Абсолютное и относительное в нормативном сознании: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Тедеева Татьяна Олеговна

  • Тедеева Татьяна Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 152
Тедеева Татьяна Олеговна. Абсолютное и относительное в нормативном сознании: социально-философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2016. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тедеева Татьяна Олеговна

Введение

Раздел 1. Критика нормативного релятивизма, нигилизма,

скептицизма

Раздел 2. Философия как оправдание

«абсолютов»

Раздел 3. Структура нормативного регулирования человеческой

деятельности

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Абсолютное и относительное в нормативном сознании: социально-философский анализ»

Введение

Актуальность исследования обусловлена рядом причин, важнейшими из которых представляются следующие:

1. Объективные потребности положительной разработки теории норм, опирающейся на общеметодологические понятия социальной философии, аксиологии, предполагают вычленение моментов устойчивого и изменчивого, непреходящего и преходящего в «идейном поле» регулятивов. Согласно такому курсу видения узаконивается трактовка императивного потенциала в залоге qmestюjuris, - учета тех обязательных оснований, которые ответственны за общезначимое содержание порядка обмена деятельностью. Дисциплинарный и дисциплинирующий момент нормативно-обретенного опыта крепится на эффекте абсолютности (не побоимся сказать «надситуативности») нормативной формации: ведь если бы нормативные утверждения не были абсолютными (надситуативными), они не обладали бы объективными значениями, выходящими за пределы данного в них.

2. Практические запросы, вызывающие необходимость внедрения ценностного подхода в социальные науки. Давно и точно осознано: социальные системы поддерживаются множеством аксиологических параметров - таких, как: убеждение, стремление, цель, норма, статус, ранг, власть, санкция, средство. В любой конкретный момент времени некая социальная система способна описываться именно в этих терминах. Мощная, капитальная основа общества, конституирующая его целостность, - некая общность идей, ценностей, целей, объективируемая с помощью символических (знаковых) систем, главным образом - идеалов. «Самым важным и основным фактором социальной интеграции является согласованность ценностей, т.е. в основе всей социальной и культурной структуры лежат общие цели и принципы, которые большинство членов данной социальной системы рассматривают как желаемые и с которыми оно

согласно. Ценностная система является не только самым глубоким и самым важным источником интеграции, она также является самым устойчивым элементом социально-культурных систем»1, - справедливо отмечает Ван дер Берге.

3. Идейно-организационные задачи консолидации социальных общностей для достижения их сплоченного, солидарного действия. Интегрирующая база социума, выражаясь языком Э.Дюркгейма, -коллективное сознание. («Совокупность верований и чувств, общих, в среднем, членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно познать

Л

коллективным или общим сознанием» ). Деформация коллективного сознания означает разрушение межиндивидного взаимодействия (социальной интеракции). Как подчеркивает Р. Арон, общество сохраняет свою целостность, структуру лишь при том условии, что «коллективная вера

3

связывает воедино его членов» . Аналогично П. Сорокин основное отличие надорганики от органики и неорганики усматривает в ориентации на «значения - ценности - нормы»: основополагающий признак социума -согласованная система значений - ценностей - норм, без наличия которой социум распадается4.

4. Внутренние требования теории, взыскующие уточнения концептуального перехода от деонтологического контекста «деятельность», привязанного к родовым (надситуативным) гуманитарным координатам, к прагматическому контексту «действие», привязанного к локальным (ситуативным) человеческим координатам. Деонтология осмысливает принципиальное участие ценностного мира в устроении мира жизненного. Прагматика осмысливает частные влияния отдельных групп утилитарных целей на обустройство жизненных миров. В последнем утрируется момент не

1 Van der Berghe P. Dialectic and Functionalism // Amer. SociologicalReview. 1963. V. 28. № 5.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 63.

3 Aron R. Main currents in sociological thought. V. II. N.Y. - L., 1967. P.2.

4См.: Sorokin P.A. Sociological theories of today. N.Y.-L., 1966. P.27.

«общего принципа», а «частного прецедента»; не ценности, а цели; не блага, а благоприобретения. Актуализируется доктринальная необходимость навести мосты от одного к другому.

Итак, социально-антропные формы оказываются образованиями аксиологическо-символическими, они обретают свой модус существования благодаря солидарной интернализации индивидами неких базовых целей, ценностей, норм, идеальных значений, установок, определяющих и предопределяющих «ситуацию действия». Развитие теории ценностно-символических детерминант интеракции составляет, несомненно, существенную задачу, поглощаемую более широкой задачей развития масштабной теории социального взаимодействия.

