Символы возмездия в западноевропейской средневековой культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Целищева, Зухра Абдурашидовна

  • Целищева, Зухра Абдурашидовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 143
Целищева, Зухра Абдурашидовна. Символы возмездия в западноевропейской средневековой культуре: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижневартовск. 2011. 143 с.

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Целищева, Зухра Абдурашидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, цель диссертационного исследования достигнута, положения, выносимые на защиту, обоснованы и доказаны. В процессе изучения западноевропейских средневековых символов возмездия важно было решить проблему соотношения сохранившихся в этой эпохе остатков предшествующих культур, потому что каждая из них обладала своими символами. Частое совпадение значений символов в различных культурах можно объяснить нормами коллективного мышления, если, конечно, согласиться с утверждением К. Леви-Строса о «неизменности человеческого мышления»1. Легко можно обнаружить тесную связь средневековой культуры с культурами предшествующих эпох, мышлением и мировосприятием людей, живших в то время.

Вслед за П.М. Бицилли мы склонны защищать идею разумности, целесообразности и историчности средневекового символизма, т.к. простейшие геометрические символы восходят к очень глубокой древности, которые в праисторические времена составляли первичный графический язык человечества. Следовательно, существует культурно-символический и сакральный исток средневековой культуры. Изучение символов дает наиболее достоверную информацию, потому что остаются неизменными на протяжении тысячелетий.

В процессе исследования мы совершили системное разложение западноевропейской средневековой культуры на отдельные части, не исключая их взаимосвязи. При этом выделили ряд частностей, которые, на наш взгляд, позволили исследовать символы возмездия в их закономерности и взаимообусловленности. Понятие «возмездие» мы рассмотрели как кару за совершенное зло в отношении Бога, Церкви и общества. Следовательно, символы возмездия выходили за рамки только лишь своего символического

1 Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. - 1970. - № 7. -С. 164. значения, поскольку в них «входили иррациональные и трансцендентальные величины»1.

Католическая Церковь занимала в обществе доминирующее положение. Ее стремление к верховенству в значительной степени повлияло на ход культурно-исторических событий, а также на сам характер западноевропейского средневекового общества. Священники предупреждали, что в загробной жизни грешников ожидает Божественное возмездие, которое, однако, может настигнуть и на земле. Священники считали, что они наделены властью правосудия самим Богом. Она дала почувствовать всем облеченным властью, что занимаемые ими места - это, в сущности, должности всемирной теократии, главная цель которой - поддержание чистоты веры. В связи с этим светская власть была вынуждена подчиниться Церкви и осуществлять тотальный контроль над обществом, людскими поступками и помыслами. Частные лица и государство становились помощниками инквизиции под угрозой наказаний вплоть до обвинений в ереси.

Церковь приучила людей смотреть на ересь не просто как на преступление, а как на мать всех преступлений. Ересь в большей степени отделяет человека от Бога, и наказание за нее должно быть самым тяжелым. Земные страдания, с одной стороны, предвещали наказуемым ужасные мучения в чистилище или в аду; а с другой стороны, уже служили искуплением грехов. Согласно представлениям о загробном возмездии, мера взыскания за каждый проступок назначалась после смерти на последнем Суде индивидуально. Таким образом, средневековый человек нес ответственность за свои преступления и грехи перед обществом, правителем, Церковью и Богом.

Методы, изобретенные и одобренные инквизицией, епископские суды применяли к еретикам; и вскоре насилие и произвол распространились на все

1 Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.

С. 7. дела, подсудные епископским судам. Более гибельно сказалось влияние инквизиции на светском судопроизводстве. До конца XVIII в. в большей части Западной Европы инквизиционное судопроизводство, развивавшееся в целях уничтожения ереси, стало обычным методом наказания, применявшимся в отношении всех обвиняемых. В глазах светского судьи обвиняемый был человеком, стоявшим вне закона, виновность его всегда предполагалась, и от него хитростью или силой получали признание. В случае недоказанности виновности обвиняемого его наказывали как подозреваемого, причем вид наказания выбирал судья по своему усмотрению1.

Чрезмерное проявление жестокости по отношению к еретикам и преступникам объясняется тем образом жизни и умонастроением, которые существовали в средние века. Настроение тревожности, хаоса, всеобщее ожидание конца света обостряли подозрительность, предвзятость суждений, жестокость пыток и наказаний со стороны инквизиции и общества. Идея возмездия, выраженная в духовном и земном наказании, не просто преследовала цель «поучить» наказуемого, а имела характер сложного процесса по охранению «своего» мира от влияния дьявола.

Исследователь средневековой культуры Л. Романчук полагала, что средневековая христианская культура воспринимала и разрешала проблематику добра и зла с точки зрения онтологического и космического статуса, исходя из платоновского понятия блага . Основанная на Ветхом и Новом Завете, эта культура аккумулировала представления человека о сущем, о добре и зле, сводя их к конкретным символическим формам. Христианское вероучение рассматривало наличный порядок мирового бытия как результат грехопадения человека, а человеческую деятельность - как

1 См. : Ли Г. Ч. История инквизиции в Средние века. Смоленск, 2001. С. 201.

