Современный сатанизм: Идейные истоки, доктрина, практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Саввин, Александр Викторович
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат философских наук Саввин, Александр Викторович
Введение.
Раздел I. Возникновение сатанизма и его распространение в современном мире.
Раздел II. Идейные и культовые истоки сатанизма в истории религий.
Раздел III. Вероучение и ритуальная практика современного сатанизма.
Раздел IV. Деятельность сатанинских организаций и проблемы безопасности общества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Нетрадиционные религии в современной России: системно-аналитический подход2006 год, доктор философских наук Балагушкин, Евгений Геннадиевич
Конфессиональные и типологические характеристики "Свидетелей Иеговы": религиоведческий анализ2006 год, кандидат философских наук Шилишпанов, Роман Владимирович
Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества2001 год, кандидат философских наук Ибрагимов, Виль Ильфатович
Эзотеризм как культурно-исторический феномен1997 год, доктор философских наук Курносов, Юрий Васильевич
Феномен мистицизма: истоки происхождения и современное состояние в России2004 год, доктор философских наук Волков, Сергей Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современный сатанизм: Идейные истоки, доктрина, практика»
Актуальность темы исследования. Научное изучение процессов, происходящих в современной России в сфере государственно- церковных и межконфессиональных отношений, на фоне социально-экономической нестабильности и динамичного изменения религиозной ситуации не будет достаточно полным без исследования феномена оккультизма. Именно в настоящее время стихийный процесс возникновения крайне радикальных форм новых религиозных движений, в том числе сатанинской направленности, является заметным фактором общественной жизни, способствующим расширению мифологической компоненты в общественном сознании.
В свою очередь, мифологизированное сознание, испытывая влияние оккультно-мистических установок, при определенных условиях приводит к неадекватной оценке происходящего, актуализации эсхатологических настроений, смене приоритетов и ценностей, выражающихся в таких крайних формах, как оправдание и генерирование нетерпимости, агрессии, насилия. Исследование современных сатанинских движений в качестве социо-культурного явления должно помочь выйти на глубинные, внутренние и скрытые уровни мотивации деятельности членов подобных религиозных объединений.
Учитывая, что среди членов различных политических партий, профсоюзов, неполитизированных общественных объединений могут быть адепты оккультных групп, достаточно легко соединяющие как крайне правые, так и левые взгляды со своими религиозными убеждениями, научное изучение предлагаемой проблемы должно способствовать более объективной оценке не только религиозной, но и внутриполитической ситуации в стране.
То, что идеи оккультизма способны воздействовать на политические системы, известно относительно давно. Ярким историческим примером, доказывающим, что в кризисные периоды к власти стремятся и могут прийти оккультные тайные общества, является Германия третьего рейха, в которой разрабатывались идеологические доктрины, внутри- и внешнеполитические акции на базе эзотерики и оккультизма.1
Между тем, несмотря на множество исторических примеров, до сих пор не существует целостного и четкого представления о влиянии сатанизма, крайнего проявления оккультных воззрений на социальные институты. Имеющийся потенциал изучения проблемы внутренних механизмов функционирования сатанизма в социуме оказывается недостаточным и это заставляет предпринимать более углубленные исследования.
Являясь относительно автономной сферой социально-религиозной жизни, сатанизм в определенных рамках создает свою систему ценностно-нормативных ориентаций поведения людей. История демонстрирует яркие примеры, когда на политическую арену выходят идеи сатанизма в своем "чистом" виде, когда они становятся важным J фактором в международных и внутренних отношениях. Исследование
1 Курносов Ю.В. Эзотеризм как культурно-исторический феномен: Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук -М. 1997,- С. 113. теоретических моделей и механизма функционирования религиозных групп оккультно-мистической направленности позволяет углубить понимание общественного сознания при прогнозировании происходящих социальных процессов, принять своевременные и эффективные меры по обеспечению религиозной безопасности граждан.
Восприятие мира современным сатанизмом в корне отличается от традиционного научного и религиозного познания и освоения мира, что негативно влияет на состояние общества, разжигает нетерпимость и религиозный экстремизм. Сатанизм- это не просто проповедь зла, но и конкретная практика по насаждению отрицательного начала.
Разрушительный характер идеологии радикальных оккультно-мистических образований ведет к увеличению количества преступлений на религиозной почве. Сложность идентификации ритуальных убийств, а также хорошая конспирация групп сатанинской направленности затрудняют их оперативное расследование и научное изучение. В свою очередь, отсутствие объективной информации о количестве и деятельности сатанистов, реальной опасности оккультных ритуальных практик для жизни и здоровья граждан ведет к нагнетанию напряженности в обществе. Вот почему исследование сатанизма как целостного социо- культурного феномена, оказывающего влияние на духовную и социально-политическую сферы жизни, представляется чрезвычайно актуальным.
Степень разработанности проблемы и источниковедческая база. Различные аспекты деятельности сатанинских объединений отчасти зафиксированы, описаны и исследованы в трудах историков, этнографов, социологов, психологов, религиоведов как зарубежных, так и отечественных. Но именно ввиду своей полулегальной и, в ряде случаев, подпольной организации сатанизм в целом оказался объектом лишь небольшого числа исследований. Проведенный автором анализ научных разработок, сообщений средств массовой информации показывает, что современный сатанизм как самостоятельное религиозное течение исследован недостаточно.