Степень разработанности проблемы. Исследование устойчивого и изменчивого в нормативном сознании имеет богатые, разветвленные идейные традиции. С возникновением антропных общностей возникает необходимость упорядочения обмена деятельностью, выстраивания стандартизированных порядков координации и субординации, свободы и зависимости.

Проблема характера регуляризации межиндивидной коммуникации обострялась в античности. Еще старшие софисты подчеркивали решающую роль в данном процессе аксиологического параметра5. Платон учил о наличии абсолютных ценностей в общественной жизни, достижении благополучия6. Аристотель разрабатывал представления идеальных начал

п

организации общества в опоре на высокие цели-ценности .

Античная питательная мыслительная среда наметила определяющую диверсификацию трактовок ценностных оснований деятельности, обусловила формирование трех принципиальных подходов к толкованию существа темы.

Первый подход - аксиологический релятивизм (индивидуализм,

5 Античные философы (свидетельства, фрагменты, тексты). Киев. - 1955. - С. 314.

6 Платон. Соч. в 3 тт. Т. 1. М. - 1971. - С. 623.

7 Аристотель. Соч. в 4 тт. Т. 4. М. - 1984. - С. 280.

корпоративизм), базирующийся на социально-политическом либерализме. Предметом апологии выступают гедонизм, потребительский стиль существования, снисходительность к «вседозволенности» поведения, вплоть до оправдания «перверсии» (чего стоит легализация однополых браков в ряде либерально- «продвинутых» стран). Дисквалификация моментов стабильного, непреходящего, абсолютного в ценностной (нормативной) канве жизни человеческого общества, возводимая в ранг методологического принципа, предоставляет возможность проводить подмену подлинных ценностей мнимыми, превращать аномалию в норму, аморализм в стимул самоутверждения.

Многие сюжеты, искажаемые аксиологическим релятивизмом, рассмотрены в работах С.Ф. Анисимова, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко, К. А. Шварцман, В.В. Ильина, Г. Клауса, Д. Хофмана, Р. Арисменди. Положительным вкладом является: а) выработка адекватного понятия относительного в нормативном (регулятивном) в соответствии с ее преломлением в реалиях разных исторических эпох; б) демонстрация несостоятельности платформы методологического скептицизма и нигилизма в воззрениях на аксиологические (морально-нравственные, этические) устои (критика трудов Дж. Мура, А. Айера, П.Г. Ноуэлл-Смита, Э. Вестермарка, К. Кенистона, М. Хоркхаймера, К. Дейвиса и др.).

Второй подход - аксиологический субстанциализм (объективизм), допускающий гипостазирование ценностей, помещающий их в трансцендентное, вневременное, самодовлеющее царство абсолютных универсалий (платонизм, неокантианство, феноменология, философская антропология). Капитальная и неразрешимая проблема, с какой сталкиваются сторонники допущения бытия ценностей вне актов человеческой

о

деятельности (Н. Гартман, В. Виндельбанд, Н. Лосский, Г. Лотце, М. Шелер

Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе // Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей. Париж, 1931. Лотце Г. Основания практической философии. СПб., 1882. Шелер М. Избр. произв. М., 1994.

и др.), - тематизация пространства бытия ценностей «самих по себе» в некоей надвременной сфере.

Третий подход - аксиологический функционализм, трактующий ценности как социально конституированный символический ресурс личностной мотивации (Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Мур и др.9).

Отмечая серьезный разброс в интерпретациях статуса природы ценностного фактора в профессиональной среде, необходимо сосредоточить внимание на анализе общих предпосылок проявления указанным фактором своего регулирующего воздействия на человеческое поведение. В створе сказанного следует осмыслить вопрос соотношения абсолютного и относительного в нормативном сознании, детерминирующего качество социокультурных кодексов с коренными интенциями общественного развития.

Объект исследования - многогранный процесс регуляции человеческой деятельности в социальном взаимодействии.

Предмет исследования - абсолютные и относительные черты и параметры процесса нормативной регуляции человеческой деятельности.

Гипотеза исследования: возможность блокирования выпадающих из регуляризации эффектов эгоизма, волюнтаризма заключается в практическом обособлении и закреплении в человеческом поведении эффективных, оптимальных фигур обмена деятельностью, которые возводятся в нормы общения, получая институциональную систематизацию и кодификацию.

Цель исследования: с позиций социальной философии выявить сущность ценностной (нормативной) регуляции поведения.

Достижение поставленной цели предполагает решение блока содержательных задач:

1. Осуществить оправданную критику нормативного нигилизма

Виндельбанд В. Прелюдии. СПб. 1909.

9См.: Merton R.K. Social Theory and Social Structure. N.Y., 1968. Fact and Theory in Social Science. N.Y., 1964.

(релятивизма, скептицизма).

