Стилистические особенности цикла И.А. Бунина "Темные аллеи" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Щербицкая, Ирина Владимировна

  • Щербицкая, Ирина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 181
Щербицкая, Ирина Владимировна. Стилистические особенности цикла И.А. Бунина "Темные аллеи": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Махачкала. 2008. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Щербицкая, Ирина Владимировна

Введение.

Стиль как единство содержания и формы.

1. Стилистические особенности цикла «Темные аллеи» на жанрово-композиционном уровне

1.1. Символизм заглавия (рассказ «Темные аллеи» как стилистическая закономерность).

1.2. Особенности жанровой структуры цикла.

1.2.-1. Новаторство Бунина-новеллиста.

1.2.2. Своеобразие рассказов в «Темных аллеях».

1.2.3. Лирическая миниатюра в составе цикла.

1.3. Сюжет и его особенности.

1.4. Символизм хронотопа как стилистическая особенность

Темных аллей».

2. Стилистические особенности «Темных аллей» на содержательном уровне

2.1. Любовь как ведущий мотив и особенности ее изображения.

2.2. Сквозные мотивы «Темных аллей».

2.3. Доминация женских образов как специфическая черта бунинского стиля.

3. Стилистические особенности «Темных аллей» на речевом уровне

3.1. Образ повествователя и его функции.

3.2. Роль монологов и диалогов в цикле.

3.3. Способы выражения авторского «я».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилистические особенности цикла И.А. Бунина "Темные аллеи"»

Имя И.А. Бунина в русской литературе XX века является знаковым. Поэт, писатель, нобелевский лауреат, по выражению О.Михайлова, Иван-царевич русской литературы1, Бунин завершает золотой век отечественной изящной словесности. Его творчество питалось талантами Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова, но в то же время Бунин остается Буниным, мастером слова, именно своего слова. Он отвергал серебряный век, не признавая Мережковского, Гиппиус, Хлебникова, Брюсова, Бальмонта, Сологуба, советскую литературу в лице Есенина, Олеши, Бабеля, но и «архаистом-старовером»2 Бунин никогда не являлся. «Назвать меня реалистом, значит не знать меня как художника»3, - говорил он.

И.А. Бунин - писатель-новатор. Именно он открыл новую страницу в русской литературе - страницу новореализма, ярчайшим образцом которого стали его «Темные аллеи».

Данная работа посвящена этой бунинской книге и представляет собой попытку обозначить и проанализировать ее стилистические особенности, выявить те черты, которые позволяют говорить об этом цикле именно как о бунинском.

Почему мы обращаемся к «Темным аллеям»? Этот цикл - любимое творение'И. Бунина, по признанию самого мастера, своеобразный итог всей его жизни. Книга, в которой он в полной мере раскрылся как писатель, философ, стилист, виртуозно владеющий языком. И именно «Темные аллеи» в ряду других произведений великого писателя, на наш взгляд, дают наиболее полное представление о И. Бунине как о человеке, который жил, любил, страдал, творил.

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной ее изученностью, отсутствием по ней специальных фундаментальных исследований, в то время как данная тема, с нашей точки зрения, особо значима для понимания и оценки бунинских «Темных аллей» как итогового произведения автора,

1 Михайлов О.Н. Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана - М.: Центрполиграф, 2002. С. 10.

2 Там же. С. 10.

3 Там же. С. 12. места как в творчестве писателя, так и в русской литературе. Кроме того, исследование сборника «Темные аллеи» в выбранном нами аспекте дает возможность глубже постичь не только мастерство Бунина-писателя, но и его внутренний мир.

Объектом данного исследования являются произведения малых жанровых форм, объединенные И. Буниным в единый цикл, получивший свое название по первому рассказу, входящему в его состав.

Предмет исследования - стиль книги, который, к сожалению,- в научно-критической литературе, посвященной творчеству И. Бунина и «Темным аллеям» в частности, изучен не был. Следует отметить, что нами в данной работе стиль рассматривается в широком смысле этого слова. Исследуя стиль «Темных аллей» в литературоведческом аспекте, мы затрагиваем не только речевой пласт книги, но и ее формальную и содержательную стороны. Таким образом, в данном исследовании мы охватываем достаточно широкий круг вопросов, связанный с анализом и жанровой структуры цикла, и его композиции, и проблематики, и речи. Благодаря такому подходу в конечном итоге мы имеем обстоятельный, подробный анализ бунинской книги «Темные аллеи» как единого, целостного произведения.

Цель и задачи исследования. Целью нашего исследования является анализ стилистических особенностей цикла, тех специфических черт - и на уровне формы, и на уровне содержания, - которые бы позволили говорить о «Темных аллеях» как о едином целом, бунинском произведении. Причем произведении итоговом, в котором автор полностью раскрыл себя, и прежде всего, как мастер слова.

В связи с поставленной в данной работе целью обозначим ряд задач:

1. Произвести подробный, детальный анализ заглавного рассказа «Темные аллеи», так как он играет в цикле роль своеобразного зачина и по сути является стилистической закономерностью.

2. Выявить жанрово-композиционные особенности цикла. В связи с этим произвести анализ жанровой структуры книги, ее сюжета, художественного времени ,и пространства. Причем здесь следует обратить внимание на такие момен

I I ты, как смешение жанров, многосюжетность, не свойственную традиционным произведениям малых жанровых форм, символизм хронотопа, обусловленные наличием в книге жизненного опыта самого автора, ибо все эти черты также являются специфическими чертами бунинского стиля.

3. Исследовать содержательную сторону цикла. Данная установка требует подробного, детального анализа тематики и проблематики книги, ее мотивов и образной системы. Кроме того, особое внимание следует обратить на реализацию И.А. Буниным темы любви — важнейшей в книге, во-первых, потому, что любовь - ведущий мотив цикла - является одной из скреп, объединяющих все произведения книги в единое целое, во-вторых, потому, что именно философская, концепция любви в «Темных аллеях» есть одна из тех специфических черт, которые позволяют говорить о цикле как о бунинском.

4. Исследовать речевую структуру произведения. При этом особое внимание уделить функциям повествователя, так как во многом этот образ автобиографичен, особенностям повествования, выражения авторской точки зрения, роли монологов и диалогов в цикле. Кроме того, достаточно внимания здесь следует уделить и художественным средствам, так как именно виртуозное владение ими, на наш взгляд, есть одна из черт бунинского стиля.

Степень изученности темы. Феномен И.А. Бунина, согласно материалам к библиографии, помещенным в книге «Иван Бунин: pro et contra», исследовался примерно с 1892 года и с разных сторон. Жизнь писателя, его творчество, начиная от ранних стихов и заканчивая последними произведениями, вот уже на протяжении более ста лет вызывают живой интерес в литературоведческих кругах всего мира. Учеными исследовались и его поэзия, и, конечно же, проза. Особое внимание со стороны литературоведов уделялось и циклу «Темные аллеи». Однако здесь следует отметить следующее. С момента выхода сборника в свет он был принят неоднозначно. И. Бунина обвиняли во фривольности, излишнем натурализме (М.В. Карпович, М.М. Вишняк, Г.Д. Гребенщиков) и в то же время восхищались его умением подать материал, его оригинальностью, емкостью, «вкусностью» его языка (Г. Адамович, В. Степун). Однако первоначально это были лишь отзывы о книге.

