Семейные традиции как средство нравственного воспитания в педагогической деятельности учителей: на материалах Хатлонской области Республики Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Джалилова, Мехринисо Назировна

  • Джалилова, Мехринисо Назировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 171
Джалилова, Мехринисо Назировна. Семейные традиции как средство нравственного воспитания в педагогической деятельности учителей: на материалах Хатлонской области Республики Таджикистан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2010. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Джалилова, Мехринисо Назировна

1. Введение.

ГЛАВА 1. Теоретические проблемы использования семейных традиций в нравственном воспитании школьников.

§1.1. Социально - педагогические предпосылки использование народных традиций в нравственном воспитании школьников.

§ 1.2. Сущность и особенности семейных обычаев и традиций в условиях республики.

§ 1.3. Задачи и содержание основных принципов исследования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании школьников.

ГЛАВА II. Педагогические условия использования средними школами воспитательного потенциала семейных традиций в нравственном совершенствовании школьников.

§ 2.1. Пути и формы организации совместной деятельности классного руководителя и родителей по внедрению семейных традиций в школе.

§ 2.2. Сущность и содержание совместной деятельности классного руководителя по использованию семейных традиций в Республике.

§ 2.3. Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семейные традиции как средство нравственного воспитания в педагогической деятельности учителей: на материалах Хатлонской области Республики Таджикистан»

Актуальность темы. Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было в центре внимания государства и общества республики. В свою очередь превращение моральных требований суверенного, демократического и правового общества в нормы и правила поведения каждого гражданина, в первую очередь молодого поколения, в частности учащихся, является одной из актуальных проблем современности. Решение ее возложено в основном на школу, на педагогический коллектив, от плодотворной деятельности которого зависят успехи в воспитании достойного поколения. Немалую роль в этом процессе, конечно, играет семья, имеющая свои родовые традиции, базирующиеся на обычаях и традициях народа.

В нравственном воспитании молодёжи эти народные традиции и обычаи имеют огромное значение. У таджиков семейные традиции складывались веками. Они передавались из поколения в поколение, многие из них продолжают бытовать и в современных семейных отношениях и используются в нравственном воспитании молодежи. Народ, обладающий тысячелетней нравственной культурой, не может допустить того, чтобы его подрастающее поколение было малограмотным, не приобщалось к современным знаниям, нравственным ценностям, семейным традициям, ценностям отечественной и мировой культуры, достижениями науки, техники и т. п.

Однако при всей важности и значимости проблемы использования культурного наследия и духовно-нравственного потенциала семейных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы, она практически остается малоисследованной.

С установлением в Таджикистане мира и стабильности перед обществом встала весьма острая и серьезная проблема - как возродить нравственность и мораль в стране, пережившей ужас гражданской войны, в которой участвовали и молодые, и зрелые, и старые люди.

Вопросы нравственного воспитания для Республики Таджикистан являются особенно актуальными. Последнее объясняется тем, что в результате внутреннего общественного противостояния в стране были деформированы существующие ранее нравственные ценности, национальное единство было нарушено, проявились негативные, местнические и клановые тенденции. Особенно большую тревогу вызывал вопрос о будущем нации, о том молодом поколении, которое, в общем-то, и должно участвовать в строительстве нового демократического государства.

О важности и актуальности нравственного воспитания учащихся средствами семейных традиций в педагогической деятельности учителей свидетельствуют принятые в Республике Таджикистан государственные нормативные документы и акты: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», государственные стандарты разных направлений общего и профессионального образования, «Национальная концепция воспитания» и т.п. Определяющими идеями этих документов являются идеи гуманизации и демократизации нравственного воспитания, которые должны стимулировать рост общенационального сознания и использование в образовательно-воспитательной деятельности национальных семейных традиций и общечеловеческих ценностей, создание социально-культурных условий для самореализации личности, развития ее духовных нравственных потенций.

Формирование нравственных качеств как интегративного качества личности учащегося в современной школе напрямую связано с изменениями в современной национальной общеобразовательной системе, 4 с требованиями, складывающимися в общественно-политической практике: глобализацией, умаляющей или не учитывающей национальную специфику, традиции, деградацией нравственных принципов части общества, деформирующей нравственное сознание и не учитывающей национальные ценности суверенного государства, новыми концептуальными вопросами нравственного воспитания, с недостаточной разработанностью содержания формирования моральных ценностей и культуры общения и др.

Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость специального педагогического исследования проблемы использования семейных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников.

Степень разработанности проблемы. Проблема нравственного воспитания молодежи и семьи относится к числу комплексных, и хотя в данной диссертации она исследуется с педагогической позиции, тем не менее, в процессе изучения этого вопроса были в использованы достижения таких отраслей обществознания, как история, философия, социология, религиоведение, социальная психология, этика и др.

Разработка вопросов нравственного воспитания и семейных традиций в восточной педагогике имеет давнюю историю. Авеста и Коран являются теми основными источниками, которые были и остаются особенно востребованными при решении задач духовно-нравственного воспитания и урегулирования семейных отношений.

В решении проблем нравственного воспитания в отечественной педагогической науке важное место отводится классическому творческому наследию Востока, воплощенного в произведениях таких выдающихся мыслителей, как Бузургмехр, Одурбуд, Рудаки, Фирдавси, Абуали ибни Сино, Носири Хусрав, Унсурмаолии Кайковус, Хафиз, Саади, Туси, Абубакр Рози, Амирхусрав Дехлави, Камол Худжанди, Абдурахман

Джоми, Мухамада Наршахи, Мухаммада Сидик, Ахмад Дониш, Садриддин Айни и др., которые весьма обогатили и углубили многие аспекты духовно-нравственного развития личности.

Проблемы нравственного воспитания молодёжи и роль семейных традиций в этом процессе отражены также в трудах таджикских ученых-педагогов, психологов и методистов, в частности Т.А. Шукурзода, Х.Буйдакова, И.Х.Каримовой, Б.Кодирова, М.Лутфуллаева, А.Нурова, Л.А.Орловой, А.Пахлавонова, Х.Рахимзода, Б.Рахимова, Ф.Шарипова. В их работах отражена тенденция возрождения нравственных ценностей и традиций, на основе обращения к исторической памяти таджикского народа, к педагогической деятельности учителей, оказавших огромное влияние на развитие педагогической науки.

Об использовании народного опыта в нравственном воспитании писали классики мировой педагогической мысли А.С.Макаренко, Я.А.Каменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци.

Вопросы воспитания гражданина, развития национального самосознания с учётом особенностей русского менталитета великий педагог К.Д.Ушинский тесно связывал с идеей народности в воспитании. В основу своей теории воспитания он положил именно принцип народности.

Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы подчеркивали известные современные педагоги В.А.Сухомлинский, Н.А.Константинов, Ф.Ф.Королев, Е.М.Медынский, М.Ф. Шабаев. и др.

Проблемы народной педагогики и семейного воспитания исследованы в трудах таких ученых, как: А. Арабов, Ю.К. Бабанский, К.Ж. Венфиков, Б.И.Беляев, Н.Н.Гончаров, К.Б. Жаркибеков, С.Ф.Егоров, А.З. Ильминский, А.Б.Мирзоев, М. Лутфуллоев, Т.А. Шукурзод, А.А.Орифи, Н.П. Остроумов, К.И. Самлиов, А.И.Саембаев, Х.Д. Джонназаров, А.Г.

