Структура и функционирование социальной идентичности как результат взаимодействия субъектов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Канаева, Татьяна Владимировна

  • Канаева, Татьяна Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 184
Канаева, Татьяна Владимировна. Структура и функционирование социальной идентичности как результат взаимодействия субъектов: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Кемерово. 2008. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Канаева, Татьяна Владимировна

Ведение.

Глава 1. Философско-методологические основания исследования социальной идентичности.

1.1. Методологические возможности применения системно-деятельностного подхода в исследовании социальной идентичности.

1.2. Идентичность как философская категория.

Глава 2. Социальная идентичность как сложное динамичное целое

2.1. Социальная идентичность как взаимодействие субъекта и объекта.

2.2. Особенности становления субъекта социальной идентичности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура и функционирование социальной идентичности как результат взаимодействия субъектов»

Актуальность темы исследования. Проблема социальной идентичности является одной из наиболее актуальных социально-философских проблем. В последнее время происходит возрастание интереса к осмыслению многочисленных аспектов обретения человеком собственной социальной принадлежности. Значимость этой проблеме придает социальная ситуация, сложившаяся в России, где происходят очень важные для всех сфер жизни изменения. В процессе осознания социальных противоречий формируются трудности самоопределения, как у отдельного человека, так и у поколений. Отсутствует обобщенная, имеющая значение категория (как «советский человек»), охватывающая социальную идентичность многих людей, нескольких поколений. Современное общество состоит из поколений, формировавшихся и формирующихся в периоды социальных изменений, и поэтому социализировавшихся по-разному.

Вследствие перемен в обществе происходят серьезные изменения в массовом сознании, в отнесении себя к определенным социальным категориям. На уровне самосознания наблюдается кризис социальной идентичности. Устойчивые социальные категории выступают в процессе познания как порождения стабильного мира: они фиксируют устоявшееся, прочное. Поэтому, когда мир становится нестабильным, наполнение социальных категории изменяется. Последствия этого отражаются на многих социальных группах: старшие поколения переживают потерю идентичности, младшие - не могут определить свою идентичность.

В современных высоко динамичных обществах детерминанты социальной идентичности утрачивают свойства стабильно структурированной системы. Кризис социальной идентичности россиян является следствием радикального изменения общества и его базисных институтов. Состояние «пост» содержит противоборство двух тенденций: давления прошлого и, напротив, его публичного отрицания. Социальные идентичности изменчивы, стабильность обнаруживается лишь в семье, кругу близких людей, становящихся базовым комплексом самоопределения.

Неустойчивое состояние социальной идентичности становится характерной чертой современных обществ. Специфика России заключается в том, что она переживает «спрессованный исторический период», драматические внутренние трансформации сопряжены с быстрыми и фундаментальными изменениями в мировоззрении. В сфере повседневной жизни современные общества отличаются от обществ до середины минувшего века: «краткосрочная» идентичность приходит на смену «долгосрочной». Люди движимые объективными условиями перманентных социальных изменений, вынуждены непрерывно осмысливать свои ориентации в пространстве «Мы-Они», в своем социальном самоопределении и общественном статусе.

В современном обществе проблема формирования соответствующей социальной идентичности как базиса адаптации и развития является актуальной в теоретическом и практическом плане. Для исследования этой проблемы необходим поиск новых подходов к анализу социальных феноменов в изменяющемся мире. Понятие «идентичность» является неоднозначным, что говорит о незавершенности его категориального оформления. Актуальность социально-философского исследования социальной идентичности определяется также тем, что методологические стороны этой проблемы рассматриваются в философии, тогда как ее содержательный анализ в наибольшей степени реализуется в эмпирических науках. Обсуждение темы социальной идентичности началось в период распространения междисциплинарного подхода, поэтому имеет место большое количество исследований о ее частных аспектах (гендерных, этнических, профессиональных). Чаще всего в исследованиях описывается анализ форм социальной идентичности, в которых субъект выступает в качестве носителя данной ему идентичности. В этом случае упускаются и активная роль субъекта в становлении собственной идентичности, и механизмы ее «заданности» со стороны контрсубъекта. Существует необходимость в исследовании взаимосвязей источников формирования и составных элементов социальной идентичности, что позволит осмыслить особенности ее проявления и варианты развития.

Степень разработанности проблемы. Эволюция проблемы идентичности, от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания, прослеживается в философии, социологии и психологии.

Самопознанию человека, осуществляемому в результате как собственной активности, так и взаимодействия с другими людьми, уделялось внимание с античности. Ценность самопознания была подчеркнута Сократом. Р. Декарт отмечал, что осознание себя является основой существования. Данные трактовки указывают на активность, целенаправленность самопознания, связь его с опытом и социальным взаимодействием. Перечисленные характеристики соотносятся с пониманием самопознания как деятельности по построению идентичности. Однако само понятие «социальная идентичность» было введено лишь в 60-е годы XX века Э. Эриксоном.

Д. Юм обосновал тезис о конструировании идентичности «извне», из общества. Качества человека формируются в процессе социализации. Человек находит себя в своем деянии и таким образом созидает себя. Данное суждение может быть взято за основу системно-деятельностного анализа социальной идентичности, в котором также анализируется процесс ее становления и развития в совокупности взаимодействия с обществом и личной активностью.

И. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс рассматривают истоки осознания собственного Я в опосредованности ее не-Я. Я является противоположностью реальности, но именно в процессе взаимодействия с нею, Я обретает свою сущность. Идеи активности и опосредованности субъекта в построении своей идентичности развиваются в деятельностном подходе, где уделяется значимое внимание и активности контрсубъекта-реальности.

Философия жизни рассматривала социальную идентичность (без употребления данного понятия) как процесс навязывания человеку искусственности обществом. Человек при этом находится в пассивной позиции, не рассматривается его внутренняя активность по построению собственной идентичности.

С точки зрения экзистенциализма, сущность личности противопоставляется обстоятельствам жизни, это — аутентичность человеческого бытия, проявляющаяся в пограничных ситуациях. Идентичность противопоставляется реальности, то есть, находится в обратной от нее зависимости. При таком рассмотрении идентичность является продуктом внутренней деятельности субъекта, противоположной взаимодействию с обществом.

В современной философии проблема социальной идентичности анализируется в работах Ю. Хабермаса, В. Хесле. Ю. Хабермас рассматривает идентификацию как практику самообозначения индивидуальности. Человек становится способным осознать собственную самость в межсубъектном пространстве, в диалоге-коммуникации. Рассматривается социальная природа идентичности и ее становление в коммуникативной деятельности, однако не уделяется внимания роли других видов деятельности в развитии идентичности. Главное в идентичности, по мнению В. Хесле - сохранение объекта во времени. Он анализирует компоненты идентичности, не акцентируя внимание на источниках ее формирования и развития.

В социологии также исследуется понятие «социальная идентичность». Дж. Мид и Ч. Кули рассматривали идентичность как социальное образование, человек видит себя таким, каким его видят другие. В данной теории можно увидеть структуру идентичности в связи с факторами ее формирования. Однако процесс формирования идентичности не описан.