Практически отсутствуют специальные разработки, посвященные вероучению, структуре, социальному составу современных сатанинских организаций. В большинстве случаев авторы ограничиваются описанием широко известных фактов о деятельности средневековых тайных обществ, максимально доводя повествование до первой четверти XX века, либо сообщают информацию, являющуюся элементом "рекламной кампании" открытых сатанинских обществ либерального типа, как, например, Церковь Сатаны и Храм Сета.
Как правило, исследование вопросов, имеющих отношение к современному сатанизму, носит локальный, частный характер. Некоторые аспекты проблемы разработаны полнее, чем другие.
Прежде всего это относится к биографии и деятельности видных идеологов оккультизма и сатанизма Е.Блаватской, А.Кроули, А.ЛаВея, С.Мазерса и иных. Однако, несмотря на достаточную известность основных книг перечисленных деятелей оккультизма и сатанизма, в отечественном религиоведении их анализ проведен крайне фрагментарно.
В дореволюционной России данное явление изучалось косвенно, в большинстве случаев, на основе материалов инквизиции, которые содержали грубые идеологические штампы.1 В советский период систематическое изучение деятельности сатанинских культов на территории Советского Союза, как правило, не велось. Подобным крайним религиозным течениям давалась только жесткая идеологическая оценка, причем формировавшая общественное мнение таким образом, что сатанизм -это одно из проявлений "загнивания" капитализма, и что он чужд населению страны. Только в последнее время проблема исследования сатанизма в отечественном религиоведении приобрела реальное научное звучание. Так, например, многие отечественные исследователи, в том числе Е.Г.Балагушкин, П.С.Гуревич, А.Г.Дугин, И.Я.Кантеров, Л.Н.Митрохин, Н.А.Трофимчук, А.И.Хвыля-Олинтер, Е.Б.Черняк2, обращались к изучению сект оккультно-мистической и сатанинской направленности.
Среди богословов, освещающих данную проблему, следует назвать Г.Берри, А.Л.Дворкина, о.Андрея (Кураева), Н.А.Карасева, Дж.Макдауэлла, а также справочные материалы миссионерского отдела Московской Патриархии. В их работах предпринята попытка
1 См. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. - М. 1992.
2Балагушкин Е.Г., Квасникова С.М. Новые религиозные движения и секты. -М. 1993. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. -М. 1984; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. - М. 1985; он же: Возрождение мистицизма. - М. 1986; он же: Современные внеконфессиональные организации Запада. - М. 1983; Дугин А.Г. Основы геополитики: геополитическое будущее России. - М. 1997; он же: Тамплиеры пролетариата: национал- большевизм и инициация. - М. 1997; он же: Гиперборейская теория. - М. 1994; Кантеров И Я. Клерикализм сегодня. - М. 1988; Митрохин Л.Н. Религии "нового века". -М.1985; Трофимчук Н.А., Иваненко С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. -М.1991; Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М., 1996; Черняк Е.Б. Невидимые империи. -М.1987; он же: Пять столетий тайной войны. - М. 1988; он же: Тайные общества. - М.1988. систематизации имеющейся информации о структуре, социальном составе, районах распространения и основах вероучения сатанистов в России.1
Следует отметить, что далеко не все работы современных исследователей ставят перед собой решение философских и религиоведческих проблем указанного феномена. Принимая во внимание, что систематические исследования, посвященные анализу современного сатанизма в целом (а не отдельных его направлений), проводились недостаточно, перед автором встала задача поиска достоверных источников, которые могли бы служить основанием для анализа и попытки концептуального обобщения.
В этой связи необходимо отметить, что идейные истоки современного сатанизма берут свое начало в философской и оккультно-мистической традиции. К числу авторов активно изучаемых членами современных сатанинских организаций можно отнести Ф.Ницше и З.Фрейда, философские изыскания которых рассматриваются многими сатанистами в качестве основной литературы по изучению сатанизма, а также труды оккультистов А.Бейли, Е.Блаватской, К.Кастанеды, основателей тайных союзов и сатанинских объединений С.Мазерса, А.Кроули, А.ЛаВея и других.
3 Берри Г. Во что они верят. - М.1994; Дворкин A.JI Введение в сектоведение. -М. 1998; о. Андрей (Кураев). Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). -М.1997; Карасев Н.А. Теософия как форма оккультизма в условиях трансформации общественного сознания: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук- М.,1998; Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. - М. 1993; Современные ереси и секты в России. Справочник. - Рязань, 1996; Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера. Справочник. -Белгород, 1997.
Определенный интерес вызывают у современных сатанистов религиозные тексты, такие как Авеста, Тибетская и Египетская книга мертвых, Каббала и другие.
Естественно, что, рассматривая сатанизм как единую международную систему, автору пришлось обращаться к зарубежной научной и справочной литературе: статьям в мультимедийных энциклопедиях Британика, Инкарта-95, Инкарта-96, энциклопедии колдовства и демонологии, энциклопедии символов, работам А.Баркер, Л.Бриан, Ч.Гекерторна, К.Леви-Стросса, М.Труззи, Э.Тейлора, Дж.Фрезера1, периодическим изданиям сатанистов, таким как журнал "Василиск" издательства Купина, материалам Церкви Сатаны, Храма Сета и тем, которые распространяются в Интернете.
