Тема Востока в творчестве Бориса Пильняка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Абдуразакова, Елена Рудольфовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Абдуразакова, Елена Рудольфовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОЙ ТЕМАТИКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
ГЛАВА И. ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ВОСТОЧНЫХ» ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.ПИЛЬНЯКА.
§ 2.1. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ ТЕМЫ В РАССКАЗАХ БОРИСА ПИЛЬНЯКА.
§ 2.2. «ПРОСВЕТЛЕННОЕ БЫТИЕ» В РОМАНЕ «КОРНИ ЯПОНСКОГО СОЛНЦА».
§ 2.3. ОБРАЗ КИТАЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ БОРИСА ПИЛЬНЯКА.
ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКОВОЙ КНИГИ «ТАДЖИКИСТАН - СЕДЬМАЯ СОВЕТСКАЯ».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественная эволюция прозы Б.А. Пильняка 1930 - х годов2011 год, кандидат филологических наук Здерева, Ирина Владимировна
Динамика художественной прозы Б. Пильняка1997 год, кандидат филологических наук Кислова, Лариса Сергеевна
Своеобразие формирования жанровой системы в творчестве Бориса Пильняка2007 год, кандидат филологических наук Бабкина, Екатерина Сергеевна
От символизма к авангарду. Опыт символизма и русская литература 1910-1920-х годов (Поэтика. Жизнетворчество. Историософия)1998 год, доктор филологических наук Грякалова, Наталия Юрьевна
Проза Б. Пильняка 20-х годов: Поэтика художественной целостности2002 год, кандидат филологических наук Анпилова, Лариса Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тема Востока в творчестве Бориса Пильняка»
В начале XXI века Восток остается одним из важных аспектов мировой культуры, образа жизни и общественно-политических отношений, а также этноконфессиональных и политических конфликтов, как внутри его регионов, так и во всем мире. Сегодня Восток — это арена перемен, перемен столь стремительных, столь грандиозных, что без учета их мы не можем представить все своеобразие «карты мира». Веками Европа «хозяйничала» на Востоке, не ведая о стоящих за этим последствиях и в последние пятьдесят лет, к своему ужасу и удивлению, обнаружила, что Восточная цивилизация реагирует совсем не так, как она ожидала: «покорно» и «раболепно». Сегодня пришло время провести переучет ценностей, и извлечь из этого соответствующие уроки. В истории русской литературы существуют разные трактовки понятия «Восточная цивилизация». Можно по-разному определять место и роль Востока в формировании мировой цивилизации. Многие исследователи вообще отрицают системообразующий характер Востока в этом направлении. Но действительность постоянно убеждает нас в том, что некая восточная социальная, психологическая и культурная общность, порой труднопонимаемая и трудноквалифицируемая, своеобразная цивилизационная константа, действительно оказывает влияние на общественную и политическую жизнь стран, народов, на их взаимоотношения в целом. Этим обусловливается выделение в реальном мире и в сознании людей, а отсюда и в литературе, особого восточного мира.
Среди представителей русской литературы советского периода, чей интерес к Востоку и взаимодействие с ним были глубокими и взаимодополняющими, личность Бориса Андреевича Пильняка занимает весьма значительное место. Ориентальная проза писателя — явление чрезвычайно своеобразное в русской литературе первой половины XX века, когда после Октябрьской революции проблема «Запад и Восток» получила «второе дыхание» и отразилась в творчестве многих писателей, историков, политиков и философов. Исследовать эту проблему стоит не только потому, что художник много путешествовал по Востоку, вследствие чего много и плодотворно писал о нем, но еще и потому, что писатель продолжает традицию русской ориенталистики своим творчеством. Говорить об этом стоит, главным образом, и по той причине, что проза Пильняка заключает в себе глубокую и оригинальную концепцию взаимодействия русского писателя с действительностью и культурой Востока - концепцию, впитавшую в себя лучшие традиции русской ориенталистики.
Октябрьская революция меняет не только историю России, вслед за ней «взрывной волной» начинает меняться и история Востока. Примерно с этого времени внимание писателя теперь больше привлекают современные события, разворачивающиеся в странах Дальнего и Ближнего Востока. Путешествия писателя не являлись попутным знакомством художника с жизнью, историей и культурой Востока или простым приобретением новых сведений. Это был сложный процесс обогащения миропонимания писателя, тесно связанный с его творчеством.
Цель работы заключается в исследовании идейно-эстетической сущности восприятия и художественного отображения восточной тематики в творчестве Бориса Пильняка.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные тенденции развития восточной темы в русской литературе;
- показать конкретно-исторические обстоятельства и причины, побудившие писателя обратиться к теме Востока;
- исследовать тематические и жанровые особенности «восточных» произведений Б.Пильняка;
- комплексно рассмотреть основной тематический круг восточных произведений в их развитии и взаимосвязи;
- выявить типологию героев и поэтику «восточных» произведений Б.Пильняка;
- проследить, в какой степени творческие поиски Б.Пильняка совпали с основными тенденциями развития литературного процесса 1920-30-х годов.
Научная новизна: Б.Пильняк не был обойдён вниманием исследователей. Творчество писателя уже становилось объектом пристального внимания литературоведов и нашло своё отражение в работах Б.Андроникашвили-Пильняка, К.Андроникашвшш-Пильняк, Г.Анищенко, Л.Анпиловой, Г.Белой, А.Ванюкова, И.Горелова, Н.Грякаловой, В.Новикова, Е.Елиной, Ю.Орлицкого., И.Карпенко, В.Клещикова, И.Шайтанова, Э.Карпала-Киршак, Л.Трубиной, Н.Лейдермана, Ф.Раскольникова, Т.Милехиной, В.Чайковской, А.Латыниной и др., которые рассматривают главным образом вопросы его творческого генезиса и поэтику произведений 1920-х годов. Однако в современном пильняковедении пока ещё только начинается . исследование интереса писателя к Востоку, его художественных исканий и открытий в этой теме. До сих пор этот аспект в творчестве Б.Пильняка, не получил исчерпывающего литературоведческого отражения. Именно в комплексном исследовании основных тематических и жанровых особенностей восточных произведений Б. Пильняка и состоит новизна данной работы.
Методологической основой диссертации являются теоретические положения литературоведения и востоковедения о конкретно-историческом и системном изучении произведений искусства, отразившиеся в работах М.Бахтина, И.Брагинского, И.Гальперина, А.Жолковского, В.Жирмунского, Н.Конрада, Г.Ломидзе, А.Лосева, Д.Лихачева, Ю.Тынянова, Л.Флейшмана, В.Шкловского. Учтен также опыт современных ведущих исследователей в изучении творчества Б.Пильняка.
В процессе работы были использованы следующие методы и принципы исследования: биографический метод, принцип конкретно-исторической детерминированности в изучении творчества Б.Пильняка, позволяющий исследовать «восточную» прозу писателя в контексте основных тенденций развития литературного процесса 1920-30-х годов; описательный метод с принципом имманентного анализа произведений автора и эволюции его творчества. Наше исследование было проведено на стыке литературоведения и востоковедения, а также на линии соприкосновения этнологии и тезаурологии, которая изучает субъективное представление о той или иной культуре, процесс овладения культурными достижениями, осуществляемого субъектом, а также имагологии, которая изучает восприятие другого образа жизни.
Объект исследования — творчество Бориса Пильняка.
Предмет исследования — восточная тема в произведениях Б.Пильняка: роман «Корни японского солнца», «Китайская повесть», книга очерков «Таджикистан - седьмая советская».