2. Уточнить творческое назначение философии как науки, нацеленной на рефлексию «абсолютных», «безусловных» начал практики и познания (категориальные дихотомии: бытие - небытие; смерть - бессмертие; высокое - низкое; корыстное - бескорыстное; греховное - праведное и т.п.).

3. В ходе социально-философского анализа раскрыть роль регулятивов в оформлении мотивационной поведенческой среды, следовании ценностным стандартам человеческой деятельности.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретическая база работы - социально-философское понятие общества как общности людей, осуществляющих совместный обмен деятельностью; на всех уровнях своей структурной организации общество представляет совокупность регулятивно оформленных комплексов и компонентов.

Концептуальные основания работы - труды классиков аксиологии, в которых развернута концепция поведенческих ценностей, а именно: изыскания Аристотеля, Д. Юма, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, М. Шелера, В.С. Соловьева, В.В. Ильина, Н.О. Лосского, позволившие выявить абсолютное и относительное в нормативной канве человеческого взаимодействия.

Помимо прочего автор опирался на исследования Р. Мертона, П. Сорокина, М. Вебера, Х. Шмидта, К. Маннгейма, Д. Белла, Р. Арона, Э. Дюркгейма, Д. Нейсбита, Ч. Девиса и др.

В процессе выполнения поисковых задач использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, традукции, восхождения от абстрактного к конкретному, общеметодологические принципы единства исторического и логического, реалистичности, всесторонности, объективности рассмотрения.

Применение идеологии системно-структурного подхода позволило рассмотреть регулятивную деятельность как органический процесс; ресурс

ситуационного анализа обеспечил оценку его динамики, детерминированности различными нестандартными ситуациями.

Научная новизна исследования заключается в следующих полученных автором результатах:

1. Выявлена сущность ценностной регуляции человеческой деятельности. Установлено, что генетически ценности отвлечены от целей. Операционально преследование целей производится по ценностям. В силу известного оборачивания складывается органическая системы универсальных «абсолютных» начал, единящих мысль и жизнь человечества. Цели в блоке с ценностями организуют поведение, сообщая ему генеральные интенции, связывая произвол, предопределяя движение на достижительность с позиций отработанных идеалов.

Идеалы (ценности) привносятся не извне. Через мотивацию, стимуляцию деятельности, будирование антиципирующих схем изнутри они регулируют социальное созидание. Имея сверхчувственное наполнение, концентрируя человекозначимые отношения идеалы (ценности) удовлетворяют природе человека как носителя гуманитарности.

Ценностная (идеальная, идеалологическая) реальность в качестве должного влияет на преобразование сущего посредством целеполагания деятельности, внутреннего возвышения, экзистенциального роста.

2. Развернута доказательная критика нормативного нигилизма (релятивизма, скептицизма). Показано, что нормативные (деонтологические) утверждения (императивы, регулятивы) не обладают лишь экспрессивно-эмоциональной и повелительной функцией. На этом основании демонстрируется несостоятельность эмотивизма (Б.Рассел, А.Айер, Д.Стивенсон, У.Хэйр и др.), декларирующего непричастность ценностных утверждений сфере науки. Питательная почва императивных суждений -богатейший опыт практики и познания. Деонтологический массив не конституируется ни дедуктивно-логически, ни интуитивно; ценности имеют смысловое удостоверение, в пределах которого эмпирические свидетельства,

некие базовые факты (система обстояний) возводятся в ранг идеалов. Такова схема генерализации прецедентов в принципы в пределах релятивистской механики (с = сonst - опытное свидетельство играет роль постулата фундаментальной теории); прецедентной системы права (систематизация казусов в нормы).

3. В ходе социально-философского анализа раскрыта роль регулятивов в оформлении мотивационной поведенческой среды, следовании ценностным стандартам человеческой деятельности. В опоре на максиму «символическое - базис человеческого» показывается, как гуманистические символические интенции оснащают деятельность неформальными образцами. Целеполагание социального (человекозначимого) зодчества опосредуется двояко: отнесением к целям и отнесением к ценностям. Блок одного с другим задает магистраль созидания. Человек антиципирует атрибутику потребного бытия, воспринимая его через образ «чаемого». Человек целесообразно действует сообразно образу «чаемого», добиваясь его материализации.

Целесообразность, кумулятивность - синхронизаторы уникального и универсального, запараллеливают локальное (индивидуальное) и глобальное (родовое) творчество, позволяют осмысливать созидание антропной действительности моделью гуманитарной эстафеты: свернутые в высокие абстракции «ценности» экстрагируют оптимальный, эффективный, совершенный прошлый опыт, с которым как элементом рефлективного самосознания координируется безаналоговый последующий творческий опыт.