В «теории ролей» идентичность рассматривается как совокупность выполняемых ролей. Безусловно, роли входят в структуру идентичности. Роль, как правило, рассматривается как реализация ожидаемого поведения. Разные роли имеют неодинаковую представленность в идентичности субъекта — некоторые он выполняет механически, а некоторые имеют для него значение. В теории ролей человек выглядит пассивным результатом социализации, не оказывающим влияние на собственную идентичность.

Значимой для данного исследования является точка зрения Э. Гидденса и 3. Баумана: индивиды должны выбирать жизненные пути из многообразия перспектив, строить свою идентичность. Идентичность является результатом рефлексии действующего человека. Также проблемой социальной идентичности в социологии занимались: Р. Баумайстер, П. Бергер, Т. Лукман, И. Гоффман, М. Серто, М. Н. Губогло, Е. Н. Данилова, В. А. Ядов.

Как отмечалось выше, категория «идентичность» была включена в научный оборот после выхода в свет основных трудов Э. Эриксона, который взял за основу понятие «идентификация», впервые примененное 3. Фрейдом. Э. Эриксон выделил свойства и виды идентичности, описал кризис идентичности, который приводит к переоценке ценностей, перестройке представлений о себе. Эта модель учитывает как персональные компоненты идентичности, так и влияние общественной среды. В теории идентичности Э. Эриксона не описан процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов в развитии идентичности.

Идентичность как свойство личности и группы в психологии представлена работами Э. Фромма, Э. Эриксона, Г. Брейкуэлл, А. Тэшфела, Дж. Тернера, Д. Марша, А. Ватермана, Д. Маттесона, В. С. Агеева, К. А. Абульхановой-Славской, JI. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, А. Б. Орлова.

В современном теоретическом анализе идентичности часто отсутствуют исследования содержательных аспектов: способов соотношения внутреннего и внешнего, источников развития, контекста взаимодействия индивидуального и общественного. Что касается исследований проблематики природы, становления, системно-функциональных и социальных характеристик идентичности, то существующие теоретические дискуссии о природе идентичности предполагают два альтернативных подхода: примордиалистский, инструменталистский [65]. Суть первого заключается в том, что идентичность рассматривается как базисная характеристика личности, нечто внутреннее, сохраняющееся на протяжении истории личной или коллективной. Идентичность — внутренняя тождественность и непрерывность бытия каждого человека. Индивиды тесным образом связаны с социокультурным окружением, поэтому формирующие исторический опыт элементы, не могут быть изменены или отброшены. К данному направлению следует отнести: Э Фромма, Э. Эриксона, Р. Баумайстера, В. Хесле.

Инструменталистский подход Дж. Мида, И. Гоффмана, М. Серто рассматривает идентичность как ситуативную и выбираемую. Обретение идентичности - процесс, в котором индивидуальные и коллективные черты и способы самореализации могут изменяться в зависимости от ситуаций. Если первый подход признает внутреннюю независимость человека от общества, то второй подчеркивает необходимость ситуативной приспособляемости и социальной ассимиляции.

Важно отметить, что социальная идентичность обычно рассматривается как результат, образ, готовый продукт, т. е. лишь как завершённая опред-меченная деятельность. Тем самым, выпадает из поля зрения процесс её формирования (опредмечивания) и её функционирования (распредмечивания) в социальной системе. Также социальная идентичность часто рассматривается в духе «социальной робинзонады» как результат освоения становящимся субъектом объекта (социальных или асоциальных норм, стандартов, традиций, ценностей, стереотипов). Тем самым не уделяется внимание контрсубъекту социальной идентичности, что снижает возможности адекватного оценивания объекта. Субъект может взаимодействовать с контрсубъектом непосредственно (прямое общение) или опосредованно, нередко, многократно (косвенное общение-взаимодействие через объект(ы)). Субъект социальной идентичности чаще рассматривается как единичность (Я, индивид, личность), хотя он функционирует и как группа (демографическая, профессиональная, национальная, классовая), и как общество в целом (в процессе соотнесения, например, себя со зверем или богами). Системнодеятельностный подход, представленный в работах В. П. Фофанова, позволяет рассмотреть социальную идентичность как целостность, находящуюся в единстве структуры и функционирования, а также создает основу для анализа взаимодействия субъектов в процессе становления и развития социальной идентичности.

Проблема исследования. Социальная идентичность нередко рассматривается как результат целенаправленного или спонтанного усвоения становящимся субъектом объекта (социальных или асоциальных норм, стандартов, традиций, ценностей, стереотипов). Тем самым за объектом теряется контрсубъект социальной идентичности, обнаружение которого необходимо для адекватного оценивания объекта. Для чего и нужно рассмотрение социальной идентичности как результата взаимодействия становящегося субъекта и контрсубъекта. Поэтому существует необходимость показать взаимодействие всех структурных элементов социальной идентичности.

Объектом исследования является формирование социальной идентичности в результате субъект-субъектного взаимодействия.

Предметом исследования выступает структура и функционирование социальной идентичности как процесса и продукта взаимодействия становящегося субъекта с контрсубъектом.

Целью исследования является изучение особенностей структуры и функционирования социальной идентичности как результата взаимодействия становящегося субъекта с контрсубъектом.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть различные подходы к изучению социальной идентичности. Проанализировать системно-деятельностный подход как методологическую основу исследования социальной идентичности.

2. Охарактеризовать основные стороны функционирования социальной идентичности.

3. Определить этапы становления и развития социальной идентичности.

4. Проанализировать особенности интеграции становящегося субъекта социальной идентичности в общество.

Методологической и теоретической основой исследования является системный подход, позволяющий рассматривать явления как комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся во взаимодействии, единстве со средой, имеющих иерархическое строение и изменяющихся с течением времени (А. Н. Аверьянов, И. В. Блауберг, 3. М. Оруджев, Э. Г. Юдин и др.).

Теоретико-методологической основой настоящего исследования является также деятельностный подход. В рамках данного подхода наиболее важными стали идея самоопределения субъектом себя в процессе объективации в деятельности (К. Маркс), идея об интериоризации как присвоении форм коллективной деятельности (JI. С. Выготский, В. В. Давыдов), концепция единства сознания и деятельности (В. А. Лекторский, Ф. Т. Михайлов, В. С. Швырев, М. Я. Басов, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган, Ю. К. Плетников, М. Ф. Перфильев и др.), концепция системы видов деятельности (М. С. Каган). Основным теоретико-методолгическим основанием данного исследования является концепция социальной системы деятельности В. П. Фофанова.

Для анализа особенностей развития социальной идентичности (противоречий, этапов, направленности) также был использован диалектический метод исследования (Гераклит, Сократ, Платон, Парменид, Р. Декарт, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. В. Ильенков, М. Н. Руткевич, А. В. Бузгалин).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Системно-деятельностный подход позволяет сформулировать целостное представление о социальной идентичности как о взаимодействии субъектов, опосредованном объектом. Социальная идентичность - самодостаточное, развивающееся образование, находящееся во множестве взаимосвязей; предстающее единством живой (идентификация, интернализация, рефлексия) и опредмеченной (образы Я-Мы - человек, Я-Мы - социальный субъект, Я — индивидуальность) деятельности.

