Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Зеленцова, Елена Валентиновна

  • Зеленцова, Елена Валентиновна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 153
Зеленцова, Елена Валентиновна. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2008. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Зеленцова, Елена Валентиновна

Введение стр. 4

1. Глава 1. Исторические, художественные и экономические основания возникновения дискуссии о креативных индустриях. Дискуссии о «культурных индустриях» (1930-1970-е гг.) стр. 19

Культурный продукт и его воспроизводимость стр. 19

Культурные индустрии и публичная сфера стр. 21

Социологи «франфуртской школы» В. Беньямин, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, о культурной индустрии стр. 27

Приоритеты культурной политики в послевоенные годы. Массовое просвещение как средство преодоления социальных проблем стр. 34

Революция 1968 года и изменение вектора культурной политики в Европе стр. 37

Теории постиндустриального общества стр. 41

Выводы к главе стр. 44

Глава 2. От культурных индустрий к креативным индустриям в 1980-1990-х гг стр. 47

Кризис индустриальной экономики и изменения в политических, экономических и социальных системах стр. 47

От культурной индустрии - к культурным индустриям. Систематизация и классификация. Поиски инструментария стр. 50

Переход к политике культурных индустрий стр. 55

Великобритания. От культурной политики к местной экономической политике. Новые исследования, появление новых исследовательских и консалтинговых институций стр. 58

Исследовательский инструментарий. Картирование стр. 64

От культурных индустрий к креативным индустриям. Новые дефиниции. Политики культурных (креативных) индустрий стр. 67

Креативные индустрии: трудности перевода стр. 75

Модель креативного города стр. 77

Выводы к главе стр. 90

Глава 3. Экспансия креативных индустрий после 2000 года стр. 94

Креативная экономика и креативные индустрии стр. 94

Теоретики креативных индустрий в XXI веке стр. 103

Креативные индустрии как текст и создание новых смыслов стр. 107

Креативные индустрии и социология культуры. «Креативный класс» Ричарда Флориды стр. 113

Географическая экспансия креативных индустрий стр. 120

Креативные индустрии в России стр. 125-131 Заключение стр. 132

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта»

Актуальность проблемы исследования. Креативные индустрии — синтетическое явление, тесно связавшее культуру, экономику и социальную политику, - три типа активности, во многом противоречащие друг другу: свободный поиск художников, ориентированный на такие ценности, как духовность, самовыражение, красота и т. д., прагматическую инициативу бизнеса, ориентированную на ценности личной и корпоративной выгоды, и государственное и региональное управление, ориентированное на ценности укрепления и развития нации, страны, территории.

Взаимодействие этих трех активностей всегда было непростым и часто антагонистичным. В XX веке одной из наиболее значимых форм этого взаимодействия стали культурные индустрии, к концу века осмысленные как креативные индустрии. Введенное социологами Франкфуртской школы понятие «культурная индустрия» было парадоксально-полемичным -дискутировалась, прежде всего, угроза, которую несет с собой индустриализация культуры. На протяжении 60-70-х годов становилось понятным, что индустриализация несет с собой и демократизацию культуры, выявлялось и осмыслялось обратное влияние культуры на производство и все сферы повседневной жизни. С одной стороны, развитие теорий постиндустриального и информационного общества и постмодернизма в культуре подготовило оформление креативных индустрий. С другой - в 90-х годах прошлого века креативные индустрии выступили антикризисным средством в странах Западной Европы и Америки, теряющих позиции в производственной конкуренции с развивающимися регионами Азии.

Не вызывает сомнений, что осмысление западной теории и практики креативных индустрий чрезвычайно важны для современной России, решающей задачи модернизации и гуманизации производства, вхождения в современное экономическое и культурное сообщество. В течение последних лет потребность в осмыслении, адаптации и выяснении возможностей и перспектив креативных индустрий в России невероятно возросла. Она связана и с очевидными издержками сырьевой модели отечественной экономики, и с необходимостью формирования новой, «инновационной» модели экономики в нашей стране, и с глубокими проблемами в области культуры, в функционировании культурных институтов, учреждений, организаций, творческих субъектов. В связи с этим, администрации ряда субъектов Федерации проявляют устойчивый интерес к этой теме, благодаря чему начал формироваться пул практических исследований и проектов в этой области. Такого рода исследования и проекты нуждаются в теоретической базе, которая включала бы, в том числе, подробный обзор и системное осмысление опыта, накопленного в других странах.

Собственно российский опыт развития креативных индустрий пока невелик; он представлен преимущественно в деятельности отдельных креативных компаний (от рекламы до изобразительного искусства) и в развитии международных и российских проектов по исследованию и формированию креативных индустрий (такого рода проекты реализуются в России с 2001 г.). В то же время уже имеются заметные достижения в формировании креативных индустрий в ряде регионов (прежде всего в Москве и ряде крупных региональных центров - Санкт-Петербурге, Красноярске, Самаре); активно развиваются креативные кластеры в Москве.

Однако теоретико-методологическое обоснование данного вида деятельности, его социокультурного смысла, содержания, функций в отечественном научно-гуманитарном пространстве почти полностью отсутствует. В том числе российским исследователям, как и практикам "(управленцам, предпринимателям, художникам), не известны или малодоступны работы зарубежных авторов, которые содержат не только общетеоретические построения, но и эмпирический анализ развития и функционирования креативных индустрий.

Таким образом, учитывая существенный потенциал, высокую социально-культурную значимость, которую может иметь развитие креативных индустрий для современной России, с одной стороны, и отсутствие необходимой для их активного внедрения теоретико-методологической базы в отечественной социально-гуманитарной традиции, с другой, следует признать остро необходимым и обоснованным обращение к анализу накопленного за рубежом опыта, имея ввиду как изучение собственно процесса развития данного вида социокультурной практики, так и анализ имеющихся публикаций и разработок по данной проблеме.

Объект и предмет исследования. Объект данного исследования в процессе своей исторической эволюции назывался по-разному: «культурная индустрия» (в единственном числе, как цельное явление) - «культурные индустрии» (во множественном числе, как дифференцированное явление) — «креативные индустрии». Естественно, что каждое изменение названия отражало и изменения в понимании изучаемой реальности, однако при этом сохранялось устойчивое, сущностное ядро рассматриваемого феномена, что позволяет определить объект исследования следующим образом: «культурные (или креативные) индустрии» как особый сектор экономики и тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступает творческая, культурная компонента.

Предмет исследования: динамика развития креативных индустрий в XX - начале XXI вв. и ее осмысление в зарубежной социогуманитарной традиции.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление основных факторов и характеристик процесса развития креативных индустрий в современном социокультурном пространстве и особенностей отражения данного феномена в зарубежной социально-гуманитарной мысли.

Достижение данной цели предполагало решение следующих задач:

• Анализ генезиса креативных индустрий (далее - КИ) в современном обществе, выявление основных факторов данного процесса;

• Выявление и обоснование основных этапов в истории развития КИ, анализ их особенностей (на материале Великобритании и других развитых стран);

• Анализ современного состояния креативных индустрий, факторов их трансформации и тенденций развития (на материале Великобритании, США, Германии, стран Юго-Восточной Азии, а также некоторых стран Латинской Америки и Прибалтики);

• Анализ и типология современных теорий креативных индустрий;

• Описание и систематизация основных научно-практических методик и социокультурных технологий, значимых для развития сектора креативных индустрий.

