Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Фирсова, Анна Михайловна

  • Фирсова, Анна Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 200
Фирсова, Анна Михайловна. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижний Новгород. 2005. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фирсова, Анна Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ РИТУАЛОВ И ОБРЯДОВ ИНИЦИАЦИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ.

1.1. Феномен посвящения как явления культуры.

1.2. Функционально-смысловое значение, символы и мифологическое обоснование посвящения.

1.3. Структура и способы проведения ритуалов и обрядов инициации.

ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ИНИЦИАЦИИ.-.

2.1. Основания типологии посвящения.

2.2. Возрастные и социовозрастные инициации в мировой традиции.

2.3. Профессиональные и специализированные посвящения.

2.4. Конфессиональные посвящения.

ГЛАВА 3 .СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИТУАЛОВ И ОБРЯДОВ ИНИЦИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

3.1.Архаизмы инициации в культурной традиции, их значение и степень устойчивости.

3.2.Утрата значения обряда посвящения в иерархии ценностей современного общества.

3.3.Необходимость посвящения как условие удержания культурной традиции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции»

Актуальность темы исследования. Если обратиться к опыту мировой культурной традиции, то мы увидим, что круг человеческого существования представляет собой смену жизненных биологических циклов и социальных состояний. Минуя этапы жизни, проходя через определенную рамками традиции обрядно-ритуальную схему, человек перешагивал на новую ступень. Динамика развития общества в XX веке обретает столь стремительный характер, что ведет к выходу миров цивилизации на новый уровень прогресса и радикальному изменению человеческого сознания. С позиций сегодняшнего дня эволюция человечества предстает как движение через тысячелетия истории: смена правительств, войн и революций, от века культуры и цивилизации к эпохе информации и технологий, в которую мы вступили, что не может не отражаться на смене традиций, ритуалов и обрядов как культурных составляющих. В последние годы внимание к традиции неуклонно возрастает, что обусловлено повышенным интересом к проблемам «коллективной памяти», культурной коммуникации и преемственности в современном обществе. Привычно связанная с достаточно ограниченной сферой культуры и быта, с историей, традиция претендует на обретение статуса всеобщности и по частоте употребления начинает конкурировать с понятием прогресса. Кроме того, в связи с поставленной нами темой возникает и такая важная проблема, как функционирование культурной традиции в условиях обращения к ней представителей самых разных гуманитарных дисциплин.

В сложившейся ситуации подобное исследование также необходимо вследствие быстротечности и необратимости изменений в содержании понятий философии, их сущности и значимости. Как отмечают исследователи (П.К. Гречко, Г.Л. Тульчинский, С.Н. Курехин, Э. Джеллнер, Д. Харви, Б. Гройс) традиция (а вместе с ней ритуалы и обряды инициации) утрачивает свой первоначальный смысл, свою роль, свое качество в современном обществе. Поэтому в современной философии и культурологии возникает необходимость в анализе генеалогии становления самого понятия традиции, которые привели к появлению, утверждению, а затем к утрате традиционного мышления в целом и таких его составляющих, в частности, как ритуалы и обряды — в рамках нашего исследования - ритуалы и обряды инициации.

Степень разработанности научной проблемы. В настоящее время-проблема изучения ритуалов и обрядов инициации*, несомненно, былаГ>,освещена ^1 в i научной литературе самых ъразньрй п.; отраслей гуманитарного знания, таких как, например, антропология, история религии, этнография, фольклористика, психология и смежных с ними наук. Но изучение литературы по проблеме анализа инициации как феномена культуры показало, что специального исследования темы посвящения пока нет, поэтому данная работа может рассматриваться как первая в этом отношении.

Инициация как сакральное явление рассматривается в работах таких философов- традиционалистов, как, например, Рене Генон и Александр Дугин. В этнографии ритуалы и обряды посвящения освещаются в классических трудах представителей анимистической школы (Дж. Фрезер, Р.Мангарт, Р. Смит, Э.С.Хартланд, Э.Кроулей, А.Б.Кук, Э.Харрисон, Ф.Б.Джевонс); в эволюционистской интерпретации первобытной мифологии Э.Тайлора, в прагматической теории магии и религии Б.Малиновского. В изучении истории религии темы посвящения представлены концепциями мифа о «вечном возвращении» М.Элиаде.

В структурализме к изучению мифа и мифологического мышления обращался К. Леви-Стросс, проблемы изучения мифологического мышления отражены также в трудах Л.Леви-Брюля. Более частные моменты данной проблемы представлены следующими темами: ритуал в культуре и социальной структуре традиционных обществ («обряды перехода» в концепции А. ван Геннепа; теория ритуала В.Тернера; обряд как театрализованное выражение сути культуры по К.Гирцу), структурно-функциональный анализ мифологических сюжетов В.Я.Проппа и концепция мифа Е.М.Мелетинского.

Особый интерес для нашего исследования представляет психолого-педагогическое изучение современного состояния инициаций во временных подростковых объединениях Ф.А.Сидоришина, поскольку им . сделана попытка отразить взаимосвязь; традиционной формы мышления с современным состоянием общественной группы.

В ряде работ высказываются опасения по поводу удержания традиции: ведь жизнь непрерывно изменяется, изменяется и сознание общества. Подходы к проблеме изменения сознания общества намечены в работах О. Тоффлера, X. Ортега-и-Гассета, К. Поппера, Дж. Сороса, Э В.Е. Васильева, Е.Г. Соколова, А.В. Захарова, М.А. Хевеши. Тем не менее, на данном этапе развития гуманитарных наук проблема изучения традиции в целом, и ритуалов и обрядов инициации в частности, продолжает представлять интерес, как с гносеологической, так и онтологической точки зрения. Поэтому необходимо сделать попытку обобщения, анализа и классификации видов, типов, способов ритуалов и обрядов, сопровождавших и сопровождающих обряды инициации у разных народов мира в разные исторические эпохи, рассмотреть архаизмы и пережитки инициатических обрядов в мировой традиции. Важно также выяснить степень устойчивости и роль ритуалов и обрядов инициации в удержании культурной традиции.

Цель исследования - Целью настоящего исследования является анализ процесса социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации в мировой культурной традиции.

Объект исследования. Ритуалы и обряды инициации как феномен культуры.