2 Романчук Л. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма. Днепропетровск, 2000. С. 143.

122 искупление общего греха. Согласно мнению исследовательницы, христианство утвердило невозможность рационального познания метаисторического смысла добра и зла1.

В эпоху крушения античных империй, зарождения и упрочения христианства как монотеистической религии происходило все большее размежевание, расхождение в пространстве, сути и природе и все большее абстрагирование категорий добра и зла, перевод их в область запредельных, умозрительных, космических понятий, требующих особых толкований. Общечеловеческие категории превращались в сакральные тайны, приоткрыть завесы которых было возможно лишь избранным путем откровения, благодати и прозрения. Однако нельзя допускать, чтобы слушатели проповедников ничего не понимали. П.М. Бицилли отмечал, что они не только понимали проповедников, когда те говорили символами, но иной речи, кроме символической, не понимали2. В то же время столь четко обозначенные границы противоположных категорий на самом деле весьма зыбки и легко проходимы с помощью неких специально созданных приемов. Так, состоянию греха, т.е. нахождения в сфере зла, соответствовал прием раскаяния, переводящего душу, состояние человека в противоположный «лагерь». Раскаяние выступало в роли связующего звена, такими же «мостиками» являлись исповедь, причастие, покаяние и крещение. Очень хорошо это видно в картинах художников Западной Европы Х1У-ХУ вв., на которых изображена праведная и неправедная смерть. Если человек перед смертью искренне раскаивался, то чаша весов с благими деяниями автоматически перевешивала, и это становилось спасением от мук ада для души.

1 См. : Романчук Л. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма. Днепропетровск, 2000. С. 143.

2 См. : Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. С. 86.

П.М. Бицилли отмечал, что было много написано о бездушном, формальном характере католицизма с его «бухгалтерской» расценкой воздаяний за грехи и добрые дела. Сама возможность арифметического приравнивая «дела» и «мзды» вытекает из понимания отвлеченных идей как объектов. «Дело» мыслится как объект, существующий самостоятельно, независимо от действующего. «Вся „бухгалтерия" основана на том, что сопоставляются величины соизмеримые, - писал П.М. Бицилли, - а соизмеримы они потому, что смутно мыслятся в одном плане, и именно как „вещи" с определенной „плотностью", с определенным „весом", имеющие бытие в пространственном мире»1. Он привел пример, который, на наш взгляд, хорошо характеризует эту особенность мышления, смешав противоположные точки зрения - субъективную и объективную. Среди фресок Джотто ди Бондоне в падуанской церкви св. Петра имеется одна, изображающая тайную вечерю, именно тот момент, когда Христос открывает Петру и «возлюбленному ученику» имя предателя (Ин. 13, 21-27). Одна подробность картины останавливает внимание: все трапезующие изображены с нимбами, в том числе Иуда. Как это понять? Нельзя допустить просто небрежность со стороны такого мастера, как Джотто ди Бондоне, у которого всегда все продумано. Основывался ли он на 27 стихе, где сказано: «И после сего куска вошел в него сатана»? Но на фреске Иуда еще только протягивает руку за хлебом. Джотто ди Бондоне, не мог не знать, что дьявол еще раньше «вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин. 13, 2). Почему же художник окружил голову предателя венком святости? Единственное объяснение - в том, что Джотто ди Бондоне, изобразил сцену не с точки зрения зрителей, а с точки зрения учеников Христовых, из которых «никто из возлежавших не понял» (Ин. 13, 28), что произошло между Иудой и Учителем2. Данный пример демонстрирует и то, что символы

1 См. : Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. С. 79.

2 Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. С. 78.

124

Исторический период воспринимался как система символов, отражавших события последующего периода. Историчность мышления присуща мистическому богословию позднего средневековья. Мистики переработали в духе историзма идейное наследие А. Августина и вложили в созданные им формы новое содержание. «Вековечное состязание двух градов они обратили в процесс вырастания Божьего града непосредственно из земного, и в этом им раскрывался новый смысл мировой истории»1, - писал П.М. Бицилли.

Для западноевропейской средневековой культуры было свойственно воспринимать не только исторический период как систему символов, но и потусторонний, и посюсторонний миры. Символ и в плане выражения, и в плане содержания всегда представлял собой некоторый текст, т.е. обладал некоторым единым замкнутым в себе значением и отчетливо выраженной границей, позволявшей ясно выделить его из окружающего семиотического контекста. Стержень этих символов имеет глубокую архаическую природу и восходит к дописьменной эпохе, когда определенные (и, как правило, элементарные в начертательном отношении) знаки представляли собой свернутые мнемонические программы текстов и сюжетов, хранившихся в устной памяти коллектива. Известно, что символическое сознание - наиболее ранняя форма сознания . Однако, несмотря на это, понимание и трактовка символов является проблемой, своего рода пересечением различных точек зрения, философских позиций и взглядов.