Степень разработанности проблемы. С момента первого упоминания Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно «культурной индустрии» в 1947 г., интерес к этой теме неуклонно рос. Последовавшие за этим работы, развивавшие данную тему, могут быть разделены на две основные группы, соответствующие этапам становления и трансформации самого изучаемого феномена.

Первая группа — это исследования, непосредственно посвященные истории, особенностям и специфике креативных индустрий. Основное место здесь занимают работы Дж. Хартли, Д. Хесмондхалфа, Дж. О'Коннора, Д. Тросби. Особо следует выделить книги сборники работ, подготовленные британским агентством «Comedia». Также к этой группе источников можно отнести работы, которые расширяют понятие креативных индустрий и вводят понятие креативной экономики, разрабатывают тему креативности как системообразующего фактора общественного развития (работы Дж. Хокинса, Э. Пратт, С. Лэш, Дж. Юрри, Дж. Као, Р. Флориды). Большой массив публикаций посвящен роли креативных индустрий в развитии городов и регионов (работы Ч. Лэндри, Ф. Бьянчини, А. Скотта, П. Холла и др.).

Что касается русскоязычной литературы, то на сегодняшний день, преимущественно это переводные работы, среди которых следует выделить книги Ч. Лэндри1, Р. Флориды2, Дж. Паина и Дж. Гилмора3. Несомненно, заслуживает внимания вклад в разработку темы изданий из серии «Культурные стратегии: Экспертный клуб»4, подготовленных Институтом культурной политики (здесь опубликованы как статьи российских авторов, так и переводные тексты).

Ко второй группе работ зарубежных авторов можно отнести исследования, посвященные отдельным секторам креативных индустрий, их истории и актуальным проблемам - современным музеям, рекламному бизнесу, галерейному делу, масс-медиа и т. д., которые рассмотрены в контексте их социально-экономического функционирования и развития. Это исследования Николаса Гарнхэма5, Азы Бриггса и Питера Бёрка6, Скотта Лэша и Джона Урри7 и др.

1 Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. - М.: Классика-XXI, 2005. - 399 е.; Лэндри Ч., Гоин Я, Mamapacco Ф., Бьянчини Ф. Возрождение городов через культуру. - СПб.: Нотабене, 1999. - 85 е.; Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье / Пер. с англ. - М.: Классика-XXI, 2003. - 96 с. - (Культурные стратегии).

2 Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. -М.: Классика-XXI, 2005.-430 с.

3 Пайн Дж. Б., Гилмор Дж. X. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / Пер. с англ. - М.: Вильяме, 2005. - 304 с.

4 Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге. - СПб., 2004. - 135 е.; Творческие индустрии. Модель для сборки: Сб. статей / Сост. Е. В. Зеленцовой. - М.: Институт культурной политики, 2005. - 34 с. - (Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 4), и др.

5 Garnham N. Concepts of Culture: Public Policy and the Cultural Industries (1987) // Studies in Culture: An Introductory Reader, ed. Ann Gray and Jim McGuigan. - London:

Если говорить о российской гуманитарной науке, то эта тема практически отсутствует в трудах отечественных исследователей. Несмотря на то, что в советское и постсоветское время появилось довольно обширное количество книг и статей, посвященных вопросам функционирования культуры и искусства вообще и, в частности, феномену массовой культуры, даже наиболее серьезные из этих публикаций лишь в очень малой степени затрагивают экономический аспект ее функционирования. Весьма типичной являлась, а во многом и остается, прямолинейно критическая трактовка рассматриваемого феномена, когда стремление к коммерческому успеху отождествляется с профанацией «настоящей» культуры.

В то же время следует отметить, что в 1990-2000-х гг., с ростом в России интереса к прикладным разработкам в сфере культурных индустрий (в особенности, в рамках международных проектов), появился ряд публикаций в данном исследовательском поле, в частности, статьи С. Э. Зуева8, Д. Э. Милькова9, М. Б. Гнедовского10, Е. В. Зеленцовой и некоторых

Arnold, 1997. - Pp. 54-61; Garnham N. Capitalism and communication: Global Culture and Economics of Information. - London: Sage, 1990. -219 p.

6 Briggs A., Burke P. A Social History of the Media: From Gutenberg to the Internet. -Cambridge: Polity Press, 2002. - 374 p.

7 Lash S. M., Urry J. The End of Organised Capitalism. - Cambrige: Polity Press, 1987. - 392 p.

Lash S. M., Urry J. Economies of Signs and Space. - London: Sage Publications Ltd, 1994.-368 p.

8 Зуев С. Э. Несколько замечаний к понятию «рынок культуры» // Программирование культурного развития: региональные аспекты. Вып. II. -М.: РИК, 1993. - С. 59-68; Зуев С. Э. Культура как ресурс и ресурсы для культурной деятельности // Экология культуры: Инф. бюллетень. - Архангельск, 1998. - №2 (5). - С. 21-32; Зуев С. Э. В начале был текст // Отечественные записки. - 2005. - № 4. - С. 76-86, и др.

9 Мильков Д. Э. Развитие творческих индустрий: аспект международного сотрудничества // Культурное разнообразие, развитие и глобализация: По результатам дискуссий круглого стола (Москва, 21 мая 2003). - М.: РИК, 2003. -С. 103-107; Мильков Д. Э. Творческие индустрии, или Культура в стиле funk // Творческие индустрии в России. - М.: Институт культурной политики, 2004. - С. 60-65. - (Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3).

10 Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития // Творческие индустрии: модель для сборки. - М.: Институт культурной политики, 2005. - С. 7-15. - (Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 4); Гнедовский М. других авторов. Авторы данных публикаций, опираясь на западные источники, раскрывают особенности креативных индустрий, анализируют опыт их развития и исследования, накопленный на Западе, дают обоснование возможностям адаптации данного опыта к российским условиям.

Таким образом, можно утверждать, что в течение ряда десятилетий специалистами (прежде всего, зарубежными) в области экономики, социологии культуры, в сфере культурной политики проделана значительная работа по теоретико-методологической разработке различных аспектов изучения и формирования культурных/креативных индустрий, по анализу и обобщению накопленного в данной сфере опыта. В то же время, данную область нельзя пока назвать достаточно хорошо исследованной и проработанной. Очень многие вопросы еще требуют прояснения, многие направления ждут своих исследователей. Тем более что сектор креативных индустрий переживает бурный рост во всем мире, изо дня в день увеличивая объем материала для ученых и практиков.

Теоретико-методологическая база исследования была сформирована с учетом целей и задач диссертации, с ориентацией на ее культурологический профиль. Исходя из этого, значительную роль в построении методологии исследования, наряду с уже упомянутыми выше исследованиями, непосредственно связанными с культурными индустриями, играли серьезные работы в области экономики культуры, культурной политики, публикации по вопросам социальных детерминант и функций культуры, по проблемам массовой культуры и выявлению ее места в современном обществе.

