А.А. Тарковский как языковая личность: способы репрезентации в поэтическом тексте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Романова Марина Сергеевна

  • Романова Марина Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 171
Романова Марина Сергеевна. А.А. Тарковский как языковая личность: способы репрезентации в поэтическом тексте: дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2015. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Романова Марина Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Феномен поэтической языковой личности

Теория языковой личности: традиционное и новое

Языковая личность автора поэтического текста

Лингвоэстетическое пространство идиостиля языковой

личности автора поэтического текста

Феноменальность идиостиля А.А. Тарковского: динамика 30 индивидуальной языковой картины мира

Потенциал языковых средств и способов репрезентации

поэтической языковой личности. Синтаксическая номинация как концепция языковой репрезентации поэтической языковой личности

Выводы по 1 главе

Основные способы репрезентации индивидуальности

языковой личности А.А. Тарковского

Идиостилевой потенциал номинационно-синтаксической 60 репрезентации поэтической картины мира

Авторская модальность и формирование метатекста в тексте 72 Средства выражения авторской модальности в поэтическом 75 тексте А.А. Тарковского

Авторская метафора как средство синтаксической 75 номинации в пространстве поэтического текста Фразовая номинация в поэтическом тексте

Парентеза как метатекстовый репрезентант

Роль автора в синтаксической организации связного

поэтического текста (текст и метатекст). Риторика поэтического подтекста

Выводы по 2 главе

Глава 3. Лингвоэстетическое портретирование художника слова на 107 примере языковой личности А.А. Тарковского

3.1. Речевое портретирование и портрет языковой личности 108 поэта

3.2. Поэт А.А. Тарковский как субъект и объект личностно- 120 речевого портретирования

3.3. Принципы и уровни портретирования и репрезентации 134 языковой личности А.А. Тарковского и его индивидуально-речевой картины мира

3.4. Анализ структуры портрета языковой личности поэта 142 Выводы по 3 главе 146 Заключение 149 Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «А.А. Тарковский как языковая личность: способы репрезентации в поэтическом тексте»

ВВЕДЕНИЕ

Истинная поэзия есть всегда очищение. В научной и культурной традиции это называется катарсисом. Все, что создано великим русским поэтом ХХ века А.А. Тарковским, вполне подходит под определение этого важнейшего понятия: «1. лит. ...душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. 2. перен. Нравственное очищение» [Крысин 2008]. Поэтому достойны исследования не только поэтическое творчество этого художника слова [см., к примеру, литературоведческие исследования: Волкова 2002; Кекова 2009; Лысенко 2008; Мансков 1999; Павловская 2007; Яненко 2000; Чаплыгина 2007 и др.], но и в первую очередь сам автор - поэт А.А. Тарковский - как художественная языковая личность.

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена целым рядом факторов.

В лингвистической науке начала XXI века со всей очевидностью обозначился поворот от собственно лингвокультурологического антропоцентризма к антропогенному исследованию семиотических моментов языка, к выявлению индивидуально маркированных свойств конкретных языковых единиц. В этом плане категория языковой личности автора поэтического текста как одно из проявлений «тезиса о человеке, стоящем во главе языковой картины мира, ее организующем и оценивающем (курсив наш - М.Р.)...» [Шведова 1998], весьма показательна и, насколько нам известно, ещё не была предметом комплексного изучения.

Языковая личность автора художественного текста, традиционно рассматривающаяся как в лингвистике и лингвокультурологии [Апресян 1995; Арутюнова 1998; Богин 1984; Воробьев 1997; Гуревич 1990; Лукин 2009; Маслова 2001; Петрова 2006; Фрикке 2004; Шестак 2003 и др.), так и в лингвопоэтике и лингвостилистике (Щерба 1923, Виноградов 1963,

Ефимов 1957; Федоров 1985; Шмелев 1964; Ковтунова 1986; Лихачев1987;

4

Кожина 2003 и др.) в качестве одной из важнейших, представляет несомненный интерес с точки зрения номинационной - как важнейшая ипостась, организующая языковую, в том числе - и поэтическую, картину мира [Караулов 1989, 2001, 2002; Винокур 1989; Чесноков 1989; Федорченко 2002; Буров 2003 и др].

Языковая личность автора выполняет в поэтическом тексте функцию лингвоэстетического «локуса», актуализируемого говорящим на этапе осмысления и включения номинаций элементов картины мира в образно -художественную ситуацию, когда необходимо выделить и развернуть (дефиниция, дескрипция) атрибутику называемого, одновременно напомнив о его субстанциональной природе и дав образную характеристику.

Благодаря языковой личности автора художественного текста формируется амбивалентное номинационно-синтаксическое членение текста [Буров 2000, 2003, 2012, 2013], в производных которого взаимодействуют интенсиональные (языковые) и экстенсиональные (речевые, контекстуальные) возможности реализации эстетических индивидуально-авторских интенций.

Изучение языковой личности автора поэтического текста явления вызывает определенную сложность, связанную, как это ни парадоксально, с отсутствием единого всеобъемлющего определения исследуемого понятия. Традиционно эта категория рассматривается как вербализованное воплощение человеческой личности, отражающее специфику индивидуально-авторской картины мира [Бахтин 1979; Виноградов 1977; Караулов 2002; Карасик 2009 и др.], в том числе в гендерном (полоролевом) аспекте [Нерознак 1996; Кирилина 1999; Фатеева 2000; Прокудина 2005; Хачмафова 2011 и др.], а также в плане анализа речевого портрета или его фрагмента [Войченко 2012]. Л.А. Шестак предлагает осуществлять анализ языковой личности как носителя образного художественно-метафорического кода [Шестак 2003]. В.А. Маслова определяет языковую личность как

социальное явление, в котором есть и «индивидуальный аспект. Индивидуальное в языковой личности формируется через внутреннее отношение к языку, через становление личностных языковых смыслов» [Маслова 2001: ср. подходы в: Николина 2003; Кочеткова 1999; Снитко 1990; Шаховский 1998; Штайн 1996 и др.].

Нет единой точки зрения и на языковую личность автора художественного, в том числе поэтического, текста. В частности, А.А. Буров рассматривает языковую личность творца художественного пространства поэтического текста в качестве «лингвопрагматического «преемника» традиционного образа автора-поэта» [Буров, Шинкаренко 2010]. В работах Я.А. Фрикке художественная (поэтическая) языковая личность рассматривается в «метамодальном интерьере текста» [Фрикке

2003]. Кроме того, как справедливо считает этот исследователь, индивидуально-авторская номинация в художественном, в том числе поэтическом, тексте характеризуется приращением эстетических обертонов смысла, когда реализуются авторское языковое «видение» концепта [Фрикке

2004].

