Скоморохи и фольклор тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, доктор филологических наук Власова, Зоя Ивановна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 526
Оглавление диссертации доктор филологических наук Власова, Зоя Ивановна
читателю.
1рёдисловие. лава1. Скоморохи и обряд.
Раздел 1. Скоморохи и календарно-обрядовый фольклор.
Раздел 2. Скоморохи и волочебничество.
Раздел 3. Скоморохи и свадьба (К вопросу об эволюции отдельных моментов обряда). лава П. Скоморохи и эпос.
Z истории постановки проблемы. ревние эпические певцы, их типы.
Появление скоморохов. киевский цикл былин в переработке скоморошьей среды
Иван Годинович.
Вольга и Микула.
Добрыня.л
Алеша Попович.
Чурила Поцович.,.
Соловей Будимирович.
Ставр Годинович.
Василий Игнатьевич и Батыга.
1овгородский цикл былин.
Сацко.
Василий Буслаев.
Хотен Блудович.
Былины оскоморохах.
Вавило и скоморохи.
Терентий-гость.
Московский цикл XVI века.
Кострюк».
Старина о большом быке.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Народная поэзия в системе традиционной культуры осетин2010 год, доктор филологических наук Бекоев, Владимир Исламович
Фольклор семиреченских казаков1983 год, доктор филологических наук Багизбаева, Мая Михайловна
Локальные особенности обрядовой поэзии аварцев2002 год, кандидат филологических наук Сулейманова, Кавсарат Гасановна
Лирика народов Дагестана: взаимосвязи, типология и этническая специфика2005 год, доктор филологических наук Халилов, Халил Махмудович
Абхазские традиционные обряды и обрядовая поэзия2000 год, кандидат филологических наук Табагуа, Светлана Андреевна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Власова, Зоя Ивановна
Заключение
487 ует Д. С. Лихачев, — с углублением социально-экономической ифференциации общества, фольклор постепенно отвергается пред-тавителями господствующих классов, новые эстетические вкусы ребуют новых форм, и фольклор уступает свои позиции. В резуль-ате вакуума, созданного отступлением фольклора, появляется овые жанры». л
Отступление» фольклора и вызванный им вакуум прямо зави-ели от правительственной оценки искусства скоморохов, ведуще-о фактора народной культуры в целом. Изгнание их из общества, становка на уничтожение этой социальной группыне сразу сказа-ись в фольклорном процессе. На окраинах государства, где лучше охранялась память о скоморохах, их художественно-поэтические радиции оставили наиболее яркий след и оказали влияние на раз-итие местных фольклорных форм и обрядов, сохранность празд-ичных обычаев, соблюдаемых наиболее одаренными людьми из арода: певцами, сказителями, бахарями, балагурами.
Огромна и не оценена но достоинству заслуга многих поколений родячих и оседлых («черных» — господских и частновладельчес-их деревенских) скоморохов, создававших и совершенствовавших течение столетий богатейший фонд устного поэтического творче-тва. Переписные документы ХУ-ХУП вв., исследованные В. Е. Пе-уховым, привели его к заключению, что «не было ни одного горо-а, либо уезда, где бы не жили представители этой любопытной про-ессии. Да й в наши дни (в частност;»-, йа довоенных картах. — 3. В.) :ожно отыскать десятки населенныхпунктов с названиями "Ско-орохово", "Гудцово" и т. д.»л
В заключительных словах статьи о судьбах и значении скоморо-1ьего искусства В. Е. Петухов с исчерпывающей полнотой и точно-тью определил роль его в русской народной культуре и — шире — культуре народов России. Однако со времени антискоморошьйх казов начинается эпоха угасания «великой скоморошьей игры»1 : концу ХУП столетия, «века многих мятежей», скоМорошестНо-л как социальное и культурное явление сходит с истерической сцены. Вместе с Ним праКтиНески заканчивается полнокровная творческая жизнь основных жанров фольклора. Эпос былинный сменялся истерическим еще в XVI в., отвечая новым запросам и потребностям времени, но сохраняя художественные эпические традиции и содержанием своим обогащая круг культурных интересов верхних слоев общества. В ХУП и XVIII вв. исторические песни сохранялись и исполнялись преимущественно в народе. ХУП в. стал гра
Л Лихачев Д. С. Система литературных жанров Древней Руси // Славянские литературы. Доклады советской делегации. V Международный съезд славистов. М., 1962. С. 67. Петухов В. Скоморохи на Руси // Советская эстрада и цирк. 1965. №10. С. 28-29.