В частности, в области экономики культуры и культурной политики, полезными для осуществления данного диссертационного исследования оказались работы британского (валлийского) ученого, романиста и критика

Б. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. - 2005. - № 4. - С. 168-169.

Рэймонда Генри Уильямса11, исследования Тайлера Коуэна12, Бруно Фрая13, Джеймса Хейлбрума и Чарлза Грея14, по социальным детерминантам и функциям культуры - работы Абраама Моля15, Теодора Парсонса16, Дика

1 *ч 1 о

Стэнли , Л. П. Пендюриной , по массовой культуре - работы К. Э. Разлогова, Е. Н. Шапинской19, К. 3. Акопяна20 и других21.

Важное теоретико-методологическое значение для темы диссертационного исследования имеют труды российских специалистов, связанные с разработкой методологических оснований культурологического анализа, изучением морфологических особенностей и закономерностей функционирования культурного пространства, динамики его изменения. Прежде всего, это работы Е. Я. Александровой, И. М. Быховской22, В. М.

11 Williams R. Culture and society. - London: Chatto and Windus, 1958. - 363 p.; Williams R. Culture. - Glasgow: Collins, 1981. - 248 p. - (Fontana New Sociology Series).

12 Cowen T. In Praise of Commercial culture. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998.-292 p.

13 Frey B. Arts and Economics: analysis and Cultural Policy. - New York, Springer, 2000. - 246 p.

14 Heilbrum J., Gray Ch. M. The economics of Arts and Culture. 2d edition. - New York, Cambridge University Press, 2001.-422 p.

15 Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1973. - 408 с.

16 Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: Культура, личность и место социальных систем / Пер. с англ. // Американская социологическая мысль. - М., 1996. - С. 462-478.

17 Stanley D. Recondita armonia - A reflection on the function of culture in building citizenship capacity. - Strasbourg: Council of Europe, 2007. - 135 p. - (Policy note. No.10).

18 Пендюрина Jl. П. Функции культуры // Изв. Сев.-Кавк. науч. центра высш. шк. Обществ, науки. - Ростов на Дону, 1981. - № 3. - С. 7-10; Пендюрина Л. П. Функции культуры как философская проблема: Автореф. дис. . канд. филос. наук / Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова. - Ростов н/Д, 1982. - 24 с.

19 Шапинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигнозис. -2000. - № 2 (10). - С. 77-96.

20 Акопян К. 3. XX век в контексте искусства: История болезни как повод для размышлений. - М.: Российский ин-т культурологи, 2005. - 334 с. - (Технологии культуры).

2 Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ. - М.: Прагматика культуры, 2005. - 339 с.

22 Александрова Е. Я., Быховская И. М. Культурологические опыты. - М., 1996115 е.; Быховская И. М. Культурология в структуре научного знания и в контексте социальных практик // Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию

Межуева23, К. Э. Разлогова24, В. М. Розина25, Э. В. Соколова26, А. Я. Флиера и

97

О. И. Горяиновой и др. Большое значение для разработки темы

•уо диссертации имели труды Б. С. Ерасова и М. С. Кагана , в которых рассматриваюся закономерности развития культуры как пространства и контекста генезиса и эволюции креативных индустрий.

В качестве значимых методов исследования автором были избраны анализ литературы по проблеме, работа с документальными источниками соответствующего профиля, культурно-институциональный анализ, методы экономико-статистического анализа.

Эмпирическая база исследования. С учетом культурно-географических параметров развития культурных индустрий, в центре внимания автора был опыт их развития в Великобритании, которая была и остается инициатором и лидером в этой области, а также опыт ряда других стран Европы и США. Частично для анализа был привлечен опыт стран других регионов - Австралии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

Российского института культурологии. - М.: РИК, 2002. - С. 25-36; Основы культурологи / Под ред. И. М. Быховской. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 493 с. -(Academia XXI).

В. М. Межуев. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006.-408 с.

24 Разлогов К. Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? - М.: Искусство, 1992.-271 с.

25 Розов В. М. Теоретическая и прикладная культурология. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с.

26 Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - П.: ЛГИК, 1989.-83 с.

27 Флиер А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - М.: Академический Проект, 2000. - 207 е.; Флиер А. Я., Горяинова О. И. Культурология для культурологов. - М.: Академический Проект, 2002. - 458 с.

28 Ерасов Б. С. Социальная культурология. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 591 с.

29 Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1 - 368с.; Кн. 2. СПб.: Петрополис, 2003 - 320 е.; Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. - П.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - 384 е.; Каган М. С. Философия культуры. - СПб: Петрополис, 1996.-416 с.

В ограниченной степени (обусловленной уровнем развития на сегодняшний день) рассмотрен процесс становления креативных индустрий в России, охватывающий примерно пятилетний период (2003-2008).

Важнейшей составляющей эмпирической базы исследования стали документы и публикации, характеризующие деятельность специализированных агентств по развитию креативных индустрий и отдельных проектов в этой области. Так, в 1970-е годы огромную роль сыграло агентство «Совет Большого Лондона» (Greater London Council, сокращенно GLC), а на рубеже веков — агентства «Euclid» и «Comedia» (Великобритания). Значительное внимание было уделено деятельности ЮНЕСКО и Европейской Комиссии, которые в течение последних 20-ти лет систематически поддерживали проекты в области креативных индустрий, в том числе проект развития креативных индустрий в Санкт-Петербурге (2000 г.). Материалы, опубликованные по результатам проекта, являются важным источником для исследования процесса развития креативных индустрий

30 вообще и в России, в частности . Принципиальное значение имеют документы Британского Департамента культуры, медиа и спорта и Work Foundation, который работает с Департаментом в последние годы.

Научная новизна диссертационной работы определяется введением в научный оборот ряда иноязычных текстов, характеризующих развитие креативных индустрий в развитых странах Европы и США, в ряде стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В широком объеме рассмотрены источники и работы, практически не упоминающиеся в российской научной литературе (официальные документы из разных регионов мира, работы Н. Гарнхэма, А. Скотта, Дж. О Коннора, Д. Хесмондхалфа и др.), а также работы, несправедливо выпавшие из

30 Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге. - СПб., 2004. - 135 с. современного контекста обсуждения данной темы в зарубежной науке (Э. Гулднер).

Впервые в данном исследовании осуществлен анализ и систематизация международного опыта развития креативных индустрий, проведен анализ причин, условий и обстоятельств возникновения и эволюции креативных индустрий, раскрыта специфика их сложной детерминации. В диссертации впервые выстроена периодизация истории их становления и развития, проанализированы социокультурные предпосылки возникновения креативных индустрий, их эволюция и современное состояние.