Род заявляет свою продуктивную природу созиданием технологически адаптированной к максимальному удовлетворению витальных потребностей искусственной среды обитания. Принцип формирования мира культуры при аналитической реконструкции выглядит системой целесообразных действий, опирающихся на механизм целеполагания:

(1) исходное звено - цель;

(2) промежуточное звено - средство;

(3) завершающее звено - результат.

Содержание (1-3) пронизано отнесением к ценности, которая по поводу (1) - (2) проводит санирующую оценку. При положительной санкции опосредующей инстанции сочленение (1) с (2) образует динамическую пару, инициирующую действие, запускающую преобразования.

Как и в других тонких случаях, дело решает диалектика: абсолютное и относительное в человеческой деятельности присутствуют как моменты: человеческий разум не достигает абсолютного, как такового, но постигает его регулятивную значимость; человеческая деятельность ориентируется на абсолютное, дабы воплощать совершенное. Человек постигает абсолютное в его соотношении с относительным в креативной технике. Принципиальна идея соотносительности: в познании абсолютное дается через освоение относительного; в созидании абсолютное дается через устроение относительного. Вне соотношения, вне взаимной связи ценностные абсолюты тематизируются схоластическим языком «прекрасное как прекрасное», «благое как благое» и т.п.

Положения, выносимые на защиту.

1. В специфически человеческом - рационально выстраиваемом действии - результативному акту предшествует его рефлективная проработка регулятивным актом - установление соответствия локальных (индивидуальных) целей глобальным (родовым) ценностям.

2. Основание рациональной «сверхличности» персонально складываемой деятельности сапиента состоит в сообразовании уникальных («эгоистических») целей с универсальными (гуманистическими) ценностями, подключающими к общеродовому процессу достижительной пролонгации жизни, вершения истории.

3. Поскольку полного совпадения содержания целей с содержанием ценностей в реальной деятельности не достигается, теория оперирует динамической категорией «приближения», несущей идею позиционной ориентированности, тенденциозности. В таком ракурсе трактовки ценность

выставляется оперативно-регулятивным, а не трансцендентно-регулятивным (кантианство) понятием, что означает признание ее предельно-устремительного, интенционального статуса.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании аксиологического подхода к человеческой деятельности. Разработанные представления об устойчивом и изменчивом в нормативном фундамента обмена деятельностью имеют существенное значение для социальной философии, макросоциологии, социальной психологии.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при разработке, чтении общих и специальных курсов по философии, социологии, социальной психологии; реализации специальных программ подготовки и профессиональной переподготовки гуманитариев разных отраслей.

Апробация работы. Результаты исследования излагались на заседании кафедры философии Набережночелнинского филиала ПФГУ. Основные положения диссертации представлены в докладах на научных конференциях в МГУ (2012 г.), МГТУ (2013 г.); на международной научно-практической конференции в ФГБОУ ТГУ (2014 г.); Набережночелнинского филиала ПФГУ (2014, 2015 гг.).

По материалам диссертации опубликовано 13 научных работ, в том числе 4 статьи в журналах, реферируемых ВАК.

Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью исследования и отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из трех разделов, введения, заключения, списка литературы, включающего 120 наименований. Объем текста диссертации -152 с.

Раздел 1. Критика нормативного релятивизма, нигилизма, скептицизма

В современной релятивистской нормативистике наиболее влиятельны позитивистские школы, в которых решение проблем регуляции поведения осуществляется в рамках общефилософских установок. В работах Дж. Мура, Ч. Стивенсона, А. Айера, Б. Рассела, К. Поппера, Р. Хейра, Д. Белла теория норм - составная часть философских концепций, где рассуждения о природе ценностей, сущности регуляризации вплетены в общую ткань теоретических построений, обусловлены методологическими принципами.

Нормативный релятивизм, таким образом, в известной мере производен от более общего социологического релятивизма, который в свою очередь основывается на философском релятивизме (нигилизме).

Как научная категория релятивизм употребляется в специальной литературе в нескольких основных значениях, как: обозначение принципа относительности знаний; учения, абсолютизирующего эту относительность; определенное направление в теоретической мысли.

В немецком философском словаре релятивизм определяется как философская точка зрения, «согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обусловливаются положением, которое занимает познающий в зависимости от обстоятельств, особенно в зависимости от своего индивидуального телесно-душевного состояния» 10.В данном определении источник относительности знания усматривается в позиции познающего субъекта, где заявленная позиция описывается в психологических терминах.

Аналогичный подход реализуется К. Поппером, понимающим под релятивизмом теорию, гласящую, что «выбор между конкурирующими концепциями является произвольным, так как не существует такая вещь, как объективная истина; или, если она есть, то нет такой вещи, как истинная теория, или по крайней мере... теория более близкая к истине, чем другая

10 Schmidt H. Philosophisches Worterbuch. Stuttgart, 1961. S. 485-486.

теория; или, если существуют две и более теорий, то нет никаких способов или приемов решить, является ли одна из них лучше другой»11.