Так как в случае с языковой личностью автора поэтического текста мы

имеем дело с особым эстетическим пространством - поэзией, целесообразно,

на наш взгляд, учитывать такие моменты, как идиостилевой потенциал

текстовой репрезентации поэтической картины мира, авторскую модальность

и формирование метатекста в поэтическом тексте.

Языковая личность автора поэтического текста - уникальная

категория текстового и - шире - дискурсивного пространства и может

рассматриваться как динамическое равновесие субъекта и объекта

личностно-речевого портретирования [см.: Винокур 1989: Панов 1990;

Ерофеева 1990; Николаева 1991; Земская 2004; Гафарова 2006; Иванцова

2007; Карасик 2009 и др.].

Таким образом, мы видим, что языковая личность автора

художественного текста в целом и поэтического текста в частности

6

представляет собой сложное явление, чей статус до сих пор ещё окончательно не определен. В первую очередь это относится к выявлению специфики способов репрезентации индивидуальности языковой личности отдельно взятого поэта, чей текст представляет собой проверенную временем эстетическую значимость. Именно к таким художникам слова мы относим русского поэта ХХ века А.А. Тарковского.

Определить специфику речевого портрета языковой личности автора художественного текста (на материале поэзии) и, как следствие, разработать оригинальную модель портрета языковой личности поэта, исследователям, насколько нам известно, еще не приходилось. Для решения этих задач далеко не случайно выбран текст А.А. Тарковского - личности художника, который в ХХ веке - в эпоху столкновения и смены стилей и позиций сумел сохранить традиции классической русской поэзии, идущие от А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Объектом анализа является парадигма поэтических текстов А.А. Тарковского, сформированная путем сплошной выборки из поэтических сборников автора.

Материалом для исследования послужили около 3000 контекстов,

которые включают наиболее важные средства вербализации авторских

интенций поэта, выражающих его эстетические установки и взгляды на

картину мира. При этом мы придерживаемся точки зрения на идиостиль

А.А. Тарковского как на демократически маркированное пространство,

выражающее мировоззрение классического русского интеллигента. Говоря о

задачах исследования состояния русского языка современности, Ю.Н.

Караулов, один из первопроходцев в области создания теории языковой

личности, отмечает: «Мы всегда изучали лучшие образцы речи, мы

привыкли ориентироваться на мэтров языка, на авторитеты, и старались

избегать «отрицательного» языкового материала. Ставя сегодня вопрос о

состоянии русского языка, о состоянии текущей языковой жизни общества.

мы должны прежде всего думать и говорить. о среднем носителе русского

7

языка, который является средоточием всех его нынешних плюсов и минусов» [Караулов 1991].

Основным предметом диссертационного исследования выступают показатели идиостилевого потенциала репрезентации авторских поэтических установок познания картины мира, выделяемые нами на основе номинационно-синтаксического анализа контекстов.

Цель работы: определить специфику работы речевого портрета языковой личности автора художественного текста (на материале поэзии) и, как следствие, разработать оригинальную модель портрета языковой личности поэта.

Соответственно, научно-исследовательские задачи, стоящие перед автором работы, следующие:

1. Определение феномена поэтической языковой личности автора художественного текста.

2. Характеристика лингвоэстетического пространства идиостиля языковой личности автора поэтического текста и потенциала языковых средств и способов репрезентации.

3. Осмысление синтаксической номинации как концепции языковой репрезентации поэтической языковой личности.

4. Выявление феноменальности идиостиля русского поэта ХХ века А.А. Тарковского.

5. Анализ идиостилевого потенциала номинационно-синтаксической репрезентации авторских поэтических установок познания картины мира (характеристика основных способов репрезентации индивидуальности А.А. Тарковского).

6. Лингвоэстетическое портретирование художника слова - поэта А.А. Тарковского.

Рабочая гипотеза исследования: языковая личность автора русского поэтического текста как носителя индивидуально-авторской картины мира

является пространством репрезентации имманентных установок текстового и метатекстового характера.

Методологическая база исследования. Методология настоящего исследования основывается на общефилософских принципах, в соответствии с которыми язык представляется как материальная, объективная, динамическая, функционирующая и развивающаяся система. Продуцирование тех или иных языковых единиц в речи осуществляется в строгом соответствии с существующими правилами и обусловлено сферой употребления. При этом общее реализуется в частном в соответствии с законами диалектики, и всегда богаче всего самое конкретное (Г.- Ф. Гегель).

Общенаучные методологические принципы исследования опираются на системность, антропоцентризм и детерминизм.

Частнонаучная методология формируется на основе концепции языковой личности (Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, В.П. Нерознак, В.И. Тхорик, Л.А. Шестак, Л.А. Петрова, Н.Д. Голев, А.А. Буров, Я.А. Фрикке и др.) и принципов номинационно-синтаксического семиозиса, вытекающих из динамическом подходе к синтаксическим явлениям языка (В.Н. Мигирин, Л.Ю. Максимов, В.М. Никитевич, Н.И. Пельтихина, А.А. Буров, Я.А. Фрикке и др.), а также на данных структурно-семантического и функционального подходов к языку, концепции идиостиля автора художественного текста (А.А. Потебня, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Л.В. Шерба, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, Ю.Н. Караулов, М.Н. Кожина, П.В. Чесноков, Н.Д. Арутюнова, Е.С. Кубрякова, Д.Н. Шмелев, В.Н. Телия, В.Г. Гак, В.В. Бабайцева, Д.Э. Розенталь, Е.И. Диброва, И.Н. Кручинина, М.С. Михайлова и др.)

Основными методами, используемыми в диссертационном исследовании, помимо традиционных - таких, как наблюдение, обобщение и систематизация, являются методы структурно-функционального и номинационно-синтаксического анализа материала, методы дистрибутивного

и компонентного анализа, метод антропогенного анализа с позиций теории языковой личности, метод статистического подсчета и др.

Научная новизна диссертационного исследования, соответственно, заключается в следующем. Впервые в филологии осуществлен комплексный анализ структуры пространства идиостиля автора поэтического текста как имманентной языковой личности на основе принципа номинационно-синтаксической организации словаря поэтического текста как основы индивидуальной языковой картины мира. Впервые же выявлены текстовые и метатекстовые средства репрезентации личности А.А. Тарковского как одной из наиболее ярких индивидуальностей в языке русской поэзии ХХ века.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Поэтическая языковая личность автора художественного текста представляет собой феномен, характеризующийся лингвоэстетическим идиостилевым пространством. Лингвоэстетическое пространство идиостиля языковой личности автора поэтического текста обладает потенциалом языковых средств и способов репрезентации, среди которых выделяется синтаксическая номинация; последняя рассматривается нами как концепция языковой репрезентации поэтической языковой личности применительно к идиостилю А.А. Тарковского.