Кроме того, в силу объективных исторических причин в отечественном литературоведении, например, о «Темных аллеях» широко заговорили лишь к концу 80-х годов XX века. До этого времени существовали только единичные исследования цикла, в числе которых можно отметить работы А.К. Кочеткова, Н.И. Волынской, JI.H. Иссовой, Г.С. Бояринцевой, Н.П. Евстафьевой. Упоминание, поверхностный, беглый анализ цикла находим в этот период и в трудах В.Н. Афанасьева, О.Н. Михайлова, А.А. Волкова, Н.М. Кучеровского. Так, Афанасьев В.Н. в работе «И.А. Бунин: Очерк творчества», которая, по выражению И.В. Мальцыной, является первой книгой о Бунине, в главе, посвященной «Темным аллеям», особый упор делает на исследование содержания книги, а именно, основной темы любви. Но и здесь по объективным причинам исследование носит несколько поверхностный характер. Автор исследует так называемую «светлую, чистую» сторону чувства, оставляя за рамками своего внимания «низменные» страсть, эротизм.

С конца 80-х годов прошлого века ученые-литературоведы обратили на бу-нинские «Темные аллеи» более пристальное внимание. Эта книга исследовалась с разных сторон. В частности, широко рассматривались жанровые и композиционные особенности («О жанре и композиции лирической миниатюры в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» Н.П. Евстафьева, «Художественное пространство аллей в творчестве И.А. Бунина» Е.Б. Рогачевская, «Воронежские мотивы в рассказе И.А. Бунина «Натали»: («Темные аллеи»)» В.В. Инютин, «К вопросу о мотиве смерти в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» А.А. Коновалов), язык, поэтика цикла («Монологизм страстного сознания: (Поэтика женского тела в «Темных аллеях» И.А. Бунина)» И.П. Карпов, «Лингвостилистический анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» Н.А. Николина, «Семантико-стилистические особенности цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» Л.И. Донецких, Е.Л. Грудцина, «Наблюдения над поэтикой природы в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» Е.А. Ширина, «Поэтика цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» Е.Л. Грудцина), тематика и проблематика произведений, составляющих книгу («Художественное «вочеловечивание» у Бунина темы любви и смерти» И.Г. Богданова, «Темные аллеи Бунина: тайна «русской любви» Н.Ю. Желтова, «Двуединое начало в бунинской концепции любви («Темные аллеи»)» Г.М. Бла-гасова), роль заглавий («Ассоциативные связи заглавий в структуре лирического цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» В.А.Ефремов, «Название цикла как обобщенный символ: («Темные аллеи» И.А. Бунина)» Л.И. Донецких, Е.Л. Грудцина). Среди трудов этого периода особо следует выделить монографии О.Н. Михайлова «Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана.» и Ю.В. Мальцева «Бунин, 1870 - 1953». Несмотря на то, что оба труда представляют собой очерк творчества И.А. Бунина в целом, «Темным аллеям» здесь все же уделено достаточно внимания.

•Так, в книгу О. Михайлова «Жизнь Бунина.» вошло много никогда ранее не публиковавшегося материала, благодаря которому писатель предстает как гений, которому не были чужды и обычные человеческие слабости. Сквозь призму некоторых подробностей личной жизни писателя, в частности, дается достаточно глубокий, обстоятельный анализ «Темных аллей».

Монография Ю.В. Мальцева «Бунин, 1870 - 1953» интересна для нас тем, что основное внимание здесь уделяется бунинской философской концепции, его восприятию мира в произведениях, в том числе и в «Темных аллеях». В поле зрения автора попадают все стороны произведений - и формальная, и содержательная. Большое внимание уделяется и бунинскому языку.

Что касается стиля писателя в целом, то он также активно изучался. Достаточно назвать такие работы, как «Диалектика бунинского поэтического стиля» В.Й: Славецкого, «Некоторые черты стиля И.А. Бунина и М. Горького: (на материале произведений о буржуазной цивилизации)» Г.М. Благасовой, «Стилевые особенности прозы И.А. Бунина» Б.Е. Бунджуловой, «Из наблюдений над языком и стилем И.А. Бунина» А.П. Аверьянова, «О стилевых исканиях И.А. Бунина» M.JI. Сурпина. Однако стилистические особенности именно «Темных аллей» в полной мере исследованы не были. Данная работа является попыткой заполнить этот пробел.

В связи с этим обозначим научную новизну исследования. Она состоит в том, что, опираясь на уже имеющиеся исследования «Темных аллей» и творчества'И.А. Бунина в целом, а также на научную литературу о свойствах стиля и литературоведческие работы общего характера, в данной работе мы проводим тщательный комплексный анализ стиля «Темных аллей» в широком смысле — на всех уровнях художественного произведения.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой для данного исследования послужили, прежде всего, идеи, заложенные в следующих работах: «Проблема авторства и теории стилей» и «К теории литературных стилей» В.В. Виноградова, «Проблемы литературного стиля» Г.Н. Поспелова, «Теория стиля» А.Н. Соколова. Конкретный анализ формальной и содержательной сторон цикла опирается на «Принципы и приемы анализа литературного произведения» А.Б. Есина, «Анализ поэтического текста» Ю.В. Лотма-на, «Интерпретацию текста» В.А. Кухаренко. Кроме того, в процессе исследования стилистических особенностей цикла «Темные аллеи» мы опирались на следующие учебники: «Введение в литературоведение» под редакцией Г.Н. Поспелова, «Теория литературы: Чтение как творчество» Л.П. Кременцова, «Теория литературы. Поэтика» Б.В. Томашевского, «Теория литературы» В.Е. Хализева - а также Литературную энциклопедию терминов и понятий, Словарь литературоведческих терминов, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

В работе нами также используется ряд трудов, посвященных творчеству И.А. Бунина. Помимо уже перечисленных выше, это: «Иван Бунин: pro et contra», «Уроки русской словесности», Е.А. Ширина «Портрет как средство художественной изобразительности (На примере рассказов И.А. Бунина «Генрих», «Пароход «Саратов»)», Г.М. Благасова «Двуединое начало в бунинской концепции любви («Темные аллеи»)», Н.Ю. Желтова «Темные аллеи» И.А. Бунина: тайна «русской любви», И.Г. Богданова «Проблемы временного поля и памяти героев эротической прозы И.А. Бунина («Руся», «Таня», «Кума», «Начало»)», С.И. Шашкова «Черты стилевого своеобразия И.А. Бунина в рассказе «Руся», И.Г. Самородских «Философия любви в творчестве И.А. Бунина и А.С. Пушкина», Г.В. Килганова «Эволюция женских образов в творчестве И.А. Бунина: трансформация анимы» и др. Основной метод исследования - аналитический, ориентированный на изучение особенностей стиля «Темных аллей». При этом нами были использованы также методы наблюдения и сравнения, описательный метод.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Мы считаем, что данные, полученные нами в процессе исследования, расширяют и систематизируют уже имеющиеся представления об идейно-художественном своеобразии «Темных аллей», о стиле И.А. Бунина в целом, о бунинской философской концепции, о восприятии писателем мира и человека.

Думается, что результаты данного исследования могут найти и практическое применение: использоваться в практике школьного и вузовского преподавания (в курсах по истории русской литературы XX века, а также в спецкурсах, семинарах, на уроках русской литературы, посвященных творчеству великого русского писателя), при составлении соответствующих учебных пособий. Данные, полученные в ходе работы, могут также послужить основой для дальнейших исследований цикла И.А. Бунина «Темные аллеи».

Апробация работы. Основные положения и выводы данного исследования уже нашли свое отражение в следующих публикациях:

1. Любовь как выражение сущности личности в цикле рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи» // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана - Махачкала, 2004. Вып. №5.

2. Тема любви в творчестве И. А. Бунина и Харуки Мураками (на примере цикла рассказов «Темные аллеи» и романов «Норвежский лес», «К югу от границы, на запад от солнца») // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана - Махачкала, 2006. Вып. №33.

3. Мотив в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Вопросы гуманитарных наук - №6 (33) - Москва, 2007.

4. Символизм пространства в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №22 (53): Аспирантские тетради: Научный журнал - СПб., 2007.