Умаров, Г.М. Ханченко, А.Г. Харчев, Н.Ш. Шодиев и др. О роли народных традиций в воспитании писали многие ученые, в частности о русской народной педагогики - российский исследователь Н.Г.Волков, татарской — Я.И.Ханбиков, таджикской - М.Арипов, A.M. Манонов, М. Сайфуллоев и др., узбекской - А.К. Мунаваров, З.Ф. Миртурсунов, грузинской -А.Ф.Финтибидзе, азербайджанской - А.Ш.Рашимов, дагестанской А.К.Алиев, С.Ш. Раджиев, М.А.Дибиров, Ш.А.Мирзонов, туркменской -К.Пирлиева и др.

Вопросы нравственного воспитания в русле семейных традиций освещены в ряде учебников и учебных пособий по педагогике, отражены в материалах научных конференций, симпозиумов, в официальных документах, в политической публицистике.

Однако, как показывает анализ научной литературы, на сегодняшний день нет фундаментальных исследований, посвященных анализу проблем использования учителем воспитательного потенциала семейных традиций и обычаев в педагогической деятельности по нравственному воспитанию учащихся. Это касается и Таджикистана. Недостаточно разработанными оказались также вопросы взаимодействия учителя с семейным социумом. К сожалению, вопросы обновления содержания и форм нравственного воспитания на основе творческого использования семейных традиций и обычаев, обоснование концепции и модели формирования нравственных качеств учащихся, в совместной педагогической деятельности учителей и семьи в новой социально-политической ситуации, сложившейся в Таджикистане, остались вне поля зрения исследователей.

Малоизученными в отечественной педагогической науке являются проблемы непрерывного и преемственного формирования личности, как носителя нравственных ценностей национальной культуры в общей системе воспитания. По сей день, в республике не выработана единая концепция нравственного воспитания учащихся, не определены её 7 содержание и задачи в условиях суверенизации таджикского общества, не разграничены функциональные обязанности учителей и семьи в этом процессе. Недостаточно изучены также особенности национальных семейных традиций как одного из ведущих факторов в формировании нравственных качеств учащихся начальных классов.

Таким образом, игнорирование необходимости использования семейных традиций в педагогической деятельности учителей, в нравственном воспитании детей, отсутствие у большинства учителей начальных классов опыта реализации эти традиций в процессе своей работы, несоответствие содержания и форм воспитательной работы молодых семей современным условиям, неразработанность теоретических основ и методики этого приоритетного направления воспитательной деятельности с учётом задач независимого государства и таджикского общества, малоизученность проблем нравственного воспитания в совместной педагогической деятельности учителей и семьи актуализировали исследование данной проблемы.

Последнее и предопределило проблему настоящего исследования -семейные традиций как средство нравственного воспитания в педагогической деятельности учителей (на материалах Хатлонской области Республики Таджикистан).

Цель исследования — теоретическая разработка эффективных способов применения и обогащения семейных традиций в педагогической деятельности учителей как фактор духовно-нравственного развития общества.

Объект исследования — нравственное воспитание учащихся на народных традициях в общей системе педагогической деятельности школ южных регионов Таджикистана.

Предмет исследования — процесс обогащения семейных традиций в педагогической деятельности учителей по нравственному воспитанию учащихся.

Базы исследования: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Хатлонской области, отделы образования и Институт повышения квалификации и переподготовки учителей г. Курган-Тюбе и г. Куляба, семинары и тренинги учителей Хатлонской области, в частности, в г. Сарбанде, г. Дангаре, Шурабадском, Джиликульском, Пянджском районах, и районах Дж.Руми, Мир Сайд Али Хамадони, Носири Хусрава, Кабадиянском, общеобразовательные школы этих районов.

Изучение истории и теории вопроса, подкрепленное анализом передового педагогического опыта, направленного на формирование нравственного воспитания, а также поисково-констатирующая цель исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования, исходящую из того, что использование народных традиций в нравственном воспитании учащихся в педагогической деятельности учителя и семьи будет эффективным в том случае, если:

- выявлены и научно обоснованы особенности нравственного воспитания учащихся с помощью семейных традиций в педагогической деятельности учителя, ориентированной на тесное единство с семьёй учебную и внеучебную деятельность;

- педагогически целесообразно использованы в нравственном воспитании народные прогрессивные традиции и обычаи, этнопедагогика, направленные на преодоление еще сохранившихся отсталых традиций, обычаев и религиозных предрассудков, бытующих у части таджикских семей, особенно сельской местности;

- уточнены и конкретизированы сущность, задачи и содержание нравственного воспитания, предметов общественно-гуманитарного цикла, в частности «Семейное просвещение» («Маърифати оиладори») и скорректирована педагогическая программа учителей по нравственному воспитанию учащихся;

- процесс приобщения учащихся к нравственным ценностным ориентациям базируется на специфике региона, его семейных традициях и обычаях.

Цель, объект и предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие его задачи: исследование степени научной разработанности вопросов нравственного воспитания и семейных традиций как педагогического феномена;

- изучение и анализ состояния использования воспитательного потенциала семейных традиций народа Таджикистана в нравственном воспитании учащихся школ Хатлонской области;

- выявление особенностей использования семейных традиций в педагогической деятельности учителеи и семьи по нравственному воспитанию учащихся;

- разработка педагогической программы и системы работы по использованию национальных семейных традиций в нравственном воспитании и путей её реализации в педагогической деятельности учителей и семьи.

Теоретической и методологической основой исследования явились философские и педагогические взгляды выдающихся мыслителей таджикского народа о нравственном совершенствовании личности, идеи и взгляды крупнейших российских, других зарубежных ученых в области философии, культурологи и педагогики, психологии, политологии, этики о нравственном воспитании и воспитательном потенциале семьи. В основу исследования легли концепции нравственного воспитания и семьи, изложенные в «Авесте» и Коране, идеи о значении национальных традиций в формировании нравственных качеств, а также деятельности как целостной системы воспитания. В работе использовались положения о реформировании системы обучения и воспитания, выдвинутые в Правительственных документах, а также требования и принципы нравственного воспитания, определенные в Национальной концепции образования и воспитания. Кроме того, решению сложной и актуальной проблемы использования народных традиций в нравственном воспитании в педагогической деятельности учителя и семьи, безусловно, способствовало конструктивное изучение научно-педагогического опыта Таджикистана, аккумулированного в обобщающих материалах Академии образования Таджикистана и НИИ педагогических наук Республики Таджикистан, областного и городского институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования Хатлонской области.

С учетом специфики исследования были использованы следующие методы исследования: анализ исторической, философской, социологической, педагогической, культурологической литературы, посвященной вопросам семьи, нравственности, формированию этического сознания; изучение и обобщение передового опыта по нравственному воспитанию путем использования национальных семейных традиций в Таджикистане, беседы, наблюдения, а также интервьюирование родителей и опытных работников образования, классных руководителей, педагогический эксперимент и др.

Источниками исследования послужили исторические, философские, социологические, религиозные и педагогические труды ученых по вопросам семьи, нравственности, национальных традиций, материалы периодической печати, нормативно-правовые документы в этой сфере и др.

Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2002-2004 гг.) изучались психолого-педагогическая, философско-социологическая, культурологическая, другая литература по вопросам семейных традиций и обычаев и нравственного воспитания; обобщался опыт учебной и внеучебной деятельности учителей школ исследуемых городов и районов Хатлонской области республики по использованию воспитательного потенциала народных традиций и обычаев в семейном социуме, формированию нравственных качеств учащихся; разрабатывались концепция исследования и программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2004-2008 гг.) продолжалось изучение литературы по проблеме, анализировались учебные планы, содержание учебных программ, пособий, методических материалов республиканских и областных и городского институтов повышения квалификации и переподготовки учителей, качество теоретических, практических и других занятий, выявились недостатки в работе учителей по использованию семейных традиций в нравственном воспитании. На этом этапе исследования педагогический эксперимент был направлен на проверку приемлемости и эффективности традиций и обычаев в работе учителя, способствующих формированию нравственных качеств. Здесь существенную роль сыграли участие и личные наблюдения автора диссертации за педагогической деятельностью учителей, их учебной и вне учебной работой с семьями, во время работы в должности преподавателя Курган-Тюбинского государственного университета им. Н.Хусрава.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) обобщались результаты исследования в ряде опытно-экспериментальных школ районов области, внедрялась система воспитательной работы учителя по нравственному воспитанию посредством использования семейных традиций в педагогической деятельности учителя в тесном единстве с семьёй.

На этом этапе исследования была внедрена «Педагогическая программа нравственного воспитания в педагогической деятельности учителя во взаимодействии с семейным социумом». В 2002-2008гг. экспериментальной работой было охвачено более 300 учителей, 612 семей (из них 215 сельских) и 380 учащихся. С помощью 44 учителей - тренеров внедрялся предмет «Семейное просвещение» и спецкурс, программа которых была скорректирована с учетом мнения слушателей курсов. Тренерами были обучены более 500 учителей школ названых выше районов. В процессе обучения эти учителя внедряли дополненную программу по предмету «Семейное просвещение» и другие предметы общественно-политического и гуманитарного цикла, содержательную основу которых составили семейные традиции, идеи и принципы нравственности.

Выводы и предложения по итогам опытно-экспериментальной работы показали эффективность разработанной педагогической программы нравственного воспитания посредством использования семейных традиций в педагогической деятельности и семейном социуме, взяты другими учителями на вооружение.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

- в теоретическом обосновании использования семейных традиций и обычаев таджикского народа в нравственном воспитании учащихся в процессе совместной педагогической деятельности учителя и семьи;

- в раскрытии особенностей нравственного воспитания в процессе учебной и внеучебной деятельности учителя, где образовательно-воспитательная программа должна формироваться с максимальным учётом типологии отношений учителей и родителей к педагогическим ценностям семейных традиций и обычаев;

Результативность исследования нашла свое отражение в обосновании педагогической программы формирования нравственных качеств в педагогической деятельности учителя и семьи, которая интегрирует в себе выработанные веками национально-культурные традиции и общечеловеческие ценности.

Практическая ценность работы выразилась в обосновании педагогической программы нравственного воспитания средствами народных традиций в процессе учебной и внеучебной деятельности учителя и семьи, в раскрытии условий ее успешного функционирования в условиях Таджикистана. Разработанная и успешно апробированная в процессе формирующего педагогического эксперимента программа позволяет не только школам области, особенно южных регионов, но и республики в целом успешно сочетать воспитательную деятельность школы и семьи по использованию народных традиций, что обеспечивает эффективность процесса формирования нравственных чувств и убеждений учащихся.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Педагогическая программа, обосновывающая типологию уровня понимания социальной значимости и педагогической ценности использования семейных традиций и обычаев и их учет в нравственном воспитании: а) семьи, характеризующиеся высоким уровнем понимания социальной значимости и педагогической ценности использования семейных обычаев и традиций. Для использования их опыта необходимо:

- организовывать встречи и чаще приглашать опытных родителей на воспитательные мероприятия школы с целью ознакомления молодых семей с положительными примерами и методами воспитания в семье под названием («Педагогику в массы»). На таких встречах должны освещаться вопросы воспитания детей в семье, повышения педагогической культуры родителей, психологические особенности различных возрастных групп и т.д.;

- включать опытные семьи в деятельность специализированных общественных советов и комиссий по распространению и разъяснению в обществе знаний о семейных обычаях и традициях, в состав комиссий по урегулированию торжеств, традиций и обрядов, в совместную работу с классными руководителями, в родительские комитеты; пропагандировать воспитательную работу этих семей через средства массовой информации, педагогические газеты и журналы;

- использовать художественную литературу, театр, кино с целью систематического и целенаправленного воздействия на сознание родителей, ознакомление их с семейными обычаями и традициями, с особенностями их использования, с научным обоснованием методики этого процесса и т. д.; изучив передовой опыт, разрабатывать соответствующие методические пособия и рекомендации, другие учебно-методические материалы; б) семьи, где имеет место понимание социальной значимости и педагогической ценности использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей, однако на практике они используются крайне редко. Поэму целесообразно:

- организовывать родительские семинары, педагогические чтения и занятия в народных университетах педагогических знаний по обогащению содержания и методики использования традиций в воспитательной работе, применительно к различным возрастам и категориям подрастающего поколения.

- проводить практикумы по использованию семейных традиций и обычаев, активно вовлекать родителей в воспитательные мероприятия школы и т. д.; разрабатывать соответствующие планы и программы воспитательной работы, сценарии и программы мероприятий, опираясь на традиции и обычаи семьи;

- стимулировать семьи, которые проявляют инициативу по внедрению традиций и обычаев в практику воспитательной работы; в) семьи с удовлетворительным и низким уровнем понимания социальной значимости и педагогической ценности использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании учащихся. В данном случае педагогическая программа должна быть направлена на помощь родителям в педагогическом образовании:

- проведение научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров среди родителей по актуальным вопросам воспитания детей в семье, совместной работе семьи, школы и общественности по использованию воспитательных возможностей традиций и обычаев;

- организация индивидуальных бесед и консультаций педагогов, медиков, психологов, юристов, родителей, частое посещение этих семей с целью разъяснения воспитательной сущности традиций и необходимости их использования в воспитательной деятельности семьи и школы.

2. Система педагогической деятельности учителя и семьи по использованию традиций и обычаев в нравственном воспитании учащихся, предусматривающая:

- корректировку и обогащение учебной программы «Семейное просвещение» материалами нравственно-патриотической направленности, формами и методами занятий, построенных на активной деятельности самих учащихся, внедрение новых воспитательных программ, обеспечивающих преемственность в формировании моральных ценностей как части воспитательной деятельности;

- педагогическое сотрудничество школы, семьи, учреждений дополнительного образования детей и общественности, а также использование широких возможностей этих учреждений в обогащении семейных традиций и обычаев, в формировании нравственных чувств путем использования элементов художественности;

- эффективные формы работы учителя по обогащению семейных традиций и обрядов в нравственном воспитании учащихся, обеспечи вающие единство формирования этического просвещения (этические беседы, утренники, праздники букваря, семинары-совещания и конференции для родителей, и.т. д.) и вовлечение родителей и молодых педагогов в общественно полезную деятельность путем организации народных университетов по вопросам семьи и морали, общественных объединений, дискуссионных клубов, развивающих активность учащихся.