В диссертации впервые в отечественной науке сделана попытка комплексного рассмотрения культурных/креативных индустрий как в историческом, так и в синхронном аспектах. Автором, на основе непосредственных контактов с практиками Великобритании, США, Германии и других стран, подвернуты анализу и обобщению данные о позитивном опыте и проблемных ситуациях, связанных с развитием креативных индустрий. Автором также осуществлен краткий анализ и сделаны предварительные обобщения в отношении российского опыта развития креативных индустрий в 2001-2008 гг.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использовать полученные автором результаты для процесса развития креативных индустрий в России с учетом социокультурных особенностей различных регионов и опорой на тот интерес, который сегодня наблюдается к теме со стороны научной и культурной общественности, властных структур (прежде всего, региональных), учреждений культуры и искусства. Подтверждением значительного прикладного потенциала проведенного исследования являются проекты по развитию креативных индустрий, подготовленные непосредственно автором диссертации или при его участии (см. раздел «Апробация диссертации»).

Важным полем для применения разработок, полученных в результате диссертационного исследования, является сфера образования, в которой проблема изучения и разработки креативных индустрий занимает все более заметное место. В частности, освоение данного вида деятельности включено в программы подготовки будущих специалистов (культурологов, социологов и др.) в ряде федеральных университетов (Самарском, Сибирском и др.). В то же время, пока еще весьма ограниченной является научно-методическая обеспеченность учебных курсов по данной проблематике, что делает представленные в диссертации материалы, тексты, обобщения высоко востребованными в практике образования. В частности, автором диссертации в 2007 году в рамках Национального проекта «Образование» (программа «Инновационный ВУЗ») подготовлен и апробирован учебно-методический комплекс по курсу. «Культурные (креативные) индустрии».

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурные индустрии являются своего рода ядром креативных индустрий, поскольку управляют креативностью и обеспечивают ее циркуляцию, являясь в своей основе управлением и продажей определенного типа продуктов/текстов/смыслов. Художники исторически выступали «создателями символов» или «создателями смыслов», а именно этот символическо-смысловой продукт является самым востребованным в современном мире.

2. «Креативные индустрии» - не столько очередная модификация «культурных индустрий», сколько новый образ любого современного производства или бизнеса, выстраиваемого на основе опыта культуры и творчества и преодоления «отчуждения труда», свойственного индустриальному производству. Его черты - гибкость и реактивность, отказ от «вертикальных» иерархий и поиск новых организационных структур (от кластерных и сетевых до полностью виртуальных), высокая степень самоуправления всех участников, дестандартизация создаваемого продукта, ориентация на локальные и подвижные запросы рынка (вплоть до запросов отдельного индивида).

3. Креативные индустрии выступают одновременно и как принципиально новый феномен, свойственный постиндустриальной эпохе, и как продукт длительного взаимодействия общества, культуры и экономики. Поэтому целостное понимание креативных индустрий достижимо только с учетом их инновационного и, одновременно, преемственного характера.

4. Всесторонний анализ сущности, динамики развития и современного состояния креативных индустрий невозможен без обращения к «предыстории» их становления. В этом аспекте могут быть выделены следующие периоды: до второй половины XIX века — доиндустриальное распространение продуктов культуры: переписывание рукописей, копирование художественных образцов, ремесленное воспроизведение предметов прикладного искусства и т. д.; в XV веке появилась первая «культурная индустрия» — книгопечатание; вторая половина XIX века — 1960-е годы — интенсивное вторжение новых технических средств в культуру, появление новых искусств, индустриализация и массовизация культурного потребления, вызвавшая появление негативного понятия «культурная индустрия» (М. Хоркхаймер и Т. Адорно); движение культуры навстречу обществу и бизнесу воспринимается интеллектуальной элитой как утрата статуса культуры;

1970-е — середина 1990-х годов — тесное взаимопроникновение экономики и культуры на основе демократизации и «омоложения» культуры; перелом в позиции элиты (означенный студенческой революцией 1968 года, фестивалем в Вудстоке 1969 года и др.); практическое и теоретическое оформление «культурных индустрий»; вторая половина 1990-х — 2000-е годы — широкое распространение и внедрение идеи креативности как основного «двигателя» общественного развития, сопровождающееся бурным развитием креативных индустрий в целом ряде стран. Помимо традиционно лидирующих в этом направлении США и Европейских стран (Великобритания, Германия и др.) креативные индустрии развиваются в Прибалтийских странах (особенно заметны успехи Литвы), развитых странах Юго-Восточной Азии (Китай, Сингапур), Латинской Америки (Бразилия) и Австралии.

5. В современную эпоху интерес к креативным индустриям все больше растет. Культурные индустрии являются агентами экономических, социальных и культурных изменений в большей степени, чем ранее. Можно говорить об экспансии культурных индустрий по отношению ко всей остальной экономике.

6. Креативные индустрии как синтетическое явление тесно связывают теоретические исследования академических ученых, практический поиск независимых консультантов, творческий поиск художников и коммерческие усилия бизнесменов.

Культурные индустрии выражают точку зрения не только наиболее влиятельной части общества или государства. Культурные индустрии становятся рупором мнений и смыслов самых разных слоев общества, в том числе разного рода меньшинств.

7. Креативные индустрии связаны с инновациями, которые все более воспринимаются как ключ к экономической конкурентоспособности. Они видятся как технология, создающая инновации. Креативность дает возможность поднять изобретательство до уровня художественного, артистического качества.

8. В анализе креативных индустрий можно выделить два взаимосвязанных «измерения». Первое — рассмотрение взаимодействия стихийного опыта, теоретического осмысления и управляемой практики. Креативные индустрии начинали складываться стихийно, в процессе взаимного интереса культуры и бизнеса. Этот опыт был теоретически отрефлексирован и затем стал стратегической частью культурной и социальной политики. Второе «измерение» - практическое взаимодействие трех групп общественных институтов - культуры, бизнеса и власти.

9. С точки зрения взаимодействия данных измерений, в развитии креативных индустрий можно выделить три основные фазы. На первой (1930-70-е гг.) понятие «культурная индустрия» имеет преимущественно негативно-оценочный характер, будучи противопоставленным «настоящим» культуре и творчеству, которые понимаются как элитарные ценности, испытывающие угрозу со стороны индустриализации и массовизации. Завершение данного этапа сопровождается постепенной сменой такого рода их интерпретации на осмысление культурных индустрий как общедоступных ценностей, «облагораживающих» сферы производства и повседневной жизни.

На втором этапе (1980-90-е гг.) происходит оформление понятия «креативные индустрии» как особого типа социокультурных практик; все более раскрывается их высокозначимый социальный потенциал (в том числе антикризисные возможности) в странах классического капитализма.

В третьей фазе, символически совпавшей с началом XXI века, на основе развивающейся теоретической рефлексии, возникает и получает все большее распространение понимание того, что культура и творчество должны рассматриваться не только как средство, но и как цель развития современного общества, а креативные индустрии являются одной из адекватных форм реализации данного принципа.

Апробация результатов исследования. Материал, изложенный в диссертации, использовался автором при чтении курса лекций «Культурные (креативные) индустрии» в Московской Высшей школе социальных и экономических наук в 2007-2008 гг., был использован при подготовке учебно-методического комплекса «Культурные (креативные) индустрии», а также в рамках семинаров, тренингов и конференций, проходивших в 2005

2007 гг. в Москве, Московской области, Красноярске, Самаре и странах Центральной Азии. Материалы, изложенные в диссертации, легли в основу концепции ежегодного Московского Международного Форума «Культура плюс» (2005-2007 гг.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Зеленцова, Елена Валентиновна

Выводы к главе 3

Начало XXI века было ознаменовано появлением понятия «креативной экономики», расширением экспансии культуры и креативных индустрий. Тема креативных индустрий стала более актуальной, поскольку переместилась в центр политической, экономической, социальной и культурной повестки в развитых странах и крупных городах. Возникновение теории «креативной экономики», которая на сегодняшний день только начинает формироваться, ознаменовало переход к пониманию творчества и креативности как основной движущей силы современного постиндустриального общества.