Практическая значимость диссертации обусловлена возможностью ее использования при изучении темы «История развития восточной тематики в русской литературе» в высших, средних профессиональных учебных заведениях и общеобразовательных школах, в вузовских спецкурсах и в спецсеминарах, посвященных творчеству Б.Пильняка; при подготовке студенческих рефератов, курсовых и дипломных работ.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью дальнейшего изучения многих аспектов творчества Б.Пильняка современным литературоведением. Среди них особое место занимает тема Востока, отражение которой в прозе писателя впервые исследовано в данной диссертационной работе. Несмотря на традиционность и прочные корни восточной темы в русской литературе, вышеуказанный аспект по-разному трансформируется в различные периоды истории, получая дополнительное звучание, которое нуждается в различных уровнях осмысления: политическом, историческом, философском, а также литературном.
В настоящее время исследование восточного аспекта в творчестве Б.Пильняка только начинается и ждет все новых исследователей.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории русской литературы XX века и теории литературы ДВГУ. Отдельные положения работы были отражены в докладах на 6-ти научно-практических конференциях и нашли свое отражение в 7-ми научных публикациях: областная научно-практическая конференция «Духовные ценности славян» (Биробиджан, 2001); Всероссийская научно-практическая конференция «Творчество Александра Фадеева в контексте русской литературы XX века», посвященная 100-летию со дня рождения писателя. (Владивосток, 2002); региональная научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования — ресурс развития региона» (Биробиджан, 2002); межвузовская научно-практическая конференция «Интеграция литературного и культурного текста: традиция и современность». (Биробиджан, 2004); Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманизация и гуманитаризация образования в школе и в вузе» (Орел, 2004); межвузовская научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования — основа развития и возрождения национально-регионального менталитета» (Биробиджан, 2004).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза Б.А. Пильняка 1920-х годов: мотивы в функциональном и интертекстуальном аспектах2006 год, доктор филологических наук Крючков, Владимир Петрович
Принципы организации романного целого в творчестве Бориса Пильняка 1920-х годов2006 год, кандидат филологических наук Кагирова, Ольга Михайловна
Молодежная проза в литературно-общественной ситуации 1920-х годов2007 год, кандидат филологических наук Похазникова, Ирина Сергеевна
Евразийство и русская литература 1920-1930-х годов XX века2004 год, кандидат филологических наук Хэ Фан
Художественный мир прозы Б.А. Пильняка2006 год, кандидат филологических наук Профатило, Ирина Ивановна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Абдуразакова, Елена Рудольфовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восточные произведения Бориса Пильняка - это особая страница в русской литературе XX века. Восток и произведения художника о нем стали еще одной гранью, отражающей творческую индивидуальность прекрасного человека и выдающегося русского писателя. В них он не только знакомит своих современников с огромным, напряженным и противоречивым миром социальной и духовной жизни Востока, но и побуждает их ценить достижения человеческого разума и мировой культуры, призывает задуматься над смыслом человеческого бытия, выражает любовь к отечеству и национальной культуре. Пильняк - это писатель, «гражданин мира», философ, психолог, тонкий политик. С его именем для современного литературоведения связано многое: книги, которые с любовью читаются, характеры героев, которые до сих пор продолжают удивлять своей глубокой психологичностью, а также непревзойденная манера повествования. Творчество Бориса Пильняка изучали (хотя с большим перерывом) и продолжают изучать, однако еще многие темы, к которым обращался писатель, остаются малоисследованными. Одной из таких тем является тема Востока. Восточная тематика в русской литературе имеет прочные корни. В своей работе мы попытались проследить лишь малую часть этой традиции. Наше исследование ограничивается лишь историческими периодами начала
XIX и XX веков, так как именно в этот период в данной теме происходят те существенные изменения, которые повлияют на ее развитие в 20-30-е годы
XX века. Проследив эволюцию развития восточной темы в русской литературе, мы пришли к выводу, что уже к концу XVIII — началу XIX вв. восточная тема складывается в литературе как явление, представленное и в прозе, и в поэзии. В немалой степени этому способствовало, в основном, развитие западных отношений с Востоком и ряд открытий ученых-ориенталистов, познакомивших Европу с замечательными литературными и религиозными памятниками Востока. Восточные мотивы появились в произведениях многих поэтов и писателей как XIX, так и первой половины
XX века. Причем каждый из них по-своему воспроизводил «восточную модель» в своем творчестве. Одни считали, что Восток представляет опасность для духовной жизни русского общества, другие считали необходимым приобщение к жизни ориентального мира, постижению его духовных и нравственных ценностей. Одним из популярных жанров для воспроизведения передачи собственных наблюдений и впечатлений явились жанры рассказа, романа-путешествия и путевого очерка. Именно эти жанры получили широкое распространение в русской литературе, достаточно лишь вспомнить И.Гончарова, К.Бальмонта, А.Белого, И.Бунина, Н.Гумилева. Данные жанры позволили художникам с точностью схватить и передать не только культуру, философию и политику Востока, но и собственные впечатления и эмоции, помогли многим авторам раскрыть и лучше понять не только собственную душу, но и душу своего народа.
Обращение Бориса Пильняка к восточной тематике это не только попытка разобраться в различных вопросах бытия и истории, как России, так и всего земного шара, но это еще и стремление писателя «уйти из реальностей в непонятное» [7, 154]. Во всех своих «восточных» произведениях автор предстает как очевидец, под всем рассказанным есть личная «подпись», не случайно поэтому автобиографизм и автопсихологизм - неотъемлемые качества «восточной» прозы писателя. Документальность — одна из творческих установок автора, помогающая ему ярче высветить образы, убедительно нарисовать фон Востока. Все увиденное на Востоке пропущено художником через сложные и противоречивые размышления. При этом романтический пафос, гражданские порывы, эпическое спокойствие бытописания всегда сопровождались у писателя каким-то кризисным мироощущением. Проблематику «восточных» произведений Пильняка можно назвать гносеологической (т.е. обращенной к различным способам и способностям видения и постижения мира), а восприятие писателем Востока синестетическим («синестезия» — сложное восприятие, при котором взаимодействуют и смешиваются ощущения, характерные для разных органов чувств). Восточные народы, их жизнь и история предстают под пером Пильняка прочно спаянными с огромными массивами бытия — всей мировой историей, включенными в пространство природного космоса.
Восторженно рассказывая о Востоке, иногда даже безмерно идеализируя жителей Востока, писатель в то же время стремился ни в чем не смягчать, не преуменьшать суровой правды восточного образа жизни, стремился преодолеть экзотизм, стилизацию, найти пути максимального приближения к объективному изображению инонациональной жизни человека, уйти от утопичности в своем восторженном миросозерцании. Но следует также отметить, что в то же время не все высказывания писателя о Востоке могут быть приняты без оговорок, так как они подчас бывают противоречивыми и зависят от разных подходов и обстоятельств. Внимание к прошлым векам национальной культуры являлось характерной чертой «восточной» прозы писателя. Именно культура, по мнению писателя, может стать надежным гарантом дальнейшего органичного и гуманного развития человечества, поможет восстановить утраченное всечеловеческое единство.