Предмет исследования. Процесс социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации в культурной традиции.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

• анализ посвящения как феномена культуры;

• обозначение места ритуалов и обрядов инициации в традиции;

• анализ структуры и способов посвящения; iv v !v. ^выявление типов, видов и форм. инициации/. и создание ее типологии;

• определение причин и механизмов социокультурной трансформации структуры ритуалов и обрядов инициации;

• динамика ритуалов и обрядов посвящения в условиях современного состояния культурной традиции;

• обоснование роли ритуалов и обрядов инициации как условия ь устойчивости современного общества и культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической основой работы стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурным подходом к изучению традиции, а также ритуалов и обрядов инициации как культурных составляющих в жизни человеческого общества. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: как основные - метод культурно-исторического анализа; диахронический и синхронический методы исследования, метод исторических параллелей (сравнительно-исторический ) и сравнительно- типологический метод, сочетающиеся с методом периодизации и методом аналогии и экстраполяции, а также метод структурно- системного анализа;

В качестве дополнительных методов исследования использовались такие специфические культурологические методы, как философско-историко-культурологический метод, ретроспективный метод реконструкции исчезнувших явлений по их следам в современной культуре и метод семиотического анализа.

Теоретические основания работы основаны на положениях теории экзистенциализма (М. Хайдеггер, КЯсперс, С.Кьекегор, И. Хейзинга, О.Шпенглер, Н.А.Бердяев, JI.В.Шестов и др. представителей школы); феноменологической теории «жизненного мира» Э.Гуссерля; традиционалистской гипотезе о сакральности инициации Р.Генона; концепции мифа о «вечном возвращении» (М.Элиаде). В исследовании использованы также структурно-функциональный анализ мифологических сюжетов В.Я.Проппа и концепция мифа Е.М.Мелетинского.

Характер исследования потребовал обращения к анализу отдельных культурологических проблем: принципам типологии культуры, положенных в основу концепции П.Сорокина и концепции М.Мид, проблеме исторической типологии культур, Потребовалось обращение к проблеме культурных «кодов», системе культуры социума в целом, культуры архаики, этнической культуры, этнической социализации, интеграции, культурной идентичности, особенностей русской культуры, которые освещались в работах Л.А.Зеленова, В.П.Кожевникова, В.А.Кутырева, Ю.В.Филиппова, Ю.В.Ананьева, А.В.Дахина и других нижегородских ученых.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования определяется совокупностью полученных результатов, заключающихся:

• в создании и обосновании типологии посвящения как явления культуры;

• в раскрытии механизмов социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации;

• в выявлении и анализе коренных изменений, происходящих с понятием «посвящение» и материальным воплощением ритуалов и обрядов инициации в рамках общекультурных процессов, происходящих в современном обществе

• в обосновании необходимости посвящения для самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры.

Практическая значимость работы определяется: актуальностью проблемы взаимоотношения культуры и общества, культуры ш ^традиции, ч традиции и инициации; повышенным интересом со стороны общества и различных направлений современной науки к проблемам функционирования ритуалов и обрядов инициации в классической традиции, их модификацией и трансформацией в новейших условиях межкультурной коммуникации, преемственности и сохранения культурной идентичности.

Теоретические аспекты темы важны для выявления устойчивости и 4 изменчивости традиционных элементов культуры в современных условиях, для более глубокой теоретической разработки феномена посвящения как явления культуры.

Работа может послужить материалом при изучении как общих, так и частных закономерностей функционирования традиции в целом, ритуалов и обрядов инициации в рамках исследования обрядовой культуры и процессов ее видоизменения и трансформации.

Представленные в диссертационном исследовании сведения также могут быть использованы в целях:

• выявления прикладного функционально - смыслового значения понятия « посвящение»;

• создания познавательной модели культуры, основанной на новом восприятии классического наследия в сфере исторического и современного функционирования ритуалов и обрядов инициации;

• разработки основ стратегии сохранения культуры через культивирование ритуалов и обрядов посвящения.

Положения, выносимые на защиту:

• Место феномена посвящения как явления культуры в сознании общества как механизма самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры, а также как системы, гарантирующей компонент устойчивости современного общества;

• В ритуале происходит преобразование биологических процессов в условные социальные категории, поэтому ритуалы и обряды инициации служат средством одновременно и управления и преобразования человеческой личности, включенной в традиционный социум. В традиционных культурах ритуалы и обряды посвящения являются единственным способом для человека стать более социально значимым.

• Инициация в традиции и является тем доступным человеку магическим инструментом, который позволяет ему умереть по одну сторону от границы миров и возродиться по другую - в другом качестве, в другой категории лиц.

• Образ космологической картины мира человек традиционного общества старался понять и принять через посвящения. Существовало и существует множество типов и вариантов посвящения, соответствующих различным социальным структурам и уровням культуры. Все предсовременные общества — те, что на Западе существовали до средних веков, а во всем остальном мире — до первой мировой войны — придавали огромное значение идеологии и технике посвящения.

• Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и, что особенно важно, мистические отношения между племенем и сверхъестественными существами, в том виде, в каком они установились с начала мира. К концу испытаний неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим. h * <;,• : . «. Обряд посвящения показывает, что древний менталитет исходил из того, что настоящий человек — человек духовный — не является результатом естественного процесса. Его «делают» старые учителя по образцам, открытым божественными существами и сохраненными в мифах. Их функция — открывать новым поколениям глубинный смысл существования и помочь им взять на себя ответственность быть «настоящим человеком» и, следовательно, участвовать в культуре.

• Экстраполируя результаты проведенных исследований на «традиционное» общество, мы можем утверждать, что инициации изначально имели своей целью не только присвоение посвящаемому нового социального статуса, а, следовательно, и интеграцию его с группой, но и психологическую перестройку, необходимую для получения этого статуса - новую социальную самоидентификацию личности.

• Можно утверждать, что праздники и развлечения нерелигиозного, или считающего себя таковым, общества, публичные церемонии, зрелища, спортивные состязания, организации молодежи, пропаганда и лозунги, массовая литература — все это сохраняет структуру символов, ритуалов и мифов, хотя и лишенных религиозного содержания.

Ввиду того, что инициации являются биологически и психологически обусловленным инструментом развития, оптимизированным в результате многовекового опыта, наблюдается интуитивное копирование инициационных структур и сценариев. Как группы инициационного типа можно рассматривать молодежные группировки экстремальной направленности от лояльных (например, туристические группы) до криминальных, определенным образом построенные учебные и трудовые коллективы, а также армия.

Современный мир не знает больше традиционного типа посвящения: некоторые темы посвящения еще существуют в христианстве, но различные христианские конфессии не признают «ценности посвящения», поскольку утрата значения посвящения обусловлена нарушением условий ее проведения. Начало этого процесса отнесено нами к эпохе Возрождения.