5. Особенность монологов и диалогов в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Проблемы диалогизма словесного искусства - Стерлитамак, 2007. и апробированы на Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы диалогизма словесного искусства» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, октябрь 2007 г.).

Кроме того, отдельные результаты данного исследования были применены на уроках русской литературы, посвященных творчеству И.А. Бунина, в 11-х классах средней школы №52 г. Махачкалы и на научно-практической конференции «Шаг в будущее» (2004 г.).

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, вводной главы к основной части работы, трех глав, разбитых на разделы и подразделы, заключения и библиографии. Общий объем работы равен 180 страницам машинописного текста, что объясняется широтой избранной для исследования темы, а также наличием достаточно объемных цитат, использование которых необходимо в процессе достижения поставленной в данном исследовании цели.

Стиль как единство содержания и формы

В 1942 году в Грассе И.А. Бунин сказал навестившему его Андрею Седых: «В прошлом году написал я «Темные аллеи» - книгу о любви. Лежит она в столе. Куда ее девать? Возьмите с собой в Америку, - может быть, там можно будет напечатать»4. Цикл рассказов, изданный первоначально в Нью-Йорке тиражом 600 экземпляров и вышедший в окончательном виде в Париже в 1946 году, стал знаковым событием всего творчества писателя. Книга была принята неоднозначно. Одни современники Бунина восхищались ею, кого-то она смущала своим эротизмом. Так, Г. Адамовича, А. Твардовского, Ф. Степуна «Темные аллеи» поразили своей оригинальностью, натуралистической «пряностью», пылкостью и силой чувств, а историк М.М. Карпович, бывший секретарь редакции «Современных записок» М.В. Вишняк, прозаик Г.Д. Гребенщиков говорили о «падении» старого писателя, отмечая, что от «гордого олимпийца из орловских дворян» стало разить «растлевающим духом»5. «Почему никто из почитателей Бунина не решился написать ему, что последний ряд его рассказов - кокетство дурного тона и документ, изобличающий всю извращенность его гордости и благородства?» - пишет Г.Д. Гребенщиков М. Алданову, которого с Буниным связывает тесная дружба6. Да и сам Алданов, разделяя мнение Гребенщикова, говорит по поводу «Темных аллей»: «Я и сам не сочувствую его «уклону»7. Буо нин же все обвинения в «потворстве низким инстинктам» и во фривольности описания любовных сцен решительно отвергал, обращая внимание, прежде всего, на трагизм всех произведений цикла. Действительно, любой, даже крошечный рассказ книги - о любви, но о любви трагической. Так, пожалуй, об этом чувстве до Бунина еще никто не писал. И вообще, «занятая разрешением фило-софско-нравственных проблем, - отмечает О. Михайлов - русская литература

4 Мальцев Ю.В. Бунин-M.: Посев, 1994. С. 70.

5 Михайлов О.Н. Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана. С. 426.

6 Там же.

7 Там же.

8 Мальцев Ю.В. Указ. раб. С. 72. как бы стыдилась долгое время уделять исключительное внимание любви или даже . отвергала ее как недостойный «соблазн»9. Бунин для всех открыл эту таинственную область, посвятив ей целую книгу. Причем тихое любовное счастье, равно как и драма, растворенная в обыденности, отвергаются писателем. Любовь у Бунина (и более подробно об этом речь пойдет ниже) - «легкое дыхание», готовое исчезнуть через мгновение, - появляется в «минуты роковые»10. Это награда самых достойных. Это короткая вспышка, озаряющая жизни влюбленных и в то же время приводящая их к той «критической» грани, за которой -небытие. Именно здесь, в последней своей книге, на наш взгляд, И.А. Бунин раскрылся полностью. Именно в нее он вложил всего себя, все свое мастерство, весь свой талант. И именно в ней проявился величайший стилист XX века, тонко чувствующий слово, виртуозно владеющий им.

Каков же Бунин-стилист в «Темных аллеях»?

Как отмечал в своей «Теории стиля» В. Соколов, слово «стиль» не является монополией какой-либо одной науки11. Оно широко употребляется в языкознании, литературоведении, эстетике. В.В. Виноградов писал по этому поводу: «В области искусствознания, литературоведения, лингвистики трудно найти термин более многозначный и разноречивый и соответствующее ему понятие, более зыбкое и субъективно неопределенное, чем термин «стиль» и понятие стиля»12. Ранее всех понятие стиля сложилось в филологии. Стиль здесь, как отмечает В. Соколов, изначально - это слог, склад речи, использование языка в поэзии, в ораторской, художественной, исторической прозе, это изобразительно-выразительные средства языка, в частности, многочисленные тропы и синтаксические фигуры, это различные типы и формы речи. Филологическая трактовка стиля, в свою очередь, подразделяется на литературоведческую и лингвистиче

9 Михайлов О.Н. Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана. С. 428.

10 Там же.

11 Соколов А.Н. Теория стиля — M.: Искусство, 1968. С. 3.

12 Виноградов В.В. Проблемы авторства и теории стилей - М.: Гослитиздат, 1961. С. 7. скую. Виноградовское определение языкового стиля звучит следующим образом: «Стиль — это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка соотносительно с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа»13. И если наука о языке в трактовке понятия «стиль» обращается к той сфере, которая «составляет содержание риторики и пиитики, - к выразительным языковым средствам в широком смысле этого слова, к тем явлениям языка, которые выходят за пределы фонетики, лексикологии, грамматики, и определяются различными условиями и целями использования речи»14, то литературоведение подходит к этому более широко. Стиль, с точки зрения литературоведов (А.Б. Есина, Г.Н. Поспелова), - это «эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее известную содержательность»15, иными словами, стиль представляет собой некую эстетическую целостность произведения, которая предполагает подчинение всех элементов формы единой художественной закономерности, наличие некоего организующего принципа. Этот организующий принцип, как отмечает А.Б. Есин, должен пронизывать всю структуру формы, определяя характер и функции любого ее элемента от композиции до речи. На своеобразное единство формы и содержания в произведении с точки зрения стиля обращал внимание также А.Н. Соколов, утверждая, что стиль является и категорией идеологической. «Необходимость, в силу которой закон стиля требует именно такой системы элементов, не только художественная и тем более не только формальная. Она восходит к идейному содержанию произведения. Ху

13 Виноградов B.B. Указ. раб. С. 7. ы Соколов А.Н. Указ. раб. С. 10.

15 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения — М.: издательство «Флинта», издательство «Наука», 2003. С. 177. дожественная закономерность стиля основывается на закономерности идейной. Поэтому полное понимание художественного смысла стиля достигается только при обращении к его идейным основам. Вслед за художественным смыслом стиля мы обращаемся к его идейному значению»16. Эту мысль развивает Г.Н. Поспелов: «Если литературный стиль есть свойство образной формы произведений на всех ее уровнях, вплоть до интонационно-синтаксической и ритмического строя, то на вопрос о факторах, создающих стиль в пределах произведения, ответить как будто бы нетрудно. Это содержание литературного произведения со всех его сторон»17. Таким образом, стиль в литературоведческом понимании представляет собой своеобразное единство содержания и формы произведения, на что указывает и В.А. Ковалев: «Стиль охватывает разные стороны

18 формы и содержания» (язык, образы героев, идейное содержание, композицию). Стиль характеризуется и наличием стилевых доминант, в системе которых с наибольшей отчетливостью проявляется его целостность. В числе стилевых доминант, которыми могут становиться наиболее общие свойства различных сторон художественной формы, выделяют сюжетность, описательность, психологизм, фантастику, жизнеподобие, монологизм, разноречие и т.д. Сюда же, как нам кажется, применительно к циклу, сборнику как некой целостности можно включить и жанр, о чем речь пойдет ниже. В то же время, говоря о стиле литературного произведения, нельзя не отметить такой его неотъемлемый признак, как оригинальность, самобытность. Под оригинальностью, здесь следует понимать индивидуальный авторский стиль, который распознаваем на любом уровне - от первичного восприятия до детального анализа произведения. И в то же время, как отмечал А.Б. Есин, отождествлять стиль с оригинальностью не является верным. Не всякая оригинальность может быть названа стилем. На это обращали внимание еще Гете, Гегель, разделяя стиль и манеру. Так, по мысли Ге

16 Соколов A.H. Указ. раб. С. 42.