Многие восточные произведения писателя представлены как произведения романтико-реалистического типа. Все самые сложные и глубокие вопросы бытия он выражает простым и ясным языком, пытаясь выйти за рамки модернистской эстетики, изображая действительность в едином контуре, системе событий, создав своего рода смысловой центр. Однако стиль, художественная манера писателя довольно своеобразны и неоднозначны, что и порождало различного рода споры среди критиков. Пильняк как был, так и оставался в литературе экспериментатором. Почти все тексты писателя, включая и восточные, представляют собой расположение текстовых фигур разной величины и формы, подчас разбитые, «разорванные» вставками, набранные разными шрифтами или выделенные курсивом. Ассоциативное «нанизывание» мыслей, выделение часто повторяющихся слов, переходящих в мотивы, иногда отрывочность, поэтика недосказанности и намека. Контаминирование и «размывание» в произведениях различных жанровых форм, игра со звуками, красками, запахами часто на инстинктивно-биологическом уровне, стремление схватить природный или событийный момент - все это указывает на присутствие модернистских черт в восточной прозе Пильняка, главным героем которых чаще всего является сам художник. Автор намеренно сталкивает модернистическую и реалистическую картины действительности, создавая при этом новую форму, от которой, в конечном счете, зависит содержание. В.Жирмунский говорил по данному поводу: «Этот принцип пригоден лишь для критических эпох развития искусства, с резкими и частыми переломами, не для органических эпох с медленным созреванием консервативной традиции» [96, 19]. Писатель обладал способностью вчувствоваться в своеобразие чужих художественных культур, и эти культуры он воспроизводит по-своему, проникновенным творческим воображением. Он делает понятной чужую культуру, творческим синтезом воспроизводит чужое, художественно уже сложившееся восприятие жизни. Пильняка привлекают экзотические имена, писатель легко и свободно оперирует различными названиями Востока, при этом, как показывают научные источники, писатель предельно точен в их употреблении. Говоря о Востоке, писатель называет страны: Япония, Китай, Монголия, Корея, Израиль, Палестина, Сирия, Турция, Египет, Афганистан, страны Средней Азии, конкретизируя понятия и уточняя место действия более подробными ориентирами. Многообразие топонимики в необозримом море нерасчлененного, неразличимого пространства восточных степей, пустынь, гор, горных хребтов, городов, как ныне существующих, так и исчезнувших, но оставивших в истории свое великое прошлое, овеянное легендами: Комуро, Токио, Кобэ, Цуруга, Киото, Нара, Симонэсеки, Фузан, Мукден, Дайрэн, Тяньцзин, Пекин, Ханькоу, Нанкин, Шанхай, Константинополь, Смирна, Бейрут, Яффа, Босфор, Кавак, Стамбул, Александрия, Траллы (город, имевший много названий - Антэа, Эвантэа, Ларисса, Антиохия, Гюзэль-Хиссар), Сард, Эфес, Пергам, Магнезия, Милет, Галикарнас, Пирей,
Салоник, Дарданелла, Тель-Авив, Хайфа, Ташкент, Душанбе, Курган-Тюбе, Арала, Джиликуль, Кабадиан, Сарай-Комара, Пархара, Куляб, Ходжент, Бухара, Гиссар.
Во всем многообразии представлена природа Востока, его ландшафты (горы, степи, пустыня, сады, оазисы), внутренние воды (реки, озера, родники), почвы (каменистая, песчаная, глиняная, черноземная), растительность (деревья, травы, кустарники, лесса, леса, рощи, сельскохозяйственные культуры), животный мир (дикие и домашние животные Востока, насекомые, птицы, рыбы), атмосферные явления (ливни, ветра, снега, грозы, пыльные бури, жара, повышенная влажность (духота, сырость), холод). Природный мир Востока у Пильняка наредкость предметен, реалии и особенности восточной природы практически во всех случаях создают определенный колорит. Проведенный анализ доказывает, что писатель прекрасно знал флору и фауну Востока.
В текстах писателя проходят народы Юго-Восточной Азии (японцы, корейцы, китайцы), Средней Азии (таджики, узбеки), Передней Азии (арабы, турки, сирийцы, евреи). Также представлено у писателя все разнообразие государственного устройства на Востоке, показаны различные формы организации, правящие слои, чиновничество, представители искусства и интеллектуальных профессий, правители религиозного культа, низшие слои общества, обособленность женской половины населения, имеющая свою градацию, особенно в Японии. Вереницей образов проходят исторические личности, которые явно привлекают автора, — это японский император, министр иностранных дел Японии, известные самураи, маршалы, генералы, среднеазиатские ханы и эмиры. Упоминание данных образов связано, прежде всего, с политическими проблемами власти и ее особенностями на Востоке.
Материальная культура представлена чаще всего жилищем, одеждой и оружием восточного человека. Восточный человек прост и традиционен в постройке жилища, даже дворцы сильных мира сего поражают красотой своего экстерьера, однако, как правило, просты, но своеобразны по интерьеру. Архитектура представлена как яркая форма проявления национального и социального самосознания народов. Параллель внутреннего мира человека и его строений была ярко выражена в данных произведениях. Почти все предметы домашней утвари самодельны, что представляет особый интерес для писателя. Во всем чувствуется индивидуальность стиля. Одежда восточного человека заслуживает особого внимания, прежде всего она достаточно стандартна, но глубоко традиционна даже у самого простого человека. Халаты, чалмы, шальвары, кимоно, гэта, сандалии, турецкие и китайские туфли - все это являлось средством создания образа восточного человека. В то же время одежда, головные уборы, декор, фактура ткани и т.д. превращаются в своеобразные произведения искусства, в которых сконцентрированы художественный стиль и эстетические представления эпохи, народа.
Нравы и обычаи выписаны писателем с особой тщательностью. Основная масса восточных обычаев, упоминаемых Пильняком, — это восточное гостеприимство, чаепитие, традиционное поведение женщины, японское харакири, обрядовые обычаи (рождение, свадьба, смерть), пристрастие восточных народов, особенно китайцев к курению опиума и т.д.
Рассуждает писатель и о высочайших достижениях восточной философии и науки, при этом подчеркивает ее не эмпирическое, а эзотерическое знание. Объемно и глубоко рассматривает весь спектр религиозных верований Востока. Иначе зазвучала в прозе писателя «русская тема», именно Восток подсказывает писателю, насколько дорога ему Россия. Пильняк не преступил «заповеди» Пушкина, в реалиях восточной жизни сохраняя вкус и взор европейца, русского человека.
Наблюдения показывают, что в художественной структуре произведений писателя неизбежно возникают и многогранно проявляются элементы восточного художественного сознания. Мироощущение человека Востока пронизывает философско-эстетическую концепцию произведений благодаря привлечению многих излюбленных философских тем Востока: скоротечность жизни и вечность духа, покорность судьбе, вера в философию круга и т.д.
В восточных произведениях писателя сконцентрированы важные идеи: это взаимоотношения «нового» и «старого», человека и природы, человека и истории, культуры и политики, сознания и чувства, нередко эти идеи трансформируются в образы и мотивы. Образы природы, человека, времени переходящие в мотивы цикличности, одиночества, дороги, духовного скитания пронизывают все произведения, связанные с Востоком.
Цикл восточных произведений Пильняка объединен лейтмотивной связью, проходящей через все восточные произведения писателя, и здесь он близок понятию «тема». Этим лейтмотивом становится мысль о величии Земного Шара, в котором все очень относительно: относителен Мир и жизнь человека вообще, как относительны все наши человеческие понятия о смысле бытия: «Как велик земной шар - как мал земной шар. Я научился у Японии тому, что все течет, все проходит» [3, 359] - эта фраза является последним аккордом в рассказе «Олений город Нара». Этот же лейтмотив пронизывает страницы романа «Корни японского солнца»: «Как велик Мир! - как древен Мир! - и - как мал и молод Мир. все относительно, все правомочно и - все проходит» [8, 507]. Этот лейтмотив неоднократно появится в «Китайской повести», книге очерков о Таджикистане и в других произведениях, связанных с Востоком. Данный лейтмотив играет не только смысловую, но и композиционно-музыкальную роль (не случайно сам термин взят из музыковедения), задавая особую мелодию повествования и определенное настроение, призывающее читателя задуматься над сказанным.