2. Идиостилевой потенциал номинационно-синтаксической репрезентации поэтической картины мира непосредственно связан с реализацией потенциала языковых средств и способов репрезентации -явных и скрытых, в том числе художественных, среди которых выделяется синтаксическая номинация; последняя рассматривается нами как концепция языковой репрезентации поэтической языковой личности.

3. Среди средств выражения авторской модальности в поэтическом

тексте А.А. Тарковского наиболее значимы авторская метафора как

средство синтаксической номинации в пространстве поэтического текста,

фразовое наименование, выступающее метатекстовым предикативным

оператором перифразирования, парентеза как метатекстовый репрезентант и

10

др. Все они характеризуют роль автора в синтаксической организации связного поэтического текста (текст и метатекст) и риторику поэтического подтекста.

4. Лингвоэстетическое портретирование А.А. Тарковского как уникального художника слова основано на анализе идиостилевого потенциала номинационно-синтаксической репрезентации авторских поэтических установок познания поэтической картины мира.

5. Портретирование и репрезентация языковой личности представляются двумя разными, но взаимосвязанными способами анализа структуры языковой личности поэта, о чем свидетельствует исследование поэтического текста А.А. Тарковского.

6. Языковая личность автора поэтического текста, как показывает анализ текста А.А. Тарковского, характеризуется имманентностью как неприкосновенностью и защищенностью авторского замысла, что является гарантией его адекватного восприятия и осмысления.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в постановке и решении проблемы поэтического идиостиля автора как имманентной языковой личности и структурации его пространства на основе номинационно-синтаксичекого семиозиса картины мира.

Практическая ценность диссертации определяется объективной возможностью применения ее материалов и выводов в вузовском преподавании современного русского языка, в частности - лексикологии и синтаксиса простого предложения, стилистики, филологического анализа текста, теории языка и теории литературы, русской литературы ХХ века, а также в преподавании в средних специальных учреждениях, в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением лингвистических дисциплин.

Апробация. Основные положения диссертационного исследования отражены в 10-ти публикациях по теме (общий объем составляет около 5 печатных листов), в том числе три - в сборниках, утвержденных ВАК РФ:

1. Особенности поэтического дискурса А.А. Тарковского // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2009. - № 4. - С. 236-239. (0,5 п.л.).

2. Местоименная соотносительность и текстовый уровень употребления субстантивной номинации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - Ростов-на-Дону, 2012. - № 1. - С.106-112. (0,6 п. л.). В соавторстве с Р.А. Арчаковым.

3. Идиостилевой потенциал номинационно-синтаксической репрезентации поэтической картины мира// Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2012. - № 3. - С. 32-37. (0,65 п.л.).

По теме диссертации опубликованы учебные теоретические материалы с хрестоматией объемом 17 п. л.: Буров А.А., Шинкаренко М.С. Языковая личность А.А. Тарковского в поэтическом тексте. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013. - 273 с.

Кроме того, материалы работы прошли апробацию в процессе проведения занятий по современному русскому языку и стилистике во время аспирантской практики в ПГЛУ, а также на заседаниях аспирантского объединения и кафедры русского языка ПГЛУ. Основные положения и выводы работы нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях: 1) на региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 60-летию Великой Победы (Пятигорск, 12 апреля 2005); 2) на VIII симпозиуме V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (Пятигорск, 8-12 октября 2007 года); 3) на университетских чтениях в ПГЛУ (Пятигорск, 2008, 2011, 2012 гг.); 4) на Х-ой Южно-Российской научно-практической конференции «Современная лингвистика: теория и практика» (Краснодар: КВВАУЛ, 2010).

Структура исследования: введение, 3 главы, заключение, список

литературы, включающий 202 источника на русском и иностранных языках.

В I главе рассматриваются вопросы, связанные с выявлением феномена

поэтической языковой личности. II глава посвящена анализу основных

12

способов репрезентации индивидуальности языковой

личности А.А. Тарковского. Предметом исследования в III главе работы стало лингвоэстетическое портретирование этого художника слова.

ГЛАВА 1.

ФЕНОМЕН ПОЭТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Прежде чем осуществлять лингвистическое портретирование отдельно взятого художника поэтического слова как языковой личности (ЯЛ) - в нашем случае это великий русский поэт ХХ века А.А. Тарковский), -остановимся на определении феноменальности поэтической языковой личности в целом и особенностях отдельной взятой личностной индивидуальности.

Синтетический портрет автора формируется как совокупность а) идиостиля данной языковой личности и б) художественной картины мира как варианта языковой картины мира (ЯКМ).

Феноменальность, то есть особая избранность, неповторимость, применительно к языковой личности, творящей поэтический текст, - это не просто гениальное ее воплощение в нем. Это еще и постоянная воспроизводимость поэта на уровне восприятия каждым новым поколением и отдельным индивидом в пространстве языка.

1.1. Теория языковой личности: традиционное и новое.

Классическая теория ЯЛ своими истоками восходит к христианству, которое впервые в европейской идеологии поставило вопрос о личности человека как божественного промысла и о его духовном, внутреннем мире. В философии, педагогике, психологии и культурологии личность как индивидуальное начало стала интересовать ученых с конца XVII века, когда наступил кризис рационального метода, провозглашенного эпохой классицизма.

Вместе с тем, гумбольдтианская «деятельность духа», определяющая

сознание и ЯКМ целого этноса, несмотря на очевидный интерес к

психологии носителя языка, была еще очень далека от проникновения в

глубины языкового сознания отдельного индивида, тайников его «Ego». По

14

мнению А.А. Бурова, «антропоцентрический этап в изучении ЯКМ ознаменовался не только смещением акцента в сторону того, чьим «производным» ... выступает семиозис «составляющих» означивание образов мира. Стало очевидно, что ЯЛ является регулятором ряда важнейших корреляций: от «ЯЛ - мир » и «ЯЛ - ЯКМ» до «мир - ЯЛ - ЯКМ».» [Буров 2003].

К концу ХХ века, с активизацией когнитивной гуманитарной парадигмы, заметно повысился научно-исследовательский интерес к личности человека, формирующего свое представление о мире в языке. Феномен ЯКМ нуждался в интерпретации с позиций отдельно взятой личности, творящей язык в своей индивидуальной картине мира и способной оказывать влияние и на мир, и на его изображение в языке. ЯЛ как важнейший посредник между миром и языковой его картиной неизбежно становится центром, локусом пересечения позиций и методов познания, моментом, определяющим ЯКМ как «определенное речевое состояние ЯЛ, в котором динамически уравновешены объективное воздействие мира на ЯЛ и его субъективное восприятие ею.» [там же]. В трудах М.М. Бахтина, А. Маслоу, Г.И. Богина, Ю.Н. Караулова, В.П. Нерознака, А.Г. Баранова, С.Г. Воркачева, В.А. Масловой, Т.Н. Снитко, Л.П. Клобуковой, В.И. Тхорика, Н.С. Валгиной, Ю.Е. Прохорова, Л.А. Шестак, Л.А. Петровой, М.А. Олейник, Н.С. Котовой, А.А. Бурова, К.Э. Штайн, Я.А. Фрикке, Н.Н. Карижской, Н.В. Малычевой и многих других исследователей нашла отражение и развитие лингвокультурологическая концепция, в которой анализ языковой материи определяется статусом автора (человека говорящего) как ЯЛ.