Достоверность положений диссертации достигнута целостным подходом к проблеме, широтой его опытно-экспериментальной базой и адекватностью задачам научного поиска, воспроизводимостью результатов исследования, полученных в разное время.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: на республиканской и областных научно-практических конференциях по проблемам нравственного воспитания и семьи профессорско-педагогического состава Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (2003-2009 г.г.), на конференциях молодых ученых (2004-2006 гг.); на совместных заседаниях кафедр областного института повышения квалификации и Курган-Тюбинского университета им. Носира

17

Хусрава, в отделе взаимодействия школы, семьи и общественности НИИ педагогики Академии образования Таджикистана; на занятиях родительских народных университетов, на родительских собраниях городских и сельских школ;

- в процессе лекционных и лабораторно-практических занятий по социальной педагогике в КГУ им. Носира Хусрава.

Основные результаты исследования изложены в 2-х научных статьях и 2-х брошюрах, в выступлениях на республиканских и районных семинарах и тренингах учителей (2002-2006 гг.), и в системе повышения квалификации учителей области и города.

Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей школ области с семьями, школьными коллективами, в процессе общения и работы с родителями, на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей, в семинарах и тренингах, в работе любого учителя, стремящегося применить семейные традиции в нравственном воспитании.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, включающих шесть параграфов, выводов, заключения и списка использованной литературы. Общий объём диссертации составил 170 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Джалилова, Мехринисо Назировна

Выводы по П главе

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была предложена определенная система работы по подготовке учителей к использованию семейных традиций и обычаев с учетом специфики таджикской школы, основанная на своеобразии их подготовленности к осуществлению нравственного воспитания, особенностей развития культуры, включающая в себя следующие специфические стороны: обогащение знаний учителей по вопросам сущности и особенностях использования семейных традиций в нравственном воспитании;

- знакомство учителей с нравственными традициями таджиков и других народов, живущих с ними рядом, и методикой использования этих традиций в морально-этическом воспитании школьников;

- овладение учителями умениями и навыками необходимыми для участия в совместной деятельности с родителями путем использования их семейных традиций.

Наличие их в ходе опытной работы позволило обеспечить результативность деятельности учителя в учебно-воспитательной работе в таджикской школе

В ходе исследования была выявлена типология уровня понимания социальной значимости и педагогической ценности использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей, и в соответствии с этим определена степень активности их применения. В этой связи было выявлено, что не все родители и классные руководители, причастные к воспитанию детей, характеризуются, высоким уровнем этой сознательности и активности.

Исследования также показали, что гуманистическую, активную, деятельную мораль невозможно утверждать посредством отдельных эпизодических мероприятий. Эффективность нравственного воспитания средствами семейных традиций и обрядов находится в прямой зависимость от того, насколько четко разработана система педагогически направленных нравственных мероприятий, и насколько они пронизывают содержание, стиль и атмосферу общественной среды разных групп семей. Это положение подтвердило совместное активное участие родителей, учителей и учеников в проведении республиканского фестиваля-конкурса народного творчества «Андалеб — 2006, 2008», конкурсов «Патриотической песни» и т.д. Высокая нравственная активность учителей и родителей Хатлонской области проявилась во время их участия со своими учениками в научно-практических конференциях, посвященных 1310-летию Имома Аъзама, в убранстве историко-культурных святынь, своих поселений и других мероприятиях.

Проведенное исследование, подтвердило гипотезу о том, что целесообразное использование в учебно-воспитательном процессе прогрессивных традиций и обычаев таджикского народа при изучении предмета «Семейное просвещение», а также в художественно-массовых мероприятиях во внеклассной и внешкольной работе, вызвали обостренный интерес учащихся и родителей, стали стимулом для самоанализа, роста их нравственного сознания и убежденности, критического осмысления ещё бытующих у части населения обычаев и религиозных предрассудков, стремление преодолеть, изжить их.

Учащиеся экспериментальных классов показали не только хорошее знание предмета «Семейное просвещение», и понимание необходимости готовить себя к будущей семейной жизни, но и активно участвовать в подготовке материалов к урокам, разработке планов и программам внеклассных мероприятий, участвовать в областных и республиканских фестивалях и конкурсах и т.п. А учителя и родители баз исследования давали критические оценки ещё сохраняющимся в быту предрассудкам: неравенству полов, калыму, пышному сватовству без согласия молодых, фактам самосожжения девушек, замужеству без любви и т.п. При этом, как показывает исследование, в некоторых случаях достигается, высокий уровень их активности. Особенно характерным этот уровень является для учителей и родителей, проживающих в городских и районных поселениях. И, наоборот, у учителей и семей в сельской местности, как выявлено в ходе исследования, наблюдается проявление религиозных и семейных предрассудков, развито местничество, и степень приобщения к общечеловеческим нравственным ценностям невысока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из выводов диссертации явилось то, что нравственное и семейное воспитание является одним из важных направлёний политики государства в области образования.

Исследование позволило подтвердить правомерность исходной гипотезы и в значительной степени выйти за рамки первоначальных предположений. Оно позволило обратить внимание на важные задачи нравственного воспитания средствами традиций в условиях суверенного государства, и её роли в обеспечении духовно-нравственного развития общества.

Наше исследование подтвердило, что в обогащении семейных традиций и обычаев и их использовании в нравственном воспитании важная роль принадлежит учителю, который реализует воспитательную функцию, при обеспечении тесного единства учебной и внеучебной деятельности. Однако деятельность учителя в формировании нравственных качеств средствами традиций, как показывает анализ научной литературы, не была предметом специального исследования в национальной педагогической науке.

Диссертация показала, что успешное решение задач по совершенствованию нравственного воспитания путем использования семейных традиций ставит вопрос о необходимости учета ряда факторов, среди которых важными, на наш, взгляд являются следующие: фактор интенсивного возрождения религии в регионах, исповедующих Ислам и использования её гуманистической природы и нравственно-созидательного потенциала, учетом свободно проявляющихся этноконфессиональных предпочтений народов; фактор интенсивного возрождения национальной культуры, гармонизации в учебно-воспитательном процессе национальных и общечеловеческих ценностей, их взаимное влияние и дополнение; факторы учета этнического состава, поликультурности семей, многообразности языковой культуры, традиций, обычаев, характерных для Таджикистана, и их использование в педагогической деятельности учителя по нравственному воспитанию и т.п.

Наряду с положительными факторами, в процессе исследования нами выявлен ряд негативных явлений, преодоление которых способствовало бы совершенствованию нравственного воспитания. К их числу можно отнести следующие факторы: глобализация, влияющая на национальные традиции, в том числе семейные; духовная деградация, охватившая часть учащейся молодёжи; положение миграции (более одного миллиона таджикских молодых людей находятся в России и других странах, бросая детей и семью на многие годы), демографическое состояние общества; недооценка общегражданских нравственных ценностных ориентаций, слабое их освоение некоторыми учителями и группами учащихся, особенно в сельской местности и др. К этому можно добавить недостаточную подготовленность учителей школ к вопросам программирования и организации нравственного воспитания средствами традиций, не отвечающая требованиям их теоретическая и методическая подготовка и др.