Социальная, антиколонизаторская направленность проявляется во всех восточных произведениях писателя. Пильняк с негодованием говорил прежде всего о расистском отношении европейцев к восточным народам, а также приводил примеры пагубного действия западной политики по отношению к Востоку. Контрастная лексика «белый» - «черный», «нищий» - «богатый», «хаос» - «цивилизация» неоднократно подчеркивали оппозиционность данной мысли в произведениях писателя на восточную тему. Европейский обыватель никогда не заставлял себя «заглянуть» в сущностный мир Востока, формируя представление о нем только по внешним признакам, не случайно одной из самых часто повторяющихся лексических конструкций восточных произведений является фраза: «На глаз европейца Восток — .». Писатель подтверждает малоизвестный закон развития человеческой культуры: «Тот закон, по которому развитие духовной и материальной культур не идут рука-об-руку, ибо материальная всегда опережает духовную» [8, 461].
Знакомство с Востоком приводит художника к выводу, что структурно традиционные общества Востока совершенно отличны от европейских, несмотря на единство корней мировых цивилизаций, на первом плане у них разные типовые связи. К различным многочисленным факторам, по мысли писателя, относятся прежде всего природно-климатические и культурно-религиозные, именно они определяют исходный уровень развития конкретной общности. Писатель демифологизировал свои представления о Востоке, создавая тем самым свою концепцию Востока, свое духовное пространство.
Пильняк не отвергает «пробуждение» Востока, довольно часто отмечая, что является свидетелем позитивных стремительных перемен Востока. Данный вопрос приводит писателя к противоречию: сердцем Пильняк в прошлом, разумом - в новом. Путешествия по Востоку изменили взгляд писателя, прежде всего, на проблему «исчерпанности старого мира» [206, 120], которая трансформируется у писателя в образ времени, сквозь которую проявляется авторское отношение к современности, современности, упорно отталкивающей все лучшее, что было создано в прошлом, и заменяющей это лучшее чем-то глубоко сомнительным, - вот в чем видел писатель угрозу для современного мира и, прежде всего, для России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Абдуразакова, Елена Рудольфовна, 2005 год
1. Художественные произведения Б. Пильняка
2. Пильняк, Б. Мальчик из Тралл : избр. произв. / Б. А. Пильняк. М. : Худож. лит, 1976. — 701 с.
3. Пильняк, Б. А. Камни и корни / Б. А. Пильняк. М. : Худож. лит, 1935.- 196 с.
4. Пильняк, Б. А. Сочинения. В 6 т. Т.З. Олений город Нара / Б. А. Пильняк. М. : Терра, 2003. - 574 с.
5. Пильняк, Б. А. Повести и рассказы / Б. А. Пильняк. М.: Современник, 1991. — 686 с.
6. Пильняк, Б. А. Рассказ о ключах и глине // Собрание сочинений. В 3-х т. / Б.А. Пильняк. М. : Изд. дом «Лада М», 1994. - Т. 2. - 623 с.
7. Пильняк, Б. Таджикистан седьмая советская / Б. А. Пильняк. - Л. : Изд-во писателей в Ленинграде, 1931. - 120 с.
8. Пильняк, Б. А. Сочинения. В 6 т. Т. 3. Китайская повесть / Б. Пильняк.- М. : Терра, 2003. 574 с.
9. Пильняк, Б. А. Корни японского солнца / Б. Пильняк. Л. : Прибой, 1927.-623 с.
10. Пильняк, Б. А. Олений город Нара // Собрание сочинений. В 3-х т. / Б.А. Пильняк. М. : Изд. дом Лада М, 1994. - Т. 2. - 623 с.
11. Работы по истории востоковедения, теории литературы, эстетике,исследовательские работы
12. Ю.Абакумов, А. Человек Востока / А. Абакумов. Душанбе: АОИФ, 1974.-84 с.
13. Аверинцев, С. Притча // Краткая литературная энциклопедия. М., 1971.-С. 375-376.
14. Айрапетов, А. Г. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени / А.Г. Айрапетов, А.И. Юдин. М. : Высш.шк., 1991.-203 с.
15. Алейников, О. Ю. Советская проза о гражданской войне : ^ литературный миф и его альтернатива // Облики русской усобицы. —
16. Воронеж, 1993. С. 108-115.
17. Алексеев, В. М. В старом Китае / В. М. Алексеев. — М. : Наука, 1958. — 281 с.
18. Алексеев, Г. В. Борис Пильняк // Встречи с прошлым : Сб. материалов Центр, гос. арх. лит. и искусства СССР / редкол. : Н. Б. Волкова (отв. ред.) и др..-М., 1990.-Вып. 7.-С. 183-187.
19. Андроникашвили-Пильняк, Б. Б. «Такой тип писателя должен Ъ погибнуть.» // Лит. газета. Приложение «Литературное досье» . —1994.-№9.-С. 9
20. Андроникашвили-Пильняк, Б. Б. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 3. «Долг мой быть русским писателем и быть честным с собой и с Россией» / Б. Б. Андроникашвили-Пильняк. - М., 1994. - 556 с.
21. Андроникашвили-Пильняк, Б. О моем отце / Б. Б. Андроникашвили-Пильняк. М., Советский писатель, 1989. — С. 3-25.
22. Андроникашвили-Пильняк, Б. Б. «Детские годы оставили на всю жизнь отпечатки.» // Литературное обозрение. 1996. - № 5/6. - С. 117-126.
23. Андроникашвили-Пильняк, Б. Б. Бытописатель революции : к 100-летию Бориса Пильняка // Книжное обозрение. — 1994. — 18 окт. — С. 3.
24. Андроникашвили-Пильняк, Б. Б. Два изгоя, два мученика: Б. Пильняк и Е. Замятин // Знамя. 1994. -№ 9. - С. 123-153.
25. Андроникашвили-Пильняк, Б. Б. Сын рассказывает об отце : к 100-летию со дня рождения Б. Пильняка : Беседа с Б. Б. Андроникашвили-Пильняком. Записала Н. Иванова-Гладищева. // Лит. газ. 1994. - 5 окт. - С. 6.
26. Андроникашвили-Пильняк, Б. Б. Была ли рукопись Бориса Пильняка отвергнута советскими журналами? : из истории публикации повести
27. Красное дерево» / Б. Б. Андроникашвили-Пильняк, И. Шайтанов // Лит. обозрение. 1993.-№ 1/2.-С. 107-111.
28. Андроникашвили-Пильняк, К. Б. «Мне выпала громкая слава.» Письма 1915 1937гг. / Б. Б. Андроникашвили-Пильняк. - М. : Аграф, 2002.-398 с.
29. Анищенко, Г. Деревянный Христос и эпоха голых годов // Новый мир. -№ 8.-С. 243-248.
30. Арутюнов, Л. Проблемы исследования художественных форм национального сознания // Национальное в советской литературе. — М., 1979.-С. 182-204.
31. Ауэр, А. П. О поэтике Бориса Пильняка // Пильняк Б. А. Исследования и материалы : межвуз. сб. науч. трудов. — Коломна, 1991. — Вып. 1. — С. 4-9.
32. Ауэр, А. П. Сатирические традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Бориса Пильняка // Научн. докл. высш. школы. Филол. науки. — 1990. -№2.- С. 13-19.
33. Ашвагхоша. Жизнь Будды / Ашвагхоша ; пер. К. Д. Бальмонта. — М., 1913.
34. Бахтин, М. М. Автор и герой : К филос. основам гуманитар, наук / М. Бахтин. — СПб.: Азбука, 2000. 332 с. - (Academia).
35. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М. Бахтин. М. : Художественная литература, 1975. — 502 с.
36. Бахтин, М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 334 с.
37. Бахтин, М. М. «К вопросам самопознания и самооценки» // Бахтин М.М. Работы 1940-1960 гг. М.Художественная литература, 1973. - С. 72-79.
38. Бахтин, М. М. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.-С. 526-536.
39. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе : очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб., 2000. — С.11-193.
40. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1986. - 541 с.
41. Белая, Г. Дон-Кихоты 20-х годов / Г. Белая. М. : Сов. писатель, 1989. -395 с.
42. Белая, Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов / Г. А. Белая. М., 1977.
43. Белый, А. Зелёный луг / А. Белый. М., 1984. - С. 21-22.
44. Белый, А. Из письма Э.К. Ментнеру (12 февраля 1911 г.) // Зелёный луг / А. Белый. М., 1984. - С. 156.
45. Белый, А. Из письма Э.К. Метнеру (январь 1911 г.) // Зелёный луг / А. Белый.-М., 1984.-С. 153
46. Белый, А. Начало века / А. Белый. М., 1986. - С. 75-76.
47. Белый, А. Письмо А. Д. Бугаёвой (8 января 1911 г.) // Зелёный луг / А. Белый.-М., 1984.-С. 150-151.
48. Бердяев, Н. А. Судьба России : Сочинения. М. : Эксмо , 2004. - 735 с. - (Антология мысли).
49. Берковский, Н. Я. Мир, создаваемый литературой / Н. Я. Берковский. — М.: Сов. писатель, 1989. 492 с.
50. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. — М.: Российское библейское общество, 1994. — 944 с. (Синодальный перевод).
51. Блок, А. А. Интеллигенция и революция // Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза / А. А. Блок. М.: Слово, 1999. - С. 608-616.
52. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М. : Политиздат, 1988. - 496 с.
53. Борис Пильняк: опыт сегодняшнего прочтения: (По материалам научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения писателя) / РАН Ин-т мир. лит. им. А. Горького. М.: Наследие, 1995.
54. Брагинский, И. С. Проблема востоковедения / И. С. Брагинский. — М.,1974. — 319 с.
55. Брызгалова, Е. Н. Проблематика романа Б. Пильняка «Волга впадает в Каспийское море» // О жанре и стиле советской литературы. — Тверь, 1992.-С. 49-54.
56. Брюсов, В. Я. Собрание сочинений. В 8-ми т. Т. 6 / В. Я. Брюсов. М.,1975.-C.345c.
57. Большая советская энциклопедия. Т. 23. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — 639 с.
58. Бунин, И. А. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 7 / Бунин И.А. Берлин., 1934-1936.-423 с.
59. Вагинов, А. И. «Голый год» Б. Пильняка в критике 20-х годов // Актуальные проблемы филологии и ее преподавания : Материалы межвуз. науч. конф. Саратов, 1996. - С. 32-34.
60. Василевский, В. Г. Русско-византийские исследования. В 3-х т. / В. Г. Василевский. СПб., Т.2. 1915.- 364 с.
61. Васильев, В. П. Материалы по истории китайской литературы / В. П. Васильев. М., 1888. - 497с.
62. Васильев, Л. С. История Востока. В 2-х т. Т. 2. : учеб. по спец. «История» / Л. С. Васильев. — М.: Высш. шк., 1998. — 495 с.
63. Волков, А. Проза Ивана Бунина / А.Волков. М.: Наука, 1969. - 249 с.
64. Волошин, М. Лики творчества / М. Волошин. Л. : Наука, 1988. - 302 с.
65. Волошин, М. А. Анри де Ренье // Лики творчества / М. А. Волошин. — Л.: Наука, 1988.-С. 54-69.
66. Волошин, М. А. Заметки 1917 года // Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников / М. А. Волошин. М. : Правда, 1991. -С. 295-308.
67. Воронов, В. Отвергнутая правда : о литературе 20-х годов // Литература в школе. 1991. -№ 2. - С. 25-33.
68. Воронский, А. Избранные статьи о литературе / А. Вронский. М., 1982.-76 с.
69. Воронский, А. К. Борис Пильняк // Искусство видеть мир / А. К. Вронский. М, 1987. - С. 233-257.
70. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1968. -204 с.
71. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. М. : Республика, 1997. - 495 с.
72. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М., 1981.- 133 с.
73. Гаспаров, М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Связь времен. Проблема преемственности в русской литературе конца XIX начала XX века. - М., 1992. - С. 244-264.
74. Гейнце, О. О. Творчество Бориса Пильняка и его место в критике и литературе 20-х годов // Поэтика советской литературы 20-х годов: Межвуз. сб. науч.тр. Куйбышев, 1989. - С. 122-129.
75. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гер дер. -М.: Наука, 1977.-703 с.
76. Гоголь, Н. В. Несколько слов о Пушкине / Н. В. Гоголь. Л., 1969. -42 с.
77. Голубков, М. Утраченные альтернативы / М. Голубков. М.: Наследие, 1992. - 202 с.
78. Горинова, С. Ю. О смысловой доминанте в рассказе Б. Пильняка «Метель» // Вестник СПбГУ. Сер.2. 1994. - вып. 3 (№ 16). - С. 94-96.
79. Горинова, С. Ю. Художественный предмет в рассказе Б. Пильняка «Старый сыр» // Проблемы интенсивного обучения неродным языкам : мат. межд. конференции. СПб, 1994. - С. 157-158.
80. Горький, А. М. Две души // Летопись. 1915. - № 12. - С. 9-24.
81. Горький, А. М. Статьи 1905 1916 гг./ А. М. Горький. - 2-е изд. — Петроград, 1918. - 184 с.
82. Горький М. и советская печать. Кн. 2. — М.: Наука, 1965. 502 с.
83. Горький, М. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 30 / М. Горький. М. : Худож. лит., 1955. - 814 с.
84. Гофман, В. Место Пильняка // Борис Пильняк : статьи и материалы. — JI. Academia, 1928. С. 7-12.
85. Греков, Б. Д. Культура Киевской Руси / Б. Д. Греков. — М., 1944. 129 с.
86. Грякалова, Н. Бессюжетная проза Бориса Пильняка 1910-х начала 1920-х годов (генезис и повествовательные особенности) // Русская литература. - 1998. - № 4. - С. 14-38.
87. Грякалова, Н. Ю. Борис Пильняк: антиномии мира и творчества // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. — С. 280 -281.
88. Губер, П. Борис Пильняк // Летопись Дома литераторов. 1921. - № 4. -С.З.
89. Гудаков, В. Произведения Льва Толстого и Александра Дюма о Кавказе как этнологический источник // Русская литература. 2004. — №2.-С. 65-79.
90. Гумилев, Л. Н. Этносфера : история людей и история природы / Л. Н. Гумилев. М. : Прогресс; Изд. фирма "Пангея" : Центр экол. просвещения и развития "Экопрос", 1993. — 543 с.
91. Гура, В. Роман и революция, пути советского романа (1917-1929) / В. Гура. М.: Сов. писатель, 1973. - 400 с.
92. Гуревич, А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории (исследования по социальной истории и истории культуры). -М., 1989.-С. 115-116.
93. Давыдов, Ю. Н. «Интеллектуальный роман» и философское мифотворчество // Вопр. лит. — 1977. -№ 9. — С. 127-171.
94. Давыдова, Т. Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века / Т. Т. Давыдова. М.: Издво МГУП, 2000. 362 с.
95. Делибюрадер. О духе поэзии восточных народов : Сын отечества. 1826. № 4 // Пушкин и Восток / Н. М. Лобиков. М., 1974. - 373.
96. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Т. 26 / Ф. М. Достоевский. Л., 1982. - 300 с.
97. Драгомирецкая, Н. В. Стилевые искания в ранней советской прозе // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. В Зт.-М., 1965. — Т.З. — С. 125-172.
98. Ершов, Л. Ф. История русской советской литературы / Л. Ф. Ершов. -М.: Высш. шк., 1982.-343 с.