В лингводидактической концепции языковой личности Г.И. Богина

готовность индивида «производить речевые поступки, создавать и принимать

произведения речи» рассматривается в качестве производного при

пересечении и взаимодействии сложившейся языка структуры языка,

индивидуального владения языком и тех видов речевой деятельности,

15

которые присущи индивиду [Богин 1984 и след. см. также: Азнаурова 1997; Карасик 2002, 2009].

В работах Л.П. Клобуковой обращается внимание на то, что любая ЯЛ - это прежде всего речевая личность, точнее «многослойная и мнрогокомпонентная парадигма речевых личностей» [Клобукова 1995]. В самом деле, в реальном речевом проявлении мы и воспринимаем ЯЛ как индивидуальность со всеми присущими ей личностно-субъективными качествами.

Важную роль в организации ЯЛ играет ее когнитивный уровень, который предлагается рассматривать «как в коллективном когнитивном пространстве, так и, соответственно, индивидуальном (выделено нами - М.Р.) когнитивном пространстве» [Красных 1997 и след.]. Соответственно, уточняются те когнитивные структуры, которые обеспечивают речевое поведение ЯЛ и реализацию ее коммуникативных потребностей.

Лингвокультурологическое описание ЯЛ уточняется и в контексте других ее характеристик, в частности этнонациональных и социально-политических - например, в работах В.И. Тхорика [Тхорик 2000]. Здесь понимание обусловленности речевого человеческого феномена национальной ментальности основано прежде всего на прагматическом факторе, когда учитывается использование языка в речевой деятельности, где и реализуется то, что принято считать концептуальным образом мира. Думается, при этом нельзя не учитывать и фактор языковой идеологии -способа мировосприятия и системы мировоззрения, которые выражаются в речевом поведении человека, отражающем его индивидуальную жизненную позицию.

В работах Ю.Е. Прохорова обращается внимание на важность учета фактора коммуникативного пространства, в котором раскрывается прагматический потенциал ЯЛ. Под коммуникативным пространством исследователь понимает совокупность сфер речевого общения, в которой

определенная языковая личность может реализовать потребности своего бытия [Прохоров 2004].

Интересный подход к современной интерпретации ЯЛ мы находим в работах Н.В. Малычевой. ЯЛ автора художественного текста рассматривается в контексте текстовой категории персональности, ее текстообразующей функции и способов субъективации повествования [Малычева 2009 и след.]. Утверждая вслед за М.М. Бахтиным факт единства в художественном тексте двух ценностных контекстов - героя и автора, исследователь считает, что «текстовая категория персональности является концептуальной категорией, пронизывающей все текстовое полотно, где нет ни одного слова, сказанного вообще, где авторский угол зрения, авторский взгляд, авторское отношение действительно скрепляет все произведение и объясняет его место, роль и функцию. » [там же]. При этом сам текст рассматривается не только как единое речевое пространство, но и как «сочетание разных субъектно-речевых планов, между которыми устанавливаются сложные, динамические отношения» [там же]. Категория персональности как текстовая категория, коррелируя с другими текстовыми категориями функционально-семантического уровня - локальности, темпоральности, оценки и др., обладает целым спектром языковых средств репрезентации - речевых «авторизаторов», имеющих явные и скрытые модусные рамки.

Выбор языковых средств авторизации авторского повествования в тексте выступает как средством реализации художественной стратегии автора, так и грамматическим условием ее адекватного восприятия адресатом текста.

В теории ЯЛ, разрабатываемой в последние годы, значительное место

уделяется вопросам, связанным с анализом внутренней диалектики и

динамики ЯЛ как амбивалентного состояния автора [Котова 2008], с

изучением характера дихотомии «автор как ЯЛ - адресат» [Олейник 2006], со

взаимоотношениями ЯЛ и языковой картины мира (ЯКМ), или

17

коммуникативным пространством [Гаспаров 1996; Прохоров 2004]; ср. понятие ментального пространства в [Lakoff 1996] или коммуникативно-культурного пространства в [Шалина1998]. (Отсюда - понятие «коммуникативная личность», см.: [Красных 2001и след.]).

Интересный ракурс интерпретации русская языковая личность получает в исследованиях Л.А. Шестак, которая рассматривает генезис языковой образности, когнитивный механизм и функционирование языкового образа как познавательного средства и номинативного результата деятельности ЯЛ [Шестак 2003]. По мнению исследователя, существует необходимость комплексного изучения языковой образности в историко-генетическом, этническом, когнитивном, языковом, функционально-речевом, стилистическом, эстетическом аспектах мировоззрения русской языковой личности художника слова.

В интересующем нас ракурсе заслуживает внимания мысль Л.А. Шестак о том, что образность как основа стиля не только оформляется языком, но и лежит в основе номинативной системы текста. Выражение, или кодирование, денотатов средствами образной номинации может иметь различный характер - быть «монокодовым и поликодовым, выполнять роль контрапункта или резонанса, полифонии в развертывании фракционированного образа - знака ситуации» [там же]

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Романова Марина Сергеевна, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азнаурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 1997. - 45 с.

2. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка [Текст]/ Г.Н. Акимова. - М., 1990. - 168 с.

3. Алиев У.Б. Синтаксис карачаево-балкарского языка [Текст]/ У.Б. Алиев. -М.: Наука, 1973. - 321 с.

4. Алимурадов О.А. К вопросу о структуре концепта и принципах вербализации его областей [Текст]/ О.А. Алимурадов //Вестник ПГЛУ. -Пятигорск, 2006. - №3. - С. 5-15.

5. Алимурадов О.А. Смысл. Концепт. Интенциональность: Монография [Текст]/ О.А. Алимурадов. - Пятигорск, ПГЛУ, 2002. - 218 с.

6. Алимурадов О.А. Характерные особенности динамики концептосферы индивида [Текст] / О.А. Алимукрадов // Вестник ПГЛУ. - 2004. - № 4. - С. 105-115.

7. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания [Текст] / Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. -С. 15-26.

8. Арутюнова Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Res Philologica. - М.- Л. : Наука, 1990. - С.71-88.

9. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М.: языки русской культуры, 1998. - 436 с.

10. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (Синтаксис и лексика) [Текст] / Н.Д. Арутюнова. // Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1979. - С.147-173.