488
Власова 3. И. Скоморохи и фольклор ницей для творческого развития всех многообразных форм обряд вого фольклора в его традиционном выражении. Возникают нроце сы контаминации, сокращения, искажения, забывание обрядовь действий и текстов, замена их текстами необрядовой лирики, нор ход свадебных в хороводно-игровые и вечеренечные и обратное пр никновение последних в свадебный репертуар. Тот же процесс мог но наблюдать в обрядовЫх гаданиях с подблюдными песнями.
Развитие сказки, как убедительно показала Э. В. Померанцев закончилось к началу ХУШ в. Продолжалось варьирование и ко таминирование сюжетов и отдельных мотивов, постепенное обедн ние, исчезновение богатых и красочных сказочных формул и все сказочной обрядности в целом.
В народной лирике, по мНению ряда специалистов, и в их чис: такого компетентного исследователя, как В. С. Бахтин, посвяти шего всю жизнь собиранию и изданию народных песен и сказо: граница дальнейшего развития — также начало ХУП1 в., когда пр кращается возникновение народно-поэтических сюжетов в русл традиции и усиливается литературно-музыкальное влияние друге культуры, западноевропейской, со временем все более увеличива! щееся.
Не исследованы эволюционные процессы в таких жанрах, на загадки и пословицы по причине большой пестроты и подвижност материала, но они едва ли повлияли бы на выводы, касающиеся и торических процессов в фонде фольклора и его состояния в цело! Приходится признать, что с исчезновением скоморохов из народно жизни русская народная культура постепенно утрачивала искони традиционный характер, приобретая постепенно новые, не орга ничные для нее искусственнее черты. «Скоморошье искусство, -писал Петухов, — само быв1пее песней народа, веселой и жизнелю бивой, вольной и прекрасной, пережИв своих создателей, влилось широкий и чистый поток современного искусства» (с. 29). Оно обо гатило поэтическим многоцветьем, мелодическим богатством, раз нообразием актерских приемов и пляски всю народную культуру сохранялось народными художественными мастерами до тех пор пока не начался новый период пренебрежения к нему и угасани древних народных традиций вместе с их носителями, творцами хранителями.
Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Власова, Зоя Ивановна, 2001 год
1. Агренева-Слав. — Агренева-Славянская О. X. Описание русской рестьянской свадьбы с текстом и песнями, М,, 1887.
2. Адмони — Адмони В. Г. Скальды при дворе конунгов // ТОДРЛ. . XXVni. 1985.
3. Азбелев — Азбелев С. Н.: 1. Новгородские былины и летопись // Ф. 1962. Вып. 7. С. 44-57; 2. Историзм былин и специфика фольк-ора. Л., 1982.
4. Айналов — Айналов Д. В. Очерки и заметки по истории древне-усского искусства //Изв. ОРЯС. Т. 13. Кн. 1. М., 1908.
5. Айналов, Редин — Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийский coop: Исследования мозаической и фресковой живописи. СПб., 1889.
6. Власова 3. И. Скоморохи и фольклор
7. Александрова — Александрова Е. А. Заметки о философии и кусства в эносе // Проблемы изучения русского устного народно! творчества: Сб. статей МОПИ им. И. К. Крупской. Вып. 2. М., 197' С. 37-52.
8. Алексеев Н. —Алексеев Н. Н. Былины й ранние догосударстве ные формы эпоса народов нашей страны: История цикла былин Добрыне // Проблемы изучения русского устного народного тво чества: Сб. статей МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1976.
9. Ателькин — Амелькин А. О.: 1. Татарский вопрос в обществе: ном сознании России: Канд. дисс. М., 1992; 2. О времени возникнов ния песни об Авдотье Рязаночке // РФ. СПб., 1997. Вып. 29. С. 80-8
10. Английские путешественники о Московском государстве в XVI Л., 1937.