Исследование показало, что совершенствование работы учителя по использованию семейных традиций в нравственном воспитании находится в прямой зависимости от обеспечения тесного единства формирования нравственного сознания и вовлечения в общественно-полезную деятельность учителей и учащихся. Суть этого принципа заключается в том, что каждый обучающийся может не только услышать о семейных национально-культурных традициях и обычаях своего народа, но и непосредственно участвовать в их сохранении и дальнейшем развитии. А это позволяет преобразовывать знания о нравственных ценностях своего народах в убеждения, нравственные нормы поведения, приобщиться к отечественным и мировым ценностям культуры, что может способствовать выходу из морально-нравственного кризиса.

Исследование выявило слабое использование возможностей семейных традиций и обычаев в нравственном воспитании в учебное и, особенно во внеучебное время, что приводит к потери национальных корней семьи, формирует безнравственность.

По результатам нашего исследования активная творческая деятельность учителей выразилась в формировании ценностного отношения к семейным традициям, которое проявилось в отстаивании собственной позиции по отношению к прогрессивным семейным традициям и критике религиозных предрассудков в быту. Учителями предложены перечни семейных традиций своих районов, даны рекомендации по тщательному отбору и обогащению семейных традиций, их использованию в нравственном воспитании учащихся.

Изучение и анализ, а также осмысление многочисленных фактов из опыта нравственного воспитания школьников в таджикской семье показали, что новые обычаи и традиции рождаются в споре с унаследованными от старого мира, отживающими свой век (калым, затворничество женщины, шариатный брак и развод (юридически не оформленных), многоженство (явное или скрытое), принужденный брак (джабр), ранние браки, колыбельный сговор, кровная месть и т.д.). В ходе исследования выявлено, что одним из решающих условий, обеспечивающих преодоление этих негативных тенденций в семье, является сознательность и активность родителей в отношении к этим обычаям и традициям. Между тем, не все родители и классные руководители, причастные к воспитанию детей, характеризуются, высоким уровнем этой сознательности и активности.

Исследование, проводившееся на базе школ находящихся в сельской местности, также показало, что часть учителей недостаточно осваивает нравственные ценности своей местности, имеет слабые знания в области управления и организации педагогической деятельности, не в совершенстве владеет русским и иностранными языками, что значительно затрудняет процесс орвоения достижений мировой культуры, современных технологий, проблем информатизации общества. А это негативно влияет на формирование профессиональной и нравственной культуры.

Обобщая совокупный опыт совместной работы школ и родителей Хатлонской области по использованию семейных традиций в нравственном воспитании учащихся, а также опыт преподавания в Курган-Тюбинском государственном университете им. Носира Хусрава, где автор диссертации в течение ряда лет работает на кафедре педагогики, и суммируя то, что имеет непреходящее значение и может стать достоянием других образовательных учреждений республики, можно с уверенностью констатировать, что совершенствование нравственного воспитания средствами семейных традиций и обычаев в педагогической деятельности учителей в условиях суверенного Таджикистана находится в прямой зависимости от учёта и реализации следующих положений:

1. Педагогической программы, раскрывающей типологию уровня понимания социальной значимости и педагогической ценности использования семейных традиций и обычаев и их учет в нравственном воспитании: а) В семьях, характеризующихся высоким уровнем понимания социальной значимости и педагогической ценности при использовании семейных обычаев и традиций необходимо:

• - организовывать встречи и чаще приглашать опытных родителей на воспитательные мероприятия в школу в целях ознакомления молодых семей с положительными примерами и методами воспитания в семье; организовывать беседы, где освещаются вопросы воспитания детей в семье, повышения педагогической культуры родителей, психологические особенности различных возрастных групп и т.д.;

- включать их в деятельность специализированных общественных советов и комиссий по распространению и разъяснению в обществе идей, знаний о семейных обычаях и традициях, в состав комиссий по урегулированию торжеств, традиций и обрядов, в совместную работу с классными руководителями, в родительские комитеты;

- пропагандировать воспитательную работу этих семей через средства массовой информации, педагогические газеты и журналы;

- использовать средства художественной литературы, театра, кино с целью систематического и целенаправленного воздействия на сознание родителей и ознакомления их с семейными обычаями и традициями, с их особенностями использования, научным обоснованием методики этого процесса и. т.д.;

- изучать передовой опыт, разрабатывать методические пособия и рекомендации и другие учебно-методические материалы. б) В семьях, где наблюдается понимание социальной значимости и педагогической ценности использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей, однако наблюдается крайне редкое их использование, целесообразно:

- организовать родительские семинары, педагогические чтенья, и занятия в народных университетах педагогических знаний по обогащению содержания и методике использования традиций в воспитательной работе, применительно к различным возрастам и категориям подрастающего поколения.

- проводить практикумы по использованию семейных традиций и обычаев, активно привлекать родителей в воспитательные мероприятия школы, и т.д.;

- подготавливать в этом направлении планы и программы воспитательной работы, сценарии и программы мероприятий, опираясь на традиции и обычаи семьи;

- стимулировать семьи, которые проявляют инициативу по внедрению традиций и обычаев в практику воспитательной работы. в) В семьях с удовлетворительным и низким уровнем понимания I социальной значимости и педагогической ценности использования семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании учащихся, средним и низким уровнем активности их применения на практике, педагогическая программа должна быть направлена на помощь родителям в педагогическом образовании. Должны быть организованы следующие виды деятельности в этом направлении:

- проведение научно-практических конференции, педагогических чтений и семинаров среди родителей по актуальным вопросам воспитания детей в семье, совместной работе семьи, школы и общественности по использованию воспитательных возможностей традиций и обычаев;

- организация индивидуальных бесед и консультаций педагогов, медиков, психологов, юристов, родителей, частое посещение этих семей с целью разъяснения воспитательной сущности традиций . и их использования в воспитательной деятельности семьи и школы. Эта работа ценна тем, что она конкретно удовлетворяет запросы родителей, способствует активизации массовой педагогической просвещенности.

2. Системы совместной педагогической деятельности учителя и семьи по использованию традиций и обычаев в нравственном воспитании учащихся предусматривающей:

- корректировку и обогащение учебной программы «Семейное просвещение» материалом нравственно-патриотической направленности, формами и методами занятий, построенных на активной деятельности самих учащихся, внедрением новых воспитательных программ, обеспечивающих преемственность в формировании моральных ценностей как части воспитательной деятельности;

- педагогическое сотрудничество школы, семьи, учреждений дополнительного образования детей и общественности, а также широких возможностей учреждений культуры в обогащении семейных традиций и обычаев и их использование в формировании нравственных чувств путем использования элементов художественности;

- эффективные формы работы учителя по обогащению семейных традиций и обрядов в нравственном воспитаний учащихся, обеспечивающие единство формирования этического просвещения (этические беседы, утренники, праздники букваря, семинары-совещания и конференции для родителей, и т. д.) и вовлечение родителей и молодых педагогов в общественно-полезную деятельность путем организации народных университетов по вопросам семьи и морали, общественных объединений, дискуссионных клубов, развивающих активность учащихся.