К сожалению, в имеющейся литературе нет четко разработанного понятийного аппарата. Базовые термины и их смысл нередко трактуются крайне субъективно и часто смешиваются. Основное внимание, как правило, уделяется описанию, констатации очевидных фактов, которые хотя и несут в себе чрезвычайно важную первичную информацию, однако не отвечают на вопросы о причинах и сущности того или иного объединения современных сатанистов.
Попытка подвергнуть религиоведческому анализу такие факторы, как влияние тайных обществ на социально-политические процессы, предпринимаются журналом "Элементы", А.Дугиным в работах "Основы
1 Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб. 1997; L. Brian. Killer cults. London, 1997; Гекерторн Ч. Тайные общества всех веков и всех стран. -М. 1993; Леви-Стросс К. Структурная антропология .- М. 1983; Marcello Truzzi, Towards a Sociology of the Occult: Notes on Modern Witchcraft, Zaretsky and Leone, 1974; Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - M. 1989; Фрезер Д. Золотая ветвь. - М. 1983. геополитики: геополитическое будущее России" и "Тамплиеры пролетариата", в докторской диссертации Ю.Курносова "Эзотеризм как культурно-исторический феномен", в кандидатской диссертации Н.Карасева "Теософия как форма оккультизма в условиях трансформации общественного сознания", В.Ливцова в кандидатской дисертации "Государственно-церковные отношения в СССР и России: проблемы религиозной безопасности (60-90-е гг.)" и другие.
Необходимо также отметить достаточно широкое распространение первоисточников эпистолярного жанра, отражающих состояние современного сатанизма и носящих весьма экстравагантную форму изложения. Это прежде всего переписка сатанистов, послания руководителей дьяволопоклоннических группировок, автобиографические эссе, "инструкции по эксплуатации" оккультной литературы, материалы об истории возникновения и хитах рок-групп, проповедующих сатанизм.
Основываясь на вышеизложенных положениях, можно утверждать, что тема настоящей диссертационной работы не была объектом специального комплексного религиоведческого исследования. Накопленный первичный материал достаточен для того, чтобы поставить проблему изучения современного сатанизма в качестве отдельного своеобразного явления, имеющего единую культурно- историческую и социально- политическую сущность.
Исходя из актуальности проблемы, принимая во внимание неполноту ее разработанности, в настоящее время назрела необходимость целостного осмысления такого явления, как современный сатанизм. В связи с этим определены следующие цели и задачи диссертационного исследования.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа вероучения и ритуальной практики современного сатанизма, социального состава, функций, основных методов работы современных сатанинских организаций, определить степень и характер угрозы данного социально-религиозного феномена для общественной безопасности и здоровья граждан.
Для достижения поставленной цели в диссертации определены следующие задачи:
-обосновать методологические подходы к исследованию современных сатанинских организаций; определить принципы и методы исследования;. -осуществить попытку определить понятийно- категориальный аппарат в рамках рабочего исследования данного феномена;
-обозначить границы изучаемого явления в духовной сфере и предложить классификацию различных течений и форм современного сатанизма, дать их характеристику, выявить взаимосвязь, соотношение, историческую и вероучительную преемственность;
-выработать теоретическую модель современного сатанизма как феномена культуры и на ее основе раскрыть его сущность, содержание, социальные, гносеологические и психологические основания;
-определить специфические методы воздействия на индивидуальное и массовое религиозное сознание, психику людей, практикующих методики современного сатанизма;
-исследовать характер деятельности основных зарубежных и отечественных сатанинских центров и организаций, в том числе с точки зрения угрозы общественной безопасности. Изучить результаты и потенциал их влияния на общественное сознание и на религиозную ситуацию в России.
Методологической основой диссертационного исследования являются диалектические принципы объективности, детерминизма, историзма, системного, комплексного анализа общественных явлений, взаимосвязи и развития, учета совокупности как объективных, так и субъективных факторов в изучении поставленной проблемы.
В диссертации использованы методы, носящие общенаучный характер, такие как анализ, сравнение, синтез, обобщение, дедукция и индукция. Для более точного изучения вероучительных положений сатанинских организаций применен контент - анализ средств массовой информации и периодических изданий сатанинских объединений.