11. Андерсен В. — Андерсен Вальтер: 1. Роман Апулея и народна сказка. Казань, 1914; 2. Император и аббат. История одного ане; дота. Т. 1. Казань, 1916; Т. 2: Andersenn W. Kaiser und Abt / Folklore Fellow Communikation, № 42. Helsinki, 1923.
12. Андреев Ю. — Андреев Ю. В. Мужские союзы в поэмах Гомера / Вест, древней истории. 1964. № 4.
13. Анимилле — Анимилле Н. Быт белорусских крестьян // Этне графический сб. СПб., 1854.
14. Аничков, Песня — Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня н Западе и у славян. СПб., 1903.
15. Аничков. Языч-во — Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь СПб., 1914.1. Литература491
16. Анфертьев — Анфертьев А. Н. Календарные обходы и мартов-сая обрядность у народов Восточной Европы: Преемственность и •нокультурные контакты. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Л., 319.
17. Аргентов — Аргентов Г. (Серебренников В. Н.): 1. Наговоры зужки на свадьбе // Кунгурско-Красноуфимский край. 1925. № 2. . 17-19; 2. Наговоры дружки //Уральский современник. 1940. sZ. С. 176-178; 3. Наговоры дружки // Прикамье. 1941. № 2. .101-104.
18. Дрмстаов — Аристов Н. Я.: 1. Об историческом значении русских азбойничьих песен. Воронеж, 1875; 2. Русские народные предания б исторических лицах и событиях // Труды 3-го археолог, съезда в осени. Т. Г.Киев, 1878. С. 337-343.
19. Арциховс, Янин — Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгород-кие грамоты на бересте. М., 1978.
20. Астафьева — Астафьева Л. А. Определение жанровых границ усского героического эпоса и его классификация // Фольклор: Из-ание эпоса. М., 1977. С. 112-127.
21. Астахова — Астахова А. М. Вылины: Итоги и проблемы изуче-ия. М.; Л.,19л6.
22. Аф. — Афанасьев А. Н.: 1. Поэтические воззрения славян на приеду. Т. 1-3. М., 1865-1869; 2. Древо жизни: Избр. статьи. М., 1983.
23. Багно — Багно В. Е. К вопросу о контаминации легенд об оскорб-ении черепа и о «бабьем насмешнике» (Легенды о Дон Жуане и ылины о Василии Буслаеве и Алеше Поповиче) // Филологич. ис-ледования. Памяти Г. В. Степанова. М.; Л., 1990. С. 283-291.
24. Баканурский — Баканурский А. ГосударЬ, вели извести их // аука и религия. 1985. № 7. С. 36-39.
25. Бакланова — Бакланова Н. А. О датировке повести о Ерше Ер-овиче//ТОДРЛ. 1954. Т. X. С. 310-331.
26. Власова 3. И. Скоморохи и фольклор
27. Экскурсы в область, народной песни: Юмор и сатира в народны песнях // ЭО. 1896. Кн. 29-30. № 2-3. С. 260-265.
28. Бараг — Бараг Л. Г.: 1. Сказочная фольклористика и народнк верования / / Сов. этнография. 1955. № 5. С. 15-27; 2. Этническое межэтническое в сказочном эпосе восточнославянских народов / Проблемы фольклора. М., 1975. С. 212-220.
29. Барнаул — Василенок В. А. Фольклорный кружок Барнаул! ского ГПИ // Русская народная поэзия: Фольклористические зг писки Горьковского ун-та. 1961. № 1.
30. Бардин — Бардин А. В. Фольклор Челябинской области. Чкг лов,1940.
31. Бахтин — Бахтин В. С: 1. Русская бытовая сказка. Отобрал и старых и новых книг и рукописей Владимир Бахтин. Л., 1981 2. Эксцедициив русские старообрядческие поселения Полыни, Рз мынии, Болгарии и Монголии / / ЖС. 1999. № 1. С. 40-41.
32. Бахтин М. — Бахтин М. М.: 1. Творчество Франсуа Рабле и на родная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965; 2. Литера турно-критические статьи. М., 1986.
33. Бахтина — Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочно фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о живот ных. Саратов, 1972.
34. Белецкая — Белецкая Н. Н. О новогодних русалиях // Славян и Русь. М., 1968.