Рациональное в определении К.Поппера - указание на относительность знания, свидетельством чего является факт существования конкурирующих теорий, равно как признания связи релятивизма и скептицизма. Предлагаемая К.Поппером платформа направлена на отрицание объективной истины: теория у него выступает как плод субъективного творчества. Отсюда, теориям свойствен определенный уровень произвольности.

Как принцип познания релятивизм носит методологический характер, обусловливает специфические черты построенных на его основе концепций. К последним (чертам), в частности, относятся: утверждение о произвольности обобщений в отношении изучаемых фактов; уравнивание значения различных сторон жизни общества; отрицание координации и субординации определяющих причин и определяемых явлений; оправдание плюрализма как неизбежного следствия множества «равноценных» точек зрения; абсолютизация субъективности; отрицание объективности общественного развития, адекватности научных понятий.

Названные черты релятивистской методологии взаимообусловлены. Но среди признаков релятивизма определяющим становится утверждение невозможности достижения истины, решения проблемы соотношения абсолютного и относительного в знании. Отсюда отрицание объективной и абсолютной истины, гиперболизация относительности, трактовка истины в духе конвенционализма.

Релятивность знаний - атрибутивное свойство познавательного процесса. Но если с точки зрения гносеологического реализма релятивность представляет один из моментов познания объективной и абсолютной истины, то с точки зрения релятивизма относительность - выражение сущности этого процесса. Абсолютизация относительности превращает релятивность в

11Popper K. The Open Society and its Enemies. vol. II. London, 1966. P. 369.

релятивизм, что в свою очередь ведет к неадекватным выводам.

Необходимо отличать релятивность как черту познания от релятивизма как общей методологии, философской системы, абсолютизирующей значение этой черты и делающей ее основным способом понимания действительности.

И.С. Нарский подчеркивает: «Если у Гераклита релятивность (например, в ценностном смысле) была диалектической чертой его мировоззрения... то крайний релятивизм Кратила и Пиррона фактически стал уже метафизическим догматом»12.

Обращаясь для подкрепления позиции к идеям античного релятивизма, нормативные нигилисты подвергают их кардинальному переосмыслению, модернизируют их таким образом, что утрачиваются элементы рационального содержания. Релятивное приобретает крайне односторонний, абсолютизированный характер. Переосмысление в духе крайнего релятивизма можно наблюдать у того же Б. Рассела, К. Поппера. Исследуя учение Гераклита о «вечном потоке» событий и явлений, бесконечном становлении и сравнивая его с другими концепциями древнегреческих мыслителей, Б. Рассел приходит к выводу о радикальной относительности

13

знания .

Аналогична позиция К. Поппера, усматривающего в учениях античных философов свидетельство того, что объективной истины не существует14.

Существенной чертой релятивизма является тесная связь с концептуальным плюрализмом. Исходная идея последнего -попытка обосновать рассмотрение действительности как совокупности изолированных друг от друга сущностей, принципиально не объединяемых во что-то цельное. Существующая взаимосвязь закономерностей объективного мира благодаря плюралистической методологии искусственно расчленяется на множество отдельных, автономных процессов.

12

История античной диалектики. М., 1972.

13

См. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

14 Popper K.R. Presocratics and the Rationalist Tradition. - ETC. San Francisco. vol. XXIV, № 2, June 1967, p. 169-170.

Гносеологические постулаты о множестве равноправных сущностей (плюрализм) и их относительности, равноценности (релятивизм) теснейшим образом переплетаются.

Агностицизм, скептицизм, прагматический релятивизм выступают плюралистическими формами понимания истины.

Выявление связи теоретического плюрализма и релятивизма важно для анализа сущности нормативного нигилизма. Дело в том, что идея плюрализма рассматривается им как одна из основных ценностей. В. Шеель утверждает: «Демократия на Западе скептична... В основе своей она исходит из предположения, что человек постоянно может познавать лишь частные истины... Весь ее смысл заключается в том, чтобы каждому человеку гарантировать свободное пространство, внутри которого он может считать истинным то, что ему угодно...»15.

Отрицание монизма, в первую очередь исторического, социального, морального, противопоставление ему «многофакторности»- существенная черта методологии нормативного релятивизма (К. Маннгейм, К. Поппер, Д. Белл). Но если принцип плюрализма называется открыто, то сопутствующий ему принцип релятивности чаще всего маскируется.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тедеева Татьяна Олеговна, 2016 год

Список литературы

1. Адорно, Т. Негативная диалектика / Т.Адорно - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.