2. Охарактеризованы основные стороны функционирования социальной идентичности: живая деятельность (идентификация, интернализация, рефлексия), опредме-ченная деятельность (образы Я-Мы - человек, Я-Мы - социальный субъект, Я - индивидуальность); «становящийся субъект социальной идентичности (индивид -группа - общество)», «контрсубъект социальной идентичности (индивид -группа — общество)», опосредующий их взаимодействие объект (социальные или асоциальные нормы, традиции, ценности, стереотипы, иллюзии). Содержанием взаимодействия субъектов является распредмечивание социального опыта и опредмечивание образа своего образа Я-Мы.

3. Определены этапы формирования социальной идентичности как подсистемы деятельности. На начальном этапе осуществляется опредмечивание в становящемся субъекте социального опыта (опредмечивание является результатом активности контрсубъекта), который он начинает постепенно рас-предмечивать. В ходе развёртывания последующих этапов - идентификация, интернализация, рефлексия - субъект опредмечивает усвоенное в образ ЯМы, который распредмечивается в форме самопозиционирования, и в свою очередь оказывает влияние на общество.

4. Выявлено, что социальная идентичность субъекта предстаёт результатом воздействия множества факторов, в том числе, противоречащих друг другу. Контрсубъект социальной идентичности (государственные структуры, олигархия, институты социализации, массмедиа, социальные группы, авторитетные личности), оказывающий влияние на становящегося субъекта, не является монолитным. Поэтому содержание социальной идентичности неоднозначно, находится в стадии практически непрерывной трансформации.

Положения, выносимые на защиту. 1. Социальную идентичность правомерно рассматривать с точки зрения системно-деятельностного подхода. Социальная идентичность как продукт (опредмеченная деятельность) всегда есть внутренний опосредующий момент живой деятельности. Социальная идентичность есть результат взаимодействия становящегося субъекта (индивид - группа - общество) с контрсубъектом (индивид - группа - общество), опосредованного объектом (нормами, стандартами, традициями, ценностями, стереотипами). Самодостаточное взаимодействие субъектов, опосредованное объектом, есть простейшая социальная система. Деятельность - целенаправленный процесс создания субъектом (живая деятельность) социально значимого продукта (опредме-ченная деятельность), в том числе, созидание другого субъекта и самосозидание субъекта. Социальная идентичность - продукт (опредмеченная деятельность), являющийся результатом созидания и самосозидания субъекта. Целенаправленное воздействие в этом процессе входит в понятие «социальная деятельность», спонтанное воздействие выходит за рамки деятельности. Социальная идентичность как результат целенаправленного социального взаимовоздействия (самовоздействия) субъекта и контрсубъекта входит в понятие «социальная деятельность».

2. Социальная идентичность - не просто результат освоения субъектом объекта (социального опыта), позволяющий интегрироваться в общество. С объектом в обществе всегда взаимосвязан субъект. Социальная идентичность есть результат взаимодействия становящегося субъекта (индивид - группа — общество) с контрсубъектом (индивид — группа — общество). Системообразующим в процессе формирования социальной идентичности предстаёт противоречие между потребностью субъекта (по адекватному самовыражению, самоопредмечиванию своей идентичности) и интересом контрсубъекта, общественной системы в целом, в самосохранении, самовоспроизводстве собственной социальной идентичности, и в распредмечивании её субъектом в нормативном, оформившемся виде. В структуру социальной идентичности входят, находящиеся во взаимодействии, живая деятельность (идентификация, интернали-зация, рефлексия) и опредмеченная деятельность (образы Я-Мы — человек, Я-Мы - социальный субъект, Я—индивидуальность).

3. Основные стадии развития социальной идентичности предстают компонентами развёртывания живой деятельности. Изначально субъект получает определенный социальный опыт — социализируется. Социализация является опредмечиванием социального опыта (предстающего результатом живой деятельности контрсубъекта), и выступает предпосылкой становления социальной идентичности. На основании опыта субъект отождествляет себя с «другим», с контрсубъектом - идентифицируется. Присваивает в процессе интернализации значимый для себя социальный опыт. Осуществляя рефлексию, определяет свое положение в обществе, принадлежность к определённой социальной группе, свою индивидуальность. Процессы идентификации, интернализации, рефлексии являются элементами живой деятельности по становлению и развитию социальной идентичности субъекта. Результатом (опредмеченной деятельностью) являются образы Я и Мы — человек, Я и Мы - социальный субъект, Я — индивидуальность. В результате их распредмечивания происходит обратное воздействие субъекта на контрсубъекта. 4. Особенностью субъекта социальной идентичности является его сложность, противоречивость и многовекторность. Своеобразие современной социальной ситуации состоит в том, что на субъекта влияют множество факторов, ряд которых противоречит друг другу. Социальный субъект находится в непрерывном поиске идентичности. Это - перманентная проблема, рассмотреть которую наиболее целесообразно на примере молодежи, так как именно для этого возраста свойственен процесс интенсивного самоопределения. Социальная идентичность молодёжи — это гетерохронная система (становление статусной, профессиональной идентичности опережает развитие личностной идентичности) со сменным основанием («отрицание» нормативной социальной идентичности, перенесение акцента с коллективного на индивидуальное, с национального на глобальное, с романтического на прагматическое). На примере молодежи, особенно отчетливо, можно увидеть признаки кризисно-сти социальной идентичности, сложившейся в результате неоднозначности, текучести, неубедительности контрсубъекта, неустойчивости объектов (норм, идеалов, ценностей), сложностей в построении и развитии адекватной себе социальной идентичности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретико-методологическая значимость данной работы состоит в апробации сис-темно-деятельностного подхода как метода исследования социальной идентичности. Основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании современных социокультурных процессов. Результаты могут быть применены в преподавании курсов по социальной философии, социологии, социальной психологии и психологии молодежи, антропологии, культурологии.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования доложены и обсуждены на международных и всероссийской конференциях, в том числе на международной научно — практической конференции студентов и молодых ученых (Кемерово, 2006), международной конференции «Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы»» (Кемерово 2007), всероссийской конференции «Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях» (Кемерово, 2005). С главными положениями диссертации автор выступала на заседаниях кафедры философии и методологическом семинаре кафедры философии ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Основные результаты исследования реализуются автором в учебном процессе социально-психологического факультета ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Публикации. Основные положения работы изложены в 11 публикациях, в том числе, одна научная статья опубликована в издании, рекомендованном ВАК, три статьи — в материалах всероссийских и международных конференций, семь статей — в сборниках научных трудов.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение и библиографический список, изложена на 184 страницах, включая 1 таблицу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Канаева, Татьяна Владимировна

Заключение

Проблема социальной идентичности является актуальнейшей проблемой современности. Обретение идентичности - важная задача, решение которой обеспечивает гармоничное самоощущение, чувства принадлежности и защищенности. В настоящее время такое достижение не является простым результатом развития. Изменяющиеся социальные условия предполагают постоянный поиск идентичности, постоянное самоопределение. В изучении проблемы социальной идентичности могут быть рассмотрены генетический, функциональный, аксиологический и праксиологический аспекты.