Во всех сферах средневековой культуры использовался язык символов и аллегорий: в архитектуре, живописи, духовной и светской литературе, прикладном искусстве. В философии и теологии также развивались традиции символического знания. Отечественный исследователь культуры средних веков A.A. Столяров писал: «Для философско-теологической литературы

1 Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. С. 179.

2 См. : Вирт Г. Хроника Ура Линда: древнейшая история Европы. М., 2007. С. 72. средневековья характерен предметный символизм. Он превращает процесс восприятия любой вещи в религиозно значимый акт. Его истоки - в сложной многозначной символике, пронизывающей всю жизнь церкви»1. Детали храмовой архитектуры и живописи, предметы, используемые в богослужении, действия священнослужителей и молящихся - все знаменует собой что-либо относящееся к реальности духовного мира, реальности, которая не может быть предъявлена, но на нее указывает и переживанию ее соприсутствия служит восприятие предмета-символа. Литургический символизм - одно из проявлений предметного символизма. Другое выражение предметно-символической установки сознания - когда восприятие каждой вещи в мире как результата творения, несущего в себе отпечаток божественного совершенства. Мир в этом случае предстает как система прозрачных символов, посредством которых душе, устремленной к Богу, открывается замысел Творца. Предметный символизм опирается на догматику, на катафатическое богословие, на практику церковного богослужения. A.A. Столяров определил сочинения св. Бонавентуры -выдающегося теолога и философа XIII в., одного из учителей католической церкви, - как вершину философского символизма средневековья2.

Символы возмездия в средневековой культуре представляют собой один из наиболее устойчивых элементов культурного континуума. Они несут в себе глубокую информацию о понимании средневековым человеком смысла жизни, который заключался в искуплении грехов. Символы и символические образы западноевропейского средневековья, взятые у предшествующих культур или созданные самостоятельно (например, «Книга жизни», образ дьявола), позволяли передать понятия, суть которых многозначна и неисчерпаема. Даже в современном обществе этот символизм

1 Столяров А. А. Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы в средние века // История философии. Запад-Россия-Восток. В 2 кн. Кн. 1. Философия древности и средневековья. М., 1995. С. 305.

2 См. : там же. С. 307. продолжает играть важную, хоть и не всегда очевидную роль в повседневной жизни.

Являясь важным механизмом памяти средневековой культуры, символы перенесли тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного пласта культуры в другой. Пронизывающие диахронию культуры константные наборы символов в значительной мере брали на себя функцию механизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не давали ей распасться на изолированные хронологические пласты1. Единство основного набора символов и длительность их культурной жизни в значительной мере определили национальные и ареальные границы западноевропейской средневековой культуры. Трансформируя и трансформируясь, символы возмездия коррелировали с культурным контекстом Западной Европы. Смысловые потенции символов средневековой культуры всегда шире их данной реализации: связи, в которые вступали символы с помощью своего выражения с тем или иным семиотическим окружением, не исчерпывали всех их смысловых значений. Это и создает тот смысловой резерв, с помощью которого символ может вступать в неожиданные связи, меняя свою сущность и деформируя непредвиденным образом текстовое окружение. Именно «простые» символы образовали символическое ядро западноевропейской средневековой культуры. Насыщенность ими позволяет судить о символизирующей либо десимволизирующей ориентации культуры в целом.

1 См. : Лотман Ю. М. Символ в системе культуры. Таллинн, 1992. С. 193.

128

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Целищева, Зухра Абдурашидовна, 2011 год

1. Абеляр, П. П. Диалог между философом, иудеем и христианином Текст. / П. П. Абеляр // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 131-181.

2. Абеляр, П. П. Этика, или познай самого себя. Теологические трактаты Текст. / П. Абеляр; пер. с лат., коммент., вводн. ст. С. С. Неретиной ; сост. С. С. Неретина. М. : Прогресс, Гнозис, 1995. - 413 с.

3. Августин, А. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий Текст. / Августин Аврелий; пер. с лат. М. Е Сергеенко. М.: Республика, 1992. -335 с. - (Человек в исповедальном жанре).

4. Августин, А. Творения Текст. : в 4 т. Т. 4. Кн. Х1У-ХХП : О граде Божьем / А. Августин ; сост. и подг. текста С. И. Еремеев. СПб. : Алетейя ; Киев : УЦИММ-Пресс, 1998. - 596 с.

5. Аверинцев, С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья Текст. / С. С. Аверинцев // Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы /С. С. Аверинцев. -М., 1977.-С. 88-112.

6. Аверинцев, С. С. Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса) Текст. / С. С. Аверинцев // Аверинцев С. С. Семиотика и художественное творчество / С. С. Аверинцев. М., 1977. - С. 308-337.