99. Есенин, С. О Б. Пильняке // Собрание сочинений. В 3-х т. / С. Есенин. М., 1970. -Т. 3. — С.169-179.
100. Жирмунский, В. Поэтика русской поэзии / В. Журмунский. СПб. : Азбука-классика, 2001. - 485с. - (Academia).
101. Жолковский, А. К. Блуждающие сны и другие работы / А.К. Жолковский. М.: Наука; Издат. Фирма «Вост. лит.», 1994. — 426 с.
102. Замятин, Е. И. Избранные произведения / Е. И. Замятин; Сост. Скороспелова. Е.Б. М.: Сов. Россия, 1990. - 540 с.
103. Замятин, Е. И. Сочинения / Замятин Е.И.; Сост. Т.В.Громова, М.О. Чудакова. М.: Книга, 1988. - 575 с. - (Из лит.наследия).
104. Замятин, Е. И. Новая русская проза // Замятин Е. И. Избранные произведения. В 2-х т. М. : Худож. лит., 1990. - Т. 2. — С. 352-366.
105. Зивельчинская, Л. Я. Экспрессионизм / Л. Я. Зивельчинская. М.; Л: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1931. - С.143
106. Знаков, В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. СПб. : Алетейя, 1999.-279 с.
107. Золотоносов, М. Усердный Пильняк : о писателе Б. Пильняке // Моск. новости. 1994. - № 46. - С. 18.
108. Иванов, Вяч. Вс. Собрание сочинений. В 3-х т. М.: Худож. лит., 1987.-Т.1 -428 с.
109. Иванов, Вяч. Be. Темы и стили Востока в поэзии Запада // Восточные мотивы. М., 1992. - С. 447-554.
110. Из письма к Сталину 1930 г. // Пильняк Б. Мне выпала горькая слава. Письма 1915-1937. М., 2002. - С. 347.
111. Иоффе, И. Культура и стиль. Система и принципы социологии искусств / И. Иоффе. JI.: Прибой, 1927. - 368 с.
112. История культуры античного мира. М., 1977. — 582 с.
113. Исупов, К. Г. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Кн. 1. / ИМЛИ РАН. - М.: Наследие, 2000. - С. 69-130.
114. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. — М.: Архимед, 1992.-107 с.
115. Карпенко, И. Е. Система языковых изобразительных средств орнаментальной прозы Б. Пильняка : автореф. дис. . канд. филол. наук/ (10.02.01) / Рос. ун-т дружбы народов.-М., 1993. 16 с.
116. Карпенко, И. Е. Стилистика орнаментальной прозы Б. Пильняка // Принципы изучения худ. текста. Саратов, 1992. - С. 107-109.
117. Карпенко, И. Е. Кичевые рассказчики и кичевые персонажи : Борис Пильняк и другие / И. Е. Карпенко, С. Ю. Преображенский // Вопросы филологии. 2000. - № 1. - С. 68-76.
118. Кассек, Д. Рассказ Бориса Пильняка «Жених во полуночи» (попытка анализа) // Русская литература. 1992. - № 2. - С. 169-175.
119. Кацев, А. С. Факт, документ и вымысел в произведениях Б. Пильняка первой половины 20-х годов // Факт, документ, вымысел в литературе : межвуз. сб. науч. трудов. Иваново, 1987. - С. 109-116.
120. Келдыш, В. А. Реализм и «неореализм» // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов). Кн. 1. / ИМЛИ РАН. - М. : Наследие, 2000. - 340 с.
121. Керлот, X. Словарь символов / X. Керлот. М., 1994. - С. 546
122. Кислова, Jl. С. Динамика художественной прозы Б. Пильняка : автореф. дис. . канд. филол. наук (спец. 10.01.01) / Л. С. Кислова. -Тюмень, 1997.-25 с.
123. Кислова, Л. С. Игровая доминанта в «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка // Литература и критика в системе духовной культуры времени. Тюмень, 1996. - Вып. 2. - С. 167-176.
124. Кислова, Л. С. Революция и культура: характер взаимодействия (Н. Бердяев, Б. Пильняк. Творческий диалог) // Русская литература и философская мысль XIX XX вв. — Тюмень, 1993. — С. 102-112.
125. Кислова, Л. С. Символ в повести Б. Пильняка «Красное дерево» // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Тюмень, 1997. — Вып. 3. - С. 105-110.
126. Коган, П. С. Борис Пильняк // Новый мир. 1925. - № 9.
127. Конрад, Н.И. Запад и Восток. / Конрад Н.И. М., 1972.- 656 с.
128. Копелев, Л. Драматургия немецкого экспрессионизма И Экспрессионизм : Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство : сб. статей. М., 1966. - С. 36-83.
129. Коран. Рос. ислам, ун-т. Казань : Матбугат йорты , 2002. — 575 с.
130. Корецкая, И. В. Андрей Белый: «корни» и «крылья» // Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX начала XX века. - М. : Наследие, 1992. - С. 225-243.
131. Корман, Б. О. Из наблюдений над терминологией M. М. Бахтина // Проблемы автора в русской литературе. Ижевск, 1978. - Вып.6. -С.184-188.
132. Котлерев, Н. В. Путешествие на Восток // Восток-Запад. — М., 1984. С. 146-152.
133. Краткая литературная энциклопедия. — М. : Наука, 1968. 564 с.
134. Крачковский, И. Ю. Избранные сочинения. В 6 т. Т. 5. Очерки по истории русской арабистики. Русские и зарубежные востоковеды. Статьи и некрологи. / И. Ю. Крачковский. М.; Л., 1958. - 423 с.
135. Кудрова, И. В начале тридцатых // Октябрь. 1988. - № 9. - С. 186-187.
136. Куликова, М. С. Философия и искусство модернизма / М. С. Куликова. М.: Политиздат, 1980. - 272 с.
137. Куликова, М. С. Экспрессионизм в искусстве / М. С. Куликова. М.: Наука, 1978.-182 с.
138. Латынина, А. «Я уже отдал приказ.» // Лит. обозрение. 1988. - № 5. С. 13-15.
139. Латынина, А. Договорить до конца // Знамя. 1987. - № 12. - С. 217.
140. Лейдерман, Н. Л. «Пространство Вечности» в динамике хронотопа русской литературы XX века // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1995. - Вып. 2. - С. 3-19.
141. Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература : новый учебник * по литературе в 3-х кн. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. М.,2001.
142. Лейдерман, Н. Л. Космос и Хаос как метамодели мира (к отношению классического и модернистского типов культуры) // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1996. - Вып. 3. - С. 4-12.
143. Лейдерман, Н. Л. Русская литературная классика XX века: монографические очерки / Н. Л. Лейдерман. Екатеринбург, 1996. — 308 с.
144. Лейдерман, Н. Л. Теоретические проблемы изучения русской литературы XX века. (Предварительные замечания) // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург. 1992. —1. Вып. l.-C. 3-24.
145. Леонтьев, Д. Психология смысла / Д. Леонтьев. — М. : Смысл, 1999. — 487 с.
146. Лесин, Е. Кому — таторы, а кому ляторы : незлые заметки к 100-летию со дня рождения Бориса Пильняка // Независимая газета. - 1994. - 12 окт. С. 7.
147. Литак, А. С. // Литературные записки. 1922. - № 2. - С. 12 -22.
148. Литературные манифесты от символизма до наших дней / сост. и предисл. С.Б. Джимбинова. — М. : ХХ1-Согласие, 2000. 606 с. - ( Библиотека русской культуры).
149. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1975. 360 с.
150. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы / Д. С. Лихачев. СПб. : Алтея, 2001. -566 с.
151. Лихачёв, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. — Л., 1967. 480 с.
152. Лихачёв, Д. С. Текстология / Д. С. Лихачев. Л., 1983. - 540 с.