Системно-деятельностный подход позволяет рассмотреть социальную идентичность как совокупность находящихся во взаимосвязи представлений о себе и процессов их становления, что приводит к целостному пониманию данной проблемы. Индивид осознает свою социальную принадлежность и характеристики своей индивидуальности в определенных социальных группах. Вступая в группу или взаимодействуя с ней, человек наделяет ее своими свойствами. Таким образом, идентичность социальных групп и отдельных индивидов взаимосвязаны; и тех и других следует считать субъектами социальной идентичности как подсистемы социальной деятельности.

Все аспекты идентичности (в том числе на уровне индивида) неотъемлемо связаны с социальным взаимодействием, поэтому они предстают элементами социальной идентичности.

В изучении социальной идентичности важнейшее значение имеет анализ деятельности субъектов в данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах. Социальная идентичность является результатом взаимодействия субъекта и контрсубъекта. В процессе социализации субъекты получают информацию о себе, о ценностях общества, о его требованиях. Социализация, являющаяся процессом преобразования субъекта в носителя живой деятельности, также представляет собой процесс опредмечивания в нем предшествующей живой деятельности контрсубъекта (общества в разных его проявлениях). Для социальной идентичности характерна внутренняя дифференцированность и иерархичность структуры.

При анализе социальной идентичности можно выделить процесс ее формирования и развития (процесс социальной идентификации) и продукт: сложившийся образ себя как результат самоопределения. В подсистеме социальной идентичности живой деятельностью являются на разных этапах ее развития: идентификация, интернализация и рефлексия. Опредмеченная деятельность - совокупность представлений о себе и принятых социальных ролей. Предпосылкой формирующейся социальной идентичности являются противоречия между сложившимся к настоящему времени образом себя и требованиями общества, либо представлениями об идеалах, также социально обусловленных. Процессы рефлексии, идентификации и интернализации опредмечиваются в образы Я и Мы, которые в свою очередь подвергаются распредмечиванию. Специфика социальной идентичности состоит в том, что индивид является носителем и живой и опредмеченной деятельности. Он сам является субъектом и объектом становления социальной идентичности. Составляющие социальной идентичности находятся в постоянном развитии, противоречии и взаимной обусловленности. В каждом из элементов системы можно выделить познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Они также взаимодействуют и являются взаимно обусловленными. По мере накопления опыта увеличивается объем знаний о себе, на основании которых строится оценка себя и самопозиционирование. В результате деятельности по самопознанию происходит накопление опыта (знаний, оценок, способов поведения), на основании которого происходят дальнейшие изменения. Для развития социальной идентичности нужна не только внутренняя деятельность по самопознанию и социализация как процесс усвоения социального опыта. Ее о формирование и развитие возможно только при взаимодействии с контрсубъектами: от «других» субъект получает информацию о себе и о социальных группах, в отношении которых он определяет свою принадлежность. В результате самореализации происходит позиционирование своих индивидуальных и социальных качеств, их распредмечивание в деятельности и общении. Взаимодействуя с контрсубъектом, субъект получает знания и оценки извне, принимает или отвергает их в процессе живой деятельности по развитию идентичности, а также транслирует их другим субъектам. Это взаимодействие имеет исторический характер, его прошлое дано субъектам как наличная опредмеченная деятельность. Она воздействует на живую деятельность субъектов, отражается в ней. Социальная идентичность включает деятельность по построению субъектом своего Я, по его распредмечиванию социального опыта, а также обмен продуктами деятельности. В результате воздействия общества, опосредованная личной активностью, социальная идентичность находится в процессе постоянного развития. Самораспредмечивание - непрерывная живая деятельность субъекта.

Таким образом, социальная идентичность — это единство процесса самоопределения (предстающего живой деятельностью) и его результата - самовключения субъекта в определённую социальную общность (предстающего опредмеченной деятельностью). Она находится во взаимодействии с контрсубъектом и является единством объективной и субъективной реальности. Системно — деятельностный анализ социальной идентичности позволяет разносторонне рассмотреть данный феномен, а также увидеть источники особенностей современных социальных ситуаций и самоощущения в них отдельных индивидов.

С помощью системно - деятельностного анализа становится возможным исследование особенностей и проблем социальной идентичности разных социальных субъектов. Понимание идентичности как подсистемы социальной деятельности применимо для изучения социальных проблем молодежи.

Молодежная среда особенно быстро воспринимает воздействия социума, подвержена интенсивным изменениям. Изучение молодежи позволяет проследить наиболее ярко проявляющийся процесс становления социальной идентичности. От сегодняшней идентичности молодежи зависит будущее современного общества. Одной из задач молодости является накопление объемного социального опыта, который способствует становлению зрелой идентичности. От того, как этот процесс реализуется, зависит насколько комфортно чувствуют себя молодые люди, насколько их поколение интегрировано в общество. Идентичность молодых людей находится в зависимости от социальных условий. В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальное™ ее социального положения. Социальные условия оказывают влияние на процессы дифференциации и интеграции в молодежной среде. Молодые люди объединяются на основании складывающейся или сложившейся социальной идентичности. Социализация современного молодого поколения происходит в условиях нестабильности. При этом традиционные институты социализации обнаруживают свою несостоятельность. Молодым приходится самим решать, на какие ценности стоит ориентироваться. Общество не предлагает безусловных эталонов для идентификации. В условиях настоящего времени молодые люди сталкиваются с проблемой самоопределения как никогда остро. Они вынуждены самостоятельно определять свою социальную идентичность, реализуя процессы интернализации и рефлексии. В силу особенностей возрастного и социального развития молодые люди находятся в состоянии нормативного кризиса социальной идентичности. Он связан с дисгармонией образов Я на разных уровнях самокатегоризации, с осознанием несоответствия образа Я требованиям социальной среды. Достижение социальной зрелости (зрелой социальной идентичности) предполагает становление достаточно устойчивого целостного образа Я, оп-редмеченного в социальной идентичности молодого человека, а также преобладание процессов интернализации и рефлексии при самопознании и самоопределении. Анализируя становление социальной идентичности молодежи с точки зрения системно — деятельностного подхода, несложно прогнозировать особенности ее социального поведения. Также становится возможным понимание причин социальных и психологических проблем молодых людей.

Проблема социальной идентичности находится в незавершенной стадии исследования. Она представляет интерес для философского осмысления. С одной стороны оно становится возможным на базе материала накопленного эмпирическими науками, с другой, создает основу для их дальнейшего развития. В системно - деятельностном исследовании социальной идентичности перспективно изучать соотношение субъективных и объективных факторов ее развития, соотношение реализации элементов живой деятельности в процессе ее становления, взаимосвязь различных уровней самокатегоризации с реализацией тех или иных процессов живой деятельности.