7. Аквинский, Ф. О правлении государей Текст. / Ф. Аквинский ; пер. Н. Б. Срединской // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (У1-ХУП вв.) / сост. М. Н. Грачев. Л., 1990. - С. 233-243.

8. Амфитеатров, А. Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков Текст. / А. Амфитеатров. М. : Азбука-классика, 2010.-384 с.

9. Андреев, Д. Л. Роза Мира Текст. : в 2 т. Т. 2. Кн. 1-У11. / Д. Л. Андреев. М. : Профиздат, 2006. - 416 с.

10. Антология. Восточные Отцы и учителя Церкви IV века Текст. : в 3 т. Т. 2. : Дадим Александрийский, Григорий Нисский, Амфилохий

11. Иконийский / сост. иеромонаха Илариона (Алфеева). М.: Изд-во МФТИ, 2000.-416 с.

12. Апокалипсис Петра Электронный ресурс. / пер., сост., вступ. ст. М. Г. Витковская, В. Е. Витковский. СПб.: Алетейя, 2000. - Режим доступа: http://www.heretics.com/library. - Загл. с экрана.

13. Аристотель. Сочинения Текст. : в 4 т. Т. 3 : О возникновении и уничтожении / Аристотель ; пер. Т. А. Миллера. М. : Мысль, 1981. - 438 с.

14. Аристотель. Сочинения Текст. : в 4 т. Т. 4 : Никомахова этика / Аристотель. М. : Мысль, 1984. - 740 с.

15. Арну, А. История инквизиции Текст. / А. Арну. СПб. : Евразия, 1995.-320 с.

16. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти Текст. / Ф. Арьес ; пер. с фр., общ. ред. С. В. Оболенской, предисл. А. Я. Гуревича. М. : Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. - 528 с.

17. Афинагор. Прошение о христианах. О воскресении мертвых / Афинагор // Сочинения древних христианских апологетов / пер. П. Преображенского. СПб., 1999. - С. 53-125. - (Античное христианство. Источники).

18. Байбурин, А. К. Ритуал: свое и чужое Текст. / А. К. Байбурин // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. - 237 с.

19. Бартошек, М. Римское право Текст. : понятия, термины, определения / М. Бартошек ; пер. с чешского. М. : Юрид. лит., 1989. - 448 с.

20. Баткин, Л. М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности Текст. / Л. М. Баткин. М. : Наука, 1989. - С. 272.

21. Бауэр, Э. Энциклопедия символов Текст. / Э. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин ; пер. с нем. Г. Гаева. М. : КРОН-ПРЕСС, 2000. - 504 с.

22. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Текст. / М. М. Бахтин. 2-е изд. - М. : Худ. литра, 1990.-453 с.

23. Бердяев, Н. А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы Текст. / Н. А. Бердяев. М. : Феникс ; ХДС-пресс, 1991. - 81 с.

24. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях Текст. / Ч. Беккариа. -М. : Стеле, 1995.-248 с.

25. Бессмертный, Ю. JI. «Анналы» : переломный этап ? Что такое школа «Анналов»? Текст. / Ю. J1. Бессмертный // Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. - М., 1991. - С. 7-25.

26. Бертрам, Д. Г. История розги Текст. : в 2 т. Т. 1 / Д. Г. Бертрам ; сост. Г. Г. Кудрявцев ; пер. с англ. А. Б. Головина. М. : Просвет, 1992. -288 с. - (Преступление и наказание в мировой практике).

27. Библейская энциклопедия Текст. / труд и издание Архимандрита Никифора. М. : ТЕРРА, 1990. - 902 с.

28. Библия. М. : Российское библейское общество, 2002. - 1380 с.

29. Бицилли, П. М. Элементы средневековой культуры Текст. / П. М. Бицилли. СПб. : Мифрил, 1995. - 244 с.

30. Блок, М. Характерные черты французской аграрной истории Текст. / М. Блок. М. : Изд-во иностранной литературы, 1957. - 159 с.

31. Блок, М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии Текст. / М. Блок ; пер. с фр.

32. B. А. Мильчиной, предисл. Ж. Jle Гоффа ; науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича. М. : Школа «Языки русской культуры», 1998. - 712 с.

33. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка Текст. / М. Блок. 2-е изд., доп. - М. : Наука, 1986. - 256 с. - (Памятники исторической мысли).

34. Боас, Ф. Границы сравнительного метода в антропологии Текст. / Ф. Боас; пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры : в 2 т. Т. 1 / под ред.С. Я. Левит. СПб., 1997.

35. C. 509 518. - (Культурология. XX век).

36. Босх, И. Между Адом и Раем Текст. / И. Босх ; пер. с англ. П. Бобрыкина ; отв. ред. С. Александрович. М. : Арт-Родник, 2001. - 96 с.