Методологическими и научными ориентирами стали подходы концептуального характера, анализирующие деятельность сатанинских организаций, содержащиеся в работах Е.Г.Балагушкина, А.Баркер, Л.Н.Митрохина, М.Труззи, Е.Б.Черняка.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и новизна исследования заключаются в том, что в работе:
-впервые предпринята попытка исследования сатанизма как совокупности религиозных верований, основанных на поклонении злу -абстрактному или персонифицированному, и базирующихся не только на противопоставлении христианской Библии, но и вобравших в себя демонологию различных религиозных систем и элементы магических практик, предложено определение понятия сатанизм;
-проанализированы философско- методологические основы сатанизма, как культурологического феномена. Раскрыты его идейные истоки, вероучительные особенности, специфический культ и организационная структура;
-представлена классификация современных сатанинских объединений, вскрыта взаимосвязь с новыми культами и квазирелигиозными организациями, рок- группами;
N -создана единая модель современного сатанизма, позволяющая проводить теоретическую интерпретацию и научный прогноз многоуровневых процессов, происходящих в сфере религиозного сознания;
-осуществлен анализ влияния идеологии и практики современного сатанизма на изменение общественного сознания и формирование новой шкалы ценностей;
-раскрыт механизм трансформации основных вероучительных доктрин сатанизма под воздействием внешних факторов в зависимости от конкретных исторических условий.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в постановке проблемы изучения деятельности сатанинских организаций как самостоятельного религиозного течения, в определении степени влияния сатанизма на религиозную ситуацию и состояние государственно- церковных отношений в России, в создании комплексных практических рекомендаций органам государственной власти, направленных на эффективное применение Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в сфере обеспечения религиозной безопасности граждан России.
Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы научно-исследовательскими и учебными учреждениями в разработке вопросов геополитики, социальной психологии, высшего образования в курсе религиоведения, органами государственной власти при формировании информационных банков данных о деятельности религиозных объединений, а также при разработке экспертных заключений о деятельности сатанинских организаций на конкретных территориях субъектов Российской Федерации, учитываться при разработке федеральных и региональных законопроектов, затрагивающих вопросы свободы совести, правоохранительными органами при расследовании преступлений, связанных с религиозной культовой практикой.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации отражены в научных публикациях автора, в его выступлениях на межрегиональной научно - практической конференции, проведенной Администрацией Астраханской области совместно с международной ассоциацией негосударственных высших учебных заведений "Правовое государство в России: реалии и перспективы" (Астрахань 1996г.), Курсах повышения квалификации сотрудников органов государственной власти, осуществляющих взаимодействие с религиозными организациями (Москва 1996, 1998гг.), курсах повышения квалификации сотрудников органов местного самоуправления
Астраханской области, осуществляющих взаимодействие с религиозными объединениями (Астрахань 1997-1998гг.), ежегодных научно-практических конференциях Южно-Российского гуманитарного института, Московского открытого социального университета, Астраханского педуниверситета, в специально подготовленных циклах теле- и радио передач АГТРК "Лотос" о деятельности новых религиозных движений, на заседаниях городского дискуссионного клуба Комитета по делам молодежи Администрации Астраханской области по теме "Молодежь и религия" и других.
Материалы и выводы, полученные автором в результате исследования, легли в основу разработанного им спецкурса о деятельности новых религиозных движений и излагались перед членами комиссии по вопросам религиозных объединений при Администрации Астраханской области, заместителями глав органов местного самоуправления Астраханской области на курсах повышения квалификации, перед руководителями органов народного образования Астраханской области, студентами Южно-Российского гуманитарного института, Астраханского государственного педагогического университета и Астраханской государственной консерватории. Диссертация обсуждена на кафедре религиоведения РАГС и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы по теме исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России2006 год, кандидат философских наук Романова, Елена Геннадьевна
Русское мистическое сектантство XVIII - начала XXI в.: исторический и социально-психологический аспекты2011 год, кандидат исторических наук Гагарина, Ирина Юрьевна
Российское неоязычество как религиозно-нравственный феномен2010 год, кандидат философских наук Агальцов, Андрей Николаевич
Трансформация русского религиозного сектантства: Философско-культурологический анализ2005 год, доктор философских наук Оленич, Тамара Станиславовна
Тайноведение как культурно-исторический феномен современной России2006 год, кандидат философских наук Устинов, Сергей Геннадьевич
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Саввин, Александр Викторович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по изучению современного сатанизма, получившего распространение за рубежом и в России, показывает, что его активизация связана с общими тенденциями появления новых религиозных культов, а в нашей стране с целым рядом социально-экономических, политических, духовно- нравственных причин, ; вызванных драматическим переходом от одного социального строя к другому. Более того, ничем не ограниченная свобода привела к такому состоянию общества, «где отсутствует нравственность, где господствуют | волчьи законы, где брат грабит брата, где ложь и обман стали нормой поведения»1,- отметил Святейший патриарх Алексий II в своём выступлении на епархиальном собрании Москвы 23 декабря 1998 года.
Патриарх также подчеркнул, что в нашем обществе «идет ускоренное строительство общемировой системы зла. Насилие целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе; развивается лжерелигия, лженаука, лжекультура. Мы видим половодье лжехристианских и тоталитарных сект, половодье чернокнижия, астрологии, оккультизма и магизма»2 . Электронные средства массовой информации перенасыщены культом насилия, жестокости, разврата, пропагандируется жизнь по страстям, по законам царства Сатаны.
1 Православная Москва, № 39-42, 1998г.
2 Там же.
В исследовании рассматривается социальная база сатанизма в России, вскрыты причины его появления среди интеллигенции и молодежи.