35. Белинский — Белинский В. Г. Полное собр. соч. Т. 1-5. М.; Л. 1954.
36. Беляев — Беляев И. Д. О скоморохах // Временник ОИДР. 1854 Кн. 20. М., 1854. С. 69-92.
37. Бережков — Бережков М. Е!це несколько образцов народны исторических песен, записанных во Владимирской губернии. Не жин, 1895.
38. Берков — Берков П. П.: Русская народная драма ХУП-ХХ ве ков / Ред., вступ. статья и коммент. П. Н. Беркова. М., 1953; 2. И истории пародии ХУХП-ХХ веков // Вопросы советской литерату ры. М.; Л., 1957. Вып. 5.
39. Бернштам — Бернштам Т. А. Мяч в русском фольклоре и обря довых играх // Фольклор и этнография: у этнографических исто ков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 162-174.
40. Бес. — Бессонов П. А. Белорусские песни с подробными объяснениями их творчества. М., 1871.
41. Бестужев-Рюм. — Бестужев-Рюмин К. Н. Заметки по поводу труда Д. А. Ровинского // ИВ. 1882. № 2. С. 496.
42. Бетин — Бетин Л. В. Композиция на тему повести об Анте-ско-морохе в росписи церкви Успения в Мелетове // Сб. статей к 70-летию В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 333-338.
43. Бирюков — Бирюков В. П.: 1. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск, 1936; 2. Урал в его живом слове. Свердловск, 1953.1. Литература493
44. Бломквист — Бломквист Е. Э. Свадебные указы Ростовского уез-I. К вопросу об отражении сюжетов лубочных картинок в современ-ом крестьянском быту // ХФ. М., 1927. Вып. 2-3. С. 103-111.
45. Бобровский — Бобровский Я. Е. Мифологический мир древних иевлян. Киев, 1982.
46. Бобчев — Бобчев С. И. Памятники народного быта болгар // РВ. 579. №7. С. 192-210.
47. Богатырев — Богатырев П. Г.: 1. Традиция и импровизация в ародном творчестве // VII Международный конгресс антропологи-еских и этнографических наук. М., 1964; 2. Вопросы теории на-одного искусства. М., 1981.
48. Бродский — Бродский Н. Д. Следы профессиональных сказоч-иков в русских сказках // ЭО. 1904. № 2. С. 1-18.
49. Булгаков — Булгаков М. Б. «Роспросные речи» беломестцев как сточник по хозяйственной жизни горожан в середине ХУП в. // коморохи. Проблемы и перспективы изучения. СПб., 1994. .205-215.
50. Бурилина — Бурилина Е. Л. Чин «за приливок о здравии гесу-аря» (История и особенности бытования) // Древнерусская лите-атура: Источниковедение. Л., 1984. С. 204-214.
51. Буслаев — Буслаев Ф. И.: 1. Исторические очерки русской на-одной словесности и искусства. СПб., 1861; 2. Русский богатыр-кий эпос // Сб. ОРЯС. СПб., 1881. Т. 42. С. 1-215.
52. Вагнер — Вагнер Г. К.: 1. Грифон во Владимирско-Суздальской асадной архитектуре // Сов. археология. 1962. № 3; 2. Древние отивы в домовой резьбе Ростова Ярославского // Сов. этнография. 962. № 4. С. 34-45.
53. Варганова — Варганова В. В.: 1. Плач и смех в жанровой систе-е Пинежского свадебного обряда // Вопросы жанра и стиля в рус-кой и зарубежной литературе. М., 1979. С. 1-11; 2. Сексуальное в вадебном обряде / РЭФ. М., 1995. С. 149-156.
54. Васнецов — Васнецов А. Песни северовосточной России. СПб., 894.
55. Введенский — Введенский А. А. Дом Строгановых в ХУ1-ХУ11 еках. М., 1962.
56. Вес. Калики — Веселовский А. П.: Калики перехожие и бого-ильские странники // ВЕ. 1872. № 4.
57. Вес. Разыск. — Веселовский А. Н. Разыскания в области русско-о духовного стиха. Вып. 4: I. Румынские, славянские и греческие оляды. П. Святочные маски и скоморохи // Зап. АН. Т. 43. № 1.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.