17 Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля — М., 1970. С. 61.

18 Соколов A.H. Указ. раб. С. 18. те, стиль представляет собой высшую ступень развития искусства. Это такая оригинальность художественной формы, которая покоится на глубокой оригинальности содержания, на новаторском и объективно верном «слове о мире». Манера же (здесь - своего рода оригинальность - примечания наши) - более низкая ступень искусства. Она либо может достигать достаточно высокого эстетического совершенства, либо, отходя от «природы» и тем самым от «твердыни познания», может становиться все более пустой и незначительной19. Исходя из такой концепции, можно говорить о разделении писателей и поэтов на две группы:-одни оригинальны и по форме, и по содержанию, другие - в основном по форме. У первых, как отмечает А.Б. Есин, «оригинальность стиля вызывается к жизни новаторской, не вмещающейся в «старые мехи» концепцией мира и человека, у вторых - потребностью быть ни на кого не похожим. Легко опознаваемы не только Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский . но и Озеров, Загоскин, Надсон, Северянин, Гиппиус, Евтушенко . в первом случае мы имеем собственно стиль, во втором уместнее говорить о манере»20.

Бунин в «Темных аллеях» неповторим, оригинален во всем, достаточно еще раз отметить хотя бы то, что именно этот цикл открывает в истории литературы страницу новореализма. Своеобразна в «Темных аллеях» аллеях не только авторская идея трагической любви и краткосрочности земного счастья. Оригинальны жанровая структура цикла, композиция, язык - все то, что, как отмечалось выше, собственно и создает стиль. Рассмотрим более подробно эти особенности.

19 Есин А.Б. Указ. раб. С. 182.

20 Там же. С. 20.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Щербицкая, Ирина Владимировна

Заключение

Итак, «Темные аллеи» - знаковое произведение в творчестве И.А. Бунина, своеобразный итог его жизни. Это, на наш взгляд, книга, в которой писатель проявился наиболее ярко - как стилист, как литератор, как философ. Это кладезь его жизненных наблюдений, размышлений, творческих исканий. Вот почему она до' сих пор вызывает живой интерес и у специалистов-литературоведов, и у простого читателя.

Данное исследование посвящено стилистическим особенностям цикла. Причем стиль рассматривается нами с литературоведческой точки зрения, то есть стилистические особенности выявляются на всех уровнях литературного произведения. В работе это оговаривается нами во вводной главе. Данное исследование включает в себя три главы, в которых подробно проанализированы жанрово-композиционный уровень, содержательная сторона и речевая структура книги, и на основе проведенного анализа нами сделаны следующие выводы.

Первый рассказ, по которому назван цикл - своеобразная стилистическая закономерность, которой подчинена вся книга в целом. Он играет роль зачина. В нем сосредоточен круг вопросов, которые,волнуют писателя и на которые он пытается ответить всей книгой. Здесь же впервые появляется образ темных аллей. Что же такое темные аллеи для И.А. Бунина? Это образ-символ. Символ любви. Чувства самого яркого, самого ценного в жизни человека. Чувства, соединяющего в себе божественное и дьявольское, чувства разрушающего и созидающего, изначально трагического, но все же стоящего того, чтобы его испытать. Этот постулат, обозначенный в первом рассказе, проходит через весь цикл, от произведения к произведению. И образ темных аллей превращается в своеобразную доминанту, связывающую все рассказы, новеллы, миниатюры книги в единое целое.

Стилистические особенности «Темных аллей» проявляются и на уровне жанра. Здесь сочетаются такие малые жанровые формы, как новелла, рассказ, лирическая миниатюра:'И=в каждом из'них И1А. Бунин проявляет свое «я»;! Так, новеллы, входящие в состав книги,, подразделяются: на две группы - новеллы стержневые («Кавказ», «Галя Ганская», «В Париже»,. «Чистый понедельник», «Генрих») и традиционные. Все они характеризуются упрощенною образной-системой- (два главных героя и два - три эпизодических персонажа), динамизмом,- остротой! действия, которое развивается в; пределах: довольно короткого промежутка времени. Однако важнейшей чертой новелл первой группы является их многоплановость, наличие в них внутренней^ подводной: сюжетной линии. Она создается при помощи описаний - портретных, пейзажных зарисовок, — занимающих в названных произведениях значительное место: Эти описания очень емки, наполнены особым смыслом, символичны. Именно они: играют важную роль в постижении сути новелл первой группы, в раскрытии авторской, концепции. Подобные же описания? являются неотъемлемой- частью и новелл второй* группы, и рассказов. Но здесь они не несут особой смысловой нагрузки. Эти описания так же пространны, но не диссонируют с общей линией произведения, не-выпадают из нее. Они не мешают действию, наоборот, служат прекрасным фоном; на котором развивается, история любви, героев,-, в определенное мере ра- , ботают на раскрытие образов. И.А., Бунин, великий художник, великий мастер слова, наделенный особым даром воспринимать окружающий мир, не в силах отказать себе в радости поделиться этим с окружающими. Поделиться как умеет, посредством пера. И он с радостью делает это, живописуя окружающий мир на страницах своих произведений. Отсюда и относительная самостоятельность, этих описаний: По сути это своеобразные стихотворениям прозе, искусно вплетенные в ткань новеллы или рассказа.,Полную же автономность они получают в-лирических миниатюрах цикла.

Помимо наличия подтекста, подводной сюжетной линии в стержневых новеллах можно выделить и их кинематографический характер. Причем эта своеобразная «фильмовость» касается той части новелл, где рассказывается о совместном счастье героев. Действие развивается очень стремительно и действительно напоминает собой кинокадры. Подобное не случайно, это как будто бы лишний раз напоминает сколь скоротечно земное счастье.

Кроме того, и это касается новеллы «Кавказ», И.А. Бунин прибегает к следующему: он вводит персонаж (муж героини), первоначально воспринимающийся как второстепенный, но по мере развития действия переходящий^в разряд главных. С ним связана отдельная сюжетная линия. Первоначально воспринимаемый как препятствие на пути героев к счастью, в конечном итоге он становится жертвой - своей любви к жене. Трагическая развязка этой сюжетной линии, открытость финала линии герои-любовники в конечном итоге подготавливают развязку подводной сюжетной линии, раскрывают авторский взгляд: счастье двух любящих лишь вспышка, короткий миг, но это стоит того,.чтобы его испытать. Похоже вводится второстепенный персонаж и в традиционные новеллы («Муза», «Антигона»). Но здесь с ним не связана отдельная сюжетная линия. Этот персонаж (помещик Завистовский в «Музе», старая горничная в «Антигоне») исполняет роль препятствия на пути героев к счастью, орудия в руках судьбы.

В традиционной бунинской новелле все подчинено канонам: острота, быстрота действия, короткий временной промежуток, в который действие происходит, экономная образная система, упрощенный конфликт. Исключение состав» ляет лишь наличие пространных описаний, что уже было отмечено. Кроме того, некоторым новеллам («Кума») также свойственна кинематографичность. Так, новелла «Кума» уже строится как сценарий: ремарки, обозначающие место действия и героев, рассказывающие об их жизни, диалог, снова ремарки, говорящие о «неожиданном счастье» - их близости, финал. И снова подобное построение еще более подчеркивает стремительность и одновременно ценность этого счастья, о котором каждый из них долго еще будет вспоминать.