Ускорение ряда процессов в современном мире, таких, как глобализация, рост цифровых технологий, появление новых видов искусства и творчества не подконтрольных государству и культурным институциям, интеграция культуры в бизнес и производство способствовало росту интереса к теме креативных индустрий. Возникли новые научные центры по исследованию креативных индустрий в Австралии, Юго-Восточной Азии и других странах и регионах.

За короткий период с 2000 года по настоящее время появился целый ряд фундаментальных культурологических исследований, посвященных креативным индустриям. Авторами этих исследований была сделана попытка ответить на вопросы, поставленные ранее - о границах понятия «креативные индустрии», о методических основаниях изучения креативных индустрий, о месте креативных индустрии: в развитии культуры и общества. Эти работы внесли существенный вклад в развитие этого научного направления. Одной из центральных проблем, рассматриваемых такими исследователями, как Д. Хесмондхалф, является проблема формирования смыслов и ценностей современного общества через деятельность креативных индустрий. В центре внимания Ричарда Флориды - проблема человеческого капитала, креативного класса и его роль в городском развитии.

За последнее десятилетие произошел существенный рост интереса к теме креативных индустрий во всем мире. От Юго-Восточной Азии до Латинской Америки, от Северной Африки до Восточной Европы появляются теоретические работы и научно-практические исследования, посвященные креативным индустриям. Этот опыт заслуживает внимания и, возможно, будет более подробно изучен и осмыслен в будущем.

С началом нового тысячелетия в России также стартовала работа по исследованию креативных индустрий и формированию программ их поддержки. За последние годы было положено начало исследованию российской ситуации в области развития креативных индустрий, реализован ряд проектов. Это касается публикации фундаментальных зарубежных исследований по теме на русском языке, появлению научных статей о креативных индустриях, изучения креативных кластеров в Москве, креативных индустрий в регионах, создания образовательных программ по креативным индустриям. Все это позволяет сделать вывод, что тема креативных индустрий в отечественной культурологии будет развиваться и привлекать внимание все большего количества исследователей.

Заключение Итоги и результаты исследования

Рассмотрев основные направления в исследовании культурных/креативных индустрий в начале третьего тысячелетия, можно сделать вывод о том, что наработан обширный и многообразный материал, который касается уже не только западных развитых стран (Европа и США), но и других регионов мира.

В современную эпоху интерес к креативным индустриям все больше растет. Культурные индустрии являются агентами экономических, социальных и культурных изменений в большей степени, чем ранее. Можно говорить об экспансии культурных индустрий по отношению ко всей остальной экономике.

Культурные индустрии выражают точку зрения не только наиболее влиятельной части общества или государства. Культурные индустрии становятся рупором мнений и смыслов самых разных слоев общества, в том числе разного рода меньшинств.

Если говорить об истории становления и развития креативных индустрий, то от понимания «культурной индустрии» как некоего зла и инструмента правящего класса в 1930-е годы в 1960-х был совершен переход к расширенному пониманию культуры и культурных ценностей. Революция 68го года привнесла и сделала равноправными ранее маргинальные ценности самых разных культурных сообществ. Произошло кардинальное расширение культурных индустрий, поскольку субкультуры стали востребованными, в том числе, и на рынке. В 1980-е годы было сформировано инструментальное понимание креативных индустрий. В начале третьего тысячелетия креативные индустрии находятся в центре внимания как новый смыслообразующий элемент.

В связи с появлением феномена креативных индустрий круг вопросов, которые лежат в поле научных интересов ученых-культурологов существенно расширяется. Расширение спектра коммерческих культурных продуктов, в том числе транслирующихся через современные каналы коммуникации, появление культурных продуктов, создаваемых обычными рядовыми людьми (пользователями), стирание границ между профессиональным и непрофессиональным в творчестве, культуре и искусстве - все это делает научные культурологические изыскания не только более широкими, но и более значимыми для самоопределения общества и отдельного человека.

Роль креативных индустрий для развития культуры в России

Сырьевая модель экономики, построенная на монополии государственных корпораций, неразвитость малого бизнеса — проблемы, которые осознаются сегодня в России как экспертами в самых разных областях, так и государственными деятелями.

Подобно зеркалу, сфера культуры отражает состояние общества. Пробуксовка административной реформы в сфере культуры, инертность и пассивность большинства государственных организаций культуры, не заинтересованных ни в спонсорах, ни в посетителях, является прямым следствием тех проблем, которые есть сегодня в современной России. Призывы к сохранению национального культурного наследия, по сути, оборачиваются призывами к консервации жизненного уклада, несущего в себе многие проблемы и беды современного общества - социальную пассивность, коррупцию, нигилизм. Стремление к изоляции от других страх, стремление оградиться от зарубежного опыта, закрытости по отношению к другим культурам, языкам, жизненным установкам, проявляющееся в последнее время, является достаточно опасной тенденцией, тормозящей, в том числе, и развитие культуры и наук о культуре. В условиях глобального мира и глобальной экономики такая закрытость культур не ведет к самобытности, а порождает культурные явления, тупиковые в своем развитии, рассчитанные на узкое употребление внутри страны. На фоне определенного дефицита культурных событий молодежь в большей степени склона обращаться к интернациональным культурным продуктам -кино, музыке, моде, отчасти литературе и изобразительному искусству. Россия, обладающая большим творческим потенциалом, в определенной степени остановилась в «производстве собственных смыслов», в создании современных культурных стандартов, отвечающих мировоззрению людей, живущих на этой территории.

В то же время культура пока не осознается государством как нечто принципиально важное и ключевое. Монополия государства в сфере культурного наследия, разветвленная сеть государственных культурных институций, кажется достаточной и незыблемой силой, чтобы обеспечить сохранение и развитие культуры. В то же время независимые художники, галереи, негосударственные театры, клубы, журналы, блоги и сетевые сообщества - во многом формируют «культурную карту» современности, становятся реальными, а не номинальными смыслопорождающими общественными институтами. Именно эти сообщества и институции являются креативными индустриями, либо той питательной средой, на основе которой может формироваться культурное предпринимательство. Разговор о статусе современного художника в системе креативных индустрий находится в центре внимания зарубежных исследователей. Это не случайно, поскольку независимый и социально активный гражданин, самостоятельная личность стоят в центре внимания политики стран, ставших на путь постиндустриального развития. Подобно тому, как либеральная экономическая политика ставит во главу угла ответственного частного собственника; культурная политика в постиндустриальном обществе направлена на самовыражение каждого конкретного человека, раскрытие его творческих способностей, развитие и углубление его культурных потребностей.