В данной работе рассмотрена проблема становления социальной идентичности на примере молодежи, но также было отмечено, что старшее поколение переживает утрату идентичности, также испытывает кризис, который качественно отличается от кризиса идентичности молодых людей. Особенности социальной идентичности различных социальных и возрастных групп также целесообразно рассматривать с точки зрения системно- деятельностного подхода, так как он позволяет увидеть взаимосвязи между процессом и результатом самопознания и самоопределения. Также возможно изучение социальной идентичности на примере любого этапа исторического развития. Проблема социальной идентичности связана с динамикой общества, так как это непрерывный процесс, ее решение не может быть законченным. Использование системно-деятельностного подхода для анализа социальной идентичности дает возможность для анализа социальных проблем, и для понимания того, как взаимодействует социальное и индивидуальное в самоопределении и самопозиционировании человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Канаева, Татьяна Владимировна, 2008 год

1. Аверьянов, А. Н. Система: философская категория и реальность Текст. / А. Н. Аверьянов. -М.: Мысль, 1976. 188 с.

2. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

3. Агеев, В. С. Социальная идентичность личности. Текст. / В. С. Агеев // Социальная психология / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 349 - 355.

4. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы Текст. / В. С. Агеев. М.: МГУ ,1990. - 240 с.

5. Адлер, А. Наука жить Текст. / А. Адлер. Киев: Port Royal, 1997. - 288 с.

6. Адорно, Т. Проблемы философии морали Текст. / Т. Адорно. М.: Республика, 2000.-238 с.

7. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: МГУ, 1988.-351 с.

8. Андреева, Г. М. Психология социального познания Текст. / Г. М. Андреева — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.

9. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии Текст. / Н. В.Антонова // Вопросы психологии. 1996. - № 1. — С. 131 - 143.

10. Аристотель Сочинения в 4 томах Текст. / Аристотель; ред. В.Ф. Асмус. Т. 1. - М.: Мысль, 1976 - 550 с.

11. Антипов, Г. А. Философская рефлексия и проблема идеального Текст. / Г. А. Антипов // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. — Новосибирск: Наука, 1987. 276 с.

12. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России) Текст. / А. С. Ахиезер. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.-800 с.

13. Бабочкин, П. И. Молодежь в структуре современного российского общества Текст. / П. И.Бабочкин // Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998. - С. 22 - 30.

14. Бабочкин, П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе Текст. / П. И. Бабочкин. — М.: Социум, 2000. -176 с.

15. Баева, О. Н. Российская цивилизация: проблема цивилизационной и культурной идентичности: дисс. канд. филос. наук Текст. / О. Н. Баева. Ставрополь, 2002. - 165 с.

16. Бахтин, М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 334 с.

17. Бацаев, Т. Т. Молодежь в социальном пространстве современного российского общества (на примере Республики Северная Осетия Алания): дис. канд. социол. наук Текст. / Т. Т. Бацаев. - М., 2004. — 199 с.

18. Баранова, Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности Текст. / Т. С. Баранова // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ - М», 2000. - С. 35 - 46.

19. Барулин, В. С. Российский человек в 20 веке. Потери и обретение себя Текст. / В. С. Барулин. СПб.: Алетея, 2000. - 411 с.

20. Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст. / 3. Бауман. М.: Логос, 2005. - 325 с.

21. Белинская, Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности Текст. / Е. П. Белинская // Мир психологии. 1999. - № 3. - С. 40 - 46.

22. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания Текст. / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Московский философский фонд, 1995.-322 с.

23. Бердяев, Н. А. Смысл истории Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 175 с.

24. Березовская, JI. В. Россия на пороге 21 века. Философско-социологическое исследование Текст. / Л. В. Березовская, А. М. Ковалев. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 303 с.

25. Блауберг, И. В. Системный подход, предпосылки, проблемы, трудности Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Знание, 1969. -48 с.

26. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. - 270 с.

27. Бодийар, Ж. Сила вещей Текст. / Ж. Бодийар. — М.: Наука, 1995. 413 с.

28. Бойко, Е. А. Социальное самочувствие молодежи Текст. / Е. А. Бойко. — Новосибирск: СибАГС, 1995.-48 с.

29. Боряз, В. Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования Текст. / В. Н. Боряз. Л.: Наука, 1993.- 155 с.

30. Бутенко, А. П. Менталитет россиян и евразийство. Текст. / А. П. Бутен-ко, Ю. В. Колесниченко // Социологические исследования. 1996. - № 5. -С. 92-102.

31. Быстрицкий, Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие Текст. /. Е. К. Быстрицкий. К.: Наукова думка, 1991. - 200 с.

32. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире Текст. / И. Валлерстайн. СПб: Едиториал УРСС, 2001. - 416 с.

33. Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание Текст. / М. Вартофский. М.: Просвещение, 1988. - 326 с.

34. Василенко, О. В. Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе (социально-философский аспект исследования): дис. канд. фил. наук Текст. / О. В. Василенко. Чебоксары, 2003. - 152 с.

35. Випер, Б. Е. К построению качественной регрессивной модели этнической идентичности Текст. / Б. Е.Випер // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. - № 3. - С. 100 - 117.

36. Вингенштейн, Л. Философские работы Текст. / Л. Вингенштейн. — М.: Наука, 1994. 520 с.

37. Вишневский, Ю. Р. Парадоксальный молодой человек Текст. / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // СОЦИС. 2006. - № 6 .- С. 26 - 35.

38. Волков, С. Н. Мистицизм в современной молодежной среде : социально-философский анализ: автореф.канд. фил. наук Текст. / С. Н. Волков. М., 1996.-20 с.

39. Волков, Ю. Г. Социология молодежи: учебное пособие Текст. / Ю. Г. Волков Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 576 с.

40. Выготский, JI. С. Вопросы возрастной психологии Текст. / JI. С. Выготский // Собр. Соч. В 6-ти т. Т. 4. - М.: Наука, 1984. - 400 с.

41. Гарнцев, М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) Текст. / М. А. Гарнцев. М.: МГУ, 1987. - 215 с.

42. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа Электронный ресурс. / Г. В. Ф. Гегель // http://www.i-u.rU/biblio/archive/o:egelfemenologiia/

43. Гидденс, Э. Сознание, Я и социальное взаимодействие Текст. / Э. Гидденс // Философия и общество. 2001. -№ 2.-С.35-58.

44. Гидденс, Э. Социология Текст. / Э. Гидденс. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

45. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации Текст. / Э. Гидденс. М.: Академический Проект, 2003. - 528 с.

46. Голенкова, 3. Т. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации Текст. / 3. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян, И. В. Казаринова // СОЦИС. 1996.-№ 8.-С. 12- 13.

47. Горбач, В. И. Проблемы диалектических противоречий Текст. / В. И. Горбач; отв. ред. А. Ф. Зотов. М.: Наука, 1972. - 395 с.

48. Гришина, Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи. Опыт мониторинговых исследований 90-х годов: автореф. дис. док. социол. наук Текст. / Е. А. Гришина. -М., 1999. 38 с.