Итак, работая над «Темными аллеями», И.А. Бунин хотел показать, что же самое главное в человеческой жизни. И этим главным оказалась любовь — трагическая, порой сводящая с ума и толкающая на преступления, но все же стоящая того, чтобы ее испытать. Дабы показать всю силу этого чувства, все его грани, мастер обращается к наиболее подходящей, по его мнению, жанровой форме — новелле. Но не это одно интересует автора. Проверка на духовную и нравственную состоятельность испытанного чувства всей жизнью героя — также одна из бунинских задач. Именно поэтому писатель обращается к.жанру рассказа. И, как новеллу, трансформирует его. Важнейшая особенность бунинских рассказов, входящих в «Темные аллеи» - структура «жанра в жанре», сочетание собственно рассказа с новеллой. Подобная структура реализуется в произведениях, где сюжет подчинен мотиву памяти («Руся», «Баллада», «Речной трактир»). И здесь непосредственно воспоминания героев носят новеллистический характер, что позволяет еще более ярко подчеркнуть их ценность. Помимо этого особенностью бунинских рассказов является и то, что действие происходит в течение достаточно большого промежутка времени (в «Русе», например, это долгие годы, в «Балладе» - сочетание современной автору действительности со стариной глубокой), и наличие, как и в новеллах, описаний. Причем, что касается последних, но в рассказах они еще более пространны.

Что касается лирических миниатюр, то их можно смело назвать изобретением самого И.А. Бунина, особенно миниатюры описательного характера. Если миниатюры-повествования («Волки», «Качели», «Смарагд», «Дурочка», «Красавица», «Второй кофейник»), основанные на переосмыслении заурядного житейского события и строящиеся на фабульной основе, похожи на тургеневские стихотворения в прозе, то в миниатюрах-описаниях находим Бунина-новатора. И «Камарг», и «Сто рупий», и «Часовня» - это картины, с той лишь разницей, что написаны словом. Так, действительно, у нас еще не писали. По сути это описания, используемые мастером в новеллах и рассказах, достигшие высшей точки своей законченности; самостоятельности., В каждой из них — кульминация бу-нинских чувств - восхищения красотой женщины, природы. В целом же лирические миниатюры цикла - это своеобразные эскизы к, полотну, называемому «Темные аллеи», ведь именно в них в. концентрированном" виде содержатся; авторские представления и- чувствования, привнесшие в цикл концептуальную значимость, обусловившие динамику ее сюжетного развития. Именно они в конечном итоге задают тон другим произведениям книги.

Как видим, в «Темных аллеях» И. Бунин активно работает с жанром: Он искусно смешивает их, трансформирует, выходит за рамки канонов, но не нарушает при этом, целостности самого произведения. И это одна из особенностей его стиля.

Особенности бунинского стиля отмечаем И' на уровне сюжета, причем они связаны с жанровыми особенностями. Это, прежде всего, многосюжетность, не свойственная малым-жанровым- формам. В «Темных аллеях» находим две («Натали»), а то и три, четыре («Зойка и Валерия», «Генрих») сюжетные линии; и это не считая подтекста («Кавказ», «В Париже», «Чистый7 понедельник», «Еаля Ганская»^ «В Париже»). Все они органично переплетаются между собой ш в конечном итоге образуют единое целое - произведение, в котором раскрывается-авторская философская концепция любви, счастья, бунинская система ценностей, «я» писателя. 'Помимо многосюжетных произведений, «Темные аллеи» включают в себя произведения, где действие сильно ограничено. Это миниатюры повествовательного характера. Они представляют собой диалог («Качели», «Смарагд»), либо монолог («Второй кофейник», «Волки») героев. Это объясняется следующим. Как уже отмечалось, лирические миниатюры - своеобразный концентрат авторских мыслей, взглядов и чувств. И.А. Бунин не хочет быть последней инстанцией, автором-демиургом, не хочет руководить героями своих произведений. Они должны жить самостоятельной жизнью. И в то же время свое ощущение, понимание мира, свой жизненный опыт писателю валено донести до читателя. И.А. Бунин желает быть услышанным тем, для кого он пишет. А выразить себя, не позиционируя собственное «я» открыто, можно в героях, их словах, мы'олях, что, собственно, и делает писатель.

В целом же бунинский сюжет традиционен, включает в себя все сюжетные составляющие, хронологичен. Течение времени нарушается лишь в произведениях, подчиненных мотиву памяти, да и то лишь тогда, когда герой» в свои воспоминания углубляется. Ход же времени самих воспоминаний не нарушается. И это оправданно, ибо еще более подчеркивает ценность, важность пережитого для самих героев.

Жанровые и сюжетные особенности произведений, составляющих цикл «Темные аллеи», авторская концепция философии любви и счастья; реализуемая в них, обусловливают и ряд особенностей хронотопа книги. Это, прежде всего, символизм художественного времени и пространства. И.А. Бунин ни.место, ни время не выбирает случайно. Все несет у него определенную смысловую нагрузку. Все служит определенным символом.

Что касается пространства, то в цикле наличествует и открытая, и ограниченная его разновидности. Открытое пространство в «Темных аллеях» - это, прежде всего, дорога. И зачастую она является символом прожитой героями жизни («Темные аллеи», «Поздний час») или жизни только начинающейся («Начало»). По дороге герои идут, едут к своему счастью, по дороге же уходят от него («Степа», «Таня», «Весной, в Иудее», «Антигона», «Натали», «Зойка и Валерия»). С этим пространством у И.А. Бунина в цикле тесно связано и закрытое пространство транспорта - вагон поезда («Начало», «Камарг», «Генрих»), теплоход («Визитные карточки»), вокзал («Генрих», «Кавказ», «Таня»), придорожная гостиница («Темные аллеи»). Оно очень важно, так как именно здесь герои вместе и счастливы - в вагоне поезда герой «Начала» впервые в жизни влюбляется в женщину, в тесном купе счастливы тихим семейным счастьем

Глебов и Елена («Генрих»), в-каюте теплохода обретает свое мимолетное счастье героиня «Визитных карточек». Но почему именно закрытое пространство связано у И.А. Бунина со счастливыми минутами жизни героев? Оно символизирует своеобразный маленький мирок двух влюбленных, защищенный он окружающего мира, мирок, где есть только они и больше никого. На время, определённое нечто свыше - судьбой, Богом — это только их территория; территория любви. И1 находятся, они на ней, ровно столько, сколько должно длиться их любовное счастье. Вот почему остановка, вокзал, трап неизменно связаны с разлукой людей, а мир, открытое пространство, на которое они- выходят - их дальнейшая жизнь порознь. Кроме того, это соответствует и авторской концепции: счастье не может длиться в условиях земных будней. Оно сконцентрировано в маленьком мирке двух влюбленных, и чем сильнее любовь, тем выше, его концентрация. Но этот маленький мир, так уж устроено мироздание, не может существовать вечно. В какой-то момент он рушится под напором обыденности, и все,, что было в нем, распыляется на просторах Вселенной. Эта же идея подчеркивается и символизмом времени в цикле.

В «Темных аллеях» только две его категории - прошлое и настоящее. Будущего у И.А. Бунина нет. Герои счастливы либо здесь и сейчас («Качели»), либо были счастливы когда-то (произведения, подчиненные мотиву памяти). Возлагать надежды на то, что будет, - абсурдно, ибо любовь и обыденность несовместимы. И все же прошлое у И.А. Бунина превалирует. Почему? Таким образом еще раз подчеркивается ценность человеческой любви. Спустя двадцать, тридцать, пятьдесят лет, как и сам автор, герои помнят своих возлюбленных, помнят так, как будто это было вчера («Холодная осень», «Поздний час»), в мельчайших деталях, подробностях. И признают, что испытанное ими — смысл всего их земного существования, остальное - «ненужный сон».