Для современного человека «посвящение» не выполняет более свою онтологическую функцию, потому что оно не воспринимается как сакральное и сознательно принимаемое испытание. Оно не ведет ни к радикальному изменению жизни посвящаемого, ни к его спасению.

Западная цивилизация является колыбелью антисакральных тенденций выветривания традиции, отрицания значения ритуалов и обрядов инициации. Здесь возникали контринициатические тенденции - это мы наблюдаем сегодня, которые развивались в несколько этапов. Поэтому главные истоки контринициации на Западе следует искать в католической схоластике и в Ватикане.

Индивид в частности и общество в целом, подвергнутые контринициатическим церемониям или же не прошедшие посвящение вообще, оказываются в условиях разрыва с традицией, и как следствие, нарушения своей культурной идентичности.

• Современное общество находится за пределами традиции и при условии отторжения ее наследия, утраты значения составляющих традицию элементов - ритуалов и обрядов инициации - может лишиться будущего. Поверхностно понятая социокультурная трансформация составляющих традиции, таких, как ритуалы и обряды инициации, ведет к кризису всей человеческой культуры в целом и западной цивилизации в частности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования. Апробация основных положений работы осуществлялась диссертантом на лекционных и семинарских занятиях по курсу культуры повседневности, курсам истории эстетических и этических учений. со студентами Нижегородского • государственного архитектурно-строительного университета. Различные стороны проблематики диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на научных конференциях.

Основные положения и результаты исследования отражены в восьми публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Фирсова, Анна Михайловна

В заключение нашего исследования можно сделать следующие обобщающие выводы о сущности, значении и социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции.

Инициация как феномен культуры, неотъемлемая часть традиции — это - интеграция со специфически актуализированной группой в социуме, а также — ритуалы и обряды, оформляющие эту интеграцию

Функционально - смысловое значение инициации, безусловно, состоит в оформлении отмирания менее адекватных и неактуальных условий жизни и возрождение обновленных и более соответствующих новому статусу инициируемого с - сопутствующей трансформацией ■ - • сознания. Основная функция .ритуалов й обрядов инициации состоит';Bil'f,; преобразовании абсолютных,( ;безусловных- биологических процессов (такие, например, как смерть и рождение) в условные категории. Эти категории дают возможность «растягивать» во времени, а с другой стороны, «сводить» такие длительные процессы, как взросление, в одну «точку» при помощи ритуалов и обрядов инициации.

Символика инициатических. ритуалов и обрядов состоит из поэтапного прохождения неофитами следующих необходимых стадий: Символический отказ от прежнего воплощения; Символическая «смерть» в старом воплощении; Символическое «возрождение» в новом качестве.

Мифологическое обоснование каждой из перечисленных стадий, полученное в результате обобщения проведенных исследований на материале мировой культурной традиции, позволяет выделить такие их элементы, как путешествие героя-неофита, единоборство его с чудовищем, обращение к покровителю иниц;;аций, испытание его выносливости и дисциплины в ходе приключений, гибель героя и воскрешение его при помощи наставников и богов. Все эти составляющие миф или сказку элементы обнаруживают доказанную нами взаимосвязь с ритуалами и обрядами инициации.

На основании выделенных элементов символики и мифологии, связанной с инициатической обрядностью, структура посвящения определяется нами как состоящая из трех последовательно сменяющих друг друга фаз:

1) выделение индивида из коллектива; 2) пограничный период; 3) реинкорпорация в коллектив, или прелиминальная, лиминальная и постлиминальная стадии.

Способы посвящения в самом обобщенном виде выглядят следующим образом: инициация проводится в коллективе (группе,^объединенной по' " какому-либо из признаков); v у ■■ ^ •

- инициацией руководит наставник (или несколько наставников), старший по возрасту;

- в ходе инициации происходит «посвящение в тайну», передача инициируемым определенных сакральных для социума знаний.

При рассмотрении инициаций мы выделили два тесно взаимосвязанных аспекта:

- психологический, подразумевающий перестройку психики инициируемого вследствие определенных методов воздействия, предусмотренных инициационным сценарием; социальный, предполагающий получение инициируемым нового социального статуса, присвоение ряда новых прав и обязанностей.

Поскольку при посвящении происходит проигрывание заново истории человечества, можно сделать вывод о том, что посвящение представляет собой миниатюрную модель сакральной для общества традиционной культуры. Традиционная культура многогранна, а так как мы согласились с утверждением, что культура есть феномен бытия, а обрядность - одна из составляющих ее культурных форм, то возникает необходимость в создании типологии, как самой культуры, так и ритуалов и обрядов инициации как материального воплощения и функционирования одной из культурных форм

В основу создания типологии инициации как явления культуры нами положены следующие основания:

• специфика способа восприятия и освоения мира;

• выделение типов, культурных форм, оказывающих на развитие ритуалов, и обрядов инициации принципиально различное влияние; сЛ е тингеознанияи существующий в социуме как месте бытования ритуалов и обрядов инициации;

Человек, подвергаясь в ходе посвящения экзистенциональному воздействию, переживает переход из прежнего состояния в качественно иное, обновленное, субсоциальное. В • зависимости от характера этого экзистенциального перехода, инициационные посвящения могут быть разделены на следующие типы:.

1. Возрастные Они разделены на два типа: а) Половозрастные. Они, как правило, связаны со вступлением в новый возрастной период. Традиционные половозрастные инициации подразделялись на мужские и женские; два этих типа значительно различались по принципам своего построения. К классу половозрастных мужских инициаций в исследовании отнесены раннеплеменные ритуалы и обряды в жизни первобытных народов — посвящение подростков в мужчин - охотников. Посвящения, связанные с взрослением д^зушек, менее распространены, чем мужские обряды, хотя их можно отнести к очень древним культурам (например, Австралия, Африка, Огненная Земля). Эти ритуалы меньше разработаны, чем у мальчиков. Посвящение у молодых девушек происходит индивидуально. б) Социовозрастные. Во многих случаях возрастные и социальные посвящения могут смыкаться, и тогда возникает группа инициатических обрядов, названная авторами социовозрастными. В данную группу рудиментарно включены предбрачные и брачные ритуалы у женщин, а у мужчин - воинские посвящения в античности, в средневековой европейской и славянской культуре, а также посвящения в буддизме, иудаизме и исламе.