11. Арчаков Р.А., Шинкаренко М.С. Местоименная соотносительность и текстовый уровень употребления субстантивной номинации [Текст] /

Р.А. Арчаков, М.С. Шинкаренко // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - Ростов-на-Дону, 2012. - № 1. - С.106-112

12. Ахматова А.А. Драгоценный подарок [Текст] // Тарковский А.А. Белый день - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, ЯУЗА, 1998. - С. 7-8.

13. Ахматова А.А. Избранные произведения. Критические статьи. - М., 1995. С. 251.

14. Бакалдин И. Казнь праведника. [Текст] / И. Бакалдин // Наш университет. Декабрь 2010.

15. Балли Ш. Язык и жизнь/ Вступительная статья В.Г.Гака. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 232 с.

16. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1994. - 616 с.

17. Баскакова Г.В. Сложное синтаксическое целое в системе портретной характеристики // Язык прозы Чехова. Ростов-на-Дону, 1981. С. 44 - 56.

18. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. - М.: Искусство, 1986. - .с.

19. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 250 - 296.

20. Блок А.А. О назначении поэта// Стихотворения. Поэмы. Пьесы / Вступ. ст. С.Небольсина. - М.: Эксмо, 2008. - 896 с.

21. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов [Текст] / Г.И. Богин. - Л.: Высшая школа, 1984. - 268 с.

22. Богуславский И.М. Сфера действия лексических единиц [Текст] / И.М. Богуславский. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

23. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста/ Н.С. Болотнова. - Томск, 2001. - Ч.1.

24. Биджиева А.А. Когнитивная флористическая метафора в русской литературе первой половины XIX века (на материале поэтических текстов): автореф. дис. ... канд. филол. наук:10.02.01. - Ставрополь, 2010. - 21 с.

25. Буров А.А. Функции субстантивных местоименно-соотносительных придаточных в тексте. Автореф. дис. ... канд. филол. Наук [Текст]/ А.А. Буров. - М., 1979. - 17 с.

26. Буров А.А. Субстантивная синтаксическая номинация в русском языке. Автореф. дис. ... д - ра филол. наук [Текст]/ А.А. Буров. - Ставрополь, 2000. - 43 с.

27. Буров А.А. Когниолингвистические вариации на тему русской языковой картины мира. Монография [Текст]/ А.А. Буров. - Пятигорск, 2003. - 361 с.

28. Буров А.А. Номинационно-синтаксический семиозис в современном русскоязычном дискурсе: новая реальность словаря [Текст]/ А.А. Буров. //Вестник ПГЛУ. - 2001. - №4. - С. 5-9.

29. Буров А.А. Синтаксические аспекты субстантивной номинации в современном русском языке. Монография. В 3-х чч. [Текст]/ А.А. Буров. -Пятигорск-Ставрополь: Изд-во ПГЛУ, 1999.

30. Буров А.А. Языковая картина мира поликультурного региона Северного Кавказа [Текст]/ А.А. Буров // Русский язык и межкультурная коммуникация. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. - № 1 (9). - С. 18-23.

31. Буров А.А., Карижская Н.Н. Концепт «грех» в русской языковой картине мира [Текст]/ А.А. Буров, Н.Н. Карижская. - Ставрополь - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. - 179 с.

32. Буров А.А. Субстантивная синтаксическая номинация в русском языке /Под ред. проф. К.Э. Штайн [Текст]/ А.А. Буров. - Ставрополь -Пятигорск: Изд-во СГУ, 2012. - 400 с.

33. Буров А.А., Кулага О.В. Художественный текст и его метатекстовая составляющая в прозе В.В. Набокова [Текст]/ А.А. Буров, О.В. Кулага // Известия ЮФУ: Филологические науки. 2012. № 1. С. 169-178.

34. Буров А.А., Шинкаренко М.С. Проблема структурации пространства языковой личности автора художественного текста // Современная лингвистика: теория и практика. Ч.1. - Краснодар: КВВАУЛ, 2010. - С. 65 -69.

35. Бурова Г.П. Лексические связи имен существительтных на межфразовом уровне. Дис. ... канд.филол.наук. - Ставрополь, 1996. - 210 с.

36. Бытева Т.И. Лексический аналитизм и перифрастические сочетания // Лингвистический ежегодник Сибири. Красноярск, 2000. № 2. С.77-83.

37. Вальшонок 3. «Судьба моя сгорела между строк ... » (Из воспоминаний об Арсении Тарковском)//Книжное обозрение. -1996. -№19. - С.10-11.

38. Ваншенкин К. Перед чем-то иным//Советская культура. - 1991.-10 августа. - С.6.

39. Вардзелашвили Ж.А. Наносемы лексических структур // Русское слово в мировой культуре. СПб., 2003. С. 38 - 46.

40. Вежбицка А. Метатекст в тексте //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8: Лингвистика текста. М., 1978. С. 402 - 421.

41. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 99 - 111.

42. Вельская М. Жизнь - чудо из чудес //Русская речь .- 1994. - №5.-С.20-23.

43. Вербальная и невербальная опоры пространства межфразовых связей /Ред. Т.М.Николаева. М., 2004. -256 с.

44. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке [Текст]/ В.В. Виноградов // Исследования по русской грамматике. - М., 1975. - с. 53-87.

45. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: 1959. - С.654.

46. Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук. - М., 1989. - С. 361-370.

47. Войченко В.М. Фрагмент речевого портрета современной русскоязычной женщины. Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 -русский язык. - Иваново, 2012. - 24 с.

48. Волкова П.Д. Арсений Тарковский (Жизнь семьи и истории рода). М.:ЭКСМО - Пресс, 2002.

49. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании [Текст]/ С.Г. Воркачёв // НДВШ ФН. - 2001. - № 1. - С. 64 - 72.

50. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачев. -М.: Гнозис, 2004. - 236 с.

51. Воркачев С.Г., Воркачева Е.А. «Совокупность совершенств» в лингвоконцептологии [Текст] // Личность в пространстве языка и культуры. - М. - Краснодар. 2005. - С. 258-266.

52. Воробьёв В.В. Лингвокультурология (теория и методы) [Текст]/ В.В. Воробьёв. - М., 1997.- 331 с.

53. Воронова Т. Принципы словаря лирики Арсения Тарковского. Автореф. дис. канд. филол. наук [Текст] / Воронова, Т. - Воронеж, 2007. - 19 с.

54. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер [Текст]/ Б.П. Вышеславцев // Вопросы философии. - 1998. - №6. - 1995. - С. 112 - 121.

55. Гак В.Г. Языковые преобразования / В.Г. Гак. - М. Языки русской культуры, 1998. - 768 с.

56. Гамалей Т.В. Система лексико-синтаксических средств описания внешности человека в современном русском языке. Дис. : канд. филол. наук. Л., 1989.

57. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ: Лингвистика языкового существования. - М.: Наука, 1996. - 224 с.