Специфика нравственного воспитания в работе учителя с учетом предложенной педагогической программы и системы проявляется в том, что её содержание строится на органичном единстве формирования нравственного сознания и вовлечения семей и учителей в совместную воспитательную работу по формированию у учащихся нравственных убеждений и опыта.

Данная методика успешно внедрена в практику учебно-воспитательной работы школ исследуемых районов и ряда других образовательных учреждений и показала эффективность педагогической деятельности учителей по нравственному воспитанию средствами семейных традиций и обычаев.

В результате формирующего эксперимента мы не только подтвердили и углубили сказанное, но и убедительно показали возможность и необходимость целенаправленной работы по разъяснению и использованию семейных традиций и обычаев в системе обогащения содержания и форм нравственного воспитания, которые способствуют совершенствованию нравственных качеств учащихся.

Подводя итоги диссертационной работы можно заключить, что мы достигли следующих результатов:

1. Проанализированы основные подходы, тенденции, концепции в отношении повышения качества подготовки учителей по использованию I семейных традиций в нравственном воспитании школьников.

2. Выявлены социально-политические и психолого-педагогические факторы, влияющие на развитие нравственного воспитания посредством семейных традиций.

3. Определены стратегии совместной деятельности учителей и родителей по использованию семейных традиций в школе.

4. Выдвинуто своё видение в отношении подготовленности учителей и родителей, а также процесса совершенствования использования семейных традиций в нравственном воспитании школьников. I

5. Найдено оптимальное содержание подготовки учителей, которое сможет применяться и в условиях города и в условиях села, не зависимо от специально стей.

6. Разработана и апробирована схема процесса формирования у учителей педагогических умений нравственной направленности с учетом индивидуального подхода к планированию, организации и проведению духовно-нравственного характера с использованием семейных традиций.

7. Определены критерии оценки уровня сформированности у учителей педагогических умений, которые в дальнейшем будут применяться в нравственном воспитании школьников.

Итоги исследования позволили рекомендовать следующие предложения по обогащению семейных традиций и их использованию в нравственном воспитании учащихся:

1. Разработку системы организации и планирования учебной и внеучебной работы с учетом особенностей типологии семей по использованию традиций в регионах.

2. Изучение, обобщение и распространение областного и республиканского опыта по формированию у учащихся нравственного сознания, культуры межнационального общения, разработки концепции нравственного воспитания с учетом семейных традиций и обычаев в регионе.

3. Перепрофилирование программ повышения квалификации для учителей в соответствии с методологией образования, ориентированного на использование семейных традиций и обычаев в нравственном воспитании учащихся. Разработку программ повышения квалификации для учителей, адекватную местным и индивидуальным потребностям по нравственному воспитанию.

4. Популяризацию деятельности, включающую исследование, критическое и независимое мышление, самообучение, планирование и реализацию проектов в области технологии семейного и нравственного воспитания в деятельности учителей.

5. Разработку и публикацию учебных пособий и методических указаний по нравственному воспитанию молодёжи с учётом современной социокультурной ситуации.

Вместе с тем, в процессе исследования средствами традиций и обычаев были затронуты не все проблемы нравственного воспитания которые, нуждаются в дальнейшем изучении. Это:

1. Разработка системы планирования и организации учебной и внеучебной работы с учетом типологии семей и учителей по их отношению к семейным традициям и обычаям.

2. Потребность шире вовлечь в разработку учебных программ спецкурсов и факультативов, пособий по проблемам семьи и нравственному воспитанию ученых философов, педагогов, политологов, социологов следующие высшие учебные заведения республики: Академию педагогических наук, НИИ педагогических наук, республиканский Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, областной Институт повышения квалификации, педагогические университеты и институты. Целесообразно также рекомендовать учителям эффективные педагогические технологии нравственного воспитания;

3. Многое зависит от того, насколько тесно взаимодействую школы с семьями, комитетами по молодёжной политике, туризму и спорту, отделами и комитетами женщин и семьей при местных органах государственной власти и как они взаимодействуют с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, искусства, досуга и спорта. t

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Джалилова, Мехринисо Назировна, 2010 год

1. Авесто: Избранные гимны. (Перевод с авест. и комментарий И.М. Стеблин Каменская). - Душанбе: Адиб, 1990. - 173 с.

2. Авесто (Шпигель), В, 1. Вендидат, III стр. 6 — 100.

3. Авесто (Шпигель) В II, Ясна, XII стр. 22.

4. Авесто (Шпигель) В, III Ясна, XII стр. 28.

5. Аджиев М. Мы — из рода половецкого. — Рыбинск, 2004. 144 с.

6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М: Просвещение, 1979. -254 с.

7. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. — М.: Аргументы и факты, 2002. 608 с.

8. Арабов И.А. Воспитание семьянина. Традиции и современность: -Душанбе, 1991 -256 с.

9. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. М.: Педагогика, 2004 - 104 с.

10. Арутюнов С.А. Народ и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989-243 с.

11. Атахонов Т. Авесто китоби тарбия /Юмузгор. — 2001. - № 18.

12. Афанасьев Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985 — 24 с.

13. Ахмадеев А.А. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М.: МГСУ, 1997. - 129 с.

14. Ахмадеев А.А., Черкасова Т.В. Социальная защита населения: политико-правовые и региональные проблемы. Уфа, Москва, 1999-14 с. .

15. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982 - 259 с.

16. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — Ростов на Дону, 1972.

17. Байбородова JI. В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в средней школе. Ярославль, 1998. - 380 с.

18. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 т. М., 1994

19. Бердиев А.Ю Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики: автореф.дис. канд. пед. наук.-М., 1994. — 24 с.

20. Березовик Н.Я., Коломенский Я.Л. Учитель и детский коллектив. — Минск, 1975.- 160 с.

21. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение,' 1985. - 175 с.

22. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1975. — 208с.

23. Божович Е.Д. Особенности усвоения учебного материала школьниками // Советская педагогика. — 1988. № 10.

24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М., 1995. -348 с.

25. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. -М., 1979. 307 с.

26. Болобонов В.Л. Педагогические аспекты подготовки социальных работников // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.-М. Вып.2. 1991. С.56-61.

27. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Педагогика, 1995.-№ 4.-31 с.

28. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программы и рекомендации по спецкурсу -Ростов-на-Дону: РГПИ, 1989. 44 с.

29. Вагонов М.В. Ислам и семья. -М.: Мысль, 1980-200 с.

30. Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развйтии младших школьников // Начальная школа.- 1997.-№ 3.-С.21-22

31. Васильева о).В. Семья и учебные успехи школьников. Социологические проблемы образования и воспитания. М.: Педагогика. - 1973. - с 41.

32. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М.: Педагогика, 1983. 144 с.

33. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы. М., 1985. -124 с.

34. Виноградов Г.С. Народная педагогика. — Махачкала, 1968, 290 с.

35. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1984.-256 с.

36. Волжина О.И. Институт семьи: Проблемы и решения М., 2005. -477 с.

37. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Народное образование. -1994.- № 4. С.63

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974 -363 с.

39. Галзатова Т.Б. Народная педагогика — молодому учителю. — Махач- кала, '1999. 260 с.

40. Галузяк В.М., Сметанский Н.И. Проблема личностной референтности педагога// Педагогика.- 1998.- № 3. С. 18 - 22.

41. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения. М.: Лада. 423 с.

42. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история, книга первая, изд-во. Душанбе: Ирфон, 1989.- С. 161.

43. Герезинский Б.С. Гуманизация образования: необходимость новойпарадигмы. Магистр. М., 1991, К11 - С. 17t

44. Геродот. История, 1, 216. Древние авторы, С.21

45. Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 199 704 с.

46. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. -М.: Педагогика, 1989 158 с.

47. Горленко В. Каждый человек достоин уважения //Воспитание школьников.- 1995.- № 6. -С.36-39

48. Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. — М., 1980. — 97 с.

49. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Л., 1989- 320 с.

50. Гуревич А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990-396с.

51. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1982.-207 с.

52. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. -М.: Гардарика, 1998. 472 с.

53. Гуслякова Л.Г. Социальная работа, как научная теория, tдеятельность и учебная дисциплина: автореф. дис. д-ра соц. наук. -Барнаул, 1995.-25 с.

54. Денисевич Н.Н., Ермолаева С.А. Подготовка ребенка к школе как проблема предупреждения отклонений в его социальном развитии // Воспитание школьников,- 1998.-jY<2 3. С. 2-7.

55. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов. Махачкала: РАИ, 2004. - 200 с.

56. Джанкиев С.Т. Древние верования дагестанцев. Махачкала, 2001- 166 с.

57. Джанкиев С.Т. Духовная культура народа. Изд-во РАН. М., 2004,- № 1.- С. 88-89

58. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. -М.: Педагогика, 1989 158 с.

59. Горленко В. Каждый человек достоин уважения //Воспитание школьников.- 1995.- № 6. -С.36-39

60. Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. -М., 1980. 97 с.

61. Гумилев JI.H1 География этноса в исторический период. — Л., 1989- 320 с.

62. Гуревич А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990 — 396 с.

63. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1982. - 207 с.

64. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. - 472 с.

65. Гуслякова Л.Г. Социальная работа, как научная теория, деятельность и учебная дисциплина: автореф. дис. д-ра соц. наук.- Барнаул, 1995. 25 с.

66. Денисевич Н.Н., Ермолаева С.А. Подготовка ребенка к школе как проблема предупреждения отклонений в его социальном развитии // Воспитание школьников.- 1998.-№ 3. — С. 2-7.

67. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов. Махачкала: РАИ, 2004. - 200 с.

68. Джанкиев С.Т. Древние верования дагестанцев. Махачкала, 2001 -166 с.

69. Джанкиев С.Т. Духовная культура народа. Изд-во РАН. М., 2004,-№ 1.-С. 88-89

70. Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственного поведения // Начальная школа.- 1994.- № 4. С. 47-5059.3арецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся,- М, 1968.140 с.

71. Знания должны быть морально чистыми // Перспективы гуманистического образования в средней школе. Доклады Российско-Американской конференции. М.: Международный Центр общечеловеческих ценностей, 1992. - 137 с.

72. Закон Республики Таджикистан. Об упорядочении традиций торжеств и обрядов в Республике Таджикистан, Душанбе 2009 40с.

73. Ибрагим А.И., Абед Халил. Использование нравственного потенциала .Ислама в воспитании учащихся подросткового возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1999. - 21 с.

74. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников.- № 8. — 2000.1. С.7-8.

75. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети и школа. М., 1989 -289 с.

76. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М. Педагогика - 256 с.

77. Ильин B.C., Формирование личности школьника: целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

78. Ильин И.А. Семья и социализация личности. Хрестоматия. Педагогика. М., 1996 - С. 76-100

79. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Перевод с йем. М.: Педагогика 1991.- 240 с.

80. Ислам. Исторические очерки. М.: Наука, 1991 - 240 с.

81. Ислам: Краткий справочник. -М.: Наука, 1983 -223 с.

82. Казарцева О. Культура речевого общения // Воспитание школьников. -1997.- № 1. С. 10-13

83. Каменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 Т., М., 1982, - С. 26 - 30.

84. Каменский Я.А. и др. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988-412 с.

85. Капустер Т.Т. Историко-этнографический очерк. Таллин, 1999. -336 с.

86. Караулов Н.А. Основы мусульманского права. Ставрополь, 1991 -557 с.

87. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. — М.: Педагогика, 1984 93 с.

88. Киричук А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе // Проблемы общения и воспитания. — Тарту, 1974.-188с.

89. Ковальчук М.А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5 - С. 49-56г

90. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Академия, 2000 176 с.

91. Кожанова Н.Е. Учителя и родители партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа.- 1995.- № 6. - С. 11-12

92. Кон И.С. Ребенок и общество. -М.: Наука, 1988, 270 с.

93. Коран. Перевод с арабского языка. Г.С. Саблукова. Казань. Центральная типография, 1957 - 400 с.

94. Корнилов С.В. Кантовское обоснование педагогики // Педагогика.- 1989.- № 11-С. 122-126

95. Котова И.Б., Шияпов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997-144 с.

96. Котова И.Б. Шияпов Е.Н. Философско-гуманистическая педагогика. — Ростов-на-Дону, 1997 — 80 с.

97. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. — Минск, 1996-161 е.

98. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии. Под ред. Г.Н. Волкова: Составитель: М.Г. Харитонов. Чебоксары, 1996.373 с.

99. Крупская Н.К. О воспитательной работе. Пед. соч. в 10 т.М., 1958.Т.З С. 672-676.

100. Крымшамхалов И. Письмо в редакцию. Мусульманин Париж, 1910, -№ 2 с.55-56.

101. Кузнецова A.JI. Основы этической культуры // Воспитание школьников.■» 1998. -№ 3.- С. 19-23

102. Культура, образование, религия. Круглый стол // Педагогика.-1995.-№5. -С. 38-45.

103. Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика.-1992.-№7, 8-С. 41-44.

104. Кутепова А.Т. Проблема воспитания семьянина в этнопедагогике кавказцев: автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003 - 23 с.

105. Латыпов Д.Н. Воспитание у студентов национальных и общечеловеческих ценностей.- Душанбе, 2000. — 272 с.

106. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М. 1970. - 54 с.

107. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976 - 64 с.

108. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990 - 415 28 с.

109. Мальцева В.М. Зеньковский В.В. О духовно-нравственном развитии личности // Педагогика.- 1994. -№ 4. С. 80-86.

110. Марьенко И.В. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Школа - 1994. - 223 с.т

111. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа Пресс. 1994-95 с.

112. Мирзоев Ш.А. Традиции и обычаи горцев. — Ростов-на-Дону, 2004-204 с.

113. Миррахимов И. Праздник Навруз. Душанбе: Ирфон, 1985 -С. 28.

114. Никандоров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. 1998.- № 3. - С. 3-10.

115. Никитина JI. Нормативно-правовая база деятельностиjсоциального педагога // Воспитание школьников 2001.-№3.-С.2-11.

116. Никитина JI. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. — 2001.-№ 2,- С. 18-24.

117. Никитина JL Функции и роли социального педагога // Воспитание школьника. 299.-№ 6. - С. 22-28.