2; Профессиональные и. специализированные. Связаны. с :^(йоинских-й'ремесленных ).объединений. . jB-эту группу,включены также .\д;. посвящения в - тайных женских обществах и социокультурно сконструированные мифы о колдовских женских инициациях (посвящения ^ в ведьмы).

3.Конфессиональные. Охватывают ритуалы и обряды посвящений в религиозно-мистических практиках человечества

На основании анализа в исследовании обрядов и ритуалов посвящения (инициации) в рамках жизненного цикла человека в традиционном обществе, можно выделить следующее: разложение и видоизменение института инициации и относящихся к ним верований идут по разным направлениям: искусственному возрождению архаизмов инициаций и социокультурной трансформации.

Современный мир не знает больше традиционного типа посвящения: некоторые темы посвящения еще существуют в христианстве, но различные христианские конфессии не признают «ценности посвящения», поскольку утрата значения посвящения обусловлена нарушением условий <1 ее проведения. Начало этого процесса отнесено нами к эпохе

Возрождения, тогда же и возникают такие явления как «псевдоинициация» и «контринициация» то есть, «пародия» и «подделка», имеющие как нулевую, так и негативную ценность для человека традиционного общества.

Современные праздники и развлечения публичные церемонии, зрелища, спортивные состязания, организации молодежи, пропаганда и лозунги, массовая литература нерелигиозного общества — все это сохраняет структуру инициации, ее символы, ритуалы, мифологическое значение, хотя и лишенное сакрального содержания.

Для современного человека «посвящение» не выполняет более свою онтологическую функцию, потому что оно не воспринимается как . . v ., религиозное и. сознательно принимаемое испытание^Оно не ведет. ник..; • радикальному изменению.; жизни л посвящаемого, ни;, к его . спасению. , . Сценарии посвящения, касаются лишь психологического и жизненного „и, плана. Но они, тем не менее, продолжают функционировать, и вот почему ., мы говорим, что процесс посвящения сосуществует с жизнью каждого человека, он ему необходим.

Вопрос о значении посвящения в культурной традиции и является для нас основополагающим. Мы определили необходимость посвящения как условия, нужного обществу для удержания своих традиций. Можно назвать несколько причин, согласно которым и в современном обществе необходимо следовать традиции ритуалов и обрядов инициации:

• Во-первых, ритуалы и обряды инициации являются неотъемлемой составляющей такой культурной формы, как обрядность, которая, в свою очередь - необходимая часть традиционной духовной культуры общества.

• Во-вторых, нужно подчеркнуть аспект истинности идейного содержания самого понятия «инициация» как условия соблюдения

• истинной же для общества традиции. В случае же проведения посвящения путем, отличным от традиции, при введении эклектически смешанных фрагментов ритуалов и обрядов, заимствованных из других традиций, итогом подобных действий становятся такие явления как «псевдоинициация» и «контринициация».

• В- третьих, индивид в частности и общество в целом, подвергнутые контринициатическим церемониям или же не прошедшие посвящение вообще, оказываются в условиях разрыва с традицией, и как следствие, в условиях нарушения своей культурной идентичности.

1 Г'-.\1 ' 'Цивилизация,':!отвергшая йнйцйатичёскую традицию, объявившая

•-.•:■' '*".'. ' г-• '•. • .•;-.':•*. .';.VA -iti&frt "кa'f cVSsС>\: t •; КО»>.' ••,г-.: 'j* VftjK»tiffe»4%'-3ttHi= ci hmn'ij состг.«несуществующимжего, что тысячелетиями составляло самый стержень1 тпенпог^ v человеческого -шшичного, и общественного - бытия. - эта цивилизация .: сама обрекает себя на деградацию и, в конечном итоге, на смерть.

Но в культурной традиции смерть - это не конец, я пиит -чпемент + инициации, необходимой для обновления и возрождения в новом качестве.

Поэтому несомненно, что и в современном обществе теоретические и практические исследования о действиях инициационного типа (которые можно рассматривать как социокультурно трансформированные ритуалы и обряды) могут быть использованы с достаточной эффективностью. Эти исследования могут найти широкую сферу применения в сфере гуманитарного знания - от философии и культурологии - до педагогики и психологии, обеспечивая как преемственность традиции в обществе, так и удержание самой традиции путем реализации необходимой составляющей ее — обрядности, в частности, ритуалов и обрядов инициации.

Итак, ритуалы и обряды инициации носят мета-культурный характер: одни и те же мотивы посвящения можно обнаружить в мечтах и воображении как современного, так и первобытного человека.

Вот почему, подводя итоги исследованию, мы утверждаем, что всегда существует возможность и возникает потребность реанимировать древние схемы посвящения в современных цивилизациях и использовать их элементы и методики для реставрации и удержания культурной традиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фирсова, Анна Михайловна, 2005 год

1. Абаев, В.И. «Шаман сильнее воина»/ В.И.Абаев// Историко-этнографические исследования по фольклору: сборник статей памяти С.А.Токарева/ Сост. В.Я.Петрухин,- М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1994,- 276 е.- С. 11-19.

2. Сл:>7 урология тЗ. АбрамянуЭТ. Культурология и • проблемы '^1 • выживания/Э.Г.Абрамян // Философские науки.-2000.- №4.-С. 53-57.

3. Автономова, Н.С. Возвращаясь к азам/Н.С.Автономова//Вопросы философии.-1993.-№3.-С. 17-22.

4. Андреев, А.А. Русские Боги в Зазеркалье. Баба-Яга/ А.А.Андреев//Мифы и магия индоевропейцев.- 1997. -№.3-4. -С.47-59.

5. Антология культурологической мысли/ Авт-сост.С.П.Мамонтов.-М.: Изд-во РОУ, 1996.-352 с.

6. Анчел, Е. Этнос и история/Е.Анчел. М.: Наука, 1988.- 345 с.

7. Арнольдов,' А.И. Человек и мир культуры/А.И.Арнольдов // Введение в культурологию.- М.: Высшая школа, 1992.- 211 с.

8. Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие/С.А.Арутюнов. М.: Политиздат, 1989. - 256 с.

9. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция/ С.А.Арутюнов // Советская этнография.-1981 .-№2. С.45-76.

10. Арутюнов, С.А. Соотношение традиции и инновации и ротационный механизм их взаимодействия/ С.А.Арутюнов // Словенский народ- 1986.- № 1 -2.- С.7-24.

11. Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи.- М.:Наука, 1982.-170с.- С. 404-405.

12. Балушок,В.Г. Инициации древнерусских дружинников/В.Г.Балушок//Этнографическое обозрение.- 1995.- №1.-С. 144-156.