153. Лихачев, Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. М. : Наука, 1984. - 295 с.
154. Лобиков, H. М. Пушкин и Восток (очерки). М., 1974. - 373 с.
155. Ломидзе, Г. Единство и многообразие / Г. Ломидзе. — М., 1967. 343 с.
156. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев.-М., 1991.-С. 21-186
157. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М. : Политиздат, 1991. - 367 с. - ( Библиотека этической мысли).
158. Лотман, Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте : к типологическому соотношению текста и личности автора // Избранные статьи. В 3 т. / Ю. М. Лотман. Таллин, 1992. - Т. 1. - С. 365-376.
159. Лощиц, Ю. M. Тема Востока в творчестве В. Хлебникова / Ю. М. Лющиц, В. Н. Турбин // Народы Азии и Африки. 1966. - № 4. - С. 150
160. Луначарский, А. В. Политика и литература // Луначарский А.В. Собрание сочинений. В 8 т. М.: Сов. Писатель, 1968. Т. 8. - С. 5359.
161. Луначарский, А. В. Ступени великой лестницы : письмо Борису Пильняку // Лит. газета. — 1970. 2 дек. — С. 6.
162. Любимова, М. Ю. Е.И. Замятин и Б.А. Пильняк (материалы к биографиям) // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. СПб., 1989. - С. 98-108.
163. Малухин, В. Убийство командарма // Октябрь. — 1988. — № 9. — С. 196-198.
164. Мамардашвили, М. Лекции о Прусте (Психологическая топология пути) / М. Мамардашвили. M. : Ad Marginem, 1995. — 548 с.
165. Манн, Ю. О гротеске в литературе / Ю. Манн. М.: Сов. писатель, 1966.- 183 с.
166. Марков, В. А. Литература и миф: проблема архетипов (к постановке вопроса) // Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения. Рига, 1990.-С. 133-145.
167. Масенко, Т. У Пильняка // Лит. обозрение. 1989. - № 5. - С. 73-75.
168. Маслова, А. О. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. — М. : Наука, 1991.-С. 179-204.
169. Маслова, А. Ю. «Повесть об Юлиании Лазаревской» в переложении Б.А.Пильняка // Пильняк Б. А. Исследования и материалы : межвуз. сб. науч.трудов. Вып. 1. —Коломна, 1991.
170. Машенко, И. В. Семантика цвета в разноструктурных языках (универсальное и национальное) : автореф. дис. . канд. филол. наук / И. В. Мащенко. Саратов, 1999. - 23 с.
171. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах / Е. М.
172. Мелетинский. -М. : РГГУ, 1994. 136 с.
173. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. — М. : Наука. 1976.-С.408
174. Мещеряков, А. М. Книга японских символов / А. М. Мещеряков. -М., Наталис, 2003. 556 с.
175. Милехина, Т. А. Опыт семантического анализа текста (на материале «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка) // Принципы изучения худ. текста. Саратов, 1992. - С. 132-133.
176. Минаев, И. П. Буддизм. Исследования и материалы. Т. 1 / И. П. Минаев.-М., 1887.
177. Минаев, И. П. Очерк важнейших памятников санскритской литературы / И. П. Минаев. СПб., 1880
178. Молодяков, В. Э. В поисках «корней солнца». Борис Пильняк о Японии: (К биографии писателя) // Пробл. Дальнего Востока. — 1989. — №6.-С. 201-207.
179. Нагибин, Ю. Лики времени : заметки о рассказах 20- 30 годов // Лит. обозрение. 1993.-№ 1-2. - С. 21-24.
180. Накорякова, К. М. Цифра в публицистическом тексте Электронный ресурс. / К. М. Накорякова. Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.gramota.ru
181. Нарзикулова, Г. И. Восток в творчестве Б. Пильняка // Изв. АН Тадж. ССР. Сер. Востоковедение, история, филология. — 1990. № 3. — С. 33-39.
182. Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: ACT, 2001. -1054 с.
183. Новиков, В. В. Творческий путь Бориса Пильняка // Вопр. литературы. 1975. - № 6. - С. 186-209.
184. Огнев, Н. Только через массу // Писатели об искусстве и о себе : сб. статей. М.; Л., 1924. - С. 157-159.
185. Ольденберг, Г. Будда. Его жизнь, учение и община. М.: Наука, 1890.-194 с.
186. Оттиск из ноябрьской книги журнала «Древняя Россия» за 1879 г. // Азадовский K.M. Бальмонт и Япония / К. М. Азадовский, Е. М. Дьяконова. М., 1991. - 189 с.
187. Павлова, Н. С. Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе // Реализм и его соотношение с другими творческими методами. — М., 1962.- С. 23-45.
188. Павлова, Т. Ф «Пильняк жульничает и обманывает нас.» : к истории публикации «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка // Исключить всякие упоминания : очерки советской цензуры. — Минск, 1995.-С. 65-77.
189. Палиевский, П. Экспериментальная литература // Вопр. литературы. — 1966.-№ 8.-С. 78-90.
190. Перцовский, В. Испытание бытом // Новый мир.- 1974. №11. — 236251.
191. Пильняк, Б. Автобиографические заметки // Пильняк Б. Романы. — М.: Современник, 1990. С.25-32.
192. Письмо Е. Спальвина А. Трояновскому от 25 апреля 1928 г. ГАРФ. Ф. 5283. Оп. 4. Д. 33. Л. 11. // Япония путь кисти и меча. 2004. - № 2. -С. 24-29.
193. Письмо от 24 ноября 1926 г. ГАРФ. Ф.5283. Оп.4. Д. 17. Л. 169 и 169 об. // Япония путь кисти и меча. 2004. - № 2. - С. 24-29.
194. Полный спектр мнений критики о творчестве Б. Пильнякапредставлен в книге Е.Г. Елиной «Литературная критика и общественное сознание в советской России 1920-х годов», издание Саратовского Университета, 1994. С. 175.
195. Полонский, В. Критические заметки: Шахматы без короля: О Пильняке // Новый мир. 1927. -№ 10. - С. 193-199.
196. Прохоров, Е. Искусство публицистики / Е. Прохоров. М.: Сов. писатель, 1984. — 357 с.
197. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений. В 17 т. Т. 10. История Петра. Записки Моро-де Бразе. Заметки о Камчатке / Пушкин A.C.; ред. Попов П.С. и др.; АН СССР. -М.: Воскресенье, 1995. 510 с.
198. Пушкин, A.C. Полное собрание сочинений. В 17 т. Т.П. Критика и публицистика. 1819-1834 / Пушкин A.C.; Ред. Гиппиус В.В. и др.; АН СССР. М.: Воскресенье, 1996. - 600 с.
199. Пушкин, A.C. Полное собрание сочинений. В 17 т. Т.9 (в 2-х кн.). История Пугачева / Пушкин A.C.; ред. Комарович В.Л. М. : Воскресенье, 1998. - 476 с.
200. Раскольников, Ф. А. Идея «скрещения» в романе Пильняка «Голый год» // Рус. лит. 1997. -№ 3. - С. 169-175.
201. Расстрельные списки. Москва 1937-1941 гг. «Коммунарка», Бутово. М., «Мемориал» // Звенья. 2000. - С. 399-347.
202. Ремизов, Б. Г. Сравнительное изучение литературы // Вопросы методологии литературоведения. М.; Л., 1966. — С.196-204
203. Роболи, Т. Литература «путешествий» // Русская проза / под ред. Б. Эйхенаума, Ю.Н. Тынянова. Л.: Academya, 1926. - С. 43-44
204. Рымарь, Н. Т. Введение в теорию романа / Н. Т. Рымарь. Воронеж, 1989.- 232 с.