В перспективе государственная политика, включающая в числе ключевых приоритетов поддержку креативных индустрий, может стать важным ресурсом построения современного постиндустриального общества в России, поскольку создает необходимую среду для его формирования. В качестве обобщения можно сказать, что поддержка и развитие креативных индустрий является одной из весомых альтернатив сырьевой экономики.

Проблемы, нуждающиеся е более глубоком изучении

В заключение отметим проблемы, нуждающиеся в более глубоком изучении. В ходе развития теоретической мысли и практики были выявлены и обозначены проблемы, которые требовали решения, и вопросы, на которые не были даны вполне удовлетворительные ответы.

К их кругу относятся вопросы определений и терминологии, ответы на которые помещают культурные/креативные индустрии в ту или иную точку по отношению к экономике и культуре. Также важны и пока не до конца прояснены вопросы индивидуального творчества и его соотношения с большими культурно-индустриальными системами. Расстановка соответствующих акцентов существенно меняет угол зрения на эту проблему.

И та и другая группа вопросов - это вопросы о границах. Подобно тому, как в постмодернизме стираются границы между творцом и реципиентом, также и в современных креативных индустриях становится все более проницаемой граница между производством и потреблением. Может быть, самая главная новация, которую принесли сегодняшние индустрии - это огромный технологический диапазон возможностей для любого человека стать творцом. Может быть, чей-то путь в большое и серьезное творчество начинает сейчас со съемки ролика на мобильном телефоне.

И, может быть, это то новое значение термина креативные индустрии — индустрии креативности, которое еще пока никем всерьез не осознано, но которое станет основным в середине XXI века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Зеленцова, Елена Валентиновна, 2008 год

1. Абанкина Т. В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» // Отечественные записки. - 2005. - № 4. - С. 115-123.

2. Акопян К. 3. XX век в контексте искусства: История болезни как повод для размышлений. М.: Российский ин-т культурологи, 2005. - 334 с. - (Технологии культуры).

3. Александрова Е. Я. Художественное образование в России: Историко-культурологический очерк-М., 1998. -239 с.

4. Александрова Е. Я., Быховская И. М. Культурологические опыты.- М., 1996.- 115 с.

5. Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия: Культурологические размышления- М.: Грааль, 1997. -326с.

6. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т.- М.: ФО СССР, 1991.

7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 2004. - 788 с.

8. Бенъямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Пер. с нем. // Бенъямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные статьи. М.: Медиум, 1996. - С. 15-65.

9. Барбур Л., Брайен 77. Развитие творческих индустрий: манчестерская модель / Пер. с англ. // Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге. СПб., 2004. - С. 80-83.

10. Быховская И. М. Культурология в структуре научного знания и в контексте социальных практик // Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. М.: РЖ, 2002. - С. 25-36.

11. Вестхейм Г. Инструментальная культурная политика в Скандинавских странах: критический исторический взгляд // Экология культуры: Инф. бюллетень. Архангельск, 2002. - № 1 (26). - С. 252-269.

12. Вуд Ф. Творческая экономика городов / Пер. с англ. // Экология культуры: Инф. бюллетень. Архангельск, 2004. - № 2. - С. 17-23.

13. Вуд Ф. Творческие люди / Пер. с англ. // Экология культуры: Инф. бюллетень. Архангельск, 2004. - № 2. - С. 35-38.

14. Вуд Ф. Круговорот городского творчества // Новые форматы партнерства. М.: Институт культурной политики, 2004. - С. 6-13 -(Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 1).

15. Высоковский А. А. Креативность как ресурс // Отечественные записки. -2005.-№4.-С. 160-167.

16. Гертнер С. Функции культуры: Лекция / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2002. - 28 с.

17. Гили М. К, Волфинбаргер М. Электронная коммерция и торговый центр: сравнительный анализ опыта покупателей / Пер. с англ. // Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ. М.: Прагматика культуры, 2005. - С. 114-133.

18. Гнедовский В. М. Три кита и экономика духа // Ведомости. Форум. -2006. Ноябрь. - (Приложение к газете «Ведомости»).

19. Гнедовский М. Б. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития // Творческие индустрии: модель для сборки. М.: Институт культурной политики, 2005. - С. 7-15. - (Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 4).

20. Гулднер Э. Будущее интеллектуалов и восхождение Нового Класса / Сост. А. Кустарева. // Синтаксис: Публицистика. Критика. Полемика. Париж, 1987. - № 20. - С. 28-57.

21. Дар или проклятие?: Мозаика массовой культуры / Сост. К. Э. Разлогов. М., 1994. — 116 с.

22. Десмонд Дж., МакДонах П., ОДонохоу С. Контркультура и потребительское общество4 / Пер. с англ. // Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ. М.: Прагматика культуры, 2005. - С. 268-307.

23. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / Пер. с сербохорв. Новосибирск: Тигра, 2000. -227 с.

24. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1997. -591 с.

25. Золотухина-Аболина Е. В. О функциях культуры: (методол. аспект) // Науч. докл. высш. школы. Филос. науки. 1984. - № 2. - С. 43-48.

26. Зуев С. Э. Несколько замечаний к понятию «рынок культуры» // Программирование культурного развития: региональные аспекты. Вып. II. — М.: РИК, 1993.-С. 59-68.

27. Зуев С. Э. Культура как ресурс и ресурсы для культурной деятельности // Экология культуры: Инф. бюллетень. Архангельск, 1998.-№2 (5).-С. 21-32.

28. Зуев С. Э. В начале был текст // Отечественные записки. 2005. - № 4. - С. 76-86.

29. Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа— М.: Изд. центр РГГУ, 1995.- 151 с.

30. Ионин Л. Г. Социология культуры. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 426 с.

31. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1 368с.; Кн. 2. СПб.: Петрополис, 2003 - 320 с.

32. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - 384с.

33. Каган М. С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996. - 416 с.

34. Кондаков И. В. Культура России. М.: Университет, 1999 - 356 с.

35. Культура: теории и проблемы / Кузнецова Т. Ф., Межуев В. М., Шайтанов И. О. и др. М.: Наука, 1995. - 279 с.

36. Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. М.: Классика-ХХ1, 2005. -399 с.

37. Лэндри Ч., Грин Л., Матарассо Ф., Бьянчини Ф. Возрождение городов через культуру. СПб.: Нотабене, 1999. - 85 с.

38. Мак-Илрой Э. В поисках творческой конкурентоспособности, или Как измерить тяжесть Святого Грааля? / Пер. с англ. // Творческие индустрии: Сб. М.: Институт культурной политики, 2004. - С. 44 - 52- (Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3).

39. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / Пер. с англ. М.: Фонд «Мир»; Академический проект, 2005. - 496 с.

40. Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ.

41. М.: Прагматика культуры, 2005. — 339 с.

42. Межу ев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.

43. Милъков Д. Э. Развитие творческих индустрий: аспект международного сотрудничества // Культурное разнообразие, развитие и глобализация: По результатам дискуссий круглого стола (Москва, 21 мая 2003). М.: РИК, 2003. - С. 103-107.

44. Милъков Д. Э. Творческие индустрии, или Культура в стиле funk // Творческие индустрии в России. М.: Институт культурной политики, 2004. — С. 60-65. - (Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3).