13. Балушок, В.Г. Инициации древних славян/

14. B.Г.Балушок//Этнографическое обозрение.-1993.-№4.-47-59.

15. Балушок, В. Г. Исцеление Ильи Муромца: древнерусский ритуал в былине/В.Г.Балушок//Советская этнография. -1991.- №5.- С. 24.

16. Балушок, В. Г. Обряды и обычаи жизненного цикла украинских цеховых ремесленников (XVI середина XVII в.)/В.Г.Балушок//Советская этнография. -1987.- № 2,- С. 46-49.

17. Басилов, В.Н. Албасты/ В.Н. Басилов// Историко-этнографические исследования по фольклору: сборник статей памяти

18. C.А.Токарева/ Сост. В.Я.Петрухин.- М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1994.- 276 е.- С.49- 76.

19. Бейджет, М., Ли, Р.Эликсир и камень: традиции магии и алхимии/ М.Бейджент, Р.Ли.- М.:изд. Эксмо, 2004.- 416 с.

20. Велик, А.А. Культурология: Антропологические теории культуры/ А.А.Белик М.: Российский гос. Гуманитарный университет, 1998.-304 с.

21. Бессонов, Н.В.Суды над колдовством/Н.В.Бессонов.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.- 384 с.

22. Бердяев, Н. А. Человек и машина/Н.А.Бердяев // Путь. 1933. -№5 - С.54-76.

23. Бернштам, Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской . общины XIX начала XX в/Т.А.Бернштам. - Л.:Наука, 1988. -344с.- С. 5298.

24. Д^25^^;;Берн1ищйн, К * Б.М. Традиция " и- ^:^соцйбкулйтур'ные iiструЕКтурь1/Б.М.Бернщтейн // Советская этнография?- 98 М- №21-<Э.87~123 .un

25. Блюменкранц, М. Мир после смерти вещей (культура непримиримой толерантности)/М.Блюменкранц // Вопросы философии. -2003. №2.-С.67-90.

26. Бодрияр, Ж. Символический обмен и смерть /Ж.Бодрияр- М.: Добросвет, 2000.-256 с.

27. Большая Советская Энциклопедия / Гл. редактор А.М.Прохоров. изд.З-е. — М.: «Советская энциклопедия», 1972.-590с.-Т.10. -С.280.

28. Бордонов; Ж. Посвящение// Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке/ Ж.Бордонов/ Пер. с франц. В.Д.Балакина.- М.: Молодая гвардия, 2004.-243 е.-С.72-79.

29. Боржковский, В. «Парубоцтво», как особая группа в малорусском сельском обществе//Киевская старина. -1887.- № 8,- С. 79.

30. Бражников, Б.Х. Коммуникативное поведение и культура/Б.Х.Бражников // Советская этнография- 1978.- №5.- С.43-56.

31. Бранский, В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи/В.П.Бранский. Калининград: Янтарный сказ, 1999.704 с.

32. Бурмистров, К. «Kabbala Denudata», открытая заново: христианская Каббала барона Кнорра фон Розенрота и ее источники//Вестник Еврейского Университета/ К.Бурмистров. М. Иерусалим.- 2000. -№3(21).- С.23-45.

33. Науковедение. 2001.- №2.- С. 158-169.

34. Ващекин, Н.П.Устойчивое развитие и открытое общество: путь к сфере разума/ Н.П.Ващекин, М.А.Мунтян, А.Д.Урсул М.:Наука, 1996.-409 с.

35. Великовский, С.И. Культура как полагание смысла/С.И.Великовский // Одиссей. Человек в истории. М.:Прогресс, 1989.-401 с.

36. Вернадский, Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины Н/Г.В.Вернадский.- 2-е изд. СПб.: Алетейя, 1999.-322с.

37. Волков, Г.Н. Три лика культуры: историко-философский очерк/ Г.Н.Волков. М.:Политиздат, 1974. —198с.

38. Гаврилов, Д. След Велеса в русских былинах и сказках/Д.Гаврилов//Мифы и магия индоевропейцев.-1997.- №7. -С.78-89.

39. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики /Х.-Г.Гадамер.- М.: Прогресс, 1988. 125 с.

40. Геннеп, в.А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов/А. в. Геннеп.- пер. с франц.- М.: изд.фирма «Восточная литература» РАН,1999. -198 с.

41. Генон, Р. Избранные произведения: Традиционные формы и космические циклы. Кризис современного мира/Р.Генон.-пер.с франц. — М.:НПЦТ «Беловодье»,2004.- 304с.

42. Генон, Р. Избранные сочинения: Царство количества и знамения времени/ Р.Генон.:- пер. с франц.-2-е изд., испр. доп.- М.: «Беловодье», 2003.-480 с. !

43. Генон, Р.Символика креста/Р.Генон. М.:Прогресс-Традиция, 2004.- 704 с.

44. Гессе, Г. Игра в бисер/ Г.Гессе. СПб.: Азбука-классика, 2004.420 с.47. . Гофман, А.Б. Традиция/Г.Гессе // Культурология. XX век: Словарь/ Гл. ред. А.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. - 345 с.

45. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции/Р.Грейвс.- пер. с англ. Под ред. А.А.Тахо-Годи.- М.: Прогресс, 1992.- 624 с.

46. Головин, В.П. Профессиональные объединения художников в Италии XIII XVI вв/В.П.Головин// Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. - М.: Наука, 1997.-.425с.

47. Гуднев, JI. Д. Общество-культура-чсловек/ Л.Д.Гуднев // Свободная мысль- 1991.-№ 17.

48. Гуревич, П.С. Философия культуры/П.С.Гуревич. М.-Л.: Наука, 1994.- 278 с.

49. Гуссерль, Э. Кризис современных наук и трансцендентальная феноменология/Э.Гуссерль//Вопросы философии,- 1992.- №7.- С.136-176.

50. Гуссерль, Э. Логические исследования/Э.Гуссерль.- СПб.: «Нева» 1999.-199 с.

51. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: ЭКМО-Пресс, 2002.- 736 с.vlV 156.,, Дахин,. А.В. Фенбменблбгйя* -универсальности' в' культуре: ;Монография/А.В.ДахиН;-;Щ/Ноб1гб.род^ 1995::с '? 'с>1:5 1 ' , . s

52. Дугин, А. Философия традиции/А.Дугин. М.: Арктогея-Центр, 2002.- 332с.

53. Дугин, А. Контринициация// Конец света (традиция и эсхатология.).- М.: «Арктогея», 1997.-408с.- С.345-357.