37. Боэций, А. М. С. Утешение философией и другие трактаты Текст. /

38. A. М. С. Боэций ; пер. В. И. Уколовой, М. Н Цейтлина ; примеч.

39. B. И. Уколовой. М. : Наука, 1996. - 316 с.

40. Букалаев, А. К. Наказание как символический слой мировой культуры Текст. / А. К. Букалаев // Летняя философская школа «Голубое озеро 2006». Технопарк как модель интеграции, науки и образования : материалы. - Новосибирск, 2006. - С. 206-212.

41. Вейсман, А. Д. Греческо-русский словарь Текст. / А. Д. Вейсман. -репр. 5-го изд. 1899 г. М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991.- 1370 с.

42. Вирт, Г. Ф. Хроника Ура Линда Текст. : древнейшая история Европы / Г. Ф. Вирт. М. : Вече, 2007. - 624 с.

43. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика Текст. : в 4 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Искусство, 1968. - 622 с.

44. Гете, И.В. Фауст. Трагедия Текст. / И.В. Гете ; пер. с нем. Б. Пастернака. М.: Госуд. изд-во худ. лит-ры, 1978. - 215 с.

45. Гиббон, Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи Текст. : В 7 т. Т. 1 / Э. Гиббон ; пер. с англ. М. : ТЕРРА, 1997. - 256 с. - (Историческая библиотека).

46. Голан, А. Миф и символ Текст. /А. Голан. М. : Русслит, 1993.375 с.

47. Гришина, Е. С. Вина как экзистенциал человеческого существования Текст. / Е.С.Гришина // Вестник НГУ. Сер. Философия. -2005. Т. 3., вып. 2. - С. 85-94.

48. Губанов, В. Благодатный огонь на Гробе Господнем Текст. / В. Губанов. М. : Аксиос, 2002. - 489 с.

49. Гуревич, А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазамисовременников Текст. / А. Я. Гуревич. М. : Искусство, 1989. - 366 с.132

50. Гуревич, А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов» Текст. /

51. A. Я. Гуревич. М. : Индрик, 1993. - 328 с.

52. Гуревич, А. Я. Избранные труды Текст. : в 2 т. Т. 2 : Средневековой мир. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -СПб. : Университетская книга, 1999. 560 с.

53. Данте, А. Божественная комедия Текст. / Данте Алигьери ; пер. с ит. Д. Минаева; совр. поэт. ред. И. Евсы; предисл. В. Татаринова ; примеч. Т. Шеховцой. М. : Эксмо, 2008. - 864 с.

54. Дворецкий, И. X. Латинско-русский словарь : около 200 000 слов и словосочетаний Текст. / И. X. Дворецкий. 6-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2000. - 846 с.

55. Дубовцев, В. А. Эволюция идеи отчуждения в европейской мысли в контексте проблематики преступности и зла Текст. / В. А. Дубовцев // Философия и общество: научно-теоретический журнал. М.: Изд-во «Учитель», 2007. - № 1. - С. 14 - 32.

56. Дюби, Ж. Европа в Средние века Текст. / Ж. Дюби ; пер. с фр.

57. B. Колесникова. Смоленск : Полиграмма, 1994. - 316 с.

58. Еманов, А. Г. Север и Юг в истории коммерции : на материалах кафы XIII-XV вв.: нумизматический сборник / А. Г. Еманов. Тюмень : МИ «РУТРА», 1995. - 227 с.

59. Жильсон, Э. Философия в средние века Текст. : от истоков патристики до конца XIV века : монография / Э. Жильсон ; пер. А.Д. Бакулов ; ред. С.С. Неретина. М.: Республика, 2004. - 678 с.

60. Ильин, И. А. Сочинения Текст. : в 2 т. Т. 1 : О сопротивлении злу силой / И. А. Ильин. М.: Московский философский фонд ; Медиум, 1993. -221 с.

61. История средних веков Текст. : учебник. В 2 т. Т. 1 / под ред.

62. C. П. Карпова. 4-е изд. - М: Изд-во Моск. ун-та ; Высшая школа, 2003. -640 с.

63. Карсавин, Л. П. Культура Средних веков Текст. / Л. П. Карсавин. -М.: Книжная находка, 2003. 222 с.

64. Кассирер, Э. Философия символических форм Текст. : в 2 т. Т. 2 / Э. Кассирер // Мифологическое мышление / отв. ред. Д.М. Носов. М. ; СПб., 2001. - 271 с. - (Книга света).

65. Каутский, К. Происхождение христианства Текст. / К. Каутский. -М.: Политиздат, 1990. 463 с.

66. Климова, И. В. Мотив «Пляски смерти» и образ черта в мистериях позднего средневековья Текст. / И.В. Климова // Культура. Искусство. Образование : Актуальные проблемы. М., 1996. - 114 с.

67. Кон, И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры Текст. / И. С. Кон // Социальная психология личности / отв. ред. М. И. Бобнева. М., 1979. - С. 85-113.

68. Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше Текст. / Ф. Коплстон ; пер. с англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Васильева. М. : Республика, 2004. - 542 с.