Исследование социально-философского генезиса показало, что обожествление сил зла, преклонение перед Сатаной (Дьяволом, Люцифером.) пришло из государств Древнего мира и получило распространение в Средневековой Европе. Основываясь на различных источниках, автор исследования показывает, что современный сатанизм-это совокупность различных оккультно-мистических движений, созданных в конце XIX- начале XX столетия и реанимированных в 60-е годы в США. Одну из главных ролей в этом процессе сыграл Антон Шандор ЛаВей и его «Сатанинская библия». В исследовании показано, что по своим мировоззренческим характеристикам, типам объединений, формам деятельности сатанизм разнообразен, поэтому наибольший акцент ставился на рассмотрении наиболее распространенных и влиятельных движений «Золотая Заря» и «Церковь Сатаны».
Появившись в России в 70-годы, сатанизм заявил о себе как организованное в нескольких общинах религиозное течение, вероисповедание которого и культовые действа, синтезированные из различных религиозных систем, в конечном итоге явились своеобразным антиподом христианства, построенным на «переворачивании» догматики последнего.
Вместе с тем, безусловно, наряду с чисто оккультными идеями, мотив противопоставления христианству является одним из доминантных в сатанинских организациях, поэтому основная часть вероучительных положений сатанизма строится на заимствовании и грубейшем извращении норм и ценностей христианства. Доктрина сатанистов строится на основе гипертрофированного эгоизма, утверждающего сиюминутные ценности, потворство страсти и греху, поэтому современное общество (общество потребления) со все возрастающими запросами воспринимается объединениями сатанинской направленности, как исключительно соответствующее сатанинскому идеалу общественного устройства.
Нравственной, моральной природе сатанизма характерны крайний индивидуализм, прагматизм, эгоизм, утверждающие личностные приоритеты, преимущественно над всеми, культ силы, обесценивающие жизнь человека.
Сравнительный анализ деятельности различных оккультных и сатанинских организаций, их вероучения и культовой практики показал, что в основу большинства сатанинских объединений заложен принцип поклонения злу.
Моральные принципы, общепринятые нормы человеческого существования переворачиваются с точностью до наоборот, открывая простор для вседозволенности, включая уничтожения всех людей, мешающих на пути.
В эсхатологической концепции сатанистов отсутствуют четкие понятия загробного существования человека, размывается или смешивается определение рая и ада.
Как видно из основополагающих текстов современных сатанистов, вероучение находит свое четкое отражение в ритуальной практике.
При разработке ритуала сатанинскими объединениями возможны заимствования и подражание друг другу, что доказывает схожесть основных моментов обряда сатанинских организаций. Немаловажное значение руководители группы придают наполнению ритуальной практики особым тайным смыслом, который способен понять якобы только посвященный, что усиливает интерес части общества, особенно молодежи> к подобным объединениям. Руководители сатанинских организаций, изменяя ритуал на разных степенях посвящения, используя в ряде случаев опьяняющие и наркотические вещества для возникновения галлюциногенных видений, добиваются у адепта впечатления все возрастающего внутреннего роста (или более точно- падения). Вся ритуальная практика направляется на высвобождение низменных человеческих страстей с помощью максимального осквернения (богохульство, гнев, питие крови, поедание трупа, групповые оргиастические действия), в результате чего члены объединения испытывают не характерные в реальной жизни переживания.
В итоге подобных культовых практик разрушаются морально-нравственные ценности и наносится шоковый удар по психике человека, в ряде случаев появляется явная зависимость личности от желания регулярно испытывать подобные острые ощущения.
Именно обоснование доктриной сатанинских объединений противоправных действий своих адептов представляет наибольшую потенциальную угрозу для безопасности общества. Псевдоуверенность сатанистов в получении мистической власти над другими людьми объясняет специфическую неадекватную оценку действительности, снимает моральные ограничители, что создает почву для совершения уголовных преступлений со стороны сатанистов. Это положение усугубляется активной работой современных сатанинских групп по привлечению новых членов, как правило среди учащейся и студенческой молодежи, через рок музыку, видео и печатную продукцию мистического жанра (триллеры, фантастика). Основным тезисом «агитационной компании» также является получение сверхъестественной власти посвященными в сатанинские организации, что служит своеобразной компенсацией реальных жизненных неудач, финансовой, социальной, политической, национальной зависимости личности. Естественно, подобная проповедь становится актуальной в молодежной среде.
В сложившихся условиях в связи с распространением сатанизма в России необходим активный поиск мер по предупреждению антиобщественной деятельности сатанинских организаций. Предметным полем приложения таких усилий органами государственного и муниципального управления, религиозными организациями, средствами массовой информации является широкий спектр социальных, экономических, политических, духовно-нравственных проблем, которые затрагивают жизненные интересы всех социальных, культурных, национальных групп населения, особенно молодежи.
Вместе с тем, для более глубокого проникновения в данную проблему в перспективе необходима разработка целевой государственной программы, проведение специальных исследований с участием правоохранительных органов, что способствовало бы профилактике и раскрытию преступлений, в которых присутствуют элементы сатанинских ритуалов, более полно представить географию распространения сатанизма в Российской Федерации, вскрыть глубинные причины его возникновения и распространения, показать связь с ультранационалистическими, профашистскими, оккультными организациями, более эффективному преодолению современного политического и религиозного экстремизма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Саввин, Александр Викторович, 1999 год
1. ЛИТЕРАТУРЫ1. Г.Монографии
2. Антология культурологической мысли. М.: Изд-во РОУ, 1996.-352с.
3. Аргументы. 1988,- М.: Политиздат, 1988. -224 с.