54. Дугин, А. Русское православие и инициация// Конец света (традиция и эсхатология.).- М.: «Арктогея», 1997.-408с.- С.40-49.

55. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада.-М.:Высшая школа, 1990.-289 с. С. 130.

56. Европейский альманах. История. Традиции. Культура.-М.:Прогресс, 1990.-397 с.

57. Еремина, В. И. Ритуал и фолыслор/В.И Еремина.- Л.: Наука, 1991.-304 е.-С. 137.

58. Ермолинская Л. Шаман Валентин Хагдаев «Я обнимал всю Вселенную»/Л.Ермолинская//Экспедиция.- 2004.- июнь -№6.- С.56-60.

59. Замойский, Л.П. За фасадом масонского храма: взгляд на проблему/Л.П.Замойский.- М.-Политиздат, 1990.-288 с.

60. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально- типологический анализ //Вопросы философии.- 2003.- № 9.- С. 3-16.

61. Зеленин, Д.К.Восточнославянская этнография/Д.К.Зеленин.-пер.с нем К.Д.Цивиной.- М.: Наука, 1991.-511с.

62. Зеленин, Д. К. Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских/ Д.К.Зеленин//Живая старина.-1911.- Вып.2.- С.238-245.68. . Зеленое . Л.А. Культурология: учебное пособие/Л.А.Зеленов,

63. A.В, .Д,ахин,. .Ю.В.Ананьев, В;А.Кутырев Н. НовгорОд: Изд-во ННГУ, 1993.

64. Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2-х Т.-Т.2/

65. B.В.Зеньковский.- Ростов- на- Дону: «Феникс», 1999. 205 с.

66. Зинченко, B.F. Межкультурная коммуникация. Системный подход: учебное пособие/В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе.- Н. Новгород: изд-во НГЛУ им. Н.Добролюбова, 2003.-245 с.

67. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс/Н.С.Злобин. -М.: Наука, 1980.- 169 с.

68. Зотов, А.Ф., Мельвиль, Ю.К. Западная философия XX века: учебное пособие,- М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.- 366с.

69. Иванов, П. В. Вовкулаки (Материалы для характеристики миросозерцания крестьян-малоруссов)/П.В.Иванов// Юбилейный сборник в честь В. Ф. Миллера.- М.:изд. Федорова, 1900. -247с.

70. Иванчик, А. Е. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию/ А.Е.Иванчик//Советская этнография.-1988.- №5.- С. 40-41.

71. Иноземцев, B.JI. (Доклад и дискуссия вокруг него) Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество/ВЛ.Иноземцев //Вопросы философии. -2000- №1.- С. 3-32.

72. Историко- этнографические исследования по фольклору: сборник статей памяти С.А.Токарева/ Сост. В.Я.Петрухин.- М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1994.- 276 с.

73. Кожевников, В.П. Методологичекие основы культурологии: учебное пособие/В.П. Кожевников.- М.:Гуманитарный институт, 1999. -228 с.81. кожевников, В.П. Модель русской культуры: Курс лекций /I

74. В.П. Кожевников. М.: Нижкнига, 1996. -265 с.

75. Колева, Т. А. Весенние девичьи обычаи у некоторых южнославянских народов/Т.А.Колева//Советская этнография.- 1974. -№ 5. -С. 28.

76. Кутырев, В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования)/В.А.Кутырев // Вопросы философии. 2003. -№1.- С.

77. Кутырев, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров/В. А.Кутырев. -Н. Новгород: Изд-во «Н. Новгород», 1994.

78. Левада, Ю.А. Традиция // Философская энциклопедия: В 5 т.-Т.5. М.: Политиздат, 1970. - 255 с.

79. Левинтон, Г. А. Инициация и мифы/Г.А.Левингтон//Мифы народов мира.- М.'.Политиздат, 1980.-Т. 1-С.543-.544.

80. Леви-Стросс, К. Структурная антропология/К.Леви-Стросс. -М.:Прогресс, 1983. 304 с.

81. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада/Ж.Ле Гофф. Екатеринбург: Изд. Урал, ун-та, 2000. - 328 с.

82. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном /Д.С.Лихачев. -М.: Дет. лит-ра, 1989.-233 с.

83. Лихачев, Д. С. Экология-культуры/Д.С.Лихачев // Москва. -1979.- №7. С. 173 - 179.

84. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв/ Ю.МЛотман. М.:Наука, 1992.-309 с.

85. Ляушева, С.А. Религиозное и национальное в традиционной культуре. Философия, социология, политология// Известия Центра системных исследований Майкопского государственного технологического института. — 1999.- №1.- С.34-45.

86. Малиновский, Б. Научная теория культуры (Фрагменты)/ Б.Малиновский //Вопросы философии.-1983.- № 2,- С. 125-136.

87. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ) / Э.С.Маркаряи, М.-Л.:3нание, 1983. - 344 с.

88. Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции/ Э.С.Маркаряи // Советская этнография. 1981.- №2.- С. 12-23.

89. Марков, Б.В. Культура и цивилизация/ Б.В.Марков // Время и мы.- 2002 март.- С.45-56.

90. Маслова, Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в/ Г.С.Маслова. -М.:Прогресс, 1984.- 372-с.

91. Медникова, М.Б.Ритуальное посвящение у древних народов Евразии по данным антропологии: символические трепанации/ М.Б.Медникова// Археология, этнография и антропология Евразии.- 2003.-№1 (13).- С. 147-156.

92. Межуев, В.М. Культура и история/В.М.Межуев. М.: Политиздат, 1977. —206 с.

93. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М.Мелетинскии.-М.:3нание, 1976.-451с.

94. Мелетинский, Е.М. Поэтическое слово в архаике/ Е.М.Мелети некий// Историко-этнографические исследования по фольклору: сборник статей памяти С.А.Токарева/ Сост. В.Я.Петрухин.- М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1994.- 276 С.-С.86-109.

95. Мурадова, А. Пустошь и обряды посвящения/А.Мурадова//Мифы и магия индоевропейцев.-1997.- №.5.-С.120-134.

96. Огарков, А.Н. Философия культуры: что это такое?/ А.Н.Огарков // Метафизические исследования. Выпуск 4. - Культура. -СПб.: Алетейя, 1997. - С. 122-145.

97. Октябрьская, И.В., Шаповалов, А.В. Современный шаманизм Тувы/ И.В.Октябрьская, А.В.Шаповалов// Археология, этнография и антропология Евразии.- 2003.-№2 (14).- С. 148-156.