49. Громов, И. А. Молодежь в обществе Текст. / И. А. Громов, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский // Человек и общество: социальные проблемы молодежи. Л.: ЛГУ, 1969. - С. 56 - 78.

50. Губогло, М. Н. Идентификация идентичности. Этнологические очерки Текст. / М. Н. Губогло. М.: Наука, 2003. - 763 с.

51. Гудков, Л. К. Проблема негативной идентификации Текст. / Л. К. Гудков // Негативная идентичность: статьи 1997-2003гг. М.:НЛО-ВЦИОМ-А, 2004. -280 с.

52. Гуссерль, Э. Картезианские размышления Текст. / Э. Гуссерль. — СПб.: Ювента, 1998.-315 с.

53. Давыдов, В. В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма Текст. / В. В. Давыдов // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Наука, 1990. - 365 с.

54. Давыдов, Ю. Н. Социология контркультуры Текст. / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская. М.: Наука, 1980. - 398 с.

55. Данилова, Е. Н. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ Текст. / Е. Н. Данилова, В. А. Ядов // СОЦИС. 2004. - № 10.-С. 27-30

56. Добрынина, В. И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи Текст. / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социол. и политолог. 2003. - № 4. - С. 166 - 177.

57. Душков, Б. А. Психосоциология человекознания Текст. / Б. А. Душков. -М.: ПЕРСЭ, 2003.-480 с.

58. Дымов, Э. М. Идентичность молодежи России в контексте современных социокультурных процессов: дисс. канд. филос. наук Текст. / Э. М. Дымов. -Нальчик, 2006. 151 с.

59. Жамсуева, Н. К. Социализация молодежи в обществе переходного периода: общетеоретический подход: автореф. дис. канд. социол. наук Текст. / Н. К. Жамсуева. Улан-Удэ, 1999. - 21 с.

60. Заковоротная, М. В. Идентичность человека: социально-философские аспекты Текст. / М. В. Заковоротная. Ростов-на-Дону: СКНЦ BILL, 1999. -199 с.

61. Запесоцкий, А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции Текст. / А. С. Запесоцкий. -СПБ: ИГУП, 1996.-350 с.

62. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция Текст. / Т. И. Заславская. М.: Дело, 2002.-568 с.

63. Зимин, А. И. Россия в поисках культурно-исторической и национальной самоидентификации Текст. / А. И. Зимин, В. С. Зуйков, И. К. Мишарина. -М.: Луч, 2001.-232 с.

64. Зиммель, Г. Социальная дифференциация. Социальные и психологические исследования Текст. / Г. Зиммель М.: Наука, 1909. - 367 с.

65. Зоркая, Н. А. Ценности и установки российской молодежи Текст. / Н. А. Зоркая, Н. М. Дюк // Мониторинг общественного мнения. 2003. - № 4. -С. 66-77.

66. Иваненков, С. П. Проблемы социализации современной молодежи Текст. / С. П. Иваненков. Оренбург: ДИМУР, 1999. - 317 с.

67. Иваненков, С. П. Молодежь и государство: инновационные подходы (на материалах Оренбургской области) Текст. / С. П. Иваненков, А. Ж. Кусжа-нова. Оренбург: ДИМУР, 2005. - 365 с.

68. Иванова, В. В. Общие вопросы самосознания личности Электронный ресурс. / В. В. Иванова // http://www.i-u.ru/biblio/archive/ivanovacommon questions/

69. Иванова, Н. JI. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности Текст. / Н. JT. Иванова, Е. В. Конева. Ярославль: Яросл. гос. пед. унт им. К. Д. Ушинского, 2003. - 131 с.

70. Исаев, В.И. Молодежь Сибири в трансформирующемся обществе: условия и механизмы социализации Текст. / В. И. Исаев. — Новосибирск, 2003 -241 с.

71. Каган, М. С. Человеческая деятельность Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.

72. Казаков, Е. Ф. Антропология: учеб. пособие Текст. / Е. Ф. Казаков; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». — Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2006. 187 с.

73. Калашникова, Е. М. Личность и общество: проблемы идентификации Текст. / Е. М. Калашникова. Пермь: Пермский ун-т, 1997. - 152 с.

74. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения Текст. / О. И. Карпухин // СОЦИС. 2000. - № 3. - С. 124 - 128.

75. Касьянов, В. В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции Текст. / В. В. Касьянов. Краснодар: КубГУ, 1994. - 175 с.

76. Клейберг, Ю. А. Социальная и психологическая адаптация личности маргинала (системно аксиологический подход) Текст. / Ю. А. Клейберг, Л. А. Кокорева. - Тверь, 1998. - 64 с.

77. Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория Текст. / А. И. Ковалева // СОЦИС. 2003. -№ 1.-С. 109-115.

78. Ковалева, А. И. Социология молодежи: Теоретические вопросы Текст. / А. И. Ковалева, В. А. Луков. М.: Социум, 1999. - 351 с.

79. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. -138 с.

80. Кон, И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива Текст. / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. - 270 с.

81. Константиновский, Д. JI. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) Текст. / Д. JI. Константиновский ; под ред. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 344 с.

82. Королев, Б. Н. Личность: стратегия исследования образа «Я» Текст. / Б. Н. Королев. М.: Союз, 2004. - 257 с.

83. Кортунов, С. В. Россия: национальная идентичность на рубеже веков Текст. / С. В. Кортунов. М.: Московский общественный научный фонд, 1997.- 120 с.

84. Круглов, А. Е. Интеграция молодежи в российское общество: социальный анализ Текст. / А. Е. Круглов. Пятигорск: ПГЛУ, 2000. - 240 с.

85. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства Текст. / под ред. Т. И. Заславской. — М.: Аспект-пресс, 1996. — 345 с.

86. Кузнецов, А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи Текст. / А. Г. Кузнецов. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. - 139 с.

87. Лакан, Ж. Четыре основные понятия психоанализа Текст. / Ж. Лакан. -М.: Логос. 2004. — 299 с.

88. Лапин, Н. И. Пути России: социокультурные трансформации Текст. / Н. И. Лапин. М.: Институт философии РАН, 2000. - 194 с.

89. Лапин, Н. И. Проблема социокультурной трансформации Текст. / Н. И. .Лапин // Вопросы философии. 2000. - № 6 - С. 3 - 18.

90. Лекторский, В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. — 2001. № 2. - С. 56 - 66.

91. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1975. - 171 с.

92. Лисовский, В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) Текст. / В. Т. Лисовский // СОЦИС. 1998. - № 5. - С. 25 - 32.

93. Лисовский, В. Т. Эскиз к портрету: Жизненные планы молодежи (по материалам социологических исследований) Текст. / В. Т. Лисовский. — М.: Наука, 1969.-212 с.

94. Лихачев, Д. С. Раздумья о России Текст. / Д. С. Лихачев. СПб.: Logos, 1999.-720 с.

95. Лосев, А. Ф. Личность и абсолют Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1999.-720 с.

96. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России Текст. / В. А. Луков // СОЦИС. 2002. - № Ю .- С. 79 - 87.

97. Луке, Г. А. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий: научно-аналитический обзор Текст. / Г. А. Луке, А. А. Кутьина, А. А. Матвеева; под ред. Г. А. Луке, О. Б. Фурсова. Самара: Самарский университет, 2002. — 104 с.

98. Любутин, К. Н. Диалектика субъекта и объекта Текст. / К. Н. Любу-тин, Д. В. Пивоваров. Екатеринбург, 1993. - 168 с.

99. Магдеева, Р. 3. К проблеме понятия «идентичность»: дис. канд. филос наук Текст. / Р. 3. Магдеева. Саранск, 2000. - 157 с.

100. Малахов, В. С. Неудобства с идентичностью Текст. / В. С. Малахов // Вопросы философии. 1998. - № 2 — С. 43-53.

101. Мальцев, А. А. Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы: автореф. канд. соц. наук Текст. / А. А. Мальцев М, 2005. - 25 с.

102. Мамбеева, А. С. Изучение российской этнической самоидентичности: дис. канд. психол. наук Текст. / А. С. Мамбеева-М., 1994. 174 с.

103. Манхейм, К. Диагноз нашего времени Текст. / К. Манхейм. М.: Наука, 1994.-368 с.

104. Маргинальность в современной России Текст. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000. — 254 с.

105. Маркс, К. Немецкая идеология Текст. / К. Маркс. М.: Наука, 1985. -347 с.

106. Маркс, К. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1974.-535 с.

107. Мерлин, В. С. Личность и общество Текст. / В. С. Мерлин. Пермь: ГППИ, 1990.-90 с.

108. Мид, М. Культура и мир детства Текст. / М. Мид; пер. с англ. М.: Наука, 1988.-429 с.

109. Митев, П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи Текст. / П. Митев. София, 1983.- 123 с.

110. Михайлов, Ф. Т. Самосознание: мое и наше: к постановке проблемы Текст. / Ф. Т. Миайлов, К. В. Сорвин, А. А. Воронин; отв. ред. Ф. Т. Михайлов. М.: Рос. Акад. наук, Ин-т философии, 1997. - 249 с.

111. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке Текст. М.: Институт философии РАН, 2002. - 208 с.

112. Молодежный ренессанс: проблемы социализации молодежи Текст. / Отв. ред. и сост. А. Г. Быстрицкий , М. Ю. Рощин .-М.: Наука, 1990. 235 с.

113. Мухина, В. С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность Текст. / В. С. Мухина. М.: Академия, 2005. - 624 с.

114. Пб.Навджавонов, Н.О. Проблемы маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов Текст. / Н. О. Навджавонов // Социальная философия в конце XX века: Депон. рук. -М. 1991. С. 37 - 56.

115. Налимов, В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности Текст. / В. В. Налимов. М.: Прометей, 1989.-288 с.

116. Новоселова, И. А. Субъектность и деятельность Текст. / И. А. Новоселова // Философские дескрипты. Выпуск 2. — Барнаул, Алтайский гос. университет, 2002 282 с.

117. На пути к толерантному сознанию Текст. / Отв. ред. А. Г. Асмолов. -М.: Смысл, 2000.-255 с.

118. Овсянникова, Т. А. Проблемы исследования самосознания и этнической идентичности личности Текст. / Т. А. Овсянникова. — Майкоп: Изд-во МГТУ, 2004.-131 с.

119. Омельченко, Е. JL Молодежные культуры и субкультуры Текст. / Е. JI. Омельченко. -М.: Институт социологии РАН, 2000. 264 с.

120. Орлов, А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека Текст. / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С. 5 - 12

121. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: сб. статей Текст. / ред. Б. В. Марков, Ю. Н. Солонин, В. В. Парцвания. Вып. 1. - СПб: Петрополис, 2001.-378 с.

122. Павловский, В. В. Социально-философские основания исследования молодежи: дис. д-ра филос. наук Текст. / В. В. Павловский. СПб, 1999. -352 с.

123. Павловский, В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи Текст. / В. В. Павловский. М.: Академ.проект, 2001. - 304 с.

124. Павленко, В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии Текст. / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2000. - № 1. - С. 135 - 142.

125. Павленко, В. Н Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе Текст. / В. Н. Павленко, Н. Н. Корж. // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - № 1.- С. 75 - 88.

126. Панарин, А. С. Введение в политологию Текст. / А. С. Панарин. М.: Наука, 1994.-385 с.

127. Парсонс, Т. Система современных обществ Текст. / Т. Парсонс. М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.

128. Перспективы человека в глобализирующемся мире: сборник философских статей Текст. / Ред. В. В. Парцвании. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - 380 с.

129. Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история Текст. / Б. Ф. Порш-нев. М.: Наука, 1979. - 231 с.

130. Проблемы социализации молодежи : реферат, сб. Текст. / отв. ред. Н. JI. Полякова. -М.: Рос. акад. наук ИНИОН, 1993. 138 с.

131. Прокоп, А. В. Маргинализация молодежи как социальный феномен Текст. / А. В. Прокоп. — М.: Государственный университет дружбы народов, 1996.-234 с.

132. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Райе. СПб: Питер, 2000. - 624 с.

133. Раковская, О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы Текст. / О. А. Раковская. — М.: Наука, 1993. 191 с.

134. Религия и идентичность в России Текст. / сост. и отв. ред. М. Т. Степа-няц. М.: Вост. лит., 2003. - 279 с.

135. Россия: трансформирующееся общество Текст. / Ред. В. А. Ядова- М.: Канон-пресс-Ц, 2001. 640 с.

136. Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. JL Рубинштейн.- СПб.: Питнор, 2003. 508 с.

137. Руткевич М. Н. Диалектика и теория познания Текст. / М. Н. Руткевич, И. Я. Лойфман. М.: Мысль, 1994. - 383 с.

138. Ручкин, Б. А. Молодежь и становление новой России Текст. / Б: А. Руч-кин // СОЦИС. 1998. - № 5. - С. 90 - 98.

139. Ручкин, Б. А. Российская молодежь: десять главных проблем Текст. / Б. А. Ручкин. М.: Социум, 1999. - 89 с.

140. Самошкина, И. С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии Текст. / И. С. Самошкина // Вопросы психологии. 2005. - № 9 .- С. 35 - 42.

141. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж. П. Сартр М.: Республика, 2000 - 639 с.

142. Сатыбалдиева, Р. А. Вызовы современности и ответственность философа Текст. / Р. А. Сатыбалдиева // Материалы круглого стола посвященного всемирному Дню философии. Бишкек, Кыргызско-Российский Славянский университет, 2003. — С. 62 — 69. ;

143. Сидорина, Т. Ю. Философия кризиса: учебное пособие Текст. / Т. Ю. Сидорина. М.: Наука, 2003. - 456 с.

144. Слепенкова, И. М. Мололдежь и строительство коммунизма в СССР Текст. / И. М. Слепенкова // Материалы межвузовской научной конференции. М.: МГУ, 1970. - С. 38 - 42.