58. Гегель Г.В.Ф. Введение в философию. Философская пропедевтика [Текст] /Г.В.Ф. Гегель. 2- е изд. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 264 с.

59. Гнеушев В. На развалинах культуры [Текст]/ В. Гнеушев // А. Мосиенко. Проза жизни. - Пятигорск - Кисловодск: Южная Звезда, 2005. - С. 408412.

60. Горшков А.И. История русского литературного языка [Текст]/ А.И. Горшков. - М.: Высшая школа, 1980. - 268 с.

61. Гулова И.А. «Гармонии стиха божественные тайны ... » (О поэтике А.А. Тарковского) // Русский язык в школе. - 2002. -N23. - С. 66-71.

62. Гумбольдт В. фон. Избранные статьи по языкознанию [Текст]/ В. фон Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1984. - 324 с.

63. Гусаренко С.В. Синтагматический и семантико-прагматический аспекты функционирования вставных конструкций в современном русском языке. Автореф. дис....канд.филол. наук:10.02.01 [Текст]/ С.В. Гусаренко. -Ставрополь, 1999. - 20 с.

64. Дементьев В.В. Жанровая структура фатической коммуникации. Автореф. : дис. канд. филол. наук. Саратов, 1995.

65. Демидова Т.В. Концептуальная репрезентация языковой личности студента (когнитивный и прагматический уровни): автореф. дис. ... канд. филол. наук. [Текст]/ Т.В. Демидова. - Майкоп, 2011. - 29 с.

66. Емельянова О.Н. Авторская речь [Текст] / О.Н. Емельянова //Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта - Наука, 2003. С.13 - 14.

67. Ерофеева Т.И. «Речевой портрет» говорящего // Языковой облик уральского города. - Свердловск, 1990.

68. Есина Т.А. Социальное портретирование как метод изучения читателей библиотек : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Есина Татьяна Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и

искусств] - Москва, 2010 - Количество страниц: 241 с. ил. Москва, 2010 241 с.

69. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи [Текст] / А.И. Ефимов. -М.: Изд-во МГУ, 1957. - 448 с.

70. Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. М., 1988. С. 5 - 44.

71. Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984. С. 162 - 173.

72. Инфантова Г.Г. Современный речевой портрет лексии как бы // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. Сб. науч. тр. Вып. 3 / Под. ред. М.А. Кормилицыной. - Саратов, 2003. - С. 46—55.

73. Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. - М., 2008. - 184 с.

74. Каминская Т.Л. Адресат в массовой коммуникации: Монография. -Великий Новгород. 2009. - 166 с.

75. Кант И. Критика чистого разума [Текст] / И.Кант /Пер. с нем. Н. Лосского.— М.: Мысль, 1994.— 591 с.

76. Карасик В.И. Языковые ключи/ В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2009. - 386 с

77. Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс/ В.И. Карасик. - Волгоград, 2002. -477 с.

78. Караулов Ю.Н. Морфология в ассоциативно-вербальной сети носителя языка// Русский язык и литература в общении народов мира.

79. Караулов Ю.Н. Русская идея, русская речь и идиостиль Достоевского / Ю.Н. Караулов// Русский язык. Изд-во «Первое сентября». - №39 (303). -М., 2001. - С.5-9.

80. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Отв. ред. Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1987. - 261 с.

81. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения// Язык и личность. - М.: Наука, 1989. - С. 3-8.

82. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Academia, 2002. - 264 с.

83. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - Изд-во 2-ое. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 264 с.

84. Караулов Ю. Н. Языковая личность // Русский язык. Энциклопедия. М.: Дрофа, 1998. - С. 671 - 672.

85. Карижская Н.Н. Концепт «грех» и его вербализация в русской языковой картине мира: автореф. дис. ... кандидата филологических наук. -Ставрополь, 2010. - 26 с.

86. Кекова С.В. Небо и Земля Арсения Тарковского: метаморфозы христианского кода / С.В. Кекова. Саратов : Изд-во СГСЭУ, 2009. 164 с.

87. Кекова С.В. Сохранившие традицию. Заболоцкий. Тарковский. Бродский / С.В. Кекова, Р.Р. Измайлов. Саратов : Изд-во «Лицей», 2003. 192 с.

88. Кекова С.В. «Эсхатологический миф» и «священный реализм истории» в стихотворениях Арсения Тарковского «Степь» и «Голуби на площади» / С.В. Кекова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 12 (68). С. 265-268. ISSN 1810-020.

89. Кекова С.В. К вопросу об основном духовно-эстетическом принципе в поэзии А. Тарковского / С.В. Кекова // Известия Саратовского университета. Серия социология. Политология. Саратов, 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 82-85. ISSN 1814-733X, ISSN 1818-9601.

90. Кекова С.В. Метаморфозы слова в эонотопосе поэтического текста (на материале поэзии А. Тарковского) / С.В. Кекова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия

Филологические науки. Волгоград, 2009. № 2 (36). С. 210-214. ISSN 18159044.

91. Кекова С.В. Метаморфозы библейского кода в стихотворении Арсения Тарковского «К стихам» / С.В. Кекова // Известия Самарского Научного центра Российской академии наук. Серия Филология и искусствоведение. Самара, 2009. Т. 1 (3). С. 195-199. ISSN 1990-5378.

92. Кекова С.В. К вопросу о поэтическом языке А. Тарковского / С.В. Кекова // Вопросы стилистики: сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГУ, 1988. С. 55-65.

93. Кекова С.В. Образ слова в поэтическом мире А. Тарковского / С.В. Кекова // Труды педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского. Филология. Лингвистика. Саратов : Изд-во СГУ, 2003. Вып. 2. С.174-181. ISBN 5-292-03092-9.

94. Кекова С.В. Принцип преображения как основная составляющая творческого метода Арсения Тарковского / С.В. Кекова // Швденний архiв. Фшолопчш науки: Збiрник наукових праць. Випуск ХХХ1Х. Херсон: Видавництво ХДУ, 2007. С. 68-76.

95. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. / Русский речевой портрет: Фонохрестоматия. - М., 1995. - 114 с.

96. Клобукова Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики// Международная юбилейная сессия, посвященная 100-летию В.В.Виноградова. - М.: МГУ, 1995. - С. 321-323.

97. Кожина М.Н. Стилистика русского языка [Текст]/ М.Н. Кожина. - М.: Просвещение, 1992. - 236 с.

98. Кожина М.Н. Художественный стиль речи// Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М., 2003. С. 594 - 608.

99. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. - М.: Наука, 1990. - 103 с.

100. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006.

101. Котова Н.С. Амбивалентная языковая личность: лексика, грамматика, прагматика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. - Краснодар, 2008. - 39 с.

102. Котюрова М.П. Идиостиль //Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ М.П. Котюрова/ Ред. М.Н. Кожина. - М., 2003.