98. Платов, А.В. Бой на Калиновом мосту, или Прогулка тропою мертвых/А.В.Платов//Мифы и магия индоевропейцев- 1997.- №. 5.- С.45 — 59.

99. Платов, А. Традиционные посвящения: бессмертие и свобода/А.Платов // Мифы и магия индоевропейцев /Вып. 10. 2001. -С. 106-118.

100. Платов, А.В. Трикстер, или Обратная сторона монеты/ А.В.Платов //Мифы и магия индоевропейцев.-1996.- №.4. — С. 45-67.

101. Платов, А.В. Феномен виртуальной реальности и проблема вхождения в магию/ А.В.Платов //Мифы и магия индоевропейцев.-1996.-№.3.-С. 89-121.

102. Плахов, В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования/ В.Д.Плахов. М.: Мысль, 1982. - 322 с.

103. Польская, С.А. Влияние канонического и династического права на практику церемонии королевского посвящения во Франции в IX-X вв/С.А.Польская// Древние и средневековые цивилизации и варварский мир: Сб. научн. ст. Ставрополь: Изд-во СГУ,1999. -248 с.

104. Поппер, К. Открытое общество и его враги/ К.Поппер. -М.:Политиздат, 1992. -269 с.

105. Праздников, Г.А. Традиция как диалог культур/Г.А.Праздников // Советская этнография.-1981.- №2.- С.87-90.

106. Пригожий, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой/ И.Пригожий, И.Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 195 с.

107. Проблемы философии истории: традиция и новация в социокультурном процессе. М.: ИНИОН, 1989. - 208 с.

108. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки: собр. трудов/ В.Я.Пропп. М.-.Прогресс. 1998. - 566 с.

109. Пропп, В.Я. Ритуальный смех в фольклоре// В.Я.Пропп. Проблемы комизма и смеха: собр.трудов. М.:Наука, 1999. -246 с.125.1ibiiinii, A.ii. масонство в России/ A.H.I 1ыпин. М.:Оли.\ш, 1997.- 235 с.

110. Рассел, Б. История западной философии/Б.Рассел. М.: Интерфакс, 1998.-476 с.

111. Рассел, Б. Человеческое познание/ Б.Рассел. Киев: «Ника-Центр», 1997.-560 с.

112. Розов, М. А.Методологические особенности гуманитарного познании /М.А.Розов. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1996.- 351 с.

113. Руткевич, М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития/ М.Н.Руткевич // Вопросы философии. 2002.- №11.- С. 24 - 35.

114. ЧЗО.Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и'русские княжества XII XIII вв /Б.А.Рыбаков-М.:Высшая школа, 1993.-397с.

115. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси/ Б.А.Рыбаков.- М.: Наука, 1987.-782 с.

116. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм/ Ж.-П. Сартр //Сумерки богов.- М.:Политиздат, 1989.- С.319-344.

117. Серков, А.И. История русского масонства XIX в/ А.И.Серков.-СПб.:Алетейя, 2000. -324 с.

118. Сецинский, Е. Материалы для истории цехов в Подолии/Е.Сецинский//Тр./ Подольск, церковн. ист.-археологич. обществ.-Каменец-Подольский, 1904. Вып. X. - С. 446.

119. Словарь русского языка /Сост. С.И. Ожегов, гл. ред. академик С.П.Обнорский.- М.: ОГИЗ ГИС, 1949.- 968 с.

120. Слотердайк, П. Критика цинического разума/П.Слотердайк.-пер. с нем. А.В.Перцева.- Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 2001.- С. 227244.- 580 с.

121. Смоленцев, Ю.М. Противоречия свободы в различных культурах / Ю.М.Смоленцев// Культура и этноэтика. Киев: «Ника», 1994.-377 с.

122. Смоляк, А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение/А.В.Смоляк. М.:Политиздат, 1991. -298 с.

123. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество/П.Сорокин.-М.:Прогресс, 1992 256с.

124. Степин, B.C. Традиция в потоке времени/ В.С.Стёпин. -М.:Высшая школа, 1976. 271с.

125. Степин, B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего/ В.С.Стёпин. -М.: Высшая школа, 1992.- 273 с.

126. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений/ И.В.Суханов. М.: Политиздат, 1976. - 188 с.

127. Мб.Сычева, Л.С. Гуманитарное познание как исследование традиции человеческой дсятельности/JI.C.Сычева // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск: Наука, 1986. - 269 с.

128. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура/Э.Б.Тайлор.- М: Политиздат, 1989.-573 с.

129. Тендрякова, М.В. Первобытные инициации как объект этнопсихологического изучения (по австралийским материалам)/ М.В.Тендрякова// Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. -М.'.Прогресс, 1990.-323с.-С.24-56.

130. Токарев, С.А. Ранние1 формы религии/ С.А.Токарев.- М.: Политиздат, 1990.- 622 с.

131. Тоффлер, Э. Власть, раса, культура/ Э.Тоффлер// Новая технологическая волна на Западе. М: Политиздат, 1984. - 234 с.

132. Тоффлер, Э. Футуршок / Э.Тоффлер. М.:Политиздат, 1973.267 с.

133. Тэрнер, В. Символ и ритуал/В.Тэрнер. -М.:Прогресс, 1983.-239 с. С. 168.

134. Федотов, Е.В. Основы социально-психологической культуры: учеб. пособие / Науч. ред. Ю.А. Лебедев. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1993.

135. Федотов, Е.В. Время в истории и история во времени: Монография/ Е.В.Федотов.- Н.Новгород: ННГУ, 2003.

136. Филиппов Ю.В. Культурно-мифические архетипы русского национального самосознания/ Ю.В.Филиппов // Культура и антикультура:мат. докл. Девятой межвуз. конф. по культурологии.- Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2003. .- 299 е.- С.22-25.

137. Филиппов, Ю.В. Постиндустриальная парадигма/ Ю.В.Филиппов // Этнические культуры в условиях глобализации: сб. ст. и докл. Десятой межвуз. конф. по культурологии.- Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2004.- 254 е.- С.20-26.

138. Филиппов, Ю.В. Ритмы этнической социализации/ Ю.В.Филиппов // Мир психологии.- 2002 № 3. -С. 145-156.

139. Филиппов, Ю.В. Русский этнос: история и перспективы развития/ Ю.В.Филиппов//Человечество в XXI веке: индикаторы развития: мат. IV Междунар. ярмарки идей, 29 академйч. симп:ма Н.Новгород: ННГАСУ, 2001.-350 е.- С.275-279. : ; ; ; •

140. Филиппов, Ю.В. Сказка в процессе социализации детей/ Ю.В.Филиппов // Мир психологии.- 2003 № 3 (35). - С. 160-173.