Кроме этих двух категорий, в- цикле находим и вполне конкретное время (суточное, календарное, историческое, религиозное). Причем оно также выбирается автором не случайно, а несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так, например, время историческое - Первая мировая война, семнадцатый год — становятся причиной расставания героев («Таня», «Холодная осень»), в Прощенное воскресенье и Чистый понедельник Великого поста героиня новеллы «Чистый понедельник» делает окончательный выбор своего жизненного пути и уходит в монастырь, осенью, когда умирает природа, видятся в последний раз в жизни герои «Холодной осени» и осенью же расстаются Галя и художник («Галя Ганская»). Как видим, выбор времени действия у И.А. Бунина осуществляется в рамках его философской концепции любви и счастья. Это то, что даруется свыше и это лишь миг по сравнению с вечностью. С этих позиций можно говорить о наличии в цикле еще одного вида времени - бесконечного - вечности, в которой, быть может, и возможно долгое счастье.

Содержательная сторона «Темных аллей» также имеет ряд специфических черт, которые можно назвать чертами бунинского стиля.

Тематика цикла. Все произведения книги - о любви, обо всем, что связано с ней, о ее темных и светлых сторонах, о ее божественном и дьявольском началах. В мировой литературе находим много шедевров, посвященных этому чувству, но так, как И.А. Бунин, о любви не писал никто. Столь тщательно, детально, скрупулезно ее никто не описывал. В «Темных аллеях» любовь многолика: первое влечение («Начало», «Зойка и Валерия»), похоть («Дурочка», «Ночлег»), продажная любовь («Мадрид», «Весной, в Иудее», «Сто рупий»), любовь-страсть («Пароход «Саратов», «Галя Ганская»), любовь-отчаянье («Месть», «В Париже», «Визитные карточки») и, конечно же, настоящая, подлинная любовь, на всю жизнь («Холодная осень», «Поздний час», «Натали», «Руся»). У И.А. Бунина это чувство и награда, и наказание. Оно и созидательно, делает человека чище, лучше, добрее («Антигона», «Генрих», «Натали»), и одновременно разрушительно — пробуждает в нем животные инстинкты, толкает на преступление («Пароход «Саратов», «Ночлег», «Дубки»). Оно и возрождает к жизни («Месть»,

В Париже»), и губит («Галя Ганская», «Зойка и Валерия»). Но, несмотря ни на что, стоит того, чтобы его пережить, прочувствовать. И каждый герой «Темных аллей» своим примером подтверждает это. В конечном итоге минуты жизни, освященные любовью, являются самыми яркими в жизни бунинских героев. Почему? Потому что и для самого писателя любовь - самое главное в жизни. Все, что пережил И.А. Бунин - все печали и радости, все трагедии и счастливые минуты, - нашло отражение в «Темных аллеях». В жизни было больше трагедий, наверное, поэтому трагедий больше и в книге. Любовь у И.А. Бунина вообще трагична. Ни в одном произведении «Темных аллей» герои не живут долго и счастливо. Да это и невозможно. Счастье не может быть долгим. Оно — вспышка, короткий миг. Герои расстаются не потому, что любовь проходит. Наоборот, любовь может длиться столько, сколько живет человек. И причиной .трагедии расставания порой-служит, на первый взгляд, сущая глупость. Но если посмотреть глубже, становится понятно, что по-другому быть не может. У И.А. Бунина. Так уж предопределено свыше - в условиях земных будней счастье скоротечно. В подобной трактовке человеческих взаимоотношений, любви, счастья — оригинальность писателя, его непохожесть на других, его стиль.

Говоря о мотивах «Темных аллей», следует отметить, что и здесь И.А. Бу нин оригинален, неповторим. Неповторим в том, что совмещает, казалось бы, несовместимое - любовь, счастье и смерть. Они следуют в «Темных аллеях» рука об руку. Почему? Потому что не всегда смерть у И.А. Бунина воспринимается как конец всего. Да, часто именно она является причиной расставания героев («Генрих», «В Париже», «Поздний час»), окончания и так короткого счастья, но расставания, счастья земного. Одновременно смерть - это и надежда на встречу в- другой, вечной жизни («Холодная осень», «В Париже», «Поздний час»), которая, в конечном итоге, у мастера является подлинной. Именно в той, вечной жизни возможно вечное счастье, к которому стремятся герои. И именно вера в это,'а также неумирающая любовь дают им силы жить. С этими мотивами тесно связан и мотив памяти. Воспоминаниями наполнено, без преувеличения, каждое произведение цикла («Руся», «В одной знакомой улице», «Речной трактир»). Они связаны с яркими минутами жизни героев, освященными любовью и счастьем. Почему герои так трепетно относятся к воспоминаниям? Они оказываются смыслом их жизни после того, как все проходит. Кроме того, отношение героев к памяти — это отношение к ней и самого И.А. Бунина, который считал, что память - единственное, что не умирает. Это своеобразный эквивалент вечности, бесконечности. А в контексте «Темных аллей» - некий мостик между людьми, разлученными смертью. Любовь, смерть, память - все это у И.А. Бунина подчинено судьбе. Именно рок говорит «никогда» счастью двух любящих. Почему так происходит, никому знать не дано. Это заложено в самом бытии, по мнению^ И.А. Бунина, в его изначальной катастрофичности, в зыбкости, хрупкости всего того, что доселе казалось незыблемым.

Помимо обозначенных выше, И.А. Бунин активно вводит в цикл мотив дороги. В дороге происходят встречи и расставания героев («Степа», «Генрих»), рождается любовь («Начало») и случается мимолетная близость («Визитные карточки»). По сути это символ человеческой жизни, со всеми-ее горестями и радостями. И как своеобразная вариация на тему - мотив аллей (сада, парка). Это знаковый образ, появляющийся уже в самом названии цикла. И это символ - символ бунинской любви.- В аллее происходят все важные события в жизни героев — прощания; признания, объяснения. В аллее же, в саду по-настоящему счастливы герои («Зойка и Валерия», «Холодная осень»). Но аллея у И.А. Бунина статична - она всегда темная. Как и дорога, это своеобразный символ человеческого бытия. И чем статичнее оно, тем ярче мгновения, озаренные любовью. И еще, в контексте всей книги, это символ человеческой любви, трагичной и счастливой одновременно.

С ведущим мотивом любви в «Темных аллеях» связан эротический мотив -самый важный, на наш взгляд, с точки зрения авторского стиля. Это сцены близости героев, сцены обнажения героинь перед этой близостью. Именно за эротизм обвиняли И.А. Бунина во фривольности. Но бунинская эротика не пошла. Автор виртуозно балансирует на той грани, которая отделяет прекрасное от натурализма, и в этом его мастерство. Бунинская эротика символична. Близость, которая, как правило, происходит на лоне природы, - своеобразная кульминация отношений двух влюбленных, после чего они становятся единым целым, мужем и женой. Это же и слияние человека с природой, своеобразное возвращение к истокам, полная, гармония с миром. Сцены обнажения также символичны. И здесь автор более подробен нежели в описании сцен близости. Подобное не случайно. Как правило, обнажается в произведениях цикла героиня, сцена дается глазами героя. И здесь не только восхищение, любование прекрасным женским телом. Здесь познание героем своей возлюбленной, ее подлинного- «я», ибо сбрасывая одежду, героиня сбрасывает маску условностей, становится самой собой.