4. Бадж Е.А. Путешествие души в царстве мертвых. Египетская книга мертвых. -М. : Золотой Век, 1995. -435 с.
5. Балагушкин Е.Г., Квасникова С.М. Новые религиозные движения и секты. -М., 1993. -125с.
6. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. -М.: Изд-во МГУ, 1984.-286 с.
7. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Изд-во Русский христианский гуманитарный институт, 1997,- 282с.
8. Берри Г. Дж. Во что они верят. М.: Златоуст, 1994,- 392 с.
9. Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика. М.: Высшая школа,1985.-119с.
10. Блаватская Е.П. Письма. М.,1995.-274 с.
11. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии.Т.2.- Новосибирск: Наука, 1993. 473 с.
12. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности,- М., 1985,-237с.
13. Бохеньский Ю. Сто суеверий. М.: Прогресс, 1993,- 93с.
14. Великович Л.Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978. -144 с.
15. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война. М.Мистерия, 1993.-112 с.
16. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.
17. Гекерторн Ч. Тайные общества всех веков и всех стран: В 2-х частях. Ч.1.- М.: РАН, 1993,- 240 с.
18. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. М.: Советская Россия, 1987.-98 с.
19. Гуревич П.С. Возрождение мистицизма,- М.: Изд-во МГУ, 1986,-132с.
20. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М., 1985.-185с.
21. Давид-Ноэль А. Мистики и маги Тибета. -М.,1991. -284 с.
22. Дворкин A.JI. Введение в сектоведение: Учебное пособие к курсу "Сектоведение". Нижний Новгород.: Изд-во братства во имя Св.Великого кн. Александра Невского, 1998. - 457 с.
23. Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, 1995.-116с.
24. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс,- М.: Изд-во МГУ, 1989,- 189 с.
25. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М.: Изд-во МГУ, 1998.-248 с.
26. Добролюбов Н. Тайные общества XX века,- СПб.: Атлант,1996. -192с.
27. Древнеиндийская философия.: Начальный период. -М.: Соц-экгиз,1963. -272с.
28. Дугин А.Г. Гиперборейская теория. М.: Арктогея,1994. - 427 с.
29. Дугин А.Г. Основы геополитики: геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997,- 600с.
30. Дугин А.Г. Тамплиеры пролетариата: национал-большевизм и инициация. М.: Арктогея, 1997,- 326 с.
31. Заговор против разума: критика современного иррационализма и псевдорационализма / Сост.Скибицкий М.М.- М., 1986,- 64 с.
32. За кулисами видимой власти,- М.: Молодая гвардия, 1984.-123с.
33. Иванов В.Ф. Православный мир и масонство.- М.: Трим, 1993,-114с.
34. Истоки тайноведения: Справочник по оккультизму. Симферополь: Изд-во Таврия, 1994.-367с.
35. Капкан безграничной свободы. -М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996.-81 с.
36. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М.: Мысль, 1984.-222 с.
37. Клизовский А. Правда о масонстве,- Рига: Виеда, 1990.-158с.
38. Кондратов A.M., Шилик К.К. Как рождаются мифы XX века,- JI.: Лениздат, 1988.-174 с.
39. Кремер Э. Открытые глаза на хитрость сатаны и полное спасение на кресте: происхождение, сущность и последствия колдовства,-М., 1992,- 139с.
40. Кривельская Н., Алексеевский А. Религиозная безопасность России: Термины и определения. Москва-Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997,- 24 с.
41. Кризис современной религии и мистицизма / Под. ред. Кимелева Ю.А. М.: ИНИОН, 1985,- 198 с.
42. Кроули А. Книга Закона. Книга Лжей. Лунное дитя. -М.: Остожье, 1998,- 637 с.
43. Кроули А. Магия в теории и на практике. T.l -М., 1998, - 364 с.
44. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. T.l -М.: Отчий дом. 1997. -527с.
45. Курносов Ю.В. Тайная доктрина вчера и сегодня: эзотеризм как культурно- исторический феномен. -М.: Интеллект, 1996.-256с.
46. ЛаВей Антон Шандор. Сатанинская библия. 2-е изд. 1991-1997. - 192 с.
47. Ломакина И. Голова Джа-ламы. Улан-Удэ.: - СПб., 1993. -234 с.
48. Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. -М.: Республика, 1994.-147с.
49. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Мир оккультного. -М.: Новая жизнь, 1994. 74 с.
50. Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. М.: Протестант, 1993,-223с.
51. Масонство в его прошлом и настоящем /Под ред.С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова: В 2-х т. М.: ИКПА, 1991.-452с.
52. Методологические проблемы современного религиоведения: аналитический обзор /Подг. Кимелев Ю.А. М.: ИНИОН, 1990,50 с.
53. Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ: Характер взаимоотношений и тенденции развития в последнее десятилетие. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1997.-114 с.
54. Митрохин Л.Н. Религии "Нового века". М.: Советская Россия, 1985.- 157 с.
55. Митрохин JI.H. Философия религии. М.: Республика, 1993,-416с.
56. Молодежь 97 : Надежды и разочарования. -М.: Изд-во Ин-та молодежи Социум,1997,- 338 с.