141. Филиппов, Ю.В. Социально-философский анализ этнической интеграции/Ю.В.Филиппов// Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений: Мат. VI междунар. симп ма 5-6 июня 2001 г.-Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2001. - 336 с.-С. 110-113.

142. Филиппов, Ю.В. Социализация этноса / Ю.В.Филиппов.-Н.Новгород, ННГАСУ, 1997.-88 с.

143. Филиппов, Ю.В. Эмоционально-культурная составляющая русского этнонационапьного сознания/ Ю.В.Филиппов // Культура и антикультура: мат. докл. Девятой межвуз. конф. по культурологии -Н.Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2003.- 299 с. -С.32-47.

144. Филиппов, Ю.В. Эмоционально-образная составляющая этнической идентичности формирования русского этнонациоиального сознания//Мир психологии.-2003. -№ 1 (33).-С. 160-173.

145. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов/А.Я.Флиер. М.: Деловая книга, 2002.- 265 с.

146. Фортунатова, В.А. Человек в мире культуры/В.А.Фортунатова. -Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998.

147. Фреймарк, Г. Оккультизм и сексуальность/ Г.Фреймарк.- М.: ТОО «Константа», 1994.- 149 с;

148. Фрумкин, К. Традиционалисты: портрет на фоне текстов/К.Фрумкин // Дружба народов.- 2002.- №6.-С.45-57. :. . . 181.Фуко, М. Слова . и вещи: Археология гуманитарных наук/М.Фуко. СПб.: АО «Талисман», 1994.-309 с.

149. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса/Э.Фукс.- М.:Республика,1993.- 511 е.: ил.

150. Хайдеггер, М. Бытие и время/ М.Хайдеггер. М.: Ad marginem, 1997.-259 с.

151. Хайдеггер, М. Что это такое- философия/М.Хайдеггер // Вопросы философии.- 1993.- № 8.- С.113-123.

152. Хорватова, Э. Традиционные юношеские союзы и инициационные обряды у западных славян//Славянский и балканский фольклор. М.-Знание ,1989.- 276с.- С. 162-173.

153. Человек как субъект культуры/Отв.ред. Э.В.Сайко.- М.: Наука,2002.- 445 с

154. Чернышев, Н. Н. К вопросу о «парубоцтве», как особой общественной группе/Н.Н.Чернышев//Киевская старина.- 1987.- №11.- С. 504-505.

155. Чеснов, Я.В. О принципах типологии традиционно-бытовой культуры. Проблемы типологии в этнографии/ Я.В.Чеснов. М.: Наука, 1979.-176 с.

156. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор/ К.В.Чистов. J1.: Знание, 1996.-267 с.

157. Чистов, К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблемы варьирования / К.В.Чистов// Советская этнография. 1981.- №2.- С.78-95.

158. Шацкий, Е. Утопия и традиция/ Е.Шацкий. М.: Прогресс, 1990. -234 с.192ь Швейцер, А.- Культура и этика/ А.Швейцер. М.гПолитиздат^ : 1973.-356 с.

159. Эко, У. Заметки о романе «Имя розы» //У. Эко. Имя розы. -М.:Мысль, 1990.-455 е.-441-455.

160. Эко, У. Средние века уже начались/У.Эко // Иностранная литература. 1994.- №4. - С. 258-267.

161. Элиаде М. Космос и история/ М.Элиаде.- М.: Прогресс, 1987.367 с.

162. Элиаде, М. Тайные общества. Ооряды инициации и посвящения/ М.Элиаде. — М.-СПб.: «Университетская книга», 1999.-356 с.

163. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза/ М.Элиаде. М.: Научная мысль, 1998.-49° с.

164. Юнг, К.Г. Бог и бессознательное /К.Г.Юнг. М.: Олимп, 1998.480 с.

165. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов/ К.Г.Юнг.- М. — Киев:ЗАО «Совершенство», 1997. — 384 с.

166. Ясперс, К. Смысл и назначение истории/ К.Ясперс. М.: Политиздат, 1991. - 389 с.

167. Mead, М. Culture and Commitment. Natural History Press/M.Mead.- N.Y., 1970.- 244 p.

168. Eliade, M. Le Shamanism / M.Eliade.- Princeton, 1964. 567 p.

169. Eliade M. Rites and Simbols of Initiation/ M.Eliade. NY., 1965.345 p.

170. Рис.1 Локализация знаков посвящения на черепах носителей вучедольской культуры. Балканы, «а» мужская «б» - типично женская «в»- нетипично женская

171. Рис.2 «Окиpa» ритуал посвящения в воины в племени мандам00 U)

172. Рис.3. Женщина, прошедшая возрастное посвящение (шрамирование). Африка, Конго.

173. Рис.4 «Игры с быком» элемент посвящения в крито-минойской культуре,

174. Настенная фреска дворца о. Крит

175. Рис.5 Воин и его эфеб. Чернофигурная амфора: Древняя Греция .VI b.qow э.

176. Рис.6. «Пир»- элемент института эфебии в Древней Греции. Настенная фреска дворца. VIII в.ао н.э1. XwlK4ii:00

177. Рис.8. Девичий головной убор символ социовоэрастной группы. У фа.

178. Рис.9. Коралловое ожерелье символ женской социовозрастной группы.1. Украина.1. V 9 О

179. Рис.10 Паж со средневековой миниатюры. Франция.

180. Рис.11. Посвящение в рыцари. С гравюры XVII в. Франция.1. N * Xнижним . пни ii . I I mi. . i ii imj %

181. Рис.12 Посвящение в рыцари св. Мартина. Со средневековой миниатюры.1. Германия.ж м Мирг w / /uiv л, " j, /л» W3&w1. Г * *и<и у! „ J.1. P одл :v> hrwtjrfp'.'tff1. W4W Vr* "'VIm p/f tn JrfTt"pi w'jfe^

182. Рис.15. «Договор с дьяволом» из дела Грандье. 1643.Г. Германия.

183. РисЛб.Посвящение в ведьмы. Н.Бессонов.

184. Рис.17. Клятва верности дьяволу. С гравюры 1620 г. Германия.

185. Рис.19. Суман Ьакша потомственный шаман, директор заповедника на

186. Ольхоне. (Валентин Хагдаев) 2004 г.1.J, i^tVAV.i

187. Рис.20. Африканский колдун. Марокко.,2002 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.