2. Античные философы (свидетельства, фрагменты, тексты) / сост. А.А.Аветисьян - Киев, 1955. - 622 с.

3. Аристотель. Метафизика / Аристотель - 1032 а 25; 1049 в 24.

4. Аристотель. Сочинения в 4 тт. / Аристотель - М., 1976 - 1984.

5. Бак, П. Как работает природа. Теория самоорганизованной критичности / П.Бак, - М.: УРСС, 2015. - 269 с.

6. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А.Бердяев -М., Правда, 1989. - 608 с.

7. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / С.Н.Булгаков - М.: Наука, 1990. - 214 с.

8. Бунге, М. Интуиция и наука / М. Бунге - М.: Прогресс, 1967. - 187 с.

9. Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд - М. : Юрист, 1995. - 687 с.

10. Виндельбанд, В. Прелюдии / В. Виндельбанд - СПб.: Кучково поле, 2007. - 393 с.

11. Вышеславцев, Б.П. Образ божий в существе человека / Б.П.Вышеславцев // Путь. - Париж, 1935. - № 49. - С. 48-71.

12. Гартман, Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе / Н. Гартман // Культурология. ХХ век: антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 246 - 394.

13. Геде, А. Философия кризиса / А. Геде - М.: Прогресс, 1978. - 375 с.

14. Гоббс, Т. Избр. соч. в 2-х тт. / Т. Гоббс - М.: Правда, 1964. - Т. 1. - 442 с.

15. Гольбах, П. Избр. произв. в 2-х тт. / П. Гольбах - М. Правда, 1963. - Т. 1. - 390 с.

16. Декарт, Р. Избр. произв. / Р.Декарт - М., 1950. - 506 с.

17. Джемс, В. Прагматизм / В. Джемс - СПб., 1910. - 144 с.

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм - М: Наука, 1991. - 576 с.

Ильин, В.В. Аксиология / В.В.Ильин - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.

Ильин, В.В. Теория познания. Симвология. Теория символических

форм / В.В. Ильин - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 384 с.

Ильин, В.В. Теория познания. Социальная эпистемология. Социология

знания / В.В. Ильин - М.: Гаудеамус, 2014. - 203 с.

Ильин, В.В. Философия истории / В.В.Ильин - М.: Изд-во МГУ, 2003. -

380 с.

История античной диалектики. - М.: Мысль, 1972. - 335 с. Кант, И. Соч. в 6-ти тт. / И. Кант - М.: Мысль, 1964. -Т. 4., Ч. 1. - 478 с. Кант, И. Соч. в 6-ти тт. / И. Кант - М.: Мысль, 1964. -Т. 3. - 799 с. Кант, И. Сочинения в 8 тт. / И. Кант - М.: Мысль, 1994. - Т. 3. - 680 с. Кант, И. Сочинения в 8 тт. / И. Кант - М.: Мысль, 1994. - Т.5. - 560 с. Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин - М.: Мысль, 1974. - 556 с.

Критика современной буржуазной теоретической социологии. - М.: Наука, 2003. - 280 с.

Лейбин, В. М. Философия социального критицизма в США / В.М. Лейбин - М. Наука, 1976. - 208 с.

Лейбниц, Г.В. Соч. в 4 тт. / Г.В. Лейбниц - М.: Мысль, 1984. - Т. 3. -562 с.

Лосский, Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа

ценностей / Н.О. Лосский - Париж: YMCA PRESS, 1931. - 135 с.

Лотце, Г. Основания практической философии / Г.Лотце - СПб.: Тип.

А.И.Мамонтова и Ко, 1882. - 356 с.

Библия. Синодальный перевод. Лук. 6:31. Мф. 19, 12.

Маритен, Ж. Знание и мудрость / Ж. Маритен - М.: Научный мир,

1999. - 244 с.

Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. 2-е изд. /К. Маркс, Ф. Энгельс - М.: Политическая литература, 1961. - Т. 23. - 573 с.

37. Монтень, М. Опыты / М. Монтень - М.: АСТ, 2002. - Кн.1. - 670 с.

38. Монтескье, Ш. Персидские письма / Ш. Монтескье - М.: Канон-Пресс-Ц, 2002. - 512 с.

39. Мор, Т. Утопия / Т. Мор - М.: Academia, 1935. - 240 с.

40. Нарский, И.С. О теоретико-познавательных и логических основах этики неопозитивизма / И.С. Нарский // Вестник МГУ. Серия VIII. Экономика, философия. - М., 1965. - № 3. - С. 37 - 48.

41. Парсонс, Т. О структуре социального действия/ Т. Парсонс - М.: Академический проект, 2000. - 880 с.