69. Кулакова, Л. А. Символика античных мистерий Текст. / Л. А. Кулакова // Символы в культуре : сб. ст. / отв. ред. В. В. Савчук. СПб., 1992.-С. 3-20.

70. Кули, Ч. X. Общественная организация. Изучение углубленного разума. Текст. / Ч. X. Кули ; пер. А. Марченко // Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ вв. : хрестоматия / отв. ред. В. И. Добреньков, Л. П. Беленкова. М., 1994. - 379 - 383 с.

71. Культурология XX век : словарь / гл. ред., сост. и автор проекта Л. Т. Мильская. СПб. : Университетская книга, 1997. - 640 с. -(Культурология XX вв.)

72. Крылов, А. Г. Этимологический словарь Текст. / А. Г. Крылов. -СПб. : Полиграфу слуги, 2005. 432 с.

73. Леви-Строс, К. Структура мифов Текст. / К. Леви-Строс // Вопросы философии. 1970. - № 7. - 1970. - С. 152-164.

74. Леви-Строс, К. Неприрученная мысль Текст. / К. Леви-Строс // Первобытное мышление / пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. М., 1994.-С. 111-336.

75. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада Текст. / Ж. Ле Гофф ; пер. с франц. Е. И. Лебедевой, Ю. П. Малинина, В. И. Райцес, П. Ю. Уварова ; общ. ред. Ю. Л. Бессмертного ; послесл. А. Я. Гуревича. -М. : Прогресс, 1992. 276 с.

76. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века Текст. / Ж. Ле Гофф. -СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. 160 с.

77. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого Текст. / Ж. Ле Гофф ; пер. с фр. Е. В. Морозовой; общ. ред. С. К. Цатуровой. М. : Прогресс, 2001.-440 с.

78. Ле Гофф, Ж. Рождение чистилища Текст. / Ж. Ле Гофф ; пер. с фр. В. Бабинцева, Т. Краевой. Екатеринбург : У-Фактория; М. : ACT, 2009. -544 с.

79. Лемешко, А. Духовные стороны христианства Электронный ресурс. / А. Лемешко. Режим доступа: http://serafimov.narod.ru/temmat/ smert. html. - Загл. с экрана.

80. Ли, Г. Ч. История инквизиции в Средние века Текст. / Г. Ч. Ли ; пер. с фр. А. В. Башкирова. Смоленск : Русич, 2001. - 640 с. - (Популярная историческая библиотека).

81. Лотман, Ю. М. Избранные статьи Текст. : в 3 т. Т. 1 : Символ в системе культуры : ст. по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман .Таллинн: Александра, 1992. 475 с.

82. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А. Ф. Лосев 2-е изд., испр. - М. : Искусство, 1995. - 320 с.

83. Лосский, Н. Бог и мировое зло Текст. / Н. Лосский. СПб., М.: Республика, 1994.-431 с.

84. Мелетинский, Е. М. Клод Леви-Строс и структурная типология мифа Текст. / Е. М. Мелетинский // Вопросы философии. 1970. - № 7. -С. 165-173.

85. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа Текст. / Е. М. Мелетинский. 3-е изд., репринт. - М. : Восточная литература, 2000. - 407 с. - (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

86. Мифы народов мира Текст.: энциклопедия : в 2 т. Т. 2. К-Я / гл. ред. С. А. Токарев. М. : НИ «Большая российская энциклопедия», 2000. -720 с.

87. Моленко, О. Проповедь всемирного покаяния. Церковь Иоанна Богослова Электронный ресурс. / О. Моленко. Режим доступа: http://www.omolenko.com/biblio/ignatiyosmerti. - Загл. с экрана.

88. Монах Митрофан. Загробная жизнь Текст. / Монах Митрофан. -М.: Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит», 1994. 513 с.

89. Найдыш, В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма Текст. / В. М. Найдыш. М. : Гардарики, 2002. - 554 с.

90. Настольная книга священнослужителя Текст. : в 7 т. Т. 7. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1992. - 800 с.

91. Неретина, С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии Текст. / С. С. Неретина. Архангельск : Изд-во Поморского пед. ун-та, 1995.-368 с.

92. Несселыптраус, Ц. Г. Альбрехт Дюрер 1471-1528 Текст. / Ц. Г. Несселыптраус ; под ред. Н. В. Семенниковой. М. : Искусство, 1961. -258 с.

93. Несселыптраус, Ц. Г. Очерки истории и теории изобразительных искусств Текст. / Ц. Г. Несселыптраус. Л. ; М. : Искусство, 1964. - 389 с.

94. Несселыптраус, Ц. Г. Рисунки Дюрера : альбом Текст. / Ц. Г. Несселыптраус. М. : Искусство, 1966. - 158 с.

95. Никитина, И. П. Универсализм и символизм средневековой культуры Текст. / И. П. Никитина // Философские исследования. 1995. -№ 3. - С. 7-15.

96. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра Текст. : книга для всех и ни для кого: в 13 т. Т 4 / Ф. Ницше ; пер. Ю. М. Антоновского ; под ред. К. А. Свасьяна. М. : Мысль, 1990. - 432 с.

97. Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. 1990 Текст. / отв. ред. А .Я. Гуревич. М.: Наука, 1990. - 222 с.

98. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка Текст. : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

99. Пилецкий, С. Г. О Мести и ее месте в жизни человеческой Текст. / С. Г. Пилецкий. Ярославль : ООО «Аверс-Плюс», 2008. - 556 с.

100. Платон. Горгий. Собрание сочинений Текст. : В 4 т. Т. 1 / Платон ; под общ. ред. А. Ф. Лосева и др. ; авт. вступ. статьи А. Ф. Лосев. ; примеч.

101. A. А. Тахо-Годи ; пер. С. П. Маркиша. М. : Мысль, 1990. - 860 с.

102. Полищук, В. И. Культура Текст. : мир познания и жизни /

103. B. И. Полищук, М. М. Новикова, Б. В. Емельянов ; под общ. ред. Б. В. Емельянова. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2008. - 380 с.

104. Проект о Жизни 2001-2010. Жизнь после смерти смерть в различных культурах Электронный ресурс. - Режим доступа: http://lossofsoul.com/DEATH/Religion/other.htm. - Загл. с экрана.

105. Райт, Дж.К. Географические представления в эпоху Крестовых походов : исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе Текст. / Дж.К. Райт ; пер. с англ. М. : Наука, 1988. - 487 с.

106. Ранович, А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства Текст. / А. Б. Ранович. М. : Политиздат, 1990.-479 с.

107. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней (От библейского послания до Макиавелли) Текст. / Дж. Реале, Д. Антисери ; пер. С.А. Мальцев. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 351 с.

108. Ренан, Э. Ж. Жизнь Иисуса Текст. / Э.Ж. Ренан ; пер. с фр. A.C. Усовой. М.: Политиздат, 1991.-398 с.

109. Романчук, Л. Творчество Годвина в контексте романтического демонизма Текст. / Л. Романчук. Днепропетровск : Полиграфист, 2000. -181 с.

110. Сведенборг, Э. О небесах, о мире духов и об аде Текст. / Э. Сведенборг. Киев : Украина, 1993. - 336 с.

111. Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии Текст. / Г. Дьяченко. СПб. : Донской монастырь, 1900. - 629 с.

112. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам, IV, 1 Текст. : в 12 т. Т. 9. Кн. 2 / Св. Иоанн Златоуст ; рус. пер. СПб.: Донской монастырь, 1903. - 516 с.

113. Св. Ириней Лионский. Творения Текст. / Св. Ириней Лионский ; пер. П. Преображенского, Н. Сагарды. М. : Благовест, 1996. - 640 с. -(Библиотека отцов и учителей Церкви).

114. Севильский, И. Этимологии, или Начала Текст. : в 20 кн. Кн. 13 : Семь свободных искусств / И. Севильский ; пер. Л. А. Харитонова. СПб. : Евразия, 2006. - 352 с.

115. Сен-Викторский, Г. О созерцании и его видах: о пяти способах познания Бога Текст. / Г. Сен-Викторский ; пер., прим. и послесл. М. А. Гарнцева // Знание за пределами науки. М., 1996. - С. 304-314.

116. Серафимов, Б. Природа добра и зла. Теософские и научные взгляды Текст. / Б. Серафимов. СПб. : Лань, 1998. - 125 с.

117. Сидоренко, Ю. И. Добро и зло как изначальный смысл сущего (конференция «Этика и мораль в современном мире») Текст. /

118. Ю.И.Сидоренко // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001. - №1. -С. 9-18.

119. Соловьев, В. С. Сочинения Текст. : В 2 т. Т. 3 / общ. ред и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева ; примеч. С. Л. Кравца и др.- 2-е изд. М. : Мысль, 1990. - 822 с. - (Философское наследие).

120. Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики Текст. / А. П. Скрипник. М. : Политиздат, 1992. - 352 с.

121. Словарь символов Текст. / пер. с англ. С. Палько. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001.-448 с.

122. Словарь мифов Текст. / пер. с англ. Ю. Бондарева. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001.-432 с.

123. Смертная казнь Текст. : за и против / сост. О. Ф. Шишов, Т. С. Парфенова. М. : Наука, 1989. - 542 с.

124. Смирнов, В. В. Стражи Святого Огня. Воскресение тамплиеров Текст. / В. В. Смирнов. М. : Вече, 2007. - 383 е.- (Тайные общества, ордена и секты).

125. Сперанский, Н., Конторович Я., Шпренгер Я. История инквизиции. Средневековые процессы о ведьмах Текст. / Н. Сперанский и др. М.: ACT, Фолио ; Харьков : Фолио, 2001. - 720 с.

126. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики Текст. / Ф. де Соссюр ; пер. с фр. А. М. Сухотина, под ред. А. А. Холодовича. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. - 432 с.

127. Таулер, И. Царство Божие внутри нас. Проповеди Текст. / И. Таулер; пер. И.М. Прохоровой. СПб. : Издательство РХГИ, 2000. - 288 с.

128. Телицын, В. Л. Символы, знаки, эмблемы : энциклопедия

129. Электронный ресурс. / В. Л. Телицын, В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов ; под139общ. ред. В. Л. Телицына. 2-е изд. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. - 494 с. -Режим доступа : http://www.slovari.yandex.ru. - Загл. с экрана.

130. Тираспольский, Г. Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме Текст. / Г. Тираспольский. М. : Интрада, 2003. -192 с.

131. Трессидер, Дж. Словарь символов Текст. / Дж. Трессидер ; пер. с англ. С. Палько. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с.

132. Тэрнер, В. Символ и ритуал Текст. / В. Тэрнер. М. : Наука, 1983.-280 с.

133. Тюрьмы и наказания : инквизиция, тюрьмы, телесные наказания, казни Текст. Минск: Литература, 1996. - 576 с.

134. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка Текст. : в 4 т. Т. 1. А-Д : ок. 4000 слов / М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева-4-е изд., стереотип. М. : Астрель; ACT, 2003. - 588 с.

135. Флори, Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века Текст. / Ж. Флори ; пер. с фр. Ф. Ф. Нестерова. М. : Молодая гвардия, 2006. - 356 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

136. Фрезер, Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете Текст. / Дж. Дж. Фрезер ; пер. с англ. Д. Вольпина. 2-е изд., испр. - М.: Политиздат, 1989.-542 с.

137. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному Текст. / 3. Фрейд ; пер. с нем. А. М. Боковикова. СПб., М. : Университетская книга, 1997. - 320 с. - (Классики зарубежной психологии).

138. Фуко, М. П. Надзирать и наказывать : рождение тюрьмы Текст. / М. П. Фуко ; под ред. И. Борисовой ; пер. с фр. В. Наумова. М. : Ad Marginem, 1999. - 454 с.

139. Хейзинга, И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах Текст. / И. Хейзинга. М. : Прогресс, 1992. - 371 с.

140. Хрестоматия по античной литературе : для высших учебных заведений Текст. : в 2 т. Т. 2 : Римская литература / Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеев. М. : Просвещение, 1965. - 249 с.

141. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка: пособие для учителя Текст. / Н. М. Шанский [и др.] ; под ред. С. Г. Бархударова. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1971. - 542 с.

142. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов Текст. / Е.Я. Шейнина. -Харьков: ACT, ООО «Торсинг», 2002. 821 с.

143. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. Минск : Харвест ; М. : ACT, 2000. - 1376 с.

144. Шпренгер, Я. Роковая книга средневековья. Молот ведьм. Текст. / Яков Шпренгер, Генрих Инститорис ; пер. с лат. Н. Цветкова Саранск: СП «Норд», 1991.-352 с.

145. Эко, У. Имя розы Текст. / У. Эко ; пер. с ит. Е. А. Костюкович. -СПб. : Симпозиум, 2003. 632 с.

146. Экхарт, М. Духовные проповеди и рассуждения Текст. / М. Экхарт ; пер. с нем. М.В. Сабашникова. М. : Директ-Медиа, 2002. -228 с.

147. Элиаде, М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре Текст. / М. Элиаде ; пер. с англ. Киев, София, М.: ИД «Гелиос», 2002. - 224 с.

148. Юнг, К. Г. Архетип и символ Текст. / К. Г. Юнг. М.: Издательство «Ренессанс» СП «ИВО-СиД», 1991. - 286 с.

149. Якобе, В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика Текст. / В. Якобе ; пер. с нем. Т.И. Ойзермала // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 102-110.

150. Яковлев, В. В. Раннесредневековые знамения как знаки сакрального времени: историко-культурологический анализ Текст. : дис. . канд. культурологи : 24.00.02 : защищена 08.04.2000 / В. В. Яковлев. -Тюмень, 2000.- 175 с.

151. Cardini, F. L'homme médiéval Текст. / F. Cardini, E. Castelnuovo, G. Cherubini et al.; sous la direction de Le Goff J. P.: Seul, 1989. - 440 p.

152. Hagendahl, H. Von Tertullian zu Cassiodor: die profane literarische Tradition in dem lateinischen christlichen Schrifttum Текст. / Harald Hagendahl. Göteborg : Acta Universitatis Gothoburgensis, 1983. Vol. 44. - 163 p.

153. Spiegel, G. History, Historicism and the Social Logic of the Text in the Middle Ages Текст. / G. Spiegel // Spéculum. Cambridge (Mass.). London, New York, and Bombay: Longmans, Green, 1990. V. 65. - № 1. - P. 59-86.