57. Мудрость древних и тайные общества: Иллюстрированная история тайных учений, скрытых за ритуалами, символами и мистериями всех времен. -Смоленск: Русич,1995.-175 с.
58. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. - 272с.
59. Наука. Религия. Гуманизм: Сборник статей. -М.: Меоты, 1995.-218с.
60. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989.-398с.
61. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник,- М.: Изд-во РАГС, 1998,- 346 с.
62. Новые религиозные организации в России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород: Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997 - 459 с.
63. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М.: Республика, 1992. - 352 с.
64. Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму. -М.,1993,-218с.
65. Папюс. Оккультизм. М.: Селена, 1994.-197 с.
66. Парвулеско Ж. Звезда Невидимой Империи. -М., 1991.-216с.
67. Парнов Е.И. Трон Люцифера. -М.: Политиздат, 1991. 302 с.
68. Перминов П. Под сенью восьмиконечного креста (Мальтийский орден и его связи с Россией). -М.: Международные отношения, 1991.-168с.
69. Письма Елены Рерих: 1929-1938. Т.1-Минск, 1992.-266 с.
70. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1993. -512 с. (репринтное издание)
71. Православная Церковь: Современные ереси и секты в России. -Рязань : Изд-во Благо, 1996. -238с.
72. Привалов К. Секты: досье страха. -М.: Политиздат, 1987.-191с.
73. Прокофьев С.О. Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля,- М.: Энигма, 1995. 542 с.
74. Пруссаков В. Оккультный мессия и его рейх. -М.: Молодая гвардия, 1992,- 237 с.
75. Религия, национальное согласие и возрождение России / Под ред. Трофимчука Н.А.- М.: Луч, 1993,- 162 с.
76. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 672 с.
77. Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. -М.: Изд-во РАГС, 1999,- 136 с.
78. Спираль познания: мистика устами мистиков. -М.: Прогресс, 1992.-118с.
79. Стеффон Д. Сатанизм и новое язычество. -М., 1997.-157 с.
80. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. -573 с.
81. Тибетская книга мертвых. М.: Агентство "ФАИР" - "СКРИН", 1995. -224 с.
82. Толковая библия, или Комментарий на все книги Св.Писания Ветхаго и Новаго Завета: В 3-х т.- Стокгольм: Изд-во Ин-та перевода Библии, 1987.
83. Угринович Д.М. Введение в религиоведение,- М.: Мысль, 1985.269 с.
84. Угринович Д.М. Психология религии. -М.: Политиздат, 1986.-352с.
85. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теоретический очерк). -М.: Политиздат, 1983. -288 с.
86. Фомин Ю.А. Энциклопедия аномальных явлений. М.:Импульс, 1993.-283с.
87. Франсуа Б.Ж. Империя Муна /Пер. с фр. -М.: Политиздат, 1990. -352с.
88. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. - 831с.
89. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981.-231с.
90. Хаксли Дж. Религия без откровения. М., 1992,- 60с.
91. Халмуратов А.Г. Хиромантия. Хирология. -М.,1990.-97с.
92. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996. - 68 с.
93. Худавердян В.Ц. Современные альтернативные движения: молодежь Запада и "новый" иррационализм : критика буржуазной идеологии и ревизионизма,- М.: Мысль, 1986,- 148 с.
94. Черняк Е.Б. Невидимые империи .Тайные общества старого и нового времени на Западе. -М.: Мысль, 1987. -271 с.
95. Шейнман М.М. Вера в дьявола в истории религии. -М.: Наука, 1977.-136с.
96. ШендрикА.И. Духовная культура молодежи: сущность, состояние, пути развития,- М.: Молодая гвардия, 1990,- 210 с.
97. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. -Саранск: Норд , 1991. 352с.
98. Шюре Э. Великие посвященные: Очерки эзотеризма религии.-М.: Книга-Принтшоп, 1990,- 419 с.
99. Энциклопедия колдовства и демонологии. -М.: Миф, 1996.540 с.
100. Энциклопедия мистики XX века. -М.: Миф-Локид, 1996. -522 с.
101. Энциклопедия мистических терминов. -М.: Миф, 1996,- 543 с.
102. Энциклопедия оккультизма: В 2-х тт. -M.:AVERS, 1992. -208 с.
103. Энциклопедия символов, знаков и эмблем. -М.: Миф, 1996. -526 с.
104. Энциклопедия суеверий. -М.: Миф, 1995,- 557 с.
105. Энциклопедия Третьего Рейха. -М.: Миф, 1996,- 534с.
106. Яблоков И.Н. Социология религии. -М.: Мысль, 1979. 182 с.
107. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1977. -224 с.
108. И. Статьи в сборниках, журналах и газетах
109. Аржанухин С.В. Образ человека по уставу вольных каменщиков// Философские науки. 1991. - №11. - С.167-173,
110. Воробьевский Ю. Капкан для человечества// Народная правда,-1993. июнь.
111. Грянко И. Тайные общества. Мистическая традиция и ритуал// День.- 1993.-N14 (94).
112. Гуревич П.С. Этот зыбкий, фантомный мир (общекультурный смысл размышлений Кастанеды)// Философские науки.-1991. -№10.-С. 140-149.