42. Платон. Соч. в 3 тт. / Платон - М., 1971. - Т.1. - 612 с.

43. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2001. - 250 с.

44. Родоначальники позитивизма. - СПб.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1910. -840 с.

45. Роллан, Р. Воспоминания / Р. Роллан - М., 1966. - 590 с.

46. Ситарам, К., Когделл, Г. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, К. Когделл // Человек. - М., 1992. - № 4. - С. 41-59.

47. Соловьев, В.С. Соч. в 2 тт. / В.С. Соловьев - М.: Мысль, 1990. - Т.2. -822 с.

48. Соловьев, Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права / Э.Ю. Соловьев - М.: Наука, 1992. - 210 с.

49. Социальная философия франкфуртской школы. Критические очерки. -Москва - Прага: Изд-во Мысль - Свобода, 1978. - 359 с.

50. Титаренко, А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа / А.И.

Титаренко - М.: Политиздат, 1984. - 478 с.

51. Титаренко, А.И. Критерий нравственного прогресса. Критические

очерки / А.И. Титаренко - М.: Мысль, 1967. - 280 с.

52. Тодоров, А.С. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций / А.С. Тодоров - М.: Прогресс, 1980. - 222 с.

53. Франк, С.Л. Кризис современной философии / С.Л. Франк // Русская мысль. - М., 1916. - № 9. - С. 40-61.

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг -М.: Восточная литература РАН, 1998. - 800 с.

Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер - М.: Прогресс, 1973. - 326 с.

Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер - М.: Гнозис, 1994. -490 с.

Шеллинг, Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / Ф.В.Й Шеллинг - Л.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1936г. - 480 с.

Шеллинг, Ф.В.Й. Философские письма о догматизме и критицизме / Ф.В.Й. Шеллинг // Новые идеи в философии. - СПб., 1914. - № 12. - С. 37-62.

Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 539 с.

Человек и его бытие как проблема современной философии. Критический анализ некоторых буржуазных концепций. - М., 1978. -240 с.

Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени/ К.Г. Юнг - М., 2007. -288 с.

Aron, R. Main currents in sociological thought / R. Aron - N.Y. - L., 1967. - 360 р.

Bauch, B. Wahrhkeit, Wert und Wirklichkeit / B. Bauch - Leipzig, 1923. -381 р.

Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting / D. Bell - New York, 1973. - 616 р.

Bell, D. The Cultural Contradictions of Capitalism / D. Bell - New York, 1976. - 398 р.

Benson, G., Engeman, Th. Amoral America / G. Benson, Th. Engeman -Stanford (California), 1975. - 294 р.

Blumenthcil, A. Moral Responsibility: Mankind Greatest Need. -California, 1975. - 400 р.

Brinton, C. A History of Western Morals / С. Brinton - New York, 1959. -

432 p.

69. Collected Papers of Ch. S. Pierce. - Cambridge, 1960, vol. 2. - 760 p.

70. Das Parlament, 9 September. - 1978. - 152 p.

71. Dewey J. and Tufts J. Ethics. - New York, 1945. - 410 p.

72. Encyclopedia Britannica. A New Survey of Universal Knowledge. -Chicago, London, Toronto, 1958, vol. 8. - 942 p.

73. Fichte, G. Anweisuung Zum Seligen Leben / G. Fichte - Berlin, 1912. - 349 p.

74. Fletcher, J. Situation ethics. New morality / J. Fletcher - Philadelphia, 1966. - 192 p.

75. Freed, L. Social Pragmatism / L. Freed - London, 1948. - 282 p.

76. Ginsberg, M. The concept of Justice / M. Ginsberg // Philosophy. April 1965 № 144. V. XXVIII. - P. 27-59.

77. Ginsberg, M. Evolution and Progress / M. Ginsberg // Essays in Sociology and Social Philosophy. - London, 1968. - P. 32-51.

78. Ginsberg, M. Ethical Relativity and Political Theory / M. Ginsberg -London, 1956. - 192 p.

79. Ginsberg, M. On Justice in Society / M. Ginsberg - London, 1965. - 220 p.

80. Ginsberg, M. The Life and Work of Edward Westermarck / M. Ginsberg // Essays in Sociology and Social Philosophy. - London, 1968. - P. 42-67.

81. Ginsberg, M. On the Diversity of Morals / M. Ginsberg // Essays in Sociology and Social Philosophy. - London, 1969. - P .28-43.

82. Hare, R. Al Ethical theory and utilitarianism / R. Hare // Contemporary British Philosophy. Personal Statements, - London, 1976. - P. 12-26.

83. Herskovits, M. Acculturation in the Americas / M. Herskovits - Chicago,

1952. - 246 p.