45. Милъков Д. Э. Творческие индустрии: технологии свободы в современном городе // Art-менеджер. 2004. - № 1.

46. ЪЛ.Мосс Л. Развитие культурных индустрий и туризма в Карелии: возможен ли успех? // 60-я параллель. Сургут, 2006. - № 4. - С.36-49

47. Новые форматы партнерства: Сб. статей. М.: Институт культурной политики, 2004. — 32 с. - (Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 1).

48. Нордстрем К. А., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк: Капитал пляшет под дудку таланта / Пер. с англ. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 280 с.

49. О'КоннорДж. Культурная политика как влияние. Экспорт творческих индустрий идет в Санкт-Петербург / Пер. с англ. // Творческие индустрии в России. М.: Институт культурной политики, 2004. — С. 12-34. - (Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 3).

50. О'Коннор Дж. Культурное разнообразие, развитие и глобализация / Пер. с англ. М. Хрусталевой // Новые ресурсы партнерства. М.: Институт культурной политики, 2004. - С. 24-30. - (Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 1).

51. Основы культурологии / Под ред. И. М. Быховской. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 493 с. - (Academia XXI).

52. Пайн Дж. Б., Гшмор Дж. X. Экономика впечатлений: работа это театр, а каждый бизнес - сцена / Пер. с англ. - М.: Вильяме, 2005. -304 с.

53. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье / Пер. с англ. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 96 с. - (Культурные стратегии).

54. Пендюрина Л. П. Функции культуры // Изв. Сев.-Кавк. науч. центра высш. шк. Обществ, науки. Ростов на Дону, 1981. - № 3. - С. 7-10.

55. Пендюрина Л. П. Функции культуры как философская проблема: Автореф. дис. . канд. филос. наук / Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова. Ростов н/Д, 1982. - 24 с.

56. Проблемы дизайна: Сб. статей. М.: Союз дизайнеров России, 2003. -256 с.

57. Прянишников Н. Е. Присвоение истории // 60-я параллель. Сургут, 2006.-№4.-С. 15-26

58. Разлогов К. Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? — М.: Искусство, 1992.-271 с.

59. Розов В. М. Теоретическая и прикладная культурология. — М.: Гардарики, 2007. 349 с.

60. Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. JL: ЛГИК, 1989.-83 с.

61. Странствующая столица. Роль культуры в развитии территорий / Сост. М. Б. Гнедовского. М.: Институт культурной политики, 2007. - 196 с. — (Культурные стратегии. Вып. 6).

62. Творческие индустрии в России: Сб. / Сост. Е. В. Зеленцовой. М.: Институт культурной политики, 2004. — 98 с. - (Культурные стратегии: Экспертный клуб. Вып. 3).

63. Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге. СПб., 2004. - 135 с.

64. Творческие индустрии. Модель для сборки: Сб. статей / Сост. Е. В. Зеленцовой. М.: Институт культурной политики, 2005. — 34 с. — (Культурные стратегии: экспертный клуб. Вып. 4).

65. Тоффлер Э. Будущее труда; Раса, власть и культура / Пер. с англ. // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — С. 250-288.

66. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. М.: ACT, 2002. - 784 с.

67. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический Проект, 2000. -207 с.

68. Флиер А. Я., Горяинова О. И. Культурология для культурологов. — М.: Академический Проект, 2002. — 458 с.

69. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. М.: Классика-ХХ1, 2005. - 430 с.

70. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / Пер. с нем. М.: Медиум; СПб.: Ювента, 1997. - 312 с.

71. Шапинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигнозис. 2000. - № 2 (10). - С. 77-96.

72. Шурипа С. Империя спецэффектов // Художественный журнал. 2007. -№64.

73. Эволюция культурной деятельности в новом столетии: социально-экономические аспекты культурной политики: В 3 т. / Под. ред. А. Я. Рубинштейн. М.: Алетейя, 2005.

74. Эдвинссон JI. Корпоративная долгота: Навигация в экономике, построенной на знаниях / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2005. - 247 с.81 .Adorno Т. W. The Culture Industry: Selected Essays on Mass Culture. -London: Routledge, 1991. 210 p.

75. Bell D. The coming of Post-Industrial Society: A venture in Social Forecasting. London, Heinemann, 1974. - 616 p.83 .Berardi F. La fabbrica dell'mfelicita: new economy e movimento del cognitariato. Roma: Derive e Approdi, 2001. - 216 p.

76. Biancini F. GLC R.I.P. 1981-1986 // New Formations. 1987. - № 1. -Pp.103-117.

77. Bianchini F. Remaking European Cities: The Role of Cultural Policies // Cultural Policy and Urban Regeneration, ed. by F. Bianchini and M. Parkinson. Manchester: Manchester University Press, 1993. — Pp. 1-20.

78. Briggs A., Burke P. A Social History of the Media: From Gutenberg to the Internet. Cambridge: Polity Press, 2002. - 374 p.

79. Castells M. The Rise of Network Society Oxford, Blackwell, 1996. 480 p.

80. Cowen T. In Praise of Commercial culture. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998. - 292 p.

81. Creative Industries. Report on the creative industries finance conference. Connecting creativity and capital / Department for culture, Media and sport. London, 2000. - 50 p.

82. Cultural Policy and Urban Regeneration, ed. by F. Bianchini and M. Parkinson. Manchester: Manchester University Press, 1993. - 220 p.

83. Cunningham S. From cultural to creative industries: theory, industry, and policy implications // Media international Australia. 2002. - No 102. -Pp. 54-65.

84. Cunningham S. The creative industries After Cultural Policy: A genealogy and Some Possible Proffered Futures // International Jornal of Cultural Studies. 2004. - No 7 (1). - Pp. 105-115.

85. Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Creative Industries Mapping Document. London, 2001.

86. Department for Culture, Media and Sport. Culture and Creativity in 2007. -London, 2007.

87. Florida R. The Rise of Creative Class: and how it transforming work, leisure, community and everyday life. New York: Basic Books, 2002. -434 p.

88. Frey B. Arts and Economics: analysis and Cultural Policy. New York, Springer, 2000. - 246 p.

89. Garnham N. Concepts of Culture: Public Policy and the Cultural Industries (1987) // Studies in Culture: An Introductory Reader, ed. Ann Gray and Jim McGuigan. London: Arnold, 1997. - Pp. 54-61.

90. Garnham N. Capitalism and communication: Global Culture and Economics of Information. London: Sage, 1990. - 219 p.

91. Garnham N. From cultural to creative industries: An analysis of the implications of "creative industries" approach to arts and media policy making in the United Kingdom // International Journal of Cultural Policy. -2005.-No 11(1).-Pp. 15-29.

92. Girard A. Cultural Industries: a handicap or a new opportunity for cultural development? // Cultural Industries: A challenge for the Future of Culture. Paris: UNESCO, 1982. Pp. 24-39.

93. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. -Cambrige: Polity Press, 1989. 301 p.