103. Красных В.В. Точки над i или многоточие?.. (к вопросу о современной научной парадигме) М.: МАКС Пресс, 2001. - С. 5-12.

104. Красных В.В. Когнитивная база, культурное пространство в аспекте изучения языковой личности//Язык, сознание, коммуникация. Вып.1. - М.: МГУ, 1997. - С. 128-144.

105. Крысин Л.П. Русское слово: свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 888 с.

106. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета [Текст]/ Л.П. Крысин // Русский язык в научном освещении. -2001. - № 1. - С. 90-106.

107. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности/ Е.С. Кубрякова. - М.: Наука,1986. - 156 с.

108. Лаврин А. «Слышнее всех разлук ... » (О дружбе поэтов А.А.Тарковского и М.И. Цветаевой) // Литературная Россия. - 1987. №26. - С. 17.

109. Ларин Б.А. Об изучении языка города// Язык и литература. Т.7. Л., 1931.

110. Леденёв Ю.И., Воробьёва И.Г. Коммуникативные аспекты изучения русского синтаксиса [Текст]/ Ю.И. Леденёв, И.Г. Воробьёва. - Ставрополь: СГУ, 2004. - 229 с.

111. Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обучение языку. Кемерово, 2009.

112. Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение / Под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич. Барнаул, Кемерово, 2006.

113. Лихачев Д.С. Текстология. (На материале русской литературы Х - XVII вв.). - М.: Наука, 1983. - 639 с.

114. Ломов А.М. Словарь-справочник по синтаксису современного русского языка [Текст] / А.М. Ломов. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 416 с.

115. Лотман Ю.М. и Тартуско-Московская семиотическая школа [Текст]. -М.: Гнозис 1994. - 560 с.

116. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб., 2002. - С.58 - 78.

117. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. - М.: «Ось - 89», 2009. - 560 с.

118. Ляпон М.В. Модальность [Текст] / М.В. Ляпон // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд. - М.: БРЭ: Дрофа, 1998. - С. 239-240.

119. Максимов Л.Ю. Многомерная классификация сложноподчиненных предложений. Автореф. дис. ... д-ра филол. наук [Текст]/ Л.Ю. Максимов. -М., 1971. - 29 с.

120. Максимов Л.Ю. Многомерная классификация сложноподчиненных предложений [Текст]/ Л.Ю. Максимов. - Ставрополь - Пятигорск: Изд-во СГУ, 2011. - 680 с.

121. Малычева Н.В. Текстовая категория персональности (на материале художественных текстов А.П.Чехова) [Текст]/ Н.В.Малычева // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2009. № 4. - С.48 - 55.

122. Маслова В.А. Лингвокультурология. Учебное пособие [Текст]/ Д.А. Маслова. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

123. Маслова В.А. Поэт и культура: Концептосфера Марины Цветаевой /В.А. Маслова - М.: Терра, 2004. - 256 с.

124. Мещеряков В.Н. К вопросу о модальности текста [Текст]/ В.Н. Мещеряков // НДВШ «Филологические науки». - 2001. - №4. - С. 99-105.

125. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

126. Немировская А.В. Изучение базовых ценностей и удовлетворенностью жизнью жителей Красноярского края в контексте разработки социокультурного портрета региона России // Материалы Тюменского социологического Форума 15-16 окт. 2009. - Тюмень, 2009. - С.165—166.

127. Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дис-циплины // Язык. Поэтика. Перевод: Сборник научных трудов. - М., 1996. - С. 112-116.

128. Николаева Т.М. Вербальная и невербальная опоры пространства межфразовых связей [Текст] /Т.М.Николаева. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 256 с.

129. Николаева Т.М. Метатекст и его функции в тексте (на материале Мариинского Евангелия // Исследования по структуре текста- М., 1987. С. 128 - 143.

130. Николаева Т.М. Предисловие к коллективной монографии «Вербальная и невербальная опоры пространстве межфразовых связей.». - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 7-12. (256 с.)

131. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие.- М.: Академия, 2003. - 256 с.

132. Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публикации). М.: Русский язык, 2004. 352 с.

133. Олейник М.А. Адресат и динамическая языковая картина мира: концепция взаимообусловленности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. - Ростов - н/Д., 2006. - 45с.

134. Оленев С.В. Моделирование динамики русской языковой личности. Томск, 2008.

135. Остин Дж. Слово как действие // НЗЛ. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986. С. 22 - 129.

136. Падучева Е.В. Семантические исследования. (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М., 1996.

137. Петрова Л.А. Лингвокогнитивные основы художественной картины мира. Симферополь, 2006. - 284 с.

138. Петрова Л.А. Художественная языковая картина мира [Текст]/ Л.А. Петрова. - Симферополь, 2007. - 364 с.

139. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. - М.: Флинта-Наука, 2004. - 224 с.

140. Радзиевская Т.В. Текстовая коммуникация. Текстообразование // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992. С. 79 - 108.

141. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка: Грамматика [Текст]/ Под ред. О.Б. Сиротининой.- М.: УРСС, 2003. - 312 с.

142. Ракитянский Н.М. Личность политика. Теория и методология психологического портретирования / Н.М. Ракитянский. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 264 с.

143. Рассадин Ст. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. - М.: Слово, 2001. - с.

144. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера им границы. М.: Прогресс, 1957. - 315 с.

145. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. [Текст]/ Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. -М., 1997. - 480 с.

146. Регионы России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Сост. и общ ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. -М., 2009. - 807 с.

147. Роднянская И.Б. Лирическое отступление // Литературный энциклопедический словарь. - М.: СЭ, 1987. - С.186.

148. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность [Текст]/ О. Розеншток-Хюсси. - М.: Лабиринт, 1994. - 213 с.

149. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/Собр. М.Забылин. - М., 1980.

150. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

151. Самошина З.Г., Зинин А.М. Судебное портретирование :История и современность/З.Г. Самошина, А.М. Зинин.//Вестник Московского университета. Серия 11, Право. -2005. - № 6. - С. 23 - 34

152. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 552 с.

153. Сахно О.С. Фразовая номинация как средство речевой эвфемизации (на материале языка русской художественной литературы XIX - XX вв.): автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.С. Сахно. - Таганрог, 2006. - 19 с.

154. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компентенции.-М.: Лабиринт, 2004.-320 с.

155. Седов К.Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) // Вопросы стилистики. Антропоцентрические исследования. Вып.28. - Саратов, 1999.

156. Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // НЗЛ. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986. С. 170 - 194.

157. Серио П. Философский дискурс в проблематике дискурса // Квадратура смысла. - М., 1999. - С. 148-198.

158. Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов "речевой жанр" и "риторический жанр" // Жанры речи. Саратов, 1999. С. 26 - 31.

159. Сиротинина О.Б. Языковой облик г. Саратова // Разновидности городской устной речи. - М., 1988. - С. 247—253.