84. Herskovits, M. Cultural Anthropology / M. Herskovits - New York, 1955. -

569 p.

85. Herskovits, M. Man and His Works / M. Herskovits - New York, 1964. - 678

p.

86. Herskovits, M.J. Introduction // Acculturation in the Americas. - Chicago:

The University of Chicago Press, 1952. - p.48-63.

87. Horkheimer, M. Zur Kritik der instrumentalen Vernunft / M. Herskovits // Horkheimer. Kritische Theorie. Bd. 2. - Frankfurt am Main, 1968. - p. 45 -61.

88. Keniston, K. Youth and Dissent. The Rise of a new Opposition / K. Keniston - New York, 1971. - 410 p.

89. Loomis, Ch., Loomis, Z. Modern social Theories / Ch. Loomis, Z. Loomis -N.Y., 1961. - 720 p.

90. Lutzeler, H. Person lichkeiten / H. Lutzeler - Fr. i. Br., 1978. - 420 p.

91. Machan, T. A Note on Emmon's Random Observations / T. Machan // The Personalist, 1971, vol. LII. - P. 22-24.

92. Mannheim, K. Ideology and Utopia. An Introduction to the Sociology of Knowledge / K. Mannheim - New York, 1936. -384 p.

93. Merton, R.K. Social Theory and Social Structure / R.K. Merton - N.Y., 1968. - 423 p.

94. Merton, R.K. Fact and Theory in Social Science / R.K. Merton - N.Y., 1964. - 253 p.

95. Moore, A. Emotivism. Theory and practice / A. Moore // The Journal of Philosophy, vol. LV. - № 9, April 24. - 1958. - P. 65-68.

96. Moore, G. E. Principia Ethica / G. Moore - N.Y., 1903.- 610 p.

97. Moser, Sh. Absolutism and Relativism in Ethics / Sh. Moser - N.Y., 1968. -237 p.

98. Morgenthau, H. Politics among Nations / H. Morgenthau - New York, 1948. - 322 p.

99. Moser, Sh. Absolutism and Relativism in Ethics / Sh. Moser - Springfield, Illinois, 1968. - 770 p.

100. Popper, K. The Poverty of Historicism / K. Popper - London, 1961. - 166 p.

101. Popper, K.R. Presocratics and the Rationalist Tradition / K. Popper - San Francisco. vol. XXIV, № 2, June 1967. - 381 p.

102. Popper, K. The Open Society and its Enemies / K. Popper - London, 1966.

- 423 p.

103. Rawls, J. Justice as Fairness / J. Rawls - Springer Netherlands, 2007. -151 p.

104. Rawls, J. A Theory of Justice / J. Rawls - Cambridge, 1971. - 607 p.

105. Reichenbach, H. The Rise of Scientific Philosophy / H. Reichenbach -University of California Press, 1951. - 348 p.

106. Ross, W. D. The Right and the Good / W. D. Ross - Oxford, 1930. - 182 p.

107. Roth, J. Freedom and the Moral Life: The Ethics of William James / J. Roth

- Philadelphia, 1969. - 250 p.

108. Roth, J. The Moral Philosophy of William James / J. Roth - New York, 1969. - 211 p.

109. Smart, J.J. An Outline of a System of Utilitarian Ethics. / J.J. Smart -Cambridge, 1973. - 51 p.

110. Smart J. and Williams B. Utilitarianism. For and against. - Cambridge, 1973. - 160 p.

111. Scheler, M. Philosophische Weltanschauung / M. Scheler - Bonn, 1929. -189 p.

112. Schmidt, P. Some criticism of cultural relativism / P. Schmidt // The Journal of Philosophy, vol. LII, № 25, December 8, 1955. - P. 26-31.

113. Schmidt, H. Philosophisches Worterbuch / P. Schmidt - Stuttgart, 1961. -113 p.

114. Sorokin, P.A. Sociological theories of today / P.A. Sorokin - N.Y.-L., 1966.

- 413 p.

115. The Journal of Philosophy, vol. LII, № 23, November 10, 1955.

116. Toffler, A. Future Shock / A. Toffler - London, 1972. - 562 p.

117. Vago J. A. Comment on Skinner and pragmatism / J. A. Vago // Political Affairs. -1974. - vol. 53, № 1. - P. 37-45.

118. Van der Berghe P. Dialectic and Functionalism / P. Van der Berghe // Amer. Sociological Review. - 1963. V. 28. № 5. - P. 18-27.

119. Westermark E. Ethical Relativity / E. Westermark - Connecticut, 1970. -198 p.

120. Wickman P. (ed.) Readings in Social Problems: Contemporary Perspectives. 1977-1978 edition / P. Wickman - New York, Hagerstown, San Francisco, London, 1977. - 118 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.