Образная система «Темных аллей» также оригинальна. В лучших традициях малых жанровых форм она экономна (два главных героя, два-три персонажа). Однако в самом создании образов И.А. Бунин неповторим. В центре^ внимания j писателя - герой и героиня, Он и Она, любящие друг друга. Но все же основным вниманием завладевает женщина. Женские образы доминирует в книге, и это еще одна стилистическая особенность цикла. Женские образы более репрезентативны, тогда как мужские - статичны. И это вполне оправданно, так как женщина -изображена именно глазами мужчины, влюбленного мужчины. Поскольку произведения цикла отражают не только зрелую любовь, но и ее рождение t («Натали», «Руся», «Начало»), это накладывает отпечаток и на изображение героини. В частности, портрет никогда не рисуется И.А. Буниным полностью. По мере развития действия, движения повествования он снова и снова возвращается к героине. Вначале пара штрихов, затем - все новые и новые детали. Так видит женщину не столько автор, так узнает свою возлюбленную сам герой. Исключение делается, пожалуй, для героинь миниатюр «Камарг» и «Сто рупий», где портретные характеристики не разорваны и составляют собственно произведение. Но здесь перед писателем другая цель. По сути это портрет ради портрета. Здесь — восхищение женщиной, ее красотой. Это своеобразный гимн столь совершенному божественному творению. Создавая своих женщин, И.А. Бунин не жалеет слов-красок. К чему только не прибегает И.А. Бунин! Яркие эпитеты, меткие сравнения, свет, цвет, даже звуки, переданные-словом, создают столь совершенные портреты, что кажется, героини вот-вот оживут и сойдут со страниц книги. Целая галерея женских образов, женщины разных типов и социальных слоев, добродетельные и распутные, наивные и искушенные, совсем юные и пожилые, но все прекрасные. И герои сознают это, а сознавая, отступают на второй план, восхищаясь ими и давая возможность восхищаться читателю. И это восхищение женщиной - своеобразный мотив в ряду других, которые соединяют все произведения цикла в целое. v Что касается речевой структуры книги, то здесь стилистические особенности проявляются наиболее ярко. Проведенный анализ речевого пласта «Темных аллей» позволил обнаружить следующее.

Все произведения книги имеют монологический характер, именно поэтому в них превалирует речь одного из персонажей — повествователя либо героя-рассказчика. Но, несмотря на это, их речь все же не однородна - не принадлежит только им. Она содержит в себе вкрапления речи других персонажей. В этих целях И.А. Буниным широко используются приемы изображенной и несобственно-прямой речи. Подобное объясняется тем, что автор пытается уйти от давления одного из персонажей над другими, дает возможность остальным быть более активными, проявлять себя, тем самым придавая повествованию большую объективность. Кроме того, благодаря использованию приемов изображенной и несобственно-прямой речи не нарушается плавность повествования, создаваемая широким использованием развернутых предложений и соответствующая его содержанию — истории любви. Следует отметить, что в повествовании достаточно много пространных описаний. И.А. Бунин как художник слова не в силах отказать себе в них. Многочисленные метафоры, сравнения, олицетворения, изобразительные эпитеты. Нет ощущения их. нагромождения. Наоборот, они используются столь искусно, что картины - пейзажи, портреты, - созданные с их помощью словно оживают. Читатель как- бы переносится внутрь произведения, становится его участником. И именно в этом проявляется авторское мастерство владения словом.

Что касается соотношения монологов и диалогов в «Темных аллеях», то, несмотря на общий монологический тон повествования, по значимости своей они равны. Конечно, в количественном отношении в книге превалирует монолог. Это объясняется тем, что «Темные аллеи» - буниская-книга итогов, где автор стремился раскрыть свое понимание окружающего мира, человека, его бытия, стремился передать весь свой накопленный опыт. В каждом из героев кроется сам автор. По сути это книга И.А. Бунина о себе. Поэтому монологу здесь уделяется такое внимание. Более того, даже те произведения, которые начинаются как диалоги, постепенно приобретают монологический характер («Галя Ганская», «Начало», «Баллада»). Герои рассказывают о себе, переосмысливают свою жизнь, поступки, вспоминают яркие моменты. Чаще всего это происходит наедине с собой, поэтому И.А. Бунин отдает предпочтение монологу внутреннему. Но в определенный момент бунинские герои настолько сливаются с прошлым, что ведут с ним беседу, и монолог приобретает характер обращенного («Холодная осень», «Поздний,час»).- И это лишний раз подчеркивает, сколь дорого прошлое бунинским героям.

Основная особенность бунинского диалога - постепенное превращение его в монолог, когда один из собеседников становится пассивным слушателем, давая возможность другому высказаться, излить душу, в некотором роде исповедаться. Часто бунинский диалог похож на пьесу, в том смысле, что важную роль играют ремарки, причем порой, мотивируя сказанное, они становятся главнее произнесенных фраз («Кума»). В споре рождается истина. Вот предназначение буниского диалога. И автор следует этому постулату, именно в диалоге раскрывая свое «я».

Исходя из этого, можно говорить, что И.А. Бунин в «Темных аллеях» не является демиургом. Он не управляет своими героями, не руководит их действиями, он предоставляет им свободу. И в то же время не является сторонним наблюдателем, бартовским Скриптором. Писатель постоянно присутствует в про-извёдении. Да, он не позиционирует открыто свое «я», но и не абстрагируется от происходящих в книге событий. Он не навязывает читателю свое мнение, но и не молчит. И.А. Бунин растворен в своих героях. Все, что писатель хотел сказать в книге, он говорит, но устами ее действующих лиц. И.А. Бунин тонко чувствует это зыбкую границу между навязчивостью и полным абстрагированием и не преступает ее.

Таким образом, основная стилевая черта «Темных аллей», как, впрочем, и всего творчества И.А. Бунина - балансирование на грани, которая зовется гармонией.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Щербицкая, Ирина Владимировна, 2008 год

1. Источник художественного текста

2. Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. М.: «Правда», 1988. Т. 4.2. Критическая литература

3. Ачатова А.А. Поздняя лирическая новелла И.А. Бунина: (К вопросу о композиции) // И.А. Бунин: Материалы межвуз. науч. конф., посвящ. творчеству и.А. Бунина. Елец. окт. 1969 г. Воронеж, 1971.

4. Афанасьев В.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества М.: Просвещение, 1966.

5. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии М.: «Международные отношения», 1990.

6. Благасова Г.М. О смерти и вечности в произведениях И.А. Бунина // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках Белгород, 2000.

7. Благасова Г.М. Двуединое начало в бунинской концепции любви («Темные аллеи» // Творчество И.А. Бунина и русская литература XX века Белгород: издательство Белгородского университета, 2000.

8. Богданова И.Г. Проблемы временного поля и памяти героев эротической прозы И.А. Бунина («Руся», «Таня», «Кума», «Начало») // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX в. Белгород: издательство Белгородского университета, 2000.

9. Богданова И.Г. Оппозиция «любовь смерть» в прозе И.А. Бунина // Писатель, творчество: современное восприятие: Сб. аспирант, науч. ст. - Курск, 1999.

10. Богданова И.Г. Художественное «вочеловечивание» у Бунина темы любви и смерти // Писатель, творчество: современное восприятие: Сб. аспирант, науч. ст. Курск, 1999.

11. Бояринцева Г.С. Рассказы И.А. Бунина из цикла «Темные аллеи» // Боя-ринцева Г.С. Специфика образных средств в художественной речи — Саранск, 1982.

12. Волков А.А. Проза Ивана Бунина М.: «Московский рабочий», 1969.

13. П.Волынская Н.И. И.А. Бунин. «Темные аллеи»: (Жанровые особенности)

14. Творчество И.А. Бунина Калуга, 1973.

15. Гречнев В .Я. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи»: (психологические заметки) // Русская литература 1996. - №3.