205. Савелли, Д. «Роли между нами отчетливо не распределены» Б. Пильняк и Е. Спальвин // Япония путь кисти и меча. 2004. - № 2. — С. 24-29.
206. Скобелев, В. П. Масса и личность в русской советской прозе 20-хгодов / В. П. Скобелев. Воронеж, 1975. - 343 с.
207. Скороспелова, Е. Русская проза XX века / Е. Скороспелова. М. : АСТ, 2003. - 624 с.
208. Скороспелова, Е. Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов / Е. Б. Скороспелова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 160 с.
209. Скороспелова, Е. Б. К характеристике некоторых идейно-стилевых тенденций в советской прозе первой половины 20-х годов // Филол. науки.- 1968.- №6. -С. 50-61.
210. Сливицкая, О. В. Реалистическая проза 1910-х годов // История русской литературы. В 4-х т. Т. 4. Литература конца XIX начала XX века / под ред. К. Д. Муратовой. - Л. : Наука, 1983. - С. 603-634.
211. Словарь иностранных слов. — М. : Аст-Пресс, 1999. 6320 с.
212. Слонимский, М. Борис Пильняк // Избр. сочинения. В 2-х т. / М. Слонимский. Л., 1980. - Т. 2. - 536 с.
213. Солженицын, А. «Голый год» Бориса Пильняка (о повести) : из литературной коллекции // Новый мир. 1997. — № 1. — С. 195-203.
214. Соловьёв, В. С. Свет с Востока // Восточные мотивы. М., 1985. — С. 100-167.
215. Соловьёв, В. С. Сочинения. В 2-х т. / В. С. Соловьёв. М., 1990. - Т. 2.-322 с.
216. Соловьёв, В. С. Три силы // Избранное / В. С. Соловьёв. М., 1990. — С. 44-73.
217. Сологуб, Ф. Собрание сочинений / Ф. Сологуб. СПб, 1964. - Т. 10. -С. 158
218. Сутта-Нипата. Сборник бесед и поучений. — М., 1899.
219. Тихонов, Н. Двадцатые годы // Тихонов Н. Собрание сочинений. В 7-ми т. М., 1986. - Т.6. - С. 6-33.
220. Толстой, Л. Н. Письмо к китайцу // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. М.; Л., 1936. - Т. 36. - 292 с.
221. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений. М., 1955. - Т. 16. - 724 с.
222. Тополянский, В. Вариант Бориса Пильняка // Лит. газета. — 1992. — 25 марта (№ 13). С. 6-23.
223. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического : избранное / В. Н. Топоров. — М.: Изд. группа «Прогресс» «Культура», 1995. - 624 с.
224. Троцкий, Л. Литература и революция / Л. Троцкий. М. : Политиздат, 1991. — 399 с.
225. Трубина, Л. А. «Несвоевременные мысли» Бориса Пильняка // В поисках истины : литер, сб. в честь 80-летия проф. С. С. Шешукова. -М, 1993.-С. 113-117.
226. Тынянов, Ю. Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю. Н. Поэтика. Литература. Кино. М., 1977. - С. 150-167.
227. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов.-М., 1977.-С. 162
228. Уилбер, К. Высшее состояние сознания // Что такое просветление? / под ред. Джона Уайта; пер. с англ. М. : Изд-во Трансперсонального института, 1996. -С.264
229. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь / Д. Н. Ушаков. М. : Мир книги, 2001.-С.235
230. Фадеев, А. В. Россия и Кавказ первой трети XIX в. М., 1960. - С.8.
231. Фадеев, А. Материалы и исследования ИМЛИ им. Горького // Центр. Гос. Архив И. М.: Худож. лит., 1984. - С. 311-334.
232. Флейшман, Л. Борис Пастернак в двадцатые годы / Л. Флейшман. -СПб. : Акад. проект , 2003. 461 с. - ( Современная западная русистика Т. 43).
233. Фольклор народов СССР. М., 1972. - 241 с.
234. Фурманов, Д. Записки о писателях : Б. Пильняк // Фурманов Д. Собр. соч. В 4-х т. М., 1961. - Т. 4. - С. 405-406.
235. Андроникашвили-Пильняк Б. Глазами художника // Б. Пильняк. Собр. соч. В 5 т. М. : Терра, 2003. - Т. 3. - 561 с.
236. Чагин, В. Время и место Бориса Пильняка // Енисей. — Красноярск, 1988. № 2. - С. 42-45.
237. Челышев, Е. П. Сопричастность красоте и духу : Взаимодействие культур Востока и Запада / Е. П. Челышев. М.: Наука , 1991. - 309 с.
238. Чернышевский, Н. Г. Полн. собр. соч. В 16 т. М., 1948. - Т.4. - С. 222
239. Чудаков, А. П. Поэтика Чехова. М., 1971. - С. 5
240. Шагинян, М. О пятилетке и писательском соревновании. // Лит. газета. 1929. - 5 авг. - С. 4-12.
241. Шайтанов, И. Когда ломается течение (исторические метафоры Бориса Пильняка) // Вопр. литературы. 1990. — № 7. - С. 35-72.
242. Шайтанов, И. О двух именах и одном десятилетии // Лит. обозрение.- 1991. —№ 6.-С. 18-25. №7. С. 4-11.
243. Шайтанов, И. О. Исторические метафоры Б. Пильняка («Красное дерево» и «Волга впадает в Каспийское море») // Пильняк Б. А. Исследования и материалы : межвуз. сб. науч. трудов. — Коломна, 1991.-Вып. 1.
244. Шайтанов, И. О. Когда ломается течение (исторические метафоры Б.Пильняка) // Вопросы литературы. 1990. - № 6. - С. 69-81.
245. Шаламов, В. Двадцатые годы : Заметки студента МГУ // Юность.- 1987. — № 11.-С. 40-41.
246. Шенталинский, В. Необходим арест и обыск // Лит. газета (Приложение «Литературное досье»). 1994. — № 9. - С. 9-10.
247. Шестакова, Э. Г. Ситуационно-коммуникативный аспект оксюморонной образности // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 2000. - Вып. 5. - С. 104-117.
248. Шкловский, В. О Пильняке // Леф. 1925. - № 3. - С. 126-136.
249. Шри Ауробиндо или Путешествие сознания / пер. с фр. А. И.
250. Шевченко, В. Г. Баранова. СПб. : Алетейя; АО «Комплект», 1992. — 328 с.
251. Щербатской, Ф. И. Философское учение буддизма / Ф. И. Щербатской. Петроград, 1919.
252. Эдшмид, К. Экспрессионизм в поэзии // Называть вещи своими именами : программные выступления мастеров западноевропейской -литературы XX века. М.: Прогресс, 1986. - С. 300-314.
253. Эйхенбаум, Б. М. Мой временник. — Л, 1929. 126 с.
254. Энциклопедический словарь «Литературоведение от А до Я». — М.: Современная педагогика, 2001. 525 с.
255. Энциклопедия символов. М.: ACT : Торсинг, 2003. — 591с.
256. Эпштейн, М. Законы свободного жанра // Вопр. литературы. — 1987. — №2.-С. 120-153.
257. Юнг, К. Г. Предисловие к книге Д. Т. Судзуки «Введение в дзэнбуддизм» // Что такое дзэн? : сборник. Львов : Инициатива; Киев : Аи-ан, 1994.-С. 24-90.
258. Яблоков, Е. Железо, стынущее в жилах : проблемы и герои «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка // Лит. обозрение 1992. — № 11-12.-С. 58-62.
259. Яблоков, Е. Счастье и несчастье Москвы : «Московские» сюжеты у А.Платонова и Б. Пильняка // Страна философов А. Платонова. — М., 1995.-Вып. 2.-С. 221-239.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.