160. Скляровская Г.Н. Еще раз о русском слове «интеллигенция» [Текст]/ Г.Н. Скляровская // Русистика и современность. Мат-лы VII Межд. научно-практ. конф. Т. 1. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2005. - С. 39-47.

161. Словарь русской лингвистической терминологии/ Под ред. проф. А.Н. Абрегова. - Майкоп: Качество, 2004. - 347 с.

162. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст]/ Ю.С. Степанов. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 824 с.

163. Стилистический энциклопедический словарь русского языка (СЭСРЯ) / Ред. М.Н.Кожина. - М., 2003.

164. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. - М.: Логос, 2001. - 268 с.

165. Тарковский А.А. Собрание сочинений в 3 т. - М.: Искусство, 1991.

166. Тарковский А.А. Стихотворения. Поэмы. - М., 1989.

167. Тарковский А.А. «Что входит в мое понимание поэзии» [Текст] / А.А. Тарковский. - Собр. соч.: В 3 т. - М., 1991. - Т. 2. - 201 с.

168. Тарковский А.А. Ясный день: Стихотворения и поэмы [Текст]/.М.: ЭКСМО-Пресс - ЯУЗА, 1998. 384 с.

169. Топоров В.Н. Пространство и текст [Текст]/ В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 227-284.

170. Тхорик В.И. Языковая личность (Лингвокультурологический аспект). -Автореф. дис... докт. филол. наук. - Краснодар, 2000. - 43 с.

171. Тхорик В.И. Языковая личность в аспекте лингвокультурологических характеристик. - Краснодар, 2000. - 196 с.

172. Уханов Г.П. Двусоставные конструкции с придаточным во второй части [Текст]/ Г.П. Уханов // Мысли о современном русском языке. - М., 1969. -С. 105-117.

173. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. - 639 с.

174. Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: "утешение", "убеждение", "уговоры" // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 73 - 94.

175. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. [Текст]/ М.И. Фомина. - М., 2001. - 416 с.

176. Фрикке Я.А. К вопросу о художественной индивидуализации концепта в тексте Л.Н.Толстого // Университетские чтения - 2012. - Пятигорск: 2012 . Вып. IX. - С. ...

177. Фрикке Я.А. Фразовая номинация как средство выражения языковой личности автора художественного текста. Монография. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 212 с.

178. Фужерон И.И., Брейар Ж.. Местоимение Я и построение дискурсивных связей в современном русском языке// Вербальная и невербальная опоры пространстве межфразовых связей.. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 147-165 (256 с.)

179. Халанская А. Динамические процессы в конце XX века (на материале русского и английского языкову/Language and communication journal: issue 2. http://depfolag.kubsu.ru/ jornal.htm

180. Хачмафова З.Р. Женская языковая личность в художественном тексте. Автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 - теория языка. - Ставрополь, 2011. - 45 с.

181. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. Пер с нидерланд. В. Ошиса. - М. 2004. - 539 с.

182. Хидишели Н.П. О некоторых функциях эвфемизмов в современном английском языке//Языковые единицы и категории в речи: Межвузовский сборник научных трудов. - Пятигорск, 2001. - С. 193-198.

183. Чесноков П.В. Грамматика русского языка в свете теории семантических форм мышления. - Таганрог, 1992. - 168 с.

184. Чесноков П.В. О двух картинах мира - статической и динамической//Известия СКНЦ ВШ, Общественные науки. - Ростов-на-Дону, 1989. - №3. - С. 63-69.

185. Чесноков П.В. Статическая и динамическая языковые картины мира / П.В. Чесноков //Язык. Дискурс.Текст. Ч. I. - Ростов - на - Дону, 2004. -С.18-25.

186. Шаймиев В.А. Метатекст и адекватное восприятие текста / В.А. Шаймиев // Аспекты речевой конфликтологии: сб. ст. / под ред. С.Г. Ильенко. СПб: РГПУ, 1996. - с. 58-62

187. Шалина И.В. Взаимодействие речевых культур в диалогическом общении: аксиологический взгляд: автореф. ... канд. филол. наук. -Екатеринбург, 1998. - 24 с.

188. Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства. - М.: Азбуковник, 1998. - 176 с.

189. Шестак Л.А. Русская языковая личность (Коды образной вербализации тезауруса): Дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01: Волгоград, 2003. - 514 с.

190. Шинкаренко М.С. Особенности поэтического дискурса А.А.Тарковского / М.С. Шинкаренко // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2009. - № 4. - С. 236239

191. Шинкаренко М.С. Идиостилевой потенциал номинационно -синтаксической репрезентации поэтической картины мира / М.С. Шинкаренко // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2012. - № 3. - С. 32-37

192. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. [Текст] / Д.Н. Шмелев. - М.: Просвещение, 1977. - 337 с.

193. Шмелева Т.В. Авторское начало медийного текста: удельный вес // Язык. Дискурс. Текст: V Международная научная конференция, посвященная юбилею проф. Г.Ф. Гавриловой: Тр. и материалы. Ч.1. -Ростов-на-Дону, 2010. - С. 325—327.

194. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88 - 98

195. Шмелева Т.В. Субъективные аспекты русского высказывания : дис. в виде науч. докл. ... д-ра филол. наук. -М., 1995. - 35с.

196. Шмелева Т.В. Текст как объект грамматического анализа: учеб.-метод. пособие. - Красноярск, 2006. - 63 с.

197. Штайгер Е.В. Полемический диалог «автор-мир» в языке поэзии А.А. Мосиенко [Текст]/ Е.В. Штайгер // Русское слово в языковой картине мира Северного Кавказа: речевой портрет русского кавказца. - Пятигорск, 2010. - С. 60-66.

198. Штайн К.Э. Метапоэтика: «размытая» парадигма //Текст. Узоры ковра. «Тех^», вып.4, ч. I. СПб.- Ставрополь,1999. С. 5 - 14.

199. Штайн К.Э. - Ставрополь-Пятигорск: Изд-во «Академический проект», 2011. 680 с.

200. Шульженко В.И. Русский Кавказ. [Текст]/ В.И. Шульженко // Пятигорск, 2008.

201. Щукина Д.А. Пространство в художественном языке и пространство художественного текста/ Д.А. Щукина. - СПб., 2003.

202. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». - СПб.: Симпозиум, 2003. - 92 с.

203. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий [Текст]/ Ред. А.Н. Тихонов. - Т. 2. - М.: Флинта: Наука, 2008. -816 с.

204. Якобсон Р. Грамматика русской поэзии. - Благовещенск: БГФ им. И.А.Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 202 с.

205. Gogolitsyna N. The Russian intelligentsia / N. Gogolitsyna // Rusistika. -Spring 2002. - № 25. - p. 14-22.

206. Lakoff G. Women, fire and dangerous Things.., What the categories reveal about mind. University of Chicago, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.