118. Нравственное воспитание детей в семье (составитель Д.И. Перфилывское). Минск, 1990.- 238 с.т

119. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики, (отв.ред.А.К. Умедов) М.: Мысль, 1979 303 с.

120. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко, М., 1963-396 с.

121. Памема С. Марр, С. Кеннеди. Воспитание в нетипичных семьях // В помощь родителям в воспитании детей. Перев.с англ. Прогресс, 199.- 148 с.

122. Педагогика. Экспериментальное учебное пособие. 4.1 -Пятигорск, 1992. 24 36 с.

123. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. — М.: Наука. 1991 -218 с.

124. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. Ашхабад, 1983.- 16-18 с.

125. Примерное содержание воспитания школьников,- М.: Просвещение, 1989 144 с.

126. Пудинаев А. Формирование нравственных качеств личности у студенческой,молодёжи (средствами таджикской художественной литературы): автореф. дис. канд. пед. наук. Душанбе, 1922. - 22 с.

127. Родноза Н.Ш. О поощрении и наказании детей в семье. -Минск, 1997-93 с.

128. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики: автореф. дис. канд. пед. наук. М., - 1980.-18-20 с.

129. Санадхои меъёрии хукукии оид ба танзими анъана ва чашну маросимхо, Душанбе, 2007.- С.39.

130. Синкеевин З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. — Санкт-Петербург, 1994 174 с.

131. Сластенин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности. Научные труда. Серия: психолого-педагогические науки. М.: МПГУ. 1995.- С. 234-239.

132. Сластенин В.А. Социальный работник: Личность и профессия. Социальная работа. Вып. 6.М., 1992. - С. 1012

133. Слива Н.М. Воспитание ребенка в сельской семье в прошлом и настоящем. Отдел РАН. Этнография — Махачкала, 1969 -С. 93.

134. Словарь по социальной педагогике (Автор — составитель JI.B. Мардахов, М., 2002).- 368 с.

135. Словарь по этике М, 1989. - 445 с.

136. Словарь рифм. Словарь синонимов М: Терра, 1996 - 334 с.

137. Смирнова Я.С. Семья и быт народов Северного Кавказа. М, 1983, - 264 с. '

138. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. Матер.мет.семинара. Институт молодежи. М., 1992, -С. 140.

139. Супрунова JI.JI. Проблемы этнорегиональных исследований в сравнительной педагогике. Семейная этнопедагогика и современная школа: Материалы межвузовской научно-практической конференции Ставрополь, 2004. - С. 54-63.

140. Суханронии Президенти Чумхурии Точикистон Эмомали Рахмон дар' вохури бо бо ахли чамоатчигии мамлакат оид ба танзими расму оинхо ва анъанаву маросимхои Милли, Душанбе, 24 май-2007-32 с.

141. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений М.: Политическая литература, 1976. 216 с.

142. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М, 1961.- 246 с.

143. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3 т. М.: Педагогика, 1980, Т.1.-560 с.

144. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978-95 с.

145. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев, 1978 -240 с.

146. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М., 2004 - 346 с.

147. Сысенько В.Г. Учителя и родители. Минск: 1984, - 104 с.

148. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура воспитания учащегося. М, 1992 - 47 с.

149. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика.- 1993.-№ 2. -С. 38-40.

150. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. -№ 3.

151. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. — М.: Политическая литература, 1989. 573 с.

152. Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России — М, Ин-т. этнологии и антропологии РАН, 1996.-С. 233-240.

153. Тончий JI.B. Актуальные проблемы развития личности социального работника. Семья в процессе развития (материалы международной научно-практической конференции) М., 1993. -169 с.

154. Толковый словарь русского языка 4-е изд. Допол. М: Азбуковник, 1999. - 944 с.

155. Тафсири Конуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи танзими анъана ва чашну маросимхо дар Чумхурии Точикистон»,-Душанбе, 2008.-38 с.

156. Тхагажаев А.Т. О некоторых моральных поучениях ислама. -Нальчик, 1976 88 с.

157. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т. 1, 2, 6 M.-JI. 1948.

158. Ушинский К.Д. Пед.соч.в 6-ти т. Т. 1, 2, 3. М.: Педагогика, 1989-512 с. ■

159. Фатыхова A.JI. Профессиональное развитие личности социального работника в системе регионального педагогического образования: автореф. канд. пед. наук — М., 2004. — 21 с.

160. Федоров Н. Ислам не навязан России извне // Российская газета.- 1993.- 13 мая.

161. Фирсов М.В. Профессионально-этические принципы социальной работы и их исторические корни. Профессионально-этические нормы социальной работы. — М., 1993. С. 91-94.

162. Фридман JI.M. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. — М.: Просвещение, 1988 — 207 с.

163. Фролов С.С. Основы социологии. Учеб. пособие. — М.:1. Юристы,-1999—=^417-е:

164. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М, 1998. - 360 с.

165. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986 - 703 с.

166. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальной школы // Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Вып.2. Казань, 1976 - 278 с.

167. Харчев А.Г. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье. — М.: Слово . ЗОО.с.

168. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций, X-XI классы. -М., 1987,-398 с.

169. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики. // Из истории народного образования Адыгеи Ростов-на-Дону, 1975 . - 195 с.

170. Чарикова Е.Н. Культура межнационального общения и школа // Педагогика.- 1991.-№ 12. С. 18-20.

171. Чернокозова В. Об этике учителя // Воспитание школьников. -1993.-№4.-С. 17-19.

172. Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность. — Махачкала, 1990. 159 с.

173. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. — М., Ставрополь, 1991 -187 с.

174. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманистического образования: состояние и перспективы. — М., Ставрополь, 1991-С. 198-202.

175. Шмерлинг С.Б. Традиции семьи. Свердловск, 1988. - С. 127134.

176. Щуркова Н. Этическое воспитание // Воспитание школьников.-1996.-№4.-С. 9-11.

177. Этнопедагогика. Программы и методические указания. Сост. Арабов И.А., Батчаева X. Карачаевск, 1995. - 51 с.

178. Яковлева Т.В. Методическая система использования текстов по народной педагогике // Начальная школа.- 1998.-№ 1. С. 143 (на тадж. языке).

179. Барномаи фанни одоби оиладори. Душанбе, 1991. - 21 с.

180. Дустмухаммадов З.А. Маросиму идхо, оинхои нави граждани. -Душанбе: Ирфон, 1975 98 с.

181. Лутфуллоев М. Эхёи педагогикаи ачам. Душанбе, 1999. -260 с.

182. Лутфуллоев М. Точикистони сохибистиклол ва маорифи навин. Душанбе: Сахбо, 2006 - 228 с.

183. Лутфуллоев М. Педагогикаи умумибашари. Душанбе, 2008. -144 с.

184. Лутфуллоев М. Инсон ва тарбия. Душанбе, 2008. - 320 с.

185. Рахмонов Э.Ш. Суханрони дар ичлосияи 50-уми Ассамблеяи Генералии Созмони Милали. Муттахид. Точикистон дар рохи демоктария ва чомеи мутамадцин. Душанбе, 1996. - 243 с.

186. Сулаймони С. Фархангшиноси. Душанбе, 2002 . - 204 с.

187. Ташаккул ва инкишофи расму оинхои нав. Душанбе: Ирфон,1982. 32 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.