94. Hall P. Cities in Civilization. New York: Pantheon, 2001. - 1184 p.

95. Hartley J. Creative Industries. Oxford: Blackwell Publishing Limited, 2005. - 432 p.

96. Heilbrum J., Gray Ch. M. The economics of Arts and Culture. 2d edition. New York, Cambridge University Press, 2001. - 422 p.

97. Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. London: Sage Publications Ltd, 2002. - 360 p.

98. Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. Second Edition. London: Sage, 2007. - 346 p.

99. Howkins J. The Creative Economy: How People make money from ideas. New York: Allen Lane, 2001. - 288 p.

100. Intercultural City. Book 1 / Ed. by Phil Wood. London: Comedia, 2004. - 327 p.

101. Kao J. J. Jamming: The Art and Discipline of Business Creativity. -London: Harper Collins, 1996. 228 p.

102. Landry C., Morley D., Southwood R., Wright P. What a way to run a railroad: an analysis on radical failure. London: Comedia Pub. Group, 1985.- 101 p.

103. Landry С. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. -London: Earthscan Publications Ltd., 2000. 300 p.

104. Landry C. The art of city making. Erthscan, 2006. - 462 p.

105. Lash S. M., Urry J. The End of Organised Capitalism. Cambrige: Polity Press, 1987. - 392 p.

106. Lash S. M., Urry J. Economies of Signs and Space. London: Sage Publications Ltd, 1994. - 368 p.

107. Leadbeater C. Living on Thin Air: The New Economy. -Harmondsworth: Viking. 1999. 288 p.

108. Miege B. The cultural commodity // Media, Culture and Society. -1979.-№ l.-Pp. 297-311.

109. Miege B. The logics in work in the new cultural industries // Media, Culture and Society. 1987. - № 9. - Pp. 273-89.

110. Miege B. The capitalization of Cultural production. New York: International General, 1989. - 165 3. p.

111. O'Connor J., Wynne D. From the margins to the center: Cultural Production and consumption in the Post-Industrial City. Aldershot: Ashgate, 1996.

112. О 'Connor J. A new modernity? The arrival of "creative industries" in China // International Journal of cultural policy. 2006. - No 9 (3). - Pp. 271-283.

113. О 'Connor J. Cultural Industries: A Critical Bibliography. Рукопись, 2007. - 76 с. Используется с разрешения автора.

114. Porter М. Е. On Competition. Cambrige, MA: Harvard Business School Press, 1998.-485 p.

115. Porter M. Clusters and the New Economics of Competition. -Cambridge, MA: Harvard Business School Press, 2002. 14 p.

116. Power D. The Nordic 'Cultural Industries': a cross-national assessment of the place of the cultural industries in Denmark, Finland,

117. Norway and Sweden // Geografiska Annaler B. 2003. - Vol. 85B, number 3.-Pp. 167-180.

118. Power D., Scott A. J. Cultural industries and the production of culture. London; New York: Routledge, 2004. - 268 p.

119. Pratt A. C. Hot Jobs in Cool Places. The Material Cultures of New Media Product Spaces: the Case of South of the Market, San Francisco // Information, Communication and Society, Vol. 5(1). 2002. - Pp. 27-50.

120. Pratt A. C. The cultural economy a call for specialized "production of culture" perspectives // International Journal of Cultural Studies. 2004 -No 7(1).-Pp. 117-128.

121. Pratt A. Cultural Industries and public policy. An oxymoron? // International Journal of Cultural Policy. 2005. - No 11 (1). - Pp. 31-44.

122. Raban J. Soft City. London: Picador, 1974. - 256 p.

123. Roberts K. The Leisure Industries. Basingstoke: Palagrave Macmillian, 2004. - 230 p.

124. Scott A. J. Flexible production systems and regional development: the rise of new industrial spaces in North America and Western Europe // International Journal of Urban and Regional Research. 1988. - № 12. -Pp. 171-186.

125. Scott A. J. The cultural economy of cities: Essays on the geography of image-producing industries. London: Sage Publications Ltd, 2000. - 256 P

126. Scott A. J. Capitalism, Cities and the Production of Symbolic Forms // Transactions of the Institute of British Geographers. 2001. - No 26. - Pp. 11-23.

127. Scott A. J. A new map of Hollywood: the production and distribution of American motion pictures // Regional Studies. 2002. - No 36 (9). - Pp. 957-975.

128. Scott A. J. Cultural products industries and urban economic development: Prospects for growth and market contestation in global context // Urban Affairs Review. 2004. - No 39 (4). - Pp. 461-490.

129. Scott A. J. Cultural-Products Industries and Urban Economic development. Prospects for Growth and Market Contestation in Global Context. University of California, LA, USA // Urban Affairs Review. -March 2004. Vol. 39. No.4. - P. 461-490.

130. Scott A. J. Entrepreneurship, innovation and industrial development: geography and the creative field revisited // Small Business Economics. -2006.-No 26 (l).-Pp. 1-24.

131. Soja E. W. Postmodern Geographies: The Reassertion of Space in Critical Social Theory. London: Verso, 1989. - 266 p.

132. Stanley D. Recondita armonia A reflection on the function of culture in building citizenship capacity. - Strasbourg: Council of Europe, 2007. -135 p. - (Policy note. No. 10).

133. Throsby D. Economics and culture. Cambrige: Cambrige University Press, 2001.-224 p.

134. Throsby D. Assessing the Impacts of the Cultural Industry. Chicago: Cultural Policy Center, 2004. - 16 p.

135. Throsby D. Modelling the creative/cultural industries // New Directions and research: Substance, Method and Critique. ESCRC/AHRB Cultural Industries Seminar Network, Royal Society of Edinburgh, Scotland, 11-12 January 2007. 8 p.

136. UK Creative Industries Taskforce, Creative Industries Mapping Document. November 1998.

137. Williams R. Culture and society. London: Chatto and Windus, 1958. - 363 p.

138. Williams R. Culture. Glasgow: Collins, 1981. - 248 p. - (Fontana New Sociology Series).

139. Zukin S. Loft Living: Culture and Capital in Urban Change. -Piscataway, New Jersey: Rutgers University Press, 1982. 252 p.

140. Основные интернет — источники:

141. Документы ЮНЕСКО по творческим индустриям (http ://www.unesco. org) Сайт Института культурной политики www.cpolicy.ru

142. Сайт Британского департамента культуры, медиа и спорта (http://www.culture.gov.uk)

143. Creative Clusters портал, посвященный творческим индустриям и кластерам (http://www.creativeclusters.com)

144. Culture.Info портал, посвященный творческим индустриям (http ://industry. culture, info)

145. Creative Economy — сайт о творческих индустриях в Австралии (http://www.creative.org.au)

146. Сайт британского агентства «Комедия» (http://www.comedia.org.uk)

147. Сайт автора книги «Креативный класс» Р. Флоридыhttp://www.creativeclass.org)1.tercultural City Творческие индустрии и развитие городов (http://www.interculturalcity.com)

148. Сайт австралийской организации аналитического центра, работающего по развитию творческих индустрий и творческой экономики в Австралии (http://www.creativeeconomy.com.au/)

149. Аналитический отчет о развитии творческих кластеров в Австралии (http://www.cultureandrecreation.gov.au/cics)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.