01.2009).

148. Dixon N. On sportsmanship and «running up the score». Journal of Philosophy of Sport. XIX, 1992. P. 1-13.

149. Duncan M. The politics of women's body images and practices: Foucault, the Panopticon, and Shape magazine. Journal of Sports and Social Issues. 18, 1994. P. 48-65.

150. Feezell R. Sportsmanship // Journal of Philosophy of Sport. VIII, 1986. P. 1-13.

151. Fraleigh W. Why the good foul is not good. Journal of Physical Education, Recreation, and Dance. 1982. P. 41-42.

152. Gardner R. On performance-enhancing substances and the unfair advantage argument. Journal of Philosophy of Sport. XVI. 1989. P.59-73.

153. Glassford G. The organization of games & adaptive strategies of the Canadian Eskimo // Luchen G. Td. Cross-cultural analysis of sport & games. - Stipes. Champaign. 1971. P. 7-15.

154. GoodhartPh. War without weapons, London. W. H. Allen. 1968. P. 6-12

155. HylandD. Philosophy of Sport. New York: Paragon House. 1990. 96 p.

156. Keating J. Sportsmanship as a moral category. Ethics. LXXV. 1983. P. 25-35.

157. King R. Environmental ethics and the case against hunting. Environmental Ethics. 13. 1991. P. 59-85.

158. Lavin M. Sports and drugs: are the current bans justified? Journal of Philosophy of Sport. XIV., 1987. P.34-43.

159. Leaman O. Cheating and Fair play in sport // Sport and the Humanities: a Collection of Original Essays /W. J. Morgan (ed.). Bureau of Educational Research and Service. University of Tennessee. 1981. P. 25-30.

160. Lenk H. Presidenial Address - 1981. Tasks of the Philosophy of Sport: Between Publicity and Anthropology // Journal of the Philosophy of Sport, 1982, V. IX. P. 94-106.

161. Loy John W., McPherson B., Kenyon G. Sport and Social systems. Addison-Wiley Publishing Company, London, 1978. P.45-57.

162. Messner M. Sports and male domination: the female athlete as contested ideological terrain. Sociology of Sport Journal. 5, 1988. P. 197-211.

163. Miah A. Genetically modified athlets. Biomedical ethics, gene doping and sport Padstow, 2004. 208 p.

164. Regan T. Why hunting and trapping are wrong // T. Regan. The Case for Animal Rights. Berkley, CA: University of California Press. 1983. P.2-7.

165. Samuels R. Innateness in cognitive science // Trends in Cognitive Science. 2004. №8.P.136-137.

166. Social problems in athletics: Essays in the sociology of sport / Ed. By Landere D. M/ - Urbana etc.: Univ / of Illinois press, 1976. P.35-45.

167. Sport & Humanism: Proceedings of the International Workshop of Sport Sociology in Japan. Gotenba, 1988. 470 p.

168. Scherer D. Existence, breeding, and rights: the use of animals in sports. Between the Species. Summer 1991, P. 132-137.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.