16. Грудцина E.JI. Поэтика цикла И.А. Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дис. На соискание ученой степени канд. филол. наук / Казанский гос. ун-т. Казань, 1999.

17. Н.Донецких Л.И., Грудицина Е.Л. Название цикла обобщенный символ: («Темные аллеи» И. Бунина) // Вести Удмурт, университета 1996. - №7.

18. Егорова О.Г. О формах и функциях хронотопа в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» www.lib.ru.

19. Евстафьева Н.П. Новелла и рассказ ведущие жанровые формы в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» // Вопросы русской литературы - Львов, 1986. Вып.1.

20. Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук / Харьквск. гос. пед. ин-т. им. Г.С. Сковороды Харьков, 1990.

21. Евстафьева Н.П. О жанре и композиции лирической миниатюры в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» // Вестник Харьковского университета. — 1989. -№329.

22. Ершова Л.В. Усадебная проза И.А. Бунина // Филологические науки -2001 №4.

23. Ефремов В.А. Ассоциативно-вербальная организация цикла лирических новелл И.А. Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб, 1999.

24. Захаров А. Ивана Бунина окружают женщины: О фильме А.Е. Учителя. // Смена. 1998. - 3 июля.

25. Иван Бунин: pro et contra СПб: издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001.

26. Иссова Л.Н. Пространство и время в рассказах об эмиграции из цикла «Темные аллеи» И.А. Бунина // Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник Калининград, 1976. - Вып. 3.

27. Карпов И.П. Автор и герой на rendez-vous // Уроки русской словесности М.: издательский гуманитарный центр «Владос», 2000.

28. Карпов -И.П. Монологизм страстного сознания: (Поэтика женского тела в «Темных аллеях» И. Бунина) // Жанр и стиль литературного произведения: Межвузовский сборник научных трудов Йошкар-Ола, 1994.

29. Карпов И.П. Проза И. Бунина-М.: «Флинта», «Наука», 1999.

30. Килганова Г.В. Эволюция женских образов в творчестве И.А. Бунина: Трансформация анимы // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX в. Белгород: издательство Белгородского университета, 2000.

31. Колобаева Л.А. «Чистый понедельник» Ивана Бунина // Русская словесность 1998 - №3.

32. Колобаева Л.А. Проза И.А. Бунина: В помощь преподавателю, старшеклассникам и абитуриентам. -М.: издательство МГУ, 1998.

33. Коновалов А.А. К вопросу о мотиве смерти в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» // Проблемы эволюции русской литературы XX века: Материалы межвуз. науч. конф. М.: 1995 - Вып. 2.

34. Крутикова JI.B. Неугасимый свет: Перечитывая Бунина // Нева 1995 -№10.

35. Лихачев Д.С. «Темные аллеи» // Звезда 1981 - №3.

36. Любимов Н. Образная память (Искусство-Бунина) // И. Бунин Собрание сочиненй в 4 томах М.: «Правда», 1988. Т.4.

37. Мальцев Ю.В. Бунин М.: «Посев», 1994.

38. Минералова И.Г. Поэтический портрет эпохи // Уроки русской словесности М.: издательский гуманитарный центр «Владос», 2000.

39. Минералова И.Г. Слово, краски, звуки: (стиль Бунина) // Урою! русской словесности — М.: издательский гуманитарный центр «Владос», 2000.

40. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана М.: Центрпо-лиграф, 2002.•40. Михайлов О.Н. Строгий талант: И. Бунин, жизнь, судьба, творчество -М.: «Современник», 1976.

41. Николина Н.А. Лингвостилистический анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность 1996 - №3.

42. Пращерук Н.В. Чужой сюжет как форма авторского самоопределения и средство создания символического подтекста в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» // Кормановские чтения: Материалы межвуз. науч. конф. -Ижевск, 1995 -Вып.2.

43. Проскурин П.И. Письма в «Темных аллеях» И.А. Бунина // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX в. Белгород: издательство Белгородского университета, 2000.

44. Рогачевская Е.Б. Художественное пространство аллей в творчестке И.А. Бунина // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе: Материалы 6-ой Твер. межвуз. конф. Ученых-филологов и шк. учителей, 10-11 апр. 1992 г. -Тверь, 1992.

45. Рыжова Н.В. Речевые средства создания образа автора в прозе И.А. Бунина: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук /Ун-т дружбы народов им. П. Лумумбы М., 1991.

46. Саакянц А.А. Об И.А. Бунине и его прозе // Русофил Русская филология / Образовательный ресурс.

47. Софиев Ю. Иван Бунин: К 50-летию со дня смерти и к 70-летию присвоения Нобелевской премии www. prostor. samal. kz.

48. Самородских И.Г. Философия любви в творчестве И.А. Бунина и А.С. Пушкина // Творчество И.А. Бунина и русская литература XX века Белгород: издательство Белгородского университета, 2000.

49. Семенова О.Н. Преображение материального мира в новелле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Проблемы изображения материального мира в художественной прозе Сыктывкар, 1989.

50. Соколов А.Г. Сульбы русской литературной эмиграции 1920-х годов — М.: издательство Московского университета, 1991.

51. Старыгина Н.Н. «Чистый понедельник»: пасхальный рассказ? // Уроки русской словесности М.: издательский гуманитарный центр «Владос», 2000.

52. И.А. Бунин: Материалы Межвуз. науч. конф., посвящ. творчеству И.А. Бунина. Елец, окт. 1969г. Воронеж, 1971.

53. Творчество И.А. Бунина, И.А. Бунин и русская культура XIX — XX веков: Тез. междунар. науч. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения писателя, 11 -14 октября 1995г.-Воронеж: «Квадрат», 1995.

54. И.А. Бунин и русская литература XX века: По материалам Междунар. науч. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения И.А. Бунина, 23— 24 окт. 1995г. — М.: «Наследие», 1995.

55. Царственная свобода: О творчестве И.А. Бунина: К 125-летию со дня рождения писателя: Межвуз. сб. науч. тр.- Воронеж: «Квадрат», 1995.

56. Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX XX веков: Материалы науч.-практ. Всерос. конф., посвящ. 127 годовщине со дня рождения И.А. Бунина, 16 -17 окт. 1997г. -Белгород, 1998.

57. Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX XX веков: Статьи и тезисы докладов междунар. науч. конф., посвященной 130-летию со дня рождения И.А. Бунина, 12 - 14 сентября 2000г. - Белгород: издательство Белгородского университета, 2000.

58. И.А. Бунин и мировой литературный процесс: Материалы междунар. науч. конф., посвященной 130-летию со дня рождения писателя, 20 22 сентября4. Теоретическая литература

59. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова М.: Высшаяшкола, 1976.

60. Виноградов В.В. Проблема авторства и теории стилей — М.: Гослитиздат,

61. Виноградов В.В. К теории литературных стилей // Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980.

62. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения

63. Кременцов Л.П. Теория литературы: Чтение как творчество М.: «Флинта», «Наука», 2003.

64. Кухаренко В.А. Интерпретация текста М.: «Просвещение», 1988.

65. Литературная энциклопедия терминов и понятий М.: НПК «Интелвак», 2003.

66. Лотман Ю.В. Анализ поэтического текста Л., 1972.

67. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М.: Русский язык, 1988.

68. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля М., 1970.

69. Словарь литературоведческих терминов Ростов-на-Дону: «Феникс»,

70. Соколов А.Н. Теория стиля-М.: Искусство, 1968.

71. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: «Аспект Пресс»,2000г. И.А. Бунин и мировой литературный процесс - Орел, 2000.1961.

72. М.: «Флинта», «Наука», 2003.2002.2003.

73. Хализев В.Е. Теория литературы М.: Высшая школа, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.