145. Смелзер, Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований Текст. / Н. Смелзер // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 327 — 348.

146. Соколов, А. В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества Текст. / А. В. Соколов // СОЦИС. 2005. - № 9. -С. 91-97.

147. Соснин, В. А. Культурно-психологическая основа современного кризиса российского общества Текст. / В. А. Соснин // Психологический журнал. — 1998.-№1.-С. 165- 169.

148. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика измерения социальной идентичности: информационные материалы Текст. / отв. ред. Н. А. Шматко. — М.: Рос. акад. наук, ин-т социологии, 1992. — 71 с.

149. Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения Текст. / ред. О. А. Оберемко, JI. Н. Ожигова. Краснодар: КубГУ, 2004. -303 с.

150. Социальные проблемы современной молодежи Текст. / отв. ред. Ю. А. Хагуров. Черкесск: НИИ истории, филологии и экономики, 1992.- 103 с.

151. Социология молодежи: учебник Текст. / отв. ред. В. Т. Лисовский. -СПб: Питнор, 2000. 210 с.

152. Социальная идентификация личности Текст. / под ред. В. А. Ядова. — М.: Институт социологии РАН, 1993. 478 с.

153. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: методология и методика измерения социальной идентичности Текст. / отв. ред. Н. А. Шматко. М.: Наука, 1992. - 250 с.

154. Социальное расслоение и социальная мобильность Текст. / отв. ред. 3. Т. Голенкова. М: Наука, 1999. - 191 с.

155. Социальные проблемы молодежи Текст. / ред-кол. А. А. Хагуров и др. -Майкоп, 1993.- 138 с.

156. Суртаев, В. Я. Молодежная культура Текст. / В. Я. Суртаев. СПб.: Питер,1999.-430 с.

157. Тернер, Дж. Структура социологической теории Текст. / Дж. Тернер. -М.: Прогресс, 1985. 476 с.

158. Тоффлер, Э. Третья волна Электронный ресурс. / Э. Тоффлер // http: // exbicio.boom.ru.

159. Трубина, Е. Г. Персональная идентичность как социально-философская проблема: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Текст. / Е. Г. Трубина. Екатеринбург, 1996. - 400 с.

160. Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности Текст. / Е. Г. Турбина. Екатеринбург: Рос. акад. наук. Урал, отд-ние, 1995. - 151 с.

161. Уемов, А. И. Системный подход и общая теория систем Текст. /А. И. Уемов. М.: Мысль, 1978 - 272 с.

162. Федотова, Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации Текст. / Н. Н. Федотова // Человек. 2003. - № 6. - С.22 - 27.

163. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-560 с.

164. Фихте, И. Т. Сочинения. Т. 1: Работы 1792 1801 гг. Текст. / И. Г. Фихте; пер. М. И. Левина, Т. Ю. Бородай. - М.: Ладомир, 1995. - 654 с.

165. Флоренский, П. Столп и утверждение истины Текст. / П. Флоренский. -М.: Наука, 1990.-391 с.

166. Фофанов, В. П. Социальная деятельность и теоретическое отражение Текст. / В. П. Фофанов. Новосибирск: Наука, 1986 - 101 с.

167. Фофанов, В. П. Социальная деятельность как система Текст. / В. П. Фофанов. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1981. - 304 с.

168. Фофанов, В. П. Социальная философия: к новой исследовательской парадигме Текст. / В. П. Фофанов // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. -№ 1.-С. 35-40.

169. Франки, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990.-368 с.

170. Фрейд, 3. Основные принципы психоанализа Текст. / 3. Фрейд; пер. с англ. М.: Реф. бук., 1998. - 288 с.

171. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сборник произведений Текст. / 3. Фрейд. -М.: Просвещение, 1990. 448 с.

172. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст. / Э. Фромм. -М.: Республика, 1994.-447 с.

173. Фромм, Э. Иметь или быть Текст. / Э. Фромм. М.: ACT, 1990. - 238 с.

174. Фромм, Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. М.: Политиздат, 1990.-442 с.

175. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции Текст. / Ю. Хабермас. М., 1995. - 245 с.

176. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Текст. / Ю. Хабермас. СПб: Наука, 2000. - 377 с.

177. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. Би-бихина СПб: Наука, 2002. - 452 с.

178. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? Текст. / М. Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — С. 27 - 36.

179. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности Текст. / В. Хесле // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 112-123.

180. Цепляев, А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность: дис. канд. филос. наук Текст. /

181. A. Н. Цыпляев. -М., 2000. 192 с.

182. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска Текст. / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. М.: Наука, 2003. - 230 с.

183. Шибутани, Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани; пер. с англ.

184. B. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.

185. Шпет, Г. Г. Философские этюды Текст. / Г. Г. Шпет. М.: Прогресс, 1994. - 372

186. Эйзенштадт, Ш. Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций Текст. / Ш. Н. Эйзенштадт. М.: Аспект Пресс, 1999.-415 с.

187. Эриксон, Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. — СПб: Университетская книга, 1996. — 592 с.

188. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-342 с.

189. Эриксон, Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование Текст. / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996. 606 с.

190. Этническая толерантность в поликультурных регионах России Текст. / отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М.: ИЭЛ РАН, 2002. - 296 с.

191. Этнос. Идентичность. Образование Текст. / под ред. В. С. Собкина. -М.: Центр социол.образ. РАО, 1998. 267 с.

192. Эфендиев, Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание Текст. / Ф. С. Эфендиев. Нальчик: Эльфа, 1999. - 303 с.

193. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин; составитель А. П. Огурцов. -М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.

194. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки Текст. / Э. Г. Юдин; составители

195. A. П. Огурцов, Б. Г. Юдин; ред. кол. И. В. Блауберг. М.: Наука, 1978. -391 с.

196. Юнг, К. Психология бессознательного Текст. / К. Юнг. М.: Канон, 1994.-320 с.

197. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе Текст. /

198. B. А. Ядов // СОЦИС. 1994. - № 1. - С. 35 - 52.

199. Ядов, В. А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) Текст. / В. А. Ядов // Проблемы теоретической социологии. СПб: Петрополис, 1994. - С. 169 - 184.

200. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности Текст. / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ - М», 2000. -С. 589-601.

201. Янг, Д. Христианство Текст. / Д. Янг. М.: Фолер - Пресс, 2004. — 380 с.

202. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс; пер. с нем. -2-е изд. -М.: Политиздат, 1991. 527 с.

203. Baumeister, R . Identity. Cultural Change and Struggle for Self Text. / R. Baumeister. N. Y., Oxford, 1986. - 542 p.

204. Erikson, E. H. Identity and the Life Cycle Text. / E. H. Erikson. N.Y., 1959.-345 p.

205. Giddens, A. Modernity and Self-Identity Text. / A. Giddens. Stanford, 1991.-375 p.

206. Goffman, E . The Presentation of Self in Everyday Life Text. / E. Goffman. N. Y., 1959.-286 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.