113. Делокаров к.х. Закончилось ли противостояние науки и религии?: (О научном познании) //Общественные науки и современность. 1996. - №1. - С. 74-84.
114. Исаева И.В., Лысенко В.Г., История древней и средневековой индийской философии в трудах советских авторов (1986-1988)// -Народы Азии и Африки. 1989. - №4. - С. 174-176.
115. Миловидов В.Ф. Критика современной мистики // Вопросы научного атеизма. Вып. 32,- М.: Мысль, 1985,- С.126-139.
116. Миссионерское обозрение .- 1996,- №8.
117. Митрохин Л.Н. Социально- психологическая природа "религий нового века" // Вопросы научного атеизма. Вып. 32. - М.: Мысль, 1985,- С.46-77.
118. Орфеев Ю.В., Панченко А.И. Парапсихология: наука или магия?//Вопросы философии. 1986. - №12. - С. 128-133.
119. Парнов Е.И. Бог- сатана// Молодой комунист. 1984,- № 12,-С.55-62.
120. Савицкас Г.А. Причины нетрадиционной религиозности в современном американском обществе// Духовные ценности как предмет философского анализа.- М.: Изд-во МГУ, 1985,- С.116-120.
121. Ставицкая Н. Сатанисты в Минске // Миссионерское обозрение. Приложение к газете "Православная Москва". 1996,- № 5.
122. Старцев В. Масоны и революции // С.-Петербургские ведомости. 4 января 1992 г.
123. Угринович Д.М. Социально-психологические аспекты религиозного утешения и некоторые вопросы укрепленияатеистического сознания // Вопросы философии,- 1986,- № 3,-С.61-71.
124. Фаликов Б.З. Неомистицизм в СССР// На пути к свободе совести/ Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е.- М.: Прогресс 1989,- С. 478-492.
125. Хантингтон С. Третья мировая война цивилизаций // С.-Петербурские ведомости. - 6 июля 1993г.
126. I. Диссертации и авторефераты диссертации
127. Баранец А.А. Социальные истоки и социальные функции религиозной эсхатологии (на примере христианства): Дис. . канд. филос. наук М., 1980,- 186 с.
128. Калмыков С.К. Философско-социологический анализ современного мистицизма: Автореф. дис. . канд. филос. наук,-М., 1988.-21 с.
129. Карасев Н.А. Теософия как форма оккультизма в условиях трансформации общественного сознания: Дис. . канд. филос. наук-М.,1998.-249с.
130. Колосков В.И. Мировоззренческие ориентации современной интеллигенции в отношении религии, мистики, атеизма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1991.-18 с.
131. Курносов Ю.В. Эзотеризм как культурно-исторический феномен: Дис. . д-ра филос. наук. -М.,1997,- 297 с.
132. Ливцов В.А. Государственно-церковные отношения в СССР и России: проблемы религиозной безопасности (60-90-е гг.). Дис. . канд. истор. наук. Орел,1997,- 412 с.1.. Литература на иностранных языках
133. Abelson, Joshua. Jewish Mysticism: An introduction to Kabbalah. Hermon, 1981.-349 p.
134. Alleau R. Hitler et les societes secretes. -Paris, 1969. 156 p.
135. Brandon R. The spiritualists: the passion for the occult in the Nineteenth. A. Twentieth centuries.-Buffalo, N.Y.,- Prometheus books, 1984,-294 p.
136. Burton L. Mack. The lost gospel. The Book of Q and Christian Origins. N.Y.: Harper Collins Publishers, 1993. - 275 p.
137. Encyclopedia Britannica' CD 97. Copyright © 1997, Encyclopedia Britannica, Inc.
138. Encyclopedia of witchcraft and demonology. London: Cathay Books, 1974,- 252 p.
139. Epstein, Perle . Kabbalah: The Way of the Jewish mystic. Shambhala, 1988.-238 p.
140. Jackson R. and Killingley D. Approaches to Hinduism. London: Athenaeum Press, 1992- 245 p.
141. Johnson R. Counter Culture and the vision of Jod. Minneapolis, 1971.-213 p.
142. Lane, Brian. Killer cults: Murderous missians and their fanatical followers.- London.: Headline, 1997. 310p.
143. Metzger M. Bruce, Coogan D. Michael. The Oxford companion to the Bible. N.Y. - Oxford: Oxford university press, 1993 - 874 p.
144. Microsoft Encarta'95. The Complete Interactive Multimedia Encyclopedia. Microsoft Corporation.-1995 Edition.
145. Microsoft Encarta'96. The Complete Interactive Multimedia Encyclopedia. Microsoft Corporation.-! 996 Edition.
146. Mythology an illustrated encyclopedia. London: Orbis publishing, 1980,- 303p.
147. Pagels Elaine. The Gnostic Gospels. London: Penguin books, 1990 - 184p.
148. Sklar D. Gods and Beasts. The Nazis and Occult. N.Y.,1977.-261 p.147 .The Oxford illustrated history of Christianity. Oxford university press, 1994. 724p.
149. Marcello Truzzi, Towards a Sociology of the Occult: Notes on Modern Witchcraft, Zaretsky and Leone, 1974Vandeman G. Psychic Roulette.- Nashville, TN: Thomas Nelson, Inc., 1973. 297p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.